Скачать презентацию пирамиды жилища вечности фараонов. Архитектура страны фараонов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

МАКСИМ ГОРЬКИЙ – настоящее имя АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКÓВ русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма

3 слайд

Описание слайда:

Детские годы Родился в Нижнем Новгороде. Отец - Максим Савватиевич Пешкóв (1840-1871) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик, умер от холеры. Мать - Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - из мещанской семьи, умерла от холеры.

4 слайд

Описание слайда:

Детские годы Воспитывался в семье деда по материнской линии Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать. С 9 лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д. Настоящего образования не получил, окончил ремесленное училище.

5 слайд

Описание слайда:

Начало литературной деятельности Начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М.Горький появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Толстого.

6 слайд

Описание слайда:

Годы эмиграции С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), на острове Капри, не прерывая связей с молодой советской литературой. С 1906 по 1913 также проживал в Италии (по состоянию здоровья)

7 слайд

Описание слайда:

Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына - Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве. Памятник М.Горькому в Санкт-Петербурге около станции метро «Горьковская».

8 слайд

Описание слайда:

Библиография М.Горького Романы 1899 - «Фома Гордеев» 1900-1901 - «Трое» 1906 - «Мать» (вторая редакция - 1907) 1925 - «Дело Артамоновых» 1925-1936- «Жизнь Клима Самгина» Повести 1908 - «Жизнь ненужного человека». 1908 - «Исповедь» 1909 - «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина». 1913-1914- «Детство» 1915-1916- «В людях» 1923 - «Мои университеты»

9 слайд

Описание слайда:

Библиография М.Горького Рассказы, очерки 1892 - «Макар Чудра» 1895 - «Челкаш», «Старуха Изергиль». 1897 - «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов». 1898 - «Очерки и рассказы» (сборник) 1899 - «Песня о Соколе» (поэма в прозе), «Двадцать шесть и одна» 1901 - «Песня о буревестнике» (поэма в прозе) 1903 - «Человек» (поэма в прозе) 1913 - «Сказки об Италии». 1912-1917- «По Руси» (цикл рассказов) 1924 - «Рассказы 1922-1924 годов» 1924 - «Заметки из дневника» (цикл рассказов)

10 слайд

Описание слайда:

Библиография М.Горького Пьесы 1901 - «Мещане» 1902 - «На дне» 1904 - «Дачники» 1905 - «Дети солнца», «Варвары» 1906 - «Враги» 1910 - «Васса Железнова» (переработана в декабре 1935-го) 1930-1931 - «Сомов и другие» 1932 - «Егор Булычёв и другие» 1933 - «Достигаев и другие» Публицистика 1906 - «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты) 1917-1918 - цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием) 1922 - «О русском крестьянстве»

11 слайд

Описание слайда:

Роль М.Горького в создании советской детской литературы 1918 - докладная записка правительству «Об издании русской классической и зарубежной литературы и УНТ» 1919 - издано 72 наименования книг из списка 1919 - организация издательства «Всемирная литература» 1919 - в Петрограде выходит первый детский журнал «Северное сияние» (просуществовал 1 год) 1922 - создание Пионерской организации 1923 - в Петрограде издается журнал «Воробей» 1924 - журнал «Воробей» переименован в «Новый Робинзон» 1924 - начинает выходить журнал «Пионер» 1924 - создается журнал «Мурзилка» 1925 - в Москве начинает выходить газета «Пионерская правда» 1927 - газета становится всесоюзной, вводится рубрика «Горький отвечает детям»

12 слайд

Описание слайда:

Роль М.Горького в создании советской детской литературы 1930 - в Ленинграде выходит журнал «Чиж» (Чрезвычайно интересный журнал), выходил до 1947 года 1931 - Постановление правительства о создании издательства «Молодая гвардия» 1933 - создание издательства «Детгиз» 1933 - продолжение выпуска серии книг ЖЗЛ, основанной русским просветителем Ф. Павленковым (выходила 1890-1915 гг.) 1934 - создание Союза писателей СССР 1934 - проведение Первого съезда Союза писателей СССР, выступление с основным докладом; по вопросу детской литературы выступление С.Я.Маршака – «О большой литературе для маленьких детей» 1920-1930-е годы - активная борьба за сказку (Горький, Маяковский, Чуковский, Маршак) 1930-е годы - статьи по вопросам детской литературы

13 слайд

Описание слайда:

«О сказках» (1929) «Человек, уши которого заткнуты ватой»(1930) «О безответственных людях и о детской книге наших дней» (1930) «Литературу детям» (1933) «О темах» (1933) Основные статьи по вопросам детской литературы

14 слайд

Описание слайда:

1. Учет возрастных особенностей и интересов детей к действительности. 2. Энциклопедичность, широкий охват явлений. 3. Ведущей темой должна стать тема современности, яркое и необычное особенно привлекает детей. Книги о романтике труда, романтике борьбы человека с природой. 4. Требование художественности: «Наша книга не должна быть дидактической, грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов». Основные требования к детской книге

15 слайд

Описание слайда:

5. Герой: «Перед новыми талантами встает задача изобразить в литературе героя – чудесного, небывалого даже в сказке, героя, который хочет перестроить мир… показать героя, собрав в одном человеке все достоинства коллектива». 6. Необходимость юмора, сатиры – «забавного» в книге для детей. Дети от природы жизнерадостны, смешливы. 7. Детское мышление наглядно. Непременным требованием к детской книге должны стать красочные иллюстрации. Основные требования к детской книге

16 слайд

Описание слайда:

«Утро» (1910) «Воробьишко» (1912) «Случай с Евсейкой» (1912) «Самовар» (1913) «Про Иванушку-дурачка» (1918) «Миша» (1919) Сказки для детей

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ Горький родился 16 (28) марта 1868 года. Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879) из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").

ОБРАЗОВАНИЕ Алеша Пешков жил бедно, в 11 лет жестокий дед отправил его «в люди», на самую черную работу. Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой". Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. "Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться..." сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова "Песнь старого дуба".

МИРОВОЗРЕНИЕ Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в народ", странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А.Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с "Капиталом" К. Маркса и "Историческими письмами" П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше. Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и парадоксальным образом породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где "Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как спокойно встать рядом с Богом" (письмо Горького В. В. Розанову, 1912). М.Горький и А.Чехов М.Горький и Ф.Шаляпин М.Горький и Сталин

РАННИЙ ГОРЬКИЙ 1892-1905 Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения "А. М. Горький" и "Алексей Максимович Горький" контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 году в тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра ". В 1898 году в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 году появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Льва Толстого.

Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой "идейного лиризма". Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода "философию", которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с "правдой жизни". Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно "вопрос о Горьком" и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 начала - 20 веков и который критика сравнивала со "сверхчеловеком" Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом. РАННИЙ ГОРЬКИЙ 1892-1905

МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ После поражения революции 1905-1907 годов Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). « Каприйский » период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького" (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести "Мать" (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести "Городок Окуров " (1909), "Детство" (1913-1914), "В людях" (1915-1916), цикл рассказов "По Руси" (1912-1917). ". Споры в критике вызвала повесть "Исповедь" (1908), высоко оцененная Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим "заигрывание с боженькой". М.Горький, Ленин и Богданов

Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи "коллективного разума", к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т.Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до "окопной вши", "пушечного мяса", когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: "Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?" М.Горький и В.Маяковский

ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ 1917-1928 Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не "музыку", а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В "Несвоевременных мыслях" (цикл статей в газете "Новая жизнь"; 1917-1918; в 1918 году вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, "звериным" и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге "О русском крестьянстве" (1922).

Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства "Всемирная литература", открытие "Дома ученых" и "Дома искусств" (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш "Сумасшедший корабль" и книге К. А. Федина "Горький среди нас"). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками. С 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Написал цикл "Рассказы 1922-1924 годов", "Заметки из дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал работать над романом-эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 1920-х годов. ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ 1917-1928

ВОЗВРАЩЕНИЕ В 1928 году Горький совершил "пробную" поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание "Жизни Клима Самгина", панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать. В 1934 году возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

В мае 1936 года Горький серьезно заболел. 27 числа он вернулся из Тессели в Москву и на другой день отправился к себе на дачу в Горки. По дороге машина заехала на Новодевичье кладбище - Горький хотел навестить могилу своего сына Максима. День был холодный, ветреный. А вечером, как вспоминает медсестра О. Д. Черткова, Горькому стало не по себе. Поднялась температура, появились слабость, недомогание. СМЕРТЬ ГОРЬКОГО Болезнь развивалась стремительно. Очевидцы отмечают, что уже 8 июня Горький находился на пороге смерти. 18 июня 1936 года Горького не стало. Его смерть была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

Никогда не поздно быть счастливым. Всему хорошему во мне я обязан книгам. Высота культуры определяется отношением к женщине. Учитесь у всех, не подражайте никому. Предрассудки - обломки старых истин. Превосходная должность - быть на земле человеком! Человек - это звучит гордо! Не пишите на чистых страницах вашего сердца чужими словами. Личный эгоизм - родной отец подлости. Безумство храбрых - вот мудрость жизни. АФОРИЗМЫ ГОРЬКОГО

Повести 1894 - «Горемыка Павел» 1900 - «Мужик. Очерки» (осталась неоконченной, третья глава при жизни автора не печаталась) 1908- «Жизнь ненужного человека». 1908 - «Исповедь» 1909 - «Лето» 1909 - «Городок Окуров », «Жизнь Матвея Кожемякина». 1913-1914 - «Детство» 1915-1916 - «В людях» 1923- «Мои университеты» 1929 - «На краю Земли» Романы 1899 - «Фома Гордеев» 1900-1902 - «Трое» 1906 - «Мать» (вторая редакция - 1907) 1925 - «Дело Артамоновых» 1925-1936- «Жизнь Клима Самгина» ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО

Рассказы, очерки 1892 - «Девушка и смерть» (поэма-сказка, 1892 - «Макар Чудра » 1892 - «Емельян Пиляй » 1892 - «Дед Архипп и Ленька» 1895 - « Челкаш », «Старуха Изергиль », «Песня о Соколе» (поэма в прозе) 1897 - «Высшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», « Коновалов». 1898 - «Очерки и рассказы» (сборник) 1899 - «Двадцать шесть и одна» 1901 - «Песня о Буривестнике » (поэма в прозе) 1903 - «Человек» (поэма в прозе) 1906 - «Товарищ!» 1908 – «Солдаты» 1911 - «Сказки об Италии» 1912-1917 - «По Руси» (цикл рассказов) 1924 - «Рассказы 1922-1924 годов» 1924 - «Заметки из дневника» (цикл рассказов) 1929 - «Соловки» (очерк) ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО

Пьесы 1901 - «Мещане» 1902 - «На дне» 1904 - «Дачники» 1905 - «Дети солнца» 1905 - «Варвары» 1906 - «Враги» 1908 - «Последние» 1910 - «Чудаки» 1910 -Дети» («Встреча») 1910 - «Васса Железнова» 1913 - «Зыковы» 1913 - «Фальшивая монета» 1915- «Старик» (поставлена 1 января 1919 г. на сцене Государственного Академического Малого театра; опубл. 1921 в Берлине). 1930-1931 - «Сомов и другие» 1931 - «Егор Булычев и другие» 1932 - « Достигаев и другие» Публицистика 1906 - «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты) 1917-1918 - цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием ]). 1922 - «О русском крестьянстве» ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО


Слайд 1

Слайд 2

МАКСИМ ГОРЬКИЙ – настоящее имя АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКОВ русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма

Слайд 3

Слайд 4

Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

Слайд 5

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Попытка поступить в Казанский университет оказалась неудачной. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».

Слайд 6

Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.

Слайд 7

РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией - А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Толстого

Слайд 8

С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 - начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом

Слайд 9

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай 2 распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07. Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И.А.Бунин, Л.Н.Андреев, А.И.Куприн, В.В.Вересаев, Е.Н.Чириков, Н.Д.Телешов, А.С.Серафимович и др.

Слайд 10

Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре(1902; играли Станиславский, В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького - «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) - не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

Слайд 11

ГОРЬКИЙ МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ (1905-1917) После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908),высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».

Слайд 12

Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий.

Слайд 13

ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ МАКСИМА ГОРЬКОГО Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922). Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.)

Слайд 14

Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками. С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36).

Слайд 15

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОРЬКОГО В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать.

Слайд 16

Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Слайд 18

Романы 1899 - «Фома Гордеев» 1900-1901 - «Трое» 1906 - «Мать» (вторая редакция - 1907) 1925 - «Дело Артамоновых» 1925-1936- «Жизнь Клима Самгина» Повести 1908 - «Жизнь ненужного человека». 1908 - «Исповедь» 1909 - «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина». 1913-1914- «Детство» 1915-1916- «В людях» 1923 - «Мои университеты»

БИБЛИОГРАФИЯ М.ГОРЬКОГО

Слайд 19

Рассказы, очерки 1892 - «Макар Чудра» 1895 - «Челкаш», «Старуха Изергиль». 1897 - «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов». 1898 - «Очерки и рассказы» (сборник) 1899 - «Песня о Соколе» (поэма в прозе), «Двадцать шесть и одна» 1901 - «Песня о буревестнике» (поэма в прозе) 1903 - «Человек» (поэма в прозе) 1913 - «Сказки об Италии». 1912-1917- «По Руси» (цикл рассказов) 1924 - «Рассказы 1922-1924 годов» 1924 - «Заметки из дневника» (цикл рассказов)

Слайд 20

Пьесы 1901 - «Мещане» 1902 - «На дне» 1904 - «Дачники» 1905 - «Дети солнца», «Варвары» 1906 - «Враги» 1910 - «Васса Железнова» (переработана в декабре 1935-го) 1930-1931 - «Сомов и другие» 1932 - «Егор Булычёв и другие» 1933 - «Достигаев и другие» Публицистика 1906 - «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты) 1917-1918 - цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием) 1922 - «О русском крестьянстве»