"Словарь древней и новой поэзии. В трёх томах" Николай Остолопов

Санкт -Петербург. Типография Императорской Российской Академии. 1821 г. I том 531 с., II том 488 с., III том 500 с.

Сохранность

Книги в хорошей сохранности (см. на фото). Отсутствуют титульные листы 1-го и 2-го томов. В 3-м присутствует. Во 2-м томе сохранена издательская мягкая обложка. Выведенные и аккуратно вырезанные библиотечные штампы. Корешок тома 2 аккуратно подклеен, настолько, что это практически незаметно. Микронадрыв корешка тома 3. Все страницы целы, переплет в отличном состоянии.

Об авторе и книге

Остолопов известен как теоретик стиха, переводчик и литературный комментатор. Одним из главных трудов его жизни считается «Словарь древней и новой поэзии» (изд. 1821), работа над которым заняла более четырнадцати лет. Словарь основывается на произведениях европейских классицистов, и раскрывает историю и толкование многих литературных терминов.

В книге в том или ином виде присутствует лирика А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. Таким образом, это прижизненная публикуация сочинений указанных авторов. В частности, на страницах словаря опубликованы отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (с. 299-301, ч.2; с. 21, 31-39, ч.3).

Представляет несомненную коллекционную ценность.

Стоимость доставки Почтой России по стране данного лота - 800 р.

Условия доставки
Почта России по городу: 300 руб. по стране: 800 руб.

Другие способы/по договоренности

Описание

Остолопов, Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии. / Составленный Николаем Остолоповым, действительным и Почетным членом разных Ученых Обществ: [в 3 ч.]. СПб.: в Тип. Императорской Российской Академии, 1821. - Ч.1. , IV, III, 531, с.; Ч.2. , III, , 488 с.; Ч.3. , III, , 500, XXX с.; 20,5х13 см. Каждая часть в коричневом цельнокожаном индивидуальном переплёте эпохи. Корешки, наклейки на корешках и форзацы поновлены. Потёртости крышек, след снятой наклейки с передней крышки (ч.1), фоксинги на страницах. Остолопов Николай Фёдорович (1782-1833), поэт, переводчик, издатель журнала «Любитель словесности». По поручению Общества любителей словесности составил «Словарь древней и новой поэзии». На протяжении 14 лет автор трудился над его составлением. На страницах словаря опубликованы отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (с. 299-301, ч.2; с. 21, 31-39, ч.3). «Словарь поэтических терминов с многочисленными примерами из древней и новой литературы. В словаре опубликованы 424 статьи. Использованные источники: Буало, Мармонтель, Тредиаковский, Востоков, Гнедич и др.». - См.-Сок. №932, СК. Гражданской печати XVIII-1-й четв. XIX в. в собраниях Урала. №3492.

Правила торгов и наши гарантии

Устроителем аукциона является ООО “Аукционный Дом “Империя”.

Вы можете ознакомиться с полными правилами торгов .

ООО “Аукционный дом “Империя” гарантирует тайну сведений об именах и местонахождении клиентов, приобретенных ими лотах и их стоимости.

Согласно принимаемым на себя обязательствам, устроитель не несёт ответственности за точность заявлений его сотрудников или агентов, а также владельца предмета касательно авторства, даты изготовления, размеров, принадлежности, подлинности и за другие ошибки, в том числе в описании дефектов любого предмета, выставляемого на аукцион.

Н. Ф. ОСТОЛОПОВ

Из «Словаря древней и новой поэзии» *1

РОМАНИЧЕСКИЙ, или РОМАНТИЧЕСКИЙ. - Поэма романическая есть стихотворческое повествование о каком-либо происшествии рыцарском , составляющем смесь любви, храбрости, благочестия и основанном на действиях чудесных. От героической поэмы различествует как по содержанию своему, так и по самой форме; ибо содержание в ней бывает всегда забавное , а форма, требуемая героическою поэмою, как то в рассуждении приступа, разделения, и даже самого рода стихов, изменяется по воле автора, между тем как в героической требуется непременное последование принятым правилам. От герои-комической же поэмы отличается тем, что оная описывает происшествие, хотя также забавное, но не рыцарское , и по большей части принадлежащее к настоящему времени, то есть к тому, в которое пишет автор.

Лица, производящие в романической поэме чудесное , суть: духи, волшебники, волшебницы, гномы, исполины и т. п. Аллегорические лица, как-то: Раздор, Брань, Истина и пр. - почти никогда не вводятся; а верховное божество не должно быть представляемо ни в каком случае: сие также составляет отличительный характер сей поэмы от других.

Что касается до единства места, происшествия и времени, столь строго соблюдаемого в поэмах героических, то можно сказать, что романический , автор совершенно пользуется такою же свободою, как автор оперы между другими драматическими писателями: он может иногда нарушать сии правила; от него требуется только точное исполнение главнейшей его обязанности, состоящей в увеселении читателей. Разумеется, что он должен сохранять законы благопристойности, которым подвержено всякое сочинение, какого бы рода оно ни было.

В романической поэме всякий размер употреблен быть может; но, кажется, приличнейшими следует почесть стихи ямбические четырехстопные и даже вольные.

На русском языке в романическом вкусе мы имеем написанную г. Пушкиным поэму «Людмила и Руслан». «Душенька», Богдановичем написанная, по содержанию своему принадлежит к поэмам героическим: забавный рассказ ее не составляет описываемого здесь рода поэмы. Отрывки из поэмы «Людмила и Руслан». - Г. Пушкин начинает свое сочинение следующими двумя стихами:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

В сих строках заключается и предложение , и обращение , употребляемые в других поэмах. После сего следует изложение или повествование :

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За крязя храброго Руслана,

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином.

Они веселье в сердце лили,

Шипела пена по краям,

Их важно чашники носили

И низко кланялись гостям.

…………………………………..

Начало завязки :

В уныньи, с пасмурным челом

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые;

Безмолвны за ковшом пустым,

Забыли кубки круговые

И брашны неприятны им.

Не слышат вещего Баяна,

Потупили смущенный взгляд;

То три соперника Руслана -

В душе несчастные таят

Любви и ненависти яд.

Один - Рогдай, воитель смелый,

Мечом расширивший пределы

Богатых киевских полей;

Другой - Фарлаф, крикун надменный,

В пирах никем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей;

Последний, полный страстной думы,

Младой хазарский хан, Ратмир;

Все трое бледны и угрюмы,

И пир веселый им не в пир.

Окончание завязки и начало чудесного :

Гости разъехались, великий князь благословил Людмилу; она уже в комнате своего супруга…..

…………………………………………. Вдруг

Гром грянул, свет блеснул в тумане,

Лампада гаснет, дым бежит,

Кругом все смерклось, все дрожит,

И замерла душа в Руслане…

Все смолкло! в грозной тишине

И кто-то в дымной глубине

Взвился чернее мглы туманной…

И снова терем пуст и тих;

Встает испуганный жених,

С лица катится пот остылый;

Трепещет… хладною рукой

Он вопрошает мрак немой…

О горе! нет подруги милой!

Хватает воздух он пустой;

Людмилы нет во тьме густой,

Похищена безвестной силой!

Великий князь, узнав о сем происшествии, ужасно рассердился - даже на самого Руслана, который, по словам его,

Не мог сберечь жены своей!

И вызывает желающих отыскать Людмилу; скажите, говорит он рыцарям,

Скажите, кто из вас согласен

Скакать за дочерью моей?

Чей подвиг будет не напрасен,

Тому (терзайся, плачь, злодей)

………………………………………..

Тому я дам ее в супруги

С полцарством прадедов моих.

Рыцари и Руслан отправились и разъехались в разные стороны. Руслан находит пещеру и в ней старца, который объявляет ему, что похитил Людмилу волшебник Черномор . - Между тем рассказывает приключения свои с Наиною, служащие эпизодом поэме. - Руслан отправляется далее в путь. Но теперь покажем, что увидела Людмила, проснувшись в чертогах ее похитителя:

Пред изумленною княжной

Три девы, красоты чудесной,

В одежде легкой и прелестной

Явились, молча подошли

И поклонились до земли.

Тогда - неслышными шагами

Одна поближе подошла;

Княжне воздушными перстами

Златую косу заплела

С искусством, в наши дни не новым,

И обвила венцом перловым

Окружность бледного чела.

За нею, скромно взор склоняя,

Потом приближилась другая;

Лазурный пышный сарафан

Одел Людмилы стройный стан,

Покрылись кудри золотые,

И грудь, и плечи молодые

Фатой, прозрачной, как туман.

Покров завистливый лобзает

Красы, достойные небес,

И обувь легкая сжимает

Две ножки, чудо из чудес.

Княжне последняя девица

Жемчужный пояс подает.

Меж тем, незримая певица

Веселы песни ей ноет….

Следующее за сим прекрасное описание сада, в который вышла Людмила для разгнания своей скуки, помещено в статье Топография *2 .

Вот сражение Руслана с Рогдаем:

При свете трепетном луны

Сразились витязи жестоко;

Сердца их гневом стеснены,

Уж копья Спрошены далеко,

Уже мечи раздроблены,

Кольчуги кровию покрыты,

Щиты трещат, в куски разбиты…

Они схватились на конях;

Взрывая к небу черный прах,

Под ними борзы кони бьются;

Борцы, недвижно сплетены,

Друг друга стиснув, остаются

Как бы к седлу пригвождены;

Их члены злобой сведены;

Объяты молча, костенеют,

По жилам быстрый огнь бежит,

На вражьей груди грудь дрожит -

И вот колеблются, слабеют -

Кому-то пасть!…. вдруг витязь мой,

Вскипев, железною рукой,

С седла наездника срывает,

Подъемлет, держит над собой

И в волны с берега бросает.

Погибни! грозно восклицает:

Умри, завистник злобный мой!

Выпишем еще рассказ о сражении Руслана с Черномором, у которого (должно заметить) вся сила волшебства заключалась в длинной бороде:

…………………. Кто чародея

На сечу грозну вызывал?

Кто колдуна перепугал?

Руслан! - Он, местью пламенея,

Достиг обители злодея.

Уж витязь под горой стоит,

Призывный рог, как буря, воет,

Нетерпеливый конь кипит

И снег копытом мочным роет.

Князь карлу ждет. Внезапно он

По шлему крепкому стальному

Рукой незримой поражен;

Удар упал подобно грому;

Руслан подъемлет смутный взор

И видит - прямо над главою -

С подъятой, страшной булавою

Летает карло Черномор.

Щитом покрывшись, он нагнулся,

Мечом потряс и замахнулся;

Но тот взвился под облака;

На миг исчез - и с высока

Шумя летит на князя снова.

Проворный витязь отлетел,

И в снег с размаху рокового

Колдун упал - да там и сел;

Руслан, не говоря ни слова,

С коня долой, к нему спешит,

Поймал, за бороду хватает,

Волшебник силится, кряхтит

И вдруг с Русланом улетает….

Ретивый конь вослед глядит;

Уже колдун под облаками;

На бороде герой висит;

Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

Летят над бездною морской;

От нанряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой.

Меж тем на воздухе слабея

И силе русской изумясь,

Волшебник гордому Руслану

Коварно молвит: слушай, князь!

Тебе вредить я перестану;

Младое мужество любя,

Забуду все, прощу тебя,

Спущусь - но только с уговором…

— Молчи, коварный чародей! -

Прервал наш витязь, - с Черномором,

С мучителем жены своей,

Руслан не знает договора!

Сей грозный меч накажет вора.

Лети хоть до ночной звезды,

А быть тебе без бороды! -

Боязнь объемлет Черномора;

В досаде, в горести немой

Напрасно длинной бородой

Усталый карло потрясает:

Руслан ее не выпускает

И щиплет волосы порой.

Два дни колдун героя носит,

На третий он пощады просит,

«О рыцарь! сжалься надо мной;

Едва дышу; нет мочи боле;

Оставь мне жизнь, в твоей я воле,

Скажи - спущусь куда велишь…»

Теперь ты наш! ага! дрожишь!

Смирись, покорствуй русской силе!

Неси меня к моей Людмиле - и пр.

Поэма г. Пушкина состоит из шести песней.

Происхождение слова романический относят к тому времени, как распространившиеся по Галлии войска Цезаря начали вводить в оной римский язык: из смешения двух языков произошло наречие, названное romanus, романическим . Первые книги в Галлии писаны сим наречием и от того получили имя романов, а как в них ничего не могло быть, кроме описания происшествий военных, любовных или волшебных, то и по сие время таковые сочинения в стихах называются поэмами романическими , а в прозе просто романами ; небольшим же стихотворениям, описывающим часть какого-либо происшествия, дано имя романсов .

Сноски

*2 Остолопов определяет «топографию» как один из шести родов «описания» - «описание места со всеми подробностями»; в качестве примеров приведены описания садов Черномора из второй песни «Руслана и Людмилы» (от стиха «Роскошно зыблются, шумят» до «Волшебством дивный сад блестит») и поля битвы из третьей песни (от «Трепещет витязь поневоле» до «И мирный плющ их обвивает») (Ч. II. С. 299-301; II часть вышла в свет 28 мая 1821).

"Словарь древней и новой поэзии. В трёх томах"
Николай Остолопов

С.-Петербург, В Типографии Императорской Российской Академии, 1821 г.

Формат: 13,3 * 20,7см.; 1575 стр.
Экземпляр в трёх полукожаных переплётах эпохи с уголками и золототиснёными контрастными кожаными наклейками на корешке. Крышки оклеены бумагой под мрамор; форзацы плотной бумагой верже. Текст напечатан также на вержированной бумаге, но менее плотной. Тонированный обрез. Шёлковое ляссе.
Единственное издание " Словаря ", вышедшее в первой половине XIX века и более не переиздававшееся (См. Смирнов-Сокольский " Моя библиотека ". Т.I, № 932).

Том 1. А-Ж. , IV, III, , 531 стр.
Том 2. З-П. , III, [I], 488 стр.
Том 3. Р-Я. Методическая таблица " Словаря древней и новой поэзии ". , III, XXX, 502 стр.

Николай Фёдорович Остолопов (1782-1833) - русский поэт, теоретик стиха, переводчик, издатель. Родился в бедной дворянской семье. Учился в Петербурге, в Горном кадетском корпусе. Потом служил, занимая разнообразные посты в ведомствах юстиции, финансов, народного просвещения. Был директором Императорских театров, вологодским вице-губернатором.

Параллельно с государственной службой занимался литературной деятельностью. Писал прозу, лирические и патриотические стихи, басни, " народные " романсы. Стихи Остолопова издавались отдельными сборниками в 1816 (" Прежние досуги ") и 1827 годах (" Апологические стихотворения "), а также печатались в литературных журналах и альманахах того времени (" Иппокрене ", " Свитке муз ", " Пантеоне русской поэзии ", " Полярной звезде ", " Цветнике ", " Северных цветах " и др.).

В историю русской культуры вошёл как составитель " Словаря древней и новой поэзии " - первого свода знаний по теории и истории стиха, подводящего итог классицистическому периоду русской литературы. Четырнадцать лет затратил Остолопов на создание этой большой литературной энциклопедии, около ста лет являвшейся единственным источником изучения поэтической терминологии. Словарь содержит 424 статьи с многочисленными примерами из древней и новой литературы. В нём в том или другом виде присутствует лирика Вольтера, Буало, Мармонтеля, М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, И.А.Крылова, К.Н.Батюшкова, А.Ф.Востокова, А.Ф.Мерзлякова и др. В первой части словаря рассмотрена самая ранняя поэма А.С.Пушкина " Руслан и Людмила ". Она вышла менее чем за год до издания " Словаря...". Автор приводит её фрагменты как пример сказочного поэтического нарратива, ни в чём не основанного на реальности.

Из других литературоведческих работ Остолопова следует отметить составленный им " Ключ к сочинениям Державина с кратким описанием жизни сего знаменитого поэта " (1822), считающийся одним из первых опытов литературного комментария в России. Перевёл на русский язык произведение Джузеппе Компаньони " Тассовы мечтания ", трагедию Вольтера " Магомет " и его теоретический труд " Опыт на поэзию эпическую ", водевиль Эжена Скриба и Мелесвиля " Минета, или Превращение кошки в женщину ". Последняя в 1829 году входила в репертуар Большого театра.

Очень редкое, полностью комплектное издание. Отличная сохранность.

Цена: 170 000 руб.