Сколько стадий выделяют в процессе статистического исследования. Основные понятия и категории статистической науки

Понятие об исследовании количественных сторон объектов и явлений сформировалось давно, с момента развития у человека элементарных навыков работы с информацией. Однако, термин «статистика», дошедший до нашего времени заимствован гораздо позднее из латинского языка и происходит от слова «status», что означает «определенное состояние вещей». «Status» употреблялось также в значении «политическое состояние» и закрепилось почти во всех европейских языках именно в этом смысловом значении: английское «state», немецкое «Staat», итальянское «stato» и производное от него «statistа» - знаток государства.

Широкое применение слово «статистика» получило в XVIII веке и применялось в значение «государствоведение». Статистикой называют отрасль практической деятельности, направленной на собирание, обработку, анализ и предоставление в публичное пользование данных о явлениях и процессах общественной жизни.

Анализ - это метод научного исследования объекта путем рассмотрения его отдельных сторон и составных частей.

Экономико-статистический анализ - это разработка методики, основанной на широком применении традиционных статистических и математико-статистических методов, с целью контроля адекватного отражения исследуемых явлений и процессов.

Этапы статистического исследования. Статистическое исследование проходит в три этапа:

  • 1) статистическое наблюдение;
  • 2) сводка полученных данных;
  • 3) статистический анализ.

На первом этапе с помощью метода массовых наблюдений собирают первичные статистические данные.

На втором этапе статистического исследования собранные данные подвергаются первичной обработки, сводке и группировке. Метод группировок позволяет выделить однородные совокупности, разделить их на группы и подгруппы. Сводка - это получение итогов по совокупности в целом и отдельным ее группам и подгруппам.

Результаты группировки и сводки излагаются в виде статистических таблиц. Основное содержание этого этапа заключается в переходе от характеристик каждой единицы наблюдения к сводным характеристикам совокупности в целом или ее групп.

На третьем этапе полученные сводные данные анализируются методом обобщающих показателей (абсолютные, относительные и средние величины, показатели вариации, индексные системы, методы математической статистики, табличный метод, графический метод и др.).

Основы статистического анализа:

  • 1) утверждение фактов и установление их оценки;
  • 2) выявление характерных особенностей и причин явления;
  • 3) сравнение явления с нормативными, плановыми и другими явлениями, которые приняты за базу сравнения;
  • 4) формулирование выводов, прогнозов, предположений и гипотез;
  • 5) статистическая проверка выдвинутых предположений (гипотез).

Анализ и обобщение статистических данных - заключительный этап статистического исследования, конечной целью которого является получение теоретических выводов и практических заключений о тенденциях и закономерностях изучаемых социально-экономических явлений и процессов. Задачами статистического анализа являются: определение и оценка специфики и особенностей изучаемых явлений и процессов, изучение их структуры, взаимосвязей и закономерностей их развития.

Статистический анализ данных проводится в неразрывной связи теоретического, качественного анализа сущности исследуемых явлений и соответствующего количественного инструментария, изучения их структуры, связей и динамики.

Статистический анализ - исследование характерных особенностей структуры, связи явлений, тенденций, закономерностей развития социально-экономических явлений, для чего используются специфические экономико-статистические и математико-статистические методы. Статистический анализ завершается интерпретаций полученных результатов.

В статистическом анализе признаки подразделяются по характеру влияния друг на друга:

  • 1. Признак-результат - признак, анализируемый в данном исследовании. Индивидуальные размеры такого признака у отдельных элементов совокупности подвержены влиянию одного или нескольких других признаков. Другим словами, признак-результат рассматривается как следствие взаимодействия других факторов;
  • 2. Признак-фактор - признак, оказывающий влияние на исследуемый признак (признак-результат). Причем зависимость между признаком-фактором и признаком-результатом может быть количественно определенна. Синонимами данного термина в статистике являются, «факторный признак», «фактор». Следует различать понятия признака-фактора и признака-веса. Признаком-весом называют такой признак, который необходимо учесть при расчетах. Но, признак-вес не оказывает влияния на исследуемый признак. Признак-фактор может рассматриваться как признак-вес, т. е., учитываться при расчетах, но не всякий признак-вес является признаком-фактором. Например, при исследовании в группе студентов зависимости между временем подготовки к экзамену и количеством баллов, полученных на экзамене должен учитываться и третий признак: «Количество человек, аттестованных на определенный балл». Последний признак не является влияющим на результат, однако, будет включен в аналитические расчеты. Именно такой признак и называется признаком-весом, а не признаком-фактором.

Прежде чем приступить к анализу, необходимо проверить, соблюдены ли условия, обеспечивающие его достоверность и правильность:

  • - Достоверность первичных цифровых данных;
  • - Полнота охвата изучаемой совокупности;
  • - Сопоставимость показателей (по единицам учета, территории, методике подсчета).

Основными понятиями статистического анализа являются:

  • 1. Гипотеза;
  • 2. Решающая функция и решающее правило;
  • 3. Выборка из генеральной совокупности;
  • 4. Оценка характеристик генеральной совокупности;
  • 5. Доверительный интервал;
  • 6. Тренд;
  • 7. Статистическая взаимосвязь.

Анализ является завершающей стадией статистического исследования, сутью которой является выявление взаимосвязей и закономерностей изучаемого явления, формулировка выводов и предложений.

2.1 Схема проведения статистического исследования

Системы статистического анализа данных – это современный эффективный инструмент статистического исследования. Широкие возможности для обработки статистических данных имеют специальные системы статистического анализа, а также универсальные средства – Excel, Matlab, Mathcad и др..

Но даже самый совершенный инструмент не может заменить исследователя, который должен сформулировать цель исследования, провести сбор данных, выбрать методы, подходы, модели и средства проведения обработки и анализа данных, а также интерпретировать полученные результаты.

На рисунке 2.1 представлена схема проведения статистического исследования.

Рис.2.1 - Принципиальная схема статистического исследования

Исходным пунктом статистического исследования является формулировка проблемы. При ее определении учитывается цель исследования, определяется, какая информация необходима и как она будет использоваться при принятии решения.

Само статистическое исследование начинается с подготовительного этапа. В ходе подготовительного этапа аналитики изучают техническое задание – документ, составляемый заказчиком исследования. В техническом задании должны быть четко сформулированы цели исследования:

    определен объект исследования;

    перечислены предположения и гипотезы, которые в ходе исследования должны быть подтверждены или опровергнуты;

    описано то, как будут использоваться результаты исследования;

    сроки, в которые исследование должно быть проведено и бюджет исследования.

На основе технического задания разрабатывается структура аналитического отчета - то, в каком виде должны быть представлены результаты исследования, а также программа статистического наблюдения . Программа представляет собой перечень признаков, подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или вопросов на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). Содержание программы определяется как особенностями наблюдаемого объекта и целями исследования, так и методами, выбранными аналитиками для дальнейшей обработки собранной информации.

Основной этап статистического исследования включает сбор необходимых данных и их анализ.

Финальным этапом исследования является составление аналитического отчета и предоставление его заказчику.

На рис. 2.2 представлена схема статистического анализа данных.

Рис.2.2 – Основные этапы статистического анализа

2.2 Сбор статистической информации

Сбор материалов подразумевает анализ технического задания исследования, определение источников необходимой информации и (при необходимости) разработку анкет. При исследовании источников информации все требуемые данные разделяют на первичные (данные, которых нет в наличии и которые должны быть собраны непосредственно для данного исследования), и вторичные (собранные ранее для иных целей).

Сбор вторичных данных часто называют "кабинетным" или "библиотечным" исследованием.

Примеры сбора первичных данных: наблюдения за посетителями магазина, анкетирование пациентов больницы, обсуждение проблемы на совещании.

Вторичные данные делят на внутренние и внешние.

Примеры источников внутренних вторичных данных:

    информационная система организации (включающая в себя бухгалтерскую подсистему, подсистему управления продажами, CRM (CRM-система, сокращение от англ. Customer Relationship Management) - прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками) и другие);

    ранее проведенные исследования;

    письменные отчеты сотрудников.

Примеры источников внешних вторичных данных:

    отчеты органов статистики и других государственных учреждений;

    отчеты маркетинговых агентств, профессиональных ассоциаций и т.п.;

    электронные базы данных (адресные справочники, ГИС и т.п.);

    библиотеки;

    средства массовой информации.

Основными выходными данными на этапе сбора данных являются:

    планируемый объем выборки;

    структура выборки (наличие и размер квот);

    вид статистического наблюдения (сбор данных опрос, анкетирование, измерение, эксперимент, экспертиза, др.);

    информация о параметрах опроса (например, возможность факта фальсификации анкет);

    схема кодировки переменных в базе данных программы, выбранной для обработки;

    план-схема преобразования данных;

    план-схема используемых статистических процедур.

Этот же этап включает непосредственно процедуру анкетирования. Разумеется, анкеты разрабатываются только для получения первичной информации.

Полученные данные должны быть соответствующим образом отредактированы и подготовлены. Каждая анкета или форма наблюдения проверяется и, если нужно, корректируется. Каждому ответу присваиваются числовые или буквенные коды – производится кодировка информации. Подготовка данных включает в себя редактирование, расшифровку и проверку данных, их кодирование и необходимые преобразования.

2.3 Определение характеристик выборки

Как правило, данные, собранные в результате статистического наблюдения для проведения статистического анализа являются выборочной совокупностью. Последовательность преобразования данных в процесс статистического исследования можно схематично представить следующим образом (рис. 2.3)

Рис 2.3 Схема преобразования статистических данных

Анализируя выборку, можно делать выводы о генеральной совокупности, представленной выборкой.

Окончательное определение общих параметров выборки производят, когда все анкеты собраны. Оно включает:

    определение реального количества респондентов,

    определение структуры выборки,

    распределение по месту опроса,

    установление доверительного уровня статистической надежности выборки,

    расчет статистической ошибки и определение репрезентативности выборки.

Реальное количество респондентов может оказаться большим либо меньшим запланированного. Первый вариант лучше для анализа, но невыгоден заказчику исследования. Второй может отрицательно сказаться на качестве исследования, а, следовательно, невыгоден ни аналитикам, ни заказчикам.

Структура выборки может быть случайной или неслучайной (респонденты отбирались на основе заранее известного критерия, например методом квотирования). Случайные выборки априори являются репрезентативными. Неслучайные выборки могут быть намерено нерепрезентативными относительно генеральной совокупности, но давать важную информацию для исследований. В этом случае также следует внимательно отнестись к фильтрационным вопросам анкеты, которые предназначены специально для отсеивания неподходящих под требования респондентов.

Для определения точности оценивания , прежде всего, необходимо установить уровень доверительной вероятности (95% или 99%). Тогда максимальная статистическая ошибка выборки рассчитывается как

или
,

где - объем выборки,- вероятность наступления исследуемого события (попадание респондента в выборку),- вероятность обратного события (непопадания респондента в выборку),- коэффициент доверительной вероятности,
- дисперсия признака.

В таблице 2.4 приведены наиболее употребляемые значения доверительной вероятности и коэффициентов доверительной вероятности.

Таблица 2.4

2.5 Обработка данных на компьютере

Анализ данных с применением компьютера включает выполнение ряда необходимых шагов.

1. Определение структуры исходных данных.

2. Ввод данных в компьютер в соответствии с их структурой и требованиями программы. Редактирование и преобразование данных.

3. Задание метода обработки данных в соответствии с задачами исследования.

4. Получение результата обработки данных. Его редактирование и сохранение в нужном формате.

5. Интерпретация результата обработки.

Шаги 1 (подготовительный) и 5 (заключительный) не способна выполнить ни одна компьютерная программа - их исследователь делает сам. Шаги 2-4 выполняются исследователем с использованием программы, но именно исследователь определяет необходимые процедуры редактирования и преобразования данных, методы обработки данных, а также формат представления результатов обработки. Помощь компьютера (шаги 2–4) заключается, в конечном итоге, в переходе от длинной последовательности чисел к более компактной. На «вход» компьютера исследователь подает массив исходных данных, который недоступен осмыслению, но пригоден для компьютерной обработки (шаг 2). Затем исследователь дает программе команду на обработку данных в соответствии с поставленной задачей и структурой данных (шаг 3). На «выходе» он получает результат обработки (шаг 4) - тоже массив данных, только уже меньший, доступный осмыслению и содержательной интерпретации. При этом исчерпывающий анализ данных обычно требует многократной их обработки с применением разных методов.

2.6 Выбор стратегии анализа данных

Выбор стратегии анализа собранных данных основывается на знании теоретических и практических аспектов исследуемой предметной области, специфики и известных характеристик информации, свойств конкретных статистических методов, а также на опыте и взглядах исследователя.

Необходимо помнить, что анализ данных - это вовсе не конечная цель исследования. Его цель - получить информацию, которая поможет решить определенную проблему и принять адекватные управленческие решения. Выбор стратегии анализа должен начинаться с исследования итогов предыдущих этапов процесса: определение проблемы и разработка плана исследования. В качестве "черновика" используется предварительный план анализа данных, разработанный как один из элементов плана исследования. Затем, в ходе поступления на последующих стадиях процесса исследования дополнительной информации, может понадобиться внесение определенных изменений.

Статистические методы делятся на одно- и многомерные. Одномерные методы(univariatetechniques) используются тогда, когда все элементы выборки оцениваются одним показателем, либо если этих показателей несколько для каждого элемента, но каждая переменная анализируется при этом отдельно ото всех остальных.

Многомерные методы (multivariate techniques) прекрасно подходят для анализа данных, если для оценки каждого элемента выборки используется два или больше показателей и эти переменные анализируются одновременно. Такие методы применяются для определения зависимостей между явлениями.

Многомерные методы отличаются от одномерных прежде всего тем, что при их использовании центр внимания смещается с уровней (средних показателей) и распределений (дисперсий) явлений и сосредотачивается на степени взаимосвязи (корреляции или ковариации) между этими явлениями.

Одномерные методы можно классифицировать на основе того, какие данные анализируются: метрические или неметрические (рис. 3). Метрические данные (metric data) измеряются по интервальной шкале или относительной шкале. Неметрические данные (nonmetric data) оцениваются по номинальной или порядковой шкале

Кроме того, эти методы делят на классы на основе того, сколько выборок - одна, две или более - анализируется в ходе исследований.

Классификация одномерных статистических методов представлена на рис.2.4.

Рис. 2.4 Классификация одномерных статистических методов в зависимости от анализируемых данных

Число выборок определяется тем, как ведется работа с данными для конкретного анализа, а не тем, каким способом собирались данные. Например, данные по лицам мужского и женского пола можно получить в пределах одной выборки, но если их анализ нацелен на выявление разницы в восприятии, основанной на разнице полов, исследователю придется оперировать двумя разными выборками. Выборки считаются независимыми, если они экспериментально не связаны между собой. Измерения, проведенные в одной выборке, не оказывают влияния на значения переменных в другой. Для анализа данные, относящиеся к разным группам респондентов, например собранные от лиц женского и мужского пола, обычно обрабатываются как независимые выборки.

С другой стороны, если данные по двум выборкам относятся к одной и той же группе респондентов, выборки считаются объединенными в пары - зависимыми.

Если существует только одна выборка метрических данных, может использоваться z- и t-критерий. Если же независимых выборок две или больше, в первом случае можно воспользоваться z- и t-критерием для двух выборок, в во втором - методом однофакторного дисперсионного анализа. Для двух связанных выборок используется парный t-критерий. Если речь идет о неметрических данных по одной выборке, исследователь может воспользоваться критериями частотного распределения, хи-квадратом, критерием Колмогорова-Смирнова (K~S), критерием серий и биномиальным критерием. Для двух независимых выборок с неметрическими данными можно прибегнуть к следующим методам анализа: хи-квадрат, Манна-Уитни, медианы, К-С, однофакторным дисперсионным анализом Крускала-Уоллиса (ДА К-У). В отличие от этого, если существует две или больше взаимосвязанных выборок, следует воспользоваться критериями знаков, Мак-Немара и Уилкоксона.

Многомерные статистические методы нацелены на выявление существующих закономерностей: взаимозависимости переменных, взаимосвязи или последовательности событий, межобъектного сходства.

Достаточно условно можно выделить пять стандартных типов закономерностей, исследование которых представляет существенный интерес: ассоциация, последовательность, классификация, кластеризация и прогнозирование

Ассоциация имеет место в том случае, если несколько событий связаны друг с другом. Например, исследование, проведенное в супермаркете, может показать, что 65% купивших кукурузные чипсы берут также и "кока-колу", а при наличии скидки за такой комплект "колу" приобретают в 85% случаев. Располагая сведениями о подобной ассоциации, менеджерам легко оценить, насколько действенна предоставляемая скидка.

Если существует цепочка связанных во времени событий, то говорят о последовательности. Так, например, после покупки дома в 45% случаев в течение месяца приобретается и новая кухонная плита, а в пределах двух недель 60% новоселов обзаводятся холодильником.

С помощью классификации выявляются признаки, характеризующие группу, к которой принадлежит тот или иной объект. Это делается посредством анализа уже классифицированных объектов и формулирования некоторого набора правил.

Кластеризация отличается от классификации тем, что сами группы заранее не заданы. С помощью кластеризации выделяют различные однородные группы данных.

Основой для всевозможных систем прогнозирования служит историческая информация, хранящаяся в виде временных рядов. Если удается построить найти закономерности, адекватно отражающие динамику поведения целевых показателей, есть вероятность, что с их помощью можно предсказать и поведение системы в будущем.

Многомерные статистические методы можно разделить на методы анализа взаимосвязи и классификационный анализ (рис. 2.5).

Рис.2.5 – Классификация многомерных статистических методов

Статистическое исследование (СИ) позволяет получить представление о том или ином явлении, изучить его размер, уровень, выявить закономерности. Предметом СИ могут быть здоровье населения, организация медицинской помощи, факторы внешней среды, влияющие на здоровье и т. д.

При проведении СИ могут быть использованы 2 методических подхода :

1) изучение интенсивности явления в среде, распространенности явления, выявление тенденций состояния здоровья населения – проводятся на генеральных совокупностях или достаточно больших по численности выборочных совокупностях, позволяющих получить интенсивные показатели и обоснованно перенести полученные данные на всю генеральную совокупность

2) проведение строго спланированных исследований по изучению отдельных факторов без выявления интенсивности явления в среде – проводятся, как правило, на небольших по численности совокупностях с целью выявления новых факторов, изучения неизвестных или малоизвестных причинно-следственных связей

Этапы статистического исследования:

1 этап. Составление плана и программы исследования – является подготовительным, на нем определяется цель и задачи исследования, составляется план и программа иссле­дования, разрабатывается программа сводки статистического мате­риала и решаются организационные вопросы.

А) цель и задачи исследования должны быть четко сформулированы; цель определяет основное направление исследования и носит, как правило, не только теоретический, но и практический характер, она формулируется ясно, четко, недвусмысленно; для раскрытия поставленной цели определяются задачи исследова­ния.

Б) необходимо изучить по данной теме литературу.

В) необходимо разработать Организационный план – предус­матривает определение 1) места (административно-территориальных границ наблюдения), 2) времени (конкретных сроков осуществления наблю­дения, проведения разработки и анализа материала) и 3) субъекта ис­следования (организаторов, исполнителей, методического и органи­зационного руководства, источников финансирования исследования).

Г) разработка Плана исследования – включает определение:

– объекта исследования (статистической совокупнос­ти);

– объема исследования (сплошное, несплошное);

– видов (текущее, единовременное);

– способов сбора статистической информации.

Д) необходимо составить Программу исследования (наблюдения) – включает:

– определение единицы наблюдения;

– перечень вопросов (учетных признаков), подлежащих регистра­ции в отношении каждой единицы наблюдения

– разработку индивидуального учетного (регистрационного) блан­ка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету;

– разработку макетов таблиц, в которые затем вносятся результа­ты исследования.

На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк, он содержит паспортную часть, четко сформулированные, поставленные в определенной последовательности вопросы программы и дату заполне­ния документа. В качестве учетных бланков могут быть использованы применяе­мые в практике лечебно-профилактических учреждений учетные меди­цинские формы.

Источниками получения информации могут служить другие медицин­ские документы (истории болезни, и индивидуальные карты амбула­торного больного, истории развития ребенка, истории родов), от­четные формы лечебно-профилактических учреждений и др.

Для обеспечения возможности статистической разработки данных из этих документов производят выкопировку сведений на специально разработанные учетные бланки, содержание которых определяется в каждом отдельном случае в соответствии с задачами исследования.

В настоящее время в связи с машинной обработкой результатов наблюдения с использованием ЭВМ вопросы программы могут быть формализованы, Когда вопросы в учетном документе ставятся в виде альтернативы (да, нет), Или предлагаются уже готовые ответы, из которых следует выбрать определенный ответ.

Е) необходимо составить программу сводки полученных данных, которая включает установление принципов группировки, выделение группировочных признаков, Определение комбинаций этих признаков, составление макетов статистических таблиц.

2 этап. Сбор материала (статистическое наблюдение) – – заключается в регистрации отдельных случаев изу­чаемого явления и характеризующих их учетных признаков в регис­трационные бланки. Перед и в ходе выполнения этой работы прово­дится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюде­ния, обеспечение их формами регистрации.

Статистическое наблюдение может быть:

А) по времени :

1) Текущим – явление изучается за какой-то от­дельный период времени (неделю, квартал, Год и т. д.) путем пов­седневной регистрации явления по мере возникновения каждого слу­чая (учет числа родившихся, Умерших, заболевших, Выписанных из стационара). Так учиты­ваются быстро меняющиеся явления.

2) Единовременным – статистические данные собирают­ся на определенный (критический) момент времени (перепись населения, изучение физического развития детей, профилактические осмотры населения). Единовременная ре­гистрация отражает состояние явления на момент изучения, используется для изучения медленно меняющихся явлений.

Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования (характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара – текущее наблюдение или путем однодневной перепи­си больных, находящихся в стационаре – единовременное наблюдение).

Б) в зависимости от полноты охвата изучаемого явления :

1) Сплошное – изучаются все входящие в состав со­вокупности единицы наблюдения, т. е. генеральная совокупность. Проводят с целью установления абсолютных размеров явления (общей численности населения, общего количества родившихся или умерших). Применяется и в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузка врачей и др.)

2) Несплошное – изучается лишь часть генеральной совокупности, делится на несколько видов:

1. Монографический метод – дает детальное описание отдельных ха­рактерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов.

2. Метод основного массива – предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено значительное большинство единиц наблюде­ния. Недостатком этого метода является то, что остается неохва­ченной исследованием часть совокупности, хотя и небольшая по размерам, но которая может значительно отличаться от основного мас­сива.

3. Анкетный метод – это сбор статистических данных с помощью спе­циально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Это исследование основано на принципе добровольности, поэто­му возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на пос­тавленные вопросы носят отпечаток субъективности и случайности. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.

4. Выборочный метод – самый распространенный метод, сводится к исследованию некоторой спе­циально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществом этого метода являет­ся получение результатов высокой степени надежности, а также зна­чительно более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, Кроме того он требует меньших затрат времени. В медицинской статистике роль и место выборочного метода осо­бенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления (изучают группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных подразделе­ний).

В) по способу получения сведений в ходе проведения и характеру его осуществления

1. Непосредственное наблюдение (клинический осмотр больных, Проведение лабораторных, Инструментальных исследований, Антропо­метрические измерения и т. п.)

2. Социологические методы : метод интервью (очный опрос), анке­тирование (заочный опрос – анонимный или неанонимный) и др.;

3. Документальное исследование (выкопировка сведений из учет­но-отчетных медицинских документов, сведения официальной статис­тики учреждений и организаций.)

3 этап. Разработка материала, статистическая группировка и сводка – начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, Полноты и правильности по­лученных сведений, Выявлении и устранении ошибок, дубликатов за­писей и т. д.

Для правильной разработки материала применяется Шифровка пер­вичных учетных документов , Т. е. обозначение каждого признака и его группы знаком – буквенным или цифровым. Шифровка – это техни­ческий прием, Облегчающий и ускоряющий разработку материала, По­вышающий качество, точность разработки. Шифры – условные обозна­чения – вырабатываются произвольно. При шифровке диагнозов реко­мендуется пользоваться международной номенклатурой и классифика­цией болезней; при шифровке профессий – словарем профессий.

Преимуществом шифровки является то, что при необходимости пос­ле окончания основной разработки можно вернуться к материалу для разработки с целью выяснения новых связей и зависимостей. Зашиф­рованный учетный материал позволяет сделать это легче и быстрее, Чем незашифрованный. После проверки проводится группировка призна­ков.

Группировка – расчленение совокупности изучаемых данных на од­нородные, Типичные группы по наиболее существенным признакам. Группировка может проводиться по качественным и количественным признакам. Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемой совокупности и задач исследования.

А) Типологическая группировка производится по качественным (опи­сательным, атрибутивным) признакам (пол, Профессия, группы болезни)

Б) Вариационная группировка (по количественным признакам) прово­дится на основании числовых размеров признака (воз­раст, Длительность заболевания, продолжительность лечения и т. д.). Количественная группировка требует решения вопроса о величине группировочного интервала: интервал может быть равным, а в ряде случаев – неравный, даже включать так называемые открытые группы (при группировке по возрасту могут быть определены открытые группы: до 1 года, 50 лет и старше).

При определении числа групп исходят из цели и задач исследова­ния. Необходимо, чтобы группировки могли вскрыть закономерности изучаемого явления. Большое число групп может привести к чрезмер­ному дроблению материала, ненужной детализации. Малое число групп приводит к затушевыванию характерных черт.

Закончив группировку материала, приступают к Сводке – обобщение единичных случаев, Полученных в результате статистического исследования, в определенные группы, их подсчет и внесение в макеты таблиц.

Сводку статистического материала проводят при помощи статисти­ческих таблиц. Таблица, Не заполненная цифрами, Называется Макетом .

Статистические таблицы бывают перечневые, Хронологические, тер­риториальные.

Таблица имеет подлежащее и сказуемое. Статистическое подлежа­щее обычно размещается по горизонтальным строкам в левой части таблицы и отражает главный, основной признак. Статистическое ска­зуемое размещается слева направо по вертикальным графам и отра­жает дополнительные учетные признаки.

Статистические таблицы делятся на:

А) Простые – представлено числовое распределение мате­риала по одному признаку, Составных частей его. Простая таблица содержит обычно простой перечень или итог по всей сово­купности изучаемого явления.

Б) Групповые – представлено сочетание двух признаков в связи друг с другом

В) Комби­национные – дается распределение материала по трем и более взаимосвязанным признакам

При составлении таблиц должны соблюдаться определенные требо­вания :

– каждая таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание;

– внутри таблицы все графы также должны иметь четкие краткие наз­вания;

– при заполнении таблицы все клетки таблицы должны содержать соответствующие числовые данные. Оставшиеся незаполненными из-за отсутствия данной комбинации клетки таблицы прочеркивают­ся ("-"), а при отсутствии сведений в клетке проставляется "н. с." или "…";

– после заполнения таблицы в нижней горизонтальном ряду и в пос­леднем справа вертикальном столбце подводятся итоги верти­кальных граф и горизонтальных строк.

– таблицы должны иметь единую последовательную нумерацию.

В исследованиях, имеющих небольшой объем наблюдений, сводка проводится вручную. Все учетные документы раскладываются на груп­пы в соответствии с шифром признака. Далее проводится подсчет и запись данных в соответствующую клетку таблицы. В настоящее время в проведении сортировки и сводки материала широко используются ЭВМ. Которые позволяют не только отсортиро­вать материал по изучаемым признакам, Но выполнить расчеты пока­зателей.

4 этап. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка выводов – ответственный этап исследования, на котором проводится вычисление ста­тистических показателей (частоты, Структуры, Средних размеров изучаемого явления), дается их графическое изображение, Изучает­ся динамика, Тенденции, устанавливаются связи между явлениями. Даются прогнозы и т. д. Анализ предполагает интерпретацию получен­ных данных, оценку достоверности результатов исследования. В зак­лючение делаются выводы.

5 этап. Литературная обработка и оформление полученных результатов – является заключительным, предполагает окончательное оформление результатов статистичес­кого исследования. Результаты могут быть оформлены в виде статьи, отчета, доклада, Диссертации и др. Для каждого вида оформления существуют определенные требования, Которые должны соблюдаться при литературной обработке результатов статистического исследования.

Результаты медико-статистического исследования внедряются в практику здравоохранения. Возможны различные варианты использова­ния результатов исследования: ознакомление с результатами широ­кой аудитории медицинских и научных работников; подготовка ин­структивно-методических документов; оформление рационализаторско­го предложения и другие

По завершении статистического исследования разрабатываются ре­комендации и управленческие решения, проводится внедрение ре­зультатов исследования в практику, оценивается эффективность.

В проведении статистического исследования важнейшим элементом является соблюдение строгой последовательности в осуществлении названных этапов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

"Юридический институт"

Факультет "Юриспруденция"

Реферат

по дисциплине

"Правовая статистика"

Методы и основные этапы статистических исследований.

Работу выполнил студент

Грибанов А.С.

Москва

Введение

1. Понятие статистического исследования

2. Методы статистических исследований

3. Организация и этапы статистических исследований

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Статистика знает всё",-- утверждали Ильф и Петров в своем знаменитом романе "Двенадцать стульев" и продолжали: "Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики... Известно, сколько в стране охотников, балерин... станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок... Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!.." Зачем нужны эти таблицы, как их составлять и обрабатывать, какие выводы на их основании можно делать - на эти вопросы отвечает статистика (от итальянского stato - государство, латинского status - состояние).Статистика -- наука, изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни.

Статистические исследования прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Государственные и коммерческие структуры регулярно собирают обширные сведения об обществе и окружающей среде. Эти данные публикуют в виде таблиц и диаграмм. Каждый человек должен хорошо ориентироваться в потоке информации. Это значит, он должен извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать решения в разнообразных ситуациях.

В своей работе я рассмотрю статистические исследования, что они из себя представляют, каковы методы статистического исследования, каким образом организуются данные исследования и из каких этапов состоят.

1. Понятие статистического исследования

Наблюдение как начальный этап исследования связано со сбором исходных данных об изучаемом вопросе. Оно свойственно многим наукам. Однако каждая наука имеет свою специфику, отличаясь по своим наблюдениям. Поэтому не всякое наблюдение -- статистическое.

Статистическое исследование -- это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических, демографических и других явлениях и процессах общественной жизни в государстве с регистрацией их наиболее существенных признаков в учетной документации.

Отличительными чертами (спецификой) статистического исследования являются: целенаправленность, организованность, массовость, системность (комплексность), сопоставимость, документированность, контролируемость, практичность.

В целом статистическое исследование должно:

* иметь общественно-полезную цель и всеобщую (государственную) значимость;

* относиться к предмету статистики в конкретных условиях его места и времени;

* выражать статистический вид учета (а не бухгалтерский и не оперативный);

* проводиться по заранее разработанной программе с ее научно обоснованным методологическим и другим обеспечением;

* осуществлять сбор массовых данных (фактов), в которых отражается вся совокупность причинно-следственных и других факторов, разносторонне характеризующих явление;

* регистрироваться в виде учетных документов установленного образца;

* гарантировать отсутствие ошибок наблюдения или же сводить их к возможному минимуму;

* предусматривать определенные критерии качества и способы контроля собранных данных, обеспечивая их достоверность, полноту и содержательность;

* ориентироваться на экономически эффективную технологию сбора и обработки данных;

* быть надежной информационной базой для всех последующих этапов статистического исследования и всех пользователей статистической информацией.

Исследования, не удовлетворяющие этим требованиям, статистическими не являются.

Не являются статистическими исследования, например,

наблюдения и исследования: матери за играющим ребенком (личный вопрос);

зрителей за театральной постановкой (нет учетной документации по зрелищу);

научного работника за физико-химическими опытами с их измерениями, расчетами и документальной регистрацией (не массово-общественные данные);

врача за больными с ведением медицинских карточек (оперативный учет);

бухгалтера за движением денежных средств на банковском счете предприятия (бухгалтерский учет);

журналистов за общественной и личной жизнедеятельностью государственных лиц или иных знаменитостей (не предмет статистики).

Статистическая совокупность - множество единиц, обладающих массовостью, типичностью, качественной однородностью и наличием вариации.

Статистическая совокупность состоит из материально существующих объектов (Работники, предприятия, страны, регионы), является объектом статистического исследования.

Статистическое наблюдение является первой стадией статистического исследования, представляющий собой научно организованный сбор данных об изучаемых явлениях и процессах общественной жизни.

2. Методы статистических исследований

Следует акцентировать внимание на том, что статистическими будут называться материалы, которые специально создаются по заранее определенным принципам и методам, подлежат дальнейшей обработке математическими методами, т.е. будут изучать количественные характеристики изучаемого объекта. Они создаются в два этапа:

1) первичные документы (первоисточники) - опросные листки, перечневые ведомости, анкеты и пр.;

2) сводные ведомости, итоговые таблицы, которые поступают в обработку методами математической статистики; эти сводные документы обычно и называют "статистикой".

Любое статистическое исследование предполагает следующее:

1) серьезную предварительную работу;

2) непосредственный сбор данных;

3) работу по анализу полученных данных.

Исследование ведется по определенному алгоритму, при этом прохождение каждой стадии требует использования специальных методов и замкнуто на содержание выполняемой работы.

Алгоритм проведения статистического исследования можно представить следующим образом.

1. Разработка программы исследования или программы наблюдения. На этом этапе определяются цели и задачи обследования, охват изучаемых объектов, степень охвата объектов, хронологические и географические рамки, единицы наблюдения, показатели, подлежащие фиксации, формуляр первоисточника для заполнения данными, а также продумываются механизмы сбора информации, контроля за качеством сбора информации, обработки и анализа полученных данных.

Программа наблюдения - это перечень признаков, подлежащих регистрации. наблюдение регистрация учетный документация

Период наблюдения - время, в течение которого происходит регистрация информации.

Критическая дата наблюдения - дата, по состоянию на которую сообщаются сведения.

2. Проведение статистического наблюдения может быть кратковременным или долговременным (проводится на протяжении какого-то периода), сплошным или выборочным. В результате, как правило, появляется комплекс массовых документов.

3. Сводка и группировка статистических данных - обсчет и группировка собранных данных, в результате которых последние превращаются в систему статистических таблиц и промежуточных итогов.

4. Анализ данных, предусматривающий предварительную постановку задач, осуществляемый методами статистического анализа.

5. Интерпретация данных - объяснение полученных результатов, сравнение их с аналогичными показателями.

Виды статистических документов и методы их последующей обработки определяются в соответствии с методами сбора данных, все это отражается и обусловливается предварительно разработанной программой и зависит от задач исследования.

На этапе сбора данных статистическое наблюдение имеет две основные формы:

1) отчетность, базирующаяся на текущем наблюдении, текущей (постоянной) регистрации фактов и событий;

2) специально организованное статистическое наблюдение.

Статистическое наблюдение может осуществляться следующими методами.

1. По времени проведения:

1) текущее (непрерывное) наблюдение, проводящееся систематически;

2) периодическое наблюдение, повторяющееся через определенный период времени (перепись скота);

3) единовременное наблюдение, осуществляемое по мере необходимости, без учета временного интервала (учет документооборота).

2. По охвату единиц наблюдения:

1) сплошное наблюдение, в результате которого обследуются все единицы изучаемой совокупности (всеобщая перепись населения);

2) не сплошное наблюдение, когда обследуется часть единиц изучаемого объекта, отобранная определенным образом; видами не сплошного наблюдения являются:

а) метод основного массива, когда обследуется часть единиц совокупности, обладающая наиболее явно выраженными изучаемыми признаками;

б) анкетное наблюдение, когда при помощи листов опроса изучается набор признаков, который потом экстраполируется на всю совокупность;

в) монографическое наблюдение, т.е. выявление различных тенденций в развитии явлений и характеристик в одной совокупности;

г) выборочное наблюдение - часть изучаемых единиц, обработанных случайно (бюджет семьи);

д) непосредственное наблюдение, при котором устанавливается факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят записи в журнале регистрации (формуляр).

В статистике существует следующая классификация способов сбора информации:

Корреспондентский, осуществляемый штатом добровольных корреспондентов;

Экспедиционный, реализуемый устно специально подготовленными работниками;

Анкетный (в виде анкет);

Саморегистрация (заполнение формуляров самими респондентами);

Явочный (браки, дети, разводы).

Обработка информации, полученной из первоисточников, обычно заключается в систематизации сведений. С течением времени методы обработки информации значительно изменились.

Появившись изначально как система численного описания, предполагавшая учет населения и земли, в XVIII в. получившая закрепление в законодательных актах, отечественная статистика претерпела значительную эволюцию в XIX и XX вв., сформировалась как сложная, разветвленная система, опирающаяся на научные математические методы и компьютерные технологии.

К началу XX в. в сфере статистики имелся серьезный опыт работы, были сформированы основные принципы сбора и анализа информации. Главные направления статистики, ее методы (отчеты, обследования, переписи; структура статистического материала и система статистических исследований), заложенные и апробированные в XIX в., развивались на протяжении XX в.

Статистические (количественные) описания в рамках регионоведения, использующие простейшие арифметические подсчеты, постепенно сменились сложными математическими и компьютерными методами, позволяющими получать детальную статистику, а также прогнозировать и моделировать на ее основе развитие статистических показателей.

Первыми объектами исследований являлись население и земля, решались задачи налогообложения, для чего проводились вычисления общего количества жителей, выявлялись закономерности в развитии народонаселения, проводились поземельные переписи. Главной демографической характеристикой была общая численность населения. Приводились данные о родившихся, умерших, количестве браков, составлялись таблицы смертности, дожития до определенного возраста, путем вычисления разницы, между количеством родившихся и умерших за год определялся средний прирост населения.

Сегодня статистика использует массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных.

Постепенно менялись и виды документов. Военно-статистические описания и описания губернии "в историческом, статистическом и этнографическом отношении", писцовые книги и ревизии сменились сложными выборочными и всеобщими переписями ("Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года", сельскохозяйственная перепись и перепись промышленности), системой многофакторных отчетов и разработкой межотраслевого баланса народного хозяйства по годам.

3. Организация и этапы статистических исследований

Чтобы получить представление о том или ином явлении, сделать выводы, необходимо провести статистическое исследование. Предметом статистического исследования в здравоохранении и медицине могут быть здоровье населения, организация медицинской помощи, различные разделы деятельности лечебно-профилактических учреждений, факторы внешней среды, оказывающие влияние на состояние здоровья.

Методическая последовательность выполнения статистического исследования складывается из определенных этапов.

1 этап. Составление плана и программы исследования.

2 этап. Сбор материала (статистическое наблюдение).

3 этап. Разработка материала, статистическая группировка и сводка

4 этап. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка выводов.

5 этап. Литературная обработка и оформление полученных результатов.

По завершении статистического исследования разрабатываются рекомендации и управленческие решения, проводится внедрение результатов исследования в практику, оценивается эффективность.

В проведении статистического исследования важнейшим элементом является соблюдение строгой последовательности в осуществлении названных этапов.

Первый этап статистического исследования - составление плана и программы - является подготовительным, на котором определяется цель и задачи исследования, составляется план и программа исследования, разрабатывается программа сводки статистического материала и решаются организационные вопросы.

Цель определяет основное направление исследования и носит, как правило, не только теоретический, но и практический характер. Цель формулируется ясно, четко, недвусмысленно.

Для раскрытия поставленной цели определяются задачи исследования.

Важным моментом подготовительного этапа является разработка организационного плана. Организационный план исследования предусматривает определение места (административно-территориальных границ наблюдения), время (конкретных сроков осуществления наблюдения, проведения разработки и анализа материала) и субъекта исследования (организаторов, исполнителей, методического и организационного руководства, источников финансирования исследования).

План исследования включает:

Определение объекта исследования (статистической совокупности);

Объема исследования (сплошное, не сплошное);

Видов (текущее, единовременное);

Способов сбора статистической информации. Программа исследования включает:

Определение единицы наблюдения;

Перечень вопросов (учетных признаков), подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения*

Разработку индивидуального учетного (регистрационного) бланка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету;

Разработку макетов таблиц, в которые затем вносятся результаты исследования.

На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк, он содержит паспортную часть, четко сформулированные, поставленные в определенной последовательности вопросы программы и дату заполнения документа.

Для обеспечения возможности статистической разработки данных из этих документов производят выкопировку сведений на специально разработанные учетные бланки, содержание которых определяется в каждом отдельном случае в соответствии с задачами исследования.

В настоящее время в связи с машинной обработкой результатов наблюдения с использованием ЭВМ вопросы программы могут быть формализованы, когда вопросы в учетном документе ставятся в виде альтернативы (да, нет), или предлагаются уже готовые ответы, из которых следует выбрать определенный ответ.

На первом этапе статистического исследования наряду с программой наблюдения составляется програма сводки полученных данных, которая включает установление принципов группировки, выделение группировочных признаков, определение комбинаций этих признаков, составление макетов статистических таблиц.

Второй этап - сбор статистического материала (статистическое наблюдение) - заключается в регистрации отдельных случаев изучаемого явления и характеризующих их учетных признаков в регистрационные бланки. Перед и в ходе выполнения этой работы проводится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюдения, обеспечение их формами регистрации.

По времени статистическое наблюдение может быть текущим и единовременным.

При текущем наблюдении явление изучается за какой-то отдельный период времени (неделю, квартал, год и т.д.) путем повседневной регистрации явления по мере возникновения каждого случая.

При единовременном наблюдении статистические данные собираются на определенный (критический) момент времени. Единовременная регистрация отражает состояние явления на момент изучения. Этот вид наблюдения используется для изучения медленно меняющихся явлений.

Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования.

В зависимости от полноты охвата изучаемого явления различают сплошное и не сплошное исследование.

При сплошном исследовании изучаются все входящие в состав совокупности единицы наблюдения, т.е. генеральная совокупность. Сплошное исследование проводят с целью установления абсолютных размеров явления. Сплошной метод применяется и в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы.

При не сплошном исследовании изучается лишь часть генеральной совокупности. Оно подразделяется на несколько видов: анкетное, монографическое, основного массива, выборочное.

Монографический метод - дает детальное описание отдельных характерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов.

Метод основного массива - предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено значительное большинство единиц наблюдения. Недостатком этого метода является то, что остается неохваченной исследованием часть совокупности, хотя и небольшая по размерам, но которая может значительно отличаться от основного массива.

Анкетный метод - это сбор статистических данных с помощью специально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Это исследование основано на принципе добровольности, поэтому возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на поставленные вопросы носят отпечаток субъективности и случайности. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.

Выборочный метод - сводится к исследованию некоторой специально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществом этого метода является получение результатов высокой степени надежности, а также значительно более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, кроме того он требует меньших затрат времени.

По способу получения сведений в ходе проведения статистического наблюдения и характеру его осуществления выделяют несколько видов:

1) непосредственное наблюдение

2) социологические методы: метод интервью (очный опрос), анкетирование (заочный опрос - анонимный или не анонимный) и др.;

3) документальное исследование.

Третий этап - группировка и сводка материала - начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, полноты и правильности полученных сведений, выявлении и устранении ошибок, дубликатов записей и т. д.

Для правильной разработки материала применяется шифровка первичных учетных документов, т.е. обозначение каждого признака и его группы знаком - буквенным или цифровым. Шифровка - это технический прием, облегчающий и ускоряющий разработку материала, повышающий качество, точность разработки. Шифры - условные обозначения - вырабатываются произвольно. При шифровке диагнозов рекомендуется пользоваться международной номенклатурой и классификацией болезней; при шифровке профессий - словарем профессий.

Преимуществом шифровки является то, что при необходимости после окончания основной разработки можно вернуться к материалу для разработки с целью выяснения новых связей и зависимостей. Зашифрованный учетный материал позволяет сделать это легче и быстрее, чем незашифрованный. После проверки проводится группировка признаков.

Группировка - расчленение совокупности изучаемых данных на однородные, типичные группы по наиболее существенным признакам. Группировка может проводиться по качественным и количественным признакам. Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемой совокупности и задач исследования.

Типологическая группировка производится по качественным (описательным, атрибутивным) признакам.

Группировка по количественным (вариационным) признакам проводится на основании числовых размеров признака. Количественная группировка требует решения вопроса о величине группировочного интервала: интервал может быть равным, а в ряде случаев - неравный, даже включать так называемые открытые группы.

При определении числа групп исходят из цели и задач исследования. Необходимо, чтобы группировки могли вскрыть закономерности изучаемого явления. Большое число групп может привести к чрезмерному дроблению материала, ненужной детализации. Малое число групп приводит к затушевыванию характерных черт.

Закончив группировку материала, приступают к сводке.

Сводка - обобщение единичных случаев, полученных в результате статистического исследования, в определенные группы, их подсчет и внесение в макеты таблиц.

Сводку статистического материала проводят при помощи статистических таблиц. Таблица, не заполненная цифрами, называется макетом.

Статистические таблицы бывают перечневые, хронологические, территориальные.

Таблица имеет подлежащее и сказуемое. Статистическое подлежащее обычно размещается по горизонтальным строкам в левой части таблицы и отражает главный, основной признак. Статистическое сказуемое размещается слева направо по вертикальным графам и отражает дополнительные учетные признаки.

Статистические таблицы делятся на простые, групповые и комбинационные.

В простых таблицах представлено числовое распределение материала по одному признаку, составных частей его. Простая таблица содержит обычно простой перечень или итог по всей совокупности изучаемого явления.

При составлении таблиц должны соблюдаться определенные требования:

Каждая таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание;

Внутри таблицы все графы также должны иметь четкие краткие названия;

При заполнении таблицы все клетки таблицы должны содержать соответствующие числовые данные. Оставшиеся незаполненными из-за отсутствия данной комбинации клетки таблицы прочеркиваются ("-"), а при отсутствии сведений в клетке проставляется "н.с." или "...";

После заполнения таблицы в нижней горизонтальном ряду и в последнем справа вертикальном столбце подводятся итоги вертикальных граф и горизонтальных строк.

Таблицы должны иметь единую последовательную нумерацию.

В исследованиях, имеющих небольшой объем наблюдений, сводка проводится вручную. Все учетные документы раскладываются на группы в соответствии с шифром признака. Далее проводится подсчет и запись данных в соответствующую клетку таблицы.

Четвертый этап - статистический анализ - является ответственным этапом исследования. На этом этапе проводится вычисление статистических показателей (частоты, структуры, средних размеров изучаемого явления), дается их графическое изображение, изучается динамика, тенденции, устанавливаются связи между явлениями. даются прогнозы и т.д. Анализ предполагает интерпретацию полученных данных, оценку достоверности результатов исследования. В заключение делаются выводы.

Пятый этап - литературная обработка является заключительным. Он предполагает окончательное оформление результатов статистического исследования. Результаты могут быть оформлены в виде статьи, отчета, доклада, диссертации и др. Для каждого вида оформления существуют определенные требования, которые должны соблюдаться при литературной обработке результатов статистического исследования.

Заключение

Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе.

Цель статистического исследования, как и любого научного исследования, -- раскрыть сущность массовых явлений и процессов, а также присущие им закономерности. Отличительная особенность этих закономерностей в том, что они относятся не к каждой отдельной единице совокупности, а ко всей массе единиц в целом. Общим принципом, лежащим в основе исследования статистических закономерностей, выступает так называемый закон больших чисел.

Для обобщения и систематизации данных, получаемых в результате статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы и результаты группировки сводят в таблицы.

При проведении статистического исследования после сбора и группировки данных переходят к их анализу, используя для этого различные обобщающие показатели.

Список использованной литературы

1. Елисеева И.И. Социальная статистика Учебник 3-е изд.,перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Методы статистических исследований/Электронный источник (http://studme.org/43731/istoriya/metody_statisticheskih_issledovaniy).

3. Правовая статистика: учебник / Под ред. B.C. Лялина, А.В. Симоненко. -2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4. Савюк Л.К. Правовая статистика/ Учебник, М.: Юристъ, 2004.

5. Статистика: учебник для бакалавров / под ред. И. И. Елисеевой. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М. : Издательство Юрайт, 2014.

6. Энциклопедия статистических терминов. т.1. Методологические основы статистики. ФСГС, 2012.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Статистическое наблюдение - это основополагающий способ сбора данных в сфере реализации государственных мер контроля над правонарушениями. Определение и этапы статистического наблюдения: подготовительный этап, разработка программы и инструментария.

    реферат , добавлен 12.02.2008

    Методы, приемы и способы исследования, применяемые в правовой статистике: сбор, сводка и обработка, обобщение и интерпретация статистической информации. Основные задачи статистической группировки. Величины степени, сравнения, средняя арифметическая.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2009

    Понятие и назначение государственного прогнозирования и планирования в управлении социально-экономическими процессами. Содержание и основные этапы социологического исследования. Уровни и аспекты прогнозирования социально-экономических процессов.

    курс лекций , добавлен 10.11.2013

    Рассмотрение понятия опроса как одного из методов сбора криминологических данных. Изучение видов интервью и анкетирования. Наблюдение как метод сбора информации путем непосредственного восприятия и регистрации. Криминологический эксперимент и экспертиза.

    презентация , добавлен 20.04.2015

    Исследование и анализ понятия общества и общественной жизни. Выявление элементов морально-правового регулирования как составляющих единых социальных норм и особенности их функционирования в качестве механизмов стабилизации общественной жизни в целом.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Теория судебно-почерковедческой идентификации. Задачи исследования почерка в практической деятельности. Условие использования свойств почерка и его признаки. Процесс функционирования и эволюции современного письма и основные этапы исследования почерка.

    реферат , добавлен 27.08.2009

    Изучение правового закрепления и природы социально-экономических основ конституционного строя Российской Федерации. Проблемы реализации социальных гарантий и факторов успешной модернизации рыночной экономики в государстве и в Воронежской области.

    дипломная работа , добавлен 02.08.2011

    Общее учение о преступлении и назначении наказания. Регламентация понятия, признаков и видов совокупности преступлений по Уголовному Кодексу Российской Федерации и законодательству стран ближнего зарубежья (Белоруссии, Молдовы, Казахстана и Украины).

    курсовая работа , добавлен 25.04.2014

    Понятие, основные виды и особенности квалификации составов преступлений с оценочными признаками. Квалификации оценочных признаков социально-морального вреда. Трудности с квалификацией социально-культурных оценочных признаков по делам о порнографии.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2011

    Понятие, характеристика социально-экономических прав. Правовые гарантии реализации социально-экономических прав и свобод граждан. Обеспечение конституционных прав граждан в отраслевом законодательстве. Судебная защита социально-экономических прав граждан.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

По дисциплине «Статистика»

Раздел 1. Общая статистика

Предмет статистической науки и задачи статистики на современном этапе.

Полная и достоверная статистическая информация является тем необходимым основанием, на котором базируется процесс управления экономикой. Принятие управленческих решений на всех уровнях - от общегосударственного или регионального и до уровня отдельной корпорации или частной фирмы - невозможно без должного статистического обеспечения. Именно статистические данные позволяют определить объемы валового внутреннего продукта и национального дохода, выявить основные тенденции развития отраслей экономики, оценить уровень инфляции, проанализировать состояние финансовых и товарных рынков, исследовать уровень жизни населения и другие социально-экономические явления и процессы.

Статистика - это наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной, количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Используемые на всех стадиях исследования приемы и методы сбора, обработки и анализа данных являются предметом изучения общей теории статистики, которая является базовой отраслью статистической науки. Разработанная ею методология применяется в макроэкономической статистике, отраслевых статистиках (промышленности, сельского хозяйства, торговли и прочих), статистике населения, социальной статистике и в других статистических отраслях.

Статистическая совокупность, ее виды. Единицы совокупности и классификация их признаков.

Статистическая совокупность – это природные ресурсы народов, населения и природные явления, взятые вместе в определенных границах места и времени влияют на экономическую жизнь общества. Она представляет собой единое целое состоит из отдельных ее единиц. Каждая из которых может быть описана рядом свойств и особенностей которыми они обладают. Каждая из особенностей свойств единиц статистической совокупности отражает конкретный признак характеризующий данную единицу совокупности.

Признак – особенность ед. совокупности. Выбор ед. совокупности, перечень признаков которые характеризуют зависят от цели и задачи данного статистического исследования.

Ед. стат. совокупности образуют вместе единое целое по ряду свойств и особенностей отличающихся друг от друга. Эти отличия называют вариацией признаков. Вариация возможна под воздействием внешних причин.

Классификация признаков:

Качественные (атрибутные) определяются наличием или отсутствием какого-либо качества

Количественные выражаются числами

Дискретные принимают целочисленное значение - непрерывные принимают любое вещественное значение.

Метод статистики и основные этапы статистического исследования.

Статистика имеет собственную систему приемов способов и методов исследования направленные на методы коммерческих закономерностей, проявление в структуре, динамике (развитие) и взаимосвязи социальных явлений.

Основной прием статистических исследований. 3 стадии:

1) стат. наблюдение

2) сводка и группировка результатов

3) анализ полученных данных

Метод массового наблюдения (закон больших чисел) осуществляется научно-организационным сбором сведений, изучением социально-экономическим процессами или явлениями (перепись населения).

Метод группировки распределяет всю массу на одноразовые группы и подгруппы. Осуществляется подсчет итогов по каждой группе и подгруппе с оформлением результатов в виде таблиц. Осуществляется обработка статистических показателей и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучения явлений и закономерности экономического развития. Выводы оформляются в текстовой форме и сопровождаются графиками и таблицами.

Министерство статистики включает: областное, городское управление статистики, районный отдел статистики. В состав Мин. стат. входят: аналитические, информационно-ресурсные и регистрационные стандарты и классификации организации стат. наблюдений и балансов, стат. финансов платежного баланса, стат. цен, товаров, рынков, услуг.

Для получения статистической информации органы государственной и ведомственной статистики, а также коммерческие структуры проводят различного рода статистические исследования. Процесс статистического исследования включает три основные стадии: сбор данных, их сводка и группировка, анализ и расчет обобщающих показателей.

От того, как собран первичный статистический материал, как он обработан и сгруппирован в значительной степени зависят результаты и качество всей последующей работы. Недостаточная проработка программно-методологических и организационных аспектов статистического наблюдения, отсутствие логического и арифметического контроля собранных данных, несоблюдение принципов формирования групп в конечном итоге могут привести к абсолютно ошибочным выводам.

Не менее сложной, трудоемкой и ответственной является и заключительная, аналитическая стадия исследования. На этой стадии рассчитываются средние показатели и показатели распределения, анализируется структура совокупности, исследуется динамика и взаимосвязи между изучаемыми явлениями и процессами.