Сказка гоголя пропавшая грамота читать. Н

Николай Васильевич Гоголь

ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА

рассказанная дьячком ***ской церкви

Так вы хотите, чтобы я вам еще рассказал про деда? - Пожалуй, почему же не потешить прибауткой? Эх, старина, старина! Что за радость, что за разгулье падет на сердце, когда услышишь про то, что давно-давно, и года ему и месяца нет, деялось на свете! А как еще впутается какой-нибудь родич, дед или прадед - ну, тогда и рукой махни: чтоб мне поперхнулось за акафистом великомученице Варваре, если не чудится, что вот-вот сам все это делаешь, как будто залез в прадедовскую душу или прадедовская душа шалит в тебе… Нет, мне пуще всего наши девчата и молодицы; покажись только на глаза им: «Фома Григорьевич, Фома Григорьевич! а нуте яку-небудь страховинну казочку! а нуте, нуте! …» тара та та, та та та, и пойдут, и пойдут… Рассказать-то, конечно, не жаль, да загляните-ка, что делается с ними в постеле. Ведь я знаю, что каждая дрожит под одеялом, как будто бьет ее лихорадка, и рада бы с головою влезть в тулуп свой. Царапни горшком крыса, сама как-нибудь задень ногою кочергу, и Боже упаси! и душа в пятках. А на другой день ничего не бывало; навязывается сызнова: расскажи ей страшную сказку да и только. Что ж бы такое рассказать вам? Вдруг не взбредет на ум… Да, расскажу я вам, как ведьмы играли с покойным дедом в дурни . Только заране прошу вас, господа, не сбивайте с толку, а то такой кисель выйдет, что совестно будет и в рот взять. Покойный дед, надобно вам сказать, был не из простых в свое время козаков. Знал и твердо - он-то, и словотитлу поставить. В праздник отхватает Апостола, бывало, так, что теперь и попович иной спрячется. Ну, сами знаете, что в тогдашние времена, если собрать со всего Батурина грамотеев, то нечего и шапки подставлять, в одну горсть можно было всех уложить. Стало быть и дивиться нечего, когда всякий встречной кланялся ему мало не в пояс.

Один раз, задумалось вельможному гетьману послать за чем-то к Царице грамоту. Тогдашний полковой писарь, вот нелегкая его возьми, и прозвища не вспомню… Вискряк не Вискряк, Мотузочка не Мотузочка, Голопуцек не Голопуцек … знаю только, что как-то чудно начинается мудреное прозвище, - позвал к себе деда и сказал ему, что, вот, наряжает его сам гетьман гонцом с грамотою к царице. Дед не любил долго собираться: грамоту зашил в шапку; вывел коня; чмокнул жену и двух своих, как сам он называл, поросенков, из которых один был родной отец хоть бы и нашего брата; и поднял такую за собою пыль, как будто бы пятнадцать хлопцев задумали посереди улицы играть в кашу. На другой день, еще петух не кричал в четвертый раз, дед уже был в Конотопе. На ту пору была там ярмарка: народу высыпало по улицам столько, что в глазах рябело. Но так как было рано, то все еще дремало, протянувшись на земле. Возле коровы лежал гуляка-парубок с покрасневшим, как снегирь, носом; подале храпела, сидя, перекупка с кремнями, синькою, дробью и бубликами; под телегою лежал цыган; на возу с рыбой чумак; на самой дороге раскинул ноги бородач-москаль с поясами и рукавицами… ну, всякого сброду, как водится по ярмаркам. Дед приостановился, чтобы разглядеть хорошенько. Между тем в ятках начало мало-помалу шевелиться: жидовки стали побрякивать фляжками; дым покатило то там, то сям кольцами, и запах горячих сластен понесся по всему табору. Деду вспало на ум, что у него нет ни огнива, ни табаку наготове: вот и пошел таскаться по ярмарке. Не успел пройти двадцати шагов - навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные, как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля и люлька с медною цепочкою по самые пяты - запорожец да и только! Эх народец! станет, вытянется, поведет рукою молодецкие усы, брякнет подковами и - пустится! да ведь как пустится: ноги отплясывают, словно веретено в бабьих руках; что вихорь, дернет рукою по всем струнам бандуры, и тут же, подпершися в боки, несется вприсядку; зальется песней - душа гуляет!.. Нет, прошло времечко: не увидать больше запорожцев! Да: так встретились; слово за слово, долго ли до знакомства? Пошли калякать, калякать, так, что дед совсем уже было позабыл про путь свой. Попойка завелась, как на свадьбе перед постом великим. Только, видно, наконец прискучило бить горшки и швырять в народ деньгами, да и ярмарке не век же стоять! Вот сговорились новые приятели, чтоб не разлучаться и путь держать вместе. Было давно под вечер, когда выехали они в поле. Солнце убралось на отдых; где-где горели вместо него красноватые полосы; по полю пестрели нивы, что праздничные плахты чернобровых молодиц. Нашего запорожца раздобар взял страшной. Дед и еще другой, приплевшийся к ним гуляка, подумали уже, не бес ли засел в него, откуда что набиралось. Истории и присказки такие диковинные, что дед несколько раз хватался за бока и чуть не надсадил своего живота со смеху. Но в поле становилось чем далее, сумрачнее; и вместе с тем становилась несвязнее и молодецкая молвь. Наконец рассказчик наш притих совсем и вздрагивал при малейшем шорохе. «Ге, ге, земляк! да ты не на шутку принялся считать сов. Уж думаешь, как бы домой, да на печь!» - «Перед вами нечего таиться, - сказал он, вдруг оборотившись и неподвижно уставив на них глаза свои. - Знаете ли, что душа моя давно продана нечистому». - «Экая невидальщина! Кто на веку своем не знался с нечистыми? Тут-то и нужно гулять, как говориться, на прах». - «Эх, хлопцы! гулял бы, да в ночь эту срок молодцу! Эй, братцы! - сказал он, хлопнув по рукам их, - эй, не выдайте! не поспите одной ночи! Век не забуду вашей дружбы!» Почему ж не пособить человеку в таком горе? Дед объявил напрямик, что скорее даст он отрезать оселедец с собственной головы, чем допустит черта понюхать собачьей мордой своей христианской души.

Козаки наши ехали бы, может, и далее, если бы не обволокло всего неба ночью, словно черным рядном, и в поле не стало так же темно, как под овчинным тулупом. Издали только мерещился огонек, и кони, чуя близкое стойло, торопились, насторожа уши и вковавши очи в мрак. Огонек, казалось, несся навстречу, и перед козаками показался шинок, повалившийся на одну сторону, словно баба на пути с веселых крестин. В те поры шинки были не то, что теперь. Доброму человеку не только развернуться, приударить горлицы или гопака, прилечь даже негде было, когда в голову заберется хмель и ноги начнут писать покой-он - по. Двор был уставлен весь чумацкими возами; под поветками, в яслях, в сенях, иной свернувшись, другой развернувшись, храпели, как коты. Шинкарь один перед каганцем нарезывал рубцами на палочке, сколько кварт и осьмух высушили чумацкие головы. Дед, спросивши треть ведра на троих, отправился в сарай. Все трое легли рядом. Только не успел он повернуться, как видит, что его земляки спят уже мертвецким сном. Разбудивши приставшего к ним третьего козака, дед напомнил ему про данное товарищу обещание. Тот привстал, протер глаза и снова уснул. Нечего делать, пришлось одному караулить. Чтобы чем-нибудь разогнать сон, обсмотрел он возы все, проведал коней, закурил люльку, пришел назад и сел опять около своих. Все было тихо, так что, кажись, ни одна муха не пролетела. Вот и чудится ему, что из-за соседнего воза что-то серое выказывает роги… Тут глаза его начали смыкаться так, что принужден он был ежеминутно протирать кулаком и промывать оставшеюся водкой. Но как скоро немного прояснились они, все пропадало. Наконец, мало погодя, опять показывается из-под воза чудовище… Дед вытаращил глаза сколько мог; но проклятая дремота все туманила перед ним; руки его окостенели; голова скатилась, и крепкий сон схватил его так, что он повалился словно убитый. Долго спал дед, и как припекло порядочно уже солнце его выбритую макушу, тогда только схватился он на ноги. Потянувшись раза два и почесав спину, заметил он, что возов стояло уже не так много, как с вечера. Чумаки, видно, потянулись еще до света. К своим - козак спит; а запорожца нет. Выспрашивать - никто знать не знает; одна только верхняя свитка лежала на том месте. Страх и раздумье взяло деда. Пошел посмотреть коней - ни своего, ни запорожского! Что бы это значило? Положим, запорожца взяла нечистая сила; кто же коней? Сообразя все, дед заключил, что, верно, черт приходил пешком, а как до пекла не близко, то и стянул его коня. Больно ему было крепко, что не сдержал козацкого слова. «Ну, - думает, - нечего делать, пойду пешком: авось попадется на дороге какой-нибудь барышник, едущий с ярмарки, как-нибудь уже куплю коня». Только хватился за шапку - и шапки нет. Всплеснул руками покойный дед, как вспомнил, что вчера еще поменялись они на время с запорожцем. Кому больше утащить, как не нечистому. Вот тебе и гетьманский гонец! Вот тебе и привез грамоту к царице! Тут дед принялся угощать черта такими прозвищами, что, думаю, ему не один раз чихалось тогда в пекле. Но бранью мало пособишь; а затылка сколько ни чесал дед, никак не мог ничего придумать. Что делать? Кинулся достать чужого ума: собрал всех бывших тогда в шинке добрых людей, чумаков и просто заезжих, и рассказал, что так и так, такое-то приключилось горе. Чумаки долго думали, подперши батогами подбородки свои; крутили головами и сказали, что не слышали такого дива на крещеном свете, чтобы гетьманскую грамоту утащил черт. Другие же прибавили, что когда черт да москаль украдут что-нибудь - то поминай, как и звали. Один только шинкарь сидел молча в углу. Дед и подступил к нему. Уж когда молчит человек, то, верно, зашиб много умом. Только шинкарь не так-то был щедр на слова; и если бы дед не полез в карман за пятью злотыми, то простоял бы перед ним даром. «Я научу тебя, как найти грамоту, - сказал он, отводя его в сторону. У деда и на сердце отлегло. - Я вижу уже по глазам, что ты козак - не баба. Смотри же! близко шинка будет поворот направо в лес. Только станет в поле примеркать, чтобы ты был уже наготове. В лесу живут цыганы и выходят из нор своих, ковать железо, в такую ночь, в какую одни ведьмы ездят на кочергах своих. Чем они промышляют на самом деле, знать тебе нечего. Много будет стуку по лесу, только ты не иди в те стороны, откуда заслышишь стук; а будет перед тобою малая дорожка, мимо обожженного дерева, дорожкою этою иди, иди, иди… Станет тебя терновник царапать, густой орешник заслонять дорогу - ты все иди; и как придешь к небольшой речке, тогда только можешь остановиться. Там и увидишь кого нужно; да не позабудь набрать в карманы того, для чего и карманы сделаны… Ты понимаешь, это добро и дьяволы, и люди любят». - Сказавши это, шинкарь ушел в свою конуру и не хотел больше говорить ни слова.

Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

Так вы хотите, чтобы я вам еще рассказал про деда? – Пожалуй, почему же не потешить прибауткой? Эх, старина, старина! Что за радость, что за разгулье падет на сердце, когда услышишь про то, что давно-давно, и года ему и месяца нет, деялось на свете! А как еще впутается какой-нибудь родич, дед или прадед – ну, тогда и рукой махни: чтоб мне поперхнулось за акафистом великомученице Варваре, если не чудится, что вот-вот сам все это делаешь, как будто залез в прадедовскую душу или прадедовская душа шалит в тебе… Нет, мне пуще всего наши девчата и молодицы; покажись только на глаза им: «Фома Григорьевич, Фома Григорьевич! а нуте яку-небудь страховинну казочку! а нуте, нуте! …» тара та та, та та та, и пойдут, и пойдут… Рассказать-то, конечно, не жаль, да загляните-ка, что делается с ними в постеле. Ведь я знаю, что каждая дрожит под одеялом, как будто бьет ее лихорадка, и рада бы с головою влезть в тулуп свой. Царапни горшком крыса, сама как-нибудь задень ногою кочергу, и Боже упаси! и душа в пятках. А на другой день ничего не бывало; навязывается сызнова: расскажи ей страшную сказку да и только. Что ж бы такое рассказать вам? Вдруг не взбредет на ум… Да, расскажу я вам, как ведьмы играли с покойным дедом в дурни . Только заране прошу вас, господа, не сбивайте с толку, а то такой кисель выйдет, что совестно будет и в рот взять. Покойный дед, надобно вам сказать, был не из простых в свое время козаков. Знал и твердо – он-то, и словотитлу поставить. В праздник отхватает Апостола, бывало, так, что теперь и попович иной спрячется. Ну, сами знаете, что в тогдашние времена, если собрать со всего Батурина грамотеев, то нечего и шапки подставлять, в одну горсть можно было всех уложить. Стало быть и дивиться нечего, когда всякий встречной кланялся ему мало не в пояс.

Один раз, задумалось вельможному гетьману послать за чем-то к Царице грамоту. Тогдашний полковой писарь, вот нелегкая его возьми, и прозвища не вспомню… Вискряк не Вискряк, Мотузочка не Мотузочка, Голопуцек не Голопуцек … знаю только, что как-то чудно начинается мудреное прозвище, – позвал к себе деда и сказал ему, что, вот, наряжает его сам гетман гонцом с грамотою к царице. Дед не любил долго собираться: грамоту зашил в шапку; вывел коня; чмокнул жену и двух своих, как сам он называл, поросенков, из которых один был родной отец хоть бы и нашего брата; и поднял такую за собою пыль, как будто бы пятнадцать хлопцев задумали посереди улицы играть в кашу. На другой день, еще петух не кричал в четвертый раз, дед уже был в Конотопе. На ту пору была там ярмарка: народу высыпало по улицам столько, что в глазах рябело. Но так как было рано, то все еще дремало, протянувшись на земле. Возле коровы лежал гуляка-парубок с покрасневшим, как снегирь, носом; подале храпела, сидя, перекупка с кремнями, синькою, дробью и бубликами; под телегою лежал цыган; на возу с рыбой чумак; на самой дороге раскинул ноги бородач-москаль с поясами и рукавицами… ну, всякого сброду, как водится по ярмаркам. Дед приостановился, чтобы разглядеть хорошенько. Между тем в ятках начало мало-помалу шевелиться: жидовки стали побрякивать фляжками; дым покатило то там, то сям кольцами, и запах горячих сластен понесся по всему табору. Деду вспало на ум, что у него нет ни огнива, ни табаку наготове: вот и пошел таскаться по ярмарке. Не успел пройти двадцати шагов – навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные, как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля и люлька с медною цепочкою по самые пяты – запорожец да и только! Эх народец! станет, вытянется, поведет рукою молодецкие усы, брякнет подковами и – пустится! да ведь как пустится: ноги отплясывают, словно веретено в бабьих руках; что вихорь, дернет рукою по всем струнам бандуры, и тут же, подпершися в боки, несется вприсядку; зальется песней – душа гуляет!.. Нет, прошло времечко: не увидать больше запорожцев! Да: так встретились; слово за слово, долго ли до знакомства? Пошли калякать, калякать, так, что дед совсем уже было позабыл про путь свой. Попойка завелась, как на свадьбе перед постом великим. Только, видно, наконец прискучило бить горшки и швырять в народ деньгами, да и ярмарке не век же стоять! Вот сговорились новые приятели, чтоб не разлучаться и путь держать вместе. Было давно под вечер, когда выехали они в поле. Солнце убралось на отдых; где-где горели вместо него красноватые полосы; по полю пестрели нивы, что праздничные плахты чернобровых молодиц. Нашего запорожца раздобар взял страшной. Дед и еще другой, приплевшийся к ним гуляка, подумали уже, не бес ли засел в него, откуда что набиралось. Истории и присказки такие диковинные, что дед несколько раз хватался за бока и чуть не надсадил своего живота со смеху. Но в поле становилось чем далее, сумрачнее; и вместе с тем становилась несвязнее и молодецкая молвь. Наконец рассказчик наш притих совсем и вздрагивал при малейшем шорохе. «Ге, ге, земляк! да ты не на шутку принялся считать сов. Уж думаешь, как бы домой, да на печь!» – «Перед вами нечего таиться, – сказал он, вдруг оборотившись и неподвижно уставив на них глаза свои. – Знаете ли, что душа моя давно продана нечистому». – «Экая невидальщина! Кто на веку своем не знался с нечистыми? Тут-то и нужно гулять, как говориться, на прах». – «Эх, хлопцы! гулял бы, да в ночь эту срок молодцу! Эй, братцы! – сказал он, хлопнув по рукам их, – эй, не выдайте! не поспите одной ночи! Век не забуду вашей дружбы!» Почему ж не пособить человеку в таком горе? Дед объявил напрямик, что скорее даст он отрезать оселедец с собственной головы, чем допустит черта понюхать собачьей мордой своей христианской души.

Козаки наши ехали бы, может, и далее, если бы не обволокло всего неба ночью, словно черным рядном, и в поле не стало так же темно, как под овчинным тулупом. Издали только мерещился огонек, и кони, чуя близкое стойло, торопились, насторожа уши и вковавши очи в мрак. Огонек, казалось, несся навстречу, и перед козаками показался шинок, повалившийся на одну сторону, словно баба на пути с веселых крестин. В те поры шинки были не то, что теперь. Доброму человеку не только развернуться, приударить горлицы или гопака, прилечь даже негде было, когда в голову заберется хмель и ноги начнут писать покой-он – по. Двор был уставлен весь чумацкими возами; под поветками, в яслях, в сенях, иной свернувшись, другой развернувшись, храпели, как коты. Шинкарь один перед каганцем нарезывал рубцами на палочке, сколько кварт и осьмух высушили чумацкие головы. Дед, спросивши треть ведра на троих, отправился в сарай. Все трое легли рядом. Только не успел он повернуться, как видит, что его земляки спят уже мертвецким сном. Разбудивши приставшего к ним третьего козака, дед напомнил ему про данное товарищу обещание. Тот привстал, протер глаза и снова уснул. Нечего делать, пришлось одному караулить. Чтобы чем-нибудь разогнать сон, обсмотрел он возы все, проведал коней, закурил люльку, пришел назад и сел опять около своих. Все было тихо, так что, кажись, ни одна муха не пролетела. Вот и чудится ему, что из-за соседнего воза что-то серое выказывает роги… Тут глаза его начали смыкаться так, что принужден он был ежеминутно протирать кулаком и промывать оставшеюся водкой. Но как скоро немного прояснились они, все пропадало. Наконец, мало погодя, опять показывается из-под воза чудовище… Дед вытаращил глаза сколько мог; но проклятая дремота все туманила перед ним; руки его окостенели; голова скатилась, и крепкий сон схватил его так, что он повалился словно убитый. Долго спал дед, и как припекло порядочно уже солнце его выбритую макушу, тогда только схватился он на ноги. Потянувшись раза два и почесав спину, заметил он, что возов стояло уже не так много, как с вечера. Чумаки, видно, потянулись еще до света. К своим – козак спит; а запорожца нет. Выспрашивать – никто знать не знает; одна только верхняя свитка лежала на том месте. Страх и раздумье взяло деда. Пошел посмотреть коней – ни своего, ни запорожского! Что бы это значило? Положим, запорожца взяла нечистая сила; кто же коней? Сообразя все, дед заключил, что, верно, черт приходил пешком, а как до пекла не близко, то и стянул его коня. Больно ему было крепко, что не сдержал козацкого слова. «Ну, – думает, – нечего делать, пойду пешком: авось попадется на дороге какой-нибудь барышник, едущий с ярмарки, как-нибудь уже куплю коня». Только хватился за шапку – и шапки нет. Всплеснул руками покойный дед, как вспомнил, что вчера еще поменялись они на время с запорожцем. Кому больше утащить, как не нечистому. Вот тебе и гетманский гонец! Вот тебе и привез грамоту к царице! Тут дед принялся угощать черта такими прозвищами, что, думаю, ему не один раз чихалось тогда в пекле. Но бранью мало пособишь; а затылка сколько ни чесал дед, никак не мог ничего придумать. Что делать? Кинулся достать чужого ума: собрал всех бывших тогда в шинке добрых людей, чумаков и просто заезжих, и рассказал, что так и так, такое-то приключилось горе. Чумаки долго думали, подперши батогами подбородки свои; крутили головами и сказали, что не слышали такого дива на крещеном свете, чтобы гетманскую грамоту утащил черт. Другие же прибавили, что когда черт да москаль украдут что-нибудь – то поминай, как и звали. Один только шинкарь сидел молча в углу. Дед и подступил к нему. Уж когда молчит человек, то, верно, зашиб много умом. Только шинкарь не так-то был щедр на слова; и если бы дед не полез в карман за пятью злотыми, то простоял бы перед ним даром. »Я научу тебя, как найти грамоту, – сказал он, отводя его в сторону. У деда и на сердце отлегло. – Я вижу уже по глазам, что ты козак – не баба. Смотри же! близко шинка будет поворот направо в лес. Только станет в поле примеркать, чтобы ты был уже наготове. В лесу живут цыганы и выходят из нор своих, ковать железо, в такую ночь, в какую одни ведьмы ездят на кочергах своих. Чем они промышляют на самом деле, знать тебе нечего. Много будет стуку по лесу, только ты не иди в те стороны, откуда заслышишь стук; а будет перед тобою малая дорожка, мимо обожженного дерева, дорожкою этою иди, иди, иди… Станет тебя терновник царапать, густой орешник заслонять дорогу – ты все иди; и как придешь к небольшой речке, тогда только можешь остановиться. Там и увидишь кого нужно; да не позабудь набрать в карманы того, для чего и карманы сделаны… Ты понимаешь, это добро и дьяволы, и люди любят». – Сказавши это, шинкарь ушел в свою конуру и не хотел больше говорить ни слова.

Покойный дед был человек не то чтобы из трусливого десятка; бывало, встретит волка, так и хватает прямо за хвост; пройдет с кулаками промеж козаками, все, как груши, повалятся на землю. Однако ж, что-то подирало его по коже, когда вступил он в такую глухую ночь в лес. Хоть бы звездочка на небе. Темно и глухо, как в винном подвале; только слышно было, что далеко, далеко вверху, над головою, холодный ветер гулял по верхушкам дерев, и деревья, что охмелевшие козацкие головы, разгульно покачивались, шепоча листьями пьяную молвь. Как вот завеяло таким холодом, что дед вспомнил и про овчинный тулуп свой, и вдруг словно сто молотов застучало по лесу таким стуком, что у него зазвенело в голове. И будто зарницею, осветило на минуту весь лес. Дед тотчас увидел дорожку, пробиравшуюся промеж мелким кустарником. Вот и обожженное дерево и кусты терновника! Так, все так, как было ему говорено; нет, не обманул шинкарь. Однако ж не совсем весело было продираться через колючие кусты; еще отроду не видывал он, чтобы проклятые шипы и сучья так больно царапались: почти на каждом шагу забирало его вскрикнуть. Мало-помалу, выбрался он на просторное место, и сколько мог заметить, деревья редели и становились, чем далее, такие широкие, каких дед не видывал и по ту сторону Польши. Глядь, между деревьями мелькнула и речка, черная, словно вороненая сталь. Долго стоял дед у берега, посматривая на все стороны. На другом берегу горит огонь и, кажется, вот-вот готовится погаснуть, и снова отсвечивается в речке, вздрагивавшей, как польский шляхтич в козачьих лапах. Вот и мостик! Ну, тут одна только чертовская таратайка разве проедет. Дед, однако ж, ступил смело, и скорее, чем бы иной успел достать рожок, понюхать табаку, был уже на другом берегу. Теперь только разглядел он, что возле огня сидели люди, и такие смазливые рожи, что в другое время, Бог знает, чего бы не дал, лишь бы ускользнуть от этого знакомства. Но теперь, нечего делать, нужно было завязаться. Вот дед и отвесил им поклон, мало не в пояс: «Помогай Бог вам, добрые люди!» Хоть бы один кивнул головой; сидят да молчат, да что-то сыплют в огонь. Видя одно место не занятым, дед без всяких околичностей сел и сам. Смазливые рожи ничего; ничего и дед. Долго сидели молча. Деду уже и прискучило; давай шарить в кармане, вынул люльку, посмотрел вокруг – ни один не глядит на него. «Уже, добродейство, будьте ласковы: как бы так, чтобы, примерно сказать, того… (Дед живал в свете не мало, знал уже, как подпускать турусы и при случае, пожалуй, и пред царем не ударил бы лицом в грязь) чтобы, примерно сказать, и себя не забыть, да и вас не обидеть, – люлька-то у меня есть, да того, чем бы зажечь ее, черт-ма ». И на эту речь хоть бы слово; только одна рожа сунула горячую головню прямехонько деду в лоб, так что если бы он немного не посторонился, то, статься может, распрощался бы навеки с одним глазом. Видя, наконец, что время даром проходит, решился – будет ли слушать нечистое племя, или нет – рассказать дело. Рожи и уши наставили, и лапы протянули. Дед догадался; забрал в горсть все бывшие с ним деньги и кинул словно собакам им в средину. Как только кинул он деньги, все перед ним перемешалось, земля задрожала, и как уже, он и сам рассказать не умел, попал чуть ли не в самое пекло. Батюшки мои! ахнул дед, разглядевши хорошенько: что за чудища! рожи на роже, как говорится, не видно. Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадет снегу: разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке. И все, сколько ни было их там, как хмельные, отплясывали какого-то чертовского тропака. Пыль подняли, Боже упаси, какую! Дрожь бы проняла крещеного человека при одном виде, как высоко скакало бесовское племя. Деда, несмотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в волторны. Только завидели деда – и турнули к нему ордою. Свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла, все повытягивались, и вот, так и лезут целоваться. Плюнул дед, такая мерзость напала! Наконец схватили его и посадили за стол, длиною, может, с дорогу от Конотопа до Батурина. «Ну, это еще не совсем худо, – подумал дед, завидевши на столе свинину, колбасы, крошеной с капустой лук и много всяких сластей, – видно, дьявольская сволочь не держит постов».

Дед-таки, не мешает вам знать, не упускал при случае перехватить того-сего на зубы. Едал покойник аппетитно; и потому, не распускаясь на рассказы, придвинул к себе миску с нарезанным салом и окорок ветчины; взял вилку, мало чем поменьше тех вил, которыми мужик берет сено, захватил ею самый увесистый кусок, подставил корку хлеба и – глядь, и отправил в чужой рот. Вот-вот возле самых ушей, и слышно даже, как чья-то морда жует и щелкает зубами на весь стол. Дед ничего; схватил другой кусок и вот, кажись, и по губам зацепил, только опять не в свое горло. В третий раз – снова мимо. Взбеленился дед: позабыл и страх, и в чьих лапах находится он. Прискочил к ведьмам: »Что вы, Иродово племя, задумали смеяться, что ли, надо мною? Если не отдадите, сей же час, моей козацкой шапки, то будь я католик, когда не переворочу свиных рыл ваших на затылок!» Не успел он докончить последних слов, как все чудища выскалили зубы и подняли такой смех, что у деда на душе захолонуло. »Ладно! – провизжала одна из ведьм, которую дед почел за старшую над всеми потому, что личина у ней была чуть ли не красивее всех, – шапку отдадим тебе, только не прежде, пока сыграешь с нами три раза в дурня !» Что прикажешь делать? Козаку сесть с бабами в дурня! Дед отпираться, отпираться, наконец, сел. Принесли карты, замасленные, какими только у нас поповны гадают про женихов. »Слушай же! – залаяла ведьма в другой раз, – если хоть раз выиграешь – твоя шапка; когда же все три раза останешься дурнем, то не прогневайся, не только шапки, может, и света более не увидишь!» – «Сдавай, сдавай, хрычовка! что будет, то будет».

Гоголь «Пропавшая грамота». Иллюстрация Кукрыниксов

Вот и карты розданы. Взял дед свои в руки – смотреть не хочется, такая дрянь: хоть бы на смех один козырь. Из масти десятка самая старшая, пар даже нет; а ведьма все подваливает пятериками. Пришлось остаться дурнем! Только что дед успел остаться дурнем, как со всех сторон заржали, залаяли, захрюкали морды: «дурень! дурень! дурень!» – «Чтоб вы перелопались, дьявольское племя!» – закричал дед, затыкая пальцами себе уши. «Ну, – думает, – ведьма подтасовала; теперь я сам буду сдавать». Сдал. Засветил козыря. Поглядел на карты: масть хоть куда, козыри есть. И сначала дело шло, как нельзя лучше; только ведьма пятерик с королями! У деда на руках одни козыри; не думая, не гадая долго, хвать королей по усам всех козырями. »Ге, ге! да это не по-козацки! А чем ты кроешь, земляк?» – «Как чем? козырями!» – «Может быть, по-вашему это и козыри, только по-нашему нет!» Глядь – в самом деле простая масть. Что за дьявольщина! Пришлось в другой раз быть дурнем, и чертанье пошло снова драть горло: «дурень, дурень!» – так, что стол дрожал и карты прыгали по столу. Дед разгорячился; сдал в последний раз. Опять идет ладно. Ведьма опять пятерик; дед покрыл и набрал из колоды полную руку козырей. »Козырь!» – вскричал он, ударив по столу картою, так, что ее свернуло коробом; та, не говоря ни слова, покрыла восьмеркою масти. »А чем ты, старый дьявол, бьешь!» Ведьма подняла карту: под нею была простая шестерка. «Вишь, бесовское обморачиванье!» – сказал дед и с досады хватил кулаком, что силы, по столу. К счастью еще, что у ведьмы была плохая масть; у деда, как нарочно, на ту пору пары. Стал набирать карты из колоды, только мочи нет: дрянь такая лезет, что дед и руки опустил. В колоде ни одной карты. Пошел, уже так, не глядя, простою шестеркою; ведьма приняла. «Вот тебе на! это что? э, э, верно, что-нибудь да не так!» Вот, дед карты потихоньку под стол – и перекрестил; глядь – у него на руках туз, король, валет козырей; а он вместо шестерки спустил кралю. «Ну, дурень же я был! дурень же я был! Король козырей! Что! приняла? а? Кошечье отродье!.. А туза не хочешь? Туз! валет!..» Гром пошел по пеклу; ведьму напали корчи, и, откуда ни возьмись – шапка бух деду прямехонько в лицо. «Нет, этого мало! – закричал дед, прихрабрившись и надев шапку. – Если, сей час, не станет передо мною молодецкой конь мой, то вот, убей меня гром на этом самом нечистом месте, когда я не перекрещу святым крестом всех вас!» – и уже было и руку поднял, как вдруг загремели перед ним конские кости. «Вот тебе конь твой!» Заплакал бедняга, глядя на них, как дитя неразумное. Жаль старого товарища! «Дайте ж мне какого-нибудь коня, выбраться из гнезда вашего!» Черт хлопнул арапником – конь, как огонь, взвился под ним, и дед, что птица, вынесся на верх.

Страх, однако ж, напал на него посереди дороги, когда конь, не слушаясь ни крику, ни поводов, скакал через провалы и болота. В какие местах он не был, так дрожь забирала при одних рассказах. Глянул как-то себе под ноги – и пуще перепугался: пропасть! крутизна страшная! А сатанинскому животному и нужды нет; прямо через нее. Дед держаться: не тут-то было. Через пни, через кочки полетел стремглав в провал и так хватился на дне его о землю, что, кажись, и дух вышибло. По крайней мере, что деялось с ним в то время, ничего не помнил; и как очнулся немного и осмотрелся, то уже рассвело совсем; перед ним мелькали знакомые места, и он лежал на крыше своей же хаты.

Перекрестился дед, когда слез долой. Экая чертовщина! что за пропасть, какие с человеком чудеса делаются! Глядь на руки – все в крови; посмотрел в стоявшую сторчмя бочку с водою – и лицо также. Обмывшись хорошенько, чтобы не испугать детей, входит он потихоньку в хату; смотрит: дети пятятся к нему задом и в испуге указывают ему пальцами, говоря: «Дывысь, дывысь, маты, мов дурна, скаче ! » И в самом деле, баба сидит, заснувши перед гребнем, держит в руках веретено и сонная подпрыгивает на лавке. Дед, взявши за руку потихоньку, разбудил ее: «Здравствуй, жена! здорова ли ты?» Та долго смотрела, выпучивши глаза, и наконец уже узнала деда и рассказала, как ей снилось, что печь ездила по хате, выгоняя вон лопатою горшки, лоханки и черт знает, что еще такое. «Ну, – говорит дед, – тебе во сне, мне на яву. Нужно, вижу, будет освятить нашу хату; мне же, теперь, мешкать нечего». – Сказавши это и отдохнувши немного, дед достал коня и уже не останавливался ни днем, ни ночью, пока не доехал до места и не отдал грамоты самой Царице. Там навиделся дед таких див, что стало ему надолго после того рассказывать. Как повели его в палаты, такие высокие, что если бы хат десять поставить одну на другую, и тогда, может быть, не достало бы. Как заглянул он в одну комнату – нет; в другую – нет; в третью – еще нет; в четвертой даже нет; да в пятой уже, глядь, сидит сама, в золотой короне, в серой новехонькой свитке, в красных сапогах и золотые галушки ест. Как велела ему насыпать целую шапку синицами , как… – всего и вспомнить нельзя. Об возне своей с чертями дед и думать позабыл, и если случалось, что кто-нибудь и напоминал об этом, то дед молчал, как будто не до него и дело шло, и великого стоило труда упросить его пересказать все, как было. И, видно, уже в наказание, что не спохватился, тотчас после того, освятить хату, бабе ровно через каждый год, и именно в то самое время, делалось такое диво, что танцуется, бывало, да и только. За что ни примется, ноги затевают свое, и вот, так и дергает пуститься вприсядку.

Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

Так вы хотите, чтобы я вам еще рассказал про деда? Пожалуй, почему же не потешить прибауткой? Эх, старина, старина! Что за радость, что за разгулье падет на сердце, когда услышишь про то, что давно-давно, и года ему и месяца нет, деялось на свете! А как еще впутается какой-нибудь родич, дед или прадед, - ну, тогда и рукой махни: чтоб мне поперхнулось за акафистом великомученице Варваре, если не чудится, что вот-вот сам все это делаешь, как будто залез в прадедовскую душу или прадедовская душа шалит в тебе... Нет, мне пуще всего наши дивчата и молодицы; покажись только на глаза им: "Фома Григорьевич! Фома Григорьевич! а нуте яку-небусь страховинну казачку! а нуте, нуте!.. - тара-та-та, тата-та, и пойдут, и пойдут... Рассказать-то, конечно, не жаль, да загляните-ка, что делается с ними в постеле. Ведь я знаю, что каждая дрожит под одеялом, как будто бьет ее лихорадка, и рада бы с головою влезть в тулуп свой. Царапни горшком крыса, сама какнибудь задень ногою кочергу - и боже упаси! и душа в пятках. А на другой день ничего не бывало, навязывается сызнова: расскажи ей страшную сказку, да и только. Что ж бы такое рассказать вам? Вдруг не взбредет на ум... Да, расскажу я вам, как ведьмы играли с покойным дедом в дурня. (4) Только заране прошу вас, господа, не сбивайте с толку; а то такой кисель выйдет, что совестно будет и в рот взять. Покойный дед, надобно вам сказать, был не из простых в свое время козаков. Знал и твердо-он-то, и словотитлу поставить. В праздник отхватает апостола, бывало, так, что теперь и попович иной спрячется. Ну, сами знаете, что в тогдашние времена если собрать со всего Батурина грамотеев, то нечего и шапки подставлять, - в одну горсть можно было всех уложить. Стало быть, и дивиться нечего, когда всякий встречный кланялся ему мало не в пояс.

Один раз задумалось вельможному гетьману послать зачем-то к царице грамоту. Тогдашний полковой писарь, - вот нелегкая его возьми, и прозвища не вспомню... Вискряк не Вискряк, Мотузочка не Мотузочка, Голопуцек не Голопуцек... знаю только, что как-то чудно начинается мудреное прозвище, - позвал к себе деда и сказал ему, что, вот, наряжает его сам гетьман гонцом с грамотою к царице. Дед не любил долго собираться: грамоту зашил в шапку; вывел коня; чмокнул жену и двух своих, как сам он называл, поросенков, из которых один был родной отец хоть бы и нашего брата; и поднял такую за собою пыль, как будто бы пятнадцать хлопцев задумали посереди улицы играть в кашу. На другой день еще петух не кричал в четвертый раз, дед уже был в Конотопе. На ту пору была там ярмарка: народу высыпало по улицам столько, что в глазах рябело. Но так как было рано, то все еще дремало, протянувшись на земле. Возле коровы лежал гуляка парубок с покрасневшим, как снегирь, носом; подоле храпела, сидя, перекупка, с кремнями, синькою, дробью и бубликами; под телегою лежал цыган; на возу с рыбой - чумак; на самой дороге раскинул ноги бородач москаль с поясами и рукавицами... ну, всякого сброду, как водится по ярмаркам.

Дед приостановился, чтобы разглядеть хорошенько. Между тем в ятках начало мало-помалу шевелиться: жидовки стали побрякивать фляжками; дым покатило то там, то сям кольцами, и запах горячих сластен понесся по всему табору. Деду вспало на ум, что у него нет ни огнива, ни табаку наготове: вот и пошел таскаться по ярмарке. Не успел пройти двадцати шагов - навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные, как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля и люлька с медною цепочкою по самые пяты - запорожец, да и только! Эх, народец! станет, вытянется, поведет рукою молодецкие усы, брякнет подковами и - пустится! Да ведь как пустится: ноги отплясывают, словно веретено в бабьих руках; что вихорь, дернет рукою по всем струнам бандуры и тут же, подпершися в боки, несется вприсядку; зальется песней - душа гуляет!.. Нет, прошло времечко: не увидать больше запорожцев! Да, так встретились. Слово за слово, долго ли до знакомства? Пошли калякать, калякать так, что дед совсем уже было позабыл про путь свой. Попойка завелась, как на свадьбе перед постом великим.

Только, видно, наконец прискучило бить горшки и швырять в народ деньгами, да и ярмарке не век же стоять! Вот сговорились новые приятели, чтоб не разлучаться и путь держать вместе. Было давно под вечер, когда выехали они в поле. Солнце убралось на отдых; где-где горели вместо него красноватые полосы; по полю пестрели нивы, что праздничные плахты чернобровых молодиц. Нашего запорожца раздобар взял страшный. Дед и еще другой приплевшийся к ним гуляка подумали уже, не бес ли засел в него. Откуда что набиралось. Истории и присказки такие диковинные, что дед несколько раз хватался за бока и чуть не надсадил своего живота со смеху. Но в поле становилось, чем далее, тем сумрачнее; и вместе с тем становилась несвязнее и молодецкая молвь. Наконец рассказчик наш притих совсем и вздрагивал при малейшем шорохе.

(4) То есть в дурачки. (Прим. Н.В.Гоголя.)

В автолюксе можно купить резину летнюю 14 , автомобильные диски, воспользоваться услугами шиномонтажа.

Так вы хотите, чтобы я вам еще рассказал про деда? - Пожалуй, почему же не потешить прибауткой? Эх, старина, старина! Что за радость, что за разгулье падет на сердце, когда услышишь про то, что давно-давно, и года ему и месяца нет, деялось на свете! А как еще впутается какой-нибудь родич, дед или прадед - ну, тогда и рукой махни: чтоб мне поперхнулось за акафистом великомученице Варваре, если не чудится, что вот-вот сам все это делаешь, как будто залез в прадедовскую душу или прадедовская душа шалит в тебе… Нет, мне пуще всего наши девчата и молодицы; покажись только на глаза им: «Фома Григорьевич, Фома Григорьевич!

а нуте яку-небудь страховинну казочку! а нуте, нуте!

…» тара та та, та та та, и пойдут, и пойдут… Рассказать-то, конечно, не жаль, да загляните-ка, что делается с ними в постеле. Ведь я знаю, что каждая дрожит под одеялом, как будто бьет ее лихорадка, и рада бы с головою влезть в тулуп свой. Царапни горшком крыса, сама как-нибудь задень ногою кочергу, и Боже упаси! и душа в пятках. А на другой день ничего не бывало; навязывается сызнова: расскажи ей страшную сказку да и только. Что ж бы такое рассказать вам? Вдруг не взбредет на ум… Да, расскажу я вам, как ведьмы играли с покойным дедом

Только заране прошу вас, господа, не сбивайте с толку, а то такой кисель выйдет, что совестно будет и в рот взять. Покойный дед, надобно вам сказать, был не из простых в свое время козаков. Знал и твердо - он-то, и словотитлу поставить. В праздник отхватает Апостола, бывало, так, что теперь и попович иной спрячется. Ну, сами знаете, что в тогдашние времена, если собрать со всего Батурина грамотеев, то нечего и шапки подставлять, в одну горсть можно было всех уложить. Стало быть и дивиться нечего, когда всякий встречной кланялся ему мало не в пояс.

Один раз, задумалось вельможному гетьману послать за чем-то к Царице грамоту. Тогдашний полковой писарь, вот нелегкая его возьми, и прозвища не вспомню…

Вискряк не Вискряк, Мотузочка не Мотузочка, Голопуцек не Голопуцек

Козаки наши ехали бы, может, и далее, если бы не обволокло всего неба ночью, словно черным рядном, и в поле не стало так же темно, как под овчинным тулупом. Издали только мерещился огонек, и кони, чуя близкое стойло, торопились, насторожа уши и вковавши очи в мрак. Огонек, казалось, несся навстречу, и перед козаками показался шинок, повалившийся на одну сторону, словно баба на пути с веселых крестин. В те поры шинки были не то, что теперь. Доброму человеку не только развернуться, приударить горлицы или гопака, прилечь даже негде было, когда в голову заберется хмель и ноги начнут писать покой-он - по. Двор был уставлен весь чумацкими возами; под поветками, в яслях, в сенях, иной свернувшись, другой развернувшись, храпели, как коты. Шинкарь один перед каганцем нарезывал рубцами на палочке, сколько кварт и осьмух высушили чумацкие головы. Дед, спросивши треть ведра на троих, отправился в сарай. Все трое легли рядом. Только не успел он повернуться, как видит, что его земляки спят уже мертвецким сном. Разбудивши приставшего к ним третьего козака, дед напомнил ему про данное товарищу обещание. Тот привстал, протер глаза и снова уснул. Нечего делать, пришлось одному караулить. Чтобы чем-нибудь разогнать сон, обсмотрел он возы все, проведал коней, закурил люльку, пришел назад и сел опять около своих. Все было тихо, так что, кажись, ни одна муха не пролетела. Вот и чудится ему, что из-за соседнего воза что-то серое выказывает роги… Тут глаза его начали смыкаться так, что принужден он был ежеминутно протирать кулаком и промывать оставшеюся водкой. Но как скоро немного прояснились они, все пропадало. Наконец, мало погодя, опять показывается из-под воза чудовище… Дед вытаращил глаза сколько мог; но проклятая дремота все туманила перед ним; руки его окостенели; голова скатилась, и крепкий сон схватил его так, что он повалился словно убитый. Долго спал дед, и как припекло порядочно уже солнце его выбритую макушу, тогда только схватился он на ноги. Потянувшись раза два и почесав спину, заметил он, что возов стояло уже не так много, как с вечера. Чумаки, видно, потянулись еще до света. К своим - козак спит; а запорожца нет. Выспрашивать - никто знать не знает; одна только верхняя свитка лежала на том месте. Страх и раздумье взяло деда. Пошел посмотреть коней - ни своего, ни запорожского! Что бы это значило? Положим, запорожца взяла нечистая сила; кто же коней? Сообразя все, дед заключил, что, верно, черт приходил пешком, а как до пекла не близко, то и стянул его коня. Больно ему было крепко, что не сдержал козацкого слова. «Ну, - думает, - нечего делать, пойду пешком: авось попадется на дороге какой-нибудь барышник, едущий с ярмарки, как-нибудь уже куплю коня». Только хватился за шапку - и шапки нет. Всплеснул руками покойный дед, как вспомнил, что вчера еще поменялись они на время с запорожцем. Кому больше утащить, как не нечистому. Вот тебе и гетьманский гонец! Вот тебе и привез грамоту к царице! Тут дед принялся угощать черта такими прозвищами, что, думаю, ему не один раз чихалось тогда в пекле. Но бранью мало пособишь; а затылка сколько ни чесал дед, никак не мог ничего придумать. Что делать? Кинулся достать чужого ума: собрал всех бывших тогда в шинке добрых людей, чумаков и просто заезжих, и рассказал, что так и так, такое-то приключилось горе. Чумаки долго думали, подперши батогами подбородки свои; крутили головами и сказали, что не слышали такого дива на крещеном свете, чтобы гетьманскую грамоту утащил черт. Другие же прибавили, что когда черт да москаль украдут что-нибудь - то поминай, как и звали. Один только шинкарь сидел молча в углу. Дед и подступил к нему. Уж когда молчит человек, то, верно, зашиб много умом. Только шинкарь не так-то был щедр на слова; и если бы дед не полез в карман за пятью злотыми, то простоял бы перед ним даром. «Я научу тебя, как найти грамоту, - сказал он, отводя его в сторону. У деда и на сердце отлегло. - Я вижу уже по глазам, что ты козак - не баба. Смотри же! близко шинка будет поворот направо в лес. Только станет в поле примеркать, чтобы ты был уже наготове. В лесу живут цыганы и выходят из нор своих, ковать железо, в такую ночь, в какую одни ведьмы ездят на кочергах своих. Чем они промышляют на самом деле, знать тебе нечего. Много будет стуку по лесу, только ты не иди в те стороны, откуда заслышишь стук; а будет перед тобою малая дорожка, мимо обожженного дерева, дорожкою этою иди, иди, иди… Станет тебя терновник царапать, густой орешник заслонять дорогу - ты все иди; и как придешь к небольшой речке, тогда только можешь остановиться. Там и увидишь кого нужно; да не позабудь набрать в карманы того, для чего и карманы сделаны… Ты понимаешь, это добро и дьяволы, и люди любят». - Сказавши это, шинкарь ушел в свою конуру и не хотел больше говорить ни слова.

Покойный дед был человек не то чтобы из трусливого десятка; бывало, встретит волка, так и хватает прямо за хвост; пройдет с кулаками промеж козаками, все, как груши, повалятся на землю. Однако ж, что-то подирало его по коже, когда вступил он в такую глухую ночь в лес. Хоть бы звездочка на небе. Темно и глухо, как в винном подвале; только слышно было, что далеко, далеко вверху, над головою, холодный ветер гулял по верхушкам дерев, и деревья, что охмелевшие козацкие головы, разгульно покачивались, шопоча листьями пьяную молвь. Как вот завеяло таким холодом, что дед вспомнил и про овчинный тулуп свой, и вдруг словно сто молотов застучало по лесу таким стуком, что у него зазвенело в голове. И будто зарницею, осветило на минуту весь лес. Дед тотчс увидел дорожку, пробиравшуюся промеж мелким кустарником. Вот и обожженное дерево и кусты терновника! Так, все так, как было ему говорено; нет, не обманул шинкарь. Однако ж не совсем весело было продираться через колючие кусты; еще отроду не видывал он, чтобы проклятые шипы и сучья так больно царапались: почти на каждом шагу забирало его вскрикнуть. Мало-помалу, выбрался он на просторное место, и сколько мог заметить, деревья редели и становились, чем далее, такие широкие, каких дед не видывал и по ту сторону Польши. Глядь, между деревьями мелькнула и речка, черная, словно вороненая сталь. Долго стоял дед у берега, посматривая на все стороны. На другом берегу горит огонь и, кажется, вот-вот готовится погаснуть, и снова отсвечивается в речке, вздрагивавшей, как польский шляхтич в козачьих лапах. Вот и мостик! Ну, тут одна только чертовская таратайка разве проедет. Дед, однако ж, ступил смело, и скорее, чем бы иной успел достать рожок, понюхать табаку, был уже на другом берегу. Теперь только разглядел он, что возле огня сидели люди, и такие смазливые рожи, что в другое время, Бог знает, чего бы не дал, лишь бы ускользнуть от этого знакомства. Но теперь, нечего делать, нужно было завязаться. Вот дед и отвесил им поклон, мало не в пояс: «Помогай Бог вам, добрые люди!» Хоть бы один кивнул головой; сидят да молчат, да что-то сыплют в огонь. Видя одно место не занятым, дед без всяких околичностей сел и сам. Смазливые рожи ничего; ничего и дед. Долго сидели молча. Деду уже и прискучило; давай шарить в кармане, вынул люльку, посмотрел вокруг - ни один не глядит на него. «Уже, добродейство, будьте ласковы: как бы так, чтобы, примерно сказать, того… (Дед живал в свете не мало, знал уже, как подпускать турусы и при случае, пожалуй, и пред царем не ударил бы лицом в грязь) чтобы, примерно сказать, и себя не забыть, да и вас не обидеть, - люлька-то у меня есть, да того, чем бы зажечь ее,

Страх, однако ж, напал на него посереди дороги, когда конь, не слушаясь ни крику, ни поводов, скакал через провалы и болота. В какие местах он не был, так дрожь забирала при одних рассказах. Глянул как-то себе под ноги - и пуще перепугался: пропасть! крутизна страшная! А сатанинскому животному и нужды нет; прямо через нее. Дед держаться: не тут-то было. Через пни, через кочки полетел стремглав в провал и так хватился на дне его о землю, что, кажись, и дух вышибло. По крайней мере, что деялось с ним в то время, ничего не помнил; и как очнулся немного и осмотрелся, то уже рассвело совсем; перед ним мелькали знакомые места, и он лежал на крыше своей же хаты.

Книга: Николай Гоголь. ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ

Потерянная грамота

Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

Так вы хотите, чтобы я еще рассказал вам о деде? - Почему и не рассказать, не порадовать древней побрехенькою? Эх, старина, старина! И какая роскошь, какая радость сойдет на сердце, когда услышишь про то, что давно, давно, что ни месяца ни года нет, делалось на свете! А до того как еще ввяжется который родич, дед или прадед, - ну, тогда и рукой махни: чтоб мне, похлинутися за акафистом великомученице Варваре, когда кажется, что все это творилось тогда с тобой, будто ты влез в прадідову душу, или прадідова душа в тебе играет... А гирш ед всего мне эти наши девушки и женщины: ступы только на порог, так сразу и засокочуть: "Хомо Григорьевич, Фома Григорьевич! а нуте которой сказочки-страховиночки!а нуте, нуте!., "тара-та-та, та-та-та... и как начнут, как начнут... Рассказать не трудно, только посмотрите же вы, что тогда творится с ними, как лягут спать. Я же хорошо знаю, что каждая дрожит под покрывалом, как будто бьет ее лихорадка, с головой бы рада влезть в свой кожух. Шкрябне в горшок крыса, сама как-нибудь зацепит ногой кочергу - не дай бог, и души нет. А на второй день как будто и не было того ничего; цепляется снова: рассказывай ей страшной сказки да и только. О чем бы вам рассказать? Сразу не придет в голову... Разве вот что, расскажу я вам о том, как покойный мой дед играл с ведьмами в дурака. Только заранее прошу вас, господа, - не перебаранчать, потому чтобы не получилось такого киселя, что совестно будет и в рот его взять. Покойный дед, надобно вам сказать, в свое время был казак не простой. Знал он, где твердо-он-то, и где слово-титлу поставить. В праздник, бывало, так одпече апостола в церкви, куда каком-то настоящем поповичеві. А при тогдашних времен, сами знаете, когда собрать грамотіїв со всего Батурина, то нечего и шапки подставлять, - в одну горсть забирай. Итак не удивительно, что всякий встречный кланялся ему мало не в пояс.

Надо было однажды вельможному гетману послать к царице грамоту. Тогдашний полковой писарь... вот как на беду фамилии не припомню... Віскряк - не Віскряк, Веревочка - не Веревочка, Голопуцьок - не Голопуцьок... Знаю только, что странное какое-то это фамилия, - окликнул вот он деда, и говорит ему, что так и так, снаряжает его сам гетман с грамотой к царице. Дед не любил долгих сборов: грамоту зашил в шапку; вывел коня; прищелкнул женщину и двух своих, как он говорил, поросят, что одно из них приходится родным отцом хоть бы и нашему брату; и сбил за собой такую пыль, будто пятнадцать ребят стали посреди пути играться в каши. На утро, еще не пели четвертые петухи, как дед был уже в Конотопе. А там на то время ярмарка: людей на улицах - аж в глазах рябит. А что было еще рано, то все клевали носом, порозлягавшись на земле. Возле коровы лежал гуляка-парень с красным, как снегирь, носом; чуть дальше, сидя, храпела перекупка с кременями, синькой, дробью и бубликами; под телегой лежал цыган; на возу с рыбой чумак; на самой дороге разбросал ноги бородач-москаль с поясами и рукавицами... ну, всякого сброду, как водится на ярмарках. Дед остановился, стал разглядывать. Между тем, по ларькам начало понемногу шевелиться: зазвенели бутылками жидовки; то в одном месте, то во втором клубами повалил дым, и по всему лагерю пошел дух горячих сластьонів. Дед вспомнил, что у него нет в запасе ни табака, ни огнива; вот и пошел он по ярмарке тыкание. Не успел пройти ступней двадцать - навстречу запорожец. Гуляка, видно! Штаны красные на нем, как жар, синий жупан, ясный, красочный пояс, сбоку - сабля и люлька с медной цепочкой по самые пяты - запорожец, да и только! Эх, народец! станет, бывало, выпрямится, закружит удалого усы, брязне подковами и - пойдет! и как пойдет: ноги отплясывают, как веретено в бабьих руках; по струнам ударит - струны на бандуре, как вихрь зашумят; сам в бока, вприсядку; а как запоет - душа гуляет!.. Нет, прошло: не видеть уже запорожцев! Так вот встретились. Слово-вторых, познакомились. Загомонілись, заговорились, за разговорами дед совсем забыл о том, что ему надо ехать. И загуляли казаки, как перед великим постом на свадьбе. Только сколько не гуляй, все же надоест бить горшки и швырять деньгами между люди, да и ярмарке не век же стоять! Вот и договорились казаки не расставаться и дальше ехать вместе. Выехали в поле, как уже смеркалось. Солнце зашло; где-не-где горели только вместо него красноватые полосы; в поле пестрели нивы, как праздничные плахты чернобровых молодиц. Разговорчивый стал наш запорожец на чудо. Дед и еще другой казак, что пристал к группе, подумали уже, не бес сидит в нем. Откуда у него только что бралось. Истории и присказки такие диковинные, что дед несколько раз хватался за бока и чуть кишки не порвал от хохота. И в поле все темнішало, а вместе с тем незв"язнішою становилась и молодецкая речь. Дальше он и вовсе примовк, стал полохатись каждого шороха. "Ге, ге, земляк! да ты не на шутку начал сов считать. Не думаешь, как бы быстрее домой да на печь!" Запорожец обернулся и возвел на них испуганные глаза свои: "Перед вами не потаюся, товарищи: вы знаете, что моя душа давно запродана черту". "Смотри, какое чудо! Кому на своем веку не приходилось с ними морочиться? Тут-то и нужно гулять, как говорят, напропале", "Эх, ребята! гулял бы, когда же этой ночью срок казаку! Эй, братья!" сказал он и хлопнул их по рукам: "эх, не дайте меня! не спите одну таю ночь, не забуду вашей дружбы вовек!" Как же не помочь человеку в такой беде? Дед так и сказал, что скорее даст он отрезать оселедец на своей голове, чем попустит чертовы хоть понюхать его мордой собачьей христианской души.

Наши казаки, может, ехали бы долго еще, когда же все небо ночь зап"яла, словно черным рядном, и в поле стало темно, как под овечьим тулупом. Прочь-прочь только мерцал огонек, и кони, чуя близкое стойло, стали спешить, нашорошивши уши и уставившись во мрак. Огонек, казалось, бежал навстречу, вскоре перед козаками показался шинок, который покосился на один бок, словно тая баба, что возвращается с веселых крестин. С тех времен шинки были не то, что теперь. Хорошему человеку не только не было где разгуляться, ударить горлицы или гопака, прилечь даже, когда зайдет в голову хмель и ноги начнут писать покой-он-по не было где. Весь двор был заставлен чумацкими возами, под повітками, в яслях, в сенях, - один свернувшись, второй раскинувшись, храпели чумаки, как коты. Только шинкарь до ночника чеканил на палки, сколько кварт и осьмух высушили чумацкие головы. Дед, взяв треть ведра на троих, пошел в сарай. Все трое легли в ряд. Только не успел дед вернуться, слышит: его товарищи спят уже, как мертвые. Разбудив третьего козака, что пристал к ним, дед напомнил ему, что они обещали эту ночь не спать. Тот поднял голову, протер глаза и снова уснул. Нечего делать, пришлось деду самому сторожить. Чтобы как-нибудь перебить сон, он осмотрел все телеги, заглянул к коней, закурил люльку, пришел назад и сел опять круг своих. Тихо везде, как в ухе. Но вот чудится ему, что из-за соседнего воза что-то серое выдвигает рога... Тут глаза деду начали слипаться так, что надо было ежеминутно протирать их кулаками и промывать водкой недопитою. Как только же они прояснялись, все исчезало. Немного погодя, снова лезет из-под воза чудище... Дед вытаращил глаза сколько мог; и клятуща дремота все перед ним затуманила; руки его окостеніли; голова склонилась на грудь, и крепкий сон охватил его так, что он свалился, как убитый. Долго спал дед, и уже хорошо напекло солнце ему голое темя, прежде чем схватился он на ноги. Потянувшись раза два и почесав спину, заметил он, что возов во дворе стояло уже не столько, как вечером. Чумаки, видимо, отправились на рассвете. К своим - козак спит; а запорожца нет. Одна только на том месте свитка лежала. Расспрашивать - никто и знать не знает. Страшно стало деду, мысли приняли. Пошел посмотреть на лошадей - ни своего, ни запорожцевого! Что это за знак? Пусть, скажем, запорожца взял черт, а кто же лошади? Поразмыслив, дед решил, что черт, видимо, приходил из ада пешком, а как до пекла мир не близенький, то он подцепил его коня. Очень больно было ему, что недодержав он казацкого слова. "Ну", думает, "делать нечего, пойду пешком: может, случится по пути который баришник с ярмарки - как-то розживусь на коня". Только начал искать шапку, а шапки - нет. Ударился дед об полы руками, когда вспомнил, что вечером они поменялись на время шапками с запорожцем. Кому же ее взять, как не чертовы. Вот тебе и гетьманский гонец! Вот тебе и привез грамоту к царице! Тут дед начал отчитывать черта такими словами, что, думаю, ему не один раз чхнулось в аду. И руганью все же не поможешь; а затылок сколько дед не чесал, придумать ничего не придумал. Что делать? Кинулся дед искать ума у добрых людей: собрал всех бывших тогда в шинке, чумаков и так заезжих, и рассказал им свою историю. Долго думали чумаки, опершись підборіддями на плети; покрутили головами и сказали, что не слышали еще они такого чуда на крестном свете, чтобы гетьманскую грамоту украл черт. А другие прибавили, что когда черт да москаль что-нибудь украдут, то только ты и видел. Только трактирщик молча сидел в углу. Дед и подступил к нему. Когда человек молчит, то уже, видно, умная. Только шинкарь не очень щедрый был на слова; и если бы дед не полез в карман за пятью злотыми, то сколько бы не стоял перед ним, ничего бы не выстоял. "Я тебя научу, как найти грамоту", сказал он, одвівши деда в сторону. У деда одлягло от сердца. "Я уже по глазам вижу, что ты - казак, не баба. Смотри же! недалеко от кабака дорога свернет направо, в лес. Как только начнет в поле примеркати, будь начеку. В лесу живут цыганы и выходят из своих нор ковать железо в такую ночь, когда только сами ведьмы летают на кочергах своих. Чем они на самом деле живут, того тебе не надо знать. В лесу услышишь много стука, только ты не уходи на тот стук; а будет перед тобой маленькая тропинка мимо обгоревшего дерева, той дорожкой иди, и иди, и иди... Будет тебя терновник колоть, густая лещина дорогу заслонять тебе - ты все иди; и как придешь к небольшой речке, тогда только остановись. Там ты и увидишь кого нужно; да не забудь еще набрать в карманы того, для чего и карманы шьют... Ибо сам знаешь, что такое добро и люди, и черти все равно любят". Сказав это, шинкарь ушел опять в свой закамарок и уже не хотел больше говорить ни слова.

Покойный дед был не из робких; встретится бывало волка, так сразу за хвост и хватает; пройдет с кулаками промеж казаков, - все, как груши, попадают на землю. Однако и у него пошел мороз по коже, когда вошел он такой глубокой ночью в лес. Хоть бы тебе звездочка в небе. Темно и глухо, как в винном подвале; только слышно было, как где-то высоко-высоко, над головой, гулял холодный ветер в вершинах и как деревья, словно подвыпившие козацкие головы, разгульно похитувались и шептали листьями свою пьяную речь. Вот повеяло таким холодом, что дед и о свой теплый кожух вспомнил, застучало сразу сто молотов в лесу, вплоть деду в голове зазвенело, и осветило на минуту весь лес словно молнией. Дед тотчас увидел дорожку, протоптанную между кустарником. Вот и обгоревшее дерево, и кусты терновника! Да, все так, как было ему сказано; нет, не обманул трактирщик. Однако не очень-то и весело было лезть между колючими кустами; еще никогда ему не приходилось испытать, чтобы проклятые шипы и сучья так больно дряпались: что не отступит дед, так и порывает его ойкнуть. Помалу-помалу выбрался дед на просторное место и заметил, что лес стал жиже, зато дерево в нем такое толстое, что такого он не видел и по ту сторону Польши. Между деревьями мелькнула и речка, черная, как воронована сталь. Долго стоял дед на берегу, осматриваясь. На той стороне горит огонь, то, кажется, вот-вот погаснет, то снова відсвічується в реке, что дрожит, как польский шляхтич в казацких лапах. А вот и мостик! Ну, по такому мостику разве только чертовское таратайка проедет. Дед, однако, не долго думал, и быстрее, чем другой вынул бы рожок с табакою, был уже на той стороне. Теперь только он увидел, что возле огня сидели люди, и такие рожи, что в другое время чего бы не дал дед, чтобы только не знаться с ними. И теперь ничего не поделаешь, надо знакомиться. Вот дед и одважив им поклона, чуть ли не до пояса: "Боже помоги вам, добрые люди!" Хоть бы головой кивнул; сидят, и молчат, и что-то подсыпают в огонь. Увидев одно пустое место, дед, не долго думая, садится и себе. Рожи молчат, молчит и дед. Долго сидели молча. Надоело деду; он полез в карман, достал трубку, посмотрел вокруг - ни один не смотрит на него. "Уже, добродетель, будьте добры, как бы так, чтобы к примеру сказать, того..." (дед жил на свете немало, знал уже, как распускать баляндраси и при случае, пожалуй, и пред царем знал бы, что сказать), "чтобы, к примеру говоря, и себя не забыть и вас не обидеть, - люлька у меня есть, и того, чем ее зажечь, чортма". И на это деду - хоть бы слово; только одна рожа сунула горячую головню прямехонько деду в лоб так, что если бы он немного не одхилився, то, может, навеки попрощался бы с одним глазом. Увидев, наконец, что напрасно только проходит время, дед решился - будет ли его слушать чертово отродье, не будет - рассказать дело. Рожи и уши поставили, и лапы попростягали. Дед догадался, взял в горсть все свои деньги и кинул как собакам, им в середину. И сразу все перед ним перемішалось, земля потряслась, и как оно произошло, - он и сам того не расскажет, - оказался где-то не в самом пекле. Мать моя родная! охнул дед, хорошенько разглядев: какие пугала! одно хорошее, второе еще лучше. Ведьм такая гибель, как вот, бывает, снега выпадет на Рождество: и ряженные, и смазанные, как панночки на ярмарке. И все они, сколько ни было их там, словно пьяные, выбивали какого адского трепака. Пыль сбили - света не видно! Только посмотреть, как высоко прыгал чертово отродье, и то у крещеного человека мороз уйдет за спиной. Однако, хоть и страшно было, а все же смех взял деда, когда он увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертели хвостами и ухлестывали круг ведьм, будто парни круг изящных девушек, а музыки лупили себя кулаками в щеки, как в бубны, а носами висвистували, как в валторни. Только угледели они деда, - так и гунули к нему ордой. Свиные, собачьи, козлиные, дрофині, лошадиные морды - все сразу полезли целоваться. Плюнул дед, так ему противно стало! Наконец, они схватили деда и посадили за стол, такой, наверное, длиной, как путь от Конотопа до Батурина. "Ну, это еще не очень плохо", подумал дед, увидев на столе свинину, колбасы, капусту из крошеного луком и много всяких вкусностей: "видно, чертова сволочь не соблюдает поста. Надо вам сказать, что дед, когда случалось, не одмовлявся перехватить того-сего на зубы. Любил покушать, покойник, со вкусом, а потому, не вдаваясь в долгие разговоры, придвинул к себе миску с нарезанным салом и окорок ветчины; взял вилку, разве что чуть поменьше тех вил, которыми мужик берет сено, зацепил ею самый большой кусок, подставил корку хлеба и - глядь, и отнес в чужой рот. Вот-вот, тут круг самых его ушей, - даже слышно, как чья-то рожа чвакає на весь стол и зубами щелкает. Дед ничего; берет второй кусок, и вот, казалось, уже и по губам зацепил, только опять не в свое горло. Третий раз - то же самое. Збісенів дед; забыл и страх, и то, в чьих лапах сидит теперь. Как подскочит к ведьмам: "И что это вы, Іродове племя, смеяться вздумали с меня? Когда сейчас же не оддасте моей козацкой шапки, то будь я католик, когда не верну ваших свиных рыл на затылок!" Еще дед не досказал этих слов, как все бесовщина вискалило зубы и сняло такой хохот, что у деда и на душе екнуло. "Хорошо!" завизжала одна ведьма, что ее дед признал за старшую, потому что личина у ней была, пожалуй, едва ли не лучшая; "шапку оддамо тебе, только ты сначала сыграй с нами три раза в дурня. Ну, что вы скажете? Казаку сесть с бабами в дурака! Дед начал было огма-гатись, потом все же сел. Принесли карты, замазаны, такие, какими попівни гадают о женихах. "Так вот слушай!" залаяла ведьма снова: "когда хоть один раз выиграешь - твоя шапка; когда же все три раза зостанешся в дураках, то уже не прогнівайся, не только шапки, может, и света более не увидишь!" "Сдавай, сдавай, старая відьмо! Что будет, то и будет".

Раздала карты. Взял дед свои в руки - и смотреть не хочется, такое мусор, хоть бы на смех один козырь. Масть - десятка самая старшая, даже пар нет; а ведьма все п"ятерики подсыпает. Пришлось остаться дураком! А тут сразу, как заржали, залаяли, зарохкали морды со всех сторон: "дурак! дурак! дурак!"

"Чтоб тебя разорвало, чертова свита!" закричал дед, зажимая пальцами уши. "Ну", думает, ведьма подтасовала; теперь я сам буду сдавать". Сдал. Засветил козыря. Посмотрел в карты: масть - лучшего и не надо, и козыри есть. Сначала пошло дело вроде бы и хорошо, но вот ведьма пятерик с королями! У деда на руках сами козыри; не долго думая - шлеп всех королей по усам козырями. "Эге, ге! это не по-козацки! А чем это ты криєш, земляк?"

"Как чем? козырями!"

"Может, по-вашему, это и козыри, а по-нашему нет!"

Посмотрел - действительно простая масть. Что за чертовщина! Пришлось второй раз остался дураком, и снова начали черти драть горло: "дурак, дурак!" аж стол ходил ходуном и прыгали по столу карты. Розгарячився дед сдал в последний раз. Снова идет хорошо. Ведьма опять пятерик; дед избил и набрал из колоды полную руку козырей.

"Козырь!" крикнул он, и так шлепнул картой по столу, что ее аж покоробило; ведьма, ни слова не говоря, покрыла восьмеркой масти. "А чем это ты, старый чорте, криєш!" Ведьма подняла карту: под нею была простая шестерка. "Чертовы штуки!" крикнул дед и сколько силы стукнул кулаком по столу. Счастье еще, что у ведьмы была плохая масть; у деда, как нарочно, в то время пара. Стал набирать карты из колоды, только... ой... такой мусор сует в руки, что дед и руки опустил. В колоде одной карты. Пошел, уже так, не глядя, простой шестеркой; ведьма приняла. "Вот тебе и на! это что за знак? Эге, ге! Видимо, здесь что-то не так!" Вот дед карты потихоньку под стол - и перекрестил; глянет - а у него на руках козырные: туз, король, валет; а вместо шестерки он спустил красотку. "Ну и дурак же я был! Король козырный! что, приняла? Га? кошачье отродье!.. А туза не хочешь? Туз! Валет!.." Гром пошел по аду; ведьму скрючило, откуда не взялась шапка - бух! прямехонько деду в лицо. "Нет, этого мало!" крикнул дед, осмелев, и надев шапку. "Когда сейчас передо мной не станет молодецкий конь мой, то вот, побей меня гром на этом самом нечистом месте, когда я не перекрещу святым крестом всех вас!" и уже было и руку поднял, как тут загремели перед ним коня его кости.

"Вот тебе конь твой!" Заплакал, сирома, глядя на них, как маленький ребенок. Жалко стало старого товарища! "Дайте же мне хоть какого-нибудь коня, выбраться из гнезда вашего!" Черт хлопнул гарапником - конь, как огонь, взвился под дедом, и дед птицей вылетел наверх.

Страх взял деда посреди дороги, когда конь, не слушаясь ни крику, ни поводів, скакал через провалы и болота. Где дед только не был, дрожь начинал, когда рассказывал. Глянул как-то себе под ноги - и обомлел: бескеття! кручи! А чертовой животному хоть бы тебе что: так прямо и летит. Попытался дед держаться, и где уж там удержишся. Через пни, через кочки полетел кувырком в пропасть и так грохнулся на дне на землю, что, казалось, там и дух из него вылетел. По крайней мере, что происходило с ним дальше, дед ничего уже не помнил; а как пришел в себя и осмотрелся, то уже совсем рассвело; перед ним были знакомые места, а сам он лежал на крыше своей же хаты.

Перекрестился дед, когда слез наземь. И случится же такое бесовщина! чего только с мужем не бывает в мире. Посмотрел на руки - все в крови; глянул в бочку с водой - и лицо тоже. Умывшись хорошенько, чтобы не испугать детей, входит он потихоньку в хату; смотрит: испуганные дети к нему пятятся и показывают ему пальцами на мать: "Смотри, смотри, мать, как дура, скачет!"\ действительно, женщина сидит перед гребнем и спит. В руке держит веретено, а сама сонная подскакивает на скамейке. Дед ее за руку, потихоньку разбудил: "Здорова, женщина! как поживаешь?" И долго смотрела, ничего не понимая, потом уже узнала деда и рассказала, как ей снилось, что печь ездила по хате, выгоняя лопатой горшки, помойки... и еще что-то такое, что и строя ему не подберешь. "Ну", говорит дед, "тебе во сне, а мне наяву. Надо, вижу, будет освятить нашу избу; мне же теперь мешкать нечего". Спочивши немного, дед добыл коня и уже не останавливался ни днем, ни ночью, пока не доехал до места и не отдал грамоты к рук самой царицы. Там уже дед насмотрелся такого чуда, что хватило ему надолго после того рассказывать как повели его в палаты, такие высокие, что если бы десять домов поставить одна на другую, и тогда, пожалуй, не достали бы. Как заглянул он в одну комнату - нет; в другую - нет; в третью - нет; в четвертой тоже нет, а уже в пятой глянет - сидит сама, в золотой короне, в серой новісінькій свитке, в красных сапогах и ест золотые галушки. Как велела она насыпать ему полную шапку синиц, как... и и вспомнишь все... О своем приключении с ведьмами дед забыл и думать, и когда бывало кто-нибудь об этом и напоминал, то дед молчал, как будто язык не до него, и долго приходилось его просить, чтобы рассказал все, как было. И, видно, уже за то, что не догадался сразу после того освятить хату, его женщине ровно через каждый год, в то самое время, бывало такое диво, что танцуется ей, да и только. К чему не возьмется, а ноги своей затевают, так и порывает пойти в пляс.