Сказка бим черное ухо. Белый бим черное ухоповесть

Не хочется даже что-то писать про этот фильм. «Белый Бим Черное ухо» — это настоящий образец советских книг жанра драма. О том, что я имею в виду мы поговорим позже. Сейчас же оценим и в конце сделаем вывод по экранизации повести Гавриила Троепольского с одноимённым названием.

Надо сказать, пару слов о режиссёре этого фильма. Его зовут Станислав Ростоцкий. Личность вполне известная была в советском пространстве, сейчас вряд ли кто-то сходу вспомнит кто это и чем он занимается. Мне он известен по экранизации повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Кроме «Белого Бима Черное ухо» и"… А зори здесь тихие» он также снял популярный фильм «Доживём до понедельника». Всё это говорит, что человек он талантливый. Теперь же перейдём к критериям оценки.

Никому не секрет, что для жанра драма самое главное актёрская игра. Так как этот жанр играет на чувствах зрителя. Надавить же на эти самые чувства или эмоции может только сам герой произведения. Не мало важными критериями является сюжет и soundtrack.

Актёрская игра: Как бы я не хотел это признавать, но актёры сыграли хорошо. Эмоции и свой образ они передали опять же отлично, к сожалению, придраться не к чему. Я не буду говорить об именах тех или иных героев, так как суть не в них, а в их поступках. Хочется ещё отметить, что каждый герой был личностью, но только не в том смысле, в котором вы можете понять, так как таких людей назвать личностями язык не поворачивается. Дело в том, что чувствовалось всё плохое и хорошее, что было ими пережито. Режиссёр полностью раскрыл образы актёров, как это требовалось для их роли. Более простым языком, герои не были пустышками, а были важными запчастями всего механизма. Здесь также, что опять-таки характерно для советской киноиндустрии, была большая черта, которая разделяла антагониста или антагонистов с протагонистом или протагонистами. К первым я чувствовал не передаваемый гнев и презрение, в голове гуляли разные не самые приличные мысли. К концу я даже поставил на паузу, чтобы порыв гнева немного утих. Но дело в том, что к протагонистам не могу сказать, что чувства были совершенно другими. К ним также я испытывал антипатию, но понимал, что это те события, которые от них не зависят. И злиться из-за этого было бы не очень дальновидно.

Сюжет: У главного героя погибли все, кого он любил. Он бы сам уже зачах, если бы в его жизни не появился Бим. Согласитесь, это намекает на прекрасную историю между человеком и собакой? Но не тут-то было. Если честно, я уже ближе к середине понял, что концовка будет не типичная. Я себя потихоньку готовил к этому, но недостаточно, как позже выяснилось. Отбросим в сторону все эти клеще, так как их здесь нету. Что касается неожиданных острых сюжетных поворотов, то да они есть и не мало. Каждый такой поворот вводит тебя в ещё больший шок. Кроме того, меня злила мысль, что здесь из собаки сделали какую-то бесхозную вещь. Меня также поразило, что так низко и не красиво поступили с Бимом. Я, конечно, понимаю, что режиссёр здесь поднимает кое-какую проблему, о которой мы будем говорить позже. Но как можно, так бесчеловечно и низко поступить с бедной собакой? Меня это до сих пор очень удивляет. Но ладно, это уже лирика. Сам по себе сюжет затягивающий. С первых минут ты просто погружаешься в эту вселенную. Эти 3 часа проходят вообще незаметно. Кроме всего написанного, я бы хотел ещё добавить, что техническое составляющее фильма было также не без изъяна. Сейчас я не говорю про графику, а имею в виду структуру построения сюжета. Так как есть некоторые пробелы, от чего остаются и некоторые вопросы. Но несмотря на всё это, нельзя передать словами этот сюжет, вы должны сами пропустить это всё через себя.

Soundtrack: Почти весь фильм сделан на основе музыки в стиле минор. Другими словами, эта музыка очень депрессивная и смотреть этот фильм с плохим и подавленным настроением точно не стоит. Так как музыка передаёт очень сильную атмосферу, и ты погружаешься ещё больше в эту Москву 70-х годов. Как я выразился выше, что есть также и приятные композиции, например, «Поезд» — Андрей Петров. Несмотря на это после просмотра запомнились только минорные композиции. Но всё равно отрицать хорошую работу Андрея Петрова (композитора кинопроизведения) не стоит.

Таким образом, «Белый Бим Черное ухо» один из самых худших фильмов жанра драма, которые я, к сожалению, успел посмотреть. Почему я так пишу? Потому что это классическая советская драма. Я за свою жизнь прочитал очень много книг того времени: «Не стреляйте в белых лебедей», «А зори здесь тихие», «Гранатовый браслет», «Сотников», «В списках не значился» и ещё куча драм, военных книг и так далее. Ладно, книги про войну ещё можно понять, так как эта война. Но книги про любовь, про тех же самых животных у всех один и тот же конец. Я думаю, вы понимаете о чём я. После просмотра настроение было испорчено и на душе осталась только тоска и злость. В любом случае винить фильм не стоит, так как это настоящая драма. Сам фильм очень тяжёлый на восприятие. Кроме всего перечисленного, здесь поднимается проблема отношения животных и людей. Понятное дело, что режиссёр и писатель хотят нам сказать, что любите животных и не обращайтесь с ними плохо, но можно было это продемонстрировать немного по-другому. Итого, рекомендую к просмотру, фильм того стоит. Особенно растущему поколению, так как советские кинопроизведения всегда чему-то учат, может, в своём специфическом стиле, но отрицать факта не стоит. Я бы поставил 10, но из-за потраченных нерв -2 балла.

Бим родился от породистых родителей – чистокровных сеттеров, но сам оказался «бракованным». Прежний хозяин хотел утопить щенка, но Иван Иванович забрал его к себе. Щенок был очень умный и сообразительный. Когда ему исполнилось два года, Бим стал отличной охотничьей собакой и надежным другом.

Первым врагом Бима стала пожилая женщина, одна из тех, что целыми дня просиживают на скамейках у подъездов жилых домов. Однажды пес от всего своего доброго собачьего сердца и с любовью ко всем людям лизнул ей руку. Тетка закричала во весь голос, напугав собаку, и пошла подавать жалобу о том, что ее укусили. Когда председатель вместе с «пострадавшей» явился к хозяину Бима, то увидел, какой смышленый и послушный у него пес. Завидев пожилую даму, собака испугалась и забилась под кровать, чего раньше никогда не бывало. Тогда председатель понял, что пес ни в чем не виноват, а тетка наговаривает впустую.

На четвертый год жизни Бима, старое военное ранение Ивана Ивановича дало о себе знать. Однажды ему стало плохо, и его увезли в больницу. Пес остался совсем один, а на следующее утро отправился на поиски хозяина. Оказавшись у дверей больницы, он начал осторожно царапать двери, но внутрь его не пустили. Бим несколько раз еще приходил сюда, но хозяина так и не было. Гуляя по улицам, пес встречал разных людей – добрых и злых, приветливых и равнодушных, веселых и грустных. Однажды, когда прохожий начал злобно кричать на собаку, за него заступилась девушка Даша, и, узнав по ошейнику адрес Бима, отвела его домой.

Соседка рассказала Даше, что Ивана Ивановича увезли в Москву на операцию. Девушка сделала надпись на пластинке, что собака домашняя, зовут Бим, и прикрепила к ошейнику. На следующий день пес вновь отправился на поиски хозяина. На пути ему встретился один человек в серой одежде, снял с ошейника табличку и забрал Бима к себе. Мужчина оказался коллекционером собачьих знаков. Ночью пес завыл от тоски, мужчина разозлился и стал бить собаку, пытаясь выгнать его на улицу. Это был первый раз, когда Бим укусил человека.

В последующие дни Бим продолжал бродить по городу. Однажды, идя по рельсам, он чуть попал под поезд. Его лапа застряла в путях, и машинист, сумевший вовремя остановиться, высвободил пса из «капкана». Передняя лапа оказалась сильно повреждена, и Бим с трудом добрался до дома. С тех пор соседка Степановна больше никуда не отпускала пса одного.

Вскоре по городу пошли слухи о белой собаке с черным ухом и больной лапой, которая ищет своего хозяина. Учителям в школах понравилась эта история, и они обсуждали ее с детьми на уроках три дня подряд. Дети сочувствовали бедному псу. Мальчик по имени Толик, услышав об этом, отправился к дому, где жила собака и, не увидев на ошейнике табличку, мальчик понял, что ее украл Серый. Тогда он потребовал вернуть вещь, а в ответ Серый подал заявление в местный ветпункт, в котором пожаловался на то, что его укусил беспородный пес с черным ухом, скорее всего бешеный. В этом Серого поддержала та самая тетка, что некогда обвиняла собаку в непотребном поведении. Благодаря их совместным усилиям, в газете появилась заметка о бешеной собаке с черным ухом. Чтобы очистить репутацию пса, Толик отвел Бима в ветеринару. Там же ему подлечили больную лапу.

Вскоре собака оказалась у нового хозяина – Хрисана, который жил в деревне. Ему Бима продал водитель трамвая. Пес зашел туда по привычке, думая, что там найдет наконец Ивана Ивановича. Ведь именно на этом трамвае он возил собаку в лес на охоту. Хрисан занимался разведением овец, и пасти их ему помогал Бим. Пес очень понравился сыну хозяина, Алёше. А Бим, в свою очередь, был доволен своей новой привольной жизнью.

Казалось бы жизнь у бедной собаки наконец-то наладилась, да только ненадолго. Однажды к Хрисану Андреичу пришел сосед Клим и попросил собаку на один день поохотиться. Во время охоты Клим разозлился на пса, когда тот отказался добивать подраненного зайца, после чего сильно избил собаку и оставил в лесу, думая, что тот умер. Однако пес выжил и на утро вернулся домой, но увидев проходящего мимо Клима, направился к шоссе. Целую неделю скитался по лесу, питаясь травами и дичью. Когда ему стало немного легче, Бим смог все же вернуться в город. Затем ему удалось найти дом Толика, где пробыл всего один день, потому как родители мальчика были против.

Ночью отец увез собаку в лес и оставил там. Обнаружив пропажу, Толик сильно расстроился, но твердо решил отыскать Бима и каждый день после школы начал расспрашивать прохожих о Биме.

Тем временем пес снова вернулся в город, но попал в руки к собаколовам. Им собаку передала та самая тетка, что так возненавидела несчастного пса.

Поисками Бима занималась и новые хозяева собаки – Хрисан и его сын Алеша. Мальчик вскоре познакомился с Толиком, и они вместе начали искать собаку. Возле вокзала они встретили Ивана Ивановича, который, наконец, вернулся домой после лечения. В поисках Бима, он решил наведаться в карантинный участок, но было поздно. Пес всю ночь царапался в двери автомобиля, но никто ему не открыл. Иван Иванович похоронил собаку на лесной поляне.

Благодаря Биму между мальчиками завязалась крепкая дружба. Отец Толика, чувствуя свою вину перед ним, купил своему сыну собаку. Иван Иванович также взял себе щенка, породы сеттер по имени Бим.

Произведение Гавриила Топольского "Белый Бим Черное Ухо" учит проявлять милосердие и сострадание, быть преданным и верным другом.

В мире есть не только добро, но и зло. Встречаются люди не только хорошие, но и злые. Именно об этом книга Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Отзывы о повести никогда не были равнодушными. Ни в начале семидесятых, когда книга впервые вышла в печать, ни сегодня, спустя более чем двадцать лет после смерти писателя.

Об авторе

Прежде чем рассказать об отзывах о произведении «Белый Бим Черное ухо», стоит, конечно, уделить внимание писателю, создавшему его. Гавриил Троепольский сочинил историю, вызывающую слезы у читателей независимо от возраста. Историю, подобные которой, к сожалению, имеют место в нашем жестоком мире.

Остальные произведения Троепольского малоизвестны. Впрочем, даже когда речь идет о «Белом Биме » многие вспоминают экранизацию Станислава Ростоцкого, номинированную на «Оскар». Но тема сегодняшней статьи - не фильм, а литературный первоисточник.

Гавриил Троепольский родился в 1905 году в Воронежской области. Писать начал ещё в школьные годы. В 1924 году окончил сельскохозяйственное училище, после чего работал учителем. А затем много лет трудился агрономом. Литературным творчеством занимался на протяжении всей жизни, если не считать небольшого периода после публикации первого рассказа. К этому произведению автор отнесся довольно критично. Позже Гавриил Николаевич вспоминал, что после прочтения дебютного рассказа решил: писателем ему не стать.

Однако Троепольский ошибался. Он стал писателем. Более того, одним из лучших советских прозаиков, создававших произведения для юных читателей. Хотя книгу «Белый Бим Черное ухо», отзывы о которой встречаются только восторженные, читают и дети, и взрослые.

Книга о преданности и сострадании

Гавриил Троепольский написал такие произведения, как из «Из записок агронома», «Кандидат наук», «Земля и люди», «Чернозём». Большую часть книг он посвятил природе, родному краю. В 1971 году Троепольский написал трогательную повесть о преданности, любви, милосердии.

Рецензии и отзывы на книгу «Белый Бим Черное ухо» в начале семидесятых не заставили себя ждать. На это произведение мгновенно отреагировали критики. Через два года Ростоцкий решил снять фильм.

Отзыв о книге «Белый Бим Чёрное ухо» Александр Твардовский не оставил. Писатель, поэт, журналист, главных редактор знаменитого литературного журнала ушел из жизни в декабре 1971 года и не успел прочитать произведение друга. Но эта повесть, как известно, посвящена Твардовскому - человеку, благодаря которому советским читателям еще в шестидесятые годы стало известно имя автора повести " Белый Бим Чёрное ухо" .

Отзывы критиков о книге Троепольского были положительными. Об этом свидетельствует государственная награда, которую получил автор в 1975 году. Литературные деятели оценили художественные особенности произведения, ее поучительную и даже в некотором роде педагогическую ценность. Но расскажем, наконец, о читательских отзывах о книге «Белый Бим Чёрное ухо». Чем покорила простых людей, далеких от искусства и литературы, грустная история об английском сеттере странного, нетипичного окраса?

В книге Троепольского показан обычный мир людей глазами собаки. Писатель принес своего главного персонажа в жертву, дабы показать, что зло иногда перевешивает добро. Гибель искреннего, доброго, преданного существа от рук жестоких, эгоистичных людей, которых, по мнению писателя, в этом мире больше, нежели добрых и милосердных - вот и весь сюжет повести.

Одиночество

Иван Иванович - немолодой одинокий человек. Он потерял на войне сына. Затем ушла из жизни жена. Иван Иванович привык к одиночеству. Он нередко беседует с портретом умершей жены, и эти разговоры, казалось бы, успокаивают, смягчают боль от потери.

Однажды он приобрел щенка - породистого, но со следами вырождения. Родители щенка были чистокровными английскими сеттерами, а стало быть, и он должен был иметь черный окрас. Но Бим родился белым. Иван Иванович сделал выбор в пользу щенка с нетипичным окрасом - понравились глаза, добрые, умные. С этого момента началась дружба между человеком и собакой - искренняя, бескорыстная, преданная. Однажды, обратившись по привычке к портрету жены, висевшему на стене, Иван Иванович произнес : «Видишь, теперь я не один».

Ожидание

Однажды Иван Иванович тяжело заболел. Сказалось ранение, полученное во время войны. Пес его ждал, искал. О собачьей преданности сказано много, но ни в одном из литературных произведений не раскрыта эта тема столь трогательно. В ожидании хозяина Бим сталкивается с разными людьми: и добрыми, и злыми. Жестокие, к сожалению, оказываются сильнее. Бим погибает.

Последние минуты своей жизни пес проводит в машине собаколовов . Вернувшийся из больницы Иван Иванович находит своего питомца, но слишком поздно. Он хоронит Бима , а мальчикам, которые успели полюбить умного, доброго пса во время его отсутствия, ничего об этом не говорит.

Произведение Г.Н. Троепольского говорит о добре и зле, дружбе человека и животного. Основной герой – собака Бим. Охотничий щенок еще в месяц от рождения был отдан новому хозяину – Ивану Ивановичу. Бим имел нетипичный для своей породы окрас, поэтому его не приняли в стаю других сородичей. Несмотря на все трудности, пес оставался добрым и веселым, ведь рядом с ним всегда был его самый лучший друг – хозяин. Мне кажется, что этим автор особенно хотел показать стойкость и силу духа собаки.

Иван Иванович был очень добрым человеком, работавшим журналистом и воевавшим в отечественной войне. Он по-настоящему любил Бима и всегда брал с собой на охоту в лес.

Так прошло три счастливых года, но вскоре Иван Иванович сильно заболел, и с любимым питомцем пришлось расстаться из-за необходимой операции на сердце. Бима поручают соседке.

Грустно звучали прощальные слова хозяина, но Бим не мог понять их значения. Псу оставалось только невыносимо долго ждать, оставаясь в неведении о причинах отсутствия лучшего друга.

Вскоре тоска от расставания с Иваном Ивановичем становится для Бима совершенно невыносимой, и тот решается на опасный шаг – самостоятельно попытаться найти исчезнувшего хозяина. Пес выскакивает из квартиры приглядывавшей за ним соседки и выходит на улицу.

Путь оказывается полным суровых испытаний, и Биму приходится не раз столкнуться со злыми людьми и жестокостью. Однако, во время путешествия пес также встречается с сердобольными и отзывчивыми людьми, которые по-разному помогали, но забрать его к себе не могли. В итоге, Бим попадает в приют для собак.

Иван Иванович, пройдя лечение, узнает адрес и с надеждой срочно пребывает в приют, куда был отправлен Бим после отлова. К сожалению, к тому моменту пес уже был убит по наговору злой соседки. Хозяин приезжает в лес, в котором часто гулял с Бимом, и в память о нем четыре раза стреляет в воздух: за каждый год собачьей жизни. Иван Иванович горько скорбит по другу, признавая его непоколебимую верность и стойкость.

Пес искренне, до последних секунд своей короткой жизни, продолжал искать любимого друга. Даже погибая, он долго царапался в дверь фургона с надеждой. Как мало ему хотелось – просто быть рядом с хозяином!
Автор повести поднимает вопрос защиты природы перед читателями, но не только. Передавая мир глазами самого чистого и преданного существа, он раскрывает философские проблемы человечества. Так, автор указывает на продажность и корыстность некоторых людей. Жестокость и безразличие раскрыты отношением черствых людей, которые встречались Биму в его поисках друга. Книга автора обрела заслуженный успех и была многочисленно переиздана, а также переведена на множество языков мира.

Неслучайна задумка автора о том, что Иван Иванович искал спасения от жестокости мира в спокойном лесу. Так, именно это место олицетворяет искренность и неиспорченность, то, что еще не смогли погубить людские пороки.
Я считаю, что все люди могут искать спасения от жестокости самостоятельно и работая над собой. До тех пор, пока отдельные люди не способны понять важность и ценность природы, они не смогут по-настоящему любить проявления живого и понимать их ценность.

Пес, являясь главной фигурой книги, не прожил жизнь бессмысленно и оставил добрую память о себе. Он сумел подружить ребят, ищущих его, а также помог найти хороших знакомых Ивану Ивановичу.

Книга через демонстрацию многих мучений и страданий двух друзей – человека и собаки - показала не только жестокую реальность, но и нечто большее. Жизнь Бима учит тому, что настоящие верность и дружба не боятся никаких трудностей и могут стоить целой жизни.

5 класс, 7 класс, аргументы

Несколько интересных сочинений

    Лермонтов написав цей твір, в чомусь копіюючи себе самого. Цей твір багато чому вчить, і разом з тим – він дуже цікавий і привабливий. Лермонтов взяв і з свого життя деякі моменти, що підтверджують деякі елементи з роману

  • Сочинение по картине Яблонской Утро 6 класс (описание)

    На картине «Утро» изображена девочка, которая только-только встала и делает зарядку.

  • Сочинение Авторская оценка Тараса Бульбы (с цитатами)

    Николай Гоголь написал свое произведение «Тарас Бульба» в 1842 году своей жизни. Это произведение стало классикой, которая заставила многие сердца биться быстрее и чаще. Это произведение написано не просто, как описание и подтверждение истории тез времен

  • Анализ рассказа Ночь исцеления Екимова 11 класс

    Очень важный и поучительный рассказ, в котором автор учит с состраданием относиться к проблемам других людей. В рассказе автор поднимает проблемы, которые война оставила в душах людей.

  • Анализ рассказа Корова Платонова

    Произведение представляет собой лирическую новеллу, рассматривающую вопросы взаимоотношений человека с животным миром, и является одним из самых ярких рассказом писателя.

Белый Бим Черное ухо

«...Читатель, друг! ...Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце-концов не будут их замечать. Если писать только о серьезно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным...» ...И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом – слово .

Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.

Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о ее верности, чести и преданности.

Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души – само собой разумеющееся состояние.

Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, – доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле..."


1. ДВОЕ В ОДНОЙ КОМНАТЕ

Жалобно и, казалось, безнадежно он вдруг начинал скулить, неуклюже переваливаясь туда-сюда, – искал мать. Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.

Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего еще не понимал в жизни ровным счетом, а матери все нет и нет, несмотря ни на какие жалобы. Вот он и пытался задавать грустные концерты. Хотя, впрочем, засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.

Но на четвертый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку.

Имени своего он еще не знал, но через неделю точно установил, что он – Бим.

В два месяца он с удивлением увидел вещи: высоченный для щенка письменный стол, а на стене – ружье, охотничью сумку и лицо человека с длинными волосами. Ко всему этому быстренько привык. Ничего удивительного не было уже и в том, что человек на стене неподвижен: раз не шевелится – интерес небольшой. Правда, несколько позже, потом, он нет-нет да и посмотрит: что бы это значило – лицо выглядывает из рамки, как из окошка?

Вторая стена была занимательнее. Она вся состояла из разных брусочков, каждый из которых хозяин мог вытащить и вставить обратно. В возрасте четырех месяцев, когда Бим уже смог дотянуться на задних лапках, он сам вытащил брусочек и попытался его исследовать. Но тот зашелестел почему-то и оставил в зубах Бима листок. Очень забавно было раздирать на мелкие части тот листок.

– Это еще что?! – прикрикнул хозяин. – Нельзя! – и тыкал Бима носом в книжку. – Бим, нельзя. Нельзя!

После такого внушения даже человек откажется от чтения, но Бим – нет: он долго и внимательно смотрел на книги, склоняя голову то на один бок, то на другой. И, видимо, решил так: раз уж нельзя эту, возьму другую. Он тихонько вцепился в корешок и утащил это самое под диван, там отжевал сначала один угол переплета, потом второй, а забывшись, выволок незадачливую книгу на середину комнаты и начал терзать лапами играючи, да еще и с припрыгом.

Вот тут-то он и узнал впервые, что такое «больно» и что такое «нельзя». Хозяин встал из-за стола и строго сказал:

– Нельзя! – и трепанул за ухо. – Ты же мне, глупая твоя голова, «Библию для верующих и неверующих» изорвал. – И опять: – Нельзя! Книги – нельзя! – Он еще раз дернул за ухо.

Бим взвизгнул да и поднял все четыре лапы кверху. Так лежа на спине, он смотрел на хозяина и не мог понять, что же, собственно, происходит.

– Нельзя! Нельзя! – долбил тот нарочито и совал снова и снова книгу к носу, но уже не наказывал. Потом поднял щенка на руки, гладил и говорил одно и то же: – Нельзя, мальчик, нельзя, глупыш. – И сел. И посадил на колени.

Так в раннем возрасте Бим получил от хозяина мораль через «Библию для верующих и неверующих». Бим лизнул ему руку и внимательно смотрел в лицо.

Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». И все же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шерстке теплые, ласковые пальцы. Зато Бим уже абсолютно точно умел определить – веселый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовет или прогоняет.

А он бывал и грустным. Тогда говорил сам с собой и обращался к Биму:

– Так-то вот и живем, дурачок. Ты чего смотришь на нее? – указывал он на портрет. – Она, брат, умерла. Нет ее. Нет... – Он гладил Бима и в полной уверенности приговаривал: – Ах ты мой дурачок, Бимка. Ничего ты еще не понимаешь.

Но прав был он лишь отчасти, так как Бим понимал, что сейчас играть с ним не будут, да и слово «дурачок» принимал на свой счет, и «мальчик» – тоже. Так что когда его большой друг окликал дурачком или мальчиком, то Бим шел немедленно, как на кличку. А раз уж он, в таком возрасте, осваивал интонацию голоса, то, конечно же, обещал быть умнейшей собакой.

Но только ли ум определяет положение собаки среди своих собратьев? К сожалению, нет. Кроме умственных задатков, у Бима не все было в порядке.

Правда, он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. У каждого его предка был личный листок, свидетельство. Хозяин мог бы по этим анкетам не только дойти до прадеда и пробабки Бима, но и знать, при желании, прадедового прадеда и прабабушкину прабабушку. Это все, конечно, хорошо. Но дело в том, что Бим при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров (сеттер-гордон), но окрас оказался абсолютно нетипичным – вот в чем и соль. По стандартам охотничьих собак сеттер-гордон должен быть обязательно черный, с блестящим синеватым отливом – цвета воронова крыла, и обязательно с четко отграниченными яркими отметинами, рыже-красными подпалинами, даже белые отметины считаются большим пороком у гордонов. Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога черные, действительно – как вороново крыло, второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям – сеттер-гордон, а окрас – ну ничего похожего. Какой-то далекий-далекий предок взял вот и выскочил в Биме: родители – гордоны, а он – альбинос породы.

В общем-то, с такой разноцветностью ушей и с подпалинками под большими умными темно карими глазами морда Бима была даже симпатичней, приметней, может быть, даже умнее или, как бы сказать, философичней, раздумчивей, чем у обычных собак. И право же, все это нельзя даже назвать мордой, а скорее – собачьим лицом. Но по законам кинологии белый окрас, в конкретном случае, считается признаком вырождения. Во всем – красавец, а по стандартам шерстного покрова – явно сомнительный и даже порочный. Такая вот беда была у Бима.

Конечно, Бим не понимал вины своего рождения, поскольку и щенкам не дано природой до появления на свет выбирать родителей. Биму просто не дано и думать об этом. Он жил себе и пока радовался.

Но хозяин-то беспокоился: дадут ли на Бима родословное свидетельство, которое закрепило бы его положение среди охотничьих собак, или он останется пожизненным изгоем? Это будет известно лишь в шестимесячном возрасте, когда щенок (опять же по законам кинологии) определится и оформится в близкое к тому, что называется породной собакой.

Владелец матери Бима, в общем-то уже решил было выбраковать белого из помета, то есть утопить, но нашелся чудак, которому стало жаль такого красавца. Чудак тот и был теперешним хозяином Бима: глаза ему понравились, видите ли, умные. Надо же! А теперь и стоит вопрос: дадут или не дадут родословную?

Тем временем хозяин пытался разгадать, откуда такая аномалия у Бима. Он перевернул все книги по охоте и собаководству, чтобы хоть немного приблизиться к истине и доказать со временем, что Бим не виноват. Именно для этого он и начал выписывать из разных книг в толстую общую тетрадь все, что могло оправдать Бима как действительного представителя породы сеттеров. Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать. В противном случае – не ходить Биму победителем на выставках, не греметь золотыми медалями на груди: какой бы он ни был золотой собакой на охоте, из породных он будет исключен.

Какая же все-таки несправедливость на белом свете!


ЗАПИСКИ ОХОТНИКА

В последние месяцы Бим незаметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской – чувствами всегда неотразимыми, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное – и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество – подхалимаж. Не дай-то боже! Но Бим – пока малыш и милый собачонок. Все будет зависеть в нем от меня, от хозяина.