Скайрим игра за империю. Все об имперцах в «Скайрим

Тактикой в Имперском легионе ведает легат Рикке - северянка средних лет.

Имперский легион - экспедиционная армия, борющаяся с повстанцами ради блага Тамриэля, который ныне находится под властью эльфов Талмора. Кредо легиона - закон и порядок, а генерал Туллий не без оснований полагает, что отделившийся Скайрим не принесет пользы ни Империи, ни себе.

Задания за легион во многом повторяют задания Братьев Бури - только в «зеркальном» виде. Тем не менее различия в сюжете есть. Мы кратко опишем «дублирующиеся» задания и расскажем побольше о расхождениях.

Вступление в ряды Имперского легиона

Главарь бандитов Храгстада так увлеченно любуется картой, что позабыл обо всем на свете.

Получить задание на вступление в ряды легионеров можно в самом начале, если при бегстве из Хелгена выбрать легионера Хадвара. На выходе из пещеры он предложит герою отправиться к генералу Туллию и записаться в армию. Если этот квест вы не получили или при бегстве выбрали повстанца Ралофа, достаточно подойти к любому встреченному легионеру (они часто бродят по дорогам, сопровождая пленных) и взять его.

Генерал Туллий обитает в солитьюдском Мрачном замке. Когда вы войдете в ставку легиона, генерал будет спорить с легатом Рикке. Поскольку общение с Туллием при Хелгене было, скажем прямо, коротким, он сразу же отправит нас к легату, а та предложит тестовое задание. Нам нужно зачистить крепость Храгстад от бандитов - с тем чтобы легион установил там аванпост.

Задание это намного сложнее, чем вступительный тест Братьев Бури. Там был всего один, пусть и сильный монстр, а тут - целый форт с дюжиной бандитов. Часть бродит снаружи, часть во дворе, часть на стенах замка, один на башне, а остальные - в главном и в тюремном помещениях крепости. Никаких особых головоломок тут нет. Все враги обозначаются стрелками на компасе, так что пропустить «последнего сектоида» вам не грозит.

Вернитесь в Мрачный замок, выслушайте разговор о Зубчатой короне - легат Рикке уговаривает генерала отправить войска (в том числе «ауксилия», то есть нас) на захват короны. После разговора Рикке порадуется нашим успехам и отправит к Туллию давать присягу. Торжественная клятва обозначит провал квеста на вступление в ряды Братьев Бури, если он у вас есть.

Зубчатая корона

«А вот твоя панама!» - легат Рикке бьет очередного Брата Бури щитом. Настоящая валькирия!

Это задание отзеркаливает то, что выдают Братья Бури, если вы выбрали путь повстанцев. В древнем каирне Корваньюнд нашлась Зубчатая корона - важный символ верховной власти Скайрима, и теперь первыми в подземелье вошли уже не легионеры, а повстанцы. Генерал Туллий не понимает, зачем нужна корона, но легат Рикке убедила его, что отдавать такую ценную вещь Ульфрику нельзя.

Перед тем как отправляться к Корваньюнду, возьмите у кузнеца Бейранда комплект легионера - легкую броню, тяжелую или среднюю (она же легкая, но с тяжелым щитом).

Нужное нам место на карте находится к северу от Вайтрана и к востоку от фермы Лорея. Группа легионеров стоит в лесочке неподалеку от каирна и слушает инструктаж Рикке. После разговора вся ватага двинет к могильнику, где нас и встретят Братья Бури.

Можно вообще не сражаться - легат Рикке неубиваема, а сопровождающие бойцы возрождаются. Но нет ничего плохого в том, чтобы помочь своим. Несколько солдат дежурят снаружи, остальные прячутся внутри и пока что нас не ждут. Когда Рикке заявит о засаде, поднимитесь на уровень выше и обрушьте на стоящих ногами в масле повстанцев горящие лампы.

У секретной двери поднимите эбонитовый коготь и используйте комбинацию «волк-бабочка-дракон». В зале с гробами поднимитесь на верхний уровень и, крутанув рычаг, помогите Рикке и легионерам избавиться от драугров. После этого останется лишь снять корону с драугра, который сидит на троне в непринужденной позе. Для этого нужно убить его и пару его помощников из саркофагов по бокам.

Возьмите корону, слово Силы - и возвращайтесь к Туллию. Корону можно отдать и Ульфрику - тогда вы перейдете на его сторону. Это последняя возможность сменить фракцию.

Сообщение для Вайтрана

В Драконьем пределе идет военный совет, а Братья Бури тем временем уже подступают к стенам города.

Это задание тоже «зеркальное», но на этот раз уже не Ульфрик предлагает нам отнести топор ярлу Вайтрана, а наоборот - ярл Вайтрана просит отнести свой топор Ульфрику (и так же раздражается, если спросить: «А зачем топор?»). Правда, сперва нужно по заданию Туллия прийти с посланием от легиона в Драконий предел и выслушать, как ярл советуется с приближенными.

К СВЕДЕНИЮ: квест пройти не получится, пока не выполнено сюжетное задание «Дракон в небе», - ярл попросту откажется принимать послание.

Затем мы бегаем с топором к Ульфрику, и уже после этого начинаются различия: мы не берем Вайтран, а обороняем его. Военный совет в комнате над тронным залом проходит в компании с имперским легатом. Он принимает у нас задание «Сообщение для Вайтрана» и выдает следующее - «Битва при Вайтране».

Битва при Вайтране

Хадвар легко разглядит соринку в глазу ближнего, но в собственном - и стрелы не замечает.

С небес на Вайтран льется пламя - город обстреливают катапульты. За воротами ждет легат Рикке. Увидев нас, она произнесет речь перед горсткой воинов, которым вот-вот предстоит схватиться с другой горсткой воинов.

Сражение при Вайтране сделано по обычному шаблону, который уже описывался в прохождении за Братьев Бури: с обеих сторон слабые бойцы, они возрождаются, а погибшие враги отмечаются на счетчике процентов. Когда тот доходит до нуля, мы побеждаем. Единственное отличие - в том, что здесь у нас есть пара побочных целей: защита баррикад в воротах и защита подъемного моста, если баррикады падут.

Сохранить в целости хоть мост, хоть ворота - задача трудная, поскольку врагов много и снести хлипкие «козлы» они способны за пару ударов или выстрелов. Можно прорваться к конюшням, где возрождаются Братья Бури, и попробовать отвлекать их на себя. А можно воспользоваться багом.

Так или иначе, вам не обязательно выполнять побочные задания, да и вообще участвовать в сражении. Когда оно закончится, отметьтесь перед ярлом (он выйдет за ворота, чтобы сказать речь) и возвращайтесь к Туллию, который даст нам титул квестора.

К СВЕДЕНИЮ: оставшиеся квесты собраны под названием «Объединение Скайрима».

Дезинформация

«А Братство Бури бежит?» - «Все бегут!»

Наше новое назначение - вернуть контроль над Белым Берегом. В белобережном лагере героя встретит Рикке и выдаст очередное «зеркальное» задание. Как и у Братьев Бури, нужно выследить и убить курьера. Для этого загляните в таверну «Ночные ворота» или в виндхельмское заведение «Очаг и свеча». О том, где искать курьера, расскажет бармен - за деньги, за угрозы или убеждение. После этого на карте появится стрелочка, обозначающая нашу цель. Убейте курьера, заберите документы и доставьте Рикке.

Вторая часть задания - отнести документы в Данстар, командиру по имени Фрокмар Порванный Стяг. После обычного разговора («почему не по форме?» - «чтобы враг не догадался!») задание будет выполнено. Вернитесь к легату Рикке.

Битва за форт Дунстад

Самое мирное место в Дунстаде - таверна «Неловкий саблезуб». Над камином - сам саблезуб.

Чтобы окончательно отбить у Братьев Бури область, нужно взять штурмом форт Дунстад. Это не квест, а битва - враги здесь слабые, постоянно возрождаются, а счетчик процентов показывает, сколько еще осталось рубить и колоть до победы.

После сражения Туллий произведет героя в префекты и отправит в Рифт.

Военная добыча

Цель - часовой. Залп из двух стрел должен его уложить.

Рикке выдаст еще одно «зеркальное» задание - с шантажом. Наша цель - Ануриэль, управительница ярла Рифтена. Она ведет дела с гильдией воров, и обличающая записка найдется в комоде в ее кабинете. Помашите перед лицом Ануриэль запиской, и она, проведя вас в кабинет, расскажет о повозке с ценным грузом. Повозка едет из Рифтена в Виндхельм - едет медленно и охраняется плохо. Сведения весьма полезные.

Вернитесь к Рикке, и она отправит вас на встречу с разведчиками, обосновавшимися к северу от Рифтена, у сторожевой башни Шора. Во главе разведчиков - Хадвар. Как и в аналогичном задании Братьев Бури, повозка поломалась, и у нас есть два варианта: напасть на охрану самому либо с помощью разведчиков (помогут огнем). Разведчиков можно убедить подождать ночи, но смысла в этом нет.

Часовой бродит по высокой скале - если вы примете помощь группы Хадвара, они «снимут» его из луков.

Повозку охраняют несколько бойцов Братьев Бури. Если нет желания сражаться, можно бегать от них кругами, пока бессмертный Хадвар не прикончит последнего. Не забудьте обчистить сундук на телеге. Поговорите с Хадваром и возвращайтесь к легату.

К СВЕДЕНИЮ: если вы выполнили сюжетный квест «Бесконечная пора» и Рифтен достался Империи, этот квест вам не выдадут вообще.

Битва за форт Гринвол

Форт Гринвол - это мощные стены и небольшой внутренний двор.

Сражение за форт Гринвол - еще одна типичная битва. Форт находится к северу от Рифтена. Когда наши победят и счетчик врагов обнулится, вернитесь к Туллию. Тот скажет, что легион уже у самого порога Ульфрика, и скоро решающее сражение. А мы идем в Винтерхолд, в тайный лагерь.

Форт Кастав - спасение товарищей

Всюду светили факелами, всюду искали - оружия так и не нашли.

Легат даст новый расклад: пленные легионеры томятся в форте Кастав. Диверсионная группа Хадвара укрылась в холмах под фортом, и она счастлива будет отправить нас вперед - спасти легионеров.

В отличие от «зеркального» задания за Братьев Бури, здесь искать тайный вход долго не придется. Люк прямо под стеной. Внутри крепости - несколько часовых. Ключ у них можно украсть, но большой пользы это не принесет, так что лучше освободить пленников, сняв ключи с тел. Броню пленники вернут, а с оружием туго, так что в битве им придется помогать - кулаками они много не навоюют.

Найдите в крепости или рядом с ней Хадвара, дайте ему отчет и возвращайтесь к Туллию, который произведет героя в легаты и выдаст тяжелую даэдрическую броню.

Битва за форт Амол

Совершенно неожиданно форт Амол вместе с легионерами атаковал древний дракон. Добили его только к утру.

Наша следующая остановка - лагерь в Истмарке, откуда героя пошлют в сражение за форт Амол. Это классический «процентный» бой - последний по сюжету. После него легат Рикке сразу же отошлет к Виндхельму, где вот-вот свершится финальный акт драмы о борьбе «красных» с «синими».

Битва при Виндхельме

«Мы снова встретились, мой старый враг!»

Из города летят огневые заряды катапульт Ульфрика, но генерал Туллий с солдатами уже стоят в «мертвой зоне» у самых ворот. После небольшой речи группа войдет в город.

Главная задача - не уничтожать врагов, а пройти через весь город и как можно быстрее попасть в королевский дворец, где и засел ярл Виндхельма. Главный проход ко дворцу завален баррикадами (на этот раз - настоящими, которые не пробить ни мечом, ни стрелой), так что нам придется сразу же свернуть налево, спуститься к кладбищу, пройти через узкие улочки под статуэтками воронов, свернуть направо под высокие стены и таким образом оказаться у входа во дворец. На нашем пути будут возрождаться враги, так что, если не уверены в своих силах, держитесь основной группы легионеров.

Внутри делать уже ничего не нужно. Если хотите, помогите Туллию и Рикке справиться с Ульфриком и его верным псом Галмаром. Последний выбор - нанести последний удар побежденному ярлу или отдать эту честь генералу.

В любом случае, война выиграна, а нам осталось только при желании уничтожать отдельные группы Братьев Бури, укрывшиеся в холмах!

Медленная и изнуряющая война охватила весь Скайрим. Имперский Легион пытается стать более влиятельным и принудить нордов подчиняться законам Империи, в которую входит и Скайрим. А Братья Бури стараются отстоять независимость их края.

Заметка: нельзя назвать ни одну из воюющих сторон правой. Каждая имеет свои хорошие и плохие стороны, а также собственные тайны.

Как вступить в имперскую армию?

Отыщите в Солитьюде дом под названием "Мрачный замок" (впрочем, с виду это совсем и не замок). Прохождение Skyrim вы продолжите вступительным заданием от Легат Рикке (она находится в доме).

Вступление в легион

Она попросит вас уничтожить всех разбойников в форте. Это задание совсем не трудное. Вы должны попасть в форт (будет виден на карте) и поубивать всех врагов. Затем вернитесь к заказчице и произнесите присягу. Теперь можете отправляться к кузнецу и забрать свои доспехи имперца. Поздравляем, вы вступили в Имперский Легион...

Зубчатая корона

Легат Рикке снова снабдит вас новым заданием. Вам необходимо отыскать известную по легендам Зубчатую Корону. Вы должны добраться до старинного захоронения для Нордов. Оно называется Корваньюд. Однако по приходу вам сообщат, что вас опередили Браться Бури. Прохождение Skyrim не обойдется без драки. Уничтожайте их всех и пробивайтесь ко входу. Затем вы будете вынуждены пойти обходным путем, потому что Рикка подозревает поджидающую вас впереди западню. Обход располагается над вашей головой. Поэтому найдите лестницу и пускайтесь в путь.

Заметка: следуя в обход, у вас будет возможность кинуть в противника кувшин для поджога масла у ног Братьев Бури. Это поможет вам добить их. Для всего вышеизложенного задействуйте заклинание либо стрелу. Для прохождения Skyrim после ликвидации всех противников пройдите к следующему ярусу в захоронении. Почти при входе вы увидите дверь, открыть которую можно лишь используя коготь (он находится около двери). Головоломку можно разгадать так: сначала волк, потом птица, потом оставшаяся картинка. Впереди вас ждет помещение и решетка, которую снова придется как-то открывать. Взберитесь по лестнице, проберитесь на обратную сторону через помосты. Для прохождения Skyrim надавите на возникшую рукоятку. Так вы откроете решетку, но тут четверо Драугров возникнут из своих гробов.

Заметка: поднявшись по лестнице, вы сможете отыскать кинжал (на плитке). Возьмите его. Тогда увидите открывшийся секретный проход. Однако будьте аккуратны с сундуком - он задействует ловушку.

Впереди вы столкнетесь с мертвецом, на голове у которого находится та самая Зубчатая Корона. Убейте его и возьмите корону. Теперь вернитесь к Туллию. Кстати, в самом конце коридора вы найдете стену, на которую нанесено новое слово силы.

Сообщение для Вайтрана

Дальше Генерал Туллий продолжит ваше прохождение игры Skyrim очередным заданием. Вам будет нужно доставить письмо Туллия к ярлу в Вайтране, а затем отдать топор Ульфрику. Заметка: в том случае, если вы до сих пор не выполнили главный квест, для начала вы должны отправиться убить дракона в подземелье.

Ярл в Вайтране направит вас к Ульфрику (отдать тому топор). А это знак начала войны. Дойдя до него, вам сообщат, что Ульфрик уже готовится начать штурм Вайтрана. Поэтому вас срочно нужно донести об этом ярлу. Однако когда вы доберетесь до него, бой уже начнется.

Битва при Вайтране

Вы отправитесь в передние ряды по приказу от Квентия Сцилия. Затем присоединитесь к легату Рикке. Добравшись до нее, вы прослушаете вдохновляющую речь и вступите в бой. Тут прохождение игры Skyrim не ставит никаких загадок - просто убивайте всех Братьев Бури. Степень вашей победы или поражения вы сможете увидеть в процентах здоровья врага. Чем больше будете их уничтожать, тем меньше будет процент. Вам нужно свести эту цифру к нулю. Еще одним вашим заданием станет контролирование позиций. Поначалу охраняйте баррикады и не позволяйте врагу пересечь их. В том случае, если противник все-таки продвинется через баррикады, вы отступите. Тогда новой целью будет защита моста с подъемником. Однако это не обязательные задачи. Главное убейте как можно больше Братьев Бури.

Заметка: ваш напарник (если таковой имеется) не присоединится к вам в битве, будет ждать вас в городе.

Уничтожив всех врагов, либо отправляйтесь к городским воротам прослушать, как ярл говорит свою речь, либо идите сразу к Туллию. За прохождение этого задания в Skyrim вы станете "Квестором", к тому же получите хороший клинок.

Объединение Скайрима

Генерал Туллий попросит вас на этот раз обеспечить защиту фортов и исполнять все приказы, исходящие от Рикке. Эта миссия является объединяющей для пары побочных, но основной вашей целью будет отстоять Скайрим в полной мере. Также это задание тесно переплетается с квестом главного сюжета под названием "Бесконечная пора". Прохождение игры Skyrim в нем дает вам задачу уговорить Братьев Бури и Имперский Легион провести переговоры и заключить мирное соглашение. Согласно вынесенному решению, враждующие стороны сделают обмен городами и, таким образом, начнут внедрять там свое командование. В том случае, если вы уже закончили эту миссию, захватите Предел, а если нет, то направляйтесь в Рифт.

Вернуть контроль над Белым Берегом

Данная миссия является продолжением предыдущей. Тут вам нужно исполнять исходящие от Рикке приказы.

Туллий попросит вас отправиться на встречу с имперцами в их лагере, что находится на Белом Берегу. И вы снова вступите в легат Рикке. План таков - вы должны подбросить Братьям Бури дезинформирующие документы. Но сначала отыщите их оригинал. Он находится у ополченцев, которые часто бывают в паре таверн в Виндхельме и за городом. Конечно же, легче пойти по второму пути. Идите к таверне и уговорите ее хозяина оказать вам содействие.

Заметка: легче всего убедить трактирщика, сообщив ему об угрожающей ополченцам опасности.

Разузнайте дорогу, по которой будет ехать гонец, у хозяина трактира и отыщите его. Отберите документы и идите обратно к легату. В найденных бумагах вы прочтете о том, что форт Дунстад просит поддержки. Легат сфальсифицирует документ. Этим форт будет лишен помощи, а командир данстаров дезинформирован. А вам нужно доставить поддельные бумаги данстарскому командиру ополченцев. Фрокмар по имени Порванный Стяг легко доверится вашим уверениям, что вы были вынуждены сменить одежду для того, чтобы пробраться среди противников неузнанным. Таким образом, фальшивый приказ будет принят. А вам еще и будут благодарны за их доставку. Для прохождения Skyrim возвращайтесь к Рикке и выслушайте похвалу еще и от нее. К тому же можете взять ваше заслуженное золото.

Дальше вас пошлют оказывать помощь отряду легионеров при захвате форта Дунстад. Ведь вашими стараниями он находится без поддержки ополченцев. Как только вы приблизитесь, ваш отряд начнет активную атаку на форт противника.

Заметка: вы не обязаны следовать ровно по указанному маячку. Можете лишь приблизиться к форту. А бой начнется сам по себе (легионеры возникнут сразу же).

После окончания боя идите обратно в Солитьюд на встречу с генералом Туллием. Он вам скажет, что если Имперская армия захватит Белый Берег, то они намного вырвутся вперед. Успешное прохождение этой миссии в Skyrim позволит вам стать префектом и получить какое-то оружие либо доспехи (тип будет зависеть от вашего уровня).

Заметка: тут можно будет заметить незначительный баг - Туллий сообщит вам о повышении звания и о выдаче вам клинка. А на деле вы можете получить щит.

Вернуть контроль над Рифтом

Вы опять будете подчиняться Рикке.

Заметка: если Данстар служил Империи в процессе миссии "Бесконечная пора", это задание будет изъято.

Для прохождения Skyrim теперь вам предстоит отвоевать для империи еще один город под названием Рифт. Вы снова вступите в легат Рикке по приказу генерала Туллия. На месте вас отправят в Рифтен. Там вы попробуете разузнать, имеет ли смысл начинать шантажировать командующего ярла Ануриэля. Рикке уверена, что командующая часто взаимодействует с Гильдией Воров, что может послужить хорошую службу легиону. Ведь он может обнародовать некоторые ее "грешки". Вот вам и задание. Украдите письмо с комода в комнате Ануриэль и сообщите ей об этом. Тогда она испугается и попросит встретиться с ней вдвоем. Ануриэль расскажет о том, что некий очень важный караван с ополченцами выехал в Виндхельм. Он загружен разнообразным оружием и золотом и способен здорово повлиять на течение войны.

Заметка: если вы владеете высоким уровнем навыка "Красноречие", то сможете уговорить ее отдать золото вам.

Идите к легату, затем поведайте Рикке о новостях. Она отправит вас на поиски отряда легионеров, которым управляет уже знакомый вам Хадвар. Эту группу послали разведать обстановку в местности, которую должен пересекать караван ополченцев. Вместе с легионерами вам нужно совершить ограбление каравана и убить Братьев Бури. Затем вернитесь обратно к Рикке и заберите золото за прохождение задания в Skyrim.

Заметка: в телеге не пропустите сундук (покопайтесь в нем).

Вернувшись к Лагеру Империи, вам достанется очередное задание от легата. Оно заключается в захвате форта Гринвол с помощью группы легионеров. Этот форт после ограбления каравана находится без оружия и какой-либо поддержки. Присоединившись к легионерам, начинайте штурмовать крепость - врагов вы застанете врасплох. Захватить форт вы сможете, уничтожив всех врагов.

Выполнив задание, идите к генералу Туллию. Он пожалует вам новое звание "Трибун" и снова отправит в имперский лагерь в Винтерхолде к легату Рикке.

Вернуть контроль над Винтерхолдом

На месте вам сообщат, что ополченцы в форте Кастав захватили в плен группу имперцев. Вам нужно прокрасться в форт, отпустить узников, а затем осуществить захват форта. Однако для начала побеседуйте с Хадваром и узнайте от него, где находится секретный люк, через который можно попасть в форт.

Заметка: будьте очень аккуратны. Вам необходимо пробраться незамеченными. В ином случае вы сразу вступите в бой, а задание по скрытному проникновению провалите. Внутри форта найдите и освободите пленников. Для этого отыщите на столе ключ (если его там не будет, то обыщите Братьев Бури). А затем, после освобождения ваших собратьев, начинайте штурмовать форт. Убейте всех ополченцев. Во дворе Хадвар вас догонит и поблагодарит за расправу над противниками.

Заметка: пленники не обязательно должны остаться в живых. А еще Хадвар со своими людьми может медлить или вообще пропасть (еще один баг). Затем вернитесь к Туллию, который сделает вас Легатом и даст броню или оружие.

Вернуть контроль над Истмарком

Несмотря на то, что вы получили такой же ранг, как у Рикке, вы все равно продолжите находиться под ее командованием. Вашей целью будет очистка форта под названием Амол. Это будет обычная нетрудная битва. Затем вернитесь к легату, а оттуда идите к Туллию. Там вы будете сражаться в заключительной битве. Направляйтесь к городским воротам Виндхельма.

Вступление в Имперский легион

Для вступления в ряды Имперского легиона необходимо получить соответствующее задание. Если в самом начале игры вы убегали из горящего Хелгена вместе с легионером Хадваром, то при выходе из пещеры он посоветует вам присоединится к имперским войскам. Также это задание можно взять у множества других легионеров, находящихся в различных имперских лагерях по всему Скайриму, а также у имперских офицеров в городах, которые находятся под контролем легиона.

Когда вы получите сведения о гражданской войне и Имперском легионе, в вашем дневнике появится задание "Вступить в Имперский легион". Вам необходимо отправиться в Солитьюд и поговорить с генералом Туллием.

Примечание:

Если вы присоединитесь к Братьям Бури, задание о вступлении в Имперский легион будет считаться проваленным. Тем не менее, окончательное решение о вступлении в ряды той или иной стороны будет принято вами в конце задания "Зубчатая корона".

Генерала Туллия можно найти в центральном зале Мрачного Замка в Солитьюде. Вы застигнете его и легата Рикке за обсуждением текущей ситуации в ходе гражданской войны. После того как вы объявите генералу о своем желании присоединиться к рядам легионеров, он отправит вас обсуждать этот вопрос с легатом Рикке. В свою очередь легат проявит желание проверить ваши боевые способности, поручив вам зачистить форт Храгстад от засевших там бандитов. Форт Храгстад находится на северо-западе от Солитьюда, на побережье моря Призраков. Вашей целью будет уничтожение всех находящихся в форте бандитов, как снаружи, так и во внутренних помещениях. Сделать это достаточно легко, так как на вашем компасе каждый бандит помечен отдельным маркером.

Зубчатая корона

Присягнув на верность Имперскому легиону, вы получаете задание встретиться с легатом Рикке возле нордских развалин Корваньюнд. Ваша цель - найти Зубчатую корону - старый нордский символ власти. Рикке убедила Туллия в том, что корона ни в коем случае не должна попасть в руки Ульфрика, и солдатам Имперского легиона необходимо достичь короны первыми.

Сообщение для Вайтрана

Получив из ваших рук корону, генерал Туллий поблагодари вас за успешно выполненное задание и даст следующее поручение. Вам нужно отправиться в Драконий Предел и передать ярлу Вайтрана секретное послание от Туллия: генерал сообщает Балгруфу, что Ульфрик собрал достаточное количество войск для захвата Вайтрана.

Примечание:

Ярл откажется принимать от вас письмо, если задание по линии основного сюжета игры "Дракон в небе" активно. В таком случае, для продолжения вам будет необходимо сначала завершить его, а уже затем продолжать исполнять поручение генерала.

Передав ярлу письмо, вы выслушиваете его совещание с приближенными, в конце которого Балгруф просит вас выполнить поручение - отнести от его имени топор Ульфрику Буревестнику. Это древний нордский обычай: если Ульфрик примет топор - значит быть миру, если же нет - сражения не избежать.

Битва при Вайтране

Квентий Сципий посылает вас на передовую под командование легата Рикке. По дороге из Драконьего предела к городским воротам вы увидите, как стражники разгоняют горожан по домам, а сам Вайтран обстреливается снарядами из катапульт.

Легат Рикке вместе с отрядом защитников города ждет вас возле внешних городских стен. При вашем приближении она произнесет вдохновляющую речь и пошлет вас вместе с другими легионерами сражаться с захватчиками. Ваша цель - уничтожить нападающих солдат Братьев Бури. Их количество измеряется в процентах, и вы должны убивать повстанцев до тех пор, пока их число не упадет до нуля. Сами солдаты периодически возрождаются в виде новых партий атакующих по мере того, как вы будете их уничтожать. Подобные "процентные бои" будут еще не раз встречаться в ходе прохождения кампании Гражданской войны.

Объединение Скайрима

Данное задание объединяет несколько других, общая цель которых - полное и постепенное отвоевание Скайрима владение за владением. Эта часть кампании Гражданской войны напрямую связана с заданием основного сюжета "Бесконечная пора", в течение которого вам необходимо провести мирные переговоры между Братьями Бури и Имперским легионом. В зависимости от принятого вами решения, фракции обменяются городами и, соответственно, возьмут под контроль новое владение.

Таким образом, исходя из результатов обмена, вам придется захватывать ту, или иную область Скайрима. Например, если вы еще не проходили основной сюжет игры или же не дошли до мирных переговоров, то под контролем Имперского легиона находится Маркарт и весь Предел, а Братья Бури в свою очередь контролируют Рифтен и всё владение Рифт. В таком случае, если вы сражаетесь на стороне Имперского легиона, вашей целью будет захват Рифта. Если же обмен произошел, то вместо Рифта вы должны будете захватывать Предел.

Вернуть контроль над Белым Берегом

Примечание:

Если в ходе задания "Бесконечная пора" Данстар был передан имперцам, то данное задание будет пропущено.

Дезинформация

Генерал Туллий сообщит вам, что глупо использовать вас как обычного солдата, и пошлет под командование легата Рикке в тайный лагерь имперцев на Белом Берегу для особого задания. Легат поделится с вами своим планом: она хочет подбросить командиру Братьев Бури в Данстаре поддельные приказы, но для этого сначала необходимо раздобыть настоящие.

Вернуть контроль над Рифтом

Примечание:

Если в ходе задания "Бесконечная пора" Рифтен был передан имперцам, то данное задание будет пропущено.

Военная добыча

Следующее владение, которое надо вернуть под власть Империи - Рифт. Генерал вновь посылает вас под командование легата Рикке в имперский лагерь в Рифте. По прибытию вам поручат отправиться в Рифтен и попытаться узнать, насколько управитель ярла Ануриэль поддается шантажу. Рикке известно, что альтмерка довольно тесно связана с Гильдией Воров, а легион может воспользоваться этим, угрожая управителю рассекречиванием её тёмных делишек.

Ваша цель - рифтенская Крепость Миствейл. Сразу за центральным залом, справа, находится комната Ануриэль. Вам необходимо найти компрометирующее письмо, чтобы запугать им альтмерку. Находится письмо в комоде, и найти его не сложно, так как на него указывает маркер на вашем компасе. Единственную сложность могут доставить стражники, которые будут следовать за вами и сообщать, что вам нельзя находиться в этой части крепости. Самый простой способ - быстро пробежать мимо них и забрать письмо.

После того как письмо окажется у вас, следует показать его Ануриэль. Подобная улика быстро припугнёт управителя, и она захочет поговорить с вами наедине. Пройдите за ней в комнату и потребуйте информацию о повстанцах в обмен на молчание. Согласившись на ваши условия, Ануриэль сообщит вам, что в сторону Виндхельма отправился стратегически важный караван мятежников с золотом и оружием. Двигается он весьма медленно, а охраняет его небольшой отряд Братьев Бури. Также, если в разговоре с управителем вы используете убеждение, она даст вам небольшой аванс в виде золота.

Вернувшись к легату, вы расскажете о добытой информации. Рикке пошлет вас найти небольшую группу легионеров, возглавляемую Хадваром, которая была послана на разведку так раз в тот регион, где должен проезжать караван повстанцев. Ваша задача очевидна: вы должны напасть на мятежников и ограбить караван.

Повозка с золотом и оружием остановилась недалеко от поселения Камень Шора. Её охраняет небольшая группа солдат, а еще несколько мятежников находятся рядом в дозоре. Добравшись до Хадвара и объяснив ему задачу, у вас будет выбор: предложить Хадвару дождаться темноты и незаметно убрать часовых с помощью луков, или же пойти вперед самому напролом. В любом случае убить отряд Братьев Бури будет не столь сложно, так как противников не много, а Хадвар в этой миссии не убиваемый.

Захватив повозку, вы можете поживиться содержимым стоящего на ней сундука, после чего вам нужно возвращаться к легату Рикке.

Битва за форт Гринвол

По возвращению в имперский лагерь легат поручит вам следующее задание - вместе с отрядом легионеров захватить форт Гринвол, который в связи с захватом каравана остался без поддержки и оружия.

Форт Гринвол находится к югу от поселения Камень Шора. Достигнув ожидающих вас легионеров, вы двинетесь в атаку на ничего не подозревающих солдат Братьев Бури. Вас ожидает уже знакомый принцип захвата форта: вы должны зачистить его от противников, пока на счетчике, показывающем их количество, не высветится "0%".

Вернуть контроль над Винтерхолдом

Форт Кастав - спасение товарищей

Легат Рикке ждет вас в имперском лагере на юго-востоке от Данстара. Она сообщит вам, что отряд ваших товарищей по Легиону находится в плену у повстанцев в форте Кастав. Ваша цель - застичь противника врасплох и освободить военнопленных, после чего захватить вражеский форт.

Вы встретитесь с небольшой группой легионеров, возглавляемых Хадваром, недалеко от форта. Ваш старый знакомый предложит вам прокрасться в форт незаметно, так как он знает, где находится секретный вход в тюремные помещения форта. Люк, ведущий к вашим товарищам, находится прямо под стеной, напротив которой Хадвар поделился с вами планами. Найти его не составит труда, так как он будет отмечен маркером на вашем компасе. Тем не менее, вам необходимо двигаться аккуратно, так как если вас заметят - тайное проникновение к узникам провалится, а вам придется брать форт штурмом при незначительной поддержке отряда Хадвара.

Спустившись через люк в тюрьму, вы попадете в небольшую комнатку, через которую выйдете в большой зал. Слева от вас лестница, ведущая на второй этаж, где размещены стражники. Если пройти вперед, то вы выйдите к пяти тюремным камерам, в которых сидят ваши собратья по легиону. Ваша цель - освободить легионеров, открыв дверь. Вы можете убить охранников и забрать с трупа одного из них ключи от камер, или же самостоятельно взломать замки, так как их сложность не превышает уровня "новичок" и "адепт".

Примечание:

Освобожденные легионеры быстро переоденутся в отобранную у них броню, однако не все они найдут или поднимут с трупов охранников оружие. В связи с этим, в дальнейшем они могут наброситься на вооруженных противников с кулаками, что приведет к их быстрой смерти. Впрочем, для успешного выполнения задания сохранять их в живых совсем не обязательно.

Теперь вашей задачей стал захват вражеского форта. Выход из тюрьмы во внутренний двор находится на втором этаже, там, где стояли охранники. Освобожденные солдаты легиона последуют за вами, а когда начнется битва, на помощь придет отряд Хадвара. В отличие от предыдущих захватов фортов, в Каставе солдаты Братьев Бури не возрождаются и их количество лимитировано. Каждый противник помечен маркером, поэтому зачистить форт от мятежников будет достаточно просто.

Имперский Легион (Imperial Legion)

Гвардия, защищающая провинцию Скайрим. Главой является Генерал Туллий . Противостоят Братьям Бури.

Имперские Легионы, самая дисциплинированная и эффективная военная сила в истории, служат гарантом мира и законности в Империи. В случае необходимости гарнизоны легионов могут быть быстро отмобилизованы и использованы для защиты от вторжения из вне или от внутренних беспорядков, за изъятием Округа Вварденфелл в Морроувинде. Легион отбирает кандидатов по таким критериям, как выносливость, солдатская доблесть, личная благонадежность, гражданское мужество, ибо служба в Легионе является образцом выполнения Имперского гражданского долга. От солдат ожидается проявление мастерства на длинных мечах, копьях и дробящем оружии. Солдаты легиона тренируются при щитах и в тяжелых доспехах и должны уметь как отражать удары, как и передвигаться в тяжелой броне.

Вступление

Вступление В имперский легион

Существует два способа получить начальный квест "Вступление в Имперскую Армию".

1. При побеге из охваченного огнём лагеря, надо выбрать в соратники Хадвара. Тогда придётся сразиться с Братьями Бури, а после того, как юный Довакин выберется из лагеря, где его хотели казнить, Хадвар даст этот квест

2. Войдите в Имперский Лагерь и поговорите с солдатом. Вас пригласят в Армию и направят в Солитьюд. Это будет квест "Вступление в Имперскую Армию" . Завершив квест, вы станете Имперским Гвардейцем.

Квесты

Квестовая цепочка досточна длинная. Начинается в принятия присяги в Солитьюде, а кончается взятием Виндхельма.

лагеря

Изначально, в Скайриме расположились 4 имперских лагеря. В них можно найти квартирмейстеров, с которыми можно торговать.

  • Рифт. Командующий — легат Фейсендил
  • Истмарк. Командующий — легат Хроллод
  • Винтерхолд. Командующий — легат Севан Телендас
  • Белый Берег. Командующий — легат Константин Титул

В дальнейшем, вырезая лагеря бандитов, некромантов и Братьев Бури, вы заметите, что на их место приходят солдаты Легиона.

При захвате владения Имперский лагерь сворачивается, а воины и начальство переезжают в соответствующий город.

Члены фракции

Члены фракции.

Генерал Туллий;
Легат Адвент Цезенний;
Легат Рикке;
Легат Фейсендил;
Легат Хроллод;
Легат Севан Телендас;
Легат Константин Титул;
Хадвар;

и другие...

Звания

Звание

Условие

Ауксилий (Auxiliary)
Завершить задание "Вступить в Имперский легион"
Квестор (Quaesto)
Завершить задание "Битва за Вайтран"
Префект (Prefec)
Завершить задание "Битва за форт Дунстад"
Трибун (Tribun)
Завершить задание "Битва за форт Гринвол"
Легат (Legat)
Завершить задание "Форт Кастав - спасение товарищей"

Ваше путешествие в «Скайрим» начнется с выбора расы, каждая из которых имеет свои уникальные особенности. Одни жители Тамриэля обладают выдающейся физической силой, другие преуспели в изучении магии, а из третьих получаются отличные дипломаты. В общем, грех жаловаться на отсутствие вариативности.

В этой статье речь пойдет об одной из самых выдающихся рас в «Скайрим» - имперцах. Именно они в свое время сумели завоевать все народы Тамриэля и объединить их в одно могущественное государство. Теперь же имперцам вновь суждено сыграть ключевую роль в разгорающемся конфликте.

Описание

Коренные жители Сиродила известны своей образованностью, дисциплиной и военной выучкой. Имперцы в «Скайрим» не могут похвастаться феноменальными физическими данными, но зато они обладают предрасположенностью к торговле и дипломатии. Представителей данной расы часто занимают важные государственные должности, руководят успешными магазинами и командуют войсками.

Если уж речь зашла об армии, то нельзя не упомянуть имперский легион. Это устрашающая военная машина, состоящая, по большей части, из легкой пехоты. Даже исколесив Тамриэль вдоль и поперек, вы с трудом найдете силу, способную на равных противостоять этим опытным воинам.

История

История Сиродила берет свое начало с момента прибытия в эти земли айлейдов - древних сородичей всех эльфийских рас. Местные жители, предки нынешних имперцев, были порабощены завоевателями, которые использовали их труд для удовлетворения собственных амбиций. Правление айлейдов длилось до 242 года Первой Эры.

Не в силах больше терпеть гнет завоевателей, рабы, ведомые Алессией, начали восстание, которое стало переломным моментом в балансе сил на континенте. В итоге сиродильцам удалось изгнать айлейдов из собственных земель. Более того, объединившись с нордами, они сумели завоевать большую часть Тамриэля и создать Империю - истинный монумент процветания и мира.

Особенности

Как и любая другая раса в игре, имперцы обладают несколькими уникальными особенностями:

  • Имперская удача - пассивный эффект, позволяющий находить больше золота.
  • Голос Императора - активное умение, успокаивающее противников на 60 секунд. Можно использовать только 1 раз в сутки.

Кроме того, представители данной расы имеют стартовый бонус к магии восстановления и разрушения, а также обучены зачарованию, блокированию, использованию тяжелой брони и владению одноручным оружием.

Экипировка

Броня имперцев в «Скайрим» делится на легкую и тяжелую. Доспехи изготавливаются из кожи и стали, поэтому являются далеко не самой лучшей экипировкой, встречающейся в игре. Впрочем, использование таких дешевых материалов вполне оправдано. В имперской армии состоит огромное количество солдат, каждого из которых необходимо снабдить хоть какой-то броней.

При желании, вы легко сможете самостоятельно изготовить такую экипировку в кузнице. Кроме того, броню имперцев можно снять с тел поверженных врагов, а также найти во всевозможных сундуках и тайниках.