Скачать программу занятий по казачеству. Рабочая программа (7 класс) на тему: Программа казачества

Данный курс знакомит учащихся с географией расселения казаков, их бытом и культурой. В курсе раскрывается значение казаков в России. Особое значение придается развитию навыков поиска географической информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания фактов размещения казаков по территории страны, определению учащимися собственного отношения к быту и культуре событиям казачьего народа. Курс способствует овладением навыками анализа, объяснения, развитием коммуникативной культуры учащихся. Программа обеспечивает взаимосвязь в преподавании курса географии казачества для формирования целостных знаний учащихся о размещении казаков по территории России, и конкретно в Зауралье.

Программа курса «География казачества России» рассчитана на 17 часов.

Цель курса: познакомить с особенностями важнейших центров и районов размещения казаков, их бытом и занятиями.

Задачи курса:

Формировать знания о казачестве как сословии;

Выявление главных центров размещения казачества;

Формирование знаний о казачестве в Кургане;

Формирование знаний о современной роли казачества

Закрепить умения работать с основными средствами географической информации;

Воспитание гражданственности, патриотизма, развитие мировоззренческих убеждений учащихся;

Расширение кругозора учащихся;

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать: данный курс дает возможность узнать своеобразие размещения казачества в России; функции Казачьего круга, его традиции, о роли атаманов в современном казачестве, трактовка термина «казак»; Казаки- оренбургских, донские казаки, кавказские казаки и другие. Происхождение и характер духовной культуры Российского казачества; понятие о культуре. Традиции казачества: одежда, жилище, хозяйство, быт, казачества с органами власти, о связях Донского, Кубанского и Уральского казачества; о роли донской интеллигенции в восстановлении этнокультурного наследия донского края, о возрождении культурных традиций.

Учащиеся должны уметь: подбирать литературу по предложенной теме, анализировать ее, показывать различные точки зрения ученых по вопросу о происхождении казачества. Различать символы казачьих общин. Понимать смысл отдельных терминов, при необходимости вводить их в активный словарный запас, работать с картой: правильно показывать границы государства, показывать места казачьих общин. Работать правильно с книгой, делать выводы, объяснять термины, описывать жилище казака, называть элементы одежды донских, оренбургских, кавказских и других казаков, (курень, крепость, струг), составлять описание казачьих обрядов (новогодних, рождественских, свадебных)

По функциональному назначению программа учебного курса отвечает требованиям профильного обучения, так как в школе кадетские казачьи классы.

По степени новизны программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

По мотивирующему потенциалу программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития.

По научности содержания в программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: уроки-лекции, беседы, встречи с представителями казачества, просмотр фильмов о казаках, защита творческих работ учащихся.

В курсе раскрывается понятия «казаки», «шалашный атаман», «сечь», «сходка», «скоба», 2оселедец». Географическое расположение казачьих общин, их быт уклад, традиции. Появление казачества. Вольное и служивое казачество. Занятия, общественный строй. Основные принципы казачьего мировоззрения, казачьей нравственности. Права и обязанности казака. Военная структура казаков, создание Донского, Кубанского, Сибирского, Уральского казачьих войск.

I Понятие «казаки» - 1 час

II Днепропетровское казачество -5 часов

2. Запорожские казаки

3. Задунайские казаки

4. Дунайские казаки

5 Азовские казаки

6 Бугские казаки

III Кавказские казаки -3 часа

7 Кавказские казаки

8 Терские казаки

9 Кубанские

IV Донские казаки-1 час

10 Донские казаки

V Уральские казаки -3 часа

11 Оренбургские казаки

12 Зауральское казачество

VI Сибирское казачество -3 часа

13 Забайкальское казачество

14 Амурское казачество

15 Уссурийское казачество

VI (16-17)

п/п

Тема курса

Количество часов

Дата план

Дата факт

Понятие «казаки»

Днепропетровское казачество . Запорожские казаки

Задунайские казаки

Дунайские казаки

Азовские казаки

Бугские казаки

Кавказские казаки

Терские казаки

Кубанские

Донские казаки

Оренбургские казаки

Зауральское казачество

Забайкальское казачество

Амурское казачество

Уссурийское казачество

Современное казачество, казачий круг

Обобщающий урок по теме: «География Российского казачества»

п/п

Раздел курса

Количество часов

Понятие «казаки»

Днепропетровское казачество

Кавказские казаки

Донские казаки

Уральские казаки

Сибирское казачество

Современное казачество, казачий круг

Всего часов

Список литературы:

1. Агафонов О. Казачьи войска Российской империи. Калининград, 1995.
2. Баранов А.В. Социальное и политическое развитие Северного Кавказа в условиях новой экономической политики (1921 – 1929 гг.). СПБ., 1996.
3. Бреэре И. Казаки. М., 1992.
4. Василевский В.И. Забайкальское казачье войско. Краткий исторический очерк. М., 2000.
5. Венков А.В. Антибольшевистское движение на Юге России на начальном этапе Гражданской войны. Ростов-на-Дону, 1995.
6. Военная история Отечества с древнейших времен до наших дней. М., 1995., т. 1 – 3.
7. Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. М., 1997.
8. Воскобойников Г.Л. Казачество в русско-японской войне (1904 – 1905 гг.). Научная библиотека РГУ. Ростов-на –Дону, 1995.
9. Воскобойников Г.Л. Казачество в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. М., 1994.
10. Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.). М., 1995.
11. Гордеев А.А. История казаков. М., 1991 – 1992, т. 1 – 4.
12. Гордеев А.А. История казачества. М., 2007.
13. Игнатьев Б.Б. Развитие системы управления казачьих войск России в конце XIX – начале XX вв. М., 1997.
14. История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1993 – 1995, т. 1 – 3.
15. Казачество. Энциклопедия/под. ред. А.П.Федотова. М., 2003.

Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1992.
16. Оренбургское казачье войско. Культура, быт, обычаи. Челябинск, 1996.

17. Рябов С.И. Донская земля в XVII в. Волгоград, 1992.
18. Скорик А.П. Возникновение Донского казачества как этноса. Новочеркасск, 1992.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Рассмотрено на МО Согласовано Утверждаю

«____» ______2013 «___»_______2013 «___»________2013

Руководитель МО Зам. Директора по Директор школы

Смирнова О. В УВР Ишунина Е.С Максимова Н.П.

_______________ _______________ ______________

Рабочая программа

Учебного курса

По географии

«География Российского казачества»

для 10-11 классов на 2013-2014 учебный год

Макарова Ж.В.

  • Прокопенко Иван Александрович , Начальник сектора по работе с казачьими обществами Волгодонского района. Заместитель атамана Первого Донского округа ВКО ВВД по работе с казачьей молодежью

Презентации к уроку













































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
















































































































Назад Вперёд

Введение

Образование с момента своего возникновения и во все времена оказывало большое влияние на развитие отечественной культуры.

"Изменения в социально-экономической жизни России на современном этапе её развития, - по мнению профессора А.Н.Ванеева, - потребовали переоценки ценностей" . И главное, на что направлено образование в настоящее время, - это воспитание гражданина, формирование у ученика активной жизненной позиции.

В настоящее время, когда возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения. А социальное воспитание, подчёркивает К.С.Черевик, является одним из основных звеньев процесса социализации личности. "Социализация, - по определению учёных А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидуумом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации" .

Ребёнку всегда интересно узнавать новое. Ему не просто нужны знания, но и само участие в том или ином понравившемся деле. Вот почему он и выбирает себе дополнительно занятия в творческих объединениях по своим интересам, потребностям. Для ребенка в первую очередь притягательны знания о своем родном крае, что способствует повышению его общей культуры, приобретению полезных знаний, умений, навыков. Это формирует ответственность за природное историческое целое современного поколения. Это даёт возможность ребёнку больше узнать о земле, на которой он живёт, имя которой - Родина. А любовь к родному краю, знание его истории - это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. народная культура - это живое дерево, у неё не только ветви, но и корни, и чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Поэтому мы должны стремиться докопаться до корней истории своего народа. А к истории можно относиться по-разному, но главное - её нельзя забывать. Прошлое необходимо знать не только для того, чтобы правильно соотносить роль и поступки отдельных людей, но и поколения в целом. Человек не может жить без прошлого, оно нужно ему, чтобы уяснить для себя связь и характер текущих явлений, понять, откуда эти явления пошли и к чему могут привести. И сегодня особенно остро ощущается подобная связь. Прошлое и современность, выраженные в тесном взаимодействии материальных памятников, творческой деятельности человека, культурных традиций, волнуют нас, заставляют вновь и вновь обращаться к своим истокам.

История культуры занимает важное место в нашем историческом прошлом, она связана с событиями в развитии науки, искусства, просвещения, литературы, театра, народных традиций, праздников и обрядов, отражает характерные черты своего времени. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.

Вот почему учёные-педагоги во все времена ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие процесс социализации личности ребенка.

Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из важных задач процесса социализации. А традиции народной культуры всегда несли в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий важному процессу социализации личности.

Социальное воспитание ребёнка - это приобщение его к культурным ценностям прошлого и настоящего.

Пояснительная записка

Программа "Истоки" представляет собой модифицированную (адаптированную) образовательную программу. Данная программа предусматривает изменения с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности детей, нестандартности индивидуальных результатов воспитания и обучения.

Создание образовательной программы "Истоки" продиктовано потребностью детей младшего школьного возраста знать жизнь, быт и культурные традиции своих земляков - донских казаков. История и современность родной Донщина удивительна. Сохранение, возрождение и пропаганда культурных традиций донских казаков - благородное дело каждого дончанина. Культурное наследие донских казаков - составляющая часть народной культуры.

Актуальность образовательной программы "Истоки" заключается в необходимости в современных условиях через культурные традиции народа воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения молодых к неиссякаемому роднику народной мудрости. Культура народа несет в себе богатейший воспитательный потенциал, формируя активную жизненную позицию юного гражданина. Благотворное влияние народной культуры на личность человека подчеркивают не только российские педагоги и ученые, но и зарубежные: К. Ушинский, А. Макаренко, Н. Крупская, В.Сериков, Е.Бондаревская, В.Кувакин, Б.Куприянов, В.Гаврилюк, А. Мудрик, Я. Коменский и др.

Цель программы:

  • создание условий для всестороннего развития личности воспитанника с целью его успешной социализации через приобщение к культурным традициям донского казачества.

Задачи программы:

  • воспитание любви к своей малой Родине;
  • приобщение детей к жизни, быту и культурным традициям донских казаков;
  • развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, нравственых качеств воспитанников;
  • сохранение психического и физического здоровья ребенка через создание благоприятного микроклимата в детском коллективе и экскурсии за пределы образовательного учреждения.

Программа расчитана на детей младшего школьного возраста.

Срок реализации программы: 3 года. Количество часов: 216 часов. Количество занятий: 2 часа в неделю, время занятий: 40 минут.

Процесс освоения образовательной программы "Истоки" включает в себя: овладение детьми теоретического и практического материала о жизни, быте и традициях донских казаков на основе казачьего фольклора, исторических данных о месте донского казачества в истории Российского государства, исторических сведениях о родном Волгодонском районе через разнообразные формы занятий и мероприятий. Основные педагогические технологии, используемые при реализации образовательной программы: музейная педагогика (опора на музейные уроки) и здоровьесберегающая технология (опора на экскурсии). Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи и др.

  • Первый год обучения по программе "Истоки" предусматривает овладение воспитанниками знаний о жизни, быте и культурных традициях донских казаков на основе казачьего фольклора (сказок, пословиц, поговорок).
  • Второй год обучения по образовательной программе дает возможность детям глубже узнать о жизни, быте и традициях донского казачества через исторические источники, музейный материал.
  • Третий год овладения образовательной программы "Истоки" расширяет и углубляет знания детей о быте, жизни и традициях донских казаков на основе исторического материала о родном Волгодонском районе, родном хуторе Потапов.

Особенностью образовательной программы "Истоки" является ее интегрированность. Занятия проводятся не только в самом образовательном учреждении, но и предусматривают выход за его пределы: на предприятия, на экскурсии и др. Сам воспитанник учится маслить масштабно: стремится участвовать в различных мероприятиях, может делать самостоятельные выводы. Особенностью программы является и ее региональный компонент. Среди многообразия источников программы немаловажное место занимает книга о родном Волгодонском районе "Волгодонской район: история и современность" авторов В.П.Мельникова и С.Ю.Шендерук.

В 2009 - 2010 уч. г. автор программы "Истоки" представил опыт своей работы в методическом пособии "Роль Центра внешкольной работы в социальном воспитании детей" на Всероссийском фестивале "Открытый урок", о чем свидетельствуют диплом фестиваля и сертификат на право публикации представленного методического пособия в московском издательстве "Первое сентября". Рецензентами пособия являются А.А.Шмыдко, кандидат педагогических наук ТГПИ и В.И.Новиков, профессор МГУ им. М.Ломоносова.

Педагогический мониторинг

Контроль за освоением обучающимися образовательной программы осуществляется поэтапно.

Назначение контроля:

  • 1 этап - предворительный: выявление первоначального уровня знаний;
  • 2 этап - промежуточный: корректирование и управление образовательным процессом;
  • 3 этап - итоговый: определение успешности и эффективности реализации программы.

В конце каждой темы также осуществляется тематический контроль.

Методы контроля: беседа, тестирование, творческая работа ребенка, экспертная оценка.

Знания и умения детей определяются по активности освоения материала во время самих занятий и при проведении мероприятий различного уровня.

Ожидаемые результаты программы

По итогам освоения образовательной программы "Истоки" воспитанники должны:

1 год обучения:

уметь:

2 год обучения:

  • овладеть следующими компетенциями:

уметь:

3 год обучения:

  • овладеть следующими компетенциями:

уметь:

Оснащение педагогического процесса

  1. Литература для занятий (список прилагается).
  2. Раздаточный материал для занятий (указывается в планах занятий).
  3. Карта России.
  4. Карта Волгодонского района.
  5. Гимн России.
  6. Флаг и герб России.
  7. Гимн Ростовской области.
  8. Флаг Ростовской области.
  9. Герб Ростовской области.
  10. Выставочный материал о жизни, быте и традициях донских казаков (на основе личного семейного музея).

1 год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п Название тем Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 1
2 Народная культура 1 1
3 Казачий фольклор 1 1
4 Казачьи сказки 30 20 50
5 Пословицы и поговорки донских казаков 14 4 18
6 Итоговое занятие 1 1
Итого 48 24 72

1. Вводное занятие.

Цели и задачи программы. Техника безопасности. Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ об охране культурного наследия.

2. Народная культура. Народная культура - бесценный опыт старших поколений.

Форма организации занятия: беседа, иллюстрированный рассказ, выставка.

3. Казачий фольклор. Казачий фольклор как составляющая часть народной культуры.

Форма организации занятия: беседа, иллюстрированный рассказ, выставка.

4. Казачьи сказки.

  1. Сказочный мир казаков неповторим.
  2. Казачья сказка "Бисеринка". Доброта донских казаков, воспетая в сказке.
  3. Взаимовыручка друзей в сказке "Бисеринка".
  4. Казачья сказка "Иван Светильник". Комментирование сказки.
  5. Добро и зло в сказке "Иван Светильник".
  6. Казачья сказка "Про сына купца и дочь сапожника". Комментированное чтение сказки.
  7. Занятия казаков в сказке "Про сына купца и дочь сапожника".
  8. Казачья сказка "Ванюша и Баба Яга". Неповторимый казачий говор в сказке.
  9. Казачья сметливость и находчивость в сказке "Ванюша и Баба Яга".
  10. Казачья сказка "Про царскую дочь и пастуха". Комментирование сказки.
  11. Казачьи профессии в сказке "Про царскую дочь и пастуха".
  12. Казачья сказка "Свадебный каравай". Умение казака держать свое слово.
  13. Казачий свадебный обряд в сказке "Свадебный каравай".
  14. Казачья сказка "Про царскую дочь и козленка". Комментированное чтение сказки.
  15. Необыкновенный казачий говор в сказке "Про царскую дочь и козленка".
  16. Казачья сказка "Танюша и мачеха". Доброта казаков в сказке.
  17. Казачьи обычаи в сказке "Танюша и мачеха".
  18. Казачья сказка "Черная коровушка и Аннушка". Комментирование сказки.
  19. Доброта и трудолюбие казаков в сказке "Черная коровушка и Аннушка".
  20. Казачья сказка "Кот и лиса". Хитрость в сказке.
  21. Казачья сказка "Казак и лиса". Казачье трудолюбие и находчивость в сказке.
  22. Казачья сказка "Глупец и жеребец". Жадность и глупость в сказке.
  23. Казачья сказка "Митяй - казак бесстрашный". Комментированное чтение сказки.
  24. Любовь к Родине казака в сказке "Митяй - казак бесстрашный".
  25. Казачья сказка "Казак Чигин". Комментирование сказки.
  26. Патриотизм казаков в сказке "Казак Чигин".
  27. Сказка "Горе - Злосчастие". Казачья мудрость в сказке.
  28. Умение казака преодолевать житейские трудности в сказке "Горе - Злосчастие".
  29. Сказка "Своенравная жена". Комментирование сказки.
  30. Устои казачьей жизни в сказке "Своенравная жена".
  31. Сказка "Лихо Одноглазое". Казачий говор в сказке.
  32. Казачья сметливость и терпение в сказке "Лихо Одноглазое".
  33. Сказка "Казак и Судьбина". Комментированное чтение сказки.
  34. Казачья мудрость в сказке "Казак и Судьбина".
  35. Сказка "Лобаста". Неповторимый казачий говор в сказке.
  36. Казачий семейный лад в сказке "Лобаста".

Формы организации занятий:

5. Пословицы и поговорки донских казаков.

  1. Пословицы и поговорки о казачьей дружбе.
  2. Пословицы и поговорки о любви казака к Отечеству.
  3. Пословицы и поговорки о верном служении казака своему Отечеству.
  4. Пословицы и поговорки о казачьем добрососедстве.
  5. Казачьи пословицы и поговорки об атамане.
  6. Пословицы и поговорки о верном друге - коне.
  7. Казачьи пословицы и поговорки о доброте.
  8. Пословицы о казачьей семье.
  9. Пословицы и поговорки о казачьей вере.
  10. Пословицы и поговорки казаков о добре.
  11. Пословицы и поговорки о казачьем трудолюбии.
  12. Пословицы и поговорки о казачьем счастье.
  13. Пословицы и поговорки о совести казака.
  14. Пословицы и поговорки о верности казачьему слову.
  15. Пословицы и поговорки о казачьей скромности.
  16. Пословицы и поговорки о казачьем порядке.

Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи.

6. Итоговое занятие.

Формы организации занятия: выставка, экскурсия.

2 год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п Название тем Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 1
2 Народная культура. Быт и культура казаков 12 6 18
3 Казачьи ремесла. 4 4 8
4 Народная одежда. Одежда казаков 7 4 11
5 Устои казачьей жизни 6 4 10
6 Казачья символика 5 2 7
7 Обычаи, обряды и праздники казаков 4 3 7
8 Яркие страницы в истории донского казачества 6 3 9
9 Итоговое занятие 1 1
Итого 45 27 72

1. Вводное занятие.

Цели и задачи, программа. Техника безопасности.

Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.

2. Народная культура. Быт и культура казаков.

  1. Народная культура - бесценный опыт старших поколений.
  2. Культура донских казаков как составляющая часть народной культуры.
  3. Быт, обычаи, обряды, праздники, традиции дончан - замечательное наследие наших предков -казаков.
  4. История происхождения донского казачества.
  5. Сказ о славной донской реке - Доне Тихом, Доне Ивановиче.
  6. Первые казачьи городки.
  7. Казачья усадьба.
  8. Курень - основное казачье жилище.
  9. Печь - в доме хозяйка.
  10. Казачья стряпка.
  11. Хата - малораспространенное жилище на Дону.
  12. Убранство и обереги казачьего жилища.
  13. Посуда донских казаков.
  14. Глиняные горшки да чугунки.
  15. Казачья солоница - главный предмет казачьего стола.
  16. Плетеные изделия в казачьем быту.
  17. Медная посуда.
  18. Утюги в казачьем быту.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, беседа, иллюстрированный рассказ.

3. Казачьи ремесла.

  1. Станичные ремесла в старину и современные профессии казаков.
  2. Умелые корзинщики.
  3. Ковали-кузнецы.
  4. Замечательные гончары.
  5. Донские мельники.
  6. Хлеборобы - золотые руки.
  7. Трудолюбивые бахчевники.
  8. Чабаны да пастухи.

Формы организации занятий: беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ.

4. Народная одежда. Одежда казаков.

  1. Народная одежда - мастерство народа.
  2. Русская народная одежда - основа казачьей одежды.
  3. Одежда казаков.
  4. Мужская казачья одежда.
  5. Зипун да кафтан, черкеска да бурка.
  6. Женская казачья одежда.
  7. Черты восточной одежды в женском казачьем костюме.
  8. Элементы русской одежды в казачьем женском костюме.
  9. Украшения в одежде казачек.
  10. Русская народная одежда.
  11. Домотканые полотняные изделия в казачьем быту.

Формы организации занятий: викторина, конкурс, беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ.

5. Устои казачьей жизни.

  1. Казачья семья - основа жизни казаков.
  2. Роль отца и матери в казачьей семье.
  3. Воспитание мальчика в казачьей семье.
  4. Обычай посадки маленького казака на коня.
  5. Воспитание девочки в казачьей семье.
  6. Маленькая казачка - главная помощница своей матери.
  7. Казачья родословная.
  8. Имя и фамилия казака.
  9. Современная казачья родословная.
  10. Замечательные дончане - наши современники.

Формы организации занятий: беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, вечер встречи, викторина.

6. Казачья символика.

  1. Гимн Всевеликого Войска Донского.
  2. Флаг Всевеликого Войска Донского.
  3. Казачий круг.
  4. Символы казачьей власти.

Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи.

7. Обычаи, обряды и праздники казаков.

  1. Крещение.
  2. Масленица.
  3. Пасха.
  4. Троица.
  5. Покров.

Формы организации занятий: музейный урок, выставка, экспозиция, экскурсия, иллюстрированный рассказ, вечер встречи, викторина.

8. Яркие страницы в истории донского казачества.

  1. Ермак Могучий - один из самых почитаемых героев в истории донского казачества.
  2. Донские казаки - защитники Азова.
  3. Донской казак Степан Разин.
  4. Старинная крепость Таганрог.
  5. Кондратий Булавин - атаман Бахмутского городка.
  6. Емельян Пугачев - донской казак.
  7. Матвей Иванович Платов - самый выдающийся казачий военачальник.
  8. Яков Петрович Бакланов - знаменитый казачий генерал.
  9. Добрый конь - верный друг казака.
  10. Донские казаки - прославленные защитники Отечества.

Формы организации занятий:

9. Итоговое занятие.

Формы организации занятия: выставка, экспозиция, экскурсия

3 год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п Название тем Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 1
2 Волгодонской район на карте Ростовской области 1 1 2
3 Родной район Волгодонской - частичка Донского края 3 1 4
4 Историческое прошлое Волгодонского района 2 2
5 Возникновение хуторов и станиц района 6 2 8
6 Станица Романовская. История возникновения 2 2 4
7 Современная Романовская 8 2 10
8 Станицы, хутора и поселки района в наши дни 6 2 8
9 Родной хутор Потапов на карте Волгодонского района 1 1 2
10 Достопримечательности хутора Потапов 4 2 6
11 Замечательные хуторяне 3 1 4
12 Ветераны Великой Отечественной войны родного хутора Потапов 3 1 4
13 Потаповцы - удивительные мастера декоративно-прикладного творчества 5 3 8
14 Семейные традиции хуторян. Родословная 2 5 7
15 Представление программы "Истоки" на Всероссийском образовательном молодежном форуме "Селигер-2010" 1 1
16 Итоговое занятие 1 1
Итого 48 24 72

1. Вводное занятие.

Цели и задачи, программа. Техника безопасности. Конституция РФ о государстве и гражданах России.

Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.

2. Волгодонской район на карте Ростовской области.

Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.

3. Родной район Волгодонской - частичка Донского края.

  1. Донской край как составляющая Российского государства.
  2. Волгодонской район: образование, культура, здравоохранение.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

4. Историческое прошлое Волгодонского района.

  1. Возникновение района, наименование его.
  2. Территория района.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

5. Возникновение хуторов и станиц района.

  1. Хутор Ясырев.
  2. Станица Большовская.
  3. Станица Каргальская.
  4. Хутор Рябичи.
  5. Хутор Холодный.
  6. Хутор Семенкин.
  7. Хутор Калинин.
  8. Хутор Пирожок.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

6. Станица Романовская. История возникновения.

  1. Название станицы.
  2. Расположение станицы.
  3. Достопримечательности Романовской.
  4. Объекты станицы.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

7. Современная Романовская.

  1. Карта станицы.
  2. Улицы Романовской.
  3. Администрация района.
  4. Образование.
  5. Культура.
  6. Здравоохранение.
  7. Производственные объекты.
  8. Районный краеведческий музей.
  9. Герои Романовского подполья.
  10. Фестиваль "Струны души".

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

8. Станицы, хутора и поселки района в наши дни.

  1. Сельские поселения.
  2. Проиводственные объекты.
  3. Образование.
  4. Культура.
  5. Достопримечательности.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

9. Родной хутор Потапов на карте Волгодонского района.

  1. Территория хутора Потапов.
  2. Хутор Потапов - моя Родина.

Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.

10. Достопримечательности хутора Потапов

  1. Мемориал воинской славы.
  2. Братская могила защитников хутора Потапова в годы Великой Отечественной войны.
  3. Потаповское хуторское казачье общество Романовского юрта 1 Донского казачьего округа.
  4. Казачьи дома - курени.
  5. Казачье подворье.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

11. Замечательные хуторяне.

  1. Ф.Турук - замечательный кукурузавод.
  2. А. Богачев - участник ВДНХ.
  3. И. Башкинцев - заслуженный комбайнер.
  4. Р. Чепухова - многократный победитель соцсоревнований.
  5. Р. Винс - первоцелинница.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

12. Ветераны Великой Отечественной войны родного хутора Потапов.

  1. Иван Александрович Ярулин.
  2. Александр Петрович Парьев.
  3. Елена Андреевна Шевченко.
  4. Иван Иванович Луковской.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

13. Потаповцы - удивительные мастера декоративно-прикладного творчества.

  1. П.Ф.Сиренко - мастер-золотые руки.
  2. Сестры Л.К. Баранович и О.К.Махновец - мастерицы домотканого льняного полотна.
  3. М.А.Ковтунович - мастерица художественной вышивки.
  4. Р.В.Винс - мастер художественного вязания.
  5. Р.А. Лихачева - мастерица-золотые руки.
  6. К.А. Радькова - мастерица художественного вязания.
  7. А.А.Попов - мастер лозоплетения.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

14. Семейные традиции хуторян. Родословная.

  1. Казачья семья.
  2. Современная семья.
  3. Роль родителей в семье.
  4. Воспитание детей в семье.
  5. Традиции современной семьи.
  6. Семейные праздники.
  7. Казачья родословная.
  8. Современная родословная.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

15. Представление программы "Истоки" на Всероссийском образовательном молодежном форуме "Селигер-2010".

Форма организации занятия: презентация.

16. Итоговое занятие.

Формы организации занятия: выставка, экспозиция, экскурсия.

По итогам обучения воспитанники должны:

1 год обучения

  • овладеть следующими компетенциями:
  • понятие о казачьей сказке, пословицах и поговорках о жизни, быте и культуре донских казаков;
  • понятие о необыкновенном казачьем говоре, отраженном в сказке;

уметь:

  • рассказать о казачьей сказке, определить ее тему;
  • использовать приобретенные знания в повседневной жизни;

2 год обучения

  • овладеть следующими компетенциями:
  • понятие о жизни, быте и культурных традициях донских казаков;
  • понятие о месте казачества в истории Российского государства;
  • понятие о культуре донских казаков как составляющей части народной культуры,

уметь:

  • рассказывать о жизни, быте и культурных традициях донских казаков; использовать приобретенные знания в практической деятельности;

3 год обучения

  • овладеть следующими компетенциями:
  • история и современность родного Волгодонского района, хутора Потапов;
  • замечательные казаки, прославившие донской край;

уметь:

  • рассказать об истории своей малой Родины;
  • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни с целью дальнейшего развития коммуникативных способностей, адаптации к социальным условиям.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985.

2. Азбука психологии: психология познания. Учебно-метод. пособие./Сост.Е.И.Рогов.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.

3. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.

4. Бегство от скуки: Рассказы об интересах и увлечениях. - Ростов-на-Дону: Рост. кн. изд-во, 1989.

5. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Сост. Г.Науменко. - М.: Дет. лит., 1980.

6. Библиотека русского фольклора: Былины./ Сост. Ф.М.Селиванов. - М.: Советская Россия, 1988.

7. Борцов Ю.С. Социология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

8. Большой энциклопедический словарь /Под ред. А.М.Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - С.-Петербург: Норинт, 2001.

9. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание. - Спб: Профессия, 2004. - 304 с.

10. Ванеев А.Н. Библиотечное дело: Теория. Методика. Практика. - Спб: Профессия, 2004.

11. Веденяпина М.И. Пушкинская библиотека: вчера, сегодня, завтра.// Библиополе. - 2004. - № 1.

12. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975.

13. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Я., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Школьная библиотека, 2003.

14. Гриханов Ю.А. Что нужно каждому знать о библиотеке/ М.: Книга, 1997.

15. Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1984.

16. Даль В.И. Энциклопедия русского слова.- М.: Эксмо, 2002.

17. Домострой /Сост. вступ. ст., пер, и коммент. В.В.Колесова; Подготов. текстов В.В.Рождественского, В.В.Колесова, М.В.Пименовой. - М: Сов. Россия, 1990.

18. Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников. - М.: Профиздат, 1983.

19. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М.: Просвещение, 1989.

20. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Профиздат, 2002.

21. История мировой культуры /Под ред. Г.В.Драч. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

22. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Высшая школа, 1990.

23. Конституция Российской Федерации. - Спб: Регата, 2000.

24. Круглый год: русский земледельческий календарь /Сост., вст. ст. и примеч. А.В. Крыловой. - М.: Правда, 1991.

25. Линкова И.Я. Ты и твоя книга: Кн. для чтения.-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1991.

26. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. - 2-е изд., доп. - М.: Советская Россия, 1984.

27. Массовая библиотека: Теория и практика. Сборник / Рос. гос. б-ка. Ред-сост. Ю.А.Гриханов. - М., 1993.

28. Массовая библиотека на пути перемен: Методические рекомендации. /Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; Ред.-сост. A.M. Еремина. - М., 1990.

29. Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. - Волгодонск: ЗАО "СКФ", 2005.

30. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001.

31. Педагогика /Под ред. В.А.Сластёнина. - М.: Профиздат, 2002.

32. Прекрасное - своими руками: Народные художественные ремёсла /Сост. С.С.Газарян. - М.: Дет. лит., 1989.

33. Психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.

34. Розанова Е.Г. Праздники в школе и дома: Сценарии, викторины, игры. - М.: РОСМЭН, 2000.

35. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. - Симферополь: Соратник, 1992.

36. Сельская библиотека в новых социально-экономических условиях. Вып. 2: Участие библиотеки в возрождении, развитии культурного наследия: Методические рекомендации /Рос. гос. б-ка; Сост. В.А. Доброва, О.В.Осипова. - М.: Либерия, 1997.

37. Скуднова Т.Д. 50 имён из истории отечественной педагогики. - Таганрог: Икар, 2000.

38. Сковозников В.Д. К понятию "пушкинской традиции" (Пушкин и поздний Жуковский)// Русская словесность. - 2001. - № 6.

39. Сохраняя традиции, искать новое // Библиотека.- 1996.- №6

40. Степанов А.В. Строго между нами. - Чулым: Нива, 1997.

41. Степанов А.В. Одолень-трава. - Чулым: Нива, 2000.

42. Степанов А.В. Запах чёрной смородины. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

43. Суглобов Г.А. О свычаях - обычаях и религиозных обрядах. - М.: Советская Россия, 1987.

44. Суратов В.Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности: Учебное пособие/ Санкт - Петербургский гос. инс-т культуры: С. - Петербург, 1992.

45. Сухоносов Н.С. На повороте судьбы - Цимлянск: Придонье,1998.

46. Сухоносов Н.С. Позывные любви. - Волгодонск: Волгодонское полиграф. объедин., 1999.

47. Тихомиров И.И. Художественная литература в помощь нравственному воспитанию читателей// Нравственное воспитание читателей/ Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М., 1985.

48. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

49. Чечётин А.И. Искусство театральных представлений. - М.: Советская Россия, 1988.

50. Черевик К.С. Социальная политика: Учебно методическое пособие - Таганрог: Изд-во Е.А.Кучма, 2001.

51. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985.

Приложение

Презентация "Потаповское хуторское казачье общество

Романовского юрта I Донского казачьего округ.

Деятельность добровольной казачьей дружины хутора Потапов по возрождению традиций донского казачества, основанной 14 марта 2008 года" (см. на электронном носителе).

Презентация "Всероссийский молодежный образовательный форум

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
города Урюпинска Волгоградской области

Согласовано Утверждаю
Председатель Управляющего совета Директор МОУ СОШ №6
МОУ СОШ №6 г.Урюпинска г. Урюпинск
Волгоградской области Волгоградской области
___________ Н.П. Чуваева ___________ В.Н.Чекина
_________2011 год ___________ 2011 год.


на 2011-2014 гг.
(Социально - педагогический проект « Построение целостного культурно - образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры»)

город Урюпинск
2011
Программа развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества
на 2011-2014 гг.

Данная программа рассматривает развитие общего и дополнительного образования в школе на основе историко-культурных традиций казачества как одно из приоритетных направлений региональной и муниципальной образовательной политики и направлена на выполнение основных целей и задач, которые вытекают из Федеральной программы развития образования в России на 2006-2010 годы, Закона РФ « Об образовании», региональных требований к образованию в образовательных учреждениях, имеющих статус «казачье», и реализуется в совместной деятельности органами казачьего правления, общественными организациями, предприятиями, всеми заинтересованными лицами.

Главная цель Программы – развитие школьной системы казачьего образования, удовлетворение потребностей в качественном образовании, духовно- нравственном и гражданском становлении физически здоровой, образованной, свободной, гуманной, творческой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов, проявляющей национальную и религиозную терпимость, обладающей качествами гражданина и патриота.
Программа направлена на совершенствование организации образовательного процесса, развитие материальной и научно - методической базы школы, повышение квалификации учителей, воспитателей, повышение качества образования и воспитания, формирование личности будущего выпускника школы, его социальную и предпрофильную адаптацию.

Структура программы

I Анализ развития казачьего компонента в школе.

II.Паспорт целевой программы развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества на 2010-2014 гг.

III. Мероприятия программы:
1.Содержание муниципальной образовательной политики по развитию казачьего компонента МОУ СОШ №6.
2. Развитие системы казачьего образования школе.
3. Обновление содержания образования в учебной и воспитательной работе школы.
4. Развитие творческого потенциала педагогических кадров.
5. Развитие материально- технической базы школы.

IV.Управление реализацией программы.

V. Мониторинг результативности проекта.

Анализ
развития этнокультурного казачьего компонента в
МОУ СОШ№ 6 города Урюпинска Волгоградской области

Необходимость создания казачьего компонента образования в МОУ СОШ №6 города Урюпинска продиктовано не только статусом Урюпинска, как окружной станицы Хоперского округа, но и острой необходимостью внедрения казачьего компонента в образовательный процесс, способного совместить на высоком профессиональном уровне обучение подростков, их патриотическое воспитание и подготовку к служению Родине.
Концепция создания казачьего компонента образования в МОУ СОШ № 6 отражает следующие требования и специфические особенности:
- проведение муниципальной образовательной политики, направленной на создание условий для качественного образовательного процесса; обновление материально- технической базы; качественный рост педагогических работников; реализация задач предпрофильной подготовки и профильного обучения; повышение управленческой культуры;
- повышение качества казачьего образования, внедрение образовательных программ, введение предмета «Основы православной культуры»;
- внедрение инновационной модели воспитательной системы, целью которой является максимальное развитие личности хоперского казака, казачки, создание возможности ее реализации с опорой на следующие духовные ценности и ориентиры: отечество, культура, духовность, патриотизм, здоровье, семья;
- научно- методическое обеспечение педагогической деятельности;
- осуществление мониторинга состояния системы и качества казачьего образования.
В настоящее время в школе положено начало для развития этнокультурного казачьего компонента:
Помимо изучения географии в инвариантной части предмета в 6 классе введен практикум по географии, в который включено изучение географии Волгоградской области, « География Волгоградской области» в 9 классе. Ведется изучение географии на профильном уровне в 10,11 классах.
В резервные часы программы по литературе, географии, истории включен казачий компонент (Приложение 1,2,3).
В часы вариативной части начальной, основной и старшей школы включена исследовательская деятельность по краеведению, географии, истории, связанная с изучением казачества.
Система дополнительного образования детей в школе включает четыре основных направления: туристско-краеведческое, музыкально - эстетическое, спортивное, декоративно - прикладное.
Помимо школьных кружков и спортивных секций на базе школы работают кружки ЦДТ, школы искусств, ДЮСШ №1, детского экологического центра. Кружковой работой охвачено 90% учащихся с 1-11 класс.
Четвертый год в школе работает танцевальная и вокальная студии, воспитанники которой принимают активное участие в проведении различных городских и школьных мероприятий. Руководители этих коллективов Мамаева Н.Г. и Илларионова Л.Н. знакомят учащихся с фольклором нашего края. Выступления учащихся признаны победителями и призерами на городских смотрах.
В школе третий год работает клуб «Параскева», где учащиеся постигают навыки пуховязания, лоскутной пластики, различного вида вышивания. Десять учениц приняли в прошлом учебном году участие в областном конкурсе «Бабушкин сундучок», традиционно представляют свои работы на городских ярмарках, областном конкурсе « Живая старина».
В школе развита система гражданско-патриотического воспитания, оборудован кабинет ОБЖ, ребята принимают активное участие в городских мероприятиях, посвященных патриотическому воспитанию молодежи
(« Зарница», конкурсы по пожарной безопасности). На базе школы работает клуб « Меткий стрелок», в котором учащиеся совершенствуют навыки по военно-спортивной подготовке. Это приносит свои результаты: в 2009 году – 1 место в военно-патриотической игре «Зарница», в этой же игре в 2010 году 2 место, в конкурсе по пожарной безопасности в 2010 году - 2 место.
Содержательна и разнообразна работа школьного научного общества «Пламя». Многие исследовательские проекты, выполненные учащимися, связаны с историей развития казачьего края, его культурой, традициями, Эти проекты: « Казачий фольклор Урюпинского района», «Отражение в песенном фольклоре жизни казачества», « Почему мой дед любит козу Милку?» заняли призовые места на городском, региональном и всероссийском уровне.
Второй год в школе успешно реализуется программа экологического воспитания « Мир, в котором я живу», приоритетной задачей которой является развитие у учащихся чувства уважения к своей родной природе, к своему краю.
В школе создан уголок казачьего быта, оформлены стенды, работает живой уголок.
В стадии разработки находятся элективные курсы: « Семейно - бытовые традиции казачества», « Хоперский фольклор», « Русская казачья духовная культура».
С 2011 года планируется введение предмета « Основы православной культуры».
Таким образом, в школе формируется модель воспитательной системы, направленная на возрождение духовности и патриотизма учащихся, которая включает работу с родителями, ТОСАми, в дальнейшем с казачьими организациями нашего города с целью формирования социума школы, как воспитательной среды, пронизанной идеями и традициями казачества.

Паспорт целевой программы

Паспорт целевой программы развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества
на 2011-2014 гг.
Наименование Программы - Программа развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества
(Социально - педагогический проект « Построение целостного культурно- образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры»)
Нормативно - правовая база - Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, закон РФ « Об образовании», Государственная программа
« Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», федеральные, региональные и муниципальные требования к системе казачьего образования.
Исполнители основных мероприятий – педагогический коллектив, родители, учащиеся МОУ СОШ №6.
Сроки реализации- 2010-2014 годы.
Стратегическая цель – содействовать устойчивому развитию казачьего образования и воспитания в школе;
Основные задачи:
- реализация социального заказа на качественное образование;
- развитие системы казачьего образования в формировании гражданских, патриотических и духовно- нравственных качеств личности учащихся, любви к Урюпинскому краю, Отечеству;
- развитие системы научно- методического сопровождения, творческой, педагогической, инновационной деятельности педагогов и воспитателей в реализации казачьего компонента;
- укрепление учебно-материальной базы.
Основные параметры – программа ориентирована на совместную деятельность педагогического, родительского и детского коллектива школы, ТОС «Северный - 3», ТОС « Светлый» и основана на создании культурно - образовательного пространства, развитии организационных форм образования, реализующих казачий компонент содержания.
Основные мероприятия – внедрение нормативно - правовых, экономических, организационно-педагогических основ политики казачьего образования.

Мероприятия программы

Мероприятия
Сроки
Ответственные
Ожидаемые результаты

1
2
3
4

Проведение комплексного анализа и состояния развития казачьего компонента с учетом мнения руководителей, педагогов, воспитателей и родителей школы и детского сада
Сентябрь
2010года
МОУ СОШ №6
Обобщение опыта деятельности образовательных учреждений МОУ СОШ №6 и Д/С «Колокольчик»

Разработка содержания образовательной политики по обеспечению развития казачьего компонента образовательных учреждений
Сентябрь2010
МОУ СОШ №6
Формирование направлений в вопросах развития казачьих образовательных учреждений

Проведение совещаний руководителей образовательных учреждений по проблемам развития казачьего компонента.
Ежегодно по плану
МОУ СОШ №6
Анализ результатов и определение направлений развития казачьих образовательных учреждений

Рассмотрение в администрации города, органах казачьего правления вопросов о взаимодействии и выработке планов совместной деятельности, по финансированию, улучшению материальной базы образовательных учреждений.
Ежегодно по плану
МОУ СОШ №6
Определение стратегии в развитии казачьего компонента в образовательных учреждениях, координация деятельности

Разработка и принятие образовательными учреждениями программ развития с учетом накопленного инновационного потенциала, в которые должны войти все источники казачьей культуры, стандарты образования, дополнительное образование.
Сентябрь- октябрь 2010г.
МОУ СОШ №6
Систематизация возникновения социально – педагогических инициатив

Рассмотрение вопроса о развитии дополнительного образования в казачьих образовательных учреждениях
Ежегодно до 1.09
МОУ СОШ №6
Развитие творческих способностей, формирование основных ментальных качеств казака, казачки, развитие непрерывности казачьего образования

Рассмотрение вопроса о представлении оздоровительных, культурно – спортивных учреждений для реализации казачьего компонента в процессе общего и дополнительного образования
Ежегодно до 1.09
МОУ СОШ №6
Создание особых условий для практической реализации в образовательных учреждениях казачьего компонента

Введение в систему анализа социокультурной и образовательной ситуации социологических исследований среди учащихся образовательных учреждений, родителей, мониторинга процесса результатов обучения, воспитания и развития детей.
2011-2014гг.
Заместитель директора по В/Р МОУ СОШ № 6 Кравцова Е.А, психолог МОУ СОШ № 6
Супрун Т.А.
Корректировка управленческих решений, внедрение механизмов защиты прав обучающихся

Проведение семинаров, совещаний с руководителями образовательных учреждений по проблемам развития казачьих образовательных компонентов.
2011-2014гг.
Методическое объединение учителей МОУ СОШ №6
Обобщение и внедрение инновационного опыта в развитии казачьих компонентов в классах, группах.

Организация выпуска информационных материалов в СМИ по актуальным вопросам развития казачьего компонента.
Ежегодно
МОУ СОШ №6
Создание информационного пространства о деятельности образовательных учреждений

2. Развитие системы казачьего образования

Изучение эффективности действующих моделей учебных планов казачьих образовательных учреждений, создание организационно - методических условий для дальнейшего развития казачьего содержания образования, связанного с историей казачества, его культурой, бытом, традиционными промыслами и ремеслами, военно- прикладной подготовкой, формированием казачьего менталитета.
Ежегодно
МОУ СОШ №6
Накопление опыта по проблемам разработки учебных планов учителей и воспитателей, учитывающий многообразие традиций нашего края и донскую казачью проблематику

Внедрение в практику образовательного процесса программ и учебно - методических пособий казачьего компонента государственного стандарта общего образования
2011-2014гг.
МОУ СОШ №6
Расширение возможностей методического оснащения регионального компонента

Информатизация казачьих образовательных учреждений, обеспечивающая модернизацию методов и технологий казачьего образования педагогическими коллективами и управленческим персоналом
2011-
2014 гг.
МОУ СОШ №6
Создание единого информационного пространства, повышение качества образовательных услуг

Обеспечение реальной интеграции в образовательном процессе казачьих образовательных учреждений, направленной на формирование казачьей культуры
2011-
2014 гг.
МОУ СОШ №6
Внедрение системы межпредметной связи казачьей тематики

Создание социокультурных комплексов, как единого образовательного пространства, укрепление взаимодействия с учреждениями и организациями для обеспечения дополнительного притока в школу финансовых, материальных, кадровых ресурсов, направленных на развитие казачьего образования
2011-
2014 гг.
МОУ СОШ №6.

Развитие образовательного пространства, привлечение дополнительных ресурсов в образование

Реализация инновационных методик и технологий в казачьем компоненте образовательных учреждений через участие программных мероприятиях;
- воено - спортивных играх, спартакиадах; соревнованиях допризывной молодежи; туристско-краеведческих соревнованиях;
- парадах, посвященных Дню Победы, праздничных мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества, памятным историческим датам России и истории казачества, области, города, православным праздникам;
- походах, экспедициях, слетах;
- фольклорных праздниках, смотрах художественной самодеятельности, акциях «Милосердие», «Вахта памяти», экологических субботниках, выставках народно- прикладного творчества;
- традиционных праздниках «День Знаний», «Последний звонок», уроках Мужества.
2011-
2014 гг.
МОУ СОШ №6
Укрепление взаимосвязи казачьих образовательных учреждений в патриотическом, духовно- нравственном воспитании учащихся, развитие творческих способностей учащихся, развитие лидерской одаренности, развитие социального и профессионального самоопределения детей и молодежи

Развитие органов детского казачьего самоуправления;
- организация лидерской казачьей смены в летнем школьном оздоровительном лагере
2011-
2014 гг.
МОУ СОШ №6.
Организация летнего отдыха, формирование лидерских качеств.

Мониторинг исполнения стандартов по предметам с казачьим компонентом, уровня воспитанности и развития учащихся
2011-
2014 гг.
Заместитель директора по В/Р МОУ СОШ №6 Кравцова Е.А., педагоги.
Совершенствования управления качеством казачьего образования

3. Обновление содержания образования
в школе

Внедрение личностно ориентированных технологий образования, реализующих казачий компонент содержания
(средствами соответствующий подготовки учителей, воспитателей классных руководителей, педагогов дополнительного образования, анализ состояния преподавания и воспитательной работы)
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6
Обобщение, внедрение инновационного опыта казачьего компонента

Организация семинаров, мастер- классов по реализации новых - подходов, форм и методов в решении проблем повышения качества образования и воспитания.
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6
Повышение профессионального уровня педагогов и воспитателей

Активное развитие школьного компонента учебного плана, введение в содержание учебных планов казачьего компонента, регионального стандарта по истории, литературе, географии, физической культуре
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

Систематизация казачьего образования, ориентация на высокий уровень качества.

Программно- методическое обеспечение казачьего компонента содержания образования в школе
2011-2014 гг.
МОУ СОШ № 6
Расширение возможности методического оснащения казачьего компонента, систематического обновления содержания казачьего образования

Организация работы творческих микрогрупп по разработке рабочих программ, измерителей, форм проведения контроля знаний учащихся, анализа по курсам и дисциплинам с казачьим компонентом
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6
Обобщение, трансляция и внедрение инновационного опыта

4. Развитие творческого потенциала педагогических кадров

Организация в системе методической работы с учителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования образовательных учреждений изучение основ социальной и возрастной психологии
(средствами консультаций, семинаров, практикумов, тренингов)
2011-2014 гг.
Заместитель директора по В/Р МОУ СОШ №6 Кравцова Е.А.,психолог Супрун Т.А.
Обеспечение индивидуально – личностного подхода в содержании образования

Профессиональная переподготовка преподавательского состава для преподавания казачьего образовательного компонента
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

Подготовка квалифицированных педагогических кадров для казачьих образовательных учреждений

Курсовая подготовка учителей предмета
« Основы православной культуры»
2011-2012гг.
Заместитель директора по УВР МОУ СОШ №6 Гаврилова Т. И.
Подготовка квалифицированных педагогических кадров

5. Развитие материально- технической базы казачьего компонента
МОУ СОШ № 6

Проведение капитального и текущих ремонтов с целью создания условий для качественного образования и приведения материально- технической базы для внедрения казачьего компонента в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

Оборудование в образовательных учреждениях профильных учебных классов для реализации дополнительных образовательных программ военно-патриотического, физического и эстетического развития
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

Обеспечение образовательного процесса необходимыми учебными, методическими пособиями; пополнение библиотечного фонда казачьей литературой.
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

Обеспечение исполнения государственных и социальных гарантий учащихся казачьего компонента образовательных учреждений и охране здоровья
(безопасность, питание, медицинское обслуживание, транспорт)
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

Расширение возможности финансирования казачьих образовательных учреждений за счет денежных средств из незапрещенных законом источников
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

IV.Управление реализацией проекта

Управление данной программой будет осуществляться в соответствии с Законом РФ « Об образовании», Уставом школы на принципах демократичности, открытости, свободного развития личности.
Система управления программой развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества должна обладать способностью добиваться с наименьшими затратами необходимых результатов через достижение целенаправленности и организованности совместной деятельности субъектов образовательного процесса и общественности.
Школа – центр воспитательного пространства, соответствующая запросам государства и социума, предполагает изменения в организационной структуре управления образовательным процессом. В частности предполагается дополнить программный материал, вести целенаправленную работу с другими учреждениями образовательного процесса, освоение и введение педагогических новшеств в соответствии с целями и содержанием развития.
Проект позволит организовать постоянное насыщение и обновление материально- технического содержания образовательного процесса.

V. Мониторинг результативности проекта

Реализация программы развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества невозможна без организации мониторинга.
Под мониторингом мы понимаем систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Большая роль в осуществлении контроля и мониторинга возлагается на заместителей директоров по УВР и ВР МОУ СОШ №6 ,
которые будут осуществлять эту деятельность по своим направлениям:
- Оценка эффективности внедрения в учебный процесс педагогических технологий, обеспечивающих личностный и компетентностный подход.
- Диагностика:
- качества и результатов профессиональной деятельности учителей;
- творческого потенциала педагогического коллектива;
- состояния сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями;
- выявление степени удовлетворенности обучающихся и их родителей организацией образовательного процесса и дополнительного образования;
- состояния материально- технической базы.

Контроль за:
- правовой базой функционирования МОУ СОШ №6 школы, как центра воспитательного пространства;
- реализацией целевых программ в рамках функционирования школы как центра воспитательного пространства.
На всех этапах реализации программы будет проводиться мониторинг обучения и воспитания субъектов образовательного пространства. Основные функции мониторинга следующие:
- интегративная – обеспечит комплексную характеристику процессов, происходящих в образовательном пространстве школы;
- диагностическая – позволит выявит уровень субъектов образовательного пространства к взаимодействию в целях решения приоритетных задач;
- экспертная – осуществит экспертизу программно – методического материала, форм, методов, технологий, способствующих повышению качества обучения и воспитания личности используемых в ходе работы;
- информационная – позволит оперативно осуществлять обратную связь, в форме получения информации о реализации «рубежных» целей опытно – экспериментальной работы;
- экспериментальная – поиск, разработка диагностических материалов и апробация их на технологичность, надежность;
- образовательная – изучение и удовлетворение образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса.
Результаты, получаемые системой мониторинга по всем направлениям, будут обобщаться и учитываться при корректировке программы развития.
Резюмируя выше изложенное, отметим, что реализация проекта
« Построение целостного культурно - образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры» позволит:

Выпускникам школы стать успешными в решении жизненных и профессиональных проблем, осознавать свой гражданский статус, связывать свои жизненные цели и планы с целями развития общества, государства, цивилизации, владеть представлениями об истинных культурных и социальных ценностях, готовых к их сохранению, умножению, культурному обмену.
Расширить границы взаимодействия со всеми организациями и образовательными учреждениями города, работа которых связана с развитием казачества и духовным развитием молодежи.
Сохранить и возродить взаимодействия с различными организациями и учреждениями, наполнив их новым содержанием, а также искать и находить новых партнеров и единомышленников.

Приложение №1

Смета на 2010- 2011 учебный год
МОУ СОШ № 6

№ п/п
Наименование
Количество штук
Цена
Сумма

1
Приобретение казачьих костюмов для вокальной и танцевальной групп
25
2000
50000

2
Приобретение обуви для вокальной и хоровой групп.
25
2000
50000

3
Обновление уголка казачьего быта, заказ новых стендов:
- « Урюпинск – столица казачества»

- « Урюпинск: прошлое, настоящее, будущее»

- « Красная книга Прихоперского края»

- «Литературное Прихоперье»

4
Приобретение интерактивной доски

5
Приобретение музыкальных инструментов:

детские бубны
10
30
300

металлофон хроматический
2
1508
3016

ксилофон
1
1845
1845

бубенцы на руку
3
315
945

тарелочки пальчиковые
2
221
442

треугольник с палочкой
1
347
347

6
Проектор
1
29000
29000

Итого
222645

Приложение № 2

Распределение учебного времени по изучению этнокультурного казачьего компонента литературного образования по классам


Изучаемая тема
Количество часов

5класс (6 часов)

Фольклор
Малые казачьи жанры казачьего фольклора: загадки, пословицы, поговорки, игры
1

Сказки
Волшебная сказка «Танюша и мачеха»
1

Сказки о животных: «Бисеринка», «Казак и лиса»
2

6 класс (6часов)

Казачьи песни
Исторические песни «Ты, Россия, мать - Россия», « Степан Разин на Волге», « Пугачев в темнице»
1

Лирические и обрядовые песни «Хутор стоит над рекою», « Ой ты, ты наш батюшка Дон», « Сине море всколыхнулося»
2

Казачья народная драма
«Лодка»
2

« Степан Разин», «Атаман», «Буря» (обзор)
1

Сказки, обработанные писателями Нижнего Поволжья.
Б.С.Лащилин «Донские сказки», «Волга и Разин», «Жар- птица и Степан Тимофеевич Разин»
1

«Пугачев и Магнитогора», «Емельян Иванович Пугачев и башкирские всадники»

7класс (8 часов)

Фольклор
Предания, легенды казачества: «Шат и Дон», «Казак цветок съел», «Казачий круг», «Как голубь казака спас»
1

«Легенда о донском цветке бессмертнике», «Легенда о Хопре и Слащевне», «Предание о лазоревом цветке»
1

Легенды и были, обработанные писателями Нижнего Поволжья
В.Г. Головачев. Краткие биографические сведения. «Князь Урюп в грязи увяз», « Как не стало станицы Левыкинской»
1

« Про Пугача», «Казак Платов»
1

« Девка- синеглазка»
1

Поэзия казачьего зарубежья
Н.А.Келин. «У Дона», «Мы гордое племя!»
1

П.С.Поляков « Казачка»
1

8 класс (8 часов)


Н.В. Сухов. «Казачка» (глава «Рождество»)
1

Н.В.Сухов «Казачка» (главы «Посиделки», «Масленица», «Рыбалка»)
1

Б.С. Лащилин. Очерк « Подарок казаков Платову» (сборник «На родных просторах»)
1

Б.С. Лащилин очерки « Казак Максим Ханин», «Золотые кони хана Батыя»
1

П.П. Суховеров. Сборник рассказов и очерков «Нехай все будет хорошо»: «Был бы казачонок», «Старейший казак Прихоперья».
1

В.М.Хопров (Казьмин). «Хоперские чудеса», «Вкус станичной воды», «Щукари». (Сборник «Кумылженская сирень»)
1

Произведения Волгоградских поэтов 20 века о казачестве
В.И. Политов «Родимое», «Дар», «Родиной зову». Г.Н. Медведев. « В устье реки Еруслан», «После дождя», «Мне мир звенит», «Вечер синь и светел»
1

В.С.Макеев « Я детство оставил за гумнами», «Под казачьим солнышком», « Поклон», «Хлеб да соль».
1

9класс(9 часов)

Казачий фольклор на страницах русской литературы
М.А. Шолохов «Тихий Дон» (главы «Сватовство Натальи», «Свадьба Григория и Натальи»
2

Проза Волгоградских писателей 20 века о казачестве.
Н.Ф. Терехов. Невыдуманные рассказы. «Подвижники» (ч.1: « Страницы далекого прошлого»: « Слово и дело», «Жизнь во имя Отечества»)
2

Б. Екимов « На казачьей ферме»
2

Произведения волгоградских поэтов 20 века о казачестве
Л. С. Кривошеенко «Степной городок». «Сады Придонья», «Гроза», «Старицы»
1

А.В.Максаев «Новолунье», « Стремя», « Умирают песни отчие, донские»
2

Приложение №3
Распределение учебного времени по изучению этнокультурного казачьего компонента по истории

Изучаемая тема
Количество часов

5класс (6 часов)

1. История возникновения казачества
2

2. Как появилась станица Урюпинская
2

3. Почему наш город так называется?
2

6 класс (6 часов)

1 Как появились казаки на Дону?.
2

2. Казачьи праздники обряды
2

3. Быт казаков в 18 веке
2

7класс(6 часов)

1. Участие казаков в крестьянских восстаниях 17- 18 века
2

2. Особенности казачьего фольклора
2

3. Одежда и утварь казачьего быта в 18 веке
2

8 класс(6 часов)

1. Урюпинские казаки в событиях 1917- 1920 гг.
2

2. Военная организация и оружие казаков
2

3. Казачье кадетство в Волгоградской области

9класс(6 часов)

1. Участие казаков в гражданской войне в России
2

2. Процесс « раскулачивания» и казаки
2

3. Возрождение казачества
2

Приложение № 4

Казачий компонент в преподавании географии в резервные часы
6 класс
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество часов

Источники географической информации
Роль древних документов в расширении знаний о Земле. Участие казаков в кругосветных путешествиях
1 час

7 класс
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество часов

Евразия
Урюпинск на карте мира, России, Волгоградской области
1 час

8 класс
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество часов

Население России
Культура и традиции казаков Урюпинского района
1 час

Население России
Официальная символика казачества
1 час

9 класс
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество часов

Волгоградская область
История заселения Урюпинского края
1 час

Волгоградская область
Старые фотографии рассказали
1 час

Волгоградская область
Казачество: история и современность
1 час

10 класс
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество часов

Россия и современный мир
Урюпинск в географическом разделении труда.
1 час

11 класс
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество часов

Введение в геологию
Древняя и средневековая история Урюпинского края
1 час

География финансовой инфраструктуры и финансовый поток
Территориальная организация банковской системы в Урюпинске
1час


Экологическая обстановка в Урюпинском районе
1 час

Природопользование и геоэкология
«Язык земли»-практикум по топонимики казачьего края
1 час

Природопользование и геоэкология
«И небывалое бывало» редкие и катастрофические погодные явления
1 час