Сложноподчиненное предложение все о нем. Тема: сложноподчиненное предложение

Тема урока: Понятие о сложноподчиненном предложении

Цели урока:

1. Образовательные:

    проверка понимания и степени усвоения материала по теме

2. Развивающие:

    развитие мыслительной деятельности учащихся

    развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников

3. Воспитательные:

    воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний

    воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи

Обеспечение:

    Интерактивная доска

    Презентация

    Раздаточный материал

Ход урока

    Орг. момент

    Повторение

- Орфографическая «пятиминутка»

Задание: найдите столбик с правильными для всех слов ответами:

1 2 3 4 5

а) р..стение а о а о а

б) з..ревать о о а а а

в) к..сательная а а а а о

г) пл..вчиха а о о а а

д) заг..релый а а о о о

е) ск..чок о о а а а

Правильный вариант 3.

Что должен знать ученик, выполняя это задание. Правильно, правописание корней с чередующейся гласной.

Внимательно прочитайте каждое слово в указанном предложении и найдите среди них с чередующейся гласной в корне. В этом вам поможет знание корней, в которых происходит чередование гласных (Таблица Т.Я. Фроловой)

Выполнение тестовых заданий ГИА А5.

Вариант -1

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне

Горелая сосна стояла на пригорке, и торчащие вокруг нее толстые пни служили надёжным укрытием для стрелков. Позиция была удобна для обороны, и в то же время с пригорка легко было атаковать. (Бражнин И.)

1) атаковать
2) торчащие
3) горелая
4) позиция

Скоро по комнате распространился запах кофе, который блестел чёрными зеркалами в белых фарфоровых чашках. (Дубровин Е.)

1) распространился
2) запах
3) комнате
4) блестел

Мы выкопали добрый десяток глубоких ям, с замиранием сердца ожидая, когда лопата ударится о кованый сундучок. Но чем больше мы копали, тем всё меньше и меньше верили в существование клада. (Коковин Е.)

1) ожидая
2) выкопали
3) лопата
4) замиранием

Деревья появлялись из темноты и уходили опять в темноту. Коле они казались то стариками, идущими под конвоем фашистских солдат, то партизанами, выскочившими из лесу. Коля изредка ещё вздрагивал, но почему-то ему казалось, что теперь все будет хорошо. (Рысс Е.)

1) появлялись
2) деревья
3) выскочившими
4) казалось

5. Найдите в предложении слово с чередующейся гласной в корне.

Сотрясая мостовую, под виадуком прошел, расстелив над ним дымное облако, дачный поезд. Холодный январский ветер доносил серебристый перезвон склянок с кораблей, стоявших в порту и на рейде. (Нагишкин Д.)

1) сотрясая
2) стоявших
3) серебристый
4) расстелив

Вариант 2

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Васёк покрывал лаком рамку для стенгазеты. "Вот это по мне", - думал он, с удовольствием макая кисть в густой лак. Митя сидел за столом, просматривая заметки для стенгазеты. (Осеева В.)

1) стенгазеты
2) с удовольствием
3) макая
4) сидел

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Когда мать была жива, Васёк после школы торопился домой. Теперь опустевший дом пугал мальчика. Часто до возвращения отца с работы он бесцельно бродил по городу один или предлагал своим друзьям Коле Одинцову и Саше Булгакову: «Пойдемте, ребята, куда-нибудь, пошатаемся...» (Осеева В.)

1) предлагал
2) возвращения
3) работы
4) пошатаемся

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Вероника Васильевна знает по фамилиям всех постоянных читателей. Она неторопливо расхаживает по ту сторону стойки, перебирая книги. В ее руках - моя судьба, по крайней мере, на сегодняшний вечер. Хорошо ли проведу его, с увлекательной ли, интересной книгой вдвоем? Эх, мне бы ту, со львами!.. (Платов Л.)

1) увлекательной
2) перебирая
3) читателей
4) неторопливо

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Юнга очень удивился переменам, происшедшим в его отсутствие. Теперь катер был уже не катером, а чем-то вроде плавучей беседки. (Платов Л.)

1) удивился
2) беседки
3) плавучей
4) катер

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Разведчики спустились к реке, в прибрежные заросли, где их уже ожидали сапёры с тремя рыбачьими лодками. Было одиннадцать часов ночи. Огромная туча, выползшая из-за Шебекинского урочища, закрыла луну. (Алексеев М.)

1) выползшая
2) сапёры
3) часов
4) заросли

II. Изучение новой темы.

1. Актуализация знаний. Исследование синтаксических конструкций.

Учитель . В чём разница предложений?

Зарево, которое осветило долину, было недолгим.

Зарево осветило долину, но это длилось недолго.

Изобразите ответ графически. Составьте вертикальную схему к первому предложению.

Учитель . Охарактеризуйте второе предложение. (Сложносочинённое предложение, две части которого соединены союзом «и» и разделены запятой.)

[ , (), ]

2. Создание лингвистического текста.

Чтобы охарактеризовать первое предложение, вам потребуется текст из § 12, с. 69–71.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока ( Понятие о сложноподчиненном предложении)

Каковы цели урока:

    повторение и углубление сведений о сложном предложении

    введение понятия о сложноподчиненном предложении

    формирование умения различать союзы и союзные слова

    находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения

Учитель . Докажите, что это сложноподчинённое предложение.

В подготовленном классе можно обратиться и к § 13 и продолжить характеристику по таблице.

3. Упражнение 87 по заданию, устно.

III. Тренировочные упражнения.

1. Упражнение 89: одно (любое) предложение, то, которое больше нравится отвечающему (устно), ещё одно на выбор письменно по заданию: преобразуйте ССП в СПП.

Когда кончились каникулы, в школе началась учеба.

Мне пришлось выйти на балкон, потому что в комнате стало душно.

Когда начался урок, ученики приступили к самостоятельной работе.

2. Графический диктант.

Задание: мы умеем отличать сложноподчинённое предложение от других видов предложений, сейчас попробуем сделать это на слух. Предложение писать не надо, только схемы с определением вида сложного предложения, для сложноподчинённых предложений + вертикальные (с. 74), объясняя их роль.

1) До вечера оставалось не более получаса, а заря едва зажигалась .

, а . ССП

2) За рекой по вечерам раздаются песни и мелькают огоньки.

. – и . ССП

3) Мне показалось, что он смутился .

, (что). СПП

4) Когда спешишь, не всегда получается хорошо .

(Когда), . СПП

5) Сыпались звёзды, да иглы звенели.

, да . ССП

6) Если хочешь быть счастливым, будь им.

(Если), . СПП

7) Впереди, где лишь угадывались огни, нас ждало неизведанное .

[ , (где), ]. СПП

Возможная система оценки: предложить сдать на проверку тем, кто уверен, – им оценка по желанию в журнал (мы только учимся этому!), остальные проверяют по заранее написанному на доске. Но оценки, даже хорошей, не получают, можно просто их похвалить и предложить быть более уверенными в своих силах.

IV . Исследование теоретического материала и сопоставление синтаксических конструкций

Обратите внимание, что части СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов .В чем же разница? Как отличить союз от союзного слова?

В науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков.

- Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.

Исследователи

Исследователь, исследовать – подвергнуть научному изучению

Теоретики

Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории

Идут от практики к теории

Постановка перед учащимися учебной проблемы – в чем отличие союза от союзного слова

Кто может знать, что ждет меня? (А.С.Пушкин)

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А.С.Пушкин)

Идут от теории к практике

Чтение изучающее

Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров

ВЫВОД:

Союз можно опустить, либо заменить другим союзом. Союзное слово можно заменить только самостоятельной частью речи.

V . Подведение итогов. Закрепление изученного.

- Что нового узнали на уроке?

Выводы:

- СПП имеет две части, одна из которых является главной, а другая – придаточной.

- Части СПП соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.

- Союзы и союзные слова находятся в придаточной части СПП.

Самостоятельная работа

Вариант -1

В7-1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённых предложений.

Стоит вглядеться и в крылышки невзрачных ночных бабочек,(1) которые прилетают на свет летними вечерами. В лупу можно увидеть,(2) насколько красив и сложен рисунок на крыльях и что сверкают на них серебром и золотом узоры,(3) как на драгоценной парче. Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и свёрнутые спиралью хоботки,(4) при помощи которых эти насекомые питаются нектаром цветов. Разве не чудо,(5) что бабочки,(6) как в настоящей сказке,(7) в течение жизни испытывают полное перевоплощение!

В7-2.

Каждый,(1) кто любит Театр,(2) знает,(3) что только здесь происходит великое таинство живого общения со зрителем,(4) что только здесь можно прикоснуться к Душе и достучаться до Сердца. Театр - это волшебство,(5) удивительный мир,(6) наполненный мечтами,(7) где Добро борется со Злом…

В7-3.

Загрязнение - это нежелательное изменение физических,(1) химических или биологических характеристик нашего воздуха,(2) земли и воды,(3) которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека,(4) растений и животных. Загрязнители - это остатки всего того,(5) что мы производим,(6) используем и выбрасываем. Загрязнение увеличивается не только оттого,(7) что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство…

В7-4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.

Выработанные рукой многих поколений узоры всегда были просты,(1) изысканны и точны. После раскраски вещь много раз покрывали олифой,(2) много раз сажали в раскалённую печь. Именно от температуры зависело,(3) вспыхнет ли изделие золотом или останется тускловато-серебристым. Наконец из печи вынимали чашу,(4) самим солнцем согретую,(5) драгоценную от искусства,(6) вложенного в неё. Такие деревянные чаши и ложки больше не боялись горячих щей и каши,(7) не уступали боярским - золотым и серебряным.

В7-5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Виноваты прежде всего люди,(1) прибывающие в некогда дикие,(2) непролазные чащи. Тут и геологи,(3) и дорожники,(4) и электрики,(5) и строители,(6) и лесорубы,(7) да и просто вездесущие туристы. А где много людей,(8) там обязательно обнаружится непогашенный окурок,(9) небрежно брошенная спичка,(10) тлеющий костёр,(11) искра от электросварки или от порвавшихся проводов.

В7-1 1, 2, 4, 5

В7-2 1, 2, 3, 4, 7

В7-3 3,5,7

Вариант -2

В7-1 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.

Пока спорили и гадали,(1) появился новый сюрприз. Холст сам собой разгладился,(2) и от морщин не осталось никакого следа. На следующий день повторилось то же самое,(3) что взволновало сотрудников музея. В 11 часов утра перед посетителями раскрылись двери выставки,(4) в 13 часов картина собралась в складки,(5) в 20 часов вот складок не осталось и следа. На третий же день это прекрасно произведение Левитана уже больше не заставляло хранителей музея так волноваться,(6) потому что причины необычного поведения картины были разгаданы и были приняты соответствующие меры.

В7-2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.

Смог бы мир существовать без птиц? Если бы и смог,(1) то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожаями. Расплодились бы в огромном количестве вредные насекомые,(2) клещи,(3) грызуны,(4) убытки от которых исчислялись миллионами рублей. Без птиц же ничего не осталось бы от наших урожаев. Большая синица,(5) например,(6) уничтожает за день до шести тысяч насекомых,(7) колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи. А пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов,(8) что сберегает полторы тонны зерна.

В7-3 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифра, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Египтяне быстро поняли,(1) насколько полезны эти создания,(2) когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. Так между людьми и кошачьими зародилась дружба,(3) а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. Прошло ещё немного времени,(4) и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой - богине войны Сехмет.

В7-4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Хорошо,(1) что в жизни многое меняется и буквально на глазах превращается в свою противоположность. Если в середине двадцатого века люди увлекались книгами знаменитых охотников за дикими животными,(2) то сейчас,(3) в начале двадцать первого века,(4) охотничьи трофеи уже не воспринимаются как подвиг человека и вызывают у нас возмущение и жалость к братьям нашим меньшим. Мы все знаем теперь,(5) что человек истребил и уничтожил более семидесяти видов животных.

В7-5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Подсчёты показали,(1) что экологический ущерб от деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции. Нравственно ли отдавать такие ресурсы,(2) как байкальская вода,(3) для промышленной продукции,(4) пусть даже самой лучшей? Кто же сегодня является основными загрязнителями атмосферы в бассейне Байкала? Это вольфрамо-молибденовый,(5) металлургический комбинат,(6) несколько крупных электростанций,(7) кроме того,(8) дымят не только котельные,(9) но и свалки,(10) в том числе на берегу озера.

В7-6 3,6

В7-7 1,4,8

В7-8 1,2

В7-9 1,2,5

Домашнее задание: упражнение 91 + графическое обозначение, схемы сложных предложений

Цели урока:

1. Образовательные:

  • повторение и углубление сведений о сложном предложении
  • введение понятия о сложноподчиненном предложении
  • формирование умения различать союзы и союзные слова
  • находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения
  • проверка понимания и степени усвоения материала по теме

2. Развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности учащихся
  • развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников

3. Воспитательные:

  • воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний
  • воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей
  • воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи

Обеспечение:

  1. мультимедийный проектор, экран
  2. раздаточный материал (опорный конспект № 1 “Предложение”; опорный конспект № 2 “Сложноподчиненное предложение”; текст “Заочная экскурсия по Ясной Поляне”)

1. Оргмомент

(Цель: мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке)

Приветствие
- обеспечение благоприятной атмосферы на уроке
- формулировка целей урока
- объявление плана урока

2. Активизация пройденного материала

(Цель: актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала)

А) Орфографическая разминка.

У доски работает ученик. (Необходимо правильно записать предложение, определить его вид. Класс записывает предложение под диктовку).

Стелющийся дым, таящий в себе большую опасность, клубился из огнедышащего кратера вулкана, увенчанного шапкой быстро тающего снега.

(Простое осложненное предложение)

В) Комбинирование устного и письменного опроса.

Устный опрос.

Индивидуальный опрос с использованием средств наглядности (слайд 3) и опорного конспекта №1

Фронтальный опрос

В каком разделе языкознания изучается предложение?
- На какие группы делятся все предложения?
- В чем отличие простого предложения от сложного?
- Какие виды сложных предложений?
- В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
- Какие средства связи между частями предложения?

Письменный опрос

Указать вид предложения, способ связи частей в предложении.

САМОПРОВЕРКА

Определите, к какому виду относятся следующие предложения. Для сложных предложений укажите также средства связи, с помощью которых соединены между собой части предложения.

1. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумажку и подала её незнакомой своей покровительнице, которая стала читать её про себя. (А.С.Пушкин)
2. Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою. (А.С.Пушкин)
3. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; дин из них тотчас побежал за дворецким. (И.С.Тургенев)
4. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А.П.Чехов)
5. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. (А.С.Пушкин)

Форма записи в тетрадях.

1. СПП, интонация и союзное слово
2. БСП, интонация
3. БСП, интонация
4. ССП, интонация и союз
5. ПП

3. Усвоение новых знаний

1. Работа с учебником и составление опорного конспекта.

(Учащиеся читают параграф, систематизируют информацию по опорному конспекту №2)

Обратите внимание, что на части СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов (слайд 8) .В чем же разница? Как отличить союз от союзного слова?

В науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков.

2. Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.

Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров (слайд 10)

Окончательный вывод по теме делает учитель.

4. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на языковом материале.

Заочное путешествие в Ясную поляну.

Учащиеся читают и анализируют текст, находящийся на парте. Находят в каждом предложении СПП. Чтение текста сопровождается показом слайдов (11-19)

Заочная экскурсия по Ясной Поляне.

Деревня Ясная Поляна возникла недалеко от Малиновых ворот Малиновой засеки. Толстые полагали, что свое название Ясная Поляна получила от широкой солнечной долины, открывающейся при повороте к усадьбе, а возможно, по речке Ясенке, протекающей неподалеку. В 1763 году Ясную Поляну на имя жены купил прадед Тостого князь С. Ф. Волконский, с тех пор она переходила по наследству. 28 августа 1828 года в Ясной Поляне родился Лев Николаевич Толстой. Он провел здесь большую часть своей жизни.

У входа в усадьбу встречают белые башенки. Здесь, как вспоминает Л.Н. Толстой, "...игра света и теней от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уже, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива...". Глухой крапивы, конечно, сегодня нет. Усадьба очень ухожена, во всем чувствуется заботливая рука работников музея. Слева, у въезда в усадьбу, - Большой пруд, который является одним из старейших гидротехнических сооружений Ясной Поляны.

Внешний облик двухэтажного дома-музея, расположение его комнат, обстановка - все сохраняется в том виде, как было в последний год жизни писателя. В доме все одухотворено образом Льва Толстого: библиотека, рабочий кабинет; зал, где обедали, отдыхали; “комната под сводами” с ее небольшим круглым столом, лампой, диваном, несколькими креслами, старинным туалетным столом с тремя зеркалами, личные вещи писателя, портреты его и близких.

Флигель Кузминских - здание Яснополянской школы Толстого, позднее – дом для гостей; ныне в нем размещаются временные экспозициии. Изначально флигель представлял собой (как и Дом Толстого) часть архитектурного ансамбля, заложенного еще при князе Волконском. В 1859 году во флигеле Толстым была открыта школа для крестьянских детей, которая просуществовала до 1862 года. Позднее здесь останавливались гости. Чаще других здесь жила свояченица писателя, младшая сестра его жены, Татьяна Андреевна Кузминская со своей семьей. По ее имени флигель и был назван флигелем Кузминских.
Дом Волконского - самое старое здание в усадьбе. Предполагается, что в нем некоторое время жил дед писателя князь Н. С. Волконский. При князе в центральной части дома располагались мастерские по изготовлению полотна, ковров, обработке кожи. При Толстом здесь жила прислуга, находились прачечная и “черная кухня”. В восточном крыле Дома Волконского размещалась художественная мастерская дочери Толстого Татьяны Львовны.

Могила Л.Н. Толстого является одним из наиболее популярных мест среди посетителей усадьбы. В "Воспоминаниях" Лев Николаевич писал о том, как его старший брат Николенька объявил, что "у него есть тайна, через которую, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми и будут любить друг друга. Тайна эта написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага в яснополянском парке". Считается, что Толстой попросил похоронить его на краю оврага, на месте “зеленой палочки”, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо ". По словам Стефана Цвейга, это "самая красивая, самая внушительная, самая трогательная могила в мире”

5. Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала.

Что нового узнали на уроке? Выводы (слайд 20)
- Работа с карточками.

Для закрепления изученного материала учащимся выдаются карточки с заданием, составленным по материалам сборника “Подготовка к ЕГЭ. 9 класс”

Вариант 1.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

(Л.Н.Толстой. Детство)

1,2,10,11

Вариант 2.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(1) немного не доходивших до худых,(2) острых локтей,(3) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов - я до сих пор не могу простить это ему - пригласил ее,(4) только что она вошла,(5) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал.Мазурку я танцевал не с ней,(6) а с одной немочкой,(7) за которой я немножко ухаживал прежде.

(Л.Н.Толстой. После бала)

6. Задание на дом: параграф 9 учить, Упр.76

Изучение синтаксиса вызывает определенные трудности, что связано в первую очередь с многообразием конструкций и понятий. отличается наличием нескольких предикативных частей, которые могут быть самостоятельными. Это сложносочиненное предложение. А могут быть зависимыми и главными - это сложноподчиненное предложение. В статье идет речь об СПП с придаточными определительными.

Сложное предложение с подчинительной связью частей

Предложения, где одна часть главная, а другие зависимые, могут быть разными по своей структуре и по значению подчинительных частей. Если придаточная часть СПП отвечает на падежей, то это изъяснительная часть. Например:

  • Петр утверждал, что его на заседании не было.
  • Екатерина поняла, зачем они выполняли эту работу.
  • Кошка знала, что за свои выходки она будет наказана.

В случаях, когда к придаточной части задается вопрос обстоятельства, это предложение. К примеру:

  • Они встретились в парке, когда закончилась демонстрация.
  • Так как начался шторм, путешествие на теплоходе пришлось отложить.
  • Максим был там, где жили его друзья.

К СПП с придаточными определительными задается вопрос "какой". Например:

Эта птица, которая пролетала над морем несколько раз, называется гагарой.

Мальчик, чьи родители работали на объекте в Сочи, показал отличные результаты в спорте.

Усадьба, что находится в пределах заповедника, является музеем.

Пунктуация в СПП

Какие ставятся знаки препинания в сложноподчиненном предложении? В русской грамматике принято отделять главную часть от придаточной запятыми. В большинстве случаев она предшествует союзу или является членом предложения, к нему можно задать вопрос): "Туристы остановились на ночлег в палаточном городке, потому что им предстоял еще долгий путь в горы".

Много примеров, когда запятая ставится в финале главной части, но не перед союзом/союзным словом (особенно часто это наблюдается в СПП с придаточными определительными): "Тропинка к источнику лежала через ущелье, о месторасположении которого было известно немногим".

В случаях, когда придаточная часть расположена в середине главной, запятые ставятся по обеим сторонам зависимой части: "Дом, в который они переехали, был просторнее и светлее".

Знаки препинания в ставятся по таким же синтаксическим правилам: после каждой части - запятая (чаще всего перед союзами/союзными словами). К примеру: "Когда поднялась полная луна, ребята увидели, как таинственно плещутся морские волны, звуки которых они слышали давно".

Придаточное определительное

  • Определительная зависимая часть раскрывает некоторые признаки слова, обозначенного в главной части. Такая придаточная часть сравнима с простым определением: "Выдался чудесный день"/ "Выдался день, о котором давно мечтали". Разница не только синтаксическая, но и семантическая: если определения называют предмет прямо, то придаточная часть рисует объект через ситуацию. При помощи союзных слов присоединяются СПП с придаточными определительными. Предложения-примеры:
  • Машина, которую Мария купила в Японии, была надежной и экономичной.
  • Миша принес яблоки из сада, где также росли груши и сливы.
  • Отец показал путевки в Венецию, куда вся семья отправится в сентябре.

При этом есть союзные слова, которые являются основными для таких предложений: "который", "чей", "какой". Другие считаются неосновными: "где", "что", "когда", "куда", "откуда".

Особенности придаточного определительного

Кратко описав основные характеристики конструкций, можно составить небольшой конспект «СПП с придаточным определительным». Основные черты таких предложений раскрываются ниже:


Местоименно-определительные предложения

От СПП с придаточными определительными, где зависимая часть относится к существительному с указательным местоимением, нужно отличать такие, что зависят от самого указательного местоимения. Подобные предложения называются местоименно-определительные. Для сравнения: "Тот не будет допущен к зачету, кто не сдал лабораторную работу"/ "Те студенты, которые не сдали лабораторную работу, не будут допущены к зачету". Первое предложение - местоименно-определительное, так как в нем придаточная часть зависит от указательного местоимения "тот", которое нельзя убрать из предложения. Во втором предложении зависимая часть относится к существительному "студенты", при котором есть указательное местоимение "те", и его можно опустить, следовательно, это придаточное определительное.

Упражнения по теме

Закрепить изложенные выше теоретические сведения поможет тест «СПП с придаточными определительными».

  1. В каком предложении представлено СПП с придаточным определительным.

а) Егору сообщили о случившемся поздно, что ему не понравилось.

б) Вследствие того что заседание затянулось, адвокат опоздал на встречу.

в) Роща, где росло много берез, после дождя манила грибников.

г) Море было спокойным, когда они вышли к берегу.

2. Среди предложений найдите местоименно-определительное.

а) Его еще не видели таким, каким он был вчера на совещании.

б) Тот город, который появился на горизонте, был Бейрут.

в) Мысль, что пришла ему в голову, понравилась всем.

г) Школа, в которую ходила ее сестра, была в другом городе .

3. В каком варианте ответа придаточная часть разрывает главную?

а) Тот не поймет Пушкина, кто не читал его душой.

б) Вода в реке, что находилась на окраине города, была студеной.

в) На день рождения был приглашен его приятель, с которым он познакомился на конференции.

г) Василий позвонил доктору, чей номер дала Дарья Николаевна.

4. Укажите придаточное определительное предложение.

а) Он знал, откуда доставили груз.

б) Страна, откуда он родом, находилась в центре Африки.

в) Откуда приехал Михаил, было известно лишь отцу.

г) Она подошла к окну, откуда доносились голоса.

5. Укажите предложение с местоименно-определительным придаточным.

а) Та улица, которая шла параллельно проспекту, была древнейшей в городе.

б) Та, что была в желтом костюме, оказалась женой Ипатова.

в) Та девушка, что встретилась Николаю в парке, была знакомой его сестры.

г) Лидию привлекла та песня, которую исполняли дети со сцены.

В данной главе:

§1. Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: .

Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений - СПП.

Независимая часть СПП - главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП - подчинённая. Она называется придаточным предложением.

В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов . Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:

Мы общались, как будто были знакомы сто лет.

(придаточное относится ко всему главному)

При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.

(придаточное относится к слову холоднее )

§2. Классификация СПП по значению

Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.

Основное деление - это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что , как , чтобы , ли ):

Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.

2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой , который , чей , что ; где , куда , откуда , как ):

Вот дом, в котором я хотела бы жить.

3). СПП с придаточными присоединительными : (с союзными словами что (в любом падеже), отчего , почему , зачем ):

По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.

4). СПП с придаточными обстоятельственными :

Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.

Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:

1) места (союзные слова: где , куда , откуда ):

Мы спустились к реке, где купались дети.

2) временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

Когда ты позвонил, я спала.

3) условными (союзы: если , коли (устар.):

Если он пригласит меня в кино, я пойду.

4) причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

5) целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.

6) следствия (союз так что ):

Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.

7) уступительными (союз хотя ):

Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.

8) сравнительными (союзы: как , будто , словно , чем ):

Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.

9) меры и степени (союзы: что , чтобы и союзные слова: сколько , насколько ):

Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.

10) образа действия (союзы: что , чтобы , будто , как будто , точно , словно и союзное слово как ):

Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки

§3. Средства синтаксической связи в СПП

Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:

  • союзами
  • союзными словами

1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.

Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:

а) из двух простых союзов: как будто , как только , лишь только и др. подобных.

б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как ; несмотря на то что ; благодаря тому что и др. подобных.

в) из простых союзов и слов время , причина , цель , условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как ; в то время пока ; с той целью чтобы ; в силу того что и др. подобных)

2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?

Прежде всего, это относительные местоимения кто , что , какой , каков , который , чей , сколько , стоящие в разных формах, а также наречия где , куда , откуда , когда , зачем , как и др.

Как отличить союзы от союзных слов?

Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.

Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:

Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

(мелодию (какую?) которую - союзное слово)

В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что , как , когда .

Я думаю, что она приедет завтра.

(что - союз)

Я знаю, что она тебе ответила.

(что - союзное слово, выраженное относительным местоимением)

Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.

Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:

Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.

(который =разговор)

Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:

Я знала, что мы расстались навсегда.

(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда )

Я знаю, что говорю.

(опустить союзное слово что невозможно)

§4. Место придаточного предложения относительно главного

Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:

1) она может предшествовать главной части:

Когда мать пришла, сын уже был дома.

2) она может следовать за главной частью:

Сын уже был дома, когда мать пришла.

3) она может располагаться внутри главной части:

Сын, когда мать пришла, уже был дома.

Схемы СПП:

[ … ] 1 , (чтобы…) 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю 1 ,/чтобы она была счастлива 2 .

(чтобы…) 1 , […] 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Чтобы она была счастлива 1 ,/ Митя сделает всё 2 .

[… , (чтобы…) 2 …] 1 - сложноподчинённое предложение, например:

Митя 1 ,/ чтобы она была счастлива 2 ,/ сделает всё 1 .

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, то СПП - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой?

  2. Верно ли, что подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: подчинительными союзами и союзными словами?

  3. Верно ли, что главной частью СПП является зависимая часть, которая называется придаточным предложением?

  4. Верно ли, что подчинённой частью СПП является независимая часть, которая называется главным предложением?

  5. К какому типу относится СПП: Я думаю, что мы обязательно встретимся.?

  6. К какому типу относится СПП: Это книга, которую мне рекомендовала Татьяна Николаевна.?

    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным определительным
  7. К какому типу относится СПП: Мы поговорили, после чего Ванька раскаялся в своём поступке.?

    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
  8. К какому типу относится СПП: Я спал, когда он пришёл .?

    • ССП с придаточным определительным
    • ССП с придаточным изъяснительным
  9. Верно ли, что союзы являются членами предложения, а союзные слова нет?

  10. Что может быть заменено словом из главной части СПП: союз или союзное слово?

    • союзное слово

Правильные ответы:

  1. СПП с придаточным изъяснительным
  2. СПП с придаточным определительным
  3. СПП с придаточным присоединительным
  4. СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
  5. союзное слово
  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Вконтакте

Тема: СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

I Общая характеристика. Средства связи в СПП

II Классификация СПП

1. Типы классификаций

2. Структурно-семантическая классификация СПП

а) Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры

1) с собственно присловной связью;

2) с коррелятивной связью.

б) Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры

I Общая характеристика СПП. Средства связи в СПП

Сложноподчиненное предложение - это сложное предложение, предикативные части которого свя­заны подчинительной связью: Я рад, что ты снова здесь.

Дифференциальными признаками сложноподчиненного предложения являются:

1) зависимость одной предикативной части (придаточного) от другой (главного предложения);

2) наличие вво­дящего придаточную часть подчинительного со­юза или союзного слова (относительного местоиме­ния или местоименного наречия): Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет (М. Лермонтов); Умирает эпоха, в которой родились мы (Ю. Нейман). Под­чинительный союз или союзное слово располагается в со­ставе придаточной части и сигнализирует о ее зависимости от главного предложения и способе оформления подчини­тельной связи.

Средства связи главного предложения и придаточной части в сложноподчиненном предложении существенно от­личаются от средств связи в сложносочиненном предложе­нии: они образуют структурный механизм, определяющий именно зависимость придаточной части от главно­го предложения.

Средствами связи главного и придаточного предложений в сложноподчиненных конструкциях служат: 1) подчини­тельные союзы; 2) союзные слова; 3) корре­ляты; 4) опорные слова; 5) интонация; 6) порядок предикативных частей; 7) соотношение видо-временных форм и модальных планов сказуемых; 8) типизированные лексические элементы; 9) параллелизм строения и неполнота одной из частей.

1. Подчинительные союзы дифференцируются: а) по струк­туре: на простые (что, если, когда и др.) и сложные, или составные (так как, так что, потому что и др.); б) по числу занимаемых ими позиций: на одноместные (хотя, будто, словно, если, ибо и др.) и двухместные, или двойные (чем... тем ); в) по связи с определенными син­таксическими значениями: на семантические (хотя, словно, если, ибо и др.) и асемантические (что, как, чтобы, будто ).



Семантические союзы связаны с одним синтаксическим значением и употребляются в определенных типах предло­жений: хотя – в сложноподчиненном предложении с при­даточным уступительным, ибо – причины, если – условия и т.п. По участию в дифференциации синтаксического зна­чения они подразделяются на союзы дифференци­рующего / недифференцирующего типа. Так, союз когда указывает на значение времени в самом общем виде, союзы же до того как , в то время как , после того как фиксируют разные временные фазы, дифференцируя общее темпоральное (временное) значение.

Асемантические (синтаксические) союзы не связаны с выражением определенного значения и могут употребляться в разных типах конструкций. Например, союз что возмо­жен в изъяснительно-объектных предложениях (Понятно было, что наступление начнётся завтра ), в местоименно-союзных предложениях (Так грустно, что плакать хочется ), в сложноподчиненных предложениях с придаточными сравнительными (Девица плачет, что роса падает (А. Пушкин)).

2. Союзные слова, или реляты, (находятся в придаточной части) представляют собой относи­тельные местоимения или местоименные наречия и могут коррелировать с определенными опорными словами в главной части: Самый непобедимый человек – это тот, кому не страшно быть глупым (В. Ключевский); Счаст­лив дом, где голос скрипки наставляет нас на путь (Б. Окуджава);

3. Корреляты - указательные местоимения или местоименные наречия, употребля­ющиеся в главной части и свидетельствующие о ее незавершенности: А я опять задумчиво бреду... в ту дальнюю стра­ну, где больше нет ни февраля, ни марта (И.Бродский); Куда иголка, туда и нитка ;

4. Опорные слова - слова в главном предложении, ко­торые распространяются придаточной частью: Не­хлюдов составлял себе правила , которым намеревался следовать (Л. Толстой).

Классификация сложноподчиненных предложений.

1. Разнообразие средств связи в сложноподчиненном пред­ложении и сложность его строения определили разные подходы к его классификации. Существуют различные системы классификации сложноподчиненных предложений (функциональная, морфологическая, формальная, структур­но-семантическая).

1. Функциональная, или логико-семантическая, классификация исходит из синтаксической функции при­даточного по отношению к главному, при этом придаточное рассматривается как аналог члена предложения. Типы пред­ложений выделяются на основе соответствия придаточных членам простого предложения (сложноподчиненные пред­ложения с придаточными подлежащными, сказуемными, дополнительными, определительными и др.). Истоки дан­ной классификации - логическое направление в русской грамматике (Ф.И.Буслаев и др.).

2. Морфологическая классификация исходит из того, какой частью речи является слово, к которому присо­единяется придаточное, или из аналогии придаточного с оп­ределенной частью речи. Эта классификация распростра­нена преимущественно в зарубежной лингвистике. Так, в работах Л. Теньера различаются сложноподчиненные пред­ложения с субстантивными, адвербиальными, адъективны­ми придаточными.

3. Формальная классификация исходит из харак­тера основных средств связи предикативных частей - союзов и союзных слов. В рамках этой клас­сификации различаются: а) сложноподчиненные предло­жения с придаточными, присоединяемыми союзами, и б) сложноподчиненные предложения с придаточными, при­соединяемыми союзными словами. Дальнейшее их деление определяется характером союза или союзного слова. Исто­ки этой классификации (A.M. Пешковский, А.Б. Шапиро) - формальное направление в русской грамматике.

4. Структурно-семантическая классифи­кация исходит из всего комплекса структурных признаков, характерных для сложноподчиненного предложения как особой синтаксической единицы, при этом одновременно учитываются синтаксические значения, связанные с этими признаками. Структурно-семантическая классификация как особый подход к изучению сложного предложения оформи­лась в 50-70-е годы XX в. в работах Н.С. Поспелова, В.А. Белошапковой, Л.Ю. Максимова, С.Г.Ильенко и других.

При диффе­ренциации сложноподчиненных предложений, согласно это­му подходу, учитывается набор следующих структурных признаков: 1) соотнесенность придаточной части или с одним словом в главном предложении, или со всей главной частью (нерасчлененность / расчлененность); 2) характер союзных средств связи; 3) характер и функции коррелятов; 4) позиция придаточной части; 5) парадигма сложноподчиненного предложения. Ведущим в ряду этих структурных признаков, мотивирующим все остальные и определяющим существенные особенности стро­ения и семантики сложноподчиненного предложения, яв­ляется признак расчлененности / нерасчлененности.

а) Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры

В сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры (присловных) придаточное отно­сится к одному опорному слову в главной части и распро­страняет его или же замещает в главном какое-либо слово или сочетание слов: Я отошел к окну с Верой , которая мне хотела сказать что-то очень важное для нас обоих (М. Лермонтов); Мы не говорили о том , что нас волновало нас обоих ; 2) придаточное присоединяется к глав­ной части посредством союзных слов или синтак­сических (асемантических) союзов, которые носят полифункциональный характер и могут оформлять различ­ные отношения (что, чтобы, как, будто).

Группа предложений нерасчлененной струк­туры (присловных) подразделяется на две подгруппы: собственно присловные и приместоименные . В собственно присловных предложениях при­даточная часть распространяет опорное слово главной ча­сти: Меня удивляло , почему на наш призыв не последовало ответа . В приместоименных предложениях придаточная часть соотносится с местоимением в главной части, она наполняет местоиме­ние своим содержанием, восполняя его семантически, и в сочетании с ним занимает одну синтаксическую позицию, замещая наименование предмета, лица, признака (местоименно-соотносительное сложноподчиненное предложе­ние): Что упало, то пропало.

1.Среди предложений с собственно присловной связью различают следующие структурно-семантические типы

1) присубстантивно-атрибутивные (определительные),

2) изъяснительно-объектные,

3) прикомпаративно (сравнительно)-объектные.

1) присубстантивно-атрибутивные (определительные): Мне удалось поговорить с челове­ком, которого я искал ; Ему вспомнился день, когда он уезжал из Петербурга. В таких предложениях придаточные распространяют существительное (с коррелятом или без него) в главной части присоединяются союзными сло­вами (который, какой, чей, что, когда, где, куда, откуда ) и выражают определительные отношения. Придаточное зани­мает фиксированную постпозицию по отношению к опорно­му существительному. В зависимости от особенностей строе­ния и значения эти предложения делятся на две группы: 1) с атрибутивно-выделительными придаточными и 2) с ат­рибутивно-распространительными придаточными.

В сложноподчиненных предложениях, выражающих атрибутивно-выделительные отношения, прида­точное служит для выделения предмета (лица), называемого распространяемым существительным, из ряда однородных. Коррелят (тот, такой ) в них или находится непосредствен­но перед существительным, или факультативен: Люди, которые легко говорят, обыкновенно трудно по­нимают (В. Ключевский). Ср.: Те люди, которые легко го­ворят, трудно понимают .

В сложноподчиненных предложениях, выражающих атрибутивно-распространительные отноше­ния, придаточное сообщает дополнительную информацию о предмете (или лице), названном в главной части, при этом опорное слово в ней всегда существительное с определенным значением, не нуждающееся в конкретизации. Коррелят в главной части соответственно невозможен: Я показал пись­мо Марье Ивановне, которая нашла его убедительным и трогательным (А. Пушкин).

2) изъяснительно-объектные: Я хочу написать, как опять совершается ве­ликое чудо творения (Ю. Левитанский). Опорные слова представлены существительными, глаго­лами, краткими прилагательными, словами категории со­стояния. Они обозначают процессы мысли, речи, чувства, вос­приятия, выражают различные типы оценок, указывают на возможность/невозможность, желательность/нежелатель­ность, необходимость или нецелесообразность действия (со­стояния), наконец, фиксируют начало или конец действия: думать, говорить, чувствовать, видеть; сообщение, рассказ, слух; доволен, рад, убежден, уверен; необходимо, нужно, хоро­шо, плохо, прекрасно и т.п.

Изъяснительно-объектные придаточные присоединяют­ся союзами или союзными словами. Соответственно выде­ляются две разновидности изъяснительно-объектных слож­ноподчиненных предложений: 1) предложения с союзным подчинением , в которых используются союзы: что, чтобы, как, как бы, будто, будто бы , ли: Я все­гда твердил, что судьба - игра (И.Бродский). Прида­точное в них выражает или сообщение, или косвенное по­буждение, или косвенный вопрос: ср.: Он сообщил, что вышла в свет новая книга об истории костюма ; Скажи, чтобы выключили свет; Мы поинтересовались, готов ли обед . В изъяснительно-объектных сложноподчиненных предложениях используются и семантические союзы когда и если . В этом случае объектное значение совмещается со значени­ем времени, условия или причины: Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день (М. Лермонтов); Грустно, если все мы будем как чужие друг с другом (М. Салтыков-Щедрин).

2) предложения с относительным подчинением , в которых средствами связи служат союзные слова - относительные местоимения или местоименные наречия. Придаточные в них или выражают только общую тему сообщения, или имеют косвенно-вопросительное или вос­клицательное значение: Он рассказал о том, что видел на выставке (тема сообщения). Он спросил, кто будет на вы­ставке (косвенный вопрос). Мы не знали, зачем нас вызывают (косвенный вопрос).

3) прикомпаративно (сравнительно)-объектные : Он поступил благороднее, чем мы думали ; это предложения, в которых придаточные распространяют в главной части фор­му сравнительной степени, реализуя ее лексико-морфологическую валентность, выражают объект сравнения и присо­единяются союзами чем, нежели . Все закон­чилось лучше, нежели они ожидали .

2. Среди предложений с приместоименной (коррелятивной ) связью различают

1) местоименно-сотносительные предложения

2) местоименно-союзные (местоименно-союзно-соотносительные) предложения

Сложноподчиненные местоименно-соотносительные предложения - сложноподчиненные предложения нерас­члененной структуры, в которых связь между предикатив­ными частями основана на соотношении двух близких по своей семантике местоимений или местоименных наречий: то – что, тот – кто, такой – какой, таков – каков; сколь­ко – столько, настолько – насколько и др. Первое местоиме­ние - коррелят - располагается в главной части, второе выступает как союзное слово. Коррелят конструктивно обя­зателен; придаточное присоединяется непосредственно к нему и «наполняет его своим содержанием»: Это был тот, кого все давно ждали ; Как аукнется, так и откликнется ; Он рабо­тал столько, сколько было нужно ; Жара такая, какой дав­но не было; Ему удалось вер­нуться оттуда, откуда никто не возвращается

Выступая в блоке с коррелятом, придаточная часть в слож­ноподчиненных предложениях местоименно-соотносительного типа служит средством описательной номинации пред­мета, лица, явления: Принеси то, о чем я тебя просил ; Тот, кто был в шинели, взял накладную (А.Н. Толстой)

Придаточная часть в предложениях местоименно-соотносительного типа в целом характеризуется нефиксирован­ной позицией. Ее расположение определяется характером актуального членения, ср.: Кто любит, тот идет до кон­ца (А. Грин); Любит тот, кто учит (A.M. Горький).

В зависимости от типа соотносительных местоимений и функций придаточной части выделяются следующие раз­новидности сложноподчиненных местоименно-соотноситель­ных предложений:

1. Предложения, в которых используются соотноситель­ные местоимения-существительные, а придаточная часть как бы субстантивируется (субстантивный подтип). Они строятся по моделям [+к тот], (с. с. кто), [+к то], (с. с. что), [+к все], (с. с. что), [+к каждый], (с. с. кто) и др. По реализуемым синтаксическим значениям придаточная часть является определительной : Все, что мерещилось, в прах сожжено (Б.Окуд­жава).

2. Предложения, в которых используются соотноситель­ные местоимения-прилагательные, а придаточная часть так­же как бы выступает в роли прилагательного (адъек­тивный подтип). Они строятся по моделям [+к такой], (с. с. какой), [+к таков], (с. с. каков) . Придаточная часть так же, как и в субстантивном подтипе является определительной : Лес такой, каким я его давно не видел .

3. Предложения, в которых используются соотноситель­ные местоимения-наречия с количественным, качествен­ным или пространственным значением, а придаточное как бы выступает в роли наречия (адвербиальный подтип):

Частное грамматическое значение предложений этой группы определяется характером коррелята и семантикой слова, с которым он сочетается.

Если это слово качествен­ной семантики, то есть предложение строится по моделям [+к столько + род. п.], (с. с. сколько); [+к на­столько + слово качественной семантики], (с. с. насколь­ко) , то выражается значение меры и степени качества : В ней было столько наивности и чистоты, сколько обычно бывает у детей. Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в двадцать лет (А. Куприн);

Если это глагол, то есть предложение строится по модели [+к так + глагол], (с. с. как) то выражается значение образа действия или меры : Он поступал так, как его учили . Все шло так, как было задумано.

Если в предложении используются соотноситель­ные местоименные наречия с пространственным значени­ем, то придаточное выступает как бы в роли локального на­речия (наречия места или направления), то есть по своему значению является придаточной места . Эти предложения также строятся по моделям [+к там], (с. с. где), [+к туда], (с. с. куда), [+к туда], (с. с. откуда), [+к оттуда], (с. с. откуда) и др.: Рощин вылез на берег там, где он наметил (А.Н. Толстой). Куда иголка, туда и нитка.

Вторую группу предложений с коррелятивной связью составляют предложения с местоименно-союзно-соотносительной связью .

Для связи придаточной части с главной в отличие от предложений с местоименно-соотносительной связью в придаточной части используется не союзное слово, а союз . Союзы асемантические – что, будто, как будто, чтобы.

Было так жарко , что трава в течение нескольких дней совершенно выгорела. Ср: Жара такая , какой давно не было.

В качестве связующих компонентов в главной части могут выступать как отдельные корреляты так, настолько, до того, так и сочетания коррелятов со знаменательными словами: Врач смотрит на меня так, как будто узнал про меня что-то скверное (Булгаков). В воздухе так пасмурно , что даже фонарные огни еле видны (Чехов). А дочки у меня такие красавицы , что даже князья и графы засматриваются (Чехов).

Коррелят такой нередко обнаруживают себя в составе устойчивых сочетаний, которые функционируют как цельные образования, подобные слову: до такой степени, таким образом.

Большинство лингвистов считают сложноподчинённые предложения с местоименно-союзно-соотносительной связью предложениями контаминированной структуры, переходными между предложениями расчленённой и нерасчленённой структуры.

Контаминированность структуры проявляется в том, что, с одной стороны, наблюдается отнесённость придаточного к корреляту в главной части либо сочетанию коррелята со знаменательным словом, что характерно для предложений нерасчленённой структуры:

Савинов нарочно уселся так , чтобы между ним и Ильиным находилась высокая лампа (Куприн). Сделалась такая метель , что он ничего не видел (Пушкин).

С другой стороны, используется союзное придаточное предложение, что характернодля предложений расчленённой структуры.

Контаминированность структуры обусловливает и своеобразие семантики этих конструкций.

Корреляты такой, так, до того, столько, настолько, до такой степени выражают значения степени, меры или об­раза действия. Присущие им признаковые значения они реализуют либо как указание на степень качества, либо как указание на количественные характеристики признака. Выражение того или иного типа значения обус­ловлено семантикой ведущего слова опорного словосочета­ния в главной части.

1. Если это слово представлено качественным прилага­тельным, качественным наречием или словом категории состояния с качественной семантикой, то выражаются зна­чения степени качества или степени качественного состоя­ния : В возду­хе... так пасмурно, что даже фонарные огни еле видны (А. Чехов); Так быстры эти воды, что свет в них не ка­жется светом (О. Седакова).

2. Если главным словом опорного словосочетания явля­ется глагол, то могут выражаться значения меры действия или образа действия : Он дрожал до такой степени, что он был не в состоянии говорить .

3. Если главным словом опорного словосочетания явля­ется существительное, то в зависимости от его семантики могут выражаться следующие значения: а) степени каче­ства; б) меры (в сочетании с коррелятом столько или так много); в) собственно определительное значение, ср.: а) А доч­ки у меня такие красавицы, что... даже князья и графы засматриваются (А. Чехов); б) На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтитель­ной кислоты, что тайного советника стошнило (А. Че­хов); в) Крестьянские дела - это такая политика, что Бисмарка мало (А. Чехов).

Если корреляты сочетаются с опорными словами, значе­ние которых непосредственно связано с представлением о проявлении качественного признака или об интенсивности действия, то они выражают собственно качественное значе­ние (определительое или образа действия ): Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела... на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж (М. Булгаков.

Значения степени качества, образа действия, меры и соб­ственно качественное значение в зависимости от характера союза передаются в местоименно-союзных конструкциях разными способами, что и делает данные конструкции всегда многозначными.

При употреблении союза что отмеченные значения выра­жаются путем указания на следствие (то есть совмещаются значения меры и степени и следствия): Передний фран­цуз подбежал так близко, что уже было видно выражение его лица (Л. Толстой). В предложениях со сравнительными союзами будто, как будто, точно, словно, как будто бы зна­чения степени качества, образа действия, меры передаются через сравнение: Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли (А. Чехов). Наконец, в предложениях с союзом чтобы эти значения выражаются или через указание на цель, или через указа­ние на ирреальное следствие: Староста говорил громко, так, чтоб слышали и барыня, и жнецы (Н. Гарин-Михай­ловский).

б) Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры

В сложноподчиненных предложениях расчленен­ной структуры (присоставных, по другой терминологии - детерминантных): 1) придаточная часть сочетается со всей главной частью, как бы примыкая к ней (ср. с детер­минантом в простом предложении), и не имеет в ее составе опорного слова Днем теп­ло, если нет сильного ветра ; Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград ;2) союз служит для характеристики опре­деленного типа отношений: Я вернулся в родной город, так что снова смогу увидеть дорогие с детства места (след­ственные отношения); Я вернулся в родной город, пото­му что меня ждали (причинные отношения), поэтому при­даточная часть присоединяется к главной преимущественно семантическими союзами, квалифицирующими оп­ределенные синтаксические отношения (пока, хотя, пото­му что, ибо, так что и др.);

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени - сложноподчиненные предложения расчленен­ной структуры, в которых придаточная часть указывает на время действия главной части: Пока отец с матерью спорили, Васька съел два куска мяса, тарелку щей и будто бы неча­янно запихал в рот большой кусок сахару.

Действие главной части может совпадать с действием придаточной (отношения одновременности), предшествовать ему или происходить после него (отношения разновре­менности). Соответственно по значению различаются две разновидности сложноподчиненных предложений с при­даточными времени: 1) предложения со значением одно­временности или повторяемости: Когда я болел, ко мне приходили друзья ; Когда я болел, меня всегда навещали друзья ; 2) предложения со значением разновременности: Как только я заболел, ко мне пришли друзья .

Сложноподчиненные предложения с придаточными вре­мени строятся не только по свободным, но и по несвобод­ным моделям (фразеомоделям). Наиболее распространен­ными в современном русском языке являются предложения фразеологизированной структуры со значением быстрого следования, мгновенной смены ситуаций. Это:

1) сложноподчиненные предложения, которые строятся по модели, включающей в качестве обязательных компо­нентов такие дополнительные средства связи, как отрица­тельная частица не и информативно недостаточный глагол успел в сочетании с инфинитивом совершенного вида, при­даточная часть присоединяется союзом как - [не успел + инфинитив], (с. как): Не успели похоронить Наталью, как уже снова запахло ладаном и васильками в простор­ной мелеховской горнице (М. Шолохов);

2) сложноподчиненные предложения, в главной части которых употреблены слова едва, только, лишь, чуть, лишь только, соотносящиеся с союзом как в придаточной части: Только Лизавета Ивановна успела снять капот и шляпу, как уже графиня послала за ней (А. Пушкин) - [толь­ко...], (с. как); Едва выбрались мы на широкую дорогу, иду­щую горами, как вся наша конница поскакала во весь опор (А. Пушкин) - [едва...], (с. как);

3) сложноподчиненные предложения, в главной части которых в качестве дополнительных средств связи исполь­зуется глагол с отрицанием в сочетании с количественно-именным сочетанием, а также в сочетании с именем в ро­дительном падеже, называющим временной отрезок (не прошло и минуты, года, часа...) или меру длины {не про­шли километра); придаточная часть присоединяется или союзом как Ср.: Не прошел Никитин и двухсот шагов, как из друго­го дома послышались звуки рояля (А. Чехов);

На периферии сложноподчиненных предложений с при­даточным времени находятся предложения, построенные по фразеомоделям [стоит/стоило + инфинитив], (с. как), [сто­ит/стоило + инфинитив], (с. чтобы). Они совмещают зна­чение непосредственного (быстрого) следования со значе­нием обусловленности: Стоило бросить в воду горсть крупы, как поднялась кутерьма (Д. Гранин). Такие предложения обычно рассматриваются как мно­гозначные сложноподчиненные предложения фразеологизированной структуры с условно-временным придаточным.

Сложноподчиненные предложения с придаточными при­чины – предложения, в которых придаточные выражают причинное значение и присоединяются к главной части семантиче­скими каузальными (причинными) союзами так как, по­тому что, оттого что, благодаря тому что, ибо, ввиду того что, в силу того что, благо и др. Эгоисты, всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всех больше от него страдают (В. Ключевский).

Сложноподчиненные предложения с придаточным след­ствия – предложения, в которых постпозитивные придаточные выра­жают значение следствия и присоединяются к главной части семантическим подчинительным союзом так что : Аптека находится почти у края города, так что аптекарше далеко видно поле (А. Чехов).

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели – предложения, в которых придаточные указывают на цель дей­ствия и присоединяются к главной части союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (уст.) , а также функциональными аналогами целевых союзов - частицами только бы и лишь бы . Чтобы быть ясным, оратор дол­жен быть откровенным (В. Ключевский): Я на все готова, только бы мама выздоровела (К. Паустов­ский).

Особую группу в системе сложноподчиненных предложений с придаточными цели со­ставляют так называемые несобственно-целевые конструкции. Это предложения, построенные по фразеомодели, включающей такие обязательные элементы, как слова достаточно, недостаточно, слишком, необходимо, надо, нуж­но, требуется : Для того чтобы изменить эту ситуацию, недостаточно только нашего желания. . В таких сложноподчиненных пред­ложениях выражаются не собственно целевые отношения, а отношения достаточного (недостаточного) или необходимого основания для достижения той цели, о которой сообщается в придаточной части: Надо об­ладать огромной силой воли, чтобы так долго выдержи­вать это ; Достаточно нескольких дополнительных за­нятий, чтобы вы смогли успешно сдать экзамен .

Сложноподчиненные предложения с придаточными ус­ловия – предложения структуры, в которых придаточные присоединяются к глав­ной части семантическими союзами если, если бы, если – то, коли (уст.), раз, когда, когда бы и выражают условные отношения. Придаточ­ная часть может выражать как реальное, так и ирреальное условие.

В сложноподчиненных предложениях реального условия используются союзы если, коли, когда, раз , а в главной и придаточной частях преимущественно употребляются фор­мы изъявительного наклонения: Если я заболею, к врачам обращаться не стану (Я. Смел яков).

В сложноподчинен­ных предложениях ирреального условия используются союзы если бы, кабы, когда бы , а глагольные сказуемые в главной и придаточной частях употребляются в форме со­слагательного наклонения или инфинитива: Если б в серд­це тебя я не грел, не ласкал, ни за что я б тебе этих слов не сказал.

Сложноподчиненные предложения с придаточными ус­тупительными – сложноподчиненные предложения рас­члененной структуры, в которых придаточные присоединя­ются к главной части семантическими союзами хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, даром что , со­юзами-частицами пусть, пускай , сочетаниями местоимен­ных слов как, сколько с частицей ни и выражают значение обратного следствия. По особенностям строения и семан­тики различаются: 1) предложения с союзным подчинени­ем: Хотя летом ему почти нечего было делать на дво­ре, он все же отправился туда (В. Белов), Пусть мы погибнем, но не сдадимся ; 2) предложения с относитель­ным подчинением специализируются на выражении обобщенно-уступительного (или усилительно-уступительного) значения: Ка­кими бы фальшивыми идеями и софизмами ни прикрыва­лись хищные эгоисты, они для меня не люди (И. Репин), Виолончель задерживает звук, как бы она ни спешила (О. Мандельштам).

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения – предложения структуры, в которой придаточные присоединяют­ся к главной части союзами как, подобно тому как, будто, словно, точно, как если бы, как будто и выражают срав­нительные отношения: Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке (Ж. Булгаков). Придаточная часть может выражать реальное или предпо­ложительное сравнение. Придаточные реаль­ного сравнения присоединяются к главной части союзом как : А время течет, как течет дождевая вода (И. Лиснянская); придаточные предположительного сравнения - союзами как будто, будто, словно, точно, как если бы, ко­торые подчеркивают ассоциативный характер сопоставле­ния, основанного не на реальной, а на воображаемой связи ситуаций: Кречмар, беззвучно двигая губами, сделал дви­жение рукой, словно что-то медленно сгребал в охапку (В. Набоков).

Сложноподчиненные предложения с придаточными подчинительно-присоединительными – предложения, в которых при­даточные присоединяются ко всей главной части союзны­ми словами что, отчего, почему и др. и содержат добавочное сообщение (оценку уже сообщенного, отдельные замечания по его поводу, указания на результат и т.п.). Главная же часть характеризуется завершенностью и в формальном, и в смысловом отношении: Дико улыбаясь, я снова сел на тахту, что было уже совершенно бессмысленно (В. Ка­верин). Придаточное занимает фиксированную постпозицию по отношению к главной части. Сложноподчиненные пред­ложения с придаточными подчинительно-присоединительны­ми близки сложносочи­ненным предложениям, выражающим присоединительные отношения, ср.: Он получил хорошее образование, что по­могло ему в будущем . – Он получил хорошее образование, и это помогло ему в будущем .