Сколько букв в бурятском языке. Бурятская письменность

Калмыки
Вскоре ногайским племенам междуречья Волги и Урала пришлось делать выбор уже в спешном порядке. Давление ойратов на казахские степи усиливалось, и в 1616 году одно из их племен, торгуты, прорвалось на запад и поселилось там, в низовьях Волги. Название «торгуты» было трансформировано в «калмыки». Эти пришельцы покончили с лавированием Большой ногайской орды между русскими и Казахским ханством. Она перестала существовать. Одна часть ее племен переселилась на побережье Волги и присоединилась там к Малой ногайской орде. Другая - окончательно вошла в состав Казахского ханства в форме одного из его автономных образований под названием Младший жуз. Теперь казахскому государству приходилось иметь дело с ойратами и на востоке, и на западе. Калмыки номинально находились под властью русских и, опираясь на них, боролись с казахами. Однако вскоре русские сами стали селиться в междуречье Волги и Урала. Почва стала уходить у калмыков из-под ног. В этих условиях одна их часть была вынуждена, как и вытесненные ими самими ногайцы, перебраться на правобережье Волги. Другая часть предприняла попытку вернуться через страну казахов на прежние земли, оказавшиеся к тому времени под властью Китая. Переход, начавшийся в 1770 или 1771 году, был ужасен. Только половина пустившихся в путь добралась до цели и поселилась в Илийской долине.
В течение полутора веков отсутствия торгутов их ойратские собратья переживали полную событий историю. Одно из племен, джунгары, выросло под руководством своего вождя Галдана (1676-1697 гг.) в могущественное государство и стало наносить казахам такие сокрушительные удары, что оказалась под вопросом дальнейшая судьба как Казахского ханства, так и его народа. В 1710 году было созвано собрание представителей казахских жузов в Каракумах. Есть свидетельства, что на этом сходе звучали предложения уйти на запад, за Волгу. То есть даже спустя полтора века после перекрытия пути через Волгу русскими сознание кочевников Восточного Дешт-и-Кипчака продолжало считать возможным, как и сотни лет назад, такой исход. Как устойчивы стереотипы!
Более века длилась ожесточенная борьба между казахами и джунгарами за жизненное пространство. Это была схватка за право выжить. Она выработала в казахах монолитное единство духа и сознания. Иначе и не могло быть. Иначе проигрыш был бы неизбежен…
Между тем Китай продолжал наступать на северо-запад. Джугары, так и не сумевшие одолеть казахов, оказались в критическом положении. В 1757 году войска китайского императора разбили в пух и прах армию джунгарского правителя Амурзаны и покончили с последним из монгольских независимых государств.
Эта победа позволила правителю Поднебесной империи включить в состав своей державы Восточный Туркестан и Джунгарию и учредить в 1760 году особую военно-административную единицу - имперское наместничество Синьцзян, что в переводе с китайского означает «новая территория» или «новые рубежи».
Так в целом определились контуры Казахстана, или «земли казахов». Дальнейшая история Казахстана описана в литературе подробно, поэтому останавливаться на ней не будем. Просто отметим некоторые примечательные моменты. В пору постепенного вхождения Казахстана в состав России коренное население имело дело в первую очередь с казаками. Этот громадный степной район осваивался и контролировался в основном силами пяти российских казачеств - Астраханского, Уральского, Оренбургского, Сибирского и Семиреченского. Казаки зачастую совершали разорительные набеги на аулы кочевников при поощрении царской администрации. Особенно отличалось в этом плане Уральское войско. Если коренное население предпринимало попытки организовать самозащиту, власти тут же снаряжали карательные экспедиции для усмирения «бунтарей». Короче, теперь русские казаки действовали против кочевников так же, как те в свое время - в отношении Киевской Руси.
Но контакты между разными народами - это не только войны или притеснение одних другими. Даже в том случае, если при этом одна сторона считается победителями, а другая - побежденными, это еще и взаимообогащение культур, обретение новых возможностей для их самовыражения.
О том, чему казахов научили до революции русские, написано немало. А вот что они сами брали у кочевников, живя рядом с ними? В частности, в области духовной жизни? Думаю, что тут тоже есть, о чем сказать. К примеру, А. Букейханов пишет, что один старый «сибирский казак», провожая сына на русско-японскую войну, напутствовал его так: «Налетай на врага с кличем «Аблай!».
Изюминка тут заключается в том, что клич «Аблай!» - символ единства казахов в период борьбы с джунгарами. Видимо, вера казахов в дух своего легендарного предка оказалась столь сильной, что она со временем была перенята отчасти соседствующими русскими…
Почему сегодняшние калмыки совсем не похожи на исторических европеоидных калмыков, которые в 17 веке заселили земли Южной России? На это есть очевидный, для историков и этнографов ответ, но к сожалению мало доступный широкому кругу образованных граждан. Все дело в политике Санкт-Петербурга, того времени. После ликвидации автономной Волжской Орды, в конце 18 века, большая часть ее населения крестились и стали называть себя русскими, по новой русской вере. Но, так как примерно 1% населения (100 тыс.чел.) бывшей Волжской Орды (Калмыцкого Ханства) находились в личной зависимости от влиятельных атаманов и их семей, то Высочайшим указом, это население было оставлено в той же зависимости. Атаманам и родовитой казачьей верхушке оставили их привилегии - раздали дворянские и княжеские титулы, а так же оставили им бывшее лично зависимое население. В основном это были пастухи, принадлежащие к монголоидной расе, которых атаманская верхушка нанимала не из числа своих соплеменников, а из числа жителей Китая, для выпаса своих огромных табунов и ухода за бесчисленными стадами скота. Эта традиция соблюдалась со времен Стального Императора (Чингисхана), так как использовать своих казаков или членов их семей, для хозяйственной работы, было запрещено Уставом. По этой причине, Китай всегда был традиционным поставщиком работников обслуживающих хозяйственные интересы правящей элиты Орды. После Революции хозяева и владельцы были упразднены, а имя "калмыки" так и осталось за сегодняшним малым этносом России. Так же, в народной памяти, современные калмыки сохранили имена своих князей, и даже наименования воинских подразделений, к которым, когда-то, относились их князья. Сохранился язык и религия буддизма, которые в 18 веке играли роль связующего стержня Волжской Орды.

Во взаимоотношениях Русского государства и Джунгарского ханства вопрос о сюзеренитете над коренными народами Южной и Западной Сибири, в том числе, о праве сбора ясака с северных алтайцев, был едва ли не самым острым. Он возник уже в первой половине XVII в. и не сходил с повестки переговоров между двумя государствами вплоть до гибели Джунгарии. Постоянные конфликты порождали вопрос о подданстве племен и народов, обитавших в пограничной зоне, о том, кто является их сюзереном, кто обладает правом собирать с них ясак.

Недостаток военных сил России в Сибири, занятость русского двора европейскими делами, нежелание обострять отношения с могущественным государством Центральной Азии, противодействовавшим агрессивным устремлениям маньчжурской династии Цин были причинами того, что ряд тюркских племен Сибири, в том числе значительная часть северных алтайцев, давно признавших подданство Русского государства, оказались вынуждены платить дань и ойратам.

Автором идеи о кондоминиуме (двойном подданстве) северных алтайцев, барабинцев и енисейских кыргызов являлся основатель Джунгарского ханства Батур-хунтайджи, впервые высказавший ее в 1640 г. представителю тобольского воеводы Меньшому-Ремезову. Однако, если в период правления Батур-хунтайджи все спорные вопросы во взаимоотношениях с Русским государством решались, как правило, мирным путем, то позже, после прихода в 1662 г. к власти Сенге, обстановка на Алтае резко осложнилась. Особенно это проявилось после того, как в 1667 г. джунгарские войска разгромили хотогойтского Алтын-Хана Лозона (Лубсана).

Джунгарские отряды начали не только нападать на представителей коренного населения Сибири, но и осаждать Красноярск, угрожать Кузнецку и Томску, требуя, в частности, выдачи бежавших под их защиту отдельных групп телеутов (выезжих). Не улучшились русско-джунгарские отношения и после гибели Сенге, и захвата верховной власти его братом Галданом в 1670 г. Прибывшие в Кузнецк послы нового хана заявили местным властям, что "прежде того отцу Кегеневу и брату Сенге и ему Кегеню подгородные кузнецкие люди, абинские служилые татары и выезжие белые калмыки и тюлиберские и боянские ясачные татары давали ясак, а ныне ему многие годы ясаку не дают и чтоб выезжих белых калмыков выдал на прежнее житье, а с ясачных людей дать ясак, грозя ежели того учинено не будет, приходить под Кузнецкой войною и уезды разорять". Однако, осложнившаяся внешнеполитическая обстановка и, прежде всего, война с Халхой (1688-1690 гг.), а затем и с Цинской империей заставила Галдана искать помощи со стороны Русского государства и умерить свои притязания в Южной Сибири. Его племянник Цэван-Рабдан, захвативший в начале 90-х гг. власть в Джунгарии, вскоре после гибели Галдана укрепил свои позиции в ханстве и возобновил прежние претензии. В годы его правления русско-джунгарские отношения крайне обострились, на Алтае начались вооруженные столкновения. В 1710 г. ойратские войска, возглавляемые зайсаном Духаром, сожгли построенную год назад при слиянии Бии и Катуни Бикатунскую крепость, разорили более 10 деревень, подступали к Кузнецку.

В июне 1713 г. сибирский губернатор М.П. Гагарин направил в Джунгарию тарского казачьего голову Ивана Чередова. В листе, адресованном хунтайджи Цэван-Рабдану, губернатор потребовал возвращения захваченных на Алтае пленных, имущества, а также просил, "чтоб на калмык, которые российский город, бывшей меж Бией и Катуней рек, разорили дать оборон". Цэван-Рабдан категорически отказался принять представителя сибирского губернатора, запретил снабжать его продовольствием и предоставлять кров. Переговоры, не принесшие никакого результата, И. Чередов вел с чиновниками хунтайджи. Прибывшие вместе с И. Передовым в Тобольск ойратские послы вручили М.П. Гагарину ответный лист правительства Джунгарии, в котором перечислялись "обиды", нанесенные ойратам русскими властями Сибири. В конце послания содержалась прямая угроза - "города Томск, Красноярск, Кузнецкой на их (ойратских. - Авт.) землях построены, долой буде снесены не будут, то их, яко на своей земле (хунтайджи) пошлет взять".

Еще более русско-джунгарские отношения обострились в 1715 - 1716 гг. после появления в верховьях Иртыша военного отряда подполковника И.Д. Бухгольца, отправленного Петром I по предложению М.П. Гагарина в Восточный Туркестан на поиски "песошного золота". Как известно, русский отряд был осажден джунгарскими войсками в новопостроенной Ямышевской крепости и вынужден был после длительной обороны, в условиях голода и эпидемии, срыть крепость и весной 1716 г. возвратиться обратно. Попытка русского правительства, не располагавшего достаточными сведениями о географическом и политическом положении Восточного Туркестана, в частности, Яркенда, пройти через территорию Джунгарского ханства привела к резкому обострению русско-ойратских отношений и к усилению напряженности в приграничной полосе, в том числе на Алтае. В том же 1716 г. кузнецкие власти сообщили правительству, что ойратские войска "многие деревни пожгли".

Напряжение стало спадать лишь после начала в 1717 г. новой джунгаро-цинской войны, когда Джунгария оказалась на грани поражения. В такой обстановке Цэван-Рабдан был вынужден направить в Петербург посольство во главе с Борокурганом с просьбой к Петру I принять его в подданство России на тех же условиях, что и волжских калмыков, и построить в верховьях Иртыша крепость. Русское правительство откликнулось на эту просьбу и направило в Джунгарию для приведения к присяге Цэван-Рабдана капитана Ивана Унковского. Однако, в 1722 г., когда И. Унковский прибыл в Джунгарию, обстановка резко изменилась. Цэван-Рабдан заявил русскому послу: "Было де его наперед сего прошение, чтобы городы построить для того, что китайцы на улусы его чинили нападения, а ныне де старый китайский хан умер (император Канси умер в декабре 1722 г.), а на его место его сын вступил (девиз правления Юнчжэн, 1723-1735 гг.), который прислал к нему (Цэван-Рабдану. - Авт.) послов своих, чтоб жить по-прежнему в дружбе... для чего ныне инороднему , контайши, ненадобны". Правитель Джунгарии заявил русскому послу о намерении возобновить сбор албана с северных алтайцев. Вскоре ойротские и телеутские отряды вновь появились в Кузнецком уезде.

К середине 20-х гг. XVIII в., как это видно из ведомости, присланной чрезвычайному и полномочному послу С.Л. Владиславичу-Рагузинскому, направлявшемуся на переговоры в Китай, джунгары собирали дань "с Кондомских, с Етиберской, с Каргинской, с Щелкалской, с Кергешской, с Комляжской, с Кузенской, да Мраских з Бежбоякова, с Ендаева, с Елейской, з Ближней Карги, с Кузетеевой, с Кызыл-Карги, с Кавинской, с Коинской и з Шерской, да с подгородной Таугапской волостей. И оные де иноземцы им, контайшиным калмыкам, на контайшу албана дают по вся годы после ясака Российской империи". Джунгары брали дань не только с перечисленных, в основном шорских, но и с Барсоятской волости. По данным 1730 г. в двоеданческих волостях числились уже Баштинская, Карачерская, Забийская шорские волости.

Северные алтайцы платили ойратам дань шкурами ценных пушных зверей, изделиями из железа. По сведениям воеводской канцелярии г. Кузнецка 1752 г. из трех шорских родов (Каргинского, Елейского и Тазашского) 21 человек считался двоеданцем. Размер дани в денежном выражении равнялся 23 руб. 52 коп в год. В натуральном выражении это, примерно, одна шкурка соболя с человека в год. В Ковинском роде было 11 двоеданцев, плативших дань джунгарам соболями, белками, бобрами, красными кожами на сумму 12 руб. 32 коп. В Бельтирском роде значилось 24 двоеданца, сумма дани составляла 26 руб. 88 коп. Из двоеданцев Итиберской волости 49 человек платили джунгарам дань "разным зверем и железом делным: таганами и котлами".

Таким образом, из 13 волостей ойратам платили дань в сумме 492 руб. 70 коп, 470 чел. Для сравнения отметим, что местные кузнецкие власти с этих же волостей собирали ясак, как следует из окладных книг, с 1350 человек.

Положение северных алтайцев-двоеданцев было исключительно тяжелым. Джунгарские и телеутские сборщики дани, доносил в Москву томский воевода С. Вяземский, в двоеданческие волости "сами ездят и жен своих и детей, и братьев, и племянников, и людей своих посылали и государевых ясашных людей мучат, бьют и грабят, и всячески разоряют, да всякую мягкую рухлядь и платья, зипуны и шубы, и котлы, и топоры сильно отнимают и лошадей отгоняют". По преданиям алтайцев, сборщики дани (даруги) "носили в правом ухе в виде серьги особый знак - маленький посеребренный таганчик, служивший эмблемой албана, собираемого с алтайцев железными котлами и таганами". С неплательщиками албана расправлялись самым жестоким образом. Телеутский князь Байгорок, собиравший по приказу Цэван-Рабдана албан, старшину Чеоктона "поймал, у живого глаза велел выколоть и ременья из спины вырезали и повесили на дерево". Вина последнего состояла в отказе от уплаты дани.

В годы военных неудач, вспышек междоусобиц в самой Джунгарии ойратские правители, стремясь возместить понесенные потери, ужесточали фискальную политику на Алтае. Так было, например, после смерти Галдан-Цэрена в 1745 г. В 1752 г. жители Верхнеку-мандинской волости Акучай Истегешев и Акачак сообщали русским властям, что прибывший из Джунгарии сборщик албана Дюрен, собрав по два-три соболя с каждого человека, потребовал заплатить ему по шесть шкурок соболя. "И оной де Дюрен, - пожаловались посланцы, - уже с них, у кого ежели соболей нет, забирает и лошадьми и в неоплате де того алману бьет немилостиво".

Сбор дани с северных алтайцев-двоеданцев ойратские и телеутские феодалы превратили в одно из средств личного обогащения. Население Кондомских волостей неоднократно жаловались властям Красноярска и Кузнецка на самоуправство и грабежи джунгарских и телеутских князей. Так, присланный хунтайджи Галдан-Цереном Кутук Кытакулов в 1742 г. "сверх ясаку на себя собирал сильно десять соболей... да взял де с собою в подводы восемь лошадей и не возвратил, а подводчиков отпустил пеших, також де многих белтир мучил и всякими нападками и вязал иных к юрте спиной назад и к полу де арканом и брал по соболю и коньми". Сменивший его в 1743 -1744 гг. Мамут Кытакулов "взял же с оных татар в два года 22 коня, которых де и угнал с собою, да сверх ясаку взял с них 20 соболей, також де и кроме того своими нападками брал по коню и мучил всякими муками» (Потанин, 1875).

Непосильные поборы и издевательства со стороны джунгар нередко побуждали двоеданцев оставлять свои исконные места и скрываться в отдаленных труднодоступных районах. Джунгарский сборщик албана Чюхай Часманов в 1752 г. жаловался русским властям, что "Мраской волости башлык Ебога с своей волости албану за семь лет не отдавал и бегает от них со своей волостью. Капской волости башлык Копышак не отдавал за нынешний 752 год за 30 голов и от того платежа бежал",

Царское правительство и местные сибирские власти принимали меры, чтобы оградить коренное население Сибири от домогательств джунгарских феодалов и вассалов. Практически, всем послам и посланцам, направляющимся из столицы и из сибирских городов в Джунгарию, вменялось в обязанность добиваться от ойратских владельцев прекращения грабежей, возвращения имущества и пленных.

Сибирские воеводы, получив сведения о появлении джунгарских или телеутских сборщиков дани в жилищах северных алтайцев, нередко высылали военные отряды, которые силой выдворяли джунгар, отбирали и возвращали населению имущество и скот. Насколько острым и сложным был вопрос о сюзеренитете над пограничными между Джунгарией и Русским государством коренными народами Сибири, свидетельствуют, например, переговоры русского посла Л. Угрюмова с джунгарским правителем Галдан-Цэреном и его советниками. Вкратце история отправления этого посольства такова. В 1730 г. в Москву прибыло очередное посольство из Джунгарии. Во время переговоров ойратские послы заявили, что Галдан-Цэрен желает наконец "о ссорах и претензиях как с российской, так и с его стороны произошедших согласится и для того просил о присылке к нему из России знатной персоны, с которым обещает во всех претензиях исследование и розвод учинить". Предложение это было охотно принято и вместе с ойратским посольством в ставку хунтайджи был отправлен майор Л. Д. Угрюмов.

В инструкции Сибирской губернской канцелярии, врученной Л.Д. Угрюмову в Тобольске, по вопросу о двоеданцах говорилось следующее: "Когда зенгорский владелец Галдан-Чирин или знатные ево калмыцкие начальники будут иметь претензию о волостях, о которых оной Галдан-Чирин претендовал с посланном своим, якобы ево владения, и на то ему, посланнику Угрнмову, представлять, что оные волости и теленгоуты и урянхайцы издревле поданные Российской империи ясашные, а не их Калмыцкого владения, и ясак и с тех волостей в казну нашего и. в. беретца по окладным книгам издавна с прошедшаго 1622 году, а в Калмыцком владении никогда не бывали".

Угримову велено было потребовать, чтобы с волостей "Кузнецкого ведомства - с Командинской, Тагап-ской, с Комлешской, с Тергешевской, с Кузеневской, с Юской (Южской), с Елейской и с протчих ясачных волостей и теленгутов и с урянхайцев... с тех бы волостей оного алману (Галдан-Цэрен) брать не велел и в том зборе калмыком своим запретил".

Уже во время одной из первых встреч Галдан-Цэрен выступил с большими претензиями в адрес царского правительства и местной сибирской администрации. Джунгарский хан, в частности, заявил, что с "городов Тары, Томска, Кузнецка и Красноярска в разных городах лет за 9 и болше воспрещено ему, зенгорскому владелцу, с подданных ево тамо живущих народов брать ясак: с киргиских, уранхаев и бирюсов со 138 волостей...". Во время последующих заседании чиновники Галдан-Цэрена неоднократно заявляли Л.Д. Угримову, что воеводы в сибирских городах чинят препятствия ойратам в сборе дани незаконно. В ответ на эти и им подобные претензии и домогательства русский посол в соответствии с инструкцией заявлял: "Оныя народы издревле пребывают в подданстве российском и ясак платят в Россию с построения тех городов болши 100 лет, в которых и впредь никому вступатца не надлежит... А о двоеданцах, которые платят ясак в обе стороны, им брать запрещения не бывало".

Длительные и сложные переговоры с бесконечными взаимными претензиями и упреками положительных результатов, по существу, не принесли. Более того, почти сразу же после их завершения в кочевьях южных, а затем и в жилищах северных алтайцев появились ойратские сборщики дани, угрожавшие русским войной, в связи с чем в 1735 г. правительство направило в Сибирскую губернию указ, в котором говорилось, что "...для удержания зенгорского владелца от противных поступков впредь до совершенного с ним розводу в границах барабинских и кузнецких волостей, с которых берется в российскую сторону ясак, а на него зенгорского владелца алман, в том зборе алмана ему запрещения не чинить". Тогда же Галдан-Цэрен потребовал от сибирских воевод разрешить его людям собирать дань с волостей, плативших какое-то время дань хану Галдану. Речь шла об обложении данью населения, проживающего в бассейнах рек Кондомы, Мрассы и др. Изучив материалы, представленные Кузнецкой воеводской канцелярией, Коллегия иностранных дел рекомендовала Сенату воздержаться от подобного разрешения.

В 1742 г. в Петербург из Джунгарии прибыло посольство во главе с зайсаном Ламой-Даши, представившее канцлеру А.М. Черкасскому большой список волостей, с которых местные сибирские власти запрещали брать дань. В этом реестре назывались енисейские кыргызы, жители Барабы, северные алтайцы и многие другие.

Этот вопрос занял центральное место в личном послании Галдаи-Цэрена императрице Елизавете Петровне. "Из давних времен, - утверждал хунтайджи, - в нашу сторону давали дань теленгуты, бирюсы и уранхайцы, и другие некоторые, а ныне оным от вашей стороны нам дань давать запрещено, того ради прошу оным повелеть по-прежнему обыкновению надлежащую нам дань давать без удержания". Но и на этот раз требования остались без удовлетворения. Более того, в 1745 г. северным алтайцам-двоеданцам было строго запрещено платить джунгарам дань железом и железными изделиями (Потанин, 1866).

Таким образом, вплоть до последних дней существования Джунгарского ханства вопросы о сборе ясака, о принадлежности тех или иных земель и проживавших на них народов Западной и Южной Сибири были одними из самых сложных и острых, нередко являвшихся основой возникновения локальных конфликтов и напряженности в межгосударственных отношениях. Вопросы эти были сняты с повестки дня после разгрома Цинской империей Джунгарского ханства в середине 50-х гг. XVIII в.

(По материалам И.Я.Златкина)

В 17-18 веках на территории западной окраины современной Монголии, Тувы, Алтая и Восточного Туркестана располагалась могущественная империя ойратов - Джунгарское ханство.

Потерпев поражение от империи маньчжуров, это государство исчезло, постепенно стало забываться и имя джунгаров. Конечно, прямые потомки ойратов - современные калмыки, дорбеты и другие - прекрасно помнят о славном периоде своей истории, но в памяти даже соседних народов слова Джунгария и джунгары изрядно потускнели. Однако даже среди специалистов по истории джунгаров, посвятивших ей многие годы своих исследований, немногим известно, что в истории существовала и другая Джунгария, а роды, именуемые джунгарскими, поныне живут среди народа, никогда не входившего в состав ойратской общности.

Завет Олёдэя

100-150 тому назад у разных групп бурят бытовали версии легенды о герое по имени Баргу-батур, оставившем трем своим сыновьям дары и судьбоносные для их потомков наказы. Легенда гласит, что Баргу-батур, подарив младшему сыну Хоридою лук и стрелы, указал на лесные земли, где тот должен был обрести свою судьбу. Среднему сыну, Бурядаю, Баргу оставил скот и отдал родовой надел, завещав не ходить в дальние странствия. Наконец, старший сын, Олёдэй, получил от отца меч, доспехи и наказ двинуться на запад в поисках военного счастья и новых земель. Считается, что от Хоридоя произошли нынешние хоринские буряты, от Бурядая - булагаты и эхириты, составившие основу западных бурят. Потомками Олёдэя в разных вариантах легенды называют то племя олётов, то калмыков, то вообще всех ойратов.

Сюжет легенды в фольклористике известен уже более ста лет, но историки не воспринимали его в качестве отголоска каких-то реальных событий далекого прошлого. Между тем, филологи постепенно приходят к выводу о том, что до 13-14 веков действительно существовала общность, говорившая на очень специфичном монгольском диалекте, наследниками которого являются диалекты и говоры хоринских бурят, эхиритов, булагатов, баргутов (олицетворением которых в легенде является Баргу-батур). Иными словами, легенда, считающая современные ветви бурятского и ойратского народов изначально родственными, в определенной части отражает исторические факты. С другой стороны, ни один из современных ойратских диалектов не является близким к диалектам современных баргутов и бурят, среди которых также, как и среди ойратов, живут потомки Олёдэя.

Олёты или сэгэнуты

В преданиях западных бурят часто упоминается воинственное племя сэгэнут, конфликтовавшее со своими соседями, булагатами и эхиритами. Сэгэнуты долгое время были непобедимы, но однажды, попав в ловушку, были наконец разгромлены. С той поры они распались на множество родов, расселившихся по окраинам бурятского мира. Часть сэгэнутов расположилась на севере по Верхней Лене и тайге на побережье Байкала у острова Ольхон, другая часть заняла низовья Оки и Уды на крайнем западе этнической Бурятии, третья - попала в состав булагатов под именем кудинских ашаабгатов. Кроме того, еще несколько небольших родов, ведущих происхождение от прежней сэгэнутской общности, остались жить анклавами посреди булагатов, эхиритов и других бурятских племен.

Толька один из образовавшихся в этот период родов сохранил за собой название сэгэнут, остальные назывались уже каждый по своему - икинаты, удинские ашаабгаты, хайталы, мунхалюты, бухэты, зунгары, барунгары и т.д. Тем не менее, и сами они, и их соседи продолжали помнить об общем происхождении. Булагаты, например, считали их всех потомками Олёдэя. Вместе с тем, бытовало и общее название группы сэгэнутских родов - олёты.

Все бурятские олёты говорят на диалектах бурятского языка. Олёты, которые покинули Бурятию в 13-14 веках, впоследствии влились в состав образовавшейся в то время новой ойратской общности и постепенно перешли на другой монгольский диалект.

Древняя Джунгария

В истории бывает так, что переселяющийся народ приносит на новую землю название своей прежней родины. Были когда-то две Булгарии - на Балканах и на Волге, две Венгрии - в Центральной Европе и на Урале, и есть две Зеландии - одна Новая в Тихом океане, другая «старая» - в Европе. Как мы писали выше, все олётские роды Бурятии происходят от сэгэнутов, а сами сэгэнуты своей прародиной считают Джунгарию, но не ту, что к западу от Монгольского Алтая.

Записи известных бурятских этнографов М.Н. Хангалова и С.П. Балдаева показывают версии преданий о происхождении сэгэнутов, записанные от них самих. «В давнее время, с южной стороны Байкала, из местности Зунгария пришли люди кости Сэгэнут на северную сторону Байкала». В сюжете, впервые опубликованном в 1890 году, рассказывается: «Племя элэт (θθлθд) или сэгэнут жило прежде на южной стороне Байкала. Оно убило своего военачальника и, боясь наказания, пошло вниз по Селенге, перешло через Байкал». В 1935 году другим собирателем был записан такой вариант: «Сэгэнуты жили на южной стороне Байкала. Они убили своего начальника за плохое обращение с ними, перешли Байкал по льду и поселились совместно с эхиритами и булагатами».

Записи, сделанные разными учеными в разное время, говорят об одном. Древняя Джунгария находилась где-то в долине Селенги или, во всяком случае, на юго-востоке от Байкала, совсем не там, где располагалось Джунгарское ханство.

В древности произношение этнонима сэгэнут могло звучать как чингэ(н) или чигэ(н), позднее, в северных монгольских диалектах начальное ч- трансформировалось в ц- (например, в халха-монгольском), а уже в бурятских диалектах, в фонетике которых нет этих звуков, термин стал звучать как сэгэн или (с показателем множественного числа) сэгэнут. В истории монгольской династии Юань упоминается племя чике, жившее на восточной стороне Байкала в 11 веке, и совместно с баргутами вошедшее в союз племен, организованный предком Чингисхана Хайду и его дядей Начином. Предположительно в середине 12 века после конфликта с мэркитами чике перешли на западную сторону Байкала.

Если наши рассуждения верны, то потомки бурятских сэгэнутов в 13-14 веках влились в состав ойратов. Их судьба в Джунгарии является уже отдельной историей, свидетельствующей о тесных связях монгольских групп между собой.