Социальная группа людей. Большая энциклопедия нефти и газа

Cтраница 1


Совокупность людей, из которых состоит какой-л. Изменения в составе исполнителей спектакля, о В ротах было налицо от половины до двух третей полного состава. Гаршин, Из воспоминаний рядового Иванова.  

Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой. Социальные группы могут быть большими и состоять из сотен, тысяч и даже миллионов человек, а могут быть малыми, насчитывающими от 2 до 7 человек. Дружеская компания или семья относятся к малым группам.  

Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой.  

Совокупность людей, находящихся Е одной классовой ситуации, и составляет, по определению Вебера, общественный класс. Те, кто не имеет собственности и может предложить на рынке лишь услуги, делятся в соответствии с видами услуг, те, кто владеет собственностью, могут быть дифференцированы в соответствии с тем, чем они владеют и как они это используют в экономических целях.  

Множества А и А.  

Или совокупность людей, прибывших на заседание Национального института радиоинженеров в 1960 г., представляет множество. Объекты, принадлежащие множеству, называются его элементами. Например, точка р является элементом множества (внутренности круга), изображенного на рис. 10.1. Множества часто обозначают буквами; например, множество, изображенное на рис. 10.1, мы обозначим через А.  

Всякая совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом, называется социальной группой или обществом. Их совместная жизнь называется общественной жизнью.  

ОБЩИНА - совокупность людей, имеющих общее постоянное место жительства, зависящих друг от друга в повседневной жизни и осуществляющих многие виды деятельности ради удовлетворения общих экономических и социальных потребностей.  

Социум как совокупность людей с их потребностями, способностями, деятельностью, отношениями и институтами - это и есть предметная область социологии.  

НАСЕЛЕНИЕ - совокупность людей, проживающих на территории Земли, континента, страны, региона, населенного пункта.  

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ - совокупность людей, живущих на земном шаре или в пределах конкретной территории, континента, страны. Термин употребляется большей частью при социально-экономической характеристике населения.  

НАРОД - совокупность людей, охватывающая абсолютное большинство населения конкретного об-ва (страны, региона), образующая социальную общность и выступающая в качестве решающей силы общественного развития. Реакционные же социальные силы и группы по своей природе являются антинародными.  

Выступая как социальная совокупность людей, коллектив представляет собой их нравственную общность. Нравственные отношения, нравственно-духовная сфера, нравственная совместимость членов коллектива - таковы основные характеристики нравственной общности, которая составляет один из срезов социально-духовной жизнедеятельности коллектива. Этим и объясняется практический интерес ко всему тому, что относится к ее познанию в трудовом коллективе, выявлению общих и специфических условий управления процессом образования такой общности.  

Толпа - стихийно сложившаяся, иррациональная совокупность людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных общим объектом внимания и сходством эмоционально - чувственного состояния. В толпе сознательная личность исчезает, индивидуальные чувства и идеи становятся однонаправленными. Получается образование, духовно психологическое единство, которое имеет временный характер и характеризуется определенными чертами.  

Социальная статистика изучает совокупности людей и может раскрывать закономерности поведения отдельного индивида. В этом случае в качестве объекта исследования выступает множество моментов, в которых зафиксированы параметры одной личности. В таких задачах необходимы эмпирические исследования, сравнения с некой контрольной группой, статистические доказательства значимости или незначимости различий между группами.  

Вариант № 1
1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

А) общественное сознание Б) общество

В) обыденное сознание Г) идеология
2. Иван - высокий, худощавый, с красивыми чертами лица , мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

А) личность Б) гражданина В) индивидуальность Г) профессионала


3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.- постиндустриальное?

А) основной продукт производства - промышленные изделия

Б) основной фактор производства - знания

В) широкое применение механизмов, технологий

Г) классовое деление общества
4. Какой признак характеризует традиционное общество?

А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса

В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления
5. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

А) привычки Б) влечения В) мотивы Г) эмоции


6. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным

Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны


15. Общественный прогресс выражается в:

А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы

В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества
16. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

Б) возросло значение науки и образования

В) усилились сословные различия

Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы
17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

А) аграрный тип общества

Б) неразвитость институтов частной собственности

В) особая ценность человеческой индивидуальности

Г) преобладание коллективных форм сознания
18. В основе цивилизационного подхода к изучению общества:

А) выделение общего Б) выделение особенного

В) развитие разума Г) развитие нравственности.
19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5. Касты, 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.

Тест «Человек и общество» 10 класс. Профиль

Вариант № 2
1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

А) духовное Б) социальное В) биологическое Г) биосоциальное


2. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь , продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы

А) войны и мира Б) экономической В) демографической Г) энергетической


3. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

А) постиндустриальному Б) индустриальному

В) традиционному Г) информационному
4. Петровские преобразования XVIII в. являются примером

А) стагнации Б) контрреформы В) эволюции Г) модернизации


5. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

А) стагнация Б) прогресс В) регресс Г) модернизация


6. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда .

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.


7. Индустриальное общество отличается от традиционного тем, что:

А) в нём существует жесткое разделение людей на классы, касты

Б) в нём отсутствуют социальные конфликты

В) в нём господствуют общинные принципы социальной жизни

Г) центрами социально-экономической жизни становятся промышленные предприятия
8. Запишите слово пропущенное в схеме:

потребности


естественные социальные _____________________
9. Разделение ремесла и сельского хозяйства, произошедшее в древности, свидетельствует о:

А) научно-техническая революции Б) социальной реформе

В) общественном прогрессе Г) регресс общества
10. Понятие «элемент», «структура», «взаимосвязь» используется при рассмотрении

общества как:

А) среды обитания человека Б) динамической системы

В) целостной системы Г) выделившейся части материального мира


11. Традиционное общество в отличие от индустриального:

А) имеет классовую стратификацию Б) является открытым

В) базируется на религиозном мировоззрении Г) поддерживает науку как социальный институт

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


15. Реформа в отличие от революции:

А) носит всеобъемлющий характер

Б) является формой социальной динамики

В) проводится, как правило, по инициативе сверху

Г) приводит к глубоким изменениям в общественной жизни
16. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как:

А) динамичную систему

Б) часть природы

В) весь окружающий материальный мир

Г) взаимодействие людей в социальных группах.
17. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

А) прогрессом Б) революцией В) эволюцией Г) регрессом


18. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

СОВОКУПНОСТЬ, совокупности, мн. нет, жен. (книжн.). Сочетание, соединение, представляющее общую сумму чего нибудь. Совокупность условий. Совокупность данных. По совокупности доходов обложить налогом. Предан суду по совокупности улик. Всё в… … Толковый словарь Ушакова

Множество элементов, обладающих некоторыми общими свойствами, существенными для их характеристики. В статистике различают: генеральную (общую) С. изучаемых элементов и выборочную С., по свойствам которой средствами математической статистики… … Словарь бизнес-терминов

Англ. aggregate; нем. Gesamtheit. 1. Соединение, совмещение. 2. Сочетание, общий итог ч. л., сумма. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

совокупность - объекты, выступающие вместе, как одно целое; атрибут совокупности связь; отдельные объекты, связанные чем л. между собой; субъект принадлежности; множество с повторяющимися элементами (матем. # точек. # причин). ▼ ГРУППА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ,… … Идеографический словарь русского языка

Совокупность - множество элементов, обладающих некоторыми общими свойствами, существенными для их характеристики, но не обязательно системными свойствами (см. Система). Различают: генеральную С., т.е. полную С. изучаемых элементов, и… … Экономико-математический словарь

совокупность - 3.4 совокупность (population): Множество рассматриваемых единиц продукции. Источник: ГОСТ Р ИСО 12491 2011: Материалы и изделия строительные. Статистические методы контроля качества … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Совокупность - Определенное множество индивидуумов, обследуемое в социолингвистических целях. Понятие, заимствованное социолингвистикой из социологии и применяемое при сборе социолингвистической информации. Генеральная С. различная по своим размерам С.,… … Словарь социолингвистических терминов

совокупность - tiriamoji visuma statusas T sritis chemija apibrėžtis Tiriamasis objektas ar jų grupė. atitikmenys: angl. general population; population rus. генеральная совокупность; совокупность … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

совокупность - исследовать совокупность анализ … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Книги

  • Введение в систематику умных материалов , Л. С. Пинчук. Совокупность умных материалов систематизирована методами таксономии по признакам, присущим кибернетическим системам. Это позволило расположить многообразие умных материалов и технических… электронная книга
  • Константы и переменные русской языковой картины мира , Ирина Левонтина. Совокупность представлений о мире, заключенных в значении слов и выражений того или иного языка, складывается в единую систему взглядов, которую, сами того не замечая, принимают все носители… электронная книга

Вопрос 1

Основные подходы к пониманию общества в философии

Приступая к изучению социальной философии, необходимо, прежде всего, ответить на вопросы: что такое общество? каковы основные подходы к определению его сути, сложившиеся в ходе историко-философского развития?

Изучение общества начинается почти с момента зарождения философии. Среди древних философов, занимавшихся исследованиями социума, следует отметить Демокрита, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и многих других. За прошедшие два с половиной тысячелетия в философии сложилось огромное число различных точек зрения по поводу сущности и специфики общества. Рассмотрим некоторые из них.

Объективно-идеалистический подход (представлен, например, в философии Г. Гегеля). Основная идея здесь следующая: история общества есть история саморазвития, т.е. общество развивается закономерно, история складывается из действий отдельных людей, каждый из которых старается претворить в жизнь свои интересы и цели.

Каждый народ получает право внести свою лепту в процесс самопознания Мирового духа. Процесс этот имеет свои конкретные этапы. Критерием их периодизации является прогресс в сфере свободы. Гегель выделяет четыре этапа восхождения всемирной истории: 1) восточный мир; 2) греческий мир; 3) римский мир; 4) германский мир. По мере прохождения этих этапов степень свободы народов возрастает.

Формационный подход к развитию общества разрабатывался в философии марксизма

Культурологический подход к развитию общества разрабатывался, например, в работах немецкого представителя философии культуры Освальда Шпенглера (1880--1936). Философ считал, что история человеческого общества распадается на ряд неповторимых культур, каждая из которых проходит четыре стадии: детство, юность, возмужалость, старость, или этап цивилизации, и, наконец, гибель. Затем происходит возникновение новой культур

Цивилизационный подход к развитию общества представлен философией английского историка, философа и социолога Арнольда Тойнби (1889--1975).

Общественная жизнь, с точки зрения Тойнби, представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации, которые и названы "цивилизациями". Каждая цивилизация уникальна, неповторима. Философ объясняет это географическими условиями, то есть средой обитания, или ареалом. Цивилизация -- это устойчивая общность людей, объединенная, прежде всего, духовными традициями, а также географическими рамками. Каждая цивилизация в своем развитии проходит несколько этапов: возникновение, рост, зрелость, расцвет, надлом, упадок, разложение. Не все цивилизации могут пройти весь путь от начала до конца; некоторые из них погибают, не успев расцвести.



Системно-синергетический подход к анализу общества основан на общей теории систем, создателем которой считают австрийского биолога и философа Людвига фон Берталанфи (1901 -- 1972).

С точки зрения системно-синергетического подхода, общество представляет собой открытую, динамическую, нелинейную, самоорганизующуюся систему.

Если общество рассмотреть в системно-синергетическом контексте, то можно предложить следующие его характеристики.

1. Как открытая система общество взаимодействует с внешней средой (природой). Механизмом этого взаимодействия является материальное производство, благодаря которому происходит производство, обмен и распределение материальных благ.

2. Общество - самоорганизующаяся система, поэтому оно строится как иерархическая система. В связи с этим отношения, возникающие между элементами общества, приобретают властный характер, что ведет к возникновению такого элемента, как политика.

3. Общество как самоорганизующаяся система порождает различные виды социальной информации (например, язык, знаковые элементы). Поскольку эта информация имеет смысл, то на ее основе возникает такое явление, как культура.

Поскольку общество развивается как самоорганизующаяся система, постольку в нем объективно действует случайность, возникают флуктуации, то есть изменения, колебания. Тем самым происходят быстрые, скачкообразные преобразования общественных систем. Из сказанного следует, что будущее и отдельных стран, и всего человечества не является предопределенным.

Вопрос 2

За длительный период существования философии как системы теоретического знания сформировалось множество подходов к пониманию общества и его интерпретаций в рамках различных школ и направлений. Попытки философов ответить на вопросы о том, что такое общество, какова его природа, как люди связаны в обществе, что определяет общественное развитие, привели к формированию в истории философской мысли основных философских концепций общества.

Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона . Платон (427-347 до н.э.) – основоположник объективного идеализма – строил свои представления об обществе на основе теории идей, объясняя общество как воплощение идей справедливости. Он утверждал, что общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей. Идеальное государство должно иметь своей целью общее благо, достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трех сословий: философов, которые должны управлять государством, воинов, призванных защищать государство, и ремесленников и земледельцев, обеспечивающих всех необходимыми материальными благами. Государство будет только тогда, когда каждое сословие будет добросовестно выполнять свои функции.

Греческие философы рассматривали время Космоса как циклическое, следовательно, развитие истории мыслилось ими в рамках замкнутого космического цикла, который должен был неизбежно смениться новым, соответственно, и история должна начаться вновь. Таким образом, в античное время утверждается концепция цикличного развития истории человечества .

В средневековье философское понимание общества основывалось на идеях теоцентризма, утверждавшего Бога причиной всего сущего. На основе провиденциализма история рассматривалась как результат осуществления предусмотренного Богом плана, то есть божественного провидения. «Избранные» народы осуществляют божественную миссию, а затем уступают место другим народам; все пороки – результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться. Постепенно формируется линейная концепция исторического процесса , согласно которой история начинается грехопадением первых людей, а заканчивается вторым пришествием Христа, страшным судом и наступлением царства Божия на земле.

Ярким представителем средневековой философии является Августин Блаженный (354-430), который уже в IV веке представляет философскую интерпретацию общества, различая «град небесный» и «град земной». Августин критиковал все, что в граде земном противоречит граду небесному, а смысл истории видел в движении града земного к совершенству града небесного. Собственно жизнь общества – это борьба добра со злом, длительный и мучительный процесс спасения человечества и обретения им утраченного единства с Богом.

В Новое время представления об обществе строятся на основе концепции естественного права и общественного договора , в то время как в христианстве постулировался договор народа с Богом (завет собственно и означает договор). Новоевропейские мыслителиподвергли резкой критике богословские концепции средневековья и рассматривали развитие общества как продолжение истории природы, пытаясь выявить «естественные» законы общественной жизни.

По мнению Т. Гоббса (1588-1679) , природное равенство людей приводит к соперничеству, поэтому естественное (догосударственное) состояние – это война всех против всех. Но такое состояние губительно для человечества, осознание этого, а также страх смерти подталкивает людей к заключению общественного договора. Общественный договор – это договор каждого с каждым о передаче права управлять собой общей власти. Факт заключения договора свидетельствует о переходе человечества от естественного состояния к гражданскому, главный признак которого – наличие государства, то есть публично организованной принудительной силы.

Общественный договор – это главный признак гражданского общества, а общественный договор, гражданское общество – это все творения человека разумного, а значит и философии о нем, утверждал Дж. Локк (1632-1704) . Разумный человек признает право на жизнь, свободу, собственность.

Дж. Вико (1668-1744), основоположник концепции исторического круговорота, утверждал, что развитие всех народов циклично и включает) три эпохи: божественную (безгосударственность, подчинение жрецам, героическую (аристократическое государство) и человеческую (демократическая республика или представительная монархия). Каждый цикл завершается общим кризисом, ведущим к распаду данного общества. Анализируя общественную жизнь, Дж. Вико отвергал идею фатализма в истории, критиковал тех, кто считал историю цепью случайностей.

Ш. Монтескье (1689-1755), основоположник концепции географического детерминизма, утверждал, что географические факторы такие, как климат, почва, рельеф, обусловливают нравы и склонности людей, от которых в свою очередь зависят общественный строй, образ жизни и законы. Большое внимание в творчестве Ш. Монтескье уделено государственному устройству общества и сформулировано важное положение о том, что общество прогрессирует в своем развитии, а различные стороны и ступени исторического процесса причинно связаны между собой, составляя единое целое.

Идеалистическая концепция общества господствовала вплоть до середины XIX вв. в виде исторического субъективизма и исторического объективизма. Исторический субъективиз м объяснял развитие общества действиями великих людей: королей, императоров, крупных политиков, религиозных и военных деятелей, замыслы которых приводят к тому или иному историческому событию. Совокупность таких событий определяет ход истории.

Согласно историческому объективизму , решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, абсолютная идея, мировой дух. Процесс развития общества имеет целенаправленный характер и не зависит от воли конкретных людей, даже великих, которые остаются лишь орудием надличностных сил.

Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался формированием большого числа школ и направлений в рамках неоклассической и неклассической философии, которые по-разному интерпретировали как само общество и общественные отношения, так и его историю. Особу популярность приобрела иррациональная философия, объясняющая все явления общественной жизни проявлением нерационального начала. Иррационалисты, игнорируя веру в человеческий разум, созидательную деятельность человека, утверждали, что в окружающей людей действительности, в самом обществе, его истории все хаотично, лишено закономерностей управления, ибо все подчинено так называемой «слепой воле» (А. Шопенгауэр (1788-1860) ).

Материалистическое объяснение истории общества впервые было предложено в конце XIX вв. К. Марксом (1818-1883) в видеформационной концепции исторического развития, согласно которой история общества рассматривалась как последовательная смена общественно-экономических формаций. Ключевым понятием данной концепции является общественно-экономическая формация как конкретный тип общества, находящийся на определенной ступени исторического развития. Основой общественно-экономической формации выступает определенный способ производства, обусловленный, с одной стороны, уровнем и характером развития производительных сил, с другой – уровнем и характером производственных отношений. Производственные отношения в свою очередь зависят от господствующих форм собственности. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым возвышается надстройка: политические, правовые, религиозные и т.п. отношения и институты. Этим институтам соответствуют формы общественного сознания: религия, мораль, право, искусство, философия, наука и т.д. Исторический процесс – это смена общественно-экономических формаций в результате социальной революции, главной причиной которой является углубляющийся конфликт между развитыми производственными силами и устаревшими, консервативными производственными отношениями. Экономическое противоречие приводит к конфликту в политической сфере, что отражается на всех уровнях надстройки общества. Движущей силой истории является классовая борьба.

В конце XIX – начале XX вв. произошло еще одно изменение в философских взглядах на общество и его историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества стала рассматриваться как процесс сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационной концепции общества связано с именами Ф. Ницше (1844-1900), О. Шпенглера (1880-1936), А. Тойнби (). Согласно данной концепции, цивилизация определяется как целостная общественная система, включающая множество взаимосвязанных элементов: религии, культуры, экономики, политики и биосоциальной организации. Смена цивилизации приводит к смене характера ее основных элементов. Цивилизационная концепция предполагает взгляд на историю как на нелинейный, многовариантный процесс, что дает возможность более глубоко осмыслить происходящие изменения и зафиксировать их специфику.

Ф. Ницше для объяснения характера исторического процесса предложил идею вечного возвращения. О. Шпенглер утверждал, что история человеческого общества не развивается линейно, а представляет собой ряд независимых, неповторимых и замкнутых культур, каждая из которых – организм, обладающий индивидуальной душой и судьбой, переживающий периоды возникновения, расцвета и умирания. По мнению О. Шпенглера, существовало восемь независимых и несравнимых друг с другом культур: арабская, майя, вавилонская, индийская, египетская, античная, китайская и западноевропейская. А. Тойнби в своей концепции исторического круговорота выделял уже не восемь, а двадцать одну культурно-историческую единицу. Каждая цивилизация, по его мнению, представляет собой целостную систему, все элементы которой связаны между собой, и которая проходит этапы возникновения, надлома, разложения и гибели, уступая место другой цивилизации.

Тем не менее, полного отрицания концепция линейности исторического развития не получила. Так, К. Ясперс (1883-1969), сторонник линейной концепции истории, делает акцент на единстве человечества и вытекающей из этого общности его исторического пути. К. Ясперс утверждает, что каждая историческая эпоха уникальна, благодаря своей специфической ситуации, но, тем не менее, в разных культурах возможно формирование близких по духу ситуаций, которые выступают в качестве предпосылок сходных исторических процессов. Таким историческим моментом, по мнению философа, является «осевое время» – период одновременного (примерно 800-е гг. до н.э.) зарождения духовных движений в Индии, Китае, Греции и Персии, определивших облик современного человечества; это момент возникновения философии, а вместе с ней и феномена философской веры. После осевой эпохи история человечества обретает единство, а локальные культуры вливаются в единый исторический процесс.

На основе натуралистического подхода к пониманию общества в XX в. формируется ряд натуралистических концепций общества, согласно которым общество и человек – это естественное продолжение природы и космических закономерностей. Так, А. Чижевский и Л. Гумилев считали, что ход истории и судьбы народов детерминируются космическими ритмами и солнечной активностью. Л. Мечников фактором общественных преобразований видел природно-климатические особенности территории.

На основе структурно-функционального подхода Э. Дюркгейм (1858-1917) определяет общество как реальность особого рода, не сводимую к другим и воздействующую на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда. Другой сторонник структурно-функционального подхода К. Поппер (1902-1994) вводит понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории не подвластен проектированию; обосновывает концепцию «открытого общества» и указывает на опасности тоталитаризма.

Концепции социальной стратификации общества разрабатывались М. Вебером (1864-1920), Т. Парсонсом, П. Сорокиным и др. Сущность данных концепций заключается в понимании общества как целого, состоящего из структурно упорядоченных элементов, находящихся во взаимосвязи. Деление общества на элементы, типы их взаимосвязи определяются не одним главным признаком, а многими критериями такими, например, как доход, образование, занятость и др.

На рубеже XX – XXI вв. особую популярность приобрела концепция постиндустриального общества , разработанная Д. Беллом, У. Ростоу, Дж. Гелбрейтом и др., которые в качестве движущего фактора общественного развития выделяли не экономику, а информационность, стремление к прибыли, сферу обслуживания.

В современной философии отсутствует единая концепция возникновения и развития человеческого общества. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепции истории и т.д. Многообразие взглядов является выражением реального многообразия исторической жизни людей, которое не может быть адекватно представлено в какой-то одной философской теории. Методология современного подхода к анализу структуры общества зачастую носит характер взаимодополнительности, когда материалистические и идеалистические подходы не взаимоотрицаются, а отражают разные стороны такой сложной реальности, как общество.

Разнообразие концепций следует, скорее, считать достоинством современной философии. В зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию. При этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее.

Таким образом, при любом подходе для философской интерпретации общества необходимо решение двуединой задачи, во-первых, необходимости осмысления места общества как системы в общем устройстве мира, во-вторых, уяснения общих инвариант социального устройства на всем протяжении его исторического развития.

Вопрос 4

Каждый человек вплетен в сложную систему со своим окружением. Он является представителем и конкретного государства и определенной этнической общности и соответствующей религиозной конфессии и т.д. Человечество состоит из многообразных социальных групп. При этом класс, нация, народ, община, трудовой коллектив и т.д. - это социальные общности, которые являются главным признаком социальной сферы.

Общность - совокупность людей, объединяемая общими признаками и отношениями.

Социальные общности отличаются друг от друга рядом черт: спецификой потребностей и интересов, ценностей и норм, местом в общественном разделении труда; степенью социальной однородности и устойчивости. Различия между социальными общностями имеются также в их количественном составе. Самыми крупными (или большими) оказываются расы, нации, классы, к малым относятся социальные группы – трудовые коллективы в цехах заводского предприятия, больницах, а также такой важнейший институт общества как семья.

Виды социальных общностей, по Ю.В. Бромлею (1921-1990):

· временные и устойчивые общности, охватывающие многие по­коления людей;

· общности, ограниченные малыми территориями и экстерриториальные;

· общности с синхронным и днахронным харак­тером взаимодействия;

· общности, складывающиеся объективно, по­мимо воли и сознания включенных в них индивидов, и общности, возникшие на базе сознательного целеполагания;

· общности макро- и микро-уровней.

Под социальной группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие.

Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, а также среда, в которой проистекают коллективные процессы.

На планете проживают более 5 млрд человек, а количество социальных групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. Это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5–6 группах.

Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека: способность к абстрактному мышлению, речь, самодисциплина и нравственность – возникли результате групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии – иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Сегодня человек не мыслит себя вне группы: он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми.

Классификация социальных групп
1. В зависимости от того, в какой мере объективная принадлежность индивида к данной группе предполагает субъективное осознание этой принадлежности, различаются номинальные группы, реальные группы и агрегаты.

Номинальные группы – социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (например, пассажиры пригородных поездов, семьи, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах практически не опосредствованы никакой деятельностью.

Реальные группы называются так потому, что принадлежность индивидов к этим группам определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности. К числу этих признаков относятся: пол (мужчины и женщины); уровень дохода (богатые, бедные и зажиточные люди); национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.); возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики); семейное положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые); профессия (водители, учителя, военнослужащие и т. д.); место жительства (горожане, сельские жители). У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

На границе между номинальными и реальными группами находятся агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, некоторые разновидности толпы.

2. В зависимости от размера выделяются большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). Малые группы – небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения. Сюда относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

Социальная организация – общность людей, искусственно сконструированная с какой-либо легитимной целью (например, производство товаров или оказание платных услуг) при помощи институционализированных механизмов подчинения (власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Примерами социальных организаций могут служить промышленные предприятия, фермерские хозяйства, банки, школы, больницы и т. д. Социальные организации могут быть очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими (от ста человек до нескольких человек). Социальные организации – промежуточный между большими и малыми социальными группами тип объединения людей.

Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей:
1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);
2. социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);
3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);
4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);
5. социально-профессиональные общности.

Этносоциальные общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю.

Племя – более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.

Народ – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая общность. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но зато есть общая история и культура. Нации возникают в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, появляется литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.