Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными (союзными) словами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой.
Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточной . Часть сложноподчиненного предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главной .
Зависимость придаточной части от главной - явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Довольно часто большую смысловую значимость имеют именно придаточные части предложения. Например: Известно, что слоны в диковинку у нас (Кр.); - Ведь главное то, чего не понимают такие люди, - сказала дама, - это то, что брак без любви не есть брак (Л. Т.). Это, конечно, не исключает и совпадения главной части предложения и смыслового центра высказывания.
Подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях - подчинительных союзах и относительных (союзных) словах. Например, из двух предложений Ему стало душно, и он вышел на крыльцо и Он вышел на крыльцо, так как ему стало душно сложноподчиненным является только второе, имеющее в своем составе подчинительный союз так как , хотя и в том и в другом случае выражаются причинно-следственные отношения.
По структуре нерасчлененные СПП делятся на три типа: 1) местоименно-соотносительные; 2) субстантивно-атрибутивные (термины Н.С. Поспелова); 3) изъяснительные (термин В.А. Богородицкого и Н.С. Поспелова).
Местоименно-соотносительные СПП. Исходя из названия этой разновидности СПП в качестве контактного слова в главной части выступают указательные местоименные слова, которые соотносятся с союзными словами в придаточной части, образуя вместе с ними цельные и устойчивые связочные структуры: то - что, тот - кто, такой - какой, тот - который, столько - сколько, настолько - насколько, там - где, так - как, тогда - когда и т. п., а также: так - что, такой - что, так - будто и др. Например: Что позабудет сделать человек, т о наверстает за него природа (Бродск.); Там, где в прошлом году была рожь, теперь лежал в рядах скошенный овёс (Ч.); Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою (Г.); Я только тот люблю цветок, который врос корнями в землю (Ее).
Местоименные контактные слова в главной части СПП выполняют функцию определенного члена предложения. Придаточная часть, которая поясняет указательное слово, как бы дублирует его синтаксическую функцию.
Общее грамматическое значение местоименно-соотносительных СПП - это отношения пояснения, которое определяется с помощью вопроса "а именно?".
Субстантивно-атрибутивные СПП. Придаточная часть в таких СПП относится к одному слову в главной, и это слово - имя существительное, которое может выполнять любую синтаксическую функцию в главной части и занимать в ней любое место:Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранной (Гонч.); Чичиков:увидел даму, которую он совершенно было не приметил: (Г.); К явлениям, которых я не понимаю, я подхожу бодро и не подчиняюсь им (Ч.). Придаточная часть соединяется с контактным словом изменяемыми и неизменяемыми союзными словами. При этом изменяемые союзные слова согласуются с контактным существительным в числе и роде:Мелкое болотистое озеро, по берегу которого (нельзя по берегу которой или по берегу которых) мы пробирались, ещё белело меж деревьев (Б). Связь неизменяемых союзных слов с контактным существительным выражена слабо:Место, где можно было сойтись, это был лес, куда бабы ходили с мешками за травой для коров (Л. Т.).
В придаточной части изменяемые союзные слова выполняют функцию определенных членов предложения: по берегу которого (род. п.) - несогласованное определение; думал о которой (предл. п.) - дополнение; которые вели (им. п.) - подлежащее. Второстепенными членами обстоятельственного типа являются в придаточной части союзные слова - местоименные наречия: сойтись где, ходили куда, выполняющие функцию обстоятельства места.
Изъяснительные предложения. Структура изъяснительных СПП определяется необходимостью "распространения" контактных слов, среди которых не только глагольные формы (говорит, спрашивает, думает, слышит, уверяет, просит и др.), но и отглагольные существительные (мысль, слух, уверение, просьба, известие и др.), а также предикативы (известно, понятно, приятно; уверен, рад, удивлён и др.).
В составе сложноподчиненного предложения сочетаемость контактных слов "изъяснительной" семантики реализуется с помощью придаточной части: Легко вообразить (что?), какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших барышень (П.); Вдруг распространился слух (о чем?), что барин возвращается (Т.).
Объектное значение придаточной части выражается изъяснительными союзами что, как, будто, чтобы, ли. Выбор союза определяется особенностями его семантики. Основной союз что имеет общеизъяснительное значение и стилистически нейтрален. Союзы что и будто по-разному оценивают объектные отношения (что указывает на их реальность, а будто - на сомнительность, недостоверность, предположительность): В военной среде шли слухи, что Корнилов попал в авантюрное окружение (Ш.) - ср.: слухи, будто...; Наполеону казалось только, что всё дело происходило по воле его (Л. Т.) - ср.: казалось, будто...; О нём ходят слухи, будто он занялся хлебной торговлей и разбогател сильно (Т.) - ср.: слухи, что...
Общий признак сложноподчиненных предложений расчлененной структуры - отнесенность придаточной части ко всему главному предложению или к его предикату.
В зависимости от характера связи компонентов сложноподчиненные предложения расчлененной структуры делятся на два типа: предложения с детерминантной связью и предложения с корреляционной связью.
1. Сложноподчиненные предложения с детерминантной связью в качестве средств связи имеют семантические союзы и классифицируются по типу синтаксических отношений, создаваемых союзами. Виды предложений с детерминантной связью: предложения с временными отношениями, предложения со значением обусловленности, которые подразделяются на причинные, целевые, условные, уступительные и имеющие значение следствия; предложения со сравнительными отношениями и предложения с отношениями соответствия.
Предложения с временными отношениями оформляются разнообразными временными союзами, каждый из которых выражает ту или иную частную разновидность временных отношений. Самый употребительный и нейтральный временной союз - когда . Он выражает отношения одновременности или последовательности ситуаций. Придаточное предложение с этим союзом может находиться в любой позиции по отношению к главному: в препозиции, постпозиции, интерпозиции: Когда дети здоровы, я спокоен. Я спокоен, когда дети здоровы. Я всегда, когда дети здоровы, спокоен. Союзы пока , пока не обозначают не просто время, а временной предел, до которого существовала (существует, будет существовать) какая-то ситуация. Например: Пока я болел, меня навещали друзья. Пока ты не позвонишь, я никуда не пойду. Позиция придаточной части с этими союзами также свободная. Другие временные союзы: многочисленные составные союзы, выражающие различные проявления временных отношений: после того как, перед тем как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (После того как вы ушли, стало скучно ); союзы, соотносительные с частицами и наречиями, обозначающие мгновенную смену действий, ситуаций: как только, только, лишь, едва, чуть (По синим волнам океана ). Еще один временной союз, носящий устарелый характер, но употребляющийся в современной разговорной речи, - как (Но хоронить решили, как рассветет - К. Симонов).
Предложения с условными отношениями выражаются несколькими союзами, главными из которых являются если, если бы . Другие союзы: ежели, коли, кабы, когда, при условии если, при условии что . Условие, как правило, имеет характер нереальной ситуации, что ярче всего проявляется при употреблении форм сослагательного наклонения и союза с частицей «бы»: Если бы мы встретились раньше, наша жизнь была бы иной . Значение нереальности существует и при формах изъявительного наклонения: Если придешь раньше, разогрей обед. Если вы не читаете русскую классику, вы обедняете свою жизнь. Другие условные союзы менее употребительны по сравнению с «если» и имеют устарелый или разговорный характер.
Предложения с причинными отношениями оформляются разнообразными союзами, каждый из которых имеет специфику - семантическую, прагматическую или стилистическую. Среди них есть союзы нейтральные во всех отношениях, передающие значение причины без всяких дополнительных значений: потому что, так как, из-за того что, поскольку . Позиционная особенность союза «потому что» уже была отмечена раньше: придаточное с этим союзом не может находиться в препозиции по отношению к главному. Другие союзы (составные) имеют книжный характер и потому стилистически ограничены: в связи с тем что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что .
Предложения с целевыми отношениями оформляются союзами чтобы, дабы, для того чтобы, затем чтобы , а также частицами в союзной функции лишь бы, только бы . Придаточные предложения свободно располагаются по отношению к главному - в препозиции, постпозиции, интерпозиции. Например: Мать разбудила сына пораньше, чтобы он не опоздал в школу. Я на все готова, только бы мама выздоровела. Чтобы не думать, Самгин заставил себя вслушиваться в слова Спивак (М. Горький). Составные целевые союзы, как и причинные, обладают свойством расчлененности: Николай приходит обыкновенно ко мне по праздникам как будто за делом, но больше затем, чтобы повидаться (А. Чехов).
Предложения с уступительными отношениями оформляются союзами хотя (хоть, хотя …но), несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что . Уступительное значение - это значение нереализованного условия, придаточное выражает условие, противоречащее содержанию главной части. Расположение придаточной части свободное: Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (В. Короленко).
Особую группу сложноподчиненных предложений с уступительными отношениями составляют предложения с союзными словами «как», «сколько» и частицей «ни»: Как ни старался он убедить нас, никто ему не поверил. Сколько он ни думал, ничего не мог придумать.
Предложения с отношениями следствия оформляются единственным специальным союзом так что. Придаточное с этим союзом всегда находится в постпозиции, что объясняется специфическим значением союза: следствие после причины. Например: Снег все становился белее и ярче, так что ломило глаза (М. Лермонтов).
Предложения со сравнительными отношениями. В русском языке есть целый ряд сравнительных союзов. Союзы как и подобно тому как выражают достоверное сравнение, говорящий выбирает ситуацию, похожую на основную, выраженную в главном предложении: Каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды (Ю. Казаков). Союзы будто, как будто, словно, точно, как если бы, вроде того как выражают недостоверное сравнение. Например: Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел (И. Тургенев). Сравнение в этих предложениях носит предположительный характер и совмещается со значением предполагаемой (недостоверной) причины. Заменить союзы «словно», «как будто» и подобные на союз «как» невозможно.
Предложения с отношениями соответствия оформляются союзами по мере того как, чем - тем . Например: По мере того как стрелка часов приближалась к семи, возрастала тоска Буланина (А. Куприн) .
В сложноподчиненных предложениях с корреляционной связью средством связи является К-слово, которое ориентировано на предикативный центр главной части и является его повторным воспроизведением. В.А. Белошапкова назвала такие предложения относительно-распространительными. Первая часть слова-термина указывает на средство связи (относительное слово), а вторая - на семантику, синтаксическое отношение, которые имеет характер распространения (ср. в других классификациях - придаточное присоединительное). Если средством связи является местоимение «что» в любой падежной форме, то отношения чисто распространительные. Например: Пала роса, что предвещало хорошую пагоду. Отец пришел поздно, чего с ним давно не случалось. Если же в качестве средства связи используются местоименные наречия «отчего», «почему» или предложно-падежные формы «после чего», «для чего», «вследствие чего» , то главная часть имеет значение причины, цели или следствия. Например: Ей нужно было успеть на поезд, отчего она очень торопилась (в главной части - причина; ср.: Она очень торопилась, потому что ей нужно было успеть на поезд).
Сложноподчиненные предложения могут иметь несколько придаточных частей.
В сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными возможны два типа отношений между объединенными частями.
1. Все придаточные относятся непосредственно к главной части предложения: к отдельному слову или всей главной части в целом. В зависимости от значения придаточных и их отношения к главной части, они могут быть однородными подчиненными частями и неоднородными.
Однородными являются одноименные (одинаковые по семантике) придаточные, относящиеся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части в целом. Между собою эти придаточные связываются сочинительными союзами и называются придаточными соподчиненными .
В предложении Она [Аночка] пошла вместе с ним, довольная, что угодила ему и что может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика (Фед.) две придаточные изъяснительные части, соединенные сочинительным союзом и , относятся к одному слову главной части довольная . Соподчиненных придаточных может быть несколько. Так, в предложении Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамерзшие люди (М.-С.) три придаточные части изъяснительные.
Неоднородными являются придаточные разноименные, т.е. разные по семантике, а также придаточные одинаковые по значению, но относящиеся к разным словам главной части.
Например, в предложении После замерших московских улиц, где даже на перекрестках я не встретил ни одного милиционера, все, что происходило в райкоме, вселяло надежду (С. Бар.) две придаточные части, обе они относятся к главной, но, во-первых, они неодинаковы по семантике, во-вторых, относятся к разным словам главной части: определительная часть где даже на перекрестках я не встретил ни одного милиционера относится к субстантивному сочетанию московских улиц , а придаточная изъяснительная - к местоимению все , наполняя его конкретным содержанием.
В предложении (втором) Мясницкой ее (улицу) называли раньше. И все же дело не в том, как называли ее, а в том, что она улица удивительная! (С. Бар.) две придаточные части. Они имеют одно значение - изъяснительное, выполняют одну и ту же функцию - конкретизируют значение указательного местоимения, но относятся к разным местоимениям главной части.
2. Придаточные части образуют цепь: первая относится к главной, вторая к первой придаточной, третья ко второй придаточной и т.д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточные - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т.д. Каждая из придаточных при последовательном подчинении выступает в роли главной части по отношению к следующей придаточной.
В предложении Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь (Пан.) придаточная изъяснительная, относясь к глаголу главной части, в свою очередь имеет при себе придаточную определительную.
В сложноподчиненных предложениях может быть две (или несколько) главные части , которые имеют одну общую придаточную. Главные части в таком случае связаны между собой сочинительными союзами (возможна и бессоюзная связь). Общая придаточная часть может относиться как к отдельным словам в главных частях: ...Леля спала так спокойно и в ее ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.), так и к двум главным в целом, например: Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.). В первом случае придаточная часть, так же как и в присловных структурах, прикрепляясь к отдельным словам главных (одновременно к двум), конкретизирует их значение, во втором - при отношении к главным частям в целом, как и в неприсловных структурах, указывает на определенные обстоятельства, при которых совершается то, что обозначено в главных частях.
Сложноподчиненное предложение, состоящее не из двух, а из нескольких частей, может быть особым образом организовано и представлять собой период (periodos - круг; переносно - замыкающаяся речь). Особая организация заключается в следующем: придаточные и главные части предложения в нем группируются отдельно, в порядке последовательного перечисления. Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре.
В периоде обычно главной части (или главным) предшествует перечисление однородных придаточных. Например: Лишь только ночь своим покровом верхи Кавказа осенит, лишь только мир, волшебным словом завороженный, замолчит, лишь только ветер над скалою увядшей шевельнет травою, и птичка, спрятанная в ней, порхнет во мраке веселей, и под лозою виноградной, росу небес глотая жадно, цветок распустится ночной, лишь только месяц золотой из-за горы тихонько встанет и на тебя украдкой взглянет, - к тебе я стану прилетать, гостить я буду до денницы и на шелковые ресницы сны золотые навевать (Л.).
Построение сложного предложения в виде периода - явление не только структурно-синтаксическое, но и стилистическое. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью и потому свойствен обычно речи приподнятой, независимо оттого, прозаическая она или поэтическая.
Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, где одна часть зависит от другой. Независимая предикативная часть называетсяглавной частью, а зависимая обозначается термином придаточная. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части. Определение типа сложноподчинённого предложения происходит как по формальному основанию, так и по смысловому: учитываются средства связи и отношения, которые существуют между главной и придаточной частями. Придаточная часть может относиться к определённому слову в главной части (так называемые присловные придаточные) или ко всей главной части в целом (придаточные обстоятельственные). Присловные придаточные - придаточные определительные и изъяснительные, обстоятельственные придаточные - времени, условия, причины, цели, уступки, следствия, сравнения, места, образа действия, меры и степени. Особую группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными.
1. СПП с придаточнымиопределительными.
Придаточная часть распространяет слово в главной части - как правило, имя существительное,- располагается непосредственно за ним (а значит, может помещаться внутри главной части = находиться в интерпозиции), имеет определительное значение (отвечает на вопрос «какой?») и присоединяется при помощи союзных слов. Союзные слова - это относительные местоимения: какой, который, чей; что и относительные наречия: где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой существительное из главной. Союзные слова какой, который согласуются с существительным главной части в числе (а в единственном числе и в роде), а падеж их зависит от падежа того слова в придаточной части, которое ими управляет. Союзное слово чей согласуется в роде, числе и падеже с существительным только придаточной части.
Примечание. Выполняя, как и подчинительные союзы, связующую функцию в СПП (откуда и их название - союзные), эти слова принадлежат к знаменательным частям речи и являются членами предложения в придаточной части. Подчинительные союзы, которые также находятся в придаточной части СПП, будучи служебными словами, членами предложения не являются.
С помощью союзных слов присоединяются и некоторые другие типы придаточных (см. об этом далее), но для СПП с придаточными определительными они являются единственно возможным средством связи.
Союзные слова в СПП с придаточными определительными можно разделить на основные {какой, который, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда). Вторичные всегда могут быть заменены основным союзным словом который в определённой форме. Ср.:
Вот дом,который построил Джек. - союзное слово который согласуется в числе и роде с существительным «дом», в предложении является подлежащим.
Я попал в дом,какого мне не доводилось видеть. - союзное слово какого в числе и роде согласуется со словом «дом», в предложении является дополнением и стоит в форме родительного падежа при переходном глаголе «видеть».
Меня окликнул человек,чей облик показался мне знакомым. - «чей» согласуется с существительным «облик» в роде, числе и падеже; в предложении является согласованным определением.
Дом,что стоял на горе, был виден издалека. (что = который)
Дом,где мы жили прошлым летом, окончательно развалился. (где = в котором)
В доме,куда мы случайно попали, шёл ремонт, (куда = в который)
Мы очутились в старом доме,откуда уже вынесли все вещи. (откуда - из которого)
В тот вечер,когда они познакомились, шёл дождь. (когда = в который)
Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой (см. в последнем примере). Если же определяемым словом оказывается само указательное местоимение или определительные местоимения каждый, весь, всякий, , то такие придаточные называютсяместоименно-определи- тельными. Средства связи в них - относительные местоимения кто и что:
Тот,кто жизнью живёт настоящей,/Кто к поэзии с детства привык,/ Вечно верует в животворящий,/ Полный разума русский язык. (Н.А.Заболоцкий)
Я прощаюсь со всем,чем когда-то я был/ Ичто я презирал, ненавидел, любил. (А.Тарковский)
Отличие придаточных местоименно-определительных от собственно определительных заключается и в их способности располагаться перед главной частью, т.е. находиться в препозиции к главной части: Кто много читает, тот много знает. (пословица)
2. СПП с придаточнымиизъяснительными. Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, предикативному наречию, отглагольному имени существительному, т.е. к словам со значением речи, мысли, чувства, восприятия, имеют разъяснительное значение (отвечают на падежные вопросы) и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, как бы не, чтобы, чтобы не, ли, не... ли, ли... или, то ли... то ли) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, насколько).
Говорят,что перед величием природы, человек чувствует себя песчинкой в океане.
Слышно было,как жевали три пары челюстей. И послышалось мне,будто снег хрустит. (М.Ю.Лермонтов)
Я показал вид,как будто совершенно этого не заметил. (Н.В.Гоголь)
Он попросил,чтобы ему не мешали.
Я застегнул карманы вещмешка, ощупал себя, стараясь вспомнить,не забылли чего, и встал (Ф.Искандер).
Налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, былли то где-нибудь пожарили же собиралась восходить луна. (А.П.Чехов)
То ли жарко,то ли зябко,/ Не понять, а сна всё нет. (А.Т.Твардовский)
Как видно из приведённых примеров, изъяснительная придаточная часть обычно находится за тем словом в главной части, к которому она относится, но она может располагаться и перед главной частью:
Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем. Придаточная изъяснительная часть может служить для передачи чужой речи. Чужая речь, оформленная как придаточная изъяснительная часть, называется косвенной речью.
Он сказал,что ничего не слышал об этом. - В этом случае в качестве средства связи выступают подчинительные союзы. Если придаточная часть является косвенным вопросом, то она присоединяется к главной части союзными словами, которые в прямой речи были вопросительными:
Ты помнишь,какая погода была? (А.Тарковский). Он спросил,когда мы вернёмся.
Но если вопрос в прямой речи был выражен без помощи вопросительных местоимений и местоименных наречий в качестве вопросительного слова и был оформлен только интонационно или с помощью вопросительной частицы «ли», то в косвенном вопросе (в обоих случаях) выступает частица ли, употреблённая в значении союза: Я не знаю, придётли он завтра.
Особого внимания заслуживают придаточные изъяснительные, относящиеся не к глаголу, а к имени существительному, которое близко по значению глаголу и чаще всего от него образовано (вера, надежда, слух, мысль, сообщение, решение, вопрос и под.). Сравним два предложения:
Слухи,что уроков не будет, не подтвердились.
Слухи,что давно гуляли по школе, не подтвердились.
Оба предложения - присловные, и в первом примере возможны два вопроса к придаточной части: «какие?» (как к придаточному определительному) и «о чём?»(как к придаточному изъяснительному), но замена союза что на союзное слово которые - основное в придаточных определительных - невозможна. Следовательно, мы имеем дело с придаточным изъяснительным (ср.: Все слышали,что уроков не будет.). Во втором примере такая замена неосновного союзного слова что на основное которые возможна (ср.: Слухи,которые давно гуляли по школе, не подтвердились.) Т.е. это СПП с придаточным определительным.
Завершая обзор СПП с придаточными изъяснительными, остановимся ещё на одном случае, когда придаточная часть занимает незамещённую в главной части позицию подлежащег о. Позицию сказуемого в таких предложениях всегда занимают глаголы со значением бытия, выявления признака (бывает, бывало, оказывается, оказалось, случается, случалось, получается, получалось, выясняется, выяснилось и под.) или наречия:
Мне нравится,что вы больны не мной. (М. Цветаева)
Вспомнилось,как вчера ночью в Москве я проснулся и по дыму в окне узнал время. (М.М.Пришвин)
Хорошо,что дождь прекратился.
Имея это в виду, разбирать главную часть с точки зрения её структурного типа нужно как двусоставное неполное предложение с отсутствующим подлежащим, позицию которого занимает придаточная часть (ср.: Это мне нравится; Это вспомнилось; Это хорошо).
3. СПП с придаточнымивремени.
Придаточная часть относится ко всей главной части в целом, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до каких пор?» и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и других. (Отметим, что группа временных союзов - самая многочисленная среди подчинительных союзов, т.к. на базе простых создаются новые, составные).
Владыки и те исчезали/ Мгновенно и наверняка,/Когда невзначай посягали/ На самую суть языка. (Я.В.Смеляков)
С тех пор как мы виделись с ним последний раз, много воды утекло.
Осторожноу от дерева к дереву, от камня к камню, я стал удаляться от опасного места и,когда почувствовал себя вне выстрелов, вышел на тропинку. (В.К.Арсеньев)
Как видно из приведённых примеров, придаточная часть в этих СПП может находиться в постпозиции, препозиции и интерпозиции к главной части. Существуют лишь два случая, когда положение придаточной части фиксированно. Первый связан с употреблением союзов как, как вдруг , формирующих отношения внезапности, неожиданности последующей ситуации между главной и придаточной частями. Придаточная часть стоит после главной, и этот порядок следования частей ни при каких условиях не может быть изменён:
Наташа ещё не кончила петь,как в комнату вбежал Петя с известием, что приехали ряженые. (Л.Н.Толстой)
Я велел было поскорее закладывать лошадей,как вдруг поднялась ужасная метель. (А.С.Пушкин)
Второй случай имеет другую природу и связан с употреблением в качестве средства связи не союза когда , а союзного слова когда. Союзным словом когда присоединяется придаточная часть, если она относится к одному слову главной части - обстоятельству времени, выраженному указательным наречием «тогда» или другим наречием с обобщённым значением: Они вернулись тогда,когда их уже перестали ждать. Впоследствии,когда , откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека. (М.А.Булгаков)
4. СПП с придаточнымиусловия.
Придаточная часть относится ко всей главной в целом, имеет значение условия, отвечает на вопрос «при каком условии?» и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (=если), коли, коль скоро, раз, в случае если и некоторых других:
Если я заболею,/ к врачам обращаться не стану,/ обращусь я к друзьям. .. (Я. В. Смеляков)
В оформлении условной связи может участвовать двухкомпо-
нентный союз: если - то, если - так, если - тогда:
Если хочешь быть хорошим оратором,то надо уметь хорошо и выразительно читать. (И.Ильинский)
Как и придаточные времени, придаточные условия могут занимать любое положение по отношению к главной части.
5. СПП с придаточнымипричины.
Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, основания (главная часть - следствия, результата), отвечают на вопросы «почему?», «отчего?» и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и под.: Полюбил я седых журавлей/ С их курлыканьем в тощие дали,/ Потому что в просторах полей/ Они сытых хлебов не видали. (С.А.Есенин)
Так как встала полная луна, то многие пошли гулять. (Л.Н.Андреев)
Наряду с СПП с собственно-причинным значением, в которых придаточная часть сообщает о настоящей причине того, о чём говорится в главной части, существуют СПП с не собс т в е н но -причинным, аргументирующим значением, где в придаточной части заключено косвенное свидетельство, помогающее сделать вывод о сообщаемом в главной части. Сравним два предложения:
В комнатах горел свет, потому что он был дома. (СПП с собственно-причинным значением)
Он был дома, потому что в комнатах горел свет. (СПП с при- чинно-аргументирующим значением)
Союз тем более что употребляется для дополнительного обоснования того, о чём сказано в главной части:
Со Швабриным встречался редко и неохотно,тем более что замечал в нём скрытую к себе неприязнь. (А.С.Пушкин)
6.СПП с придаточнымицели.
Придаточная часть относится ко всей главной, имеет значение цели, отвечает на вопрос «с какой целью?», «зачем?» и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только:
Они пришли,чтобы проститься.
В приведённом примере главный член придаточной частивыражер инфинитивом, и действия главной и придаточной части относятся к одному и тому же лицу (субъекту). Если действия главной и придаточной частей выполняются разными лицами, то сказуемое придаточной части выражается глаголом в условном наклонении; при этом частица «бы»(«б»), образующая форму условного наклонения, входит в состав целевого союза и возникает синтаксически неделимый комплекс: чтобы + глагол с суффиксом -л:
Скажите, господа, сделайте милость,чтоб Пётр Иванович не мешал. (Н.В.Гоголь)
В некоторых случаях, обусловленных контекстом, может происходить утрата целевого значения, заключённого в придаточной части. Ситуация, представленная в придаточной части, расценивается по отношению к главной как алогичная:
Он будет в выходные выбиваться из сил на своём садовом участке , чтобы потом всю неделю не вставать с постели.
7. СПП с придаточнымиуступки.
Придаточная часть относится ко всей главной, имеет уступительное значение: называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное главной частью. Поэтому, как правило, вопрос от главной части к придаточной не ставится и выразителями уступительных отношений становятся подчинительные союзы хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай:
Неожиданно шум падающей воды раздался почти под самым носом лодки,хотя до плотины было ещё четверть версты. (В.В.Вересаев)
Пусть вороны гибель вещали/ И правило пир вороньё,/ Мужскими считались вещами/ Кольчуга, седло и копьё. (В.Солоухин)
Уступительные союзы могут образовывать с сочинительно- противительными союзами но, однако, а двухкомпонентные соединения, оформляющие СПП:
Хоть видит око,да зуб неймёт . (И.А.Крылов) Если в предложении устанавливаются обобщённо -уступительные отношения (т.е. такие, при которых подчёркивается неопровержимость сообщаемого в главной части, несмотря на убедительность аргументов, содержащихся в придаточной), то в качестве средства связи выступают местоименно-союзные сочетания (местоименные слова в сочетании с частицами бы и ни или только в сочетании с частицей ни): что бы ни (что ни), кто бы ни (кто ни), какой бы ни (какой ни), сколько бы ни (сколько ни), как бы ни (как ни), где бы ни (где ни), куда бы ни (куда ни).
Нет такого уголка в наших местах,куда бы онни проник.
Сколько ужени узнали люди об окружающем мире, какие успехи ни сделала наука, человек не может не искать новых открытий.
8.СПП с придаточнымиследствия.
Придаточная часть относится ко всей главной части в целом, оформляет значение следствия, вывода (главная часть выражает причину, основание), присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится в постпозиции к ней. Как и в предложениях с придаточными уступки, в СПП с придаточными следствия исключается возможность поставить вопрос от главной части к придаточной. Тип придаточного устанавливается по наличию нерасчленённого союза так что , закреплённого за данным типом СПП.
Он скатился прямо под ноги лошадям,так что они чуть не встали на дыбы.
9.СПП с придаточнымисравнения.
Придаточная часть распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной (обратных отношений не бывает). Вопрос от главной части к придаточной, как правило, не ставится, а тип придаточного определяется по характеру союза (сравнительного): как у будто, словно у точно у подобно тому как у так же как, как будто у как бы, будто бы, словно бы, как будто бы.
Только единственный сын Анны Павловны, Александр Фёдорыч, спал,как следует спать двадцатилетнему юноше, богатырским сном. (И.А.Гончаров)
Мы втроём начали беседовать,как будто век были знакомы. (А.С.Пушкин)
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К.Паустовский)
В сравнительных придаточных часто отсутствует сказуемое, так как оно совпадает со сказуемым главной части:
Существование его заключено в эту тесную программу,как яйцо в скорлупу. (А.П.Чехов) - сравнительная конструкция с союзом как представляет собой именно предикативную конструкцию иявляется по форме двусоставным неполным предложением. Такие сравнительные предложения не следует путать со сравнительными оборотами, которые лишены предикативной основы (ср.: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял.)
Близки к СПП с придаточными сравнения СПП с придаточнымисопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союзов чем... тем у по мере того как, между тем как, тогда как и под.: Чем глуше крови страстный ропот/ И верный кров тебе нужней,/Тем больше ценишь трезвый опыт/ Спокойной зрелости своей. (А.Тарковский)
По мере того как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на неё. (Л.Н.Толстой)
К сравнительным придаточным относятся и так называемые компаративные, в которых опорным словом главной части является форма сравнительной степени прилагательного или наречия (компаратив), а придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями - сравнительные или сопоставительные:
Не будем изображать себя умнее,чем мы были в действительности.
Больница оказалась совсем иной,чем представлял её Берлага. (И.Ильф и Е.Петров) - позиция компаратива может быть замещена словами иной, другой, по-иному, по-другому, иначе , которые содержат указание на сравнение (как в данном примере).
10. СПП с придаточнымиместа.
Придаточные места входят в группу придаточных обстоятельственных: их значение указывает на место или направление движения, они отвечают на вопросы «где?», «куда?», «откуда?». Вместе с тем их отличает одна важная особенность: они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда: Он выехал оттуда,откуда одна за другой съезжали во двор лошади. (А.Н.Толстой)
При отсутствии опорного наречия в главной части (это часто происходит в разговорной речи) придаточная часть относится ко всей главной в целом:
Пошёл,куда ему захотелось.
11 .СПП с придаточнымиобраза действия.
Придаточная часть относится к одному слову в главной части - указательному местоименному наречию так , отвечает на вопросы «как?», «каким образом?» и присоединяется к главной части союзным словом как:
Я младший современник Блока, что не могло помешать мне ощущать время так же,как ощущал его Блок. (В.Катаев) Ученик всё сделал так,как ему велел мастер.
12 .СПП с придаточнымимеры истепени.
Придаточные этого типа имеют много общего с придаточными сравнительными. Рассмотрим два предложения:
Было так тихо, как бывает тихо только в осеннем лесу. Было так тихо, что становилось не по себе.
И в том, и в другом примере придаточные части зависят от наречия тихо, а в главных частях находятся одинаковые соотносительные слова (так). Однако в первом примере указательное слово так не является обязательным (оно легко опускается, и это не влияет на синтаксическое значение данного СПП - значение сравнения), а во втором примере наличие соотносительного слова оказывается обязательным условием для создания отношений меры и степени.
Придаточные меры и степени относятся к таким словам в главной части (существительным, глаголам, прилагательным, наречиям), которые обозначают то, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос «до какой степени?» и присоединяются к главной части союзами что, чтобы или любым сравнительным союзом (как, словно, будто и др.), обязательными соотносительными словами к которым являются слова так, такой и др.:
Я вам покажу такие места , что вы ахнете. (К.Паустовский) Какой-то смолоду Скворец/ Так петь щеглёнком научился,/Как будто бы щеглёнком сам родился. (И.А.Крылов)
В небе вон луна такая молодая,что её без спутников и выпускать рискованно. (В.В.Маяковский)
Всё это происходило так быстро,что я ничего не успевал сообразить. (В.Некрасов)
Воздух так чист,точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. (И.А.Бунин)
13. СПП с придаточнымиприсоединительными .
Придаточная часть относится ко всей главной и носит характер дополнительного замечания. Средства связи - союзные слова: что (в любой предложно-падежной форме), отчего, почему, зачем , вмещающие в себя содержание главной части.
Отец долго не приезжал,что всех беспокоило.
Я здоров,чего и вам желаю.
Вставая поутру, француз пил целебный бальзам,после чего веселел. (Ю.Тынянов)
Пашня местами мелка и борозды редки - отчего и травы много. (К.С.Аксаков)
Тема урока: Понятие о сложноподчиненном предложении
Цели урока:
1. Образовательные:
проверка понимания и степени усвоения материала по теме
2. Развивающие:
развитие мыслительной деятельности учащихся
развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников
3. Воспитательные:
воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний
воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи
Обеспечение:
Интерактивная доска
Презентация
Раздаточный материал
Ход урока
Орг. момент
Повторение
- Орфографическая «пятиминутка»
Задание: найдите столбик с правильными для всех слов ответами:
1 2 3 4 5
а) р..стение а о а о а
б) з..ревать о о а а а
в) к..сательная а а а а о
г) пл..вчиха а о о а а
д) заг..релый а а о о о
е) ск..чок о о а а а
Правильный вариант 3.
Что должен знать ученик, выполняя это задание. Правильно, правописание корней с чередующейся гласной.
Внимательно прочитайте каждое слово в указанном предложении и найдите среди них с чередующейся гласной в корне. В этом вам поможет знание корней, в которых происходит чередование гласных (Таблица Т.Я. Фроловой)
Выполнение тестовых заданий ГИА А5.
Вариант -1
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне
Горелая сосна стояла на пригорке, и торчащие вокруг нее толстые пни служили надёжным укрытием для стрелков. Позиция была удобна для обороны, и в то же время с пригорка легко было атаковать. (Бражнин И.)
1) атаковать
2) торчащие
3) горелая
4) позиция
Скоро по комнате распространился запах кофе, который блестел чёрными зеркалами в белых фарфоровых чашках. (Дубровин Е.)
1) распространился
2) запах
3) комнате
4) блестел
Мы выкопали добрый десяток глубоких ям, с замиранием сердца ожидая, когда лопата ударится о кованый сундучок. Но чем больше мы копали, тем всё меньше и меньше верили в существование клада. (Коковин Е.)
1) ожидая
2) выкопали
3) лопата
4) замиранием
Деревья появлялись из темноты и уходили опять в темноту. Коле они казались то стариками, идущими под конвоем фашистских солдат, то партизанами, выскочившими из лесу. Коля изредка ещё вздрагивал, но почему-то ему казалось, что теперь все будет хорошо. (Рысс Е.)
1) появлялись
2) деревья
3) выскочившими
4) казалось
5. Найдите в предложении слово с чередующейся гласной в корне.
Сотрясая мостовую, под виадуком прошел, расстелив над ним дымное облако, дачный поезд. Холодный январский ветер доносил серебристый перезвон склянок с кораблей, стоявших в порту и на рейде. (Нагишкин Д.)
1) сотрясая
2) стоявших
3) серебристый
4) расстелив
Вариант 2
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Васёк покрывал лаком рамку для стенгазеты. "Вот это по мне", - думал он, с удовольствием макая кисть в густой лак. Митя сидел за столом, просматривая заметки для стенгазеты. (Осеева В.)
1) стенгазеты
2) с удовольствием
3) макая
4) сидел
2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Когда мать была жива, Васёк после школы торопился домой. Теперь опустевший дом пугал мальчика. Часто до возвращения отца с работы он бесцельно бродил по городу один или предлагал своим друзьям Коле Одинцову и Саше Булгакову: «Пойдемте, ребята, куда-нибудь, пошатаемся...» (Осеева В.)
1) предлагал
2) возвращения
3) работы
4) пошатаемся
3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Вероника Васильевна знает по фамилиям всех постоянных читателей. Она неторопливо расхаживает по ту сторону стойки, перебирая книги. В ее руках - моя судьба, по крайней мере, на сегодняшний вечер. Хорошо ли проведу его, с увлекательной ли, интересной книгой вдвоем? Эх, мне бы ту, со львами!.. (Платов Л.)
1) увлекательной
2) перебирая
3) читателей
4) неторопливо
4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Юнга очень удивился переменам, происшедшим в его отсутствие. Теперь катер был уже не катером, а чем-то вроде плавучей беседки. (Платов Л.)
1) удивился
2) беседки
3) плавучей
4) катер
5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Разведчики спустились к реке, в прибрежные заросли, где их уже ожидали сапёры с тремя рыбачьими лодками. Было одиннадцать часов ночи. Огромная туча, выползшая из-за Шебекинского урочища, закрыла луну. (Алексеев М.)
1) выползшая
2) сапёры
3) часов
4) заросли
II. Изучение новой темы.
1. Актуализация знаний. Исследование синтаксических конструкций.
Учитель . В чём разница предложений?
Зарево, которое осветило долину, было недолгим.
Зарево осветило долину, но это длилось недолго.
Изобразите ответ графически. Составьте вертикальную схему к первому предложению.
Учитель . Охарактеризуйте второе предложение. (Сложносочинённое предложение, две части которого соединены союзом «и» и разделены запятой.)
[ , (), ]
2. Создание лингвистического текста.
Чтобы охарактеризовать первое предложение, вам потребуется текст из § 12, с. 69–71.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока ( Понятие о сложноподчиненном предложении)
Каковы цели урока:
повторение и углубление сведений о сложном предложении
введение понятия о сложноподчиненном предложении
формирование умения различать союзы и союзные слова
находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения
Учитель . Докажите, что это сложноподчинённое предложение.
В подготовленном классе можно обратиться и к § 13 и продолжить характеристику по таблице.
3. Упражнение 87 по заданию, устно.
III. Тренировочные упражнения.
1. Упражнение 89: одно (любое) предложение, то, которое больше нравится отвечающему (устно), ещё одно на выбор письменно по заданию: преобразуйте ССП в СПП.
Когда кончились каникулы, в школе началась учеба.
Мне пришлось выйти на балкон, потому что в комнате стало душно.
Когда начался урок, ученики приступили к самостоятельной работе.
2. Графический диктант.
Задание: мы умеем отличать сложноподчинённое предложение от других видов предложений, сейчас попробуем сделать это на слух. Предложение писать не надо, только схемы с определением вида сложного предложения, для сложноподчинённых предложений + вертикальные (с. 74), объясняя их роль.
1) До вечера оставалось не более получаса, а заря едва зажигалась .
, а . ССП
2) За рекой по вечерам раздаются песни и мелькают огоньки.
– . – и . ССП
3) Мне показалось, что он смутился .
, (что). СПП
4) Когда спешишь, не всегда получается хорошо .
(Когда), . СПП
5) Сыпались звёзды, да иглы звенели.
, да . ССП
6) Если хочешь быть счастливым, будь им.
(Если), . СПП
7) Впереди, где лишь угадывались огни, нас ждало неизведанное .
[ , (где), ]. СПП
Возможная система оценки: предложить сдать на проверку тем, кто уверен, – им оценка по желанию в журнал (мы только учимся этому!), остальные проверяют по заранее написанному на доске. Но оценки, даже хорошей, не получают, можно просто их похвалить и предложить быть более уверенными в своих силах.
IV . Исследование теоретического материала и сопоставление синтаксических конструкций
Обратите внимание, что части СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов .В чем же разница? Как отличить союз от союзного слова?
В науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков.
- Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.
ИсследователиИсследователь, исследовать – подвергнуть научному изучению
Теоретики
Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории
Идут от практики к теории
Постановка перед учащимися учебной проблемы – в чем отличие союза от союзного слова
Кто может знать, что ждет меня? (А.С.Пушкин)
Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А.С.Пушкин)
Идут от теории к практике
Чтение изучающее
Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров
ВЫВОД:
Союз можно опустить, либо заменить другим союзом. Союзное слово можно заменить только самостоятельной частью речи.
V . Подведение итогов. Закрепление изученного.
- Что нового узнали на уроке?
Выводы:
- СПП имеет две части, одна из которых является главной, а другая – придаточной.
- Части СПП соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.
- Союзы и союзные слова находятся в придаточной части СПП.
Самостоятельная работа
Вариант -1
В7-1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённых предложений.
Стоит вглядеться и в крылышки невзрачных ночных бабочек,(1) которые прилетают на свет летними вечерами. В лупу можно увидеть,(2) насколько красив и сложен рисунок на крыльях и что сверкают на них серебром и золотом узоры,(3) как на драгоценной парче. Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и свёрнутые спиралью хоботки,(4) при помощи которых эти насекомые питаются нектаром цветов. Разве не чудо,(5) что бабочки,(6) как в настоящей сказке,(7) в течение жизни испытывают полное перевоплощение!
В7-2.
Каждый,(1) кто любит Театр,(2) знает,(3) что только здесь происходит великое таинство живого общения со зрителем,(4) что только здесь можно прикоснуться к Душе и достучаться до Сердца. Театр - это волшебство,(5) удивительный мир,(6) наполненный мечтами,(7) где Добро борется со Злом…
В7-3.
Загрязнение - это нежелательное изменение физических,(1) химических или биологических характеристик нашего воздуха,(2) земли и воды,(3) которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека,(4) растений и животных. Загрязнители - это остатки всего того,(5) что мы производим,(6) используем и выбрасываем. Загрязнение увеличивается не только оттого,(7) что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство…
В7-4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.
Выработанные рукой многих поколений узоры всегда были просты,(1) изысканны и точны. После раскраски вещь много раз покрывали олифой,(2) много раз сажали в раскалённую печь. Именно от температуры зависело,(3) вспыхнет ли изделие золотом или останется тускловато-серебристым. Наконец из печи вынимали чашу,(4) самим солнцем согретую,(5) драгоценную от искусства,(6) вложенного в неё. Такие деревянные чаши и ложки больше не боялись горячих щей и каши,(7) не уступали боярским - золотым и серебряным.
В7-5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Виноваты прежде всего люди,(1) прибывающие в некогда дикие,(2) непролазные чащи. Тут и геологи,(3) и дорожники,(4) и электрики,(5) и строители,(6) и лесорубы,(7) да и просто вездесущие туристы. А где много людей,(8) там обязательно обнаружится непогашенный окурок,(9) небрежно брошенная спичка,(10) тлеющий костёр,(11) искра от электросварки или от порвавшихся проводов.
В7-1 1, 2, 4, 5
В7-2 1, 2, 3, 4, 7
В7-3 3,5,7
Вариант -2
В7-1 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.
Пока спорили и гадали,(1) появился новый сюрприз. Холст сам собой разгладился,(2) и от морщин не осталось никакого следа. На следующий день повторилось то же самое,(3) что взволновало сотрудников музея. В 11 часов утра перед посетителями раскрылись двери выставки,(4) в 13 часов картина собралась в складки,(5) в 20 часов вот складок не осталось и следа. На третий же день это прекрасно произведение Левитана уже больше не заставляло хранителей музея так волноваться,(6) потому что причины необычного поведения картины были разгаданы и были приняты соответствующие меры.
В7-2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.
Смог бы мир существовать без птиц? Если бы и смог,(1) то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожаями. Расплодились бы в огромном количестве вредные насекомые,(2) клещи,(3) грызуны,(4) убытки от которых исчислялись миллионами рублей. Без птиц же ничего не осталось бы от наших урожаев. Большая синица,(5) например,(6) уничтожает за день до шести тысяч насекомых,(7) колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи. А пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов,(8) что сберегает полторы тонны зерна.
В7-3 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифра, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Египтяне быстро поняли,(1) насколько полезны эти создания,(2) когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. Так между людьми и кошачьими зародилась дружба,(3) а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. Прошло ещё немного времени,(4) и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой - богине войны Сехмет.
В7-4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Хорошо,(1) что в жизни многое меняется и буквально на глазах превращается в свою противоположность. Если в середине двадцатого века люди увлекались книгами знаменитых охотников за дикими животными,(2) то сейчас,(3) в начале двадцать первого века,(4) охотничьи трофеи уже не воспринимаются как подвиг человека и вызывают у нас возмущение и жалость к братьям нашим меньшим. Мы все знаем теперь,(5) что человек истребил и уничтожил более семидесяти видов животных.
В7-5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Подсчёты показали,(1) что экологический ущерб от деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции. Нравственно ли отдавать такие ресурсы,(2) как байкальская вода,(3) для промышленной продукции,(4) пусть даже самой лучшей? Кто же сегодня является основными загрязнителями атмосферы в бассейне Байкала? Это вольфрамо-молибденовый,(5) металлургический комбинат,(6) несколько крупных электростанций,(7) кроме того,(8) дымят не только котельные,(9) но и свалки,(10) в том числе на берегу озера.
В7-6 3,6
В7-7 1,4,8
В7-8 1,2
В7-9 1,2,5
Домашнее задание: упражнение 91 + графическое обозначение, схемы сложных предложений
Изучение синтаксиса вызывает определенные трудности, что связано в первую очередь с многообразием конструкций и понятий. отличается наличием нескольких предикативных частей, которые могут быть самостоятельными. Это сложносочиненное предложение. А могут быть зависимыми и главными - это сложноподчиненное предложение. В статье идет речь об СПП с придаточными определительными.
Сложное предложение с подчинительной связью частей
Предложения, где одна часть главная, а другие зависимые, могут быть разными по своей структуре и по значению подчинительных частей. Если придаточная часть СПП отвечает на падежей, то это изъяснительная часть. Например:
- Петр утверждал, что его на заседании не было.
- Екатерина поняла, зачем они выполняли эту работу.
- Кошка знала, что за свои выходки она будет наказана.
В случаях, когда к придаточной части задается вопрос обстоятельства, это предложение. К примеру:
- Они встретились в парке, когда закончилась демонстрация.
- Так как начался шторм, путешествие на теплоходе пришлось отложить.
- Максим был там, где жили его друзья.
К СПП с придаточными определительными задается вопрос "какой". Например:
Эта птица, которая пролетала над морем несколько раз, называется гагарой.
Мальчик, чьи родители работали на объекте в Сочи, показал отличные результаты в спорте.
Усадьба, что находится в пределах заповедника, является музеем.
Пунктуация в СПП
Какие ставятся знаки препинания в сложноподчиненном предложении? В русской грамматике принято отделять главную часть от придаточной запятыми. В большинстве случаев она предшествует союзу или является членом предложения, к нему можно задать вопрос): "Туристы остановились на ночлег в палаточном городке, потому что им предстоял еще долгий путь в горы".
Много примеров, когда запятая ставится в финале главной части, но не перед союзом/союзным словом (особенно часто это наблюдается в СПП с придаточными определительными): "Тропинка к источнику лежала через ущелье, о месторасположении которого было известно немногим".
В случаях, когда придаточная часть расположена в середине главной, запятые ставятся по обеим сторонам зависимой части: "Дом, в который они переехали, был просторнее и светлее".
Знаки препинания в ставятся по таким же синтаксическим правилам: после каждой части - запятая (чаще всего перед союзами/союзными словами). К примеру: "Когда поднялась полная луна, ребята увидели, как таинственно плещутся морские волны, звуки которых они слышали давно".
Придаточное определительное
- Определительная зависимая часть раскрывает некоторые признаки слова, обозначенного в главной части. Такая придаточная часть сравнима с простым определением: "Выдался чудесный день"/ "Выдался день, о котором давно мечтали". Разница не только синтаксическая, но и семантическая: если определения называют предмет прямо, то придаточная часть рисует объект через ситуацию. При помощи союзных слов присоединяются СПП с придаточными определительными. Предложения-примеры:
- Машина, которую Мария купила в Японии, была надежной и экономичной.
- Миша принес яблоки из сада, где также росли груши и сливы.
- Отец показал путевки в Венецию, куда вся семья отправится в сентябре.
При этом есть союзные слова, которые являются основными для таких предложений: "который", "чей", "какой". Другие считаются неосновными: "где", "что", "когда", "куда", "откуда".
Особенности придаточного определительного
Кратко описав основные характеристики конструкций, можно составить небольшой конспект «СПП с придаточным определительным». Основные черты таких предложений раскрываются ниже:
Местоименно-определительные предложения
От СПП с придаточными определительными, где зависимая часть относится к существительному с указательным местоимением, нужно отличать такие, что зависят от самого указательного местоимения. Подобные предложения называются местоименно-определительные. Для сравнения: "Тот не будет допущен к зачету, кто не сдал лабораторную работу"/ "Те студенты, которые не сдали лабораторную работу, не будут допущены к зачету". Первое предложение - местоименно-определительное, так как в нем придаточная часть зависит от указательного местоимения "тот", которое нельзя убрать из предложения. Во втором предложении зависимая часть относится к существительному "студенты", при котором есть указательное местоимение "те", и его можно опустить, следовательно, это придаточное определительное.
Упражнения по теме
Закрепить изложенные выше теоретические сведения поможет тест «СПП с придаточными определительными».
- В каком предложении представлено СПП с придаточным определительным.
а) Егору сообщили о случившемся поздно, что ему не понравилось.
б) Вследствие того что заседание затянулось, адвокат опоздал на встречу.
в) Роща, где росло много берез, после дождя манила грибников.
г) Море было спокойным, когда они вышли к берегу.
2. Среди предложений найдите местоименно-определительное.
а) Его еще не видели таким, каким он был вчера на совещании.
б) Тот город, который появился на горизонте, был Бейрут.
в) Мысль, что пришла ему в голову, понравилась всем.
г) Школа, в которую ходила ее сестра, была в другом городе .
3. В каком варианте ответа придаточная часть разрывает главную?
а) Тот не поймет Пушкина, кто не читал его душой.
б) Вода в реке, что находилась на окраине города, была студеной.
в) На день рождения был приглашен его приятель, с которым он познакомился на конференции.
г) Василий позвонил доктору, чей номер дала Дарья Николаевна.
4. Укажите придаточное определительное предложение.
а) Он знал, откуда доставили груз.
б) Страна, откуда он родом, находилась в центре Африки.
в) Откуда приехал Михаил, было известно лишь отцу.
г) Она подошла к окну, откуда доносились голоса.
5. Укажите предложение с местоименно-определительным придаточным.
а) Та улица, которая шла параллельно проспекту, была древнейшей в городе.
б) Та, что была в желтом костюме, оказалась женой Ипатова.
в) Та девушка, что встретилась Николаю в парке, была знакомой его сестры.
г) Лидию привлекла та песня, которую исполняли дети со сцены.
Как известно, язык является системой систем. Термин «система» используется специалистами практически во всех научных дисциплинах. Например, в биологии - нервная система; в химии - периодическая система химических элементов; в литературоведении - система стихосложения и т.д. Что же понимается под системой? Система - это совокупность взаимосвязанных или определенным образом упорядоченных элементов, образующих некоторое единство. Структура же является составной частью системы. Это способ упорядочения элементов в системе.Сложноподчиненное предложение (СПП) осознается только в системе языка, т.е. в первую очередь в противопоставлении сложносочиненному (ССП) и бессоюзному (БСП) сложным предложениям. Исчезли бы понятия ССП и БСП, термин СПП стал бы опустошенным и ненужным.
СП минимальной структуры СП максимальной структуры
Сложное предложение
Сложноподчиненное предложение занимает определенное место в системе видов сложного предложения.
ССП СПП БСП СПП ССП БСП СП
СПП само является системой определенной структуры, так как состоит из конкретных элементов: главной и придаточной частей - и вступает в парадигматические, синтагматические отношения с другими единицами языка.
СПП - это структурно-семантическая разновидность сложного предложения.
- Структурные признаки:
- Полипредикативность;
- Наличие грамматических средств связи предикативных частей: по- динительные союзы, союзные слова, соотносительные (указательные) слова.
- Возможная структурная неполнота одной предикативной части.
- Порядок следования предикативных частей может быть фиксированный и нефиксированный.
Я живу в доме, который построил мой отец.
- Координация видо-временных форм глаголов-сказуемых во всех предикативных частях.
- Возможный структурный параллелизм предикативных частей.
- Семантические признаки:
- Полипропозитивность.
- Лексико-тематическое единство между предикативными частями. Предикативные части логически совместимы.
- Между предикативными частями складывается определенный тип грамматических отношений, т.е. каждое СПП обладает определенным грамматическим значением.
Являясь составляющей синтаксической системы, СПП изоморфно (однотипно) другим единицам синтаксиса - словосочетанию (далее СС), простому предложению (далее ПП). Явления называются изоморфными, если между их элементами, а также функциями, свойствами, отношениями, существует или может быть установлено взаимооднозначное соответствие.
Так между СПП и словосочетанием прослеживается общность в следующем:
- Двучастное строение, имеются главный и зависимый компоненты;
- Наличие подчинительной связи между ними;
- Одинаковые синтаксические отношения между составляющими компонентами: атрибутивные, объектные, различные виды обстоятельственных отношений.
[Я читаю книгу], (которая мне интересна).
Между СПП и простым предложением тоже прослеживаются изоморфные отношения:
- Строение предикативных частей СПП аналогично строению простого предложения;
- Одинаковое распространение второстепенными членами предложения;
- Однородные члены в простом предложении и однородные придаточные части в СПП изоморфны относительно пунктуации и закономерности синтаксической связи.
Друг, (который проверен годами) и (с которым можно поделиться сокровенным), не предаст.
Но при всей общности, полного изоморфизма между СПП и словосочетание, простым предложением нет, так как сложное предложение, в частности, СПП, - это самостоятельная синтаксическая единица, имеющая свои отличительные структурно-семантические особенности. Словосочетание, простое предложение, СПП - единицы различных планов. Словосочетание - некоммуникативная единица. Простое предложение и сложное предложение - коммуникативные. Простое предложение - монопредикативная единица. Сложное предложение - полипредикативная. Надо помнить, что изоморфизм и тождество - разные понятия. Изоморфизм исключает полное тождество между явлениями. Возведение в абсолют действительно имеющего место изоморфизма между словосочетанием, простым предложением, СПП является слабым местом в некоторых классификациях СПП. Внешний характер изоморфизма и ограниченность его распространения не позволяют считать СПП усложненным вариантом простого предложения или его сложным аналогом.
Изоморфизм между СПП и словосочетанием, простым предложением существует, но полного тождества нет. Класс СПП не может быть охарактеризован ни аналогией со словосочетанием, ни аналогией с простым предложением. Только в отдельных случаях можно говорить об их изоморфизме, но этот изоморфизм не распространяется на все виды СПП.
Изоморфизм сложноподчиненного предложения и простого предложения
Наличие изоморфизма между СПП и простым предложением послужило основой для классификации СПП в трудах Ф. И. Буслаева. Аналогия СПП с простым предложением в его членении на главные и второстепенные члены предложения изучена достаточно основательно и стала уже историей. Традиционная, первая логико-грамматическая классификация СПП Ф.И.Буслаева просуществовала в школьной практике более ста лет и до сих пор находит сторонников среди синтаксистов (н-р, учебный школьный комплекс В. В. Бабайцевой). А. А. Шахматов усматривал аналогию между СПП и простым предложением в том, что СПП и простое предложение могут быть односоставными и двусоставными. Надо помнить, что А. А. Шахматов не употреблял термин сложное предложение, а говорил осцеплении предложений. Пом- нениюА. А. Шахматова, односоставным является такое подчинительное сцепление предложений, предикативные части которого, могут употребляться
ТЛ V» хэ
самостоятельно. В двусоставной подчинительной конструкции предикативные части не могут существовать друг без друга.
Ср.: Постоем совсем заморил, хоть в петлю полеза. (Односоставное).
Кто не с нами, тот против нас. (Двусоставное).
Эти предварительные замечания А.А.Шахматова в дальнейшем послужили основой для деления СПП на два класса: СПП одночленной и СПП двучленной структуры (Н.С.Поспелов). Позднее - на СПП с присловной и неприсловной зависимостью (Н.С.Валгина), на детерминантные СПП и обычные (В.А.Белошапкова), на СПП нерасчлененной и расчлененной структуры (В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов и многие другие).
Таким образом, за основу разных классификаций СПП брались следующие случаи изоморфности СПП и простых предложений:
- Придаточная часть изоморфна члену простого предложения - принцип логико-грамматической классификации СПП. Отсюда имеющиеся названия придаточных частей: определительная, обстоятельственная, дополнительная, подлежащная, сказуемостная;
- Структура СПП изоморфна структуре простого предложения, так как те и другие единицы могут быть двусоставными и односоставными. Эта мысль послужила основанием для дальнейшего разграничения нерасчленен- ных и расчлененных СПП.
- СПП изоморфно расчлененности простого предложения на основную часть и детерминант. Это позволило В. А. Белошапковой выделить из состава расчлененных СПП детерминантные структуры.
(Когда стареешь), [жизнь - такая гадость].
Изоморфизм сложноподчиненного предложения и словосочетания.
Менее изучены аналогия и структурный параллелизм между СПП и словосочетанием, хотя вопрос этот тоже затрагивается в ряде работ (Н.Н.Прокопович, С.Е.Крючков, Л. Ю. Максимов и др.).
Вступая в контакт с тем или иным словом главной части (касается только нерасчлененных СПП), придаточная часть ведет себя в некотором отношении аналогично зависимому компоненту словосочетания.
Ср.: угловой дом
[Дом], (который стоит на углу).
Прилагательное в словосочетании и союзное слово, выраженное относительным местоимением, одинаково согласуются со своими главными, определяемыми словами. Там и там структура - предмет + его признак, одинаково и грамматическое значение - выражаются атрибутивные отношения.
Ср.: Он обещал нам свою помощь (обещал помощь - объектные отношения)
Он обещал нам, что поможет (между главной и придаточной частями тоже объектные отношения).
Ребенок изменился до неузнаваемости (изменился до неузнаваемости - обстоятельственные отношения).
Ребенок изменился так, что не узнаешь (тоже обстоятельственные отношения).
Но эта аналогия не абсолютная. Необходимо видеть не только общее, но и отличное, т.е. специфические особенности СПП. Это особые средства связи (подчинительные союзы, союзные и соотносительные слова). Сообщение, заключающееся в придаточной части, соотносится не только со стержневым словом, но и со всем содержанием, заключенным в главной части СПП. Потому соотношение главной и придаточной частей в СПП сложнее, чем в синонимичном словосочетании.
Ср.: Она не любила жадных людей (жадных людей - атрибутивные отношения).
Она не любила людей, которые были жадными (атрибутивные отношения с оттенком причины).
Безусловно, СПП сближает со словосочетанием прежде всего то, что обе единицы представляют собой сочетание нескольких компонентов и не могут быть однокомпонентными (тогда как простое предложение может быть однокомпонентным).
Аналогию можно провести между словосочетанием и СПП и в отношении структуры. Для синтаксиса словосочетания и СПП исходными являются понятия - минимальная и максимальная (усложненная) структура. Минимальные по структуре словосочетания и СПП - двукомпонентны. Усложненные словосочетания и СПП тоже могут соединять несколько минимальных компонентов.
Ср.: Читать интересную книгу (последовательная подчинительная связь).
Он говорит, что нет книг, которые ему нужны (последовательная подчинительная связь между придаточными частями и главной частью).
Купить газеты и журналы (однородное подчинение).
Он говорит, что нет книг и все свободны (однородные придаточные части).
Быстро идти по улице (параллельное подчинение).
Когда мы пришли, он сказал, что нет книг (параллельное подчинение придаточных частей).
Таким образом, между СПП, с одной стороны, и словосочетанием, простым предложением, с другой стороны, существует определенный изоморфизм, который был положен в основу многих классификаций СПП.
Благодаря умению видеть действительные границы аналогии и ее реальную глубину, таким синтаксистам, как Н.С.Поспелов,
В. А. Белошапкова, А. Б. Шапиро, С. Г. Ильенко и др., удалось построить достаточно убедительную классификацию СПП.