Скачать - улучшенные города и поселки. Улучшение городов и поселений Skyrim моды towns and villages enhanced

ОБНОВЛЕНО: ВЕРСИЯ 1.0

Мод добавляет детализацию в города и деревни Скайрима.

Потрясающие виды вместе с новым уровнем функциональности деревень, которые раньше были довольно скучны и бесполезны!

ИЗМЕНЕНЫ ГОРОДА:

РОРИКСТЕД

Теперь выглядит намного лучше, добавлено святилище Талоса R03;R03;вместе со статуей, мельница. Изменена растительность, новые источники света размещены по всему городу. Добавлены домашние животные

ДРАКОНИЙ МОСТ

Множество изменений. Добавлены здания, скалы, деревья, кустарники, цветы, животные. Переработано освещение, т.к. город казался довольно скучным и темным. Увеличено число стражников, чтобы сделать город больше похожим на имперское поселение, каковым он и является.

КАРВАРСТЕН

Ретекстур всего города, добавлена кузница.

Теперь вокруг и в самом городе намного больше растений. Деревьев немного, т.к. по мнению автора они не очень хорошо вписываются в атмосферу города.

АЙРВАРСТЕД

Теперь выглядит намного лучше - новые сторожевые башни, масса деревьев, кустарников, камней, новый мост, увеличено число стражников, добавлены инструменты кузнечного дела, в том числе верстак, наковальня, точильный камень кузницы до сих пор нет, продлены дороги, добавлены новые источники света и т.д.

КАМЕНЬ ШОРА

Генеральное улучшение для этой крошечной деревни! Свет теперь есть везде, добавлено много деревьев, кустарников, камней и т.д. Также многие растения для алхимических зелий. Алхимики будут довольны!

ВЕРСИЯ 1.0

Мод добавляет сотни новых деталей в Ривервуд, в том числе деревья, кустарники, скалы, свет, тротуары и мостики, предметы быта, животных и т.д.

Совместим с любыми модами, не затрагивающими внешний вид Ривервуда.

ВЕРСИЯ 1.1

Сделайте Вайтран красивым городом, таким, каким он и должен быть!

Глобальное улучшение Вайтрана!

Добавлены новые объекты: деревья, кустарники, растения для алхимии, полностью переработана оригинальная флора, размещены новые источники света, добавлены животные и предметы быта, новые скамейки и многое другое.

ВНИМАНИЕ:

Не ставьте на слабых машинах!

Совместим с любыми модами, не затрагивающими внешний вид Вайтрана.

ОБНОВЛЕНО: ВЕРСИЯ 1.2

Сделайте свой Рифтен прекрасным!

Добавлено более 1000 новых деталей! Абсолютно новые деревья, такие как дубы и осины, полностью обновлена растительность алхимики, наслаждайтесь!. Новые источники освещения по всему городу. Добавлены насекомые и животные, а также небольшой беспорядок на рыночной площади и в других местах, чтобы придать городу обжитой вид.

ВНИМАНИЕ:

Мод требователен к производительности.

Не ставьте на слабых машинах!

Совместим с любыми модами, не затрагивающими внешний вид Рифтена.

ВЕРСИЯ 1.1

Столица владения и всей провинции Скайрим, жемчужина Имперского Скайрима! Город, в котором расположена резиденция Верховного короля, не может не быть прекрасным!

Более 1000 деталей, улучшающих внешний облик Солитьюда. Абсолютно новые деревья дубы, красные осины, кустарники, алхимические травы. Полностью переработана флора, добавлены насекомые и животные.

Новые источники света, подчёркивающие великолепие самого северного и самого величественного города Тамриэля.

ВНИМАНИЕ:

Мод требователен к производительности.

Не ставьте на слабых машинах!

Совместим с любыми модами, не затрагивающими внешний вид Солитьюда.

Разархивируйте файлы в папку Data вашей игры;

Активируйте плагин/плагины в лаунчере.

ВНИМАНИЕ:

Моды тяжёлые и сказываются на производительности.

Не ставьте их вместе с модификациями, расширяющими гражданскую войну в Скайриме с WARZONES: Civil Unrest например

иначе гарантированно получите тормоза и зависания

по крайней мере, Quad CPU Core, 4 Гб оперативной памяти и GPU с минимальным 1 Гб видеопамяти. Для наилучшего FPS используйте GTX 560 AMD 6870 или выше!

Данный мод делает определенные города и поселки Скайрима куда более детальными и живыми. Так как автор делал мод в первую очередь для себя, то он внес некоторые правки, например, ему не нравилось, что в больших городах лишь одна таверна, а в поселениях нет кузниц, конюшен, пекарен и прочих магазинов.

Поскольку мод сильно изменяет затрагиваемые локации, то существует большая вероятность конфликтов с прочими модификациями, особенно теми, которые также вносят изменения в города и поселения.

Текущие изменения-
Солитьюд стал значительно больше, и теперь лучше соответствует званию столицы и центра торговли.
В город было добавлено два дома для новых персонажей и 3 магазина: скрипичного мастера, сапожника и пекаря (в напоминание о старом добром Салмо). В пекарне вы сможете купить множество новой выпечки: хлеб, пирожные, бисквит, а также новые сыры, привезенные из деревень по всему Скайриму. На ферме Катлы появился дом, который игрок может купить, а на дороге, ведущей в город, вы найдете новую таверну "Жаворонок и воробей", также неподалеку стала доступна книжная лавка (купчую на дом можно купить у ее хозяина). На пристани Солитьюда появилась таверна для моряков.

За пределами Виндхельма вы повстречаете новую таверну, а если пройти по дороге, то увидите кузницу, где денно и нощно куют оружие для грядущей войны, чуть дальше расположено рыбоводство Виндхельма и небольшая аргонианская деревушка.

Детальнее стали и предместья Вайтрана. Около конюшен расположился коваль, у перекрестка стоит дом прачки, а вдоль главной дороги вы увидите новую медоварню и дом знахарки.

Драконий Мост стал куда сильнее похож на имперскую заставу, там появился кузнец, башня и небольшая конюшня за таверной.

Черный Брод - это маленькое недавно основанное шахтерское поселение. Его жители в основном все еще живут в жалких наскоро построенных халупах, но там уже появился торговец, охотник и заброшенная лачуга (которую игрок может безопасно использовать для хранения вещей).

Роща Кин - преуспевающее шахтерское поселение, гордящееся собственной независимостью. Там вы отныне найдете торговца, охотника, а также множество небольших зданий.

Айварстед более соответствует своему положению небольшой и самостоятельной общины, не желающей участвовать в войне. Поселению особо нечем торговать, но ему помогают относительно процветать проходящие мимо странники. Так что это своебразный центр для путешественников, здесь можно найти пекарню, тележника (предоставит услуги кузнеца) и новый дом.

Рорикстед - небольшой преуспевающий город, являющийся главным экспортером зерна в Скайриме. Здесь вы найдете тележника (товары можно купить у его жены внутри дома), конюшни и фермерские угодья за таверной. А также яблони и дом садовника.

Во всех локациях заодно добавлено множество различных мелочей. В моде вы также найдете много новой пищи и напитков на основе уникальных моделей и текстур.

Полная переработка продаваемой в тавернах еды. Автор сделал новые уровневые списки для пищи, продающейся на севере и юге, в землях отрезанных от воды и рядом с водой.

Новые текстуры для разных похлебок, супов и мисок.

Примечание о новом доме: прочтите купчую, когда купите ее, в этот момент вам должен добавиться ключ, а цена купчей станет равной 0. Если этого не произошло, то вместе с купчей отправляйтесь к дому и воспользуйтесь дверью. Вам сообщит, что требуется ключ, но дверь должна открыться после этого, а цена купчей станет равной 0. Если же нет, то откройте дверь читом unlock.

В архиве есть папка "дополнительно", в которой находится реплейсер для пирога, сладких рулетов и куриных яиц, он изменит их текстуры и сделает не столь большими.

Требования : Skyrim

Данный мод делает определенные города и поселки Скайрима куда более детальными и живыми. Так как автор делал мод в первую очередь для себя, то он внес некоторые правки, например, ему не нравилось, что в больших городах лишь одна таверна, а в поселениях нет кузниц, конюшен, пекарен и прочих магазинов.

Поскольку мод сильно изменяет затрагиваемые локации, то существует большая вероятность конфликтов с прочими модификациями, особенно теми, которые также вносят изменения в города и поселения.

Текущие изменения-

Солитьюд стал значительно больше, и теперь лучше соответствует званию столицы и центра торговли.

В город было добавлено два дома для новых персонажей и 3 магазина: скрипичного мастера, сапожника и пекаря (в напоминание о старом добром Салмо). В пекарне вы сможете купить множество новой выпечки: хлеб, пирожные, бисквит, а также новые сыры, привезенные из деревень по всему Скайриму. На ферме Катлы появился дом, который игрок может купить, а на дороге, ведущей в город, вы найдете новую таверну "Жаворонок и воробей", также неподалеку стала доступна книжная лавка (купчую на дом можно купить у ее хозяина). На пристани Солитьюда появилась таверна для моряков.

За пределами Виндхельма вы повстречаете новую таверну, а если пройти по дороге, то увидите кузницу, где денно и нощно куют оружие для грядущей войны, чуть дальше расположено рыбоводство Виндхельма и небольшая аргонианская деревушка.

Детальнее стали и предместья Вайтрана. Около конюшен расположился коваль, у перекрестка стоит дом прачки, а вдоль главной дороги вы увидите новую медоварню и дом знахарки.

Драконий Мост стал куда сильнее похож на имперскую заставу, там появился кузнец, башня и небольшая конюшня за таверной.

Черный Брод - это маленькое недавно основанное шахтерское поселение. Его жители в основном все еще живут в жалких наскоро построенных халупах, но там уже появился торговец, охотник и заброшенная лачуга (которую игрок может безопасно использовать для хранения вещей).

Роща Кин - преуспевающее шахтерское поселение, гордящееся собственной независимостью. Там вы отныне найдете торговца, охотника, а также множество небольших зданий.

Айварстед более соответствует своему положению небольшой и самостоятельной общины, не желающей участвовать в войне. Поселению особо нечем торговать, но ему помогают относительно процветать проходящие мимо странники. Так что это своебразный центр для путешественников, здесь можно найти пекарню, тележника (предоставит услуги кузнеца) и новый дом.

Во всех локациях заодно добавлено множество различных мелочей. В моде вы также найдете много новой пищи и напитков на основе уникальных моделей и текстур.

Полная переработка продаваемой в тавернах еды. Автор сделал новые уровневые списки для пищи, продающейся на севере и юге, в землях отрезанных от воды и рядом с водой.

Новые текстуры для разных похлебок, супов и мисок.

Примечание о новом доме: прочтите купчую, когда купите ее, в этот момент вам должен добавиться ключ, а цена купчей станет равной 0. Если этого не произошло, то вместе с купчей отправляйтесь к дому и воспользуйтесь дверью. Вам сообщит, что требуется ключ, но дверь должна открыться после этого, а цена купчей станет равной 0. Если же нет, то откройте дверь читом unlock.

В архиве есть папка "дополнительно", в которой находится реплейсер для пирога, сладких рулетов и куриных яиц, он изменит их текстуры и сделает не столь большими.

Описание:
Мод, улучшающий атмосферу Вайтрана, Ривервуда, Рорикстеда, Рифтена, Фолкрита,Айварстеда,Морфала и Драконьего моста. Добавляет в указанные города представителей флоры и фауны Скайрима различные строения,предметы и NPC. Общее количество добавленных NPC - 84.
ulushenie drakoniego mosta.esp
-Добавляет 5 npc в Драконий мост
-Добавляет немного дивности в Драконий мост
-Добавляет различные предметы:дрова,корзины и т.д
-Добавляет растительность в Драконий мост
uluushenie morfala.esp
-Добавляет в Морфал ворота у входа
-Добавляет в Морфал 4 стражников
-Добавляет в Морфал растительность
ulushenie rivervooda.esp
Добавляет в Ривервуд: растительность, живность, и 6 npc
-Добавляет плавильню в Ривервуд
-Добавляет различные предметы в Ривервуд
uluchenie ivarsteda.esp
-Добавляет в Айварстед стену
-Добавляет в Айварстед 6 NPC
-Добавляет в Айварстед 8 куриц
-Добавляет в Айварстед растительность
uluchenie roriksteda.esp
- В Рорикстед добавлена большая стена окружает весь Город, добавлено 9 NPC
-В Рорикстед добавлена растительность и палатка
ulushenie naparnikov.esp
Улучшает напарников: добавляет им перки, усиливая их, и изменяет внешность.Улучшены напарники: Маркурио, Дженасса и Фендал
Улучшены все хускарлы
ulushenie riftena.esp
-Добавляет в Рифтен 8 npc
-Добавляет в Рифтен растительность
-1 напарника вора. Он находится в таверне Пчела и Жало.
ulushenie whitrana.esp
-Добавляет в Вайтран 7 NPC, двое из них дети.
-Добавляет растительность в Вайтран

История версий:

v 0.8
- Немного улучшен Рорикстед: добавлена растительность, живность.
- В Ривервуд добавлен компаньон Воин - у него 10 уровень, но его максимальный уровень 255.

В Рифтен добавлено 5 NPC.
- В Ривервуд 3 стражника, добавлено немного растительности, убрана ненужная.
- В Вайтран добавлено немного растительности,убрана ненужная,добавлено 5 NPC.

V 0.9
- В Рорикстед добавлена большая стена окружает весь Город, добавлено 9 NPC три из них дети и 10 стражников

V 1.0
- В Рорикстеде достроена стена.
- В Вайтран добавлено 7 NPC, двое из них дети.
- В Ривервуд добавлено 5 NPC.
- В Рифтен добавлено 5 NPC.

Рифтен:
- Исправлен баг, когда женщина-дворянка говорила мужским голосом.
- Исправлен баг, когда девочка выглядела как мальчик.
- Добавлено 3 NPC.

Рорикстед:
- Исправлена стена, теперь она больше не висит в воздухе, лишние элементы стены удалены.

Ривервуд:

Убрано большое количество коров, теперь их 4.
- Добавлен 1 NPC.

Фолкрит:
- Добавлены ворота

Всем добавленным NPC прописаны соответствующие различные предметы, деньги и оружие
-Исправлена недоработка, когда кузнец был в одежде шахтёра

Фолкрит:
- Добавлены 4 стражника, стоят у входа в город.
- Передвинуты препятствия мешающие воротам открываться.
- Исправлен баг с вхождением стражника в ворота, теперь когда ворота открываются, то сдвигают стражников, а не проходят через них.

Вайтран:
- Исправлен баг когда Дворянка ничего не говорила

Фолкрит:
- Добавлено 8 NPC.
- Добавлено 9 куриц.
- Добавлена лошадь.
- Добавлены большое количество маркеров действия.

Рорикстед:
-Добавлена палатка, в ней можно поспать.

V 1.3.1
Исправлен баг, когда с добавленных NPC пропадала одежда.

V 1.4.0
Айварстед:
-Добавлена стена
-Добавлено 6 стражников, которые стоят у входа в город, по двое на каждый вход
-Добавлено 6 NPC
-Добавлено 8 куриц

Ривервуд:
Исправлен баг, когда часть стойки для рыбы была в дереве

V 1.4.1
Ривервуд:
Исправлен баг с висящими деревьями.

V 1.4.9
-В Рорикстеде доработана стена её лишние элементы удалены
-Ранее в Рорикстед было добавлено 10 стражников теперь их 4,ранее они назывались странниками Вайтрана теперь они называются стражниками Рорикстеда,также они усилены
Исправлен баг когда стражники Ривервуда назывались стражниками Вайтрана и теперь если вы нападёте на них,они не будут просто стоять

V 1.5
-В Рорикстед добавлена растительность
-В Рифтен добавлено немного растительности
-Все добавленные npc теперь смертные,кроме детей
-Из Ривервуда убраны два кузнеца вместо них добавлены новые npc

V 1.5.5
Теперь все добавленные npc по ночам расходятся по тавернам

V 1.6
-Теперь всех добавленных npc защищает стража и они не будут стоять как истуканы когда драконы нападают
-Исправлены все ошибки в голосах добавленных npc,например добавленная дворянка больше не будет говорить мужским голосом
-Исправлены ошибки в растительности
-Исправлены ошибки в ai пакетах,теперь богач из Вайтрана больше не будет разгуливать на улице по ночам
-Исправлен баг когда у добавленных npc цвет кожи головы отличался от цвета кожи тела

v 1.6.5
-В Рорикстед и Айварстед добавлено немного растительности
-Улучшены напарники:Фендал, Дженасса и Маркурио
Улучшены все хускарлы
v 1.7
-Убран камень загораживающий вход в Айварстед
-Немного изменён инвентарь ранее добавленных npc
-Все добавленные npc немного усилены
-Убрана лишняя растительность в Вайтране,добавлено немного новой
-Добавлена растительность в:Рифтен,Рорикстед и Айварстед
-В Рорикстеде и Айварстеде немного изменена стена
v 1.8
-Пофиксены все добавленные стражники.Теперь после прохождения сюжетной линии за имперский легион или братьев бури они не будут убивать стандартных стражников.
-Добавлено 4 стражника в Морфал
-Добавлены ворота в Морфал
-Добавлена растительность в Морфал
-Добавлена растительность в Айварстед
v 1.9
-Из мода удален uluchenie gorodov.esp
-В Вайтране убрано много растительности и добавлено новой
-В Вайтран добавлено много обьектов:Контейнеры,лавки и т.д
-В Рифтен добавлена растительность и источники света
-Пофиксены различные баги мода

v 2.1
-Убраны добавленные стражники из Айварстеда,Рорикстеда,Ривервуда и Фолкрита
-Добавлена растительность в Айварстед,Ривервуд,Рифтен
-Восстановлен Вайтран после гражданской войны
-Восстановлен Солитьюд после гражданской войны

v 2.2
-Из мода убрано восстановление Вайтрана и Солитьюда после гражданской войны,так как из-за этого возникали различные баги
v 2.6
Вайтран
-Убрана ненужная растительность
Драконий мост
-Добавлено 5 npc
-Добавлено много растительности

-Добавлено немного живности
Айварстед

-Добавлено немного живности
-Добавлены различные предметы
Ривервуд
-Добавлена плавильня
-Добавлено немного растительности
-Добавлены различные предметы
Версия игры любая. Мод тестировался на последней и первой версиях Скайрима. Багов не обнаружено, падение Fps не обнаружено, если и есть, то совсем немного.

Установка:
Распаковать архив в папку Skyrim/Data, активировать esp файл в лаунчере Если вы обновляете мод с прошлой версии:
Убрать галочки в лаунчере, удалить файлы, сделать чистое сохранение, переместить обновлённые файлы в папку Data, поставить галочки в лаунчере.
Если вы будете обновлять мод другими способами, возможно появление мелких багов, например, добавленные NPC могут оказаться без одежды.

удалите файл uluchenie gorodov.esp

Удаление:
Удалить файлы мода из папки Data
Не забываем нажимать "Спасибо" - Вам несложно, а мне приятно.
По поводу багов и недоработок пишите в .
Идеи и предложения туда же.

Приятной игры!

Мод значительно изменяет и расширяет 16 локаций Skyrim. Будут исправлены некоторые визуальные баги, улучшены текстуры, добавлены новые дома, таверны, NPC, кузницы, магазины, торговцы, изменен интерьер некоторых строений, различные мелкие эстетические изменения (добавлены деревья, растения, интерьерные предметы, фонари, столбы и т.п.).

Предусмотрено два варианта модификации: модульный и комплексный. Разница между ними в том, что при установке комплексного будут изменены сразу все локации и дополнения, а в модульном можно выбрать конкретные города, патчи и дополнения. Благодаря множеству составляющих, доступна возможность гибкой настройки мода, все зависит от предустановленных вами модификаций и времени, которое вы можете и хотите потратить на настройку.

Драконий мост
Деревня разделена на 2 секции (на карту добавлен соответствующий маркер)
Добавлено: 5 домов, универсальный магазин, магазин алхимика, пекарня, 8 NPC, шахта, святыня, рынок, кузнец (ассортимент завит от того, какая фракция контролирует деревню)
Изменен интерьер таверны и два дома;

Камень Шора
Добавлено: 3 новых дома, 5 NPC, таверна, святилище, магазин

Каменные холмы
Добавлено: 3 дома, 5 НПС, ограждение вокруг гильдии воров, магазин общего назначения с ограниченным запасом, святилище, таверна, новые диалоги с жителями;

Воронья скала
Добавлено: 4 дома, 8 НПС, торговцы, таверна, святилище

Внешняя часть Вайтрана
Добавлено: 6 домов, 8 НПС, рынок, торговцы, таверна, святилище

Орочьи крепости
Изменены Душник-Йал, Ларгашбур, Мор Казгур и Нарзулбур
Добавлены: новые дома, торговцы, НПС, святилища

Картвастен
Добавлены: 3 дома, 6 НПС, магазин, кузница, храм, таверна

Винтерхолд
Добавлено: 6 НПС, здания, постройки, 4 дома, конюшни, частично разрушенные стены вокруг города, казармы, святилища
Изменен интерьер в таверне и доме ярла

Роща Кин
Добавлено: дом Дравинии, 3 НПС, поместье Кьелда, торговец, святилища,
Изменения в интерьере таверны

Фолкрит
Добавлено: 6 домов, новые NPC, торговые магазины, рынок, плавильня около кузницы, входные городские ворота, медоварня в подвале таверны
Изменен интерьер гостиницы, в доме ярла, лавке алхимика, казармах стражи, фермы Свеча Покойника, доме Аркея

Ривервуд
Добавлено: 4 дома, 8 НПС, магазин алхимика, плавильня, покупные лошади, святыня
Изменения в интерьерах строений

Айварстед
Добавлено: 5 НПС, 3 дома, универсальный магазин, плавильня, святыня
Изменен интерьер таверны

Черный брод
Добавлено: 4 дома, 6 НПС, алхимик, кузнец, мост, святыня, доки

Рорикстед
Добавлен: магазин алхимика, универсальный магазин, кузнец, 6 НПС, святыня
Изменено поместье Рорика, интерьер таверны, два строения

Морфал
Добавлено: множество новых магазинов, стены вокруг города, 4 дома, квест, 24 НПС, диалоги, плавильня, святыня, мост
Изменен интерьер таверны, дома Ярла, казарм, тюрьмы, магазина алхимика

Данстар
Добавлено: новые магазины, 4 дома, 25 НПС, конюшня, доки, стены вокруг города
Изменен интерьер таверны, магазина алхимии, дома Ярла

Требуется: SkyUI , все официальные дополнения

Установка: выберите вариант мода (рекомендуется устанавливать, используя NMM). По основной ссылке можно скачать комплексную версию, а по ссылке ниже модульную. По дополнительным ссылкам, также можно скачать патчи для модов.
Перед установкой обязательно нужно сохранить игру где-то за пределами измененных городов, иначе текстуры могут отображаться не корретно и т.п.