Сколько лет Зеленограду? В каком году был заложен в проект? В каком году был заложен.

В уходящем 2017 году на экраны страны вышел эпический фильм под названием «Легенда о Коловрате». В фильме рассказывается о событиях, произошедших на Руси в 13 веке. В центре фильма – легендарная личность Евпатий Коловрат. Как всегда в подобных фильмах есть художественный вымысел и романтический сюжет, но…

Появление подобных фильмов в наше время не случайно. Сейчас знание своей истории, своих этнических корней очень важно. Тем более, что в нашей истории есть много малоизвестных лиц, о которых мы знаем только понаслышке. И это прискорбно. Например, что Вы знаете о Иване Сусанине, кроме того, что он завел поляков в леса, болота? А я уже не говорю и об основателе династии русских князей — Рюрике.

Вот и Евпатий Коловрат, такая же легендарная личность, с похожей исторической судьбой. Я родился в СССР, и помню, когда учился в школе, впервые прочитал его имя в учебнике по истории, когда пришло время изучать нашествие хана Батыя.

Но, подробно о нем, и то что он сделал я осознал много позже. В то время считалось, что все, что было до 1917 года в России — это насквозь прогнивший царизм, угнетение и несправедливость по отношению к простым людям. Именно по этой причине часто замалчивались имена и подвиги таких боевых генералов как Румянцева, Кульнева, Костенецкого, Драгомирова, Скобелева, и многих многих других очень значимых для нашей общей истории людей.


Сегодня мы можем уже давать оценку тому лихолетью, через которое мы прошли, после развала государства Советский Союз. Все мы, ныне живущие, переживаем сегодня последствия этого исторического события. Мы вместе пережили неразбериху, унижение, потерю национальной идеи и достоинства так, словно у нас выбили табуретку из под ног.

И сейчас очень важно нам всем вновь обретать историческую память. Лично меня эта тема сильно волнует. Нет, фильм я еще не смотрел, всё давно знаю… Подвиг Евпатия Коловрата уникален даже для России, и эта скромная статья наша — личная дань уважения к поступку, который когда-то совершил он и его скромная дружина.

Кто же был этот человек, который оставил столь героический след в русской истории? О нем ведь еще меньше знают, чем о том же Иване Сусанине. Кстати, здесь я бы даже сравнил его с Ермаком.

Евпа́тий Коловра́т (около 1200 - до 11 января 1238) - рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем». (Из Википедии).

Прежде чем говорить об этом отважном человеке, необходимо несколько слов сказать о событиях того времени, которые и повлияли на исторический подвиг Евпатия. Для Руси это было тяжелое время. Киевская Русь заканчивала свое существование, как государство. Родственники и князья воюют друг с другом… С Запада уже совсем скоро нам будут угрожать шведы, а потом и немцы.. Раздоры и заносчивость князей, кровь, их личные амбиции, плюс нашествие монгол с юга под предводительством хана Батыя… И многострадальная Рязань.

У нас в России только пожалуй Псковщина (которую между прочим в летописях часто называли «обидным местом») может сравнится с Рязанью. Дело в том, что за время противостояния Руси и Золотой Орды, Рязань подвергалась разорению не один раз. Само местоположение города способствовало этому – через Рязань дорога из Степи шла на север русских княжеств. Ну, а Псковщина географически всегда была на пути экспорта к нам западных европейских «ценностей». Так и жили… Однако, вернемся в Рязань.

В «Повести о разорении Рязани Батыем» как раз и описан один из эпизодов военных действий Батыя, в ходе которых Рязань была сожжена. Произошло это 21 декабря 1237 года. Евпатий Коловрат в те времена служил в Рязани воеводой. Однако, на момент взятия города он находился в Чернигове. Вернувшись в разоренную Рязань, он решил отомстить врагам и с небольшой дружиной отправился вслед орде Батыя.

«…Нагнав Батыя в Суздальской земле, Евпатий внезапно напал на его станы и начал сечь татар без милости. Когда тупился меч в руках у Евпатия, он брал татарский».

Но малочисленность дружины Евпатия все же сказалась на исходе битвы и русские были разбиты. Однако, Батый настолько проникся воинской доблестью Евпатия, что отдал его тело оставшимся русским воинам и отпустил их. Стоя в своем шатре, перед телом поверженного Евпатия, Батый горестно восклицал: «Ах если бы у меня был бы ОДИН ТАКОЙ! » Это то, что говорится о подвиге Евпатия Коловрата в летописи. Так кто же этот человек, откуда он? Почему это хан Батый, с чистой совестью спаливший и истребивший до этого целый город, вдруг так зауважал Коловрата? Что известно нам о нем из летописных источников?

Происхождение, биография Евпатия Коловрата

О Евпатии Коловрате так же мало известно, как и о Рюрике, или Ермаке. Точнее сказать практически ничего. Есть только сведения, что он родился в 1200 году в селе Фролово под Рязанью. По одним данным он был в Рязани воеводой, а по другим – боярином. На Руси тогда не было принято иметь фамилии, а давали что то вроде прозвища по роду занятий или достижениям. Представьте ограду из прочных толстых деревянных кольев, вбитых глубоко в землю. Для того, чтобы вытащить такой кол из земли одному человеку, надо иметь много здоровья.

Надо думать, что у самого Евпатия это хорошо получалось, ведь дали же ему такое прозвище — Коловрат. Но, как бы то ни было, а служил он при дворе рязанского князя Юрия. Когда войска хана Батыя вторглись в русские земли, Евпатию было около 37 лет. Вот, пожалуй и все, что известно о его жизни. Что-то маловато, скажете вы. Однако, не забывайте, что это еще 13 век и на Руси не то что бы книг, даже газет не было.

А из историков – только монастырские летописцы, которые чаще всего описывали быт князя. Да и то, что было выгодно этому князю. Много вопросов и споров возникало и возникает вокруг имени героя. Есть мнения, что он был осевшим варягом, и князь Юрий отправил его за норвежскими наемниками. Другие считают, что Евпатия, как человека не было, а все это собирательный образ. Конечно, трудно некоторым людям в такое поверить, ведь такие поступки как подвиг Евпатия нерациональны, а раз этого не может быть, значит этого не может быть…

Но, как бы то ни было, а герой остается героем. Ведь даже если предположить,что это и мифический образ, но основан то он на реальных людях, которые боролись за свою Родину. А это немаловажно. Хотя, хан Батый — это ведь не мифический образ, а историческая фигура, в существовании которой сомневаться не приходиться. Рязань была им сожжена, это тоже факт. Скептики, город Рязань тоже существует до сих пор. И в памяти народной Евпатий Коловрат остался.

История подвига Евпатия Коловрата

Итак, как говорится, история началась с того, что войска очередного монгольского хана Батыя снова вторглись в пределы русских княжеств. Рязань по сути был одним из первых городов, который в то время подвергся нападению. Зная об этом и осознавая, что одному не выстоять, Юрий, князь рязанский отправляет в Чернигов за помощью несколько человек, среди которых был и Евпатий Коловрат. А вскоре и войско Батыя подошло к городу.

Не буду описывать все коллизии переговоров князя Юрия с Батыем. Об этом написано много. Скажу лишь, что убив посольство рязанского князя, во главе которого стоял сын Юрия Федор, Батый взял город и полностью его уничтожил, включая женщин, детей и стариков. Деревянная Рязань запылала.

Покончив с Рязанью Батый отправился дальше. Евпатий, будучи в Чернигове, узнал об осаде города и поспешил обратно. Однако прибыв на место, он обнаружил, что города уже нет. На его месте осталось лишь пепелище и горы трупов. Пленных монголы по тогдашнему обыкновению угоняли с собой в рабство, дети ценились особенно. Их потом можно было выгодно продать.

По некоторым данным, в городе погибла семья Коловрата. И вот, с небольшой дружиной примерно в 1700 человек, Евпатий отправляется догонять войско Батыя. Вдумайтесь друзья, городская дружина в 1700 человек преследует отмобилизованную, закаленную в боях, самую мобильную конную, совершенную армию того времени — монголо-татарскую. Для чего?

Что касается численности армии Батыя, скорее всего она и не была слишком большой. Но, известно, что Батый располагал осадными камнеметным машинами для взятия городов. И его армия по количеству конницы, плюс пеших воинов все-таки превосходила отряд Коловрата. Численность оценивается около 15000 — 25000 человек. Вряд ли воевода-боярин не понимал, что со своей малочисленной дружиной военного успеха ему не видать. И если это так, то представьте, каким мужеством надо обладать, чтобы предвидя свое незавидное будущее, все равно пойти на неравную битву с сильным и умным противником.

Для полного понимания произошедших тогда на Руси трагических событиях, нужно знать еще одну важную вещь. Татаро-монголы не были такими уж жестокими варварами, врагами цивилизации, как это принято думать. Это просто была другая цивилизация. Великая Степь в лице великого хана Чингисхана провозгласила закон всеобщий для всех монголов, который назывался Великая Яса .

Согласно одному из положений этого закона, смерть грозила тому человеку (и всей его семье), если он предал другого монгола, доверившегося ему. Степь суровое холодное место, непорядочно грабить и продавать в рабство человека, который в холодную ночь попросился к тебе в шатер переночевать… Степняки были простыми людьми, христианская мораль была им неизвестна, наказание за преступление было всегда одним и тем же — смерть или рабство.

Татаро-монголы никогда не преследовали людей по религиозным мотивам. Неудивительно поэтому, что наши вероисповедания за триста лет татаро-монгольского ига сохранились. Согласитесь, любой армии нужна еда, лошади, фураж, отдых, место для выпаса лошадей. И первое время татаро-монголы, проходя мимо наших городов не сжигали их и не убивали людей, а посылали своих послов на переговоры в тот или иной город, чтобы договориться по возможности мирно. Понятно, что условия переговоров были для нас часто невыгодны, монголы разговаривали с позиции силы.

А русские князья не зная, с кем они имеют дело, при первых же переговорах с послами татаро-монголов просто убивали их всех. То есть, по монгольскому закону — предали людей, доверившихся им. Впервые случилось это за 15 лет до описываемых событий. Как у нас теперь говорят — незнание законов не освобождает от ответственности. По мнению некоторых историков это и есть истинная причина тогдашней жестокости татар. А они были с монгольской точки зрения в своем праве — свято исполняли свой Закон, и не считали себя виновными.

Но, для небольшого войска Евпатия это уже не имело никакого значения. Увидев, что сотворили татары с Рязанью, они решили остановить зло. Ведь татары пошли дальше на Владимир. Применив военную хитрость, под покровом ночи, отряд Евпатия налетел на ордынцев из леса.

Этот внезапный наскок позволил Евпатию нанести существенный урон арьергарду монгол. Сколько атак было — точно неизвестно. Однако, поскольку Батый обеспокоился и послал своих лучших воинов, включая Хостоврула брата своей жены обезвредить наседавших рязанцев, видимо атаки были многочисленными, болезненными и весьма успешными. Этот отряд Батыя не смог совладать с Евпатием и мало того, сам Хостоврул погиб.

Так бы и уничтожал Евпатий противника понемногу, если бы Батый не использовал против воинов Евпатия специальные камнеметные машины, которыми обычно разрушали стены города. Евпатий погиб, в живых осталось несколько человек, которых и взяли в плен.

Когда Батыю принесли тело погибшего Евпатия, он сказал: «С тысячей таких богатырей, как этот русский витязь, я мог бы завоевать весь мир!». Конечно, насколько правдоподобны эти слова сказать трудно. Однако, Батый отдал тело рязанцам и отпустил их.

Значит он все-таки проникся воинской доблестью Евпатия. Хотя и в этом нет ничего удивительного. Все великие полководцы уважали военную удаль и силу. По возвращении на Рязанщину, Евпатию были устроены торжественные похороны. 11 января 1238 его похоронили предположительно в родном селе.

Сейчас в этом населенном пункте установлен один из трех памятников герою. Два других находятся в Рязани. 20 января 1238 года войско Батыя разграбили небольшой городок, в то время еще никому не известный, но которому суждено было значительно изменить геополитическое устройство Древней Руси, превратив ее в Русское государство. Назывался этот городок Москва. Но память о герое жила и живет. Ему посвящали поэмы и стихи, писали картины. Даже есть компьютерная игра, где фигурирует этот русский богатырь.

Подведем итоги. Добился ли военного успеха Евпатий Коловрат? С чисто военной точки зрения — нет. Его войско было полностью разбито. Однако, он задержал на некоторое время войско Батыя — заставил его развернуть свои боевые порядки для обороны и остановится. Урон нанесенный врагу — чувствительный, иначе зачем было применять камнеметные машины?

Евпатий Коловрат и его воины отдали жизни «за други своя «, ибо «нет выше той любви когда кто положит душу свою за други своя » — ради спасения остальных. Месть эгоистична, человек который только мстит, редко планирует умирать только ради осуществления своей мести. Тогда как на то, чтобы остановить зло — человек порой готов отдать все, в том числе и жизнь…С духовной и моральной точек зрения Коловрат и его люди оказались сильнее — победили Батыя.

А Батый, разобравшись с Рязанью, наконец подошел ко Владимиру. Князь Владимирский Юрий Всеволодович не имел гарнизона и дипломатический способностей договорится с ханом. Войска в междуусобицах были давно израсходованы, а вести переговоры, потом платить дань было непозволительно для князя. Имея возможность договорится или уйти, он все же приказал оборонять Владимир, не имея достаточных сил, а монголы раз город не сдался, его и разорили.

Святой великий Князь Юрий Всеволодович позже погиб битве с войском Батыя. Вот так, по одиночке, Батый победил всех сопротивлявшихся русских князей. К к 1242 году монголы достигли Адриатического моря. В этом же знаменательном году святой благоверный князь Александр Невский на Псковско-Чудском озере разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена, которые под шумок пришли к нам с Запада, звать нас в Евросоюз известным способом. Но, это совсем другая история.

Ложь о Евпатии Коловрате December 5th, 2017

Написать данный пост меня побудили восторженные шапкозакидательские посты о фильме "Легенда о Коловрате" от разных людей, в той или иной мере относящих себя к православно-патриотическому лагерю.

Казалось бы, сама русская история подкинула нам уникальный сюжет, превосходящий по содержанию самые лучшие творения голливудских сценаристов, но результат плачевен - от легенды о Евпатии Коловрате в фильме осталось лишь название. Мало того, современная молодёжь, посмотрев это компьютерное фэнтези, будет думать, что Евпатий и был таким, как показано в фильме - маленьким наивным мужичком, больным амнезией.

Я не буду описывать содержание фильма,

Я напишу о том, чего в фильме нет:

1. Нет беспримерного марша Евпатия из Чернигова по заснеженным рекам на помощь своей родной Рязани. Сам по себе это уже подвиг. Он прошел по зимним дорогам более 1000 километров и догнал врага.

Вместо этого авторы фильма сначала отправляют Евпатия к самому Батыю, который (полный идиот) вешает ему на шею в ответ на оскорбление охранную грамоту, а затем в пещеру к отшельнику с огромным медведем, пожирающим исключительно нерусских.

2. Не показана трагичная судьба рязанского посольства в ставку Батыя, которое приложило все усилия к достижению мира. Оно не смогло достичь его только потому, что мира не хотел сам Батый.

Вместо этого русские сами провоцируют своей дерзостью Батыя, да еще и ухитряются убежать из татарского лагеря силой. Причем в отличие от татар они ухитрились проспать в снежной буре штурм Рязани, продолжавшийся 5 дней. Помимо этого Коловрат бросает князя на растерзание татарам, что было немыслимо для русского героя того времени.

3. Нет битвы рязанского войска с татарами после уничтожения посольства. Сама по себе данная битва согласно преданию являет собой образец мужества, поскольку силы были явно неравные. Сложно сказать, насколько трагичной была бы оборона Рязани, останься войско внутри стен, ведь по словам летописца Рязань была взята потому, что защитники не имели смены в отличие от татар, штурмовавших город непрерывно днём и ночью, меняя тумены.

Вместо этого показано как Батый за одну ночь уничтожает один из крупнейших русских городов вместе в войском и жителями. Причем русские буквально проспали приближение огромного войска к стенам столицы княжества. Мало того, они трусливо боятся приближения к крепостным стенам горстки русских воинов, приняв их за татар, а узнав о приближении татарского войска и вовсе предаются панике.

4. Не показан истинный образ Евпатия - уникального воина огромной силы и роста, способного разрубать лучших татарских воинов до седла в их прекрасных кафтанах-доспехах. Евпатий и его чудо-богатыри внушили страх войску отъявленных отборных профессиональных международных бандитов-кочевников.

Сам Евпатий из фильма - это мужичок небольшого роста, страдающий амнезией, а страх он и его спутники могут внушить татарам лишь перемазав свои рожи фосфорной краской.

5. Нет войны, которую вел Евпатий с Батыем. Это была именно война, поскольку она включала в себя несколько сражений с различными подразделениями татарского войска.

Вместо отряда в 1700 чудо-богатырей создатели фильма нам показывают горстку придурков во главе с психбольным, которая способна лишь отравить воду в реке, или прикрыть отход десятка детей с женщиной. Причем нарисовать орду татар на компьютере у них денег и ума хватило, а русская дружина, видимо, этого не заслужила.

6. Не показан истинный облик татар - прекрасных воинов того времени, но при этом людей жестоких, живших по языческим обычаям.

Вместо этого Батый выступает каким-то педерастом, расхаживающим в шелковом халате с драконом на заднице и живущим в шелковом шатре. При этом покоритель Руси проглатывает оскорбления, истерит и ходит инкогнито по своему лагерю, подслушивая чужие разговоры. Такой человек никогда бы не смог завоевать чудо-богатырей, а только придурков, прячущихся за деревянными избами.

7. И, наконец, не показано, во имя чего сражался Евпатий (ради чего вообще фильм)! Евпатий вел свою партизанскую войну с целью ослабления войска Батыя, чтобы это войско не могло причинить большого урона русской земле, и только во вторую очередь он мстил за Рязань. Это был первый известный лидер русских партизан, который спасал другие жизни и другие города. И во многом благодаря ему у татар просто не осталось сил и времени для похода на Новгород. Вот в чём смысл его подвига! Он задолго до объединения русских земель предвидел важность русского единства и, сам будучи рязанцем, умирал за Владимир и Новгород. И поэтому легенда о нём так жива в народной памяти.

По фильму получается, что Евпатий хотел развернуть войско Батыя к определенному месту, где должна была собраться рать с разных городов и разгромить его. Батый предстаёт полным идиотом, разворачивая свою грозную армию для поимки 30 русских придурков. Весь смысл подвига Евпатия по фильму в этом развороте и в желании поскорее помереть.

Не хочу комментировать всякие мелкие ляпы, о которых , считаю, что подобные киноподелки наряду с "Викингом" и т.п. наносят большой вред русской истории и русскому самосознанию, и призваны извратить народную память. Остается надеяться на то, что большинство недовольных фильмом зрителей (а мнения о нём разделились буквально 50 на 50) снова перечитают повесть о разорении Рязани Батыем , и прочитают её своим детям, а также пояснят им, что русские люди того времени были не теми трусливыми и блудливыми придурками, как показано в "Легенде о Коловрате", а на самом деле:

1. Все погибли до единого вместе с женщинами и детьми, не сдавшись в плен, и не дав Батыю ни пристанища, ни полона, ни дани.

2. Были людьми глубоко верующими и высоконравственными.

3. Обладали уникальным воинским искусством, которое можно было одолеть только многократным численным превосходством.

Потому как пишет об этих людях летописец:

«Были они из поколения в поколение христолюбивые, братолюбивые , лицом красивы, очами светлы, взором грозны, выше меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пиры быстры, до господских потех охотны, ратному делу очень искусны , к братьям своим и к их послам величавы.

Имея мужественный ум, в правде-истине пребывая, чистоту душевную и телесную без порока сохраняли . Святого корня побеги и Богом насажденного сада цветы прекрасные, воспитаны были в благочестии со всяческим духовным наставлением. От самых пелен Бога возлюбили, о церквах Божиих много пеклись. Пустых бесед не творя, опозоривших себя людей избегая, с добрыми всегда беседовали, и Божественное писание всегда с умилением слушали.

Воинам в битвах ужасными казались, многих врагов, поднявшихся против них, побеждали и во всех странах славное имя имели. Греческих царей очень любили, и дары многие от них получали.

После брака жили воздержанно, ища спасения души. С чистой совестью, силой и разумом правили земным царством, приближаясь к небесному. Не потакая плоти, соблюдали тело свое после брака греху не причастным. Имея сан государей, в посте и молитве были прилежны и несли крест свой на плечах своих. Честь и славу от всего мира принимали. А святые дни святого поста честно соблюдали, и во все посты причащались святых пречистых и бессмертных тайн.

И по правой вере многие деяния и победы показали. А с погаными половцами часто бились за святые церкви и православную веру. И отчину свою от врагов хранили неустанно. И милостыню давали неоскудевающую, и своей лаской многих из неверных повелителей, детей их и братьев привлекали к себе, и обращали в истинную веру! »

И последнее.

Фильм не показал главное - трагедию кончины прежней домонгольской Руси, выразившуюся в истреблении огромного числа жителей и подчинении её под власть жестоких ханов.
« О земля-земля! О дубравы! Поплачьте со мною! Как назову день тот, или как опишу его — тогда погибло столько государей и много узорочья рязанского войска — храбрых удальцов. Ни один из них не вернулся назад, но все равно погибли и одну на всех чашу смертную испили. И сейчас в горести души моей язык мой не слушается, уста закрываются, взор туманится, мужество теряется!»

Если авторы фильма снимали его для юного поколения, то почему они извратили нашу историю, почему они этим фильмом унизили нас, русских, и нашего героя?! Не для того ли, чтобы наши дети никогда не смогли стать настоящими Евпатиями?.....

А ведь Евпатии очень нужны нам сейчас. Ведь именно сейчас по Руси-Матушке расхаживает международная масонско-либеральная орда, высасывая из неё ресурсы и порабощая нашу молодёжь виртуальным рабством, а взрослое население финансовым.

Подвиг Евпатия Коловрата
«Повесть о разорении Рязани Батыем» — одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написано, скорее всего, в начале XVI века). О содержании его говорит само название. Летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь соединяется здесь с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим гибнут рязанские князья, хотя они бесстрашно бьются против превосходящих сил врага. При этом им удается уничтожить множество татар. Вот некоторые эпизоды борьбы:

«И была сеча зла и ужасна… Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами… И бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки сильные татарские. В той сечи убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы, узорочье и воспитание рязанское — все равно умерли и единую чашу смертную испи-ли. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли мертвые… И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили… и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское… И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было туг ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые…» информация с сайта http://slavyans.myfhology.info
Вот в этот-то момент в повести появляется «некто из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат»: с одним из князей он находил-ся в Чернигове и, узнав о нашествии Батыя, поспешил домой; «и выступил из Чернигова со малою дружиною, и помчался быстро». «И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты… И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем». Обратим внимание, как древний русский писатель предельно сжато передавал состояние человека: горе и жажда мщения охватывают Евпатия при виде случившегося. Он опоздал к главному сражению и теперь хочет наверстать упущенное, хотя и знает, что ему придется разделить участь всех рязанцев. Безоглядное стремление выполнить воинский долг и готовность испить «единую смертную чашу» — это в равной степени свойственно на-родному богатырю и княжескому воеводе. «И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, соблюденных Богом вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек их татарскими. Татарам почудилось, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.

И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому»… Ответ пленных воинов заставляет вспомнить символику многих народных песен, в которых битва уподоблялась пиру: на нем врагов «чествовали» оружием, «подносили» им «чаши» — то есть смерть. Батый решает выслать против Евпатия своего шурина — богатыря Хостоврула. Тот похвастался, что приведет русского воеводу живым. «И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассек Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал.

И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (военачальниками), и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи и санчакбеи: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».
Евпатий Коловрат, подобно былинным богатырям, уничтожает вражескую силу, противопоставляя ей свою богатырскую мощь. Но, в отличие от былин, сражение оканчивается гибелью героя. Кроме того, Евпатия окружает дружина — это обычные воины, не богатыри. И, наконец, не забудем, что подвиг и гибель Евпатия вписаны в конкретное историческое событие 1237 года и о Евпатий говорится как о реальном лице — княжеском воеводе. Это переплетение исторической конкретики и эпического вымысла, а также поэтических элементов, близких к поздней народной исторической поэзии, позволяет предположить, что вся история об опоздавшем на битву воине, испившем свою смертную чашу, восходит к историческим песням XIII—XIV веков, в которых запечатлелись трагедия и героизм русских людей времен татаро-монгольского нашествия.

Евпатий Коловрат (ск. 1237/38), рязанский вельможа, воевода и богатырь. С отрядом в 1700 человек, уцелевших от татаро-монгольского разгрома Рязани, напал на стан хана Батыя и привел захватчиков в замешательство, перебив многих “нарочитых” монгольских богатырей. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата после того, как они применили против него “пороки” — камнеметы. Евпатий погиб в сражении и удостоился самой высокой похвалы даже со стороны своих врагов — хана Батыя и его окружения.

Оборона Рязани. Диорама Дешалыта

Трагические события 1237-1241 годов явили немало примеров мужества и самоотверженности наших предков. Никто не собирался без боя покоряться могущественным завоевателям. Во всех русских княжествах отвечали решительным отказом на предложение признать рабскую зависимость от монголов. Немеркнущей славой овеяны подвиги рязанского богатыря Евпатия Коловрата, защитников Козельска и Киева и многих других известных и безвестных героев той далекой эпохи. Но доблесть русских воинов не могла возместить отсутствие единства и сплоченности перед лицом врагов. За раздоры и междоусобицы пришлось расплачиваться горестными поражениями, а затем двухсотлетним подчинением иноземцам.

Первой жертвой монгольского нашествия на Русь стало Рязанское княжество, находящееся на юго-востоке страны и граничившее с захваченными неприятелем территориями. Правили в Рязани, Муроме, Пронске потомки черниговского князя Святослава Ярославича (третьего сына Ярослава Мудрого) - близкие родственники князей Чернигова, Новгорода Северского, Путивля. Однако не менее тесную связь, чем с Черниговской землей, имело Рязанское княжество с соседним Великим княжеством Владимирским. Еще в XII веке, при владимирском князе Всеволоде Большое Гнездо, рязанские князья находились в вассальной зависимости от последнего. Когда в конце 1237 года вражеские полчища подступили к границам Рязанской земли, когда прибывшие на Русь послы Батыя потребовали покориться монгольскому хану, именно в Чернигов и во Владимир обратился рязанский князь Юрий Ингваревич с просьбой оказать ему помощь в отражении агрессии. Однако даже если бы другие князья прислали для защиты Рязани свои полки, все равно подавляющий численный перевес оказался бы на стороне завоевателей. Остановить ордынские полчища у рубежей Руси в тех условиях было практически невозможно. И каждый князь, заботясь в первую очередь о безопасности своей территории, не хотел напрасно растратить силы, необходимые для обороны собственных владений. Рязанцам пришлось одним противостоять грозным врагам.

Дошедшие до нас старинные памятники - летописи, исторические повести, жития святых - по-разному освещают трагические события зимы 1237-1238 годов.

Согласно сведениям "Повести о разорении Рязани Батыем", рязанский князь Юрий Ингваревич направил к Батыю для переговоров своего сына Федора. Монголы нарочно предъявили неприемлемые условия и, получив от Федора Юрьевича отказ, убили молодого князя. А вскоре погибла и жена его, Евпраксия: монголы собирались доставить ее к своему хану, и княгиня, чтобы не попасть в руки врагов, бросилась с высокой башни и разбилась насмерть.

Не получив помощи от соседей, потерпев неудачу в попытках примириться с Батыем на приемлемых условиях, рязанские, пронские, муромские князья со своими войсками встретили полчища монголов "в поле", недалеко от границы, "и была сеча зла и ужасна". Характеризуя огромное численное превосходство врагов, свидетель добавляет, что русские бились "един с тысящей, а два со тьмою" (десятком тысяч). Монголы одержали победу в этом сражении и 16 декабря 1237 года подошли к Рязани. В течение пяти дней непрестанно ордынцы штурмовали город. Многочисленность войска позволяла им заменять утомившиеся в битве, отряды свежими силами, а защитники Рязани не имели времени для отдыха. На шестой день, 21 декабря 1237 года, когда многие рязанцы погибли в бою, а оставшиеся были ранены или изнемогали от беспрерывного сражения, монголы ворвались в крепость. Страшному разгрому подверглась Рязань, погибло большинство горожан. "И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые". Опустошив некоторые другие города Рязанской земли, Батый направился дальше, намереваясь покорить и остальные русские княжества.

Однако не все рязанцы погибли. Некоторые отлучились из родного города по делам торговли или по какой-либо иной причине. Не было в Рязани в роковой час одного из самых доблестных воинов князя Юрия Ингваревича - боярина Евпатия Коловрата. Он находился в Чернигове - очевидно, по поручению своего господина вел переговоры об оказании помощи подвергшемуся агрессии княжеству. Но вот пришла горестная весть о гибели Рязани и о смерти князя Юрия Ингваревича. Дальнейшее пребывание в Чернигове теряло для Коловрата смысл, и он посчитал, что должен находиться там, где в смертных боях решается судьба его земли. Нужно заступить путь врагу, отомстить за Рязань, защитить еще не захваченные монголами города и селения.

И Евпатий Коловрат со своей небольшой свитой поспешно возвращается на пепелище Рязани, быть может, еще надеясь застать в живых кого-либо из родных и друзей. Но на месте процветавшего еще недавно города Коловрату и его спутникам открылось ужасное зрелище: "увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены". Несказанной скорбью наполнилось сердце, Евпатий собрал уцелевших разанских ратников (всего в дружине теперь насчитывалось около тысячи семисот человек) и пошел вслед за монголами. Настигнуть недругов удалось уже в пределах Суздальской земли. Евпатий Коловрат и его дружинники внезапно нападали на ордынские станы и нещадно били монголов. "И смешались все полки татарские... Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских храбро и мужественно", - сообщает древний автор. Сильный урон был нанесен противнику. Ордынцы, не ожидавшие удара со стороны опустошенной ими Рязанской земли, пришли в ужас, - казалось, это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. Сомнения отступили лишь тогда, когда удалось захватить в плен пятерых израненных русских воинов. Их привели к Батыю, и на вопрос хана, кто они такие, последовал ответ: "Мы - люди христианской веры, а воины великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка Евпатия Коловрата. Посланы мы тебя, сильного царя, почествовать и честно проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш [смертных] на великую силу - рать татарскую". Батый удивился их ответу. А один из знатных монголов, могучий Хостоврул, вызвался победить в поединке предводителя рязанцев, захватить его в плен и живым доставить к хану. Вышло, однако, совсем иначе. Когда возобновилось сражение, русский и монгольский богатыри съехались биться один на один, и Коловрат рассек Хостоврула пополам, до седла. Некоторые другие сильнейшие монгольские воины также сложили головы на поле битвы. Не сумев справиться с горсткой храбрецов в открытом бою, напуганные ордынцы направили против Евпатия Коловрата и его дружины орудия для метания камней, которые применялись при штурме укреплений. Только теперь врагам удалось убить русского витязя, хотя при этом пришлось уничтожить и множество своих. Когда и остальные рязанские воины погибли в неравном бою, монголы принесли к Батыю мертвого Коловрата. Приближенные хана восхищались мужеством русских героев. Сам Батый воскликнул: "О Коловрат Евпатий! Многих ты побил богатырей сильной орды, и многие полки пали. Если бы у меня такой служил, я держал бы его против сердца своего". Хан приказал отпустить на свободу захваченных в сражении рязанцев и отдать им тело Коловрата, чтобы похоронили его по своему обычаю.

Такова история подвига рязанского богатыря Евпатия Коловрата и его храброй дружины, поведанная древней воинской повестью (созданной, скорее всего, в XIV веке). В других источниках о Евпатий Коловрате упоминаний нет. Однако из некоторых летописей известно, что остатки рязанских и пронских полков под предводительством князя Романа Ингваревича сражались с монголами уже в пределах Суздальской земли.

В январе 1238 года крупное и упорное сражение с монголами произошло у Коломны. К этой крепости, прикрывавшей путь к стольному Владимиру, направил свои полки великий князь Георгий Всеволодович. Сюда же подошли уцелевшие рязанские воины. По мнению некоторых исследователей, в данном случае была предпринята попытка великокняжеской владимирской рати сдержать дальнейшее наступление ордынцев, и сражение под Коломной является одним из самых значительных за период нашествия Батыя на Русь. Со стороны монголов в битве участвовало объединенное войско всех двенадцати царевичей-чингисидов, направленных на завоевание Руси. Как отмечают историки, о серьезности битвы под Коломной свидетельствует тот факт, что там был убит один из ханов-чингисидов - Кулькан, а это могло произойти лишь в случае крупного сражения, сопровождавшегося глубокими прорывами боевого порядка монголов (ведь церевичи-чингисиды во время битвы находились позади боевых линий). Только ввиду огромного численного превосходства Батыю удалось одержать победу. Почти все русские воины (в том числе князь Роман) погибли в бою. Путь на Москву и Владимир был открыт. Однако такие упорные сражения, как это, изматывали силы завоевателей и смогли надолго задержать врагов. Не случайно Батый не смог добраться до Великого Новгорода, Пскова, Полоцка, Смоленска.

Подробности происшедшего под Коломной, имена отличившихся воинов неизвестны - слишком кратки, лаконичны сообщения летописей. Быть может, с этими событиями связаны и подвиги рязанского боярина Евпатия Коловрата и его небольшой дружины. Вероятно, именно рязанцы, потерявшие по вине монголов родных и близких, проявили под Коломной необычайное мужество. Они не вышли живыми из сражения, но память об этих героях могла в течение, нескольких десятилетий храниться в устных сказаниях, которые впоследствии были записаны и вошли в состав "Повести о разорении Рязани Батыем".

Идея найти последнее пристанище Евпатия Коловрата крепко засела в моей голове, ещё пятнадцать лет назад, когда я прочёл "Изначалие". Что-то в его образе, так живо обрисованном Селидором, неумолимо притягивало меня. Очень хотелось побывать в тех местах, прикоснуться к затаённой в земле СЛАВЕ ГЕРОЯ, так отчаянно и самозабвенно защищавшего Родину.

Видимо не случайно то, что недалеко от предполагаемого места его захоронения я сейчас свиваю своё родовое гнездо. Небольшая деревня Сенницы, где я пытаюсь отстроить дом, расположена примерно в шестидесяти километрах от реки Вожи, на берегах которой, по преданию, и был захоронен легендарный, наводивший ужас на монголов берсерк, люто мстящий за разоренье родной земли, терзая тылы монгольского нашествия со своим отчаянным отрядом; былинный богатырь, разрубивший до седла в ритуальном поединке, перед своей последней битвой, шурина Батыя, ордынского богатыря Хоставрула.

Ближайший к этим местам город Зарайск всего в пятнадцати километрах от Сенниц. За восемь лет я там бывал довольно часто. Начал наводить справки в местном краеведческом музее. К слову сказать, никакой внятной информации я там не получил. Конечно, про то, что где-то под Зарайском он был похоронен, там знали, но ничего конкретного о месте его захоронения не сказали, рекомендовали обратиться в исторический архив Рязани. Туда я не доехал, но вдруг почти случайно в этом 2008 году на официальном Зарайском интернет-сайте наткнулся на такую информацию:

Исторический Хронограф г. Зарайска:
1237 г. 28 декабря (?). Русский богатырь-воевода Рязани Евпатий Коловрат, вернувшийся из Чернигова и побывавший в разграбленной и спаленной Рязани, прибыл в Красный (Зарайск) и, по преданию, на Великом Поле сформировал дружину из 1700 ратников.
1238г. Январь (?). Дружина Евпатия Коловрата настигла на Суздальской земле полки Батыя и напала на их станы
4 марта. Решающее сражение дружины Евпатия Коловрата с монголо-татарами на реке Сить; в этом сражении Евпатий погиб.
Март-апрель (?). Оставшиеся в живых "изнемогшие от великих ран" пять русских витязей доставили тело Евпатия Коловрата на Зарайскую землю и похоронили, как гласит народная молва, на левом берегу реки Вожи, между селениями Китаево и Николо-Кобыльское; это место в народе известно как Могила Богатыря.

В книге "Искусство партизанской войны" Селидор ссылается на статью некоего В. Поляничева "Последнее пристанище Евпатия Коловрата?", вышедшую в апреле 1986 г. в газете "Ленинское Знамя". Приведу выдержки из книги:
"…Из Зарайска траурная процессия (с телом воеводы) продолжила путь на юг, к Рязани.
На пути встала Вожа… Река под напором вешних вод вспучилась, и преодолеть её стало невозможно. Воины поняли: сохранить тело Евпатия от тлена уже не удастся, и они решают похоронить его тут же на берегу реки…" Далее исследователь пишет, что к такому выводу его привели встречи со старожилами привожских сёл. В этих местах проходила древняя дорога, по которой ездили в ставку Батыя рязанские послы. Всего в версте от дороги - село Остроухово, на заливном лугу, что раскинулся между старинными зарайскими деревеньками Китаево и Николо-Кобыльское, там и покоется Евпатий Коловрат. Его могилу называют "Часовней", поскольку раньше над ней стояла часовня. Когда в тридцатых годах часовню разобрали, испытывая в колхозе нужду в кирпичах, нашли в подполье камень, под которым и была могила "какого-то былинного богатыря".

Скачав в Интернете карту местности, я заметил, что сёла Николо-Кобыльское и Остроухово там не обозначены, надо было ехать и во всём разбираться на месте.

Как только представилась возможность, я отправился туда. Пешком от Зарайска, думаю, топал бы целый день и столько же искал место, но пеший поход не входил в мои планы. Поскольку времени было мало - обычные выходные, в понедельник на работу, - любимой и детям нужно внимание, посему я решил совместить приятное с полезнопозновательным: взял всю семью с собой, благо машина позволяла.

Корейский полноприводной "Хендай Тускон", по случаю доставшийся мне на работе, как нельзя лучше подходил для этого похода: он всё же больше кроссовер, чем джип, проходимость получше, чем у обычных легковушек, но хуже, чем у внедорожников. Тем не менее, с задачей машина вполне справилась.

Выехав из Зарайска в сторону села Карино, через 25 км я свернул на просёлочную дорогу у деревни Кобылье. Судя по карте, через деревни Верейково и Клишино я вполне могу доехать до Китаева через каких-то 10-12 км. Однако реалии бездорожья средней полосы внесли свои коррективы. Приходилось объезжать овраги, необозначенные на карте ручьи и дачные посёлки. Заехав в итоге в необозначенное на карте Николо-Кобыльское, я осознал, что соответствия с картой нет никакого, более смутило то, что и реки Вожи здесь рядом нет и в помине, она протекает гораздо южнее. Принял решение двигать к селу Китаево, по крайней мере, оно упомянуто в статье и на карте есть.

После трёх часов блужданий по разухабистым лесным дорогам я выехал к деревне Калиновка, стоящей у заросшей с обоих берегов лесом реки Вожи.
Судя по карте, совсем рядом находилось искомое Китаево. Порасспросив местных жителей, я выдвинулся в нужном направлении. На окраине Калиновки (почему-то в голову полезли ассоциации с Калиновым Мостом через реку Забвения) я заметил одиноко стоящий холм, словно прислонившийся к небольшому лесу.

Получается, что теоретически этот холм вполне мог быть погребальным курганом неистового воина! Место - самое высокое в округе, наверняка здесь стояла та самая "часовня". И действительно, местные жители уже из села Китаево кивали в сторону холма: "Ну да, часовня и есть, Могила Богатыря - знамо дело!"

Я, вымотанный дорогой, радовался удаче, но позже появились сомнения: смогли бы пять израненных воинов насыпать довольно внушительный Курган? За 770 лет, прошедших с тех событий, мог не раз поменяться ландшафт местности. Даже окрестные деревни поменяли названия с 1986 года: Остроухово - Калиновка?
Выяснить это мне не удалось, как и то, почему Николо-Кобыльское оказалось много севернее от реки Вожи.

Иначе говоря, утверждать что это "Курган Коловрата", я не стану, но предлагаю организовать туда летом 2009 года экспедицию, желательно подтянув специалистов в данном вопросе, людей с геолого-археологическим образованием, запастись спутниковыми навигаторами. Короче, провести детализированное исследование этого вопроса.

Думаю, это будет интересно многим. Ведь история Евпатия Коловрата - это история реального древнерусского ГЕРОЯ - воина и воеводы. Это наша с вами история, Нашей Земли и Наших Людей. Она не должна быть забыта! Как не пафосно это звучит, но это на самом деле так.

Повесть начинается сообщением о приходе "безбожного царя" Батыя на русскую землю, его остановке на реке Воронеж и татарском посольстве к рязанскому князю с требованием дани. Великий рязанский князь Юрий Ингоревич обратился за помощью к великому князю владимирскому, а получив отказ, созвал совет рязанских князей, которые решили направить к татарам посольство с дарами.

Посольство возглавил сын великого князя Юрия Федор. Хан Батый, узнав о красоте жены Федора, потребовал, чтобы князь дал ему познать красоту своей жены. Федор с негодованием отверг это предложение и был убит. Узнав о гибели мужа, супруга князя Федора Евпраксия бросилась со своим сыном Иваном с высокого храма и разбилась насмерть.

Оплакав кончину сына, великий князь Юрий стал готовиться к отпору врагам. Русские войска выступили против Батыя и встретили его у рязанских границ. В разгоревшейся битве пали многие полки Батыевы, а у русских воинов "один бился с тысячью, а два — с тьмою". В бою пал Давид Муромский. Князь Юрий вновь обратился к рязанским храбрецам, и вновь вспыхнул бой, и едва одолели их сильные полки татарские. Многие князья местные — и воеводы стойкие, и воинства удальцы и храбрецы, цвет и украшение Рязани, — все равно "одну чашу смертную испили". Плененного Олега Ингоревича Красного Батый пытался привлечь на свою сторону, а после приказал казнить. Разорив Рязанскую землю, Батый ушел во Владимир.

В этот момент в Рязань примчался Евпатий Коловрат, бывший во время татаро-монгольского нашествия в Чернигове. Собрав дружину в тысячу семьсот человек, он внезапно напал на татар и так "рубил их нещадно", что даже мечи притупились, и "брали русские воины татарские мечи и секли их нещадно". Татарам удалось захватить пятерых израненных рязанских храбрецов, и от них Батый наконец узнал, кто громит его полки. Евпатию удалось победить Христовлура — шурина самого Батыя, но и сам он пал в бою, сраженный из камнеметных орудий.

Завершается "Повесть о разорении Рязани Батыем" рассказом о возвращении Ингваря Ингоревича из Чернигова в Рязанскую землю, его плачем, похвалой роду рязанских князей и описанием восстановления Рязани.

Впервые на повесть обратил внимание еще Н. М. Карамзин. С тех пор она разбиралась многими исследователями, к ней обращались писатели и поэты. Еще в 1808 году Г. Р. Державин написал свою трагедию "Евпраксия", героиней которого стала жена князя Федора. К этому же сюжету обратился и Д. Веневитинов, создавший в 1824 году поэму "Евпраксия". В том же 1824 году пишет свое стихотворение "Евпатий" и Н. М. Языков. В конце 50-х годов XIX века Л. А. Мей создает "Песню про боярина Евпатия Коловрата". В XX веке на сюжет "Повести" написал стихотворение о Евпатии Коловрате С. А. Есенин; ее поэтический перевод создал Иван Новиков. Материал древнерусской "Повести о разорении Рязани Батыем" использовали Д. Ян в повести "Батый" и В. Ряховский в повести "Евпатий Коловрат". Широкому кругу читателей она известна в пересказе школьного учебника и по многочисленным ее изданиям.

Обращались к "Повести о разорении Рязани Батыем" и многие исследователи. Их трудами собраны десятки ее рукописей, выделены различные редакции и определены отношения между ними. Однако вопрос о времени создания этого шедевра древнерусской литературы до сих пор остается открытым. В. Л. Комарович и А. Г. Кузьмин склоняются к датировке ее XVI веком, Д. С. Лихачев относит "Повесть" к концу XIII — началу XIV века. Последняя точка зрения закрепилась в учебниках по древнерусской литературе, нашла свое отражение в изданиях "Повести", использовалась в исследованиях по истории литературы Древней Руси. Работы же В. Л. Комаровича и А. Г. Кузьмина по каким-то причинам не попали даже в солидный академический справочник.

Возможно, такое положение с датировкой "Повести о разорении Рязани Батыем" объясняется особенностями самого памятника. Действительно, какие могут быть сомнения в раннем ее появлении? Ведь в качестве сюжета взяты события Батыева похода против Руси. Автор описывает нашествие эмоционально и красочно, сообщает многие подробности, среди которых встречаются и такие, которых не сохранили страницы древнерусских летописей. Кроме того, такие памятники древнерусской литературы, как "Задонщина", "Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву", "Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского", повесть Нестора-Искандера, имеют строки, схожие с текстом "Повести о разорении Рязани Батыем", из чего, казалось бы, можно сделать вывод об известности этой повести русским книжникам XIV—XV веков.

Но если бы все было так просто! Ведь автор может избрать в качестве сюжета для своего произведения не только недавние события, но и дела давно минувших дней. Факты, неизвестные другим летописям, могут свидетельствовать не только об осведомленности создателя "Повести", но и о его художественном воображении и вызывать сомнения в достоверности сообщаемых им сведений.

При этом в "Повести о разорении Рязани Батыем" бросается в глаза ряд странностей, которые настораживают. Прекрасно описывая павших воинов, чьи тела запорошены снегом на поле брани, почерневшие изнутри стены городского собора, автор забывает имена рязанских князей, их родственные связи. Так, названные в числе павших в битве с татарами Давид Муромский и Всеволод Пронский скончались до татаро-монгольского нашествия. Не дожил до разорения Рязани и Михаил Всеволодович, которому, согласно "Повести", пришлось восстанавливать Пронск после Батыя. Олег Ингоревич Красный, который, кстати, был не братом, а племянником рязанского князя Юрия, не пал от татарских ножей. Страшная гибель, приписанная ему автором "Повести", ждала спустя 33 года его сына Романа.

Епископ рязанский также не погиб в осажденном городе, а успел выехать из него незадолго до прихода татар. В качестве предков рязанских князей названы Святослав Ольгович и Ингорь Святославич, в действительности не являвшиеся родоначальниками рязанского княжеского дома. Сам титул Юрия Ингоревича "великий князь рязанский" появился лишь в последней четверти XIV века. Наконец, определение дружины Евпатия Коловрата, которая насчитывала 1700 человек, как небольшой не соответствует реалиям домонгольской и удельной Руси.

Посмотрим на сам текст "Повести". Среди десяти ее редакций древнейшими считаются те, что названы Д.С. Лихачевым Основной А и Основной Б. Последняя сохранилась в двух видах. Именно к ним восходят все остальные редакции "Повести".

Сходство отдельных фрагментов текста "Повести о разорении Рязани Батыем" с некоторыми памятниками литературы конца XIV—XV века не вызывает сомнения и отмечалось многими исследователями. Но оно может быть порождено общими литературными штампами, используемыми древнерусскими книжниками при описании определенных событий. Взаимосвязь может оказаться и обратной, то есть не "Повесть" повлияла на памятники литературы XV века, а, напротив, они послужили автору источником для создания произведения.

Если внимательно всмотреться в текст, то можно сказать, что сходство "Повести" с "Задонщиной" объясняется единой жанровой природой памятников. Обе воинские повести не имеют дословных текстуальных совпадений. Эти совпадения есть между "Повестью о разорении Рязани Батыем" и "Повестью о нашествии Тохтамыша на Москву". Но на основании этих текстов невозможно сказать о том, какой из памятников был древнее. Зато это можно сказать о "Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского": плач Евдокии по князю Дмитрию из этого памятника безусловно послужил основой для "плача Ингваря Ингоревича" из "Повести о разорении Рязани Батыем". Об этом свидетельствует употребление Ингварем по отношению к многим павшим обращения в единственном числе ("господине", "месяц мой красный", "скоропогибший").

Эти слова, не соответствующие плачу о разоренной Рязанской земле, были уместны в устах Евдокии, обращающейся к своему мужу. Но "Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича" входит в цикл повестей о событиях последней четверти XIV — начала XV века, составленных для летописного свода 1448 года. К их числу принадлежит и "Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву". Следовательно, и она была источником "Повести о разорении Рязани Батыем". Еще с одним памятником XV века "Повесть" связывают выражения "один бьется с тысячей, два — с тьмою", "исполин силою", "санчакбей". Эти слова и речевые обороты мы находим в повести Нестора-Искандера о взятии Царьграда турками в 1453 году. Но титул "санчакбей" связан именно с организацией турецкой армии и не мог быть заимствован Нестором-Искандером из повести о монгольском нашествии. Более вероятным представляется зависимость рязанской повести от сочинения второй половины XV века.

Кроме того, "Повесть о разорении Рязани Батыем" дошла до нас в составе цикла сказаний о Николе Заразском. Этот цикл объединил литературные памятники, различные по своему характеру, информативности и художественным достоинствам. В него, помимо нашей "Повести", вошли "Повесть о принесении иконы Николы Корсунского в Рязань", тесно связанная с ней "Повесть о гибели князя Федора и его семьи", "Родословие священников, служивших у иконы Николы", и "Сказания о чудесах от иконы в 1513 и 1531 годах". Некоторую основу для датировки "Повести о разорении Рязани Батыем" может дать анализ этого литературного конвоя.

Цикл дошел до нас в различных редакциях, но в большинстве случаев он открывается "Повестью о принесении иконы Николы Корсунского в Рязань". Скорее всего, ее написал Евстафий Вторый, сын священника Евстафия Раки, принесшего икону. Прежнее самостоятельное существование этого текста подтверждается сохранившейся в некоторых редакциях фразой-концовкой: "Богу нашему слава", уместной при отсутствии далее других произведений Николо-Заразского цикла. Время создания этой повести — XIII век.

Тесно связана с рассказом о принесении иконы вторая повесть Николо-Заразского цикла, в которой рассказывается о гибели князя Федора во время посольства к Батыю и о самоубийстве его жены, бросившейся с высокого храма вниз. Это сказание носит характер топонимической легенды. Она завершается фразой: "и от сея вины зовется великий чюдотворец Николае Зараский, яко благовренаа Еупраксеа с сыном князем Иваном сама себе зарази" , которая свидетельствует, что перед нами литературная обработка народной этимологии топонима Заразск. Но топонимическое предание не может появиться раньше появления пункта с таким названием. "Список русских городов дальних и ближних", составленный в конце XIV века, не знает городка Заразск, из чего можно сделать вывод о появлении легенды о князе Федоре и его семье не ранее XV века.

Но ведь "Повесть о гибели князя Федора и его семьи" предшествовала "Повести о разорении Рязани Батыем". Последняя почти дословно повторяет текст Заразской легенды, из-за чего возникает ее дублирование в рамках единого цикла. Следовательно, и наша "Повесть" сложилась не ранее XV века. Но когда же?
Ответ на этот вопрос может подсказать "Родословие священников, служивших у иконы Николы Заразского" и "Сказание о чуде от иконы, случившемся в 1513 году".

Родословие священников (или Род поповский) имеет две основные редакции: перечисляющую 9 поколений без указания срока беспеременного служения рода у иконы и перечисляющую 10 поколений, служивших 335 лет. Показательно, что первая редакция обычно предшествует "Повести о разорении Рязани Батыем", следуя сразу за "Повестью о гибели князя Федора", а вторая помещается за сказанием о батыевом нашествии на Рязань.

Следовательно, мы вправе предположить, что к Родословию священников, состоящему из 9 поколений и первоначально завершавшему повести о принесении иконы и гибели князя Федора, была добавлена "Повесть о разорении Рязани". Спустя одно поколение эта повесть стала сразу примыкать к рассказу о гибели князя Федора, а доведенный до 10 колен Род поповский стал завершать весь цикл.

Несложно рассчитать, что Основные редакции А и Б первого вида возникли до 1560 года. На эту дату нам указывает срок беспеременной службы одного священнического рода. Но поскольку на одно поколение автор родословия отводит 33,5 года (335 лет разделить на 10 поколений), то древнейшая редакция "Повести о разорении Рязани Батыем" создана после 1526 года (1560 минус 33,5), поскольку ему предшествует родословие, составленное на одно поколение раньше.
Еще более уточнить эту дату помогает "Сказание о чуде 1513 года", следующее за древнейшей редакцией "Повести". Оно создано до 1530 года, поскольку в призыве к молитве о государевом здравии в качестве наследника назван брат великого князя, что было бы немыслимо после рождения 25 августа 1530 года Ивана Грозного.

Значит, древнейшая редакция "Повести о разорении Рязани Батыем" написана после 1526 года, но до 1530-го. Этот вывод имеет огромное значение.

Что дает нам новая датировка памятника? Прежде всего она обязывает нас переменить свое отношение к уникальным подробностям, сообщаемым автором "Повести о разорении Рязани Батыем", поскольку он творил в XVI веке, а не в XIII.
Во-вторых, меняются наши представления об истории древнерусской литературы. Русь, растерзанная монгольским нашествием, оказалась неспособной создать такой памятник, как "Повесть о разорении Рязани Батыем". Исполненный трагизма пафос этого произведения зиждился на уверенности в безусловной конечной победе над врагом. Такой уровень осознания событий был еще недоступен русским людям в первые годы монгольского ига. При новой датировке "Повести" становятся понятными многословность и церковная назидательность автора, более характерные для XV—XVI веков, нежели для XIII века.

Сама "Повесть" была создана на основе рязанского сказания о Батыевом нашествии, сохраненного в Новгородской первой летописи и дополненного местной легендой о князе Федоре, рассказом о гибели Олега Красного, преданием о Евпатии Коловрате и плачем Ингваря Ингоревича. В качестве источников автор помимо Новгородской первой летописи использовал свод 1448 года (прежде всего "Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского" и "Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву") и житие Иакова Перского. Особое место среди источников занимает "Похвала роду Рязанских князей", введенная в заключительную часть "Повести". Составленная на основе похвалы дому новгород-северских князей, она содержит в себе множество архаизмов. Так, в числе достоинств князей названа их борьба с половцами ("а с погаными половцы бьяшася за святыа церкви и православную веру"). Возможно, мы имеем остатки памятника XII века.

При всем этом датируемая XVI веком "Повесть о разорении Рязани Батыем" как источник не утрачивает своего значения. Ее ценность заключается не в сообщении нам новых подробностей о монгольском нашествии, а в отражении этого события в общественном сознании России накануне взятия русскими Казани. Показательно само обращение к теме разорения русских земель в момент, когда крепнущее Русское государство готовилось к последней схватке с некогда опасным, но все более слабеющим противником. Автор повести не оставляет в истории места для 250-летнего ига. По его мнению, ярко выраженному в последних строках текста, люди, пережившие батыев разгром, уже были избавлены Богом от татар. В некоторых списках этот рассказ продолжает фантастическая повесть об убиении Батыя.

В обилии молитв, в призывах встать против "воевателей на веру христианскую" проявляется и восприятие автором "Повести" противостояния русских и татар как религиозной борьбы, и особая роль церкви в формировании общественного мнения по татарскому вопросу. Важным представляется то, что в этой борьбе Леса и Степи национальный вопрос не занимал в сознании людей XVI века большого места. Как враги, для них едины и половцы (упомянуты в "Похвале роду рязанских князей"), и монголы, и крымцы (присутствуют в "Сказании о чудесах").

Особый интерес представляет красочное описание подвига Евпатия Коловрата. Безусловно, перед нами запись эпического сказания о богатыре. Даже смерть его необычна. Евпатия поражают из осадных машин, что невозможно в реальном полевом сражении.+ Этот образ близок целой плеяде подобных образов, отразившихся в русской литературе XV—XVII веков. Меркурий Смоленский, Демьян Куденьевич, Сухман — все они внезапно сталкиваются с противником, самостоятельно принимают решение об отпоре врагу, ведут бой с превосходящими силами противника, одерживают победу и погибают, но не в поединке, а в результате какой-то вражеской хитрости; подвиг их первоначально не имеет свидетелей.

Рассказ о Евпатии Коловрате, так же как Житие Меркурия Смоленского и Никоновская летопись, фиксирует процесс формирования этого сказания. Еще не устоялось ни имя героя, ни место действия (Рязань, Смоленск, Переяславль Русский). Все это приобретет окончательный вид только в XVII веке в "Повести о Сухмане". Следовательно, читая страницы "Повести о разорении Рязани Батыем", мы присутствуем при рождении былин XVI—XVII веков.

Поганым, а с самым реальным врагом Руси - ратью Батыевой.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» - одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написано, скорее всего, в начале XVI века). О содержании его говорит само название. Летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь соединяется здесь с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим гибнут рязанские князья, хотя они бесстрашно бьются против превосходящих сил врага. При этом им удается уничтожить множество татар. Вот некоторые эпизоды борьбы: «И была сеча зла и ужасна... Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами... И бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки сильные татарские. В той сечи убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы, узорочье и воспитание рязанское - все равно умерли и единую чашу смертную испи-ли. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли мертвые... И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили... и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское... И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было туг ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые...» информация с сайта
Вот в этот-то момент в повести появляется «некто из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат»: с одним из князей он находил-ся в Чернигове и, узнав о нашествии Батыя, поспешил домой; «и выступил из Чернигова со малою дружиною, и помчался быстро». «И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты... И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем». Обратим внимание, как древний русский писатель предельно сжато передавал состояние человека: горе и жажда мщения охватывают Евпатия при виде случившегося. Он опоздал к главному сражению и теперь хочет наверстать упущенное, хотя и знает, что ему придется разделить участь всех рязанцев. Безоглядное стремление выполнить воинский долг и готовность испить «единую смертную чашу» -- это в равной степени свойственно на-родному богатырю и княжескому воеводе. «И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, соблюденных Богом вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек их татарскими. Татарам почудилось, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: "Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?" Они же отвечали: "Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую". Царь же подивился ответу их мудрому»... Ответ пленных воинов заставляет вспомнить символику многих народных песен, в которых битва уподоблялась пиру: на нем врагов «чествовали» оружием, «подносили» им «чаши» - то есть смерть. Батый решает выслать против Евпатия своего шурина - богатыря Хостоврула. Тот похвастался, что приведет русского воеводу живым. «И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассек Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал.
И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (военачальниками), и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи и санчакбеи: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются - один с тысячею, а два с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».
Евпатий Коловрат, подобно былинным богатырям, уничтожает вражескую силу, противопоставляя ей свою богатырскую мощь. Но, в отличие от былин, сражение оканчивается гибелью героя. Кроме того, Евпатия окружает дружина -- это обычные воины, не богатыри. И, наконец, не забудем, что подвиг и гибель Евпатия вписаны в конкретное историческое событие 1237 года и о Евпатий говорится как о реальном лице - княжеском воеводе. Это переплетение исторической конкретики и эпического вымысла, а также поэтических элементов, близких к поздней народной исторической поэзии, позволяет предположить, что вся история об опоздавшем на битву воине, испившем свою смертную чашу, восходит к историческим песням XIII-XIV веков, в которых запечатлелись трагедия и героизм русских людей времен татаро-монгольского нашествия.

Мультфильм "Сказ о Евпатии Коловрате" - 1985 г.