Сочетание двух или трех согласных. Правила произношения согласных и их сочетаний

Сочетание букв в английском языке – это явление, которое тесно связано с фонетикой, поскольку зачастую чтение consonants или vowels изменяется, если рядом с ними появляется другая буква. Важно не только ориентироваться в различных вариантах таких сочетаний, но и разбираться в том, чем отличаются те или иные способы связи отдельных букв и какие при этом особенности произношения будут возникать. Поэтому требуется рассмотреть основные буквосочетания в английском языке и привести особую классификацию такого явления, чтобы понимать весь алгоритм действий было несколько проще.

Основные принципы сочетаний английских букв

Нормы английского языка допускают сочетание букв алфавита таким образом, чтобы впоследствии были образованы новые варианты звуков. Необходимо помнить, что иногда подобные комбинации произносятся совершенно не так, как кажется на первый взгляд, и фонетика обеих букв, использованных в том или ином сочетании, может теряться.

Способы буквосочетаний в английском языке допускают образование новых звуков путем соединения двух согласных букв, двух гласных, а также комбинированный вариант из гласных и согласных. При этом определенная комбинация может быть образована и при помощи соединения трех букв; они называются трифтонги и отличаются от дифтонгов тем, что состоят именно из трех, а не из двух элементов. Поэтому необходимо рассмотреть основные правила чтения английских буквосочетаний, и начать можно с вариантов гласные + гласные.

Буквосочетания гласные + гласные

При чтении английских сочетаний букв, включающих согласные буквы, необходимо учитывать обе буквы, входящие в состав конкретной конструкции. Варианты могут быть следующими:

ai – – pain, rain;
ay – – game, pay;
ei – – deceive, weight, height;
ea – [e] – head, read, break;
ey – – key, grey, eye;
ee – – tree, screen;
ew – – new, few;
eu – – neutral, feudalism;
oo – [u] [ɔ:] [ʌ] – wool, pool, door, blood;
oa – [əu] – road, soap;
ou – – house, mouse;
ie – [e] – friend, field, diet.

Все эти варианты с гласными довольно распространены и на английском языке читаются только в соответствии с указанными правилами чтения. Их звучание передает только гласные звуки, однако, важно не путать варианты соединения букв, иначе есть риск неправильного написания слов и конструкций.

Буквосочетания согласные + согласные

То, как читается тот или иной вариант сочетания согласных букв, необходимо помнить очень хорошо, так как таких типов сочетаний существенно больше, чем с гласными буквами. Ниже представлены наиболее распространенные способы того, как произносятся английские consonants в сочетании друг с другом:

ch – [k] [ʃ] – chair, character, machine;
ck – [k] – stock, shock;
tch – созвучным со звуком ch является сочетание tch – – match, catch; для звука ч в английском языке характерно два варианта сочетаний согласных;
bt в конце слова – [t] – doubt, debt;
gh – после сочетаний ou, au [f], [–] – cough, slight;
dg – – hedgehog, edge;
th – межзубный звук th читается двумя способами. В служебных частях речи и между гласными звуками звук th в английском языке дает [ð] – brother, the, а в начале или в конце слов, а также перед согласными он звучит как [θ] – throw, bath;
sh – звук sh можно читать как [ʃ] – shrimp, shell;
gn – [n] – sign, reign;
mb – в середине слова – remember, в конце слова [m] – thumb;
mn – в середине слова – insomnia, в конце слова [m] – column;
kn – в середине слова – sickness, в начале слова [n] – knock;
wh – [w] – what, wheel;
ng – в середине слова [ŋg] – singer, в конце слова [ŋ] – ring;
ph – [f] – philosopher, photo;
wr – [r] – write, wrong.

Важно обращать внимание на то, как читается th, kn и другие варианты сочетаний, которые имеют два варианта произношения и звучат по-особенному в зависимости от позиции в слове. Правило чтения всех вышеописанных сочетаний должно соблюдаться всегда, иначе ошибки в процессе чтения и, соответственно, произношения будут неизбежны.

Буквосочетания гласные + согласные

Еще один вариант сочетаний – это гласные и согласные. Некоторые буквы в алфавите могут образовывать определенные способы произношения, и данный фонетический вариант также весьма распространен. Вот какие способы встречаются:

er – в безударном положении [ə] – worker, looker;
or — в безударном положении [ə] – doctor, traitor;
an – перед согласными – swan, plant;
al [ɔ:] – chalk, talk. Еще один вариант чтения – – half, calf;
wa – – was, water;
wor – – word, work;
war – – war, ward;
igh – – right, night;
qu – – quiet, sequence;
ild – – wild, mild;
ind – – find, bind.

Все эти варианты, представленные с транскрипцией, обязательно должны учитываться при произношении и чтении соответствующих комбинаций. Для отображения сочетания букв в английском языке таблица может стать элементом, способным сгруппировать все основные варианты и представить информацию в максимально сжатом виде. Вот как это может выглядеть:

Все эти способы сочетаний букв английского алфавита весьма активно используются в языке и учитываются при изучении фонетики и правил чтения. Все возможные варианты должны запоминаться постепенно, но знать их необходимо, так как, судя по примерам, некоторые из них могут читаться по-разному. Ориентируясь во всех способах чтения, получится избежать множества ошибок, и собеседник сможет оценить уровень подготовки говорящего, который, в свою очередь, будет правильно пользоваться правилами буквосочетаний и не допускать вольностей в произношении.

1) Произношение звонких и глухих согласных

В речевом потоке согласные звуки современного русского литературного языка, парные по звонкости-глухости, изменяются в своем качестве в зависимости от своего положения в слове.

Различаются два случая таких изменений:

а) на конце слов перед паузой

б) на конце слов не перед паузой, а также внутри слова. Изменения согласных, парных по звонкости-глухости и парных по мягкости-твердости, объясняются действием регрессивной ассимиляции.

1. Оглушение звонких согласных на конце слова . Все звонкие согласные на конце слова произносятся как парные им глухие (кроме сонорных р, л, м, н); два конечных звонких переходят в соответствующие глухие: клуб, нрав, рог, ложь, вяз, лязг, изб, трезв - [клуп], [нраф], [рок], [лош], [в"ас], [л"аск], [исп], [тр"есф].

Оглушение конечных звонких согласных не зависит от качества начального звука следующего слова и происходит в потоке речи перед всеми согласными и гласными.

2. Оглушение и озвончение согласных, парных по звонкости-глухости, внутри слова . Звонкие согласные внутри слова перед глухими оглушаются, а глухие перед звонкими (кроме в) - озвончаются: трубка, низко, просьба, сзади, к жене - [трупк"ъ], [н"искъ], [прозб"ъ], [ ад"и], [г-жи е н"е].

2) Произношение твердых и мягких согласных

На конце слова и перед некоторыми согласными, а также перед гласными звуками [а], [о], [у] твердость и мягкость согласных четко различаются. Мягкость согласных в указанных положениях обозначается в письменной речи: на конце слова и перед некоторыми согласными - буквой ь (ср. ряб - рябь, клад - кладь, удар - ударь, галка - галька, экономка - экономь-ка и т.п.), а перед гласными [а], [о], [у] - буквами я, ё, ю (ср. мать - мять, тук - тюк, нос - нёс). Употребление буквы ь после шипящих [ж], [ш], [ч], [щ] не отражается на произношении этих согласных, так как имеет морфологическое значение, указывает на форму слов (ср. нож - умножь, наш - дашь, лещ - вещь, ткач - вскачь, клич - стричь и т.п.).



1. Мягкость согласных, обозначаемая на письме (ь и буквами я, е, ё, ю): брат - брать, галка - галька, вал - вял, нос - нёс, тук - тюк - [брат - брат"], [галкъ - гал"къ], [вал - в"ал], [нос - н"ос], [тук - т"ук].

Конечные губные в соответствии с написанием произносятся мягко: цеп - цепь, кров - кровь, раб - рябь - [цэп - цэп"], [кроф - кроф"], [рап - р"ап"].

Мягкие губные перед я, ё, ю произносятся без дополнительной артикуляции мягкости: пять, мять, мёл, вёл, гравюра, пюре - [п"äт"], [м"äт"], [м"ол], [в"ол], [грав"уръ], [п"ype].

Мягкость [м] в словах семь, восемь сохраняется в сложных числительных: семь - семьдесят - семьсот, восемь - восемьдесят - восемьсот - [с"ем" - с"ем"дьс"ът - с"и е м"cот], [вос"ьм" - вос"ьм"д"ьс"ът - въс"и е м"cот).

2. Мягкость согласных, не обозначаемая на письме . В положении перед согласными твердость и мягкость согласных часто имеет несамостоятельный, ассимилятивный характер, т.е. зависит от твердости и мягкости последующего согласного. Мягкость согласных в этом случае на письме не обозначается.

Смягчение твердых согласных перед мягкими находится в зависимости от различных условий: какие это согласные, перед какими мягкими согласными находятся, в какой части слова имеется сочетание согласных, к какому стилю речи относится то или другое слово:

а) внутри слова перед звуком [j] согласные в некоторых случаях смягчаются: рыбья, листья, судья, гостья - [рыб" ъ], [лûст" ъ], [суд"jа], [гос"т" ъ];

б) зубные согласные [з], [с], [д], [т] перед мягкими зубными и губными произносятся мягко: груздь, грусть - [грус"т"], [грус"т"], стена, песня - , [п"ê"с"нъ]. В ряде слов смягчение вариативно: спелый, звезда, твердый, дверной - [с"п"елы ] и [сп"елы ], [з"в"и е зда] и [зв"и е зда], [т"в"орды ] и [тв"орды ], [д"в"и е но ] и [дв"и е рно ];

в) согласный [н] перед мягкими [д], [т], [н] (реже перед [з], [с]), а также перед [ч], [щ] произносится мягко: кантик, бандит, конник, пенсионер, претензия, птенчик - [кан"т"ик], [бΛн"д"ит], [ко "ик], [п"ьнс"иΛнер], [пр"и е тен"з"и ь], [пт"êн"ч"ик];

г) согласный приставки с- и созвучного с ней предлога, а также конечные согласные приставок на з и созвучных с ними предлогов перед мягкими зубными и разделительным ь произносятся мягко: бездельник, без дела, изделия, из дела, изъять - [б"и е з"д"êльн"ьк], [б"и е з"-делъ], [из"д"êл"и ь], [из"-д"елъ], [из"jат]. В других случаях мягкость вариативна: снял, с него - [с"н"ал] и [сн"ал], [с"-н"и е во] и [с-н"и е во];

д) губные перед задненёбными не смягчаются: ставки, ломки, цепки - [стафк"и], [ломк"и], [цэпк"и];

е) конечные согласные [т], [д], [б] в приставках перед мягкими губными и разделительным ъ не смягчаются: отъел, отпить - [Λтjeл], [Λтп"ит"];

ж) согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а также перед [ч], [щ] произносится твердо: артель, корнет, кормить, самоварчик, сварщик - [Λрт"êл"], [кΛрн"ет], [кΛрм"ûт], [съмлварч"ûк], [свар "ик].

3) Произношение сочетаний согласных

1. Сочетания еж - зж, сш - зш на стыке морфем, а также предлога и следующего слова произносятся как двойной твердый согласный , : сжал, без жира, сшил, без шины, несший, влезший - [ ал], [б"и е ыръ], [ ыл], [б"и е ыны], [н"о ы ], [вл"е ы ].

2. Сочетания зж, а также жж внутри корня произносятся как долгий мягкий согласный [ "]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи - [еj "у], [в"и "у], [по "ь], [во "и], [дро "и] (допустимо произношение жж как ).

3. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий или [ш"ч"]: переписчик [ "ик], [-ш"ч"ик], заказчик [- "ик], [-ш"ч"ик]. На стыке приставки и корня или предлога со следующим словом на месте сч, зч произносится [ш"ч"]: без числа [б"ьш"ч"исла], расческа [рΛшчоскъ].

4. Сочетания тч, дч на стыке морфем произносятся как двойной мягкий [ "]: летчик [л"о "ик], молодчик [мΛло "ик], отчет [Λ "от].

5. Сочетание тс на стыке глагольных окончаний с постфиксом -ся произносится как двойной твердый : гордится и гордиться [гΛрд"и ъ];

тс, дс (в сочетаниях тск, дск, тств, дств) на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: братский [брацки ], заводской [зъвΛцкоi], родство [рΛцтво].

6. Сочетания тц, дц на стыке морфем, реже в корнях, произносятся как двойной : братца [бра ъ], подцепить [пъ э ы п"ит"], двадцать [два ът"].

7. Сочетание чн, как правило, произносится как [чн], а в следующих словах как [шн]: скучно, конечно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник и в женских отчествах типа Никитична.

8. Сочетание чт, как правило, произносится не как [чт], а как [шт]: что, чтоб, чтобы, что-то (-либо, -нибудь), ничто.

9. Сочетания гк, гч обычно произносятся как [хк], [хч]: мягкий [м"ахк"и ], легче [л"ехч"ь].

4)Непроизносимые согласные

При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук. Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся:

1) т - в сочетаниях стн (ср.: косный и костный), cтл (счастливый), нтск - ндск (ср.: гигантский - интриганский, голландский - хулиганский), стск (ср.: марксистский и тунисский);

2) д - в сочетаниях здн (ср.: праздник и безобразник), рдц (ср.: сердце и дверца);

3) в - в сочетаниях вств (ср.: чувствовать и участвовать), лвств (безмолвствовать);

4) л - в сочетании лнц (ср.: солнце и оконце).

5) Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами

В русских словах сочетания двух одинаковых согласных обычно находятся между гласными на стыке морфологических частей слова: приставки и корня, корня и суффикса. В иноязычных словах двойные согласные могут быть долгими и в корнях слов. Так как долгота звуков не свойственна фонематической системе русского языка, иноязычные слова, по мере их освоения русским языком, утрачивают долготу согласных и произносятся с одиночным звуком (ср. то[н]ель, те[р]аса, а[п]арат, а[п]етит, ко[р]ектор, ко[м]ерция и т.п.).

Двойной согласный обычно произносится в положении после ударного гласного (ср.: ва [нн]а, ма [сс]а, гру [пп]а, програ [мм]а и т.п.). На конце слова двойные согласные, как правило, не произносятся (ср. криста[л], мета[л], гри[п], гра[м] и т.п.).

6)Произношение отдельных звуков

1. Звук [г] перед гласными, согласными звонкими и сонорными произносится как звонкий согласный взрывной: гора, где, град; перед глухими согласными и на конце слова - как [к]: ожегся, ожег [Λж"окс"ъ], [Λжок]. Произношение фрикативного звука ([ã ]) возможно в ограниченных случаях, причем с колебаниями: в формах слов Бог, Господи; в междометиях ага, ого, эге, гоп, гопля.

2. На месте букв ж, ш, ц во всех положениях произносятся твердые звуки [ж], [ш], [ц]: парашют, брошюра - [пърΛшут], [брΛшуръ]; конца, концом, ситцем - [кΛнца], [кΛнцом], [с"и ъм]. Но в слове жюри предпочтительно произношение [ж"ÿр"и].

3. На месте букв ч, щ всегда произносятся мягкие согласные (ч], (uTj или (шч]: час, чох, чур - [ч"ас], [ч"ох], [ч"ур]; роща, Щорс, щебет, щука - [ро "ъ], [ "орс], [ "еб"ьт], [ "укъ].

4. На месте буквы и после ж, ш и ц произносится звук [ы]: жил, шил, цикл - [жыл], [шыл], [цыкл].

5. На месте буквы с в аффиксах -ся - -сь произносится мягкий звук [с]: боюсь, боялся, боялась - [бΛjус"], [бΛjалс"ъ], [бΛjалъс"].

6. На месте всех согласных букв (кроме ж, ш, ц) перед [е] произносятся соответствующие мягкие согласные (сел, пел, мел, дел, тел и т.п.) [с"ел], [п"ел], [м"ел], [д"ел], [т"ел] и т.п. (о произношении этих сочетаний в иноязычных словах см. § 83).

7) Произношение отдельных грамматических форм

1. Безударное окончание именительного падежа ед. ч. мужского рода имен прилагательных -ый, -ий произносится соответственно написанию: [добры ], [горды ], [пр"ежн"и ], [нижн"и ].

Произношение окончания -ий после [к], [г], [х] предпочтительнее в мягком варианте: [н"иск"и ], [убог"и ], [тих"и ].

2. На месте буквы г в окончании родительного падежа ед. ч. прилагательных мужского и среднего рода -ого и -его произносится достаточно отчетливый звук [в] с соответствующей редукцией гласных: острого, этого, того, кого - [остръвъ], [этъвъ], [тΛво], [кΛво]. Звук [в] произносится на месте буквы г в словах: сегодня, сегодняшний, итого.

3. Безударные окончания прилагательных -ая, -ое при произношении совпадают: добрая, доброе [добръ ь - добръ ъ].

4. Окончание (безударное) прилагательных -ую - -юю произносится в соответствии с написанием: теплую, летнюю - [т"оплу у], [л"ет"н"у у].

5. Окончания -ые, -ие в именительном падеже мн. ч. прилагательных, местоимений, причастий произносятся как [ыи], [ии]: добрые, синие - [добрыи], [син"ии].

6. На месте безударного окончания 3-го лица мн. ч. глаголов 2-го спряжения -aт - -ят произносится [ът]: дышат, ходят - [дышът], [ход"ът].

7. Формы глаголов на -кивать, -гивать, -хивать произносятся с мягкими [к], [г], [х]: [вскак"ивъл], [вздраг"ивъл], [рΛзмах"ивьл].

НОРМЫ УСТНОЙ РЕЧИ

К нормам устной речи относятся акцентологические, орфоэпические и интонационные нормы.

Акцентологические нормы русского литературного языка

Акцентологические нормы –это правила постановки ударения в словах

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью и силой.

В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): с уперобл о жка, эн ергосист е ма, н ефтепров о д, маш иностро е ние и др.

Овладение русскими акцентологическими нормами вызывает трудности не только у иностранцев, но и у носителей родного языка. Это связано с некоторыми особенностями ударения в русском языке:

1. Русское ударение свободное и разноместное. Оно может падать на любой слог в слове, любую морфему: ба"нты, докуме"нт, медикаме"нты.

В отличие от русского языка в некоторых европейских языках ударение является фиксированным: например, в эстонском, латышском, чешском, венгерском, финском языках ударение падает на первый слог, в польском, испанском, грузинском – на предпоследний, в армянском, французском ударным бывает последний слог.

2. Русское ударение может быть подвижным (в разных формах одного и того же слова ударение способно передвигаться с одного слога на другой: поня"ть, по"нял, поняла" )и неподвижным (во всех формах слова падает на один и тот же слог: па"рта, у па"рты, за па"ртой ). Эта специфика русского ударения позволяет разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: ру"ки и руки", по"лка и полка".

Для русского ударения характерна вариативность. Акцентологические варианты – допустимые способы постановки ударения. В русском языке около 5000 слов, у которых отмечены колебания в ударении.

Акцентологические варианты могут быть:

1) равноправными: петля" и пе"тля ;



2) стилистическими: догово"р – до"говор (разг.);

3) профессиональными: шпри"цы – шприцы" (в речи медиков); и"скра – искра" (в речи шоферов);

4) семантическими: а"тлас – атла"с; му"ка – мука" ;

5) хронологическими: украи"нский (нейтр.) – укра"инский (устар.).

Итак, русское ударение описывается сразу несколькими признаками:

· силовое и количественное по фонетическому типу;

· разноместное по характеру расположения в слове;

· подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).

Дать общие правила постановки ударения невозможно. При определении места ударения в слове советуем пользоваться следующими словарями:

Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь нарицательных имён.
М., 2001.

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 2007;

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И.Аванесова. М., 2001.

Орфоэпические нормы русского литературного языка

Термин орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos – речь, т.е. буквально правильная речь) употребляется в двух значениях:

1) раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения;

2) система норм произношения.

Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения.

Орфоэпические варианты – различия в произношении одного фонетического элемента, находящиеся в пределах нормы. Возникновение вариантов произношения обусловлено развитием произносительных норм, борьбой нового со старым. В связи с этим появилось понятие «младшей» и «старшей» орфоэпической нормы.

«Старшая» орфоэпическая норма – это произношение, характерное для лиц старшего поколения, а также для театральной и ораторской речи (например, бою [с ], одино [къ ]й, було [шн ]ая и др.).

«Младшая» норма произношения , характерная для лиц среднего и младшего поколения, распространена в бытовой и официальной речи (но не сценической или ораторской): бою [с’ ], одино [к’и ]й, було [ч’н ]ая и др.

Выделяются следующие группы орфоэпических норм: 1) правила произношения гласных (их мы подробно рассматривать не будем); 2) правила произношения согласных звуков и их сочетаний; 3) правила произношения отдельных грамматических форм; 4) правила произношения иноязычных слов.

Правила произношения согласных и их сочетаний

1. Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются в парные глухие: зу [п ], скла [т ], моро [с ], сторо [ш ]. Оглушение звука [г ] в непарный [х ] является литературной нормой лишь в слове Бог . Произношение фрикативного глухого [х ] в конце других слов недопустимо как диалектное (особенность южнорусских говоров).

2. Звонкие согласные перед глухими изменяются (уподобляются друг другу) в парные глухие: про [п ]ка, но [ш ]ка.

3. Глухие согласные перед звонкими за исключением сонорных (р, л, м, н ) и в уподобляются им по звонкости: про [з’ ]ба, та [г ]же.

4. Смягчение твердых согласных перед мягкими (ассимиляция, т.е. уподобление) чаще всего наблюдается перед суффиксом или внутри корня: го [н’ ]щик, [з’д’ ]есь.

Не допускается смягчение [з ]в словах на -изм во всех падежах: в механизме, о материализме.

5. На месте сочетаний букв зж, сж произноситсядолгий твердый шипящий [жж ]: безжизненный – бе [жж ]изненный, сжечь – [жж ]ечь.

Сочетание жж может произноситься как [жж ]и [ж’ж’ ]: во [жж ]и и во [ж’ж’ ]и.

6. Сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый [шш ]: высший – вы [шш ]ий, низший – ни [шш ]ий.

7. Сочетания дч и тч произносятся как долгий звук [ч’ч’ ]: переводчик – перево [ч’ч’ ]ик, лётчик – лё [ч’ч’ ]ик .

8. Долгий мягкий звук [ш"ш" ] произносится на месте сочетаний букв зч, сч, жч, шч, здч, стч (резчик, счастье, мужчина, веснушчатый объездчик, жестче ).

9. На месте сочетаний букв тс, тц произносится [цц ]: золотце – золо [цц , борется – боре [цц .

10. При сочетании трех и более согласных фонем в русском языке происходит процесс упрощения групп согласных (диереза): один из согласных, обычно средний, не произносится. Это распространяется на сочетания стн , стл, здн , рдц и др.: местный – ме [сн ]ый, счастливый – сча [сл’ ]ивый, праздник – пра [з’н’ ]ик, сердце – се [рц ]е и т.п.

11. В некоторых случаях в русском языке представлена диссимиляция (расподобление) согласных по способу образования. Звук [г ] в сочетаниях гк , гч произносится как [х ]: мягче – мя [х ]че, легче – ле [х]че .

12. Сочетание чт в словах чаще всего произносится как [чт]: ме[чт]а. В слове что и производных от него (чтобы, ничто, что-либо и т.п.) сохраняется старомосковское произношение: на месте чт произносится [шт] , кроме слова нечто .

13. Произношение сочетания чн нередко вызывает затруднения, которые вызваны взаимодействием правил старомосковского и петербургского произношения. По старомосковской норме сочетание чн произносилось как [шн] в словах конечно, скучный, нарочно, двоечник, яичница, скворечник, пустячный и др., в женских отчествах на - ична : Ильинична, Кузьминична и т.п.

Во многих словах в современном русском литературном языке сочетание чн произносится как [чн]: елочный, дачник , вечный, точный, ночной .

Некоторые слова с сочетанием чн имеют допустимые варианты произношения [ч’н] и [шн] : порядочный, булочная, копеечный, молочный и др. Вариант произношения [шн] в таких словах оценивается как устаревающий. Но в отдельных случаях разное произношение чн выполняет смыслоразличительную функцию: А он, серде[шн]ый, все мается со своей серде[ч’н]ой болезнью .

При произнесении согласных звуков в полости рта создаются препятствия, на которые наталкивается струя выдыхаемого воздуха. По способу образования согласные делятся на взрывные (или смычные) и щелевые (или фрикативные), в зависимости от характера препятствия, образуемого артикуляционными органами: губами, зубами, языком. Если струя выдыхаемого воздуха, резко разрывает препятствие, создаваемое речевыми органами, образуются взрывные звуки: п--б, т -- д, к -- г. Если струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, создаваемую артикуляционными органами, образуются щелевые (фрикативные) звуки: с -- з, ш -- ж, ф -- в, х.

Согласные делятся -

по месту образования: в зависимости от положения языка по отношению к твердому и мягкому нёбу -- на переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные-- и в зависимости от участия губ -- на губные (лабиализованные) и губно-зубные.

В зависимости от степени участия голоса согласные бывают глухие, звонкие и сонорные. Глухими называются согласные, в произношении которых голос не участвует: п, т, к, х, с, ф, ш, ч, ц. Эти согласные образуются одними шумами. Звонкими называются согласные, в произнесении которых участвуют и шум и голос; голосовые связки сомкнуты и вибрируют: б, д, г, з, в, ж. Большинство глухих и звонких согласных составляют пары: п -- б, т -- д и т. д. Сонорными называются согласные, при произнесении которых голосовые связки сомкнуты, вибрируют и голос преобладает над шумом: м, н, л, р. Они не имеют парных глухих звуков.

В русском языке два составных звука -- так называемые аффрикаты: ц (слитые воедино тис) и ч (слитые воедино мягкий т и мягкий их). Оба они глухие.

Большинство согласных могут быть и твердыми и мягкими: бой -- белка (б -- б"), ворота -- вяленый (в -- в") и т. д. Согласные ж, ш, ц всегда твердые; согласный ч всегда мягкий.

При произнесении согласных мягкое нёбо с маленьким язычком приподнимается и закрывает проход в носовую полость. Только два звука -- сонорные м и н -- составляют исключение: при их произнесении мягкое нёбо опускается и струя выдыхаемого воздуха проходит через нос.

Твердость и мягкость, звонкость и глухость часто служат для различения слов по смыслу:

мал -- мял дом -- том

пыл -- пыль баба -- папа

ныл -- Нил год -- кот

был -- бил зуб -- суп

турки -- тюрки бар. -- пар

жар --жарь жар --шар

Многие иностранные имена, фамилии и географические наименования, содержащие согласный с е после него, произносятся с твердым согласным звуком, а вместо е звучит э:

Пишется Произносится

Вольтер Вольт[э]р

Марсель Марс [э] ль

Отелло От[э]лло

Мериме М[э]рим[э]

Перечислим основные правила произношения согласных в словах.

1-е правило. Звонкие согласные в конце слов оглушаются--переходят в свои парные глухие звуки.

Пишется Произносится

клуб клу[п]

озноб озно[п]

единорог единоро[к]

перевод перево[т]

кров кро[ф]

волнорез волноре[с]

гараж гара[ш]

особь осо[п"]~

пядь пя[т"]

сельдь сель[т"]

кровь кро[ф"]

изморозь изморо[с"]

Звук г в конце слова обычно заменяется звуком к.И только в слове бог г заменяется звуком х. В произношении не надо путать это слово со словом бок.

2-е правило -- об уподоблении (ассимиляции) согласных по звонкости-глухости. Если в слове или на стыке слов стоят рядом два согласных, из которых первый звонкий, а второй глухой или наоборот, то первый уподобляется второму:

Пишется Произносится

колодка коло[тк]а

грядка гря[тк]а

ложка ло[шк]а

перевозка перево[ск]а

губка гу[пк]а

сдобный [зд]обный

вторник [фт]орник

Этому правилу не подчиняются согласные, стоящие перед сонорными: шлак, шляпа, краска, круг, срочный, слава, фраза, фрак и т. п. Кроме того, полностью не подчиняется этому правилу звук в. Сам он, находясь на первом месте, уподобляется следующему за ним глухому, т. е. оглушается: Пишется

Произносится

всякий [фс]який

ковш ко[фш]

повторный по[фт]орный

Но, занимая второе место в сочетании согласных, звук в не уподобляет себе предшествующий звук: сверху, сваливать, швырять, сквалыга.

Звук г под действием закона уподобления в двух словах -- мягкий и легкий -- и в производных от них оглушается, но переходит не в смычный звук к, а в щелевой х.

Пишется Произносится

мягкий мя[х"к]ий

мягко мя [хк] о

легкий ле[х"к]ий

легко ле[хк]о

легкие ле[х"к]ие

легче ле[х"ч]е

Примеры на ассимиляцию согласных на стыке слов: сижу под тентом -- по[тт]ентом, под пальмой -- по[тп]альмой; иду к городу--* [гг]ороду, приехал из Крыма -- и[ск]рыма, вернулся из Сибири -- и[с"с"]ибири.

3-е правило -- о двойных согласных. В русском языке встречаются слова с двойными согласными (касса, тонна). Взрывные двойные согласные требуют более долгого затвора; щелевые двойные согласные дольше тянутся.

Встречаются слова, смысл которых меняется в зависимости от того, с одним или с двумя согласными они пишутся, а следовательно, и произносятся:

поданный подданный

подать поддать

вернуть ввернуть

верх вверх

Многие двойные согласные образуются под влиянием закона уподобления (по звонкости и глухости).

Пишется Произносится

отдавить о[дд]авить

подтянуть по [т"т"] януть

отдалить о[дд]алить

Особого внимания требуют двойные согласные на стыке слов. Многие двойные согласные на стыке слов образуются под действием закона уподобления.

Пишется Произносится

выстрелить, в фазана выстрелить [фф]азана

по направлению к городу [гг]ороду

иду к гаражу [гг] аражу

рожь шумит ро[шш]умит

Однако есть ряд слов, в которых пишутся двойные согласные, но произносится только один звук.

Пишется Произносится

ассистент а[с]истент

гривенник гриве[н]ик

корректура ко[р]ектура

В полных прилагательных и в причастиях двойные н всегда произносятся: коронный номер, длинный день, странный человек, бранное поле, башенный кран, искреннее чувство, израненный солдат, выигранное дело, изодранная одежда, разобранный станок, покрашенная крыша, подкованная лошадь.

Обратите внимание на двойные согласные м и н на стыке слов, произносимых слитно (четко произносятся оба согласных).

Пишется Произносится

он наверху о[нн]аверху

он надежный человек о нн адежный человек

он настаивает о[нн]астаивает

  • 4-е правило -- о смягчении твердых согласных, стоящих перед мягкими согласными (ассимиляция по мягкости). Некоторые твердые согласные смягчаются перед мягкими согласными, т. е. второй звук подчиняет себе первый. Эго происходит в следующих случаях:
  • 1. В словах с двойными согласными, где твердый звук стоит перед мягким; в этом случае первый согласный смягчается и образуется долгий мягкий звук.

Пишется Произносится

в массе в ма[с"с"]е

в ванне в ва[н"н"]е

2. Смягчаются согласные з, с, если они стоят перед мягкими в", д", т", л", м", н".

Пишется Произносится

зв": безветренный бе[з"в"]етренный

развить ра[з"в"]ить

развести ра[з"в"]ести

св": сведущий [с"в"] едущий свидетель [с"в ]идетель

свекровь [с"в"]екровь

зд": здесь [з"д]есть

грозди гро[з"д"]и

бездельник бе[з"д"] ельник

ст": грусть гру[с"т"]

честь че[с"т"]

стяг [с"т"]яг

3. Двойные согласные з и с смягчаются на стыке слов, если второй из них мягкий.

Пишется Произносится

приехал с Севера [с"с"]евера

лошадь с седоком [с"с"]едоком

замок с секретом [с"с"]екретом

4. Согласные с и т в сочетании ств перед мягким в смягчаются.

Пишется Произносится

искусственный иску[с"т"в"] енный

5. Согласный н смягчается перед мягкими т и д.

Пишется Произносится

кандидат ка[н"д"]идат

блондин бло[н"д"]ин

6. Согласный н смягчается перед мягким с.

Пишется Произносится

пенсия пе[н"с"]ия

вакансия вака [н"с"] ия

7. Согласный н смягчается перед чащ, которые являются в русском языке всегда мягкими.

Пишется Произносится

утонченный уто [н"ч"] ённый

бренчать бре[н"ч"]ать

5-е правило произношения согласных. Звуки ш, ж, ц всегда твердые. После них пишутся гласные и, е, но произносить следует ы, э.

Пишется Произносится

ширма ш[ы]рма

шина ш[ы]на

В именах французского происхождения --- типа Жюль, Жиро, Жюльен -- и в слове жюри звук ж звучит мягко, как принято во французском языке.

6-е правило. Сочетания сш и зш произносятся как двойной твердый ш, если с, з находятся в предлоге или приставке, а ш, ж -- в корне. Это правило распространяется и на произношение сочетаний сш, зш на стыке слов.

Пишется Произносится

бесшумный бе[шш] умный

происшествие прои[шш]ествие

угасший уга[шш]ий

7-е правило. Сочетания сж и зж произносятся как двойной твердый ж, если с, з находятся в приставке, а ш, ж ъ корне. Это правило относится также к стыку слов.

Пишется Произносится

безжизненный бе [жж] изненный

безжалостный бе[жж]алостный

изжога и [жж] ога

8-е правило. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий двойной мягкий звук ж; в транскрипции он обозначается: [ж"ж"].

Пишется Произносится

уезжать уе[ж"ж"]ать (уежьжять)

выезжать вые[ж"ж"]ать (выежьжять)

позже по[ж"ж"]е (пожьже)

В то же время мы должны помнить, что одиночные согласные ш и ж, как правило, произносятся твердо, даже перед мягкими согласными.

9-е правило. Согласный ч всегда произносится мягко. Звук, передаваемый на письме буквой щ, -- это долгий ш: [ш"ш"]. Звук ч состоит из двух звуков: взрывного мягкого т" и щелевого мягкого ш которые произносятся, быстро сменяя друг друга. Гласные а, о, у после ч и щ произносятся как я, е, ю.

Пишется Произносится

чаша [ч"а]ша (чяша)

чарка ч"а рка (чярка)

Исключение. В трех словах в сочетании щн звук ш"ш" (буква щ) переходит в мягкий одиночный ш: помощник, помощница и всенощная (церковная служба). Эти слова произносятся так: помо[ш"]ник, помо[ш"]ница, всено[ш"]ная.

10-е правило. Сочетание сч произносится как долгий мягкий ш: ш"ш" (т. е. так же, как звук, передаваемый на письме буквой щ).

Пишется Произносится

счастье [ш"ш"а] стье (щястье)

счет [ш"ш"о]т (щёт)

рассчитывать ра[ш"ш"и]тывать (ращитывать)

расчет ра[ш"ш"о]т (ращёт)

Примечание. Как двойной мягкий ш [ш"ш"], произносятся и сочетания здч, жч в словах объездчик, перебежчик, перебежчица: объе[ш"ш"]ик, перебе[ш"ш"]ик, перебе[ш"ш"]ица (объещик, перебещик, перебещица).

11-е правило. Сочетание сщ также произносится как долгий мягкий ш: ш"ш".

Пишется Произносится

расщедрился ра[ш"ш"]едрился (ращедрился)

12-е правило. Сочетания сщ и зщ на стыке слов (предлога и -следующего слова) произносятся как долгий мягкий ш: ш"ш".

Пишется Произносится

из щели и[ш"ш"]ели (ищели)

из щетины и[ш"ш"]етины (ищетины)

13-е правило. Сочетание зч (на стыке корня и приставки) произносится как долгий мягкий ш: ш"ш".

Пишется Произносится

приказчик прика[ш"ш"]ик (прикащик)

извозчик изво[ш"ш"]ик (извощик)

14-е правило. Сочетание сч и зч в словах с ясно различимой приставкой и на стыке слов (предлога и следующего слова) произносится как ш" и ч": ш"ч".

Пишется Произносится

исчадие и[ш"ч"]адие (ишьчядие)

исчеркать и[ш"ч"]еркать (ишьчеркать)

расчленить ра[ш"ч"] лепить (рашьчленить)

15-е правило. Сочетание тщ произносится как ч"ш".

Пишется Произносится

тщетно [ч"ш"]етно (чьщетно)

тщательно [ч"ш" ательно (чьщятельно)

тщедушный [ч"ш"]едушный (чьщедушный

16-е правило. Сочетания тч и дч произносятся как двойной долгий ч: ч"ч" (мы помним, что звук ч всегда мягкий).

Пишется Произносится

летчик лё[ч"ч"] ик (лёчьчик)

начетчик начё[ч"ч"]ик (начёчьчик)

проходчик прохо[ч"ч"]ик (прохочьчик)

  • 17-е правило. Сочетание чт произносится в соответствии с написанием: почтенный, учтивый, чтение и т. п. Слово что и производные от него произносятся с шт: что--[што], чтобы-- [штдбы], что-то [штбтъ], что-нибудь--[штбнибут"], кое-что--[кбешто], ничто--[ништд], ни за что--[низъштд]. Местоимение нечто (в смысле «что-то») произносится а соответствии с написанием.
  • 18-е правило. Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием: точный, брачный, фрачный, порочный, брючный, поточный и т. п. Но в некоторых словах сочетание чн произносится как шн
  • 19-е правило. Сочетания дс и тс в прилагательных произносятся как [ц].

Пишется Произносится

советский совв[ц]кий

городской горо[ц]кой

людской лю[ц]кой

20-е правило. Сочетания дц и тц произносятся как два ц: цц.

Пишется Произносится

отца о[цц]а

молодца моло[цц]а

братца бра[цц]а

21-е правило. Сочетание дек в конце слов звучит как цк.

Пишется Произносится

Петрозаводск Петрозаво[цк]

Кисловодск Кислово[цк]

Железноводск Железново[цк]

  • 22-е правило -- о сочетаниях с непроизносимыми согласными.
  • 1. В сочетании стн согласный т не произносится.

Пишется Произносится

местный. ме[сн]ый

частный ча[сн]ый

областной обла[сн]ой

2. В сочетании здн в ряде слов д не произносится.

Пишется Произносится

Праздный пра[зн] ый

Поздно по[зн]о

наездник нае[зн]ик

уездный уе[зн] ый

3. В сочетании стл в некоторых словах т выпадает.

Пишется Произносится

завистливый зави[сл]ивый

участливый уча[сл]ивый

совестливый сове[сл]ивый

4. В сочетании стек звук т обычно не произносится; на месте сто произносится сс.

Пишется Произносится

марксистский маркой [сс] кий

пропагандистский пропаганди[сс] кий

5. -В сочетаниях ндц, нтц согласные д и ц не произносятся.

Пишется Произносится

голландцы голла[нц]ы

ирландцы ирла[нц]ы

6. В словах здравствуйте, солнце, сердце выпадают согласные в, л, д.

Пишется Произносится

здравствуйте здра[ст]вуйте

солнце со[нц]е

7. В сочетаниях ндск в некоторых словах д выпадает.

Пишется Произносится

голландский голла[нс]кий

финляндский финля[нс]кий

фламандский флама[нс]кий

23-е правило. В прилагательных единственного числа мужского и среднего рода, которые в родительном падеже оканчиваются на -ого, -его, согласный г произносится как вг

Пишется Произносится

старого стар[ово] (старова)

Согласный в вместо г произносится и в словах: сего (сево), сегодня (севодня), сегодняшний (севодняшний), итого (итово), ничего (ничево), чего (чево).

24-е правило. Прилагательные на -кий, -гий, -хий (им. падеж, ед. число) в современном литературном языке могут произноситься двояко -- как с твердыми окончаниями (и произносится как о или а в заударном слоге), так и с мягкими окончаниями: одинокий и одинокъй, короткий и короткъй, пегий и пе-гъй, строгий и строгъй, тугоухий и тугоухъй. В сценическом произношении большей частью традиционно сохраняется твердое окончание: гадкъй, длинноногъй, тихъй. Эта норма распространяется и на фамилии: Чайковскъй, Маяковскъй, Горькъй.

согласный звук смягчение ассимиляция

Заключение

Знакомство с правилами современного литературного произношения-- лишь первый шаг в работе над культурой речи. Чтобы говорить правильно, надо затратить много времени и труда, нужна постоянная специальная тренировка.

Надо научиться наблюдать не только за своей речью, но и за речью окружающих, быть внимательным к речи преподавателя, которая является примером для учащихся.

Необходимо систематически прослушивать пластинки или записанные на магнитофонные пленки выступления актеров, чтецов, речь которых также служит образцом правильного произношения. Полезно прослушивать по радио и телевидению выступления лингвистов, посвященные вопросам устной речи.

Но только слушать чужую речь мало. Надо самому активно тренироваться, осваивать и закреплять на практике правила литературного произношения. В первоначальной работе особенно полезно пользоваться.магнитофоном: записать свою речь, прослушать, сверить с хорошими образцами и затем повторить запись, исправив замеченные отклонения. Слушая себя со стороны, легче заметить ошибки и достижения. Недаром этот прием широко используется при изучении иностранных языков.

Сочетание ti произносится перед гласным как [ци]: natio [нацио] народ , Latium [ляциум] Латий , перед согласным как [ти]: Latinus [лятинус] латинский . После s, t, х, а также на стыке основы и формообразующего окончания сочетание ti читается как [ти]: bestia [бэстиа] животное , Attius [аттиус] Аттий , mixtio [микстио] смешение . Если гласный i в сочетании ti долгий, оно также читается как [ти]: totī us [тотиус] целого (род. пад. ед. ч.).

Сочетание su перед гласным, с которым оно образует один слог (как правило, перед гласными а, е ), произносится как [св]: sua-vis [свавис] сладкий , но: su-us [суус] свой .

Сочетание ngu перед гласным произносится как [нгв]: lingua [лингва].

Сочетания согласных

В заимствованиях из греческого языка встречаются сочетания согласных с буквой h :

Примечание:

Сочетание ch употребляется в двух словах латинского происхождения: pulcher красивый , Gracchus Гракх .

Ударение. Слогораздел. Количество слога

Ударение

Ударение в латинском языке классического периода было музыкальным, тоническим, т.е. заключалось в повышении тона при произнесении ударного слога, если он был долгим. К 5 в. н. э., после утраты количественных различий между гласными, характер латинского ударения изменился: оно стало силовым, эспираторным, как в белорусском и русском языках.

Правила ударения

I. В словах, состоящих из двух и более слогов, ударение никогда не ставится на последнем слоге. В двусложных словах ударение падает на первый слог. В словах, состоящих из трех и более слогов, место ударения определяется по предпоследнему слогу.

II. Ударение ставится на предпоследний слог, если он содержит:

1) долгий гласный (т.е. гласный, долгота которого обозначена знаком долготы): natūra [нату"ра] природа ;

2) дифтонг или диграф: Argonautae [аргонаў"тэ] аргонавты , Lacaena [ляцэ"на] спартанка ;

3) гласный, стоящий перед двумя и более согласными (т.е. гласный закрытого слога) 1 , а также перед буквамиx, z (т.е. гласный открытого слога): argumentum [аргумэ"нтум] доказательство , correxi [коррэ"кси] я исправил , oryza [ори"за] рис ;

4) буквосочетания ar, or, ur, al, os, at : orator [ора"тор] оратор.

Примечания:

1. Если предпоследний слог содержит краткий гласный, который стоит перед сочетанием смычных b, p, d, t, g, c с сонорными l, r (muta cum liqu ĭ da ), то ударение падает на третий слог от конца: arbĭtri [а"рбитри] судьи (им. пад. мн. ч.).

2. Если предпоследний слог содержит краткий гласный, который стоит перед сочетаниями qu, ch, ph, rh, th , то ударение падает на третий слог от конца: relĭquus [рэ"ликвус] остальной , elĕphas [э"лефас] слон .

III. Ударение ставится на третий слог от конца, если предпоследний слог:

1) содержит краткий гласный (т.е. гласный, краткость которого обозначена знаком краткости): arbĭter [а"рбитэр] судья ;

2) содержит гласный, стоящий перед другим гласным: justitia [юсти"циа] справедливость ;

3) является открытым слогом: praesidium [прэзи"диум] защита;

4) содержит буквосочетания ol , ul : discipula [дисци"пула] ученица.

Слогораздел. Открытые и закрытые слоги

Слогораздел проходит:

а) между двумя гласными: du-o два ;

б) между дифтонгом (диграфом) и одиночным гласным: Gnae-us Гней ;

в) перед одиночным согласным: fi-li-a дочь ;

г) между двумя согласными (кроме сочетаний muta cum liqu ĭ da ): sil-va лес ;

д) перед сочетанием qu , ch, ph, rh, th : an-ti-quus древний ;

е) перед сочетанием смычного (p , b , d , t , g , c ) с сонорным r , l (muta cum liqu ĭ da ): ca-pra коза ;

ж) при наличии групп из трех и более согласных слогораздел проходит внутри группы, при этом сочетания qu и muta cum liquida не разделяются: cas-tra лагерь , junc-tus соединенный , mons-tro показывать ;

з) согласный j между гласными обозначает два звука [йй], которые относятся к разным слогам: major [май-йор] старейший ;

и) при слогоразделе приставка выделяется: in-scri-bo вписывать .

Количество слога

В классической латыни слоги различались по количеству, т.е. могли быть долгими или краткими.

1. Открытый слог, содержащий краткий гласный, краток: arb ĭ ter судья .

2. Открытый слог перед гласным в большинстве случаев краток justiti a справедливость .

3. Открытый слог, содержащий долгий гласный, дифтонг или диграф, долог: nat ū ra природа , Argonau tae аргонавты , Lacae na спартанка .

4. Закрытый слог всегда долог, независимо от количества содержащегося в нем гласного: argumen tum доказательство .