SMART. Учимся формулировать цель

Не знаете, с какой стороны подойти к решению своей проблемы? Как приступить к достижению цели?

Тогда просмартируйте ее и многое станет куда более понятным и простым. Сегодня поговорим о том, как правильно ставить цели по СМАРТ.

Многим из вас знакомо понятие SMART. Рабочие задачи принято ставить именно в соответствии с этой технологией. Иногда от строгого следования СМАРТ-у они становятся даже смешными.

Но это не умаляет полезность самой технологии.

Попробуем?

SMART – это аббревиатура, 5 признаков поставленной цели:

Specific - конкретная;
Measurable - измеримая;
Achievable - достижимая;
Realistiс - реалистичная; второй вариант Relevant – релевантная, соотносимая с другими задачами
Timed - определенная по времени

Итак, давайте разберем всё по-порядку.

S - Конкретная. Цель должна быть четкой, конкретной. Что это значит? Регулярно посещать спортзал – цель неконкретная. Посещать тренажерный зал (а еще лучше определить вид спорта – бассейн, занятия йогой или аэробикой) 2 раза в неделю по полтора часа – цель конкретная. И не забываем о том, что цель должна быть сформулирована в позитиве. Перестать есть сладкое – это не цель. Весить 55 кг – это цель.

M - Измеримая. Поставленная вами цель должна иметь измеримые результаты. Выучить иностранный язык – неизмеримая цель. Выучить Х слов, сдать сертификационный тест и т.п. – цели конкретные и измеримые. Когда сложно понять, чем измерить результат, избегайте формулировок «Я пойму по своим ощущениям». Ощущения – вещь субъективная, и вы можете остановиться, так и не достигнув цели, или продолжать вечный бой с тенью. Если совсем сложно придумать измеримую цель, используем шкалирование:

Оцените от 1 до 10, на сколько вы сейчас приближены к своей цели (знаю язык на 3 из 10).
Оцените от 1 до 10, сколько баллов вы хотите получить, чтобы считать свою цель достигнутой (хочу знать язык на 7 из 10).
Как вы узнаете, что достигли этого результата (смогу писать письма без словаря/ смогу поддержать беседу с иностранцем на туристические, бытовые темы/ смогу читать художественную или профессиональную литературу без словаря).

Формулировка должна стать такой, чтобы любой прочитавший ее человек понял ее одинаково.

А - Достижимая. Вы должны иметь возможности достичь поставленной цели, хотя бы в потенциале. У вас должны быть ресурсы(внешние и внутренние) для ее достижения, либо вы должны быть способны эти ресурсы обрести. Осмотрите свои резервы и ресурсы. Что у вас уже есть, что необходимо приобрести еще?

R - Реалистичная/Релевантная. Необходимо оценить собственные возможности к достижению поставленной цели. Напишите, что у Вас есть для достижения своей цели и чего на данный момент Вам не хватает. Также ваша цель должна согласовываться с другими Вашими жизненными целями, не противоречить им. Например, поставив цель вставать раньше, вам придется и ложиться раньше для того, чтобы высыпаться, или искать другие возможности для полного восстановления своих сил.

Т - Определенная по времени. Должны быть четко поставлены сроки достижения цели. Для кого-то этот пункт окажется самым сложным – ставим своей цели конкретный срок исполнения. Когда я хочу достичь этой цели? Какой это будет год, месяц, день? Не бойтесь помечтать, наш мозг уже знает ответы на все вопросы. И не забывайте, что цель, не определенная во времени, всего лишь мечта!

Дополнительно проверяем экологичность своей цели – как другие люди отнесутся к достижению вами этой цели? Кому она может не понравиться? Как это может повлиять на достижение вашей цели?

Проделав смартирование, посмотрите, что у вас получилось – какой самый первый и самый легкий шаг на пути к своей цели вы можете сделать уже сегодня?

SMART - самая известная система постановки целей. Однако существуют альтернативные системы, например, система КОНЭЦ. О том, как ее использовать, читайте в нашем журнале «Все(м) о коучинге».

P.S. Легче рассказать, как поставить цель по СМАРТ, чем сделать это. Не так ли?

Тема: «Целеполагание. Постановка SMART цели урока»

Цель: SMART ) целей урока в планировании.

Задачи:

Учителя смогут -

Понять о сущности SMART цели

Прийти к мнению о SMART цели – как правильной постановки целей, как достижение результата качества знаний

Ставить конкретные и достижимые цели, ориентируясь на ожидаемый результат

Выбрать правильный подход к постановке целей, то есть формулирование цели урока с позиции ученика

Составлять планирование урока, используя SMART цели.

Ожидаемый результат:

Знают о сути SMART цели

Придут к мнению о SMART цели – как правильной постановке цели

Могут ставить цели с позиции ученика

Могут составлять планирование урока, используя SMART цели ориентируясь на ожидаемый результат.

Ключевые идеи: SMART цели, постановка цели с позиции ученика, правильная постановка цели - результат достижения качества знаний.

Этапы

Деятельность коуча

Деятельность слушателей

Ресурсы

1.Вызов 3 мин

1.Психологический настрой. Позитивная разминка.

2.Деление на группы при помощи конфет.

Выполняют действия под музыку.

Выбирают конфету, ищут тех, кто выбрал такую же, рассаживаются по местам

Музыкальная физминутка «Паровоз-Дед Мороз»

Введение в тему через просмотр видео ролика.

Приём «Корзина идей»

Что такое цель и для чего она нужна?

(Это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, назначение, смысл предпринимаемых действий, желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы)

Просматривают видео ролик из кинофильма «Чародеи».

Запись ответов учителей на стикерах, заполняют «Корзину идей»

ИКТ, презентация

Стикеры, маркеры

2.Осмысление.

Презентация «Целеполагание. Постановка SMART цели урока»

К какому результату мы пришли? (Цели должны быть умными – это означает – SMART.)

Что это нам даст?

Просмотр презентации, отвечают на вопросы

Физминутка «Муха»

Игра на внимание, следуют указаниям тренера

Работа в группе: Составить SMART цели урока на любую тему (можно в группе или же индивидуально) с позиции ученика ориентируясь на ожидаемый результат.

Составление SMART цели урока, ориентируясь на ожидаемый результат.

Составление постера в группе.

Защита постера.

Постер, маркеры, раздача ресурсов

Подведение итогов

К какому выводу вы пришли?

Обсуждение

3.Рефлексия

Обратная связь «Новогодняя ёлка»

Рефлексия

Лист оценки, стикеры.

I этап. Вызов.

Учитель: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать Вас в Джалтырской средней №1 школе на нашем коучинге. Семинар наш проходит в преддверии Нового года, поэтому коучинг мы начнём с весёлого позитивного настроя. Прошу встать всех в круг, друг за другом. Представьте, что вы отправились в путешествие на поезде. На каждой станции Вас ждёт что-то интересное.

(Прослушивают музыкальную физминутку «Паровоз-Дед Мороз», выполняют движения).

(делятся на группы)

Учитель: - Чтобы определить тему коучинга, я предлагаю Вам посмотреть видео ролик фрагмента из кинофильма «Чародеи».

(просматривают видео ролик)

Учитель: - Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего коучинга. Тема занятия «Целеполагание. Постановка SMART цели урока».

(слайд1-2)

Цель нашего коучинга: Оказать содействие учителям в правильной постановке (SMART ) целей урока в планировании.

Всем известно, что постановка целей – не самый любимый, и в то же время трудный, этап в деятельности педагога по подготовке к уроку. Чаще учитель, готовясь к уроку, обращается к ресурсам Интернета для того чтобы грамотно сформулировать цели урока. При этом он не задумывается над тем, что цели должны быть определены конкретным учителем для конкретного класса. И чужие цели в этом случае вряд ли подойдут. Не надо думать, что продумывание целей, это лишняя трата времени урока.

(слайд 3)

Приём «Корзина идей»

Учитель : - Применяя приём «Корзина идей», давайте с вами определим «Что такое цель урока и для чего она нужна?»

(учителя на стикерах пишут свои мысли и отправляют в «Корзину идей». Высказывания зачитываются, и делается вывод:

(слайд 4)

Цель урока – это прогнозируемый учителем результат работы ученика на уроке.

(слайд 4)

II Этап. Осмысление.

Учитель: Ответьте на такие вопросы:

Как вы думаете, всегда ли мы, верно, ставим цели на урок?

Понятны ли цели, которые мы ставим на урок учащимся?

Знают ли учащиеся, что мы от них ожидаем к концу урока?

(Учителя высказывают своё мнение)

(слайд 5)

Учитель: - Одним из правильных способов постановки целей является применение так называемых SMART – критериев.

S - конкретная

M - измеримая

A - достижимая

R – ориентированные на результат

T – соотносимая конкретным сроком

(Конкретная : цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, сильно отличающийся от запланированного.

Измеримая: измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей) для определения, достигнута ли поставленная цель и в какой степени;

Достижимая: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счёт достижения успеха;

Ориентированная на результат: цели должны характеризоваться, исходя из результата, а не количества проделанной работы

Соотносимые конкретным сроком: цель должна быть выполнима в чётко поставленные сроки. Без сроков конкретной цели нет.)

Учитель: - Критерии успеха, доведённые до ученика, являются гарантией понимания учениками своего пути к достижению успеха выполнению цели урока.

Критерии успеха могут помочь учащимся отслеживать свой прогресс и прогресс своих одноклассников. Они дадут им ясно понять, что именно представляет для них трудность и что у учащегося хорошо получается.

(слайд 6)

Например: Предмет: Познание мира.

Тема: Как животные приспосабливаются в природе.

Цель урока: к концу урока учащиеся смогут обобщить материал урока и отразить знания о приспособлении животных в природе в своём постере.

Критерии успеха:

    Могу назвать группы животных;

    Могу рассказать о жизни животных в разное время года;

    Могу объяснить, какую пользу приносят животные друг другу.

Учитель: - А теперь давайте рассмотрим ошибки, которые допускает учитель при постановке целей.

(слайд 7)

    Учитель ставит цель не на ученика (а на себя, что затрудняет понимание, чего же ожидает учитель от своего ученика. Например: «Систематизировать знания об имени прилагательном»)

    Цели «размытые» (их выполнение трудно измерить. Например: «Ученики получат представление о площади прямоугольника)

    Учитель путает цели с задачами

(Цель- это то, что мы хотим достичь, задача – это процесс, как мы этого достигнем?)

    Цели не доводятся до учеников (они подменяются темой, что затрудняет понимание учениками, что они должны достичь и, соответственно, как их будут оценивать.

    Учитель не уточняют понимание целей урока учениками

    Не подводятся итоги выполнения целей урока и критериев успеха (не проводит обратную связь)

(слайд 8)

Учитель: - Во избежание типичных ошибок необходимо помнить:

план урока включает SMART -цели и задачи урока

На уроке происходит:

    Знакомство учеников с целями или вовлечение учащихся в постановку целей;

    Уточнение понимания учащимися целей урока и определение шагов к достижению критериев успешности;

    Подведение итогов выполнения целей

Наводящие вопросы:

- К какому результату мы пришли, просмотрев презентацию? (Цели должны быть умными – это означает – SMART.)

При постановке целей урока должны мы учитывать понимание учеников?

С какой позицией мы должны подходить к постановке целей?

Должны мы знакомить учащихся с целями урока?

Что это нам даст?

(Формулирование цели урока с позиции ученика помогает учителю реагировать на то, как учащийся усваивает материал урока, а ученику дает возможность сконцентрировать свое внимание на том, что ему необходимо усвоить на уроке).

Физминутка «Муха»

Учитель: - Сейчас я предлагаю Вам выполнить работу в группе: составить SMART цели урока, критерии успеха, ожидаемые результаты (можно в группе или же индивидуально) с позиции ученика ориентируясь на ожидаемый результат. Вам предоставляется раздаточный материал, который поможет Вам в выполнении группового задания.

(выполняют задание в группах, презентуют)

Подведение итогов.

Учитель: - Можно ли сказать, что правильно поставленная цель дает шанс получить ожидаемый результат?

К какому выводу вы пришли?

III этап. Рефлексия «Новогодняя ёлка»

На стикерах напишите своё имя и приклейте его там, где как вы считаете, вы оказались после проведения нашего коучинга.

Был ли наш коучинг для Вас полезен?

Технику SMART целей можно свести к первому критерию – конкретика. Личную жизнь можно более-менее просмотреть с горизонтом в 1 год – далее видение будущего будет трудным. Используйте метод для среднесрочных и краткосрочных целей.

Для долгосрочных целей больше подходит ставить не конкретные цели, а цели-направления движения. Чистый самообман – ставить долгосрочные цели, и тем более, цели на всю жизнь по методу SMART.


SMART метод помогает выбрать формулировку желаемого/планируемого результата. Это просто форма записи ваших целей, а не методика их достижения.

Любая, даже самая убойная, технология в неумелых руках работать не будет. Чтобы правильно ставить умные цели, нужно набраться опыта и поумнеть.

SMART критерии цели – расшифровка на примерах

После Друкера метод упаковали в запоминающуюся обвёртку с аббревиатурой S.M.A.R.T (с англ. – умный) по пяти базовым критериям .

Расшифруем SMART критерии для постановки личных целей.

Specific. Цель должна быть Конкретна

Мы конкретизируем желаемый результат в нашей личной жизни, делая его понятным и достижимым. Вместо мечтательных, общих формулировок нужно записывать конкретный результат на выходе.

Согласно SMART принципу, цели должны быть с одним конкретным результатом. Если цель – «Стать семейным человеком», то её нужно разбить на подцели.

Measurable. Цель – Измерима


Технология целеполагания по правилу SMART предполагает контроль менеджером продвижения по цели. Для этого, она должна быть измерима. Цифры должны быть адекватно подобраны, так чтобы в них был заложен смысл (единица измерения) как в примере №6.

Каждый критерий метода SMART трансформирует и уточняет цель. Те же цели, с критерием измеримости – станут более конкретны.

Achievable. Цель – Достижима

Критерий достижимости означает, что цель вам уже по силам или находится в зоне роста . У вас достаточно знаний и навыков, чтобы её достичь. Либо потребуется немного поработать над собой, чтобы с ней справиться.

Вы можете пошагово представить что нужно сделать, и каждый шаг вам по силам. Возможно, вам будет трудно её достичь, но она не пугает вас. Цель может вызывать сомнения, но не парализует волю.

Если цель кажется недостижимой, лучше поставить промежуточную, доступную вам цель. Если цель поставлена и вы её откладываете – нужно ставить цель проще.

Relevant. Цель – Актуальна

Этот критерий метода SMART цели требует проверять себя вопросом – «Почему я этого хочу?» К вашему исходному желанию ведут многие цели, и возможно они более интересны.

Вести здоровый образ жизни можно по-разному: бегать, правильно питаться, плавать, играть в волейбол. Нужно проверить, что больше вам подходит. Исследовать себя: что вы чувствуете, идя разными путями здоровой жизни.

Если цель сложная, и вы не уверенны, что хотите её преследовать – рекомендую поставить промежуточную цель для эксперимента. Пройти часть пути и посмотреть, как оно – есть ли охота дальше стремится к ней?



Time-bound. Цель – Ограничена сроком

В менеджменте это важный критерий для каждой цели. Другим сотрудникам нужно ориентироваться на результаты коллег, и строить свои планы, исходя из результатов членов организации.

В личной жизни удобнее ставить не одиночные цели с заданным сроком, а составлять годовой план .

Нет Да

Прочитать 7 книг по саморазвитию в 2019 году.
Курсы рисования в мае 2019.
Курсы фридайвинга в августе 2019.
План на 2019 год :
Прочитать 7 книг по саморазвитию.
Курсы рисования.
Курсы фридайвинга.

Купить ноутбук в январе.
Поехать к бабушке 6 января.
Купить билеты в Таиланд до февраля.
План на январь:
Купить ноутбук.
Поехать к бабушке.
Купить билеты в Таиланд.
Научиться медитировать. Медитировать по часу в день в течение месяца.

Какой должна быть SMART цель?

Задание для старательных. Мысленно сформулируйте трудную, но достижимую для вас цель по каждому пункту. Бегло проверьте, чтобы она была вам по душе и была измеримой.
Срок – 3 месяца.

Нет Да
Вести здоровый образ жизни. Как изменить свой рацион в лучшую сторону?
Какую физическую активность ввести в привычку?
Жить ярко. Что конкретно делать, чтобы прожить следующий месяц ярче, чем текущий?
Встретить свою вторую половинку. Где «они» могут находиться и как с ними познакомиться?
Что изменить в себе, чтобы быть интересным самому себе?
Стать богатым. Какой доход иметь в месяц?
Как быть там, где деньги?
Какие услуги предоставлять миру?
Улучшить физическую форму. Быть ли спортивного телосложения и накачанным?
Быть ли подвижным и выносливым?

Учитесь ставить разумные цели .

Случалось ли вам испытывать трудности при постановке целей: вы не знали, с какой стороны подступиться, как правильно сформулировать цель, с чего вообще нужно начинать? Особенно сложным часто бывает первый шаг, когда поставленная цель пугает нас своим «величием». Мы уже почти готовы сдаться и отложить это дело на потом…

Вот тогда и наступает время проверить свои цели по критериям модели SMART! Как работает модель SMART? Что такое SMART+? Как пользоваться этим универсальным и эффективным инструментом максимально и с пользой?

Сегодня мы все это расскажем и покажем на наглядном примере.

Что такое SMART

SMART – это английская аббревиатура от начальных букв параметров заданной цели. Давайте вспомним, из каких «компонентов» она состоит:

S specific – конкретная;

M measurable – измеримая;

A achievable – достижимая;

R relevant – значимая;

T time-bounded – определена во времени.

А теперь на конкретном примере посмотрим, как это работает. Возьмем профессиональную цель – продвижение по карьерной лестнице и будем формулировать нашу цель от первого лица:

Я – бухгалтер с небольшим стажем, и моя цель — стать главным бухгалтером.

Традиционно вооружитесь листом бумаги и ручкой. Приготовьтесь к огранке своего алмаза, чтобы в результате получить прекрасный бриллиант!

S Specific - конкретная

Цель, сформулированная неконкретно, неопределенно, чаще всего остается нереализованной. Если необходимо, измените формулировку, опираясь на вопросы:

  • Является ли цель ясной и конкретной для вас?
  • Какие критерии описывают эту цель?
  • Что она из себя представляет?
  • Понятно ли вам, какого результата вы хотите достичь?
  • Какие есть необходимые требования и что вам может помешать?
  • Кто еще, кроме вас, будет участвовать в достижении результата?
  • Какие задачи вы будете ставить для достижения этой цели?

Наш пример:

Моя цель — стать главным бухгалтером.

Сделаем эту формулировку более конкретной: я хочу стать главным бухгалтером в той компании, где сейчас работаю, и добиться этого ровно через год. Для этого мне нужно получить дополнительные знания на курсах и семинарах. Возможно, потребуется получить несколько сертификатов. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы вникнуть в работу всех участков бухгалтерии в компании. Мне также может понадобиться помощь наставника. Я буду стремиться постоянно улучшать результаты своей работы и анализировать, какая дополнительная информация поможет мне добиться более высоких результатов.

M Measurable - измеримая

Критерии измерения достижения цели помогут контролировать этот процесс. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

  • Как вы поймете, что цель достигнута?
  • Есть ли показатель, который будет свидетельствовать о том, что цель достигнута?
  • Какое значение этого показателя будет говорить о том, вы достигли цели?

Опишите этот результат.

Наш пример:

Результатом моей цели будет оформление документов на должность главного бухгалтера и предоставление полномочий для выполнения работы по этой должности.

A Achievable – достижимая

Мы определяем достижимость цели на основании нашего собственного опыта, с учетом всех имеющихся ограничений и ресурсов (интеллектуальные ресурсы, опыт, время, трудовой потенциал, принятие решений, власть). Когда мы четко осознаем, что наша цель достижима, то наша мотивация получает огромную поддержку на энергетическом уровне.

Учтите и запишите все факторы, в том числе и ваши профессиональные навыки, опыт и знания, имеющиеся у вас временнЫе, финансовые и прочие ресурсы. И попытайтесь оценить реалистичность достижения вашей цели.

Наш пример:

У меня есть информация о том, что человек, который сейчас работает на должности главного бухгалтера, пойдет на повышение. Следовательно, должность главного бухгалтера освободится. Я вижу, что руководство компании доверяет мне как специалисту. Это также делает реальной возможность получения мною этой должности.

Ресурсы:

  • У меня сейчас есть достаточно времени (временной ресурс) для изучения дополнительной информации.
  • Есть возможность посещать курсы и семинары (информационный ресурс).
  • У меня уже достаточно опыта (ресурс знаний и опыта), чтобы вникать и уверенно выполнять работу всех участков бухгалтерии.

R Relevant – значимая

Источником значимости цели служат ваши собственные ценности, приоритеты и потребности. Попробуйте прояснить для себя следующее:

  • Является ли цель важной, значимой лично для вас?
  • Что для вас будет означать результат достижения цели?
  • Зачем вам нужно достижение этой цели?

Наш пример:

Эта цель действительно важна для меня, так как я хочу развиваться и получать подтверждения своей профессиональной востребованности. Когда я достигну цели, это повысит мою уверенность в себе и даст силы для дальнейшего развития.

T Time bounded – определенная во времени

Цель всегда направлена в будущее. Но чтобы начать приближать ее к нашей сегодняшней жизни и пошагово реализовывать, необходимо установить временнЫе рамки:

  • В какой период времени вы планируете начать работать над достижением цели?
  • Сколько времени понадобится для достижения цели?
  • Когда цель должна быть достигнута?

Наш пример:

Я предполагаю, что моя цель будет достигнута уже через год, конечно, при условии, что должность главного бухгалтера освободится к этому времени.

SMART +: проверяем цель на «внутреннее» соответствие

У модели SMART есть несколько дополнений, позволяющих проверить поставленную цель на соответствие факторам, зависящим лично от вас:

+ Утвердительная формулировка

Формулируйте цель положительно. В ней не должно быть отрицательной установки с использованием частицы «не», а также глаголов «избавиться», «отказаться», «уменьшить», «перестать», «искоренить», «не хочу». Делаем упор на то, чего мы хотим, а не на то, что нас не устраивает.

Цель в нашем примере, действительно, сформулирована положительно.

+ Подконтрольность

  • Можете ли вы сами контролировать достижение этой цели?
  • А если цель находится не под вашим контролем, что вы можете изменить, чтобы получить возможность контролировать достижение цели?

Наш пример:

Цель в большей степени подконтрольна, хоть и зависит от некоторых факторов. Могут выбрать не меня. Должность может не освободиться через год. Чтобы стать единственным кандидатом на эту должность, я буду выполнять мою текущую работу качественнее и быстрее моих коллег, применяя при этом только честные правила «игры».

+ Экологичность (гуманность)

  • Какие проблемы и трудности может вызвать достижение ваших целей для других людей? Как это может повлиять на взаимоотношения с ними?
  • Готовы ли вы пойти на эти жертвы? И насколько вообще результат цели стоит этих жертв?
  • Могут ли наступить последствия, о которых придется сожалеть?
  • Не вызывает ли достижение цели какого-то внутреннего конфликта?
  • На какой риск вы готовы (и можете) пойти?

Наш пример:

Возможно, кто-то из моих коллег тоже претендует на эту должность. Я могу пойти на честную конкуренцию и постараюсь в дальнейшем быть справедливым и мудрым руководителем. Поэтому я не буду сожалеть о том, что кто-то другой не получил эту должность.

Да, я чувствую в себе желание и силы для достижения этой цели, а также полностью принимаю на себя ответственность за результат. То есть я понимаю, что меня ждет после достижения цели и готова к этому.

+ Содержит вызов

Ваша профессиональная цель должна быть для вас вызовом – интересной, манящей и будоражащей. Приготовьтесь, что при работе над достижением цели вам будет нужно выйти из вашей зоны комфорта. Но это также будет тем достижением, которым вы будете по праву гордиться, и с радостью пожинать плоды своих усилий. Подумайте:

  • Какая формулировка вашей цели сделает ее такой вызывающей?
  • Почему достижение этой цели важно для вас?

Что ж, ваш Первый Шаг в достижении цели сделан! Вы проделали огромную работу!
Теперь можно приступать к действиям!