Скайрим прохождение братья бури битва за вайтран. Skyrim прохождение за Имперский легион (гражданская война)

После недолгого совета с Галмаром, ярл Ульфрик отдаст приказ штурмовать непокорный город. Нас он отсылает в лагерь, который Братья Бури уже разбивают неподалеку от Вайтрана (при этом сам город с карты пропадет, чтобы не было соблазна мгновенно туда переместиться).

Все штурмы городов в общем-то похожи друг на друга. Город пустеет, магазины и дома закрываются — где на обычные замки, а где и на «нужен ключ». Мы с небольшой оравой бойцов во главе с предводителем штурмуем стены, разбиваем небольшие «баррикады», чтобы добраться до дворца.

Пытаться истребить всех защитников бесполезно — они возрождаются, поэтому лучше как можно меньше на них отвлекаться. Если не чувствуете себя уверенно, держитесь среди своих. Но можно действовать и в одиночку.

Наша первая задача — разбить баррикады и, обойдя подъемный мост с тыла, вдоль стены, опустить его. Легионеры ретируются в город, и нам нужно туда же. Разбивая баррикады и сражаясь с защитниками города (либо убегая от них), доберитесь до Драконьего Предела, где нас встретит сам ярл Балгруф Старший в боевой броне. Он — наша главная цель. Как только его здоровье будет снесено, сражение закончится и мы станем свидетелями сценки, в которой должность ярла принимает на себя Вигнар Серая Грива.

Вернитесь к Ульфрику и получите в награду почетный титул. Ярл Виндхельма намекнет, что теперь мы можем сами отлавливать легионеров где хотим и отправит в тайный лагерь под Фолкритом.

Есть и второй вариант прохождения данного квеста.

Можно выслушать поднимающую дух речь Галмара и ринуться, но не в бой со всеми остальными, а куда-нибудь в поля. Нападающие не будут Вас ждать, пока вы нагуляетесь и вернетесь, чтобы разбить баррикады или опустить подъемный мост. И даже окажутся сами в состоянии ворваться в Драконий Предел и свергнуть ярла Балгруфа. Продолжая прогулку среди трав, цветов и Великанов, вы получите уведомление о захвате Вайтрана, а также следующую цель миссии — отчитаться перед Ульфриком о проделанной работе.

Попав на аудиенцию к ярлу Виндхельма, вы будете поруганы за трусость (за праздную безучастность в сражении, тогда как остальные проливали свою кровь), и не получите почетного прозвища "Ледяные жилы".

Подробное прохождение

Подход к воротам

После окончания предыдущего квеста, Ярл Ульфрик Буревестник скажет вам, что вы должны помочь осадить Вайтран. Обратитесь к Галмару Каменному Кулаку, который прикажет вам встретиться с ним за городом.

Идите к военному лагеру Вайтрана, который находится к юго-западу от города, и вы заметите, что осада уже началась. Подойдите к нему и остальным солдатам и послушайте указания. Он скажет, что конечный пункт - мост, который был поднят держать, дабы удержать атакующих.
После того, как вы соберетесь с остальными войсками, ворвитесь с Галмаром и другими. Не бойтесь, что убьете слишком много имперцев, они будут спавниться. Когда вы достигнете первой деревянной баррикады, вы встретите первую волну врагов. Пройти через препятствия легко, ударьте их несколько раз оружием и они падут. Ваш журнал скажет, что нужно опустить мост. Идите вверх по тропинке к небольшому деревянному мосту с каменными стенами с вашей стороны, направьтесь туда, и поднимитесь по дорожке. Вы увидите два рычага. Опустите один. Мост опустится, и солдаты войдут в город.

Ульфрик Буревестник даст вам топор (Боевой Топор Ульфрика) и прикажет отнести его Ярл Балгруфу.

Принятие Решения

Когда вы будете говорить с Ярлом Балгруфом, скажите ему, что у вас есть сообщение от Ульфрика. Однако он не будет принимать топор, пока вы не позаботитесь о его "маленькой проблеме с драконом», то есть пока вы не выполните следующую серию квестов: Перед бурей (Before the Storm), Ветреный пик (Bleak Falls Barrow) и Дракон в небе (Dragon Rising).

После того как вы доставите топор Ярлу , он будет обсуждать решение со своим управляющим Провентусом Авенити и его телохранитель Ирилес. В конце концов, Балгруф сделает такой выбор: он отошлет топор Ульфрика назад, в знак отвержения его предложения. Кроме того, он начнет переговоры с Имперским легионом, чтобы получить часть их войск в Вайтран.

Верните топор Ярлу Ульфрику в Виндхельм, тогда он начнет следующий квест: Битва за Вайтран.

Внутри города

Идите в город. Ваша цель сейчас – Драконий Предел (Будет безопаснее остаться с Галмаром и солдатами). Несколько барьеров будут блокировать вход в равнинный район, которые разрушаются после трех ударов из любого оружия(силовые или простые атаки, не имеет значения). Войдя Драконий предел,трое солдат атакуют вас, но убить их довольно таки легко. Продолжите подниматься вверх по лестнице, где Балгруф будет кричать о том, что не позволит вам взять город без боя. Тогда он, трое охранников, и его телохранитель Ирилес, нападут на вас. Убейте их. После того, как здоровье Ярла снизится до 25%, он остановит бой и сдастся.

Вигнар Серая-Грива подойдет к Ярлу и немного поговорит с ним. Галмар остановит разговор через некоторое время, Вигнар уйдет после нескольких слов и Балгруф попросит вас подойти на минутку. Балгруф уйдет в отставку, так что Вигран займет место нового Ярла Вайтрана. Как только закончится этот квест, начнется следующий ”Освобождение Скайрима”.

Когда вы вернетесь к Ульфрику Буревестнику в Виндхельм, он оценит вашу победу: наградит зачарованным оружием и присвоит вам звание “Ледяные жилы”.

Заметки

  • Стражники в Вайтране будут ниже уровнем во время боя, чем обычно.
  • Тела убитых будут гораздо чаще исчезать во время квеста, чтобы убрать возможность лагов, так что это не баг.
  • Если у вас отрицательная репутация в Вайтране, то после боя она будет очищена.
  • С этого момента солдаты Братьев Бури будут стражниками Вайтрана, хотя в Ривервуде все равно останутся старые стражники.

Баги

  • После победы над Ярлом, квестовый указатель продолжит указывать на Ярла, но ничего не будет происходить и квест не обновится. Игнорируйте это, и выйдите через парадную дверь, это обновит квест. Если это не сработает, то вернитесь в Виндхельм. Можно и подождать пару часов, чтобы Вигнар вернулся.
  • Двери Йоррваскра и Нижней кузницы станут заблокированы во время этой миссии, и могут не открыться после завершения. Поскольку двери будут недоступны, вы не сможете попасть к Соратникам, которые находятся внутри.
  • Вы не сможете сломать баррикады в форме оборотня.
  • Аела Охотница исчезнет, если будет являться вашей женой на момент выполнения миссии, однако после завершения вновь появится.
  • Солдаты Братьев Бури будут атаковать вашего напарника, так что лучше оставить его где-нибудь неподалеку.
  • Если вы войдете на фермы Пелагеи, то квест может быть выполнен

Вступление в Имперский легион

Для вступления в ряды Имперского легиона необходимо получить соответствующее задание. Если в самом начале игры вы убегали из горящего Хелгена вместе с легионером Хадваром, то при выходе из пещеры он посоветует вам присоединится к имперским войскам. Также это задание можно взять у множества других легионеров, находящихся в различных имперских лагерях по всему Скайриму, а также у имперских офицеров в городах, которые находятся под контролем легиона.

Когда вы получите сведения о гражданской войне и Имперском легионе, в вашем дневнике появится задание "Вступить в Имперский легион". Вам необходимо отправиться в Солитьюд и поговорить с генералом Туллием.

Примечание:

Если вы присоединитесь к Братьям Бури, задание о вступлении в Имперский легион будет считаться проваленным. Тем не менее, окончательное решение о вступлении в ряды той или иной стороны будет принято вами в конце задания "Зубчатая корона".

Генерала Туллия можно найти в центральном зале Мрачного Замка в Солитьюде. Вы застигнете его и легата Рикке за обсуждением текущей ситуации в ходе гражданской войны. После того как вы объявите генералу о своем желании присоединиться к рядам легионеров, он отправит вас обсуждать этот вопрос с легатом Рикке. В свою очередь легат проявит желание проверить ваши боевые способности, поручив вам зачистить форт Храгстад от засевших там бандитов. Форт Храгстад находится на северо-западе от Солитьюда, на побережье моря Призраков. Вашей целью будет уничтожение всех находящихся в форте бандитов, как снаружи, так и во внутренних помещениях. Сделать это достаточно легко, так как на вашем компасе каждый бандит помечен отдельным маркером.

Зубчатая корона

Присягнув на верность Имперскому легиону, вы получаете задание встретиться с легатом Рикке возле нордских развалин Корваньюнд. Ваша цель - найти Зубчатую корону - старый нордский символ власти. Рикке убедила Туллия в том, что корона ни в коем случае не должна попасть в руки Ульфрика, и солдатам Имперского легиона необходимо достичь короны первыми.

Сообщение для Вайтрана

Получив из ваших рук корону, генерал Туллий поблагодари вас за успешно выполненное задание и даст следующее поручение. Вам нужно отправиться в Драконий Предел и передать ярлу Вайтрана секретное послание от Туллия: генерал сообщает Балгруфу, что Ульфрик собрал достаточное количество войск для захвата Вайтрана.

Примечание:

Ярл откажется принимать от вас письмо, если задание по линии основного сюжета игры "Дракон в небе" активно. В таком случае, для продолжения вам будет необходимо сначала завершить его, а уже затем продолжать исполнять поручение генерала.

Передав ярлу письмо, вы выслушиваете его совещание с приближенными, в конце которого Балгруф просит вас выполнить поручение - отнести от его имени топор Ульфрику Буревестнику. Это древний нордский обычай: если Ульфрик примет топор - значит быть миру, если же нет - сражения не избежать.

Битва при Вайтране

Квентий Сципий посылает вас на передовую под командование легата Рикке. По дороге из Драконьего предела к городским воротам вы увидите, как стражники разгоняют горожан по домам, а сам Вайтран обстреливается снарядами из катапульт.

Легат Рикке вместе с отрядом защитников города ждет вас возле внешних городских стен. При вашем приближении она произнесет вдохновляющую речь и пошлет вас вместе с другими легионерами сражаться с захватчиками. Ваша цель - уничтожить нападающих солдат Братьев Бури. Их количество измеряется в процентах, и вы должны убивать повстанцев до тех пор, пока их число не упадет до нуля. Сами солдаты периодически возрождаются в виде новых партий атакующих по мере того, как вы будете их уничтожать. Подобные "процентные бои" будут еще не раз встречаться в ходе прохождения кампании Гражданской войны.

Объединение Скайрима

Данное задание объединяет несколько других, общая цель которых - полное и постепенное отвоевание Скайрима владение за владением. Эта часть кампании Гражданской войны напрямую связана с заданием основного сюжета "Бесконечная пора", в течение которого вам необходимо провести мирные переговоры между Братьями Бури и Имперским легионом. В зависимости от принятого вами решения, фракции обменяются городами и, соответственно, возьмут под контроль новое владение.

Таким образом, исходя из результатов обмена, вам придется захватывать ту, или иную область Скайрима. Например, если вы еще не проходили основной сюжет игры или же не дошли до мирных переговоров, то под контролем Имперского легиона находится Маркарт и весь Предел, а Братья Бури в свою очередь контролируют Рифтен и всё владение Рифт. В таком случае, если вы сражаетесь на стороне Имперского легиона, вашей целью будет захват Рифта. Если же обмен произошел, то вместо Рифта вы должны будете захватывать Предел.

Вернуть контроль над Белым Берегом

Примечание:

Если в ходе задания "Бесконечная пора" Данстар был передан имперцам, то данное задание будет пропущено.

Дезинформация

Генерал Туллий сообщит вам, что глупо использовать вас как обычного солдата, и пошлет под командование легата Рикке в тайный лагерь имперцев на Белом Берегу для особого задания. Легат поделится с вами своим планом: она хочет подбросить командиру Братьев Бури в Данстаре поддельные приказы, но для этого сначала необходимо раздобыть настоящие.

Вернуть контроль над Рифтом

Примечание:

Если в ходе задания "Бесконечная пора" Рифтен был передан имперцам, то данное задание будет пропущено.

Военная добыча

Следующее владение, которое надо вернуть под власть Империи - Рифт. Генерал вновь посылает вас под командование легата Рикке в имперский лагерь в Рифте. По прибытию вам поручат отправиться в Рифтен и попытаться узнать, насколько управитель ярла Ануриэль поддается шантажу. Рикке известно, что альтмерка довольно тесно связана с Гильдией Воров, а легион может воспользоваться этим, угрожая управителю рассекречиванием её тёмных делишек.

Ваша цель - рифтенская Крепость Миствейл. Сразу за центральным залом, справа, находится комната Ануриэль. Вам необходимо найти компрометирующее письмо, чтобы запугать им альтмерку. Находится письмо в комоде, и найти его не сложно, так как на него указывает маркер на вашем компасе. Единственную сложность могут доставить стражники, которые будут следовать за вами и сообщать, что вам нельзя находиться в этой части крепости. Самый простой способ - быстро пробежать мимо них и забрать письмо.

После того как письмо окажется у вас, следует показать его Ануриэль. Подобная улика быстро припугнёт управителя, и она захочет поговорить с вами наедине. Пройдите за ней в комнату и потребуйте информацию о повстанцах в обмен на молчание. Согласившись на ваши условия, Ануриэль сообщит вам, что в сторону Виндхельма отправился стратегически важный караван мятежников с золотом и оружием. Двигается он весьма медленно, а охраняет его небольшой отряд Братьев Бури. Также, если в разговоре с управителем вы используете убеждение, она даст вам небольшой аванс в виде золота.

Вернувшись к легату, вы расскажете о добытой информации. Рикке пошлет вас найти небольшую группу легионеров, возглавляемую Хадваром, которая была послана на разведку так раз в тот регион, где должен проезжать караван повстанцев. Ваша задача очевидна: вы должны напасть на мятежников и ограбить караван.

Повозка с золотом и оружием остановилась недалеко от поселения Камень Шора. Её охраняет небольшая группа солдат, а еще несколько мятежников находятся рядом в дозоре. Добравшись до Хадвара и объяснив ему задачу, у вас будет выбор: предложить Хадвару дождаться темноты и незаметно убрать часовых с помощью луков, или же пойти вперед самому напролом. В любом случае убить отряд Братьев Бури будет не столь сложно, так как противников не много, а Хадвар в этой миссии не убиваемый.

Захватив повозку, вы можете поживиться содержимым стоящего на ней сундука, после чего вам нужно возвращаться к легату Рикке.

Битва за форт Гринвол

По возвращению в имперский лагерь легат поручит вам следующее задание - вместе с отрядом легионеров захватить форт Гринвол, который в связи с захватом каравана остался без поддержки и оружия.

Форт Гринвол находится к югу от поселения Камень Шора. Достигнув ожидающих вас легионеров, вы двинетесь в атаку на ничего не подозревающих солдат Братьев Бури. Вас ожидает уже знакомый принцип захвата форта: вы должны зачистить его от противников, пока на счетчике, показывающем их количество, не высветится "0%".

Вернуть контроль над Винтерхолдом

Форт Кастав - спасение товарищей

Легат Рикке ждет вас в имперском лагере на юго-востоке от Данстара. Она сообщит вам, что отряд ваших товарищей по Легиону находится в плену у повстанцев в форте Кастав. Ваша цель - застичь противника врасплох и освободить военнопленных, после чего захватить вражеский форт.

Вы встретитесь с небольшой группой легионеров, возглавляемых Хадваром, недалеко от форта. Ваш старый знакомый предложит вам прокрасться в форт незаметно, так как он знает, где находится секретный вход в тюремные помещения форта. Люк, ведущий к вашим товарищам, находится прямо под стеной, напротив которой Хадвар поделился с вами планами. Найти его не составит труда, так как он будет отмечен маркером на вашем компасе. Тем не менее, вам необходимо двигаться аккуратно, так как если вас заметят - тайное проникновение к узникам провалится, а вам придется брать форт штурмом при незначительной поддержке отряда Хадвара.

Спустившись через люк в тюрьму, вы попадете в небольшую комнатку, через которую выйдете в большой зал. Слева от вас лестница, ведущая на второй этаж, где размещены стражники. Если пройти вперед, то вы выйдите к пяти тюремным камерам, в которых сидят ваши собратья по легиону. Ваша цель - освободить легионеров, открыв дверь. Вы можете убить охранников и забрать с трупа одного из них ключи от камер, или же самостоятельно взломать замки, так как их сложность не превышает уровня "новичок" и "адепт".

Примечание:

Освобожденные легионеры быстро переоденутся в отобранную у них броню, однако не все они найдут или поднимут с трупов охранников оружие. В связи с этим, в дальнейшем они могут наброситься на вооруженных противников с кулаками, что приведет к их быстрой смерти. Впрочем, для успешного выполнения задания сохранять их в живых совсем не обязательно.

Теперь вашей задачей стал захват вражеского форта. Выход из тюрьмы во внутренний двор находится на втором этаже, там, где стояли охранники. Освобожденные солдаты легиона последуют за вами, а когда начнется битва, на помощь придет отряд Хадвара. В отличие от предыдущих захватов фортов, в Каставе солдаты Братьев Бури не возрождаются и их количество лимитировано. Каждый противник помечен маркером, поэтому зачистить форт от мятежников будет достаточно просто.

Битва при Вайтране (ориг. Battle for Whiterun ) — квест фракции Имперский легион в игре The Elder Scrolls V: Skyrim .

Примечание : cмотрите также аналогичный квест Братьев Бури.

Прохождение

Силы Братьев Бури напали на Вайтран. Нужно помочь легиону отбить атаку на город.

Для начала нужно найти легата Рикке на баррикадах. Вокруг будет множество взрывов и летящих снарядов, однако ни герою, ни зданиям в городе они значительного вреда не нанесут. Выслушав напутствия Рикке, нужно отправляться вслед за ней и быть готовым к нападению многочисленных групп врага. Сразу видно, что противников будет много… очень много…

На экране должна отобразиться шкала сил противника, выраженная в процентах. Как только запас сил Братьев Бури станет равным нулю, новые подкрепления перестанут появляться, что обратит противника в бегство. Прежде всего надо защищать баррикады, а если это не удастся — быть готовым отступать к мосту. Но бывает, что будет провалено задание «Защитить подъёмный мост», и Братья Бури идут прямо в город. Поэтому надо быть настороже с мостом.

Как только силы противника отступят, в журнале появится запись о том, что защита города выполнена. Можно возвращаться к генералу Туллию и докладывать о победе, тот будет рад видеть героя, а в награду произведёт его в ранг «Квестор» и даст уровневый меч со случайным зачарованием.

Примечания

  • Квест за Братьев Бури является идентичным этому, разница лишь в смене сторон.
  • После завершения битвы дом Северио Пелагио и дом Хеймскра, жреца Талоса, будут разрушены. Хеймскр останется в живых и будет круглосуточно читать проповеди около Златолиста, а Северио Пелагио погибнет.
  • Также квест можно пройти лёгким способом, просто убежав с поля боя во время битвы. Он будет автоматически завершён, и начат следующий — «Объединение Скайрима». Но по приходу к генералу Туллию тот выскажет своё недовольство из-за побега героя с поля боя, не повысит его в звании и не наградит зачарованным мечом.
  • Если герой уже прошёл линию с Алдуином, то можно просто призвать дракона, используя крик «Зов дракона». Это облегчит прохождение.
  • При охране моста лучше наложить на него любую руну, так как бывает баг, при котором солдат Братьев Бури неожиданно просто появляется возле рукояти, опускающей мост.
  • Во время Битвы за Вайтран легат Рикке имеет совершенно другое лицо и причёску (хвостик). С чем это связано, неизвестно.

Баги

  • После окончания битвы в городе может остаться больная крестьянка, которая скончается где-то на улицах Вайтрана. Её тело так и будет лежать на том же месте, и его нельзя будет осмотреть.

Начало данного задания зеркально повторяет вступительный квест Имперского легиона, только теперь вам нужно будет поговорить с повстанцами.

Первый шанс пополнить ряды Братьев Бури вы получите сразу после Хелгена, когда покинете пещеры вместе с Ралофом. В противном случае вам нужно будет просто отыскать любого повстанца, разговор с которым и активирует задание.

Получив одноименное поручение, отправляйтесь в город Виндхельм, где находится резиденция узурпатора Ульфрика Буревестника. Поговорите с ним, а затем ступайте в соседнее помещение, чтобы познакомиться с верным соратником правителя - Галмаром. После беседы вы получите первое задание, в течение которого вам нужно будет проявить себя и оказать повстанцам услугу.

В ступление в ряды Братьев Бури

Ваша цель находится на острове с ледяными призраками. Идти придется в правую сторону от города и довольно недалеко. Название же данной части суши дано неспроста - на нем расположен один из Камней Силы под знаком Змея.

Не считая данного существа, никто другой не попытается помешать вам выполнить квест. Если же у вас возникнут трудности непосредственно с привидением, то запаситесь соответствующими настойками, увеличивающими сопротивление морозу.

После убийства монстра вам остается лишь наведаться обратно к Галмару. Произнесите клятву верности, чтобы стать официальным членом мятежников.

З убчатая корона

Когда вы расправитесь с призраком и вернетесь во дворец, то застанете спорящих Ульфрика и Галмара, которые никак не могут решить вопрос насчет какой-то короны.

Лидер Братьев Бури сомневается, что древний артефакт нордов все ещё существует, но вот Галмар совершенно иного мнения. По его словам, Зубчатая корона до сих пор лежит где-то в руинах Корваньюнд, поэтому повстанцы обязаны раздобыть её, чтобы закрепить притязания Ульфрика.

Наконец Буревестник дает добро на поиски артефакта - отправляйтесь к указанной точке, чтобы начать задание. На месте вы обнаружите, что легионеры разузнали о ваших намерениях и добрались до руин прежде, поэтому приготовьтесь сражаться.

Внутри солдаты не окажут вам особого сопротивления, так как вас будет сопровождать Галмар. Этот NPC неуязвим, поэтому просто двигайтесь за ним.

После первого и второго зала, где вам предстоит в лоб атаковать противников, Галмар почует засаду и попросит вас исследовать верхний уровень.

Пройдите вправо и по кругу верхнего яруса доберитесь до следующего помещения. Там на вы увидите врагов, которых можно быстро устранить, сбив емкость с огнем над лужей масла.

Так или иначе, но после начала битвы к вам на помощь придут остальные соратники, так что бой станет равным. В конечном счете, минуя трупы драугров и легионеров, вы доберетесь до Зала Историй с запертой дверью, открыть которую можно ключом-когтем (он лежит прямо у трупа подле препятствия).

Установите части двери в указанном порядке: волк-насекомое-дракон, и тогда путь откроется.

После этого вы упретесь в очередную головоломку, только теперь это будет спрятанный рычаг, которым открывается необходимая дверь.

Чтобы найти его, заберитесь на верхний уровень и минуйте небольшой мостик - именно за ним находится рычаг. Когда дверь будет открыта, на ваших товарищей внезапно набросятся драугры.

В итоге вы доберетесь до финального зала, где находится регалия. Зубчатую корону носит особо сильный драугр, который сразу же пробудится, как только вы приблизитесь к нему. Разберитесь с ними, обыщите тела, исследуйте стену довакина и отправляйтесь к Ульфрику.

Имейте в виду, что на этом этапе вы все ещё можете передумать и отнести корону противникам мятежников - имперцам и их предводителю генералу Туллию. После этого задания сменить сторону будет нельзя.

С ообщение для Вайтрана

Когда Ульфрик Буревестник получит корону, он похвалит вас и предложит приступить к новому заданию. Суть его заключается в следующем: необходимо доставить топор ярлу Вайтрана, решив тем самым судьбу города.

Вайтран находится в центре провинции Скайрим и является главной торговой артерией, что делает его самым лакомым кусочком в гражданской войне. Именно поэтому им необходимо завладеть, однако есть одно но - местный ярл Балгруф симпатизирует Империи, поэтому вам придется прибегнуть к жестоким мерам. Если он откажется принимать топор и попросит вернуть его, то, как говорит древняя нордская традиция, войне быть.

Когда вы доставите посылку по назначению, то, помимо Балгруфа, наткнетесь на его советников. В вашем присутствии те устроят совещание, после чего ярл скажет решающее слово - он отказывается от предложения вашего лидера. Верните топор обратно Ульфрику, чтобы приступить к следующему заданию - завоеванию Вайтрана.

Б итва при Вайтране

Как только квест появится в вашем журнале, отправляйтесь в предместья Вайтрана и отыщите там Галмара и армию Братьев Бури. Советник Ульфрика произнесет захватывающую речь, после чего прикажет начинать атаку.

Вместе с братьями по оружию направляйтесь к стенам, что защищают город. Необходимо прорвать баррикады и забраться наверх, где находится рычаг, с помощью которого вы сможете опустить подвесной мост и войти в Вайтран.

Оказавшись в городе, вы обнаружите множество легионеров и защитных сооружений. Конечная цель кампании - добраться до дворца ярла и прикончить его, поэтому приготовьтесь пробиваться. Во время всей миссии вы не сможете взаимодействовать с местным населением и заходить в дома, так что двигайтесь вперед и не отвлекайтесь.

Пробив путь через десятки имперцев, вы наконец попадете в Драконий Предел. Помимо Балгруфа, внутри окажутся его советник и обычный гарнизон, которые попытаются остановить вас. Убивать всех необязательно - достаточно опустить HP ярла до четверти, после чего он прикажет всем сложить оружие.

Вайтран завоеван, и теперь в городе будет править новый ярл - лояльный Братьям Бури Вигнар Серая Грива. Когда вы сообщите Ульфрику об успешной осаде, он повысит вас в звании, одарит уникальной пушкой и предложит следующее поручение.

О свобождение Скайрима

Это объемное задание представляет собой набор захватнических операций, в течение которых вы окончательно подчините себе территорию Скайрима. По его ходу вы можете довести главную сюжетную кампанию до квеста «Бесконечная пора», в котором стороны заключат перемирие и обменяются владениями.

Именно поэтому цели данного задания могут отличаться у каждого игрока, так как процесс переговоров довольно динамичен и предлагает несколько вариантов. Какие города вы передадите Империи, такие вам и придется затем отвоевывать обратно в течение этой миссии.

Первый регион, который вам придется отвоевать после захвата Вайтрана, это Фолкрит. Чтобы продолжить миссию, посетите указанный на карте лагерь повстанцев, который расположен снизу и справа от Ривервуда.

Галмар сообщит вам, что отряд Братьев Бури был захвачен легионерами, которые затем поместили его в крепости Нойград. Товарищей необходимо освободить, поэтому отправляйтесь к маркеру.

На месте вы повстречаете знакомого вам Ралофа. Он порадуется вашему присутствию и предложит вам варианты действий: атаковать крепость в лоб либо пробраться тихой сапой, воспользовавшись тайной дверью сбоку.

Выбранный вариант ни на что не повлияет: в первом случае вы просто будете сражаться в открытую, а во втором - получите преимущество из-за внезапности.

Чтобы незаметно прокрасться к Нойгарду, ступайте к озеру и прыгайте в него, так как скрытая дверь находится в самом его центре. Воспользовавшись дверью, вы сразу же попадете в подземелье, где держат ваших товарищей.

Клетки можно вскрыть отмычками либо ключом, который находится у стражника неподалеку. Выпустите пленников, а затем выходите наружу, чтобы разобраться с гарнизоном.

В течение всей битвы вы будете биться вместе с освобожденными повстанцами. После сражения во дворе форта вам необходимо зайти в центральное здание, где находится ещё больше противников.

Разберитесь с ними и побеседуйте с Ралофом, после чего вернитесь к Буревестнику и расскажите об успехе. В награду за это вы снова получите повышение, пушку, а также возможность приобрести недвижимость в Виндхельме.

Захват Предела

Очередное задание по освобождению региона в Скайриме от власти Империи. Оно станет недоступным в том случае, если вы передадите Маркарт в руки легиона после заключения перемирия.

В лагере у Предела побеседуйте с Галмаром, чтобы узнать о плане действий. Дело в том, что у ярла Маркарта есть слабое место - его дядя по имени Рерик, о котором ходят страшные слухи.

В этот раз вам придется побыть в роли шантажиста и вора - необходимо выкрасть улики, подтверждающие, что Рерик поклоняется запрещенному ныне в Скайриме богу Талосу.

Оказавшись в городе, проберитесь во дворец, который является резиденцией ярла, а затем ступайте направо от трона. Так вы сможете попасть в личные комнаты помощника правителя, где находится искомый сундук. Именно там лежит амулет Талоса, ясно говорящий о вероисповедании Рерика.

После этого остается лишь побеседовать с Рериком в центральном зале и показать ему амулет. Тот не на шутку испугается и согласится сотрудничать, а затем в знак верности сообщит вам о караване легиона с ценными припасами, который движется в главный город империи.

Мало того, если вы сильнее надавите на советника и воспользуйтесь убеждением, то он вручит вам золота сверху.

Расскажите Галмару о полученной информации, после чего отправляйтесь на тракт, где вас уже ожидают готовые к рейду Братья Бури. Вместе с ними вы захватите повозку и убьёте охранников. К слову, здесь вам снова будет помогать Ралоф, который предложит атаковать издалека либо ударить в открытую.

Когда дело будет сделано, советник Ульфрика прикажет вам захватить крепость Сангард. Форт расположен ниже и правее от Рорикстеда, а само задание представляет собой классический для Skyrim захват крепости.

Вам необходимо будет убивать обороняющихся до тех пор, пока их силы, выраженные в процентах сбоку экрана, не упадут до нуля. После битвы сообщите Ульфрику о том, что Сангард теперь ваш. В награду лидер повысит вас в звании и вручит пушку.

Захват Хьялмарка

В течение этого задания, которое вы получите в лагере выше и правее от Морфала, вам предстоит дезинформировать имперскую ставку, тем самым нарушив их планы.

Для претворения задачи вам придется убить гонца с письмом или просто выкрасть у него документы. Сам посыльный перемещается по тракту из Морфала в столицу имперцев Солитьюд, в течение которого можно встретить две корчмы, в каждой из которых гонец решит остановиться.

Неважно, в какой именно таверне вы застанете посыльного - в любом случае вам придется убедить хозяина в том, что имперский солдат может быть вскоре убит, чему вы хотите помешать. В итоге трактирщик расскажет вам о местоположении гонца, сообщив, что тот на время отлучился, но вскоре вновь посетит заведение.

После этого гонец будет выделен маркером на карте, так что вы сразу же можете отправиться за ним и убить его в дороге. Однако знайте, что посыльный перемещается в реальном времени, из-за чего вы можете просто его не догнать.

Есть иной вариант - дождаться гонца в таверне, а затем проследить за ним и прикончить его подальше от цивилизации (убийство в корчме станет преступлением).

Когда документы окажутся у вас, отнесите их Галмару. Окажется, что крепость Сноухок просит солдат, которых Империя тут же предоставила бы, попади эта информация в руки легионеров. Когда Галмар подкорректирует сведения, отнесите их по назначению в город Морфал, где вас ожидает Тадрил Дулий.

Для завершения задания вам останется выполнить последнее поручение Галмара - овладеть крепостью Сноухок, которая лишилась поддержки. Доберитесь до места, начните атаку и доведите количество гарнизона до нуля процентов.

Вам предстоит отвоевать город Данстар, который изначально находится под управлением Братьев Бури. Квест станет доступным только тогда и если, когда вы передадите его имперцам по ходу задания «Бесконечная пора».

В этот раз вас не ждет никаких уникальных миссий - только захват крепости Дунстад. Выслушайте Галмара и отправляйтесь на точку, где вас ожидают другие повстанцы. Вместе с ними штурмуйте форт, пока все его защитники не падут.

Вам предстоит отвоевать город Рифтен, который изначально находится под управлением Братьев Бури. Квест станет доступным тогда и если, когда вы передадите его имперцам по ходу задания «Бесконечная пора».

Посетите лагерь Галмара и получите задачу. Далее отправляйтесь наверх и вправо от города, где вас ожидает отряд Братьев Бури. Вместе с ними осадите форт и завладейте им.

Город Винтерхолд управляется Ульфриком Буревестником. Вы можете отдать его так же, как и вышеописанные города, в течение квеста «Бесконечная пора».

Посетите советника в лагере, что неподалеку от Виндхельма. Советник вашего короля отправит вас на завоевание крепости Кастав. Вместе с другими воинами вам придется вырезать гарнизон до тех пор, пока его количество не упадет до нуля процентов.

Финальное задание, составляющее длительную миссию «Освобождение Скайрима». Оно станет доступным только после захвата всех городов, не считая столицы имперцев в Скайриме.

Именно её - город Солитьюд - вам придется отвоевывать по ходу следующей миссии. Эта же является предтечей - необходимо будет отвоевать крепость близ Солитьюда, которая называется Храстгад.

Сразу же отправляйтесь на точку, где вас ожидают союзники. Атакуйте гарнизон и доведите его число до нуля. Когда вы доложите Галмару об успехе, он отправит вас к главной армии, которая уже начала штурм Солитьюда.

Б итва при Солитьюде

Добравшись до предместий города, вы обнаружите армию, которую ведет сам Ульфрик Буревестник. Он подбодрит воинов, а затем пошлет их и вас в атаку.

Попасть за стены не составит труда, так как снаружи город почти не защищен. Основная масса врагов же находится за стенами, так что заходите внутрь.

Чтобы выполнить квест, вы должны убить генерала Туллия, который находится в главном дворце. Добраться туда вместе с Буревестником не составит труда, так как он неуязвим.

Попасть в замок напрямую не удастся, так как путь заблокирован воротами. Ступайте сбоку и разбейте первое препятствие, после чего продвигайтесь в жилой квартал. Оттуда сверните на кладбище, откуда тоже можно пробраться в замок. Здешний путь будет прегражден лишь баррикадой, которую необходимо разбить.

Параллельно этому вам придется отбиваться от противников, которые будут наступать до тех пор, пока вы не уничтожите ограждение.

Наконец, вы доберетесь до самого замка и зайдете внутрь. Вместе с товарищами вам предстоит одолеть генерала и его советника. Советник падет, а главная цель окажется при смерти. Так или иначе, но она будет казнена вашей рукой или рукой Ульфрика.

После этого вместе с новым королем вы покинете замок и выйдете к остальным солдатам. Ульфрик Буревестник произнесет пафосную речь, а затем скажет, что отказывается нарекать себя королем самовольно. Он потребует созвать ярлов, которые и должны будут решить судьбу Скайрима. На этом этапе кампания за Братьев Бури оканчивается.

ВИДЕО: БРАТЬЯ БУРИ ПРОТИВ ИМПЕРИИ - КТО ПРАВ


Лайк, если пригодилось