Системно деятельностный подход презентация. "Системно- деятельностный подход в обучении математике", презентация

«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Системно – деятельностный подход в образовании Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой 2015 год Я слышу, и я забываю, Я вижу, и я помню Я делаю, и я понимаю. Конфуций


Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно-смысл. установки личностной позиции, соц.компетентности, основы российской и гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация ФГОС: новый образовательный результат Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поли конфессионального состава российского общества РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ




ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат




Школа «комфортного саморазвития» Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: учителя-дети -родители Требования к педагогам и детям Оформление школы Для педагога – терпение и любовь к детям. Дети принимаются такими, какие они есть. Цель: раскрытие каждого Средства – личностно ориентированные Неформальное общение в т.ч. на уроках, активные формы Преобладание положительных оценок за ЛЮБУЮ деятельность, вплоть до отказа от отметок Прежде всего – детскими работами Дружеские отношения, не зависящие от учебных успехов, активное участие родителей Большое количество различных кружков, секций, походы и т.п. Результаты по ФГОС: Регулятивные – самостоятельность, Познавательные – от высоких до низких, Коммуникативные – общительны, умеют договариваться, взаимодействовать с разными людьми Личностные – положительное отношение к миру, мотивированность, свободолюбие, справедливость.


Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий


Концепцию учения через деятельность предложил американский ученый Д.Дьюи Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество


Деятельностный подход к обучению предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)


Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».




В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.


Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с 1999 г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Учебники Подача матери-ала


3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология продуктивного чтения (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Средство - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.


Технология оценивания учебных успехов (мини) Традиции оценивания ЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе) КТО: Учитель ТО учебных успехов ЧТО: решение задач – оценка + отметка КТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге +еще 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности


ЧТО? Всё! Но отметка – за решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблице требований по умениям КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГОВЫЕ? Среднеарифм. за учебный модуль 7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ мини макс


Условия развития УУД цель методика текст Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Необходимо исключить Нужно стремиться Развитие умений по применению знаний Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК. Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.


Учебный процесс в деятельностной модели обучения представляет собой: 1.взаимодействие, учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога. 2. решение коммуникативных (проблемных) задач. Принципы деятельностной педагогики 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).


4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс о образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Образовательные пространства деятельностной технологии Урок (коллективное действие) – место решения системы учебных задач Учебное занятие - место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения Урок - мастерская – место индивидуальной коррекции действий учащихся Урок - консультация – место «умных» вопросов (определения границы знания и незнания ребенка по его запросу) Урок – презентация – место предъявления достижений учащихся (результат их самостоятельной домашней работы)


Типология уроков А.К. Дусавицкого. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки.


Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.


У урока должно быть творческое название (афоризм, крылатая фраза) «Изюминка» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что будет помниться, не забудется: интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход. Необычность в требованиях к уроку


Определена в конечном результате; -соизмерима, т.е. можно проверить на разных уровнях усвоения; -реальной и соответствующей возможностям ученика и учителя; -побудительной, т.е. ставит в состояние успешности все субъекты деятельности; - мотивирующей на достижение результата. Какой должна быть цель урока?


Технологическая карта урока Название темы урока. Планируемые результаты личностные, метапредметные, предметные. Тип урока, определяющий технологию изучения указанной темы. Описание по каждому этапу урока содержания, деятельности учащихся, деятельности учителя и метапредметные результаты на достижение которых направлено то или иное задание.








II Актуализация знаний 5) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. 2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. 3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.


III Проблемное объяснение нового знания 1)Зафиксировать причину затруднения. 2)Сформулировать и согласовать цели урока. 3)Организовать уточнение и согласование темы урока. 4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр. 6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.




V Самостоятельная работа с самопроверкой 5) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.


VI Включение нового знания в систему знаний и повторение 5) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.


VII Итог урока 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. 3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.


Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.


Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода 1. Самоопределение к деятельности. Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки по­ вторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.


2. Актуализация знаний. 1)Организуется повторение используемых способов действий (норм) понятий, алгоритмов (правил), свойств с фиксацией соответствующих эталонов. 2) Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности), которая завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.


3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи). Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.


4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания). Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным способам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют их на основе правильного применения эталонов.




6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.


7. Включение в систему знаний и повторение. При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).


8. Рефлексия деятельности (итог урока). Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким спо­собом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.


Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности. Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса и построение обобщённых норм учебной деятельности.


Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности. Пример урока:


Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.




Уроки развивающего контроля предполагают два этапа: 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной работы. Эти этапы проводятся на двух уроках. Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.


На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля. Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому они и проводятся в два этапа.


Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно- коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидульных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Cлайд 1

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска лицей №3 Тематический педсовет 21 февраля 2012 года О.А. Овчинникова, зам. директора по НМР

Cлайд 2

Задача Рассмотреть технологию деятельностного метода как основу формирования учебной деятельности в стандартах нового поколения *

Cлайд 3

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий *

Cлайд 4

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС Смена образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности *

Cлайд 5

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике *

Cлайд 6

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю Китайская мудрость Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет Уильям А. Уорд *

Cлайд 7

Основные виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные *

Cлайд 8

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся *

Cлайд 9

Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; *

Cлайд 10

Системно-деятельностный подход предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. *

Cлайд 11

Меня учат Я учусь! Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Cлайд 12

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Система дидактических принципов Принцип вариативности Принцип творчества *

Cлайд 13

Традиционное обучение Инновационное обучение (СДП) Цель обучения – усвоение знаний, умений, навыков Цель школьного обучения – научить учиться Изолированное от жизни изучение системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета Включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач Ориентация на учебно-предметное содержание школьных предметов Понимание учения как процесса образования и порождения смыслов Стихийная учебная деятельность ученика Стратегия целенаправленной организации учебной деятельности Индивидуальная форма усвоения знаний Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Cлайд 14

Деятельностный подход на уроках Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях Использование активных и интерактивных методик *

Cлайд 15


Вопросы 1. Научные основы системно-деятельностного подхода в образовании. 2. Основные идеи системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС. 3. Условия реализации системно- деятельностного подхода. 4. Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон).


1. Научные основы системно-деятельностного подхода Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в отечественной науке в 1985 г.


Научные основы системно-деятельностного подхода В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность – это способ существования человека, способ проявления его субъектной позиции. (Философский словарь). Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Результат – системообразующий фактор деятельности (А.Г. Асмолов).




Научные основы системно- деятельностного подхода Существует три вида деятельности, отличающихся отношением к норме (Азбука теории деятельности, разработанная в методологии О.С. Анисимова, А.А. Деркач, Г.П. Щедровицкого и др.): самоопределение, нормореализация, нормотворчество.


Научные основы системно- деятельностного подхода Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с актуальным уровнем способностей и системой ценностей. Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный продукт. Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности.




2. Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход ориентирует: на усвоение знаний; на способы этого усвоения; на образцы и способы мышления и деятельности; на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований (Н.Ф.Талызина, П.Я. Гальперин).


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Актуализация системно-деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Актуализация системно-деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: существенное повышение мотивации и интереса обучающихся к учению на всех ступенях обучения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Признаками эффективности системно- деятельностного подхода являются: наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Признаками эффективности системно- деятельностного подхода являются: выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение учеником содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.






Принципы реализации системно-деятельностного подхода 1) Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. выделяет деятеля в базовом процессе и устанавливает требования к развивающим и воспитательным целям обучения;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 2) Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. обеспечивает инвариантность реализуемой нормы;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 3) Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. устанавливает требования к содержательным целям обучения;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 4) Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. устанавливает требования к организации взаимодействия между учителем и учеником.


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 6) Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к система­тическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. предусматривает возможность различных уровней достижения целей в соответствии с самоопределение м обучающихся;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 7) Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. определяет границы высокого уровня подготовки по предмету;




Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.


Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике 2. Наполнение содержания образования системой взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов и их дополнение «деятельностной» составляющей.


Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике 3. Развитие универсальных учебных действий как основы учебной самостоятельности. УУД: личностные (готовность и способность к самоопределению в деятельности; регулятивные (готовность и способность быть субъектом учебной деятельности на каждом этапе ее осуществления); познавательные (готовность и способность к интенсивной мыслительной деятельности, познанию, исследованию) коммуникативные (готовность и способность включаться в диалог, совместную деятельность, сотрудничество)


Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике 4. Стимулирование субъектной позиции ученика в урочной и внеурочной деятельности. 5. Проектирование и практическая реализация индивидуальных образовательных программ. 6. Использование технологий проблемного, проектного, диалогического обучения. 7. Включение учащихся в учебно- и научно- исследовательскую деятельность. 8. Включение учащихся в социальные практики. 9. Включение учащихся в групповые формы работы, развитие навыков сотрудничества, ученического самоуправления.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Система традиционного обучения Система развивающего обучения 1) Принцип наглядности. 2) Принцип доступности. 3) Принцип научности. 4) Принцип преемственности. 5) Принцип системности. 6) Принцип сознательного усвоения знаний. И т.д. 1) Принцип деятельности. 2) Принцип непрерывности. 3) Принцип целостного представления о мире. 4) Принцип минимакса. 5) Принцип психологической комфортности. 6) Принцип вариативности. 7) Принцип творчества.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Понятийный уровень позволяет устранить случайные выводы и интегрировать накопленный потенциал. Инструментальное использование полной, непротиворечивой и независимой системы понятий позволяет перейти от уровня эмпирического обобщения к теоретическому уровню. Способы обработки знаний об окружающем мире эмпирическое обобщение теоретическая разработка на основе понятий


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Технология включает следующие этапы: 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 3. Постановка учебной задачи. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания). 5. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности (итог урока).


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Интегративный характер технологии деятельностного подхода обосновывается реализацией в ней традиционного подхода к обучению и идей развивающего образования П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу"); 2) выделяется содержательная область ("могу").


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. Этап завершается созданием затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 3. Постановка учебной задачи. На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 5. Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 7. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 8. Рефлексия деятельности (итог урока). На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.






Позиции для анализа Групповое решение 1. Какова основная идея системно- деятельностного подхода к организации образовательного процесса в школе? Младший школьник должен стать субъектом учебной деятельности, включаясь в процессе нормореализации, нормотворчества, самоопределения. В процессе учебной деятельности должно произойти преобразование внешней (предметной) деятельности во внутреннюю (интеллектуальную) деятельность.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 2. С позиции системно- деятельностного подхода, в какие виды деятельности должен быть включен учащийся? Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с актуальным уровнем способностей и системой ценностей. Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный продукт. Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности. Сформированность способностей к нормореализации и нормотворчеству гарантирует обучающемуся его способность к самореализации.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 3. Какие современные образовательные технологии обеспечивают реализацию системно- деятельностного подхода на практике? Технологии развивающего обучения Технология содержательного обобщения Технология проблемного обучения Технология проектного обучения Технология развития критического мышления через чтение и письмо ТРИЗ и др.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 4.Ориентацию, на какие позиции в развитии младшего школьника обеспечивает системно- деятельностны й подход? более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, освоение способов их применения; развитие ребенка как субъекта деятельности; развитие учебной самостоятельности; осознанное отношение к процессу и результат совей учебной деятельности; принятие учеником результатов учебной деятельности как социально и личностно значимых; повышение мотивации и интереса обучающихся к учению; развитие рефлексивной самооценки и самосознания; общекультурное и личностное развитие на основе формирования универсальных учебных действий; развитие конструктивных, творческих способностей; освоение способов совместной деятельности, групповой работы; готовность решать различные задачи жизнедеятельности с применением теоретических знаний


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 5. Какие условия обеспечивают реализацию системно- деятельностного подхода в практике начальной школы? 1. Создание учебных ситуаций стимулирующих включение учащихся в активную деятельность. 2. Наполнение содержания образования системой взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов и их дополнение «деятельностной» составляющей. 3. Развитие универсальных учебных действий. 4. Стимулирование субъектной позиции ученика в урочной деятельности. 4. Стимулирование субъектной позиции ученика во внеурочной деятельности. 5. Проектирование и практическая реализация индивидуальных образовательных программ. 6. Использование технологий проблемного, проектного, диалогического обучения. 7. Включение учащихся в учебно- и научно-исследовательскую деятельность. 8. Включение учащихся в социальные практики. 9. Включение учащихся в групповые формы работы, развитие навыков сотрудничества, ученического самоуправления.

Слайд 1

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ:
1 Тема 1. Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС НОО. Традиционный, компетентностный и системно-деятельностный подходы. Деятельностный подход в психологии: принцип сознания и деятельности; проблема личности; категория деятельности; принцип психического развития ребенка; ведущий вид деятельности; структурные единицы деятельности; структура деятельности; ученик как субъект учебной деятельности. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода. Условия реализация системно-деятельностного подхода
2 Тема 2. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода. Мотивация как совокупность личностных (устойчивых) и ситуативных (динамических) факторов. Система мотивов школьника. Способы и методы поддержания и активизации мотивационной сферы школьника. Целеполагание как основа системной организации учебной деятельности школьников.

Слайд 3

В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов:
Традиционный подход может быть назван «ЗУНовским». Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Системно-деятельностный подход.

Слайд 4

Компетентностный подход
Компетентность – способность применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях, проявляющаяся в организации и планировании деятельности в необычных ситуациях и нововведениях.

Слайд 5

Виды компетентности:
Психологическая (индивидуальная): характеризует индивидуальность человека при выполнении им своих обязанностей, «мягкие требования». Техническая (профессиональная): характеризует получаемый результат, связана со стандартами выполнения обязанностей, «жесткие требования».

Слайд 6

Компетентностный подход
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Слайд 7

Компетентностный подход
Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.

Слайд 8

Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно–деятельностный подход!

Слайд 9

Традиционное обучение Инновационное Развивающее обучение
1 Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития
2 Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности
3 Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения
4 Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания
5 Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы деятельности На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности
6 В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Слайд 10

Понятие системно-деятельностного подхода
Системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), Деятельностный подход, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).

Слайд 11

Проблема деятельности разрабатывалась:
философия (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.); психология (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.); обучение и воспитание ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон); развивающее обучение (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).

Слайд 12

Системно-деятельностный подход
Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Слайд 13

Известный психолог А.Н.Леонтьев:
«Человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей».

Слайд 14

Деятельностный подход в психологии
С.Л. Рубинштейн: принцип единства сознания и деятельности. «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Слайд 15

Принцип единства сознания и деятельности
Фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Слайд 16

Вопрос: всегда ли человек осуществляет деятельность?
Деятельность в отличие от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

Слайд 17

Проблема личности
Л.С. Выготский: «Историческое состояние нашей науки таково, что существует много психологий, но не существует единой психологии»

Слайд 18

А.Г. Асмолов рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем:
в системе биологического вида homo sapiens человек выступает как индивид; в системе общества он становится носителем совокупности социальных качеств и выступает как личность; системно-исторический план анализа позволяет выделить специфическое качество личности – индивидуальность.

Слайд 19


Индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека. Личность – человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Субъект – человек, как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил. Универсум – высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

Слайд 20

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев «Основы человеческой антропологии: психология человека»
Формула: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»

Слайд 21

Эволюционно-исторический смысл индивидуальных различий между людьми
Вопрос: Зачем нужны индивидуальные различия между людьми?

Слайд 22


Индивидуальность теперь воспринимается не как синоним индивидуализма, не в противопоставлении к коллективизму, а как важнейшее условие эффективного функционирования общества. Вопрос: Каким образом ФГОС реализует идею индивидуальности (неопределенности)?

Слайд 23

Системно-деятельностный подход позволил сказать новое слово об индивидуальности:
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются: существующий разброс в темпах и направлениях развития детей; индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Слайд 24

Слайд 25


Деятельность как система: Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя: цель средство сам процесс преобразования его результат.

Слайд 26

Группа разработчиков Стандартов:
«…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».

Слайд 27

ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка
Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»
Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества
Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
Основы системы научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
РЯ
ЛЧт
ИЯ
Мат
ОМ
Муз
ИЗО
Тех
Физ
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Планируемые результаты: три основные группы результатов

Слайд 28

Системно-деятельностный подход:
Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Образование как ведущая социальная деятельность общества, нацелено на результат как системообразующий фактор деятельности.

Слайд 29

Системно-деятельностный подход:
Второе понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Н.А.Бернштейн называл ее «коррекцией»; П.К.Анохин – «обратной ориентацией»; сегодня: аттестация, аккредитация, лицензирование, тестирование. Важно увидеть все процедуры не разорванными, а в целостном системно-деятельностном анализе!

Слайд 30

Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка. Реальная форма – это натуральные, природные свойства человека, представляющие органическую основу развития психических свойств. Идеальная форма – продукт исторического развития человечества. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Вне взаимодействия с культурными (идеальными) формами индивид никогда не разовьет в себе специфически человеческих качеств.

Слайд 31

Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка. Подражание и сотрудничество, общение со взрослыми выступают как основные пути возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения. Механизмом преобразования культуры в мир личности выступает механизм интериоризации – превращение внешнего во внутреннее.

Слайд 32

Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский: движущая сила психического развития ребенка – обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Обучение и развитие – понятия не тождественные: процесс развития имеет внутреннюю логику и представляет собой процесс возникновения новых качеств, которые отсутствовали на более ранних этапах развития. Внутренняя связь обучения и развития – зона ближайшего развития ребенка.

Слайд 33

Зона ближайшего развития
На определенном этапе своего развития ребенок может решать некоторые задачи только с помощью другого; эти задачи и составляют зону его ближайшего развития, поскольку впоследствии они могут выполняться самостоятельно. Интериоризация, преобразование внешнего во внутреннее, превращение зоны ближайшего развития в уровень актуального развития и составляют суть и ход психических изменений развития ребенка.

Слайд 34

А.Н. Леонтьев: категория деятельности
Движущая сила психического развития – собственная деятельность ребенка, в котором он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности. Формы деятельности ребенка меняются: ведущую роль в психическом развитии играют одни формы активности, в другом – другие. С этим связан термин «ведущий вид деятельности».

Слайд 35

Слайд 36

Д.Б.Эльконин: категория деятельности
Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречаемая на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии».

Слайд 37

Возраст Ведущий тип деятельности
0-1 год Непосредственно-эмоциональное общение
1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность
3-7 лет Сюжетно-ролевая игра
7-10 лет Учебная деятельность
10-15 лет Общение
15-17 лет Учебно-профессиональная деятельность

Слайд 38

Д.Б.Эльконин: типы ведущих деятельностей
деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка. деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная – младших школьников, учебно-профессиональная – юношей и девушек.

Слайд 39

Категория деятельности
Человеку, как живому существу, свойственна активность. Активность человека проявляется в форме операций, действий или деятельностей, которые могут быть внешними (объективно наблюдаемыми изменениями вещественных объектов), так и внутренними (реализуемыми в психике индивида).

Слайд 40

Структурные единицы деятельности

Формы активности Характеристики активности Характеристики активности
Формы активности Определение формы активности Условия активизации
Деятельность Целеустремленная активность, потенциально удовлетворяющая осознанную потребность субъекта Активизируется только осознанной потребностью
Действие Операция или совокупность операций, сознательно избранных и выполняемых субъектом для достижения определенной частной цели Может активизироваться и мотивом, и внешним стимулом
Операции Изменение положения или состояния субъекта, вызывающие изменения объекта, на который направлена активность субъекта Может активизироваться и стимулом, и неосознанно

Слайд 41

Категория деятельности
Активная позиция деятельности заключается в формировании новых мотивов, их целенаправленной перестройке. Цель, даже самая близкая, выводит человека за пределы непосредственного настоящего, строит проект будущего. Это положение относится и к действиям взрослого и к действиям ребенка. Разница в том, что ребенок постепенно переходит от простых и близких целей к целям более отдаленным и перспективным. Деятельность – потребность (мотив) – деятельность.

Слайд 42

Структура деятельности:
Потребность – нужда в чем-то необходимом для человека. Осознание потребности. Формирование мотива. Выбор способа реализации мотива. Планирование деятельности. Перечень действий. Выполнение каждого действия (частная цель). Операции, с учетом условий и имеющихся средств. Удовлетворение потребности. Реализация мотива (результат деятельности: предмет, воплощенный в мотиве и попутные результаты осуществления: опыт, навыки, знания, убеждения, эмоции).

Слайд 43

Категория деятельности
Основным объектом внимания при организации учебной деятельности, как отмечают Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, выступает ее психологический механизм, т.е. осознание учащимися процесса учения. Результатом целенаправленной работы по организации учебной деятельности обучающихся, согласно их теории, должна стать последовательно приобретаемая школьниками способность самостоятельно и осознанно организовывать все компоненты деятельности, т.е. становится субъектом деятельности.
Способность к анализу – поиск и выделение в объекте сущностного, главного и его частных особенностей. Способность к планированию – умение мысленно построить цепочку действий для достижения поставленной цели, а затем выполнить их на фактическом материале. Способность к рефлексии – основной механизм продвижения школьника в учении.

Слайд 47

Учебная деятельность
Учебная деятельность школьников отличается от всех остальных деятельностей тем, что в результате любой другой деятельности всегда получается некий материальный или интеллектуальный продукт. Учебная деятельность приносит только субъективно новый результат для учащегося. Истинным же продуктом учебной деятельности являются изменения, которые происходят при выполнении в самом субъекте, его самоизменение, саморазвитие.


Японская пословица

«Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня;

а научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни»


Традиционный подход - ориентирует на объём знаний

чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

Уровень образованности -

определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.


Какие качества необходимы современному выпускнику?

  • глубокие и прочные знания
  • воспитанность
  • развитие интеллектуальных и творческих сил детей, их умения учиться, формировании способности к саморазвитию...

Необходимо помочь каждому ребенку стать счастливым:

найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.


Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

А. Дистервег,

немецкий педагог-демократ XIX в.,

последователь Песталоцци


Результаты исследования немецких ученых:

Человек запоминает:

Только 10% того, что он читает;

  • 20% того, что слышит;
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
  • 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем;
  • и лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Китайская народная мудрость:

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»

«Скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.»


Ученые – основоположники теории

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов


служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Основные идеи

системно-деятельностного подхода

ПРОЦЕСС УЧЕНИЯ - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.


Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.


Системный подход - универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный подход выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром.


Суть системного подхода

Информация, полученная на основе системного подхода, обладает двумя принципиально важными свойствами:

во-первых, исследователю поступает лишь информация необходимая ,

во-вторых, - информация, достаточная для решения поставленной задачи.


Технология деятельностного метода обучения.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.


Идея деятельности и идея системности тесно связаны.

Обеспечивают:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических

особенностей обучающихся.


Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника