Сказка о силе кастанеда читать, сказка о силе кастанеда читать бесплатно, сказка о силе кастанеда читать онлайн. Человек знания имел олли (союзника)

Один из самых замечательных фактов, которые обнаруживают сновидящие , это то, что мир второго внимания оказывается довольно густо населен многообразными существами. О той пустоте и холоде, которыми нас встречает физический космос, там нет и речи. Люди, истосковавшиеся в одиночестве, с готовностью идут на контакты с любыми носителями разума, невзирая на их необычную форму.

Так сновидцы встречаются с “неорганическими существами” , то есть, с теми, у кого нет привычного для нас физического организма. Маги на тонком плане увидели, что те другие существа, как и мы, являются сгустками свечения, сквозь которые во всех мыслимых направлениях струятся миллионы энергетических волокон вселенной (то есть, они тоже обладают светящимися коконами). Отличия между нами и ими заключаются в форме коконов и их яркости.

Как поясняет дон Хуан , “сновидцы автоматически стремятся отыскать группы существ, с которыми у них может установиться связь, своего рода узы... Неорганические существа - нечто новое для нас. А для них новинкой становятся те из нас, кто переходит через границу их сферы бытия. Благодаря своему великолепному сознанию, неорганические существа обладают для сновидящего огромной притягательной силой и могут переносить его в неописуемые миры”...

Древние маги доходили до того, что сливались с неорганическими существами, превращали их в своих союзников (олли) , образуя сообщества. Иногда их контакты выливались в странную дружбу.

Дон Хуан рассказал, что неорганические существа делятся на две категории, водяных и огненных. Первые наиболее склонны к излишествам. Древние маги считали, что они сильнее любят, лучше притворяются и даже, возможно, обладают эмоциями. В противоположность им, существа огненного свойства считались серьезными, более сдержанными, но также и более напыщенными.

Сложность взаимодействия с неорганическими существами заключается в том, что их сознание действует чрезвычайно медленно по сравнению с нашим. И на то, чтобы они признали мага, уходят годы. Потому рекомендуется запастись терпением и ждать. Рано или поздно они покажутся.

Похоже на то, что мир неорганических существ испытывает постоянную потребность нас опекать. По крайней мере, они не упускают возможности нас поучать. Вероятно, так происходит потому, что они обладают более глубоким сознанием, чем наше.

Каждый сновидящий сталкивается с некой безличной силой из мира неорганических существ, которая была названа эмиссаром сновидения . Это голос, звучащий в сознании сновидца , поясняющий ему все, что происходит. В своем порыве наставничества этот голос через некоторое время пытается давать комментарии даже тому, что окружает сновидца и в нашем обычном мире. Но, как говорит дон Хуан, нужно быть безнадежным дураком, чтобы следовать таким советам. Главный “недостаток” эмиссара - он не говорит человеку ничего такого, чего бы тот и так уже не знал. Это только кажется, что в его словах содержится нечто новое. Хотя слова эмиссара всегда правдивы, выводы из его комментариев человек в любом случае должен делать сам.

Древние маги были очарованы своими союзниками. И, чтобы по-настоящему следовать примеру своих наставников, они научились жить в мире неорганических существ. Они при этом сохраняли свое самосознание, свою индивидуальность. Тогда эмиссар сновидения становился для них самым необходимым существом. В такой ситуации он является лучшим гидом; он обо всем рассказывает, любит обучать и вести за собой.

Несмотря на предупреждения, К.Кастанеда погрузился в активное изучение мира неорганических существ. Там он встретился с теми, кого назвал “тенями”. Они населяют цилиндрические туннели, которые тоже являются живыми существами. Дополнительная прелесть этих контактов для него была в том, что его видения там были столь же достоверными, как и обычная жизнь. Он пишет: “Если судить с точки зрения стандартов обычных мыслей, обычных визуальных и слуховых ощущений, привычных реакций моего тела, то все это было настолько же реально, как любая ситуация в обычном мире”.

Вот характерный фрагмент одной из его бесед с эмиссаром-представителем мира теней. В ней речь идет о том, что есть три вида неорганических существ, туннели, подвижные тени и некий третий вид, о котором К.Кастанеде очень хочется узнать. Итак говорит эмиссар:

“- Мы - подвижные тени. Туннели дают нам свою энергию, а мы выполняем их распоряжения. В каждом туннеле имеется определенное число взаимозависимых сущностей, относящихся только к нему, каждая из которых выполняет конкретные функции, относящиеся к потребностям и желаниям родственных им туннелей... Мы не можем существовать друг без друга.

Эмиссар прекратил говорить. Я почувствовал, что самое время спросить о третьей разновидности неорганических существ. Я также почувствовал, что если я не спрошу, эмиссар сам этого мне не скажет.

Каков третий вид неорганических существ? - спросил я.

Эмиссар кашлянул и хихикнул. Мне показалось, что это звучало так, как будто ему доставило немалое удовольствие то, что я наконец задал этот вопрос.

О, это самая таинственная разновидность - сказал он. - Она открывается нашим посетителям только в том случае, если они решат остаться с нами.

Почему? - спросил я.

Для того, чтобы увидеть их, требуется большее количество энергии, - ответил эмиссар. - И предоставить эту энергию должны мы.

Я знал, что эмиссар говорил мне правду. Я также знал, что надо мной нависла угроза огромной опасности. Мной овладело беспредельное любопытство. Я захотел увидеть эту третью разновидность. Эмиссар, видимо, осознавал мое настроение.

Ты бы хотел увидеть их? - спросил он неожиданно.

Непременно, - ответил я.

Все, что тебе нужно сделать - это громко сказать о том, что ты хочешь остаться с нами, - произнес он бесстрастно.

Но если я скажу это, я должен буду остаться, ведь так? - спросил я.

Естественно, - произнес эмиссар тоном предельной убежденности. - В этом мире все, что ты произнесешь вслух, становится реальностью”.

В этом отрывке обозначена главная цель неорганических существ: выявить людей, овладевших сновидением , и во что бы то ни стало убедить их навечно остаться в своем мире. Этой интриге посвящены все отношения с ними.

Примечание : Описание двух видов неорганических существ - имеющих вид туннелей и населяющих их “теней”- хорошо согласуется с волновой моделью микрокосмоса (Глава 8). В соответствии с ней, микрокосмос какого-либо числа измерений есть сегмент Макрокосмоса и сам, в свою очередь, состоит из вполне определенного числа сегментов, являющихся микрокосмосами меньшего числа измерений. По этим сегментам, как по туннелям, бегут импульсы энергии. Именно эти импульсы осознают себя в качестве существ и строят в своих ядрах картину мира. Толща туннелей, не затронутая импульсами, пребывает как бы в спящем состоянии, но в ней записана вся информация по воспроизведению картины мира. Примечание : Помимо описанных неорганических существ, обитающих в стволе микрокосмоса и являющихся “истинными” существами, имеются еще четырехмерные архонты. Это псевдосущества. Они возникают в псевдококонах, образующихся на страдах человека (Глава 20). Это и есть таинственная третья разновидность неорганических существ. Они выглядят как крупные наросты на стенках туннелей. Склонность к заботе о людях присуща истинным обитателям ствола микрокосмоса. А вот намерение превратить ее в вечное рабство - это уже идея архонтов. Они прекрасно осведомлены, что освобождение человека несет им смерть.

Как уже отмечалось, четырехмерные архонты могут вторгаться непосредственно в наше эгоистическое сознание. Это объясняется тем, что мы с ними делим одни и те же участки двумерных волокон на первой страде (Раздел 21.4). У нас эти волокна играют роль точки сборки, а у них - тела внимания. Поэтому их активность зачастую воспринимается нами как звучащий голос эмиссара.

К.Кастанеда рассказывает еще об одной беседе с эмиссаром: “Он говорил мне о необыкновенных преимуществах мира неорганических существ. Он говорил о получении знания, которое перевернет мой ум, и о том, что это достигается только простым действием - согласием остаться в этих удивительных туннелях. Он говорил о неописуемой подвижности, о бесконечном времени для познания сути вещей и более всего о возможности быть объектом внимания космических слуг, которые будут исполнять мой малейший каприз. Сознательные существа из самых удаленных концов вселенной высказывают желание остаться с ними. Им нравится быть у них, и фактически, до сих пор никто не пожелал уйти”.

Поскольку К.Кастанеда не поддался на уговоры, ему была приготовлена более изысканная ловушка. Он ринулся спасать некоего “голубого лазутчика”, в котором увидел маленькую девочку, молящую о помощи. В результате он потерял всю энергию и умер бы в мире неорганических существ, если бы его не спасли дон Хуан и другие маги.

Анализируя произошедшее, дон Хуан отметил, что дружба с неорганическими существами - самообман: “Они подобны распространенному типу друзей, которые фактически не заботятся о нас и не любят нас, но в то же время не предпринимают ничего плохого явно. Но они просто ждут, когда мы повернемся к ним спиной, чтобы ударить сзади... Они иждивенцы и собственники и, если уж кого-нибудь поймают на крючок, то никогда не выпустят... Когда сновидящие разочаровываются в неорганических существах, обычно это случается слишком поздно, поскольку к тому времени неорганические существа уже положили их себе в мешок... Ты боролся и потерпел поражение. У тебя не было никакого шанса победить этих искусных манипуляторов”.

Говоря о своем отношении к неорганическим существам, дон Хуан отметил, что не видит никакого смысла становиться их учеником. За это приходится платить слишком дорого - нашими жизнями, энергией, преданностью и, что самое главное, нашей свободой. Они знакомят нас со своим миром. Но их метод заключается в том, чтобы рассматривать именно наше эго в качестве показателя того, в чем мы нуждаемся, и в соответствии с этим обучать нас. Крайне опасное занятие!

На вопрос К.Кастанеды, в чем же опасность такого отношения, дон Хуан ответил: “Если кто-то выяснит наклонности твоего эго со всеми его страхами, жадностью, завистью и прочим, и станет обучать тебя тому, как удовлетворить все твои ужасные притязания, - как ты думаешь, каков будет результат? А ведь все подобные пристрастия поглощают нашу энергию и потому ограничивают нашу свободу”.

Поясняя далее свое отношение к неорганическим существам, дон Хуан сказал: “Сейчас я ощущаю к ним скорее отвращение, чем страх. Я не хочу иметь с ними ничего общего... Мы с ними воплощаем полные противоположности. Они любят властвовать, а я люблю свободу. Они стремятся купить, а я не продаюсь... То же касается и эмиссара. Он проповедует другую систему ценностей - ту, которая соответствует духу древних магов. Кроме того, его поучения и рекомендации в нашем мире бессмысленны. И за эту бессмыслицу эмиссар требует от нас огромнейших затрат энергии”.

Далее дон Хуан обращает внимание К.Кастанеды на тот факт, что неорганические существа время от времени подбрасывают ему дешевую приманку, чтобы тот из любопытства следовал за ними. Но они не обучают его главному, тому, как двигаться в энергетическом теле самостоятельно. И поступают они так потому, что если энергетическое тело сновидящего научится двигаться независимо от них, то он полностью выйдет из-под их влияния. Но пока этого не произошло, неорганические существа полностью контролируют сознание сновидящего . Его энергетическое тело по привычке движется только с их подачи и не умеет двигаться само, по своей воле.

Движениями энергетического тела нужно овладеть по той причине, что на тонком плане мир со всеми своими уровнями похож на луковицу. Тот мир, который мы знаем лишь один из многих. Энергетическое тело может пересекать границы между уровнями и тогда мы выходим в другие плоскости, другие миры, очень похожие на наш, но не совпадающие с ним. На одном из таких уровней и сейчас обитают маги прошлых дней.

Отношения с неорганическими существами имеют еще одну сторону. Как мы знаем, оставаясь в нашем мире, мы оказываемся жертвами энергетических хищников-летунов (Глава 21). В Концепции они отождествляются с архонтами. Так вот, неорганические существа предоставляют магам укрытие от летунов! Но делается это также в обмен на свободу. Поэтому дон Хуан уподобил такие отношения договору о продаже своей души дьяволу в обмен на бессмертие. Недаром эмиссар в сновидении пытался вынудить К.Касанеду остаться в его мире, предлагая за это сохранение индивидуальности и самосознания на почти бесконечное время. К.Касанеда отказался, а почти все древние маги в свое время согласились.

Дон Хуан высказался в том смысле, что они пренебрегли высоким предназначением нагваля вести свою группу к свободе: ”Как нагваль я презираю то, что они сделали. Они трусливо искали прибежища в мире неорганических существ. Они считали, что во вселенной, населенной хищниками, которые только и ждут, чтобы разорвать нас на куски, единственное спокойное пристанище - это их мир... Впрочем, это правда, поскольку неорганические существа не могут лгать. Их мир может дать нам укрытие и продлить наше осознание почти навечно. Но ценой отказа от свободы... Все древние маги неизбежно становились жертвой неорганических существ. Те передавали им силу, чтобы они могли быть посредниками между нашим миром и их реальностью, которую люди называют адом”.

Однако, взаимоотношения между магами и неорганическими существами не так просты. От них нельзя отмахнуться. Самое страшное заключается в том, что энергия, необходимая для перемещения точки сборки мага, а значит для передвижения энергетического тела, берется из мира неорганических существ.

Получается, что между ими и людьми существует взаимная энергетическая заинтересованность. Каждый контролирует ту энергию, которую ценит другой.

Дон Хуан сказал: “Мы не хотим общаться с ними, и в тоже время мы не можем полностью избегать их. Мое решение состоит в том, чтобы брать у них энергию, но не поддаваться их влиянию. Этого достигают, проявляя несгибаемое намерение существовать свободно, несмотря на то, что ни один маг не знает в действительности, что такое свобода... Другого источника жизненно необходимой энергии для магов не существует. А ведь для того, чтобы перемещать точку сборки так, как это делают они, необходим колоссальный объем энергии. Получить ее можно, только погружаясь в мир неорганических существ. Все маги нашей линии должны были делать это. Однако ни один из них не был настолько глуп, чтобы вступать с ними в близкие отношения”.

Примечание : То, что летуны-архонты перестают преследовать магов, укрывшихся в мире неорганических существ, объясняется тем, что эти маги отказались от идеи освобождения, а значит перестали представлять собой смертельную угрозу для архонтов. Наоборот, человек, у которого замкнуты обе страды (он “родился в свете”) и который продолжает жить в падшем состоянии, пусть даже и среди неорганических существ (в Зеркальной сфере), является для архонтов неисчерпаемым поставщиком эфирного питания. Гностики всегда предупреждали об особой опасности “родиться в свете” в Зеркальной сфере, так как выбраться оттуда крайне тяжело.

Чтобы человек мог оказываться в разных мирах, его точка сборки, находящаяся в контакте с информационным субстратом, должна передвигаться. До тех пор, пока эти передвижения обеспечиваются жителями ствола микрокосмоса, они на опасны архонтам, так как целостность Зеркальной сферы не нарушается. А вот если человек научается двигать свою точку сборки самостоятельно, это для архонтов начало конца.

Парадокс заключается в том, что самостоятельные движения осуществляются за счет энергии, текущей не по стволу, а по первой страде. И достигает она нас, проходя через области, занятые архонтами. Поэтому нужно научиться брать эту энергию, не вступая с ними ни в какие отношения.

При чтении Карлоса Кастанеды возникают параллели с Христианством.

В Христианстве есть понятие смирения, которое чем-то напоминает вот эту цитату из КК:

"- Этот хищник, - сказал дон Хуан, - который, разумеется, является
неорганическим существом, в отличие от других неорганических существ,
невидим для нас целиком. Я думаю, что будучи детьми, мы все-таки видим
его, но он кажется нам столь пугающим, что мы предпочитаем о нем не
думать. Дети, конечно, могут сосредоточить на нем свое внимание, но
окружающие убеждают их не делать этого.

Все, что остается людям, - это дисциплина, - продолжал он.
- Лишь дисциплина способна отпугнуть его. Но под дисциплиной я не
подразумеваю суровый распорядок дня. Я не имею в виду, что нужно
ежедневно вставать в полшестого и до посинения обливаться холодной водой.
Маги понимают под дисциплиной способность спокойно противостоять
неблагоприятным обстоятельствам, не входящим в наши расчеты. Для них
дисциплина - это искусство, искусство неуклонно противостоять
бесконечности, не потому, что ты силен и несгибаем, а потому, что
исполнен благоговения.

И каким же образом дисциплина магов может отпугнуть его? -
спросил я.

Маги говорят, что дисциплина делает сверкающую оболочку осознания
невкусной для летуна, - сказал дон Хуан, внимательно всматриваясь в мое
лицо, как будто стараясь разглядеть в нем какие-либо признаки недоверия.
- В результате хищники оказываются сбиты с толку. Несъедобность
сверкающей оболочки осознания, как мне кажется, оказывается выше их
понимания. После этого им не остается ничего, как только оставить свое
гнусное занятие.

Когда же хищники на какое-то время перестают поедать нашу
сверкающую оболочку осознания, - продолжал он, - она начинает расти.
Говоря упрощенно, маги отпугивают хищников на время, достаточное для
того, чтобы их сверкающая оболочка осознания выросла выше уровня
пальцев ног. Когда это происходит, она возвращается к своему
естественному размеру. Маги древней Мексики говорили, что сверкающая
оболочка осознания подобна дереву. Если ее не подрезать, она вырастает
до своих естественных размеров. Когда же осознание поднимается выше
пальцев ног, все чудеса восприятия становятся чем-то само собой
разумеющимся.

Величайшим трюком этих древних магов, - продолжал дон Хуан, -
было обременение разума летуна дисциплиной. Они обнаружили, что если
нагрузить его внутренним безмолвием, то чужеродное устройство
улетучивается, благодаря чему тот, кто практикует это, полностью
убеждается в инородности разума, которая, разумеется, возвращается, но
уже не такая сильная, после чего устранение разума летуна становится
привычным делом. Так происходит до тех пор, пока однажды он не
улетучивается навсегда. О, это поистине печальный день! С этого дня тебе
приходится полагаться лишь на свои приборы, стрелки которых оказываются
практически на нуле. Никто не подскажет тебе, что делать. Чужеродного
разума, диктующего столь привычные тебе глупости, больше нет.

Мой учитель, нагваль Хулиан, предупреждал всех своих учеников, -
продолжал дон Хуан, - что это самый тяжелый день в жизни мага, ведь
тогда наш реальный разум, вся совокупность нашего опыта, тяготевшая над
нами всю жизнь, становится робкой, неверной и зыбкой. Мне кажется,
настоящее сражение начинается для мага именно в этот момент. Все, что
было прежде, было лишь подготовкой".

А из этой цитаты следует, что пост придуман для сдвига точки сборки:

"Еще одним прорывом, который по утверждению древних магов, имел
фундаментальное значение и о котором дон Хуан рассказывал самым подробным
образом, было сделанное древними магами открытие того, что точка сборки
очень легко смещается во время сна. Это открытие повлекло за собой еще
одно: сны обусловлены смещением точки сборки. Маги древних времен увидели
- чем значительнее сдвиг, тем более необычные сны видит человек, и
наоборот, чем более необычные сны видит человек, тем значительнее сдвиг
точки сборки. Дон Хуан рассказал, что эти наблюдения привели к разработке
древними магами в весьма экстравагантных приемов смещения точки сборки,
таких как употребление внутрь растений, вызывающих изменения состояния
сознания, а также использование с этой целью состояний голода, крайней
усталости и стрессовых ситуаций. Особое же внимание они уделили разработке
практики управления снами. Тем самым, вероятно, даже не подозревая об
этом, они создали метод, получивший в последствии название практики
сновидения".

В эти параллели можно, наверное, добавить исповедь, т. к., если к ней относиться серьёзно, то прежде чем исповедоваться, надо хорошо вспомнить прожитые дни, а это смахивает на перепросмотр.

"Перепросмотр

Вторым важным предметом повышенного интереса для магов древней Мексики являлся перепросмотр. Для них перепросмотр был актом высвобождения прежнего опыта для достижения двух трансцендентных целей. Первая - соответствовать общему взгляду на Вселенную, жизнь и сознание, вторая цель сугубо прагматическая - достичь текучести восприятия.
Их общий взгляд на Вселенную, жизнь и сознание был таким: существует неописуемая сила, которую метафорично назвали Орлом, и которую маги понимали как силу, которая одалживает сознание каждому живому существу, от вируса до человека. Маги считали, что Орел одалживает сознание новорожденному существу и это существо увеличивает сознание посредством жизненного опыта до тех пор, пока сила не потребует данное ею назад. Все живые существа умирают, по понятию древних магов, потому что они обязаны возвращать данное им взаймы сознание. Увеличенное сознание возвращается тому, кто его дал.
Дон Хуан сказал, что при нашем линейном образе мышления мы не способны объяснить это, поскольку нет объяснения тому, почему сознание дается в долг, а затем забирается обратно. Это установленный факт во Вселенной, а не все факты могут быть объяснены в терминах причины и следствия, или цели, которая могла бы быть определена заранее.
Маги древней Мексики полагали, что перепросмотр означает отдавание этой силе, Орлу, того, что она ищет: нашего жизненного опыта, но отдавание контролируемое, позволяющее отделить сознание от жизни. Маги утверждали, что сознание и жизнь не являются неразделимо переплетенными, они соединены лишь обстоятельствами. Орлу не нужны наши жизни, ему нужен только наш жизненный опыт. Однако отсутствие дисциплины в человеческих существах не позволяет им отделить сознание от жизни и поэтому они теряют жизнь, тогда как могли бы потерять только силу своего жизненного опыта. Перепросмотр является процедурой, во время которой маг дает Орлу замену за свою жизнь. Он отдает Орлу свой жизненный опыт, подробно излагая его, но сохраняя жизненную силу...

Перепросматривать, для практикующих магов, значит отдать непонятной силе - Орлу - то самое, что она ищет: жизненный опыт, то есть, сознание, которое они увеличили за счет жизненного опыта. Дон Хуан не мог объяснить мне этот феномен в терминах стандартной логики или в терминах объяснимых причин. Он сказал, что ответ нужно искать в области практических действий, а все, на что мы можем рассчитывать, это совершение трюка без объяснений. Он также говорил, что есть тысячи магов, которые сохранили жизнь после того, как отдали Орлу силу своего жизненного опыта. Для дона Хуана это означало, что маги не умерли в нашем обычном понимании смерти, а, сохранив жизненную силу, переступили пределы этого состояния и исчезли с лица земли, отправившись в бесконечное путешествие восприятия...

Вторым аспектом перепросмотра, как заявлял дон Хуан, является приобретение текучести. Он говорил, что за этим рациональным термином скрывается один из наиболее тонких вопросов магии: точка сборки, точка интенсивного свечения размером с теннисный мяч, которую воспринимают маги, способные прямо видеть течение энергии во Вселенной. Как говорилось ранее, человек для видящего является светящимся шаром; позади этого шара есть точка наиболее интенсивного свечения. Маги называют ее точкой сборки, поскольку они видят, как мириады энергетических полей, приходящих из Вселенной в виде волокон света, сходятся в этой точке, проходя сквозь нее. Это слияние волокон и дает точке сборки такое свечение.
Благодаря точке сборки человеческое существо может воспринимать энергию, преобразуя ее в чувственные данные, которые точка сборки интерпретирует как мир повседневной жизни; эта интерпретация происходит в терминах человеческой социализации и человеческих возможностей.
Дон Хуан говорил, что перепросмотр это высвобождение всего или почти всего опыта человека. В процессе перепросмотра точка сборки слегка или сильно смещается - сила воспоминания толкает ее в то место, которое она занимала во время перепросматриваемых событий. Перемещения туда и обратно, из одного положения в другое, дают практикующему текучесть, необходимую для того, чтобы выдержать необыкновенные обстоятельства в его путешествии по бесконечности; странности, которые никоим образом не являются частью обычного познания человека.
Перепросмотр, как формальная процедура, состоял в древности из процесса вспоминания всех людей, которых знал практикующий, и всех событий, в которых он участвовал. Дон Хуан предложил мне для памяти составить перечень всех, с кем я когда-либо встречался. После того, как я написал этот список, он объяснил мне, как им пользоваться. Он предложил мне взять первого человека из списка и вспомнить, как проходила моя последняя встреча с ним. Дон Хуан называл этот процесс приведением в порядок событий для перепросмотра.
Дон Хуан просил меня детально вспомнить все о встрече, заявляя, что это является своего рода тренировкой памяти, развития способности запоминать все и надолго. Он говорил, что во время вспоминания могут всплыть существенные, относящиеся к делу детали, например, обстановка, где происходило событие. Как только событие приводилось в порядок, он говорил, что следует вспомнить все о местности и пространстве, войти и него, обращая особое внимание на физическую обстановку. Если, к примеру, встреча имела место в офисе, следует вспомнить пол, двери, стены, картины на них, окна, столы и находящиеся на них предметы, все, что охватывается глазом, но потом забывается.
Дон Хуан убеждал меня, что перепросмотр как формальная процедура должен начинаться с перечисления событий, происшедших недавно. Если вспоминать о событиях в такой последовательности, то самыми главными будут самые свежие, ведь их можно вспомнит, в мельчайших подробностях. Дон Хуан говорил, что человек помнит события со всеми деталями, хотя и не осознает этого. Но Орла интересуют как раз детали.
Выполнение перепросмотра событий требует, чтобы человек глубоко дышал, поворачивая голову, например справа налево, потом слева направо; это можно проделывать столько, сколько необходимо для вспоминания всех деталей. Согласно дону Хуану, маги считают, что благодаря дыханию человек возвращает все чувства, растраченные им во время вспоминаемого события, и избавляется от оставшихся в нем нежелательных настроений и чувств.
Именно во вдохах и выдохах, считают маги, и лежит тайна перепросмотра: поскольку дыхание является функцией, поддерживающей жизнь, то так человек может отдать отпечаток пережитого силе, дающей нам сознание. Когда я попросил дона Хуана дать мне более попятное объяснение, он сказал, что вещи, подобные перепросмотру, нужно пережить, а не объяснять. В процессе перепросмотра маги находят освобождение. Объяснят>, этот процесс - значит бессмысленно рассеивать энергию. Его предложение относительно перепросмотра согласовывалось с его знаниями.
Список с именами подталкивает память и отправляет ее в невероятное путешествие. Логика магов состоит в том, что вспоминание только что происшедших событий готовит базу для вспоминания с той же ясностью и быстротой событий более удаленных. Маги считают такого рода вспоминание процедурой освобождения себя от прожитого, во время которой из воспоминаний вытягивается громадная, великая движущая сила. Она расшевеливает энергию, рассеянную нашими центрами действий, и возвращает ее на место; эта энергия бывает скоплена на периферии светящихся энергетических сфер, каковыми мы являемся. Маги говорят, что перепросмотр не только возвращает энергию, но и дает текучесть после того, как Орлу отдают то, чего он ищет.
Выражаясь мирским языком, перепросмотр дает человеку возможность увидеть в жизни повторы...

Действительный акт перепросмотра является делом всей жизни. Иногда на то, чтобы исчерпать весь список, уходят годы, особенно для тех людей, кто был знаком и взаимодействовал с тысячами индивидуальностей; кроме того, большую часть времени происходят отклонения от этого процесса, поскольку этот список наращивается неличными событиями, в которые не вовлечены какие-либо люди, но которые должны перепросматриваться, поскольку они каким-то образом связаны с людьми, которые участвуют в перепросмотре..."

Вот в этой цитате КК говорит о смысле ритуалов в магии и колдовстве. В Христианстве также много ритуалов, которые играют, возможно, ту же роль:

"- Новые видящие говорят, что понимание - это методика, - сказал он. -
они говорят, что прежде всего нужно осознать, что воспринимаемый нами мир
является результатом того, что наша точка сборки находится в данном
конкретном месте кокона. Как только это понято, точку сборки можно
перемещать почти произвольно вследствие новых привычек.
Я не вполне понял, что он имеет ввиду под привычками, и попросил его
разъяснить этот вопрос.
- Точка сборки человека появляется в определенном месте кокона, что
определяется командой орла, - сказал он. - а точнее, ее положение
определяется привычкой - повторными действиями. Сначала мы узнаем, что она
может быть расположена там, а затем сами распоряжаемся именно так, чтобы
она была именно там. Наша команда становится командой орла, и точка
привязывается к этому месту. Вникни в это очень внимательно: "наша команда
становится командой орла". Древние очень дорого заплатили за эту находку.
Мы еще вернемся к этому.
Он подчеркнул еще раз, что древние сосредоточили свои усилия
исключительно на развитии тысяч сложнейших ритуалов колдовства. Он
добавил, что они никогда не смогли понять, что все их сложнейшие
устройства, такие же странные, как и они сами, не имеют никакого другого
назначения, как быть лишь средством, нарушающим фиксацию их точки сборки и
заставляющим ее переместиться.
Я попросил его пояснить то, что он сказал.
- Я уже говорил тебе, что колдовство - это что-то подобное тупиковой
улице. Я имел в виду, что колдовские ритуалы не имеют глубинного значения.
Ценность их проявляется косвенно - их реальное назначение в том, чтобы
сдвинуть точку сборки, заставить первое внимание ослабить свой контроль
над ней.
Новые видящие поняли истинную роль, какую играли колдовские приемы, и
решили подойти непосредственно к процессу, заставляющему переместиться
точку сборки, отбросив всю остальную бессмыслицу ритуалов и заклинаний.
Хотя в то или иное время в жизни воина ритуалы могут быть необходимы. Я
лично посвятил тебя во все виды колдовских ритуалов, однако лишь с целью
отвлечения твоего первого внимания от власти самопоглощения, которая
держала твою точку сборки жестко фиксированной.
Он добавил, что чрезмерное удушение первого внимания самопоглощением
или рассудочностью является мощной связывающей силой, а ритуальное
поведение, ввиду свойств повторяемости, заставляет первое внимание
освободить часть энергии, отвлекая ее от перечисления, в результате чего
положение точки сборки теряет свою жесткость.
А что происходит с людьми, у которых точка сборки потеряла свою
жесткость? - спросил я.
- Если они не воины, они думают, что начали терять рассудок, - сказал
он, улыбаясь. - так же, как ты в свое время подумал, что начал сходить с
ума. Если же они воины, они знают, что становятся безумными, но они
терпеливо ждут. Ты знаешь, что быть здоровым и здравым означает, что точка
сборки неподвижна. Когда она срывается, это значит буквально, что ты
чокнулся.
Он сказал, что для воинов, у которых сдвинулась точка сборки, открыты
две возможности. Одна состоит в том, чтобы признать себя больным и вести
себя, как сумасшедший, реагируя эмоционально на те странные миры,
свидетелем которых ты становишься из-за этого сдвига. Другая - оставаться
бесстрастным, незадетым, зная, что точка сборки всегда возвращается в свое
исходное положение.
- Ну а что, если точка сборки не вернется в свое исходное положение?
- спросил я.
- Тогда эти люди потеряны, - ответил он. - они либо неизлечимо
безумны, поскольку их точка сборки не может собрать тот мир, который мы
знаем, либо становятся несравненными видящими, начинающими свое движение в
неведомое.
- Что же определяет тот или иной случай?
- Энергия! Безупречность! Непогрешимые воины не теряют своих шариков,
они остаются бесстрастными. Я не раз говорил тебе, что безупречный воин
может видеть ужасающие миры, и все же в следующее мгновение он будет
шутить, смеяться с друзьями или встречными".

У Карлоса Кастанеды - неорганические существа. Есть ли в других источниках нечто подобное? Да. Если почитать про жития святых, подвижников, монахов, то часто встречаются описания их взаимодействий с так называемыми бесами, которых, думаю, можно отнести к неорганическим существам. Характер этих взаимодействий во многом совпадает с цитатой из КК, которую привожу ниже. Взаимодействие: с одной стороны - максимально напугать, с другой соблазнить, - а то, всё вместе.

Карлос Кастанеда:

«А что бы случилось, если бы олли поймал тебя?
- Я мог бы умереть от страха, - ответил он. - если бы я знал, что
происходит, когда попадешься, я дал бы ему возможность схватить себя. В то
время я был отчаянным человеком. Когда олли схватит тебя, ты либо получишь
разрыв сердца и умрешь, либо будешь бороться с ним. Тогда, после момента
особой ярости, энергия олли истощается, так как нет ничего, что олли может
сделать с нами или наоборот - нас разделяет бездна.
Древние видящие полагали, что в тот момент, когда энергия олли
иссякает, он отдает свою власть человеку. Господи, какая там власть! У
древних видящих олли выходили из ушей, а власть их олли не имела никакого
смысла.
Дон Хуан объяснил, что в этом вопросе новым видящим опять пришлось
исправлять путаницу. Они нашли то единственное, что идет в расчет -
безупречность, то есть способ освобождения энергии. Все же среди древних
видящих были такие, что были спасены своими олли, но это не имело никакого
отношения к власти олли - безупречность позволила этим людям
воспользоваться энергией этих других форм жизни.
Новые видящие нашли, однако, наиболее важное, связанное с олли - то,
что делает их полезными или бесполезными для человека. Бесполезные олли,
каких несметное количество - это те внутренние эманации, которые таковы,
что мы не можем с ними встретиться внутри себя. Они настолько отличны от
нас, что совершенно бесполезны. Другие, каких мало, они сродни нам, а это
означает, что у них есть эманации, подходящие нам.
- Как же этот род используется человеком? - спросил я.
- Нам следует применять другое слово вместо слова "используется", -
ответил он. - я сказал бы, что в этом случае между олли и видящим
происходит справедливый обмен энергией.
- Как же этот обмен происходит? - спросил я.
- Через их встречные эманации, - ответил он. - естественно, что эти
эманации относятся к левостороннему сознанию человека, к той части,
которой средний человек никогда не пользуется. По этой причине олли
совершенно отделены от мира правостороннего сознания, или от стороны
рассудка.
Он сказал, что встречные эманации дают обоим общую почву. Тогда, по
мере знакомства, устанавливается более глубокая связь, полезная обоим.
Видящие стремятся воспользоваться эфирными качествами олли: они сказочные
разведчики и хранители. Олли стремятся к большему полю энергии человека, и
с ее помощью они даже могут материализоваться.
Он уверил меня, что опытные видящие играют с этими совместными
эманациями до тех пор, пока не достигнут их полного фокусирования. Этот
обмен происходит во времени. Древние видящие не поняли этого процесса и
развили сложные методики созерцания для спуска в глубины, какие я видел в
зеркале.

У древних видящих были очень усложненные орудия для помощи им при
спуске, - продолжал он. - это была веревка особого плетения, которую они
привязывали вокруг талии. На ней было мягкое утолщение, пропитанное
смолой, которое подходило к самому пупку, как пробка. У видящих был
помощник или несколько, которые держали за веревку, пока те погружались в
свое созерцание. Естественно, что смотреть непосредственно на отражение
глубины чистого пруда или озера - это бесконечно более переполняющее
зрелище, чем то, что мы выполнили с помощью зеркала.
- Но действительно ли они спускались телесно? - спросил я.
- Ты поразился бы, если бы узнал, на что способен человек, особенно
управляющий сознанием, - ответил он. - древние видящие были странными. В
своих экскурсах в глубины они нашли чудесные вещи. Встреча с олли для них
была обычной. Теперь-то ты, конечно, понимаешь, что слово "глубины"
- Это только так говорится. Нет никаких глубин, есть только
управление сознанием, но именно этого так никогда и не поняли древние
видящие.
Я сказал ему, что из того, что он рассказал из своего опыта с олли
плюс мои субъективные впечатления от того, как олли вился в воде, я пришел
к выводу, что олли очень агрессивны.
- Совсем нет, - ответил он. - и не потому, что у них нет энергии,
чтобы быть агрессивными, а потому, что у них другой вид энергии. Они
больше похожи на электрический ток, а органические существа ближе к
тепловым волнам.
- Но почему же он преследовал тебя так долго? - спросил я.
- В этом нет тайны, - ответил он. - их привлекают эмоции. Животный
страх - вот что привлекает их больше всего. Он освобождает род энергии,
подходящий для них. Их внутренние эманации сплачиваются животным страхом,
а поскольку мой страх был безотчетным, олли следовал за ним, или, лучше
сказать, мой страх зацепил олли и не отпускал.
Он сказал, что никто иной, как древние видящие, нашли, что олли
наслаждаются животным страхом больше, чем еще чем-либо.
Они доходили даже до крайностей, намеренно поддерживая его для своих
олли и запугивая человека до смерти. Древние видящие были убеждены, что
олли имеют человеческие чувства, однако новые видящие видят это
по-другому. Они видят, что олли привлекает энергия, освобождаемая
эмоциями: любовь здесь так же эффективна, как ненависть или печаль.
Дон Хуан добавил, что если бы он чувствовал к олли любовь, олли пошел
бы за ним куда угодно, хотя в этом случае преследование проводилось бы
несколько в другом настроении. Я спросил его, остановился бы олли в тот
раз, если бы он контролировал свой страх. Он сказал, что управление
страхом было трюком древних видящих. Они могли управлять им до такой
степени, что могли выделять его. Они захватывали олли собственным страхом,
и распределяя его постепенно, как пищу, держали олли в рабстве.
- Эти древние видящие были страшными людьми, - продолжал дон Хуан, -
впрочем, мне не следует употреблять прошедшее время - они страшны и
сейчас. Они домогаются доминирования, господства над всем и над вся.
- Даже сегодня, дон Хуан? - спросил я, стремясь получить от него
дальнейшие объяснения.
Он изменил предмет разговора, сказав, …"

ЖИТИЯ СВЯТЫХ

По изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Издательство прп. Максима Исповедника, Барнаул, 2003-2004

Ред. golden-ship, 2008

"Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского

При виде таких подвигов великого старца, исконный враг рода человеческого вооружился против него всевозможными искушеньями и кознями. Так он наводил на подвижника различные страхования, то, испуская за дверями как будто вой дикого зверя, то, представляя, что как будто скопище народа ломить дверь его кельи, выбивает косяки, бросает в старца обрубок дерева и т. п.; по временам и днем, но особенно ночью, во время молитвенного предстоянья преподобного старца Серафима, ему видимо вдруг представлялось, что келья его разваливается и со всех сторон врываются с яростным ревом страшные звери; иногда вдруг пред ним появлялись отверстые гробы с восстающими из них мертвецами. И когда, впоследствии, один мирянин в простоте сердца своего, спросил его: "батюшка, видали ли вы злых духов?" - он отвечал с улыбкою: "они гнусны, - как на свет ангела взглянуть грешному невозможно, так и бесов видеть ужасно, потому что они - гнусны". Но все эти страшные видения, ужасы и искушения, сопровождаемые иногда и телесными страданиями, благодатный старец превозмогал теплою молитвою и препобеждал силою Честного и Животворящего Креста Господня"...

Я спросил его, почему это так, и он ответил, что, когда человек выполняет эти условия, то для него не существует ошибок, с которыми ему придется считаться: при всех условиях его действия теряют бестолковый (мечущийся) характер действия дурака. Если такой человек терпит поражение, проигрывает, то он проигрывает только битву, и по этому поводу у него не будет начальных сожалений.

Затем он сказал, что собирается учить меня об олли тем самым способом, каким его учил учитель.

Олли, - сказал он, - есть энергия, которую человек может внести в свою жизнь, чтобы она помогала ему, советовала ему и давала ему силы, необходимые для выполнения действий, будь они большие или малые, плохие или хорошие. Олли необходим для того, чтобы укрепить жизнь человека, направлять его поступки и укреплять его знание. Фактически, олли есть неоценимая помощь в познании. Олли позволит тебе видеть и понимать о вещах, о которых ни одно человеческое существо, вероятно, не просветит тебя.

Олли - это что-то вроде сторожевого духа?

Нет, это не сторож и не дух.

Мескалито - это твой олли?

Нет, мескалито - это энергия другого рода. Уникальная сила, защитник, учитель.

Что делает мескалито отличным от олли?

Его нельзя приручить и использовать, как приручают и используют олли. Мескалито вне тебя. Он показывается во многих формах тому, кто стоит перед ним, будь это колдун или деревенский мальчик. С другой стороны, для того, чтобы заполучить олли, требуется точнейшее учение и последовательность стадий или шагов, без малейшего отклонения. В мире много таких сил олли, но сам я знаком лишь с двумя из них, с тем, что в траве дьявола (местный вид дурмана) и с тем, что в «дымке» (особая курительная галлюциногенная смесь).

Какого типа силой является олли?

Это помощь. Я уже говорил тебе.

Как она помогает?

Олли - есть сила, способная вывести человека за границы его самого. Именно таким образом олли может осветить те вопросы, которые не может осветить никто из людей.

Но мескалито также выводит тебя за границы самого себя, разве это не делает его олли?

Нет, мескалито берет тебя из тебя самого для того, чтобы учить, о л л и выносит тебя, чтобы дать силу.

Я попросил объяснить этот момент более детально или описать разницу в действиях того и другого. Он долго смотрел на меня и расхохотался. Он сказал, что учение через разговор не только никчемность, но и идиотизм, потому что учение является наиболее трудной задачей, какую может взять на себя человек.

Дон Хуан говорил с глубоким уважением о том, что мескалито является учителем правильного образа жизни. Я спросил его, как мескалито учит «правильному образу жизни», и дон Хуан ответил, что мескалито показывает, как жить.

Как это он показывает? - спросил я.

У него много способов показать это. Иногда он показывает это на своей руке или на камнях, или на деревьях, или прямо перед тобой.

Это как картинки перед тобой?

Тонкости перевода Карлоса Кастанеды (для тех, кому интересно).

Для того, кто хоть немного знает английский язык, переводы Карлоса Кастанеды на русский представляются весьма забавными.

В свое время в «слэнг» российских поклонников Кастанеды прочно вошло несуществующее слово «олли». На самом деле это лишь ошибка ленивых переводчиков: «ally» означает не что-либо экзотически-мистическое, а всего лишь в переводе с английского «союзник». И произносится, кстати, «элай». По-видимому «олли» возникло по аналогии с произношением слова «all». Со временем эту глупость исправили, однако подобных «переводов» хватает и до сих пор, в том числе, в книгах «солидных» издательств. Вот лишь несколько примеров.

Слово «бенефактор» (benefactor) означает всего лишь «благодетель», причем не на испанском, как пытаются уверить некоторые переводчики, а на самом, что ни на есть, английском, куда пришло опять же не из испанского, а из латыни. Еще можно согласиться с использованием слов «маис» (вместо «кукуруза») или «каньон» (вместо «овраг», «русло») – для создания «испаноязычного колорита». Но здесь-то используется самое обычное и понятное для говорящего на английском языке слово, а для российского читателя «бенефактор» – что-то особенное и таинственное.

Выдавая свою лень за стремление «лучше передать источник», поскольку якобы это слово «невозможно точно перевести», переводчики создали странную кальку с английского «indulge» (между прочим, произносится «индалдж») – «индульгировать». Хотя в русском языке сколько угодно нормальных и полных переводов: «потакать», «потворствовать», «баловать», «быть снисходительным». Кстати, можно уважать А. Сидерского за то, что в первых книгах Карлоса он прекрасно справлялся с переводом этого «непереводимого» слова.

Точно так же возникли нелепые словечки «сталкер» (stalker) и «сталкинг» (stalking). Между прочим, они даже произносятся по-иному: «стокэ» и «стокин» соответственно. В их распространении постарались ещё и Стругацкие с Тарковским. А ведь значат всего лишь «следопыт» и «выслеживание».

Другого рода ошибки связаны с устойчивыми по значению сочетаниями слов, так называемыми «фразеологическими оборотами». Так, например, то, что переводят как «потрогать чешуйки» (какие чешуйки? может образ бабочки знания застрял в голове?) – это всего лишь «to tip the scales» – «перевесить чашу весов».

А «сойти с дороги»? Помните: «воин сходит с дороги, чтобы поддержать свой тональ»? Так и представляешь себе воина, который готов бросить свой путь воина ради тоналя. Между тем «to go out of way» переводится «приложить все усилия». Причем, для того, чтобы это узнать, необходимо заглянуть всего лишь в старый добрый советский словарь, по которому мы все учились еще в школе. Лень заглянуть?

Таинственное «правило большого пальца» (rule of thumb) оказывается всего лишь практическим (полезным, рабочим) правилом.

«To be at fingertips» переводится не «быть на кончиках пальцев», а «быть в пределах досягаемости». Оно конечно, и «на кончиках пальцев» понятно, но не по-русски как-то.

Может быть, в русском языке и есть выражение «терять шарики», но я не сталкивался. Поэтому «to loose marbles» перевёл скорее бы, как «сходить с ума», «психовать» и тому подобно.

Ещё одна разновидность ошибок перевода связана с тем, что сами книги Карлоса (даже если он их выдумал) – это фактически перевод с испанского и в них используется много испанских слов, имен, названий. Как-то один из критиков поставил в упрёк Кастанеде, что его книги слишком «англоязычны»: мол, если бы дон Хуан действительно существовал, он бы говорил с бо́льшим испанским «колоритом». По-моему, сбрехнул не подумав. Кастанеду можно упрекать в мошенничестве, но уж никак не в плохом знании испанского. Скорее в том, что слишком хорошо освоил американский говор английского. На деле даже имеющегося в его текстах «латинского» налёта достаточно, чтобы затруднить работу переводчикам.

Так в испанском языке (как, кстати, и в русском) используется вежливая форма обращения к одному человеку: как у нас говорят, «на Вы». А вот в английском разница между «ты» и «Вы» давно исчезла. Вот и приходится переводчикам с английского полагаться на своё чутьё. Но согласитесь, что молодой ученик не будет обращаться к уважаемому (и даже внушающему страх) старому учителю: «Как ты думаешь, сэр Джон?..» Между тем английское обращение «сэр» довольно точно соответствует испанскому «дон». Одно это могло бы насторожить переводчиков. Не говоря уже о том, что есть испанский перевод, выверенный самим Кастанедой, и им не мешало бы поинтересоваться в сомнительных случаях. Между тем, я ещё ни разу (может, не повезло?) не встречал перевода, где Карлос обращается к дону Хуану на Вы.

Другие ошибки «двойного перевода» более простительны и связаны, в основном, с различиями в мексиканском и американском произношении.

Так например, не существует никакого Икстлена (или Икстлана). В языках, использующих латиницу, негласно принято давать иноязычные слова так, как они пишутся, а не так, как они произносятся. Так, Don Juan он и в английском пишется Don Juan, хотя по англоязычным правилам должен был бы произноситься в таком написании как «дон Джуэн». Предполагается, что образованный читатель разберется. С моей точки зрения, полная глупость, но что поделаешь, такова традиция. Поэтому название мексиканского поселка Ixtlan Карлос в своих книгах так и дает в мексиканском (именно мексиканском, а не испанском!) написании. Дело в том, что во времена Римской империи на территорию современной Испании переселилось много сирийцев, прекрасно знавших греческий язык (своеобразный «язык межнационального общения» в Малой Азии). А в греческом языке буква «хи» писалась (и пишется) так же, как латинская «икс». С этой путаницей и связано своеобразное испанское произношение: Алехандро вместо Александро и так далее. В современном испанском для звука «х» стали использовать букву J, но раньше использовали X. В Мексике же сохранился старый вариант написания со времен Конкисты. Поэтому для самих мексиканцев Мексика произносится как «Мехико» (кстати, так же называется их столица), хотя пишется Mexico. Соответственно, Oaxaca произносится как Оахака (а не Оаксака), а Ixtlan как Ихтлан.

Но на самом деле действительность еще кошмарней. Буквой X испанские конкистадоры пытались передать несуществующий в испанском звук «ш» (лёгкая шепелявость в некоторых говорах всё-таки не то). Да и название страны произошло от самоназвания ацтеков «мешика». Поэтому скорее всего название этого поселка звучало (а может, и сейчас звучит) для индейцев как Иштлан.

В мексиканском произношении название города индейцев яки (столицы Соноры) – Эрмосийо, а не Эрмосильо, фамилия нагуаля Элиаса – Уйоа, а не Уллоа и даже не Ульоа.

По поводу имен. Испанский не итальянский. Сочетание букв gn в нем так и произносится «гн» (например, «магнифико», а не «маньифико»). Так почему же имя Benigno наши переводчики решили перевести как Бениньо? Кстати это имя «значащее» и означает на испанском «благодушный». В Мексике разве что может «проглатываться» звук «г» и получается Бенино.

Стоит также отметить, что в испанском жесткие правила расстановки ударений, а все исключения на письме обозначаются, поэтому из написания всегда можно узнать правильное произношение. Для любознательных могу сообщить, что имя Элиас произносится с ударением на «и» (Эли́ас), Хулиан с ударением на «а» (Хулиа́н), а Нэлида – на «э» (Нэ́лида).

В последние годы своей жизни Кастанеда отчасти «вышел из тени», стал чаще выступать с лекциями, проводить семинары, давать интервью, однако продолжительного близкого контакта с людьми по-прежнему избегал. Поэтому, решив «выложить в свободный доступ» магические пассы (движения, способствующие продвижению по пути воина), он предпочёл выставить перед собой Chac Mools. У нас это слово, естественно, передали на английский лад «чакмулы». Между тем, история с Чаком Моолем заслуживает минуты внимания. Строго говоря, Чак Мооль – это тот, кого изображают скульптуры, найденные в храмах ацтеков и майя. Отличительная особенность – поза лежа на спине с поджатыми ногами, голова поднята и смотрит в сторону. Словосочетание было выдумано в духе испанского произношения слов майя фотографом и антикваром Огастэсом Ле Плонжоном (Augustus Le Plongeon)ещё в 1875. Первоначально писалось Chaac Mol, что якобы значило «Лапа, разящая подобно грому» или «Красный ягуар». Однако Стивен Сэлсбэри из Вустэра, Массачусетс (именно так! Stephen Salisbury of Worcester, Massachusetts), спонсор нашего знатока майя, издававший отчёт о его «изысканиях», переврал это в Chac Mool (http://en.wikipedia.org/wiki/Chac_Mool , http://encycl.opentopia.com/term/Chac_Mool).

И вот что удивительно, выдумки Ле Плонжона, в частности, что Чаак Моль был древним царём Атлантиды, давно отброшены археологами, а имечко, им придуманное, прижилось! Большинство археологов сходится во мнении, что этим именем сейчас называют своеобразных стражей храмов. Ну что ж, те женщины, которых Кастанеда назвал Чаками Моолями, действительно были скорее его заслоном, защитой от людей, чем инструкторами по «древнемексиканской гимнастике».

И, наконец, об одном словечке, которое Кастанеда использует в книге «Активная сторона бесконечности». Он пишет: «…«сеньор» сокращалось до «sho», обычай, характерный для той части Южной Америки, откуда я приехал». Естественно, переводчики «перевели» это слово как «шо». Однако стоит вспомнить о традиционном для латиницы воспроизведении не звучания, а написания слова. Дело в том, что для испанского языка совершенно несвойственно сочетание sh. Зато оно очень характерно для португальского, в котором «sho» будет читаться как «сьо» – вполне логичное сокращение для «сеньор», если проглотить «лишние» (с точки зрения латиноамериканцев) звуки. Кастанеда в очередной раз изящно и ненавязчиво намекает на своё (настоящее или придуманное с целью «стирания личной истории) бразильское происхождение!