СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ
В богатой семье юго-западного края родился слепой мальчик. Сначала никто не замечает его слепоты, но через несколько недель уже кажется странным, что малыш не следит за солнечным лучом. Мать первая обращает внимание на необычное выражение лица, неподвижного и не по-детски серьезного. Мальчик что-то ищет руками, смотрит в одном направлении. Врач подтверждает страшную догадку пани Попельской.
Семейство Попельских немногочисленно: отец слепого Петруся, его мать и ее брат Максим. Отец - добродушный деревенский помещик, весь в любимом деле, строительстве мельниц. Его незатейливое существование мало отражается на душевном складе сына. Мать Анна Михаиловна страдала от чувства вины перед сыном и старалась предупредить каждый его шаг, пока дядя Максим, решив взяться за воспитание племянника, не предостерег ее от излишней заботливости, которая могла лишить мальчика шансов на более полную жизнь. Максим слыл раньше опасным забиякой, воевал вместе с Гарибальди и чудом остался жив, но стал инвалидом: повредил левую руку и лишился правой ноги. Изувеченный мужчина думал, что жизнь - борьба и в ней нет места для инвалида.
Но на его глазах подрастает тот, кому судьба уготовила участь инвалидом родиться. Странное сходство судеб заинтересовало Максима. Он решается на вмешательство, говорит сестре, что есть все шансы развить остальные способности мальчика до такой степени, чтобы компенсировать слепоту. Максим решает вырастить из племянника борца. К Петрусю перестают бежать по первому зову, он самостоятельно передвигается по комнате и знакомится с окружающим миром. Слепота накладывает свой отпечаток: мальчик забивается в укромные уголки и часами прислушивается к чему-то. Но богатая нервная организация берет свое, полнота восприятия достигается с помощью слуха и осязания. Большую роль играет слух, мальчик даже изучает комнаты по звукам.
Петрусю три года. Максим и мама ведут его на весеннюю прогулку. От обилия новых, непонятных ощущений мальчику становится плохо, он падает в обморок, несколько дней находится в бреду. Тогда с незнакомыми ощущениями решают знакомить мальчика постепенно: открывают окна, выводят Петруся на крыльцо, в сад, водят по комнатам. Мать объясняет ему звуки, дядя дает понятие о размерах. Дядя Максим выписывает книги по физиологии, психологии и педагогике, осознав, что бороться можно не только саблей, а любым доступным орудием. Он утверждается в убеждении, что слепота Петра - проявление его «таинственного предназначения ».
Когда мальчик знакомится с новыми явлениями мира, он восторгается, но часто лицо отражает его страдальческие усилия. На пятом году он уверенно бегает по комнатам, посторонним кажется, что мальчик просто странно сосредоточен, а не слеп. По двору еще ходит с трудом, постукивая палкой. Без палки передвигается ползком, исследуя по пути разные предметы. В один из тихих летних вечеров мальчик слышит звуки свирели из конюшни. Музыка пленяет его так, что однажды ночью Петр пробирается в конюшню к Иохиму и с тех пор приходит слушать его игру каждый вечер. Эти вечерние часы становятся самым счастливым временем для Петруся, но мать ревнует его и выписывает из города венское пианино, чтобы привлечь внимание сына. Мальчика пугает громкий инструмент. Непосредственное музыкальное чувство Иохима берет верх над отточенной техникой Анны Михайловны.
Но, принимая слепоту сына как собственный недуг, она видит в соперничестве с Иохимом источник страданий. Скоро мать Петруся ощущает в себе приливы того же живого ощущения мелодии и начинает играть тихие украинские песни. Теперь Иохим с Петрусем приходят слушать музыку под ее окном. Анна Михайловна победила, Иохим научил ее, чем привлечь ребенка. Петрусь знакомится со звуками, дотрагиваясь до клавиш. Максим относится к музыкальным экспериментам терпимо, но у него возникает чувство разочарования: музыка - великая сила, но песня говорит не одному слуху, она «будит мысль в голове и мужество в сердце». Максим предлагает Иохиму спеть историческую песню и успокаивается, видя, что глубокая натура племянника откликается на образы песни.
Благодаря установленному Максимом режиму мальчик не вырастает беспомощным, наводит порядок в своих вещах, у него особая гимнастика, а на шестом году дядя дарит ему лошадку. Мать считает эту затею чистым безумием, но через два- три месяца Петрусь ездит в седле рядом с Иохимом, который помогает его на поворотах. Слепота не мешает правильному физическому развитию мальчика, ее влияние на нравственный склад ребенка ослаблено. Особое значение в жизни Петруся приобретает слух. Он учится сам играть на свирели, полюбил и пианино, но его нельзя взять с собой в поле. От песни Петрусь приходит к изучению истории, литературы. Дядя Максим знакомится со специальными приемами обучения слепых и дает восьмилетнему мальчику первые уроки. Казалось, Петрусь не осознает своей слепоты, но в его характере появляется недетская грусть. Максим приписывает это недостатку общения с детьми, но приглашенные в усадьбу дети сторонятся «панича».
В соседнем имении меняется арендатор. Соседями Попельских становятся старики Яскульские с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. Девочка не дичится посторонних, но предпочитает собственное общество, отличается рассудительностью, задумчивостью и солидностью.
Однажды Петрусь сидит один на холмике и играет на свирели. Закончив играть, он слышит чьи- то шаги. Это соседская девочка. Мальчик не любит, когда его уединение нарушают, и на вопрос Эвелины, кто так хорошо играл, он отвечает нелюбезно. Но девочка не уходит, и Петрусь ее прогоняет: «Почему вы не уходите? Я не люблю, когда ко мне приходят. Уйдите! Уйдите!» Девочка называет соседа гадким мальчишкой, но тут Петрусь уходит, его позвали к чаю. На следующий день Петрусь уже не досадует - ему хочется, чтобы Эвелина пришла опять. Он вспоминает ее приятный спокойный голос. Знакомые дети всегда громко кричали и смеялись, но никто не говорил так приятно. Мальчик жалеет, что обидел ее: вдруг она никогда не вернется?
Девочка появляется только на четвертый день. Петрик окликает ее, они играют вместе, потом он решает ощупать ее лицо и пугает этим. Девочка плачет и уходит. Петрусь чувствует первое унижение калеки и горько рыдает. Эвелина возвращается, успокаивает его и просит не пугать. Петрусь признается ей, что он слепой. Девочка обнимает его и тоже горько плачет. Через некоторое время дети успокаиваются.
Эвелина узнает, что Петрусь не знает солнца, но умеет читать даже по-французски. Ему не хочется идти домой, но Эвелина обещает прийти к нему завтра.
Она приходит, и Петрусь слышит ее шаги у калитки из комнаты. Мать мальчика встречает девочку с радостью. Между соседями завязываются хорошие отношения, Эвелине разрешают учиться вместе с Петриком. Это оказывается полезным для обоих. Дружба эта воспринимается родными мальчика как дар судьбы. Петрусь уже не ищет уединения - он нашел общение, которого не могла ему дать любовь взрослых. Эвелина оказывается тем человеком, для которого забота о другом -- органическая потребность. Мать и дядя Петруся думают, что теперь душевное развитие мальчика пойдет тихим и ровным ходом. Но они ошибаются.
Максим понимает, что не он один влияет на мальчика, у Петруся случаются неожиданные проблески, которых Максим пугается: племянник говорит, что видел сон, пытается увидеть цвет через музыку. Дядя считает, что это лишнее, мальчику надо свыкнуться со слепотой.
Но бессознательно протестует сама природа. У мальчика появляются какие-то смутные предчувствия и порывы. Как ни старается дядя устранить внешние факторы, мальчик ощущает внутреннюю неудовлетворенную потребность видеть. Природная живость мальчика постепенно исчезает, появляется склонность к уединению.
Только общества Эвелины он ищет. Петр приближается к критическому возрасту между отрочеством и юностью.
Проходит несколько лет. В усадьбе ничего не меняется: Петр по-прежнему остается центром жизни семьи, растет, как тепличный цветок. Мать видит, что его душа еще в полусне, отец привык, что в доме все делается само собой, Максим с трудом выносит это, но считает, что душе воспитанника необходимо окрепнуть.
Сам Петр находится в чутком ожидании чего- то, дремлющего в душе. За стенами поместья бурлит жизнь. Максим решает, что Петру необходим глоток свежего воздуха, и приглашает в поместье гостей - своего старого товарища Ставрученку и двоих его сыновей с приятелем-кадетом. Ставрученко - крепкий старик, похожий на гоголевского Бульбу, помещик ведет с молодежью разговоры про правильную жизнь. Молодые люди обсуждают планы на будущее. Эта волна споров, надежд и ожиданий находит на Петра, и он осознает себя лишним на свете. Разговоры проходят без его участия, Анна Михайловна страдает, Эвелина негодует, но дядя Максим приглашает гостей приезжать еще. Он сознательно пробивает брешь в стене, окружающей слепого, чтобы дать ему живые впечатления. Через две недели молодежь опять наносит визит Попельским. Эвелина чувствует, что ее манит тот мир, о котором она, как и Петр, не знает. Петр чувствует это и уходит от гостей. Эвелина идет за ним.
Проходя по саду, она становится свидетельницей разговора Максима с сестрой. Он говорит Анне Михайловне, что мешать свободе Эвелины, портить ей жизнь и лишать ее выбора он не может, она должна все решить сама.
Когда девушка находит Петра, она возмущается поступками Максима, но потом заключает, что они с Петром поженятся и у них будет одинаковая жизнь, а то, о чем говорит молодежь, - это не для всех. Петр изумлен. Они понимают, что не могут друг без друга. Горе в душе Петра смолкает, и он чувствует в Веле не только друга детства.
Гости и хозяева сидят в маленькой гостиной, Петр приходит и садится к пианино. Музыкой он пытается выразить свое состояние. Слушатели покорены. Когда Петр заканчивает играть, к нему бросаются те молодые люди, которым он завидовал, и пожимают руку, предсказывая ему широкую известность. Один из молодых Ставрученков, студент консерватории, восхищен манерой исполнения Петра. Петрусь впервые становится центром оживленного разговора, в душе его - гордое осознание собственных сил: он тоже может что-то сделать в жизни.
В усадьбе становится светлее и радостнее, Анна Михайловна будто молодеет, Максим чаще шутит, Петр полон желания получить серьезное свое музыкальное образование. Ответный визит к Ставрученкам Петр делает охотно, теперь он чувствует себя в обществе свободнее, как равный участвует в беседе. Все едут в монастырь неподалеку от имения Ставрученков. Сворачивают к могиле погибшего в сражении с татарами Игнатия Карого. Там же похоронен его слепой бандурист Юрко, сопровождавший Карого в походах и боях. Максим говорит, что молодым предстоит та же борьба, а где - каждый найдет сам, В монастыре они встречают слепого звонаря Егора, очень похожего на Петра в жестах, движениях бровей. Петр разговаривает с ним. Звонарь тоже слеп с рождения и озлоблен, а вот другой, Роман, ослеп позже и видел свет, помнит свою мать, он добрый. Разговор их, затаившись, слушает Эвелина. После Петр уединяется в саду и приходит в дом только ночью. Он мрачнеет, и на лице его появляется выражение горечи. Он считает теперь, что все слепорожденные злы. Максим, не зная о визите на колокольню, выспрашивает все у Эвелины, и в голове его зреет решение.
Эвелина с родителями уезжает в гости, Петр скучает по ней. К нему возвращаются тяжелые сны детства. Душевный кризис осложняется. «Зачем жить слепому» - вот что его тревожит. Он пытается понять цвет, Максим старается объяснить ему все, в том числе и то, что он эгоистично носится со своим горем.
Петр возражает: «Я поменялся бы с последним нищим, потому что он счастливее меня. Да и слепых вовсе не нужно окружать заботой: это большая ошибка… Слепых нужно выводить на дорогу и оставлять там, - пусть просят милостыню». Он признается в том, что завидует звонарю Егору, думает, что от лишений страдал бы меньше, чем от участия.
На церковный праздник Максим с племянником идут поклониться чудотворной иконе и встречают слепых нищих. В их голосах слышна жалоба физического страдания и полной беспомощности.
Петр пугается, хочет уйти, но дядя заставляет его подать слепым и говорит о его «сытой зависти к чужому голоду», приглашает одного из слепых, Федора Кандыбу, прийти к ним. На другой день у Петра начинается горячка, но молодой организм справляется с болезнью. Петр благодарит дядю за урок.
Максим и Петр уезжают вдвоем в Киев якобы учиться у известного пианиста. Вместо уроков Петр с Федором Кандыбой и другими слепцами идет поклониться Почаевской Богоматери. Возвращается домой он с двумя слепыми, в нищенской одежде. Максим приезжает из Киева, откуда он писал, чтобы ввести в заблуждение сестру. Петр совершил паломничество, чтобы помолиться об исцелении. Глаза его не стали видеть, но прозрела душа. Поездка в Киев откладывается на год.
Осенью Эвелина объявляет родителям о своем решении выйти за Петра замуж. Начинается «молодое тихое счастье», Петру сообщают о возможности стать отцом. Иногда он ходит к Кандыбе в новый дом и рассказывает о своих планах. Рождается ребенок. Петр боится, что он слеп, но мальчик видит. Это молнией зажигает для Петра, свет и на мгновение, как ему кажется, он видит мать, жену и Максима, а потом теряет сознание.
Проходит три года. Слепой музыкант дебютирует в Киеве. Вокруг него ходят слухи, один необычнее другого. Петра сопровождают жена и Максим. В музыке дядя Петра слышит уже не одни горестные стоны, не одно слепое страдание, а ощущение счастливой жизни. В ней сквозь яркую мелодию все настойчивее пробивается песня слепых: «Подайте слипеньким ради Христа…».
Максим понимает, что сделал свое дело и не даром прожил на свете: «Он прозрел… На место… эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных».
4.3 (85.71%) 14 votes
Здесь искали:
- слепой музыкант краткое содержание
- краткое содержание слепой музыкант
- короленко слепой музыкант краткое содержание
Сцена происходит на Юго-Западной части Украины, в обеспеченной помещичьей деревенской семье появляется на свет абсолютно незрячее дитя. После его появления на свет, конечно, никто не заметил такой особенности у мальчика Пети, но вскоре это начала замечать его мать, а в итоге это смогли подтвердить и приезжие доктора.
У Пети был отец, он был добродушен, но совершенно не участвовал ни в чем, кроме хозяйственной части. Также у мальчика был дядя, Максим, который имел довольно бойцовский и волевой характер. В юности дядя Петра был забиякой и задирой, а повзрослев, уехал в Гарибальди в отряд, который находился в Италии. Там дяде ампутировали ногу и он вскоре вновь оказался дома в весьма беспомощном состоянии. После рождения Пети именно дядька решился приняться за его воспитание. Максим Яценко считал, что чрезмерная опека матери может сильно навредить ребенку, а дядя хотел вырастить из мальчика нового бойца.
Пришла весна. Мальчику очень нравилось пробуждение природы. Яценко вместе с матерью повели маленького Петра к берегу реки. Мальчик сильно взволновался и потерял сознание от слишком большого объема впечатлений. Они решили понемногу помогать мальчику чувствовать мир без зрения. Мальчику очень нравилась игра конюха Иохима на дудке. Свой инструмент Иохим сделал своими руками.
Иохим играл на своей дудке каждый вечер и однажды зашел слепой мальчик Петруся и решил научиться играть. Матушка решает привезти фортепиано. Матушка Анна начала играть произведение. Петру вновь стало плохо, так как эта музыка было слишком груба. А вскоре и мать заметила в игре на дудке более нежные и плавные звуки. Анна Михайловна решается тоже начать обучение игре на дудке. Вскоре мальчик начинает интересоваться игрой на фортепиано и достаточно быстро его осваивает. Иохим по велению дядьки играет ему народные песни.
У маленького Петруси совершенно нет друзей, так как дворовая ребятня опасается его и не хотят к нему подходить. Через какое-то время с Петром знакомиться Эвелина. Она живет в соседнем имении с семьёй Яскульских. Эта милая девочка с первых минут совершенно не видит, что мальчик ничуть не зрячий, но когда он желает посмотреть ее лицо руками, она немного пугается, но вскоре ей становится очень жалко его. Они становятся лучшими друзьями. Дети подрастают, но их дружба не рушится.
Через какое-то время дядя Петруся приводит к ним домой своего друга Ставрученко, с которым вместе пришли его сыновья-студенты. Сыновья очень любят народ и занимаются собиранием фольклора. Вместе со всей этой компанией приезжает кадет. Вся эта группа оживляет всех в этой усадьбе.
Максим очень любит своего племянника и желает, чтобы он знал, что жизнь прекрасная и увлекательная. Через какое-то время девушка Эвелина начинает понимать, что хочет пожениться с Петром и сообщает это ему. Пётр начинает играть всем приехавшим на фортепиано красивую мелодию.Гости в восторге и говорят, что скоро он станет известным. Наконец-то юноша Пётр начинает осознавать, что он может стать прекрасным музыкантом.
В имение Ставрученков приезжают Попельские и все посещают монастырь. В пути они натыкаются на могильную плиту, в ней написано, что там лежит Игнат Карый- казак-атаман, там же похоронен Юрко-бандурист, он сопровождающий атамана во всех походах. Ставрученковы и Попельские вдыхают. Дядя объясняет, что несмотря на борьбу происходит в разных формах, но она всё равно продолжается во все времена.
В монастыре приезжие встречают послушника Егория, он провожает их к колокольне. Егорий молод и чем-то похож на уже повзрослевшего Петра, но он сильно зол на весь мир. Егорий ругается на ребятню, которые хотят залезть на колокольню. Петр хочет поговорить с Игорем. При их разговоре Пётр узнаёт, что Игорь тоже рождён слепым и объясняет, что в их монастыре есть ещё один звонарь, которого зовут Роман, он слеп не с рождения, а с 7 лет. Егорий сильно завидуют Роману, ведь когда-то он мог видеть всё вокруг и знает как это прекрасно. Роман оказывается более добродушным и он с удовольствием общается с детьми.
Петр понимает, что тоже хотел бы увидеть мир хоть на мгновение и от этого сильно печалится. Петр меняется, он тоже становится злым. Петр желает узнать, что такое цвета, и начинает сильно завидовать незрячим нищим, ведь им некогда размышлять о своем недуге. Максим с племянником замечают нищих и Максим заставляет племянника дать им денег.
Петр начинает болеть. После болезни желает уехать с дядькой в Киев учиться играть у профессионально играющих людей.
Дядя уезжает один, а Петр начинает дружить с нищими и уходит в Почаев.
По возвращению он сильно меняется и женится на давней подруге Эвелине. У них рождается зрячий сын. Петр счастлив.
По истечению трех лет Петр становится профессиональным музыкантом. Дает концерт, на котором его дядя радуется, что смог прожить жизнь и чего-то достичь, хотя бы в воспитании племянника.
На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.
Отец Петра – человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду “опасным забиякой” и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового “бойца за дело жизни”.
Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.
Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов ее искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.
У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать ее лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.
Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для ее чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.
Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.
Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним – слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.
В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий – тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит ее… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.
Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.
Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.
Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.
Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.
В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.
Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.
У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.
Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки “Контракты”, многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.
Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.
(No Ratings Yet)
Краткое содержание повести В. Г. Короленко “Слепой музыкант”
Другие сочинения по теме:
- Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру....
- Искусство в судьбе человека (по повести В. Г. Короленко “Слепой музыкант”) … Музыка тоже великая сила, дающая возможность владеть сердцем...
- “Моя мать умерла, когда мне было шесть лет” – так герой повести мальчик Вася начинает рассказ. Его отец-судья горевал по...
- В спальне мальчиков просыпается Вася по прозвищу Голован. Послушав дождь и понаблюдав за таинственными ночными фигурами, он подходит к свечке...
- Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася – так звали мальчика – был сыном городского судьи. Ребенок...
- Ян Криштоф Залуский – главный герой. Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо “с...
- В Волынской губернии, неподалеку от города Хлебно, над извилистой речкой стоит поселок Лозищи. Все его жители носят фамилию Лозинские с...
- Макар – главный герой, крестьянин. Сам автор отнес свое произведение к “святочным рассказам”. Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ...
- С большой чуткостью и заботой Короленко относился к детям. Из далекой ссылки он просил своих родных прислать книги для того,...
Краткое содержание Слепой музыкант Владимир Галактионович Короленко
На юго-западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.
Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни».
Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.
Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов ее искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.
У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать ее лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.
Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для ее чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом. Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.
Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.
В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий - тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит ее… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.
Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.
Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому милостыню. Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.
Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.
В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год. Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему. У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок несомненно зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких. Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.
Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о. чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.
Попельский Петр (Петя, Петрусь, Петрик) - главный герой. Подзаголовком «этюд» автор, очевидно, хотел подчеркнуть экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими проблемами. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести. Подробнее он рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят еще теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен - но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света».
П. родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможности духовного прозрения. Оно и наступает в финальной сцене повести, когда П., уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал. Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в деталях, не раз вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие ее содержание к проблеме убедительности или неубедительности описания истории болезни. К таковым относится выступление слепого профессора психологии А. М. Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так: «Щербина - позитивист до мозга костей. Он или судьба за него сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой и это закрыло от него дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И он успокоился… в сознании. И уверяет, что он доволен и счастлив без полноты существования. Доволен - да. Счастлив - наверное нет».
Слепой музыкант
На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.
Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду "опасным забиякой" и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового "бойца за дело жизни".
Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.
Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него, В конце концов её искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.
У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима, Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.
Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора, С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для её чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.
Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.
Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.
В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий - тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит её... Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.
Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.
Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.
Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.
Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.
В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.
Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.
У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.
Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки "Контракты", многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.
Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.