Сказки в которых есть шапка невидимка. Мармеладки радости Сказкотерапия на каждый день

Жил-был мельник, у которого было три сына и одна-единственная дочь. Ее он любил, а сыновьями был всегда недоволен: они никак не могли угодить отцу. Это очень печалило братьев, им плохо жилось в отцовском доме, и часто сидели они все вместе, вздыхая да охая, и не знали как быть.

Однажды, когда они опять так сидели, один из братьев заметил с грустью:

– Эх, кабы, у нас была шапка-невидимка, мы бы всего достигли!

– Что же с ней делать? – спросил другой брат.

– У карликов, живущих в этих горах, покрытых лесом, – объяснил первый, – есть шапки, называемые невидимками, и когда надеваешь такую шапку, делаешься невидимым. Это чудное дело, милые братья! Можно исчезать перед людьми, которые не хотят обращать на тебя никакого внимания, и от которых никогда не слышишь приветливого слова; можно пойти, куда хочешь, и взять все, что желаешь; и ни единая душа не видит человека, покрытого такой шапкой.

– Да, но как же достать это сокровище? – спросил младший из братьев.

– Карлики – это маленький потешный народец, который любит позабавиться, – сказал старший брат. – Им иногда доставляет большое удовольствие подбрасывать свои шапки в воздух. Хопс! – каждый видит карлика, – хопс! – карлик ловит свою шапку, надевает ее и снова становится невидимкой. А тут-то и надо устроить так, что как только карлик подбросит шапку, живей схватить его и моментально самому поймать шапку. Тогда карлик делается видимым, а поймавший шапку становится повелителем всего карликового мира. Ну, тут можно или оставить шапку себе, чтобы делаться невидимым, или требовать от карликов столько сокровищ, что ими можно было бы обеспечить себя на всю жизнь; ведь карлики обладают всеми металлами, скрытыми в недрах земли, и знают, как пользоваться чудодейственными силами природы.

– Вот так штука! – воскликнул один из братьев. – Так пойди же и достань нам шапки-невидимки или, по крайней мере достань себе такую шапку да и помоги нам, чтобы и нам впредь жилось получше.

– Я сделаю это, – сказал старший брат и вскоре отправился в горы, покрытые лесом. Путь туда был довольно далекий, и только к вечеру прибыл наш молодец к горам, где жили карлики. Придя на одну поляну, он по примятой траве заметил следы кувырканья и танцев карликов, прилег тут же и стал ждать. Вскоре начали появляться потешные малютки; они перепрыгивали друг через друга, бросали свои шапочки и забавлялись самым смешным образом.

Вдруг одна из шапок упала прямо около него, он бросился было к ней, но карлик, которому она принадлежала, оказался гораздо проворнее его, сам схватил шапку и закричал:

– Диебио! Диебио!

На этот крик собралась вся компания, бросилась на нашего молодца, точно куча муравьев на жука. Он даже не мог защищаться, его схватили и повели глубоко под землю, где жили карлики.

Оба оставшиеся дома брата очень печалились и грустили, видя, что старший брат не возвращается. Да и сестре стало жутко: она была добрая, нежная, у нее часто болело сердце о том, что отец так груб и неприветлив с ее братьями и только ей оказывает внимание. Старый же мельник все ворчал:

– Что мне за печаль, если один из негодных мальчишек отправился ко всем чертям, – одним нахлебником в доме меньше! Вернется еще, привык дармоедничать, – худое споро, не сживешь скоро!

Однако день шел за днем, а молодой человек не возвращался, и отец становился все строже да ворчливее. Оба брата тужили о своей судьбе, и средний брат сказал:

– Знаешь ли, брат, что! Пойду-ка я теперь в горы, авось добуду шапку-невидимку. Я представляю себе дело так: видно, брат добыл шапку да отправился гулять в ней по белу свету, хочет, сперва, поискать себе счастья, а о нас и думать забыл. Я-то уж вернусь, как только мне посчастливится. А вот если не вернусь, так, значит, мне не посчастливилось, тогда прощайте, не поминайте лихом!..

Грустно расстались они, и теперь средний брат отправился в горы, покрытые зеленым лесом. Там с ним случилось точь-в-точь все то же, что и со старшим братом. Он увидал карликов, бросился за шапкой, но один ловкий карлик подхватил ее, закричал:

– Диебио! Диебио! – И вся ватага подземных существ кинулась на него; его связали так крепко, что он не мог двинуться, и потащили в подземное царство.

С возрастающим нетерпением ожидал дома, на мельнице, младший брат возвращения среднего брата, но напрасно. Тут он страшно затосковал, потому что понял: второй брат пропал без вести; сестра тоже грустила, один отец оставался равнодушным и только твердил:

– Пропал, так пропал! Дома не нравится жить, так скатертью дорога, свет велик, а в моем доме плотник тоже не забыл прорубить отверстия для дверей. Хорошо жилось ослу, нет, – пошел на лед танцевать, поскользнулся да и сломал себе ногу. Пусть всезнайка шатается, где хочет! Чего вы печалитесь о бедном грешнике? Я так рад, что избавился от него.

Однако до сих пор младший брат находил утешение, делясь своим горем с другими братьями, теперь же, когда они все не возвращались, положение его стало невыносимым, и он сказал сестре:

– Милая сестрица, я тоже уйду и вряд ли вернусь, если со мной случится то же, что и с братьями. Отец не любит меня, хоть я ни в чем и не виноват. Бранные слова, которыми он награждал прежде нас троих, сыплются теперь на меня одного, переносить это мне не по силам. Прощай, счастливо оставаться!

Сестра не хотела отпускать от себя младшего брата, которого она любила больше других, но он ушел тайком от нее.

Всю дорогу он только и думал, как бы достать шапку-невидимку. Как только он прибыл к зеленым горам, он тотчас по измятой траве узнал ту площадку, куда собирались карлики для своих ночных танцев, игр и единоборства; на вечерней заре прилег он там и выжидал, пока пришли карлики, стали танцевать и бросать шапки.

Один из малюток подошел почти вплотную к нему, бросил шапку, но умный малый не двинулся. Он подумал: «Еще есть время, пусть маленький человечек приручится и сделается более смелым». Карлик, действительно, увидав, что ничего тут не поделаешь, взял шапочку, лежавшую совсем около мальчика, и отошел. Немного времени спустя, полетела другая шапка и упала вблизи мальчика. «Ого, – подумал он, – теперь посыплется целый дождь шапок», – но выжидал, пока третья шапка не упала ему прямо на руку. Цап-царап! – он схватил ее и живо сам вспрыгнул на ноги.

– Диебио! Диебио! Диебио! – громко закричал карлик, которому принадлежала шапка, своим тонким, трескучим, пронзительным голоском, – и весь карликовый мир завизжал и закишел кругом него.

Но мальчик надел шапку, сделался невидимым, и они ничего не могли поделать с ним. Тут они подняли все вместе жалобный визг и плач и стали просить невидимого вора, чтобы он во что бы то ни стало, возвратил им шапку.

– Во что бы то ни стало? – переспросил карликов умный малый. – Это для меня дело подходящее, мы можем сторговаться. Сперва мне только надо сообразить, в чем именно это «что» состоит. Прежде всего, спрашиваю: где мои братья?

– Они внизу, в недрах зеленых гор! – ответил карлик, которому принадлежала шапка-невидимка.

– А что они там делают?

– Служат нам.

– Так, они служат вам, а вы – мне. Живо! Подавайте их сюда! Их служба кончена, начинается ваша!

И вот подземные людишки должны были покориться земному человеку, так как обладанием шапки-невидимки он добился власти над ними.

Встревоженные и опечаленные карлики пошли теперь со своим повелителем к дверце, закрывавшей отверстие, которое вело внутрь зеленой горы; дверца со скрипом открылась, и все быстро исчезли за ней. Подземелье представляло из себя множество огромных палат, длинных галерей и маленьких комнат и каморок, приспособленных для различных потребностей карликов. Не успев еще хорошенько оглядеться, мальчик первым долгом приказал привести к себе братьев. Они явились, одетые как слуги, и закричали, увидав брата:

– Ах вот и ты здесь, наш милый, добрый брат, наш малыш!

Вот мы и все трое вместе, но теперь мы все под властью этих подземных духов и не увидим никогда ни света, ни земных лесов, ни цветущих полей!

– Милые братья, – возразил младший брат, – думаю, что и на нашей улице будет праздник. Подать сюда роскошные барские одежды для моих братьев и для меня! – приказал он карликам, крепко держа в руках драгоценную шапку-невидимку.

В одну минуту приказ его был исполнен, братья переоделись, и покоритель карликов велел подать обед, состоящий из самых изысканных блюд и лучших вин. Затем началось пение, музыка, театр и танцы – во всех этих искусствах карлики были большие мастера. Потом принесли роскошные постели для отдыха. После отдыха во всем подземном царстве зажгли великолепную иллюминацию, привезли хрустальную карету, запряженную чудными лошадьми, и братья поехали кататься по зеленым горам, чтобы осмотреть все, что было в них достопримечательного. Они проезжали по ущельям, усыпанным драгоценными каменьями, видели грандиозные водопады, любовались, как цветут металлы, подобно цветам – тут были и серебряные лилии, и золотые подсолнечники, и медные розаны, – все сияло блеском, роскошью и великолепием.

Наконец властелин карликов начал торговаться с ними из-за шапки-невидимки и предложил им следующие условия. Во-первых, он потребовал напиток из чудесных целительных трав, сила которых так хорошо была известна карликам; этим напитком он хотел исцелить больное сердце своего отца и вызвать в нем любовь ко всем трем сыновьям. Во-вторых, он потребовал такое сокровище, какое подобает подарить лишь царской невесте, – его он назначил отдать своей любимой сестре. В-третьих, он потребовал целый воз драгоценных каменьев и художественной утвари, какую только карлики умели изготовить, и еще целый воз золотых монет – ведь говорится: деньги каждого соблазняют, а братьям так хотелось от души пожить богачами. Затем он пожелал иметь для каждого из братьев по карете самого удобного устройства, с хрустальными стеклами, и чтоб к каждой карете было все необходимое: кучера, лошади, роскошная упряжь.

Слушая эти приказания, карлики только переминались с ноги на ногу, изгибались в три погибели, имели такой жалобный вид, что камень растрогался бы; но их стон и охи ни к чему не привели.

– Ну, если не хотите, – говорил грозный повелитель, – отлично, тогда мы остаемся у вас; здесь жить недурно, а я еще у вас всех отберу шапки-невидимки. Тогда увидите, что будет с вами, – убьют каждого, как только завидят. Этого еще мало! Взберусь я наверх, на землю, наберу жаб, да и пущу их на ночь в постель каждому из вас.

Лишь только повелитель произнес слово «жаба», как все карлики бросились в отчаянии на колени и завопили:

– Смилуйся! Смилуйся! Ради всего на свете, только не это! Только не это наказание! – Ведь жабы для карликов ужас и верная смерть. Вздыхая, согласились они на все и тотчас же отправились, чтобы добыть все требуемое и в точности исполнить повеления своего строгого властелина.

А между тем на мельнице угрюмого мельника дела шли неважно. Когда младший сын также ушел, старик заворчал:

– Ну, и тот пропал, словно сквозь землю провалился, – так-то оно всегда: расти детей, а они тебе спину поворачивают. Хорошо еще, что девочка со мной, мое сокровище, моя любимица!

Любимица же сидела смирно да плакала.

– Опять ты плачешь! – ворчал старик. – Думаешь, так я и поверил, что ты плачешь о своих братьях? О том несчастном убиваешься ты, который собирается посвататься за тебя. У него нет ни гроша, у меня ни гроша, – у нас всех троих вместе, значит, ни гроша. Слышишь ли, как мельница стучит? Не слышишь? Я тоже не слышу. Мельница стоит, я не могу работать, а ты не можешь ехать венчаться, или ты желаешь справить нищенскую свадьбу? Что скажешь на это?

Такого рода речи слушала дочь ежедневно и изводилась от своего тайного горя.

И вот в одно прекрасное утро три кареты подкатили к мельнице; малютки-кучера правили лошадьми, малютки-лакеи отворили дверцы карет; три красивые молодчика, одетые, словно принцы, вышли из них.

Множество прислуги стало возиться около других экипажей: снимали, разгружали, отвязывали ящики, тюки, тяжелые сундуки – и все это потащили на мельницу. Немые от удивления, стояли мельник и его дочь.

– Доброе утро, отец! Доброе утро, сестрица! Вот и мы явились! – вскричали все три брата разом. Однако ни отец ни дочь все еще не двигались и смотрели на них, выпучив глаза.

– Чокнемся же за наше возвращение, милый батюшка! – воскликнул старший сын, взяв из рук одного из лакеев бутылку благородного напитка, который он налил до краев в золотой бокал самой искусной работы и подал его отцу. Тот выпил, передал дальше, и все пили. Чудесная теплота разлилась по всем жилам старика, согрела его холодное сердце; теплота эта стала огнем, пылающим огнем любви. Отец заплакал, бросился обнимать сыновей, целовал и благословлял их. Тут явился и жених дочери, он тоже отведал чудесного напитка.

От всей этой радости быстро завертелись мельничные колеса, так долго стоявшие без движения, – клипп та клапп, – еще и еще, – клипп та клапп, – вертятся они и сейчас.

В городе готовится террористический акт. Исполнитель теракта, Ян готовясь к нему гуляет по улицам города с приятелем. Ян приговорён к смертой казни и за ним установлена слежка. Как не пытается приятель соблазнить Яна земными радостями, Ян отвергает все, он не смотрит на женщин, он готовится к покушению. Несмотря на то, что Ян человек набожный, религия бессильна там, где существуют высшие государственные цели. Слежка отстаёт и Ян, чтобы расслабиться предлагает покататься на лодке с друзьями.

С друзьями детства братом и сестрой Кириллом и Евгенией, Ян и его приятель катаются на лодке. Ян пытается не думать о предстоящем теракте, но не может отогнать от себя тревожные мысли. Напрасно Кирилл с Евгенией пытаются ему доказать, что революции нужно делать пропагандой. Одержимого кровавой местью Яна, друзья прозвали «Маратом».

В день теракта приятель ждёт Яна. Он не может найти себе места от тревоги, время тянется, как задёрганная ломовая кляча, а Яна все нет. Наконец входит бледный Ян. Жертва в карете была не одна, там были женщина и ребёнок, Ян не смог решиться.

На следующий день в городе вылетели сотни стёкол, а сам город шумел как улей. Значит жертва была одна...

Кирпич и музыка

Евстигней - кудлатый, растрёпанный, грязный человек, который причёсывается крайне редко, больше по воскресеньям. Он катает руду на вагонетках и живёт в казарме. Татары, живущие с ним в одной казарме, препятствуют ему варить свинину. По воскресеньям Евстигней напивается и дерётся.

В праздник Евстигней умывается, одевает пиджак и идёт гулять. Его гуляние заключается в том, что он сидит на крыльце трактира и задевает проходящих мимо.

Однажды вечером после работы, Евстигней слегка пьяный вышел во двор казармы. Татары громко и пронзительно пели резкими гортанными голосами. Евстигней сел на траву и кричал, чтобы перестали. Татары прогнали его, а один бросился на него с ножом.

Евстигней вышел со двора и пошёл в лес. Он уходил все дальше и дальше и вдруг он услышал мягкий звон колокольчиков. Их заглушал другой звон, низкий и певучий. Идя навстречу звукам, Евстигней вышел на поляну. Там стоял дом управляющего. Окна в доме горели и были открыты настежь, кто-то играл на рояле. Евстигней подошёл ближе к дому и увидел женщину, чьи руки проворно бегали по клавишам. Увидев Евстигнея, женщина засмеялась. Евстигней засмеялся в ответ. Она закрыла окно и Евстигней пошёл домой, забыв про татар и вспоминая музыку.

На следующий день, в воскресенье, Евстигней снова пошёл в трактир, напился и подрался. Его выгнали на улицу. Он пошёл через лес к дому, где слышал вчера музыку. Увидев его, женщина испугалась и позвала на помощь. С рёвом Евстигней бросил в окно кирпич. От того, что у него никогда не будет светлых и чистых комнат, красивых женщин, играющих на фортепиано, ему хотелось напиться и выругаться.

Подземное

В революционный комитет пришло письмо, в котором сообщалось, что в город должен приехать провокатор. Также сообщались его приметы: лет 28, чёрные усы, карие глаза, немного косит, выдаёт себя за студента. Один из членов комитета Ганс, рассказывает, что несколько дней назад к нему приходил молодой человек по имени Костя, с указанными приметами. Заведующий конспиративной частью комитета, Валентин Осипович Высоцкий поручает Гансу убрать Костю.

Дома Ганса ждал Костя. Ганс предлагает Косте пойти с ним на дело, от удачного исхода которого зависит существование революционного комитета.

Ганс приводит Костю к реке. Он прячет Костю за лежащими на берегу брёвнами, а сам встречается с человеком, стоящим на речной пристани. Костя недоволен тем, что ему в важном деле отводится столь пасивная роль, но подчиняется, так как он новое лицо в городе и заинтригован происходящим.

Человек, с которым встречается Ганс, представляется как Николай Иванович Хвостов. Он принимает Ганса за Высоцкого и передаёт ему пакет от полковника жандармерии. Ганс понимает, что настоящий провокатор не Костя, а Высоцкий. С помощью Кости, Ганс убивает Хвостова.

Член революционного комитета Валерьян приходит к ещё спящему Высоцкому. Несмотря на сопротивление и попытку откупиться, Валерьян убивает Валентина Осиповича.

В Италию

Сбежав из тюрьмы, опасный преступник Геник скрываясь от сыщиков, перепрыгнул через высокий каменный забор и попал в сад богатого дома. Там гуляла маленькая девочка Оля. Она приняла Геника за своего дядю Сережу, которого ждали в гости. Играя с ребёнком, Геник пообещал увезти ее в Италию, предварительно купив себе новую шляпу. Оля приносит Генику шляпу отца.

Из глубины сада показались двое городовых в сопровождении дворника Степана. Оля радосто сообщает Степану о приезде дяди Сережи. Кланясь мнимому родственнику господ, Степан объясняет, что сидя в пивной, он увидел бегущего человека, а кроме их сада ему деваться некуда. А человек, бунтарь, из тюрьмы сбежал, в городового стрелял, вся полиция на ногах.

Геник приказывает Степану всеми силами помогать стражам порядка, а не сидеть в пивной среди бела дня. Также Степану приказано вызвать извозчика, чтобы ехать в дворянское собрание.

Садясь в экипаж, Геник обещает Оле вернуться к обеду с подарками, а потом они поедут в Италию.

Случай

Жена Больсена, Анна умирала. Неделю назад, она пела и кричала на всю улицу, а сейчас лежала исхудавшая и бледная, покрывшаяся испариной с запёкшимися губами. Прошедший год был тяжёлым для их деревни. Постоянные обыски, доносы, деревня обезлюдела и теперь, чтобы привести к жене доктора, Бальсену приходится ехать в город.

Около полуночи, когда до города оставалось часа полтора пути, Бальсена остановил казачий разъезд. После обыска, не найдя у него ничего кроме часов и рецепта, из-за отсутствия паспорта казаки связывают Бальсена. От отчаяния, с мыслями о больной, любимой жене Бальсен пытается бежать. Казаки убивают Бальсена.

Апельсины

Сидя в тюремной камере Брон с тоской смотрел в окно на весеннюю реку. Шёл третий год заключения, за все время никто ничего ему не передал с воли. Неожиданно Брону принесли передачу, в которой были апельсины. В одном из плодов была записка от незнакомой женщины по имени Нина Борисова. Случайно, узнав о нем, Нина предлагала Брону помощь.

Между Броном и незнакомкой завязалась переписка. Брон изливал свои политические взгляды, а незнакомка отвечала тем, что чувствует себя как в тюрьме, живя в мире, полном грязного тупого самодовольства, она рвётся на борьбу с тёмными силами зла. Брон представлял Нину тоненькой высокой брюнеткой.

Однажды Нина выхлопотала свидание, которого Брон не мог дождаться. Нина оказалась толстенькой, некрасивой, скромно одетой девушкой. Им дали пять минут свидания, за время которого Нина и Брон отчаянно пытались придумать тему для разговора.

Нина пообещала ещё прийти, а Брон вернулся в камеру с новой морщиной в душе.

На досуге

Тюремный писарь умирал на работе от жары и скуки. Он мечтал о том, как вечером он будет гулять по бульвару, где можно встретить барышень на любой вкус.

Рассыльный приносит письма. В одном из них красивая открытка заключённому Козловскому от его невесты. Писарь зол на Козловского. Он читает открытку, в которой девушка пишет, что долго не писала, так как болела мать, но Козловского ждёт ссылка в Сибирь и она приедет к нему.

Писарь и надзиратель не верят девушке. Они видели ее фотографию: зачем красивой девушке худой, как таракан ссыльный Козловский? Зная, что арестант живёт от письма до письма, писарь решает не отдавать красивую открытку с картинкой, а взять ее себе.

А Козловский ходит по камере, с тоской смотрит в окно и шепчет: «Катя, где ты? Пиши мне, пиши...»

Гость

Революционер приходит по делу к своему товарищу Гансу, который читает свежий номер революционной газеты «Красный петух». Друзья хотят обсудить завтрашнюю забастовку. Во время разговора раздаётся стук в дверь. Пренебрегая конспирацией, Ганс разрешает войти, прежде, чем его товарищ успевает спрятать газету. В комнату входит полицейский, который приносит Гансу повестку в участок. Раскрытый журнал лежал перед пришедшим.

На следующий день, во время забастовки, революционер видит, как по улице бежит рабочий с окровавленным лицом. За ним размахивая шашкой, бежал полицейский, вчерашний посетитель Ганса. Догнав рабочего, полицейский ударил его и зашипел: «Беги!» Из последних сил рабочий убежал, а полицейский шёл следом и кричал усталым голосом: «Держи его!» Подошедшим городовым полицейский сказал, что забастовщик убежал.

Любимый

Балагур, кутила, завсегдатай увеселительных мест Яков влюбился в очаровательную девушку, дочь влиятельного чиновника и собирается жениться. Сегодня он с матерью девушки, ее дядей и со своим другом Васей идут в театр.

Вася очарован девушкой, она напоминает ему фею. Также приятное впечатление производит дядя, а ее крикливая, пёстро одетая мама напоминает ему попугая.

Во время представления раздаётся крик: «Горим!». Люди, как бешенное стадо кинулись к выходу. Девушка бросилась к Якову, а он отталкивая ее, искал помощь. Дядя превратился в сумасшедшего. Взяв девушку на руки, Вася с отвращением плюнул в Якова и бросился к выходу. Но тут оказалось, что тревога была ложной.

Карантин

Выйдя из тюрьмы в подавленном состоянии, террорист Сергей находится в карантине. Он живёт в семье кузнеца, дочь которого Дуня, привлекает его внимание. Сергею приходит письмо. Дуня приглашает Сергея вечером покататься с друзьями на лодке, но Сергей отказывается. В письме сообщается, что завтра приедет кто-то из его товарищей, ему дадут задание, выполняя которое он должен будет погибнуть.

На следующий день к Сергею приезжает товарищ Валерьян. Он привозит бомбу. Видя, что за Дуней ухаживает молодой человек, Сергей колеблется и отказывается от участия в террористическом акте. Валерьян уезжает, предупреждая Сергея, что делать с бомбой пусть решает сам.

После вечера проведённого с Дуней, Сергей взрывает бомбу в лесу. Красивая девушка, увлекающаяся поэзией, Валерьян, взрыв - все перемешалось в его голове. Завтра он уедет и начнёт новую неясную жизнь.


Анечка очень любила играть с дедушкой Ваней в прятки. Но игра у них была особенная, не такая, как когда Анечка с другими ребятами в прятки играла.

Комната у дедушки Вани была маленькая, прятаться в ней по-настоящему было негде.

Была там кровать большая, шкаф, стол, два стула и диван с удивительным названием - атаманка.

Вот на этой-то атаманке Анечка и пряталась. Закрывала глаза ладошками, ложилась лицом вниз и лежала - тихо-тихо!

А дедушка Ваня считал до пяти и начинал искать.

Трогал он платье Анечки, и говорил:

Что это? Наверное, моя Акулина здесь свои вещи побросала…

Потом долго обходил комнату, как бы проверяя, где же тут могла спрятаться Анечка?

И тáк у дедушки Вани это получалось интересно! Он вслух рассказывал подробно, что и в шкафу Анечку не нашёл, и под столом не нашёл… А Анечка изо всех сил старалась не засмеяться раньше времени. И даже дышала тихо-тихо…

Потом дедушка Ваня говорил:

Тут Анечка, вся сияя от счастья, вскакивала на атаманке:

Вот она - я!

… Анечка ведь и в самом деле ощущала себя невидимой - и это было очень весело и волшебно! Словно возникало у неё умение исчезать из обычного, видимого всеми людьми мира и становиться прозрачной, как воздух, - а потом опять появляться.

… Однажды, когда Анечка немного повзрослела, после такой игры в прятки она сказала:

Вот бы здорово было - и на самом деле так уметь: исчезать - и появляться, когда захочешь!

А для чего тебе так уметь делать, Анечка? - спросил её дедушка Ваня.

… И стали они обсуждать: для чего может пригодиться человеку быть невидимым?

Ну, ведь не только же для того, чтобы с ребятами в прятки играть и всегда выигрывать! Всегда выигрывать - это даже скучно будет!

И получилось, что и не очень-то нужно человеку уметь быть невидимкой в современном мире.

Анечка даже огорчилась…

И тогда дедушка Ваня спросил:

А хочешь, я тебе расскажу сказку про шапку-невидимку?

Очень хочу! - в восторге воскликнула Анечка и устроилась поудобнее на атаманке.

Ну, тогда - слушай! - улыбаясь в седые усы, сказал дедушка Ваня.

… И он начал рассказывать:

Жила была шапка-невидимка. Долго-долго она жила, многим героям помогла она битвы с драконами выигрывать, царевен из плена у злых колдунов освобождать, всякие другие подвиги совершать.

Да только поменялись времена.

Поисчезли богатыри и герои…

Оказалась шапка-невидимка в музее быта старинного, лежит себе на витрине под стеклом - и её все «экспонатом» называют, удивляются: какая вышивка золотой нитью красивая, какие узоры затейливые! А что она волшебная - уже никто и не знает!

Скучно так шапке-невидимке жить! Не жизнь это вовсе: без дела валяться на боку!

Лежит она и думает: как бы ей жизнь свою такую однообразную поменять?

А надо сказать, что, так как шапка была не обычная, а волшебная, - то умела она думать, как человек. Да-да! Столько лет она на разных мудрых головах жила - что научилась уму-разуму!

А тут случилось, что пришли в музей воры. Украли они всякие вещи старинные золотые, а заодно и шапку прихватили: может быть, её тоже за большие деньги продать получится, старина всё-таки, узоры золотой нитью вышиты!

И один вор, возьми и надень шапку на голову, потому что краденного так много было, что в руках не удержать.

Поглядел он на себя в зеркало - а его там нет…

Смекнул он тогда, какая ему удача выпала: это ведь как удобно воровать, когда тебя никто не видит!

Начал он ловкие грабежи один за другим совершать.

Да только шапке - то противно было!

«Раньше я героям и богатырям помогала… А теперь - до чего докатилась: у вора в услужении оказалась! Уж лучше бы в витрине словно в гробу стеклянном лежать, чем такой позор!» - думала она.

От мыслей того вора, на голове которого ей приходилось бывать теперь каждую ночь, - ей тошно делалось! И один раз, когда он воровал в большом магазине, постаралась шапка-невидимка: зацепилась она за полку - и на пол упала.

А вор этого не заметил - и продолжает своё греховное дело, словно он - невидимый. Но всем теперь его поступки видны стали!

Тут вора и поймали!

А шапку-невидимку вместе с ним арестовали. Да только не знали о её свойствах волшебных…

… Лежит шапка-невидимка на столе у сыщика в кабинете - как вещественное доказательство…

А тут - осень. В кабинете - холодно. И от окна дует…

Надел сыщик шапку на голову - и в тот же миг исчез.

Сыщик этот был не глупый. Он быстро понял, какая польза от невидимости будет в его работе.

Стал он преступников теперь очень ловко ловить.

Поначалу шапка-невидимка порадовалась перемене в участи своей: «Всё же - дело доброе совершать помогаю! Хоть мой новый хозяин и не богатырь, но дело полезное делает!»

… Но потом так ей наскучило за жуликами подсматривать, что она решила как-нибудь поменять работу свою.

Однажды оказалась она в больнице, когда сыщик пришёл там свидетеля опрашивать. В больнице ему халат белый дали, а шапку и другую верхнюю одежду велели в гардеробе оставить.

Вот тут-то шапка-невидимка и исхитрилась с вешалки упасть! Да так удачно упала, что попала в один из пакетов, которые больным детям от родителей передавали. А к этим детям ныне даже родителям приходить не разрешалось: был карантин.

Так она в палате у одного мальчика между гостинцами оказалась.

А тот - из-за болезни своей - есть не хочет. И в пакет не заглядывает даже.

Лежит мальчик и думает, как бы ему спрятаться? Потому, что сейчас врач придёт и укол болезненный ему будет делать.

А шапка-невидимка любые мысли легко понимала. Ведь мысли в невидимом обычными глазами мире - существуют! И шапка-невидимка в том мире невидимом очень неплохо разбиралась!

Вот и понимает она легко, о чём мальчик больной думает. Так и хочет она из пакета выскочить: «Вот же - я! Надень меня скорее!»

И тут заметил мальчик между апельсинами и яблоками в пакете что-то совсем необычное. Вытащил он шапку-невидимку, поудивлялся - и надел.

Врач пришёл в палату, а мальчика больного нигде нет… Паника началась, по всей больнице медсёстры и санитары бегать стали, искать…

А мальчик вначале обрадовался, встал и по коридорам больничным пошёл: домой он очень хотел вернуться, соскучился по маме и папе!

Но потом мальчику от болезни его плохо стало, и он упал без сил. Шапка-невидимка тут уж постаралась, чтобы с головы мальчика свалиться - чтоб его могли бы найти поскорее.

А сама думает: «Вот - какую беду я наделала! И как же мне дальше быть, чтобы пользу приносить? Не знаю ведь пока!»…

А мальчик шапку больше не надевает, но ласково так говорит с ней, как с другом: о печалях своих рассказывает, об обидах на жизнь свою, такую несчастную больничную, о страхах своих. А шапка молчит и слушает. И думает: «Как помочь в этой беде?»

Однажды мальчик попросил:

Шапка, ведь ты - волшебная! Можешь ли ты сделать так, чтобы меня болезнь видеть навсегда перестала?

… Стала шапка-невидимка про это думать…

Стала она наблюдать, как тень тёмная в невидимом глазами обычного человека мире приближается к телу мальчика - и нападает на него, в тело залезает! Тогда-то ему плохо и становится…

Только то, как ту тень выгнать - не знает она…

А мальчик стал шапку под подушку складывать, чтобы ему не так одиноко и страшно было по ночам.

И шапка решила: «Чтобы своего нового друга утешить - буду ему сказочные волшебные сны показывать!»

В этих снах мальчик был сильным, смелым, здоровым, и приключения с ним были разные интересные. И в каждом таком сне он со злом сражался - и побеждал, и решения принимал правильные, добрые, и исполнял их всегда. Никогда он не трусил, не плакал, а был похож на тех богатырей, которым в прежние времена шапка-невидимка помогала.

И после каждого такого сна просыпался мальчик всё более крепким и полным сил!

И хотел он стать скорее таким, каким во снах себя видел! И стал стараться изо всех сил! Даже уколы болезненные теперь без страха терпел - чтобы скорее вылечиться!

Постепенно вовсе энергии тёмные из его тела исчезли.

И когда пришла в очередной раз тень злобная, чтобы вновь усилить болезнь, - то не увидела мальчика совсем.

Получилось-таки у шапки-невидимки болезнь ту у мальчика победить, которую все неизлечимой называли!

Удивлению врачей не было предела! И мальчика скоро выписали из больницы.

А он, перед тем как выписаться, шапку-невидимку больной девочке, которая в соседней палате лежала, отдал. И рассказал ей, как ему эта шапка волшебная поправиться помогла.

Для девочки шапка тоже стала придумывать волшебные сказки - чтобы девочка в них себя здоровой, сильной, красивой, доброй и ласковой ощущала.

И от девочки - тоже отступила болезнь, а потом и прошла совсем. Потому - что девочка сама переменилась и очень сильно постаралась выздороветь.

Так с той поры и начались в той больнице исцеления волшебные.

Врачи - удивляются! А дети - шапку друг другу передают!

Одно только теперь шапку-невидимку огорчало: что очень мало она успевает! Ведь больных детей в больнице - так много!…

… И тут случилось, что один маленький мальчик, у которого шапка в то время под подушкой жила и сны ему волшебные показывала, рассказал о ней доктору.

Доктор - человек серьёзный, в мир невидимый и волшебный не верит. Но исцеления-то - ведь факт!

Стали шапку разными приборами исследовать, изучать. Ткань на разные анализы поотрезали, нитки золотые вытягивали…

А доктор этот - сам даже ни разу не надел её! А если бы надел, то, может, и удалось бы шапке нашептать ему про то, что она за свою долгую жизнь узнала: что не только тело надо лечить - но требуется душе помочь болезнь победить! Вместе бы у них лучше получалось!…

Ох, как шапке-невидимке всё это не нравилось! И тáк уж она не молода была, а тут - и подкладку отпороли, и всякими веществами измочили!…

Уж она чуть было не разочаровалась в медицине, хотя понимала, что без лекарств и процедур всяких - ей одной с болезнями деток не справиться бы было.

Но тут - снова повезло! Отдал её тот доктор писателю, который в той больнице лечился.

Рассказал доктор писателю про истории исцеления, которые с детьми происходили, и говорит:

Вот тебе сюжет для сказки, займись на досуге!

… Ну, с писателем шапка крепко подружилась!

Она ему сказку расскажет - а он её запишет и всем детям наутро читает!

Так вот и стали они жить!

… Да вот только, одних деток в больнице исцеляют, а на смену им всё новых в больницу привозят…

… Вот, однажды пришёл в ту больницу клоун - юноша-волонтёр - чтобы ребят радовать. Смешное представление он им показывал, развеселить старался…

Шапка-невидимка тут и говорит писателю:

Отдай меня, пожалуйста, клоуну!

А как же я сказки писать буду?

Ты уже и без меня сможешь сказки исцеляющие сочинять! Ты ведь понял самое главное: что не живут болезни там, где свет и любовь в душах сияют! Невидимыми и неуязвимыми для болезней такие души очень быстро становятся!

А я с этим юношей - настоящее волшебство буду делать! Нужно же и здоровым детям помочь, чтобы они не заболевали - ни телами, ни душами! И - чтобы из них выросли не воры-злодеи, а богатыри настоящие! Нужно так сделать, чтобы волшебство не сказочное, а подлинное в жизни людские вернулось! Вот это - настоящее дело было бы для меня!

А юноша этот - человек очень подходящий! Ведь не может даже самая волшебная-преволшебная шапка ничего толкового сделать без человека разумного! Только такой человек и свою жизнь преобразить может, и другим в этом поможет!

Вышел писатель в коридор, видит - клоун молодой стоит: курит и чуть не плачет! На лице - улыбка до ушей гримом нарисована, а глаза - грустные-прегрустные!

Говорит писатель ему:

Что, хочешь деткам помочь, а как - не знаешь?

Да, хотел бы: жалко их - до слёз!…

А ты знаешь как им помочь?

Кое-что - знаю! Только сигареты курить - бросай, друг! Меньше будет гадости, которой дети дышат! Некоторые ведь оттого болеют, что рядом с ними другие люди курят!

Молодой клоун потушил и выбросил сигарету в урну…

Вот - бросил!

Навсегда?

Навсегда! Говори, как детям помочь можно?

Вот тебе подарок! Это - шапка-невидимка!

Юноша снял свою шапку с помпоном, надел шапку-невидимку - и тут же исчез!

В зеркале отражалось только тело писателя…

Привет! - сказала шапка-невидимка новому другу.

Писатель подтвердил:

Да, она говорить с людьми умеет! И мысли твои читать может! И тебе умные советы подсказывать станет! И главное - вместе с тобой она хочет учиться тому, как людям лучше помогать!

Она меня научила, как сказки волшебные писать. И тебя научить обещала многому! Думаю, что пригодится она тебе, чтобы представления волшебные показывать, умения волшебные в людях открывать!

Дедушка Ваня посмотрел внимательно на свою маленькую слушательницу и закончил:

Ну вот, Анечка, на этом - сказке конец. А что дальше было - я не знаю.

… Анечка в этот раз так заслушалась, что даже ни разу вопросами своими дедушку Ваню не перебивала. Только теперь она спросила:

Дедушка, а про шапку-невидимку - это у тебя быль или небылица?

Немножко - быль, немножко - небылица. Мне эту историю тот самый писатель-сказочник рассказал. Мы с ним познакомились в той больнице. Ещё обещал он, что книжку напишет со сказками шапки-невидимки.

А писатели-сказочники - они больше меня выдумщики! Так что, ты уж сама реши, где в этой сказке придумка, а где - правда!

Ведь настоящее волшебство - оно не в том, чтобы невидимыми быть с помощью шапки-невидимки или по воздуху на ковре-самолёте летать, а в том, чтобы чудесные дела совершать, которые радость и пользу другим людям приносят!

Для многих сказок, и русских, и европейских, характерно использование волшебных предметов, предназначение которых - помогать героям в осуществлении задуманных свершений и великих подвигов. К примеру, делать их невидимыми, неуязвимыми для зла, придавать силу и бесконечные возможности организма. К таким артефактам можно с уверенностью отнести и сапоги-скороходы. В какой сказке встречается данное приспособление, элемент одежды, придающий персонажу, его надевающему, огромную быстроту перемещения в пространстве? Или, может, таких произведений несколько? На эти и другие, не менее интересные вопросы отвечает наша статья.

Из Древней Греции

Суть и предназначение атрибута более чем ясны. Понятное дело, что подобной обуви в те времена не существовало, да и не существует, наверное, и по сей день (исключение - специализированные разработки разве что для Джеймса Бонда или выдумки сумасшедших изобретателей). Но упоминание о ней можно с довольной регулярностью встретить в различных сказках некоторых народов мира и авторских, которые написали конкретные сказочники. Откуда же пошло такое чудо и в какой сказке есть сапоги-скороходы, откуда, так сказать, ноги растут? Первое из нам известных упоминаний подобной обувки - в древнегреческих мифах. Конечно же, не сапоги, а специальные сандалии с крыльцами, которые имел Гермес, по совместительству - божественный почтальон. Они помогали ему, когда надо было разнести вести и преодолеть при этом огромные расстояния в считаные минуты. Конечно, это будет не совсем верный ответ на вопрос о том, в какой сказке есть сапоги-скороходы. Поскольку миф - это не совсем сказка (а некоторые ученые даже считают, что совсем не сказка). Но все же первопричина появления самого магического предмета становится ясна, как и его суть: многократно ускорить перемещение в пространстве.

В какой сказке есть сапоги-скороходы

А теперь займемся непосредственно сказками. Русские и европейские, авторские и народные, они также содержат в себе упоминания о такой полезной вещи, как сапоги-скороходы. Из какой сказки название прижилось в народе - трудновато сказать. Уделим внимание сразу нескольким наиболее популярным.

«Вещий сон»

В ней главный герой - Иван, сын купца. Сказка - русская, представленная в обработке известного собирателя устного творчества народа Афанасьева. Повествует о русском парне, ослушавшемся воли отца. За это он был привязан нагишом к столбу и брошен посреди дороги. Ему помогает царевич, но вскоре Иван разгневал и его, за что был брошен в каменный мешок. Затем царевич все же освобождает его с целью использовать вместо себя в одном важном деле. А Иван отправляется в путешествие, снарядив небольшую дружину, одетую в похожие кафтаны, числом в 12 человек. В лесу юноша встречает старцев, получивших в наследство от своего отца: шапку-невидимку, ковер-самолет, сапоги-скороходы. И обманом завладевает могущественными артефактами. Впоследствии с помощью них он совершает добрые дела. Таким образом, на вопрос о том, в какой сказке есть сапоги-скороходы, один из ответов - «Вещий сон».

Сказка «Заколдованная королевна»

В ней солдат отставной - главный герой - осуществляет женитьбу на королевне, что временно приняла образ медведицы. Здесь он тоже путем обмана завладел теми же тремя волшебными приспособлениями, но почему-то не использует сапоги-скороходы - этот предмет. В какой сказке упоминается артефакт? На данный вопрос можно ответить: «Заколдованная королевна».

Шарль Перро

В одной из авторских сказок этого знаменитого сказочника (безусловно, базирующихся на народных материалах) - «Мальчик-с-пальчик» - встречается прямое упоминание о семимильных сапогах. В некоторых вариантах переводов они озвучены даже как сапоги-скороходы. Главный герой похищает их у Людоеда. К тому же Мальчик-с-пальчик устраивается на службу к королю гонцом и при помощи этого волшебного атрибута зарабатывает много денег, помогая в нужде семье.

Другие произведения

Еще в какой сказке есть скатерть, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и другие Можно отметить из русских народных: «Марья Моревна», «Шапка-невидимка, волшебный кнут и семимильные сапоги». В последней атрибуты предлагает черт, что говорит о несколько негативном отношении народа к подобному волшебству. Еще можно отметить такие, как «Дивка», где волшебным сапогам пришлось сгореть, «Ночные пляски», «Торбочка-самобранка», где обувь достается солдату. А, к примеру, в авторской сказке Носова про Незнайку также есть упоминание о чудесах.

Из зарубежных: в сказке Гауфа про Маленького Мука героя волшебные туфли перемещают на большие расстояния, что он использует с успехом для своих собственных целей. У Андерсена есть сказка «Калоши счастья», где героя волшебная обувь также перемещает - только во времени. А у Баума в «Волшебнике страны Оз» магия туфелек переносит главную героиню из странствий на чужбине домой!

Подводим итоги

Вот такие они - многоликие и разномастные сапоги-скороходы. В какой сказке встречается волшебный атрибут (да и не одной!) мы с вами проанализировали. Но как бы ни выглядела волшебная обувь, основное ее предназначение остается неизменным во всех произведениях: быстрое перемещение. Кстати, и у знаменитого Санта-Клауса также, несомненно, по некоторым данным, есть сапоги-скороходы: как-то же он успевает за ночь облететь всех-всех детишек и одарить их заказанными в письмах подарками!

© Татьяна Никитина, 2018

ISBN 978-5-4485-7140-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Почему мы любим сказки? Потому что мы ждем от них чего-то необычного. Когда сказка только начинается, мы предвкушаем, что за каждым ее поворотом нас может ждать удивительный персонаж, волшебный предмет, совершенно чудесное событие. Мы надеемся быть заинтригованными и гадать, чем же закончится история, потому что сказка позволяет сюжету и своим героям выходить за рамки обычной, знакомой нам жизни.

По мнению создателя данного цикла, настоящая терапевтическая сказка должна в первую очередь оставаться именно сказкой и оправдывать наш интерес, наши ожидания на необычность и непредсказуемость. Автор стремится к тому, чтобы чтение сказочных тематических циклов «Сказкотерапия на каждый день» было настоящим удовольствием. Ведь вызванный сказкой интерес способствует достижению главной цели – мягкой, но очень эффективной помощи родителям в решении повседневных задач воспитания и обучения деток.

Сказки специально выпускаются тематическими циклами. Сборник терапевтических сказок, объединенных общей темой – это крайне эффективный инструмент в руках каждого родителя. Такой тематический цикл будет ежедневно возвращать вашего ребенка к осмыслению определенной трудности, проблемы или задачи. Он позволит посмотреть на нее с различных углов зрения и предложит широкий спектр решений. Просто читайте сказки и получайте удовольствие от общения с ребенком, а поиск ответов на вопросы и путей преодоления трудностей запустится сам. Мягкое и ненавязчивое действие сказки на слушателя не оставляет ощущения, что его кто-то ведет или подталкивает к правильным ответам. Ребенок воспринимает решения, заложенные в сказку, как абсолютно самостоятельные, что повышает их ценность и стремление реализовать их в жизни.

Таким образом, вы можете подойти к прочтению этой книги как к обычному сборнику сказок. Читать, получать удовольствие и просто наблюдать, как меняется ваш ребенок под воздействием сказкотерапии. Для тех же, кто хочет разобраться в принципах работы данного метода, который давно зарекомендовал себя как высокоэффективный инструмент психотерапии и психокоррекции, приготовлен отдельный подарок – инструкция по чтению книг серии «Сказкотерапия на каждый день». Ознакомившись с ней, вы узнаете о несложных, но очень действенных приемах, которые используют специалисты для повышения эффективности терапевтических сказок, и сможете эти приемы сразу же использовать в процессе чтения.

Инструкция по чтению терапевтических циклов

Сказкотерапия возникла как инструмент психотерапии и психокоррекции, и, кроме самого метода построения терапевтических сказок, также унаследовала определенные приемы чтения этих историй, способные повысить эффективность их воздействия.

Достаточно важное обстоятельство – почти все дети при чтении им сказок легко и быстро входят в состояние естественного транса. Именно нахождение слушателя в этом состоянии сильно повышает эффективность воздействия сказки. Родителю не нужно делать ничего особенного, чтобы ввести ребенка в это состояние. Оно совершенно естественное и безопасное, поэтому важно его не нарушать.

На самом деле, таким профессиональным термином, как «естественный транс» называется легко замечаемое родителем и часто наблюдаемое состояние: ребенок вроде бы и находится рядом с вами, но мыслями следует за героями сказки и уносится далеко от места своего реального пребывания. Это состояние похоже на легкую дрему – ребенок перестает реагировать на многие вещи вокруг себя, он сосредоточен на своем внутреннем мире, и, что самое ценное, – он колеблется на грани сознательного и бессознательного. Естественный транс дает возможность воздействия на бессознательное, и именно этим он повышает эффективность терапевтической сказки.

Дело в том, что бессознательные установки имеют гораздо больше степеней защиты, чем сознательные, поэтому они сложнее поддаются коррекции. Т.е. эффект, которого можно достичь на уровне бессознательных установок, будет гораздо более мощным и устойчивым. Специалистами уже выявлены достаточно простые правила, которые позволят заложить полезные установки сразу на нужный уровень, для этого следует читать их медленнее, тише и ниже тембрально.

Теперь обратите внимание на оформление книги:

Во-первых, в ней отсутствуют картинки, что способствует лучшему погружению детей в сказку за счет самостоятельного выстраивания мысленных образов. Готовые картинки далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка, и в этом случае они отвлекают его и усложняют погружение в состояние естественного транса.

Во-вторых, встроенные в сказки позитивные установки, адресованные бессознательному, для вашего удобства выделены жирным курсивом. Читайте эти фразы медленнее, тише и более низким голосом, и вы усилите их воздействие на ребенка.

Конечно же, данные рекомендации по прочтению не являются обязательным требованием, вы можете просто прочитать цикл сказок как обычную книгу, не обращая никакого внимания на курсив, и даже при этом эффективность такого воздействия будет очень высока.

Я надеюсь, вы полюбите сказкотерапию так же, как люблю ее я.

Искренне ваша, Татьяна Никитина