Слова паразиты в детской речи. Проектная работа

МКОУ «Очкуровская СОШ» Николаевского района Волгоградской области

«Бездомные животные-

проблема всех и

Синицына София, Балабко Коля,

Марченко Даниил, Горлова Ксения

Руководитель:

Никишина Ольга Ивановна

2014 год


Актуальность исследовательской работы

Проблема существования бездомных животных является одной из актуальных проблем мира, России, Волгоградской области и имеет неблагоприятные экологические и социальные последствия. Поэтому мы решили выбрать эту тему с целью выяснения какие масштабы имеет данная проблема и какая обстановка по данной проблеме в нашем селе?


На асфальте сидит дворняга, В клочьях шерсть, и в глазах печаль, Солнце жжет, хочет пить бедняга… Но прохожим его не жаль.


Цель работы:

1. Выяснить основные причины появления на улицах бездомных животных;

2. Привлечь внимание людей к такой проблеме как бездомные животные.


Задачи:

1) Выяснить общее состояние бездомных животных;

2) Изучить состояние проблемы бездомных животных у нас в селе;

3) Выяснить отношение учащихся нашей школы к проблеме бездомных животных;

4) Организация пропаганды и создание агитационной листовки.


Гипотеза исследования

Проблема бездомных животных является проблемой больших городов, маленьких сёл и деревень. Существует ли данная проблема в нашем селе?


Методы исследования

  • Анализ;
  • Опрос;
  • Наблюдение;
  • Сбор информации

из книг, журналов,

газет, Интернета.

  • Анкетирование;

Объект, предмет и база исследования

объект

участники

предмет

животные

учащиеся

4 класса

Причины

появления

будущих

бездомных

животных


Анализ проблемы

Всесторонний анализ данной проблемы позволяет выделить в ней три основных составляющих

  • животные безнадзорно живут и погибают на улицах на улицах.
  • Заводчики и безответственные владельцы производят для продажи животных больше, чем их можно продать.

3) Проблема изъятия из городской и сельской среды явно или потенциально агрессивных животных, представляющих опасность для людей.


  • Связки мин и гранат Относили собаки под танки. Защищая страну И солдат от нависшей беды. После боя бойцы Хоронили собачьи останки. Только нет там теперь Ни холма, ни креста, ни звезды
  • Батальон окружён, Ни еды, ни снарядов, ни связи. Свистопляска вокруг И осколков и пуль круговерть. С донесением псы Пробирались и близили праздник. Всем, даруя свободу, А себе, зачастую, лишь смерть.

Заслуги четвероногих друзей человека

Овчарка Дина – первая собака диверсант. Она смогла успешно осуществить подрыв эшелона противника. В результате было уничтожено 10 вагонов, и большая часть железной дороги была выведена из строя. Она оставляла взрывчатку на железных дорогах и успевала скрыться с места. В конце войны она отличалась при разминировании города Полоцка, нашла в кроватном матрасе в немецком госпитале мину-сюрприз

Справа А.Филатов с Диной


Заслуги четвероногих друзей человека

Джульбарс принял участие в параде на Красной площади 1945 года. Но на тот момент собака была ранена, поэтому в коробке солдат ее пронес на руках командир 37-го отдельного батальона разминирования, кинолог, майор Александр Мазовер. Иосиф Сталин распорядился, чтобы собаку несли в его личном кителе, в знак уважения перед ее заслугами для Советской Армии.


И в армейской жизни

Собаки сапёры

А сколько преступников помогли задержать розыскные собаки!

Конвоирующие собаки

Розыскные собаки


Причины появления будущих бездомных животных

  • Животные, родившиеся на улице;
  • Потерявшиеся животные;
  • Выброшенные животные.

На крыльце школы

Молодой щенок на дороге в селе


  • Эпидемиологические проблемы.
  • Психологические проблемы.
  • Животные как источник дорожно-транспортных происшествий.
  • Ущерб, наносимый бездомными животными фауне городской и сельской экосистемы.

Анкетирование

2)Как вы относитесь к проблеме бродячих собак на улице?

3)Ощущали ли вы на себе агрессивное поведение бездомных животных?

4)Где чаще всего вы видите бездомных животных?

6)Есть ли у вас домашнее животное?

7)Хотели бы вы завести? Если да, то какое?

8)Какие эмоции вызывает у вас бездомное животное?


Результаты анкетирования

2) Ощущали ли Вы на себе агрессивное поведение бездомных животных?

1)Существует ли проблема бездомных животных в нашем селе?


Результаты анкетирования

Какие эмоции вызывают у вас бездомные животные?

Как Вы относитесь к проблеме бродячих собак на улицах?



«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Пословицы

  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  • За доброе жди добра, за худое – худа.
  • Учись доброму – худое на ум не пойдет.

При встрече с собакой, помни!

Запрещается:

  • При встрече с одинокой собакой постарайся повернуть в другую (противоположную) сторону;
  • Не кричи;
  • Постарайся спокойно подойти к кому-нибудь из взрослых (когда опасность минует, продолжай свой путь);
  • Если вдруг животное подкрадывается (подходит) к малышам, быстрее сообщи об этом взрослым;
  • Не дразни собак;
  • Не издавай никакие звуки (подражание лая, крик), повернувшись к животному.
  • Махать на собаку палкой, веткой, рукой;
  • Кричать;
  • Пытаться отобрать у нее то, что она ест, грызет;
  • Убегать с места встречи с животным;
  • Подходить и гладить незнакомую собаку.

1.Место укуса не в коем случаи нельзя обрабатывать йодом, спиртом, маслом.

2.Куском хозяйственного мыла, намылить место укуса, затем забинтовать и прибыть в больницу так как распространение вируса бешенства нейтрализует щелочь содержащаяся в хозяйственном мыле.

3.Помните что - Зимой собаки более голодны, а значит, гораздо агрессивнее, чем в теплое время года, поэтому будьте осторожны не трогайте собак.

4.Обязательно обратитесь к врачу для назначения курса вакцинации, из семи внутримышечных инъекций, которые производятся по специальной схеме.


Они бегут за нами в школу…

У наших кормушек…

На школьном дворе…

На крыльце школы




  • Отстрел - умерщвление особей на месте обнаружения с помощью огнестрельного оружия.
  • Массовая стерилизация и вакцинация бездомных животных против бешенства.
  • Помещение в приют .
  • Эвтаназия – умерщвление.
  • Повышение ответственности

  • Создание приютов;
  • Условия для клиник по стерилизации животных;
  • Создание школы ловцов-кинологов
  • Информационные службы и службы спасения;
  • Регистрация животных, вакцинация;
  • Запрещение рыночной торговли животными.

Вывод

Проблема бездомности является как экологической, так и социальной проблемой. С экологических позиций это явление негативное, т.к. затрагивает конституционные права граждан на охрану здоровья, на благоприятную среду обитания. На социальный характер проблемы указывает изучение причин бездомности животных, а также пренебрежение людьми санитарными нормами в разведении и содержании собак . Общество явно не осознает ответственности, которая лежит на нем в связи со складывающейся ситуацией - от здоровья человека до городской экологии и среды обитания в целом.


Глаза покинутой собаки Мне снятся ночью... как тут быть? Ее обидеть может всякий И даже попросту убить.

Пусть человек добрее будет! Не прихоть это, не пустяк!

Внимательно вглядитесь люди

В глаза покинутых собак!

Эдуард Асадов


Литература

  • В презентации использовалась информация с сайта:
  • Никто не забыт… 67-ая годовщина Победы
  • http://logos.123.st/t75-topic#422
  • Стих: « В память о собаках войны», автор Сергей Ерошенко;
  • Ресурсы Интернета, Википедия – свободный справочник в ресурсах интернета.;
  • www.kp.ru / daily /25998/2926210/ ;
  • Ткаченко К. Бездомные и бродячие собаки, М: 2008, с.48.

Слайд 2

  • Актуальность.
  • Проблемный вопрос.
  • Исследовательские вопросы.
  • Цели исследования.
  • Работа микрогрупп.
  • «Письмо моему хозяину».
  • Памятка для будущего хозяина.
  • Вывод.
  • Использованные ресурсы.
  • Слайд 3

    Этим исследованием мы хотим воспитать доброе отношение к бездомным животным, пробудить гуманные чувства у детей и взрослых, заставить задуматься, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.

    Слайд 4

    Проблемный вопрос: Откуда берутся бездомные животные

    Исследовательские вопросы:

    • Умеют ли думать собаки?
    • Что их в жизни может огорчать?
    • Что рассказали бы собаки, если бы умели говорить?
    • Чему собака может научить хозяина?
  • Слайд 5

    Цели исследования:

    • выяснить источники,
    • откуда берутся бездомные животные;
    • создать памятку для тех,
    • кто хочет взять себе кошку или собаку;
    • найти оптимальные пути решения
    • проблемы бездомных животных.
  • Слайд 6

    Опрос

    Мы обратились с вопросами к учащимся нашей школы.

    • У вас есть дома собака?
    • Вы могли бы подобрать на улице бездомное животное?
    • Вы могли бы выгнать кошку или собаку из дома?
    • Нужно ли убивать бездомных животных?
    • Всегда ли ваш питомец находится на территории своего двора?
  • Слайд 7

    • У вас есть дома кошка, собака?
    • Вы могли бы приютить бездомное животное?
    • Всегда ли ваш питомец находится на территории вашего двора?
  • Слайд 8

    Бездомных собак и кошек можно встретить повсюду: в подвалах, в теплотрассах, в подъездах и на улицах. Они грязные, голодные и поэтому злые. Могут быть переносчиками болезней. Когда-то они жили в доме, но затем хозяевам быстро надоели, ведь уход за животными требует большого терпения. И вот они оказались на улице. Кто-то их подкармливает, а кто-то швырнет в них камень или палку. Кто поможет бедным животным? Кто их защитит?

    Слайд 9

    4 «источника» бездомных животных

    • Животные, родившиеся на улице.
    • Потерявшиеся животные.
    • Выброшенные животные.
    • Неправильное содержание животных.
  • Слайд 10

    Гипотеза:

    Чтобы не было на улицах бездомных животных, нужно стать другом домашних животных, окружить заботой того, кто живёт рядом с нами, следить за ними, направлять их воспитание, знать их повадки и любить своих питомцев.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Памятка для будущего хозяина.

    1. Я буду жить всего лишь лет десять. Любая разлука с тобой будет причинять мне страдания. Подумай об этом, прежде чем ты возьмёшь меня.

    Слайд 13

    2. Старайся дать мне время подумать, чего ты требуешь от меня.

    Слайд 14

    3. Не сердись на меня долго и не запирай меня в наказание! Ведь у тебя есть ещё работа, развлечения, друзья – у меня же есть только ты.

    Слайд 15

    4. Разговаривай со мной. Хотя я и не смогу полностью понимать все твои слова, но зато я понимаю твой голос, обращённый ко мне.

    МКОУ «Очкуровская СОШ» Николаевского района Волгоградской области

    «Бездомные животные-

    проблема всех и

    Синицына София, Балабко Коля,

    Марченко Даниил, Горлова Ксения

    Руководитель:

    Никишина Ольга Ивановна

    2014 год


    Актуальность исследовательской работы

    Проблема существования бездомных животных является одной из актуальных проблем мира, России, Волгоградской области и имеет неблагоприятные экологические и социальные последствия. Поэтому мы решили выбрать эту тему с целью выяснения какие масштабы имеет данная проблема и какая обстановка по данной проблеме в нашем селе?


    На асфальте сидит дворняга, В клочьях шерсть, и в глазах печаль, Солнце жжет, хочет пить бедняга… Но прохожим его не жаль.


    Цель работы:

    1. Выяснить основные причины появления на улицах бездомных животных;

    2. Привлечь внимание людей к такой проблеме как бездомные животные.


    Задачи:

    1) Выяснить общее состояние бездомных животных;

    2) Изучить состояние проблемы бездомных животных у нас в селе;

    3) Выяснить отношение учащихся нашей школы к проблеме бездомных животных;

    4) Организация пропаганды и создание агитационной листовки.


    Гипотеза исследования

    Проблема бездомных животных является проблемой больших городов, маленьких сёл и деревень. Существует ли данная проблема в нашем селе?


    Методы исследования

    • Анализ;
    • Опрос;
    • Наблюдение;
    • Сбор информации

    из книг, журналов,

    газет, Интернета.

    • Анкетирование;

    Объект, предмет и база исследования

    объект

    участники

    предмет

    животные

    учащиеся

    4 класса

    Причины

    появления

    будущих

    бездомных

    животных


    Анализ проблемы

    Всесторонний анализ данной проблемы позволяет выделить в ней три основных составляющих

    • животные безнадзорно живут и погибают на улицах на улицах.
    • Заводчики и безответственные владельцы производят для продажи животных больше, чем их можно продать.

    3) Проблема изъятия из городской и сельской среды явно или потенциально агрессивных животных, представляющих опасность для людей.


    • Связки мин и гранат Относили собаки под танки. Защищая страну И солдат от нависшей беды. После боя бойцы Хоронили собачьи останки. Только нет там теперь Ни холма, ни креста, ни звезды
    • Батальон окружён, Ни еды, ни снарядов, ни связи. Свистопляска вокруг И осколков и пуль круговерть. С донесением псы Пробирались и близили праздник. Всем, даруя свободу, А себе, зачастую, лишь смерть.

    Заслуги четвероногих друзей человека

    Овчарка Дина – первая собака диверсант. Она смогла успешно осуществить подрыв эшелона противника. В результате было уничтожено 10 вагонов, и большая часть железной дороги была выведена из строя. Она оставляла взрывчатку на железных дорогах и успевала скрыться с места. В конце войны она отличалась при разминировании города Полоцка, нашла в кроватном матрасе в немецком госпитале мину-сюрприз

    Справа А.Филатов с Диной


    Заслуги четвероногих друзей человека

    Джульбарс принял участие в параде на Красной площади 1945 года. Но на тот момент собака была ранена, поэтому в коробке солдат ее пронес на руках командир 37-го отдельного батальона разминирования, кинолог, майор Александр Мазовер. Иосиф Сталин распорядился, чтобы собаку несли в его личном кителе, в знак уважения перед ее заслугами для Советской Армии.


    И в армейской жизни

    Собаки сапёры

    А сколько преступников помогли задержать розыскные собаки!

    Конвоирующие собаки

    Розыскные собаки


    Причины появления будущих бездомных животных

    • Животные, родившиеся на улице;
    • Потерявшиеся животные;
    • Выброшенные животные.

    На крыльце школы

    Молодой щенок на дороге в селе


    • Эпидемиологические проблемы.
    • Психологические проблемы.
    • Животные как источник дорожно-транспортных происшествий.
    • Ущерб, наносимый бездомными животными фауне городской и сельской экосистемы.

    Анкетирование

    2)Как вы относитесь к проблеме бродячих собак на улице?

    3)Ощущали ли вы на себе агрессивное поведение бездомных животных?

    4)Где чаще всего вы видите бездомных животных?

    6)Есть ли у вас домашнее животное?

    7)Хотели бы вы завести? Если да, то какое?

    8)Какие эмоции вызывает у вас бездомное животное?


    Результаты анкетирования

    2) Ощущали ли Вы на себе агрессивное поведение бездомных животных?

    1)Существует ли проблема бездомных животных в нашем селе?


    Результаты анкетирования

    Какие эмоции вызывают у вас бездомные животные?

    Как Вы относитесь к проблеме бродячих собак на улицах?



    «Мы в ответе за тех, кого приручили»

    Пословицы

    • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
    • За доброе жди добра, за худое – худа.
    • Учись доброму – худое на ум не пойдет.

    При встрече с собакой, помни!

    Запрещается:

    • При встрече с одинокой собакой постарайся повернуть в другую (противоположную) сторону;
    • Не кричи;
    • Постарайся спокойно подойти к кому-нибудь из взрослых (когда опасность минует, продолжай свой путь);
    • Если вдруг животное подкрадывается (подходит) к малышам, быстрее сообщи об этом взрослым;
    • Не дразни собак;
    • Не издавай никакие звуки (подражание лая, крик), повернувшись к животному.
    • Махать на собаку палкой, веткой, рукой;
    • Кричать;
    • Пытаться отобрать у нее то, что она ест, грызет;
    • Убегать с места встречи с животным;
    • Подходить и гладить незнакомую собаку.

    1.Место укуса не в коем случаи нельзя обрабатывать йодом, спиртом, маслом.

    2.Куском хозяйственного мыла, намылить место укуса, затем забинтовать и прибыть в больницу так как распространение вируса бешенства нейтрализует щелочь содержащаяся в хозяйственном мыле.

    3.Помните что - Зимой собаки более голодны, а значит, гораздо агрессивнее, чем в теплое время года, поэтому будьте осторожны не трогайте собак.

    4.Обязательно обратитесь к врачу для назначения курса вакцинации, из семи внутримышечных инъекций, которые производятся по специальной схеме.


    Они бегут за нами в школу…

    У наших кормушек…

    На школьном дворе…

    На крыльце школы




    • Отстрел - умерщвление особей на месте обнаружения с помощью огнестрельного оружия.
    • Массовая стерилизация и вакцинация бездомных животных против бешенства.
    • Помещение в приют .
    • Эвтаназия – умерщвление.
    • Повышение ответственности

    • Создание приютов;
    • Условия для клиник по стерилизации животных;
    • Создание школы ловцов-кинологов
    • Информационные службы и службы спасения;
    • Регистрация животных, вакцинация;
    • Запрещение рыночной торговли животными.

    Вывод

    Проблема бездомности является как экологической, так и социальной проблемой. С экологических позиций это явление негативное, т.к. затрагивает конституционные права граждан на охрану здоровья, на благоприятную среду обитания. На социальный характер проблемы указывает изучение причин бездомности животных, а также пренебрежение людьми санитарными нормами в разведении и содержании собак . Общество явно не осознает ответственности, которая лежит на нем в связи со складывающейся ситуацией - от здоровья человека до городской экологии и среды обитания в целом.


    Глаза покинутой собаки Мне снятся ночью... как тут быть? Ее обидеть может всякий И даже попросту убить.

    Пусть человек добрее будет! Не прихоть это, не пустяк!

    Внимательно вглядитесь люди

    В глаза покинутых собак!

    Эдуард Асадов


    Литература

    • В презентации использовалась информация с сайта:
    • Никто не забыт… 67-ая годовщина Победы
    • http://logos.123.st/t75-topic#422
    • Стих: « В память о собаках войны», автор Сергей Ерошенко;
    • Ресурсы Интернета, Википедия – свободный справочник в ресурсах интернета.;
    • www.kp.ru / daily /25998/2926210/ ;
    • Ткаченко К. Бездомные и бродячие собаки, М: 2008, с.48.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 г. НИЖНИЙ ЛОМОВ

    Исследовательский проект

    учеников 5-6 классов моей школы

    ученицы 6 «В» класса

    Паутова Марина ,

    Петрушина Елизавета

    Научный руководитель :

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ СОШ № 2 г. Нижний Ломов

    Немова Светлана Николаевна

    г. Нижний Ломов, 2014

    Оглавление

      Введение …………………………………………...………………… стр. 3

      Основное содержание исследования

    Глава 2. Исследование речи учащихся 5 -6 классов МБОУ СОШ №2

    г. Нижний Ломов

    2.2. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов………стр.17

      Заключение. Выводы. Перспективы ………...……………… стр.26

      Список использованной литературы …………………....….. стр.27

      Приложение 1. Анкеты для соцопроса...………………………... стр.28

      ВВЕДЕНИЕ

    Мы нынче как бы все глупеем
    Все стали как бы забывать,
    Что как бы даже не умеем
    Без «как бы» пару слов связать.

    Добро бы было как бы в дело,
    Пусть даже как бы наугад.
    А то ведь как бы неумело
    И чаще как бы невпопад.

    Ю.Важдаев

    Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Одной из важнейших проблем современного общества является низкая культура речи . Н а уроках в школе нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя правила употребления лексики русского языка. Но речь наша зачастую маловыразительна, засорена. А в общении со сверстниками мы сознательно используем другой язык, свободный от норм. Почему это происходит? От чего зависит? Мы решили заняться исследованием лингвистических явлений, влияющих на культуру речи.

    Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова.

    Какие сорные слова встречаются в речи учащихся нашей школы и о чём они могут рассказать? Как бороться с активным употреблением нашими сверстниками таких словечек? Как беречь чистоту своей речи? Как сделать речь выразительной, образной? В своём проекте мы попытались ответить на эти вопросы.

    Объект исследования : речь учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ № 2 г Нижний Ломов Пензенской области.

      выяснить, насколько речь наших одноклассников соответствует нормам литературного языка;

      определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи;

    Методы исследования: изучение литературы по теме, наблюдение, сравнение, обобщение, устный опрос, анкетирование, анализ результатов анкетирования.

    В ходе работы над этой темой мы обращались к специальной литературе, посвящённой культуре речи, к Интернет-материалам; наблюдали за речью учащихся 5-6 классов нашей школы; проводили анкетирование, анализировали полученные результаты.

    Структура проекта определилась логикой исследования и достижения поставленной цели.

    Данная работа может иметь практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и может помочь обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

    II . ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    возникновения и классификация

    Вы... это самое... того...

    Когда вы говорите,

    То значит, это... как его...

    Ну, в общем, не тяните...

    Вот, между прочим, так сказать,

    Что мне хотелось вам сказать.

    А. Шибаев

    Слово – это важнейшая нормативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения (высказывания). Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений этих слов. Для правильного осмысления высказывания необходимо не только знание значений всех слов (и грамматики), но и знание речевой ситуации. Согласно правилам языка, в высказывании не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Появление таких слов есть нарушение правил языка.

    Слова-сорняки имеют место в спонтанной, слабо контролируемой устной речи. "...Автоматизм приводит к засорению устной речи пустыми модальными частицами", – писал В.В. Виноградов. Особенно часто слова-сорняки наблюдаются у малограмотных людей, пользующихся нелитературным просторечием. Это люди низкого образовательного и культурного уровня.

    Академик Л.В. Щерба называл подобные словечки "упаковочным материалом" – люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.

    Примеры таких слов проиллюстрированы веселым стихотворением Эммы Мошковской:

    Жил-был этот, как его,
    Ну, значит, и того,
    Жило это самое
    Со своею мамою.
    Был еще один чудак

    Это в общем значит так,
    И его любимый зять.
    Звали зятя
    Так сказать.
    А жену звали ну…
    А соседа звали это…
    А его родители-
    Видишь ли
    И видите ли…
    А еще какой-то э-э-э
    Жил на верхнем этаже…
    И дружили они все…
    Ну и значит, и вообще.

    Большинством лингвистов, в том числе Скворцовым Л.И. , считается, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок . Однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

    От употребления слов-сорняков нужно избавляться, строго контролируя свою речь и речь окружающих. О человеке их употребляющем, хочется заметить: «Сказал так много, но ничего не сказал».

    Так какие же слова имеют "склонность" к тому, чтобы становиться сорняками? Какие части речи? Какие группы слов?

    Наблюдения над речью школьников, взрослых носителей языка, журналистов, публицистов, персонажей художественных произведений показывают, что словами-сорняками становятся далеко не все слова. В "роли" слов-сорняков выступают слова с ослабленным лексическим значением : частицы, вводные конструкции, некоторые местоимения.

    Таблица 1

    Группа

    Частицы

    ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

    Вводные единицы

    конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, так сказать, стало быть, понимаешь, собственно говоря, слушай

    Местоимения, местоименные наречия

    это, это самое, как его, там

    Переход из одной части речи в другую

    блин, черт

    Когда ж мне не хватало слов,
    Я добавлял то «ах», то «эх»,
    И «так сказать», и «будь здоров»,
    И «ну и ну», и «просто смех».

    Б.Заходер

    Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание и негативно сказывается на имидже говорящего. Любое слово и фраза теряют смысл, если ее повторить раз 30-40. А между тем слова ни в чем не виноваты, просто они вдруг полюбились людям, повторяющим их к месту и не к месту. Кстати, по тому, какой словесный сор преобладает в речи человека, можно многое узнать о нем самом.

    Как слова характеризуют человека

    «На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

    «Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, тех, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.

    «Сами понимаете» – это классический пример «маленького» человека, робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.

    «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

    «Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко, но пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

    «Практически» очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями.

    «Вообще-то» – словечко людей, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

    Употребление слов-сорняков в художественной литературе

    Например, в рассказе И.С.Тургенева "Муму" дворецкий Гаврила говорит: " Всё же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен ... Ну, посмотри на себя, ну, посмотри… ну, на кого ты похож?.. Ну, ну, ну кричал Гаврила со двора, смотри у меня, смотри! "

    Другим примером может быть речь деда из повести М. Горького "Детство": "То-то вот... Эх, вы-и... Ага-а!"; "Что-о, дура?! Ага-а! То-то вот... Эх, вы-и!"

    А автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: "Ох, мамочка моя, бабуся!" Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно и позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное в весёлое.

    Во-первых, они дают время говорящему обдумать продолжение своей фразы. При построении фразы человек делает паузы, заполняя их бессмысленными словами. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество сорняков увеличивается.

    • Во-вторых, они являются сигналом слушающему, что диалог продолжается и скоро будет получен ответ.

    По мнению британских экспертов , по время публичных выступлений очень даже неплохо вставлять звуки вроде "м-м-м" или "э-э-э". Именно подобные, немного косноязычные речи, запоминаются слушателям лучше.

    И всё же, чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. Данное качество речи неразрывно связано с её правильностью. Cамым заметным для слушателей в устной речи является несоблюдение её чистоты. Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает эти требования.

    ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов

    Хорошо, что с чужим языком ты знаком,

    Но не будь во вражде со своим

    языком!

    С. Маршак

    ПЕРВАЯ ГРУППА

    ВТОРАЯ ГРУППА

    Это гиперкоммуникабельные люди, которые из-за желания найти общий язык с собеседником начинают копировать его движения, мимику и, конечно же, манеру речи. К этой же категории относятся те, кто употребляет «модные» словечки. Они просто копируют манеру речи тех, кто, по их мнению, достоин уважения.

    ТРЕТЬЯ ГРУППА

    Это люди, редко прислушивающиеся к своей речи.

    Одна группа слов употребляется пятиклассниками и шестиклассниками для эмоциональной окраски речи, например, « блин» или «чёрт».

    Другие слова служат для замещения пауз: « ну», «вот», «это самое». Такие слова-сорняки учащиеся употребляют и во время ответа на уроке. Многие наши одноклассники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть « э-э-э», «а-а-а» или « м-м-м ».

    Часто также в школе звучат слова, которые служат для ускорения речи: « короче», «так сказать» и слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: « типа», «типа того», «как бы», «вроде того» .

    На одном из уроков литературы в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащиеся делали над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у» , пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль.

    А что знают сами ученики о таких словах и об особенностях их употребления?

    2.2. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов

    Свобода почему-то лишила нас возможности говорить на человекообразном своем языке.

    Н.С. Михалков

    Мы решили провести социологический опрос среди учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов для исследования их речи. Нами были составлены и предложены две анкеты .

    Всего в анкетировании принимали участие 157 школьников:

    5 «А» класс- 24 ученика;

    5 «Б» класс- 22 учащихся;

    5 «К» класс- 28 учащихся;

    6 «А» класс- 23 ученика;

    6 «Б» класс- 22 учащихся;

    6 «В» класс- 21 ученик;

    6 «К» класс- 17 учащихся.







    В этом анкетировании приняли участие 79 мальчиков 68 девочек.





    Анкетирование учащихся 5-6 классов с целью

    по гендерному признаку

    Анализ полученных результатов


    Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык.

    Народная мудрость

    Словесный мусор – бич современного общества в целом. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.

    Но главное условие успеха – воспитание любви к русскому языку. Язык народа – никогда не увядающий цветок. Оценивая любовь народа к родному языку, можно увидеть не только культуру человека, но и его гражданскую позицию. И любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям берет начало любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым живёшь и учишься.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ

    Берегите наш язык, наш прекрасный

    русский язык, этот клад, это достояние,

    переданное нам нашими предшественниками.

    И.С.Тургенев

    При помощи наблюдения и анкетирования проанализированы наиболее употребляемые учащимися 5-6 классов МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов слова-паразиты. К бесспорным лидерам среди них можно отнести слово «блин».