Смотреть страницы где упоминается термин репрезентативность информации. Показатели качества информации

В повседневной жизни от свойств информации зависит экономическое развитие общества, жизнь и здоровье людей. В любой ситуации приходится анализировать свойства информации, чтобы оценить, насколько она понятна, актуальна и полезна для окружающих, насколько достоверны содержащиеся в ней сведения.

Значимость тех или иных свойств информации определяется конкретной ситуацией. В одних ситуациях важна актуальность и достоверность информации.

Пример:

Информационная телевизионная программа должна содержать только актуальную и достоверную информацию о событиях дня.

В других ситуациях важную роль играют такие свойства, как доступность и понятность.

Пример:

Для детей младшего школьного возраста интерпретация библейской легенды должна иметь такую форму, где текст составлен из простых предложений бытового лексикона, а каждый абзац иллюстрирован.

Для церковнослужителей текст должен быть такой, как в Библии, а для взрослых людей, начинающих познавать религию, текст желательно адаптировать к современному языку.

Эффективность использования информации связана с такими её свойствами, как актуальность, доступность (понятность), достоверность, репрезентативность, адекватность и полнота.

Рассмотрим эти свойства более подробно.

Актуальность информации определяется тем, насколько важны для человека или общества данные сведения, могут ли они быть использованы в конкретной ситуации для решения проблемы.

Таким образом, своевременность информации предполагает её поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.

Только актуальная, вовремя полученная информация может принести пользу людям. Недаром прогноз погоды сообщают накануне, а не в тот же день.

В соответствии с этим же правилом учёные стараются найти более надёжные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах и других стихийных бедствиях.

Доступность информации обеспечивается за счёт её преобразования в понятную форму. При этом одну и ту же информацию можно представить в разной форме в зависимости от её получателя.

Информация становится понятной, если она выражена в той форме и тем языком, который воспринимает тот, кому она предназначена.

Пример:

Учебник по физике 10-го класса совершенно непонятен восьмикласснику, так как в нем содержатся незнакомые термины и формулы, а учебник по физике 8-го класса содержит доступную информацию для восьмиклассника, но десятиклассник в нем не найдет ничего нового.

В книжном магазине вы найдете отдел детской литературы, где на каждой книге будет указан возраст ребёнка, на который она ориентирована. Это означает, что информация в этих книгах представлена так, чтобы быть доступной и понятной читателю данного возраста.

Широко внедряемая сейчас в библиотеках информационно-поисковая система библиотечного каталога спроектирована так, чтобы предоставить читателю информацию о наличии книг по запрошенной тематике в доступной и удобной для восприятия форме.

Достоверность информации определяется её свойством отражать состояние реально существующего объекта, процесса или явления. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию ситуации и, как следствие, к принятию неправильного решения.

Полнота (достаточность) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор данных. О полноте информации можно говорить, когда какая-либо дополнительная информация об объекте будет уже избыточна.

Понятие полноты информации связано с её смысловым содержанием.

Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность решений, принимаемых человеком на её основе.

Таким образом, информация должна быть актуальной, доступной, достоверной и полной.

Рассмотрим несколько ситуаций, где чрезвычайно важно иметь полную и достоверную информацию.

Иногда бывает, что при разговоре по телефону шум мешает услышать собеседника. Из-за этого информация не всегда воспринимается точно и слова собеседника могут быть неправильно поняты и истолкованы.

Предположим, вы отправляете телеграмму с информацией о дате приезда гостя, которого надо встретить на вокзале. Если при передаче телеграммы будет допущена ошибка в дате приезда, это приведет к неприятным последствиям.

Если человек сел за руль автомобиля, не зная, как им управлять, то вряд ли он далеко уедет. В этом случае можно сказать, что этот человек имеет неполную информацию для управления автомобилем.

Адекватность информации - это соответствие образа, создаваемого с помощью полученной информации (информационной модели), реальному объекту, процессу или явлению. В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда существует полная адекватность информации. Всегда присутствует большая или меньшая степень неопределённости. Степень адекватности информации реальному состоянию объекта тоже влияет на правильность решений, принятых человеком.

Пример:

Вы успешно закончили школу и хотите продолжить образование по экономическому направлению. Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных вузах. В результате таких бесед вы получаете весьма разноречивые сведения, которые не позволяют вам принять решение в пользу того или иного варианта, то есть полученная информация не адекватна реальному состоянию дел. Для того чтобы получить более достоверные сведения, вы покупаете «Справочник для поступающих в вузы», из которого получаете исчерпывающую информацию. В этом случае можно говорить, что информация, полученная вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться с окончательным выбором.

Репрезентативность информации связана с правильностью её отбора и формирования для адекватного отражения свойств объекта. Непременным условием определения свойства репрезентативности информации является поступление похожей информации из разных источников. Понятно, что полного совпадения по всем источникам информации никогда не будет. Однако если все сделано правильно, то полученная информация будет отражать самые важные характеристики объекта.

Пример:

Перед социальной службой города поставлена проблема: выяснить, сколько денежных средств еженедельно каждая семья в среднем тратит на питание. Невозможно представить, что для этого социальные работники будут опрашивать всех жителей города. Значит, необходимо выбрать наиболее типичную группу людей, которая и будет опрошена. В результате опроса будет сформирован массив информации, называемый выборкой. Необходимо также определить методику опроса, методы обработки собранных данных, их оценки и анализа результатов. Если полученные результаты отражают ситуацию, характерную для большинства жителей города, то говорят о репрезентативности информации, полученной в результате опроса отобранной группы людей. Заключения об адекватности и репрезентативности информации могут быть сделаны на основании специальных методов, которыми занимаются такие науки, как статистика и математическая статистика.

В любой ситуации, даже очень обыденной и простой, вам нужна актуальная, достоверная, полная и понятная информация.

Рассмотрим несколько примеров, где выделены наиболее важные свойства для конкретной ситуации.

Пример:

Утром, когда вы собираетесь в школу, вы обязательно смотрите на часы: вам нужна только достоверная информация. Скорее всего, вы выглянете в окно или посмотрите на термометр, чтобы решить, что следует надеть. Здесь важна актуальность информации. Затем вы идете в школу и находите кабинет, в котором проходит урок согласно расписанию. Вам нужна полная и достоверная информация, иначе невозможно найти нужный кабинет.

Вам необходимо воспользоваться географической картой для определения маршрута поездки, знакомства с новой страной, изучения исторических событий. Карта всегда служила человеку источником информации о земной поверхности. Она также является важным инструментом для исследования в различных областях. Такие задачи, как соотнесение с реальной местностью и координирование строительных работ, решаются с помощью карт. Поэтому здесь жизненно важна адекватность информации, содержащейся в картах, реальной местности.

Сейчас создаются геоинформационные системы - живые карты на компьютере. В них обрабатывается и анализируется информация, поступающая со спутников. Такие системы позволяют решать нетрадиционные задачи:

Прогнозировать объем продаж и потенциал рынка, так как могут отображать демографические данные и информацию о расположении магазинов, ассортименте товара;

Анализировать последствия экологических аварий и выбирать оптимальные решения для их ликвидации;

Строить модели гидрографической сети и определять участки затоплений;

Строить модели рельефов поверхности Земли.

Все карты «описаны» специальным языком, который понятен лишь специалисту. Это означает, что данная информация доступна не всем. Каждый символ для специалиста несет большой объем достоверной, объективной и понятной информации, которая недоступна тем, кто не знает используемого языка.

В современных «космических технологиях» решающую роль играет информация, полученная с помощью различных приборов. Например, расположение станции относительно Солнца важно для работы солнечных батарей. Малейшая неточность - и космический корабль лишится энергии. Такая информация должна быть актуальной, достоверной и полной.

Практически все эмпирические исследования в социологии - выборочные, т.е. проводятся на части объектов, а не на всей их совокупности. Вообще в социальной практике так называемые сплошные, не выборочные, обследования редки: это перепись населения или его отдельных частей (например, работников отдельной отрасли или жителей какой-либо административно-территориальной части страны). Для того чтобы судить о социальных ситуациях и процессах, достаточно изучить выборочную совокупность. У социологов на этот счет есть свой «фольклор», расхожие образы и аргументы. Говорят: незачем выпивать всю бутылку вина, чтобы судить о его качестве, достаточно глотка. Отец-основатель одной из ведущих мировых фирм по измерению аудитории А. Нильсен (A. Nielsen) прибегает к жутковатому образу: «Если Вы не доверяете выборочным методам, то следующий раз, когда Вы будете сдавать кровь на анализ, попросите выкачать ее всю».

Суть задачи выборочного исследования состоит в том, чтобы по части можно было судить о целом. То множество объектов, о котором хотят получить в исследовании новое знание, называется генеральной совокупностью, или универсумом. А часть множества, которую эмпирически изучают, чтобы получить представление о генеральной совокупности, называется выборочной совокупностью, или выборкой. Для этого применяются как выборки локальные (предприятие, город, регион), так и общенациональные (отражающие население всей страны). Способность выборочной совокупности отражать свойства генеральной называется репрезентативностью, или представительностью.

Определение генеральной совокупности - задача для исследователя. Большинство современных опросов, например, нацелены на получение знания о сознании и поведении населения. Но кого в таких случаях считать населением? С какого возраста? В советское время для отбора опрашиваемых зачастую пользовались списками избирателей, а в них, понятно, были включены люди от 18 лет и старше. С приходом рыночных отношений все чаще удовлетворяются запросы производителей и рекламодателей, которых интересуют люди и молодежь («Сникерсы» и т.п. предназначены детям и подросткам). А сегодня генеральной совокупностью может быть и население от 4 лет! Важно и то, о какой части населения идет речь - городской или сельской. Сейчас, опять-таки в угоду рекламодателям, крупные медиаметрические опросы по



могли бы добиваться очень точных результатов, если бы этому не мешали два сорта людей: те, кто собирает информацию, и те, от кого ее получают».

Как же выходят из положения в случае, если запланированная выборка смещается по пропорциям? Здесь помогает взвешивание. Полученный состав ответивших сравнивается с данными статистики. Обнаруженные диспропорции ликвидируются двумя путями: 1) производится реальный добор объектов в те группы, где обнаружена недостача единиц исследования. При этом стараются максимально следовать принципам случайного отбора - зачастую при первичном отборе просто делают запас на случай недостачи; 2) устраняют диспропорции путем математического взвешивания, усиливают вес групп, где есть недостача, некоторым виртуальным «умножением».

Результаты выборочного исследования - такова уж его природа - непременно отличаются от реального положения вещей. Смысл методической культуры любого исследования в том, чтобы минимизировать эти различия, т.е. уменьшить величину ошибки выборки, или статистической погрешности. Для вычисления величины такой погрешности применяется следующая формула:

где р - показатель в % (величина доли опрошенных или документов, обладаю-

щая данной характеристикой); п - величина выборки (количество опрошенных, документов).

Пример: газету «Светлый путь» назвали самой интересной 20% опрошенных. Всего было опрошено 400 человек.

Статистическая погрешность для данного показателя:

Таким образом, тех, кто считает газету «Светлый путь» самой интересной, в действительности может быть 20 ± 2 (%) или от 18 до 22%.

Следовательно, реальная величина аудитории какого-либо издания, уровень интереса к какой-либо передаче и прочее в жизни могут иметь показатели, отклоняющиеся в ту или иную строну на несколько процентов.

Когда необходимо заботиться о репрезентативности? Это нужно делать непременно, если есть намерение по части уверенно судить о целом, т.е. переносить (экстраполировать) данные о выборочной совокупности на генеральную (универсум). Так, в рейтинговых исследованиях получают данные, которые рекламодатели кладут в основу медиа-

планирования, сметы расходов по рекламному бюджету. Предположим, в результате опроса обнаружено: в городе М. каждый номер газеты «Заря» в среднем читает 4% опрошенных от 14 лет (стандартный показатель - «средняя аудитория номера», «Average Issue Readership», «AIR»). Число жителей такого возраста в этом городе равно 75 000. Рекламисты и рекламодатели в этом случае, произведя нехитрые расчеты: перенос выявленного рейтинга на генеральную совокупность - считают, что их рекламу, размещенную в «Заре», будет иметь возможность увидеть при однократном чтении 3 тыс. человек. Зная расценки за однократное размещение рекламы, можно подсчитать то, что представляет собой одну из более распространенных базовых величин в рекламном планировании - стоимость 1 тыс. контактов с читателями («Cost Per Thousand», «CPT»). Таким образом, здесь добиваться репрезентативности просто необходимо, иначе все расчеты окажутся построенными на песке. Поэтому медиаменеджеры и рекламисты, объединяясь в медиакомитеты, следят за качеством процедур измерения аудитории, приглашают независимых аудиторов для проверки качества работы медиаизмерителей.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Выборочный метод – это способ статистического наблюдения и, чтобы ему можно было бы доверять, необходимо учитывать ошибки, которые неизбежно случаются. Зависит от многих факторов и, прежде всего: – от объема выборки, – от изменчивости признаков изучаемой совокупности, – от методов (способов) отбора, – от качественной однородности признаков объекта изучения. Применения выборочного метода обнаружило проблему репрезентативности. Что это означает? Под репрезентативностью принято понимать свойство выборки представлять, отражать значимые, с точки зрения задач, характеристики генеральной совокупности . Репрезентативность выборки означает, что с некоторой долей погрешности можно отождествить установленные на выборочной совокупности распределения признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Проще говоря, репрезентативность означает насколько выборка, как специальным образом отобранная часть генеральной совокупности, показательна для всего объекта изучения .

Данные, полученные в ходе выборочного исследования, могут отклоняться не только от истинных, но и действительных значений, которыми обладают реальные объекты изучения. Чем меньше эти отклонения, тем репрезентативнее (представительнее) выборка.

Отклонения результатов выборочного исследования от значений генеральной совокупности образуют так называемые ошибки репрезентативности. Существуют разного рода ошибки репрезентативности, прежде всего следует назвать случайные и систематические. Случайные ошибки это отклонения характеристик выборочной совокупности от генеральных распределений . Они носят вероятностный характер, а значит, по законам вероятности могут "гаситься" сами собой. Например, определяя какую-то характеристику выборки, мы будем получать отклонения этой характеристики то в одну, то в другую сторону от истинного значения приблизительно с одинаковой частотой, а значит, средняя ошибки будет приближаться к нулю. Эти отклонения можно оценить, но нельзя предотвратить, но они не так сильно влияют на показатели.

Систематические ошибки – это отклонения, смещения распределения признака в одну сторону либо преувеличения, либо преуменьшения истинного значения характеристик генеральной совокупности. Сама собой эта ошибка не гасится, поэтому очень важно выявлять причины образования подобных ошибок.

Могут быть вызваны систематические ошибки следующими обстоятельствами. Во-первых, на стадии проектирования (разработки) выборки могут быть допущены просчеты либо из-за неполной, или искаженной информации о параметрах того или иного признака генеральной совокупности; либо из-за слишком малого (статистически незначительного) объема выборочной совокупности; либо из-за некомпетентности лиц, осуществляющих проект выборки. Во-вторых, на стадии осуществления выборки допускаются ошибки либо из-за замены или неполного охвата единиц наблюдения, либо из-за недобросовестности интервьюеров.

Исследователи разработали методы отслеживания ошибок репрезентативности. Выделяют реальные методы, с их помощью выявляются фактические ошибки репрезентативности. Ошибки можно исправить, осуществляя контроль за деятельностью интервьюеров, а также "коррекцией" или пересчетом выборки. Сами фактические ошибки представляют разность между известными социологу распределениями характеристик генеральной совокупности и полученными распределениями выборочной. Или другими словами, фактические ошибки – это разность между параметром и статистической величиной. Например, известно, что средний показатель распределения (параметр) по признаку "уровень образования" в генеральной совокупности таков: начальное – 13%, среднее – 21%, среднее специальное – 39%, незаконченное высшее – 9% и высшее – 18%. При подсчете в выборочной совокупности должны быть получены те же процентные соотношения (статистическая величина). Подобную процедуру можно осуществить и по другим признакам. Однако у социолога может не оказаться данных по какому-либо признаку генеральной совокупности. Что тогда? Тогда можно прибегнуть к другим методам определения ошибки репрезентативности.

Подобный расчет ошибок может быть связан с так называемыми косвенными методами. Среди них наиболее распространенным является метод независимых подвыборок. Суть данного метода заключается в том, что объем выборки распределяется на несколько групп (подвыборок), а затем в каждой из них исчисляется статистическая величина какого-нибудь признака объекта изучения. После этого по определенной формуле исчисляются отклонения выбранного признака в подвыборках и сравниваются.

Другой косвенный метод определения ошибок репрезентативности связан со сравнением результатов данного исследования с результатами подобных исследований, проводимых ранее. Хотя гарантии достоверности результатов этих исследований у социолога нет, считается, что наличие близости сравниваемых результатов свидетельствует об их надежности.

Еще один метод проверки репрезентативности выборки связан с поиском теоретических (или предполагаемых) ошибок. Смысл этого метода заключается в том, что социолог может проанализировать факторы, влияющие на различного рода отклонения в выборке. Например, размышляет по поводу объема выборки: достаточен ли он, что могло повлиять на данный фактор на стадии ли проекта выборки или на стадии ее осуществления. Можно обратиться к анализу такого фактора как способ отбора (или тип выборки) и проанализировать как осуществлялся отбор, что могло спровоцировать отклонения, ошибки и т.д.

Таким образом, репрезентативность выборки это важный показатель качества как проведения самого исследования, так и получаемой информации, а затем и выводов, сделанных в результате анализа распределений признаков изучаемого объекта.

Информация в системе управления является и предметом труда и продуктом труда, поэтому от ее качества существенно зависят эффективность и качество функционирования системы. Качество информации можно определить как совокупность свойств, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных в соответствии с ее назначением потребностей. Возможность и эффективность использования информации для управления обусловливается такими ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, своевременность, устойчивость, точность, достоверность, актуальность, защищенность и ценность .

Репрезентативность

Репрезентативность - правильность, качественная адекватность отражения заданных свойств объекта. Репрезентативность информации зависит от правильности ее отбора и формирования. Важнейшее значение при этом приобретают: верность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие, отображаемое показателем; обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления; правильность методики измерения и алгоритма формирования экономического показателя. Нарушение репрезентативности информации приводит нередко к существенным ее погрешностям, называемым чаще всего алгоритмическими.

С увеличением содержательности информации растет семантическая пропускная способность информационной системы, так как для передачи одних и тех же сведений требуется преобразовывать меньший объем данных.

Достаточность

Достаточность (полнота) экономической информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного управленческого решения набор экономических показателей. Понятие достаточности информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой. Как неполная, то есть недостаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижают эффективность управления; наивысшим качеством обладает именно полная информация.

Доступность

Доступность информации для восприятия при принятии управленческого решения обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Так, назначением вычислительной системы и является увеличение доступности информации путем согласования ее с тезаурусом пользователя, то есть преобразование ее к доступной и удобной для восприятия пользователем форме.

Актуальность

Актуальность информации - это свойство информации сохранять свою полезность (ценность) для управления во времени. Измеряется актуальность А (t) степенью сохранения начальной полезности информации Z (t 0) в момент времени t ее использования:

где Z (t )- полезность информации в момент времени t .

Актуальность зависит от статистических характеристик отображаемого объекта (от динамики изменения этих характеристик) и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.

Своевременность

Своевременность - это свойство информации, обеспечивающее возможность ее использования в заданный момент времени. Несвоевременная информация приводит к экономическим потерям и в сфере управления, и в сфере производства. Причиной, обусловливающей экономические потери от несвоевременности в сфере управления, является нарушение установленного режима решения функциональных задач, а иногда и их алгоритмов. Это приводит к увеличению стоимости решения задач вследствие снижения ритмичности, увеличения простоев и сверхурочных работ и т.п. в сфере материального производства. Потери от несвоевременности информации связаны со снижением качества управленческих решений, принятием решения на базе неполной информации или информации некачественной. Своевременной является такая информация, которая может быть учтена при выработке управленческого решения без нарушения регламента, поступающая в систему управления не позже назначенного момента времени.