Смотреть что такое "II век" в других словарях. Расцвет Римской империи во II веке нашей эры

101
Траян начинает войну против даков (с 101 по 106 г.), с дакским царем Децебалом. Дакия завоевана и превращена в римскую провинцию.

102.01.
Децебал сдается Траяну (январь).

105
Возобновление войны против Децебала.

106
Захват Сармизегетузы в Дакии. Самоубийство Децебала. Дакия объявляется римской провинцией.

106
Рим завоевал Набатейское царство (домусульманское арабское государство, занимавшее территорию совр. Иордании). Присоединение Аравии. В этом районе образованы провинции Аравия, Адиабены и Ктесифона (территория совр. Ирака).

109
Траян посвящает памятник Марсу Мстителю в Адам-Клисси, символизирующий окончательную победу над даками.

111
Плиний Младший послан управлять Вифинией.

112
Открытие Форума Траяна (январь).

114
Присоединение Армении и Месопотамии. Образована римская провинция Армения

114
Началась война с Парфией (с 114 по 117 г.).

115
Образованы римские провинции Месопотамия и Ассирия.

115
Захват Ктесифона.

116
Восстание иудеев против Рима в Киренаике и во вновь образованных провинциях. Восстание иудеев распространяется на Египет и на Кипр

117
Смерть Траяна в Киликии; Началось правление императора Адриана (с 117 по 138 г.). Введены законы, ограничивающие власть господ над рабами.

117
Родился Элий Аристид, философ-софист.

122
Адриан в Британии. Второе восстание мооров.

124
Адриан в Малой Азии.

129
Адриан в Афинах. В Пергаме родился Гален.

130
Элия Капитолийская основана на месте Иерусалима.

132
Началось иудейское восстание против римского владычества (с 132 по 135 г.). восстание Бар-Кохбы. Подавлено римским полководцем Юнием Севером.

134
Вторжение аланов в Парфию.

135
Окончательная победа Адриана над иудеями и последовавшая реорганизация Сирии Палестинской.

136
Адриан усыновляет Л. Элия под именем Цезаря.

138.07.10
Умер Адриан (10 июля). Восшествие на престол Антонина Пия (с 138 по 161 г.).

138
Введены законы, карающие господ за убийство рабов, предписывающие принудительную продажу рабов чрезмерно жестоких хозяев. Император единодушен с сенатом.

138\9
Лоллий Урбик наносит поражение бригантам.

139
Освящение мавзолея Адриана.

140
Первое консульство Марка Аврелия.

143
Герод Аттик и Фронтон, воспитатели Марка,- консулы.

145
Освящение храма Божественного Адриана. М. Аврелий сочетается браком с Фаустиной, дочерью Пия.

148
900-летняя годовщина основания г, Рима.

152
Восстановление мира в Мавритании Цезарейской и Тингитане.

157\8
Военные действия против племен даков.

159
Дакия разделена на три провинции.

160
Марк Аврелий и Л. Вер назначены на должности консулов. Подавление восстаний в Африке.

161
Началось правление императора Марка Аврелия (с 161 по 180 г.), писателя и философа. Первоначально правил совместно с Луцием Вером.

161
Л. Веру пожалован титул августа.

162
Парфия объявляет войну Риму и вторгается в Армению. Началась война с Парфией (с 161 по 166 г.). Восстановлен протекторат над Арменией.

162
Л. Вер спешно отправляется из Рима на Восток.

163
Отвоевание Армении.

164
Поражение парфян и разрушение Селевкии и Ктесифона.

165
Чума распространяется из Селевкии в Малую Азию, Египет, Италию и на Рейн.

166
Победы римлян в Мидии. Л. Вер возвращается в Се- верную Италию. Марк Аврелий и Л Вер празднуют совместный триумф (12 октября).

167
Чума в Риме.

167
Начало войны в Верхней Паннонии - Маркоманские войны (с 167 по 180 г.). Вторжение в Северную Италию. Вторжения в северные провинции соседних племен.

168
Марк Аврелий и Л. Вер одерживают победы над германцами.

169
Умер Л. Вер (январь). Война против германцев и сарматов (продолжается до 175 г.).

172
Восстание крестьян ("буколов" - подневольных пастухов) в Египте.

173
Восстание в Египте.

174
Марк Аврелий начинает сочинять "Размышления".

175.04.
Восстания Авидия Кассия, наместника в Сирии (апрель).

175.07.
Кассий убит (июль). М. Аврелий и его сын Коммод отправляются на Восток.

177
Консульство Коммода, который получает имя Августа. Победа римлян над мавританцами.

178
Волнения маркоманнов и других племен на Дунае. Марк Аврелий и Коммод отправляются на север (3 августа).

180
Восшествие на престол Коммода, Умиротворение даков, квадов, язигов, вандалов.

180
Переннис - префект преторианской гвардии.

182
Заговор Луциллы, сестры Коммода; казнь Луциллы и Криспины.

182
Мятеж британских легионов.

185
Начались волнения в Северной Италии (с 185 по 187 г.), Галлии, Испании, Дунайских областях, Африке, Египте.

185
Переннис казнен; Клеандр - префект преторианцев.

186
Пертинакс подавляет бунты армий в Британии.

186
Началось правление императора Коммода (с 186 по 192 г.), старшего сына Марка Аврелия и его соправителя со 176 г. Политика Коммода вызвала недовольство сената.

188
Римляне наносят поражение восставшим в Германии,

190
Отстранение и казнь Клеандра. Пертинакс подавляет волнения в Африке.

192
После убийства Коммода началась (с 192 по 197 г.) гражданская война между ставленниками западной армии - Клодием Альбином, иллирийской армии - Септием Севером, восточной армии - Песценнием Нигером.

193.01.01
Пертинакс провозглашен императором (1 января). В ходе гражданской войны в 193 году императорами провозглашались Гельвий Пертикс (в 193 г), Дидий Юлиан (в 193 г.), Клодий Альбин (с 193 по 197 г.), Песцений Нигер (с 193 по 194 г.).

193.06.01
Восшествие на престол Септимия Севера(с 193 по 211 г.), основавший династию Северов (с 193 по 235 г.), создавший военно-бюрократическую монархию. Борьба с сенатом.;

193
Север возводит Д. Клодия Альбина, наместника в Британии, в ранг цезаря и выступает против Р. Песцения Нигера, наместника в Сирии, провозглашенного императором сирийскими легионами.

193
Начало осады Византия.

194
Север побеждает Нигера на равнине у Исса; Нигер умирает в Антиохии. Север форсирует Евфрат.

194
Началась война с Парфией (с 194 по 198 г.).

195
Каракалла, сын. Севера, провозглашен цезарем. Падение Византии.

197
Каракалла провозглашен августом вместе с Севером. Поражение Альбина около Лиона (19 февраля) и его последовавшее самоубийство. Раздел Британии на две провинции. Север возвращается в Рим (июнь). Возобновление Севером войны на Востоке, которая завершается через два года. "Апологетик" Тертуллиана.

197
Репрессии против сенаторов, массовые земельные конфискации в провинциях, реформа в армии.

199-200
Север в Египте.

«золотой век»ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ «ЗОЛОТОЙ ВЕК»
РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПРИШЕЛСЯ
НА ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ
ДИНАСТИИ АНТОНИНОВ,
ПРАВИВШИХ С 96 ПО 193 Г. Н. Э.
С КАКИМИ ИСТОРИЧЕСКИМИ
СОБЫТИЯМИ СВЯЗАНО
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАСЦВЕТЕ
ИМПЕРИИ? КОГО НАЗЫВАЮТ
«ЛУЧШИМ ИЗ ИМПЕРАТОРОВ»?
ПОЧЕМУ ЗАКОНЧИЛСЯ «ЗОЛОТОЙ
ВЕК», И ЧТО ПОМЕШАЛО
ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПРОЦВЕТАНИЮ?
ДАВАЙТЕ УЗНАЕМ!!!

События

96–193 Гг. – Золотой Век Римской Империи, Который
Совпал С Периодом Правления Династии Антонинов.
98–117 гг. – правление Траяна, которого римляне называли
лучшим из императоров. В период его правления в Риме
перестали казнить по ложным доносам, а также
преследовать за обидные для императора слова. Сенат
получил возможность свободно обсуждать действия
императора.
138–177 гг. – правление императора Адриана.
161–180 гг. – правление Марка Аврелия, который был
императором-философом.
161–192 гг. – правление Луция Коммода, последнего
императора династии Антонинов. Преследовал сенаторов,
требовал к себе поклонения как к богу, погиб в результате
заговора.

Во втором веке нашей эры начался период наивысшего расцвета
Римской империи. На границах Рима было спокойно, закончились
кровопролитные завоевательные походы, мир установился и в самом
Риме, сенат и императоры как никогда были единодушны. Положение
бедноты и рабов стало значительно лучше.
Многие богатые землевладельцы постепенно стали отказываться от
использования труда рабов. Рабы работали плохо, из-под палки. В
крупных имениях урожайность виноградников, оливковых рощ и полей
падала, поголовье скота уменьшалось. Наиболее дальновидные
владельцы имений разделили свои земли на участки и передали их для
обработки беднякам. За пользование полученным участком полагалось
отдавать одну треть урожая. Земледельцы, бравшие землю для
обработки на несколько лет, назывались «колоны». Многие
землевладельцы наделяли землей рабов, такие рабы «Кваши (почти)
колоны», не могли быть проданы без участка земли.
В 98–117 гг. н. э. правил император Траян, римляне называли его
«лучшим из императоров». При нем прекратились казни по ложным
доносам, перестали преследовать за неосторожное слово или критику в
адрес императора. Любой мог обратиться к Траяну, прогуливавшемуся
по Риму без охраны, с прошением или просьбой.

Траян

Прославился Траян своими
постройками. Колонна Траяна,
установленная в честь победы над
племенами даков, поражает своими
барельефами. В центре Рима на
месте сорокаметрового холма был
построен форум, площадь с
пятиуровневыми торговыми
рядами. К Риму вели сотни
километров акведуков, специальных
сооружений по которым город
снабжался чистейшей водой. Под
небольшим наклоном вода из горных
источников попадала в дома римлян.
Колонна Траяна
Акведук

Марк Аврелий

Еще одним правителем из династии Антонинов был Марк Аврелий
– император-философ, правивший Римом с 161 по 180 год нашей
эры. Это было непростое время для империи, уже очевидно
склонявшейся к закату, и непростой была судьба ее правителя,
склонного к размышлениям, но проведшего большую часть своего
правления в военных походах. Его повеления возмущали очень
многих соотечественников. Он посылает гладиаторов на войну,
чтобы они не умирали бессмысленно под крики толпы. Он
приказывает стелить маты под снаряды для выступлений гимнастов.
Он лишает римлян зрелищ! Он слишком милосердно относится к
рабам и детям бедноты. А он просто философ, считающий, что
человек по сути своей свободен, и никакие проблемы не могут
заставить его поступить против совести. В философском труде
«Размышления к самому себе» Марк Аврелий, обращаясь к себе,
ведет диалог с читателями. Размышляя о смысле жизни, он
пишет:«Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый
день проводить, как последний в жизни, быть чуждым суетности,
бездеятельности, лицемерия».

Люций Коммод

Сын Марка Аврелия Люций Коммод (161–192 гг. н. э.) был
последним представителем династии Антонинов. В годы
его правления Рим вспомнил имена Калигулы и Нерона,
казалось, не было такого злодеяния, какого не совершил бы
юный правитель. Все дни он проводил в амфитеатре в
схватках с дикими зверями, которых собственноручно
убивал. Желая прославить себя такими кровавыми
бойнями, словно великими военными подвигами, он
заставил всех называть себя римским Геркулесом, ходил в
львиной шкуре с дубинкой в руке. Он восстановил против
себя сенат тем, что продавал должности наместников и
места в сенате своим дружкам. Жестокость Коммода не
знала границ, и в Риме, и в провинциях кровь лилась рекой.
Император пал жертвой заговора приближенных к нему
лиц. Сенат одобрил этот поступок, объявив Коммода
«врагом отечества».

Движение варваров на римскую империю во 2-3 веках

Дальше того, где был с войсками Траян, римляне уже не ходили более. Напротив, скоро пришлось отчаянно защищать свою старую границу и даже отступать от нее. Лет 50 спустя после походов Траяна на Дунае стало неспокойно. Здесь появились большие орды варваров. Они прорвались в разных местах через линию укреплений, увели несколько сот тысяч пленных из римских владений, разграбили дунайские области, пробились даже за Альпы в северную Италию. Правда, римляне их отбросили, но на это потребовалось около 15 лет упорной войны. Император Марк Аврелий Философ, очень миролюбивый, ученый и писатель по своим знаниям и наклонностям, провел все свое двадцатилетнее правление на границах, на Дунае и Евфрате, в военных переходах (умер в 180 г. по Р. X.).

Это было только началом беды. Средняя и восточная Европа высылала все новые голодные и завоевательные громады людей, которые шли на юг и запад добывать землю. Римских войск не хватало для защиты всех угрожаемых мест. Надо было оберегать Британию от шотландских горцев, Рейн и Верхний Дунай – от германцев, Нижний Дунай – от кочевников нынешней южной России.

Новоперсидское государство во 2 веке

Ко всему прибавилась еще гроза на востоке; персы, за 500 лет перед тем потерявшие господство в Азии, опять поднялись и захватили страну от Евфрата до Инда.

Персидский владыка принял старый титул царя царей. Всю Азию хотели персы очистить от римлян. Впереди бились закованные в латы всадники на богато украшенных конях. Они любили сказания об удалых подвигах; одно из их преданий рассказывает, что в споре двух царей за власть было решено бросить царскую корону среди голодных львов; один из противников спустился на арену, убил обоих львов и получил венец.

Персы вели войну во имя веры. Они были почитатели священной силы огня: на монетах они изображали огненный алтарь. Большую силу среди них взяли священники, маги. Они вмешивались во все дела; их глава, верховный маг, стоял почти так же высоко, как царь, и короновал его.

Ликторы

Разорение и одичание римской империи

Полтораста лет спустя после Траяна Римская империя была на краю гибели. Император Валериан, разбитый персами, попал к ним в плен (256 г.). Персы взяли Антиохию. Разбойничьи отряды германцев пробегали по всем областям: некоторые из них перешли Дунай, разграбили всю Грецию до Афин, захватили в Византии торговые суда и перекинулись в Малую Азию; иные добрались даже на своих ладьях до устьев Нила.

Линия укреплений вдоль границы нигде не могла сдержать напиравших варваров. Пришлось укреплять чуть не каждый город внутри страны. Земля точно ощетинилась от грозных крепостных валов и башен. Укрепленный город становится втрое–впятеро меньше прежнего, открытого и мирного, который мог свободно раскинуться. Люди сжимались для защиты на небольшом клочке земли. Мрачные стены в 3–4 сажени ширины, иногда выстроенные из мрамора разрушенных памятников, закрывали отовсюду горизонт и висели тенями над узкими улицами. Улицы упирались прямо в крепостные ворота; эти ворота, низкие и темные, были похожи скорее на подземные выходы. Если город был на большой реке, ее всюду отгораживали вдоль берега стеной; горожане не видели своей реки: суда, чтобы пройти на городскую пристань, проезжали под стеной.

У казны не было средств строить и содержать эти укрепления; все траты были положены на самих горожан. Оттого многие города совсем разорились. Исчезло все, что прежде делало город привлекательным: водопроводы были заброшены; не на что было воздвигать большие красивые постройки храмов, базилик, библиотек; не на что было поддерживать театр и игры; школы по большей части закрылись. Художественных вещей не спрашивали больше; вкус к ним пропал, и художников не стало; когда ставили статую императора или надгробный памятник, довольствовались дубоватой работой каменотеса и маляра.

Люди отвыкли от всех удобств, кругозор их становился беден и нравы грубее. Разорившиеся крестьяне и владельцы обращались в бродяг, составляли разбойничьи шайки; их было так много, что население откупалось от них данью, оставляло им похищенные вещи, чтобы сберечь остальное.

Прикрепление людей к службе в Риме

Все силы государства были напряжены для борьбы. С городов собирали большие подати для содержания войска, для военных сооружений; богатых людей, сидевших в городских думах, заставляли отвечать своим имуществом за исправный платеж всех остальных обывателей; а для того чтобы эти видные граждане не могли уклониться от своей повинности, правительство держало их в городе как крепостных. За попытку побега им грозило суровое наказание. Так же прикрепили к месту купцов и ремесленников. Они не смели менять занятий и места жительства: сын обязан был продолжать занятие отца. Помимо заказов, которые давали им заработок, они еще должны были работать даром на войско и казну: готовить обувь, одежду, оружие, подвозить хлеб.

Войско пришлось увеличить: так как в римских областях людей не хватало для военной службы, в легионы стали брать все больше и больше варваров, особенно германцев. Иногда римляне мирились с нападавшими германцами на условии, что те будут поставлять из своей среды солдат. Или же германцам уступали у границы землю, с тем чтобы каждая семья, получившая участок, ставила солдат. Так как работа солдат была тяжелая, а жалованья не хватало, решили вообще наделять солдат землею. По всей границе водворили солдат-поселенцев: в свободное время они пахали землю; ремесло их сделалось наследственным, сыновья их обязаны были идти на службу. Значит, и солдаты стали как будто крепостными людьми. Если приходилось держать солдат внутри страны, то их помещали на постой к землевладельцам. Каждый владелец должен был уступать им треть своей земли или содержать их на треть своих доходов.

Прикрепление крестьян в Римской империи

Тяжелое время наступило для всех. На владельцев земли ложились большие подати. Помещикам трудно было теперь доставать рабов. Рынки рабов, наполнявшиеся прежде, во время господства римлян, военнопленными и награбленными людьми, опустели. Для того чтобы иметь всегда готовых рабочих, помещики стали всячески тянуть к себе на барщину соседних крестьян: то какой-нибудь льготой, уступкой земли или позволением брать у себя лес, то силой, принуждением. Крестьяне (колоны) обязывались приходить на несколько дней в самое горячее время на барский двор; обыкновенно они приходили три раза: пахать и копать землю, полоть в огородах и садах и собирать жатву. Когда было нужно помещику, они ставили свои телеги и лошадей для перевозки хозяйских товаров на рынок.

Своих рабов помещик тоже рассаживал по участкам: давал им землю, избу, позволял обзавестись семьей, огородом, скотом. Раб отдавал господину часть собранных с участка плодов и хлеба, а кроме того, приходил на барский двор работать в известные дни.

Помещик зорко смотрел, чтобы все эти люди, обязанные ему работой, не ускользнули от него. Он писал для них устав и вырезывал его на каменном алтаре, который водружался в середине вотчины. Помещик становился их "господином". Колону уже нельзя было уйти на другое место: он считался за помещиком как должник, обязанный отработать по условию; он обратился в такого же крепостного человека, каким был и раб, посаженный на землю. Дети крепостного тоже принадлежали вотчине и вырастали крепостными. За попытку ухода крепостного наказывали как преступника.

Помещик стал входить во все его дела: он разбирал споры между крепостными, точно его поставили над ними судьей; запрещал крепостному брать жену из другого звания и даже из другого места, чтобы крепостные не отвыкали от обязанной работы; назначал для вотчины жреца и требовал, чтобы все люди в округе были одной веры. В вотчине открывали два раза в неделю рынок, чтобы крепостным не надо было ездить в город.

Императоры не мешали этому: у них были громадные поместья во всех провинциях и множество своих крепостных. Они требовали только, чтобы помещики отвечали за своих крепостных; помещики должны были смотреть, чтобы с крепостных исправно шла подать и чтобы из них набиралось нужное число рекрутов.

Господа в Риме

Крупные помещики стали точно государями, каждый в своей округе. Их большие дворы были часто обведены рвом и стеной и превращены в настоящие замки. Они могли отбиваться от нападений варваров собственными силами. Многие люди отдавались под их покровительство, сами записывались в их крепостные; так поступали, например, городские торговцы, чтобы уйти от тяжелых городских повинностей. Такой "могучий" владетель, "господин", окруженный множеством крепостных слуг и зависимых людей, не пускал к себе чиновников, нередко подолгу не платил подати, захватывал кругом своего владения все, что ему нравилось.

Чужие обычаи в Римской империи

До Траяна не только оружие римлян, но также и речь, вера, обычаи всюду подвигались вперед. 100-–200 лет спустя, обратно, все римское стало отступать назад. По краям империи село множество варваров; латинская речь местами исчезла, местами огрубела и исказилась. Особенно войско потеряло прежний римский характер. Римские боги большею частью были забыты в войске.

К солдатам переходила вера врагов империи: так, например, среди них многие стали чтить персидского бога Митру. Алтари Митры, небольшие храмы его, представлявшие подобие пещеры, занесены были солдатами далеко на север, к Рейну и Дунаю. Митра – бог солнца, "непобедимый", побивающий своей палицей бога смерти и духов мрака. Он провожает души в подземный мир и дает им избавление от загробных мучений. Но чтобы стать под покровительство Митры, надо пройти через тяжелые испытания, "казни": выдержать долгое лишение пищи, бичевание, пролежать несколько дней на снегу, потом на гвоздях, пройти разные ужасы, бег среди обнаженных мечей, сидение в темном затворе и т.д.; если посвящаемый выказывал твердость, его принимали в общину, объявляли воином Митры и награждали мечом и венцом.

Иноплеменники, потомки варваров, добирались до важных должностей, получали начальство над легионами, становились императорами по выбору солдат. Так появились в Риме императоры из африканцев, сирийцев, галлов*.

* Этот период получил название – правление "солдатских" императоров. Одним из них был Максимин, горный пастух, уроженец Фракии, начавший службу рядовым солдатом.

Диоклетиан, 3 век

Несколько энергичных императоров, большею частью родом из Иллирии, поправили военные дела империи. Они опять загородили границу от варваров на севере; на востоке они остановили персов. Самым замечательным из этих императоров был Диоклетиан.

Все больше и больше исчезали старинные римские обычаи и порядки. В провинциях давно чтили императора как бога. Теперь он стал держать себя как земное божество.

При Диоклетиане вошли в обычай пышные выходы и приемы императора, земные поклоны перед ним; он появлялся в длинной одежде первосвященника, на голове была жреческая белая повязка, усеянная жемчугами. Когда рисовали его изображение, кругом головы делали сияние или венец расходящихся лучей. В грамотах, на памятниках государя прозывали святейшим, непобедимейшим; говорили, что он – видимый, воплощенный бог, что он – живой закон на земле. Все, что его окружало, получало священный характер. Его министрам было поручено управление "священным дворцом" и "священной спальней", раздача "священных милостей".

Император уже более не делился властью с сенатом, как при Августе. Он не считался уполномоченным от народа; он был правитель по божественному закону. К этой власти более всего подходило греческое слово монархия, что значит правление государя, ничем не ограниченного в своей воле.

Множество чиновников было поставлено по областям, чтобы поддерживать порядок, собирать подати, принимать поставки хлеба и других предметов на войско и на двор. Другие чиновники были назначены, чтобы смотреть за первыми и раскрывать злоупотребления; а еще новый состав чиновников находился в столице, вблизи императора; эти принимали счета, донесения и известия и составляли доклады государю. Для содержания всего этого огромного количества чиновников нужно было собирать новые большие налоги с населения, а оно и без того было разорено нашествиями варваров, тратами на укрепление городов и постоем солдат.

В эти тяжелые времена многие падали духом и искали спасения или в старых, отчасти забытых обрядах, или в новых верованиях, привлекавших нередко своею таинственностью и необычайностью. Диоклетиан был ревностный почитатель старых богов. Это столкнуло его с христианами.

Христиане в Римской империи

Учение Христово распространилось сначала на востоке, среди евреев "рассеяния" и греков, в странах греческой речи. Евангелия написаны были на греческом языке. В первые полтораста лет в Риме и в западной части империи было мало последователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потому что они были мягче нравами и образованнее (стр. 143). Христианское учение не делало различия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все – одно во Христе.

Христиане составляли сначала небольшие дружеские общества. Члены этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро.

Трапезы составлялись на общие взносы; к своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных: милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою. Бедных называли "драгоценными сокровищами церкви". Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. "Раба выкупить – значит душу спасти". Христианский архиепископ Киприан учил: "В плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырывать из рук варваров Того, Кто нас вырвал у диавола". Христиане праздновали три дня в неделе: среду, пятницу и воскресенье, в память о пленении Христа, мученичестве Его и воскресении. В праздники они не украшали дверей и улиц цветами, не водили хороводов, и это бросалось в глаза окружающим.

Общины христиан

В христианской общине можно было заметить различие между особыми ревнителями веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных. От "совершенных" христиан требовалось много стойкости; они не должны были впадать в тяжкий грех; поэтому их называли святыми и священниками; они назывались также пресвитерами, т.е. старейшими. Они были окрещены, и им открыты были главные тайны веры. Крещение считалось равным большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой подготовки.

Большинство состояло из оглашенных, т.е. готовящихся к крещению. Если посвященный впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь лишь после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане начали собираться в больших церквах, различие между "совершенными" и всеми остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и кающихся отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не осквернить себя. Кающиеся стояли в дурной одежде среди нищих, у церковной двери.

Защита христианства и преследование христиан в Риме

Для чужих, совершенно незнакомых с учением, христианские писатели составляли воззвания и книги. Все кругом людей, говорили они, свидетельствует в пользу христианства. Везде виден крест: в расположении дома и лагеря, в остове корабля, в форме знамени и меча, в фигуре человека, простершего руки в молитве. Тертуллиан (живший в Африке около 200 года) доказывал, что душа каждого человека, как бы ни была она обманута ложным учением, жаждет истинного Бога. "Душа наша от природы – христианка. Когда душе тяжко, она зовет не богов, а Бога и выговаривает только это великое имя; она обращается тогда не к Капитолию, а к небу; она знает, где престол живого Бога; от Него и оттуда она и пришла".

Между христианами были люди строгого обычая, которые считали невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили, что надо избегать театра и игр, потому что это – дело дьявола, пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому что ему придется изображать богов; не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми обрядами. Нельзя ему занять какую-нибудь должность, потому что иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед статуей императора и т.д.

Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклона перед изображением императора, их брали под стражу, осуждали на казнь. Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, например землетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их; народ готов был видеть причину несчастья в "безбожии" христиан, в том, что христиане, отрицая богов, навлекли их гнев на всех.

Погребальные общества. Катакомбы.

Положение христиан было трудно, потому что римские правители во времена империи очень подозрительно относились ко всяким союзам и обществам, даже самым невинным. Они боялись, что там может завестись заговор и измена. Траян не позволил устроить в городе Никомедии вольную пожарную команду из 150 плотников, опасаясь, что у них начнутся еще какие-нибудь тайные дела. Легко разрешали только общества погребальные.

Такие общества составлялись издавна, большею частью в среде людей бедных, низкого звания, рабов. Богатый человек выстраивал себе большой могильный склеп, оставлял по завещанию крупную сумму на пышное погребение и на поминание. Бедные люди старались устроить помин души из общих товарищеских взносов. Несколько человек, например люди одного ремесла, рабы одного господина, складывались как бы в одну семью: товарищи называли себя братьями и сестрами; они обязывались приходить все на погребение умершего сочлена; они выстраивали большую общую могилу, схолу. Это было круглое двухэтажное здание: нижний этаж находился в земле; там хоронили умерших; в верхнем был устроен зал, где собирались для трапезы, для молитвы в поминальные дни.

Но большинство бедных братских союзов не могли столько собрать, чтобы устроить схолу; они отыскивали себе просто подземелье, часто далеко от середины города; например, в Риме рыли глубже те ямы и ходы, которые были раньше проделаны для добывания глины. Умерших клали в углубления, пробитые в стенах вдоль проходов. Так получались длинные и извилистые улицы и переулки под землею, катакомбы; некоторые так узки, что в них едва могут разойтись двое. Долго хоронили в этих подземных кладбищах и собирались в них на поминание умерших. Во многих местах они образуют несколько этажей, один над другим. Если растянуть могильные галереи Рима в одну линию, то они составят более 1000 верст в длину.

Чтобы не вызывать преследований, христианские общины принимали вид таких же союзов. Христианские братья также рыли катакомбы, которые примыкали к другим, более старинным. Христиане собирались у особенно дорогих могил, где погребены были лучшие люди, замечательные святою жизнью, подвигом мученичества или горячею проповедью. Нередко над такой могилой есть небольшая комната с выходом в галерею; в ней ставился стол для Евхаристии*, и она постепенно расширялась в часовню для богослужения. Первые церкви были воооще похожи на схолы: в нижней половине церкви под полом У молящихся было кладбище. Стены христианских катакомб украшались живописью: особенно часто изображался Христос в виде доброго пастыря, несущего заблудшую овцу.

* Евхаристия – причащение.

Епископы во 2-3 веке н.э.

Через двести лет после начала христианской проповеди христиан было много и на западе: они появились при дворе и в войске, среди богатых людей. Из разных вкладов в общинах христиан составились большие средства. В городах христиане выстроили крупные церкви; они большею частью имели вид базилик. Общины пересылались между собою письмами, помогали друг другу. Для руководства всеми этими делами они выбирали из своей среды епископов. Епископ скоро стал самым уважаемым и сильным лицом в общине. Он распоряжался большим церковным имуществом. К нему обращались для разрешения споров и тяжб вместо того, чтобы идти к судье. В базилике епископ садился в особое кресло на возвышении подобно тому, как раньше помещался римский сановник. Христианин, отправлявшийся в чужую страну со свидетельством от епископа, встречал у собратьев по вере горячий прием; ему давали приют: омывали ноги, сажали на первое место за столом.

Некоторые епископы в больших или старых городах, Антиохии, Александрии, Иерусалиме, пользовались особым почетом; к мнению этих патриархов, или пап, особенно прислушивались. Всего более значения имел римский епископ, потому что Рим считали вечным городом, главою мира.

Христианские общины распространились к 300 году по всем областям Римской империи. Епископы стремились утвердить во всех общинах порядки, одно учение, одни обряды. Когда поднимался между общинами спор о том, как понимать учение, епископы съезжались вместе с пресвитерами на собрания; на этих синодах старались установить согласие. Кто отступал в чем-нибудь от утвержденного порядка или учения, считался еретиком, т. е. "раскольником", "отрезающим" себя от общей церкви. Еретиков отлучали от церкви, т. е. объявляли лишенными спасения.

Ко времени Диоклетиана христиане были большой силой в империи. Местами старые боги и их алтари были покинуты. Императоры и их наместники видели, как велика была власть епископов. Им казалось, что церковь отвлекает и людей, и богатства от службы империи. Еще за 50 лет до Диоклетиана были изданы строгие указы против христиан; собрания их были запрещены, и им грозили отобранием имущества. При императоре Валериане (стр. 214) сильно преследовали пресвитеров и епископов, около которых теснились верующие: их ждала ссылка или казнь. С тех пор прошло много лет, в течение которых христиане могли жить спокойно.

К концу правления Диоклетиана эти указы были возобновлены, и к ним прибавились еще суровые меры. Сначала погрозили выключить из среды войска и из числа чиновников всех, кто откажется принести жертву гению императора. Затем Диоклетиан предписал сжечь книги христиан и сломать церкви и молитвенные дома.

Разрешение Константина исповедовать христианство

Преследование христиан не имело успеха. Хотя некоторые поколебались и выдали книги, но большинство осталось твердыми; выступали исповедники, которые громко объявляли свою веру. Христиане еще крепче держались за пострадавших епископов, еще более слушались их слова. Диоклетиан во время преследований отказался от власти императора.

Сын его товарища по власти, Константин (311–337 гг.), также иллириец по происхождению, правивший крайней западной четвертью империи, сначала примирился с христианами, потом перешел на их сторону. Десять лет спустя после гонений Диоклетиана Константин указом в Милане позволил христианам свободно исповедовать веру. Потерпевшие получили назад свое имущество.

Константин стал потом давать перевес христианам. В своем войске Константин ввел новое крестообразное знамя: наверху его были изображены начальные буквы имени Христова; на нем стояла надпись: "Сим победишь". Было позволено изображать крест на императорских монетах. Константин стал особенно приближать к себе епископов. Он позволил им участвовать в суде, решать тяжбы; позволил отпускать рабов на волю в церквах. Константин освободил духовенство от податей и от тяжелой повинности доставлять хлеб в казну. Он приглашал епископов к своему столу и щедро одарял церкви. Епископы стали главной опорой его управления. Своих детей Константин воспитал в христианстве.

Образование города Константинополь

Везде христиане примыкали к Константину: он завладел сначала всей западной половиной империи, а потом и восточной и стал опять единственным императором. Константин выбрал столицей город, близко стоявший к границам, Византию. У того же пролива к Черному морю, как и его предшественник, Диоклетиан. Город этот, когда-то принадлежавший Афинам, занимал несравненное положение. Мимо шел важный морской путь, который как бы перерезывал сухопутную дорогу от Дуная к Евфрату: здесь была лучшая переправа из Европы в Азию. Город стоял на углу закрытого Мраморного моря и пролива; он имел еще на север глубокую длинную гавань, Золотой Рог.

В Византии, получившей с этих пор имя Константинополя, т. е. Константинова города, был устроен сенат, как в Риме, были возведены цирк и храм богини счастливой судьбы, Тихи, которая должна была охранять город. Отовсюду в новую столицу свозили старинные святыни и драгоценности: из Дельф привезли змеевидный столб, на котором стоял треножник, дар греков, за 800 лет перед тем победивших Ксеркса. В Константинополе продолжалось то же увлечение играми цирка, как в Риме: партии разделялись по тем же цветам; у них были свои собрания, свои старосты, свои кассы. Императоры в цирке раздавали награды, давали народу благословение, обращались к нему с речами, возбужденное время цирк становился местом мятежа.

Никейский собор, 3 век н.э.

Константин очень заботился, чтобы христианской церкви не было разногласий. Осужденных епископами еретиков он наказывал и ссылал. В это время в церкви поднялся большой спор о вероучении: александрийский пресвитер Арий учил, что Сын Божий не равен, а подобен Богу-Отцу*. Сторонников Ария было очень много, около половины всех христиан. Дело не ограничилось спором в книгах и на словах; доходило до схваток на улицах. Часто целый город был разделен на две партии, ненавидевшие друг друга. Константин очень желал прекращения спора. Он созвал епископов и многих пресвитеров на первый общий вселенский собор в малоазийском городе Никее, против Константинополя. Здесь был записан Символ веры, и учение Ария было осуждено. Константин несколько раз председательствовал в собрании. Он называл себя общим епископом, других епископов – своими братьями и сотрудниками.

* Арий учил, что Христос не существовал извечно и является не Богом, а посредником между Богом и людьми.

Нехристиан в это время было гораздо больше, чем христиан. Нехристиане, однако, не составляли одной веры, среди них были поклонники старых римских и греческих богов, почитатели солнца, великой матери богов и др. Они не могли соединиться против христианства. Но их опасно было раздражать. Они продолжали строить свои храмы, обращаться к своим гадателям. Еженедельный праздник по всей империи еще назывался солнечным днем (до сих пор это имя осталось за воскресеньем на немецком и английском языке).

Юлиан Отступник

После смерти Константина его племянник Юлиан, учившийся в Афинах, большой поклонник Платона и греческого искусства, задумал возродить прежнюю религию греков*. Император видел, что для этого надо найти соперников епископам и отнять у христиан проповедь и преподавание. Он старался назначать образованных людей на места жрецов при старых храмах, запретил христианам обучение в школах и сам составлял против них книги и речи.

* После смерти Константина (337 г.) вспыхнула ожесточенная борьба за власть между его сыновьями и другими родственниками. В 361 г. единственным правителем всей Империи стал Юлиан.

Юлиан скоро погиб в войне с персами (363 г.), и все его замыслы расстроились. Христиане стали опять брать верх. В городах епископы распоряжались полновластно. В деревнях, куда трудно было проникнуть проповеднику, где не знали грамоты и не могли читать книг, держалась крепче старая вера. Но и там много зависело от крупных помещиков; если они сами принимали христианство, они принуждали к тому же и всех своих крепостных и подчиненных людей.

Феодосии, 3-4 век н.э.

Через 50 лет после смерти Константина приступили к уничтожению всех нехристианских исповеданий. Властный епископ миланский, Амвросий, потребовал, чтобы император сложил с себя титул великого римского жреца, понтифика. Из здания сената вынесли статую богини Победы, как бы в знак того, что надо порвать с римской стариной, служившей ложным богам. Древней римской вере нанесли этим большой удар: старинные семьи сенаторов держались за нее, потому что с нею были связаны все славные и гордые их воспоминания о предках. Император Феодосии ревностно исполнял указания миланского епископа. Он запретил жертвы, не только всенародные, но и в частных домах; жрецы потеряли все свои права; земли и драгоценности, принадлежавшие храмам, были отобраны в казну. На храмах поднимали крест и обращали их в христианские церкви. Так Парфенон в Афинах, старинный храм Афины, покровительницы города, был обращен в церковь Богоматери.

Феодосии преследовал также всех, кто отступал от учения Никейского собора. Все еретики выключались из вселенской или католической (по греческому произношению кафолической) церкви. У ариан, последователей Ария, были отобраны церкви; их богослужение было объявлено святотатством. Амвросий требовал, чтобы власть императора служила орудием епископских решений. В делах совести, учил он, духовенство судит самого императора. Он сам дал пример такого суда.

В большом греческом городе Фессалонике* народ убил императорского сановника. Феодосии, страшно разгневанный, велел загнать народ в цирк, где и перебили виноватых и невинных. Когда Феодосии после этого явился в Милан, Амвросий отлучил его за кровавое дело от церкви. Феодосии должен был перед всеми принести покаяние.

* Ныне Салоники.

Язычество

В заброшенных или отдаленных углах и на границе сохранялись долго старинные обряды. Здесь люди молились еще по-своему, на своем старинном языке, между тем как христианская проповедь и христианское богослужение происходили на языках двух образованных народов: латинском – в западной половине и греческом – в восточной.

Но среди множества людей, считавшихся теперь христианами, много было таких, которые почти не понимали нового учения. Простой народ сходился часто к прежнему зданию храма в прежний день праздника и ярмарки и едва вникал в перемену, которая тут произошла. Старые гадания, обряды изгнания злых духов были еще в полном ходу; простой человек часто готов был за ними обратиться к священнику. Христианской проповеди открывалось много дела, чтобы смягчить эти нравы. Но время было очень тяжелое и тревожное. Надвигались все большими массами варвары. Одичание не уменьшалось, а росло.

«Золотой век» Римской империи пришелся на период правления династии Антонинов, правивших с 96 по 193 г. н. э. С какими историческими событиями связано представление о расцвете империи? Кого называют «лучшим из императоров»? Почему закончился «золотой век», и что помешало дальнейшему процветанию империи? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Предыстория

В 31 г. до н.э. Октавиан разбивает войска своего соправителя Антония и становится единовластным правителем Рима (30 г. до н.э. - 14 г. н.э.) (см. урок ). Постепенно власть императоров становилась безграничной (см. урок ). Во II в. н.э. Римом правили императоры династии Антонинов, которые перестали преследовать всех несогласных с политикой императора, стремились быть первыми среди равных. Период их правления стал эпохой расцвета империи.

События

96-193 гг. - золотой век Римской империи, который совпал с периодом правления династии Антонинов.

98-117 гг. - правление Траяна, которого римляне называли лучшим из императоров. В период его правления в Риме перестали казнить по ложным доносам, а также преследовать за обидные для императора слова. Сенат получил возможность свободно обсуждать действия императора.

В период правления Траяна были покорены племена даков.

138-177 гг. - правление императора Адриана .

Во втором веке нашей эры начался период наивысшего расцвета Римской империи. На границах Рима было спокойно, закончились кровопролитные завоевательные походы, мир установился и в самом Риме, сенат и императоры как никогда были единодушны. Положение бедноты и рабов стало значительно лучше.

Многие богатые землевладельцы постепенно стали отказываться от использования труда рабов. Рабы работали плохо, из-под палки. В крупных имениях урожайность виноградников, оливковых рощ и полей падала, поголовье скота уменьшалось. Наиболее дальновидные владельцы имений разделили свои земли на участки и передали их для обработки беднякам. За пользование полученным участком полагалось отдавать одну треть урожая. Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались «колоны». Многие землевладельцы наделяли землей рабов, такие рабы «квази (почти) колоны», не могли быть проданы без участка земли.

В 98-117 гг. н. э. правил император Траян (рис. 1), римляне называли его «лучшим из императоров». При нем прекратились казни по ложным доносам, перестали преследовать за неосторожное слово или критику в адрес императора. Любой мог обратиться к Траяну, прогуливавшемуся по Риму без охраны, с прошением или просьбой.

Рис. 1. Император Траян ()

Прославился Траян своими постройками. Колонна Траяна, установленная в честь победы над племенами даков, поражает своими барельефами (рис. 2). В центре Рима на месте сорокаметрового холма был построен Форум, площадь с пятиуровневыми торговыми рядами. К Риму вели сотни километров акведуков, специальных сооружений по которым город снабжался чистейшей водой (рис. 3). Под небольшим наклоном вода из горных источников попадала в дома римлян.

Рис. 2. Колонна Траяна ()

Рис. 3. Римский акведук ()

Еще одним правителем из династии Антонинов был Марк Аврелий - император-философ, правивший Римом с 161 по 180 год нашей эры (рис. 4). Это было непростое время для империи, уже очевидно склонявшейся к закату, и непростой была судьба ее правителя, склонного к размышлениям, но проведшего большую часть своего правления в военных походах. Его повеления возмущали очень многих соотечественников. Он посылает гладиаторов на войну, чтобы они не умирали бессмысленно под крики толпы. Он приказывает стелить маты под снаряды для выступлений гимнастов. Он лишает римлян зрелищ! Он слишком милосердно относится к рабам и детям бедноты. А он просто философ, философ-стоик, считающий, что человек по сути своей свободен, и никакие проблемы не могут заставить его поступить против совести. В философском труде «Размышления к самому себе» Марк Аврелий, обращаясь к себе, ведет диалог с читателями. Размышляя о смысле жизни, он пишет:«Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни, быть чуждым суетности, бездеятельности, лицемерия».

Рис. 4. Марк Аврелий ()

Сын Марка Аврелия Люций Коммод (161-192 гг. н. э.) был последним представителем династии Антонинов. В годы его правления Рим вспомнил имена Калигулы и Нерона, казалось, не было такого злодеяния, какого не совершил бы юный правитель. Все дни он проводил в амфитеатре в схватках с дикими зверями, которых собственноручно убивал. Желая прославить себя такими кровавыми бойнями, словно великими военными подвигами, он заставил всех называть себя римским Геркулесом, ходил в львиной шкуре с дубинкой в руке. Он восстановил против себя сенат тем, что продавал должности наместников и места в сенате своим дружкам. Жестокость Коммода не знала границ, и в Риме, и в провинциях кровь лилась рекой. Император пал жертвой заговора приближенных к нему лиц. Сенат одобрил этот поступок, объявив Коммода «врагом отечества».

С окончанием правления Антонинов закончился период расцвета Римской империи.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения /Под ред. Д.П. Каллистова, С.Л. Утченко. - М.: Учпедгиз, 1953.
  1. Lib.ru ().
  2. Caputmundi.ru ().

Домашнее задание

  1. Какой период римской истории называют «Золотым веком»?
  2. Чем отличалось положение колонов от положения рабов?
  3. Кого и почему называют «лучшим из императоров»?
  4. Чем прославился Марк Аврелий?

У Аристида , христианского апологета 2 века, есть обращение к императору в защиту христианской веры, и в ней есть отрывок, где он просто и конкретно описывает для царя, что представляют из себя Христиане. Это особено важно для нас в том смысле, что мы можем увидеть, что же в христианах максимально приближенных к веку Апостолов (1 век) было самый главный и показательным. Чем они отличались и что их выделяло из ряда религиозных возрений того времени?

Прочитайте ниже, и давайте вместе зададим вопрос: что главного в той или иной конфессии христиан сегодя? Что считается важным в вашей церкви? Что считаю я сам важным в моей вере? И сравните это с тем, что считали важным христиане 2 века.

1. Христиане же, царь, так как они всюду ходили и искали, обрели истину и, насколько можно судить из их писаний, подошли к ней и к правильному познанию гораздо ближе всех остальных народов.

2. Ибо они познали Бога Творца и устроителя всяческих и кроме Его не почитают никакого иного Бога.

3. От Него они получили заповеди, которые имеют начертанными в сердцах и их они сохраняют, ожидая воскресения мертвых и жизни будущего века.

4. Ради этого они не прелюбодействуют, не распутствуют, не лжесвидетельствуют, не ищут чужого, почитают отца и мать, справедливо судят.

5. Чего не хотят себе, не делают того другому, обижающих их увещевают и делают их полезными себе самим, стараются благодетельствовать даже врагам.

6. И жены их, царь, чисты, как девы, и дочери их благовоспитанны, и мужья их воздерживаются от всякого беззаконного сожития и всякой нечистоты в надежде на будущее воздаяние в том свете. Рабов же и рабынь, и детей, если их имеют, они, из любви к ним, убеждают сделаться христианами и когда они становятся ими, они без различия называют их братьями.

7. Они кротки и услужливы, ненавидят ложь и любят друг друга; вдовиц призирают, сирот не покидают. Имея, охотно жертвуют неимущему. Когда увидят иноземца, выходят из жилища и приветствуют его, как истинного брата, ибо и самих себя они называют братьями, не по плоти, но по духу.

8. И когда кто-либо из бедных помирает, и его увидит кто-нибудь из христиан, то он, по силе возможности, берет на себя заботу об его погребении. И если они услышат, что кто-либо из них пленен, или терпит несправедливость за имя Христа, они все заботятся о нем и, если возможно, освобождают его.

9. И если кто-либо из них беден или нуждается, они же не имеют лишних жизненных припасов, то постятся в течении двух или трех дней, чтобы восполнить его нужду

(удовлетворить ее). И заповеди Христа твердо сохраняют, живя благочестиво и правосудно, сообразно с тем, как повелел им Господь Бог,