Словарь студента жаргоны. Проект "сленг в языке студентов нашего училища"

Студенческий жаргон – это специфический язык, который распространен среди учащихся высших учебных заведений. Его можно разделить на несколько видов.

Хвост, зачетка, первак...

К первой группе относятся слова и выражения, которые понятны всем студентам без исключения. К таким словам можно отнести: универ, шпора, общага, препод, хвост, шара, пара, читалка, зачетка, допса . Иногда в ВУЗе может быть своя специфическая лексика, понятная только местным студентам. Эти слова первокурсники могут перенять от старшекурсников. Слова из первой группы понятны студентам, как первого, так и последнего курса.

А у старшекурсников особый жаргон

На старших курсах, когда появляются специальные профилирующее предметы, появляются выражения, свойственные конкретному факультету. Например, матанал – это математический анализ, начерталка – начертательная геометрия, вышка – высшая математика, ЗУН – знания, умения, навыки, уголовка – уголовное право, "харька" - характеристика студента с места практики и т.п. Часто жаргонные выражения появляются имени преподавателя или названия учебника.

Профессиональный сленг

К третьей группе студенческого сленга можно отнести слова, или специальные термины, которые характерны ужу не студентам, а профессионалам. Подобные слова типичны для представителей IT-специалистов: метр – мегабайт, мозги – память, мамка – материнская плата, операционка – операционная система. Например, фраза «мне нужно 5 метров мозгов» переводится как «мне нужно 5 мегабайт памяти».

Существует еще и четвертая, самая экстравагантная группа студенческого жаргона. Это ненормативная лексика, которая используется учащимися для характеристики нелюбимых преподавателей. Не будем приводить ее в статье, но если хотите, можете оставить пару-тройку слов в комментариях.


Дипломы

Красный и синий диплом.
Абсолютно синий диплом - диплом без единой оценки отлично (только хорошо или удовлетворительно).

Оценки
Банан - обычно неудовлетворительно; иногда понятие расширяется на несданный экзамен или зачёт (в том числе и по причине неявки).

Занятия и дисциплины
Колобо́к, коло́к, коло́ша, колото́к, колпак - коллоквиум.
Ла́ба, реже лабо́та, иногда то́рки - лабораторная работа.
Курса́ч, курсови́к, курся́к - курсовая работа (курсовой проект).
Прак - практикум.

Математика
«Анали́т», «анали́та», «анге́м», «ана́л» «ана́лка» - аналитическая геометрия.
«Ва́та» - векторный и тензорный анализ.
«Вычма́т», «Вычи» - вычислительная математика.
«Вы́шка» - высшая математика.
«Действа́н», «дива́н» - действительный анализ.
«Дискре́тка», «дискре́т», «дискра́» - дискретная математика.
«Дискра́н» - дискретный анализ.
«Дифге́м», «Дифгео́м» - дифференциальная геометрия
«Дифу́р», «дифу́ры» (тж. дифуры́) - дифференциальные уравнения.
«Инту́р», «инту́ры» (тж. интуры́) - интегральные уравнения.
«Исло́п», «исо́» - исследование операций
«Комба́н», «Комба́йн» - комбинаторный анализ.
«Компла́н», «ФКП», «ТФКП» - теория функций комплексного переменного.
«Коран» - корреляционный анализ.
«Лина́л», «линейка» - линейная алгебра.
«Мата́н», «матана́л», «математический ана́л» - математический анализ.
«Матэ́к» - математика для экономистов.
«Морги» - математическая обработка результатов геодезических измерений
«Терве́р», «Теорве́р» - теория вероятностей.
«Урматы́», «урматфи́з», «урматши́з» - уравнения математической физики.
«Функа́н», «фан» - функциональный анализ.
«Чмо», «чмы», «Метвычи́» - численные методы и оптимизация, возможно, происходит от украинского «чисельні методи обчислення» (численные методы вычисления).
«Матлог» - математическая логика

Технические
«Игра́», «Инженерка», «Инжграф» - инженерная графика
«Инфа́» - информатика
«Программи́зм», «Программу́ха», «Про́герство», «Кодинг», «Прога» - программирование.
«Попа» - Процедурно-ориентированное программирование.
«Тавт» - теория автоматов.
«Начерта́лка», «На́черт» - начертательная геометрия.
«Матве́д», «Тря́пки» - материаловедение.
«Сопрома́т», «Сопр» - сопротивление материалов.
«Схемота́» или «Схе́ма», «Смехоте́хника» - схемотехника.
«Аналка» - аналоговая схемотехника.
«Цепи» - теория цепей.
«Плазма» - вакуумная и плазменная электроника.
«Оси» - операционные системы.
«Микра» - микроэлектроника.
«Элте́х» или «Электрота́» - электротехника.
«Сме́х» - строительная механика.
«Термех» - теорретическая механика
«Тряп» - теория и реализация языков программирования.
«Тя́п» - теория языков программирования и методы трансляции.
«Элпы́» - электронные приборы.
«Сао́д», «Сиао́д» - структуры и алгоритмы обработки данных.
«Дета́ли», «Детма́ш», «Педа́ли» - Детали машин.
«Асм» - Языки ассемблера.
«Подсос» - Подвижной состав.
«ТОЭ» - теоретические основы электротехники
«Гидмаш» - гидравлические машины

Физика
«Вычи́» - вычислительная физика.
«Ги́дра» - гидродинамика.
«Кванты́» - квантовая механика.
«Терме́х», «Теорме́х» - теоретическая механика.
«Теорфи́з» (офиц.), «Теорши́з» (уничижит.), «Террорфи́з» (типа юмор) - теоретическая физика.
«Статы́» - статистическая физика.
«Опты́» - Квантовая оптика.
«Я́дерка» - Ядерная физика.
«Молекуля́рка» - Молекулярная физика
«Обре́з» - обработка результатов физического эксперимента
«Вты́к» (произв. от ВТЭК) - введение в технику эксперимента

Химия
«Колды́», «колда́» - коллоидная химия.
«Кресты́» - кристаллохимия.
«Строймо́л» - строение молекул.
«Ана́л», «Анали́тика» - аналитическая химия.
«О́ргия», «Орга́ника» - органическая химия.

Гуманитарные
«Анти́чка» - античная литература (история, философия).
«Прохерня», «Прохороведение » - теория журналистики (по имени автора учебника «Введение в теорию журналистики»)
«Во́пли» - журнал «Вопросы литературы».
«Гражда́нка», «Гражда́на» - гражданское право.
«Зарубе́жка», «зару́ба» - зарубежная литература (история, философия).
«Истгра́м» - историческая грамматика (русского языка).
«Миржу́р» - история мировой/зарубежной журналистики.
«Литре́д» - литературное редактирование.
«Литве́д» - литературоведение
«Русли́т» - история русской литературы.
«Старосла́в» - старославянский язык.
«Уголо́вка» - уголовное право.
«Адма́» - административное право.
«Ри́мка» - римское частное право.
«Земля́» - теория общего землеведения.
«ИГО» - история географических открытий.
«Ка́рта» - картография.
«Физге́о» - физическая география.
«Языко́з» - языкознание
«Автобрея» - автоматическая обработка естественного языка (лингв.)
«Метла» - метеорология
«Простуда» - профессиональная студия (для факультетов журналистики)
«Отечка» - от «отечественная литература» (гумфак УлГТУ)
«Матка» - математика
«Заруба» - зарубежная литература

Экономические
«Хобочёт», «Хобы́ч», «Бухучёт», «Бухы́ч», «Буху́чий Ебучёт» - Бухгалтерский учёт
«Микра́», «Икра́» - Микроэкономика
«Макра́» - Макроэкономика
«Экобсе́к» - Экономика общественного сектора
«Истна́х» - история народного хозяйства

Преподаватели
Преп (мн. препы́), пре́под (тж. препо́д) - преподаватель
Ла́бник, Лаби́ст, Ла́бер - преподаватель, ведущий лабораторные занятия (см. тж. разд. Учебники и учебные пособия)
До́цент - специальное неправильное ударение в слове доце́нт
Фа́кер, ж*пный пре́под (груб. ёб*рь) - преп, крайне сурово и придирчиво экзаменующий студентов с преимущественной простановкой неудов.

Студенты
Абиту́ра - абитуриенты.
Акаде́мик, Акаде́мщик - студент побывавший в академическом отпуске.
Бак, баклан - бакалавр.
Бачо́к - пренебрежительное прозвище бакалавра, обычно применяется к бакалавру, который, по различным причинам, отказывается от продолжения обучения в магистратуре для получения степени магистра.
Бо́тан (бота́н), бот - студент, который слишком много внимания уделяет учёбе. См. также ботаник (школьный жаргон).
Архиботан, мегаботан (иногда: грязный ботан) - студент, который уделяет учебе всё свое время.
Ботанировать - внимательно изучать что-то, обычно книгу.
Ботанизировать - слишком сильно погружаться в учебный процесс.
Ч ёрный (Тёмный) бо́тан - бо́тан, который учится в КДЗ по ночам.
Бо́тать (бота́ть), бота́нить - заниматься.
Забо́тать (забота́ть) - выучить; глагол может употребляется для выражения абсолютно любого действия: заботать книгу (прочитать книгу), заботать (сходить) в столовую, заботать мальчика/девочку (найти спутника жизни), и т. д.
Ко́зер - первокурсник либо неопытный студент.
Маг - магистр.
Магл - шутливое прозвище бакалавра или дипломированного специалиста; появилось как противопоставление «магу»-магистру (аналогично противопоставлению «маглы и волшебники (маги)» в серии книг Джоан Роулинг «Гарри Поттер»).
Педик (не оскорб.) - студент педагогических вузов. Педик - студент педиатрического факультета
Рюх, Се́карь (неск. устар.), Шар - хорошо соображающий в предмете студент (уважительно). Глаголы ша́рить и рюха́ть применяются в значениях разбираться, понять, понимать (рюха́ть в каком-либо вопросе, прорюха́ть тему, разрюха́ть предмет, заша́рить книгу, заша́рить предмет) и в значениях объяснить другому (расша́рить пример, задание).
Пекус, Перва́к, Первоку́р - прозвища студента первого курса.
Слон, сло́ник, козерог - прозвище студента первого курса (в разных вузах распространяется на весь первый курс, до первой сессии, на один-два первых месяца).
Ветеран или Мамонт - «слон», не сдавший первую или вторую сессии, и вернувшийся к повторному обучению.
Пришелец - студент, перешедший на другой факультет того же вуза (обычно первокурсник после несданной сессии).

Прозвища студентов соответствующих Вузов и факультетов
гумик - гуманитарный факультет
космонавт - аэро-,авиа- космический
электрик - электротехнический
рафик - радиофизический
радист - радиотехнический
шахтер - горный
примат - специальность «прикладная математика»
матмехер - студент математико-механического факультета
мехматянин - студент механико-математического факультета МГУ
филолух - студент филологического факультета
юрик - студент юридического факультета
педут - педагогический университет
физтех - студент или выпускник Московского Физико-Технического Института
журфакер - выпускник факультета журналистики МГУ
содист - студент специальности «связи с общественностью» (сокр. СОд - связи с общественностью дневное)
вмкашник - студент факультета вычислительной математики и кибернетики.
ДРугие, идэрэдешники - студенты специальности «издательствое дело и редактирование» (ИДРд - издательское дело и редактирование дневное)
маевец - студент МАИ им. С.Орджоникидзе
псих - студент факультета психологии

Учебники и учебные пособия
«Демидо́вич», «Дебидо́вич», «Демидролыч» - сборник задач по математическому анализу под редакцией Б. П. Демидовича. Кроме задач, включает краткую теоретическую часть и различные формулы.
«Антидемидо́вич» - «Справочное пособие по математическому анализу» И. И. Ляшко и др., в котором разобрано много задач из «Демидовича». Полезное дополнение к сборнику задач.
«До́гель» - учебник для университетов по зоологии беспозвоночных В. А. Догеля.
Задава́льник - сборник заданий на семестр.
Кирпи́ч - любая книга большого формата. Также «Талмуд».
Ла́бник - сборник описаний лабораторных работ (см. также раздел Преподаватели).
«Сиву́шник» - 5-ти томный курс общей физики Сивухина Д.В.
«Ландавшиц» - классический 10-ти томный курс теоретической физики Л. Д. Ландау и Е. М. Лифшица
«Мето́да» - методическое пособие (методичка);
«Наздря́», «Наздра́ч» - Общий курс физиологии человека и животных под редакцией А. Д. Наздрачёва

Прочее
Акаде́м, акаде́мка - академический отпуск.
Ботва́ - какая-либо учебная работа или учебный документ; часть конспекта, учебника или книги (формула, параграф, глава); нечто незначительное или неверное (то же, что фигня).
Зачётка - зачётная книжка или зачётная неделя.
Ка́фа, ка́фе - кафедра.
Обща́га - студенческое общежитие.
Па́ра - учебное занятие продолжительностью в 2 академических часа. В некоторых регионах России имеет название ле́нта.
Заби́ть, пропасова́ть - пропустить что-либо, отказаться от чего-либо (обычно предмет или тема). Например, забить на лекцию (забить лекцию), забить (на) лабу, забить на задание. Также употребляется высказывание Забей! как просьба перестать волноваться о чем-либо (напр., об экзамене).
Сачо́к - (от глагола «сачковать» - пропускать занятия) место, где студенты «пробивают» пары, в основном употребляется среди студентов ФизФака СПбГУ, МГУ, МЭИ и МГТУ им. Баумана.
Слива́ть - пропускать занятия.
Сти́па, стипу́ха, стёпа - стипендия.
Сту́дик, студа́к, сту́день, студебеккер - студенческий билет.
Типови́к - типовой расчет, выдаваемый на семестр, как правило на основе сборника задач Кузнецова Л.А. или Чудесенко В.Ф.
Тошни́ловка, тошня́к, блево́к, столо́вка, жра́льня, рыга́ловка, гастри́ловка - студенческая столовая.
Фак - факультет.
Хвост - академическая задолженность.
Шпора - шпаргалка.
Бо́мба, парашю́т, медв́едь - заранее написанный ответ на билет.
Бомби́ть - заранее писать ответы на билеты, чтобы на экзамене выдать за якобы только что написанное.
ФПРОЕ - Формула, Подстановка, Решение, Ответ, Единицы измерения (из методических рекомендаций по оформлению типовых расчетных заданий).
Гиря - Генетическая инженерия растений: свершения и надежды. Лутова Л.А.

Возник и используется преимущественно среди студентов и аспирантов, а также преподавателей высших учебных заведений.

Большая часть элементов жаргона представляет собой различные сокращения и производные от них. Новым явлением, в отличие от более раннего школьного жаргона, является появление слов и выражений с сексуальным подтекстом. На старших курсах, при изучении дисциплин специализации, в студенческий жаргон постепенно внедряется соответствующий професcиональный жаргон, а в вузах с высокой степенью компьютеризации - компьютерный жаргон.

Вузы
См. также Прозвища российских вузов .
Дипломы
Красный и синий диплом.
Абсолютно синий диплом - диплом без единой оценки отлично (только хорошо или удовлетворительно).

Оценки
Банан - обычно неудовлетворительно; иногда понятие расширяется на несданный экзамен или зачёт (в том числе и по причине неявки).

См. также Студенческий фольклор - Шутливые расшифровки оценок .
Занятия и дисциплины
Колобок, колок, колоша - коллоквиум.
Лаба, реже лабота, иногда торки - лабораторная работа.
Курсач, курсовик - курсовая работа (курсовой проект).
Прак - практикум.

Математика
«Аналит», «аналита», «ангем» - аналитическая геометрия.
«Вышка» - высшая математика.
«Комплан», «ФКП», «ТФКП» - теория функций комплексного переменного.
«Дифур», «дифуры» (тж . дифуры) - дифференциальные уравнения.
«Линал», «линейка» - линейная алгебра.
«Матан», «матанал» - математический анализ.
«Тервер» - теория вероятностей.
«Вурматы», «Урматы», «урматфиз», «Урматшиз» - уравнения математической физики.
«Функан», «Фан» - функциональный анализ.
«Дифгем» - дифференциальная геометрия
«Ислоп» - Исследование операций
«Дискретка», «Дискрет» - Дискретная математика.
«Вычмат» - Вычислительная математика.

Технические
«Игра» - инженерная графика
«Программизм», «Программуха», «Прогерство»- программирование.
«Тавт» - теория автоматов.
«Начерталка» - начертательная геометрия.
«Сопромат» - сопротивление материалов.
«Схемота» или «Схема» - схемотехника.
«Элтех» - электротехника.

Физика
«Теорфиз» (офиц .), «Теоршиз» (уничижит .), «Террорфиз» (типа юмор ) - теоретическая физика.
«Термех», «Теормех» - теоретическая механика.
«Кванты» - квантовая механика
«Гидра» - гидродинамика

Химия
«Колды» - коллоидная химия.
«Кресты» - кристаллохимия.
«Строймол» - строение молекул.

Гуманитарные
«Античка» - античная литература.
«Гражданка» - гражданское право.
«Зарубежка», «заруба» - зарубежная литература.
«Истграм» - историческая грамматика (русского языка).
«Старослав» - старославянский язык.
«Уголовка» - уголовное право.

Преподаватели
Преп (мн. препы), препод (тж. препод) - преподаватель
Лабник - преподаватель, ведущий лабораторные занятия (см. тж. разд. Учебники и учебные пособия )
Доцент - специальное неправильное ударение в слове доцент
Факер (груб . ёбарь) - преп, крайне сурово и придирчиво экзаменующий студентов с преимущественной простановкой неудов.

Студенты
Абитура - абитуриенты.
Бак, баклан - бакалавр. Бачок - пренебрежительное прозвище бакалавра, обычно применяется к бакалавру, который, по различным причинам, отказывается от продолжения обучения в магистратуре для получения степени магистра.

Ботан (ботан), бот - студент, который слишком много внимания уделяет учёбе. См. также ботаник (школьный жаргон). Чёрный (Тёмный) ботан - ботан, который учится в КДЗ по ночам.
Ботать (ботать), ботанить - заниматься.
Заботать (заботать) - выучить; глагол может употребляется для выражения абсолютно любого действия: заботать книгу (прочитать книгу), заботать (сходить) в столовую, заботать мальчика/девочку (найти спутника жизни), и т. д.

Маг - магистр.
Магл - шутливое прозвище бакалавра или дипломированного специалиста; появилось как противопоставление «магу»-магистру (аналогично противопоставлению «маглы и волшебники (маги)» в серии книг Джоан Роулинг «Гарри Поттер»).
Педик (не оскорб. ) - студент педагогических вузов.
Секарь (неск. устар .), Шар - хорошо соображающий в предмете студент. Глагол шарить применяется в значениях понять (зашарить книгу, зашарить предмет) и в значениях объяснить другому (расшарить пример, задание)
Слон, слоник, козерог - прозвище студента первого курса (в разных вузах распространяется на весь первый курс, до первой сессии, на один-два первых месяца). Мамонт - «слон», не сдавший первую или вторую сессии, и вернувшийся к повторному обучению.

Учебники и учебные пособия
«Демидович» - сборник задач по математическому анализу под редакцией Б. П. Демидовича. Кроме задач, включает краткую теоретическую часть и различные формулы. «Антидемидович» - «Справочное пособие по математическому анализу» И. И. Ляшко и др., в котором разобрано много задач из «Демидовича». Полезное дополнение к сборнику задач.

«Догель» - учебник для университетов по зоологии беспозоночных В. А. Догеля.
Задавальник - сборник заданий на семестр.
Кирпич - учебник П. С. Александров по Аналитической Геометрии.
Лабник - сборник описаний лабораторных работ (см. также раздел Преподаватели ).
«Ландавшиц» - классический 10-ти томный курс теоретической физики Ландау и Лифшица.
«Наздря», «Наздрач» - Общий курс физиологии человека и животных под редакцией А. Д. Наздрачёва

Прочее
Академ, академка - академический отпуск.
Зачётка - зачётная книжка или зачётная неделя.
Кафа, кафе - кафедра.
Общага - студенческое общежитие.
Пара - учебное занятие продолжительностью в 2 академических часа. В некоторых регионах России имеет название лента .
Стипа, стипуха, стёпа - стипендия.
Студик, студак, студень - студенческий билет.
Тошниловка, блевок - студенческая столовая.
Фак - факультет.
Хвост - академическая задолженность.
Сачок - (от глагола «сачковать»- пропускать занятия) место, где студенты «пробивают» пары, в основном употребляется среди студентов МГУ

См. также
Школьный жаргон
Студенческий фольклор
Прозвища российских вузов

Литература
Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона - М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005 г. ISBN 5-17-028482-9

Студенческий сленг

Мнение о том, что студенческий сленг является образованием общего порядка и "вбирает" в себя сленг школьников не подтверждается. Лишь два жаргонизма - шпора (шпаргалка) и бомба (разновидность шпаргалки, содержащая полный текст ответа) - представлены (в одном и том же значении) одновременно в обоих жаргонах, остальные же единицы данных подсистем достаточно четко отграничены друг от друга. В литературе молодёжное, особенно студенческоё, арго часто отождествляют с арго города. Действительно, речетворческая деятельность студентов, молодёжи, различных молодёжных объединений является своеобразным ядром городского арго. Подавляющее большинство образцов студенческого арго заимствовано или из других языков через профессиональные арго, или взяты из "блатной музыки". У молодёжного, в частности студенческого жаргона нет более-менее устойчивого состава.

Более устойчивые арготизмы: экватор - время после зимней сессии на третьем курсе, стипуха, стёпа, стипа - стипендия, автомат - автоматический зачёт, технарь - техникум. Иногда прослеживаются школьный и детский жаргоны, часто употребляемые студентами в качестве своеобразной игры в примитив, в детство (тогда университет становится школой, преподаватели - училками, пары - уроками и т.п.)

Синонимия в молодежном сленге

Синонимия в молодежном сленге представлена достаточно широко (316 синонимических рядов). Количество жаргонизмов, входящих в синонимические ряды, составляет свыше 1300 единиц, что заметно превышает количество жаргонизмов, не вступающих в синонимические отношения. Представляется, что активное создание синонимов носителями молодежного жаргона диктуется потребностью в разнообразии экспрессивных средств: повышенная частотность отдельных жаргонных единиц в речи снижает их экспрессивность, в то время как значительный количественный запас синонимов помогает избежать слишком частого употребления одних и тех же единиц. Таким образом, можно предположить, что между количеством синонимов, реализующих какое-либо значение и актуальностью данного значения для жаргононосителей (активностью, частотностью реализации в речи) существует прямая зависимость. Исходя из этого, рассмотрим синонимические ряды.

Самой длинной синонимической цепочкой является ряд прилагательных позитивной оценки: клевый, балдежный, кайфовый, оттяжный и т. д. (всего 23 единицы). Далее следуют прилагательные эмоциональной оценки (атомный, чумовой, крутой и т. д. - всего 19 ед.) и прилагательные негативной оценки (мрачный, гнилой, стремный и т. д. - всего 18 ед.). Затем идут ряды, содержащие по 16 единиц каждый, - это положительные эмоциональные восклицания (ништяк, потряс, клэ и т. д.), глаголы со значением "надоесть, утомить" (замумукать, достать, доканать и т. д.) и существительные со значением "человеческое лицо" (фэйс, вывеска, бубен и пр.). Ряд из 15 единиц составляют синонимы общего наименования денег (бабки, башли, капуста и т. д.). По 14 единиц насчитывают два ряда: глаголы со значением "устать, утомиться" (заколебаться, замахаться, забодаться и т. д.) и существительные со значением "дурак, сумасшедший" (фофан, долбак, додик и т. д.). Далее, в соответствии с количеством единиц, синонимические ряды располагаются следующим образом: содержащие 13 ед. - "уйти, убежать" (свалить, скипеть, смыться и пр.), "умереть" (скопытиться, крякнуть, ласты надуть и пр.), "ребенок, малыш" (пеструнец, киндер, бэби и пр.), "хорошо, отлично" (клево, четко, зыканско и пр.), содержащие 12 ед. - "драка" (махач, махла, мочиловка и пр.), "нечто плохое" - негативные оценочные единицы (туфта, фуфляк, лажа и пр.), "неудача, невезение" (косяк, облом, пролет и пр.), "марихуана" (план, трава, ганж и пр.), содержащие 11 ед. - "чувство подавленности, угнетенности" (лом, даун, депрессняк и пр.), "забавный, смешной случай" (прикол, хохма, укатайка и пр.), содержащие 10 ед. - "девушка, женщина" (чувиха, герла, бабец и пр.), "напиться пьяным" (набухаться, отъехать, уйти в пампасы и пр.), "сумасшествие, ненормальность" (креза, шиза, задвиг и пр.). Далее идут ряды, содержащие менее 10 единиц в своем составе.

Номинируемые более чем десятью синонимами понятия охватывает значительное количество наиболее актуальных тем общения большинства молодых людей, что и объясняет столь развитую синонимию. Обратим внимание еще на три существенных момента. Во-первых, приведенные ряды со всей очевидностью указывают на преимущественно "мужской" характер молодежного жаргона, содержание установки на реализацию значений, актуальных, прежде всего для мужской части носителей (в этом смысле особенно показательны ряды "девушка" и "заниматься сексом" (о мужчине), попавшие в категорию наиболее крупных). Во-вторых, следует отметить, что синонимический ряд жаргонизмов со значением ""ребенок, малыш"" попал в группу рядов с максимальным количеством единиц, в общем-то, случайно: 11 единиц этого ряда являются словообразовательными или фонетическими вариантами жаргонизма бэби (бэбик, бэбис, бэбичек, бэбиенок и т. д.). В-третьих, обращает на себя внимание значительное количество синонимов, приходящихся на обозначение наркотика "марихуана" (12 единиц). Распространенность данного наркотика в молодежной среде (не только в группах наркоманов) обусловливает употребительность этих слов и, в связи с этим, множественность жаргонных синонимов с этим значением (отметим, что обозначения других наркотиков не имеют столь развитой синонимии)

Зачастую в качестве синонимов выступают фонетические или словообразовательные варианты жаргонной единицы, например: фан / фэн - поклонник, приверженец чего-либо, кого-либо; бодун / будун - похмелье; погоняло / погонялка - прозвище; академ / академка - академический отпуск в вузе; заподло / заподляк / заподлянка / подлянка / подляк - намеренная подлость и пр. И еще один важный момент: значительную часть жаргонных синонимов составляют абсолютные синонимы, то есть не имеющие различий в своих значениях, например: рот - варежка, клюв, хлебальник, хавальник; идти - пилить, кандехать, грести, канать, хилять, чапать; еда, пища - жора, жрачка, хавка, точиво. Всего выявлено 284 синонимические цепочки, состоящие из абсолютных синонимов (количество последних составляет около 800 единиц). Наличием столь большого количества синонимических рядов, состоящих из абсолютных синонимов, молодежный сленг существенно отличается от литературного языка, в котором разные синонимы, "обозначая одно понятие, характеризуют его с разных сторон" и количество абсолютных синонимов в котором крайне невелико.

Определенная часть синонимических пар и рядов жаргонизмов возникла благодаря внутрижаргонной социальной стратификации, неоднородности состава носителей молодежного жаргона. Речь идет о тех случаях, когда для одного и того же понятия в разных группах молодежи параллельно вырабатывались различные обозначения, что также можно рассматривать как особый случай синонимии. Примерами подобного рода могут служить ряды: хип / хиппан (общемол.) - пипл (самоназвание) - парень-хиппи; наркоша (общемол.) - торчок (самоназв.) - наркоман; депрессняк (общемол.) - даун (хип.) - чувство угнетенности, подавленности, депрессия; предки, родаки (общемол.) - олды, прэнты (хип.) - черепа (панк.) - шнурки (школьн.) - родители и пр.

Еще одна интересная особенность жаргонной синонимии проявляет себя при рассмотрении синонимических рядов жаргонизмов во временном аспекте. Как свидетельствуют наблюдения, некоторые ряды синонимов характеризуются тем, что составляющие их единицы вошли в употребление примерно в один и тот же момент времени, в то время как другая часть синонимов демонстрирует очередность в появлении своих единиц. В связи с этим нам представляется правомерным использовать по отношению к указанным разрядам синонимов определения "синхронические синонимы" (т. е. синонимы, вошедшие в употребление примерно в одно время) и "диахронические синонимы" (т. е. возникавшие поочередно, в разные временные периоды). Примером синхронических синонимов может служить ряд жаргонизмов видик / видак / видюшник (видеомагнитофон, видеоплейер), все единицы которого возникли одновременно. Показательный диахронический ряд образуют синонимы со значением ""тысяча рублей"" (кусок, штука, тонна, косая / косарь), появлявшиеся в молодежном жаргоне один за другим в порядке перечисления.

С ростом популярности бодибилдинга (культуризма) в молодежной среде практически одновременно появляются жаргонизмы, имеющие значение ""человек с мощной, мускулистой фигурой"" - кач / качок, кулек (первые два образованы от глагола ""качаться"" (""накачивать"" мускулы), последний является производным от слова ""культурист"") - их синхронность не вызывает особого сомнения. А в синонимическом ряду предки - парэнты / парэнс / прэнты - олды - родаки - челны - черепа - шнурки (родители) самым ""старым"", очевидно, является жаргонизм "предки" (1964), в то время как "черепа" и "шнурки" появились уже в 90-е годы. Это случай диахронической синонимии.

Молодёжное арго целесообразно рассматривать в контексте молодёжной культуры. Исследователи молодёжной культуры всё чаще склонны думать, что она является значительным фактором культурного процесса. Например, И.Кон пишет, что " молодёжь не объект воспитания, а субъект социального действия".

Молодёжная культура и молодёжное арго не является чем-то завершённым и монолитным, не целесообразно рассматривать её как нечто обособленное, специфическое, здесь не актуальна собственно тема, актуален кинико-молодёжный комплекс - один из сильнейших "бродильных ферментов" в культуре и языке.

Говоря о сленге, хочется поверхностно коснуться проблемы касающейся мата.

Ругаться последними словами сейчас считается чуть ли не "хорошим" тоном. Многие уже не могут объяснить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям, а ведь матное слово - есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры.

С использованием ненормативной лексики становиться примитивнее не только язык, но и сознание. От плохих мыслей - к скверным делам. Ведь всё начинается со слов… И когда на автобусных остановках не простоишь и минуты, чтобы не услышать гнилое слово, когда бранные выражения и жаргон рвутся с телеэкранов, трудно понять, что "такое хорошо и что такое плохо". Но дело в том, что даже невинное увлечение жаргоном приносит свои плоды. А они горьки на вкус. Во-первых, жаргон попросту непроходимо глуп и доводит всё до абсурда. Слышали пародию Розовского на сказку о "Красной шапочке"? Вот она. "Всю дорогу, со страшной силой холяя по лесу, Серый Волк подклеивался к колоссальной чувихе - Красной Шапочке. Та сразу усекла, что Серый Волк - слабак и задохлик, и стала толкать ему про больную бабушку". А вот как выглядит на языке жаргона описание Днепра из произведения Гоголя "Страшная месть": "Классный Днепр при клеевой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые воды свои. Не гикнется, не накроется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины. А если дочешит так и гикнется и копыта отбросит". Это просто ерунда, лишённая не только поэзии, но, увы, всякого смысла, которая вызывает только справедливый смех. И если бы автор бессмертных строк рискнул написать это, то его имени никогда бы не узнали. Иногда почти невозможно уразуметь сказанное на жаргоне.

Представьте себе человека, который подходит к водителю такси и говорит: "Подтряси до чучелятника". "Подтряси" - довези ещё можно догадаться. А что такое "чучелятник"? Оказывается - краеведческий музей.

До каких же пор можно украшать свою речь, вставляя в неё эти универсальные словечки, которые ровно ничего не значат? Каково, например, значение слова "балдеть"? Наслаждаться чтением, париться в бане, смотреть телевизор…?

Бобров 2017

Цель проекта: изучение лексикона студентов ВОУК Задачи проекта:
  • выяснить, является ли сленг отдельным языком;
  • проследить пути развития сленга в России;
  • выявить потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании;
  • установить, влияет ли сленг на литературный язык;
  • изучить характерные особенности лексикона студентов ВОУК;
  • ГИПОТЕЗА: в речи студентов ВОУК присутствует ограниченная в употреблении лексика.
Методы исследования: 1. Сбор лексики. 2. Анкетирование. 3. Логический анализ, анализ научной и методической литературы. 4. Метод статистической обработки данных. 5. Метод сравнения. 6. Метод обобщения. Вопросы исследования: Что такое сленг? Как развивался он в России? Как влияет сленг на ЛЯ? Является ли отдельным языком? Употребляются ли студентами нашего училища сленговые выражения? ОБЪЕКТ исследования- устная речь студентов Воронежского областного училища культуры Сленг – это островок свободы в мире взрослых… Молодежь занимает 1/3 часть населения России … Нам нужен свой язык!!! Три волны в истории формирования сленга в России:
  • 20-е годы
  • 50 – 60-е годы
  • 70 – 80-е годы
Школьный и студенческий сленг возник еще в 19 веке
  • Н.Гоголь «Вий» («пробовать крупного гороху»)
  • Н.Помяловский («майские», «лупетки»)
  • Л.Чарская («мовешки», «синявки»)
  • К. Паустовский («кишата»)
Если говорит неправильно, значит большевик! А. М. Селищев Революция и гражданская война породили армию беспризорных, и речь «благополучной» молодёжи пополнилась множеством «блатных» словечек. Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы городов вышли «стиляги». Своя музыка, свои танцы, своя одежда, свой особый язык. Ч – Человек, У - Уважающий В - Высокую А -Американскую К - Культуру Пусть этот мир прогнется под нас… группа «Машина времени» Третья волна в развитии молодежного сленга в России связана с периодом «застоя». «Системный» сленг появляется как языковой жест противостояния неформальной молодежи официальной идеологии. Среди студентов нашего училища был проведен социологический опрос с целью выяснения причин употребления сленговых выражений в речи. Я употребляю сленг, потому что: - хочу, чтобы меня понимали сверстники – 9 %; - это экономит время при общении – 7 %; - помогает выразить эмоции и чувства – 13; - хочу быть современной (-ым)–9% - это вошло в привычку – 12 %; - все мои друзья так говорят – 19% - это модно – 14 % - хочу выглядеть крутой(-ым) – 15% Распределение нормативной и сленговой лексики у юношей и у девушек ВОУК Анализ социологического опроса студентов Молодые люди, которые используют сленг, понимают значение употребляемых слов (это осознанное употребление, а не слепое повторение, потому что «все так говорят и это модно»). Так что же такое сленг? Добрый друг? 1. Сленг – это игра, помогающая преодолеть обыденность. 2. Позволяет создать свой мир, мир без взрослых. 3. Экономит время, такое важное нам для общения. 4. Постоянно обновляется. 5. Сленг выразителен и краток. 6. Эмоционально окрашен. Коварный враг? 1. Сленг сводит общение к примитивной коммуникации. 2. Ограничен тематически (основные темы: «человек», «внешность», «одежда», «жилище», «досуг»). 3. Не передает весь спектр эмоций. 4. Не может быть основой национальной культуры. 5. Сленг убивает мысль, отучает мыслить и думать его поклонников. Является ли сленг отдельным языком? Сленг нельзя назвать отдельным языком, потому что: 1) в нем нет своих правил фонетики, грамматики; 2) он отличается от общеупотребительного языка, главным образом, в лексике; 3) сленг можно употреблять только в разговорной речи, в других случаях происходит засорение общепонятного литературного языка.

Литературный язык

Нелитературные разновидности

просторечия

диалекты

Территориальные

Социальные

Книжные слова

Стандартные разговорные слова

Нейтральные слова

жаргонизмы

вульгаризмы

профессионализмы

Сленг – это всего лишь один из уровней национального языка

Национальный язык

Влияет ли сленг на литературный язык? Например, в современный нормативный русский язык вошло слово «острить», которое в прошлом обозначало «делать острым». Теперь это слово мы употребляем в значении «шутить, говорить остроты». Мы считаем, что … Сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от мира взрослых. Сленг был, есть и будет. НО! Статистика показывает, что сленг присущ молодым людям 12- 22 лет… При вступлении во взрослую осознанную жизнь молодежь перестает активно употреблять сленговые выражения… Проект «Сленг в языке студентов нашего училища»

«Воронежское областное училище культуры имени А.С. Суворина»