Сколько частей речи в русском языке. Что такое части речи

Вспомните! Слова в русском языке делятся на большие группы - части речи . Каждая часть речи отвечает только на свои вопросы, имеет свои отличительные признаки, выполняет свою роль в предложении.

1. С какими частями речи вы уже познакомились на уроках русского языка? Приведите примеры этих частей речи. Найдите в списке ниже неизвестные вам части речи.

2. Прочитайте.

      Существительное - школа ,
      Просыпается - глагол.
      С прилагательным весёлый
      Новый школьный день пришёл.

      Встали мы - местоименье,
      Бьёт числительное семь .
      За ученье, без сомненья,
      Приниматься надо всем...
      (О. Высотская)

  • Какие части речи названы в стихотворении? Какие ещё части речи вам известны?
  • Выпишите из стихотворения 1-2 слова, которые относятся к данным частям речи.

Образец. Глагол: бьёт, ... .

      Имя существительное
      Местоимение
      Имя прилагательное
      Глагол
      Имя числительное
      Предлог

3. Прочитайте.

      Тихо гаснуть стали звёзды,
      И Звезда Звезде сказала:
      «Снилось мне, что этой ночью
      На Земле я побывала!..

      Вся в огнях и ярких блёстках
      Ёлка в зале том стояла ,
      А у ёлки на верхушке
      Гордым блеском я сияла!»
      (Б. Никонова)

  • В какой день мог присниться Звезде такой сон? А вам о чём напомнили эти строки?
  • Какими частями речи являются выделенные слова? По каким признакам вы их определили?
  • Спишите слова Звезды. Проверьте себя.

Вспомните! Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает это слово.

Книга - это имя существительное, отвечает на вопрос что? , обозначает предмет .

Рисует - это глагол, отвечает на вопрос что делает? , обозначает действие предмета.

4. Прочитайте. Определите, какой частью речи является каждое слово.

  1. Горбатый, на, мост, четырёх, столбиках, стоит.
  2. Схоронился, с, клубок, пенёк, под, иголками.
  • Составьте из слов каждой группы предложение-загадку.
  • Запишите загадки и отгадки. Подчеркните в каждом предложении его основу.

5. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Я любуюсь ч..десной к..ртиной зимнего леса. См..листыми ш..шками украсились еловые ветки. Над ел..ю круж..лись клесты. Шустрые птички кривыми н..сами дост..вали из ш..шек с..мена.

  • Укажите над каждым словом первого предложения часть речи (см. Памятку 4).
  • Выберите любое предложение и разберите его устно по членам предложения. Подчеркните в нём главные члены.
  • Найдите в предложениях слова, которые не являются членами предложения. К какой части речи относятся эти слова?

6. Прочитайте.

На краю обрыва ст..яла берёза. На берёзе висело гр..чиное гнездо. Недавно там появились мал..н..кие гр..чата.

Однажды ноч..ю началась сильная буря. Она стала раскачивать берёзу из стор..ны в стор..ну.

Берёзе было трудно д..ржаться за край обрыва, но она не сдавалась. Берёза б..ролась не только за свою ж..знь, но и за ж..знь мал..н..ких гр..чат. Это придавало ей силы, и берёза устояла.

Всё кончилось х..рошо.

(В. Степанов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок, в котором будет отражена главная мысль.
  • О чём самом главном говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.
  • Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Выпишите из текста трудные слова.
  • Запишите заголовок. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.

7. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.

  • Что изображено на рисунке? Расскажите.
  • Составьте по рисунку рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите текст.
  • Определите, какие части речи вы употребили в своём тексте и с какой целью.

Образование

Слово "еще" - какая часть речи в русском языке?

16 августа 2014

Слово «еще» - какая часть речи? Ответ на заданный вопрос вы получите из материалов представленной статьи. Кроме этого, мы поведаем вам о том, что вообще такое часть речи, какие признаки она имеет.

Общие сведения

«Еще» - какая часть речи? Прежде чем ответить на поставленный вопрос, следует рассказать о том, что абсолютно все слова в русском языке можно разделить на своеобразные группы, которые официально именуются частями речи. Более того, каждая из них имеет свои особые признаки, объединяемые в три группы:

  • общие грамматические значения, то есть значения, которые одинаковы для всех слов русского языка, относящихся к одной и той же части речи;
  • морфологические признаки (падеж, лицо, род, время и число, а также спряжение и склонение);
  • синтаксические признаки (способность слов, относящихся к одной и той же части речи, быть определенными членами предложения, а также особенности их связи с другими словами).

Какие группы частей речи существуют в русском языке?

Для того чтобы понять, какой частью речи является «еще», следует выяснить, на какие группы вообще подразделяются все слова русского языка.

Итак, они могут относиться к:

  • Самостоятельными частям речи (или так называемым знаменательным).
  • Служебным. К таким относятся предлоги и частицы.

Видео по теме


Самостоятельная группа (части речи)

Ответить на вопрос о том, «еще» - какая часть речи, довольно легко. Но для начала следует сказать, что данное слово может относиться как к знаменательной группе, так и к служебной. В связи с этим требуется особое внимание уделить изучаемому контексту.

Таким образом, для определения того, какая часть речи слово «еще», необходимо перечислить все существующие части речи (самостоятельные) в русском языке, а также их вопросы:


Слово «еще» - какая часть речи? Выясняем вместе

Теперь вам известны все части речи, которые существуют в русском языке. Более того, вашему вниманию представлены практически все вопросы, которые к ним относятся. Следует особо отметить, что данная информация позволит вам значительно облегчить поиск ответа на заданный вопрос (часть речи слова «еще»).

Проведем анализ слова "еще"

Для того чтобы определить категорию названного слова, необходимо внимательно изучить предложение, в котором оно используется. Например:

  • Дайте мне еще картофеля.
  • Он еще не приезжал.
  • Приходи в гости еще.
  • Я еще успею на автобус.
  • Луна засияла еще ярче.

После изучения контекста к данному слову требуется задать вопрос: "Как?" - еще. Из представленной выше информации известно, что на него отвечают местоимение, наречение и деепричастие. Первое и последнее отпадают, так как слово «еще» не имеет признаков глагола и не указывает на какое-либо лицо. Из этих исключений можно смело сделать вывод о том, что это наречие. Однако при этом возникает новый вопрос: "Почему на конце слова после шипящей буквы пишется не «о», а «ё»?". Дело в том, что данное выражение попадает в разряд исключений.

Определяем частицу «еще»

Часть речи - это особая категория слов русского языка, которая имеет как синтаксические, так и морфологические признаки. Следует отметить, что в некоторых случаях одни и те же выражения могут принадлежать к совершенным разным категориям. К таким и относится слово «еще». Ведь помимо наречия, в предложении оно может выражаться и обычной частицей. Приведем несколько примеров:

  • Она еще какая проныра!
  • Куда еще нас закинет судьба?
  • Задай ему этот вопрос! - Зачем еще?
  • Я не помню, как называлось кино. Там еще Андрей Полядковский играл.

В данных контекстах слово «еще» выступает в качестве частицы. С чем это связано? Дело в том, что к частице нельзя задать вопрос, так как она относится к служебной части речи. Собственно, этот факт и является главным различием между наречием «еще» и частицей, аналогичной по написанию и произношению.

Подведем итоги

Теперь вам известно, к какой части речи относится такое слово, как «еще». Следует отметить, что данная информация особенно поможет вам в том случае, если потребуется определить все члены того или иного предложения. Напомним, что чаще всего наречия выступают в нем в качестве обстоятельства.

1. Все слова русского языка можно разделить на группы, которые называют частями речи .

Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой .

2. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

3. Все части речи делятся на две группы - самостоятельные (знаменательные) и служебные . Особое положение в системе частей речи занимают междометия.

4. Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.

К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:

Часть речи Вопросы Примеры
1 Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно.
2 Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать.
3 Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной.
4 Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый.
5 Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко.
6 Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там.
7 Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др.) Мечтающий, мечтавший.
8 Деепричастие как? (что делая? что сделав?) Мечтая, решив.

Примечания.

1) Как уже отмечалось, в лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Причастие и деепричастие действительно занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данном пособии мы придерживаемся точки зрения, отражённой, например, в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

2) В лингвистике нет единой точки зрения на состав такой части речи, как числительные. В частности, в «академической грамматике» принято рассматривать порядковые числительные как особый разряд прилагательных. Однако школьная традиция относит их к числительным. Этой позиции будем придерживаться и мы в настоящем пособии.

3) В разных пособиях по-разному характеризуется состав местоимений. В частности, слова там, туда, нигде и др. в одних школьных учебниках относят к наречиям, в других - к местоимениям. В данном пособии мы рассматриваем такие слова как местоимения, придерживаясь точки зрения, отражённой в «академической грамматике» и в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

5. Служебные части речи - это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

    К служебным словам нельзя поставить вопрос.

    Служебные слова не являются членами предложения.

    Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.

    К служебным частям речи в русском языке относятся следующие:

    предлог (в, на, об, из, из-за );

    союз (и, а, но, однако, потому что, чтобы, если );

    частица (бы, ли, же, не, даже, именно, только ).

6. занимают особое положение среди частей речи.

    Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи).

    Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух ; для выражения чувства холода - бр-р , для выражения страха или боли - ой и т.д.

7. Как отмечалось, одни слова в русском языке могут изменяться, другие - нет.

    К неизменяемым относятся все служебные части речи, междометия, а также такие знаменательные части речи, как:

    наречия (вперёд, всегда );

    деепричастия (уходя, уйдя, приняв ).

    Не изменяются также некоторые:

    существительные (пальто, такси, жалюзи );

    прилагательные (пальто цвета беж , костюм цвета электрик );

    местоимения (тогда, там ).

    с помощью окончания ;

    Ср.: сестра - сестры ; читал - читала .

    с помощью окончания и предлога ;

    Сестра - к сестре, у сестры, с сестрой.

    с помощью вспомогательных слов .

Традиция формирования концепции частей речи в разных языках мира насчитывает многовековую историю. Принципы выделения частей речи - одна из наиболее дискуссионных проблем общего и русского языкознания.
Начиная с первых известных грамматик и даже раньше, ещё задолго до того, как возникло языкознание как специальная научная дисциплина, классификации слов носили скорее логико-семантический и философский, чем грамматический характер. В связи с бурным развитием в Древней Греции философии и риторики у учёных возник интерес к различным сторонам языка, в частности к вопросу о характере связи между словом и обозначаемым им предметом. Первоначально стали различать два класса слов. Так, Платон в V - IV вв. до н.э. вычленил в своих философских диалогах такие компоненты, как субъект и предикат, ассоциирующиеся с именем и глаголом.

Чуть позже античные учёные (а индийские - почти одновременно с Платоном) стали различать четыре специфических по своей семантике разряда. Индийская лингвистика развивалась по совершенно особому пути, далеко не всегда сходному с европейскими, во многом предвосхищая лингвистические идеи, которые стали разрабатываться в европейской лингвистике лишь в наше время. Но и у древних индийцев выделялись классы, разряды слов. Так, в V - IV вв. до н.э. древнеиндийские грамматики Яска (применительно к чтению и толкованию сакральных текстов) и Панини (применительно к нормам санскрита) выделяли четыре класса слов: 1) имя, 2) глагол, 3) префикс-предлог, 4) союзы и частицы. Грамматика Панини состоит из множества кратких стихотворных правил (сутр) и очень не похожа на европейские грамматики с их таблицами парадигм. Использовано понятие «части речи» и в развивавшейся позже, в конце первого тысячелетия нашей эры, арабской грамматике, испытавшей на себе влияние греческой и индийской грамматических систем.

Аристотель в IV веке до н.э. различал такие «части словесного изложения», как имя, глагол, член, союз (или связка), правда, причисляя к ним на равных правах также отдельные звуки, слог и «падеж», т.е. форму имени и глагола, отличную от исходной. Все разряды слов Аристотель разделял на «значащие» (имя и глагол) - и «незначащие» (все остальные).
Учение о частях речи в Древней Греции было продолжено стоиками (III - I вв. до н.э.), которые выделили пять частей речи: 1) имя собственное, 2) имя нарицательное, 3) глагол, 4) союз (собственно союз и предлог), 5) член (местоимение и артикль). Достижением стоиков, утраченным после прекращения их традиции, следует считать различение в имени «имени» в собственном смысле, имени индивида, и общего, или нарицательного, имени, вполне соответствующее современным логическим представления [Степанов 1985].

Дальнейшие наблюдения над лексикой позволили позже дифференцировать уже восемь классов слов. Впервые это сделали представители александрийской школы филологи Аристарх Самофракийский и его ученик Дионисий Фракийский (II - I вв. до н.э.), которые, основываясь на морфологических и синтаксических признаках слов, выделили в «Грамматике» такие « partes orationis »: 1) имя, 2) глагол, 3) причастие, 4) член (артикль), 5) местоимение, 6) предлог, 7) наречие и 8) союз. Аполлоний Дискол (II в. до н.э.) установил иерархию частей речи и определил их свойства и функции. Таким образом, у александрийских учёных грамматические свойства слов заняли полноправное место при классификации частей речи.
Дионисий Фракийский, полемизируя со стоиками, отказывается от резкого разделения имён на собственные и общие (нарицательные) и рассматривает и те и другие, пользуясь термином Аристотеля, как сущности; собственное имя у него есть обозначение «особой сущности», а общее имя - обозначение «общей сущности». В этом заключается разрыв с традициями стоиков и оформление философии имени как «философии сущности» [Степанов 1985].

В I веке до н.э. римская грамматика Варрона для деления слов на классы использовала формальный критерий - наличие или отсутствие у слов форм падежа или времени. Таким образом, имя (существительное, прилагательное, числительное, местоимение) - это слово, которое имеет падеж и не имеет времени, глагол - слово, которое имеет время и не имеет падежа, причастие имеет и то и другое, а наречие не имеет ни того, ни другого.

В середине I века н.э. в «Грамматическом руководстве» Палемона впервые было выделено междометие как самостоятельная часть речи и исключён отсутствующий в латинском языке артикль.
В средневековой Европе была сохранена грамматическая модель поздней античности, представленная в трудах Проба и Доната (IV век н.э.) и в «Курсе грамматики» Присциана (VI век), к которой Пётр Гелийский в середине XII века дал комментарий, ставший существенным вкладом в грамматическую теорию. Не исключено, что именно Петром Гелийским было впервые осуществлено разграничение имён на существительные и прилагательные.
В середине XVII века в знаменитой школе аббатства Пор-Рояль французский философ и филолог А. Арно подготовил совместно с П. Николем учебник логики (известный позже как «Логика Пор-Рояля»), а вместе с К. Лансло «Grammaire G énérale et Raisonné e », которую принято называть «Грамматикой Пор-Рояля». Концепции обеих книг исходили из принципов рационализма (направления в гносеологии, противоположного эмпиризму). Философские взгляды Арно, Лансло и Николя были близки к учению Р. Картезия-Декарта. Это учение признавало единственным критерием истинности только логическую правильность умозрительных построений, приводящих к этой истине, а не проверку её наблюдением и опытом. Схоластически описанные латинские категории (число, падеж, лицо и др.) воспринимались как «естественные», «логические», соответствующие незыблемым и единым (всеобщим) законам разума. Ars grammatica понималось у Арно и Лансло как искусство правильно «выражать свои мысли посредством знаков, которые люди изобрели в этих целях» (здесь обнаруживалось прямое продолжение античных концепций и средневекового учения номиналистов). В «Грамматике Пор-Рояля», которая по своим установкам и методам была фактически философским введением в изучение логики языков, впервые излагалось учение о членах предложения отдельно от учения о частях речи. Но само предложение понималось как выражение при помощи слов логического суждения (законы которого едины для всех языков). Такой априорный подход казался удобным при преподавании. К грамматикам подобного рода приспосабливалось школьное обучение, и можно сказать, что во многих странах до сих пор в школьной практике эти рационалистические традиции господствуют [Широков 2003].

В целом система частей речи, выделенная на материале древнегреческого и латинского языков, была принята позже и в славянских грамматиках. Восемь частей речи (до XIX века использовался термин «часть слова») сохраняются и в грамматиках Лаврентия Зизания (1596 г.), и Мелетия Смотрицкого (1619 г.), однако Лаврентий Зизаний вслед за греческими образцами сохранил артикль («различие»), а Мелетий Смотрицкий, следовавший за римскими предшественниками, исключил артикль, но ввёл междометие.


Таким образом, учение о частях речи возникло в совершенно различных грамматических школах. Можно думать, что появление этого учения, принятие его в русских грамматиках было обусловлено не только использованием античной грамматической традиции, но и некоторыми объективными факторами, содержащимися во многих, если не во всех языках мира, а в частности и в русском языке.

В современном русском языке 12 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол, причастие, деепричастие, предлог, союз, частица, междометие. Причастие и деепричастие являются особой формой глагола.

Части речи делятся на самостоятельные , служебные , и отдельно выделяют междометия. В русском языке существуют также слова, не относящиеся ни к одной части речи: слова «да» и «нет», модальные слова, звукоподражательные слова . Модальные слова выражают отношение высказывания к реальности: несомненно, правда, факт, безусловно, пожалуй, наверно, может быть, авось, чай, кажется, вероятно и другие. Они обычно выступают в роли вводных слов. Это неизменяемые слова, не связаны с другими словами в предложении, поэтому не являются членами предложения.

Примечание. Многие учёные не рассматривают причастие и деепричастие как отдельные части речи и относят к глагольной группе. По мнению таких учёных, в русском языке насчитывается 10 частей речи. В ряде школьных программ (например, в учебнике Т.А.Ладыженской) выделяют ещё одну часть речи: категория состояния. Используйте материал данной статьи с учётом вашей школьной программы.

Схема частей речи

Самостоятельные части речи делятся на изменяемые (склоняемые или спрягаемые) и неизменяемые. Покажем части речи русского языка на схеме:

Таблица частей речи

Часть речи характеризуют: 1) общее значение, 2) морфологические признаки, 3) синтаксическая роль. Морфологические признаки могут быть постоянные и непостоянные. У неизменяемых самостоятельных частей речи, служебных частей речи, междометий есть только постоянные морфологические признаки. Самостоятельные части речи являются членами предложений, служебные части речи и междометия - не являются. С точки зрения этих характеристик рассмотрим части речи русского языка:

На страницах самостоятельных и служебных частей речи содержатся таблицы с подробным и сравнительным описанием значений, морфологических признаков и синтаксической ролью частей речи. Покажем обобщённую таблицу значений и морфологических признаков всех частей речи русского языка.

Морфологические признаки Синтаксическая роль
Имя существительное — предмет (первичное значение)

Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение.
Непостоянные признаки: падеж, число.
Подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.
Имя прилагательное — признак предмета
Начальная форма - именительный падеж, единственное число, мужской род.
Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки: сравнительная и превосходная степень (у качественных), полное или краткое (у качественных), падеж, число, род (в единственном числе).
Определение, именная часть составного сказуемого, сказуемое (в краткой форме).
Имя числительное — количество или порядок предметов при счёте
Начальная форма - именительный падеж.
Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, целое, дробное или собирательное.
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть)
Количественные - любой член предложения. Порядковые - определение, именная часть составного сказуемого.
Местоимение — указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их
Начальная форма - именительный падеж, единственное число.
Постоянные признаки: разряд (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное), лицо (у личных местоимений).
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство.
Глагол — действие или состояние предмета
Начальная форма - неопределённая форма (инфинитив).
Постоянные признаки: вид, спряжение переходность.
Непостоянные признаки: наклонение, число, время, лицо, род.
Инфинитив - любой член предложения. Личные формы - сказуемое.
Причастие — признак предмета по действию
Начальная форма - именительный падеж, единственное число, мужской род.
Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид.
Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (в полной форме), число, род.
Определение.
Краткие страдательные - именная часть составного сказуемого.
Деепричастие — добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом
Начальная форма - неопределённая форма глагола.
Постоянные признаки: неизменяемая форма, совершенный и несовершенный вид, переходность*, возвратность*.
* В ряде школьных программ признаки переходности и возвратности не рассматриваются.
Обстоятельство.
Наречие — признак действия предмета или другого признака
Группы по значению: наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели.
Степени сравнения: сравнительная и превосходная (если есть).
Неизменяемость.
Обстоятельство.
Предлог — выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов
Союз — связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного
Неизменяемость. Сочинительные и подчинительные. Не являются членами предложения.
Частица — вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова
Неизменяемость. Формообразующие, отрицательные и модальные. Не являются членами предложения.
Междометие — выражает, но не называет различные чувства и побуждения
Неизменяемость. Производные и непроизводные. Не являются членами предложения.

Материалы для презентации

Материалы по частям речи для подготовки презентации учащимися 5-7 классов. Кликните по нужной картинке — она откроется в отдельной вкладке, нажмите CTRL+S на компьютере или выберите иконку сохранения на мобильном устройстве, чтобы сохранить картинку.
Картинки со схемой.