Сочинение «Народ и родина в лирике Н. Некрасова

Опять она, родная сторона,
И вновь душа поэзией полна…
Н. А. Некрасов
Демократическое движение в России в середине XIX века породило и “третьего”, после Пушкина и Лермонтова, великого русского поэта Н. А. Некрасова, который существенно обновил содержание и форму русской лирики и поэмы.
Многим Некрасов был обязан своим соратникам Белинскому, а позднее Чернышевскому, общение с которыми воспитывало его демократизм. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова

Такими впечатлениями, которые помогли ему лучше, чем кому-либо из писателей, узнать жизнь народа, городской бедноты, разночинцев. Личность Некрасова крайне сложна. Мемуаристы отмечают, что он был “кающимся дворянином”, то есть испытывавшим угрызения совести перед угнетенным народом. Он старался своей поэтической деятельностью как бы искупить грех своего привилегированного происхождения.
Некрасов писал, что самое главное – это любить народ и родину и “служить им сердцем и душой”. Русский народ, в неограниченные возможности которого Некрасов свято верил, и родная земля с ее удивительно суровой, но бесконечно прекрасной природой – неиссякаемый источник вдохновения поэта. Образ матери-родины проходит через все его творчество. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сыном к тебе возвратился”; “О матушка-Русь! ты приветствуешь сына”; “Мать-отчизна! дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” – слова, с которыми обращался поэт к родине. На чужбине Некрасов тосковал, томился от бездействия, пребывал в творческом тупике. Но стоило ему вернуться, вдохнуть знакомые с детства запахи и увидеть родные пейзажи, он переживал творческий подъем:
Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом,
И вновь душа поэзией полна…
Да, только здесь могу я быть поэтом!
Сравнивая полную своеобразной прелести красоту русского пейзажа с пейзажами Запада, Некрасов пишет о ее лечебной силе:
Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни людей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
Удивительные по проникновенности и красоте строки посвящал Некрасов родным лугам и полям, “гордым” русским рекам. Замечательное по выразительности описание русской весны мы читаем в стихотворении “Зеленый Шум”:
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух, и вода!
Любуясь красотой природы, поэт никогда не забывал о том, как тяжело жилось народу под небесами родины. Тема “родины” в поэзии Некрасова приобретала особо демократический, крестьянский характер. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлака, бесправие народа, произвол “власть имущих” – все эти трагические стороны печальной русской действительности волновали поэта.
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг,
С душевной болью восклицает поэт. Стихи его наполнялись ненавистью к обидчикам простых людей. Поэтому в творчестве Некрасова слова “любовь к родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “ненависть”.
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей.
Его стихи – “свидетели живые за мир пролитых слез”. В своей поэзии Некрасов полностью погружается в чисто русские заботы: “Несжатая полоса” (1854), “Забытая деревня” (1855), “На Волге” (1860), “В полном разгаре страда деревенская” (1864), “Размышления у парадного подъезда” (1858), “Железная дорога” (1864). Некрасову не нужно разъяснять свое понимание родины, искать пути к народу. Он везде встречается с народом: на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в избе, в лесу. Он умеет почувствовать и понять настроения простого человека. Некрасов страстно верил в счастливое будущее своей матери-родины. Он писал о родной земле:
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Поэт призывал “не робеть за отчизну любезную”, так как верил, что народ завоюет себе счастье. “Я верую в народ”, – говорил поэт. Эта великая вера Некрасова имеет особое значение в наше сложное, полное тяжких испытаний время. Без Некрасова нельзя понять ни прошлого русской поэзии, ни ее настоящего.

Ви зараз читаєте: Народ и родина в лирике Н. А. Некрасова

Тема Родины в лирике Некрасова. Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова.

В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении Железная дорога автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей.

Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах. Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе. Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью.

Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов Выпряг народ лошадей - и купчину С криком ура! по дороге помчал Образ России, одержимой холопским недугом, возникает и в стихотворении Размышления у парадного подъезда. Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России.

Перед нами предстают образы крестьян-ходоков Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину.

Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства. Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи, Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме Кому на Руси жить хорошо он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов.

С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий - богатырь святорусский.

Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме Кому на Руси жить хорошо. Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.

Некрасов считает своей родиной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную задачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворения Поэт и гражданин он говорит Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан! Это вовсе не означает не будь поэтом, а будь гражданином.

Для Некрасова истинный поэт - это и есть отечества достойный сын. Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен Таким образом, поэт видел смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии. 3.Народ-труженник в творчестве Н.А. Некрасова В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов. С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. Создавая свои бессмертные произведения, поэт смотрел на жизнь глазами народа, рассказывал о ней его языком. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство, стремление к труду.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, сеятеля и хранителя богатств страны, чьи работают грубые руки. Труд - основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах.

Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии - прежде всего хороший и умелый работник. Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна. В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений - знаменитая Железная дорога. Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян.

Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение В ночь эту лунную Любо нам видеть свой труд Всё претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда! В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу - стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров Да не робей за отчизну любезную Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет всё, что господь ни пошлёт! Вынесет всё - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев - бурлаков.

Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта.

Некрасов рано понял, что В мире есть царь этот царь беспощаден, Голод названье ему. Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме На Волге поэт описал то, что потом всю жизнь забыть не мог Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит Когда бы зажило плечо, Тянул бы лямку, как медведь, А кабы к утру умереть - Так лучше было бы ещё. Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью.

Это Иванушка - богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка - росту большого, рука, что железная, плечи - косая сажень. Трудничество - характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие.

Прокл в поэме Мороз, Красный нос уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю Большие, с мозолями руки, Подъявшие много труда, Красивое, чуждое муки Лицо - и до рук борода Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина голосящие родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца Родителям был ты советник, Работничек в поле ты был Эту же тему подхватывает в Кому на Руси жить хорошо Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит Ты думаешь, Матренушка, Мужик - не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою - а богатырь! Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым.

Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли - о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича.

В поэме Мороз, Красный нос автор рисует образ величавой славянки. Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде. Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая много работает, признаком красоты будет необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку. Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.

Красавица, мира на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Во всякой работе ловка. Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни. С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали забота и нужда, на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, высыхали в фабричной неволе.

Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение Плач детей. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов Целый день на фабриках колеса Мы вертим - вертим - вертим! Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит Хоть умри - проклятое вертится, Хоть умри - гудит - гудит - гудит! Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа.

Стихотворение Плач детей - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме Дедушка он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. Горсточка русских, сосланных в страшную глушь, бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет Воля и труд человека Дивные дива творят! Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность.

Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего. 4. Некрасов-сатирик. Краткий анализ стихотворения Колыбельная песня. Стихотворение Колыбельная песня написано Некрасовым в 1845 году. Через повествование автора, через его наставления, скрытую критику показано предостережение младенца, заключающееся в сравнении его будущей жизни с жизнью отца. Но предостережение является не частным случаем, оно обращено ко всему человечеству.

Сопоставив бессмертную любовь автора к Родине, его сострадание, боль за мучающуюся Россию можно сделать вывод о недовольстве Некрасовым имеющимся строем, уничтожающим всю суть русского бытия, испепеляющего, изматывающего простой труженический народ. Между строк можно проследить тему нелегкой крестьянской судьбы и захватившей всю России бюрократии, которая живет за счет взятничества, за счет чьи-то жизней, за счет чьего-то неоцененного труда.

Русские чиновники никогда не отличались добронравностью и человеколюбием, но всегда имели уважение среди людей. Простой народ, побаиваясь за сое существование, вынужден был покорно поклоняться, выполнять все требования, пренебрегая своим мнением. Автор описывает блага при жизни человечьей, но делает это с отвращением, тем самым обнажая свои истинный чувство, свою жестокую точку зрения Будешь ты чиновник с виду, И подлец душой.

Провожать тебя я выйду- И махну рукой! Автор является ярым противником нечестно заработанного богатства, он показывает нам всю суть дармовой, богатой жизни. Некрасов объясняет нам, что существо, управляющее людьми, как скотом, наживающееся за их счет, за счет их страданий, не имеет носить гордого имени человек. Поэт противостоит несправедливости и бесчестию. Называя младенца безвредным, наивным, он говорит о душевной чистоте народе, его неиспореченности. Своеобразность художественных средств, в который раз подчеркивает мастерство автора, которое так четко и разумно доносит до читателя основы несправедливости.

Эпитеты, использованные автором, ещё раз доказывают нам главную цель произведения - показать людям последстви я расслоения общества, которое оставляет такой жестокий отпечаток в истории общества. Соотнося временя эволюции и времена написания стиха можно сказать, что история шла на попятную, при этом уничтожая все наращенные потенциалы развития.

Подводя итог можно сказать, что Некрасов являлся истинным патриотом, так яро защищающим Родину. Вся та несправедливость, которая блудила вокруг больной России для Некрасова совпадается в одном понятии - бюракратия. И Некрасов был прав, ведь и сейчас именно этот фактор, к сожалению, добивает Россию. 5.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Родина и народ в творчестве Н.А. Некрасова

Человек крутого нрава и деспотического характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно.. Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Некрасова..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Лермонтова и Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, каждый из поэтов затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Расцвет творчества Лермонтова приходится на тридцатые годы девятнадцатого века, то есть на время реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Естественно, что эти мотивы нашли отражение в произведениях Лермонтова, посвященных родине. рисует жандармскую Россию. В стихотворении «Жалобы турка» он с горечью восклицает: Там стонет от рабства и царей.

Друг! этот край… моя отчизна!

Поэт возмущен тем, что власть стремится подавить всякое проявление свободной мысли. В стихотворении «Прощай, немытая Россия» он сетует на то, что постоянный самодержавно-полицейский гнет превратил Россию в «страну рабов» с «голубыми мундирами». Проблема рабства была актуальна и для Некрасова.

Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение: Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! народа в стихотворении трагичен и масштабен.

Автор с искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства: Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус; Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах. Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием: Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе… Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта: Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе. Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркивая это, Некрасов заканчивает безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов: Выпряг народ лошадей - и купчину С криком ура! по дороге помчал…

Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков: …

Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах… Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства.

Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков: …Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал…

В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии: Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он. по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи, Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи… Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ: Что же значит сочинение с аллсоч. ру 2005 твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил?.. Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов. С искренней симпатией показаны в поэме Брмил Гирин, Яким Нагой, Савелий - богатырь святорусский. Вера в сильный русский характер, любовь к народной России сближает Лермонтова и Некрасова. рисует образ крестьянской России в стихотворении «Родина».

«Родина» - это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне, не придворной России, а народной, крестьянской, могучей и страдающей: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой. Поэт говорит о своей любви к родной природе: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.

Радует поэта и искреннее веселье народа на праздниках: И в праздник, вечером росистым. Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. Родина для Лермонтова - это народная Россия. Поэт бесконечно уважает русский народ, восхищается его подвигом в войне 1812 года.

Тема героизма и патриотизма народа звучит в стихотворении «Бородино». Это стихотворение явилось открытием в русской поэзии. Лермонтов не только показал битву так, как ее мог видеть и запомнить рядовой солдат, но и рассказал о ней языком простого солдата. Речь рассказчика выразительна и глубоко эмоциональна, он как бы вновь переживает сражение: Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел… В словах рассказчика - гордость за родную землю, за таких же, как он, простых солдат, отстоявших родину в войне 1812 года.

Интересно, что солдат ни разу не упомянул своей роли в сражении, он ведет как бы от лица всех участников битвы. Используя этот прием, поэт создает обобщенный образ народа, передает атмосферу духовного единства на поле битвы. Тема истории народа звучит и в поэме Лермонтова « про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Обращение к этой теме свидетельствует об интересе поэта к историческому прошлому своей родины, к познанию русского характера. Автор воспевает мужественность, решительность, храбрость, чувство собственного достоинства. В поэме Лермонтов использует традиции народной поэзии. Автор часто употребляет выражения, характерные для народного устного творчества: «статный молодец», «речи ласковые». Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества.

Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». .. Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Тема родины и тема народа сливаются в творчестве поэтов. Это свидетельствует о том, что Лермонтов и Некрасов считают своей родиной именно народную Россию.

Все свое они посвятили служению народным интересам, так как видели в этом главную задачу поэзии. Так, Лермонтов в стихотворении «Поэт» осуждает поэта, изменившего народным интересам. Автор утверждает, что голос поэта должен звучать как «колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Некрасов также в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворении «Поэт и гражданин» он говорит: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан! Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт - это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался: Я лиру посвятил народу своему.

Выть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен… Таким образом, оба поэта видели смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема родины и ее художественное воплощение в поэзии Некрасова и Лермонтова . Литературные сочинения!

В минуту унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Н. А. Некрасов
Долгим и удивительно насыщенным был творческий путь выдающегося русского поэта Н. А. Некрасова.
Стихотворением “В дороге” начался этот путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков-правдоискателей – завершился. Й все это время, в течение всей своей творческой жизни, поэт исследовал “много шумную” и беспокойную народную Россию, пытался постичь ее удивительный, сложный и интересный мир:

/> У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа…
… … … … … … … … … … … … … … … …
Случалось, тут целые дни пролетали –
Что новый прохожий, то новый рассказ…
Лирика Н. А. Некрасова явилась совершенно новым этапом, – он вошел в историю литературы как действительно народный поэт.
“Зрелище бедствий народных” еще в ранние годы стало волновать будущего поэта. Он провел большую часть жизни в непосредственной близости к простому народу, поэтому во всех подробностях узнал все тяготы жизни крепостного крестьянина. “… Сердце, обливаясь кровью, чужою скорбию болит… ” – говорил он в своих стихах и называл свою Музу “печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков”.
“Глубокая любовь к почве звучит в произведениях Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь… – подтверждает А. Григорьев. – Одинаково любит он эту почву и тогда, когда говорит о ней с искренним лиризмом, и тогда, когда рисует мрачные или грустные картины”. Некрасов смотрел на мир глазами народа. В стихотворении “Родина” он скорбит о безрадостности и безотрадности крестьянской жизни, которая вся состоит из “глухого извечного гула подавленных страданий “:
И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор
В томящий летний зной защита и прохлада.
Бесправное существование губит на корню свежие силы народные, и поэт с горечью понимает, что сам народ не может выбрать правильный путь борьбы и освобождения от оков. Потому в своих произведениях стремится указать на все тяготы, несправедливости быта и жизни русского мужика и направить развитие мысли народной в верное русло.
Герои стихотворений и поэм Некрасова живут неповторимой и насыщенной жизнью. Живут, работают, радуются, невзирая на тяготы и лишения, уготованные им жестокой судьбой. В поэзии Некрасова что ни мужик, то незаурядная личность, единственный в своем роде характер. Сблизившись душой с народом, поэт сумел не просто писать о народе, но и “говорить народом”. Жизнь рабочих и крестьян на страницах его произведений выступает невероятно яркой, многоцветной и разноликой. Крестьянский мир предстает перед нами открытым, во всей своей откровенности и непосредственности. Поэт даже говорит от имени самого народа и словами, языком самого народа. И в этой речи сливается все многообразие русских характеров:
Дорога стоголосая
Гудит! Что море синее,
Смолкает, подымается
Народная молва.
И все же в этом ярком многоголосом мире Некрасов сумел рассмотреть отдельные яркие образы крестьян, как в “Саше”, “Песни Еремушки”, “Железной дороге” и многих других произведениях. И в каждом произведении удивляет невероятная сила характеров изображенных им русских людей, их оптимизм, их жизненная энергия. Как легко герои Некрасова справляются с любыми трудностями, как упорно продолжают верить в светлое будущее!
Читая стихотворения Некрасова и проникаясь глубоким уважением к их героям – простым людям из народа, крестьянам-труженикам, мы понимаем, что духовная сила человека всегда основана на тесной связи с родиной. Чем глубже, крепче эта связь, тем значительнее человек. И силы жить и выживать в тяжелых условиях (голод, угнетение, страдания) людям дает именно любовь к родине и вера в ее светлое будущее. Некрасов уверен, что в душе каждого мужика живет стремление к освобождению “от оков”, но поэта волнует также вопрос о том, смогут ли люди подняться на эту нелегкую борьбу за свое счастье. И он верит, что смогут:
Когда над Русью безмятежной
Восстал немолчный скрип тележный.
Печальный, как народный стон!
Русь поднялась со всех сторон.
Все, что имела, отдавала
И на защиту высылала
Со всех проселочных путей
Своих покорных сыновей.
Поэт видит и открывает нам страдания родной земли, слезы матерей и жен, гибель тружеников-мужиков от голода, холода, болезней, смерть детей. Но при этом он видит Россию будущего – восставшую, освободившуюся от гнета, от векового рабства и унижения:
Прибитая к земле слезами
Рекрутских жен и матерей
Пыль не стоит уже столбами
Над бедной родиной моей.
Некрасов верит в народные силы, в способность русского мужика быть героем национальной истории. Поэтому ему представляется и даже отчетливо видится счастливая судьба русского народа и его родины – великой, могучей Руси.

Ви зараз читаєте: Тема судьбы родины и народа в творчестве Н. А. Некрасова

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова целиком и полностью посвящена России и русскому народу. Великий поэт развил и укрепил мотивы народности и гражданственности, продолжая традиции Пушкина. Всю свою жизнь Некрасов писал только о России, о ее великом и многострадальном народе.

Тема Родины и тема народа в лирике Некрасова неразрывны. Поэт создает в своих стихотворениях страшные, но правдивые картины жизни простого человека на Руси. Народная Россия противопоставляется автором миру жестоких помещиков-крепостников и бездушных чиновников. Стихотворение «Родина» посвящено родным поэту волжский просторам. Но воспоминания Некрасова о своем детстве вызывают у поэта отвращение. Он рассказывает о жизни господ, проводивших время в пирах, разврате и издевательствах над крепостными. О несчастном простом народе Некрасов говорит так:

Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.

Название этого стихотворения подчеркивает, что такая жизнь была характерна для всей крепостнической России. В душе Некрасова сталкиваются любовь к Отчизне и ненависть к царящей в ней несправедливости. Примером этому может служить стихотворение «На Волге». Поэт говорит о своей еще детской любви к великой русской реке, считает Волгу «колыбелью». Некрасов никогда не расстался бы с Волгой,

Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Перед глазами поэта встает страшная картина, увиденная в детстве и оставшаяся в памяти на всю жизнь. Волжские бурлаки взволновали юную душу, заставили Некрасова забыть о красоте родных мест. Теперь он называет Волгу «рекою рабства и тоски». Это одно из многих стихотворений, написанных на основе личных наблюдений Некрасова.

Подобным образом было создано и знаменитое стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Деревенские просители у дома богатого сановника - это воплощение всего униженного и бесправного русского народа. Русскому мужику нигде нет защиты, он не может найти правды и справедливости. Автор прямо обвиняет владельцев «роскошных палат». Вельможам нет дела до судьбы простых людей, и поэтому русскому народу приходится только стонать и терпеть. Некрасов показывает, что маленький эпизод, увиденный поэтом, является отражением происходящего в России:

Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал.
Где бы сеятель твой и хранитель.
Где бы русский мужик не стонал?

Поэт вновь вспоминает о Волге и стонущих на ее берегах бурлаках. Русская земля переполнена народным горем. Некрасова волнует, сумеет пи русский народ изменить свою жизнь, или ему суждено и дальше страдать и терпеть.

Человек труда находится в рабском положении, он не получает счастья от своей работы. Эта мысль ярко звучит в стихотворении «Железная дорога». Некрасов показывает истинных строителей железной дороги, которых согнал на строительство страшный царь-голод. Толпа мертвецов за окнами вагона заставляет проникнуться любовью и уважением к труженикам и ненавистью к угнетателям. Для поэта строители дороги - это его братья. Некрасов не скрывает своих чувств. Авторские симпатия и боль слышны в описании высокорослого больного белоруса. Поэт призывает:

Благослови же роботу народную
И научись мужика уважать.

Это стихотворение пронизано авторской верой в великое будущее России и ее народа. Терпение и рабская покорность простого человека вызывают гнев Некрасова. Но автор убежден в том, что русский народ сумеет преодолеть все беды и горести, выстоит и победит о борьбе со своим несчастьем. Будущее России Некрасов называет прекрасной порой. Народная Русь проложит «широкую и ясную» дорогу к счастью.
Великий русский поэт и гражданин Некрасов мог с полным правом сказать о себе: «Я лиру посвятил народу своему».

Патриотизм поэта, его любовь к простому народу проявляются в каждой строке стихотворений Некрасова. Его поэзия - пример служения России и русскому народу, которым автор посвятил всю свою жизнь, все силы своей благородной и честной души.