Смысл пословицы палка о двух концах. Что значит выражение " палка о двух концах"

Палка о двух концах

Палка о двух концах ПА́ЛКА, -и, ж.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Палка о двух концах" в других словарях:

    Обоюдоострый Словарь русских синонимов. палка о двух концах сущ., кол во синонимов: 1 обоюдоострый (5) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    Палка о двух концах - Прост. Экспрес. То, что может повлечь за собой и благоприятные и отрицательные последствия, допускает хороший и плохой исход. Мефодьевна резво на выход подалась, а из коридора пригрозила: За такое хулиганство палкой тебя надо, палкой. Гляди,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Разг. О том, что может иметь и положительный и отрицательный исход, и положительные и отрицательные последствия. ФСРЯ, 308; БТС, 240, 776; БМС 1998, 430 … Большой словарь русских поговорок

    палка о двух концах - О том, что может кончиться и хорошо, и плохо … Словарь многих выражений

    Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя. См. БЫЛОЕ БУДУЩЕЕ …

    Палка о двух концах: и туда и сюда. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Ср. Что ты костылем то своим размахался? Забыл ты, верно, что в костыле два конца?.. Лесков. Соборяне. 2, 1. Ср. Долой факты! и да здравствует психология! Таков девиз прокурора: но не следует забывать, что психология палка о двух концах. Ник.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Палка о двухъ концахъ: и туда, и сюда. Ср. Что ты костылемъ то своимъ размахался? Забылъ ты, вѣрно, что въ костылѣ два конца?... Лѣсковъ. Соборяне. 2, 1. Ср. «Долой факты! и да здравствуетъ психологія! Таковъ девизъ прокурора: но не слѣдуетъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Счастье, что палка: о двух концах. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    палка - Палка о двух концах о чем н. сомнительном, неопределенном, что может повлечь за собою благоприятные и отрицательные последствия. Но ведь психология, господа, хоть и глубокая вещь, а все таки похожа на палку о двух концах. остоевский. Из… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • , Беликов, Александр Алексеевич. Приключения бывшего начальника аналитического отдела солидной фирмы в Заповедном лесу продолжаются!Увлекательную жизнь в параллельном мире среди сказочных существ и совсем не сказочных…
  • Хроники Заповедного леса. Книга вторая. Анфиса , Беликов А.А.. Приключения бывшего начальника аналитического отдела солидной фирмы в Заповедном лесу продолжаются! Увлекательную жизнь в параллельном мире среди сказочных существ и совсем не сказочных…

Тема ювенальной юстиции недавно вышла на новый виток: 27 апреля в Общественной палате были слушания, на которых презентовались новые законопроекты . Судя по сообщениям прессы, суть этих новшеств такова: предлагается ввести в практику «социальный патронат». То есть выявляется неблагополучная семья, с которой начинается работа: к семье прикрепляются некие педагоги, осуществляющие специально для этой семьи составленный план воспитательной работы. Если родители не готовы подчиниться такому вмешательству, то у них могут отобрать детей и возбудить дело о лишении родительских прав.

Но самый интересный момент - это что органы, в обязанность которых входит работа с неблагополучными семьями, то есть органы опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних, будут заниматься этим не самостоятельно, а с помощью неких общественных организаций, которым они передадут часть своих полномочий.

Тревогу по этому поводу уже выразили многие противники ювенальной юстиции - вполне резонно отметив, что подобная практика приведет к чудовищному . Ведь если неправомерные действия чиновника можно, по крайней мере, обжаловать в административном или судебном порядке, то с общественной организации взятки гладки. Они ведь ни за что не отвечают. А послать их лесом тоже не получится - формально-то вы действительно имеете право не пустить их в свою квартиру и не подчиняться их требованиям, но такое отношение будет сейчас же расценено как отказ родителей от сотрудничества и повлечет возбуждение дела о лишении родительских прав. Также комментаторы отметили, что в случае принятия таких законов любая семья окажется под подозрением, в любую семью (а вовсе не только в неблагополучную) смогут вторгнуться посторонние люди.

Я мог бы повторить все эти опасения, но что толку? Сотый раз повторять банальности? Интереснее, мне кажется, подумать о другом: мы здесь столкнулись с палкой о двух концах. Палка эта называется «общественность». Смотрите, что получается: с одной стороны, мы в ужасе, что какая-то сомнительная общественность получит право контролировать нашу семейную жизнь, наши отношения с детьми. С другой стороны, мы же сами постоянно пропагандируем защиту семьи силами общественности - то есть говорим, что надо поставить под контроль общественности работу органов опеки и ювенальных судов (если таковые в России действительно появятся). Мы - за создание правозащитных организаций, способных защищать проблемные семьи от чиновничьего произвола. Мы продвигаем идею родительских комитетов, члены которых должны присутствовать при обследовании жилищных условий проблемной семьи, мы за организацию широкой общественной дискуссии, результатом которой стал бы детальный свод законодательных инициатив, защищающих традиционные семейные ценности.

Получается, что нам нужна вот такая общественность, но не нужна вот этакая. Или, точнее сказать, нам нужна общественность, контролирующая «детозащитных» чиновников, а им нужна общественность, контролирующая ситуации в семьях. Нас при этом, как правило, не интересует вопрос о действительно неблагополучных семьях, нам важнее защитить семьи нормальные. А их не особо волнует судьба нормальных семей, им важнее решить проблему с семьями неблагополучными.

Увы, мышление по принципу «лес рубят - щепки летят» свойственно нам обоим. Мы, противники, условно говоря, «ювенальной юстиции», в глубине души понимаем, что если все произойдет, как нам хочется - то у органов опеки окажутся связаны руки, что они побоятся вторгаться не только в наши замечательные высокоморальные семьи, но и в семьи алкашей и психов. О том, что будет с детьми алкашей и психов, мы при этом предпочитаем не задумываться. А с «их» стороны ситуация зеркальная. Те из них, кто действительно болеет душой за несчастных детишек из маргинальных семей, мечтают о механизме, позволяющим легко и просто таких . О том, что, спасая одних, этот же механизм станет гробить других, то есть нормальные семьи, они тоже предпочитают не думать.

Иными словами, вместо конфликта «общество - власть» мы, похоже, приходим к конфликту между двумя частями общества, между двумя разными типами «общественностей». С одной стороны, общественность, стоящая на страже традиционных ценностей и оппозиционная чиновничеству, с другой - общественность, стоящая на страже либеральных ценностей и вполне лояльная чиновничеству.

Понятно, что такой конфликт имеет под собой куда более глубокую почву, нежели расхождения по вопросам «ювенальной юстиции». Тут - мировоззренческие различия. А мировоззренческие различия нельзя примирить, нельзя найти взаимоустраивающий компромисс. Можно договориться по каким-то конкретным вопросам - например, о порядке обжалования действий чиновников из опеки, но конфликт этим не снимешь. А значит, постоянно будут выскакивать всё новые и новые поводы для противостояния. Причем , боюсь, могут оказаться весьма нецивилизованными. Некоторые сторонники ювенальной юстиции уже обзывают «педофильским лобби» общественные организации, с ювенальной юстицией борющиеся. В свою очередь, противники ЮЮ обзывают сторонников точно теми же словами. Эмоций в результате много, но ни защищаемым семьям, ни защищаемым детям от этой склоки пользы ни малейшей.

Очень редко кто пытается понять логику оппонента. Но все же давайте попытаемся это сделать. Вот «они» выдвинули проект социального патроната, насчет вмешательства общественных организаций в жизнь семьи. Если не приписывать «им» коварных замыслов в конспирологическом духе, то следует признать некоторые их резоны. Действительно, никаких работников социальных служб не хватит на то, чтобы опекать все неблагополучные семьи. К тому же у сотрудников таких служб нет серьезной мотивации для подобной деятельности. Да, формально бы надо, но зарплата маленькая, работа тяжелая, на энтузиаста. А энтузиастов везде мало, и дай Бог, чтобы большинство этих чиновников было хотя бы добросовестными исполнителями. Так что без «общественников» попросту не обойтись. Общественники - это именно энтузиасты, они не за деньги, а за идею вкалывают. Кроме того, общественники - люди более независимые, нежели чиновники, через них нужное начальству решение провести сложнее. Чем их напугаешь? Лишением премии?

Да, рациональное зерно в таких рассуждениях, несомненно, есть. Но они, эти рассуждения, строятся на предположении, будто органы опеки станут привлекать себе в помощь хороших, правильных общественников, подвижников и бессребреников, праведников и мудрецов. Гарантий тому, однако же, никаких. А если в эти уполномоченные общественные организации попадут сумасшедшие? А если вымогатели? А если латентные педофилы? А если попросту властолюбцы, получающие удовольствие от издевательств над семьей? А если политически озабоченные личности?

Те же вопросы, кстати, стоит адресовать и нам. Кто попадет в «наши» общественные организации, призванные контролировать детозащитных чиновников? Там будут сплошь правила веры и образы кротости? Точно не психи и истерики?

В общем, как всегда, не подумали про «защиту от дурака» (на всякий случай поясню: это не ругательство, а технический термин, применяется на производстве для обозначения защитных систем, препятствующих авариям и травмам из-за ошибок персонала). А подумать стоило, причем в первую очередь. Стоило бы задаться вопросами:

1. Каким критериям должна отвечать общественная организация, которой чиновники делегируют часть своих полномочий?

2. Как осуществить независимую экспертизу деятельности таких организаций? Что дальше делать с результатами экспертизы, если они окажутся негативными?

3. Есть ли четкий список полномочий такой организации?

4. Кто будет нести ответственность за ошибки работников такой организации? Сам работник? Руководитель организации? Чиновник, допустивший эту организацию до работы с семьей? И какова должна быть эта ответственность? Моральной, материальной, уголовной?

5. Каким критериям должны соответствовать члены организации, допущенные к работе с проблемными семьями? Кто и как проверяет этих людей? Какова ответственность проверяющего?

6. Каков порядок обжалования неправомерных действий «общественников»?

7. Какие у родителей есть права в отношении общественников? Например, в случае конфликта смогут ли они отказаться работать с конкретным человеком и требовать его замены?

8. Дает ли такая общественная работа какие-то преференции? Не окажется ли, что именно ради них туда пойдут люди (как, например, в советское время за дежурство в «народных дружинах» давали отгулы).

Аналогичными вопросами стоит задаться и в отношении «нашей» общественности. Контролировать работников опеки - это, конечно, необходимо. Но надо ли нам, чтобы в контролеры пролезли психопаты? Не дискредитирует ли это саму идею общественного контроля над действиями чиновников?

В общем, от темы контроля общественности над исполнительной властью мы неизбежно переходим к теме контроля общественности… над общественностью. Потому что идиот-общественник ничем не лучше идиота-чиновника. И даже хуже, потому что многое может, но ни за что не отвечает.

Палка о двух концах Прост. Экспрес. То, что может повлечь за собой и благоприятные и отрицательные последствия, допускает хороший и плохой исход. Мефодьевна резво на выход подалась, а из коридора пригрозила: - За такое хулиганство палкой тебя надо, палкой. - Гляди, палка об двух концах, - хохотнул Иван. - Заступница! (Б. Екимов. «Кто Саратова не любит…»).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Палка о двух концах" в других словарях:

    палка о двух концах - обоюдоострый Словарь русских синонимов. палка о двух концах сущ., кол во синонимов: 1 обоюдоострый (5) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    Палка о двух концах - ПАЛКА, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Палка о двух концах - Разг. О том, что может иметь и положительный и отрицательный исход, и положительные и отрицательные последствия. ФСРЯ, 308; БТС, 240, 776; БМС 1998, 430 … Большой словарь русских поговорок

    палка о двух концах - О том, что может кончиться и хорошо, и плохо … Словарь многих выражений

    Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя. - Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя. См. БЫЛОЕ БУДУЩЕЕ …

    Палка о двух концах: и туда и сюда. - Палка о двух концах: и туда и сюда. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    палка о двух концах: и туда, и сюда - Ср. Что ты костылем то своим размахался? Забыл ты, верно, что в костыле два конца?.. Лесков. Соборяне. 2, 1. Ср. Долой факты! и да здравствует психология! Таков девиз прокурора: но не следует забывать, что психология палка о двух концах. Ник.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Палка о двух концах: и туда, и сюда - Палка о двухъ концахъ: и туда, и сюда. Ср. Что ты костылемъ то своимъ размахался? Забылъ ты, вѣрно, что въ костылѣ два конца?... Лѣсковъ. Соборяне. 2, 1. Ср. «Долой факты! и да здравствуетъ психологія! Таковъ девизъ прокурора: но не слѣдуетъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Счастье, что палка: о двух концах. - Счастье, что палка: о двух концах. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    палка - Палка о двух концах о чем н. сомнительном, неопределенном, что может повлечь за собою благоприятные и отрицательные последствия. Но ведь психология, господа, хоть и глубокая вещь, а все таки похожа на палку о двух концах. остоевский. Из… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • , Беликов, Александр Алексеевич. Приключения бывшего начальника аналитического отдела солидной фирмы в Заповедном лесу продолжаются!Увлекательную жизнь в параллельном мире среди сказочных существ и совсем не сказочных… Купить за 320 руб
  • Хроники Заповедного леса. Книга вторая. Анфиса , Беликов А.А.. Приключения бывшего начальника аналитического отдела солидной фирмы в Заповедном лесу продолжаются! Увлекательную жизнь в параллельном мире среди сказочных существ и совсем не сказочных…

она о двух концах

Альтернативные описания

К какому слову Незнайка придумал рифму «селедка»

Ни глаз, ни ушей, а слепцов водит (загадка)

Срезанный тонкий ствол или ветка дерева без сучков

Та, что всегда «о двух концах»

Опора для лыжника

. «батон» в переводе с французского

. «коли быть собаке битой, найдется и...» (посл.)

Деревяшка, которую можно и перегнуть

Помощница лыжника

Полосатая подруга гаишника

Выручалка

Кол и посох

Бита, кол или клюка

Копалка

О двух концах

Трость, посох

. «посох» лыжника

Орудие труда питекантропа

Лыжная...

Ее перегибают в крайности

Орясина

Незнайкина рифма к слову «селедка»

Ее вставляют в колеса недругу

Обладательница двух концов сразу

Извечно перегибаемая

Деревяшка

Польская биатлонистка

Кусок дерева

Прямая ветка дерева без сучков

Толстая ветка дерева без сучков, употребляемая как опора при ходьбе

Срезанный тонкий ствол или срезанная прямая ветка дерева без сучков

. "Посох" лыжника

. "батон" в переводе с французского

. "коли быть собаке битой, найдется и..." (посл.)

Ж. жердинка, кол или дубинка, удобная, по величине, для орудованья ею одной рукой; батог, байдиг, батожек, падожек, трость, посох, посошек, твердая, урезанная хворостина. Палка, служащая рукоятью, или в деле, назыв. по вещи глядя: косье, копеище, древко, окомелок, стяг, кляч, рычаг, кляп, закрутка и пр. Идет, подпираясь палочкой. а зап. паличкой. Барабанные палки. Бритвы нет, так шило бреет; шубы нет, так палка греет. солдатск. Из-под палки работаем, неволей. Палка не правит, а ломает. ее палкой, а она меня скалкой! Дурак всегда за палку хватается. Без палки нет ученья. Кому первая чарка, тому и первая палка, чину. Воля ваша, палка наша: бить нас, а слушать вас. Палка на палку, нехорошо, а чарка на чарку, ничего. Когда солдат палки не боится, ни в строй, ни в дело не годится. нашем полку нет толку: кто раньше встал да палку взял тот и капрал. Уехал верхом на палочке. Собака есть, так палки нет; палка есть собаки нет! Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет. Он сам на себя палку подает. Барабанной палки негде вырезать: парня нечем высечь (безлесье). Была бы собака, а палку найдем (и наоборот). Счастье не палка: в руки не возьмешь. Ни глаз, ни ушей, а слепцов водит? (палка). Палка красна бьет напрасно; палка бела бьет за дело. Не вороши, коли палки (пальцы) не хороши. Палка, вологодск. пральник, кичига, прачечный валек. Палка сургучу. Палочка леденцу. Палка (плитка) шоколаду. Палка мн. короткий удар палками в барабан, как знак, маяк, для дружного залпа из пушек, на корабле; также знак пехотным офицерам, вступить из-за фронта в свои места, по прекрашении пальбы. Мн. картежная игра. Палочье ср. палки для наказанья, битья; прутья, батожье, стар. длинники. Палчина ж. влад. дубинка. собират. сиб. палочье, жердинник. Палочник м. батожник, кустистый или молодой лесок, годный на палки. Растен. Typha; Angustifolia: тырлыч вят. чакан донск. оробинец? рогоз или рогоза; бадья? филатика? latifolia: кубыс южн. рогоз и рогоза, куга, початки, чакан, тырлик, пыж, чиж, бадья. Пуховые,но очень твердые початки палочника, в астрах. макают в сало или ворвань, и жгут вм. свечей; из стволов его плетут подстилки, оплетают стулья, вяжут поплавки на невода. Тимофеева трава, ржанец, Phleum. Растен. Dactilis glomerata? ежа, южа, мизаночник? Палочные обломки. То-то и житье, что палочное битье! Палочный караул, в лагере, а ныне задний, где арестанты, и где наказывают виновных. Палица ж. трость, дубинка, палка, бульдюга, особенно веская, закомлястая; новг. твер. кичига, пральник или прало, пральный валек, копыл; но у копыла рукоять длиннее, для зимы. (Акад. Сл. ошибочно налица). Ослоп, дубина для обороны, как оружие, с тяжелым корневищем, комлем или с окованным набалдашником, боевая булава. Вязовая, двуручная палица. стар. потесь барочная, замест руля и весел. Ждет, что пьяница скляницу, что собака палицу, ослопа. Паличный удар. Паличное воинство, паличники, дубинники, ослопники

К какому слову Незнайка придумал рифму "селедка"

Незнайкина рифма к слову "селедка"

Та, что всегда "о двух концах"

. «..., ..., огуречик» (детский рисунок)

Фразеологические обороты речи русского языка называют также крылатыми выражениями. Таковыми они являются потому, что их используют практически все носители родного языка.

Палка о двух концах... Значение этого выражения рассмотрим в данной статье. Каждый русскоговорящий человек хотя бы раз в жизни его употреблял в разговоре. Что же несет в себе эта фраза?

Значение крылатого выражения

В словаре Ожегова известный фразеологизм преподносится как "разговорный" и объясняется как то, что "может кончится и хорошо, и плохо".

В иных источниках (например, толковом словаре Степановой) определение дается приблизительно такое же. Описывается два возможных варианта исхода одного и того же события: плохой и хороший.

В русском эпосе часто использовалась тема выбора: например, камень у трех дорог в известных сказках. Но даже не заглядывая в печатные издания, можно интуитивно понять смысл многих русских фразеологизмов. Поэтому выражение "палка о двух концах" значение имеет очевидное: подразумевает неоднозначность ситуации. Два конца - значит, есть вероятность двух вариантов исхода действий или определенная степень риска предстоящего дела.

Кто автор?

У любого явления есть своя "другая сторона", она кардинально отличается от первой. То есть добро может обернуться злом и наоборот. Русский человек давно подметил это и запечатлел емко и образно - с помощью крылатых фраз.

Фразеологизм общенародный, не представляется возможным найти его автора. В разговорной речи люди часто рождали, и продолжают это делать, уникальные "острые" обороты, которые моментально приобретают популярность.

О том, что фраза имеет древнее происхождение, говорит довольно архаичный предлог "о", который вышел из употребления, так говорили в Древней Руси. Означает он современный предлог "с". Например, "змий о трех головах", "церковь о пяти куполах".

В этом, как и во много другом, заключается уникальная особенность русского языка. Аналогичное выражение - "обратная сторона медали". Значение фразеологизма примерно то же - передает долю сомнения и беспокойства.

Почему палка?

Палка издавна в сознании народа воспринимается как некое оружие или бытовой предмет. Если бить кого-то, то один конец должен находиться в руке нападающего. Но все может и поменяться: обидчик способен выхватить палку за другой конец и стать атакующим.

Как предмет обихода, палка может являться помощником. На нее можно опереться, повесить котомку для путешествий. Также ее легко использовать в качестве шеста или подпорки. Но в любой момент палка способна превратиться в орудие защиты или нападения.

В этом заключено значение, "палка о двух концах" - выражение, которое напоминает нам о переменчивости бытия, о том, что никогда нельзя быть уверенным абсолютно в чем бы то ни было. И еще о том, что любое зло может обернуться против тебя самого. А также добро иногда превращается в зло.

Есть еще такой вариант объяснения. Палкой можно пытаться вытащить человека из беды (например, когда он тонет), но в этом случае спасаемый может дернуться или нарочно потянуть за нее и утащить за собой. То есть требуется хорошенько подумать, прежде чем сделать плохое либо хорошее дело.

Использование фразеологизма

Из вышесказанного становится понятно, что использовать крылатое выражение может любой человек в любой двойственной ситуации. Их случается немало в жизни страны, в бизнесе, в любви и дружбе.

Любая народная мудрость имеет важное значение, "палка о двух концах" - философская аксиома. Эту фразу используют при анализе и прогнозировании ситуаций. Ее произносят простые люди, политические деятели, используют писатели в своих книгах.

В любом случае всем нравится выражение "палка о двух концах", синонимы к нему (сходные словосочетания) подобрать можно. Например, "обратная сторона Луны", "бабка надвое сказала" - значения этих фразеологизмов приблизительно сходные.

Крылатые выражения вносят в речи колорит, яркость и эмоциональность!