Сочувствие и сострадание в произведении юшка. Тема: Милосердие и сострадание в рассказе А

Ни у кого не вызывает сомнения, что такие чувства, как сострадание и сочувствие необходимы в жизни каждого человека. Без них современный мир стал бы ещё более жестоким и несправедливым. Потому что сострадание и сочувствие – это умение сопереживать чужому горю, желание помочь незнакомому че6ловеку, попавшему в беду. Эти чувства надо воспитывать с раннего детства на примерах из жизни Недаром об этой теме говорят по телевидению, пишут в газетах. А также эта тема продолжает волновать писателей и поэтов.В рассказе Леонида Андреева «Кусака» затронута тема любви к братьям нашим меньшим, в животным, а именно, к собаке. На этом примере особенно ярко видно, как меняется характер Кусаки, когда к ней проявляют сострадание, даже если это происходит кратковременно. Так злобная и кусачая собака постепенно превратилась в доброго преданного друга. Автор описывает это превращение такими словами: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака». Но счастье её было недолгим. Девочка, получив любовь и преданность Кусаки, бросила её и даже не попрощалась. И собака опять осталась одна. Я думаю, что после этой встречи она станет доверять людям ещё меньше. Но нельзя во всём обвинять девочку, потому что она сама ещё ребёнок. Наверное, и ей было тяжело расставаться со своим новым другом. Это был первый урок сострадания в жизни девочки и, будем надеяться, не последний. Когда она вырастет, то не сможет пройти мимо одинокого человека и постарается прийти к нему на помощь. Потому что гораздо страшнее, когда среди нас есть такие люди.Главный герой из рассказа Андрея Платонова «Юшка» как раз был таким человеком. Несмотря на то, что все окружающие его люди: и дети, и взрослые – унижали и оскорбляли его, сам Юшка сумел сохранить в себе те чувства., которые по отношению к нему никогда не проявлялись. Он не озлобился по отношению к людям, а терпеливо сносил и побои, и оскорбления, и удивительным образом верил в чудо. Это «чудо» должна была совершить девочка, которая хотела стать врачом. И Юшка как мог помогал ей и верил, что именно она сможет изменить его жизнь, вылечив его. Больше всего в этом рассказе меня поразило, что взрослые с равнодушием наблюдали за действиями детей, вместо того, чтобы учить их милосердию и доброте. В будущем они могут оказаться на месте Юшки. Человек живёт в обществе, поэтому конечно очень важно уметь, а главное желать оказать помощь и своим близким и совершенно незнакомым людям. И в то же время каждый из нас надеется, что оказавшись в трудной ситуации он обязательно дождётся поддержки и сочувствия. Но самое главное, люди не должны быть равнодушными и жестокими.


В наше время очень часто можно услышать фразу: «Добро должно быть с кулаками». На мой взгляд, в этом выражении есть что- то противоестественное, ведь понятия «добро» и «кулаки» несовместимы. Добро – это одна из высших нравственных категорий, которая подразумевает бескорыстную способность человека совершать благо по отношению к другим. Над вечными проблемами добра и зла не раз задумывалась русская литература.

Героями произведений А. Платонова часто становятся «странные» люди, не похожие на других, не понятые окружающими. Одним из них является Юшка, главный герой одноимённого рассказа. В глазах окружающих Юшка – «юрод негодный», ущербный, не умеющий жить человек. Над ним издеваются и дети, и взрослые. А он только кротко улыбается в ответ или спрашивает: «Должно быть нужен я вам, должно вы меня любите, раз обижаете?» Легко ли живётся Юшке? Очень нелегко.

Он болен, работает с утра до ночи. Описывая внешность героя, автор особенно выделяет глаза. В них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Характер Юшки выявляется и в его отношении к природе. Он целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы не испортить своим дыханием, гладил кору деревьев, подымал с земли мёртвых жуков и бабочек и долго вглядывался в их лица, «чувствуя себя без них осиротевшим». Платонов строит своё повествование так, что только в финале рассказа мы узнаём всю настоящую правду о Юшке. Когда-то этот человек взял на себя заботу о девочке-сироте и всю свою жизнь посвятил ей. Он не тратил на себя денег, которые зарабатывал, отказывал себе во всём, чтобы отдать девочку в пансион, выучить в университете.

Как часто слышал Юшка от прохожих: «Зачем ты живёшь на земле, божье чучело?» Но Платонов доказывает читателю, что жизнь Юшки не была напрасной. Его любовь и доброта помогли вызвать к жизни талант в другом человеке. Его приёмная дочь стала врачом и приехала в Юшкин город, чтобы лечить и спасать от смерти людей, которые глумились и издевались над её приёмным отцом. Добро, по мысли автора, рождает милосердие, сочувствие и отзывчивость.

В мире, который нас окружает, разлито много зла. Но только добро может победить это зло. Прав был Ш.Руставели, сказав:

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живёт.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-06-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Урок: Тема сочувствия и сострадания в рассказе А.Платонова «Юшка»

Цель: воспитание сочувствия чужому страданию, отзывчивости, доброго отношения ко всему живому;

развивать навыки анализа текста;

расширять словарный запас учащихся;

Планируемые результаты: умения характеризовать героев; владение элементами анализа текста; участвовать в коллективной беседе; размышлять над поставленными вопросами; умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: Портрет писателя А.Платонова, выставка книг,плакаты.

Ход урока

1.Организационный момент

На доске написан эпиграф к уроку:

нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать.

Ф.И.Тютчев.

Что такое благодать?

Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?

(Благодать- одно из ключевых понятий , рассматривается как дар для человека от , подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его .А это значит- мы рождаемся все добрыми, заботливыми, отзывчивыми людьми.)

- Слово учителя.

Ребята, начнём сегодня урок со стихотворения Таисии Феврониной. Вы внимательно послушайте его.

О, почему так тяжело,
когда страдает кто-то рядом.
Чтоб душу грустью замело,
достаточно бывает взгляда.

И ведь не только за родных
порой бессоньем ночь горит:
о посторонних, о чужих
тревога разум бередит.

Сочувствие – святая боль.
Оно от Бога в наших душах.
Бывает вкус - сплошная соль -
у побуждений самых лучших.

Пока мы сострадать умеем,
не всё так в мире безнадёжно.
Пока сочувствуем, жалеем,
то счастье на земле возможно.

О чём это стихотворение?(о душевных качествах)

Какова основная мысль?

Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня вести разговор на уроке?

2.Запись темы.

3.Словарная работа.

Что такое сочувствие?

Сочувствие-это отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

Что такое сострадание?

Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью

4.Работа с текстом.

Давайте вспомним рассказ А. Платонова «Юшка».

Кто такой главный герой рассказа? Назовите его полное имя? (Ефим Дмитриевич)

Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь.

Какое впечатление производит на вас портрет Юшки?

Кем был Юшка для жителей деревни?

Взрослые и дети выплёскивали на него свою злобу. Но не только это. По Юшке узнавали, когда пора начинать работу и когда пора ложиться спать- он работал с утра до вечера. В то же время Юшка был примером того, как не надо жить. Родители пугали детей судьбой Юшки.

Как относились взрослые к Юшке?

Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

Как относились дети?

Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал.

Чего дети ждали от Юшки, когда дразнили его и кидали в него камни и сор?

Они ждали, «чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им».

Почему Юшка верит, что дети любят его? Как об этом говорит автор?

Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его.

Так почему же дети были так жестоки по отношению к Юшке?

Дети не видели другого отношения к Юшке. Взрослые были примером для них.

Почему взрослые тоже обижали Юшку?

«У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Каждый вымещал на Юшке зло, зная, что Юшка не ответит, всё стерпит. В «зле» люди забывали своё горе.

Чего взрослые люди хотели от Юшки?

Непохожий на них Юшка раздражал их тем, что был не таким, как они, чтобы жил, «как надо».

А как надо было жить в представлении взрослых?

Люди жили в злобе, в скуке, в пьянстве, в ожесточении, жили бездумно. Такую привычную жизнь они считали правильной.

Юшка считал, что люди любят его. А сам Юшка любил людей? Что он делал для любви?(Чтение фрагмента рассказа от слов «В июле или в августе…»)

Прежде всего, Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

Почему Юшка «осерчал» (впервые в жизни) на «весёлого прохожего»?

Юшка осерчал потому, что прохожий,да и другие люди, не хотели понять, что все равны, что всем нужен свет. Но люди этого не понимали. Они потеряли веру в Бога, потеряли человеческий облик.

Хотел ли «весёлый прохожий» смерти Юшки?

Душевная чёрствость человека может стоить людям жизни.

Что изменилось после смерти Юшки?

Люди впервые попросили у Юшки прощения, прийдя проститься с ним. Но жить людям без Юшки стало хуже. «Теперь вся злоба и глумление оставалось среди людей и тратилось между ними. Потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.»

Что помогло хоть немного изменить людей после смерти Юшки?

Появление сироты, которая была очень похожа на Юшку. Такая же кроткая, добрая, «чистая душой».Жестокость немного отступила. Осуществился библейский завет «Побеждай зло добром»

Итог урока:

Продолжите фразу

Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

После этого урока я постараюсь _____________________________________

Итак, поставьте себе оценку за работу на уроке, затем класс пусть обсудит и поставит вам оценку.

Дом.зад.: подобрать материалы к сочинению на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

"Торопитесь делать добро" - простой и мудрый совет, который мы слышим очень часто. Но не все люди спешат следовать ему. Одни противопоставляют этому призыву свой жизненный опыт, другие просто не умеют так жить. Творить добро нелегко, это требует от человека душевной щедрости, способности жертвовать личными интересам, привычки отдавать людям больше, чем брать. Любить и жалеть людей труднее, чем ненавидеть. А те, кому это удается, вызывают непонимание, иногда даже злобу.

Герой рассказа Платонова "Юшка" - это воплощение доброты и любви к человеку. Его доброта беззащитна перед людской злобой, но она жила в нем всю жизнь, и даже после смерти Юшки проросла в его приемной дочери - добрыми делами и состраданием к людям.

Юшка работал подручным помощником у главного кузнеца, "потому что плохо видел глазами и в руках у него мало было силы". Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо и делал всякую другую работу. За свою работу он получал небольшие деньги, но ничего не тратил на себя. Все до копейки он отдавал девочке-сироте, чтобы она могла жить и учиться. "Юшка не пил чаю и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы без смены одну и ту же". Над ним смеялись и взрослые. Они издевались над ним, оскорбляли и даже били. "Сердце в людях бывает слепое", - говорил Юшка и не обижался на людей. Он верил, что его любят и что он нужен людям, "только они не умеют любить, и не знают, что делать для любви".

Самой своей покорностью Юшка тоже сослужил односельчанам добрую службу: он безответно терпел всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство, "чтоб меньше злобы оставалось среди людей". Но они поняли это, только когда Юшки не стало. С умершим Юшкой пришли проститься все люди, старые и малые, весь народ - все те, кто знал Юшку и потешался над ним, мучил его при жизни. Они уже никогда не смогут повиниться перед ним и ответить на его добро.

А после смерти Ефима Дмитриевича в город приехала девушка-врач, воспитанница Юшки. До самой старости она "не утомлялась утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших". И все в городе ее знали и уважительно называли дочерью доброго Юшки.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; «Торопитесь делать добро» (по рассказу А. Платонова «Юшка») уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Юшка - воплощение доброты и самопожертвования. (Герой рассказа Платонова отличался от окружающих его людей тем, что был необычайно добр. Много работая, он все отдавал девочке-сироте, чтобы она могла жить и учиться. Он во всем отказывал себе, никогда ни на что не жаловался, никого не обижал, не умел защитить себя) Отношение людей к Юшке. (Люди были жестоки к Ефиму Дмитриевичу. Даже дети звали его Юшкой, дразнили, бросали камнями. Взрослые ругали и
    Жанр произведения - рассказ. Главный герой - подручный кузнеца Юшка. Рассказ - это история его трудной жизни. Завязкой произведения является описание жизни Юшки, его работы в кузнице. С развитием действия читатель узнает о том, как к Юшке относились окружающие люди, а еще о том, что у Юшки есть какие-то родственники, к которым он каждое лето уходит. Кульминация - спор с пьяным прохожим и гибель Юшки. Развязка - приезд приемной дочери Юшки
    Рассказ А. П. Платонова "Юшка" - это история жизни человека, умевшего искренне и бескорыстно любить весь мир, забывающего себя в этой любви. Это также история жестокого и неправильного мира, не умеющего понять: как это - любить "просто так"? Это история ошибок и находок, сострадания и бесчеловечности, жестокости и простого человеческого счастья. Юшка - главный герой рассказа - вначале вызывает у нас жалость. Это старый на вид (хотя на самом деле ему
    Почему мы так любим читать, почему, закрыв последнюю страницу книги, открываем новую и так продолжается всю жизнь? Ответ удивительно прост. В каждой книге, рассказывающей о реальных или придуманных автором событиях, мы погружаемся в мир ее героев и не перестаем удивляться, какие разные у них судьбы. В рассказе А. Платонова "Юшка" главный герой - это маленький, безобидный дедушка по прозвищу "Юшка". Удивительна и печальна судьба этого человека. Тяжелая жизнь и неизлечимая болезнь
    Давно, в старинное время, жил в одном городе старый на вид человек. Он работал в кузнице недалеко от московской дороги подручным у главного кузнеца, потому что плохо видел и был слаб. Носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, пока главный кузнец отковывал его, водил лошадь в станок, когда надо было подковать ее, - словом, делал всякую другую работу, которую надо было
    Предварительная подготовка к уроку. Прочитать рассказы А. П. Платонова: “Юшка”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле” и другие рассказы по выбору учащихся. Индивидуально-групповые задания: иллюстрации к рассказу “Юшка”, ответы на вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказов “Юшка”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”. Э п и г р а ф ы к у р о к у: ...На свете каждый кому-то нужен От колыбели до самой смерти. Г. Умывакина (современная воронежская поэтесса)
    1. Какая проблема составляет основу всего творчества А. Платонова? А. Отцов и детей Б. Борьбы за свободу В. Сущности жизни Г. Интеллигенции и революции 2. Какова концепция природы в творчестве А. Платонова? А. Гармоничный мир Б. Прекрасный и яростный мир В. Разгул стихий 3. В каких произведениях А. Платонова проявляются черты антиутопии? А. "Сокровенный человек" Б. "Котлован" В. "Чевенгур" Г. "Город Градов" 4. В чем состоит основной и постоянный конфликт всей прозы А. Платонова? А. Противоречие между живой природой и неживыми машинами Б. Между человеком и
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Рассказ А. П. Платонова «Юшка» необходимо читать несколько раз, чтобы лучше понять истинный смысл произведения. На первый взгляд здесь речь идет о человеке, о котором можно сказать, что он «не от мира сего». Действительно, Юшка не похож на всех окружающих. Его разительная непохожесть на других не имеет объяснения. Юшка таким, очевидно, родился. Он словно с другой планеты, чем те, кто живет в его городке. Мы ничего не знаем о жизни Юшки.

Перед нами он предстает стариком, хотя ему всего лишь около сорока лет. У Юшки была нелегкая жизнь. Но он сам не делает ровным счетом ничего, чтобы свою жизнь облегчить. Из-за этого над ним смеются и издеваются окружающие. Слишком разителен контраст между нищим стариком и теми, кто думает о своем благополучии. Юшку, действительно, не беспокоят вопросы личного комфорта и благополучия. Кажется, что он не думает вообще ни о чем - только лишь работает с утра до вечера, а один раз в год уходит куда-то в деревню. Жизнь Юшки никого не интересует, разве что раздраженные прохожие вымещают на нем свое зло, или же дети развлекаются, издеваясь над стариком.

Рассказ Платонова очень короткий. Буквально через несколько страниц мы узнаем о смерти несчастного. И практически сразу становится ясно, что свою жизнь он прожил не зря. Юшка дал возможность получить образование девушке, которая стала врачом.

В начале рассказа Юшка предстает перед нами никому не нужным, несчастным, всеми презираемым и убогим. В конце рассказа мы понимаем, насколько он выше и значительнее, чем мелочные и злобные люди, которые всю жизнь ему досаждали. И сразу же встает вопрос об осознании необходимости уважения и сострадания к человеку. Пусть этот человек так непохож на всех вокруг, пусть он кажется ненужным и бесполезным... Впрочем, кому дано право делить людей на полезных и бесполезных? В рассказе Платонова пьяные озлобленные прохожие берутся судить об этом. Но чем же они сами лучше Юшки? Только лишь тем, что сильнее? Или у них есть какие-то иные достоинства. Увы, об их достоинствах мы так ничего и не узнали на протяжении всего рассказа. А о том, что сделал Юшка для всех, в том числе и для недалеких жителей своего городка, мы узнаем в конце рассказа. Благодаря Юшке в городке появился врач, готовый лечить от тяжелейшей болезни - туберкулеза, причем не требуя даже малейшей платы за свою работу.

Пока был жив Юшка, никому в голову не приходило хотя бы пожалеть его. И речь уж здесь никак не может идти об уважении к нему или хотя бы о сострадании. После того, как очерёдной прохожий вымещал на старике свое плохое настроение, Юшка оставался лежать в пыли. Иногда у него не было сил подняться. И тогда приходила дочь хозяина кузницы, у которого Юшка жил и работал. Дочь хозяина также относилась к старику с презрением. В ее душе не было жалости к нему. «Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?»

Казалось бы, кто дал ей право размышлять о том, для чего живет человек. Но она не чувствует сострадания и не понимает ценности жизни такого человека, который никому не нужен. Ведь именно таким выглядит Юшка. Между тем сам он не понимает подобных вопросов. «Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить».

Получается, что Юшка намного умнее, чем окружающие его люди. Ведь он сознает ценность жизни вообще и своей в частности. Он пытается объяснить это. Но его никто не понимает. «Это отец-мать меня родили, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю».

Конечно, с точки зрения окружающих, работа в кузне не выглядит должным оправданием жизни несчастного старика. Дочь хозяина кузницы не пытается хотя бы посочувствовать Юшке. Она, как и все соседи, безапелляционно судит о его ненужности, ее мнение насчет его существования полностью совпадает с мнением большинства: «Другой бы на твое место нашелся, помощник какой!» Юшка пытается оправдать себя, свое существование. В его словах таится смутная надежда, которая жестоко разрушается дочерью хозяина кузницы.

«- Меня, Даша, народ любит!

Даша смеялась.

У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..

Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое».

Юшка намного мудрее, чем все, кто его окружает. Правда, его мудрость слишком отличается от законов, по которым живут в обществе. Правила и законы людей, окружающих Юшку, можно назвать звериными. Именно поэтому старик и вызывает всеобщую ярость. Он слаб, не может защитить себя. А в обществе не принято сострадание, и об уважении никто даже не задумывается.

Платонов изображает вполне обыденную ситуацию, которая, к сожалению, встречается очень часто. И вот слова, которые довелось услышать Юшке, были сказаны очередным веселым прохожим: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее стало бы без тебя, а то я боюсь соскучиться...»

Юшка посмел возразить, «должно быть, первый раз в жизни».

«- А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..

Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:

Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!»

Это были последние слова, которые довелось услышать Юшке на этом свете. В душе прохожего не появилось ни капли сострадания. Он ударил старика и спокойно пошел домой пить чай. Юшка умер.

Смерть несчастного старика ложится несмываемым пятном на жителей городка. Их черствость и жестокосердие привело к тому, что самый добрый и самый безответный человек умер, так и не ощутив тепла, сострадания, уважения. Люди думали, что без несчастного старика их жизнь будет лучше? Но они ошибались. «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».