Скандинавские саги читать. Викинги

Самый великий и могущественный из греческих богов, громовержец, сын Реи (Земли) и Кроноса (Времени). Кронос безжалостно пожирал всех своих детей, опасаясь, что они восстанут против него. Рея спасла Зевса, своего шестого ребенка, дав Кроносу проглотить вместо младенца камень, завернутый в пеленки. Возмужавший Зевс заставил отца вернуть проглоченных им детей и вместе с ними вступил в борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром.

Аполлон

Бог солнечного света, сын Зевса и Лето (Латоны), родился на острове Делос. Остров называли светящимся из-за золотых цветов, которые покрывали его. По преданию, ревнивая Гера запретила возлюбленной своего мужа ступать на твердую землю. Лето, преследуемая драконом Пифоном, которого послала Гера, скиталась по свету. По просьбе Зевса Посейдон поднял на поверхность Делос (тогда он назывался Астерия), украденный Сциллой и спрятанный в волнах. На плавучем острове и укрылась Лето, здесь она смогла спокойно родить близнецов - златокудрого Аполлона и его сестру Артемиду.

После этого громадные столбы, поднявшиеся из морской пучины, остановили остров, и он прочно занял свое место в Эгейском море. Пальма, под которой Лето произвела на свет своих божественных детей, стала священной. Стрелы Аполлона всегда попадают в цель. Аполлон много путешествует, но всегда возвращается на свой родной остров Делос (современный Дилос). Возле Дельф он убил дракона - чудовище Пифона, преследовавшего его мать. В честь этой победы был сооружен Дельфийский храм , главный центр почитания Аполлона.

Дельфийские оракулы оказывали огромное влияние на ход истории Греции. Обладавший даром предвидения Аполлон наделял этим свойством людей. Он считался также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения. Его часто изображали с лирой в руках, полученной от Гермеса. На Парнасе он водит хороводы с девятью музами, дочерьми Зевса и Мнемосины. Аполлон почитался и как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом - отвратителем бед и богом исцеления. Священным деревом Аполлона был лавр.

Артемида

Прекрасная юная девственница Артемида, дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, родилась на острове Делос. Артемида появилась на свет первой и сразу стала помогать матери, приняв на руки Аполлона. С луком и колчаном, с копьем в руках охотница Артемида в сопровождении нимф проводит время в лесах.

Артемида - богиня плодородия, она проявляет заботу обо всем, что растет на земле. Она покровительствует домашним животным и диким зверям. Считалось, что она благословляет рождение, свадьбу и брак. Однако эта богиня обладала решительным характером, и горе было тому, кто ее прогневил. Так, она наслала страшного вепря на Калидон за то, что царь Ойней, собрав богатый урожай, послал дары всем богам, кроме нее. Богиня жестоко покарала охотника Актеона, нечаянно подсмотревшего ее омовение: она превратила юношу в оленя, и его разорвали собаки, с которыми охотился он и его друзья.

Гермес, сын Зевса и нимфы гор Майи, родился в горной пещере. Всего трех часов от роду он убил черепаху и смастерил из ее панциря лиру. После этого он украл у Аполлона стадо коров. Зевс приказал вернуть их, но, когда Аполлон выгонял спрятанное стадо из пещеры, Гермес заиграл на своей лире. Дивные звуки, издаваемые этим музыкальным инструментом, пленили Аполлона, и он в обмен на лиру отдал Гермесу своих коров. Гермес с младенчества отличался необыкновенной хитростью и ловкостью, так что он даже считался покровителем плутовства. Гермес - вестник богов, покровитель путников. Он - посредник между богами и людьми. Гермеса чтили и путник, и оратор, и купец, и даже вор. Посланник богов Гермес изображался обутым в золотые крылатые сандалии, с посохом в руке.

Дионис

Бог растительности, виноградарства, виноделия и веселья. Дионис - сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. По совету ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии. Зевс так и сделал, но молнии громовержца испепелили Семелу, и он едва успел выхватить из пламени родившегося у нее недоношенного Диониса. Зевс зашил младенца к себе в бедро, а в положенное время распустил швы, и Дионис появился на свет. Он прошел через множество испытаний, прежде чем добился славы. Дионис давал людям силы и радость. Он ходил по всему миру, из страны в страну, и его постоянно сопровождала толпа пляшущих и поющих менад и сатиров.

Пан - сын Гермеса и нимфы Дриопы. Он родился с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Пан не захотел жить на Олимпе, а ушел в горы. Там, среди лесов, он пасет стада и играет на звучной свирели. Пан - бог леса, полей, бог пастухов, охраняющий стада. Он непременный спутник бога вина Диониса.

Прометей

За то, что он научил людей строить дома и добывать огонь, Зевс повелел приковать титана Прометея к вершине Кавказа крепкими цепями. Каждый день к нему прилетал огромный орел и выклевывал печень несчастного. На месте своих мучений Прометей встретился с Ио, дочерью речного бога Ипаха. Ревнивая Гера превратила ее в корову, которую стерег стоокий Аргус. Прометей предсказал Ио, что она произведет на свет Эпафа.

Проклятие Зевса с Прометея снял Геракл, который убил орла. А освобождение Прометей получил, открыв Зевсу великую тайну: громовержец не должен вступать в брак с морской нимфой Фетидой, так как судьбой предопределено, что, кто бы ни был мужем Фетиды, от него у нее родится сын, который будет могущественней отца. По совету Прометея Фетиду отдали в жены Пелею, и она родила Ахилла, одного из величайших героев Греции.

ретьему сыну Кроноса и Реи, Аиду (Гадесу, Айдесу), досталось подземное царство мертвых, в которое никогда не проникают лучи солнца, кажется, по жребию, ибо кто добровольно согласился бы им управлять? Впрочем, его характер был настолько мрачным, что он не мог бы ужиться где-либо в другом месте, кроме преисподней.


Во времена Гомера вместо того, чтобы сказать "умереть", говорили "уйти в дом Аида". Воображение, рисовавшее этот дом мертвых, питалось впечатлениями прекрасного верхнего мира, в котором имеется немало несправедливого, устрашающе мрачного и бесполезного. Дом Аида мыслился окруженным крепкими воротами, самого Аида называли Пилартом ("запирающим ворота") и на рисунках изображали с большим ключом. За воротами, как и в домах богатых людей, опасающихся за свое добро, появился трехглавый свирепый и злобный сторожевой пес Цербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи. Цербер впускает сюда всех и не выпускает никого.


У каждого хозяина такого крепкого дома на земле были владения. Ими обладал и Аид. И, конечно же, там не наливалась золотая пшеница, не радовали прячущиеся в зелени ветвей алые яблоки и синеватые сливы. Там росли грустные на вид, бесполезные деревья. Одно из них до сих пор сохраняет восходящую к гомеровским временам ассоциацию со смертью и разлукой - плакучая ива. Другое дерево - серебристый тополь. Не увидеть душе-скиталице ни травы-муравы, которую жадно щиплют овцы, ни нежных и ярких луговых цветов, из которых плелись венки для людских пиров и для жертв небесным богам. Куда ни кинь взгляд - сильно разросшиеся асфодели, бесполезный сорняк, высасывающий из скудной земли все соки, чтобы поднять жесткий, длинный стебель и синевато-бледные цветы, напоминающие щеки лежащего на смертном одре. По этим безрадостным, бесцветным лугам бога смерти ледяной, колючий ветер гонит туда и сюда бесплотные тени мертвых, издающие легкий шелест, наподобие стона замерзающих птиц. Ни один луч света, не проникает оттуда, где протекала озаренная солнцем, сиянием луны и мерцанием звезд верхняя земная жизнь, не доходят ни радости, ни печали. На золотом троне восседает сам Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти - чернокрылый Танат с мечом в руках, рядом мрачные керы, а прислуживают Аиду богини мщения эринии. У трона Аида и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже великий Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и тяжкие сны тому, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе.


Если верить мифам, лишь единицам удавалось ненадолго вырваться из рук Аида и когтей Цербера (Сисиф, Протесилай). Поэтому представления об устройстве подземного мира были неясными и порой противоречивыми. Один уверял, что попадали в царство Аида морским путем и что находилось оно где-то там, куда опускается Гелиос, совершив свой дневной путь. Другой же, напротив, утверждал, что в него не плыли, а спускались в глубокие щели тут же, рядом с городами, где протекала земная жизнь. Эти спуски в царство Аида показывали любопытствующим, но мало кто из них торопился воспользоваться ими.


Чем больше людей уходило в небытие, тем более определенными становились сведения о царстве Аида. Сообщали, что оно девять раз опоясывалось священной для людей и богов рекой Стиксом и что Стикс соединялся с Кокитом, рекой плача, вливавшейся, в свою очередь, в выходящий из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Обитатель греческих гор и долин при жизни не видел таких рек, какие открывались его несчастной душе в аиде. Это были настоящие могучие реки, какие текут на равнинах, где-нибудь за Рифейскими горами, а не жалкие, пересыхающие знойным летом ручьи его каменистой родины. Их не перейти вброд, не перепрыгнуть с камня на камень.


Чтобы попасть в царство Аида, надо было дождаться у реки Ахеронт лодки, которой управлял демон Харон - безобразный старец, весь седой, с всклокоченной бородой. Переезд из одного царства в другое надо было оплатить мелкой монеткой, которую покойнику в момент погребения клали под язык. Безмонетных и живых - попадались и такие - Харон отталкивал веслом, остальных сажал в челн, и они должны были сами грести.


Обитатели мрачного подземного мира подчинялись строгим правилам, установленным самим Аидом. Но нет правил без исключений, даже под землей. Тех, кто обладал золотой ветвью, не мог оттолкнуть Харон и облаять Цербер. Но на каком дереве растет эта ветвь и как ее сорвать, никто в точности не знал.


Здесь, за глухим порогом,
Не слышен волн прибой.
Здесь места нет тревогам,
Всегда царит покой...
Созвездий мириады
Сюда не шлют лучи,
Ни радости беспечной,
Ни скорби быстротечной -
Один лишь сон, сон вечный
Ждет в вечной той ночи.
Л. Сулнберн


Аид

Буквально "безвидный", "невидный", "ужасный" - бог - владыка царства мертвых, а также само царство. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Деметры, Геры и Гестии, с которыми разделил наследие свергнутого отца, Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека; Аид - "богатый", именуется Плутоном (от греч. "богатство"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Аид - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны. Но были и среди смертных способные обмануть владыку царства умерших. Так, он был обманут хитрецом Сисифом, покинувшим однажды подземные владения бога. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства Аида). Геракл похищает из царства мертвых пса - стража Аида.


В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз". Аиду не приносят жертв, у него нет потомства, и даже жену он добыл незаконным путем. Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью.

Просьба не смеятся



Поздняя античная литература создала пародийно-гротескное представление об Аиде ("Разговоры в царстве мертвых" Лукиана, имеющие истоком, видимо, "Лягушек" Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.


В римской мифологии Аиду соответствовал бог Орк.


Аидом именуется также пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводят бог-посланник Гермес (души мужчин) и богиня радуги Ирида (души женщин).


Представление о топографии аида усложнялось с течение времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет Кербер (Цербер) на крайнем западе ("запад", "закат" - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, мрачные луга, заросшие асфоделями, дикими тюльпанами, над которыми носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту сухих листьев, мрачные глубины аида - Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон, тартар.


Более поздние свидетельства добавляют также Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Цербера.


Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса. Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом в тартаре, как части аида, нашло место у Гомера (в поздних слоях "Одиссеи"), у Платона, у Вергилия. Подробное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия ("Энеида" VI) опирается на диалог "Федон" Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге "Одиссеи" намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души. Гомер называет также в аиде место для праведников - елисейские поля или элизиум. Об "островах блаженных" упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием аида на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции.


С проблемой аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости.

Персефона Кора

("девушка", "дева") . богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее (Hes. Theog. 912-914).


В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых (Hymn. Hom. V 1-20, 414-433). Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зернышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие (360-413).



Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида (Apollod. II 5, 12). Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых; Ovid. Met. X 46-57). По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мертвых (Apollod. III 14, 4).


Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса-Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея (Hymn. Orph. XXXXVI; Nonn. Dion. V 562-570; VI 155-165), впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры.



В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства. Она против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида: нимфу Кокитиду и нимфу Минту. Вместе с тем, Персефона помогает героям и не может забыть землю с ее родителями. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще "Подземным" царем царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и ее матери.


В римской мифологии ей соответствует Прозерпина - дочь Цереры.

Геката

Богиня мрака, ночных видений и чародейств. В предложенной Гесиодом генеалогии она - дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката - древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она - подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.



По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Геката - ночная "хтония" и небесная "урания", "непреодалимая" бродит среди могил и выводит призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.



Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката - богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий.


Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира - живой и мертвый. Она - мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота - это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре - жизненной силе земли.



Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.


Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией - "богиней трех дорог", так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.

Танатос Фанат

Бог-олицетворение смерти (Hes. Theog. 211 след.; Гомер "Илиада", XIV 231 след.), сын богини Никты (Ночи), брат Гипноса (Сна), богинь судьбы мойр, Немесиды.


В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека.



Эта точка зрения выражена Эврипидом в трагедии "Алкестида", где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду, а Сисифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам.



У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.


Рыщут и Злоба, и Смута, и
страшная смерть между ними:
Держит она то пронзенного, то непронзенного ловит,
Или убитого тело за ногу волочит по сече;
Риза на персях ее обагровлена кровью людскою.
В битве, как люди живые, они нападают и бьются,
И один пред другим увлекают кровавые трупы.
Гомер "Илиада"


Керы

 . демонические существа, духи сметри, дети богини Никты. Они приносят людям беды, страдания и смерть (от греч. "смерть", "порча").


Древние греки представляли кер крылатыми женскими существами, которые подлетали к умирающему человеку и похищали его душу. Керы находятся также среди битвы, хватают раненых, тащат трупы, обагряясь кровью. Обитают керы в аиде, где постоянно находятся у трона Аида и Персефоны и прислуживают богам подземного царства мертвых.



Иногда кер сближали с эриниями. В литературе по истории мифологии иногда связываются греческие керы и славянские "кары".

Словно ропот моря в час тревожный,
Словно плач потока, что стеснен,
Там звучит протяжный, безнадежный,
Болью вымученный стон.
Мукой лица исказились,
В их глазницах нет очей. Разверстый рот
Изрыгает брань, мольбы, угрозы.
С ужасом глядят они сквозь слезы
В черный Стикс, в пучину страшных вод.
Ф. Шиллер


Эринии Эриннии

Богини мести, рожденные Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. На древнее доолимпийское происхождение этих устрашающих божеств указывает также другой миф о рождении их от Никты и Эреба.



Число их было первоначально неопределенным, позднее стало считаться, что существуют три эринии, и им дали имена: Алекто, Тисифона и Мегера.


Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями. В руках они держат зажженые факелы и бичи или орудия пыток. Из страшной пасти чудовищ высовывается длинный язык, и капает кровь. Их голоса напоминали и рев скота, и собачий лай. Обнаружив преступника, они преследуют его неотступно, как свора гончих псов и карают за неумеренность, заносчивость, персонифицированную в абстрактном понятии "гордыни", когда человек берет на себя чересчур много - он чрезмерно богат, слишком счастлив, слишком многое знает. Рожденные примитивным сознанием родового общества, эринии в своих деяниях выражают присущие ему уравнительные тенденции.



Место обитания безумных демонов - подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу.


Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов - Турна, вызвав тем самым кровопролитие.


Ужасная Тисифона в тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями.


Их сестра, Мегера - олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, сварливой женщины.


Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в "Эвменидах". Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды,  ("благомыслящие"), тем самым меняя свою злобную сущность (греч.  , "быть безумным") на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как "блюстительницах правды", ибо без их воли даже "солнце не преступит своей меры"; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Позднее их также называли семнами ("досточтимыми") и понтиями ("могущественными").


Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей. Также как защитницы правопорядка эринии гневно прерывают пророчества коней Ахилла, вещающих о его скорой гибели, ибо не лошадиное это дело заниматься вещанием.


С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немесида.


В Риме им соответствовали фурии ("безумные", "яростные"), Furiae (от furire, "неистовствовать"), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.

Можно смело утверждать, что литература Скандинавии выросла из древнеисландской литературы. Открытие и заселение Исландии явилось одним из результатов походов викингов. Известный исландский ученый Йонас Кристианссон пишет: "На своих быстрых и прочных судах викинги пересекали моря, как молния, обрушивались на острова и побережье и пытались создать новые государства на западе – в Шотландии, Ирландии и Англии, на юге – во Франции и на востоке – на Руси.
Но племена, населявшие эти земли, были настолько могущественны, что немногочисленные группы чужеземцев постепенно растворились среди местного населения, утратив свои национальные черты и язык. Викинги могли продержаться лишь на тех землях, которые до их прихода не были заселены. Исландия осталась единственным государством, созданным в этот период викингами.

Арн Мудрый (1067-1148), первый исландский автор, написавший краткую историю Исландии ("Книга об исландцах"), сообщает, что первый поселенец обосновался там "через несколько лет после 870 года. Согласно же другому древнему источнику, это произошло в 874 году". История исландской литературы, как, собственно, и история страны, насчитывает более тысячи лет. Во всем мире известны скандинавские саги о богах и героях, дошедшие до нас благодаря песням "Старшей Эдды".

"Старшая Эдда" – это сборник мифологических и героических песен, сохранившийся в единственном списке – "Королевском кодексе", найденном в Исландии в 1643 году. До недавнего времени этот пергамент хранился в Копенгагене, но в апреле 1971 года многие древнеисландские рукописи, по решению датского парламента, были переданы в Исландию, где в ее столице – Рейкьявике – был создан Институт рукописей Исландии, целью которого является способствовать распространению знаний о языке исландского народа, его литературе и истории. Вся древнеисландская поэзия распадается на два вида поэтического искусства – эддическую поэзию и поэзию скальдов.

Эддическая поэзия отличается тем, что авторство ее анонимно, форма её относительна проста, а рассказывает она о богах и героях, либо содержит в себе правила житейской мудрости. Особенностями эддических песен является их насыщенность действиями, каждая песнь посвящена одному конкретному эпизоду из жизни богов или героев, и их предельная краткость. "Эдду" условно делят на 2 части – на песни о богах, в которых содержатся сведения по мифологии, и песни о героях. Самой знаменитой песней "Старшей Эдды" считается "Прорицание вёльвы", в которой дается картина мира от его сотворения до трагического конца – "гибели богов" – и нового возрождения мира.

Ранняя исландская поэзия связана с языческими верованиями. Многие из древнейших поэм посвящены языческим богам, а само искусство стихосложения считалось даром верховного бога Одина. Есть в "Старшей Эдде" и песни общегерманского происхождения – например, песни о Сигурде и Атли. Сказание это южно-германского происхождения и наиболее известно по "Песни о Нибелунгах". Правила поэзии и пересказ древнескандинавской мифологии содержится в "Младшей Эдде", принадлежащей скальду Снорри Стурлусону (1178-1241).

На русский язык "Старшая Эдда " переводилась три раза – первый раз талантливой переводчицей и исследователем древнеисландской литературы С. Свириденко, в советское время – А. Корсуном, и совсем недавно – В. Тихомировым, подготовившим свой перевод совместно с крупнейшим современным скандинавистом-медиевистом О. Смирницкой. До революции 1917 года в России существовало великое множество переложений и пересказов древнескандинавских мифов. После 1917 года было опубликовано лишь одно переложение этих мифов для детей, принадлежащее Ю. Светланову.
Однако недавно на русском языке появилась прекрасная книга современного датского писателя Ларса Хенрика Ольсена "Эрик сын человека", представляющее собой в увлекательной форме написанное путешествие по миру богов и героев.

© А. Мазин, 2007, 2011, 2012

© ООО «Издательство АСТ», 2013


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

Викинг

Глава первая,
которая, собственно, является одновременно началом и завершением истории дренга 1
Дренг – младший воин скандинавской дружины.
Ульфа Черноголового

Норег2
Норег – норвежец. Древний. Соответственно дан – датчанин, свей – швед. Хотя сами себя они чаще называли не по народностям, а по областям. Ютландцы, халогаландцы и т. п. Посторонние всю эту скандинавскую братию именовали совокупно: норманны или нурманы, т. е. – люди севера. Вероятно, что позже так называли в первую очередь норвежцев. Они ведь самые северные из скандинавов. Норег также означает северный путь.

Был здоровенный, как вставшая на дыбы «субару-импреза». Огромный, широкий и столь же быстрый, как машинка, на которой я гонял в том мире.

У норега было славное имя – Торсон, что значит – сын Тора, и славным я бы его не назвал. Во всяком случае, в привычном моему времени значении слова.

Слава этого пиратского (морского, как здесь говорили) ярла была исключительно неприятного свойства и определялась количеством народа, которое Торсон-ярл нашинковал своим здоровенным мечом. А меч у рыжебородого викинга был внушительный. Длинный «полуторный» клинок, очень похожий (хотя заметно более тяжелый) на тот, который позже назовут «бастардом». По-здешнему – выблядком.

Ничего унизительного ни в слове, ни в мече не содержалось. У любого ярла (в том числе и у моего) бастардов – целый выводок.

Даже рожденные от матерей-рабынь, они все равно крупнее, сильнее и шустрее своих единоутробных родственников и даже могут рассчитывать на военную карьеру. Разумеется, если папаша соблаговолит дать матери свободу. Здесь, в Дании, по закону сын наследует материнскую участь.

Малость недотянувший до полноценного двуручника «бастард» Торсона был настолько же крупнее моего меча, насколько рыжебородый – меня самого.

Однако в деле мой клинок ничуть не уступал «бастарду». Клеймо «Ulfberht», знакомое мне еще по той жизни, многое говорит знающему человеку.

Именно из-за клейма я и приобрел шесть дней назад этот замечательный меч.

Если оружие способно прожить тысячу лет, на мой век его точно хватит. Дивный клинок был достоин собственного имени, и я ему это имя дал. Вдоводел. Так сказать, в духе эпохи. Не знаю, женат ли Торсон-ярл. Но, даже если и холост, Вдоводелу это не помешает. Во всяком случае, я на это надеюсь.


Да, позвольте представиться: Ульф Черноголовый. Почему черноголовый, понятно. А Ульфом назвался в свое время из конъюнктурных соображений. Волчишек викинги жалуют. Чувствуют природное сродство.

В той жизни меня звали не так образно. Николай Григорьевич Переляк, значилось в моем паспорте. Но в здешнем обществе лучше не представляться «румийским» именем. А уж фамилия и вовсе никуда не годится. Переляк на здешнем словенском наречии означает «перепуг». Мне оно надо?


…Норег махнул щитом, перекрыв мне линию зрения, и тут же секанул понизу. Таким ударом можно отрубить обе ноги разом. Ноги же мне весьма дороги, поэтому я вовремя подпрыгнул, пропуская «ублюдка» под собой… И в следующий миг понял, что двухметровый убийца как раз и ждал от меня такого вот высокого прыжка. Радостно осклабясь, рыжая сволочь от души двинула меня щитом снизу.

Я не полетел вверх тормашками только потому, что вовремя толкнулся ногой от Торсонова щита. Хоп – и я опять в твердой стойке на приличной дистанции.

Торсон удивился. Даже лыбиться перестал. Надо полагать, до сих пор финт со щитом получался у него эффектнее. Спору нет, финт хорош. К счастью, я уже знал кое-какие фокусы и трюки здоровенных морских разбойников, внушавших лютый страх всем, кроме таких же головорезов, как сами. И еще множество трюков. Сотни, а то и тысячи уловок, придуманных человечеством за тысячи лет шлифования искусства отчекрыжить важный для жизни кусок от тушки ближнего. И лишь благодаря этим знаниям я пока что успевал уберечь свою единственную и очень любимую шкурку от необратимой порчи. «Бастард», которым рыжебородый громила Торсон размахивал с непринужденностью французского дуэлянта, орудующего тонкой шпажкой, рвал и кромсал воздух с мощью и скоростью промышленного вентилятора. Двухметровый детина в пудовой броне, с пудовым щитом в волосатой лапе прыгал легко, как балерина. И при том ухитрялся наносить чуть ли не по два удара в секунду. Да еще таких удара, что развалили бы железнодорожную шпалу. И это не гипербола, а реальность. Пять минут назад я видел, как рыжебородый пожиратель мяса в два маха, играючи, прикончил отличного парня и неслабого поединщика Фрёлава, который уж точно был попрочнее шпалы.

Бах – и полщита на земле. Бах – и половинка второго щита там же. А вместе с ней и полчерепа славного датского парня, вызвавшегося выйти против двухметровой машины членовредительства по имени Торсон-ярл.

Будь моя воля, я бы расстрелял этого двуногого ящера с безопасной дистанции. Думаю, трех хороших лучников хватило бы.

Но такой вариант был по местным понятиям дурным тоном. Мой ярл навсегда потерял бы лицо и, вместе с ним, уважение «электората».

А вот выставить вместо себя добровольца-поединщика – это нормально.

Я был вторым кандидатом в мясорубку.

Приятно поглядеть на удивленные рожи Рагнара-конунга и его головорезов, когда я шагнул вперед.

Сынок Рагнара, Бьёрн Железнобокий, даже пробормотал что-то ироническое…

Я его понимал. Они хотели красивого боя и сомневались, что у меня получится.

А я вот не сомневался. Даже если кровожадный «сын Тора» расчленит мое бренное тело, этот процесс займет намного больше минуты. Со мной Торсону придется повозиться. Готов поспорить: он изрядно пропотеет и запыхается, прежде чем один из нас отправился в Валхаллу. А если этим одним буду я…

Тоже не без пользы. Утомив Торсона, я облегчу моему ярлу задачу выживания.


…Вначале я надеялся, что неистовый викинг умается раньше меня. Ярл не оправдал надежд. Поднимаем пыль уже минут десять, а рыжебородая помесь орангутана и промышленной мясорубки бодра, как молодой петушок теплым майским утром. А ведь я для него – неудобный противник. Нетипичный. Во-первых, бьюсь без щита. Во-вторых, веду себя неправильно.

Тут как принято: когда такая вот действующая модель гигантопитека с алчным ревом бросается на тебя, ты (если ты, конечно, – конкретный местный пацан в авторитете) с таким же похотливым рыком несешься навстречу. Бах-бабах – и чей-то щит (это при бескровном результате столкновения) превращается в печную растопку. Поскольку у каждого поединщика есть еще пара запасных, то процедура повторяется, пока все не окажутся разбиты в хлам. Или раньше, если хозяин щита не проявил нужного проворства. Как бы там ни было, финал однозначен. Одним любителем мяса меньше.

Со мной традиционный номер не прошел. Когда зверообразный викинг, разинув зубастую пасть, понесся на меня, я с элегантностью тореро уклонился в сторону и аккуратно ткнул его мечом в почку.

К неописуемому сожалению, названный сын козлолюбивого бога3
Для тех, кто не в курсе: любитель прицельного молотометания бог Тор ездит на упряжке плотоядных козлов, коих время от времени сжирает. Однако при правильном соблюдении технологии сжора, козлы успешно регенерируют из кучки костей, и процедуру можно повторить по новой.

Оказался намного проворнее быка (я знаю, с быком в той жизни тоже играл), развернулся на полном скаку и мало того, что прикрыл могучую поясницу краем щита, так еще и лягнул меня. Правда, не дотянулся.

Вот так мы с тех пор и танцевали. Прыг-скок, фьють, фьють. Каждое «фьють» могло стать для меня последним, потому что это было «фьють» вертолетной лопасти. Парировать молодецкие удары Торсона я даже не пытался. Всё мое искусство, всё филигранно отточенное умение вышибать меч противника оказалось бессильно против лапищи, прочной, как вагонная сцепка.

Разок попробовал – и больше не пытался, чуть не оставшись без меча. Только вертелся и скакал горным козлом, уклоняясь то от меча, то от щита, которым рыжебородый убийца орудовал, будто теннисист – ракеткой для пинг-понга.

Впрочем, я уже несколько раз мысленно возблагодарил Бога за то, что норегский Кинг-Конг вооружился щитом, а не секирой. Отступи он, подобно мне, от славных традиций хольмганга4
Хольмганг – дуэль по-древнескандинавски. Более подробно – ниже.

– и с большой долей вероятности я бы уже осел на травку кучкой внутренностей под соусом из богатого гемоглобином содержимого моих сосудов.

Наконец живой блендер с метровой лопастью сделал паузу. Не потому, что устал. Он заинтересовался. Как так? Он уже минут пять орудует своей замечательной мухобойкой, а вредное насекомое все еще живо?

Вот теперь его следовало подбодрить. Лучше всего – смертельно обидеть. Что я и сделал.

Норег до словесной перепалки не снизошел.

Это правильно. В таких случаях спорить и оправдываться – верный путь стать посмешищем. Проще убить обидчика. Пусть меч скажет свое слово. Труп врага – самая убедительная победа в интеллектуальной дискуссии. Такая здесь конкретная жизнь. И жизнь эта мне нравится. Пока. Потому что у рыжебородого Торсона есть очень серьезный шанс прибавить к имени Ульф Черноголовый неприятный глагол «был». Что ж, если мне суждено сегодня сгореть в пламени погребального костра, я все равно ни о чем не жалею. Те месяцы, что я провел здесь , стоят многих лет жизни там .

А начиналось все так…

Глава вторая,
в которой герой принимает неравный бой и несет первые потери

Мой папа – бизнесмен. Мелкий, но на жизнь ему хватало. На жратву, любовниц, двухсотый «мерс» и горные лыжи в Швейцарии. Папа – умный мужчина. Не зарывался.

Даже когда я стал признанным авторитетом (спортивным, не уголовным) и обзавелся очень солидными приятелями, папа по-прежнему платил за «крышу» и ментам, и чиновникам, и «синим». Понемногу, но аккуратно. Но его все равно выжили из родного города губернаторские «реформы». Я предлагал помочь («заценить» дареный клинок требовалось многим городским «шишкам»), но папа отказался. И год назад уехал в глубинку.

Как это у меня получилось? А вот получилось! Есть люди, которые всегда получают то, чего хотят. Я – один из них. Тут главное: как следует захотеть. Захотел я качественно: текущая жизнь обрыдла до тошноты.

То есть у меня самого все было неплохо, но вокруг… Блин!

Словом, я почувствовал, что еще чуть-чуть – и кого-нибудь убью. Кого-нибудь, просто подвернувшегося под руку.

Можно было податься за кордон… Но это было бы бегством. И признанием поражения. А я с детства не любил проигрывать.

В общем, однажды, после очередной ролевки, где славные, в общем, парни, не очень умело лупят друг друга тупыми мечами (среднестатистический кандидат в мастера спорта по сабле «порубал» бы их всех минут за пять), а потом очень умело пьют водку под ароматный шашлычок, я все и сделал.

Презрел свои обязанности арбитра, отошел подальше в лесок, закрыл глаза и взмолился Тому, Кто Наверху: «Сделай мою жизнь такой, чтобы я в ней был – как клинок в хорошо подогнанных ножнах». И так остро и нестерпимо было мое желание, что башка отрубилась напрочь.

Однако Тот, Наверху, – внял. И даже проявил недюжинное чувство юмора.


Когда Коля Переляк (то есть я) очнулся, в ушах у него звенело, а спина была голая и искусанная комарами.

И лежал Коля голый и босый, на голой земле, вернее – на голых сухих колючках, и добродушные лесные мураши проложили торную дорожку по нежным частям его продрогшего организма.

Вопреки расхожим штампам, я не стал думать о том, что меня треснули по башке и ограбили. Я как-то сразу, чисто мистически осознал: истошный вопль моей тоскующей души услышан и удовлетворен.

Потому я воздвиг продрогший организм в вертикальное положение, отряхнул с него муравьев и иголки, расправил плечи и с трепещущим сердцем пустился на поиски приключений.

Которые не заставили себя ждать.


Испокон веков, когда храбрые мужчины бьют зверя и друг друга, их прекрасные подруги занимаются собирательством. Сбившись в веселую стайку, милые девицы отправляются в дремучий лес по грибы, по ягоды. Дабы не потерять друг друга и предупредить прочие неприятные неожиданности, девушкам положено звонко перекликаться. Или хотя бы аукаться… В противном случае, как мы знаем из сказок, они рискуют напороться на неприятный сюрприз.

Например, на голого мужика. Меня, то есть.

Юная девица, румянощекая крепенькая блондинка в архаичном (как я тогда решил) наряде, с корзинкой и посошком, возникла на моем пути внезапно для нас обоих.

Что думает блондинка, наткнувшись в пригородном лесу на голого мужика?

Она думает: маньяк.

Вернее, МАНЬЯК!

Поэтому я, естественно, открыл рот, чтобы объяснить, что вовсе не тот, о котором она подумала. Что я – хороший…

Не успел.

Увидав мой мускулистый торс и все, что от этого торса отрастало, девица не завопила истошно, не заохала и не отвернулась деликатно, а глянула цепко – будто сфотографировала… И свистнула так, что ей позавидовал бы футбольный судья. А затем воинственно взяла наизготовку полутораметровой длины посошок.

На свист из ближайшего кустарника, свирепо рыча, выломилась псина размером с южнорусскую овчарку и примерно такая же шерстистая. Не утруждая себя предупреждающим лаем, она сходу заклацала зубищами и совершенно определенно рассчитывая что-нибудь откусить.

Будь у меня под рукой хоть бейсбольная бита, я бы с легкостью доказал приоритет высшего разума над дикой звериной стихией. Но, пребывая в эйфории от случившегося чуда (да и в головке моей еще не все устаканилось), я, беспечный, даже простой палкой не потрудился обзавестись. За что и поплатился.

Вы когда-нибудь пробовали отбиваться от собачки в три пуда весом, оказавшись в чем мать родила?

Не приходилось? Рад за вас.

Прежде, чем я изловчился ухватить псину за спутанную шерсть и частично обездвижить, она успела цапнуть меня за обе руки (это мне просто повезло – целила-то она совсем в другое место) и изодрать когтями живот. В итоге – патовое положение. Пока я держу псину, она не может укусить. Но и я не могу ей ничего сделать, потому что руки заняты. Однако назвать это ничьей я бы не рискнул. Псина-то была целехонька, а из меня бодрыми струйками вытекала влага жизни.

Не следовало забывать и о блондинке. Эта храбрая девушка решительно подобралась сзади и огрела меня палкой. Целила по голове, но я увернулся, и удар пришелся по хребту. Тоже мало приятного. Зато я получил шанс. Поднатужась, я отшвырнул псину подальше, выиграв секунды полторы. Этого хватило, чтобы обезоружить белокурую воительницу и встретить лохматого кусаку по достоинству: хлестким ударом поперек морды. Попал удачно. По носу.

Пока псина переживала неприятность, я вышиб из руки девицы приличных размеров ножик, пришедший на смену отнятой палке, остановил этой самой палкой высокий прыжок псины (кровожадная зверюга целила в шею) и взялся преподавать другу человека основы хорошего тона. Начал с полновесного тычка в брюхо и далее по программе.

Потребовалась минута, чтобы урок был усвоен, и псина ретировалась с жалобным визгом. Вот уж не думал, что кудлатое страшилище способно брать такие высокие ноты.

К сожалению, пока я занимался преподавательской деятельностью, хозяйка псины тоже дала деру.

Мне, впрочем, достался трофей: пол-лукошка черники и льняная тряпица, которая вполне сошла бы в качестве набедренной повязки. Однако я нашел ей другое применение: разорвал пополам и перевязал укусы, предварительно продезинфицировав их с помощью собственной слюны. К счастью, собачьи клыки не повредили серьезных сосудов, так что кровь вскоре остановилась. Но болеть укусы не перестали. Мне бы очень кстати пришелся и нож, но его девчонка успела подобрать.

Пришлось удовольствоваться палкой. Крепкая палка с обожженным кончиком тоже на многое способна в умелых руках. Мохнатая псина подтвердит, если сомневаетесь.

Засим я слопал ягоды, аккуратно поставил лукошко на пенек и отправился туда, куда удрала псина. А наткнувшись чуть позже на хорошо заметную тропку, и вовсе воспрял духом. Я очень надеялся, что она приведет меня к жилью. А там ждет пища, одежда и медицинская помощь. Я очень рассчитывал, что к скромному гостю аборигены будут более расположены, чем к лесному дикарю.

О, как я ошибался!

Глава третья,
в которой герой встречает аборигенов и пытается выстроить диалог

Первым делом я обнаружил вырубку. Кто-то прошелся с топором по молодому березняку. Причем сделал это довольно неряшливо: сучья, ветки и даже целые березки помельче в беспорядке валялись на земле.

Тропка обогнула вырубку (роскошные чистые подберезовики украшали ее «обочины») и вывела на поле. То есть полем этот засаженный каким-то злаком лужок можно было назвать с большой натяжкой. Площадь его была – соток десять, не больше. Вокруг имелись деревья с обожженными стволами и в углу – куча обгоревших пней.

Тут меня озарило. Да вы, батюшка Николай свет Григорьевич, никак в прошлое провалились! Подсечно-огневое земледелие – вот как это называется. Присуще примитивным культурам. Технология, кстати, проста: вырубаем лес, то что покрупнее – убираем, то что помельче – оставляем на годик, потом сжигаем. Еще через год (куда торопиться?) на участке слегка прибираемся, потом бороним, сеем и снимаем скудный урожай. Почему скудный? Потому что так мне помнилось из учебника истории. Это с историческим фехтованием у меня все хорошо, а вот с сельским хозяйством – так себе. По верхам. Уж извините.

Впрочем, не важно. Важнее было, что дальше, за полем открывался замечательный вид на небольшое озеро, на берегу которого сушились на палках сети и чернела рядом с мостками тушка перевернутой лодки. А повыше, на пригорке, гордо возвышался крепкий рубленый дом, окруженный не менее крепким забором. Дополняли сельскую идиллию щиплющие травку домашние животные: головастая мелкая лошадка и такая же мелкая коровенка, около которой вертелся пятнистый бычок размером с давешнюю собаку.

Ага! А вот и собака!

Кудлатая псина летела мне навстречу со знакомым грозным рыком… Неужели забыла урок?

Нет, не забыла. Притормозила на почтительном расстоянии, но яриться не перестала.

Я поразмыслил, не сделать ли набедренник из березовых веток, но представил, каким будет мой видок в этаком наряде и решил: лучше остаться голым. Кому не по нраву натурализм – может отвернуться.

Меня встречали. Приземистый, поперек себя шире, бородач, похожий на гнома-переростка, и стриженный в скобку парень, столь пышной растительностью на лице еще не обзаведшийся (по молодости), но такой же широкий и коренастый. В руках молодой держал здоровенный лук с наложенной стрелой-срезом. Вся его поза выражала готовность стрельнуть.

У старшего лука не было. Зато наличествовало копье с толстым древком и листообразным наконечником размером с клинок гладия5
Гладий (гладиус) – короткий римский меч.

Судя по хвату и стойке, в копейном бою бородач новичком не был.

А лапищи у него были такие, что древко (потолще моего запястья) казалось в них детской лопаткой.

Я остановился.

Некоторое время мы рассматривали друг друга под аккомпанемент собачьего лая.

Чресла старшего прикрывали кожаные, порядком поношенные штаны свободного покроя, а торс – застиранная рубаха с вышивкой. На волосатой, обширной, как теннисный стол, груди «гнома» вместо крестика наличествовала связка оберегов. Подобного добра у ролевиков-реконструкторов навалом, однако я нюхом чуял: никакие это не реконструкторы. У этих и одежда, и оружие отличались от «реконструкторских», примерно как театральная шпага – от настоящей. Парочка была насквозь достоверной, исконной и естественной, как дубок на соседнем взгорке. Что ж – еще один кирпичик в здание моей гипотезы о провале в прошлое.

– Ага, – с оргинальным выговором, но вполне по-русски наконец изрек старший. – Ты, значит, на девку мою напал. Нехорошо.

Молодой мигом вздернул лук. Я изготовился. Но сумею ли отбить стрелу, выпущенную с двадцати шагов? Бо-ольшой вопрос…

– Это еще как посмотреть – кто на кого напал, – возразил я. – А собачкой меня травить – хорошо?

– Сам из каких? – тут же сменил тему «гном».

Хмм… Сильный вопрос.

– Человек.

– Сам вижу, что не лешак, – проворчал бородач.

– А Снежок-то на него – как на волка брешет, – подал голос молодой.

Псина, угадав, что речь идет о ней, зашлась в приступе утробной ярости.

Да уж, Снежок. Впрочем, если эту кучу шерсти как следует постирать…

– Нишкни! – рыкнул «гном».

Заткнулись оба. И молодой, и псина. Как отрезало.

– Кто ты есть? – сурово произнес бородач. – Людин? Иль холоп беглый?

Выбор, как вы сами понимаете, очевиден.

«Гном» хмыкнул. Скептически.

– Чего хочешь?

Ага, это вопрос по существу.

– Одежда, еда, покусатости полечить! – Я продемонстрировал повязки на руках.

– Виру, что ли, стребовать желаешь?

Молодой гыгыкнул, но тут же снова сделал суровое лицо.

Я шутки не понял.

– Помощи прошу, – смиренно произнес я. – Отработаю.

– Умеешь что?

Я пожал плечами:

– Многое.

– Откуда знаешь, что я врачевать могу?

– Врачевать я и сам могу. Было бы чем…

– Добро, – бородач опустил копье. – Быська!

Из ворот выглянула давешняя блондинка.

– Дай этому порты и рубаху старую. А то ходит будто в бане.

Мы еще немного поиграли в молчанку, пока блондинка бегала за одежкой.

В дом меня не звали, а сам я не напрашивался.

Блондинка вернулась и принесла заказанные порты и рубаху.

Штаны были своеобразные: ни карманов, ни пуговиц. На поясе – дырочки, сквозь которые продели веревку. Рубаха оказалась еще примитивнее: два куска грубой холстины, кроенные сразу с рукавами и сшитые вместе. Для головы оставлена дырка.

Все трое, включая блондинку, внимательно наблюдали, как я одеваюсь.

Ну и хрен с вами, дорогие хозяева! Нет, это просто удивительно, насколько наличие штанов прибавляет уверенности в себе. Еще бы обувку какую-нибудь…

Я поглядел на ноги моих благодетелей. Ага, у старшего что-то вроде кожаных сандалий, а у младшего… лапти! Из бересты!

В расхожем представлении викинг - светловолосый громила, лихой боец. Такой образ имеет под собой реальную основу, но далеко не все викинги ему соответствовали. Какими же на самом деле были эти потрясающие люди? Проследим всю эволюцию викингов на примере двадцати легендарных воителей.

Легендарные викинги раннего периода

Историки ведут начало «эпохи викингов» с 8 июня 793 года, когда отряд морских разбойников (предположительно норвежцев) высадился на британском острове Линдисфарн, ограбив монастырь святого Кутберта. Это первое нападение викингов, чётко зафиксированное в письменных источниках.

Эпоху викингов можно разделить на три условных периода. Ранний период (793–891 годы) - самый романтичный, когда рисковые жители Дании, Норвегии и Швеции сколачивали «вольные дружины» для набегов на более зажиточные земли. Некоторым удавалось совершить географические открытия - так, норвежские викинги основали несколько поселений в Исландии. На ранний период приходится первый масштабный поход викингов в Западную Европу - попытка «великой языческой армии» завоевать Англию. Завершается период временным затуханием внешней экспансии норманнов («северных людей» - так скандинавов именовали европейцы), когда викинги потерпели несколько военных поражений: самое крупное случилось в 891 году при Лёвене, где их разбили восточные франки.

Рагнар «Кожаные Штаны» Лодброк

Рагнар Лодброк в исполнении Трэвиса Фиммела (сериал «Викинги»)

Легенда : Сын шведского конунга Сигурда Кольцо и брат датского конунга Гудфреда. Прозвище связано с тем, что Рагнар носил кожаные штаны, сшитые его женой Лагертой, считая их счастливыми. Смолоду Рагнар участвовал во многих походах, завоевав авторитет великого «морского конунга». В 845 году собрал огромную дружину для налёта на Западную Францию. 28 марта захватил Париж, и король франков Карл Лысый, чтобы уберечь столицу от уничтожения, выплатил выкуп в семь тысяч серебряных ливров. В 865 году Рагнар отправился грабить уже Англию. Но флотилию разметал шторм, и корабль конунга сел на мель. Рагнар попал в плен и был доставлен ко двору короля Нортумбрии Эллы, который приказал бросить главаря норманнов в яму с ядовитыми змеями.

Умирая, Рагнар воскликнул: «Как захрюкали бы мои родные поросята, знай они, каково сейчас мне, старому борову!», намекая на месть своих сыновей. И те не подвели - собрали огромное войско, известное как «великая языческая армия», и в 867 году напали на Британию. Они пленили и жестоко казнили короля Эллу, разграбили Нортумбрию, Мерсию и Восточную Англию. Экспансию «великой армии» отчасти мечом, отчасти дипломатией смог остановить только король Уэссекса Альфред Великий.

Рагнар Лодброк сватается к своей третьей жене Аслауг (картина Августа Мальстрёма, 1880)

История : Существование Рагнара не до конца подтверждено, о нём мы знаем в основном из скандинавских саг. Что до письменных хроник западных европейцев, которые рассказывают о событиях, связанных с возможными деяниями Рагнара, то они либо не называют его имени, либо вообще созданы в гораздо более поздние времена.

Эпитафия : Классический викинг-авантюрист. Человек знатного происхождения, всего добился сам - благодаря воинским навыкам и личной отваге. Добыв в походах огромное богатство, Рагнар сколотил собственное королевство, взяв под контроль часть датских и шведских земель. Однако остался разбойником в душе. Иначе сложно объяснить его последнюю авантюру, когда он, будучи уже в преклонном возрасте, отправился «пошалить» в Нортумбрию.

Бьёрн Железнобокий

Легенда : Сын Рагнара Лодброка, король Швеции, основатель династии Мунсё (по названию холма, где он похоронен). Прозвище связано с трофейным металлическим доспехом, который Бьёрн надевал в бою. Прославился походами в южные земли: в 860 году разорил средиземноморское побережье Марокко, грабил Прованс, Испанию и Италию. А вот в столкновении с сарацинской эскадрой потерпел неудачу - используя неизвестный викингам «греческий огонь», мавры сожгли сорок кораблей. В 867 году Бьёрн был одним из командиров «великой армии», но в Англии пробыл недолго.

История : Основной источник - саги. Однако в нескольких хрониках франков упоминается вождь викингов по имени Берно.

Эпитафия : Очень здравомыслящий викинг. Носил металлические доспехи - и плевать, что у викингов так не принято. Столкнувшись с «греческим огнём» мавров, не стал гробить флот и отступил. «Журавлю в небе» (завоевание Англии) предпочёл «синицу в руках» - владычество над Швецией.

Меч воина «великой языческой армии», найденный в Рептоне (бывшая Мерсия)

Ивар Бескостный

Легенда : Сын Рагнара Лодброка. Едва ли не единственный вождь, известный как берсерк. Насчёт прозвища есть две версии: первая связана с недугом (возможно, импотенцией или заболеванием костей), вторая - с боевым мастерством Ивара, ловкого и гибкого, как змея. Был одним из командиров «великой армии», отличался полководческими талантами и жестокостью. Пытал, а затем убил короля Эллу. В 870 году приказал убить короля Восточной Англии Эдмунда. Умер в 873 году, будучи правителем ирландского города Дублина.

История : Кроме саг и англосаксонских хроник, упоминается в «Анналах Ирландии», где указана дата его смерти - причём от «страшной болезни».

Эпитафия : Викинг-маньяк, нечеловечески жестокий варвар. Западные хронисты изображают его как любителя знаменитой казни «кровавый орёл» - хотя существование её современные историки опровергают.

Сигурд Змееглазый

Легенда : Сын Рагнара Лодброка. Прозвище возникло из-за того, что Сигурд родился с меткой в глазу (кольцом вокруг зрачка), вызывавшей ассоциации с Уроборосом, мифологическим змеем, заглатывающим собственный хвост. Любимчик Рагнара, после смерти отца получил в наследство изрядную часть его земель. Был одним из вождей «великой армии». Женился на Блайе, дочери короля Эллы, убийцы Рагнара Лодброка. Сложно сказать, насколько добровольным был брак, ведь Блайя после гибели отца оказалась в плену. Впрочем, Сигурд был с ней много лет, нажив четырёх законных детей. После возвращения из Британии поссорился с конунгом Эрнульфом и погиб в сражении в 890 году.

История : Известен только по сагам.

Эпитафия : «Мягкий» вариант викинга. Лихой боец, но прославился как рачительный землевладелец и хороший семьянин.

Захват Парижа Рагнаром Лодброком (картина XIX века)

Хальфдан Рагнарссон

Легенда : Сын Рагнара Лодброка (возможно, от наложницы). В 870 году стал единоличным командующим «великой армии» и пытался завоевать Уэссекс, но неудачно. В 874-м захватил западно-английское королевство Мерсию. После этого «великая армия» распалась, и Хальфдан с половиной войск отправился в Шотландию, а затем в Ирландию, где объявил себя королём Дублина. Постоянно организовывал новые походы. Во время одного из них в Ирландии вспыхнул мятеж оставшихся там викингов. В 877 году Хальфдан вступил в бой с мятежниками при Странгфорд-Лох, потерпел поражение и погиб.

История : Кроме саг, упоминается в англосаксонских и ирландских хрониках.

Эпитафия : Честолюбивый викинг, обуреваемый жаждой великих свершений. Возможно, его ожесточённое стремление возвыситься обусловлено как раз «незаконным» происхождением (даже имя его означает «полудатчанин» - намёк на то, что мать Хальфдана была чужеземкой, не из Скандинавии).

«Викинги»: коллекция заблуждений


Канадско-ирландский сериал «Викинги», который снимается для канала History, многие считают . Увы, это не так. Авторы приписали полулегендарному Рагнару Лодброку деяния других викингов, смешав в кучу события примерно двух веков. Исказили представления современной исторической науки о нравах и обычаях викингов. И хотя показанные в сериале оружие, одежда и архитектура более-менее соответствуют эпохе, там тоже полно анахронизмов. В общем, по «историчности» сериал уступает даже романам Александра Дюма.

Так что самыми аутентичными фильмами о викингах до сих пор остаются советско-норвежская лента Станислава Ростоцкого «И на камнях растут деревья…» и цикл картин исландского режиссёра Храбна Гюднлёйгссона («Полёт ворона», «Тень ворона», «Белый викинг»).

Кроме того, про Рагнара и особенно про поход его сыновей, можно почитать у Марии Семёновой («Два короля») и Гарри Гаррисона («Молот и крест»). Семейству Рагнарсонов посвящено и много песен, особенно металлических - например, на альбоме группы Doomsword «Let Battle Commence»:

Гутрум Старый

Легенда : Датский викинг, участник похода «великой армии», во время которого стяжал немалую славу, так что при расколе войска в 875 году возглавил его половину. Успешно воевал с Уэссексом, однако после поражения при Этандуне предпочёл заключить мир и принял крещение под именем Этельстан. В 880 году стал королём Восточной Англии. Правил до самой смерти в 890 году, сумев передать престол своему сыну Эорику.

История : Кроме саг, неоднократно упоминается в англосаксонских хрониках, сохранились также отчеканенные при нём монеты. Прозвище «Старый» ему дали современные историки, чтобы отличать от другого короля Восточной Англии Гутрума, правившего в начале X века.

Эпитафия : Викинг незнатного происхождения, который сумел возвыситься благодаря уму и воинским талантам. В итоге стал королём и передал власть по наследству.

Настоящий корабль викингов в музее Осло

Убба Рагнарссон

Легенда : Сын Рагнара Лодброка. Один из вождей «великой армии», участник убийства короля Восточной Англии Эдмунда. Был хорошим бойцом, но другими талантами не отличался. При расколе «великой армии» остался под началом Гутрума. В 878 году отправился в Сомерсет. После высадки был разгромлен в битве при Кинвинте, где и погиб.

История : Упоминается в сагах, а также в англосаксонских хрониках.

Эпитафия : Отважный и жестокий боец «без царя в голове», способный только драться.

Гутфрид Фризский

Легенда : Датский ярл, участник похода «великой армии». Добыв в Англии немало добра, собрал дружину, с помощью которой в 880 году захватил Фризию (провинцию на границе с Данией). В 882 году разорил Маастрихт, Льеж, Кёльн, Трир, Мец и Ахен. Император Карл III Толстый заключил с Гутфридом мир, пожаловал ему титул герцога Фризского, после чего матёрый грабитель дал вассальную клятву и крестился. Впрочем, Гутфрид закрывал глаза на набеги других викингов. Терпение императора лопнуло, и в 885 году он обвинил Гутфрида в измене, после чего тот был убит группой фризских дворян.

История : Часто упоминается в хрониках - так что личность историческая.

Эпитафия : Викинг-кондотьер. Разбогател грабежами, собрал дружину, захватил земли, стал служить императору… А потом предал - или был обвинён в предательстве. И его убили - точно так же закончил знаменитый наёмник Альбрехт Валленштейн.

Викинги в походе (картина Николая Рериха «Заморские гости», 1901)

Хастейн

Легенда : Вероятно, датчанин. По одной версии - сын мелкого фермера, по другой - родич Рагнара Лодброка. Опытный воин, был наставником Бьёрна Железнобокого, вместе с которым грабил Францию, Испанию, Италию и Марокко. Потом, уже в одиночку, вернулся во Францию, где стал наёмником герцога Бретонского. В 866 году разбил франков при Бриссарте. В 890-м переместился во Фландрию. Через два года возглавил армию викингов, которая вновь пыталась завоевать Англию. Разграбил множество английских земель, но, решив более не испытывать удачу, вернулся во Францию, где и умер несколько лет спустя.

История : О Хастейне осталось множество записей во франкских и англосаксонских хрониках, так что его реальность доказана. Правда, есть вероятность, что было два человека с таким именем. Если воевавший с Альфредом Великим Хастейн был наставником Бьёрна Железнобокого, то во время английского похода ему должно было быть уже за семьдесят (по тем временам - глубокая старость). Впрочем, такое возможно.

Эпитафия : Один из величайших «морских конунгов» - долго и безнаказанно разбойничал, набил карманы и умер в своей постели.

Рёрик Ютландский (картина Виллема Куккука, 1912)

Легенда : Племянник (по другой версии - брат) конунга Ютландии Харальда Клака. Смолоду был наёмником на службе у короля франков Лотаря, который воевал против своего отца и братьев. После того, как усобицы между франками утихли, Лотарь решил избавиться от Рёрика и бросил его в темницу. Но тот бежал и в 850 году захватил Дорестад и Утрехт. Лотарь был вынужден заключить мир - с условием, что грозный датчанин будет оборонять северные земли франков от других викингов. Около 857–862 годов Рёрик покорил славян-вендов, а также захватил часть Лотарингии. Умер между 879 и 882 годом.

История : Рёрик Ютландский неоднократно упоминается во франкских анналах. Начиная с XIX века ряд историков отождествляет его с Рюриком, известным по «Повести временных лет» варягом, который основал древнерусскую княжескую династию. Ведь Рёрик - единственный знаменитый викинг со схожим именем, живший в тот же период. Кроме того, в 863- 870 годах имя Рёрика исчезло из франкских хроник - в то же время, согласно русским летописям, появился Рюрик Новгородский. Среди современных российских историков у версии есть как сторонники, так и противники.

Эпитафия : Самый удачливый викинг, служивший Каролингам. Начав как наёмник, сколотил собственное государство. В общем, жизнь удалась - даже если не принимать в расчёт гипотезу о том, что он был основателем династии Рюриковичей.

Легендарные викинги среднего периода

Средний период эпохи викингов (891– 980 годы) связан с образованием в Скандинавии централизованных государств. В то время норманны воевали друг с другом - более удачливые становились королями, побеждённые искали счастья в других землях. Концом периода считается 980 год, когда преодолевшие внутренние смуты норманны возобновили экспансию, но уже в более «государственном» формате.

Харальд Прекрасноволосый

Статуя Харальда Прекрасноволосого в Осло (скульптор Нильс Аас)

Легенда : Сын Хальвдана Чёрного, конунга провинции Вестфольд. Его юность прошла в бесконечных сражениях с местными ярлами, апофеозом которых стала битва при Хафсфьорде (872 год). После победы Харальд объявил себя королём объединённой Норвегии, впоследствии подчинил Оркнейские и Шетландские острова, воевал со шведами. Умер в 933 году (по другим данным - в 940-м). Прозвище появилось из-за шикарной шевелюры, которой Харальд гордился.

История : Хотя о жизни Харальда повествуют только саги, учёные признают его реальной фигурой.

Эпитафия : Первый скандинавский конунг, которого можно сравнить с королями Западной Европы. Так, он организовал полноценную налоговую систему, из-за чего, кстати, недовольные этим норвежцы массово бежали в Исландию.

Статуя Роллона на фасаде Руанского собора, где находится его гробница

Легенда : Сын норвежского ярла Рёгнвальда, настоящее имя Рольф (или Хрольф) - Роллоном его назвали франки. Был прозван Пешеходом, потому что ни одна лошадь не могла вынести его массивную тушу. Отец Рольфа потерял свои земли во время объединения Норвегии под началом Харальда Прекрасноволосого, однако стал ярлом Оркнейских и Шетландских островов. Рольф был младшим сыном, потому решил попытать счастья как викинг и собрал дружину, с которой много лет грабил Западную Францию. В 911 году король Карл III Простоватый передал Роллону Руан, Бретань, Кан, Эр и отдал в жёны свою дочь Гизелу. Взамен Роллон крестился под именем Роберта, признав короля Франции своим сеньором. Так появилось Нормандское герцогство, ставшее наследственным. Умер Роллон около 932 года, похоронен в Руанском соборе.

История : Реальный персонаж, о котором имеется множество упоминаний в письменных источниках.

Эпитафия : Идеал викинга. Благодаря лихости и уму основал правящую династию, члены которой много веков играли значительную роль в западноевропейской политике.

Эрик Кровавая Секира

Легенда : Король Норвегии, любимый сын и наследник Харальда Прекрасноволосого. Прославился как воинскими подвигами, так и злодеяниями. Убил трёх своих братьев, но проиграл войну с четвёртым, после чего бежал из Норвегии в Британию, где стал королём Нортумбрии. В 954 году попытался завоевать Ирландию, однако потерпел поражение и погиб в бою (по другой версии, был убит заговорщиками в Йорке).

История : Упоминается и в сагах, и в хрониках, где его называют «братоубийца». Есть также отчеканенные в Нортумбрии монеты с именем Эрика. Однако некоторые сведения о нём противоречат друг другу.

Эпитафия : «Тёмный властелин» викингов, жестокий тиран, способный на любое злодеяние.

Эрик Рыжий

Легенда : Норвежский викинг, отличался буйным нравом, несколько раз совершал убийства других норманнов. Был изгнан сначала из Норвегии, затем из Исландии. В 980 году отплыл на запад, где открыл землю, которую назвал Гренландией. Вернувшись в Исландию, навербовал переселенцев и вместе с ними вновь отплыл в Гренландию. Там основал поселение Братталид (вблизи современной деревушки Нарсарсуак), где и умер в 1003 году.

История : Кроме саг, история Эрика Рыжего подтверждена археологическими находками.

Эпитафия : Викинги - это не обязательно разбойники, среди них было немало отважных первопроходцев. Эрик Рыжий - как раз такой исследователь, хоть и поневоле.

Ферма Эрика Рыжего в Гренландии (современная реконструкция)

Эгиль Скаллагримссон

Легенда : Великий исландский скальд, сын норвежского переселенца. Считался берсерком, неоднократно дрался на хольмгангах (дуэлях викингов). Убил несколько норманнов, в частности, брата Гуннхильды, жены Эрика Кровавой Секиры, который объявил Эгиля вне закона. Пиратствовал в балтийских землях, затем переместился в Англию. Отличился в битве при Брунанбурге (937 год), где сражался за английского короля Эттельстана. Прожив долгую жизнь, умер около 990 года в родной Исландии.

История : Основные источники - саги, в том числе его собственные.

Эпитафия : Считается величайшим поэтом эпохи викингов. Первым из скальдов использовал конечную рифму. Сохранились три саги Эгиля, несколько поэтических фрагментов и около полусотни вис (небольших стихотворений).

Легендарные викинги позднего периода

Поздний период эпохи викингов (980– 1066 годы) именуют «эрой конунгов-викингов», так как военные экспедиции норманнов превратились в масштабные завоевания. Эпоха викингов завершилась, когда принявшие христианство норманны перестали существенно отличаться от других обитателей Западной Европы. Даже сам «викинг» (поход с целью добычи) перестал быть для скандинавов традиционным способом добиться успеха.

Легенда : Исландский мореплаватель, сын Эрика Рыжего. Около 1000 года Лейф услышал рассказ купца Бьярни Херьюльфссена, который видел на западе от Гренландии неизвестную землю. Купив у Бьярни корабль, Лейф отплыл на поиски. Он открыл и исследовал три региона: Хеллуланд (вероятно, Баффинова Земля), Маркланд (предположительно Лабрадор) и Винланд (побережье Ньюфаундленда). В Винланде Лейф основал несколько поселений.

История : Саги и археологические находки.

Эпитафия : Европеец, который открыл Америку за пять веков до Христофора Колумба.

Лейф Счастливый открывает Америку (картина Кристиана Крога, 1893)

Олаф Трюггвассон

Памятник Олафу Трюгвассону в Трондхейме

Легенда : Норвежский викинг, родич короля Харальда Серая Шкура. Около десяти лет был дружинником русского князя Владимира Святославовича. Есть версия, что именно Олаф подтолкнул к крещению Владимира, с которым был дружен. Когда в Норвегии вспыхнуло восстание против ярла Хакона Могучего, Олаф примкнул к бунтовщикам. В 995 году стал королём Норвегии, объявив о независимости от Дании. Проводил насильственную политику христианизации. В 1000 году недовольные королём ярлы, объединившись с датчанами и шведами, разгромили флот Олафа в битве у острова Свольдер. Не желая сдаваться, король прыгнул в море и утонул.

История : Кроме саг, Олаф упоминается в английских и немецких хрониках. Считается реальной личностью, но многие сведения о нём противоречивы.

Эпитафия : Авантюрист, почитаемый в Норвегии как проводник христианства и борец за национальную независимость.

Свен Вилобородый

Легенда : Прозвище получил из-за экзотической формы бороды и усов. Сын датского короля Харальда Синезубого, который насаждал христианство. Свен же был язычником и сторонником прежних обычаев, потому сверг отца. После гибели Олафа Трюгвассона стал королём Норвегии. 13 ноября 1002 года в Англии по приказу короля Этельреда II была предпринята попытка перебить всех датчан. Во время резни погибла сестра Свена. В отместку тот организовал несколько набегов на Англию, а в 1013 году предпринял масштабное вторжение, во время которого захватил Лондон и стал королём. Однако вскоре, 2 февраля 1014 года, умер в страшных мучениях - возможно, был отравлен.

История : Саги и многочисленные англосаксонские хроники.

Эпитафия : Воплотил в жизнь давнюю мечту викингов, став английским королём.

Кнуд Великий

Легенда : Младший сын Свена Вилобородого. Сопровождал отца во время завоевания Англии. После смерти Свена армия провозгласила королём Кнуда (англосаксы называли его Канутом), однако он был вынужден отплыть в Данию, когда английская знать поддержала вернувшегося Этельреда. Собрав новую армию, Кнуд в 1016-м вновь завоевал Англию, разделив её на графства. Он также создал тинглид - дружину из самых знатных семей, основу рыцарства. В 1017 году подчинил часть Шотландии. В следующем году, после смерти старшего брата, унаследовал датскую корону. В 1026-м, разбив норвежско-шведский флот при Хельгео, стал королём Норвегии и части Швеции. Способствовал распространению христианства, наделял церковь земельными владениями. Умер 12 ноября 1035 года в Дорсете, похоронен в Винчестерском соборе.

История : Саги, хроники, археологические находки - реальность бесспорна.

Эпитафия : Самый великий король викингов в истории, объединивший практически всю Скандинавию. В зените могущества его держава не уступала Священной Римской империи. Правда, после смерти Кнуда она быстро развалилась.

Монумент в честь Харальда Сурового как основателя Осло

Легенда : Сын конунга Восточной Норвегии Сигурда, младший брат короля Норвегии Олафа II Святого. После гибели брата, когда Норвегией завладел Кнуд Великий, пятнадцатилетний Харальд стал изгнанником. В 1031 году поступил на службу к киевскому князю Ярославу Мудрому. В 1034-м отправился в Византию, где его отряд стал основой Варяжской гвардии. Отличившись при подавлении восстания болгар, в 1041-м возглавил гвардейцев и через год помог свергнуть императора Михаила V. Попав в опалу, бежал в Киев, где жила его будущая жена, дочь Ярослава Мудрого Елизавета. В 1045 году вынудил племянника, короля Норвегии Магнуса Доброго, сделать его своим соправителем. После смерти Магнуса стал королём Норвегии. Одержал серию побед над датчанами и шведами. Заботился о развитии торговли и ремёсел, основал Осло, окончательно утвердил в Норвегии христианство. Попытавшись захватить Англию, 25 сентября 1066 года погиб в битве при Стамфорд-Бридже.

История : Саги, хроники, предметы материальной культуры - вне всякого сомнения, историческая личность.

Эпитафия : «Последний викинг», чья жизнь напоминает авантюрный роман. Был очень дельным королём, но страсть к приключениям оказалась сильнее всего.

* * *

Стрела, поразившая горло Харальда Сурового, положила конец и эпохе викингов. Почему? Всё просто - Харальд был последним скандинавским правителем, который использовал дедовские методы. А Вильгельм Завоеватель, ставший английским королём спустя месяц после гибели Харальда, был норманном уже только по имени - и его поход никакой не «викинг», а обычная феодальная войнушка. Отныне скандинавы ничем не отличались от других жителей Европы. Их лихие набеги остались в сказаниях скальдов и на ломких страницах монастырских хроник. И, конечно, в человеческой памяти…