Сочинения для школьников. 

Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви... А. Блок Ранний А. Блок предстает перед нами как тонко чув­ствующий лирик, которому присущи и романтические по­рывы, и томление, и восторг, и предчувствия. Горький пи­сал о нем, что «это настоящий, волею божьей поэт и чело­век бесстрашной искренности». На формирование А. Блока как поэта оказало большое влияние учение Вл. Соловьева, поэта, религиозного мысли­теля и философа конца XIX в. Блок на время становится мистиком, видя в событиях окружающего мира предвест­ников конца света. Спасение от наступающего хаоса поэт видит в начале «Вечной женственности», символе Красоты и Добра, которые и получили свое развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике А. Блока «Стихи о Пре­красной Даме». Эта книга не только отразила юношескую влюбленность поэта в Л. Д. Менделееву, которая стала впоследствии его женой, всегда была его мукой и радос­тью. Но Прекрасная Дама в интерпретации поэта прини­мает внеземные, сверхчувственные формы, становится сим­волом высшего воплощения совершенства, гармонии, кра­соты, женственности. Предчувствую Тебя, Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. «Стихи о Прекрасной Даме» почти полностью отреше­ны от быта, от реальной жизни, поэтому у главного образа, к которому обращены все мечты и надежды поэта, нет име­ни - и множество имен: Дочь света, Таинственная Дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая... Лирический герой искренне верит и ждет встречи с ней, надеясь, что это поможет преобразить мир: О, взойди же предо мною Не в одном воображеньи! Однако в то же время поэт предчувствует и бесконечно боится того, что может произойти обман, подмена: «Но страшно мне - изменишь облик Ты...» Это тревожит ли­рического героя, не дает ему покоя, но в конце концов так и случается: Ты, обманут неизвестным: За священные мечты, Невозможно бестелесным Открывать свои черты. Со временем окружающий мир с его трагедиями и кон­фликтами, человеческими страданиями, хаосом, революци­онными событиями вторгается в изолированный мир меч­таний и идеалов А. Блока, нарушает так и не найденную гармонию. И поэт начинает понимать, насколько недости­жим в реальности его идеал: Мне страшно с Тобой встречаться, Страшнее Тебя не встречать... А хмурое небо низко - Покрыло и самый Храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты - там. Поэт чувствует надвигающиеся большие перемены как в собственной судьбе, так и в судьбе своей страны, ощуща­ет, что близится решающее, необычное время, обращающее все прошлые надежды в призраки: Убегаю в прошедшие миги, Закрываю от страха глаза На листах холодеющей книги - Золотая девичья коса. Надо мной небосвод уже низок, Черный сон тяготеет в груди. Мой конец предначертанный близок, И война, и пожар - впереди. Именно в это время А. Блок утрачивает веру в свое «виденье, непостижимое уму»: «Ты в поля отошла без воз­врата». Но перед поэтом открылся реальный мир - мно­гообразный, противоречивый, человечески-земной, новый. Отворяются двери - там мерцанья, И за ярким окошком - виденья. Не знаю - и не скрою незнанья, Но усну - и потекут сновиденья.

ПЕВЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ

Об Александре Блоке написаны десятки литературоведческих исследований. Но его биография, изломанная личными драмами и социальными потрясениями, хранит немало неизвестных страниц. Авторов фильма, продюсеров Людмилу Снегиреву и Олега Вольнова, интересует не только творчество, но и личная жизнь поэта. Блок подарил своей жене - Любови Дмитриевне - бессмертие, посвятив ей лучшие стихи. Но супружеской верности между ними не было. У обоих были романы, которые они даже не скрывали. Еще при жизни поэта ходили слухи, что у него есть внебрачные дети. Авторы фильма встретились с предполагаемыми потомками поэта и расспросили, что из этих слухов правда. Они впервые взяли интервью у вероятного прямого потомка Александра Блока - Андрея Люша.
Зрители увидят рукописные оригиналы самых известных стихов, и узнают, как они создавались, как Блок искал свою Музу, свою Прекрасную Даму.
Авторы побывали и на малой родине Блока - в подмосковном имении Шахматово, не пережившем революцию, но бережно восстановленном неравнодушными к творчеству поэта. Там будущий поэт сочинил свои первые стихи, встречал рассветы с Прекрасной Дамой, искал вдохновение. Он приезжал туда ежегодно в течение 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Там было написано почти 300 стихотворений. Андрей Белый писал: “Здесь, в окрестностях Шахматова, что-то есть от поэзии Блока; и даже: быть может, поэзия эта воистину шахматовская, взятая из окрестностей; встали горбины, зубчатые лесом; напружились почвы и врезались зори”.
Поэт приветствовал революцию, он же участвовал в составлении документов, связанных с отречением от престола царя Николая II. Черновики этих документов, написанные его рукой, в фильме покажут впервые. В фильме участвуют: блоковед, троюродный племянник Блока Владимир Енишерлов, сотрудник НИИ антропологии МГУ Илья Перевозчиков, эксперт по Блоку из Института Мировой Литературы Дина Магомедова, художник Валерий Розо, директор Музея-усадьбы Блока в Шахматово Светлана Мисочник, сотрудник Музея-квартиры Блока Марина Иванова и другие.
Фильм «Я медленно сходил с ума» будет показан на Первом канале 16 ноября в 00:30.

А. Блок - певец Прекрасной Дамы. Ранний А. Блок предстает перед нами как тонко чувствующий лирик, которому присущи и романтические порывы, и томление, и восторг, и предчувствия. Горький писал о нем, что “это настоящий, волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности”.
На формирование А. Блока как поэта оказало большое влияние учение Вл. Соловьева, поэта, религиозного мыслителя и философа конца XIX в. Блок на время становится мистиком, видя в событиях окружающего мира предвестников конца света. Спасение от наступающего хаоса поэт видит в начале “Вечной женственности”, символе Красоты и Добра, которые и получили свое развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме”. Эта книга не только отразила юношескую влюбленность поэта в Л. Д. Менделееву, которая стала впоследствии его женой, всегда была его мукой и радостью. Но Прекрасная Дама в интерпретации поэта принимает внеземные, сверхчувственные формы, становится символом высшего воплощения совершенства, гармонии, красоты, женственности.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
“Стихи о Прекрасной Даме” почти полностью отрешены от быта, от реальной жизни, поэтому у главного образа, к которому обращены все мечты и надежды поэта, нет имени - и множество имен: Дочь света, Таинственная Дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая… Лирический герой искренне верит и ждет встречи с ней, надеясь, что это поможет преобразить мир:
О, взойди же предо мною
Не в одном воображенъи!
Однако в то же время поэт предчувствует и бесконечно боится того, что может произойти обман, подмена: “Но страшно мне - изменишь облик Ты…” Это тревожит лирического героя, не дает ему покоя, но в конце концов так и случается:
Ты обманут неизвестным:
За священные мечты.
Невозможно бестелесным
Открывать свои черты.
Со временем окружающий мир с его трагедиями и конфликтами, человеческими страданиями, хаосом, революционными событиями вторгается в изолированный мир мечтаний и идеалов А. Блока, нарушает так и не найденную гармонию. И поэт начинает понимать, насколько недостижим в реальности его идеал:
Мне страшно с Тобой встречаться,
Страшнее Тебя не встречать…
А хмурое небо низко -
Покрыло и самый Храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты - там.
Поэт чувствует надвигающиеся большие перемены как в собственной судьбе, так и в судьбе своей страны, ощущает, что близится решающее, необычное время, обращающее все прошлые надежды в призраки:
Убегаю в прошедшие миги,
Закрываю от страха глаза
На листах холодеющей книги -
Золотая девичья коса.
Надо мной небосвод уже низок,
Черный сон тяготеет в груди.
Мой конец предначертанный близок,
И война, и пожар - впереди.
Именно в это время А. Блок утрачивает веру в свое “виденье, непостижимое уму”: “Ты в поля отошла без возврата”. Но перед поэтом открылся реальный мир - многообразный, противоречивый, человечески-земной, новый.
Отворяются двери - там мерцанья,
И за ярким окошком - виденья.
Не знаю - и не скрою незнанья,
Но усну - и потекут сновиденья

Сочинение "Александр Блок-певец прекрасной дамы"

Эпоха 1900-х годов - эпоха лирики, .в которой по преимуществу отразились предчувствия, трево­ги, упования времени, сулившего «неслыханные пе­ремены, невиданные мятежи». Никто другой так беспощадно-искренне, так честно и мужественно не обнажал нам душу, зажатую в тисках времени, ког­да «раскололся мир и трещина пошла по сердцу поэ­та», как Александр Блок.

Блок, бесспорно, - первый лирик своего време­ни. Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души - вы­сший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота - это ранний Блок.

«Стихи о Прекрасной Даме» - явление, сто­ящее особняком в русской поэзии. Уже само назва­ние стоит вне традиции: культа Прекрасной Дамы наша поэзия не знала. Культ творит сам поэт. Это - высокое, верное, рыцарское служение юноши-поэта своей мечте о нездешней любви, беззаветное восхи­щение той, кто кажется ему высшим воплощением земного совершенства, царицей мира, Вечной Женст­венностью. Каждая встреча с ней - событие, имею­щее глубокий смысл, за ним - тайна.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Для выражения несказанного нужны особенные слова-символы, слова-намеки. Такая поэзия живет в чистом, разреженном воздухе вершин.

Ты в белой вьюге, в снежном стоне

Опять волшебницей всплыла,

И в вечном свете, в вечном звоне

Церквей смешались купола.

Название «Стихи о Прекрасной Даме» - чуже­родное, романское, но Блок не поселяет ту, которой поклоняется, в средневековые замки. Та, которой имени нет, является ему среди русских полей и лу­гов, среди таинственной и прекрасной природы, рас­стилающейся за порогом гнахматовского дома: рус­ская лирика нерасторжима с русской природой.

В шахматовском уединении шла напряженная работа духа, а вернее, горение. «Я сильно светился», - вспоминал позже Блок «мистическое лето» 1901 года. Не только внешняя, но и духовная изолированность способствовали небывалому сосредоточе­нию поэтической мечты на идеале, принявшем не­земные, сверхчувственные формы. «Виденье, непо­стижимое уму», является юноше-поэту среди окрестных полей и лугов. Он предчувствовал ее («Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...»), ви­дел ее («Молодая, золотая... шла Ты яркою сте­зею...») и утратил ее («Ты в поля отошла без возвра­та»).

Создавался «роман в стихах», в нем «деревен­ское преобладает над городским; все внимание на­правлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим ее с верой». Блок писал также об ощу­щаемом им в то время «необычайном слиянии с при­родой».

В «Стихах о Прекрасной Даме» нет собственно пейзажа, но есть фон, намеченный несколькими штрихами, но штрихами вполне конкретными, за ними угадывается шахматовская природа, лирика которой окутывает юношеские видения Блока.

Кругом далекая равнина

Да толпы обгорелых пней.

Внизу - родимая долина,

И тучи стелются над ней.

На этом фоне среди «знаков» - закатов, зорь, туманов происходит мистическое явление той, чье имя пишется поэтом с большой буквы. У нее множе­ство имен: Закатная Таинственная Дева, Дочь Све­та, Владычица Вселенной, Дочь Блаженной страны, Вечная Любовь, Хранительница Дева, Величавая Вечная Жена, Российская Венера. Она - Невозму­тимая, Тихая, Ясная, Певучая, Далекая, Светлая, Ласковая, Святая.

Целый день передо мною,

Молодая,золотая,

Ярким солнцем залитая,

Шла Ты яркою стезею...

О, взойди же предо мною

Не в одном воображеньи!

Но этому не суждено было сбыться. Произошло искажение.

Оно было предчувствовано («предчувствие изме­нения облика»): «Но страшно мне - изменишь об­лик Ты...» Уже тогда поклонников ненапечатанных еще стихов Саши Блока пугали эти строки. Чуть слышимый, приглушенный, вторгается диссонанс, где-то вдали маячит неясная тень двойника, сквозит тревога, что та на самом деле иная, что допустима подмена.

Ты обманут неизвестным:

За священные мечты

Невозможно бестелесным

Открывать свои черты.

Певец Прекрасной Дамы творит свой идеал в не­измеримом разрыве мечты с действительностью. И как ни вневременна Прекрасная Дама, а действи­тельность вторгается и в этот изолированный мир мечты, нарушая гармонию. Где-то таится пока еще смутное ощущение неблагополучия в большом мире и в душе поэта.

Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать...

А хмурое небо низко -

Покрыло и самый храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты - там.

Предтеча поэзии Блока - философия и лирика Владимира Соловьева. Юный Блок принял его поэ­зию как откровение. В стихах Вл. Соловьева звучит тема «подруги вечной», олицетворяющей «Вечную Женственность»: «Знайте же: вечная женственность ныне в теле нетленном на землю идет...» Блока его друзья воспринимали как продолжателя дела Вл. Соловьева.

Однако образ Прекрасной Дамы тускнел, раздва­ивался.

Начиналась страшная, никем не изжитая траге­дия души. В записной книжке 1904 года Блок при­знается, что Прекрасная Дама его покинула - на­всегда.

Она отошла «в поля без возврата». Единая на­правленность творчества - гимны той, всецелая по­груженность в мечту - исчезла, мир становится многообразен. Мир тревожный, страшный, но и вле­кущий.

Много нас - свободных, юных, статных -

Умирает, не любя...

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Ты - уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцает вдали тот образ, который чем дальше, тем будет все ярче и светлее - образ Роди­ны.