Сочинение Лермонтов М.Ю. «Не верь себе»


Тема поэта и поэзии является одной из ведущих в творчестве М.Ю.Лермонтова. В своих стихотворениях он раскрывает образ поэта-пророка, размышляет о предназначении поэта и его месте в мире.

Образ поэта тесно связан с темой одиночества, изгнанничества. Так, в стихотворении «Пророк» автор описывает трагическую судьбу поэта. С тех пор, как лирическому герою был дан дар пророка, люди начали сторониться его, отвергли. Он хотел выполнять свой долг, «провозглашать любви и правды чистые учения», но окружающие не слушали его и «бросали бешено каменья». Поэт был изгнан из общества и был вынужден жить в пустыне. Используя этот сюжет, Лермонтов хочет показать, что поэт-пророк обречен на одиночество, а его желание нести людям истину столкнется лишь с непониманием со стороны общества.

Тема отчужденности поэта от толпы так же прослеживается в стихотворении «Журналист, читатель и писатель».

Писатель сетует на то, что творенья, над которыми он вдохновенно работал, не увидят свет, будут сожжены. Он не хочет выставлять свои произведения на суд неблагодарных читателей и поверхностных критиков, которые выполняют свою работу лишь с целью заработать денег. Так, Лермонтов показывает, что настоящему писателю трудно найти достойных слушателей, и будущее поэзии кажется ему беспросветным.

Он продолжает критиковать современных ему авторов в стихотворении «Поэт», обвиняя их в том, что они забыли об истинном предназначении поэта-пророка. Он мечтает о том, чтобы творения вновь «воспламеняли бойца для битвы», а голос поэта звучал «как колокол на башни во дни торжеств и бед народных», но творцы забыли о своей миссии, променяли свои дар и призвание «на злато». Лермонтова разочаровывает, что поэзия утрачивает свою силу, но он надеется, что эта сила возродится вместе с пророками.

Таким образом, в своем творчестве Лермонтов хотел показать нелегкую судьбу поэта-пророка, которому предначертано распространять истину, провозглашать правду и высшие ценности.

Обновлено: 2018-10-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

1837 год стал знаковым для истории русской литературы и культуры России в целом. В этом году умирает Александр Пушкин. Спустя некоторое время Лермонтов реагирует на событие стихотворением «На смерть поэта». Характерно, что 1837 год отмечен в классическом литературоведении как год перехода автора к качественно другой поэзии – начало зрелого периода творчества. «На смерть поэта» входит в цикл произведений о поэзии, однако, образ поэта в лирике Лермонтова складывается постепенно, пополняясь новыми смыслами.

Стихотворение «На смерть поэта» можно разделить на две части. Они различны по настроению и по способу написания. Первая часть – элегия, написанная четырёхстопным ямбом. Здесь сказано о горечи утраты. Несмотря на общее минорное настроение, вопросительные предложения достаточно резкие и язвительные, а восклицания лишь усиливают напряжённость. Уже в этом отрывке сказано, что истинным убийцей был не дуэлянт, убивший физическую оболочку, а общество, загонявшее талант Пушкина (тут образ Поэта неразрывно связан с образом Александра Сергеевича) в рамки.

«Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!»

Вновь звучит мотив одиночества, прошедший красной нитью через всё творчество Лермонтова. Этот мотив служит связующим звеном между лермонтовским понимание гения Пушкина и романтической традицией. Во второй части, имеющей сатирическую направленность, четырёхстопный ямб чередуется с пяти- и шестистопным, что делает стихотворение более живым и подвижным. Вопросительные и восклицательные интонации разбавлены сопоставлениями, задумчивым настроением, лёгким упрёком самому поэту, открывавшим свой талант невеждам. В финале стихотворения автор снова обращается к высшему свету, вновь обвиняет их в смерти поэта. Здесь говорится о Страшном суде, перед которым равны все, и на котором преступники ответят за содеянное.

«Не верь себе»

Написанное в 1839 году стихотворение «Не верь себе» продолжает тему поэта и поэзии. Образ поэта в лирике Лермонтова начинает меняться: теперь это больше не мученик, погибший от рук общества. Выбрана интересная форма повествования – стихотворение является обращением ко всем и каждому писателю либо же поэту, решившему творить. Назидательность смешивается с большим количеством романтической иронии и язвительности. Автор советует молодым писателям отрицать и подавлять творческие порывы, не прислушиваться к желанию писать, сторониться вдохновения:

«Как язвы, бойся вдохновенья…
Оно - тяжёлый бред души твоей больной
Иль пленной мысли раздраженье».

Чувства и переживания Поэта обесценятся, как только будут заключены в стихотворную форму и прочитаны широкой публикой.

«Не унижай себя. Стыдися торговать
То гневом, то тоской послушной
И гной душевных ран надменно выставлять
На диво черни простодушной».

К тому же, вполне возможно, что для описания глубины и силы переживаемых эмоций может не найтись нужных слов:

«Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
Не передашь ты их значенья».

«Журналист, читатель и писатель»

Теме поэта и толпы посвящено стихотворение «Журналист, читатель и писатель». Тут Лермонтов предстаёт в разных ипостасях, выражая мнения каждой из трёх сторон. Непосредственно перед текстом дана небольшая ремарка в скобках, что отсылает к пьесе как форме изложения. Писатель сидит в кресле перед камином, возможно, задумавшись. Читатель стоит с сигарой, будто ожидая от Писателя чего-то решительно нового и интересного. Журналист говорит, что Писатель болен, ведь:

«В заботах жизни, в шуме света
Теряет скоро ум поэта
Свои божественные сны».

Читатель обвиняет Писателя в том, что произведения вторичны, в печатном варианте множество ошибок, а к самому журналу не хочется даже прикасаться, не облачив предварительно руки в перчатки. Писатель же не ищет оправдания, а, наоборот, соглашается:

«О чём писать? Восток и юг
Давно описаны, воспеты;
Толпу ругали все поэты,
Хвалили все семейный круг».

Несмотря на то что «Журналист, читатель и писатель» было написано более 150 лет назад, Лермонтов поднимает вполне современный вопрос: как найти баланс между заказчиком (в этом случае Журналистом), читателем и самим поэтом? Как писать так, чтобы и высшее общество и «низший свет» понимали и принимали творчество? Нужно ли писать по мановению сердца или же писать на заказ, понимая, что с каждым разом тексты становятся всё более плоскими, а темы более избитыми? Когда искусство снова станет возвышенным? Ответов в произведении не дано. Опять поднимается тема пророческой миссии поэта (последний монолог писателя). Он воображает своего читателя, чувствует его настроения и ожидания, поэт ответственен перед ним. Как и в стихотворении «На смерть поэта» финальные строки несут обличительную, критическую направленность: «неблагодарной» толпе вовсе не нужно открывать, показывать свой внутренний мир, делиться с ней одной из самых интимных вещей – своим творчеством.

В цикле о поэте и поэзии выделяется ещё одно стихотворение – «Пророк». Следует сказать, что Пушкин в 1826 году написал одноимённое стихотворение на подобную тему. Поэт здесь мыслился пророком, призванным «глаголом жечь сердца людей». Вдохновение и способности к сочинительству представляются даром свыше, который передал влачащемуся в пустыне мученику шестикрылый серафим:

«В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул».

Кроме религиозных образов и мотивов, в стихотворении использована возвышенная лексика (архаизмы и библейские слова) для создания торжественности и возвышенного пафоса.
Лермонтов своим «Пророком» (1841) отвечает своему предшественнику, не вступая с ним в полемику, а написав «продолжение» - что стало с Поэтом, которого щедро одарили талантом высшие силы.

«С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока».

Следуя за Пушкиным, Лермонтов вводит в текст стихотворения библейские афоризмы («посыпал пеплом я главу», «в меня все ближние мои бросали бешено каменья») и книжную лексику и устаревшие словоформы: старцы, град. Но функция у этого приёма совершенно другая: показать различие в миропонимании наделённого даром Поэта и той толпы, ради которой он творит. Поэт вновь возвращается в пустыню, нищий, непонятый и чуждый этому миру. Герой стихотворения уходит туда, где его могут понять – свободное от условностей и осуждения место – на природу:

«И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя».

Завершающие строки выдержаны в стиле предыдущих стихотворений этого цикла: глас общества, насмехающегося над творцом, открыто презирающее его.
Поэт в лирике Лермонтова предстаёт отчуждённым, не воспринятым публикой, обречённым на вечное непонимание. Вопреки тому, что образ поэта вписывается в традиционное понимание героя эпохи романтизма, романтические противоречия поэта и толпы снимаются. Поэт и толпа сближаются, так как современная толпа порождает современного поэта, готового отвечать каждому требованию аудитории. Романтическая антитеза растворяется, вместо неё отражена попытка реалистического осмысления проблемы. В цикле М. Ю. Лермонтова о поэте и поэзии отчётливо прослеживается плавный переход от романтизма к реализму, характерный для всех писателей первой величины XIX века.

Глаголом жги сердца людей

А. С. Пушкин

Проснешься ль ты опять, осмеянный

М. Ю. Лермонтов

Творчество Пушкина тесно связано с идеями декабристов, под влиянием которых он находился. Со многими из декабристов его объединяли тесные узы дружбы. Его стихи воспринимались как призыв к революции (например, ода «Вольность»). Основ-ную тему его политической лирики можно определить словами: «Хочу воспеть свобо-ду миру, на тронах поразить порок». Свою музу он называет «грозой царей», «свобо-ды гордою царицей», которая «гимны смелые внушает».

Пушкин остается верен своим товарищам и после разгрома декабристов. «Я гим-ны прежние пою», — пишет он в стихотворении «Орион». «Душою всех мыслящих людей овладела глубокая грусть. Одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина зву-чала «в долинах рабства и мучений» — так писал Герцен о времени, наступившем после разгрома декабристов.

Пушкин, одинокий, без связи с друзьями, после событий 14 декабря 1825 года живет в Михайловском, как будто «в пустыне мрачной», «духовной жаждою томим». Его волновали думы о судьбе и назначении писателя в условиях жестокой николаев-ской реакции. В стихотворении «Пророк», написанном в 1826 году, Пушкин создает образ поэта-пророка, призванного служить людям. Простой смертный в минуту наивыс-шего вдохновения, забыв все мелкое и суетное, приземленное, превращается в гроз-ного глашатая истины. Поэт только тот, по мнению Пушкина, кто душой и мыслями всегда с народом. Только он может правдиво поэтическим словом пробуж-дать в человечестве высокие чувства. Через мучения, через страдания человек стано-вится пророком. Страстно звучит призыв:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Всем своим творчеством Пушкин доказал право называться пророком, он гордит-ся тем, что его поэзия была свободной и звала к свободе: «...в мой жестокий век вос-славил я свободу». Обращаясь к своей музе, Пушкин призывает ее «обиды не стра-шась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету.

Остро волновала тема назначения поэта как гражданина и М. Ю. Лермонтова, ко-торый жил в другое время — время, которое называли «тихим житьем», «смирным временем». После разгрома декабрьского восстания, жестокой расправы с его участ-никами мыслебоязнь глубоко проникла в русское дворянское общество. Лермонтов принадлежал к этому обществу, был тесно связан с ним, но оно не подавило в нем мятежного духа, веры в человека.

В отличие от Пушкина, Лермонтов не верил в близкую победу светлых идеалов. Светлый тон лирики Пушкина контрастирует с полным трагизма творчеством Лер-монтова. Идеальный поэт для Лермонтова — это не одинокий провидец, который вдох-новлен божественными видениями, а народный трибун, который своим «простым и гордым» языком «воспламенял бойца для битвы».

В стихотворении «Поэт» он сравнивает поэта с кинжалом. Когда-то грозное бое-вое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, теперь он превратил-ся в «игрушку золотую», бесславную и безвредную. В современном автору обществе такова судьба поэта. Трагизм поэтов 30-х годов XIX века в том, что они разобщены, замкнуты в своих личных переживаниях. Лермонтов обращается к темам и образам Пушкина и декабристской поэзии. Тогда, в период революционного подъема

Стих, как Божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, звучал как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.

Такого поэта Лермонтов не видит среди своих современников, другим стало об-щество:

К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию — презренные рабы.

Но Лермонтов не хочет с этим смириться, он бьет в набат, старается разбудить своих современников. Стихотворение заканчивается призывом: Материал с сайта

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..

Поэт-пророк обречен жить и творить в обществе, где проповедь любви и правды воспринимается с непониманием и злобой:

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

Однако его влечет к людям. Он не покоряется судьбе, дух его не сломлен. Такова неизбежная трагедия поэта-гражданина, для которого «жизнь скучна, когда боренья нет». Эта же тема звучит и в более раннем стихотворении Лермонтова «Смерть по-эта»:

Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит!

Слова, написанные на смерть Пушкина, можно в полной мере отнести к судьбе самого Лермонтова, который в гениальном прозрении предсказал и свое будущее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • лирика м.ю. лермонтова "смерть поэта", "родина", "поэт"
  • лирика лермонтова в кратце
  • образ поэта в лирике лермонтова сочинение в крации
  • образ музы в лирике лермонтова
  • образ поэта в лирике лермонтова
Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» написано в 1826 году после грозных событий 25 декабря на Сенатской площади. Восстание декабристов было жестоко подавлено, пять членов тайного общества осуждены на казнь через повешенье, многие отправятся в ссылку в Сибирь. У Пушкина среди декабристов имелось не мало друзей, и он очень переживал за их судьбу. Он мысленно находился с ними, не боялся выразить им свое сочувствие: «Во глубине сибирских руд». О грозном даре витийства поэт уже знал. О его воздействии на общество и на царя он в мечтах выразил в элегии «Деревня» в 1819 году.
«О, если б голос мой умел сердца тревожить!
По что в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?»
В «Подражаниях Корану» появляется пророк, одаренный могучей властью над умами. В стихотворении «Пророк» Божий дар уже осознан. Во второй половине июля 1825 года Пушкин пишет Раевскому - младшему: «Чувствую, что духовные силы мои
достигли полного развития, я могу творить». Раз можно творить, то можно служить. Надо лишь понять цели поэзии. Пушкинским пониманием цели поэзии вполне можно считать стихотворение «Пророк».
«Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился».
Поэт размышляет, его мучают сомнения: куда двигаться, чтобы поэзия принесла пользу его ссыльным товарищам. Он уже чувствует, что ждет николаевскую Россию. После прикосновения Серафима поэту-пророку внятно все – «неба содроганье» и «дольной розы прозябанье», «гром небес» и «жужжанье пчел над розой алой». Но какую пользу может он извлечь. Для поэта – пророка это невеликое приобретение. И тут серафим вырвал его «грешный язык» и вложил в уста «жало мудрое змеи».
«И сердце трепетное вынул,
И уголь, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул».
Божий глас его воззвал: «Глаголом жги сердца людей». Не для любви и ученья, проповеди и нравоученья, а на все то, что характерно для миссии ветхозаветного пророка. Здесь
поэт отождествляется с пророком, который идет из пустыни к людям.
Горько ироническим продолжением звучит «Пророк» у М.Ю. Лермонтова, написанное в 1841 году. Прошло 15 лет, но какая разница в содержаниях стихотворений. И ничего удивительного. После победы в Войне 1812 года, в обществе была надежда на
перемены к лучшему, социальный оптимизм. Возросла роль различных кружков и литературно-общественных собраний. 1830-ые – эпоха затишья, спада общественной активности. Царит атмосфера разочарования, социальной депрессии. Отсюда оптимизм пушкинского «Пророка» и пессимизм лермонтовского. У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Однако она, по мнению Лермонтова, утратила свое назначение и вряд ли обретет его вновь.
«Проснешься ль ты опять осмеянный пророк
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножен не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?»
Читаем мы в стихотворении «Поэт» (1837-1841). Образ осмеянного и презираемого пророка появляется вновь в стихотворении «Пророк» (1841г.).
«С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведение пророка
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока».
Если в пушкинском «Пророке» мы знаем, как он получил пророческий дар, то здесь автор не говорит об этом. Вполне возможно Пушкин передал это ему, как преемнику.
«Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья».
Поэт, наделенный божественным даром, уже на примере своего великого предшественника понимает всю тяжесть своего предназначенья.
В его «Пророке» происходит обратная ситуация: пушкинский пророк из пустыни идет к людям, чтобы «жечь глаголом сердца людей», лермонтовский, гонимый злобой людей, возвращается в пустыню.
«Посыпав пеплом я голову,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу
Как птицы, даром божьей пищи».

Разделы: Литература

Цель: знакомство с основными мотивами лирики поэта.

Задачи.

Обучающие:

  • обучение анализу лирического стихотворения;

Развивающие:

  • расширение сведений о биографии писателя;
  • знакомство с историко-культурными фактами, необходимыми для понимания произведения;
  • развитие умения понимать прочитанное;
  • развитие речи учащихся;
  • развитие эмоционального восприятия учащихся;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к чтению и к русской литературе;
  • подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Оформление: ход урока сопровождается слайдами, на них представлены портреты поэтов и исторических личностей, имена, которых звучат на уроке (Приложение 1).

Задание перед уроком

1. Индивидуальные задания отдельным учащимся:

  • Выучить наизусть стихотворения Лермонтова «Смерть Поэта», «Пророк», стихотворение Пушкина «Пророк»;
  • Подготовить краткую историческую справку «Россия в начале XIX века: Отчественная война, Восстание декабристов, создание правительством тайной полиции»;

2. Определить микротемы в стихотворении Лермонтова «Смерть Поэта»

3. Вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк» (тема, основная мысль)

Ход урока

В январе 1837 года от смертельной раны, полученной на дуэли, скончался великий русский поэт А.С.Пушкин. В эти скорбные дни среди передовых людей того времени в списках распространилось стихотворение «Смерть Поэта» и Россия узнала имя молодого поэта М.Ю.Лермонтова, которому суждено было стать преемником Пушкина.

Звучит стихотворение «Смерть Поэта».

На смерть Пушкина откликнулись многие поэты того времени, среди них

В.А,Жуковский – стихотворением «А.С.Пушкин», Ф.И.Тютчев – стихотворением «29 января 1837 года», А.В.Кольцов – стихотворением «Лес.(Посвящено памяти А.С.Пушкина)». В заглавиях этих произведений говорится о смерти Пушкина или указывается дата его смерти. Только у Лермонтова речь идет о смерти Поэта (без имени и фамилии!). Почему же Лермонтов так назвал своё стихотворение? На этот вопрос мы постараемся найти ответ сегодня на уроке.

Современник Лермонтова А.И.Герцен писал: «История нашей литературы – это … реестр каторги. Погибают даже те, которых пощадило правительство – едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью.» К.Рылеев повешен. Пушкин убит на дуэли 37 лет, А.Грибоедов предательски убит в Тегеране, Лермонтов убит на дуэли 27 лет на Кавказе. Веневитинов убит обществом, 22 лет. В.Белинский убит, 37 лет, голодом и нищетой.

Что сближает стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» и высказывание Герцена?

Общая мысль о трагичности судьбы талантливого человека в России в то время.

Историческая справка. В 1812 году Россия одержала победу в Отечественной войне. Заграничные походы русской армии породили среди передовой дворянской интеллигенции определенные надежды на перемены к лучшему и в первую очередь на отмену крепостного права. Этого не произошло. Возникают тайные общества, которые ставят цель поднять вооруженное восстание, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон – революционную Конституцию. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание, которое было жестоко подавлено. Руководители восстания были казнены. Остальные отправлены в ссылку, на каторгу, в Сибирь. Правительство во главе с императором Николаем I было напугано, оно перестало доверять независимой старинной знати, из которой вышли многие декабристы. В России была создана секретная служба - тайная полиция. Методами деятельности этого учреждения было введение осведомительной агентуры в различные слои населения и вскрытие корреспонденции на почте, т.е. перлюстрация писем, как система, которая, по словам А.Бенкендорфа, возглавившего это учреждение, «составляет одно из средств тайной полиции». В стране наступила эпоха, которая историками будет названа годами мрачной николаевской реакции.

В это сложное время отсутствия свободы Лермонтов пишет стихотворение «Смерть Поэта».

Какие микротемы можно выделить в стихотворении?

Смерть Поэта. Поэт и светское общество. Убийцы.

Прочитайте строки, где говорится о смерти Поэта.

Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!...
…..
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
…..
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

Что дорого Лермонтову в Пушкине?

Гордый дух, независимость от общественного мнения, свободолюбие, смелость, величина таланта.

Прочитайте строки, которые можно отнести к микротемам «Поэт и светское общество», «Убийцы».

Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
……
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
….
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

Мы знаем, что это портрет Дантеса. Но только ли Дантес является убийцей Пушкина?

Нет! Убийцей Пушкина является светское общество.

Непосредственный убийца – ничтожество, жалкое орудие в руках светского общества – многоголовой светской толпы, раболепствующей, для которой нетерпим сам факт существования «невольника чести». «Свободы, гения и славы палачи», - называет их автор.

Прочитайте строки, где Лермонтов дает их портрет.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
…..
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..

Автор делает явной подоплеку убийства, дает убийцам нравственную и социально-историческую характеристику: это новая послепетровская знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным «игрою счастия», т.е. судьбой. Подлые – не только морально низкие, но и люди относительно низкого происхождения.

О каком суде идет речь?

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.

Речь идет о Божьем суде. О суде совести. О суде потомков.

Итак, Лермонтов назвал свое стихотворение «Смерть Поэта», так как показан общественный конфликт между первым гением России и светским обществом, конфликт, который заканчивается трагически – гибелью Поэта! Мы видим и продолжение неравного поединка – одного против всех. Пока он стоил Лермонтову свободы: за это стихотворение он был сослан в ссылку на Кавказ.

Анализировать стихотворение Лермонтова «Пророк» интересно в сравнении с содержанием стихотворения Пушкина с аналогичным названием. Вспомним стихотворение Пушкина «Пророк».(Стихотворение читает заранее подготовленный учащийся)

Стихотворение метафорично. Как бы вы определили прямой его смысл?

Показан процесс превращения простого смертного в пророка, посланника Бога, устами которого говорит сам Бог.

Каков переносный смысл стихотворения?

Речь идет о рождении поэта, о его судьбе, его назначении.

Какова судьба поэта у Пушкина?

Нелегкая, она связана с большими трудностями, но он должен идти к людям и возвещать им истину.

Звучит стихотворение Лермонтова «Пророк».

Оно тоже метафорично. О чем, на ваш взгляд, это стихотворение?

Пророк приходит к людям, несет им истину, но не понят ими, не принят, с позором изгнан в пустыню, оставаясь при этом верным своему предназначению. Речь идет о судьбе поэта. Она трагична, поэт одинок, его творчество не находит должного отклика среди читателей.

Стихотворение Лермонтова, можно сказать, является продолжением стихотворения Пушкина, оно было написано в 1841 году, незадолго до гибели поэта. Лермонтов пришел в литературу как «невольник чести», а ушел, начертав на бумаге горькие строки: «Как презирают все его!» Поэт XX века И.И.Кобзев написал стихотворение «Лермонтов», которое заканчивается такими словами:

Камни шепчутся возмущенно:
Как стерпели друзей сердца?
Как оставили неотмщенной
Благородную кровь певца?!
Почему же никто
от имени
Оскорбленных людских сердец! –
Не сумел возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?!
Почему (бог с ним, с пистолетом!),
Не пугаясь опальным стать,
Гневных строчек «На смерть поэта»
Не посмел никто написать?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» или «Пророк».