Смута в российском государстве. Приглашение на русский престол зарубежного принца

Цели урока:

  • Обучающая:
    • выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени;
    • рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий;
    • определить последствия Смуты.
  • Развивающая:
    • развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
  • Воспитательная:
    • раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны,
    • воспитывать патриотические чувства.

Основные понятия:

  • Смутное время,
  • гражданская война,
  • интервенция,
  • “Семибоярщина”,
  • Первое ополчение,
  • Второе ополчение.

октябрь 1604 г. – начало похода Лжедмитрия I на Москву

1605 – 1606 гг. – правление Лжедмитрия I

1606 – 1607 гг. – восстание И.И.Болотникова

весна 1608 г. – поход Лжедмитрия II на Москву

1609 г. – осада Смоленска войсками Речи Посполитой

1610 г. - Семибоярщина

1611 г. - создано Первое ополчение

март 1612 г. - создано Второе ополчение

лето-осень 1612 г.- осада Москвы

1613 г. – Земский собор

Оборудование урока:

  • учебник № 20 (О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожин “Россия и мир с древнейших времен до конца XIX”),
  • историческая карта “Смутные времена в России XVII века”,
  • карточки с заданиями,
  • фрагменты исторических произведений.

Ход урока

1. Опрос домашнего задания.

а) Хронологическое задание

Найти значение выражения:

(Дата нападения монголо-татар на Рязанское княжество + дата первого упоминания о Москве – дата крестового похода против половцев во главе с Владимиром Мономахом + дата Любеческого съезда князей + дата составления Русской правды Ярославичей – дата крещения Руси + дата образования Древнерусского государства): 2 – 96 = х

(1237+1147-1111+1097+1072-988+882):2-96=1572

1572 г. – дата отмены опричнины

б) где, по-вашему мнению, наиболее полно и правильно перечислены основные реформы Ивана IV

  1. учреждение Земского собора, создание Избранной рады, приказной системы, реформа налогообложения, созыв Стоглавого собора, учреждение опричнины.
  2. учреждение институтов: царской власти, Земского собора, создание приказной системы, отмена кормлений и передача сбора налогов в руки губных старост и излюбленных голов, податная реформа (соха), введение в действие Судебника 1550 г., военные реформы, введение опричнины, создание опричного войска.
  3. Введение атрибутов царской власти, учреждение герба Московской Руси, Земского собора, приказной системы, введение в действие Судебника 1550 г., Стоглавый собор, создание стрелецкого войска, введение опричнины, реформирование налоговой системы, ограничение принципа местничества.

в) каковы итоги правление Ивана IV?

Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.

2. Изучение нового материала.

  1. Причины Смуты
  2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг)
  3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг). Восстание И.И.Болотникова.
  4. III этап Смуты (1608 – 1610 гг).
  5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
  6. Последствия и уроки Смуты.

1. Вопрос: В чем же причины Смуты?

Задание: Используя текст учебника (с. 142-143) выделите причины, которые привели к Смуте.

Таким образом, Россия оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в отторжении западных земель России.

2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг)

Все события Смутного времени можно разделить на 5 этапов. Чтобы нам легче было представить, как развивались события, составим хронологическую таблицу “Этапы Смуты”.

Задание: по ходу объяснения заполнить таблицу. Проверка выполнения задания.

Таким образом, первый этап Смуты закончился победой повстанческих сил.

Вопросы:

  1. почему народ поверил Григорию Отрепьеву и пошел за ним?
  2. какими причинами можно объяснить победу повстанцев на первом этапе Смуты?
  3. 20 мая 1605 года Лжедмитрий I торжественно въезжает в Москву, в июле 1605 г. – торжественно венчается на Царство, а в мае 1606 г. в Москве вспыхивает восстание против “истинного царя”.

Предположите, почему москвичи разочаровались в своем царе

19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского.

Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.

Задание: Работа с документом “Крестоцеловальная запись царя Василия Шуйского” (1606 г.)

Вопросы к документу:

  1. почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?
  2. что нового этот документ внес или мог внести в политический строй государства?
  3. какой знаменитый документ английской истории напоминает эта крестоцеловальная запись?

Таким образом, историческое значение присяги В.Шуйского состояло не только в ограничении произвола самодержавия, а в том, что это был первый договор царя со своими подданными, робким шагом к правовому государству в России.

Но последовавшие события способствовали тому, что эта возможность была упущена.

3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.)

Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.

Задание: работа с картой “ Смутные времена в России XVII в.”

Вопросы по карте:

  1. где и когда началось восстание И.Болотникова? (лето 1606 г., г. Путивль)
  2. назовите города, которые были заняты восставшими. (Кромы, Калуга, Серпухов, Елец, Мценск, Тула, Коломна).

В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.

  1. покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания (в Калугу).

Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.

  1. покажите, где закончилось восстание Болотникова. (16 октября 1607 г. в Туле)

В мае 1607 г. начинается осада Тулы правительственными войсками, длившаяся 4 месяца. Потери, страшный голод ослабили силы восставших. К тому же осаждавшие перегородили плотиной р. Уну, на которой стоит Тула, и в городе началось наводнение. Осажденные были вынуждены пойти на переговоры с царем. Они капитулировали в октябре 1607 г. при условии сохранения им жизни. Но царь не сдержал слово – Болотникова, сосланного в Каргополь, ослепили, потом утопили в проруби.

  1. проследите по карте путь восставших.

А теперь вернемся к хронологической таблице и заполним ее

№ этапа Название противоборствующего Название противоборствующего Событие, даты
II этап

1606 – 1607 гг.

Правительственный лагерь

Василий Шуйский

Социальный состав:

  • бояре,
  • дворяне и горожане центра и севера России,
  • крестьяне,
  • стрельцы
Повстанческий лагерь

Иван Болотников

Социальный состав:

  • беглые крестьяне,
  • холопы,
  • посадские люди,
  • стрельцы,
  • казаки,
  • часть дворян и бояр противников Шуйского
Август 1606 г. – начало восстания Болотникова

Октябрь – декабрь 1606 г. – осада Москвы восставшими

Январь-май 1607 г. – осада правительственными войсками Калуги

Июль-октябрь 1607 г. – осада войсками Шуйского г. Тулы

4. III этап Смуты (1608-1610 гг)

На третьем этапе в события в России вмешались войска Польши и Швеции.

Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?

Ответ найдите в учебнике (с.145-146)

Весна 1608 г. – Лжедмитрий II начал наступление на Москву.

Василий Шуйский заключил союз со Швецией о военной помощи

Март 1610 г. – русско-шведские войска вступили в Москву

1609 г. – польская армия перешла границу России

1609-1611 гг. – осада Смоленска

17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.

Задание: заполните в таблице III этап Смутного времени.

5. IV Этап (1610-1611), V Этап (1612 – 1618) Смутного времени

В сентябре 1610 г. в Москву вошел польский гарнизон под командованием полковника Госевского. Польские офицеры завладели ключами от городских ворот и от казны и заправляли всеми делами в Москве, а русские бояре оказались их пленниками. Став хозяином положения, король Сигизмунд больше не желал выполнять условия договора с Семибоярщиной, мечтал о полном покорении Москвы. Он продолжил осаду Смоленска еще год и взял его летом 1611г.

Тем временем шведские наемники, которых приглашало еще правительство Шуйского, так и не дождавшись обещанной им награды, захватили Северо-западный край России вместе с Великим Новгородом. Страна распалась на уезды.

В этих условиях жители страны перестали делиться на сторонников несуществующих правительств и повстанцев. Тушинский лагерь развалился, а Лжедмитрий II вскоре был убит.

Разделение проходило теперь на тех, кто принимал польскую власть, и тех, кто будет бороться с ней.

Задание: Используя текст (Приложение 1), сравнить Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе ополчение смогло освободить Москву?

6. Последствия и уроки Смуты.

  1. в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем России был избран Михаил Федорович Романов.
  2. в 1617 г. заключен Столбовский мир со Швецией: Россия вернула Новгород, но теряла все побережье Финского залива.
  3. в 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

3. Закрепление.

  1. Задание по карте “Четвертый лишний”
    Найти лишнее и свой ответ объяснить.
    Ярославль, Тула, Путивль, Калуга.
  2. расставьте иллюстрации в хронологической последовательности (Приложение 2)
  3. Смуту часто называют гражданской войной. Согласны ли вы с этим?
  4. когда и почему гражданская война перерастает в национально-освободительную?

4. Домашнее задание:

№20: закончить заполнение таблицы. Написать для учебника истории или словаря справку об одном из деятелей Смутного времени.

Литература:

  1. Л.Е.Морозова, А.В.Демкин. История России в лицах. Государственные деятели XVII в.-М.,2001
  2. А А.В.Игнатов. Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева и др. “Россия и мир” - М.,2005
  3. Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.,2002

Данный урок теоретического обучения на тему «Смутное время» соответствует рабочей программе учебной дисциплины «История» для ОПОП СПО 13.02.06 «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем».

Урок продуман и хорошо спланирован. Технологическая карта урока, соответствует современным требованиям. Четко обозначены обучающие, развивающие и воспитательные цели урока, методы обучения.

Основной целью преподавателя на уроке является создание условий студентам для самостоятельной работы и помощь при изучении нового материала.

Все этапы урока спланированы, каждая часть урока реализована как по времени, так и по объему.

Для успешного достижения целей урока продуманы и формы деятельности. Автор разработки использует технологии проблемного обучения, модель «водоворот». Для повышения интереса к уроку, преподаватель использует групповую форму организации работы, что повышает учебную и познавательную мотивацию у студентов. Такая форма работы значительно снижает уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый студент вносит свою лепту в общую работу.

Для подведения итогов разработаны критерия оценивания, преподаватель учитывает не только результаты выполнения заданий, но и работу группы.

Урок насыщен необходимой для работы наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом.

В рецензируемой методической разработке виден профессионализм преподавателя истории Хаммадияровой О.Н., которая владеет современными инновационными технологиями обучения и успешно применяет их на уроке.

Рецензия

на методическую разработку урока по истории,

разработанную преподавателем ГБОУ СПО СО «Верхнетуринский механический техникум» Хаммадияровой Ольгой Николаевной

Методическая разработка урока состоит из пояснительной записки, технологической карты, конспекта занятия. Списка литературы и приложений (дидактического материала, используемого на уроке), что соответствует требованиям к методической разработке.

Пояснительная записка, составленная преподавателем, содержит актуальность и практическую значимость изучения данной темы, а также краткое описание применяемой на уроке методики. Пояснительная записка содержит методическую цель преподавателя, указывающую на развитие педагогической компетентности преподавателя.

Технологическая карта урока составлена очень подробно, имеет описания видов деятельности преподавателя и студентов на всех этапах урока. Все методы, приемы и педагогические технологии, описанные педагогом, соответствуют содержанию и структуре урока, а также способствуют активизации познавательной деятельности студентов и более эффективному усвоению материала урока. Преподаватель очень удачно комбинирует изучение нового материала с самостоятельной работой обучающихся в малых группах, что способствует развитию их коммуникативных способностей и ответственности за результат совместной деятельности.

Также преподавателем предоставлена критериально - оценочная система, содержащая самооценку и взаимооценку, а также критерии. По которым обучающиеся могут оценить себя и своих товарищей.

Также преподавателем составлен конспект сценария урока с полным содержанием материала урока, который является очень подробным и содержит необходимые описания исторических событий.

Разнообразие видов деятельности обучающихся на уроке подтверждается приложением с дидактическими материалами в форме оценочных заданий. Задания сами по себе представляют интерес, а разнообразие форм выполнения заданий студентами способствует качественному усвоению знаний и развитию общих компетенций.

В методической разработке также указан список использованной преподавателем литературы. Методическая разработка составлена с элементами творчества преподавателя Хаммадияровой О.Н. и может быть рекомендована для изучения педагогического опыта другим педагогам.

Рецензент:

Методист ____________ Л.Н. Гильмуллина

1. Пояснительная записка

Знания, умения, навыки, ценности, личностные качества специалиста формируются в процессе обучения. Вся система учебных заведений готовит не просто специалиста в какой-то узкой сфере производства и управления, а широко образованную личность.

Место данного урока в рабочей программе: Раздел 3. История России с древнейших времён до конца XVII века. Тема «Смутное время» проводит аналогию с настоящим временем, извлекая политические ошибки из прошлого, чтобы не повторять их в будущем.

Методическая цель данного урока: применение современной методики организации самостоятельной работы обучающихся на уроке в соответствии с ФГОС.

Даная методическая разработка описывает урок изучения новых знаний по теме «Смутное время». Это урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На примере этого урока преподаватель частично излагает учебный материал (при подготовительной работе с рядом обучающихся, он готовят устные сообщения), но при этом он активизирует внимание обучающихся, проводит самостоятельную работу по изучению данной темы под своим руководством. Большое внимание уделяется модели «водоворот» и последующим блоком проверочных заданий: текст с ошибкой, соотношение понятий, работа с персоналиями, историческая ситуация и работа с историческими документами.

Результатом этого урока является усвоение новых знаний, посредством передачи устной информации и формата самостоятельной работы обучающихся.

Технологическая карта урока истории «Смутное время»

Учебный предмет : история

Группа : № 113

Авторы УМК : В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. - М.: Издательский центр «Академия», 2013

Тема урока : Смутное время

Тип урока : Урок изучения новых знаний

Цели:

Образовательные: Создать целостную картину исторической эпохи, раскрыть причинно-следственные связи между событиями Смуты.

Развивающие: Формировать критическое мышление у студентов; развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Воспитательные: формировать гражданско-патриотическую позицию студентов.

Формы работы : элементы лекции, фронтальный опрос, групповая работа.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемная ситуация (что стало проблемой кризиса государства и общества в смутное время?)

Педагогическая технология : модель «водоворот».

Межпредметные связи : литература, обществознание.

Оснащение: конспекты, карта Смутного времени, иллюстрации, раздаточный материал.

Основные понятия : Самозванство, ополчение.

Персоналии: Б. Годунов, Иван IV Грозный, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, К. Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов, В. Шуйский.

Основные даты : 1598 - 1605 - царствование Бориса Годунова

1604 - 1618 - Смута в России

1605 - 1606 - правление Лжедмитрия I

1606 - 1610 - царствование Василия Шуйского.

1606-1607 - восстание Ивана Болотникова.

1607 - 1610 - движение Лжедмитрия II

1611 - 1612 - I и II Ополчения. Освобождение Москвы.

1613 - 1645 - царствование Михаила Федорович

Продолжительность урока: 90 минут.

Эпиграф урока: «Наше общество, кажется, шло путем, напоминающим наши проселочные дороги: чтобы ими пройти незначительное расстояние между двумя пунктами, надобно, благодаря извилистому пути сделать столько шагов, сколько при более прямой дороге потребовалось бы, чтобы пройти расстояние вдвое большее» историк В. О. Ключевский

План урока:

Деятельнос-ть препода-вателя

Этапы деятельности обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест-вляемые действия

Осуществляемые действия

Форми-руемые способы деятельности

Осу-ществляемые действия

Формиру-емые способы деятельности

1-й этап. Организационно-мотивационный (10 минут)

1.Препода-ватель знакомит обучаю-щихся с эпиграфом урока.

2.Просит выдвинуть предположение о теме, цели и плане предсто-ящего урока.

3.Органи-зует беседу.

4.Форму-лирует цель урока, определяет проблемную ситуацию для группо-вой работы.

5. Форми-рует микро-группы для работы, задает роли каждого ученика в группе.

Слушают эпиграф урока,

выдвигают предполо-жения о теме, цели и плане урока.

Слушают вопросы препода-вателя и отвечают на них.

Составляют

конспект, определяются с проблем-ным задани-ем.

Выделяют информа-цию из эпиграфа урока.

Взаимодействуют с преподавателем во время беседы, осущест-вляемой во фрон-тальном режиме.

Анали-зируют и отвечают на вопро-сы.

Контро-лируют и заслу-шивают выска-зывания других обучаю-щихся.

Качество и уровень усвоения; умение вступать в диалог с препода-вателем.

2-й этап. Ходя занятия (60 минут)

1.Поста-новка проблемной ситуации.

2.Рассказ преподава-теля.

3.Объясне-ние метода «водово-рот» обу-чающимся. Выдача рабочего материала.

4.Органи-зация фронта-льного

опроса и работы в микро-группах.

5. Объя-снение критериев оценивания.

Обучаю-щиеся осу-ществляют выделение информации синтезируют полученные сведения для составления ответа;

Создают характерис-тику лидеров смутного времени.

Отвечают на проблемный вопрос по тексту документа, конспекта.

Формируют умения анализиро-вать исто-рическую информа-цию, пред-ставленную в разных знаковых системах (текст, источник, схема)

Составляют характе-ристики лидеров смутного времени.

Отвечают на устные вопросы.

Планируют работу в группе,

осущест-вляют инициа-тивное сотрудни-чество при выделении информа-ции;

Обмениваются мне-ниями по поводу ответа на проблем-ную ситуацию, обсуждают и готовят публичное выступле-ние своего ответа.

Обсуж-дают вари-анты ответов. Форми-руют умение находить общее решение в микро-группе; умение осознан-но публи-чно

выступа-ть.

Осуществляют самоконтроль прави-льности выполнения заданий, состав-ления схемы «водо-ворот», публич-ного выступ-ления.

Запол-нение конспек-тов.

Формируют познава-тельный интерес к лидерам смутного времени, мотива-цию к обучению через разно-образие использу-емых приемов, гаран-тирован-ность достижения желаемых резуль-татов. Обучаю-щиеся работают в группах, выполняют работу.

Каждой группе предложен пакет с рабочим материаломдокумен-тами.

3-й этап. Подведение итогов работы (20 минут)

1. Анализ работы с рабочим матери-алом, схемой «водо-ворота».

2. Проведе-ние рефлек-сии.

Заполнение рабочих материалов,

знакомство с оцено-ным заданием.

Составление «водо-ворота».

Выполнение оценочного зада-ния.

Объснение «водово-рота».

По исте-чении времени, обучаю-щиеся представляют свои резуль-таты.

Опреде-ляют наибо-лее слож-ные мо-менты. Запол-няют оценоч-ное задание.

Впечатления и выводы.

Обучаю-щиеся представ-ляют работу в группах и решение проблем-ной ситу-ации на уроке.

Приветствие группы, отметка отсутствующих, создание благоприятной обстановки и настрой группы на совместную работу, постановка проблемной ситуации (ПОЧЕМУ СЛОЖИЛСЯ КРИЗИС ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА?) Тема открытого урока «Смутное время».

Изучить сущность и особенности Смутного времени в России начала XVII века, основные его характеристики, содержание, действующих лиц, его цели и результаты, а также подвиг народа при освобождении Москвы от поляков. Актуальность данной темы обусловлена тем, что события Смуты имеют большое воспитательное значений, они учат чести, справедливости, патриотизму, гуманности, учат уважать государство. В то же время они формируют правильную гражданскую позицию, так на примере показывают чего нужно опасаться в государстве, от чего нужно отказаться в политике.

Итак, тема сегодняшнего урока «Смутное время». Эпиграфом сегодня будут слова В.О. Ключевского «Наше общество, кажется, шло путем, напоминающим наши проселочные дороги: чтобы ими пройти незначительное расстояние между двумя пунктами, надобно, благодаря извилистому пути сделать столько шагов, сколько при более прямой дороге потребовалось бы, чтобы пройти расстояние вдвое большее» . С помощью сегодняшнего урока мы окунемся в эпоху того времени, когда Россия на время «заблудилась» в своем развитии.

Сегодня нам нужно будет рассмотреть следующие вопросы:

1.Понятие Смутного времени и его причины.

3.Народные ополчения.

Работать сегодня мы будем следующим образом, по ходу объяснения нового материала вы должны будете заполнять конспекты, которые находятся перед вами на столах и поработать с оценочным заданием на втором часе занятия. Конец XVI начало XVII века в России ознаменованы событиями, которые получили название Смутного времени. Это события 1598 - 1613 гг. Это время глубокого внутреннего кризиса, который охватил все стороны жизни российского общества, государства и поставили вопрос вообще о существовании России.

Давайте обратимся к материалам учебника стр. 171 и посмотрим определение. Смута - это политический, экономический, социальный, национальный и культурный кризис, который вылился в кровопролитные крестьянские войны, упадок морали, в иностранной интервенции и борьбе за национальную независимость. Теперь необходимо познакомиться с причинами Смутного времени.

Хаммадиярова О.Н.: Ребята, как развивалась Россия в XVI веке? Чем известен Иван Грозный? Что такое опричнина? Чем эти события завершились?

К причинам Смуты относят:

  1. «великое разорение и поруха Московского государства», которая была следствием опричнины и Ливонской войны Ивана Грозного.

Отвечает КУЗЯКИН ДИМА

Закрепощение крестьян и их бегство на окраины России, на юг.

  1. Недовольство многих слоев населения правящей политикой.

4. Пресечение царской династии Рюриковичей, что связано со смертью сыновей Грозного в 1581г. Убит Иван, в 1591г. в Угличе умер царевич Дмитрий, в 1598г. - царь Федор.

5. Неурожаи и голод 1601-1602 гг.

6. Посягательства Польши и Швеции на Российское государство, их вмешательство во внутреннюю политику России.

Первые проявления Смуты появляются уже после смерти Ивана Грозного в 1584 г., когда на престол взошел его сын Федор, он был слабым, безвольным человеком, часто болел и, в общем, был не способен управлять государством. При царе Федоре возвышается Борис Годунов (женат на его родной сестре Ирине), и постепенно все бразды правления переходят в его руки, он становится фактическим правителем России. При нем царевич Дмитрий был сослан в Углич. Таким образом, посягательства на власть начинаются до смерти законного царя.

Хаммадиярова О.Н.: В 1598 году умирает Федор Иванович, не оставив наследника и Земской собор избирает новым царем Б. Годунова. Чем же известен Годунов?

Он сразу же начинает убирать с политической арены всех своих соперников. Но народным авторитетом новый правитель не пользовался и поэтому для завоевания любви у российского общества он проводит следующие мероприятия: освобождает крестьян на год от уплаты налогов, узники освобождены, а подвергшиеся опале прощены, вдовы, бедные, сироты получали помощь, принято решение об открытии школ и получения образования знатных детей за границей. Также в это время ужесточается закрепостительная политика, крестьяне закреплены, приписаны за своими помещиками. У опальных бояр забирались их земли, а сами они ссылались в монастырь. Терпение народа «лопнуло», авторитет Годунова окончательно ослаб. В апреле 1605 года Годунов умер, оставив престол своему сыну Федору, который не смог удержать власть, и которую у него отобрал Лжедмитрий I.

Смута, прежде всего, представляет собой борьбу за власть. А поводом к ней послужило пресечение царской династии, что связано со смертью царевича Дмитрия в 1591 году. Таинственная смерть царевича породила огромное количество слухов, домыслов о чудесном спасении царевича. Эти слухи и привели к появлению самозванцев, выдававших себя за спасшегося Дмитрия, они собирали вокруг себя огромные народные массы, недовольных царями их политикой.

Первым и самым удачливым был Лжедмитрий I. Появился он в Польше, именно оттуда он пришел в Россию, о нем говорили, что царевич Дмитрий жив и скоро он вернется, чтобы получить законную власть и русский престол. По официальной версии Лжедмитрий был беглым русским монахом, который, бежал в Польшу и там якобы открылся русским магнатам, о том, что он русский царь и заявил о своих претензиях на русский престол. Они его поддержали, обещали свою помощь. В Польше же он женился на Марине Мнишек и принял католичество. Он обещал в случае «возвращения» власти сделать Россию католической и предоставить полякам русские территории и властные посты.

Польский король Сигизмунд III за эти обещания предоставил Лжедмитрию войско и денежную помощь. В 1604 году войско самозванца перешло границу и быстро стало продвигаться к Москве, везде находя продержку. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно вступил в столицу. Где даже был признан матерью Марией Нагой и знатными боярами.

Но, утвердившись у власти, самозванец не торопился выполнять все данные обещания ни полякам, ни русскому народу и поэтому 17 мая 1606 года против него был организован заговор, а он сам был убит.

Хаммадиярова О.Н.: После этих событий на власть был возведен боярский царь Василий Шуйский. Чем он известен в истории? Охарактеризуйте его правление.

Но слухи о живом, спасшемся царевиче Дмитрии по-прежнему существовали, а народ верил и ждал его появления. В 1606 - 1607 годах проходило крестьянское восстание под руководством Ивана Болотникова, который выступал против Шуйского и призывал установить законную, природную власть. Оно нашло своих сторонников во многих российских городах.

А в 1607 году появился Лжедмитрий II, появившийся также из Польши, который утверждал, что он чудом спасся во время заговора 1606 года. Его «признала» и его жена Марина Мнишек. Лжедмитрий II долго пытался захватить власть, но Москву ему взять не удалось, и поэтому обосновался он в городе Тушино.

Шуйский же для укрепления своей мощи обратился за военной помощью к Швеции, которая дала ему несколько отрядов. И шведы, и поляки умело пользовались ситуацией сложившейся в России, они приступают к захватам и грабежам. Сигизмунду III Лжедмитрий II был уже не нужен, и он открыто потребовал московский престол для своего сына Владислава.

Власть Лжедмитрия стала лишь номинальной, власть Шуйского также не оправдала себя. И поэтому, в 1610 году в ходе заговоров оба были свергнуты. А власть была передана «семибоярщине» - совету из семи бояр во главе с Ф. Мстиславским.

Шведы и поляки в это время бесчинствовали по территории страны, грабили население, захватывали города, так первые взяли Новгород, а вторые осадили Смоленск. Сама же «семибоярщина» заключила с Польшей договор, по которому на российский престол должен войти королевич Владислав и бояре присягнули ему. Над Россией нависла угроза потери национальной независимости. А Смута по-прежнему продолжалась, власть переходила из рук в руки, иностранцы развязали открытую интервенцию, а правящие особы не предпринимали никаких действий для её прекращения.

И поэтому в такой обстановке в «дело включился народ».

В 1611 году П. Ляпунов и Г. Заруцкий обратились к народу с призывом объединиться и встать на защиту родной земли и двинуться прямо к Москве, и после её освобождения всем миром избрать нового царя. Люди после этого на сходках в городах, уездах приносили клятву стоять за православную веру и Московское государство, не общаться с поляками и шведами, не обижать русских, бороться с боярами-изменниками. Но добиться каких-либо успехов этому ополчению не удалось, так как его организаторы, руководители не могли, договориться друг с другом и оно распалось.

В 1612 году на сходе в Нижнем Новгороде выступил земской староста Кузьма Минин, он призвал не жалеть имущества, не жалеть жизни и призвал собрать ополчение. Предводителем нового ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский. С августа начались бои за Москву, которая окончательно была, освобождена 4 ноября 1612 года и поэтому этот день стал праздником - днем народного единства. В декабре по всей России были разосланы грамоты с приглашением на Земской Собор, который должен был выбрать нового царя. 13 января 1613 года Земской Собор, рассмотрев несколько кандидатур, избрал на царство Михаила Романова. Смута закончилась .

Хаммадиярова О.Н.: Закрепление изученного материала, применяемая педагогическая технология - ВОДОВОРТ. Объяснение оценочного задания.

Сегодня мы с вами окунулись в эпоху одного из самых ярких исторических событий - в события Смутного времени. Вы познакомились со всеми особенностями этих событий, их характеристикой, действующими лицами, ходом и результатами. Я надеюсь, что вы сможете применять полученные знания при оценке последующих периодов нашей истории, дать правильную оценку этим событиям. Ребята, которые активно работали, на уроке получили положительные оценки.

Список использованной литературы

  1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н.. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. - М.: Издательский центр «Академия», 2013
  2. Карамзин Н.А. Об истории государства Российского
  3. Соловьев В.М. История России. Белый город, 2003 г.
  4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней М, 2000 г.
  5. Википедия. Смутное время. wikipedia.org/wiki/

Приложение 1. Модель «Водоворот»

Задание: Внимание! В голове скелета находится проблема. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Записи на схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления.

Каждая группа определяет себе оппонента для полного заполнения схемы. Первая группа - выполняет верхнюю часть, вторая заполняет нижнюю часть схемы.

Приложение 2. Работа в группах.

1. Задание «Текст с ошибками». Найдите ошибки, исправьте текст.

20 июня 1613 года в Москву вошел Лжедмитрий II, который был самозванцем, выдававшим себя за царя Федора. Он женился на полячке Марине Нагой и принял мусульманство. Но 1606 году он был, свергнут, а российский престол достался Василию Шуйскому. В 1613 году второе народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским освободило Москву от поляков. Смута закончилась избранием на царство Петра 1 .

2. Соотнесите понятия.

3. Задание - «О ком идет речь?» Определите исторических личностей периода смуты по образным выражениям, применимых к ним и укажите на портрет. Подпишите персоналии под цифрами.

1. «Боярский царь» - ……

2. Праведен, умен, спокоен, не тщеславен и лучше нам не найти! - …

3. «Тушинский вор» - ……

4. …хоть и «царская родня», но народ не принял - ……

5. …«испечен в польской печке, а заквашен в Москве» - ……

4. Задание «Историческая ситуация». Устный ответ команды.

1. Представьте, ситуацию если бы 2 ополчению не удалось освободить Москву от поляков, что бы произошло, с Россией и как бы она могла развиваться дальше?

2. Представьте ситуацию, которая могла бы сложиться в российском государстве, если бы Лжедмитрий 1 удержался на престоле?

Задание 5. Прочитайте документы и ответьте на вопросы устно.

1.Свидетельства современника событий Смуты князя С.И. Шаховского о Лжедмитрии I и Василии Шуйском.

Расстрига же ростом был мал, широк в груди, мышцами крепок; внешность же у него была не царственная, препростое имел обличие и все тело смуглое. Однако же был остроумен и в науке книжной сведущ, дерзок и многоречив, любил конные состязания, с врагами сражался смело, будучи сильным и храбрым; воинов очень любил.

Царь Василий был маленького роста, некрасивый, подслеповатый, в книжном учении сведущ, рассудителен и разумен; скуп очень и неотзывчив; единственно к тем благоволил, кто нашептывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью; любил гадать у волхвов (чародеев, волшебников, - сост.), а о воинах своих не радел.

Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину… церкви Божии по всем городам и селам чтити и от разоренья оберегати и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклонятися и почитати, костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставити… А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отъимати. Боярам и дворянам и приказным всяким людям у всяких государственных дел быти по прежнему, а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быти.

Прежних обычаев и чинов не применяти и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцы не понижати. А жалованье денежное и вотчины, кто не имел, тому быти по прежнему. Суду быти по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, … а не сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити. Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог велети государю сбирати по-прежнему; не поговоря с бояры, ни в чем не прибавляти. Лжедмитрий I , который был самозванцем, выдававшим себя за царя Дмитрия . Он женился на полячке Марине Мнишек и принял католичество . Но 1606 году он был, свергнут, а российский престол достался Василию Шуйскому. В 1613 году второе народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским освободило Москву от поляков. Смута закончилась избранием на царство Михаила Романова .

2. Соотнесите понятия.

Интервенция Войско из добровольцев

Смута Вмешательство одного государства в дела другого

Ополчение Отсутствие порядка, бунт, распря

3. Задание - «О ком идет речь?» Определите исторических личностей периода смуты по образным выражениям, применимых к ним и укажите на портрет. Подпишите персоналии цифрами, назовите имена.

1. «Боярский царь» - 3 Василий Шуйский

Введение католичества, борьба поляков за выгодные «места» в государстве, бесчинства, засилье и навязывание своей политики. Отказ по «услуг» Польши, столкновение с боярской верхушкой и православной церковью. Волнения «в верхах» и «низах». Произвол в стране.

2. Осуществляют поиск и используют историческую информацию, необходимую для эффективного выполне-ния профессиональных задач

3. Знают основные этапы смутного времени, исторические персоналии

4. Правильно заполняют и выполняют оценочное задание, сопровождают устным рассуждением

5. Умеют анализировать сложившуюся ситуацию и принимать правильное решение

Устные выступления студентов был ярко выражен в манере «википедийного текста», нет связки «я думаю…», «я считаю…», «я предполагаю…»;

Затянутость работы с историческим документом, его анализ и устная трактовка.

Приложение 4. Фотоотчёт открытого урока

На открытом уроке присутствуют:

зав. учебной частью М.В. Шукина, методист Л.Н. Гильмуллина,

председатель ПЦК И.Г. Кочнева, преподаватель информатики О.Ю. Гончарова

ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ СМУТЫ

Сохранилось около 30 русских сочинений о Смуте начала XVII столетия и более 50- иностранных. Нам не удалось включить в книгу «Сказание» троицкого келаря Авра-амия Палицына, «Новый летописец», дневники поляков СтаниславаЖолкевского, Станислава Немоевского и Вацлава Диаментовского (его записки известны как «Дневник Марины Мнишек»), сочинение голландца Исаака Массы. Однако и того немногого что уместилось в этом томе, достаточно, чтобы понять, насколько трудна задача историка, взявшегося толковать события Смуты

Если история, как говорили древние, должна быть учителем жизни, посмотрим, какие уроки мы извлекли из Смуты. Образы ее героев в XIX столетии как часовые стояли на страже русской государственности, удостоверяя общенародную преданность дому Романовых: крестьянин Иван Сусанин, отдавший жизнь за царя, «говядарь» (мясник) посадский человек Кузьма Минин и благородный князь Дмитрий Пожарский Им предстояло сыграть свои роли и в той драме исторического самосознания, которая сопровождала революцию. Опера Глинки, прославляющая подвиг Сусанина, сначала шла в Пролеткульте как музыкальное представление «За серп и молот», а в репертуар Большого театра вернулась в 30-х годах с новым либретто Городецкого, где Сусанин спасает не будущего царя Михаила Романова, а огромную Москву от крохотного опереточного отряда поляков. Минин и Пожарский, как символ демократического единения «великих» и«малых» людей в годы испытаний, скульптурной группой Мартоса не покидали Красной площади, однако смысл этого исторического знака менялся: в речи Сталина 7 ноября 1941 года Минин и Пожарский были упомянуты не как члены общенародного правительства -«Совета всея земли», а как герои-полководцы, давшие отпор иностранной интервенции.

Буржуазная наука пришла к пониманию Смуты как комбинации двух процессов: политической борьбы за власть между родовой аристократией и дворцовой знатью и социально-экономической борьбы за землю и рабочие руки, приведшей к закрепощению трудовой массы и выходу крепостных на новые земли и в казачество. Однако прежние исторические описания Смуты В. О. Ключевского и С. Ф. Платонова были заменены тезисами М. Н. Покровского, смотревшего на события начала XVII века как на «крестьянскую революцию». В 1931 году Сталин в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом особо выделил «восстание Болотникова», но, явно споря с Покровским, не употребил слово «революция» и не сказал слова «Смута». И под влиянием этой оценки в тогдашних научных трудах противоречия целого исторического периода 1598-1613 годов были сведены лишь к одному выступлению низов под руководством холопа Ивана Болотникова4. Сам термин «Смута» был объявлен буржуазным и исключен из работ историков.

В конце 30-х годов, под влиянием антипольских настроений и в преддверие скорой мировой войны, появились исследования, где беды России объяснялись иностранным вмешательством, а действия польских и шведских отрядов в начале XVII века получили название «польско-цшедской интервенции». Так вместо прежней схемы Ключевского - Платонова возникла новая, объясняющая все потрясения Смуты социальной борьбой угнетенных против закрепощения, примиренной общенародным выступлением против иностранных интервентов.

Неполнота этой концепции очевидна: она развивает лишь один тезис Ключевского («Смута, питавшаяся рознью классов земского общества, прекратилась борьбой всего земского общества со... сторонними силами»), но не указывает причин всеобщего расстройства общественной жизни. То, что в истории предстает единым потоком событий, разделено на два ряда явлений, и многое, не соответствующее новой схеме, отброшено - например, борьба за власть в верхах, история казачества, религиозный кризис. Не вполне ясно, почему Смута началась на фоне экономического подъема 90-х годов XVI века и успехов внешней политики. А главное - объяснение Смуты как комбинации крестьянской войны и интервенции не отражает динамики исторического развития; Смута оценивается не как этап роста, а как досадная помеха развитию государства, как будто восстановление центральной власти после «смутных времен> означало простое восстановление политических порядков державы Рюриковичей. Подобная внеисторическая концепция Смуты хороша лишь как «политическая гимнастика» (Ключевский) и совсем не похожа на ту действительную Смуту, что на столетия вперед предопределила исторический путь России.

Англичанин Джером Горсей, поражаясь размаху владений Ивана Грозного, заметил, что «они едва ли могли управляться одним общим правительством и должны бы были распасться опять на отдельные княжества и владения, однако под его (Ивана IV.- А. П.) единодержавной рукой монарха они остались едиными». Смута стала испытанием крепости этой власти; вновь после призвания варягов и образования Московского государства она поставила вопрос о роли государственного начала в истории народа. Удивительно в нашем политическом быту это обратное отношение «ускоренного внешнего роста государства» и развития «народных сил», когда упрочение центральной власти не означалоблагоденствия подданных, а, наоборот, тянуло из них все жилы - «государство пухло, а народ хирел», как писал Ключевский. Успехи правительства Бориса Годунова опирались на крайнее перенапряжение народных сил, увеличение «государева тягла» и не могли не привести к взрыву. Падение Федора Годунова и последующие жертвы, принесенные для восстановления центральной власти, показали, с одной стороны, насколько эфемерными были успехи государственного строительства при Иване IV, когда вместо действительного государства существовала лишь «мечта» о государстве (К. Д. Кавелин), и с другой стороны, сколь крепки уже стали «связи национальные и религиозные», сохранившие целостность России, когда «надломились политические скрепы общественного порядка».

«Национальные и религиозные связи» являются важнейшим содержанием русских сочинений о Смуте. Их авторы - монахи («Мы обязаны монахам нашей историею»,- как заметил Пушкин2), ратники и приказные дьяки, вовлеченные в мощный человеческий поток, принужденные пройти по самой быстрине и выброшенные на безопасный берег. Записки о Смуте рождались в конце 10-х - в 20-х годах XVII столетия, когда пошатнувшиеся основы царства и пошатнувшаяся набожность были восстановлены, и все, произошедшее с Россией, казалось сном наяву3. Смута перевернула привычные представления. Если в прежней литературе русские князья реками проливали басурманскую кровь, то теперь собственные православные цари рекой проливали кровь своих подданных. «Царскогочина яблоко»- державу Российского царства,- «наслаждаясь властью», катали в руках и перебрасывали друг другу как мячик, Федор, юродивый и церковный звонарь на троне, худородный татарин Борис, монах-расстрига Гришка, трусливый увалень и клятвопреступник Василий Шуйский. Цари играли жизнью своих слуг, а те играли царями, «яко детищем», то «хватали за посох и позорили... много раз» и говорили, «чтобы сошел с царства», то терзали до смерти, ища награды у нового монарха. И самые знатные, опора государственного устройства, совершали поступки, означавшие самоотречение, не помня прежней меры своего слова, и никто не был равен сам себе: Шуйский дважды перед всем миром утверждал противоположные мнения о личности убитого царевича Дмитрия, Мария Нагая, безутешно оплакивавшая мертвого сына, без колебаний признала его в Самозванце. Во главе страны стояли теперь не прежние «земледержцы и правители», а «земле-съедцы и кривители», как горько посмеивался неизвестный автор «Новой повести о преславном Российском царстве».

Там, где царил извечный порядок, теперь верховодил случай, и тогда собирались «мужики коверинцы, колтыринцы и конобеевцы и говорили межь себя так: «Сойдемся-де вместе и выберем себе царя». И поднялись цари под разными именами - один назовется Петром, другой Иваном по прозванию Август, иной Лаврентием, иной Гурием.

Священные одежды архиереев поляки резали на портянки. Коломенского епископа Иосифа, привязав к пушке, возили под стены осажденных городов и этим устрашали городовых «сидельцев». И Богородица - защитница Русской земли - смотрела на все это с иконы, а рядом, на стене, были пригвождены «злодейские руки» поляков, глумившихся над образами Христа и Богоматери.

Эти ужасные потрясения, занесенные в русские сочинения о Смуте, могли быть поняты как апокалиптические знаки, предвещающие близость последних времен и Страшного суда, но после воцарения «тихого» царя Михаила сказочно быстро установился мир и покой, и жизнь, как ни в чем не бывало, вошла в свои прежние берега. Оставалось объяснять обретенное спокойствие принятыми Богом жертвами Смуты. Для того чтобы благоденствовать дальше, нужно было еще раз пережить недавние «смутные времена», но по-иному, не в «недоумении» и не в «безумном молчании, еже о истине к царю не смеюще глаголати»°, а обратив Смуту в разумные формы историописания, представив ее как религиозную драму искупительной жертвы и спасения.

Люди оказались плохими актерами в этой драме, и на авансцену были выведены небесные силы - Христос, Богородица и святые Русской земли. Перед участниками Смуты, как перед ветхозаветными пророками, пали завесы времени, и неизвестный иконописец Дворцового приказа видел знак, предвещавший скорую смерть Скопина-Шуйского; преподобный Сергий являлся некоему немощному старцу, беспокоясь о трех слепых меринах, выгнанных конюшим Афанасием Ощериным по недостатку корма; в Архангельском соборе ночные стражи слышали «некие сопротивные беседы» и голоса, поющие отшедшим душам 118 псалом с аллилуариями; жена Бориса Мясника Меланья видела жену в белых ризах, а инок Варлаам - Богородицу и нозгородских святых Никиту, Иоанна и Варлаама Хутынского.

То, что прежде переживалось бессловесно и, значит, без всякой надежды, теперь, в русских сочинениях о Смуте, получило библейские имена, и потому даже самые страшные бездны отчаяния стали частью библейской истории, которая вся означает искупление и конечное спасение. Бессловесный прах на месте прежней великой России назывался теперь «мерзостью запустения» (Дан. 9,27), то есть, как и в библейской книге пророка Даниила, стал прахом разрушенного Иерусалима, который возродится в будущем царстве праведных (От-кров. 21,2). Испытания Русской земли получили подкрепленные надеждой имена всемирного «потопа» и «египетского плена», а ведь, согласно библейской легенде, после потопа господь вновь обратил свою милость к потомкам Ноя, а после египетского плена вывел израильский народ в обетованную землю.

Смута началась с «великой крови неповинной» мальчика Дмитрия и была платой целой земли за эту кровь; но кровь царевича - еще и искупительная жертва за Русскую землю, обеспечивающая спасение тем, кто пройдет через покаяние.

И если никто не сохранил добродетельной души, историю начинают вершить невинные дети, подобно трем библейским отрокам, воспевшим хвалу Богу из огненной печи (Дан. 3,52-90). Отрок Дмитрий принял мучение от злочестивых убийц и по смерти стал творить чудеса; отрок, посаженный на стену Новодевичьего монастыря, выкрикнул на царство Бориса Годунова; отрок Михаил Романов, знаменуя конец Смуты, вышел к народу в Мономаховом венце.

Работа, проделанная первыми историографами «Смутных времен», по масштабу и по воздействию на национальное самосознание может сравниться с сочинениями русских книжников XV - XVII веков о легендарном Мамаевом побоище. Однако если в цикле повестей о Куликовской битве все внимание авторов направлено на укрепление Московского государства в борьбе с внешними врагами, то русские рассказы о Смуте заставляют заглянуть в самые глубины «неустройства» собственной земли, еще раз укрепиться в вере и испытать психологическую и религиозную катастрофу, с которой началось «бунташное» и раскольничье XVII столетие.

Смута, завершившаяся изгнанием поляков из Москвы (для чего русские должны были брать приступом собственную столицу!) и восстановлением русской государственности, давала основание с гордостью говорить о «славе и похвале» Русской земли. Но Смута впервые назвала и цену этой «славе и похвале»: укрепление государства за счет несвободы подданных. Россия пробовала себя на пути закрепощения. Жестокий террор, остававшийся выше разумения современников, создавал будущее России, воспитывая безусловную покорность и уча мириться с унижениями, достигая своей цели именно немотивированной жестокостью. Он сеял страх и холопство как среди тех, кто в «крепости» за хозяином нес государево «тягло», так и среди тех, кому будет позволено тесниться у трона новой «выборной» династии. Общенациональная катастрофа Смуты справилась с задачей, непосильной никакому государственному учреждению, никакому опричному корпусу.

Не случайно в те годы не могла быть замечена и оценена легенда о мученической смерти Ивана Сусанина, ибо, в отличие от раннехристианской и всякой обычной истории, мучения уже не венчали предшествующих злодейств или подвигов; удары раздавались налево и направо просто так, без всякой вины, единственно в целях устрашения3.

В соседстве героев Смуты мясника Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского позднейших авторов увлекал образ демократичного союза «всей земли», однако современники не могли не смотреть с опаской на это смешение разных «чинов», как и на соседство отрицательных двойников Минина и Пожарского - польских прихвостней кожевника Федьки Андронова и князя Василия Мосальского - или на соседство холопа Ивана Болотникова и его бывшего господина князя Андрея Телятевского.

Спутав старый порядок и поспешно выстроив новый, Смута не отменила прежних противоречий развития страны, но бросила иной свет на эти противоречия, пробудив сознание и призвав к исторической жизни всю без изъятия массу населения. Смута была первым общенациональным движением, равным по масштабу начавшемуся освоению Сибири и южных окраин и будущему церковному расколу. Все эти потрясения шли от одного корня и питались извечными конфликтами русской истории.

Смута была тем порогом, через который России необходимо было переступить, чтобы войти в Новое время. Споткнувшись, Северная держава все же вступила в первый этап своей европейской истории, который оказался военной, социальной и политической трагедией, известной как «общий кризис семнадцатого столетия»1. Наравне с другими европейскими державами, но с несравнимо большим напряжением, Россия вела внутренние религиозные войны (раскол), ввязывалась в многолетни^ кровопролитные баталии со странами «восточного барьера» - Польшей и Швецией, усмиряла целые армии повстанцев (Разин). Именно события Смуты подсказали Ключевскому завораживающий образ России - летящей птицы, «которую вихрь несет и подбрасывает не в меру сил ее крыльев...».

А. Плигузов

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

1. ВРЕМЕННОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ СМУТЫ В ИМПЕРИИ. НЕУДАВШАЯСЯ ПОПЫТКА РЕСТАВРАЦИИ И НОВЫЙ РАЗГАР СМУТЫ. ПРИХОД К ВЛАСТИ РОМАНОВЫХ На какое-то время смута в Руси-Орде была преодолена. Опричнина была разгромлена и ордынская власть временно, на 25–30 лет, была восстановлена под

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Ход Смуты В ходе Смуты вскрываются ее причины. Смута была вызвана событием случайным - пресечением династии. Вымирание семьи, фамилии, насильственное или естественное, - явление, чуть не ежедневно нами наблюдаемое, но в частной жизни оно мало заметно. Другое дело, когда

Из книги Танки. Уникальные и парадоксальные автора Шпаковский Вячеслав Олегович

Из книги Аттила автора Дешодт Эрик

Уроки Он пользовался полнейшей свободой передвижения. Несколько раз ездил за Дунай, чтобы отчитаться перед Руасом о своих наблюдениях и передать уверения в дружбе и подарки от Гонория Руасу и наоборот.Прошло три-четыре года, Аттиле было уже шестнадцать или семнадцать. В

Из книги Марк Аврелий автора Фонтен Франсуа

Уроки для нас Следует ли отбросить Марка Аврелия на задворки истории, как изгнали афиняне Аристида, под тем же предлогом: он-де слишком праведен для хорошего правителя? Он сам, как мы видели, был к этому готов: «Разве не найдется кто-нибудь, кто про себя скажет: „Наконец-то

Из книги Сражения выигранные и проигранные. Новый взгляд на крупные военные кампании Второй мировой войны автора Болдуин Хэнсон

Уроки Сражение за Выступ – это исторический случай действия и бездействия разведки. В анналах войны она – замечательный пример военной хитрости и неожиданности. Результаты, которых с ее помощью можно достичь, могут сокрушить даже более сильного противника за счет

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Временное преодоление смуты в империи Неудавшаяся попытка реставрации и новый разгар смуты Приход к власти Романовых На какое-то время смута в Руси-Орде преодолена. Опричнина разгромлена, и ордынская власть временно, на 25–30 лет, восстановлена под правлением новой

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Уроки Смуты Если попытаться передать социальную психологию, которая породила Смуту, на современном жаргоне, то получится примерно следующее.В конце XVI в. Россия впервые глубоко прочувствовала, что именно построили Иван III и его внук Иван Грозный, что за ношу взвалила она

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

УРОКИ СМУТЫ (И. Андреев) Если история, по словам древних, должна выступать учителем жизни, то изучение Смуты и размышление о ее последующем влиянии на ход истории вызывает тягостные чувства. Слишком много печальных ассоциаций, удручающих сравнений, рождающих невеселое

Из книги Запечатленный труд (Том 1) автора Фигнер Вера Николаевна

6. Уроки Из моральных уроков, преподанных матерью, я помню кроме постоянного требования говорить правду одни сумерки, когда мать как-то необычно созвала нас всех в одну комнату и проникновенным голосом сказала: «Слушайте: сегодня к нам привезут девочку, которая останется

Из книги Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории автора Торкунов Анатолий Васильевич

§ 2. Женевское совещание 1954 г. по Корее. Исторические и дипломатические уроки Корейской войны Соглашением о перемирии предусматривался созыв конференции для мирного решения корейского вопроса. Статья IV Соглашения о перемирии гласила: «Для обеспечения мирного

Из книги Политический кризис в России: модели выхода автора Колоницкий Борис Иванович

Уроки диктатуры Важнейшим событием корейской истории стала война 1950-1953 гг между Севером и Югом. На стороне одних тогда выступили СССР и Китай, на стороне других - США. В этой войне погибло не менее 2,5 млн человек, и официально она не закончена и по сей день - было лишь

Из книги Великая Орда: друзья, враги и наследники автора Еникеев Гали Рашитович

Глава 1 Подлинные причины и условия смуты, ее режиссеры Кое-что малоизвестное из истории Смуты. Кем был Борис Годунов? Татары в Московии и в Улусе Джучи в период Смуты С правления Бориса Годунова, этого величайшего собирателя державы, русские начинают Смуту, есть такой

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

5. Уроки Не может не удивлять, что горстка разбойников, расположившись на одном из провансальских холмов, держала в напряжении чуть ли не на протяжении целого века огромный гористый район, частично блокируя жизненно важные для христианского мира дорога; что еще дольше

Из книги Великая Русская Смута. Причины возникновения и выход из государственного кризиса в XVI–XVII вв. автора Стрижова Ирина Михайловна

Ход Смуты В ходе Смуты вскрываются ее причины. Смута была вызвана событием случайным – пресечением династии. Вымирание семьи, фамилии, насильственное или естественное, – явление, чуть не ежедневно нами наблюдаемое, но в частной жизни оно малозаметно. Другое дело, когда

План конспект открытого урока по истории России для учащихся 7 класса «Смутное время».

Захаров Денис Васильевич, учитель истории и обществознания ГБООУ Санаторная школа-интернат № 9 г.о. Самара
Тип урока: комбинированный
Описание: Открытый урок по истории России для учеников 7 класса, полученные знания направлены не систематизацию, анализ и обобщение ранее приобретенных знаний в процессе обучения истории.
Предмет: История России
Тема: Смутное время
Цель урока: Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.
Задачи: I. Обучающая:
1. Раскрыть понятие Смуты, а так же выявить ряд причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси.
2. Рассмотреть основные события и итоги Смутного времени.
3. Определись каковы были последствия Смутного времени.
II. Развивающая:
1. Развить у учащихся способность работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний.
2. Способствовать развитию у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос.
3. Развивать у учащихся способность к систематизации полученных исторических знаний, и грамотно формировать выводы по предложенным темам.
III. Воспитательная:
1. Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.
2. Сформировать гражданскую и гуманистическую позицию у учащихся, не смотря на сложившиеся мировые конфликты.
3. Способствовать пониманию у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени.
Основные понятия:
1. Смутное время
2. Гражданская война
3. Самозванство
4. Тушинский вор
5. Крестоцеловальная запись
6. "Семибоярщина"
7. Интервенция
8. Первое ополчение
9. Второе ополчение
Основные даты:
1. 1533 1584 гг. - Княжение и царствование Ивана IV Грозного
2. 1584 - 1589 гг. - Царствование Федора Ивановича
3. 1598 - 1605 гг. - Царствование Б. Годунова
4. 1601 - 1603 гг. - Голод и неурожай на Руси
5. 1603 -1604 гг. - Восстание казаков под руководством Х. Косолапа
6. 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I
7. 1606 - 1610 гг. - Царствование В. Шуйского
8. 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова
9. 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси
10. 1609 г. - Начало интервенции
11. 1611 г. - Первое ополчение
12. 1612 г. - Второе ополчение
13. 1613 г. - Земский собор. Избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии.
Оборудование урока: Компьютер, карта «Смутное время в России начала XVII в.», учебник История России XVII–XVIII веков 7 класс. Пчелов Е.В. М.: 2012. - 240 с.
План урока:
1. Причины смуты.
2. Появление самозванство на Руси. Правление Б. Годунова
3. Приход В. Шуйского к власти. «Семибоярщина»
4. Формирование Первого ополчения. Итоги
5. Роль Второго ополчения в освобождении России от иностранной интервенции
6. Земский собор 1613 года
Ход урока I.Организационный момент II.Проверка домашнего задания (устная беседа по следующим вопросам)?
1.Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного?
2.Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей?
3.Результаты политики Опричнины?
Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.
III. Изучение нового материала
План
1.Причины Смуты 5.IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения. 6.Последствия и уроки Смуты. 1.Причины Смуты Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока Смутное время в России, прежде чем начать изучения нового материала мы должны обозначить причины появления Смуты.
Запись в тетрадь с доски. Причины смуты
1.Династический кризис (смерть Ивана Грозного и двух его сыновей Федора и Дмитрия привели к пресечению правящей династии Рюриковичей);
2.Экономическая (голод и неурожай 1601 – 1603 гг. привели);
3.Социальная (недовольство некоторых сословий своим тяжелым положением);
4.Кризис власти (стремление боярских группировок за управление страной)
Учитель: Таким образом, Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в завоевании западных земель России.
2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)
Учитель: В 1598 году умер Федор Иванович последний представитель династии Рюриковичей. Тем самым законная правящая династия пресеклась. Главным претендентом на престол был Борис Годунов (родной брат жены Федора Ивановича), который обладал реальной властью в период правления царя Федора.
Запись в тетрадь с доски
1598 – 1605 гг. – Правление Б. Годунова
Учитель: Годунов пытался привлечь на свою сторону как можно больше людей. Для простого народа проводились недельные застолья, боярам и дворянам в несколько раз повышались жалования. Из тюрем освобождались заключенные, отменялась смертная казнь.
Боясь за шаткое положение своей не законной власти Борис Годунов насильно постриг в монахи Федора Никитича Романова (в монашестве принял имя Филарет), родственника царя Федора по материнской линии, который мог претендовать на престол. Других Романовых ждала иная учесть (опала, ссылки).
В 1601 - 1603 гг. Россию поразили страшные стихийные бедствия: дожди и морозы, привели к массовым неурожаям. Царь распорядился открыть государственные житницы и бесплатно раздавать хлеб. В стране начали вспыхивать народные волнения и восстания. Одним из самых крупных было восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Запись в тетрадь с доски
1603 - 1604 гг. - Восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Учитель: Все внутренние события в стране породили все большее недовольства царем Борисом Годуновым у народа.
3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.) Восстание И. И. Болотникова Учитель: Сложившейся ситуацией ряшили воспользоваться иностранные государства, а прежде всего Речь Посполитая.
Здесь начали появляться слухи о спасшемся царе Дмитрии (младшем сыне Ивана Грозного). На самом деле это был беглый монах Чудова монастыря Григорий отрепьев. Который получил поддержку от магнатов (польско-литовской знати), короля и католической церкви.
Самозванец стал набирать войско похода на Русь. Осенью 1604 г. войско Лжедмитрия I перешло русскую границу. Народ хотел видеть в нем справедливого царя, который изменит их жизнь к лучшему. Один за другим русские города присягали самозванцу.
Смерть Б. Годунова 23 апреля 1605 г. ускорила приход Лжедмитрия I к власти. В 1605 году он торжественно вступил в столицу. Но вскоре народ видел, что ни их жизнь ни само положение в стране не изменилось.
Обстановка усложнилась и тем, что Лжедмитрий I женился на дочери польского магната Марине Мнишек, свадебные торжества проходили с полным нарушением принятого на Руси православного порядка.
Запись в тетрадь с доски: 1605 - 1606 гг. - Правление Лжедмитрия
19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского. Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.
Учитель: Работа с документом “отрывок из Крестоцеловальной записи царя Василия Шуйского” (1606 год).
«Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, щедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии…»
Вопрос к документу: почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?
Учитель: Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.
Запись с доски в тетрадь. 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова

Вопросы к карте:
1. Где и когда началось восстание И. Болотникова?
2. Назовите города, которые были заняты восставшими?
Учитель: В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания?
Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите, где закончилось восстание И. Болотникова?
4.III этап Смуты (1608 – 1610 гг.) Учитель: На третьем этапе в события России вмешались войска Польши и Швеции.
Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?
Используя текст учебника (стр. 24 - 25)
17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.
5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
Первым против польских захватчиков выступили Рязанцы. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов, присоединились Трубецкий, Заруцкий. Со временем сторонники Ляпунова стали покидать его ополчение. Летом 1611 года страна оказалась в ужасном и тяжёлом состояние. Центром освободительного движения с осени 1611 года стал Нижний Новгород. Торговый человек- Кузьма Минин обратился к народу с призывом помочь всеми силами и средствами в создание нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцев со всех земель. Сподвижником Кузьмы Минина стал Дмитрий Михайлович Пожарский. Именно эти люди освободили Россию от иностранных захватчиков.
Подробно про Первое и Второе ополчение мы поговорим на следующим уроке.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1) Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время?
2) Укажите основные причины Смутного времени?
3) Почему данный период русской истории получил название "Смута"?
6.Последствия и уроки Смуты.
Учитель: Для завершения Смуты стране нужен был законный, признанный всеми слоями общества монарх. С этой целью руководители Второго ополчения уже в конце 1612 года разослали по городам грамоты с требованием выслать представителей сословий на Земский собор.
В январе 1612 года на Земский собор в Москву съехались выборные представители всех сословий России - бояре, дворяне, деятели Церкви, посадские люди, казаки, черносошные и дворцовые крестьяне. Интересы крепостных крестьян и холопов на Соборе представляли собственники земель. Никогда еще в стране не было представительного органа столь широкого состава.
У Собора была одна задача - выборы монарха.
Претендентов на престол было несколько, начиная от иностранцев (шведский и польский принцы), сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II, и заканчивая российскими претендентами: Ф.И. Мстиславский, В.В. Голицын, Д.М. Трубецкой, Д. Пожарский, М.Романов, Д.М. Черкасский, П.Н. Пронский и др.
Первоначально члены Собора решили не избирать на русский престол иноземного представителя, отклонили кандидатуру сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II – Ивана.
В результате острых споров наиболее приемлемой оказалось кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Сын тушинского патриарха Филарета, за ним стоял ореол отца – мученика, который находился в польском плену. Возможно, сыграла свою роль и близость Михаила Романова к династии Рюриковичей, так как он приходился внучатым племенником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой (Генеалогическое дерево М.Романова).
Таким образом, избрание Романовых на царство обещало всеобщее согласие и успокоение, это произошло 21 февраля 1613года.
Земский сбор направил послов в Ипатьевский монастырь (под Костромой), где находились Михаил Романов и его мать. Инокиня Марфа, опасавшаяся за судьбу сына, дала согласие на его воцарение лишь после долгих уговоров. Россия обрела законно избранного монарха.
Оставшиеся на Русской земле польские отряды, узнав об избрании Михаила Романова на царство, попытались захватить его в родовых Костромских владениях, чтобы освободить русский престол для своего короля. Пробираясь в Кострому поляки попросили крестьянина села Домнино Ивана Сусанина показать дорогу. Согласно официальной версии, он отказался и был ими замучен, а по народной легенде, Сусанин согласился, но послал к царю предупреждение о грозящей опасности. А сам завел поляков в болото, из которого они не сумели выбраться. Осознав обман, они убили Сусанина, но и сами погибли в чаще от голода и стужи. Легенда о подвиге Сусанина послужила сюжетом для оперы М. Глинки «Жизнь за царя».
Подвиг Сусанина как бы увенчал общий патриотический порыв народа. Акт избрания царя, а потом венчания его на царство сначала в Костроме, а потом в Успенском соборе Московского Кремля означал прекращение Смуты.
Так закончилась Смута – тяжелейшее потрясение начала XVII века, которое по своему характеру, остроте социально - политического противостояния и способам разрешения противоречий многие исследователи приравнивают к гражданской войне.
Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталось за Речью Посполитой и Швецией.
После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы.
Последствия Смуты:
1. Экономическая разруха: разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь
2. Обнищание народа
3. Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий
4. Воцарение новой династии
IV. Домашнее задание
§ 4 -5. Заполнит таблицу на стр. 2

На рубеже 16-17 веков Россия переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Смутное время было вызвано рядом причин и факторов:

  • Пресечение династии Рюриковичей.
  • Борьба между боярами и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторые - ограничить эти привилегии и влияние. Их «интриги тяжёлым образом сказались на положении царской власти».
  • Тяжёлое экономическое положение государства. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война привели к затрате значительных ресурсов. Негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Великого Новгорода. Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601‒1603 годов, разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств.
  • Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей.
  • Последствия опричнины. Она подорвала уважение к власти и закону.

Первый период смуты.

Характеризуется борьбой за престол различных претендентов. Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил Василий Шуйский , с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 - 1606 гг.)

Второй период смуты .

В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II . В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось две столицы : бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу . В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 - 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 - 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Трети й период смуты.

Характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер.

В августе 1612 г . ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 22 октября польский гарнизон сдался (по новому стилю — 4 ноября). Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

Через семь лет после событий, которые положили конец Смутному времени в России, был установлен праздник — День иконы Казанской Божьей матери. С 2005 года 4 ноября отмечается также День народного единства .

Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

Альтернативная хронология этапов Смутного времени.