Система работы по подготовке к гиа. Совершенствование системы подготовки к гиа и егэ

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

С 2009 года на основании «Положения о формах и порядке проведения ГИА обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего(полного) общего образования» (Утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11 2008 г. № 362) единственной формой проведения ГИА практически для всех учащихся 11-х классов является ЕГЭ. То, какие результаты будут получены выпускниками на экзаменах, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.

Подготовленность к чему-либо понимается мной как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ я выделяю следующие составляющие:

  • Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
  • Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
  • Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Актуальность темы: особенности подхода к целям, структуре и содержанию ЕГЭ во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Следствием этого является необходимость адаптации выпускников школ к новым требованиям, прежде всего к изменению сроков, формы и методики оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения.

Организация учебно-воспитательного процесса по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ

На основании «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ» был составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие направления:

  • Организационные вопросы.
  • Работа с педагогическим коллективом.
  • Работа с родителями.
  • Работа с учащимися.

Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».

Этапы выполнения работы

I этап. Организационный (август – октябрь).

II этап. Информационный (ноябрь-январь).

III этап. Практический (октябрь – май).

IV этап. Психологическая подготовка к ЕГЭ.

V этап. Аналитический (июнь-август).

Рассмотрим содержание каждого этапа работы.

I этап. Организационный (август – октябрь)

Организацию подготовки к проведению ГИА я начинаю с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводится по следующим направлениям:

  • Процентное соотношение оценок, полученных учащимися по ЕГЭ по всем предметам.
  • Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ЕГЭ.
  • Средний бал по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по гимназии, городу, краю, России.
  • Мониторинг успеваемости, качества выпускников 11 классов в сравнительной характеристике за 3 года (9 класс, 10 класс, 11 класс).

Проанализировав полученные результаты, продумываю пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в текущем году, корректирую план гимназии по подготовке к ГИА.

На заседаниях школьных МО учителей-предметников (сентябрь) рассматриваются следующие вопросы:

  1. Включение в планы работы школьных методических объединений вопросов, касающихся подготовки к ЕГЭ.
  2. Утверждение планов по подготовке учащихся к ЕГЭ по всем предметам.
  3. Создание мобильных групп. На основе «Положения о проблемных группах ЦРО г. Новороссийска» в гимназии разработано Положение о создании школьных мобильных групп.

Мобильные группы учителей созданы в МОУ гимназии № 4 с целью повышения уровня качества подготовки выпускников 9-11 классов к государственной (итоговой) аттестации. Составы мобильных групп и их количество рассматриваются на заседании МО учителей- предметников. В них входят учителя-предметники, имеющие на данный учебный год общие цели и задачи по подготовке учащихся к ГИА. Заседания МГ проходит 1 раз в месяц и оформляются протоколом.

Диагностика и организация разноуровневого обучения

Проводится диагностика учащихся 10-11 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по различным предметам через проведение административных тренировочно-диагностических работ, составленных по форме краевых контрольных работ.

Следуя тезису, что школа – это не место для препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех, кто пришел в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, в гимназии организована система разноуровневого обучения и обобщающего повторения по математике и русскому языку. Данная методика построена по технологии разноуровневого обучения, разработанной ректором ККИДППО Е. А. Семенко.

Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:

  • Повышения уровня обученности учащихся и качества знаний.
  • Установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала анализа и русского языка, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса.

Опираясь на личный опыт по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике (с 2003 года были подготовлены 6 классов к ГИА в форме ЕГЭ), учитывая результаты административных диагностических работ, для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям-предметникам математики и русского языка было предложено разбить класс на 3 группы.

Пример разбивки класса для подготовки к ЕГЭ по математике.

Учитывая степень обученности и мотивацию в обучении каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ЕГЭ.

II этап. Информационный (ноябрь-январь)

В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ администрация гимназии и педагогический коллектив руководствуется нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням прохождения информации (1 папка – федеральный уровень; региональный уровень – 1 папка; муниципальный уровень – 1 папка; школьный уровень – 1 папка). Папки с документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней пополняются в соответствии с их поступлением. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня.

  1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведении ЕГЭ.
  2. На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ЕГЭ по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году.
  3. Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ЕГЭ
  4. Направление учителей на городские семинары по подготовке к ЕГЭ.

При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаю информационное обеспечение их по проведению и процедуре ЕГЭ. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА.

В вестибюле гимназии оформлены 3 стенда: «Единый государственный экзамен», «Подготовка к Итоговой аттестации», «Организация профильного и предпрофильного обучения». Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА в форме ЕГЭ, в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ЕГЭ в 2010 году и демоверсии КИМов по всем предметам.

Однако, учитывая месторасположение гимназии и то, что многие учащиеся из малообеспеченных, неполных семей, мною разработаны памятки для родителей и выпускников 11-х классов с целью донести информацию по проведению ГИА в форме ЕГЭ до всех.

Памятка включает следующие разделы:

  1. Общие положения проведения ГИА.
  2. Формы проведения ГИА.
  3. Сроки и общие правила проведения ГИА.
  4. Подача апелляции.
  5. Оценка результатов ГИА.

Такие памятки распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Таким образом, для меня дневник – это школьный документ, через который можно оперативно донести до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации.

1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • Правила поведения на экзамене.
  • Правила заполнения бланков.
  • Расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет)

2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, демоверсии, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ

3. В библиотеке:

Папка с материалами ЕГЭ (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов по всем предметам).

III этап. Практический (октябрь – май)

Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ЕГЭ.

После проведения административных, краевых тренировочно-диагностических работ учителя-предметники заполняют диагностические карты подготовки к ЕГЭ, проанализировав результаты учащихся, вырабатывают стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.

Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы.

При работе с учащимися большое внимание уделяется:

  • Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.
  • Работе по КИМам.
  • Обучению учащихся заполнению бланков.

Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.

Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ЕГЭ

По «Положению о проведении ЕГЭ» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью в гимназии проводятся пробные экзамены в форме ЕГЭ по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ЕГЭ по предметам.

Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.

Завучами проводится анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям:

  • % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.
  • Сравнительная характеристика выполнения контрольных работ каждым классом (ноябрь-апрель).
  • Анализ контрольной работы по заданиям. Сравнительная характеристика % планируемой трудности задания и % выполнения задания.
  • Распределение отметок по результатам работ.

Анализ результатов выполнения контрольных работ обсуждается на заседаниях при завуче.

IVэтап. Психологическая подготовка к ЕГЭ

Методы проведения занятий психолога разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

Vэтап. Аналитический (июнь-август)

Анализ итогов ЕГЭ, корректировка планов. Расширение рамок направлений подготовки к ЕГЭ (по необходимости).

(К данному материалу прилагается мультимедийное сопровождение –

Система работы школы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

С1 Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня целью моего выступления является познакомить вас с той системой подготовки учащихся к ГИА, которая сложилась у нас в школе.

С2 С введением независимой оценки качества образования учащихся в 9,11-х классах привело к тому, что перед школой встала задача организации подготовки к государственной итоговой аттестации не только учащихся школы, но и всех участников образовательного процесса: учителей, родителей выпускников.

На протяжении всего учебного года так или иначе затрагиваются вопросы, касающиеся экзаменов: это подготовка к ним, проведение, анализ полученных результатов.

Решая эту задачу, была организована следующая работа:

С3 Работа с учителями.

Если говорить о системе работы с учителями, то старт начинается ещё в августе на педагогическом совете. Директор школы Ольга Владимировна и я подводим анализ итогов прошедшего учебного года, в том числе и результатов ГИА: качество, успеваемость, сравнение результатов со средними по городу.

Верхняя стрелка на слайде

С4 Анализируя таким образом полученные результаты, здесь же намечаются пути их корректировки, например, планируются мероприятия для ВШК. Так в школе традиционно проводится контроль «Подготовка учащихся 9-х классов к сдаче экзаменов в форме ОГЭ и 11-х классах к сдаче ЕГЭ», планируются предметные контроли для выяснения причин невысоких результатов ГИА.

Нижняя стрелка на слайде

Для повышения качества образования по предметам русский язык и математика в учебном плане школы выделены дополнительные часы на подготовку к государственной итоговой аттестации учащихся. В 9 классе это так называемые спецкурсы «Подготовка к ОГЭ по математике», «Подготовка к ОГЭ по русскому языку». В 10,11-х классах – «Анализ художественного текста», «Решение математических задач». Подобные часы выделяются и по другим предметам, которые традиционно лидируют среди выбираемых для прохождения ГИА: обществознание, физика.

Данные курсы разработаны учителями школы и прошли внутреннюю экспертизу. На этих предметах учащиеся целенаправленно готовятся к экзаменам: повторяют ранее изученные разделы, а главное знакомятся со структурой экзаменационных работ и методами решения заданий (учатся отсекать заведомо неверные решения, рассматривают различные способы решения и выделяют наиболее эффективные для заданий данного типа).

Естественно, эти курсы оформились не сразу и сейчас претерпевают изменения в зависимости от структуры и содержания КИМов.

Кроме того зам.директора по УВР, курирующий ГИА, проводит совещания с учителями, где знакомит их с нормативно – правовой базой итоговой аттестации. Учителя систематически посещают семинары, касающиеся подготовки к итоговой аттестации учащихся, организуемые СОИРО и методическим отделом управления образования.

Нижняя стрелка на слайде

Работа с учащимися.

Помимо посещения учащимися уже перечисленных курсов в школе, с учащимися проводится работа по ознакомлению их с нормативно – правовой базой. В течение года (начиная с октября) зам.директора по УВР, курирующий вопросы государственной итоговой аттестации, инструктирует учащихся по разным вопросам: это Положения проведения ГИА в 9,11-х классах, права и обязанности учащихся на экзаменах, правила заполнения бланков и т.п. Для отработки практических навыков, а также психологической готовности с учащимися проводятся с согласия родителей тренировочные экзамены по обязательным предметам и предметам по выбору в рамках внутришкольного контроля.

Чтобы организовать эту работу проводится анкетирование учащихся и в соответствии с запросами составляется расписание. На этих экзаменах учащиеся попадают в обстановку, максимально приближенную к реальной. Они рассаживаются в аудиториях согласно списку, при себе обязаны иметь паспорт, черную гелевую ручку. В аудиториях присутствуют организаторы, которые следят за дисциплиной (может быть даже строже, чем на настоящем экзамене). Время проведения экзамена отводится в соответствии со временем реального экзамена. При проверке работ расставляются акценты, как на оформлении бланков, так и на их содержании.

Анализ оформления бланков я стараюсь провести на следующий день, после написания экзамена. Практика показывает, что каким бы ни был подробный инструктаж о заполнении бланков ответов, учащиеся в массовом порядке допускают типичные ошибки: написание символов не по образцу, исправления в полях ответов, компановка ответов, если они не вмещаются в поле, отведённое для него и т.п. Иногда можно насчитать до 20 ошибок заполнения при массовости до 60%.

Естественно после подобной встряски учащиеся задумываются над мыслью, что даже при наличии правильного ответа из-за неточностей оформления могут не заработать необходимых баллов. Это является мощным стимулом для более ответственного подхода к экзаменам.

Таким образом, ребята получают положительную практику работы с экзаменационными материалами, окунаются в атмосферу, которая царит на экзаменах (в том числе и наличие телефонов), получают возможность рассчитать свои силы для настоящего экзамена, морально настроиться на них.

С выпускниками ведется и информационная работа: до их сведения доводится информация об организуемых курсах по подготовке к экзаменам в форме ОГЭ, ЕГЭ, о проводимых РЦОИ тестированиях.

Все новшества, все нормативные документы размещаются на сайте школы. Учащиеся и их родители могут в оригинале ознакомиться с нормативными документами.

Кроме того, в учебных кабинетах и рекреациях школы размещены демоверсии материалов по предметам, советы специалистов по психологической готовности учащихся, нормативные документы.

Работа с родителями учащихся.

Так как учащиеся являются несовершеннолетними людьми, ответственность за низ несут родители или законные представители, потому необходимо вести работу и сними. В основном эта работа сводится к информированию о нормативно – правовой базе, касающейся не только самой процедуры проведения государственной итоговой аттестации, но и процедуры поступления в профессиональные учебные учреждения. С этой целью проводятся общие родительские собрания в 8-11-х классах, где разъясняются права и обязанности всех участников ГИА, правила допуска к ГИА в 11 классе (написание итогового сочинения).

Эффективность работы, проводимой по подготовке к государственной итоговой аттестации, конечно же отражается на результатах учащихся. На диаграмме представлены результаты успеваемости учащихся на ГИА по предметам.

С9 Спасибо за внимание!




Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке? Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Новая школа - это школа для всех. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Новая школа - это современная инфраструктура. Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.








Этапы выполнения работы: I этап. Организационный (август – октябрь). II этап. Информационный (ноябрь-январь). III этап. Практический (в течение учебного года). IV этап. Психологическая подготовка к ЕГЭ (в течение учебного года). V этап. Аналитический (июнь-август).


I этап. Организационный Анализ результатов проводится по следующим направлениям: процентное соотношение оценок, полученных учащимися на ЕГЭ по всем предметам; соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ЕГЭ; средний балл по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по району, области; мониторинг успеваемости, качества выпускников 11 класса в сравнительной характеристике за 3 года (9 класс, 10 класс, 11 класс).




Разноуровневая подготовка к ГИА 1 группа2 группа3 группа Группа «РИСКА» Учащиеся, набравшие 0-4 б. Учащиеся, набравшие 5-7 б, которые могут получить удовлетворительную оценку на экзамене, при добросовестном отношении и желании - хорошую. Учащиеся, набравшие 8-12 б - это претенденты на получение хороших и отличных оценок.


II этап. Информационный Содержание информационной работы с педагогами: 1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней. 2. На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ЕГЭ в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году. 3. Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ЕГЭ. 4. Направление учителей на курсы повышения квалификации и семинары по подготовке к ЕГЭ.


Содержание информационной работы с родителями: Ознакомление с нормативно-правовыми документами. Инструктаж родителей по проведению ГИА в форме ЕГЭ. Ознакомление родителей с результатами тренировочно-диагностических работ. Проведение ГИА для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подача аппеляций. Оценка результатов ГИА.











Анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям: % успеваемости и качества выполнения контрольной работы; сравнительная характеристика выполнения контрольных работ; анализ контрольной работы по заданиям, сравнительная характеристика; распределение отметок по результатам работ.


Результаты работы Отметки за работу 08 декабря Отметки за работу 17 февраля. «5»«4»«3»«2»«5»«4»«3»«2» кол-во % «5»«4»«3»«2» 08 декабря 2009 г. 17 февраля 2010 г зачет незачет








V этап. Аналитический (июнь - август) п/п Предмет Число учащихся, сдававших экзамены Сдали ЕГЭ Количество учащихся, не сдавших ЕГЭ Средний балл % обучен- ности 1Русский язык17 062,5100 % 2Математика17 049,5100 % 3Литература % 4 Английский язык % 5История % 6 Обществозна- ние,7100 % 7Биология33070,7100 % 8География22046,5100 % Анализ проведения ГИА за учебный год


Сравнительный анализ проведения государственной (итоговой) аттестации за курс среднего общего образования в форме ЕГЭ Предмет уч. год уч. год Русский язык6062,5 Математика42,849,5 Литература5960 Английский язык4257 История42,344 Обществознание55,455,7 Биология6170,7




Сравнительный анализ проведения государственной (итоговой) аттестации за курс среднего общего образования в форме ЕГЭ по району и по Московской области Предмет Средний балл по школе Средний балл по району Средний бал по области Русский язык62,5359,3059,46 Математика49,4741,7744,04 Литература60,0061,0056,79 Английский язык 57,0043,6956,45 История44,0048,3853,66 Обществознание55,7053,8255,10 Биология70,6760,0855,54 География46,5048,3853,66



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Долгокычинская средняя общеобразовательная школа

муниципального района «Оловяннинский район»

Забайкальского края

Создание системы работы

педагогического коллектива школы

по подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся

Составила:

заместитель директора по УВР

Зарубина Н.Р.

Долгокыча. 2015 г.

«Школа – это мастерская,

где формируется мысль

подрастающего поколения,

надо крепко держать её в руках,

если не хочешь выпустить

из рук будущее».
А. Барбю

Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании в РФ” освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов становится важнейшей частью нашей жизни. И это вполне понятно: несколько напряженных дней в мае-июне способны определить будущее ребенка - кому-то они откроют дорогу в престижный техникум, вуз, а кому-то принесут разочарование. Для некоторых подростков, их родителей и учителей экзамен может обернуться настоящей драмой. Поэтому так важны подготовка к ГИА, знание нормативно-правовой базы, объективность экзамена, прозрачность его процедур и участие общественности на каждом его этапе.

От того, какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.

Итоговая аттестация выпускников имеет большое значение. Экзамены дают возможность педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений подвести итоги своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить успехи и пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всей учебно-воспитательной работы школы. Они способствуют повышению ответственности учителей и учащихся.

Новые формы проведения итоговой аттестации школьников ЕГЭ и ОГЭ имеют ряд преимуществ. Для выпускников это возможность получить объективную оценку своих знаний, а также предоставление реальных шансов поступления в вуз, для учителей – возможность скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов (путем обсуждения с членами комиссий учебных планов, программ, методик преподавания, отдельных разделов предметов и т.д.). Анализ результатов ГИА позволяет сделать выводы о качестве работы отдельных учителей, педагогического коллектива в целом, а также уровне управленческой деятельности администрации учебного заведения.

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединённых в образовательную программу. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

В целях проведения планомерной, последовательной и систематической деятельности педагогического коллектива школы в данном направлении предлагается данная программа подготовки к итоговой аттестации.

Цель программы

Создание системы работы ОУ по подготовке выпускников 9,11 классов к государственной итоговой аттестации: оптимальных условий для качественной подготовки учащихся 9, 11 классов к государственной (итоговой) аттестации; организационно-методической системы подготовки к ГИА; системы психолого-педагогической поддержки выпускников в период подготовки и проведения экзаменов.

Задачи программы:

    обеспечение нормативно-правовой подготовки обучающихся по процедуре проведения государственной (итоговой) аттестации;

    формирование теоретических и практических компетенций обучающихся по общеобразовательным предметам, необходимых для сдачи ГИА;

    организация диагностических процедур и мониторинговых исследований с целью определения степени готовности выпускников к государственной (итоговой) аттестации;

    определение степени тревожности выпускников и организация занятий по снятию психологической напряженности.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче ОГЭ в 9 классе, ЕГЭ в 11 классе мы выделяем следующие составляющие как три основных направления работы по программе:

    Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).

    Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).

    Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ГИА следующие:

      организация информационной работы по подготовке учащихся к ГИА;

      предметная подготовка;

      мониторинг качества;

      психологическая подготовка.

Участники реализации программы:

      заместители директора по учебной и воспитательной работе;

    учитель информатики

    учителя-предметники 9, 11 классов;

    классные руководители 9, 11 классов;

    родители учащихся 9, 11 классов;

    учащиеся 9, 11 классов.

Механизмы реализации программы

    информирование обучающихся и их родителей о формах проведения итоговой аттестации;

    информирование педагогов о формах проведения итоговой аттестации школьников с целью планомерной деятельности учителей по подготовке обучающихся, начиная с 5-го класса;

    целенаправленный и обоснованный отбор содержания и объема программного материала, входящего в статус базового (уровень А и В);

    определение приоритетных направлений содержания образования, предусматривающих элементы творчества (уровень С);

    систематическое использование обучающих заданий открытого и закрытого типа (тестов, инструкций, правил, рекомендаций); предусматривающих реализацию формы, используемой при ГИА.

    введение элементов данной формы контроля в 5, 6-х классах и периодическое применение в процессе обучения школьников 7 – 9-х классов;

    создание благоприятной и доброжелательной атмосферы в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

Организация учебно-воспитательного процесса по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА

На основании «Порядка о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ» был составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие направления:

    Организационные вопросы.

    Работа с педагогическим коллективом.

    Работа с родителями.

    Работа с учащимися.

Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».

Этапы выполнения работы

I этап. Организационный (август – октябрь).

II этап. Информационный (ноябрь-январь).

III этап. Практический (октябрь – май).

IV этап. Психологическая подготовка к ГИА

V этап. Аналитический (июнь-август).

Рассмотрим содержание каждого этапа работы.

I этап. Организационный (август – октябрь)

Организация подготовки к проведению ГИА начинается с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводился по следующим направлениям:

    Процентное соотношение оценок, полученных учащимися по ГИА по всем предметам.

    Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ГИА.

    Средний бал по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по школе.

Проанализировав полученные результаты, продумывались пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в текущем году, корректировался план школы по подготовке к ГИА.

На заседаниях школьных МО учителей-предметников (сентябрь) рассматривались вопросы по подготовке к ГИА.

Учитывая степень обученности и мотивацию в обучении каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ГИА.

II этап. Информационный (ноябрь-январь)

В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА администрация школы и педагогический коллектив руководствуется нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням прохождения информации (1 папка – федеральный уровень; региональный уровень – 1 папка; муниципальный уровень – 1 папка; школьный уровень – 1 папка). Папки с документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней пополняются в соответствии с их поступлением. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня.

    На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведении ГИА.

    На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ГИА по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году.

    Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ГИА

    Направление учителей на муниципальные семинары по подготовке к ГИА.

При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаем информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА.

В коридоре школы оформлены 2 стенда: «Готовимся к ОГЭ», «Готовимся к ЕГЭ». Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА, в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ГИА и демоверсии КИМов по всем предметам.

Однако, учитывая месторасположение школы и то, что многие учащиеся из малообеспеченных, неполных семей, разработаны памятки для родителей и выпускников 9, 11 классов с целью донести информацию по проведению ГИА до всех.

Памятка включает следующие разделы:

    Общие положения проведения ГИА.

    Формы проведения ГИА.

    Сроки и общие правила проведения ГИА.

    Подача апелляции.

    Оценка результатов ГИА.

Такие памятки распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Таким образом, дневник – это школьный документ, через который можно оперативно донести до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации.

1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

    Правила поведения на экзамене.

    Правила заполнения бланков.

2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, демоверсии, ресурсы Интернет по вопросам ГИА

3. В библиотеке:

Папка с материалами ГИА (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов по всем предметам).

III этап. Практический (октябрь – май)

Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА.

После проведения административных, тренировочно-диагностических работ учителя-предметники заполняют диагностические карты подготовки к ГИА, проанализировав результаты учащихся, вырабатывают стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.

Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы.

При работе с учащимися большое внимание уделяется:

    Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.

    Работе по КИМам.

    Обучению учащихся заполнению бланков.

Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.

Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ГИА

По «Порядку о проведении ГИА» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ГИА необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ГИА по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ГИА по предметам.

Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках школы.

Завучем проводится анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям:

    % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.

    Сравнительная характеристика выполнения контрольных работ каждым классом (ноябрь-апрель).

    Анализ контрольной работы по заданиям. Сравнительная характеристика % планируемой трудности задания и % выполнения задания.

    Распределение отметок по результатам работ.

Анализ результатов выполнения контрольных работ обсуждается на заседаниях при ЗДУВР.

IV этап. Психологическая подготовка к ГИА

Методы проведения занятий разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

V этап. Аналитический (июнь-август)

Анализ итогов ГИА, корректировка планов. Расширение рамок направлений подготовки к ГИА (по необходимости).

Ожидаемые результаты реализации программы

Ожидаемым результатом реализации программы является создание организационно-методической системы подготовки школьников к итоговой аттестации, включающей следующие компоненты:

    формирование готовности учащихся к итоговой аттестации (системные знания и умения, предъявить эти знания в процессе выполнения контрольно-измерительных материалов; умения анализировать, обобщать, систематизировать, структурировать информацию; развитые личностные характеристики – мышление, память, письменная речь, организованность, усидчивость, настойчивость);

    наличие банка обучающих заданий уровней А, В, С по предметам учебного плана образовательного учреждения; программ индивидуальных занятий, реализация которых способствует развитию готовности учащихся к заданиям итоговой аттестации в новой форме; дифференцированных заданий, учитывающих индивидуальные особенности обучаемых; содержание внеклассной деятельности по усвоению школьниками заданий А, В, С;

    технологии формирования у учащихся знаний, общеучебных и специфических умений и навыков, необходимых для выполнения заданий ГИА, которые разрабатываются учителями, обсуждаются на методических объединениях, проверяются на эффективность и внедряются в образовательный процесс учебного заведения.

    оценка готовности выпускников к участию в итоговой аттестации на основе контрольно-измерительных материалов и применения методики осуществления мониторинга уровня этой готовности;

    повышение мотивации школьников к учебной деятельности;

    успешная сдача ГИА каждым выпускником.

В системе подготовки выпускников к итоговой аттестации можно выделить следующие основные направления.

    В настоящее время накоплена обширная методическая база преподавания

обязательных предметов в школе.

На сайте www.fipi.ru можно скачать спецификации и кодификаторы ГИА. Рекомендуется использовать данные материалы при подготовке выпускников.

Также на сайте ФИПИ начали работу открытые банки заданий ЕГЭ и ОГЭ.
Познакомиться с содержимым этих разделов сайта можно выбрав соответствующие названия на главной странице сайта. Открытые банки заданий содержат множество заданий, использовавшихся на экзаменах прошлых лет.

Открытые банки заданий ЕГЭ и ОГЭ предоставляют следующие возможности: познакомиться с заданиями, собранными по тематическому рубрикатору, загрузить задания по выбранной пользователем теме с разбивкой по 10 заданий на страницу и возможностью перелистывать страницы, открыть в отдельном окне задание, выбранное пользователем.

На сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru опубликован перечень учебных изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях. По нашему мнению использование этих пособий позволяет организовать качественную подготовку по предмету. Такие пособия охватывают материалы КИМов ЕГЭ прошлых лет, как правило, содержат формы бланков экзамена и рекомендации по их заполнению, подготовке к экзамену, критерии оценивания его результатов, а также позволяют учителю использовать задания ЕГЭ при тематическом контроле.

Также широко используются пособия по различным предметам серии «Единый государственный экзамен 2015. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ», выпущенной в издательстве «Интеллект-центр».

Учителя-предметники активно привлекают и другие интернет-ресурсы для качественной и эффективной подготовки выпускников:

http://www.edu.ru/moodle/ - федеральный портал Российское образование;

http://www.alleng.ru - образовательные ресурсы интернета

Эти сайты предлагают материалы ЕГЭ разных лет, демоверсии экзаменационных заданий, ссылки на образовательные ресурсы интернета.

При подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике, информатике, биологии, обществознанию учителями нашей школы активно использовался открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий, тренировочные работы по системе stadgrad. Учащимся предлагалось пройти тестирование в режиме он-лайн. Такая форма работы позволяет сразу увидеть результат своей работы, обратить особое внимание на те задания, в которых допущены ошибки.

    В соответствии с третьим направлением национальной образовательной инициативы «Развитие учительского потенциала» особую актуальность приобретает вопрос организации переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Большое количество ЭОР, применяемых педагогами в организации и проведении учебного процесса, накоплено в школьной библиотеке.

Кроме того, педагоги школы принимают в муниципальных методических семинарах, мастер-классов по преподаванию отдельных тем подготовки к ЕГЭ, школьные семинары для учителей.

Так, например, в нашей школе постоянно проводятся открытые уроки, семинары, мастер-классы для педагогов. Отдельные вопросы подготовки выпускников к ГИА, спектр используемых учебных пособий, электронных учебников и интернет-ресурсов обсуждается на заседаниях методических объединений. Это позволяет выработать единую стратегию подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации.

    Работа с родителями, психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ

Постоянно проводится работа с родителями обучающихся: в плане подготовки предусмотрено проведение тематических родительских собраний (как общешкольных, так и в отдельных классах) с участием администрации школы. В этом направлении организована работа с участниками образовательного процесса, органа государственно-общественного управления школой; а также постоянно проводится работа с родительским активом школы.

Постоянно проводится индивидуальная работа с родителями выпускников.

Высокие результаты ЕГЭ – это не только качественная учебная подготовка, но и определенный психологический настрой . Вопросам организации психологической помощи обучающимся также уделяется особое внимание.

Классные руководители проводят работу, направленную на изучение индивидуальных особенностей поведения учащихся во время экзаменов, проверочных и итоговых работ; мониторинг по профориентации учащихся.

Проводятся групповые развивающие занятия по темам «Стресс», «Тревожность», «Эмоциональные особенности личности». По итогам этих занятий проводятся совещания при директоре, индивидуальные консультации для обучающихся, даются рекомендации родителям, педагогам.

Все эти мероприятия направлены на то, чтобы выработать объективное отношение к системе ГИА, подготовить учащихся и их родителей к этому испытанию.

Именно при таком комплексном подходе к процессу подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации возможно достичь высоких результатов ЕГЭ в системе.

Итак, исходя из опыта работы нашей школы, можно предложить следующие рекомендации.

    При подготовке выпускников к Единому государственному экзамену учителям следует подробнее объяснять учащимся цели этого испытания и структуру экзаменационной работы. Так как экзамен используется и для оценки уровня усвоения образовательной программы и соответствия подготовки выпускников требованиям государственного стандарта образования с одной стороны и для подготовки абитуриентов к продолжению обучения на профильных специальностях вузов с другой стороны, экзаменационная работа содержит набор заданий различной сложности и преследующих различные цели. Будущему участнику экзамена надо четко определиться с тем, какие цели он ставит и, соответственно, в какую из групп по уровню результатов планирует попасть

    Работа по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ должна начинаться на раннем этапе обучения;

    Педагогам необходимо осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход к учащимся;

    Учителю-предметнику необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы, новые методы обучения, активно привлекать электронные образовательные ресурсы, возможности Интернет-сети;

    Необходимо расширять научный кругозор обучающихся, вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность;

    Активно работать над повышением квалификации педагогических работников, самообразованием учителей. Проводить работу по обмену передовым педагогическим и научным опытом в сфере образования.

    Постоянно проводить работу с родительской общественностью, качественно и достоверно информировать родителей обо всем, что связано с подготовкой и проведением государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ

Виды деятельности зам. директора, ответственного за подготовку к ГИА

    Формирование базы данных выпускных классов.

    Диагностика и мониторинг ЗУНов, ключевых компетенций учеников.

    Обучение выпускников заполнению бланков ответов ОГЭ и ЕГЭ.

    Подготовка тематических стендов «ОГЭ», «ЕГЭ».

    Подбор материалов на страницу сайта «Готовимся к ГИА».

    Аналитический отчет о проведении ГИА.

    Организация тематических родительских собраний.

    Проведение индивидуальных консультаций с обучающимися, родителями, учителями.

    Подготовка графика консультаций по предметам.

Вопросы, рассматриваемые на педагогических советах

    Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ.

    Коррекция и утверждение плана подготовки к ГИА.

    Информация об участии школы в ОГЭ и ЕГЭ по предметам.

    Информация о результатах пробных экзаменов.

    Отчет зам. директора по УВР о мероприятиях по подготовке к итоговой аттестации.

    Допуск обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Виды деятельности учителя по подготовке к ЕГЭ

Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше. Педагогика успеха, сотрудничества, где учитель выступает в роли организатора процесса.

Принцип совместного прогнозирования результатов. Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что “потолок” должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать “на выходе” для ребенка результат выше, чем планировалось.

    Выявление общих и индивидуальных затруднений обучающихся.

    Разработка образовательной технологии подготовки к ГИА.

    Совершенствование форм и методов обучения.

    Формирование общеучебных навыков, ключевых компетенций.

    Формирование целевых групп, определение «групп риска».

    Разработка индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

    Проведение консультаций по предмету.

    Подготовка и периодическое обновление стенда «Готовимся к ГИА» в учебных кабинетах.

Компоненты готовности ученика к сдаче экзамена

Информационная готовность

Нормативно-правовая база, процедура проведения экзамена, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.

Предметная готовность

Системные знания, сформированность ОУУНов, компетенций, развитые личностные характеристики (мышление, память, письменная речь, организованность, усидчивость, настойчивость).

Психологическая готовность

Внутренняя настроенность на определенное поведение, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации ОГЭ и ЕГЭ.

Психологическая подготовка (индивидуальные и групповые консультации)

Построение режима дня во время подготовки к экзамену с учётом индивидуальных особенностей;

Планирование повторения учебного материала к экзамену;

Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала;

Способы поддержки работоспособности;

Способы саморегуляции в стрессовой ситуации.

Роль ИКТ при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.
Необходимость работы в данном направлении объясняется следующими причинами. Во-первых, подготовка выпускников к ГИА является актуальной для всех учителей. Во – вторых, одним из критериев оценки работы педагога являются результаты ГИА, полученные выпускниками. И поэтому все учителя заинтересованы в том, чтобы подготовка выпускников к ЕГЭ и ОГЭ была наиболее эффективно организована, а такая подготовка становится результативной при использовании ИКТ.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только наполнить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
При подготовке к ГИА информационно-коммуникационные технологии можно применять, используя готовые электронные продукты, создавая мультимедийные презентации, применяя ресурсы сети Интернет.

Использование мультимедийных учебных пособий для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Перечень программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В них реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, фотографии, 3D-модели, видеосюжеты.
Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые и углубленные знания по предмету,
- систематизировать усвоенные знания,
- психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,
- натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
- обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Использование мультимедийных презентаций.
Одним из вариантов использования компьютера в учебном процессе является создание учителем и учащимися и использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Использование мультимедийных презентаций при подготовке к ГИА позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности.

Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования.
Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
- Целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам.
- Видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями.
- Четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот.
- Отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу.
- Использовать формируемые в школе знания при восприятии и критическом осмыслении информации, интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования.
- Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы "за" и "против" каждой из них.
- Включать информацию из Сети в систему формируемых в школе знаний, самостоятельно трансформировать и представлять информацию в Сети, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему и др.

На различных сайтах информационной поддержки ГИА предлагаются варианты пробного тестирования в режиме On-line. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании. Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ГИА, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.
Все это способствует качественной подготовке к сдаче ГИА, т.к. структурирует информационные потоки, откладывая их в долговременную память учащихся.

Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структура электронных учебных пособий позволяет быстро осуществлять ступенчатые переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа - технологии при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны изучаемых процессов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых событий.
Подводя итог, следует сказать ещё раз о значимости новых информационных технологий для развития системы образования в условиях её модернизации. Использование современных информационных коммуникационных технологий в обучении обеспечивает:
- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса
- многоаспектное развитие школьника
- подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества
- реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Вопросы государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов, отраженные в плане работы школы, плане внутришкольного контроля, планах работы школьных методических объединений, а также в плане работы по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации в 9,11 классах МБОУ Долгокычинская СОШ, реализованы в полном объеме.

Работа с педагогическим коллективом по вопросам ГИА проводилась на протяжении всего учебного года, начиная с анализа итогов ГИА на августовском педагогическом совете. Ознакомление педагогического коллектива с нормативными документами по ГИА осуществлялось на производственных совещаниях, Педагогических советах, семинарах различного уровня.

Работа с родителями (законными представителями) и выпускниками осуществлялась администрацией школы через систему родительских собраний, классных часов, сайт школы, электронный дневник. Факт ознакомления с нормативными документами по ГИА фиксировался в листах ознакомления родителей (законных представителей) и выпускников.

Анализ результатов ГИА в 9,11 классах за 2014-2015 учебный год позволяет сделать вывод о хорошем качестве подготовки учащихся и спланировать работу на новый учебный год. Уровень обученности выпускников обусловлен не только компетентностью и профессионализмом учителя, но и возможностями учащихся овладевать знаниями, поэтому при подготовке выпускников следует продолжить совершенствование системы подготовки к экзаменам, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Необходимо усилить работу по увеличению количества выбираемых экзаменов.

Исходя из вышесказанного систему подготовки к ГИА выпускников можно представить в виде модели:

Модель организации управленческой деятельности по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Директор Педсовет Нормативно-

правовая база

Зам. директора Совещания Программа

по УВР Семинары подготовки

к ОГЭ и ЕГЭ

Учитель Мониторинг

Классный руководитель Классные собрания

Родители Родительские собрания Знание

Консультации нормативно-

правовой базы

Ученик Классные часы Знание процедуры

Ученические собрания ОГЭ и ЕГЭ,

Консультации критериев

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа пос.Медвежий

Вяземского муниципального района Хабаровского края
УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ООШ

пос.Медвежий Ж.А.Козырева

«____» ______ 2013 год

План - график

подготовки к государственной (итоговой) аттестации

выпускников 9 класса

на 2013 – 2014учебный год
Цель: организация работы школы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников (ГИА)

Задачи:

1. Своевременная и качественная организация работы учителей-предметников по подготовке к итоговой аттестации

2. Создание базы данных по подготовке к ГИА:
на основании потребностей учащихся и их учебных и психологических возможностей и способностей;

психолого- педагогическое сопровождение;

методическое обеспечение.

3. Своевременное информирование учащихся, их родителей, учителей:
работа с нормативной базой по проведению итоговой аттестации в 9 классе;

изучение и анализ КИМов итоговой аттестации (ГИА)

ознакомление с Правилами заполнения бланков (ГИА)


Вид деятельности

Мероприятия

Ответственные



Сентябрь



Административное совещание с повесткой дня «Утверждение плана – графика подготовки школы к ГИА».

Назначение ответственного по школе

За проведение и подготовку к ГИА

За ведение базы данных для ГИА;

За создание базы данных контрольно – измерительных материалов.


Козырева Ж.А.

Кушнир А.Е.

(протокол совещания, приказы)


Работа с учащимися

Сбор предварительных данных о выборе экзаменов в форме ГИА

Кушнир А.Е.

(справка)




Совещание при директоре по вопросам подготовки к ГИА:

Анализ результатов ГИА -2013;

Обеспечение готовности учащихся выполнять задания различного уровня сложности.


Козырева Ж.А.

Октябрь

Организационно – методическая работа

Подготовка информационного стенда

« Государственная (итоговая аттестация» для учащихся 9 класса, родителей.

Создание базы данных контрольно – измерительных материалов.

Сбор предварительных данных о выборе экзаменов в 9-х классах (формы сдачи экзаменов).


Кушнир А.Е.

(Электронные носители базы данных)

Справка.


Работа с учащимися

Знакомство учащихся и их родителей с нормативными документами «Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования».

Знакомство учащихся и их родителей с организацией работы по подготовке к ГИА на базе школы,

О выборе предметов для сдачи экзаменов в форме ГИА


Козырева Ж.А.

Кушнир А.Е.


Работа с родителями

Работа с педагогическим коллектив

Методическая помощь учителям по вопросам подготовки к ГИА.

Составление плана мероприятий по подготовке к ГИА учителем – предметником.


Козырева Ж.А., ИМЦ

Учителя - предметники


Ноябрь

Нормативные документы

Сбор копий документов личности выпускников.

Кл.рук. 9-ого класса

Работа с учащимися

Презентация: Правила заполнения бланков регистрации и ответов участников ГИА. + (практическое занятие).

Кушнир А.Е.

(протокол + лист ознакомления)


Работа с родителями

Индивидуальные консультации по вопросам подготовки к ГИА

Учителя предметники.

Работа с педагогическим коллективом

Подбор литературы и материалов. Знакомство с нормативными документами по ГИА.

Информирование педагогов о спецификации ГИА 2014года.

Оформление стенда «Готовимся к итоговой аттестации» в классном кабинете.


Кушнир А.Е.

учителя - предметники.


Декабрь

Нормативные документы

Анкетирование: сбор письменных заявлений выпускников о выборе экзаменов в форме ГИА до 01.03.2014

Анкетирование учащихся 9-х классов по определению предметов для экзамена по выбору (форма).


Кушнир А.Е.

(заявления, сводная таблица)


Работа с учащимися

Знакомство со спецификой измерительных материалов ГИА 2013года.


Учителя – предметники
Кушнир А.Е.

Работа с родителями

Родительское собрание в 9-ом классе

Знакомство учащихся и их родителей с нормативными документами

« Что такое ГИА?» (презентация).

Классный руководитель

Директор

(протокол собрания)


Работа с педагогическим коллективом

Учеба учителей – предметников по решению заданий части С.

Знакомство с нормативными документами по проведению государственной (итоговой) аттестации в 2013– 2014 уч.году (при наличии)


Администрация

А.Е.Кушнир


Январь

Организационно – методическая работа



Учителя – предметники

(справка по проверке уголков)


Работа с учащимися

Организация работы с заданиями различной степени сложности. Работа с бланками: сложные моменты, типичные ошибки.

Учителя – предметники

Работа с родителями

Информирование учащихся и их родителей по вопросам подготовки к ГИА (нормативные документы по проведению государственной (итоговой) аттестации в 2013 – 2014 уч.г.

Приказ Министерства образования и науки РФ №1394 от 25.12.2013 года «Порядок проведения ГИА»


Администрация

Классный руководитель

(протокол собрания), учителя - предметники


Февраль

Организационно – методическая работа

Подготовка к проведению пробных экзаменов в форме ГИА.

Сбор заявлений учащихся 9 класса о сдаче экзаменов в форме ГИА.

Уточнение учащимися 9-х класса предметов по

выбору для сдачи экзамена (если будут)


Учителя – предметники

Классный руководитель

(заявления,

сводная таблица)


Работа с учащимися

Работа с заданиями различной степени сложности.

Подготовка к проведению репетиционных экзаменов в форме ГИА.

Презентация: « Как вести себя на ГИА?»


Учителя – предметники

(справка)

Администрация


Работа с родителями

Индивидуальные консультации по вопросам подготовки к ГИА.

Классный руководитель

Учителя – предметники


Работа с педагогическим коллективом



Формирование пакета рекомендаций и материалов для учителей по вопросам ГИА.

Инструктаж по проведению пробных репетиционных экзаменов в форме ГИА.

Направление на обучающие семинары муниципального уровня педагогических работников


Администрация

Классный руководитель


Март

Организационно – методическая работа

Обновление информационного стенда.

Обновление уголков по подготовке к ГИА в учебных кабинетах.

Анкетирование 9-тиклассников («что я буду делать после 9-го класса?»).

Подготовка к проведению пробных экзаменов в форме ГИА


Администрация

Классный руководитель

(справка), учителя - предметники


Работа с учащимися

Проведение репетиционных экзаменов в форме ГИА


Учителя – предметники

Кушнир А.Е.

(справка по результатам)


Работа с родителями

Консультации для родителей.

Родительское собрание для 9-х классов: «Знакомство с правилами приема в 10-й класс».


Администрация

Классный руководитель

(протокол + лист ознакомления)


По плану Управления образования

Создание условий хранения и доставки экзаменационных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса

Администрация

Апрель

Организационно – методическая работа

Утверждение порядка проведения государственной (итоговой) аттестации, форм и предметов. Педсовет.

Размещение информации на стенде «Расписание сдачи ГИА»


Администрация

Классный руководитель

(приказ, протокол)


Работа с учащимися

Работа с родителями


Анализ результатов репетиционного ГИА.

Презентация: «Как правильно подать апелляцию?»


Администрация

Классный руководитель


Проведение собрания выпускников 9 –ого класса и родителей:

О порядке окончания учебного года.


Администрация

Классный руководитель

(протокол собрания)


Работа с педагогическим коллектив.

Совещание при директоре «Анализ пробных экзаменов».

администрация

учителя- предметники


Май

Организационно – методическая работа

Оформление документов по допуску к государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА.

Администрация

Классный руководитель


Мероприятия по подготовке проведения аттестации

- подготовка приказа по составу экзаменационной комиссии

Подготовка расписания проведения экзаменов и консультаций,

Передача экзаменационного материала директору ОУ

Подготовка приказов по организации проведения ГИА; назначению дежурных и сопровождающих на экзамены;

Приказ об оформлении документации строгой отчетности.



Работа с учащимися

Информационно- разъяснительная работа по проведению государственной (итоговой) аттестации.

Классный руководитель

(лист ознакомления)


Июнь

Организационно – методическая работа

Получение аттестатов и организация их выдачи.

Обработка данных. Формирование отчетов


Кушнир А.Е.

Нормативные документы

Оформление и выдача аттестатов.

Администрация

Работа с учащимися

Выставление итоговых отметок на основании протоколов с результатами ГИА в соответствии с установленными правилами.

Администрация

Классный руководитель


Август

Работа с педагогическим коллективом

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX класса

Администрация

Классный руководитель (протокол)