Служение по освобождению детей божьих от обольщения и оккультной обремененности. причин, которые способны разрушить брак

«О ЗАБЛУЖДЕНИЯХ. Люди заблуждаются по-разному. Одни знают о своих заблуждениях, но тщатся доказать, что никогда не заблуждаются. Другие, более простосердечные, заблуждаются чуть ли не с рождения, но не подозревают об этом и всё видят в превратном свете. Тот всё верно понимает умом, но подвержен заблуждениям вкуса, этот поддается заблуждениям ума, но вкус редко ему изменяет; существуют, наконец, люди с ясным умом и отменным вкусом, но таких мало, потому что, вообще говоря, вряд ли есть на свете человек, чей ум или вкус не таил бы какого-нибудь изъяна.

Людские заблуждения потому так повсеместны, что свидетельства наших чувств, равно как и вкуса, неточны и противоречивы.

Мы видим окружающее не совсем таким, каково оно на самом деле, ценим его дороже или дешевле, чем оно того стоит, связываем с собой не так, как, с одной стороны, подобает ему, а с другой - нашим склонностям и положению. Этим и объясняются бесконечные заблуждения ума и вкуса. Человеческому самолюбию льстит всё, что предстает перед ним в облике добродетели, но так как на наше тщеславие или воображение действуют различные её воплощения, то мы предпочитаем выбирать в качестве образца лишь общепринятое или нетрудное. Мы подражаем другим людям, не задумываясь над тем, что одно и то же чувство пристало отнюдь не всем и что отдаваться ему надобно лишь в той мере, в какой оно нам подобает.

Заблуждений вкуса люди боятся ещё больше, чем заблуждений ума .

Однако порядочный человек должен непредубежденно одобрять всё, заслуживающее одобрения, следовать тому, что следования достойно, и ничем не кичиться. Но для этого необходимы незаурядная проницательность и незаурядное чувство меры. Нужно научиться отличать добро вообще от того добра, на которое мы способны, и, повинуясь врожденным склонностям, разумно ограничиваться тем, к чему лежит наша душа. Если бы мы старались преуспеть только в той области, в которой одарены, и следовали только своему долгу, наши вкусы, точно так же как поведение, были бы всегда правильны, а мы сами неизменно оставались бы собой, судили бы обо всём по своему разумению и убежденно отстаивали бы свои взгляды. Наши мысли и чувства были бы здравы, вкусы - собственные, а не присвоенные - носили бы печать здравого смысла, ибо мы придерживались бы их не по случайному стечению обстоятельств или установленному обычаю, а по свободному выбору.

Люди заблуждаются, когда одобряют то, чего одобрять не стоит, и точно так же они заблуждаются, стараясь щегольнуть качествами, им никак не подобающими, хотя и вполне достойными. Впадает в заблуждение тот облаченный властью чиновник, который пуще всего кичится отвагой, пусть даже ему и свойственной. Он прав, когда проявляет неколебимую твёрдость по отношению к бунтовщикам, но заблуждается и становится смешным, когда то и дело дерётся на дуэли.

Женщина может любить науки, но так как не все они доступны ей, она поддастся заблуждению, если упрямо будет заниматься тем, для чего не создана.

Наш разум и здравый смысл должны оценивать окружающее по его истинной цене, побуждая вкус находить всему, что мы рассматриваем, место не только заслуженное, но и согласное с нашими склонностями. Однако почти все люди ошибаются в этих вопросах и постоянно впадают в заблуждения.

Чем могущественнее король, тем чаще он совершает подобные ошибки: он хочет превзойти прочих смертных в доблести, в знаниях, в любовных успехах, словом, в том, на что может притязать кто угодно. Но эта жажда превосходства над всеми может стать источником заблуждений, если она неуемна. Не такое соревнование должно его привлекать. Пусть он подражает Александру , который соглашался состязаться в беге на колесницах только с царями, пусть соревнуется лишь в том, что достойно его монаршего сана. Как бы отважен, учён или любезен ни был король, отыщется великое множество людей столь же отважных, учёных и любезных. Попытки превзойти всех до единого всегда будут неправыми, а порою и обречёнными на неудачу. Но вот если старания свои он посвятит тому, что составляет его долг, если будет великодушен, искушён в делах бранных и государственных, справедлив, милосерден и щедр, полон заботы о подданных, о славе и процветании своей державы, то побеждать на столь благородном поприще ему уже придётся только королей. Он не впадёт в заблуждение, замыслив их превзойти в таких праведных и прекрасных деяниях; поистине это соревнование достойно короля, ибо тут он притязает на подлинное величие».


Заблуждение первое

Вот уже четвертый час Лена Климова сидела в читалке над своими учебниками и уже где-то минут сорок она ощущала голод.
Но не в правилах Климовой было бы оторваться сейчас от книги, не поняв всё до конца в этой математической теореме, не доказав её, не увидев её образ внутри себя и не найдя ей место в окружающем мире.
Лена чувствовала скрытую красоту теоремы и постепенно её выявляла.
Она писала формулу за формулой и её сознание наполнялось удивительными, разнообразными по форме и цвету, совершенными абстракциями, которые не были беспорядочны и случайны, а возникали в воображении, следуя строгой математической логике.
Постепенно теорема становилась понятной, естественной, необходимой.
Она выкристаллизовывалась в изящную модель тех невидимых соотношений и взаимосвязей, которые всегда есть в природе, и о которых никто никогда не думает и даже не подозревает, кроме конечно математиков, да вот, наверное, ещё и Лены..
Теорема КошИ уже становилась для Лены каким-то материализованным сгустком этих невидимых соотношений, уже находила отклик в душе и уже почти приносила радость как...строка Пушкина, как вальсы Шопена, как улыбка Джоконды.

Лена Климова была для многих её однокурсников непостижимым человеком.
Не скажешь, что её очень любили или не любили... Нет. Но она выделялась из общей массы, к ней относились с почтительным любопытством и её все знали.
Её одержимость учебой вызывала уважение. Климова никогда не пропускала ни одной лекции, посещала все семинары, практикумы, факультативы.
Сразу после занятий она шла в читалку и обложившись книгами, не поднимая головы и не меняя положения тела, сидела там до закрытия.
Если её не было в читалке, то это значило, что Климова в лаборатории.

Ещё в школе решив, что в жизни надо заниматься чем-нибудь фундаментальным и выбрав для этого экзотическую химию, Лена искала в ней свое место.
Она самозабвенно переливала из пробирки в пробирку вещества и те, сливаясь, меняли окраску, консистенцию, выделяли газ, давали осадок, кипели, испарялись, затвердевали..
У неё в колбах шли блестящие серебристо-йодистые дожди, кружили белыми хлопьями аммиачные метели, на глазах распускались кристаллические цветы, появлялись и застывали капельки разноцветных перлов.
И за всем этим великолепием и неистовством материальных метаморфоз стояла строгая формула, расчет и закон... И Лене самой надо было заново открыть эти законы природы и убедиться в их правильности.
Она должна была сама все увидеть, проверить, во все сунуть нос, все понюхать, даже попробовать и когда в её лабораторном журнале обнаружили описание вкуса цианистого калия, то ни у кого не возникло сомнения, что Климова действительно брала его на язык. Только как при этом осталась жива, вот загадка...
Если на курсе были какие-нибудь спортивные соревнования, Климова принимала участия во всех и везде, показывая лучшие результаты. Если на факультете был день донора, то Климова обязательно сдавала кровь, если был субботник, то она приходила первая и уходила последняя, унося за всеми лопаты и грабли.
Но бывало и так, что это её трудовое рвение даже раздражало. Например на "картошке". Там была твердая норма и все её выполняли спокойно, без надрыва, поплевывая.
А Климова, не разгибаясь, в бешеном темпе, работала так, что перекрывала эту норму раза в три. Она сильно отрывалась ото всех на своей грядке и была всем вроде как упрек.
И так каждый день.
Кого-то это подтягивало, кого-то возмущало, кого-то веселило. А один сачок, облокотясь на мешок с картошкой, из-под руки наблюдая удаляющуюся Климову, бросил фразу, ставшую потом крылатой:
- Товарищи, если вы не остановите Климову, то она выйдет на орбиту.

Было лето. Великолепное лето. Но Лена не позволяла себе о нём думать, потому что кроме лета была ещё - сессия.
Она сидела в районной библиотеке и готовилась.
И только когда совершенно неприлично стало урчать в животе она, прихватив свои тетрадки, выбежала перекусить.
Знакомая пельменная была закрыта на ремонт и ей ничего не оставалось, как пойти в соседний ресторанчик "Звёздочку".
Она села за стол и, не найдя в обозримом пространстве официантов, решила, не теряя времени, продолжить занятия.
Не успела она углубиться в свои записи, как вдруг увидела перед собой чей-то палец, который воткнулся в её тетрадку.
- А это что за крючочек?
Лена вскинула голову. Перед ней сидел молодой военный, курил и посмеивался.
- Это? - Лена искренне удивилась. - Это же интеграл!
- Ну-у? - Капитан вытянул губы трубочкой и нарочно вытаращил глаза.
Потом затянулся сигаретой и спросил:
- Зачем он вам, милая девушка?
- Что? - Лена прикрыла тетрадку рукой и покраснела.
- Что вы хотите доказать?
- Я?
- Вы, вы..
- Я?... теорему КошИ...
- КошИ? Кошмар, - военный стряхнул пепел. - Ошибка.
- Где? - Лена растерялась и сунулась в тетрадки.
- Да не там. Где вы учитесь?
- На химическом....
- Какой-то дикий и кошмарный ужас.
- Ну почему? - беспомощно спросила Лена и в первый раз почувствовала какую-то неловкость за выбранную ей профессию. Наверное потому, что капитан был очень симпатичный. Очень.
Подошла официантка и многозначительно улыбаясь капитану, поставила перед ним антрекот и графинчик с вином. Тот задержал её руку в своей, подмигнул и сунул ей в карман деньги.
Потом официантка обратилась к Лене и, работая явно на капитана, ангельским голоском спросила:
- Что будете заказывать?
- Антрекот, пожалуйста.
- Антрекотов нет.
В это время капитан разрезал исходивший розовым соком кусок и официантка, перехватив Ленин взгляд, добавила:
- И не было.
- Да? А что есть?
- Омлет. Компот.
Официантка ушла, а капитан жевал и улыбался. Потом налил себе вина и предложил Лене:
- Может выпьем?
Лена даже надулась от негодования.
- За этого, как его...тьфу, забыл, - капитан кивал на тетрадку.
- Коши, - твердо сказала Лена.
- Точно. Будешь?
- Нет.
- За Коши?
- Я не пью...
- А зачем в ресторан пришла? С тетрадками? Ошибка...
Капитан опрокинул рюмку и продолжал:
- Видела Любочку? Вот женщина. Загорелая, приветливая. А ты? Худющая, бледная. Все, наверное, со своими пробирками в четырех стенках? Ошибка.
Капитан снял китель и повесил на стул.
Лена заметила - капитан был высок и строен.
- На воздух надо, на природу, на пляж. Со мной? У?
- ...............
- Ох, какой выразительный взгляд, - говорил капитан, демонстративно уплетая антрекот.
- Подумай, сколько нам этой жизни? Радоваться надо, наслаждаться... Природой, вином, одеждой, - (подошедшая Любочка поставила перед Леной омлет), -.... едой. Философия романтизма. Слышала? Философия наслаждений. Имеет право быть.
Лена ковыряла свой омлет и молчала. А капитан видимо от вина разговорился:
- Хук, Гексли, Камю, Сартр... Не глупей тебя были. Романтики! А ты - пробирки.
Лене ужасно хотелось защитить себя и свои пробирки, но она молчала, потому что, когда она вышла из читалки, то вместе с летним ветром, наполненным теплом и липовым духом, её обдала и другая волна, поднявшаяся откуда-то из глубины, полная тупой и безотчетной тоски.
Она молчала еще и потому, что ей, наверное, ужасно нравился этот неглупый, самоуверенный капитан.
- Пойми ты....
- Я с вами, кажется, на брудершавт не пила.
- Давай выпьем. За чем дело-то встало? Расслабся, - капитан снова налил вина.
- Я... не хочу.
- Па-три-са-ю-щая ошибка, - капитан усмехнулся. Бьюсь об заклад - Коши бы тебя, ой пардон, вас, мадемуазель, не одобрил бы. Он француз ведь был?
А французы толк в жизни знали. Антрекот хорош. Хороший у меня антрекот, - отрезая кусок от роскошного мяса, повторял капитан. - А вам омлет, милая девушка... Омлет. У вас своя философия.
Лена взглянула на капитана еще раз, потом кивнув на висящий на стуле китель, спросила:
- Формой берете или.... содержанием?
Капитан поперхнулся от неожиданного вопроса, а Лена продолжала:
- Интересно, что вас больше радует, что у вас - антрекот или, что мне его не дали?
Капитан смотрел с явным удивлением, мол, ну-ка, ну-ка, кто тут подал голосок?
- Такие, как Любочка вам нравятся? О чем вы с ней будете говорить? О ее выручке? Это конечно легче, чем о Коши.
Капитан даже перестал жевать.
- И почему ваша рюмка с вином гораздо правильней, чем мои, оплеванные вами, пробирки? У? Почему? Вы что, самый умный?
Капитан положил вилку, закурил и глядел на Лену как-то уж очень внимательно.
А Лена продолжала:
- Вам сколько лет? Тридцать? С небольшим? Наполеон уже был Наполеоном.

Ах, вон вы куда..., - сказал капитан и процитировал:

Мы все глядим в Наполеоны
Двуногих тварей миллионы...., - и, стряхивая пепел, спросил:

Вам-то туда зачем, милая девушка? И потом, я же не говорил, что рюмка это правильней. Рюмка вина это рюмка вина, а пробирка это пробирка.
Нельзя требовать от вещи ничего кроме того, что бог хотел ей дать. Ведь окружность не обижается, что у неё нет свойств сферической поверхности.
Капитан затягивался, не спуская глаз с Лены:
- И я никогда бы не сказал, что я умнее всех. Нельзя сказать, что бог дал нам больше ума или меньше. Бог так же лишил нас большего разума, как круг - свойств шара. Я такой какой уж есть.
- Но вы же говорили, что - ошибка.
- Я мог совершенно искренне заблуждаться. Если я заблуждался в отношении вас, то... - Лена вскинула глаза на капитана, как бы принимая вызов. -.. то.., - капитан увидел неожиданный, ясный, юный взгляд, - то следует только то, что это моё неотъемлемое качество - заблуждаться...
Капитан хотел сказать что-то другое, но от этого взгляда он смутился. Нет, он не подал виду. Но Ленины глаза - открытые, даже распахнутые миру, он будет вспоминать ещё очень долго. А Лена вдруг потеряла весь свой напор от этого признания.
- Может я опять заблуждаюсь, но женщина ученый это не женщина... И не ученый, - стряхивая пепел, говорил капитан.
- Но, как же...
- Ой, только не надо про Кюри там, про Склодовскую.... Тьфу ты, Ковалевскую.
- Я хотела сказать о...
- О чём?
Лена опять оробела и опять краснея тихо произнесла то, чего она никому никогда не говорила. Просто ей нравился этот наглый капитан.
- О творчестве. Ведь какой-то след надо оставить.
- Любовь - категория того же порядка, что и творчество. Она тоже не для всех, не всем дается. А то, что след..., - он наклонился к Лене и тихо прошептал:
- Знаешь что, ты только ради бога, мужу своему будущему это не говори, а то он... на тебе такой след оставит.
Капитан захохотал и выпил налитую рюмку.
Лена вскочила, рванулась из-за стола, но капитан поймал ее руку и сказал уже так серьезно, как только мог:
- Ну прости, прости.
- Пустите, - Лена дернулась и от этого резкого движения опрокинулся графин с красным вином. На белую скатерть.
- Ну смотри, что ты наделала...

Лена не помнила, как выбежала из ресторана. Она прибежала в читалку, села, вся пылая, за свое место.
Вдруг её осенило, что не заплатила. Она вскочила и побежала обратно. "Он же мог подумать, что я просто удрала... Да при чём здесь он...".
Лена отгоняла мешавшиеся у неё в голове мысли.
Вбежав в ресторан, она натолкнулась на разъярённую Любочку.
Извиняясь, стала протягивать ей деньги. Любочка почему-то не брала.
Капитан сидел на своём месте и курил. Он видел Лену, но молча, наблюдал. Он был серьёзен.
Лена растеряно подошла к нему, потом села за столик.
Капитан курил и молчал.
Ну почему он молчал, почему уже не улыбался? Может Любочка показала свое истинное лицо, когда узнала, что с кого-то не получила?
Лена опустив голову, спросила:
- Сколько я вам должна?
Капитан молчал, а Лена не поднимала головы. Она видела красное пятно на скатерти. Потом подошла Любочка и демонстративно сдёрнула скатерть со стола.
Лена поняла, что за скатерть тоже заплачено.
Капитан подвинул ей её тетрадки.
Боже, первый раз в жизни она о них забыла! Начисто!
- Я не сомневался, что ты прибежишь. Нет, не ко мне конечно. За своими тетрадками. Забудь весь наш дурацкий разговор. Извини, но на "Вы" у меня не получается. И вообще - извини. А деньги убери. Всё в порядке. Иди и твори.
Лена отметила это - "иди". Значит надо уходить.
Она поднялась и, тихо сказав "спасибо", пошла к выходу.
Она шла медленно, нерешительно. Она никак не хотела вот так уйти и больше никогда не видеть капитана. Но он сказал - иди. Она и уходила.
А потом, в читалке, всё время смотрела в окно. Но там не было капитана.
И когда шла домой - смотрела по сторонам.
Капитана не было.

Страница 2 из 8

А что это такое? Это заблуждение ума. Все наши проблемы начинаются с этого ложного чувства, и мы терзаемся, доводим себя до болезни и думаем, будто этот дом, эта машина, этот человек, который любит нас, – для нас всё, и «если он перестанет любить меня, я сойду с ума!»

Один духовник спросил девушку:

– Почему ты губишь из-за него свою жизнь?

– Но он был такой хороший! – отвечает она. – Я его слишком люблю! Я не могу без него жить!

– Однако семь миллиардов человек на планете как-то живут нормально, вообще не думая о нем! Им даже никто не интересуется. А ты сходишь с ума! Почему?

Потому что человек привыкает оперировать только помыслами, умом и не понимает красоты своего внутреннего мира. Ты прекрасен, ты прекрасна и ценна, даже если другой не уважает и не любит тебя. Что сказал Христос? «В вас есть нечто, чего никто у вас отнять не может». Даже если вас бросят в огонь, даже если сожгут, в душе у вас есть нечто красивое, подлинное, вечное, чего никто у вас отнять не может, поколебать вас и свалить.

Входишь ли ты во внутреннее соприкосновение с этим? Удается ли нам войти в соприкосновение с нашей душой, с красотой нашего внутреннего мира? Думаю, нет, потому что целый день мы что-то делаем, целый день о чем-то думаем, ум наш носится где-то и не дает нам покоя.

Почему покончили с собой все эти люди в Греции с тех пор, как начался кризис, и доныне, около трех тысяч человек, люди молодые и постарше, пенсионеры? Потому что они не научились подпитываться от сердца, а ум сделал их безумными. Думаю, когда они кончали с собой, они не были голодны, никто в этот миг не страдал от голода, вообще не было ничего ощутимого, что создавало бы им проблему. А что создало для них проблему? Мысль о будущем, о кредите, обществе, детях, о том времени, «когда я стану посмешищем потому, что не смогу заплатить».

А что это всё такое? Помыслы. А кто внес эту проблему? Ум. Ум сделал их безумными: еще не дойдя до тюрьмы, они сами заключили в темницу свою душу путем самоубийства. Поэтому я и говорю вам, что это очень важно – понять, что ум говорит нам ложь, много лжи.

Например, сейчас я могу решить, что вы на меня посмотрите и скажете что-нибудь плохое, а вы ничего плохого даже не думаете. Это ум говорит эти вещи. Или девушка идет по дороге и думает, что все на нее смотрят и критикуют: «Ты посмотри, ты посмотри на эту». А никто и не говорит так. Это ум порождает эти сценарии и делает тебя больным. Поэтому Церковь и дала нам возможность молитвы.

А что такое молитва? Она – именно это погружение ума в наше сердце, туда, где имеется океан спокойствия, где тишина, покой, полнота Бога, слава от Бога, свет от Бога, любовь от Бога, туда, где у тебя нет такого чувства, будто тебе чего-то не хватает. У тебя есть всё. Но чтобы сделать это, ты прежде всего должен туда погрузиться. Успокоиться, избегая того, о чем ты думаешь, и сказать в себе: «Успокоюсь-ка я немного, поразмышляю немного!»

Святые использовали (если вы помните из книг, которые читали) метод так называемой Иисусовой молитвы. Это краткая молитва: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» . Все, пробовавшие ее совершать, на исповеди говорят, что не могут сосредоточиться на одном этом, а думают еще и о других вещах. Почему? Потому что, как мы сказали, ум не хочет успокаиваться, шум и гам ему нравятся, он не выносит спокойствия.

Женщины летом говорят: «Поедем в отпуск!» И вы едете отдохнуть, но и там находите себе новую работу. Я вижу это на своих близких: они едут отдохнуть на дачу или куда-нибудь еще и там затевают уборку, и пока она закончится, прошло уже два дня, а на четвертый возвращаются обратно. Ты говоришь ей:

– Ну сядь немного, отдохни!

А она:

– Не могу! Если я что-нибудь не буду делать, я не могу!

Нет, это не так, это наш ум хочет, чтобы стоял постоянный шум. Он не выносит покоя.

Большинство людей довольно часто (иногда всю жизнь) находятся в состоянии заблуждения, беспокойный ум обманывает их, и это приводит к отрицанию реальности. Это тот груз, который мы обретаем, проходя по нашей жизни. И чем дольше мы носим в себе этих внутренних демонов, тем тяжелее наше бремя и все труднее нам бывает освободиться от него. Лечение в таком случае - общепринятый путь. Врач действует в роли стороннего наблюдателя, держа перед нами зеркало нашего поведения. для данных целей оказывается не столь привычным инструментом. Посредством медитации мы можем научиться действовать в роли стороннего наблюдателя и держать перед собой то самое зеркало. При этом мы делаем важный шаг для того, чтобы связать воедино духовные ценности и обыденную жизнь.

Болезнь отрицания действительности

Без доли осознанного внимания мы так и останемся узниками ранее выработанных воспитанием стереотипов. Мы несем по жизни свой образ поведения и въевшиеся привычки. При смене близких взаимоотношений мы подходим к каждой встрече с целым рядом предрасположенностей и давно устоявшихся форм поведения . Эти личные образцы труднее всего выявить, поскольку они невидимым образом запечатлены в нас самих. Подобно руслу реки, наши давно устоявшиеся ожидания определяют направление наших реакций и восприятий. Находясь в заблуждении наш ум воспринимает события жизни через кривое зеркало, таким образом создавая ложные умозаключения. Если мы обладаем низкой самооценкой, то будем постоянно ощущать себя предметом критики, а если мы глубоко боимся, то не сможем доверять.

Когда у нас отсутствует доверие, мы попытаемся компенсировать его напускной бравадой. Самооправдание, неприятие ответственности и обвинение других - все это позволяет нам прибегать к отрицанию реальности в попытке защитить себя. Когда наш ум заблуждается, мы можем отрицать большие и малые ошибки, причину и следствие, ответственность и причастность. Пробужденный созерцательный ум, однако, не оставляет места для отрицания реальности, ибо при ясном свете дня внутреннее «я» не может скрыться от самого себя. Отрицание реальности везде будет в чести, где довлеет статус-кво. Мы избегаем видеть вещи как они есть и искажаем ход событий, чтобы сохранить приятную нашему взору иллюзию. Мы делаем козлами отпущения других, чтобы обезопасить себя. Хотя мы признаем правду на глубоко скрытом уровне в подсознании, открыто признать свои ошибки мы не в силах. Трудные отношения порождают самообман, что приводит к неоправданным обвинениям. Мы бежим от правды, чтобы сохранить созданное нами представление о самих себе. Заблуждение ума, обман и отрицание реальности являются расхожей монетой повседневной жизни и повседневных отношений. Когда мы готовы принять свет осознания окружающего мира, мы готовы обрести самих себя.

Будьте сознательны и открыты

То, как мы смотрим на мир и собственное место в нем, формирует наши привычки, устремления и поведение. Узкий взгляд рождает узость восприятия. Взгляд на мир через призму ограниченных представлений уменьшает все вокруг в той же степени. Узкое мировосприятие создает и суженный мир. Каждая новая возможность, позволяющая расширить эти рамки, отбрасывается, не замечается или просто извращается. Новый опыт должен быть подогнан под существующую внутреннюю модель мира. Если мы стремимся увязать все новое с нашими существующими предубеждениями, мы постоянно сужаем свой жизненный опыт. Если нам не удается замечать текучести самой жизни и разбираться в ней, то оказываются разобранными сами мосты, соединяющие нас. С другой стороны, если мы сумеем быть открытыми, то будем расти и мужать. Если мы пытаемся строить отношения посредством открытости, то начинаем видеть вещи, как они есть сами по себе, а не в виде порождений наших собственных предубеждений. Мы способны создать условия, при которых могут происходить внутренние перемены. Наши механизмы самосохранения настолько тонки, что мы не замечаем их работы до тех пор, пока не сделаем должного усилия для наблюдения за ними.

Медитация позволяет нам развить наблюдающее сознание, создать внутри себя наблюдателя. Буддизм называет и двадцать вторичных. Они призывают нас к самоанализу. Путь к западным мистериям обычно открывается призывом «Познай самого себя». Если вы готовы к обретению самих себя, значит, вы со всей серьезностью готовы приступить к медитации. И пусть вас не смущает то, что ваш поиск примет, без сомнения, сугубо внешнюю форму, само путешествие в действительности совершается внутри. Возможно, настало время для нового призыва, ведь дорогу к себе можно открыть самым разнообразным образом. Выражение «Я есмь тот, кто я есмь » может послужить новой исходной позицией, поскольку в действительности вам не нужно отправляться в путешествие в поисках себя, а требуется просто открыть глаза на то, кем вы являетесь . Этот новый призыв не отменяет перемен или роста, он лишь утверждает, что вы способны усвоить все для понимания, чем вы являетесь в каждый момент. Попробуйте медитировать на этих словах и посмотрите, принесут ли они вам осмысление самих себя.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Просмотры 1 176

И. В. Музычко

Из всех проблем, связанных с действием духов зла среди верующих, наиболее часто встречаются проблемы обольщения и оккультной обремененности. Поэтому христианин на этапе духовной зрелости призывается Духом Святым к служению по освобождению детей Божьих от обольщения и оккультной обремененности. Что такое обольщение? Это не просто обман, заблуждение, неправильное понимание какого-то вопроса, которое происходит от незнания Писания или недостаточного его знания, все это - заблуждение ума. Христос говорит фарисеям: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29; Мр. 12:27; 1Кор. 15:33; Гал. 6:7). Человек попадает в заблуждение ума, когда пытается постичь духовные истины своим плотским умом (Кол. 2:18; 1Кор. 3:18) . Христианин попадает в заблуждение, если допускает грех в своей жизни (Иак. 1:14, 26; Рим. 7:11; Гал. 6:3; Евр. 3:13). Заблуждение ума обычно устраняется вразумлением, наставлением и молитвой (Кол. 1:28, 3:16; 1Фес. 5:14; 2Тим. 2:25; Тит. 1:9; Кол. 1:9; Еф. 1:16-18).

Обольщение - это духовное заблуждение, которое возникает под воздействием «духов обольстителей» (1Тим. 4:1), которые для обмана применяют «искусство обольщения» (Еф. 4:14), то есть тонкую подделку под истину. Обольщение состоит в уклонении от истины Божьей, путем добавления чего-то к истине Божьей или отнимания каких-то слов от Слова Божьего (Отк. 22:18-19). Причем, это делается так, чтобы простодушный человек не заметил этой подделки (Рим. 16:18). Искусство обольщения заключается в том, что духи обольстители внушают человеку определенные мысли, чувства или желания. Возможность такого обольщения подтверждается практикой христианской жизни, а также многими примерами из Писания. «Петр сказал: Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?» (Деян. 5:3). Жалость Петра по отношению к Иисусу тоже была бесовского происхождения, что видно из категорического заявления Христа: «отойди от Меня сатана, ты мне соблазн» (Мф. 16:23). Эти бесовские внушения являются «искусством обольщения», так как они делаются так тонко и хитро, что воспринимаются человеком как свои собственные, а иногда, как идущие от Бога. Приняв эти внушения в свое сердце, человек попадает полностью под влияние этих мыслей, чувств или желаний.

Вопреки распространенному мнению о полной безопасности детей Божьих, духовное обольщение весьма распространено среди верующих. Доказательством этого является, во-первых, то, что об этом ясно говорит Писание (Мф. 24:4-5, 24 ; 2Кор. 11:14-15; 2Фес. 2:2; 1Тим. 4:1), а во-вторых, наличие многих заблуждений и ересей в христианстве, возникших под воздействием духов обольстителей. Самыми яркими примерами такого духовного обольщения являются харизматическое и экуменическое движения нашего времени, о которых более подробно говорится в шестой главе. Харизматическое движение является тем духовным обольщением, о котором предупреждал Христос, что оно появится в последнее время (Мф. 24:4-5,24). Опасность этого обольщения даже для избранных состоит в том, что оно распространяется «лжеапостолами, лукавыми делателями, принимающими вид Апостолов Христовых» (2Кор.11:13), которые с Библией в руках распространяют «иное благовестие, иного духа и проповедуют другого Иисуса» (2Кор.11:4). Сила этого обольщения состоит в том, что сам «сатана, принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14) и демонстрирует через своих служителей «всякую силу, знамения и чудеса ложные» (2Фес. 2:9).

Христианину, попавшему в такое обольщение, очень трудно освободиться от него из-за того, что это обольщение действует не так на разум человека, как на его эмоциональную сферу. Человек получает как бы «неопровержимые доказательства» действия в нем «Духа Святого», который во время харизматических общений вводит человека в транс и вызывает в нем ощущение приятного «блаженства», подобного наркотическому воздействию.

Такому обольщенному христианину может помочь зрелый христианин, душепопечитель, пролив в его обольщенное сознание свет истины на основании слова Божия. Христос сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). Для того чтобы этот свет достиг сознания человека, необходимо молитвой ходатайства стать в проломе за его душу (Иез. 13:5, 22:30; Иак. 5:16), вступить в борьбу за него (Неем 4:14) . Необходимо «оружием не плотским, но сильным Богом разрушить твердыни» этого обольщения в разуме и чувствах человека и «пленить помышление его в послушание Христу» (2Кор. 10:4-5). Необходимо молитвой веры «связать этого сильного» (Мф. 12:29), который со своим оружием обольщения «охраняет свой дом» (Лк. 11:21-22) . И тогда, по вдохновению от Духа Святого, словом истины «просветить очи сердца» (Еф. 1:18) такого обольщенного человека, чтобы он через молитву покаяния и отречения «освободился от сети диавола, который уловил его в свою волю» (2Тим. 2:25-26). Всему этому Дух Святой научает христианина на этапе духовной зрелости.

Духи обольстители могут обольщать верующих не только с помощью всякого рода лжеучений, но и на почве согрешения. Типичная схема, по которой действует дух обольститель выглядит, примерно, так: сначала сатана через определенные обстоятельства вводит человека в искушение и в грех. Когда христианин согрешит, дух обольститель «обличает» его, внушая ему мысль (Деян. 5:3), что ему нет прощения от Бога, что он похулил Духа Святого. Свои обвинения в адрес христианина дух обольститель сопровождает воздействием на его эмоциональную сферу, вызывая в человеке чувство вины, удручения и угнетения. Обычно обличение в согрешении производит Дух Святой. Обличение Духа Святого никогда не вызывает в человеке удручения или угнетения, но раскаяние, осуждение греха и радость прощения, но если христианин неопытный и не умеет различать нежный голос Господа от чужого голоса (Иоанн. 10:4-5), то дух злой, подделываясь под голос Божий (2Кор. 11:14), обольщает такого неопытного христианина. Приняв такое обвинение от духа обольстителя, христианин тем самым «дает место диаволу» (Еф. 4;27), который настраивает в его душе твердыни обольщения (2Кор. 10:4). Диавол же, который «приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» (Иоанн. 10:10), своими угнетениями и удручениями ввергает христианина в депрессию, внушая ему мысль о самоубийстве. Такой христианин срочно нуждается в помощи душепопечителя, который светом истины Христовой смог бы разрушить эти твердыни-внушения в его сознании и через молитву покаяния и отречения помог бы христианину освободиться от обольщения.

Есть еще одна категория детей Божьих, которые нуждаются в духовной помощи зрелых христиан, это так называемые оккультно обремененные люди. Этим термином в богословии душепопечительства называют людей, которые до своего обращения к Богу имели общение с духами зла через разного рода оккультизм, как, например, гадание, колдовство, чародейство, белая и черная магия, спиритизм, обращение к экстрасенсам и другим колдунам за помощью и др. Все эти оккультные действия являются особыми грехами, «мерзостью пред Богом» (Вт. 18:9-13; Лев. 19:31, 20:27). Эти грехи являются особыми не потому, что у Бога есть какие-то затруднения в прощении этих грехов при покаянии грешника, вовсе нет, ибо кровь Иисуса Христа сильна очистить кающегося грешника «от всякого греха» (1Иоан. 1:7; Евр. 9:14). Они являются особыми из-за того, что это грехи «общения с бесами» (1Кор. 10:20), грехи через которые человек «дает место диаволу» (Еф. 4:27) и, таким образом, «уловляется в сеть диавола» (2Тим. 2:26).

Когда такой человек обращается к Богу в покаянии, то Господь прощает ему все грехи, в том числе и грехи оккультизма, и через рождение свыше делает его дитем Божьим. Однако, иногда духи бесовские мстят такому человеку за то, что он вырвался из их сетей. Известно из Писания и практики христианской жизни, что противник диавол охотится за всеми детьми Божьими, то как рыкающий лев, чтобы их поглощать (1Петр. 5:8), то как принимающий вид Ангела света, чтобы обольщать (2Кор. 11:14; Мф. 24:24). Мнение, что духи зла детей Божьих вообще не касаются, не соответствует действительности. Это верно в том случае, если христианин «хранит себя, и тогда лукавый не прикасается к нему» (1Иоан. 5:18). Поэтому к человеку, который до уверования имел общение с бесами через оккультную практику и который после уверования не умеет хранить себя, лукавый не только может прикасаться (1 Иоан. 5:18), но может пытаться снова завладеть его душой, и тогда для такого человека последнее может быть хуже первого (Мф.12:43-45).

Иногда оккультная обремененность наступает в результате так называемого родового греха, когда родители или прародители человека были орудиями диавола и занимались тяжкими видами оккультизма. К потомкам таких людей злые духи имеют доступ по закону духовной наследственности и стараются держать их в порабощении. А если им удается вырваться из сети лукавого через уверование и покаяние, то злые духи еще долго могут оказывать на них свое пагубное влияние.

Это бесовское влияние может иметь самые разнообразные формы: страхи, беспокойства, расстройства сна, внутренние голоса, пассивность воли, угнетение и даже депрессию. Иногда это влияние проявляется в виде болезней, несчастных случаев, семейных разладов и других бед. Очень подробно и профессионально описаны последствия оккультной обремененности в известных книгах немецкого ученого и христианского душепопечителя доктора Курта Коха «Душепопечение и оккультизм» и «Между Христом и сатаной». В своей душепопечительской практике Курт Кох обнаружил, что даже однократный контакт с оккультной практикой (гадание, спиритический сеанс или обращение за помощью к экстрасенсам и др.) часто приводит к заметным нарушениям в духовной жизни. Эти нарушения часто выражаются в отвращении к молитве и чтению Слова Божия, духовной апатии, греховных мыслях и других проявлениях. Если у человека, после его уверования, происходят подобные явления, то это, как правило, указывает на его оккультную обремененность. Такой христианин нуждается в помощи со стороны душепопечителя, чтобы освободиться от этой оккультной обремененности.

Среди верующих бытует мнение, что дети Божьи находятся в полной безопасности и лукавый их не касается, так как «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8). Это утверждение правильно, но оно условно. И это условие заключается в слове «боящихся Его», то есть, если христианин живет в страхе Божьем, в послушании Господу, то он находится под защитой и оградой Божьей. Если же он допускает непослушание Господу, нарушает волю Божью, то этим он выходит из-под защиты Божьей, и он, как уже указывалось, может оказаться в положении того человека, который вышел из Иерусалима и пошел в Иерихон (Лк. 10:30). Значение этой притчи не только в милосердии Самарянина, но и в том, что христианину не следует выходить за «стены Иерусалима», ибо можно попасться разбойникам и оказаться израненным, едва живым. Писание говорит: «Рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Иоан.5:18). Другими словами, лукавый не прикасается к христианину, если он хранит себя. «Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Пр. 18:10).

Если христианин находится в этой башне, он в полной безопасности, а вне этой башни «противник диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Петр. 5:8) . Писание говорит: «Не давайте места диаволу» (Еф. 4:27) . Если же христианин дает место диаволу в своем сердце, то он может поглотить его унынием, разочарованием, угнетением, удручающими мыслями, что нет мне прощения, что Бог меня не слышит. Это может привести к безысходности и глубокой депрессии, и тогда враг может внушать мысли о самоубийстве.

Как же душепопечитель должен относиться к страданиям, исходящим от духов зла? Здесь самое трудное распознать источник страдания. Поэтому Писание советует: «Во дни несчастья размышляй» (Еккл. 7:14). Часто это бывает не так просто, из-за того, что враг маскирует свои действия. Он может внушать человеку, что причиной его страдания являются естественные причины такие, как усталость, расстройство нервной системы, неблагоприятная окружающая обстановка, недоброжелательность окружающих людей, тяжелая судьба и другие. Однако, если душепопечитель «имеет ум Христов» (1Кор. 2:15-16), то «ему не безызвестны умыслы» лукавого (2Кор. 2:11), и за «естественными» причинами ему не трудно будет увидеть «козни диавольские» (Еф. 6:11). Если душепопечителю стало ясно, что источником страдания христианина являются духи зла, то он должен попытаться помочь такому верующему освободиться от влияния на него духов злобы поднебесных. Обычно эта работа начинается с усиленной молитвы за этого верующего, чтобы Господь просветил очи сердца его, чтобы он увидел истинную причину своих страданий. Умелая беседа душепопечителя с таким страждущим верующим должна быть направлена на то, чтобы открыть ему истинную причину его страдания, и где он дал место диаволу (Еф. 4:27). Для освобождения такого верующего от этих раскаленных стрел лукавого, душепопечитель должен привести этого верующего к исповеданию (1 Иоан. 1:9; Иак. 5:16) и к отречению от того, что он принял и сделал по внушению врага (Рим. 13:12; Иов. 42:6). Иногда этого недостаточно, враг не отступает, и тогда приходится применять более действенные средства борьбы для победы над врагом.

И. В. Музычко, Живое христианство и тайна беззакония