Скачать презентацию на тему белла ахмадулина. Как любила я жизнь! — о любимая, длись! творчество бэллы ахмадуллиной

О Белле
Ахмадулине
Ахмадулина Белла
(Изабелла) Ахатовна,
российский поэт, прозаик,
переводчица, один из
крупнейших русских
лирических поэтов второй
половины XX века.

БИОГРАФИЯ

Белла Ахмадулина родилась 10
апреля 1937 года в Москве. Её
отец - татарин,
заместитель министра, а
мать - русская итальянского
происхождения, работавшая
переводчицей в КГБ. Начала
писать стихи ещё в школьные
годы.
Сама выкованная культурой,
Ахмадулина ценила культуру как
род ловчей сети, которая
сковывает в человеке зло и
принуждает к стыду, который
она считала краеугольным
камнем цивилизации.

Творчество

Поэзия для Ахмадулиной - само
откровение, встреча внутреннего мира
поэта с миром новых (магнитофон,
самолёт, светофор) и традиционных
(свеча, дом друга) предметов. Для её
поэзии всё - даже любая мелочь - может
служить импульсом, окрылить смелую
фантазию, рождающую дерзкие образы,
фантастические, вневременные события;
всё может стать одухотворённым,
символичным, как любое явление природы
(«Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина
расширяет свою лексику и синтаксис,
обращается к архаическим элементам
речи, которые она переплетает с
современным разговорным языком.

Впервые произведения
Беллы Ахмадулиной увидели
свет в 1954 году. Затем
была учеба в
Литературном институте
имени А.М. Горького,
который поэтесса окончила
в 1960 году. С тех пор одна
за другой вышли ее
поэтические книги:
"Струна" (1962), "Озноб"
(Франкфурт, 1968), "Уроки
музыки" (1969), "Стихи"
(1975), "Свеча" (1977)

А напоследок я скажу: прощай, любить не
обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу к высокой степени
безумства.
Как ты любил? Ты пригубил погибели.
Не в этом дело. Как ты любил?
Ты погубил, но погубил так неумело.
Жестокость промаха... О, нет тебе прощенья.
Живо тело, и бродит, видит белый свет,
Но тело мое опустело.
Работу малую висок еще вершит.
Но пали руки, и стайкою, наискосок, уходят
запахи и звуки.

Из глубины моих невзгод…
молюсь о милом человеке.
Пусть будет счастлив в этот год,
и в следующий, и вовеки.
Я, не сумевшая постичь
простого таинства удачи,
беду к нему не допустить
стараюсь так или иначе.
И не на радость же себе,
загородив его плечами,
ему и всей его семье
желаю миновать печали.
Пусть будет счастлив и богат.
Под бременем наград высоких
пусть подымает свой бокал
во здравие гостей веселых,
не ведая, как наугад
я билась головою оземь,
молясь о нем - средь неудач, мне отведенных в эту осень.

Кадр из кинофильма «Парень из нашего города». Б.Ахмадулина в роли журналистки

Позирует художнику

Потом я вспомню, что была жива,
Зима была и падал снег, жара
Стесняла сердце, влюблена была –
В кого? во что? Был дом на Поварской
(теперь зовут иначе)… День-деньской,
Ночь напролет я влюблена была –
В кого? во что? В тот дом на Поварской,
В пространство, что зовется мастерской
Художника. Художника дела
Влекли наружу, в стужу. Я ждала его шагов.
Смеркался день в окне.
Потом я вспомню, что казался мне
Труд ожиданья целью бытия,
Но и тогда соотносила я
Насущность чудной нежности – с тоской
грядущею… А дом на Поварской –
С немыслимым и неизбежным днем,
Когда я буду вспоминать о нем…

По улице моей который год…

звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный
уход той темноте за окнами
угоден. Запущены моих друзей
дела, нет в их домах ни музыки,
ни пенья, и лишь, как прежде,
девочки Дега голубенькие
оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не
разбудит страх вас,
беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная
страсть, друзья мои, туманит
ваши очи. О одиночество, как
твой характер крут!
Посверкивая циркулем
железным, как холодно ты
замыкаешь круг, не внемля
увереньям бесполезным. Так
призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный
тобою, утешусь, прислонясь к
твоей груди, умоюсь твоей стужей
голубою. Дай стать на цыпочки в
твоем лесу, на том конце
замедленного жеста найти листву,
и поднести к лицу, и ощутить
сиротство, как блаженство. Даруй
мне тишь твоих библиотек, твоих
концертов строгие мотивы, и мудрая - я позабуду тех, кто умерли
или доселе живы. И я познаю
мудрость и печаль, свой тайный
смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим
плечам, объявит свои детские
секреты. И вот тогда - из слез, из
темноты, из бедного невежества
былого друзей моих прекрасные
черты появятся и растворятся
снова. 1959

Необычайная популярность

"Сны о Грузии" (1977, 1979), "Метель" (1977),
альманах "Метрополь" ("Много собак и собака",
1980), "Тайна" (1983), "Сад" (1987), "Стихотворения"
(1988), "Избранное" (1988), "Стихи" (1988),
"Побережье" (1991), "Ларец и ключ" (1994), "Шум
тишины" (Иерусалим, 1995), "Гряда камней" (1995),
"Самые мои стихи" (1995), "Звук указующий" (1995),
"Однажды в декабре" (1996), "Созерцание
стеклянного шарика" (1997), "Собрание сочинений в
трех томах" (1997), "Миг бытия" (1997), "Возле елки"
(1999), "Друзей моих прекрасные черты" (2000),
"Стихотворения. Эссе" (2000), "Зеркало. ХХ век"
(стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)

КНИГИ

Нижний ряд слева направо: Борис Мессерер, Фазиль Искандер, Андрей Битов, Василий Аксенов, Майя Аксенова; Верхний ряд: Евгений Попов, Виктор Е

Нижний ряд слева направо: Борис Мессерер, Фазиль
Искандер, Андрей Битов, Василий Аксенов, Майя Аксенова;
Верхний ряд: Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Белла
Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Зоя Богуславская.

Личная
Ахмадулина была первой
женой Евгения Евтушенко
жизнь
Ее вторым мужем стал Юрий
Нагибин

А напоследок я скажу: прощай, любить не обязуйся. С ума схожу. Иль восхожу к высокой степени безумства...

Все прекрасно знают, что первой женой
известного поэта Евгений Евтушенко
была Белла Ахмадулина. Но каким был
этот брак на самом, деле знают не
многие. По словам бывших супругов, их
семейная жизнь была не простой с
одной стороны и фееричной с другой.
Они встретились совсем молодыми,
когда учились в институте и полюбили
друг друга. Несмотря на частые ссоры,
влюбленные всегда быстро отходили и
мирились.

Всё больше, больше моей маме лет.
Всё реже поднимается чуть свет
На шорох свежевыпавших газет,
В которых утешений нет и нет.
Всё горше каждый воздуха глоток,
Всё скользче пол, опасный, как ледок,
Всё тяжелей, нечаянно жесток,
Обнявший плечи лёгенький платок.
Когда она по улице бредёт,
Снег осторожно, бережно идёт,
И дождь ей боты лижет, как щенок,
И ветер сбить её боится с ног.
В нелёгкие такие времена
Всё легче, легче делалась она,
И страшно мне, что может кто-нибудь,
Как пёрышко, её с России сдуть.
Как мне испить живой воды тогда
Из маминого слабого следа?
Любимая, прошу тебя, - сумей
Стать хоть немного матерью моей. Евтушенко Е.А. с матерью

Белла Ахатовна была очень привлекательна, и нет
ничего удивительного, что Евгений Александрович был
в нее сильно влюблен, но и другие мужчины постоянно
уделяли ей внимание, дарили ей цветы не только на
творческих вечерах, но также присылали букеты
домой. Евтушенко позже вспоминал, что эти цветы он
относил соседской козе, а та с огромным удовольствием
их кушала.
Отношения Беллы и Евгения были полны романтики и
страсти, они любили гулять по Москве, взявшись за
руки, с удовольствием ездили в отпуск на море, где их
любимым занятием было целоваться в соленой воде, да
и вообще им нравилось проводить время вместе.

Но были и грустные моменты в их жизни. Вскоре
после свадьбы Ахмадулина забеременела, но
Евтушенко не пришел в восторг от этой новости,
он считал, что они еще слишком молоды для детей
и у него было так много планов, в которые ребенок
просто не вписывался. И Белла сделала аборт.
Много лет прошло с тех пор, а Евгений
Александрович жалел и корил себя за то, что жена
избавилась от ребенка.

Расставание

Их брак длился всего три года (с 1955 г по 1958 г), по
словам Евтушенко, между ними не было ссоры, из-за
которой они развелись, просто их любовь исчезла,
умерла, и Евгений Александрович переехал в
комнатушку над Елисеевским магазином. Он много
думал, мучился и даже сделал один раз попытку
помириться, но этот брак уже было не спасти. Они
смогли остаться друзьями на все оставшиеся годы. Даже
когда Евтушенко женился на своей последней жене
Марии, Белла Ахатовна приехала к ним в гости и
помогла накрыть праздничный стол.

От сына балкарского
классика Кайсына
Кулиева - Эльдара
Кулиева в 1973 году
она родила дочку
Елизавету. Дочь
Елизавета Кулиева,
как и её мать,
закончила
Литературный
институт. Вторая
дочь, Анна, окончила
Полиграфический
институт, оформляет
книги в качестве
иллюстратора.

Творчество самой Б. Ахмадулиной хорошо
известно в мире. Ее поэтические произведения
переведены на многие языки:
английский ("Fever and Other
New Poems", Нью-Йорк, 1969;
"The Garden", Нью-Йорк, 1990)
немецкий ("Musikstunden",
Берлин, 1974; "Das Gerausch des
Verlusts", Лейпциг, 1995)
итальянский ("Tenerezza", Парма,
1971; "Poesie scelte", Рим, 1993;
"Poesie", Милан, Spiralli, 1998)

О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз. Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги, и он умрет,

как снег, и обратится в грязь.
«Взойти на сцену»
Награждение
орденом
«За заслуги
перед
Отечеством»

Награды и звания
Орден «За заслуги перед Отечеством»
II степени (11 августа 2007) - за
выдающийся вклад в развитие
отечественной литературы и
многолетнюю творческую
деятельность
Орден Дружбы народов (1984)

СССР (1989)
Лауреат Государственной премии
России (2004)
Лауреат премии Президента
Российской Федерации в области
литературы и искусства (1998)
Лауреат «Брианца» (Италия, 1998)
Лауреат журнала «Дружба
народов» (2000)
Лауреат премии имени Булата
Окуджавы (2003)

29 ноября 2010 года в подмосковном Переделкино из
жизни ушла великая поэтесса и прекрасная женщина
Белла Ахатовна Ахмадулина. Ей было 73 года. Смерть
Ахмадулиной стала настоящим потрясением для всех,
кто ее знал. Она обладала не только особенным
лирическим даром, но и удивительным гражданским
мужеством, чувством справедливости и пониманием
своего предназначения и долга.

Презентация посвящена жизни и творчеству одной из замечательнейших поэтесс нашего времени - Б.А. Ахмадулиной. В презентации освещены вехи биографии Бэллы Ахатовны, основные сборники произведений, перечислены награды, которыми она была удостоена при жизни. В презентации раскрываются особенности изысканной поэзии, основные темы, а также рассказано о необычной манере исполнения автором своих стихотворений. В презентации упомянуты стихи, ставшие основой романсов в известных кинофильмах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Поэзия изысканного вкуса»: по творчеству современной поэтессы Беллы Ахмадулиной Урок внеклассного чтения в 9 классе Учитель: Левина Е.Д., МОУ ОСОШ № 94 г. Ярославль

Задача: Осветить особенности личности и лирики знаменитой современной поэтессы Беллы Ахмадулиной.

Белла Ахмадулина (1937– 2010 г.г.) Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года. Б. Ахмадулина считается одним из наиболее ярких поэтов нашего времени. Б. Ахмадулина – автор более 40 поэтических книг. Ее произведения переведены на многие европейские языки. Обладатель различных литературных и государственных наград и премий, награждена правительственными орденами. Жила и работала в Москве. Скончалась 29 ноября 2010 г.

Начало творческого пути Б. Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, распавшуюся связь времен. И если сейчас можно смело говорить о существовании самого понятия "изящная словесность", то это во многом является заслугой Б. Ахмадулиной перед русской литературой.

Литературный институт Первые ее стихи появились в 1955 г. в журнале «Октябрь» и в газете «Комсомольская правда». После окончания школы поступила в Литературный институт им. М.Горького. В институте Б. Ахмадулина сразу обратила на себя внимание и стала звездой. В 1959 г. Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 г. окончила институт.

Известность Известность Б. Ахмадулина приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете (вместе с А. А. Вознесенским, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественским), собиравшими огромную аудиторию. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры.

Творчество Беллы Ахмадулиной Стихи Беллы Ахмадулиной очень похожи на нее саму. Утонченная хрупкость и музыкальность, изящество и искренность, яркость и возвышенность, - все эти эпитеты одинаково точно характеризуют как поэтессу, так и ее произведения. Поэзия для Б. Ахмадулиной ― самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых и традиционных предметов.

Мир высокой духовности Поэтесса с редким постоянством пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над суетой, проникнутая высокой духовностью и, благодаря постоянным историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая особое измерение. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир – мир нежности, доброты и доверия к людям, мир высокой духовности и душевного такта. Под ее пером самые обыденные ситуации приобретают какую-то зыбкость, ирреальность, характер таинственного «действа».

Традиции русской классики Автор стихов и эссе о А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове и др. поэтах Во многих стихах она воскрешает атмосферу преимущественно 19 столетия, где находит черты, которые составляют этический идеал ее поэзии. Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Цветаевой, Ахматовой. В их судьбе она находит свою меру - любви, добра, трагической оплаченности творческого дара. Эту меру Ахмадулина предъявляет к современности - и в этом (не только в слове и слоге) ее особый характер наследования традиции 19 века. Б. Ахмадулина в квартире А.С. Пушкина на Мойке

Ахмадулина пишет о любви 1. Б. Ахмадулина с мужем художником Б. Мессерером; 2. На картине мужа. В ее стихах есть предпочтение любви творчеству. Лирическая героиня тяготится своей уникальностью, избранностью, ее желание - быть "как все", жить любовью: Возникает стремление замаскировать свою сущность, скрыть от любимого свою "особость", чтобы не помешать любви. 1. 2.

"Друзей моих прекрасные черты" Да будем мы к своим друзьям пристрастны, Да будем думать, что они прекрасны! Терять их страшно, Бог не приведи! Творчество, и жизнь Ахмадулиной проходят под знаком Дружбы: глубоко уважая и любя своих друзей, поэтесса всегда их поддерживает, а при необходимости - и заступается за них. Лирика Б. Ахмадулиной переполнена признаниями в любви друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. «Дружество» - основополагающая ценность ее мира. Участники альманаха «Метрополь» (слева направо): Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Зоя Богуславская, Борис Мессерер, Фазиль Искандер, Андрей Битов, Василий Аксенов, Майя Кармен.

Природа, мир, тайник вселенной... У лирической героини - благоговейное отношение к природе. Этот мотив: восприятие природы, причем самой обыденной, как чего-то безмерно превосходящего, стремление преклониться перед ней или вовсе самоустраниться - наиболее характерен для Б.Ахмадулиной и выделяет ее на фоне традиций отечественной поэзии.

Взаимопроникновение слова и природы Для ранней лирики показателен образ дождя. В зрелой лирике центральным является образ сада. Значима для Ахмадулиной тема взаимопроникновения слова и природы. Благодаря природе расширяется присутствие поэзии в мире. В стихах последнего периода возрастает значение точно зафиксированной даты: впервые в русской поэзии предпринимается попытка систематически раскрывать своеобразие не сезона или месяца И – хлынул Дождь! Его ловили в таз. В него впивались веники и щётки. Он вырывался. Он летел на щёки, прозрачной слепотой вставал у глаз.

Переплетение архаики и современности Б. Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Поначалу доля необычного в стихах поэтессы была очень велика, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.

Манера выступления Б. Ахмадулина – уникальное явление в русской поэзии ХХ века. Уникальность её состоит, прежде всего, в самобытности. Стиль Ахмадулиной легко узнаваем. Принадлежность стихотворения её перу определяется и подбором слов, и их порой странным сцеплением, и “специфической интонацией традиционного русского фольклорного плача, невнятного причитания. Последнее особенно заметно на её выступлениях” [ И. Бродский ]

Кино В картине В.М. Шукшина «Живет такой парень» Б. Ахмадуллина сыграла журналистку По улице моей По улице моей который год Звучат шаги, мои друзья уходят. Друзей моих бессмысленный уход Той темноте за окнами угоден. О одиночество! Как твой характер крут, Посверкивая циркулем железным, Как холодно, ты размыкаешь круг, Не внемля увереньям бесполезным… И вот тогда, из слез, из темноты, Из бедного невежества былого Друзей моих прекрасные черты Появятся и растворятся снова. К/ф "Жестокий романс" Романс о романсе; Снегурочка; А напоследок я скажу; Романс о романсе

Итоги творчества Издала на Родине несколько десятков стихотворных сборников. Активно переводила поэзию народов СССР, в первую очередь, грузинскую. Печаталась в самиздатовском журнале "Синтаксис" (1959-60). Выпустила кн. стихов "Озноб" в изд-ве "Посев" (Франкфурт, 1968). Участвовала как прозаик в неподцензурном альманахе "Метрополь" (1979). Публиковала стихи в эмигрантских изданиях. Издала Собр. соч. в 3 тт. М., “ПAN”, “Корона-Принт”, 1997. Печатается в журналах: "Октябрь"; “Знамя”, “Остров”, "Знамя", "Арион".

Поэтические сборники "Струна" (1962), "Озноб" (Франкфурт, 1968), "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Свеча" (1977), "Сны о Грузии" (1977, 1979), "Метель" (1977), альманах "Метрополь" ("Много собак и собака", 1980), "Тайна" (1983), "Сад" (1987), "Стихотворения" (1988), "Избранное" (1988), "Стихи" (1988), "Побережье" (1991), "Ларец и ключ" (1994), "Шум тишины" (Иерусалим, 1995), "Гряда камней" (1995), "Самые мои стихи" (1995), "Звук указующий" (1995), "Однажды в декабре" (1996), "Созерцание стеклянного шарика" (1997), "Собрание сочинений в трех томах" (1997), "Миг бытия" (1997), "Нечаяние" (стихи-дневник, 1996-1999), "Возле елки" (1999), "Друзей моих прекрасные черты" (2000), "Стихотворения. Эссе" (2000), "Зеркало. ХХ век" (2000).

Награды и премии Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы Орден Дружбы народов (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1989) Лауреат премии фонда «Знамя» (1993) Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994) Лауреат премии «Триумф» (1994) Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994) Лауреат «Брианца» (Италия, 1998) Лауреат журнала «Дружба народов» (2000) Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003) Лауреат Государственной премии России (2004) Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998)

Заключение Белла Ахатовна Ахмадулина нашла свою нишу в русской поэзии, и никто другой не может даже примериться к ней. Она создала своё уникальное звено в неразрывной цепочке русской поэзии. Белла Ахмадулина - одна из крупнейших русскоязычных поэтов конца XX – начала XXI столетия. Об этом свидетельствует как все написанное ею, так и неослабевающий с годами интерес читателей к ее творчеству. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация ""старинного"" слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой.

Список использованных источников Ахмадулина Б.А. http:// ru.wikipedia.org / wiki /% C0%F5%EC%E0%E4%F3%EB%E8%ED%E0,_%C1%E5%EB%EB%E0_%C0%F5%E0%F2%EE%E2%ED%E0 Ерофеев В. Новое и старое. Заметки о творчестве Б. Ахмадулиной // Октябрь. 1987, № 5; Винокурова И. Тема и вариации. Заметки о поэзии Б. Ахмадулиной // Вопросы литературы. 1995, вып. IV. Ахмадулина Б.А. Биография http:// chtoby-pomnili.com /page.php?id=1147 Ахмадулина Б.А. http:// www.library.ru /2/ lit /sections.php?a_uid=42





Творчество Поэзия для Ахмадулиной само откровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолёт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для её поэзии всё даже любая мелочь может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком.


Впервые произведения Беллы Ахмадулиной увидели свет в 1954 году. Затем была учеба в Литературном институте имени А.М. Горького, который поэтесса окончила в 1960 году. С тех пор одна за другой вышли ее поэтические книги: "Струна" (1962), "Озноб" (Франкфурт, 1968), "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Свеча" (1977), "Сны о Грузии" (1977, 1979), "Метель" (1977), альманах "Метрополь" ("Много собак и собака", 1980), "Тайна" (1983), "Сад" (1987), "Стихотворения" (1988), "Избранное" (1988), "Стихи" (1988), "Побережье" (1991), "Ларец и ключ" (1994), "Шум тишины" (Иерусалим, 1995), "Гряда камней" (1995), "Самые мои стихи" (1995), "Звук указующий" (1995), "Однажды в декабре" (1996), "Созерцание стеклянного шарика" (1997), "Собрание сочинений в трех томах" (1997), "Миг бытия" (1997), "Возле елки" (1999), "Друзей моих прекрасные черты" (2000), "Стихотворения. Эссе" (2000), "Зеркало. ХХ век" (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)






От сына балкарского классика Кайсына Кулиева Эльдара Кулиева в 1973 году она родила дочку Елизавету. Дочь Елизавета Кулиева, как и её мать, закончила Литературный институт. Вторая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора.


Английский ("Fever and Other New Poems", Нью-Йорк, 1969; "The Garden", Нью-Йорк, 1990) немецкий ("Musikstunden", Берлин, 1974; "Das Gerausch des Verlusts", Лейпциг, 1995) итальянский ("Tenerezza", Парма, 1971; "Poesie scelte", Рим, 1993; "Poesie", Милан, Spiralli, 1998) Творчество самой Б. Ахмадулиной хорошо известно в мире. Ее поэтические произведения переведены на многие языки


Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность Орден Дружбы народов (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1989) Лауреат Государственной премии России (2004) Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998) Лауреат «Брианца» (Италия, 1998) Лауреат журнала «Дружба народов» (2000) Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003)


29 ноября 2010 г. в под московском Переделкино жизни умерла великая поэтесса и прекрасная женщина Белла Ахатовна Ахмадулина. Ей было 73 года. Смерть Ахмадулиной стала настоящим потрясением для всех, кто ее знал. Она обладала не только особенным лирическим даром, но и удивительным гражданским мужеством, чувством справедливости и пониманием своего предназначения и долга. Prezentacii.com