Сколько героев было в ссср в годы великой отечественной войны. О четырех трижды героях великой отечественной войны

Понятие «дважды, трижды, четырежды Герой» сегодня кажется несколько странным, наверное, правильнее было бы говорить о награждении несколькими медалями «Золотая Звезда». Но это факт нашей истории, и обойти его нельзя.

Впервые дважды Героями за боевые подвиги, проявленные в боях с японскими интервентами на реке Халхин-Гол в 1939 году, стали трое летчиков: майор Сергей Иванович Грицевец и полковник Григорий Пантелеевич Кравченко (Указ от 29 августа), а также комкор Яков Владимирович Смушкевич (Указ от 17 ноября). Судьба всех троих сложилась трагически.

Маршал монгольской Народно-революционной армии Х. Чойбалсан поздравляет дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца с высокой правительственной наградой

Грицевец сбил в небе Халхин-Гола 11 вражеских самолетов. Он погиб в авиакатастрофе менее чем через месяц после награждения. Кравченко, командовавший на Халхин-Голе истребительным авиаполком и сбивший за период конфликта 7 японских самолетов, в 1940 году стал самым молодым генерал-лейтенантом Красной Армии. В Великую Отечественную войну он успешно командовал авиадивизией, но 23 февраля 1943 года погиб, выпрыгнув из сбитого самолета и не сумев воспользоваться парашютом (его вытяжной трос был перебит осколком). Смушкевич летом 1941 года был арестован и осенью этого же года расстрелян.

Кравченко и Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза


В 1940 году количество дважды Героев увеличилось на два человека: начальник спасательной экспедиции по выведению изо льдов ледокола «Георгий Седов», Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин стал дважды Героем (Указ от 3 февраля), вторую «Золотую Звезду» за бои в Финляндии получил летчик комдив Сергей Прокофьевич Денисов (Указ от 21 марта).


И. Д. Папанин на дрейфующей станции СП-1

В годы Великой Отечественной войны дважды Героями стал 101 человек, семеро из них посмертно. Летчик Герой Советского Союза подполковник Степан Павлович Супрун Указом от 22 июля 1941 года первым в период Великой Отечественной войны был награжден второй медалью «Золотая Звезда». 14 июня 1942 года появился первый дважды Герой, оба раза удостоенный этого звания во время войны. Это тоже был летчик, командир истребительного авиаполка Северного флота гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов.

Среди дважды Героев были три Маршала Советского Союза — Александр Михайлович Василевский, Иван Степанович Конев и Константин Константинович Рокоссовский, один Главный маршал авиации — Александр Александрович Новиков, 21 генерал и 76 офицеров. Солдат и сержантов среди дважды Героев не было.

В годы ВОВ дважды Героями стал 101 человек, 7 из них посмертно


Следует отметить, что в 1944 году были обнародованы Указы о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Николая Дмитриевича Гулаева (за годы войны он произвел 250 боевых вылетов, в 49 воздушных боях лично сбил 55 самолетов противника) третьей «Золотой Звездой», а также ряда летчиков второй «Золотой Звездой», но никто из них не получил наград по причине дебоша, устроенного ими в московском ресторане накануне получения. Указы были аннулированы.



Николай Дмитриевич Гулаев

После войны количество дважды Героев продолжало увеличиваться. В 1948 году подполковник, будущий Главный маршал авиации СССР, Александр Иванович Колдунов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». За годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, в 96 воздушных боях лично сбил 46 вражеских самолетов.

В сентябре 1957 года известному летчику Владимиру Константиновичу Коккинаки за испытания авиационной техники было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, первое он получил еще в 1938 году.

Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека


Маршалы Советского Союза Семен Константинович Тимошенко, Родион Яковлевич Малиновский, Иван Христофорович Баграмян, Кирилл Семенович Москаленко и Матвей Васильевич Захаров получили вторую «Золотую Звезду» после войны в связи с различными юбилеями, а Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков, Маршалы Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов и Андрей Антонович Гречко вообще стали дважды Героями только в мирное время.


Г. Т. Береговой на марке Почты СССР

В ноябре 1968 года летчик-космонавт Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания дважды Героя Советского Союза, причем первую награду он получил в годы Великой Отечественной войны за 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. В 1969 году появились первые космонавты — дважды Герои, получившие обе «Звезды» за космические полеты: полковник Владимир Александрович Шаталов и кандидат технических наук Алексей Станиславович Елисеев (Указ от 22 октября). В 1971 году они оба первыми в мире совершили космический полет в третий раз, но третьих «Золотые Звезд» им не дали: возможно, потому что этот полет явился неудачным и был прерван на второй день. В дальнейшем космонавты, совершившие третий и даже четвертый полет в космос, дополнительных «Звезд» не получали, а награждались орденом Ленина. Всего 35 человек получили звание дважды Героя за освоение космоса.

Последним дважды Героем стал командир танковой бригады генерал-майор Ази Агадович Асланов, награжденный вторым званием посмертно (Указ от 21 июня 1991 года).

А. И. Покрышкин — первый трижды Герой Советского Союза


Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека. Подавляющее большинство из них — 71 человек — летчики, 15 танкистов, 3 моряка, 2 партизана. Единственная среди дважды Героев женщина — летчик-космонавт Светлана Евгеньевна Савицкая, дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого.


Светлана Евгеньевна Савицкая

19 августа 1944 года первым трижды Героем Советского Союза стал полковник Александр Иванович Покрышкин, который за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, лично сбил 59 самолетов противника. В 1945 году трижды Героями стали Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, получивший к 60-летию со дня рождения четвертую «Звезду» (Указ от 1 декабря 1956 года), и гвардии майор Иван Никитович Кожедуб.

После войны в связи с различными юбилеями трижды Героем стал Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный и четырежды Героем Леонид Ильич Брежнев.

Не знаю как сейчас,но в советское время практически каждый школьник знал о выдающихся советских асах Иване Никитовиче Кожедубе,сбившем 62 немецких самолета,и Александре Ивановиче Покрышкине,свалившем на землю 59 фашистов,и удостоенных за свои выдающиеся подвиги трижды высокого звания Героя Советского Союза.
Покрышкин Александр Иванович (21.02(06.03)1913-1985 гг.) – летчик-истребитель, маршал авиации (1972 г.), трижды Герой Советского Союза (24 мая, 24 августа 1943 г., 19 августа 1944 г.).
Родился в Новониколаевске (сейчас Новосибирск) в семье рабочего. После окончания 7-летней школы работал слесарем, затем окончил Пермскую авиашколу техников (1933 г.), Курсы усовершенствования технического состава и Качинскую авиашколу (1939 г.).
Великую Отечественную войну встретил заместителем командира эскадрильи, позже стал командиром эскадрильи, помощником командира и командиром 16-го гвардейского истребительного авиаполка 7-го истребительного авиационного корпуса 8-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, а с мая 1944 г. – командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии 4-1 воздушной армии Северо-Кавказского фронта.
За участие в 54 сражениях, в которых лично было сбито 13 самолетов противника, награжден Звездой Героя Советского Союза. Вторым званием Героя Советского Союза Покрышкин был отмечен за участие в воздушных боях на Кубани (совершено 455 боевых вылетов, сбито 30 самолетов противника).
За командование дивизией в боях над Прутом, Яссами и участие в Львово-Сандомирской операции (к маю совершил 550 боевых вылетов, участвовал в 137 воздушных боях, лично сбил 53 самолета) первым был удостоен третьей «Золотой Звезды».
В 1968 -1971 гг. был заместителем главнокомандуещего ПВО страны, а в 1972-1981 гг. – председателем ЦК ДОСААФ СССР. Награжден многими орденами и медалями. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Александр Иванович – автор книги «Крылья истребителя» (1944 г.) и ряда статей по тактике истребительного боя. В 1948 г. окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе, в 1957 г. – Военную академию Генштаба.
Кожедуб Иван Никитович – был пятым ребенком в бедной крестьянской семье.Отец его был незаурядным человеком. Разрываясь между фабричными заработками и крестьянским трудом, он находил в себе силы читать книги и даже сочинять стихи. Человек религиозный, тонкого и взыскательного ума, он был строгим и настойчивым воспитателем: разнообразив обязанности сына по хозяйству, он приучил его к трудолюбию, упорству, исполнительности. К шести годам Иван пошел в школу. После окончания семилетки он был принят на рабфак Шосткинского химико-технологического техникума, а в 1938 г. судьба привела его в аэроклуб.
В начале войны сержант Кожедуб еще более настойчиво занимается "истребительным" самообразованием. Осенью 1942 г. после многочисленных просьб и рапортов старший сержант Кожедуб был направлен в Москву, откуда попал в 240-й иап.В августе 1942 г. 240-й иап был вооружен новейшими в то время истребителями Ла-5. Переучивание провели наспех, и полк понес на Сталинградском направлении тяжелые потери. Следующие подготовка и переучивание проводились основательно: в конце декабря 1942 г. после напряженной месячной теоретической подготовки с ежедневными занятиями летчики приступили к полетам на новых машинах. В одном из тренировочных вылетов, когда сразу после взлета из-за поломки двигателя тяга резко упала, Кожедуб решительно развернул самолет и спланировал на край летного поля. Сильно ударившись при посадке, он на несколько дней выбыл из строя. В свой первый боевой вылет на прикрытие аэродрома он попал под удар вражеских истребителей, пытаясь атаковать группу бомбардировщиков, а затем попал в зону огня своей же зенитной артиллерии. Самолет его получил тяжелые повреждения, Кожедуб чудом остался жив. Во время 40-го боевого вылета на Курской дуге в паре со своим неизменным ведомым В. Мухиным, Кожедуб сбил своего первого немца - "лаптежника". Кожедуб одержал 4 официальные победы. Он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы. Из его машин наиболее известны две. Одна - Ла-5ФН с яркими, белыми с красной окантовкой надписями по обоим бортам имела удивительную фронтовую судьбу. На этом самолете Кожедуб провоевал май - июнь 1944 г., сбил 7 самолетов. Вторая - Ла-7, с бортовым номером 27. На этом истребителе Иван Никитович летал в "маршальском" гиап, на нем закончил войну, на нем сбил 17 вражеских машин. 19 февраля 1945 г. над Одером в паре с Дмитрием Титаренко он встретил Ме-262. Это была одна из первых в мировой авиации побед в воздухе над реактивным самолетом. В апреле 1945 г. заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского Б-17 и заметил группу приближающихся самолетов. Советский ас обстрелял ведущего - тот взорвался в воздухе. Этот бой был одной из первых схваток в воздухе с американцами, провозвестником большой воздушной войны в Корее. Всего за войну Иван Никитович провел 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. После войны гвардии майор Кожедуб продолжил службу в 176-м гиап. В конце 1945 г. в монинской электричке он встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой. В 1949 г. Иван Никитович заканчивает ВВА, получает назначение на должность комдива под Баку, но В. Сталин оставляет его под Москвой. В числе первых дивизия была вооружена МиГ-15 и в конце 1950 г. направлена на Дальний Восток. С марта 1951 г. по февраль 1952 г. в небе Кореи дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 "сверхкрепостей", потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС. Кожедубу запрещалось лично участвовать в боевых действиях, и он совершал лишь тренировочные полеты. Во время своей командировки полковник Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации, подготовке и перевооружении. Неустроенным оставался быт самого командира, ставшего летом 1953 г. генерал-майором. Его семья ютилась то во времянке на аэродроме, то в старой даче. Через год он был направлен на учебу в академию Генштаба. Часть курса прошел экстерном, после окончания академии Кожедуб назначается первым заместителем начальника Управления по боевой подготовке ВВС страны, с мая 1958 по 1964 гг. он был первым заместителем командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов. Иван Никитович до 1970 г. регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов и вертолетов. С летной работы ушел сам и сразу. Части, которыми руководил Кожедуб, всегда отличались низким. С должности командующего ВВС Московского военного округа он вернулся на должность Первого заместителя начальника Управления по боевой подготовке ВВС, откуда был переведен почти 20 лет назад.В 1978 г. он переведен в группу генеральных инспекторов МО СССР. В 1985 г. ему присвоено звание маршала авиации. Все это время Кожедуб безропотно вел огромную общественную работу.
Буденный Семён Михайлович (13 апреля (25 апреля) 1883 - 26 октября 1973) - один из первых Маршалов Советского Союза в истории революции в России. Буденный был призван на службу в дореволюционную русскую армию в возрасте 20 лет. Он происходил из семьи безземельного батрака. Потом - «мальчик на побегушках» у купца, подручный кузнеца, кочегар...
В армии Буденный был зачислен в конницу, участвовал в русско-японской войне. Империалистическая война началась для него с боя под Варшавой. Через несколько дней он проявил себя в разведке и был награжден Георгиевским крестом. Закончил войну на русско-турецком фронте с полным "бантом" георгиевских крестов всех четырех степеней и четырьмя медалями. Свершилась Октябрьская революция. По всей армии началась демобилизация. Вместе с другими солдатами бравый кавалерист возвращался домой, но прихватил с собой с фронта шашку, винтовку и кавалерийское седло. Чувствовал: пригодится. Вскоре на юге России, на Дону началась гражданская война. Белоказаки подошли к станице Платовской, где жила семья Буденных.
1918 год: Буденный - командир отряда. добровольцев, командир эскадрона, кавалерийского дивизиона, помощник командира полка, бригады, исполняющий обязанности начдива. 1919 год; Буденный - командир дивизии, конного корпуса, командарм 1-й Конной армии... Огромной заслугой Буденного было понимание роли кавалерии именно в новых условиях гражданской войны: кавалерийские эскадроны и полки Буденного нападали стремительно и внезапно, всегда искали боя и неизменно обращали в бегство более многочисленного противника. Одним из первых Семен Михайлович стал добиваться создания кавалерийских соединений, которые могли бы самостоятельно решать оперативные и стратегические задачи, И такое соединение - первое во всемирной военной истории - было создано; Первая Конная армия. В невероятно трудных условиях она осуществила ряд классических наступательных операций, разгромила несметные полчища Мамонтова и Шкуро, Деникина, Врангеля и внесла огромный вклад в победу Советской республики над белогвардейцами и интервентами. В историю военного искусства вошел задуманный и блестяще осуществленный Буденным тысячеверстный переход Первой Конной с Кубани на Украину весной 1920 года, на Юго-Западный фронт. Буденный находился на должностях члена Реввоенсовета СССР и инспектора кавалерии РККА, командующего войсками Московского военного округа и заместителя наркома обороны СССР или, уже в Великую Отечественную, главнокомандующего войсками Юго-Западного и Северо-Кавказского направлений, командующего кавалерией Советской Армии и члена Ставки Верховного Главнокомандования. Впрочем, последние должности носили по большей части почетный характер, так как уже в начале второй мировой войны, когда задачи конницы стали выполнять танковые соединения, военные познания Буденного обесценились. В ходе войны 1941 - 1945 годов никаких значительных боевых действий с его участием не было совершено. В 1924 году Буденный был вовлечен в политическую борьбу на стороне И. Сталина (Сталин и Ворошилов были членами его военно-революционного совета). Фрагмент биографии того времени в безжалостных выражениях описывает секретарь Сталина Бажанов в своей книге воспоминаний: "В конце концов как-то решили пустить его на заседание знаменитого Политбюро. Моя память точно сохранила это забавное событие. На заседании Политбюро очередь доходит до вопросов военного ведомства. Я распоряжаюсь впустить в зал вызванных военных, и в том числе Буденного. Буденный входит на цыпочках, но сильно грохоча тяжелыми сапогами. Между столом и стеной проход широк, но вся фигура Буденного выражает опасение - как бы чего не свалить и не сломать. Ему указывают стул рядом с Рыковым. Буденный садится. Усы у него торчат, как у таракана. Он смотрит прямо перед собой и явно ничего не понимает в том, что говорится. Он как бы думает: "Вот поди ж ты, это и есть то знаменитое Политбюро, которое, говорят, все может, даже превратить мужчину в женщину". Потом Буденный стал маршалом, а в 1943 году даже вошел в Центральный Комитет партии. Правда, это был ЦК сталинского призыва, и если бы Сталин обладал чувством юмора, он бы заодно, по примеру Калигулы, мог бы ввести в Центральный Комитет и буденновского коня. Но Сталин чувством юмора не обладал.
Итак, как видим Тремя медалями героя Советского союза награждены три гражданина СССР: Тремя медалями “Золотая Звезда” награждены три человека: маршал Советского Союза Буденный С.М. (01.02.1958, 24.04.1963, 22.02 1968), генерал-полковник авиации Кожедуб И.Н. (04.02.1944, 19.08.1944, 18.08.1945) и маршал авиации Покрышкин А.И. (24.05.1943, 24.08.1943, 19.08.1944). И как видим С.М.Будённый третью медаль получил в 1968г.

Звание Героя Советского Союза было установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Позже, 1 августа 1939 года, в качестве дополнительного знака отличия, для Героев СССР, была утверждена медаль «Золотая Звезда» , в виде пятиконечной звезды закрепленной на прямоугольной колодке, которая выдавалась награжденным вместе с орденом Ленина и грамотой Президиума Верховного Совета СССР. Одновременно было установлено, что совершившие повторно подвиг, достойный звания Героя, награждаются вторым орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда». При повторном награждении на родине героя устанавливался его бронзовый бюст. Количество награждений званием Герой Советского Союза не ограничивалось.

Первые Герои Советского Союза

Список первых Героев Советского Союза открыли 20 апреля 1934 г. летчики-полярники, участники спасения терпящих бедствие пассажиров легендарного парохода «Челюскин»: Анатолий Ляпидевский , Сигизмунд Леваневский , Николай Каманин , Василий Молоков , Михаил Водопьянов , Маврикий Слепнев и Иван Доронин .

Герои Советского Союза Великой Отечественной

Более 90 процентов от общего числа Героев Советского Союза появились в стране в период Великой Отечественной войны. Этого высокого звания были удостоены 11 тысяч 657 человек, из них 3051 – посмертно. В этом списке 107 бойцов, которые стали дважды героями (7 награждены посмертно), также в общее число награжденных входили и 90 женщин (49 – посмертно).

Первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне стали:

Военно-воздушные силы:

Летчики-истребители младшие лейтенанты Жуков Михаил Петрович , Здоровцев Степан Иванович и Харитонов Петр Тимофеевич , отличившиеся в воздушных боях с бомбардировщиками противника.

28 июня эти летчики на своих истребителях И-16 применили против вражеских бомбардировщиков Ju-88 таранные удары (первый таран был совершен уже через 15 минут после начала войны Дмитрием Кокоревым).

Военно-морской флот:

Звание Героя Советского Союза на флоте впервые было присвоено моряку Северного флота, командиру отделения старшему сержанту Кислякову Василию Павловичу , отличившемуся в ходе высадки десанта в Мотовском заливе в Заполярье в июле 1941 года (заменил убитого командира, а потом в течение 7 часов один удерживал высоту).

Пехота:

Первым Героем Советского Союза в сухопутных войсках стал командир 1-й Московской мотострелковой дивизии 20-й армии полковник Крейзер Яков Григорьевич за организацию боевых действий дивизии, которая, нанеся контрудар противнику, задержала его наступление на двое суток на рубеже реки Березина.

Бронетанковые войска:

Первыми (других данных не найдено) Героями Советского Союза стали командир танка 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии 14-й армии Северного фронта, старший сержант Борисов Александр Михайлович и заместитель командира танкового батальона 115-го танкового полка 57-й танковой дивизии 20-й армии Западного фронта, капитан Кадученко Иосиф Андриянович .

Артиллерия:

Первым из артиллеристов Героем Советского Союза стал наводчик орудия противотанковой батареи 680-го стрелкового полка 169-й стрелковой дивизии 18-й армии Южного фронта красноармеец Яков Харитонович Кольчак .

Народный комиссариат внутренних дел:

Первыми Героями Советского Союза стали пограничники заставы №5 25-го Кагульского пограничного отряда Молдавского пограничного округа, вступившие в бой на реке Прут 22 июня 1941 года: старший лейтенант Константинов Александр Константинович , младший лейтенант Бузыцков Иван Дмитриевич , младший сержант Михальков Василий Федорович . 11 суток, в полном окружении держалась застава.

Так же звание Героя Советского Союза было присвоено начальнику заставы №12 25-го Кагульского пограничного отряда Молдавского пограничного округа лейтенанту Ветчинкину Кузьме Федоровичу .

Партизаны:

Первыми Героями Советского Союза стали белорусский секретарь райкома партии, комиссар партизанского отряда «Красный Октябрь» Бумажков Тихон Пименович и командир этого же отряда Павловский Фёдор Илларионович .

Звание Героя Советского Союза носят четверо полных кавалеров ордена Славы:

Четырежды Героев в списке только два – это маршалы СССР Жуков Георгий Константинови ч и Брежнев Леонид Ильич .

Среди всех Героев Советского Союза 35% составляли лица рядового и сержантского состава (солдаты, матросы, сержанты и старшины), 61% - офицеры и 3,3% (380 человек) - генералы, адмиралы и маршалы.

В сентябре 2000 года в Макеевке по инициативе тогдашнего городского головы Василия Джарты решением исполкома городского совета была заложена аллея Героев, на которой установлен мемориальный обелиск, где увековечены имена 64-х Героев Советского Союза, проживавших и работавших в Макеевке.



Не знаю как сейчас,но в советское время практически каждый школьник знал о выдающихся советских асах Иване Никитовиче Кожедубе,сбившем 62 немецких самолета,и Александре Ивановиче Покрышкине,свалившем на землю 59 фашистов,и удостоенных за свои выдающиеся подвиги трижды высокого звания Героя Советского Союза.

Покрышкин Александр Иванович (21.02(06.03)1913-1985 гг.) - летчик-истребитель, маршал авиации (1972 г.), трижды Герой Советского Союза (24 мая, 24 августа 1943 г., 19 августа 1944 г.).

Родился в Новониколаевске (сейчас Новосибирск) в семье рабочего. После окончания 7-летней школы работал слесарем, затем окончил Пермскую авиашколу техников (1933 г.), Курсы усовершенствования технического состава и Качинскую авиашколу (1939 г.).

Великую Отечественную войну встретил заместителем командира эскадрильи, позже стал командиром эскадрильи, помощником командира и командиром 16-го гвардейского истребительного авиаполка 7-го истребительного авиационного корпуса 8-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, а с мая 1944 г. - командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии 4-1 воздушной армии Северо-Кавказского фронта.

За участии в 54 сражениях, в которых лично было сбито 13 самолетов противника, награжден Звездой Героя Советского Союза. Вторым званием Героя Советского Союза Покрышкин был отмечен за участие в воздушных боях на Кубани (совершено 455 боевых вылетов, сбито 30 самолетов противника).

За командование дивизией в боях над Прутом, Яссами и участие в Львово-Сандомирской операции (к маю совершил 550 боевых вылетов, участвовал в 137 воздушных боях, лично сбил 53 самолета) первым был удостоен третьей «Золотой Звезды».

В 1968 -1971 гг. был заместителем главнокомандуещего ПВО страны, а в 1972-1981 гг. - председателем ЦК ДОСААФ СССР. Награжден многими орденами и медалями. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Кожедуб Иван Никитович - был пятым ребенком в бедной крестьянской семье.Отец его был незаурядным человеком. Разрываясь между фабричными заработками и крестьянским трудом, он находил в себе силы читать книги и даже сочинять стихи. Человек религиозный, тонкого и взыскательного ума, он был строгим и настойчивым воспитателем: разнообразив обязанности сына по хозяйству, он приучил его к трудолюбию, упорству, исполнительности. К шести годам Иван пошел в школу. После окончания семилетки он был принят на рабфак Шосткинского химико-технологического техникума, а в 1938 г. судьба привела его в аэроклуб.

В начале войны сержант Кожедуб еще более настойчиво занимается "истребительным" самообразованием. Осенью 1942 г. после многочисленных просьб и рапортов старший сержант Кожедуб был направлен в Москву, откуда попал в 240-й иап.В августе 1942 г. 240-й иап был вооружен новейшими в то время истребителями Ла-5. Переучивание провели наспех, и полк понес на Сталинградском направлении тяжелые потери.

Следующие подготовка и переучивание проводились основательно: в конце декабря 1942 г. после напряженной месячной теоретической подготовки с ежедневными занятиями летчики приступили к полетам на новых машинах. В одном из тренировочных вылетов, когда сразу после взлета из-за поломки двигателя тяга резко упала, Кожедуб решительно развернул самолет и спланировал на край летного поля. Сильно ударившись при посадке, он на несколько дней выбыл из строя. В свой первый боевой вылет на прикрытие аэродрома он попал под удар вражеских истребителей, пытаясь атаковать группу бомбардировщиков, а затем попал в зону огня своей же зенитной артиллерии. Самолет его получил тяжелые повреждения, Кожедуб чудом остался жив.

Во время 40-го боевого вылета на Курской дуге в паре со своим неизменным ведомым В. Мухиным, Кожедуб сбил своего первого немца — "лаптежника". Кожедуб одержал 4 официальные победы. Он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы. Из его машин наиболее известны две. Одна — Ла-5ФН с яркими, белыми с красной окантовкой надписями по обоим бортам имела удивительную фронтовую судьбу. На этом самолете Кожедуб провоевал май — июнь 1944 г., сбил 7 самолетов. Вторая — Ла-7, с бортовым номером 27. На этом истребителе Иван Никитович летал в "маршальском" гиап, на нем закончил войну, на нем сбил 17 вражеских машин.

19 февраля 1945 г. над Одером в паре с Дмитрием Титаренко он встретил Ме-262. Это была одна из первых в мировой авиации побед в воздухе над реактивным самолетом. В апреле 1945 г. заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского Б-17 и заметил группу приближающихся самолетов. Советский ас обстрелял ведущего — тот взорвался в воздухе.

Этот бой был одной из первых схваток в воздухе с американцами, провозвестником большой воздушной войны в Корее. Всего за войну Иван Никитович провел 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. После войны гвардии майор Кожедуб продолжил службу в 176-м гиап. В конце 1945 г. в монинской электричке он встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой. В 1949 г. Иван Никитович заканчивает ВВА, получает назначение на должность комдива под Баку, но В. Сталин оставляет его под Москвой. В числе первых дивизия была вооружена МиГ-15 и в конце 1950 г. направлена на Дальний Восток. С марта 1951 г. по февраль 1952 г. в небе Кореи дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 "сверхкрепостей", потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС. Кожедубу запрещалось лично участвовать в боевых действиях, и он совершал лишь тренировочные полеты. Во время своей командировки полковник Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации, подготовке и перевооружении. Неустроенным оставался быт самого командира, ставшего летом 1953 г. генерал-майором. Его семья ютилась то во времянке на аэродроме, то в старой даче.

Через год он был направлен на учебу в академию Генштаба. Часть курса прошел экстерном, после окончания академии Кожедуб назначается первым заместителем начальника Управления по боевой подготовке ВВС страны, с мая 1958 по 1964 гг. он был первым заместителем командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов. Иван Никитович до 1970 г. регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов и вертолетов. С должности командующего ВВС Московского военного округа он вернулся на должность Первого заместителя начальника Управления по боевой подготовке ВВС, откуда был переведен почти 20 лет назад.В 1978 г. он переведен в группу генеральных инспекторов МО СССР. В 1985 г. ему присвоено звание маршала авиации. Все это время Кожедуб безропотно вел огромную общественную работу.

Буденный Семён Михайлович (13 апреля (25 апреля) 1883 — 26 октября 1973) - один из первых Маршалов Советского Союза в истории революции в России. Буденный был призван на службу в дореволюционную русскую армию в возрасте 20 лет. Он происходил из семьи безземельного батрака. Потом - «мальчик на побегушках» у купца, подручный кузнеца, кочегар...

В армии Буденный был зачислен в конницу, участвовал в русско-японской войне. Империалистическая война началась для него с боя под Варшавой. Через несколько дней он проявил себя в разведке и был награжден Георгиевским крестом. Закончил войну на русско-турецком фронте с полным "бантом" георгиевских крестов всех четырех степеней и четырьмя медалями. Свершилась Октябрьская революция. По всей армии началась демобилизация. Вместе с другими солдатами бравый кавалерист возвращался домой, но прихватил с собой с фронта шашку, винтовку и кавалерийское седло. Чувствовал: пригодится. Вскоре на юге России, на Дону началась гражданская война. Белоказаки подошли к станице Платовской, где жила семья Буденных.

1918 год: Буденный - командир отряда. добровольцев, командир эскадрона, кавалерийского дивизиона, помощник командира полка, бригады, исполняющий обязанности начдива. 1919 год; Буденный - командир дивизии, конного корпуса, командарм 1-й Конной армии... Огромной заслугой Буденного было понимание роли кавалерии именно в новых условиях гражданской войны: кавалерийские эскадроны и полки Буденного нападали стремительно и внезапно, всегда искали боя и неизменно обращали в бегство более многочисленного противника. Одним из первых Семен Михайлович стал добиваться создания кавалерийских соединений, которые могли бы самостоятельно решать оперативные и стратегические задачи, И такое соединение - первое во всемирной военной истории - было создано; Первая Конная армия. В невероятно трудных условиях она осуществила ряд классических наступательных операций, разгромила несметные полчища Мамонтова и Шкуро, Деникина, Врангеля и внесла огромный вклад в победу Советской республики над белогвардейцами и интервентами. В историю военного искусства вошел задуманный и блестяще осуществленный Буденным тысячеверстный переход Первой Конной с Кубани на Украину весной 1920 года, на Юго-Западный фронт. Буденный находился на должностях члена Реввоенсовета СССР и инспектора кавалерии РККА, командующего войсками Московского военного округа и заместителя наркома обороны СССР или, уже в Великую Отечественную, главнокомандующего войсками Юго-Западного и Северо-Кавказского направлений, командующего кавалерией Советской Армии и члена Ставки Верховного Главнокомандования. Впрочем, последние должности носили по большей части почетный характер, так как уже в начале второй мировой войны, когда задачи конницы стали выполнять танковые соединения, военные познания Буденного обесценились. В ходе войны 1941 - 1945 годов никаких значительных боевых действий с его участием не было совершено. В 1924 году Буденный был вовлечен в политическую борьбу на стороне И. Сталина (Сталин и Ворошилов были членами его военно-революционного совета). Фрагмент биографии того времени в безжалостных выражениях описывает секретарь Сталина Бажанов в своей книге воспоминаний: "В конце концов как-то решили пустить его на заседание знаменитого Политбюро. Моя память точно сохранила это забавное событие. На заседании Политбюро очередь доходит до вопросов военного ведомства. Я распоряжаюсь впустить в зал вызванных военных, и в том числе Буденного. Буденный входит на цыпочках, но сильно грохоча тяжелыми сапогами. Между столом и стеной проход широк, но вся фигура Буденного выражает опасение - как бы чего не свалить и не сломать. Ему указывают стул рядом с Рыковым. Буденный садится. Усы у него торчат, как у таракана. Он смотрит прямо перед собой и явно ничего не понимает в том, что говорится. Он как бы думает: "Вот поди ж ты, это и есть то знаменитое Политбюро, которое, говорят, все может, даже превратить мужчину в женщину". Потом Буденный стал маршалом, а в 1943 году даже вошел в Центральный Комитет партии.

Тремя медалями “Золотая Звезда” награждены три человека: маршал Советского Союза Буденный С.М. (01.02.1958, 24.04.1963, 22.02 1968), генерал-полковник авиации Кожедуб И.Н. (04.02.1944, 19.08.1944, 18.08.1945) и маршал авиации Покрышкин А.И. (24.05.1943, 24.08.1943, 19.08.1944).

Если писать про тех, кто трижды Герои Советского Союза, список был бы из трёх фамилий, но я напишу о четырех. Начну с Георгия Константиновича Жукова - четырежды Героя, ну, где четыре, там и три, верно ?

Георгий Константиноаич Жуков - одаренный военачальник и яркая личность, имя Жукова - это синоним Победы.

Георгий Жуков родился в 1896 году в деревне Стрелковка в Калужской области. Окончив церковно-приходскую школу, поступил на обучение в скорняжную мастерскую. Позже окончил городское училище на вечернем отделении. Военная карьера Жукова началась во время Первой мировой войны. В составе кавалерийского полка Жуков отличился в боевых действиях и был дважды награждён Георгиевским крестом - высокой наградой в Россиийской империи. В 1918 году Георгий Жуков поступил на службу в ряды Красной Армии, командовал кавалерийским корпусом, показал себя талантливым командиром и организатором военных действий. В июле 1938 года Жуков - командующий группой советских войск в Монголии. Первую звезду Героя Советского Союза Жуков получил за руководство операцией в Монголии и разгром японцев на реке Халкин-Гол. В этой операции Жуков активно и успешно использовал танки для окружения и уничтожения врага.

В годы Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков был заместителем Верховного Главнокомандующего. Во время войны Жуков получил воинское звание Маршал Советского Союза. Командовал фронтами: войска Ленинградского фронта и Балтфлота остановили наступление немецкой армии, войсками Западного фронта была разгромлена армия "Центр" Жуков лично был координатором действий на фронтах под Сталинградом (1942), на Курской дуге (1943) и при прорыве блокады в Ленинграде (1943). С именем Жукова связаны освобождение Правобережной Украины, операция Багратион в Белоруссии, взятие Варшавы, Висло-Одерская операция и мощная Берлинская операция. Георгий Константинович Жуков лично 8 мая 1945 года принял безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого фельдмаршала В.фон Кейтеля.

Георгий Жуков четыре раза становился Героем Советского Союза. Свою четвертую звезду Героя Советского Союза Георгий Константинович Жуков получил за подавление венгерского восстания в 1956 году.

Книга издана в тридцати странах и переведена на девятнадцать языков. Примечательно, что первое издание книги было в Западной Германии, в ФРГ, в 1968 году.

Александр Иванович Покрышкин, трижды Герой Советского Союза. Родился в 1913 году в городе Новониколаевск (Новосибирск), в рабочей семье. Закончив семилетку, Александр начал работать в слесарной мастерской, затем закончил авиашколу в Перми, а к началу Великой Отечественной Войны был замкомандира эскадрильи на Южном фронте.

Близость к границе обусловила то, что аэродром, где работал Покрышкин, бомбили уже в первый день войны. Причём в первые дни войны Лётчик Покрышкин сбил советский самолет по ошибке, приняв его за вражескую лётную машину. Это отчасти объяснялось тем, что самолеты системы Су появились как-раз перед войной, вид у них был не стандартный, многие лётчики ещё не знали их. Пилот сбитого по ошибке самолёта остался жив, но погиб штурман. Неудачи первых дней побудили Покрышкина тщательно анализировать все свои боевые вылеты, меняя устаревшую тактику военных воздушных сил Советского Союза. Александр Покрышкин говорил, что "тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, тот настоящей войны не знает". Орден Ленина Покрышкин получил за то, что в тяжёлых погодных условиях смог доставить данные о местонахождении танков противника под Ростовым.

Первую Звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил за тринадцать сбитых вражеских самолетов и участие в более, чем пятидесяти боевых вылетах.

Второе звание Героя Советского Союза Александр Покрышкин получил за то, что блестяще и талантливо проявил себя в воздушных боях на юге, на Кубани. Отсюда началась знаменитая "Кубанская этажерка" - ряд истребителей, которые с воздуха сопровождали наступление наших войск. Покрышкин всегда старался взять на себя важную задачу - сбить ведущий самолёт противника и тем самым деморализовать врага.

В боях было сбито двадцать два немецких самолёта. На всю страну гремела слава Покрышкина и его учеников. В 1943 -44 годах карьера Покрышкина была "в зените": сбито пятьдесят три вражеских самолета, совершено более полутысячи боевых вылетов. И в августе 1944 года Александр Покрышкин получил третью Звезду, став, таким образом, первым трижды Героем Советского Союза. Умер Алескандр Покрышкин в Москве в 1985 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Каждый советский школьник знал, что Иван Никитович Кожедуб - летчик, трижды Герой Советского Союза. Родился на Украине, в Черниговской губернии, в 1920 году, в семье церковного старосты. Став студентом химико-технологического техникума в городе Шостка, начал заниматься в аэроклубе. Закончил авиационную военную школу, работал лётным инструктором.

Начало войны выдалось сумбурным и очень опасным для сержанта Кожедуба. В первом же воздушном бою его самолет ЛА-5 ("Лавочкин") был подбит немецким истребителем, а при посадке самолет был обстрелян по ошибке советскими зенитками. Все это, конечно, говорит, о несогласованности и неподготовленности действий летчиков в самом начале войны. Да и самолётов хороших долго не было, приходилось летать на практически списанной технике из ангаров.

Спустя несколько десятков боевых вылетов Ивана Кожедуба словно прорвало: сначала на Курской дуге он сбил немецкий бомбардировщик, на следующий день еще один, а потом сразу два истребителя. Кожедуб отличался тем, что мог "полностью слиться с лётной машиной" и умел метко стрелять. Кожедуб был очень смелым, часто шёл на рискованные лобовые атаки, даже, когда силы противника превосходили в несколько раз. Когда правительство наградило старшего лейтенанта Кожедуба первый раз званием Героя Советского Союза, на его счету было почти полторы сотни боевых вылетов и двадцать лично им сбитых самолетов. А в августе 1944 года и вторая звезда Героя Советского Союза оказалась на груди Кожедуба. Уже в 1945 году в бою над Одером Кожедуб вместе с напарником Дмитрием Титоренко сбили на большой высоте новейший немецкий истребитель-бомбардировщик. К концу войны Иван Кожедуб лично сбил 64 немецких самолета и совершил 330 боевых вылетов. А во время своего последнего боя, 17 апреля 1945 года Иван Кожедуб сбил сразу два вражеских истребителя.

Третью звезду Героя Советского Союза Иван Кожедуб получил в августе 1945 года. После войны Иван Кожедуб продолжал служить в ВВС, в 1985 году он стал Маршалом авиации, умер в 1991 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Будённый Семен Михайлович - Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза.

Родился в 1883 году на хуторе Казюрин (сегодня - территория города Ростов-на-Дону). После призыва в армию в 1903 году, Будённый остался служить сверхсрочно, принимал участие в русско-японской войне 1903-1904 годов. Получив почетное звание "Лучший наездник" в своём полку, Будённый был послан на курсы наездников в Петербург в Кавалерийскую школу. Затем служил в кавалерийской дивизии на австрийско-германском и кавказском фронтах. В составе разведполка захватывали немецкие обозы и брали противника в плен, на турецком фронте проводили атаки и захватывали орудия противника, брали турецких солдат в плен. За проявленную храбрость Будённый стал полным кавалером Георгиевского креста четырёх степеней ("Георгиевский бант").

В 1918 году Будённый возглавил кавалерийский революционный отряд на Дону. Отряд Будённого действовал против белогвардейцев и скоро вырос и стал дивизией, а позднее - Первой Конной Армией, во главе которой был назначен Будённый.

Под руководством Семёна Будённого были проведены серьёзные работы на конном заводе и выведены новые породы лошадей с названиями - "Терская" и "Буденовская". Будённый отметился ещё и тем, что в 1923 году приехал в Чечню, в Урус-Мартан и объявил о создании Чеченской автономной области. Будённый много вложил в развитие Конезавода в Успенком

Будённый был одним из пяти первых полководцев, кому было присвоено звание Маршала Советского Союза. С 1940 года Будённый - первый зам Наркома Обороны в СССР. Во время войны Будённый в составе Ставки Верховного Главнокомандующего принимал участие в обороне Москвы. Будённый настоял на срочном формировании новых кавалерийских дивизий легкого типа взамен сильно сокращённых перед войной (из-за их несопоставимости в боевых условиях с танками и другой техникой). Будённый всегда считал кавалерию "орудием прорыва".

Маршал Будённый, будучи главнокомандующим Южным фронтом, приказал взорвать Днепрогэс. Хлынула вода, погибли солдаты как немецкой, так и Красной Армии, мирное население, скот, вода залила огромные пространства.

Позже Будённый передал в Ставку предложение о необходимости отступления в районе Киева из-за угрозы окружения. Сталин отстранил Будённого от командования Южным фронтом и заменил на Тимошенко. Хотя позже оказалось, что Будённый был прав, в Киеве войска фронта попали в котел и были разгромлены. После этого Будённый был назначен командующим Резервным фронтом и войсками Северо-Кавказского фронта, а с 1943 года Семён Будённый был командиром кавалерии Красной Армии. С 1953 года - инспектор кавалерии, был членом Президиума ДОСААФ.

Семён Будённый трижды был удостоен звания Герой Советского Союза (в 1958, 1963 и 1968 году). Похоронен Будённый у Кремлёвской стены.