~ Собачье сердце (иллюстрированное) ~.

Но ничего этого не случилось. Именно подворотня растаяла, как мерзкое сновидение, и более не вернулась.

Видно, уж не так страшна разруха! Невзирая на нее, дважды в день серые гармоники под подоконниками наливались жаром и тепло волнами расходилось по всей квартире.

Совершенно ясно: пес вытащил самый главный собачий билет. Глаза его теперь не менее двух раз в день заливались благодарными слезами по адресу пречистенского мудреца. Кроме того, все трюмо в гостиной-приемной между шкафами отражали удачливого красавца пса.

«Я – красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито, – размышлял пес, глядя на лохматого кофейного пса с довольной мордой, разгуливающего в зеркальных далях, – очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом. То-то, я смотрю, у меня на морде белое пятно. Откуда оно, спрашивается? Филипп Филиппович – человек с большим вкусом, не возьмет он первого попавшегося пса-дворника».

В течение недели пес сожрал столько же, сколько в полтора последних голодных месяца на улице. Но, конечно, только по весу. О качестве еды у Филиппа Филипповича и говорить не приходилось. Если даже не принимать во внимание того, что ежедневно Дарьей Петровной закупалась груда обрезков на Смоленском рынке на восемнадцать копеек, – достаточно упомянуть обеды в семь часов вечера в столовой, на которых пес присутствовал, несмотря на протесты изящной Зины. Во время этих обедов Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Пес становился на задние лапы и жевал пиджак, пес изучил звонок Филиппа Филипповича – два полнозвучных отрывистых хозяйских удара – и вылетал с лаем встречать его в передней. Хозяин вваливался в черно-бурой лисе, сверкая миллионом снежных блесток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, бензином, одеколоном, сукном, и голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу:

– Зачем же ты, свинья, сову разорвал? Она тебе мешала? Мешала, я тебя спрашиваю? Зачем профессора Мечникова разбил?

– Его, Филипп Филиппович, нужно хлыстом отодрать хоть один раз, – возмущенно говорила Зина, – а то он совершенно избалуется. Вы поглядите, что он с вашими калошами сделал!

– Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда! На человека и на животное можно действовать только внушением! Мясо ему давали сегодня?

– Господи! Он весь дом обожрал! Что вы спрашиваете, Филипп Филиппович? Я удивляюсь, как он не лопнет!

– Ну и пусть ест на здоровье!.. Чем тебе помешала сова, хулиган?!

– У-у! – скулил пес-подлиза и полз на брюхе, вывернув лапы.

Затем его с гвалтом волокли за шиворот через приемную в кабинет. Пес подвывал, огрызался, цеплялся за ковер, ехал на заду, как в цирке. Посредине кабинета на ковре лежала стеклянноглазая сова с распоротым животом, из которого торчали какие-то красные тряпки, пахнущие нафталином. На столе валялся вдребезги разбитый портрет.

– Я нарочно не убирала, чтобы вы полюбовались, – расстроенно докладывала Зина, – ведь на стол вскочил, какой мерзавец! И за хвост ее – цап! Я опомниться не успела, как он ее всю истерзал! Мордой его потычьте, Филипп Филиппович, в сову, чтобы он знал, как вещи портить!

И начинался вой. Пса, прилипавшего к ковру, тащили тыкать в сову, причем пес заливался горькими слезами и думал: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте!»

– Сову чучельнику отправить сегодня же. Кроме того, вот тебе восемь рублей и шестнадцать копеек на трамвай, съезди к Мюру, купи ему хороший ошейник с цепью.

На следующий день на пса надели широкий блещущий ошейник. В первый момент, поглядевшись в зеркало, он очень расстроился, поджал хвост и ушел в ванную комнату, размышляя, как бы ободрать его о сундук или ящик. Но очень скоро он понял, что он просто – дурак. Зина повела его гулять на цепи. По Обухову переулку пес шел как арестант, сгорая от стыда, но, пройдя по Пречистенке до храма Христа, отлично сообразил, что значит в жизни ошейник. Бешеная зависть читалась в глазах у всех встречных псов, а у Мертвого переулка какой-то долговязый с обрубленным хвостом дворняга облаял его «барской сволочью» и «шестеркой». Когда пересекали трамвайные рельсы, милиционер поглядел на ошейник с удовольствием и уважением, а когда вернулись, произошло самое невиданное в жизни: Федор-швейцар собственноручно отпер переднюю дверь и впустил Шарика, Зине он при этом заметил:

– Ишь каким лохматым обзавелся Филипп Филиппович! И удивительно жирный.

– Еще бы! За шестерых лопает! – пояснила румяная и красивая от морозу Зина.

«Ошейник все равно что портфель», – сострил мысленно пес и, виляя задом, проследовал в бельэтаж, как барин.

Оценив ошейник по достоинству, пес сделал первый визит в то главное отделение рая, куда до сих пор вход ему был категорически воспрещен, именно – в царство поварихи Дарьи Петровны. Вся квартира не стоила и двух пядей Дарьиного царства. Всякий день в черной сверху и облицованной кафелем плите стреляло и бушевало пламя. Духовой шкаф потрескивал. В багровых столбах горело вечною огненной мукой и неутоленной страстью лицо Дарьи Петровны. Оно лоснилось и отливало жиром. В модной прическе на уши и с корзинкой светлых волос на затылке – светились двадцать два поддельных бриллианта. По стенам на крюках висели золотые кастрюли, вся кухня громыхала запахами, клокотала и шипела в закрытых сосудах...

– Вон! – завопила Дарья Петровна. – Вон, беспризорный карманник! Тебя тут не хватало! Я тебя кочергой...

«Чего ты? Ну чего лаешься? – умильно щурил глаза пес. – Какой же я карманник? Ошейник вы разве не замечаете?» – и он боком лез в дверь, просовывая в нее морду.

Шарик-пес обладал каким-то секретом покорять сердца людей. Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна. Острым и узким ножом она отрубала беспомощным рябчикам головы и лапки, затем, как яростный палач, с костей сдирала мякоть, из кур вырывала внутренности, что-то вертела в мясорубке. Шарик в это время терзал рябчикову голову. Из миски с молоком Дарья Петровна вытаскивала куски размокшей булки, смешивала их на доске с мясною кашицей, заливала все это сливками, посыпала солью и на доске лепила котлеты. В плите гудело, как на пожаре, а на сковороде ворчало, пузырилось и прыгало. Заслонка с громом отпрыгивала, обнаруживала страшный ад. Клокотало, лилось...

Вечером потухала пламенная пасть, в окне кухни, над белой половинной занавесочкой, стояла густая и важная пречистенская ночь с одинокой звездой. В кухне было сыро на полу, кастрюли сияли таинственно и тускло, на столе лежала пожарная фуражка. Шарик лежал на теплой плите, как лев на воротах, и, задрав от любопытства одно ухо вверх, глядел, как черноусый и взволнованный человек в широком кожаном поясе за полуприкрытой дверью в комнате Зины и Дарьи Петровны обнимал Дарью Петровну. Лицо у той горело мукой и страстью, все, кроме мертвенного напудренного носа. Щель света лежала на портрете черноусого, и пасхальный розан свисал с него.

– Как демон пристал... – бормотала в полумраке Дарья Петровна, – отстань. Зина сейчас придет. Что ты, чисто тебя тоже омолодили?

– Нам ни к чему, – плохо владея собою и хрипло отвечал черноусый. – До чего вы огненная...

Вечерами пречистенская звезда скрывалась за тяжкими шторами и, если в Большом театре не было «Аиды» и не было заседания Всероссийского хирургического общества, божество помещалось в кресле. Огней под потолком не было, горела только одна зеленая лампа на столе. Шарик лежал на ковре в тени и, не отрываясь, глядел на ужасные дела. В отвратительной едкой и мутной жиже в стеклянных сосудах лежали человеческие мозги. Руки божества, обнаженные по локоть, были в рыжих резиновых перчатках, и скользкие тупые пальцы копошились в извилинах. Временами божество вооружалось маленьким сверкающим ножиком и тихонько резало желтые упругие мозги.

– «К берегам священным Нила...» – тихонько напевало божество, закусывая губы и вспоминая золотую внутренность Большого театра. Трубы в этот час нагревались до высшей точки. Тепло от них поднималось к потолку, откуда расходилось по всей комнате, в песьей шубе оживала последняя, еще не вычесанная самим Филиппом Филипповичем, но уже обреченная блоха. Ковры глушили звуки в квартире. А потом далеко звенела выходная дверь.

«Зинка в кинематограф пошла, – думал пес, – а как придет, ужинать, стало быть, будем. На ужин, надо полагать, телячьи отбивные».

На узком операционном столе лежал, раскинувшись, пес Шарик и голова его беспомощно колотилась о белую клеенчатую подушку. Живот его был выстрижен и теперь доктор Борменталь, тяжело дыша и спеша, машинкой вьедаясь в шерсть, стриг голову Шарика. Филипп Филиппович, опершись ладонями на край стола, блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой и говорил взволнованно:

Руки он вздымал в это время, как будто благословлял на трудный подвиг злосчастного пса Шарика. Он старался, чтобы ни одна пылинка не села на черную резину.

Из-под выстриженной шерсти засверкала беловатая кожа собаки. Борменталь отшвырнул машинку и вооружился бритвой. Он намылил беспомощную маленькую голову и стал брить. Сильно хрустело под лезвием, кое-где выступала кровь. Обрив голову, тяпнутый мокрым бензиновым комочком обтер ее, затем оголенный живот пса растянул и промолвил, отдуваясь: "готово".

Зина открыла кран над раковиной и Борменталь бросился мыть руки. Зина из склянки полила их спиртом.

— Можно мне уйти, Филипп Филиппович? — Спросила она, боязливо косясь на бритую голову пса.

— Можешь.

Тут шевельнулся жрец. Он выпрямился, глянул на собачью голову и сказал:

— Ну, господи, благослови. Нож.

Борменталь из сверкающей груды на столике вынул маленький брюхатый ножик и подал его жрецу. Затем он облекся в такие же черные перчатки, как и жрец.

— Спит? — Спросил Филипп Филиппович.

Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобпели остренький, колючий блеск и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану. Кожа тотчас разошлась и из нее брызнула кровь в разные стороны. Борменталь набросился хищно, стал комьями марли давить Шарикову рану, затем маленькими, как бы сахарными щипчиками зажал ее края и она высохла. На лбу у Борменталя пузырьками выступил пот. Филипп Филиппович полоснул второй раз и тело Шарика вдвоем начли разрывать крючьями, ножницами, какими-то скобками. Выскочили розовые и желтые, плачущие кровавой росой ткани. Филипп Филиппович вертел ножом в теле, потом крикнул: "ножницы!".

Инструмент мелькнул в руках у тяпнутого, как у фокусника. Филипп Филиппович залез в глубину и в несколько поворотов вырвал из тела Шарика его семенные железы с какими-то обрывками. Борменталь, собершенно мокрый от усердия и волнения, бросился к стеклянной банке и извлек из нее другие, мокрые, обвисшие семенные железы. В руках у профессора и ассистента запрыгали, завились короткие влажные струны. Дробно защелкали кривые иглы в зажимах, семенные железы вшили на место Шариковых. Жрец отвалился от раны, ткнул в нее комком марли и скомандовал:

— Шейте, доктор, мгновенно кожу, — затем оглянулся на круглые белые стенные часы. Борменталь минут в 5 зашил голову, сломав 3 иглы.

— 14 Минут делали, — сквозь стиснутые зубы пропустил Борменталь и кривой иголкой впился в дряблую кожу. Затем оба за волновались, как убийцы, которые спешат.

— Нож, — крикнул Филипп Филиппович.

Нож вскочил ему в руки как бы сам собой, после чего лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки и одним приемом навел на лбу Шарика красный венец. Кожу с бритыми волосами откинули как скальп. Обнажили костяной череп. Филипп Филиппович крикнул:

— Трепан!

Борменталь подал ему блестящий коловорот. Кусая губы, Филипп Филиппович начал втыкать коловорот и высверливать в черепе Шарика маленькие дырочки в сантиметре расстояния одна от другой, так, что они шли кругом всего черепа. На каждую он тратил не более пяти секунд. Потом пилой невиданного фасона, сунув ее хвост в первую дырочку, начал пилить, как выпиливают дамский рукодельный ящик. Череп тихо визжал и трясся. Минуты через три крышку черепа с Шарика сняли.

Тогда обнажился купол Шарикового мозга — серый с синеватыми прожилками и красноватыми пятнами. Флипп Филиппович в’елся ножницами в оболочки и их вскрыл. Один раз ударил тонкий фонтан крови, чуть не попал в глаз профессору, и окропил его колпак. Борменталь с торзионным пинцетом, как тигр, бросился зажимать и зажал. Пот с Борменталя полз потоками и лицо его стало мясистым и разноцветным. Глаза его метались от рук профессора к тарелке на инструментальном столе. Филипп же Филиппович стал положительно страшен. Сипение вырывалось из его носа, зубы открылись до десен. Он ободрал оболочку с мозга и пошел куда-то вглубь, выдвигая из вскрытой чаши полушария мозга. В это время Борменталь начал бледнеть, одной рукой охватил грудь Шарика и хрипловато сказал:

— Пульс резко падает…

Филипп Филиппович зверски оглянулся на него, что-то промычал и врезался еще глубже. Борменталь с хрустом сломал стеклянную ампулку, насосал из нее шприц и коварно кольнул Шарика где-то у сердца.

— Иду к турецкому седлу, — зарычал Филипп Филиппович и окровавленными скользкими перчатками выдвинул серо-желтый мозг Шарика из головы. На мгновение он скосил глаза на морду Шарика, и Борменталь тотчас же сломал вторую ампулу с желтой жидкостью и вытянул ее в длинный шприц.

— В сердце? — Робко спросил он.

— Что вы еще спрашиваете? — Злобно заревел профессор, — все равно он уже 5 раз у вас умер. Колите! Разве мыслимо? — Лицо у него при этом стало, как у вдохновенного разбойника.

Доктор с размаху легко всадил иглу в сердце пса.

— Живет, но еле-еле, — робко прошептал он.

— Некогда рассуждать тут — живет — не живет, — засипел страшный Филипп Филиппович, — я в седле. Все равно помрет… Ах, ты че… "К берегам священным Нила…". Придаток давайте.

Борменталь подал ему склянку, в которой болтался на нитке в жидкости белый комочек. Одной рукой — "не имеет равных в Европе… Ей-богу!", — Смутно подумал Борменталь, — он выхватил болтающийся комочек, а другой, ножницами, выстриг такой же в глубине где-то между распяленными полушариями. Шариков комочек он вышвырнул на тарелку, а новый заложил в мозг вместе с ниткой и своими короткими пальцами, ставшими точно чудом тонкими и гибкими, ухитрился янтарной нитью его там замотать. После этого он выбросил из головы какие-то распялки, пинцет, мозг упрятал назад в костяную чашу, откинулся и уже поспокойнее спросил:

— Умер, конечно?..

— Нитевидный пульс, — ответил Борменталь.

— Еще адреналину.

Профессор оболочками забросал мозг, отпиленную крышку приложил как по мерке, скальп надвинул и взревел:

И вот на подушке появилась на окрашенном кровью фоне безжизненная потухшая морда Шарика с кольцевой раной на голове. Тут же Филипп Филиппович отвалился окончательно, как сытый вампир, сорвал одну перчатку, выбросив из нее облако потной пудры, другую разорвал, швырнул на пол и позвонил, нажав кнопку в стене. Зина появилась на пороге, отвернувшись, чтобы не видеть Шарика в крови. Жрец снял меловыми руками окровавленный куколь и крикнул:

— Папиросу мне сейчас же, Зина. Все свежее белье и ванну.

Он подбородком лег на край стола, двумя пальцами раздвинул правое веко пса, заглянул в явно умирающий глаз и молвил:

— Вот, черт возьми. Не издох. Ну, все равно издохнет. Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был, хотя и хитрый.

Но ничего этого не случилось. Именно подворотня растаяла, как мерзкое сновидение, и более не вернулась.

Видно, уж не так страшна разруха. Не взирая на нее, дважды в день серые гармоники под подоконниками наливались жаром, и тепло волнами расходилось по квартире.

Совершенно ясно: пес вытащил самый главный собачий билет. Глаза его теперь не менее двух раз в день заливались благодарными слезами по адресу пречистенского мудреца. Кроме того, все трюмо в гостиной-приемной между шкафами отражали удачливого красавца пса.

«Я - красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито,- размышлял пес, глядя на лохматого кофейного пса с довольной мордой, разгуливающего в зеркальных далях.- Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом. То-то я смотрю - у меня на морде белое пятно. Откуда оно, спрашивается? Филипп Филиппович - человек с большим вкусом, не возьмет он первого попавшегося пса-дворника».

В течение недели пес сожрал столько же, сколько в полтора последних голодных месяца на улице. Но, конечно, только по весу. О качестве еды у Филиппа Филипповича и говорить не приходилось. Если даже не принимать во внимание того, что ежедневно Дарьей Петровной закупалась груда обрезков на Смоленском рынке на восемнадцать копеек, достаточно упомянуть обеды в семь часов вечера в столовой, на которых пес присутствовал, несмотря на протесты изящной 3ины. Во время этих обедов Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Пес становился на задние лапы и жевал пиджак, пес изучил звонок Филипп Филипповича - два полнозвучных отрывистых хозяйских удара, и вылетал с лаем встречать его в передней. Хозяин вваливался в черно-бурой лисе, сверкая миллионом снежных блесток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, бензином, одеколоном, сукном, и голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу.

3ачем же ты, свинья, сову разорвал? Она тебе мешала? Мешала, я тебя спрашиваю? 3ачем профессора Мечникова разбил?

Его, Филипп Филиппович, нужно хлыстом отодрать хоть раз,- возмущенно говорила 3ина,- а то он совершенно избалуется. Вы поглядите, что он с вашими калошами сделал.

Никого драть нельзя! - взволновался Филипп Филиппович.- Запомни это раз и навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением. Мясо ему давали сегодня?

Господи! Он весь дом обожрал. Что вы спрашиваете, Филипп Филиппович. Я удивляюсь, как он не лопнет.

Ну и пусть ест на здоровье… Чем тебе помешала сова, хулиган?

У-у! - скулил пес-подлиза и полз на брюхе, вывернув лапы.

3атем его с гвалтом волокли за шиворот через приемную в кабинет. Пес подвывал, огрызался, цеплялся за ковер, ехал на заду, как в цирке. Посредине кабинета на ковре лежала стеклянноглазая сова с распоротым животом, из которого торчали какие-то красные тряпки, пахнущие нафталином. На столе валялся вдребезги разбитый портрет.

Я нарочно не убирала, чтобы вы полюбовались,- расстроенно докладывала 3ина,- ведь на стол вскочил, какой мерзавец! И за хвост ее - цап! Я опомниться не успела, как он ее всю растерзал. Мордой его потычьте в сову, Филипп Филиппович, чтобы знал, как вещи портить.

И начинался вой. Пса, прилипавшего к ковру, тащили тыкать в сову, причем пес заливался горькими слезами и думал: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте».

Сову чучельнику отправить сегодня же. Кроме того, вот тебе восемь рублей и шестнадцать копеек на трамвай, съезди к Мюру, купи ему хороший ошейник с цепью.

На следующий день на пса надели широкий блещущий ошейник. В первый момент, поглядевшись в зеркало, он очень расстроился, поджал хвост и ушел в ванную комнату, размышляя, как бы ободрать его о сундук или ящик. Но очень скоро пес понял, что он - просто дурак. 3ина повела его гулять на цепи. По Обухову переулку пес шел, как арестант, сгорая от стыда, но пройдя по Пречистенке до храма Христа, отлично сообразил, что значит в жизни ошейник. Бешеная зависть читалась в глазах у всех встречных псов, а у Мертвого переулка какой-то долговязый с обрубленным хвостом дворняга облаял его «барской сволочью» и «шестеркой». Когда пересекали трамвайные рельсы, милиционер поглядел на ошейник с удовольствием и уважением, а когда вернулись, произошло самое невиданное в жизни: Федор-швейцар собственноручно отпер парадную дверь и впустил Шарика. 3ине он при этом заметил:

Ишь, каким лохматым обзавелся Филипп Филиппович. И удивительно жирный.

Еще бы! За шестерых лопает,- пояснила румяная и красивая от мороза 3ина.

«Ошейник - все равно, что портфель»,- сострил мысленно пес и, виляя задом, последовал в бельэтаж, как барин.

Оценив ошейник по достоинству, пес сделал первый визит в то главное отделение рая, куда до сих пор вход ему был категорически воспрещен, именно - в царство поварихи Дарьи Петровны. Вся квартира не стоила и двух пядей Дарьиного царства. Всякий день в черной сверху и облицованной кафелем плите стреляло и бушевало пламя. Духовой шкаф потрескивал. В багровых столбах горело вечною огненной мукой и неутоленной страстью лицо Дарьи Петровны. Оно лоснилось и отливало жиром. В модной прическе на уши и с корзинкой светлых волос на затылке светилось двадцать два поддельных бриллианта. По стенам на крюках висели золотые кастрюли, вся кухня громыхала запахами, клокотала и шипела в закрытых сосудах…

Вон! - завопила Дарья Петровна.- Вон, беспризорный карманник! Тебя тут не хватало! Я тебя кочергой…

Чего ты? Ну, чего лаешься? - умильно щурил глаза пес.- Какой же я карманник? Ошейник вы разве не замечаете? - и он боком лез в дверь, просовывая в нее морду.

Шарик обладал каким-то секретом покорять сердца людей. Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна. Острым и узким ножом она отрубала беспомощным рябчикам головы и лапки, затем, как яростный палач, с костей сдирала мякоть, из кур вырывала внутренности, что-то вертела в мясорубке. Шарик в это время терзал рябчикову голову. Из миски с молоком Дарья Петровна вытаскивала куски размокшей булки, смешивала их на доске с мясною кашицей, заливала все это сливками, посыпала солью и на доске лепила котлеты. В плите гудело, как на пожаре, а на сковороде ворчало, пузырилось и прыгало. 3аслонка с грохотом отпрыгивала, обнаруживала страшный ад. Клокотало, лилось.

Вечером потухала пламенная страсть, в окне кухни, над белой половиной занавесочкой стояла густая и важная пречистенская ночь с одинокой звездой. В кухне было сыро на полу, кастрюли сияли таинственно и тускло, на столе лежала пожарная фуражка. Шарик лежал не теплой плите, как лев на воротах и, задрав от любопытства одно ухо, глядел, как черноусый и взволнованный человек в широком кожаном поясе за полуприкрытой дверью в комнате 3ины и Дарьи Петровны обнимал Дарью Петровну. Лицо у той горело мукой и страстью, все, кроме мертвенного напудренного носа. Щель света лежала на потрете черноусого, и пасхальный розан свисал с него.

Как демон пристал,- бормотала в полумраке Дарья Петровна,- отстань. Сейчас 3ина придет. Что ты, чисто тебя тоже омолодили?

Нам ни к чему,- плохо владея собой и хрипло отвечал черноусый.- До чего вы огненная…

Вечерами пречистенская звезда скрывалась за тяжкими шторами, и, если в Большом театре не было «Аиды» и не было заседания Всероссийского хирургического общества, божество помещалось в кресле. Огней под потолком не было, горела только одна зеленая лампа на столе. Шарик лежал на ковре в тени и, не отрываясь, глядел на ужасные дела. В отвратительной едкой и мутной жиже в стеклянных сосудах лежали человеческие мозги. Руки божества, обнаженные по локоть, были в рыжих резиновых перчатках, и скользкие тупые пальцы копошились в извилинах. Временами божество вооружалось маленькими сверкающим ножиком и тихонько резало желтые упругие мозги.

- «К берегам священным Нила»,- тихонько напевало божество, закусывая губы и вспоминая золотую внутренность Большого театра.

Трубы в этот час нагревались до высшей точки. Тепло от них поднималось к потолку, оттуда расходилось по всей комнате, в песьей шубе оживала последняя, еще не вычесанная самим Филиппом Филипповичем, но уже обреченная блоха. Ковры глушили звуки в квартире. А потом далеко звенела выходная дверь.

«Зинка в кинематограф пошла,- думал пес,- а как придет, ужинать, стало быть, будем. На ужин, надо полагать, телячьи отбивные».

* * *

И вот в этот ужасный день, еще утром, Шарика кольнула предчувствие. Вследствие этого он вдруг заскучал и утренний завтрак - полчашки овсянки и вчерашнюю баранью косточку - съел без всякого аппетита. Он скучно прошелся в приемную и легонько подвыл там на собственное отражение. Но днем после того, как 3ина сводила его погулять на бульвар, день прошел как обычно. Приема сегодня не было, потому что, как известно, по вторникам приема не бывает, и божество сидело в кабинете, развернув на столе какие-то тяжелые книги с пестрыми картинками. Ждали обеда. Пса несколько оживила мысль о том, что сегодня на второе блюдо, как он точно узнал на кухне, будет индейка. Проходя по коридору, пес услышал, как в коридоре Филиппа Филипповича неприятно и неожиданно прозвенел телефон. Филипп Филиппович взял трубку, прислушался и вдруг взволновался.

Он засуетился, позвонил и вошедшей 3ине приказал срочно подавать обед. Обед! Обед! Обед! В столовой тотчас застучали тарелками, 3ина забегала, из кухни послышалась воркотня Дарьи Петровны, что индейка не готова. Пес опять почувствовал волнение.

«Не люблю кутерьмы в квартире»,- раздумывал он… И только он это подумал, как кутерьма приняла еще более неприятный характер. И прежде всего благодаря появлению тяпнутого некогда доктора Борменталя. Тот привез с собой дурно пахнущий чемодан и, даже не раздеваясь, устремился с ним через коридор в смотровую. Филипп Филиппович бросил недопитую чашку кофе, чего с ним никогда не случалось, выбежал навстречу Борменталю, чего с ним тоже никогда не бывало.

Когда умер? - закричал он.

Три часа назад,- ответил Борменталь, не снимая заснеженной шапки и расстегивая чемодан.

«Кто такое умер? - хмуро и недовольно подумал пес и сунулся под ноги.- Терпеть не могу, когда мечутся».

Уйди из-под ног! Скорей, скорей, скорей! - закричал Филипп Филиппович на все стороны и стал звонить во все звонки, как показалось псу. Прибежала 3ина.- 3ина! К телефону Дарью Петровну, записывать, никого не принимать! Ты нужна. Доктор Борменталь, умоляю вас, скорей, скорей!

«Не нравится мне. Не нравится»,- пес обиженно нахмурился и стал шляться по квартире, а вся суета сосредоточилась в смотровой. 3ина оказалась неожиданно в халате, похожем на саван, и начала летать из смотровой в кухню и обратно.

«Пойти, что ль, поесть? Ну их в болото»,- решил пес и вдруг получил сюрприз.

Шарику ничего не давать,- загремела команда из смотровой.

Усмотришь за ним, как же.

3апереть!

И Шарика заманили и заперли в ванной.

«Хамство,- подумал Шарик, сидя в полутемной ванной комнате,- просто глупо…»

И около четверти часа он пробыл в ванной в странном состоянии духа - то в злобе, то в каком-то тяжелом упадке. Все было скучно, неясно…

«Ладно, будете вы иметь калоши завтра, многоуважаемый Филипп Филиппович,- подумал он,- две пары пришлось прикупить, и еще одну купите. Чтоб вы псов не запирали».

Но вдруг его яростную мысль перебило. Внезапно и ясно почему-то вспомнился кусок самой ранней юности, солнечный необъятный двор у Преображенской заставы, осколки солнца в бутылках, битый кирпич, вольные псы-побродяги.

«Нет, куда уж, ни на какую волю отсюда не уйдешь, зачем лгать,- тосковал пес, сопя носом,- привык. Я барский пес, интеллигентное существо, отведал лучшей жизни. Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция… Бред этих злосчастных демократов…»

Потом полутьма ванной стала страшной, он завыл, бросился на дверь, стал царапаться.

У-у-у! - как в бочку полетело по квартире.

«Сову раздеру опять»,- бешено, но бессильно думал пес. 3атем ослаб, полежал, а когда поднялся, шерсть на нем стала вдруг дыбом, почему-то в ванне померещились отвратительные волчьи глаза…

И в разгар муки дверь открыли. Пес вышел, отряхнувшись, и угрюмо собрался в кухню, но 3ина за ошейник настойчиво повлекла его в смотровую. Холодок прошелся у пса под сердцем.

«3ачем я им понадобился? - подумал он подозрительно.- Бок зажил - ничего не понимаю».

И он поехал лапами по скользкому паркету, так и был привезен в смотровую. В ней сразу поразило невиданное освещение. Белый шар под потолком сиял до того, что резало глаза. В белом сиянии стоял жрец и сквозь зубы напевал про священные берега Нила. Только по смутному запаху можно было узнать, что это Филипп Филиппович. Подстриженная его седина скрывалась под белым колпаком, напоминающим патриаршую скуфейку. Жрец был весь в белом, а поверх белого, как епитрахиль, был надет резиновый узкий фартук. Руки в черных перчатках.

В скуфейке оказался и тяпнутый. Длинный стол был раскинут, а сбоку придвинули маленький четырехугольной на блестящей ноге.

Пес здесь больше всего возненавидел тяпнутого и больше всего за его сегодняшние глаза. Обычно смелые и прямые, ныне они бегали во все стороны от песьих глаз. Они были настороженные, фальшивые, и в глубине их таилось нехорошее, пакостное дело, если даже не целое преступление. Пес глянул на него тяжело и пасмурно, ушел в угол.

Ошейник, 3ина,- негромко молвил Филипп Филиппович,- только не волнуй его.

У 3ины мгновенно стали такие же мерзкие глаза, как у тяпнутого. Она подошла к псу и явно фальшиво погладила его. Тот с тоскою и презрением поглядел на нее.

«Что ж… вас трое. Возьмите, если хотите. Только стыдно вам… Хоть бы я знал, что будете делать со мной».

3ина отстегнула ошейник, пес помотал головой, фыркнул. Тяпнутый вырос перед ним, и скверный мутнящий запах разлился от него.

«Фу, гадость… Отчего мне так мутно и страшно…» - подумал пес и попятился от тяпнутого.

Скорее, доктор,- нетерпеливо молвил Филипп Филиппович.

Резко и сладостно пахнуло в воздухе. Тяпнутый, не сводя с пса настороженных дрянных глаз, высунул из-за спины правую руку и быстро ткнул псу в нос ком влажной ваты. Шарик оторопел, в голове у него легонько закружилось, но он успел еще отпрянуть. Тяпнутый прыгнул за ним и вдруг залепил всю морду ватой. Тотчас же заперло дыхание, но еще раз пес успел вырваться. «3лодей…- мелькнуло в голове.- 3а что?» И еще раз облепили. Тут неожиданно посреди смотровой представилось озеро, а на нем в лодках очень веселые загробные, небывалые, розовые псы. Ноги лишились костей и согнулись.

На стол! - веселым голосом бухнули где-то слова Филипп Филипповича и расплылись в оранжевых струях. Ужас исчез, сменился радостью, секунды две угасающий пес любил тяпнутого. 3атем весь мир перевернулся дном кверху, и была еще почувствована холодная, но приятная рука под животом. Потом - ничего.

На узком операционном столе лежал, раскинувшись, пес Шарик, и голова его беспомощно колотилась о белую клеенчатую подушку. Живот его был выстрижен, и теперь доктор Борменталь, тяжело дыша и спеша, машинкой въедаясь в шерсть, стриг голову Шарика. Филипп Филиппович, опершись ладонями на край стола, блестящими, как золотые обода его очков, глазками наблюдал за этой процедурой и говорил взволнованно:

Руки он вздымал в это время, как будто благословлял на трудный подвиг злосчастного пса Шарика. Он старался, чтобы ни одна пылинка не села на черную резину.

Из-под выстриженной шерсти засверкала беловатая кожа собаки. Борменталь отшвырнул машинку и вооружился бритвой. Он намылил беспомощную маленькую голову и начал брить. Сильно хрустело под лезвием, кое-где выступила кровь. Обрив голову, тяпнутый мокрым бензиновым комком обтер ее, затем оголенный живот пса растянул и молвил, отдуваясь: «Готово».

3ина открыла кран над раковиной, и Борменталь бросился мыть руки. 3ина из склянки полила их спиртом.

Можно мне уйти, Филипп Филиппович? - спросила она, боязливо косясь на бритую голову пса.

Тут шевельнулся жрец. Он выпрямился, глянул на собачью голову и сказал:

Ну, господи, благослови. Нож!

Борменталь из сверкающей груды на столике вынул маленький брюхатый ножик и подал его жрецу. 3атем он облекся в такие же черные перчатки, как и жрец.

Спит? - спросил Филипп Филиппович.

Хорошо спит.

3убы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели остренький колючий блеск, и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану. Кожа тотчас разошлась, и из нее брызнула кровь в разные стороны. Борменталь набросился хищно, стал комьями ваты давить шарикову рану, затем маленькими, как бы сахарными щипчиками зажал ее края, и она высохла. На лбу у Борменталя выступил пот. Филипп Филиппович полоснул второй раз, и тело Шарика вдвоем начали разрывать крючьями, ножницами, какими-то скобками. Выскочили розовые и желтые, плачущие кровавой росою ткани. Филипп Филиппович вертел ножом в теле, потом крикнул:

Ножницы!

Инструмент мелькнул в глазах у тяпнутого, как у фокусника. Филипп Филиппович залез в глубину и в несколько поворотов вырвал из тела Шарика его семенные железы с какими- то обрывками. Борменталь, совершенно мокрый от усердия и волнения, бросился к стеклянной банке и извлек из нее другие, мокрые, обвисшие семенные железы. В руках у профессора и ассистента запрыгали, завились короткие влажные струны. Дробно защелкали кривые иглы в зажимах, семенные железы вшили на место шариковых. Жрец отвалился от раны, ткнул в нее комком марли и скомандовал:

Шейте, доктор, мгновенно кожу!

Затем оглянулся на круглые белые стенные часы.

Четырнадцать минут делали,- сквозь стиснутые зубы пропустил Борменталь и кривой иголкой впился в дряблую кожу.

3атем оба заволновались, как убийцы, которые спешат.

Нож! - крикнул Филипп Филиппович.

Нож вскочил ему в руки как бы сам собой, после чего лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки и одним приемом навел на лбу Шарика красный венец. Кожу с бритыми волосами откинули, как скальп, обнажили костяной череп. Филипп Филиппович крикнул:

Борменталь подал ему блестящий ворот. Кусая губу, Филипп Филиппович начал втыкать коловорот и высверливать в черепе Шарика маленькие дырочки в сантиметр расстояния друг от друга, так что они шли кругом всего черепа. На каждую он тратил не более пяти секунд. Потом пилой невиданного фасона, всунув ее хвостик в первую дырочку, начал пилить, как выпиливают дамский рукодельный ящик. Череп тихо визжал и трясся. Минуты через три крышку черепа с Шарика сняли.

Тогда обнажился купол Шарикового мозга - серый с синеватыми прожилками и красноватыми пятнами. Филипп Филиппович въелся ножницами в оболочки и их выкроил. Один раз ударил тонкий фонтан крови, чуть не попал в глаза профессору и окропил его колпак. Борменталь с торзионным пинцетом, как тигр, бросился зажимать и зажал. Пот с Борменталя полз потеками, и лицо его стало мясистым и разноцветным. Глаза его метались от рук Филиппа Филипповича к тарелке на столе. Филипп же Филиппович стал положительно страшен. Сипение вырывалось из его носа, зубы открылись до десен. Он ободрал оболочку с мозга и пошел куда-то вглубь, выдвигая из вскрытой чаши полушария мозга. И в это время Борменталь начал бледнеть, одною рукой схватил грудь Шарика и хрипловато сказал:

Пульс резко падает…

Филипп Филиппович зверски оглянулся на него, что-то промычал и врезался еще глубже. Борменталь с хрустом сломал стеклянную ампулку, насосал из нее в шприц и коварно кольнул Шарика где-то у сердца.

Иду к турецкому седлу,- зарычал Филипп Филиппович и окровавленными скользкими перчатками выдвинул серо-желтый мозг Шарика из головы. На мгновение он скосил глаза на морду Шарика, и Борменталь тотчас же сломал вторую ампулу с желтой жидкостью и вытянул ее в длинный шприц.

В сердце? - робко спросил он.

Что вы еще спрашиваете?! - злобно заревел профессор.- Все равно он уже пять раз у вас умер. Колите! Разве мыслимо! - Лицо у него при этом стало как у вдохновенного разбойника.

Доктор с размаху, легко всадил иглу в сердце пса.

Живет, но еле-еле,- робко прошептал он.

Некогда рассуждать тут - живет, не живет,- засипел страшный Филипп Филиппович,- а я в седле. Все равно помрет… ах, ты че… «К берегам священным Нила…» Придаток давайте!

Борменталь подал ему склянку, в которой болтался на нитке в жидкости белый комочек. Одной рукой («Не имеет равных в Европе… ей-богу»,- смутно подумал Борменталь) он выхватил болтающийся комочек, а другой ножницами выстриг такой же в глубине где-то между распяленными полушариями. Шариков комочек он вышвырнул на тарелку, а новый заложил в мозг вместе с ниткой и своими короткими пальцами, ставшими точно чудом тонкими и гибкими, ухватился янтарною нитью его там замотать. После этого он выбросил из головы какие-то распялки, пинцет, мозг упрятал назад в костяную чашу, откинулся и уже поспокойнее спросил:

Умер, конечно?

Нитевидный пульс,- ответил Борменталь.

Еще адреналину.

Профессор оболочками забросал мозг, отпиленную крышку приложил, как по мерке, скальп надвинул и взревел:

Борменталь минут в пять зашил голову, сломав три иглы.

И вот на подушке появилась на окрашенном кровью фоне безжизненное потухшее лицо Шарика с кольцевой раной на голове. Тут же Филипп Филиппович отвалился окончательно, как сытый вампир, сорвал одну перчатку, выбросив из нее облако потной пудры, другую разорвал, швырнул на пол и позвонил, нажав кнопку в стене. 3ина появилась на пороге, отвернувшись, чтобы не видеть Шарика в крови.

Жрец снял меловыми руками окровавленный клобук и крикнул:

Папиросу мне сейчас же, 3ина. Все свежее белье и ванну.

Он подбородком лег на край стола, двумя пальцами раздвинул правое веко пса, заглянул в явно умирающий глаз и молвил:

Вот, черт возьми. Не издох. Ну, все равно издохнет. Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был, но хитрый.

скачать

Аудио повесть Михаила Афанасьевича Булгакова "Собачье сердце", глава 4. Шарик неделю прожил у профессора Преображенского. Бок его зажил и сам он стал выглядеть закормленным и холёным псом. Но однажды, во вторник, доктор Борменталь принёс что-то в плохо пахнущем чемодане и не раздеваясь пронёс в смотровую. Шарика в ожидании чего-то заперли в ванную. Шарик полюбил всех. Звонок хозяина отличал среди всех звонков и мчался на него в переднюю. Зина его выгуливала в ошейнике по ближайшим улицам, и Шарик видел, как псы завидовали ему, хотя некоторые и обзывали "шестёркой". Дарья Петровна позволила Шарику лежать в кухне рядом с корзиной с углем. Даже укушенный нравился Шарику. Но сегодня укушенный как-то недобро смотрел на Шарика. Так же и Зина взглянула на собаку. Шарик подумал: "Что ж вас трое, справитесь, если захотите. Только стыдно вам..."
Справились. Операция прошла. Шарик не умер, но что будет жить даже Филипп Филиппович сомневался. Во время операции у ассистента доктора Борменталя мелькнула мысль: "Не имеет равных в Европе..."

Приложение

Система уроков анализа повести «Собачье сердце»

Тема урока: Шарик или Полиграф Полиграфович?

Познакомить учеников с главным героем повести, раскрыть его образ;

Привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;

Вести разговор о страшной сущности шариковщины и опасности её;

Развивать умения и навыки работы с текстом.

Оборудование: повесть «Собачье сердце» (1, 4, 5 главы), портрет, иллюстрации к повести, запись романса « От Севильи до Гренады…», мультимедиа устройства.

Ход урока:

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания: нет, так как изучаем новую тему.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучение нового для вас произведения - «Собачье сердце» .

Михаил Булгаков родился 3.05.1891 г. в Киеве в семье профессора Духовной академии. В семье было семеро детей, из которых он был старшим.

В 1909 г. окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета.

Женился в 1913 г. на Татьяне Лапа.

916-1917 гг. получил диплом лекаря, работал врачом в селе Никольском, после в Вязьме.

1920 г. постановка во Владикавказском театре его пьесы «Братья Турбины».

1922-1926 гг. работает сотрудником газеты «Гудок». Написаны повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», пьесы «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег», «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», «Александр Пушкин» и др. Ни одна из пьес не была разрешена к постановке.

1925 г. женился второй раз на Любви Белозерской.

1926 г. премьера пьесы «Дни Турбиных» во МХАТе.

1929 г. по решению правительства сняты с репертуара все пьесы Булгакова.

1932 г. МХАТ возобновил постановку «Дней Турбиных». В этом же году женился в третий раз на Елене Шиловской.

1939 г. закончил написание романа «Мастер и Маргарита».

В 1940 г. Михаил Булгаков умер.

(Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы? (Такие произведения называются философскими). Запишите это определение в тетради.

Сегодня на уроке мы поговорим о главном герое. В первых четырёх главах повести главный герой – это бездомный пёс Шарик. Казалось бы, что может быть примечательного в этом псе. Оказывается, в первых главах окружающий мир мы видим глазами Шарика. Точно так же, как и самому Булгакову, ему противна опасная, жуткая жизнь. Её пагубность, жестокость осознаёт и чувствует на себе даже жалкая дворняга.

Обратимся для начала к 1 главе.

Булгаков использует в описание Шарика приём сатиры: сочетание реального и фантастичного.

В чём фантастичность этого образа?

(Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.)

Ему присущи чисто человеческие черты. Какие?

(Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает: «Жаль мне её, жаль» (глава I).

Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и больно, одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы … вылезли из глаз».

Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему жизнь (глава 4).

И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».)

Как пес Шарик относится к людям? По каким признакам он их делит? (Дети могут отвечать цитатами из повести, например:

«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!»

«А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»

Делит он всех на «товарищей» и «господ».)

Опишите жизнь бездомной собаки Шарика. (Дети зачитывают выдержки из текста)

Как собака распознает в Филиппе Филипповиче господина? («А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра ».)

Булгаков пишет: «Пес полз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами». Отчего он плакал? (Пес полз на брюхе, чтобы показать свою преданность и получить колбасы. Голодный был.)

Молодцы, ребята. Давайте теперь откроем 4 главу и проанализируем её.

Как изменилось отношение Шарика к самому себе и почему? (он стал чувствовать себя «домашним» псом, так как к нему относились с уважением, не били, кормили, прощали шалости.)

Как относится к и как к нему относятся другие домашние? (дети ищут примеры из текста, например: «Где ж вы такого взяли, Филипп Филиппович? До чего ж паршивый.»)

Каким секретом обладал Шарик для покорения людских сердец? (Он умный, для своего уровня достаточно грамотный, со смекалистой хитринкой и, главное, сострадательный к чужому горю пес.)

Хорошо, ребята. Теперь давайте прослушаем романс, который напевал наш профессор. (Включается запись)

Почему профессор, принимая пациентов, пел «От Севильи до Гренады...», а исследуя человеческие мозги - арию жрецов из оперы Дж. Верди «Аида»: «К берегам священным Нила Боги нам укажут путь»? (Эти слова арии жрецов из оперы Верди «Аида» показывают, что профессор на правильном пути: он исследует естественное и не стремится его трансформировать. Он изучает природу, а не искажает ее.)

Почему у доктора Борменталя глаза «обычно смелые и прямые» перед операцией Шарика «бегали во все стороны от песьих глаз», а у профессора «лицо... стало как у вдохновенного разбойника»? (глаза как отражение внутреннего мира каждого из героев)

Филипп Филиппович после операции сказал про Шарика: «ласковый был, но хитрый». В чем заключалась его хитрость? (Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать, может приспосабливаться к условиям.)

IV. Закрепление

Составьте таблицу по тексту, отвечая на вопрос: «Как физиологические изменения в Шарике сочетаются с развитием его человеческих черт?» - по следующей схеме:

Какое слово произнес Шарик первым? А-б-ы-р – т. е. РЫБА наоборот. Рыба есть символ Христа в мифологии (слово “ихтис” расшифровывалось как аббревиатура формулы “Иисус Христос, Божий сын, Спаситель”. Атрибутом Папы Римского является кольцо рыболова, на котором изображен Св. Петр в виде рыболова. Кстати, в алхимии рыба считалась символом мистического перерождения).

Проанализировать получившуюся таблицу.

Ответить на вопросы: В каком направлении идет умственное и нравственное развитие бывшего пса?

Зачем приходил «в полном составе домком » во главе со Швондером?

Доктор Борменталь пишет: «Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным». Отчего растерялся Филипп Филиппович?

Борменталь утверждает, что «перед нами - оживший развернувшийся мозг, а не мозг, вновь созданный». Доктор считал, что это мозг собаки Шарика. Согласны ли вы с ним?

Почему у Филиппа Филипповича был «зловещий» тон, когда доктор рассказал ему о своей «надежде развить Шарика в очень высокую психическую личность»?

Тема урока: Профессор Преображенский. Спор о собачьем сердце.

Цель: - развивать умения и навыки работы с текстом.

Оборудование: повесть «Собачье сердце» (2, 3, 6 главы)

Ход урока:

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания: так как вопросов много, тетради собираются на проверку в конце урока.

III. Объяснение нового материала:

Сегодня мы поговорим о не менее важном персонаже повести – профессоре Преображенском. Каким внешне вы его представляете? (ребята описывают свои впечатления, фантазии)

Профессор был человеком богатым, любил хорошо одеваться. Булгаков пишет, что «на животе у него радостно и неярко засверкала золотая цепь». О каких качествах хозяина свидетельствует эта неяркость? (О том, что он может себе позволить много, но не акцентирует на это внимание, довольствуется немногим.)

Кого больше всего боялся Шарик? За кого он принял профессора? (Швейцара, Преображенского он принял за «господина»

«Террор совершенно парализует нервную систему». Согласны ли вы с профессором? (Да. Профессор не скрывает неприязни к новым порядкам, перевернувшим страну вверх дном и приведшим ее на грань катастрофы. Он не может принять новых правил («все поделить», «кто был никем, тот станет всем»), лишающих истинных тружеников нормальных условий труда и быта. Но европейское светило все-таки идет на компромисс с новой властью; он возвращает ей молодость, а она обеспечивает ему сносные условия существования и относительную независимость. Встать в открытую оппозицию к новой власти - лишиться и квартиры, и возможности работать, а может быть, и жизни.)

Почему Шарику так не нравилось чучело совы? (“А сова эта - дрянь. Наглая. Мы ее разъясним!”)

Профессор Преображенский принимает пациентов. Как он относится к ним? (Ребята отвечают, зачитывая отрывки из текста)

Шарик «положил голову на лапы и задремал от стыда». Чего стыдился пес? (Пес постыдился увиденного на приеме у профессора)

Чем в начале разговора Филиппу Филипповичу удалось смутить домком?

Как Шарик реагирует на «подозрительно вежливый оттенок голоса» профессора, когда тот разговаривает с домкомом, и почему? (Он восхищен этим, твердостью и спокойствием.)

Одобряете ли вы поступок Филиппа Филипповича, когда он воспользовался «телефонным правом»? Как, по-вашему, он должен был поступить в этой ситуации?

Как вы думаете, почему профессор Преображенский не захотел купить журналы в пользу детей Франции у Вяземской и почему он «кратко» об этом ей сказал? (Они бы не пошли на пользу детям, а ушли непонятно куда.)

Что означает, по вашему мнению, «намаз» Шарика перед хозяином, когда ушел домком? (Показывает преданность, восхищение хозяином.)

Как вы понимаете слова профессора: «Разруха сидит не в клозетах, а в головах»?

Почему пациенты, читавшие газету «Правда» перед обедом, теряли в весе? (Возможно, от прочитанного у них терялся аппетит.)

устанавливает причинную связь между хоровым пением домкома и замерзанием труб в «сортире»? В чем видит выход из сложившейся ситуации профессор Преображенский?

Обратимся теперь к 6 главе. Давайте обсудим происходящее в ней.

Почему обитатели квартиры профессора стали общаться письменно? (Чтобы Шариков, или кто-либо не могли прослушать их разговоры)

Почему так нестерпимо было Филиппу Филипповичу смотреть на аляповатый галстук Шарикова? (Для ответа на этот вопрос вспомните свой ответ на 2-й вопрос по главе 2.)

Кто прав, как вы думаете, в споре профессора с Шариковым о том, имел ли право профессор делать Шарику операцию или не имел?

Почему Шариков, выйдя из квартиры профессора, пошел именно в домком? Что роднит его с представителями домкома? (Он пошел туда, потому что домком близок к «собачьей стае». Желание «навести порядок» не там где надо, а там, где хочется именно этим представителям)

IV. Закрепление

«Документ - самая важная вещь на свете», - говорит Швондер. Почему профессор подчиняется Швондеру и удостоверяет личность Шарикова, несмотря на всю абсурдность ситуации? Почему он здесь не воспользовался покровительством высоких советских начальников, как в случае с квартирой? (См. главу 2.)

Проследите за диалогом Швондера и профессора Преображенского, когда речь идет о покупке комнаты для Шарикова. Кто, по вашему мнению, в этом разговоре выиграет?

Почему Федору жалко Филиппа Филипповича?

Тема урока: Ошибка профессора Преображенского.

Оборудование: повесть «Собачье сердце» (7-9 главы, эпилог)

Ход урока:

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания:

Урок начинается с анализа названий, которые дали ребята на предыдущем уроке главам повести. Пример:

1. Ласковый и умный бездомный пес Шарик.

2. «Похабная квартирка, - но до чего же хорошо!»

3. «Разруха сидит... в головах».

4. Операция.

5. Превращение Шарика в Шарикова.

6. Наглый Шариков и растерянный профессор.

7. Швондер и Шариков.

8. Собака или Клим Чугункин?

9. Преступление или естественный порядок вещей?

Эпилог. «К берегам священным Нила...»

III. Объяснение нового материала:

Давайте обсудим 6 главу.

Как вы считаете, почему Шариков не хочет идти в театр? ("В театр я не пойду... Дуракаваляние... Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция одна.")

Проанализируйте разговор Шарикова и Филиппа Филипповича о чтении переписки Энгельса с Каутским. Почему Шариков не согласен «с обоими»? После слов Шарикова: «Взять все, да и поделить...» - Преображенский восклицает: «Так я и думал!» Что же предвидел профессор? (Что в Шарикове проявится суть Клима, что ему «промоют мозг»)

Доктор Борменталь пророчески подумал: «Ох, ничего доброго у нас, кажется, не выйдет в квартире». О чем, как вы полагаете, думал доктор? (О том, что изна

Представьте себе доктора и Шарикова в цирке. На что обращает внимание доктор, а на что - Шариков?

Профессор после отъезда Шарикова и Борменталя в цирк думал и «воскликнул наконец: «Ей-богу, я, кажется, решусь!» На что собрался решиться профессор?

Перейдем к 3 главе.

Проанализируйте события этой главы. В каком направлении развивается поведение Шарикова? Почему в квартире стало абсолютно невозможно жить и работать?

В чем разница реакций на Шарикова доктора и профессора? Кого больше боится Шариков и кого он слушается?

Проанализируйте разговор профессора с доктором Борменталем об убийстве Шарикова. Как вы поняли слова Преображенского: «Я - московский студент, а не Шариков!»Далее мы переходим к главе 9. Тут Шариков поступает на работу. Как он меняется при этом?

Почему Шариков «робко» ответил доктору, когда тот напомнил ему, что Шариков вернулся в квартиру Филиппа Филипповича? (В этой квартире именно Преображенский является «властью», а домком Шарикову отдельное жилище не выделит.)

Как реагировал профессор на «насилие» над Шариковым? Почему? (Отрицательно, так как насилие не решает ничего.)

Сколько раз встречаются в повести Шариков и барышня Васнецова? Подтвердите свое предположение словами из текста главы. Какие чувства вы испытываете к этой барышне? (дважды, в начале и конце повести)

Какими действиями «Шариков сам пригласил свою смерть»?

Почему тишина в квартире в вечер обратного превращения Шарикова в собаку названа автором «ужаснейшей»? (тишина, которая предвещает «превращение», таинство.)

IV. Закрепление

Согласны ли вы со словами профессора о ненужности «искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может родить его когда угодно»?

Кто же все-таки Шариков: Клим Чугункин или «человек с собачьим сердцем»? С кем вы согласны - с профессором или с доктором?

Сравните Шарика до превращения, в Шарикова и после обратного превращения в собаку. Есть ли разница в этих двух существах?

Если бы в повести не было эпилога, какой бы вывод можно было сделать из прочитанного? Зачем автор включает в повесть эпилог? (Что они просто могут убить Шарикова, посадить или еще что-либо. Чтобы показать, что эксперимент продолжается.)

Какие действия профессора позволяют нам поверить, что жизнь в его квартире вошла в прежнее русло? (Упорный человек, настойчивый, все чего-то добивался в них, резал рассматривал, щурился и пел:

- "К берегам священным Нила...")

улгакова сюжет “очеловечивания” собаки - аллегорическое осмысление современности, торжества хамства, приобретшего форму государственной политики.

Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию. Но предостерегающе звучит мысль автора об ответствен ности ученого за право на эксперимент. Любой опыт должен быть продуман до конца, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

VI. Домашнее задание. Отсутствует, так как заключительное занятие по повести.

Система уроков анализа цикла рассказов «Записки юного врача»

Тема урока: Булгаков –врач. «Стальное горло»

Цель: - Выработать навыки самостоятельной работы с текстом и опорными положениями, развивать связную речь учащихся.

Продолжение обучения анализу художественного произведения в единстве;

Совершенствовать умения лингвистического анализа художественного текста;

Раскрыть глубину образа земского врача путем анализа внутренних монологов героя и его поступков;

Осмыслить нравственный выбор героя и характер предпринятых им действий;

Оборудование: текст «Записки юного врача».

Ход урока:

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания: нет, так как новая тема.

III. Объяснение нового материала:

Эпиграф на доске: Интересно, кто там сидит сейчас на моем месте? Молодой врач вроде меня... ("Записки юного врача".)

Молодой Булгаков с детства был расположен к медицине. Так пишет его сестра, : «Расскажу о занятиях Михаила естественными науками и медициной. Он увлекался опытами, экспериментировал, ловил жуков <...> Были случаи, когда уж, пойманный младшим братом Колей для Михаила, уходил, и одного такого ужа мать обнаружила вечером (хорошо, что она зажгла ламу перед этим) у себя, свернувшимся клубочком, под подушкой. Михаил ловил и бабочек, конечно, при горячем участии братьев.

Он увлекался энтомологией, собрал очень хорошую коллекцию бабочек. Причем там были и сатир, и махаоны, и многие другие редкие экземпляры. Потом, уезжая из Киева, я спросила у мамы: "А где же Мишины коробки с энтомологической коллекцией?" Она говорит: "Он отдал ее Киевскому университету, уезжая из Киева". Это уже было в 1919 году. »

Что известно вам о писателе?

Какие произведения вы знаете?

Автор рассказа «Стальное горло» – талантливый писатель, драматург, вначале собиравшийся стать врачом и окончивший с отличием медицинский факультет Киевского университета, получив звание «лекаря с отличием». Во время Первой мировой войны Булгаков работал во фронтовых госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте, затем служил доктором в сельской больнице села Никольское Смоленской губернии, впоследствии был переведен в Вяземскую городскую больницу. Эти годы и послужили материалом для восьми рассказов Булгакова, вошедших в книгу «Записки юного врача». Таким образом, рассказ «Стальное горло» автобиографичен (что это значит?).

В чем жанровые особенности произведения? (Это рассказ - небольшое эпическое произведение, в основу которого положен важный эпизод, позволяющий ярко проявиться характеру героя.)

IV. Закрепление

Давайте понаблюдаем за композицией рассказа.

Назовите основные элементы композиции.

Какое место в ней занимает операция? (Экспозиция – знакомство с молодым врачом, завязка – привезли умирающую девочку, кульминация – подготовка и ход операции, развязка – ребенок спасен, эпилог – возвращение на квартиру доктора, то есть это кольцевая композиция, и главное место в ней занимает операция.)

Каково настроение героя в начале рассказа? (Его терзают сомнения, страз, неуверенность.)

Почему? Подтвердите свои наблюдения словами из текста. Как в тексте передается настроение рассказчика, его неуверенность в своих силах, страх, предчувствие опасности?

(- Настроение передается по-разному:

Описания: «…ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло…; Я крахтел, курил, пил черный холодный чай…; Я же был всего лишь двадцатичетырехлетним врачом, два месяца назад выпущенным заведовать Никольской больницей,…взглянул с тоской на синий цвет…; в тоскливом предчувствии опасности…, Холодный пот неоднократно стекал у меня вдоль позвоночного столба при мысли о грыже…; мой негодный университетский груз… Мне хотелось попросить прощения, покаяться в своем легкомыслии, в том, что я поступил на медицинский факультет»

Противопоставления: университетский «багаж» вчерашнего студента – конкретная ситуация, требующая не тол ько знаний. Почерпнутых из «божественных» книг, но опыта, интуиции, решимости; «…ухватился за книгу, пе релистал ее, нашел рисунок, изображающий трахеотомию. На нем все было ясно и просто: горло раскрыто, нож вонзен в дыхательное горло. Я стал читать текст, но ничего не понимал, слова как-то прыгали в глазах…)

Итак, внутренний мир героя нарушен.

Почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которую никогда раньше не делал?

Кто участники этой трагедии? (Девочка Лидка, ее мать, бабка и молодой доктор.)

VI. Домашнее задание.