Снятие запретов красная звезда богданов. Тайные общества

Год написания: Публикация:

«Красная звезда» - роман-утопия о Марсе А. Богданова . Впервые был опубликован в петербургском издательстве «Товарищество художников печати» в 1908 году , переиздавался в и гг. Представляет собой одну из последних классических утопий.

Богданов являлся активнейшим участником социал-демократической партии в России (с г.), был одним из лидеров первой русской революции; и писал свои романы как популярное изложение своих философских и политических взглядов.

Сюжет

В разгар революции к революционеру Леониду приходит неблизко знакомый ему, и странно выглядящий товарищ по партии, и делает предложение о путешествии на Марс. Оказывается, этот товарищ - марсианин, один из группы марсиан, некоторое время находящихся на Земле с целью изучения возможности получения необходимых для марсианской цивилизации энергетических ресурсов.

Марсианин убеждает Леонида в истинности своих слов показом своего настоящего облика: до того он скрывал его с помощью тщательно сделанной маски (главное отличие марсиан - огромные глаза, необходимые в условиях марсианской малой освещённости, на широкой верхней части лица, и узкая нижняя) и демонстрацией некоторых достижений инопланетной науки.

В аппарате, использующем принцип антигравитации для отрыва от Земли, и энергию, получаемую из радиоактивных элементов, для движения, герой вместе с марсианским экипажем отправляется на Марс.

Уже на космическом аппарате Леонид начинает знакомиться с достижениями науки, языком и социальным устройством Марса. Хозяева любезно всё ему показывают и разъясняют. Землянин посещает различные города, учреждения и предприятия Марса.

Социальное устройство на Марсе - коммунизм. Все работают сознательно, переходя с одного предприятия на другое по мере необходимости в том или другом продукте. Полное равноправие полов, отсутствие классов, свободные сексуальные отношения, нет частной собственности и т.д.

Леонида в основном сопровождает один из членов экипажа космического корабля - Нэтти, который оказывается женщиной (что было незаметно, т.к. нет различия между полами ни в одежде, ни в обращении, ни в именах). У героя возникает с нею роман.

В конце концов герой узнаёт, что марсианское общество обсуждает проблему нехватки энергетических ресурсов - радиоактивных материалов, которые в изобилии есть на Земле. Одна из сторон обсуждения предлагает для этого колонизировать Землю, но так как земное человечество в силу его эгоистичности не отдаст ресурсы добровольно, предполагается полностью его уничтожить. Другая сторона предлагает освоить Венеру, где радиоактивных материалов ещё больше, но из-за очень сложных природных условий разработка их очень рискованна.

Леонид наблюдает обсуждение проблемы Земли. После споров Нэтти предлагает как альтернативу экспедицию на Венеру.

Психическое состояние Леонида, удручённого тоской по Земле, ухудшается, он встречается со Стэрни, и споря с ним, выходит из себя и убивает оппонента.

Дальнейшее герой помнит смутно, его не арестовывают, но лечат от его состояния, затем его отправляют на Землю. Вскоре он приходит в себя в психиатрической лечебнице, принадлежащей товарищу по партии - Вернеру. Революция в России к тому времени потерпела поражение.

Леонид собирается бежать из лечебницы. Готовясь к побегу, он записывает свои воспоминания о Марсе, чтобы оставить их Вернеру.

Заканчивается роман письмом доктора Вернера "литератору Мирскому", в котором он рассказывает о том, как, после успешного для революционеров боя, в его лечебницу, превращённую в госпиталь, приносят раненного Леонида, вскоре его навещает Нэтти и забирает себе на квартиру. Посетив эту квартиру через некоторое время, Вернер не находит там ни Нэтти, ни Леонида, а только прощальную записку от них. Далее доктор пишет об успешном ходе революции и надежде на её скорую победу.

Персонажи

  • Леонид (Лэнни, как называют его марсиане) - главный герой, революционер;
  • Анна Николаевна - подруга Леонида в начале книги, революционерка;
  • Мэнни - марсианский космонавт, авторитетный учёный;
  • Нэтти - марсианская-женщина космонавт, врач и учёный, становится подругой Леонида на Марсе;
  • Стэрни - марсианский космонавт, учёный, бывший муж Нэтти;
  • Летта - пожилой марсианский космонавт, погибает на космическом корабле по пути к Марсу, во время неудачного химического опыта;
  • Энно - марсианский космонавт, подруга Нэтти, бывшая жена Мэнни;
  • Нэлла - воспитатель, мать Нэтти;
  • Вернер - врач, глава психиатрической лечебницы, где находится Леонид после возвращения на Землю, революционер;
  • Владимир - пациент клиники Вернера, рабочий, помогает Леониду готовить побег из неё.

Научно-технические достижения марсиан/предсказания Богданова

Т.к. по мнению Богданова существуют объективные законы развития жизни и общества, то общество развивается по одному пути, где бы оно не находилось. Жизнь и человечество на Марсе возникли раньше, чем на Земле, поэтому марсиане находятся на более высокой стадии развития, чем земное человечество. Таким образом, их научные и технические достижения - это будущие достижения цивилизации Земли.

  • Космические путешествия.
  • Реактивные двигатели.
  • Использование ядерной энергии.
  • Телевидение.
  • Стереоскопическое телевидение.
  • Вычислительные машины.
  • Автоматизация производства.
  • Синтетические материалы.
  • Переливание крови.

В описании космического путешествия Богданов предусматривает постепенные разгон и торможение, невесомость при отсутствии ускорения/малом ускорении, также автор описывает устройство "этеронефа".

Описание коммунистического общества

Продолжение романа «Красная звезда»

Роман А. Богданова «Инженер Мэнни » () является продолжением его утопии «Красная звезда». Герой романа Леонид излагает предысторию зарождения коммунистического движения на Марсе во время строительства Великих каналов.

Роман «Инженер Мэнни» является популяризацией научных идей А.Богданова об «организационной» науке, изложенных им позднее в труде «Тектология » ( -). Роман и изложенные в нем философские взгляды Богданова на процесс развития общества подверглись жесткой критике со стороны Ленина и после начала процессов по фракциям в г. роман не переиздавался. Лишь спустя 60 лет роман был издан в сокращенном варианте.

Послесловие 1923 г. к роману

Написано для издания грузинского перевода "Красной звезды". Богданов излагает, "какие новые указания наметились за это время относительно вероятных форм жизни будущего общества" . Он выделяет 3 "предвидения": об использовании внутриатомной энергии, саморегулирующихся механизмов (пример - торпеда) в производстве, универсально-организационной науки.

Примечания

Литература

  • Русская литературная утопия. М.: Издательство Московского университета, 1986.
  • Вечер в 2217 году. Русская литературная утопия. М.: Прогресс, 1990. ISBN 5-01-002691-0

Ссылки

  • Красная звезда (роман) в библиотеке Максима Мошкова

Категории:

  • Литературные произведения по алфавиту
  • Романы-утопии
  • Романы 1908 года
  • Романы на русском языке
  • Фантастические романы
  • Научная фантастика
  • Книги о Марсе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Красная звезда (роман)" в других словарях:

    - «Красная звезда» роман утопия о Марсе А. Богданова. Впервые был опубликован в петербургском издательстве «Товарищество художников печати» в 1908 году, переиздавался в 1918 и 1929 гг. Представляет собой одну из последних классических утопий.… … Википедия

    Красная планета Red Planet Жанр: научная фантастика

    Красная звезда геральдический знак. Другие значения: Красная звезда (газета) Муниципальное учреждение «Спортивный комплекс „Красная Звезда“», Омск Стадион «Красная Звезда» Крытый манеж «Красная Звезда» Красная звезда (дирижабль) Красная… … Википедия

    Красная звезда геральдический знак. Красная звезда (газета) Красная звезда (дирижабль) Красная звезда (орден) Красная звезда (роман Богданова) Красная звезда (Ленинградская область) посёлок во Всеволожском районе Ленинградской области. «Красная … Википедия

    Эмблема Красной Армии. 1918. Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации Красная звезда геральдический знак, который был символом Красной Армии, присутствовал на флаге и … Википедия

(1873-1928) в одной статье совершенно невозможно. Поэтому его политическую и научную деятельность пока не будем рассматривать, а взглянем на его литературное наследие.

Роман "Красная звезда" впервые был опубликован в петербургском издательстве "Товарищество художников печати" в 1908 году (помните эту дату!). Затем переиздавался в 1918 и в 1929 гг. Т.к. Богданов был одним из идеологов Пролеткульта, то его произведение насквозь пропитано пролеткультовскими идеями и эстетикой. Собственно говоря, Богданов и ставил задачу донести до широких масс свои идеи, а описать их в интересной литературной форме было вполне разумным решением.

По форме роман "Красная Звезда" представляет собой "жюль-верновский" образец классической фантастики конца XIX века. Особой "русскости" или апелляций к России в произведении не заметил. Роман везде позиционируют как утопию. Но утопия (равно как и антиутопия) по определению это всё-таки описание общества будущего, чего в романе нет. Просто Богданов описывает то общество к которому, по всей видимости, он стремился. Некий абсолют, математическая модель…

Вообще, произведение меня очень зацепило не столько сюжетной линией, сколько своим посылом, атмосферой, тем, что роман – это по сути художественное описание идеи, которую Богданов хотел реализовать в реальной жизни.

Русского революционера Леонида навестил странный гость, оказавшийся марсианином и предложил улететь на Марс, дабы помочь марсианам понять землян и в будущем быть что-то вроде посла доброй воли. Ну тут сразу я обратил внимание на описание внешности марсиан-инопланетян:

Его глаза были чудовищно громадны, какими никогда не бывают человеческие глаза. Их зрачки были расширены даже по сравнению с этой неестественной величиной самих глаз, что делало их выражение почти страшным. Верхняя часть лица и головы была настолько широка, насколько это было неизбежно для помещения таких глаз; напротив, нижняя часть лица, без всяких признаков бороды и усов, была сравнительно мала. Все вместе производило впечатление крайней оригинальности, пожалуй, уродства, но не карикатуры.

Ничего не напоминает? Конечно же, это классический инопланетянин из голливудских фильмов. Так у меня вопрос возник. А откуда вообще взялся этот образ? Кто его первым придумал?

Инопланетяне естественно прилетели на "тарелке". Но у Богданова это транспортное средство имеет своё называние – этеронеф . Красивое слово, кстати. Вот описание:

Наружную форму этеронефа я успел заметить еще накануне: это был почти шар со сглаженным сегментом внизу, на манер поставленного колумбова яйца, - форма, рассчитанная, конечно, на то, чтобы получался наибольший объем при наименьшей поверхности, то есть наименьшей затрате материала и наименьшей площади охлаждения. Что касается материала, то преобладали, по-видимому, алюминий и стекло.

Этеронеф и многие марсианские аппараты приводились в действие с помощью так называемой "материей отрицательного типа". Это вещество обладающее свойствами антигравитации.

По этому способу мы устраиваем и все летательные аппараты: они делаются из обыкновенных материалов, но заключают в себе резервуар, наполненный достаточным количеством "материи отрицательного типа". Затем остается дать всей этой невесомой системе надлежащую скорость движения.


А полёт на этеронефе описывается так:

В первую секунду мы должны были пройти всего один сантиметр, во вторую три, в третью пять, в четвертую семь сантиметров; и скорость должна была все время изменяться, непрерывно возрастая по закону арифметической прогрессии. Через минуту мы должны были достигнуть скорости идущего человека, через 15 минут - курьерского поезда и т.д.

Мы двигались по закону падения тел, но падали вверх и в 500 раз медленнее, чем обыкновенные тяжелые тела, падающие близ поверхности земли.

Социальное общество марсиан (читай – идеальное общество по Богданову) строится на постулате, что труд - естественная потребность развитого социалистического человека, и всякие виды замаскированного или явного принуждения к труду совершенно излишни. И вся жизнь социалистического марсианина – труд, досуг, творчество, личные отношения – всё строится вокруг этого.

В Интернете прочитал, что производство искусственных волокон начало активно развиваться лишь к 1940 году. А Богданов уже подробно описывает техпроцесс в 1908! По всей видимости, тогда это было хай-теком, что-то вроде наших нанотехнологий.

Несколько раз в месяц с ближайших химических заводов по рельсовым путям доставлялся "материал" для пряжи в виде полужидкого прозрачного вещества в больших цистернах. Из этих цистерн материал при помощи особых аппаратов, устраняющих доступ воздуха, переливался в огромный, высоко подвешенный металлический резервуар, плоское дно которого имело сотни тысяч тончайших микроскопических отверстий. Через отверстия вязкая жидкость продавливалась под большим давлением тончайшими струйками, которые под действием воздуха затвердевали уже в нескольких сантиметрах и превращались в прозрачные паутиновые волокна. Десятки тысяч механических веретен подхватывали эти волокна, скручивали их десятками в нити различной толщины и плотности и тянули их дальше, передавая готовую "пряжу" в следующее ткацкое отделение. Там на ткацких станках нити переплетались в различные ткани, от самых нежных, как кисея и батист, до самых плотных, как сукно и войлок, которые бесконечными широкими лентами тянулись еще дальше, в мастерскую кройки. Здесь их подхватывали новые машины, тщательно складывали во много слоев и вырезали из них тысячами заранее намеченные и размеренные по чертежам разнообразные выкройки отдельных частей костюма.

А здесь описывается работа главного героя на марсианской ткацкой фабрике. Кстати говоря, в некоторых источниках указано, что роман помогал писать не кто иной, как ! Но какого-либо достоверного подтверждения я не нашёл. Но вот от следующего отрывка прямо таки разит "гастевщиной"!

Работать "не хуже" других - к этому я стремился всеми силами и в общем не без успеха. Но я не мог не заметить, что мне это стоит гораздо больших усилий, чем остальным работникам. После обычных 4-6 (по земному счету) часов труда я бывал сильно утомлен, и мне нужен был немедленный отдых, тогда как прочие отправлялись по музеям, библиотекам, лабораториям или на другие фабрики наблюдать производство, а иногда даже там еще работать...

Я надеялся, что придет привычка к новым видам труда и сравняет меня со всеми работниками. Но этого не было. Я все более убеждался, что у меня не хватает _культуры внимания_. Физических движений требовалось очень мало, и по их быстроте и ловкости я не уступал, даже превосходил многих. Но требовалось такое непрерывное и напряженное внимание при наблюдении за машинами и материалом, которое было очень тяжело для моего мозга: очевидно, только в ряде нескольких поколений могла развиться эта способность до той степени, какая здесь являлась обычной и средней.

Когда - обыкновенно к концу моей дневной работы - в ней начинало уже сказываться утомление и внимание мне начинало изменять, я делал ошибку или замедлял на секунду выполнение какого-нибудь акта работы, тогда неминуемо и безошибочно рука кого-нибудь из соседей поправляла дело.

Здесь хочется всё таки побольше скопировать, т.к. в этих отрывках об искусстве и воплощена эстетика Пролеткульта.

Про искусство вообще:

- Вот уж никак не предполагал, что у вас существовали особые музеи художественных произведений, - сказал я Энно по дороге в музей. - Я думал, что скульптурные и картинные галереи - особенность именно капитализма с его показной роскошью и стремлением грубо нагромождать богатства. В социалистическом же обществе, я предполагал, искусство рассеивается повсюду рядом с жизнью, которую оно украшает.

- В этом вы и не ошибались, - отвечал Энно. - Большая часть произведений искусства предназначается у нас всегда для общественных зданий - тех, в которых мы обсуждаем наши общие дела, тех, в которых учимся и исследуем, в которых отдыхаем... Гораздо меньше мы украшаем наши фабрики и заводы: эстетика могучих машин и их стройного движения приятна нам в ее чистом виде, и очень мало таких произведений искусства, которые вполне гармонировали бы с нею, нисколько не рассеивая и не ослабляя ее впечатлений. Всего меньше мы украшаем наши дома, в которых большей частью живем очень мало. А наши музеи искусства - это научно-эстетические учреждения, это школы для изучения того, как развиваются искусства или, вернее, как развивается человечество в его художественной деятельности.

Про живопись:

Для позднейших художественных произведений, как и для древних, характерна чрезвычайная простота и единство мотива. Изображаются очень сложные человеческие существа с богатым и стройным жизненным содержанием, и при этом выбираются такие моменты их жизни, когда вся она сосредоточивается в одном каком-нибудь чувстве, стремлении... Любимые темы новейших художников - экстаз творческой мысли, экстаз любви, экстаз наслаждения природой, спокойствие добровольной смерти, - сюжеты, глубоко очерчивающие сущность великого племени, которое умеет жить со всей полнотой и напряженностью, умирать сознательно и с достоинством.

Про архитектуру:

Под архитектурой марсиане понимают не только эстетику зданий и больших инженерных сооружений, но также эстетику мебели, орудий, машин, вообще эстетику всего материально-полезного. Какую громадную роль в их жизни играет это искусство, о том можно было судить по особенной полноте и тщательности составления этой коллекции. От первобытных пещерных жилищ с их грубо украшенной утварью до роскошных общественных домов из стекла и алюминия с их внутренней обстановкой, исполненной лучшими художниками, до гигантских заводов с их грозно-красивыми машинами, до величайших каналов с их гранитными набережными и воздушными мостами, - тут были представлены все типические формы в виде картин, чертежей, моделей и особенно стереограмм в больших стереоскопах, где все воспроизводилось с полной иллюзией тождества. Особое место занимала эстетика садов, полей и парков; и как ни была непривычна для меня природа планеты, но даже мне часто была понятна красота тех сочетаний цветов и форм, которые создавались из этой природы коллективным гением племени с большими глазами.

В произведениях прежних эпох очень часто, как и у нас, изящество достигалось за счет удобства, украшения вредили прочности, искусство совершало насилие над прямым полезным назначением предметов. Ничего подобного мой глаз не улавливал в произведениях новейшей эпохи - ни в ее мебели, ни в ее орудиях, ни в ее сооружениях. Я спросил Энно, допускает ли их современная архитектура уклонение от практического совершенства предметов ради их красоты.

- Никогда, - отвечал Энно, - это была бы фальшивая красота, искусственность, а не искусство.

Скульптура:

В досоциалистические времена марсиане ставили памятники своим великим людям; теперь они ставят памятники только великим событиям; таким, как первая попытка достигнуть Земли, закончившаяся гибелью исследователей, таким, как уничтожение смертельной эпидемической болезни, таким, как открытие разложения и синтеза всех химических элементов. Ряд памятников был представлен в стереограммах того же отдела, где находились гробницы и храмы (у марсиан раньше существовали и религии). Одним из последних памятников великим людям был памятник того инженера, о котором рассказывал мне Мэнни. Художник сумел ясно представить силу души человека, победоносно руководившего армией труда в борьбе с природой и гордо отвергнувшего трусливый суд нравственности над его поступками.

По поводу поэзии... Тут видим противостояние мнений. На этот раз уже Леонид рассуждает с точки зрения современного ему поэтического авангарда, а марсианин Энно – с точки зрения классической поэзии:

- Чьи это стихи, - спросил я.
- Мои, - ответил Энно, - я написал их для Мэнни.
Я не мог вполне судить о внутренней красоте стихов на чуждом еще для меня языке; но несомненно, что их мысль была ясна, ритм очень стройный, рифма звучная и богатая. Это дало новое направление моим мыслям.
- Значит, у вас, в поэзии еще процветают строгий ритм и рифма?
- Конечно, - с оттенком удивления сказал Энно. - Разве это кажется вам некрасивым?
- Нет, вовсе не то, - объяснил я, - но у нас распространено мнение, что эта форма была порождена вкусами господствующих классов нашего общества, как выражение их похотливости и пристрастия к условностям, сковывающим свободу художественной речи. Из этого делают вывод, что поэзия будущего, поэзия эпохи социализма должна отвергнуть и забыть эти стеснительные законы.
- Это совершенно несправедливо, - горячо возразил Энно. - Правильно ритмическое кажется нам красивым вовсе не из пристрастия к условному, а потому, что оно глубоко гармонирует с ритмической правильностью процессов нашей жизни и сознания. А рифма, завершающая ряд многообразий в одинаковых конечных аккордах, разве она не находится в таком же глубоком родстве с той жизненной связью людей, которая их внутреннее многообразие увеличивает единством наслаждения в искусстве? Без ритма вообще нет художественной формы. Где нет ритма звуков, там должен быть, и притом тем строже, ритм идей... А если рифма действительно феодального происхождения, то ведь это можно сказать и о многих других хороших и красивых вещах.
- Но ведь рифма в самом деле стесняет и затрудняет выражение поэтической идеи?
- Так что же из этого? Ведь это стеснение вытекает из цели, которую свободно ставит себе художник. Оно не только затрудняет, но и совершенствует выражение поэтической идеи, и только ради этого оно и существует. Чем сложнее цель, тем труднее путь к ней и, следовательно, тем больше стеснений на этом пути. Если вы хотите построить красивое здание, сколько правил техники и гармонии будут определять и, значит, "стеснять" вашу работу! Вы свободны в выборе целей - это и есть единственная человеческая свобода. Но раз вы желаете цели, тем самым вы желаете и средств, которыми она достигается.

Известный ученый-марксист Александр Александрович Богданов (Малиновский; 1873-1928) был одним из самых выдающихся русских философов-марксистов, он является создателем «тектологии» - всеобщей организационной науки, которая была признана первой общенаучной концепцией, предвосхитившей положения кибернетики и общей теории систем.

Интересно отметить, что хотя идеи «Тектологии » советским руководством открыто не принимались, все же некоторые из тектологических принципов осуществлялись в ходе социалистического строительства. С переходом к мирному строительству, когда во весь рост встала задача народнохозяйственного планирования, его основой стала разработка баланса народного хозяйства, к которой приступили плановые и статистические органы в начале 20-х годов. Построение баланса было в значительной мере основано на тектологических идеях Александра Богданова.


В 1903 году Богданов примкнул к большевистскому крылу, но в 1909 году был исключен из партии за фракционную деятельность. Александр Богданов верил в социализм, но считал, что после Октябрьской революции люди еще не готовы к обществу нового вида, должно пройти больше времени. Иначе образовавшееся государство и форма правления могут перейти в тоталитарный режим с жестким деспотизмом.

К тому же Богданов считал, что предвидится не одна, но множество социальных революций, которые произойдут в разных странах в различное время, и будут они с сомнительным и неустойчивым исходом. Но даже там, где социализм удержится и выйдет победителем, его характер будет глубоко и надолго искажен многими годами осадного положения, военщины и террора. Именно после этого пути Ленина и Богдановы разошлись. Столь близкий к Ленину вначале, постепенно Богданов стал отдаляться от его видения нового мира. Будучи близкими друзьями и единомышленниками, Богданов и Ленин расстались уже врагами.

Областями постоянного интереса Александра Богданова были психология и экономика , а также социология . Основную идею своей программы создания лучшего будущего Богданов опубликовал в фантастическом романе-утопии «Красная звезда ». Этот роман был написан в далеком 1908 году. Роман «Красная звезда » был переведен на английский, армянский, грузинский, итальянский, латышский и эсперанто.

В основе его лежит идея строительства, а не борьбы за власть, - идея совместной коллективной работы, созидающей как окружающий мир, так и внутренний мир человека.

В романе изображено общество будущего: герой-революционер Леонид, русский ученый и социал-демократ был выбран марсианами в качестве гостя-исследователя. Лэнни, как переименовали его марсиане, летит на Марс на этеронефе - космическом корабле, который заряжен минус-материей, антигравитационным веществом. Он обнаруживает, что марсианская цивилизация похожа на земную, но превосходит ее по уровню развития.

После мирного социального переворота власть на планете принадлежит политической партии, которая осуществляет революционные преобразования. Наука и техника высоко развиты: марсиане не только изобрели космические корабли, они активно осваивают Землю и Венеру . Им знакомы были и такие изобретения, как объемный кинематограф, передача изображения на далекие расстояния, телевизионная связь.

Интересно, что почти одновременно с Константином Циолковским , Богданов развивает идею использования реактивного двигателя для межпланетных сообщений, а также атомную энергию. Богданов подробно описал устройство этеронефа, вид Земли из космоса. На Марсе он увидел то, как воспитывают детей, семейную жизнь марсиан, их искусство и нравственные ценности. Картины марсианской жизни стали для Леонида утопическим идеалом. Основу материального благополучия марсианского общества составляет плановое хозяйство с мощным аппаратом статистики, который позволяет в реальном времени рассчитывать, какое число трудовых ресурсов в данный момент требуется на каждом участке производства.

На Марсе произошел переход от прежнего - эксплуататорского общества - к обществу нового вида. Но произошел он не быстро, потребовались долгие сотни лет. Однако даже в таком развитом обществе есть проблемы и конфликты. Так, социализм на Марсе все же страдает от демографического кризиса, загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. А. Богданов не идеализирует полностью новое общество, понимая, что и в его условиях перед человечеством встанут многие проблемы, которые потребуют специального решения. Это касается, прежде всего, экологических вопросов, проблемы энергетических ресурсов:

«-Скажите, какие роды беллетристики у вас теперь преобладают?
- Драма, особенно трагедия, и поэзия картин природы.
- В чем же содержание вашей трагедии? Где материал для нее в вашем счастливом мирном существовании?
- Счастливое? Мирное? Откуда вы это взяли? У нас царствует мир между людьми, это правда, но нет мира со стихийностью природы и не может быть. А это такой враг, в самом поражении которого всегда есть новая угроза. За последний период нашей истории мы в десятки раз увеличили эксплуатацию нашей планеты, наша численность возрастает, и еще несравненно быстрее растут наши потребности. Опасность истощения природных сил и средств уже не раз вставала перед нами то в одной, то в другой области труда. До сих пор нам удавалось преодолеть ее, не прибегая к ненавистному сокращению жизни - в себе и в потомстве, но именно теперь эта борьба принимает особенно серьезный характер».

Марсиане нашли решение своих проблем в колонизации Земли и использовании ее богатств. Как в дальнейшем узнал Леонид, не все марсиане воспринимали землян как полноценных и тем более равных себе людей. Леониду удалось прослушать запись одного заседания, на котором Стэрни - ученый-астроном, крайне негативно высказывался в целесообразности сохранения землян как вида.

По мнению Стэрни «прийти к соглашению с Землянами невозможно, поскольку те еще неразвиты, не могут контролировать свою агрессию. Любая попытка быстро переучить землян в соответствии с социалистическим направлением, обречена на провал - большинство Землян отвергает социализм, и даже там, где социализм был принят, придется выдержать многолетнюю осаду, неизбежный террор и гражданскую войну и претерпеть значительные искажения, в результате которых появится идеология варварского патриотизма».

Как заключает свое мнение о Землянах Стэрни:

«В конце концов, после долгих колебаний и бесплодной мучительной растраты сил дело пришло бы неизбежно к той постановке вопроса, какую мы, существа сознательные и предвидящие ход событий, должны принять с самого начала: колонизация Земли требует полного истребления земного человечества».

Эти слова «марсианина» стали пророческими для нашей страны. Подобные идеи о мировом господстве, когда власть готова пойти на самые крайние и жестокие меры, Богданов предвидел. В лице женщины-марсианки Нэтти, Богданов пытается доказать, что подобные действия негуманные и варварские, ведь каждый вид жизни уникален во Вселенной. А земная культура должна быть сохранена «во имя образования многих различных точек зрения и толкований Вселенной» . Александр Богданов искренне верил в светлую идею социализма. В конце книги Леонид вместе с Нэтти возвращается на Марс. Это дает надежду на то, что две разные цивилизации смогут жить вместе и строить новый прекрасный мир.

Приятного чтения!

Это было тогда, когда только начиналась та великая ломка в нашей стране, которая идет еще до сих пор и, я думаю, близится теперь к своему неизбежному грозному концу.

Ее первые, кровавые дни так глубоко потрясли общественное сознание, что все ожидали скорого и светлого исхода борьбы: казалось, что худшее уже совершилось, что ничего еще худшего не может быть. Никто не представлял себе, до какой степени цепки костлявые руки мертвеца, который давил и еще продолжает давить живого в своих судорожных объятиях.

Боевое возбуждение стремительно разливалось в массах. Души людей беззаветно раскрывались навстречу будущему; настоящее расплывалось в розовом тумане, прошлое уходило куда-то вдаль, исчезая из глаз. Все человеческие отношения стали неустойчивы и непрочны, как никогда раньше.

В эти дни произошло то, что перевернуло мою жизнь и вырвало меня из потока народной борьбы.

Я был, несмотря на свои двадцать семь лет, одним из «старых» работников партии. За мною числилось шесть лет работы, с перерывом всего на год тюрьмы. Я раньше, чем многие другие, почувствовал приближение бури и спокойнее, чем они, ее встретил. Работать приходилось гораздо больше прежнего; но я вместе с тем не бросал ни своих научных занятий - меня особенно интересовал вопрос о строении материи, - ни литературных: я писал в детских журналах, и это давало мне средства к жизни. В то же время я любил… или мне казалось, что любил.

Ее партийное имя было Анна Николаевна.

Она принадлежала к другому, более умеренному течению нашей партии. Я объяснял это мягкостью ее натуры и общей путаницей политических отношений в нашей стране; несмотря на то, что она была старше меня, я считал ее еще не вполне определившимся человеком. В этом я ошибался. […]

И все же я не предвидел и не предполагал неизбежности разрыва, - когда в нашу жизнь проникло постороннее влияние, которое ускорило развязку.

Около этого времени в столицу приехал молодой человек, носивший необычайное у нас конспиративное имя Мэнни. Он привез с Юга некоторые сообщения и поручения, по которым можно было видеть, что он пользуется полным доверием товарищей. Выполнивши свое дело, он еще на некоторое время решил остаться в столице и стал нередко заходить к нам, обнаруживая явную склонность ближе сойтись со мною.

Это был человек оригинальный во многом, начиная с наружности. Его глаза были настолько замаскированы очень темными очками, что я не знал даже их цвета; его голова была несколько непропорционально велика; черты его лица, красивые, но удивительно неподвижные и безжизненные, совершенно не гармонировали с его мягким и выразительным голосом так же, как и с его стройной, юношески гибкой фигурой. Его речь была свободной и плавной и всегда полной содержания. Его научное образование было очень односторонне; по специальности он был, по-видимому, инженер.

В беседе Мэнни имел склонность постоянно сводить частные и практические вопросы к общим идейным основаниям. Когда он бывал у нас, выходило всегда как-то так, что противоречия натур и взглядов у меня с женой очень скоро выступали на первый план настолько отчетливо и ярко, что мы начинали мучительно чувствовать их безысходность. Мировоззрение Мэнни было, по-видимому, сходно с моим; он всегда высказывался очень мягко и осторожно по форме, но столь же резко и глубоко по существу. Наши политические разногласия с Анной Николаевной он умел так искусно связывать с основным различием наших мировоззрений, что эти разногласия казались психологически неизбежными, почти логическими выводами из них, и исчезала всякая надежда повлиять друг на друга, сгладить противоречия и прийти к чему-нибудь общему. Анна Николаевна питала к Мэнни нечто вроде ненависти, соединенной с живым интересом. Мне он внушал большое уважение и смутное недоверие: я чувствовал, что он идет к какой-то цели, но не мог понять к какой.

В один из январских дней - это было уже в конце января - предстояло обсуждение в руководящих группах обоих течений партии проекта массовой демонстрации с вероятным исходом в вооруженное столкновение. Накануне вечером пришел к нам Мэнни и поднял вопрос об участии в этой демонстрации, если она будет решена, самих партийных руководителей. Завязался спор, который быстро принял жгучий характер.

Анна Николаевна заявила, что всякий, кто подает голос за демонстрацию, нравственно обязан идти в первых рядах. Я находил, что это вообще вовсе не обязательно, а идти следует тому, кто там необходим или кто может быть серьезно полезен, причем имел в виду именно себя, как человека с некоторым опытом в подобных делах. Мэнни пошел дальше и утверждал, что, ввиду, очевидно, неизбежного столкновения с войсками, на поле действия должны находиться уличные агитаторы и боевые организаторы, политическим же руководителям там совсем не место, а люди физически слабые и нервные могут быть даже очень вредны. Анна Николаевна была прямо оскорблена этими рассуждениями, которые ей казались направленными специально против нее. Она оборвала разговор и ушла в свою комнату. Скоро ушел и Мэнни.

На другой день мне пришлось встать рано утром и уйти, не повидавшись с Анной Николаевной, а вернуться уже вечером. Демонстрация была отклонена и в нашем комитете и, как я узнал, в руководящем коллективе другого течения. Я был этим доволен, потому что знал, насколько недостаточна подготовка для вооруженного конфликта, и считал такое выступление бесплодной растратой сил. Мне казалось, что это решение несколько ослабит остроту раздражения Анны Николаевны из-за вчерашнего разговора. На столе у себя я нашел записку от Анны Николаевны:

«Я уезжаю. Чем больше я понимаю себя и вас, тем более для меня становится ясно, что мы идем разными путями и что мы оба ошиблись. Лучше нам больше не встречаться. Простите».

Я долго бродил по улицам, утомленный, с чувством пустоты в голове и холода в сердце. Когда я вернулся домой, то застал там неожиданного гостя: у моего стола сидел Мэнни и писал записку.

2. ПРИГЛАШЕНИЕ

Мне надо переговорить с вами по одному очень серьезному и несколько странному делу, - сказал Мэнни.

Мне было все равно; я сел и приготовился слушать.

Я читал вашу брошюру об электронах и материи, - начал он. - Я сам несколько лет изучал этот вопрос и полагаю, что в вашей брошюре много верных мыслей.

Я молча поклонился. Он продолжал:

В этой работе у вас есть одно особенно интересное для меня замечание. Вы высказали там предположение, что электрическая теория материи, необходимо представляя силу тяготения в виде какого-то производного от электрических сил притяжения и отталкивания, должна привести к открытию тяготения с другим знаком, то есть к получению такого типа материи, который отталкивается, а не притягивается Землей, Солнцем и другими знакомыми нам телами; вы указывали для сравнения на диамагнитное отталкивание тел и на отталкивание параллельных токов разного направления. Все это сказано мимоходом, но я думаю, что сами вы придавали этому большее значение, чем хотели обнаружить.

Вы правы, - ответил я, - и я думаю, что именно на таком пути человечество решит как задачу вполне свободного воздушного передвижения, так затем и задачу сообщения между планетами. Но верна ли сама по себе эта идея или нет, она совершенно бесплодна до тех пор, пока нет точной теории материи и тяготения. Если другой тип материи и существует, то просто найти его, очевидно, нельзя: силою отталкиванья он давно уже устранен из всей солнечной системы, а еще вернее - он не вошел в ее состав, когда она начинала организовываться в виде туманности. Значит, этот тип материи надо еще теоретически конструировать и затем практически воспроизвести. Теперь же для этого нет данных и можно, в сущности, только предчувствовать самую задачу.

Александр Богданов


КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Это было тогда, когда только начиналась та великая ломка в нашей стране, которая идет еще до сих пор и, я думаю, близится теперь к своему неизбежному грозному концу.

Ее первые, кровавые дни так глубоко потрясли общественное сознание, что все ожидали скорого и светлого исхода борьбы: казалось, что худшее уже совершилось, что ничего еще худшего не может быть. Никто не представлял себе, до какой степени цепки костлявые руки мертвеца, который давил и еще продолжает давить живого в своих судорожных объятиях.

Боевое возбуждение стремительно разливалось в массах. Души людей беззаветно раскрывались навстречу будущему; настоящее расплывалось в розовом тумане, прошлое уходило куда-то вдаль, исчезая из глаз. Все человеческие отношения стали неустойчивы и непрочны, как никогда раньше.

В эти дни произошло то, что перевернуло мою жизнь и вырвало меня из потока народной борьбы.

Я был, несмотря на свои двадцать семь лет, одним из «старых» работников партии. За мною числилось шесть лет работы, с перерывом всего на год тюрьмы. Я раньше, чем многие другие, почувствовал приближение бури и спокойнее, чем они, ее встретил. Работать приходилось гораздо больше прежнего; но я вместе с тем не бросал ни своих научных занятий - меня особенно интересовал вопрос о строении материи, - ни литературных: я писал в детских журналах, и это давало мне средства к жизни. В то же время я любил… или мне казалось, что любил.

Ее партийное имя было Анна Николаевна.

Она принадлежала к другому, более умеренному течению нашей партии. Я объяснял это мягкостью ее натуры и общей путаницей политических отношений в нашей стране; несмотря на то, что она была старше меня, я считал ее еще не вполне определившимся человеком. В этом я ошибался. […]

И все же я не предвидел и не предполагал неизбежности разрыва, - когда в нашу жизнь проникло постороннее влияние, которое ускорило развязку.

Около этого времени в столицу приехал молодой человек, носивший необычайное у нас конспиративное имя Мэнни. Он привез с Юга некоторые сообщения и поручения, по которым можно было видеть, что он пользуется полным доверием товарищей. Выполнивши свое дело, он еще на некоторое время решил остаться в столице и стал нередко заходить к нам, обнаруживая явную склонность ближе сойтись со мною.

Это был человек оригинальный во многом, начиная с наружности. Его глаза были настолько замаскированы очень темными очками, что я не знал даже их цвета; его голова была несколько непропорционально велика; черты его лица, красивые, но удивительно неподвижные и безжизненные, совершенно не гармонировали с его мягким и выразительным голосом так же, как и с его стройной, юношески гибкой фигурой. Его речь была свободной и плавной и всегда полной содержания. Его научное образование было очень односторонне; по специальности он был, по-видимому, инженер.

В беседе Мэнни имел склонность постоянно сводить частные и практические вопросы к общим идейным основаниям. Когда он бывал у нас, выходило всегда как-то так, что противоречия натур и взглядов у меня с женой очень скоро выступали на первый план настолько отчетливо и ярко, что мы начинали мучительно чувствовать их безысходность. Мировоззрение Мэнни было, по-видимому, сходно с моим; он всегда высказывался очень мягко и осторожно по форме, но столь же резко и глубоко по существу. Наши политические разногласия с Анной Николаевной он умел так искусно связывать с основным различием наших мировоззрений, что эти разногласия казались психологически неизбежными, почти логическими выводами из них, и исчезала всякая надежда повлиять друг на друга, сгладить противоречия и прийти к чему-нибудь общему. Анна Николаевна питала к Мэнни нечто вроде ненависти, соединенной с живым интересом. Мне он внушал большое уважение и смутное недоверие: я чувствовал, что он идет к какой-то цели, но не мог понять к какой.

В один из январских дней - это было уже в конце января - предстояло обсуждение в руководящих группах обоих течений партии проекта массовой демонстрации с вероятным исходом в вооруженное столкновение. Накануне вечером пришел к нам Мэнни и поднял вопрос об участии в этой демонстрации, если она будет решена, самих партийных руководителей. Завязался спор, который быстро принял жгучий характер.

Анна Николаевна заявила, что всякий, кто подает голос за демонстрацию, нравственно обязан идти в первых рядах. Я находил, что это вообще вовсе не обязательно, а идти следует тому, кто там необходим или кто может быть серьезно полезен, причем имел в виду именно себя, как человека с некоторым опытом в подобных делах. Мэнни пошел дальше и утверждал, что, ввиду, очевидно, неизбежного столкновения с войсками, на поле действия должны находиться уличные агитаторы и боевые организаторы, политическим же руководителям там совсем не место, а люди физически слабые и нервные могут быть даже очень вредны. Анна Николаевна была прямо оскорблена этими рассуждениями, которые ей казались направленными специально против нее. Она оборвала разговор и ушла в свою комнату. Скоро ушел и Мэнни.

На другой день мне пришлось встать рано утром и уйти, не повидавшись с Анной Николаевной, а вернуться уже вечером. Демонстрация была отклонена и в нашем комитете и, как я узнал, в руководящем коллективе другого течения. Я был этим доволен, потому что знал, насколько недостаточна подготовка для вооруженного конфликта, и считал такое выступление бесплодной растратой сил. Мне казалось, что это решение несколько ослабит остроту раздражения Анны Николаевны из-за вчерашнего разговора. На столе у себя я нашел записку от Анны Николаевны:

«Я уезжаю. Чем больше я понимаю себя и вас, тем более для меня становится ясно, что мы идем разными путями и что мы оба ошиблись. Лучше нам больше не встречаться. Простите».

Я долго бродил по улицам, утомленный, с чувством пустоты в голове и холода в сердце. Когда я вернулся домой, то застал там неожиданного гостя: у моего стола сидел Мэнни и писал записку.

2. ПРИГЛАШЕНИЕ


Мне надо переговорить с вами по одному очень серьезному и несколько странному делу, - сказал Мэнни.

Мне было все равно; я сел и приготовился слушать.

Я читал вашу брошюру об электронах и материи, - начал он. - Я сам несколько лет изучал этот вопрос и полагаю, что в вашей брошюре много верных мыслей.

Я молча поклонился. Он продолжал:

В этой работе у вас есть одно особенно интересное для меня замечание. Вы высказали там предположение, что электрическая теория материи, необходимо представляя силу тяготения в виде какого-то производного от электрических сил притяжения и отталкивания, должна привести к открытию тяготения с другим знаком, то есть к получению такого типа материи, который отталкивается, а не притягивается Землей, Солнцем и другими знакомыми нам телами; вы указывали для сравнения на диамагнитное отталкивание тел и на отталкивание параллельных токов разного направления. Все это сказано мимоходом, но я думаю, что сами вы придавали этому большее значение, чем хотели обнаружить.

Вы правы, - ответил я, - и я думаю, что именно на таком пути человечество решит как задачу вполне свободного воздушного передвижения, так затем и задачу сообщения между планетами. Но верна ли сама по себе эта идея или нет, она совершенно бесплодна до тех пор, пока нет точной теории материи и тяготения. Если другой тип материи и существует, то просто найти его, очевидно, нельзя: силою отталкиванья он давно уже устранен из всей солнечной системы, а еще вернее - он не вошел в ее состав, когда она начинала организовываться в виде туманности. Значит, этот тип материи надо еще теоретически конструировать и затем практически воспроизвести. Теперь же для этого нет данных и можно, в сущности, только предчувствовать самую задачу.

И тем не менее эта задача уже разрешена, - сказал Мэнни.

Я взглянул на него с изумлением. Лицо его было все так же неподвижно, но в его тоне было что-то такое, что не позволяло считать его за шарлатана.

«Может быть, душевнобольной», - мелькнуло у меня в голове.

Мне нет надобности обманывать вас, и я хорошо знаю, что говорю, - отвечал он на мою мысль. - Выслушайте меня терпеливо, а затем, если надо, я представлю доказательства. - И он рассказал следующее: - Великое открытие, о котором идет речь, не было совершено силами отдельной личности. Оно принадлежит целому научному обществу, существующему довольно давно и долго работавшему в этом направлении. Общество это было до сих пор тайным, и я не уполномочен знакомить вас ближе с его происхождением и историей, пока нам не удастся столковаться в главном.