Скачать презентацию на тему творчество маяковского. Фрагменты из презентации

Слайд 1

Владимир Маяковский
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Грядущие люди! Кто вы? Вот - я, Весь Боль и ушиб, Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души.

Слайд 2

«О времени и о себе» (Биография поэта) «Во весь голос» (Поэтическое творчество) В окнах РОСТА (Плакаты) «Сделать подмостки трибуной»(Маяковский-драматург)

Слайд 3

Жизнь
Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, неподалеку от Кутаиси, в селении Багдади в семье лесничего, Владимира Константиновича Маяковского. Мать поэта, Александра Алексеевна, родилась на Кубани. Старшая сестра Маяковского, Людмила, была очень развитой и серьезной, младшая, Оля,- живой и проказливой. Характер матери - ее стойкость, вдумчивость, сила воли - передались и Володе, и Людмиле. Когда умер отец, главенство в семье перешло к Людмиле Владимировне, которая вместе с матерью стала наставником, воспитателем и кормилицей младших членов семьи
Отец (1857-1906)
Мать (1867-1954)

Слайд 4

Дом, в котором жил В. Маяковский в Грузии.

Слайд 5

В 1902 году Маяковский поступает в Кутаисскую гимназию, где учится до 1906 года. Первая русская революция 1905 года застала Маяковского-гимназиста в Кутаиси.

Слайд 6

Здание кутаисской классической гимназии, в которой учился В. Маяковский с 1902 по 1906 год.

Слайд 7

Революционные события 1905 года, ранняя смерть отца, побудившая семью переехать в Москву, ­ все это сделало Маяковского не по годам взрослым, остро сознающим свою ответственность и долг перед близкими.
Московская пятая гимназия, в которой учился В. Маяковский в 1906-1908 годы.
Первый дом в Москве.

Слайд 8

С Москвой связана тревожная, полная опасностей юность поэта. Работа в партийном подполье и три ареста за антиправительственную политическую деятельность - таково начало московской жизни Маяковского. В 103-й одиночной камере Бутырской тюрьмы были им написаны первые стихи. Целая тетрадь, отобранная при выходе надзирателем. С детства увлекаясь рисованием, Маяковский стал готовиться к поступлению в «Училище живописи, ваяния и зодчества». Так начался его путь в искусство.
Дело Московского охранного отделения о В. Маяковском.

Слайд 9

Осенью 1911 года Маяковский после экзамена поступает в школу живописи. Но в 1912-1913 годах бросает живопись, литература стала его окончательной профессией. 1914 год. Началась 1-я мировая война, Маяковский ненавидит ее всем своим существом. Но тыл он ненавидит еще больше. Попытался записаться в добровольцы, но не пустили из-за отсутствия благонадежности. Но с помощью Горького был зачислен в автомобильную роту в Петрограде. В 1917 году Маяковский участвует в революции, она становится вторым рождением поэта.

Слайд 10

Вместе с Хлебниковым, Бурлюком, Крученых Маяковский составляет манифест, открывающий сборник, в котором объявляется война буржуазно-мещанской форме, царящей в то время в искусстве. Вскоре вышел первый сборник стихов «Садок судей». Затем следует работа Маяковского в окнах РОСТА, драматургия. К концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь - от одежды и походки до любви и творчества.
В конце декабря 1912 года в Москве вышел футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу» со стихотворениями В. Маяковского «Утро», «Из улицы в улицу». Это было первое выступление Маяковского в печати.

Слайд 11

Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века несомненно оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства - самоубийству.

Слайд 12

Слайд 13

Ранний Маяковский
Ночь Багровый и белый отброшен и скомкан, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладоням сбежавшихся окон Раздали горящие желтые карты. Бульварам и площади было не странно Увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, Огни обручали браслетами ноги. Толпа – пестрошерстая быстрая кошка – Плыла, изгибаясь, дверями влекома; Каждый хотел протащить хоть немножко Громаду из смеха отлитого кома. Я, чувствуя платья зовущие лапы, В глаза им улыбку протиснул; пугая Ударами в жесть, хохотали арапы, Над лбом расцветивши крыльцо попугая.

Слайд 14

Клюющий смех – Из желтых Ядовитых роз Возрос Зигзагом. За гам И жуть Взглянуть Отрадно глазу: Раба крестов Страдающе-спокойно-безразличных, Гроба Домов Публичных Восток бросал в одну пылающую вазу.
Утро
Угрюмый дождь скосил глаза. А за Решеткой Четкой Железной мысли проводов – Перина. И на Нее Встающих звезд Легко оперлись ноги. Но ги- Бель фонарей, Царей В короне глаза, Для глаза Сделала больней Враждующий букет бульварных проституток. И жуток Шуток

Слайд 15

Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня Косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы Прочел я зовы новых губ. А вы Ноктырн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб?
А вы могли бы?

Слайд 16

Окна РОСТА.
*** Рабочий! Глупость беспартийную выкинь! Если хочешь жить с другим вразброд – Всех по очереди словит Деникин, Всех сожрет генеральский рот. Если ж на зов партийной недели Придут миллионы с фабрик и с пашен – Рабочий быстро докажет на деле, Что коммунистам никто не страшен.
*** Если жить вразброд, Как махновцы хотят, Буржуазия предушит нас, как котят. Что единица? Ерунда единица! Надо В партию коммунистическую объединиться. И буржуи, Какими б ни были ярыми, Побегут От мощи Миллионных армий.

Слайд 17

Голой рукой нас не возьмешь. Товарищи, - все под ружья! Красная Армия – Красный еж – Железная сила содружья. Рабочий на фабрике, куй, как куешь, Деникина день сосчитан! Красная Армия – Красный еж – Верная наша защита. Крестьяне, спокойно сейте рожь, Час Колчака сосчитан! Красная Армия – Красный еж – Лучшая наша защита. Врангель занес на Коммуну нож, Баронов срок сосчитан! Красная Армия – Красный еж – Не выдаст наша защита. Назад, генералы, нас не возьмешь! Наземь кидайте оружье. Красная Армия – Красный еж – Железная сила содружья.
Красный еж

Слайд 18

Разочарование (конец 20-х годов).
«За что боролись?»
Слух идет Бессмысленен и гадок, Трется в уши И сердце ежит. Говорят, Что воли упадок У нашей У молодежи. Говорят, Что иной братишка, Заработавший орден, Ныне Про вкусноты забывший ротишко Под витриной Кривит в унынье.

Слайд 19

И нет, Или горло Впетлят в коски. Что голодным вам На зависть Окна лавок в бутылочном тыне, И едят нэпачи и завы В декабре Арбузы и дыни. Слух идет О грозном сраме, Что лишь радость Развоскресена, Комсомольцы Лейб-гусарами Пьют Да ноют под стих Есенина. И доносится до нас Сквозь губы искривленную прорезь: «Революция не удалась…

Слайд 20

За что боролись?..» И свои 18 лет Под наган подставят – И горюю я, Как поэт, И ругаюсь, Как Маяковский. Я тебе Не стихи ору, Рифмы в этих делах Ни при чем; Дай Как другу Пару рук Положить На твое плечо. Знал ли я, Что значит «не есть», По бульварам валялся когда, - Понял я,

Слайд 21

Что великая честь За слова свои Голодать. Из-под локона, Кепкой завитого, Вскинь глаза, Не грусти и не злись Разве есть Чему завидовать, Если видишь вот эту слизь? Будто рыбы на берегу – С прежним плаваньем Трудно расстаться им. То царев горшок берегут, То Обломанный шкаф с инкрустациями. Вы – владыки Их душ и тела, С вашей воли Встречают восход.

Слайд 22

Это – Очень плевое дело, Есль б Революция захотела Со счетов особых отделов Эту мелочь Списать в расход. Но, рядясь В любезность наносную, Мы – Взамен забытой Чеки Кормим дыней и ананасною, Ихних жен Одеваем в чулки. И они За все за это, Что чулки, Что плачено дорого, Строят нам Дома и клозеты

Слайд 23

И бойцов Обучают торгу. Что ж, Без этого и нельзя! Сменим их, Гранит догрызя. Или Наша воля обломалась О сегодняшнюю Деловую малость? Нас Дело Должно Пронизать насквозь, Скуленье на мелочность Высмей. Сейчас Коммуне Ценен гвоздь,

Слайд 24

Как тезисы о коммунизме. Над пивом Нашим юношам ли Склонять Свои мысли ракитовые? Нам Пить В грядущем Все соки земли, Как чашу Мир запрокидывая.

Слайд 25

Окна РОСТА
В марте 1919 года Маяковский переезжает в Москву. В октябре началось его сотрудничество с РОСТА(Российская телеграфная ассоциация). Присущая Маяковскому потребность в массовой агитационной деятельности нашла удовлетворение в художественной и поэтической работе над плакатами «Окна РОСТА». После прихода в РОСТА Маяковского стихи для «Окон» стал писать только он один: им написаны почти все тексты «Окон». Были случаи, что он писал до 80 тем в день.
«Окна РОСТА».

Слайд 26

В 1921 году начал выходить организованный Маяковским журнал «Бов» (боевой отряд весельчаков) – первый советский журнал сатиры. Выход №1 журнала совпадает с началом нового этапа творчества
Маяковского: он подчеркнуто связал опубликованные в номере патетические стихи «Последняя страничка гражданской войны», славящие героизм Красной Армии, и сатирические стихи «О дряни», предупреждающие о нарождении мещанина, приспособившегося к советской действительности.

Слайд 27

В это время Маяковский пишет во многих газетах: «Известия», «Труд», «Рабочая Москва», «Заря Востока», «Бакинский рабочий» и других. Эта работа давала Маяковскому удовлетворение, так как он хотел чувствовать себя в «рабочем строю» ежедневно, он практически ежедневно приходил в редакции.

Слайд 28

До 1928 года Маяковский пишет «Про это», поэму «150 000 000», выходят сборники «Только новое», «13 лет работы», «Разговор с фининспектором о поэзии», Маяковский выступал в журнале «Новый Леф», пишет в «Огонек».

Слайд 29

Драматургия Маяковского
Драматургия Маяковского начинается с его трагедии "Владимир Маяковский", написанной в 1913 году. Летом 1913 года семья Маяковских жила на даче в Кунцеве (под Москвой)... Маяковский чувствовал себя одиноко. Целыми днями он бродил по Кунцевскому парку, обдумывая замысел своей первой пьесы. Над пьесой он работал в характерной для него манере: на ходу. В начале сентября пьеса была закончена. Вначале поэт предполагал назвать пьесу "Железная дорога" или "Восстание вещей". В экземпляре, представленном в цензуру, заглавие пьесы отсутствовало. Было написано "Владимир Маяковский. Трагедия". Цензор принял фамилию автора за заголовок и выдал разрешение на постановку трагедии "Владимир Маяковский". Поэт решил оставить заглавие оно подходило к содержанию трагедии...
Эскизы костюмов к «Мистерии-буфф». Семь пар чистых. В.Маяковский.

Слайд 30

Вам ли понять, почему я, спокойный, насмешек грозою душу на блюде несу к обеду идущих лет. С небритой щеки площадей стекая ненужной слезою, я, быть может, последний поэт.
Центральным образом пьесы является образ поэта - пророка обездоленных:
Трагедия "Владимир Маяковский" была представлена 2 и 4 декабря 1914 года в театре Луна-парк в Петрограде. Все роли исполнялись не профессиональными актерами, а учащимися и любителями.
Афиша «Мистерии-буфф».

Слайд 31

Главную роль - Поэта - исполнил сам Маяковский. Он же был режиссером-постановщиком. В 1918 году работает в кино. К первой годовщине Великого Октября Маяковский написал пьесу "Мистерия -буфф". Это первое подлинно народное и новаторское произведение, отразившее величие Октябрьской революции. В "Мистерии-буфф" Маяковский вывел на сцену нового героя - строителя социалистического мира, свободного от целей капиталистической эксплуатации. Показал его в борьбе и труде, сделал его главным героем советской драматургии и театра. В 1928 и 1929 годах Маяковский одну за другой написал две сатирической пьесы - "Клоп" и "Баня". Материалы, факты давало поэту сотрудничество в "Комсомольской правде". Мещанин в коммунистическом обличии - вот кого Маяковский взял на прицел в своей сатире. "Это только работать одному скучно, а курицу есть одному веселее", - иронизирует по поводу таких, как Присыпкин, рабочий-слесарь, его сосед по молодёжному общежитию.
Эскизы костюмов к «Мистерии-буфф». Семь пар грязных. В.Маяковский.

Слайд 32

Комедия Маяковского "Клоп" разрабатывала злободневную тему глубоко, и, хотя сюжет её был конкретно-историческим, обобщая явления тогдашней действительности, Маяковский создал произведение, в котором поставлены проблемы общечеловеческие. Этим объясняется, что пьеса не потеряла своего значения и в наше время, вызывает к себе интерес зрителя. Тема сатирического обличения у Маяковского всегда связана с глубоко оптимистической темой борьбы за настоящего человека, черты которого поэт видел в своих современниках - советских людях. Глубина разработки темы, острый сюжет, замечательная выразительность языка и драматичность положений - всё это, вместе взятое, обусловило высокую художественность пьесы. ..."Клоп" - это театральная вариация основной темы, на которую я писал стихи и поэмы, рисовал плакаты и агитки. Это тема борьбы с мещанином... Как мне самому нравится моя пьеса? Она мне будет нравится, если она не будет нравится обывателю.

Слайд 33

Гражданин! Спеши, на демонстрацию «Клопа», у кассы - хвост, в театре толпа. Но только не злись на шутки насекомого. Это не про тебя, а про твоего знакомого. Некоторые говорят: «Спектакль прекрасен, но он непонятен широкой массе». Барскую заносчивость скорей донашивай,- масса разбирается не хуже вашего.
Сильным средством лечиться надо. Наружу- говор скрытненький. Примите против внутренних неполадок внутреннее лекарство самокритики. Ставь прожектора, чтоб лампа не померкла. Крути, чтоб действие мчало, а не текло. Театр не отображающее зеркало, а - увеличивающее стекло.
Для афиши Владимиром Маяковским были написаны следующие строки:

Слайд 34

В 1925 году Маяковский написал пьесу "Баня". Эта пьеса, по определению её автора, "агитирует за горизонт, за изобретательную инициативу". Изобличение бюрократизма в "Бане" непосредственно связано с той направленностью сатиры Маяковского, которая нашла своё выражение в стихотворении "Прозаседавшиеся", высоко оценённом В.И. Лениным.

Слайд 35

“В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник это ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят - “инцидент испорчен”, любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться. Владимир Маяковский. 12 IV 30 г.”

Слайд 36

Тест по жизни и творчеству В. В. Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский родился в семье лесничего. В 1906 году, после смерти отца, семья переехала в Москву. Маяковский учился в мос7.7.1893, село Багдади – 14.4.1930, Москва
Владимир Владимирович
Маяковский родился в семье лесничего.
В 1906 году, после смерти отца,
семья переехала в Москву. Маяковский
учился в московской гимназии.
К 1912 относятся первые
поэтические опыты, связанные с теорией
и практикой группы кубофутуристов,
которые привлекали его протестом
против устоев буржуазного общества.
Маяковский воспринимал футуризм, как
подступ к решению задачи - создать
новый демократический поэтический
язык.

Творчество Маяковского по
своему общественному звучанию не
укладывалось в рамки футуризма, что
особенно проявилось в трагедии
"Владимир Маяковский" (поставлена
в 1913 г.).
В стихах, напечатанных в
журнале "Новый сатирикон" ("Гимн
судье", "Гимн учёному", "Гимн
взятке"), Маяковский воздаёт
саркастическую "хвалу" мерзостям
жизни, в которой предметом хулы
становится честный труд, чистая
совесть и высокое искусство.

Начало 1-й мировой
войны 1914-18 отразилось в
его творчестве
неоднолинейно: в статье
"Штатская шрапнель" (ноябрь
1914 г.) он писал, что
"сегодня нужны гимны...", но
в стихах "Война объявлена"
(июль 1914 г.) и "Мама и
убитый немцами вечер"
(ноябрь 1914 г.) проявилось
его отвращение к войне, к её
кровавой бессмыслице.

Новым этапом явилась поэма
"Облако в штанах". Поэма отразила
растущую силу миллионов, стихийно
поднимающихся против капитализма и
осознающих свой путь в борьбе.
Основным пафосом
дооктябрьских поэм Маяковского "Флейта-позвоночник" (1916 г.),
"Война и мир" (отдельное издание 1917 г.), "Человек"(1916-17 гг.,
опубликована в 1918 г.) - был протест
против буржуазных отношений,
калечивших подлинную натуру
Человека.
Обложка «Облако в штанах»

Радостно встретив
Октябрьскую революцию,
Маяковский определил свою
позицию: "Моя революция. Пошел в
Смольный. Работал. Все, что
приходилось".
До Октября у Маяковского
не было чёткой социальной
перспективы.
После Октября творчество Маяковский
приобретает новую социально-эстетическую
окраску, обусловленную борьбой за идеалы
коммунизма (как в позитивном, так и в
сатирическом плане). Это сказалось уже в
пьесе "Мистерия-буфф" (1918 г., 2-й вариант,
1921 г.).
В "Левом марше" (1918 г.),
своеобразном гимне пролетарской мощи и
целеустремлённости, поэт призывал к борьбе
с врагами революции.

Переехав в марте 1919
в Москву, он работает в
"Окнах РОСТА" - рисует
плакаты со стихотворными
текстами агитационного
характера (за 3 года создано
около 1100 "окон").

В поэме "Владимир Ильич
Ленин" (1924 г.) деятельность
вождя пролетарской революции
художественно воссоздана на
широком историческом фоне.
Поэму "Хорошо!" (1927 г.)
А. В. Луначарский назвал
"Октябрьской революцией,
отлитой в бронзу"; Маяковский
воспевал здесь "весну
человечества" - своё
социалистическое отечество.

Лиризм Маяковского
всеобъемлющ - в нём
выразился небывалый
духовный рост человека
нового общества.
Маяковский - лирик,
трибун, сатирик - поэт
огромного, "сплошного
сердца".

Сложная обстановка
последних лет личной
жизни и литературной
борьбы привела Маяковского
к депрессии и самоубийству.
Поэма "Во весь голос"
(1930) воспринимается как
поэтическое завещание
Маяковского, полное
глубокой внутренней веры в
торжество коммунизма.
В. В. Маяковский и
Л. Ю. Брик

В 1937 г. была открыта Библиотекамузей Маяковского в Москве; в январе 1974
г. в Москве открыт Государственный музей
Маяковского. В 1941 г. Музей Маяковского
открыт в посёлке Маяковский (бывшее село
Багдади) Грузинской ССР.

«Вы любите розы?» Владимир Маяковский родился в селе Багдати, или Багдади (в советское время посёлок назывался Маяковски) в Грузии. Владимир Константинович Маяковский (1857-1906) лесничий третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 служит в Багдадском лесничестве. Александра Алексеевна Павленко (1867-1954) – мать поэта, из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. Также у него было две сестры: Людмила (1884-1972) и Ольга (1890-1949) и брат Константин, который умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины. 1901 В. В. Маяковский вместе с матерью переезжает из Багдади в Кутаиси, готовится к поступлению в гимназию. 1902 Держит экзамен в старший подготовительный класс Кутаисской гимназии и осенью начинает заниматься в ней. 1905 Знакомство с подпольной литературой. Принимал участие в революционных выступлениях и забастовках гимназистов. Октябрь-Ноябрь - Участие в демонстрации против убийства Н. Э. Баумана. 1906 19 февраля - Смерть от заражения крови отца поэта - В. К. Маяковского. 13 июня - В. В. Маяковский выбыл из Кутаисской гимназии по прошению матери. Июль - Семья Маяковского переехала в Москву. Август - Поступил в четвертый класс Пятой московской гимназии. 1907 Знакомство с революционерами, участие в социалдемократическом кружке. Первые стихи. 1908 Вступление в члены РСДРП(б). Работал пропагандистом. Выбран в состав Московского комитета РСДРП(б). 1 марта - Оставил занятия в Пятой гимназии вследствие неуплаты за обучение. 29 марта - Первый арест В. В. Маяковского. Обыск на квартире. 9 апреля - Освобожден "под особый надзор полиции". Продолжает подпольную работу. 30 августа - Принят в Строгановское художественнопромышленное училище. 1909 18 января - Второй арест В. В. Маяковского. Обыск на квартире. 27 февраля - Освобождение изпод стражи из-за отсутствия улик. 2 июля - Третий арест по делу причастности к организации побега тринадцати политических каторжанок из московской Новинской тюрьмы. 18 августа - Переведен в Бутырскую тюрьму и заключен в одиночную камеру. 1910 9 января - Освобожден из-под ареста как несовершеннолетний "под ответственный надзор родителям". 1911 Принят в Училище живописи, ваяния и зодчества. Август-Сентябрь - Знакомство с художником и поэтом Д. Бурлюком. 1912 25 февраля - Первое публичное выступление на диспуте о современном искусстве. Декабрь - Вышел сборник "Пощечина общественному вкусу", в котором впервые напечатаны стихотворения Маяковского "Ночь" и "Утро". 1913-1930 Маяковский активно проявляет творческую деятельность. Посещает лекции и выступает с чтениями. В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. Л. Ю. Брик. Рисунок В. Маяковского. 1916 г. Осип Брик, Лиля Брик и Владимир Маяковский. 20-е года Творчество Маяковского по своему общественному звучанию не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии "Владимир Маяковский" (поставлена в 1913 г.). В стихах, напечатанных в журнале "Новый сатирикон" ("Гимн судье", "Гимн учёному", "Гимн взятке"), Маяковский воздаёт саркастическую "хвалу" мерзостям жизни, в которой предметом хулы становится честный труд, чистая совесть и высокое искусство. Начало 1-й Мировой войны 1914-18 гг. отразилось в его творчестве неоднолинейно: в статье "Штатская шрапнель" (ноябрь 1914 г.) он писал, что "сегодня нужны гимны...", но в стихах "Война объявлена" (июль 1914 г.) и "Мама и убитый немцами вечер" (ноябрь 1914 г.) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице. Новым этапом явилась поэма "Облако в штанах". Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе. Основным пафосом дооктябрьских поэм Маяковского - "Флейтапозвоночник" (1916 г.), "Война и мир" (отдельное издание 1917 г.), "Человек"(1916-17 гг., опубликована в 1918 г.) - был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека. Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в "Окнах РОСТА" - рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 "окон"). Лиризм Маяковского всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост человека нового общества. Маяковский лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, "сплошного сердца". На одном из собраний в 20-е годы... Голос из зала: "Маяковский, вам кольцо не к лицу!" Маяковский: "Потому я его и не ношу на носу". На одном из концертов некто маленький подскочил к В.В.Маяковскому и кричит: "От великого до смешного - один шаг!"Маяковский шагнул ему навстречу: "Вот я его и делаю". Мгновенная реплика Владимира Владимировича Маяковского на выпад одного из многих оппонентов: - Вы товарищ, возражаете, словно воз рожаете! Однажды при Маяковском обсуждалась какая-то книга, и один из присутствующих сказал о ней: "Жизнь как она есть". Маяковский моментально отреагировал: "А кому она такая нужна?" Политехнический институт, Владимир Маяковский выступает на диспуте о пролетарском интернационализме: - Среди русских я чувствую себя русским, среди грузин я чувствую себя грузином... Вопрос из зала: - А среди дураков? Ответ: - А среди дураков я впервые. 14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский покончил с собой, выстрелом в сердце из пистолета. Это произошло в Москве, в доме № 3 по Лубянскому проезду, кв. № 12.

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

«Бесценных слов транжир и мот…» Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души… В.Маяковский

3 слайд

Описание слайда:

7 июля 1893, Грузия село Багдади – 14 апреля 1930, Москва Я - поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном - только если это отстоялось словом. Автобиография «Я сам»

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Учила мама и всякоюродные сестры. Арифметика казалась неправдоподобной. Экзамен в гимназию… Выдержал. Спросили про якорь (на моем рукаве) - знал хорошо. Но священник спросил, что такое "око". Я ответил: "Три фунта" (так по - грузински). Мне объяснили любезные экзаменаторы, что "око" - это "глаз" на церковнославянском. Из-за этого чуть не провалился. Поэтому возненавидел сразу все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда пошли и мой футуризм, и мой атеизм, и интернационализм. ГИМНАЗИЯ Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром.

6 слайд

Описание слайда:

Приехала сестра из Москвы. Восторженная. Тайком дала мне длинные бумажки. Нравилось: очень рискованно. Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в голове. 1905 год. Не до ученья. Пошли двойки. Речи, газеты. Вставал в шесть утра. Читал запоем. На всю жизнь поразила способность социалистов - “систематизировать мир”. Увлечения разнообразны: философия, политэкономия, естествознание, марксизм, принимаю непосредственное участие в революционной работе. 906-й год. Умер отец. Уколол палец (сшивал бумаги). Заражение крови. С тех пор терпеть не могу булавок. Благополучие кончилось. После похорон отца у нас осталось 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву.

7 слайд

Описание слайда:

1908 год. Вступил в партию РСДРП (большевиков) ... Пропагандист... Звался “товарищем Константином”. Нарвался на засаду в Грузинах. Наша нелегальная типография. Ел блокнот... В 15 лет оказываюсь в Бутырской тюрьме. Одиночка № 103. 11 бутырских месяцев охарактеризовал так: “Важнейшее для меня время... Прочел все новейшее. Попробовал сам писать. Вышло ходульно и ревплаксиво. Понял: я неуч. Сел учиться”. В 1911 г. принят в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Здесь познакомился с Давидом Бурлюком, организатором группы русских футуристов.

8 слайд

Описание слайда:

Думалось – стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись… Днём у меня вышло стихотворение. Бурлюк рявкнул:«…Да вы же гениальный поэт!» А ВЫ МОГЛИ БЫ? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? К 1912 относятся первые поэтические опыты. Первое профессиональное стихотворение “Ночь”, потом “Утро”.

9 слайд

Описание слайда:

Маяковский принадлежал к группе футуристов... Наиболее глубоким был Хлебников, наиболее последовательным - Крученых, наиболее патетичным - Пастернак, наиболее сильным и человечным - Маяковский. Маяковский воспринимал футуризм, как подступ к решению задачи - создать новый демократический поэтический язык. Ю. П. Анненков. «Владимир Маяковский».

10 слайд

Описание слайда:

Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал. В. Маяковский вспоминает: “Газеты стали заполняться футуризмом. Тон был не очень вежливый. Так, например, меня просто называли “сукиным сыном”. Противники Маяковского - Долой футуристов! - “Табор дикарей, шайка хулиганов!” - Это сумасшедшие. - “г. Маяковский бездарен в самом умном и заумном смысле слова”. - “... стыд обществу, которое реагирует смехом на издевательство и которое позволяет себя оплевывать”.

11 слайд

Описание слайда:

ПОСЛУШАЙТЕ! Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит – чтоб обязательно была звезда! – клянется – не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый Вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! 1914

12 слайд

Описание слайда:

Революцию Маяковский встретил с таким неистовым восторгом не потому, что она привлекала его своей жестокостью, а потому что она призвана была (так ему во всяком случае казалось) взорвать, уничтожить эту вековую несправедливость мироздания. Лирический герой раннего Маяковского - это человек, ушибленный несправедливостью мира, в самом сердце смертельно раненный его несправедливостью, неправедностью. Маяковский стал фанатом Революции, Советской власти. "Я ни одной строкой не могу существовать при другой власти. Если вдруг история повернется вспять, от меня не останется ни строчки, меня сожгут дотла», - В. Маяковский. Трагедия поэта в том, что он искренне верит власти.

13 слайд

Описание слайда:

Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Позицию футуристов в искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике. Маяковский организует в 1918 группу «Комфут» (коммунистический футуризм), деятельно участвует в газете «Искусство коммуны», в 1923 создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), куда вошли его единомышленники - писатели и художники, издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928). Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921).

14 слайд

Описание слайда:

Переехав в марте 1919 в Москву, Маяковский работает в "Окнах РОСТА" - рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 "окон").

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Стихи Маяковского 1910-х годов были ориентированы на воспроизведение в устной форме - с эстрады, на вечерах, диспутах (сборник «Для голоса», 1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в исковерканном цензурой виде). Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность» и нарочито фамильярная («панибратская») интонация: «... Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?» В сочетании с высоким ростом («здоровенный, с шагом саженьим») и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника «безъязыкой улицы» в «адище города», слова которого не могут быть красивы, они - «судороги, слипшиеся комом». Реформатор поэтического языка

19 слайд

Описание слайда:

Вея шваброй верхом, низом, Сместь бы всех, кто поддались, всех, радеющих подлизам, всех радетельских подлиз.

20 слайд

Описание слайда:

Тучкины штучки Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. От первой до третьей – люди, Четвёртая была верблюдик. К ним, любопытством объятая, По дороге пристала пятая, От неё в небосинем лоне Разбежались за слоником слоник. И, не знаю, спугнула шестая ли, Тучки взяли все – и растаяли. И следом за ними, гонясь и сжирав, Солнце погналось – жёлтый жираф. В. В. Маяковский. Портрет работы Н.Соколова.

21 слайд

Описание слайда:

«Любовь - это сердце всего» Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: «Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». Любовь «вымучивает душу» страдающего, одинокого поэта. В 1915 Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла центральное место в его жизни.

22 слайд

Описание слайда:

А там, Где тундрой мир вылинял, Где с северным ветром ведёт река торги,- На цепь нацарапаю имя Лилино И цепь исцелую во мраке каторги «Флейта – позвоночник»

23 слайд

Презентация по слайдам

Текст слайда: Жизнь и творчество В.В. Маяковского

Текст слайда: Цели работы Познакомиться с личностью, жизнью и творчеством В.В.Маяковского Определить темы, мотивы и настроения лирики поэта

Текст слайда: Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу.

Текст слайда: родился 07.07.1893 в с. Багдади в семье лесничего. В 1902 году поступает в Кутаисскую гимназию. В 1906 году, после смерти отца, семья переехала в Москву. Маяковский учился в московской гимназии. Владимир Владимирович Маяковский

Текст слайда: В 1908 году вступил в партию РСДРП Арест за участие в подготовке побега политзаключённых 11 месяцев в одиночной тюремной камере Бутырской тюрьмы

Текст слайда: Начало творчества В 1911 году Маяковский поступает в училище живописи, ваяния и зодчества Знакомство с футуризмом Хочу делать социалистическое искусство

Текст слайда: Творчество Маяковского по своему общественному звучанию не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии "Владимир Маяковский" (поставлена в 1913 г.). В стихах, напечатанных в журнале "Новый сатирикон" ("Гимн судье", "Гимн учёному", "Гимн взятке"), Маяковский воздаёт саркастическую "хвалу" мерзостям жизни, в которой предметом хулы становится честный труд, чистая совесть и высокое искусство.

Текст слайда: Начало 1-й мировой войны 1914-18 отразилось в его творчестве неоднолинейно: в статье "Штатская шрапнель" (ноябрь 1914 г.) он писал, что "сегодня нужны гимны...", но в стихах "Война объявлена" (июль 1914 г.) и "Мама и убитый немцами вечер" (ноябрь 1914 г.) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице.

Текст слайда: Новым этапом явилась поэма "Облако в штанах". Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе. Основным пафосом дооктябрьских поэм Маяковского - "Флейта-позвоночник" (1916 г.), "Война и мир" (отдельное издание - 1917 г.), "Человек"(1916-17 гг., опубликована в 1918 г.) - был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека. Обложка «Облако в штанах»

Слайд №10

Текст слайда: Радостно встретив Октябрьскую революцию, Маяковский определил свою позицию: "Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось". До Октября у Маяковского не было чёткой социальной перспективы. После Октября творчество Маяковский приобретает новую социально-эстетическую окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане). Это сказалось уже в пьесе "Мистерия-буфф" (1918 г., 2-й вариант, 1921 г.). В "Левом марше" (1918 г.), своеобразном гимне пролетарской мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами революции.

Слайд №11

Текст слайда: Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в "Окнах РОСТА" - рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 "окон").

Слайд №12

Текст слайда: В поэме "Владимир Ильич Ленин" (1924 г.) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. Поэму "Хорошо!" (1927 г.) А. В. Луначарский назвал "Октябрьской революцией, отлитой в бронзу"; Маяковский воспевал здесь "весну человечества" - своё социалистическое отечество.

Слайд №13

Текст слайда: Лиризм Маяковского всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост человека нового общества. Маяковский - лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, "сплошного сердца".Текст слайда: Сложная обстановка последних лет личной жизни и литературной борьбы привела Маяковского к депрессии и самоубийству. 14 апреля 1930 года в своём рабочем кабинете Маяковский покончил жизнь самоубийством. Смерть поэта