Система образования в голландии. Стоимость обучения в Нидерландах

Как у них 23.03.18 42 059 0

Оранжевые велосипеды, высокие зарплаты и бедные студенты

В прошлом году я поступил в голландский вуз.

Кирилл Носков

уехал учиться в Нидерланды

Высшее образование в Нидерландах считается престижным: все 13 государственных университетов входят в мировой топ-200, а образовательная система страны занимает восьмое место в мире. Здесь много программ на английском и стоят они дешевле, чем в США или Великобритании.

Но жить в Нидерландах дорого. До учебы я планировал каждые выходные выбираться в какой-нибудь европейский город, ходить по музеям и ночевать в гостинице на берегу Сены. План не сработал: денег хватает только на редкие поездки по стране, а ночевать приходится в «Макдональдсе», «Старбаксе» или на вокзале. В Нидерландах это привычное зрелище: студенты бедные и экономят на всем - на жилье, продуктах, развлечениях.

Но обо всем по порядку.

Как поступить в голландский вуз

В Нидерландах двухступенчатая система высшего образования. Сначала студенты получают степень бакалавра, потом - магистра. Учеба на бакалавра занимает 3-4 года, на магистра - 1-2 года.

На бакалавриат принимают сразу после школы: хватает результатов ЕГЭ или справки из школы, что вы в этом году его сдаете, - сами результаты можно дослать позже. Только иногда, в самых крутых университетах, просят сначала отучиться год в вузе на родине или пройти подготовительные курсы.

Вступительные экзамены по профильным предметам здесь редкость. В некоторых вузах просят сдать тесты по математике для учебы на экономиста или финансиста. Иногда предлагают пройти собеседование, если на программу большой конкурс, или собрать портфолио, если специальность творческая. Единственное, что требуют при поступлении во всех вузах, - результаты тестов по языку обучения - английскому или голландскому.

Чаще всего учеба начинается в сентябре, но на бакалавриат бывают и февральские наборы. Студентам не из ЕС документы нужно подавать как минимум за три месяца до начала учебы - столько времени университеты оформляют студенческую визу.

Учеба на английском языке

Чтобы учиться в Нидерландах, голландский знать не обязательно. Местные вузы стараются привлекать больше иностранных студентов, поэтому переводят программы с голландского языка на английский и немецкий. Англоязычных программ в Нидерландах уже больше двух тысяч - практически по всем специальностям. Учиться на голландском приходится только врачам и юристам.

6 баллов

минимальный уровень английского по шкале IELTS, необходимый для поступления в голландский университет

Но английский нужно знать хорошо. Во всех голландских вузах принимают результаты тестов IELTS и TOEFL , а кое-где еще и кембриджского теста. Минимальный уровень для бакалавриата - 6 баллов по шкале IELTS . Если набрать 5 баллов, попросят подучить язык самостоятельно или предложат пройти подготовительные курсы в самом вузе. Готовиться к тесту лучше всего с помощью специализированных курсов, где разбирают задания прошлых лет.

Как выбрать университет и программу

Основной источник информации об учебе в Нидерландах - сайт государственной организации «Нуффик-несо», которая популяризует голландское образование в других странах. Главный сайт - на английском и голландском, но у российского отделения есть и свой русскоязычный сайт. Перед поступлением в голландский вуз его лучше выучить наизусть, потому что у местного образования много нюансов.

В Нидерландах два основных типа университетов: классические исследовательские, research universities, и университеты прикладных наук, universities of applied sciences. Исследовательские больше нацелены на научную подготовку студентов, прикладные - на практическую. Уровень образования в них отличается несильно, но все-таки, когда говорят об университетах Нидерландов, имеют в виду классические - амстердамский, лейденский, утрехтский. Именно они участвуют в международных рейтингах.

Университеты прикладных наук соревнуются между собой внутри страны и не лезут в международные рейтинги. Учиться в них не так престижно, как в классических, - но и поступить проще. Если потом идти работать, то разницы почти нет. А вот если хочется большой науки, то университета прикладных наук не хватит: нужна магистратура классического, а потом программа PhD, аналог российской аспирантуры.

Типом университета нюансы не ограничиваются. Вузы различаются специальностями, ценами, сроками подачи документов, стипендиями. Одни помогают снять первую комнату, другие - нет, у третьих вообще общежитие. Есть и такие, где часть обучения проходит за границей.

Во всем этом лучше разобраться заранее. Если поступить в первый попавшийся вуз только потому, что он голландский, потом легко разочароваться. Подобрать программу помогает сервис «Нуффик-несо» - «Стадифайндер».

Мой университет

Мой вуз, ArtEZ - это университет прикладных наук, который специализируется на творческих специальностях: дизайне, музыке, изобразительном искусстве. Внутри Нидерландов он считается крутым, а пять программ - лучшими в стране.

Факультеты университета находятся в трех городах: Арнеме, Зволле и Энсхеде. Я учусь в Энсхеде, в академии искусств ArtEZ AKI. В городе четыре вуза, 26 из 158 тысяч жителей учатся в одном из них.

Моя программа - бакалавриат Cross-Media Design. Пока сложно сказать, на кого я учусь. Я организую фотосессии, снимаю на пленку, делаю керамическую посуду, верстаю буклеты, монтирую видео. Академия готовит бойцов, которые умеют все, а выбирают специализацию уже потом.

Но в первую очередь здесь учат самостоятельности. В начале дня студенты получают задания, в конце - презентуют работы и получают обратную связь. В конце полугодия студенты организуют выставки своих работ и получают оценки за семестр. Комиссия оценивает и результат, и то, как студенты его получили. Например, мне в следующем семестре запретили пользоваться компьютером: я так привык к нему дома, что почти все делал в графических редакторах, а это сужает кругозор.

В академии я чувствую себя свободно. Студенты здесь больше живут, чем учатся: пьют пиво, заказывают пиццу. В начале учебы мои сокурсники убедили меня поменять цвет волос и прямо на уроке перекрасили их в серый с фиолетовым оттенком.




Сколько стоит учеба

Высшее образование в Нидерландах платное. Стоимость программы зависит от специальности, университета, города и гражданства студента.

Больше всего платят студенты, у которых нет гражданства страны Евросоюза. Для них бакалавриат стоит 7-15 тысяч евро в год, магистратура - 8-25 тысяч, МБА - 13-40 тысяч евро.

525 000 Р

в год я плачу за обучение в ArtEZ AKI

Учиться в Амстердаме и Утрехте дороже, чем в маленьких городках вроде Энсхеде. Например, изучать бизнес в университете прикладных наук в городе Венло стоит 7500 € в год (525 000 Р ), а в Амстердаме уже 8000 € (560 000 Р ).

Программы исследовательских университетов дороже программ в университетах прикладных наук. Например, МБА в Амстердамском университете стоит 37 000 € в год, а в гронингенском Университете прикладных наук Ханзе - только 14 000 €.

Голландцы и граждане стран Евросоюза тоже платят за учебу, но гораздо меньше. Для них год учебы в любом государственном вузе стоит примерно 2000 € (140 000 Р ) - остальное вузам компенсирует государство. От программы эта сумма не зависит.

40 000 €

максимальная плата за год учебы в голландском вузе

За свою программу дизайна я плачу 7500 € в год (525 000 Р ). Кроме того, я трачу примерно 150 € в месяц (10 000 Р ) на бумагу и другие материалы. Это дополнительные расходы - в стоимость программы они не входят. В разных вузах эти расходы разные - в зависимости от специальности студентам приходится платить за учебники, униформу, услуги вузов по организации стажировок и экскурсии по компаниям. За учебный год набегает 1000-1500 €.

Платить за учебу можно меньше, если получить стипендию или грант. Подобрать их помогает еще один сервис «Нуффик-несо» - «Грантфайндер».

Студенческая виза

Чтобы учиться в Нидерландах без гражданства страны ЕС , нужна студенческая виза. Ее для своих студентов оформляют университеты - самостоятельно это сделать не получится.

Перед оформлением визы университеты хотят убедиться, что у студента хватит денег на жизнь в Нидерландах. Для этого они просят перевести на банковский счет вуза сумму, которой хватает на год жизни в стране по расчетам иммиграционной службы, - 10 400 € (728 000 Р ). После того как студент приезжает в Нидерланды и открывает счет в местном банке, вуз переводит ему эту сумму обратно.

10 400 €

залог, который надо перевести университету при поступлении. Когда оформите визу, приедете и откроете счет в местном банке, получите эту сумму обратно

После проверки платежеспособности университет запрашивает у студента документы на визу и отправляет их в иммиграционную службу Нидерландов. Там для студента оформляют въездную визу и разрешение на пребывание в стране.

Въездная виза, или виза MVV , - это стикер, который вклеивают в паспорт в ближайшем посольстве Нидерландов. Виза MVV стоит 321 € (22 470 Р ) и действует три месяца.

За это время нужно приехать в Нидерланды, дойти до отделения иммиграционной службы и получить разрешение на пребывание в стране, или визу VVR . Это пластиковая карта, с которой можно жить в Нидерландах и путешествовать по странам шенгенской зоны. Ее выдают на весь срок обучения плюс три месяца, но не более чем на пять лет.

Если вы получили студенческую визу, нужно учиться, иначе ее отзовут. Университеты отслеживают успеваемость иностранных студентов и каждый год докладывают о ней в иммиграционную службу. Если студент без уважительной причины к концу года сдает меньше половины зачетов, визу отзывают.

Еще один документ, который нужен для легальной жизни в Нидерландах, - номер социального страхования, или BSN . Его выдают в местном муниципалитете, после того как вы получаете разрешение на пребывание в стране и находите жилье.


Медицина и страховка

Кроме визы студенты не из ЕС обязаны оформить две страховки: страхование здоровья и ответственности. Университет может посоветовать варианты, но выбирать и покупать страховку придется самому.

Развлечения

Вариантов досуга в Энсхеде не так много: бары, рестораны, кинотеатры, несколько музеев. Чтобы потанцевать или выпить, народ собирается в популярных заведениях в центре города.

В будние дни времени на развлечения почти нет: я приезжаю в академию к 9 утра и задерживаюсь там до 7 вечера. В перерывах обедаю, пью кофе и общаюсь с ребятами из группы и с других факультетов. После учебы никто не идет гулять: все работают над дополнительными проектами и домашними заданиями.

Дома я привык гулять по пятницам, но в Энсхеде студенты ходят в клубы и бары по четвергам. Поначалу это кажется странным, ведь в пятницу учеба. Но в пятницу после занятий голландцы уже разъезжаются по родным городам и им не до баров.

По субботам в городе проводят ярмарки и фестивали. По воскресеньям улицы пустые, магазины и бары не работают.


В Нидерландах легально продают наркотические вещества из конопли. Их покупают и потребляют в специально отведенных местах - кофешопах. Легкие наркотики в основном берут студенты первых курсов и мигранты. К запаху марихуаны на улице я уже привык.

Раз в 2 недели я езжу в большие города Нидерландов и соседней Германии - гуляю, смотрю достопримечательности, хожу на выставки и фотографирую.

Время от времени в Нидерландах организуют концерты известных музыкантов. В октябре я купил билеты на Леди Гагу, но концерт перенесли из-за болезни певицы, поэтому я вернул деньги и купил билеты на Халида в феврале за 35 € (2450 Р ). Билеты на концерты популярных исполнителей раскупают очень быстро: на Кендрика Ламара мест не осталось через 2 часа.


Что в итоге

По моему мнению, Нидерланды - самая комфортная для жизни страна Западной Европы. Здесь высокий уровень жизни и образованные люди. Везде чувствуется рациональный подход - в организации пространства, транспорте, образовании, законодательстве.

В Нидерландах принято разрешать людям то, что они все равно делают, поэтому со стороны кажется, что здесь кругом проститутки, наркоманы и геи. На самом деле люди здесь просто занимаются любимым делом и не лезут в чужие жизни.

Голландцы честные, доброжелательные и прямолинейные. Первые полгода я жил без мобильного телефона, но мне не отказывали позвонить или показать дорогу. В университете преподаватели общаются со студентами на равных - вместе обедают, пьют кофе, шутят, носят столы для выставок и убирают кабинеты.

Конечно, есть и минусы: специфическая еда, дождливая погода и высокие даже по европейским меркам цены. А еще в Нидерландах скучно везде, кроме Амстердама и Роттердама. Голландцы редко отдыхают до поздней ночи, мало пьют, а праздники проводят с семьей. В Нидерландах хорошо учиться, работать и растить детей, а ездить отдыхать лучше в Португалию или Испанию.

Аренда комнаты

590 € (41 300 Р )

Питание и мелкие расходы

200 € (14 000 Р )

Путешествия

100 € (7000 Р )

Мобильная связь и интернет

10 € (700 Р )

Итого в месяц

1800 € (126 000 Р )

Первые месяцы расходы выше средних, потому что нужно закупить мебель, посуду, моющие средства и другие мелочи. Зато в каникулы можно сэкономить на учебе и аренде комнаты - если уехать домой и сдавать ее кому-то еще.

Система образования Голландии

Введение

I. Система начального образования

II. Среднее образование

III. Система высшего образования

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Рассматриваемая нами тема является чрезвычайно актуальной для современной педагогической науки, с точки зрения обмена прогрессивными педагогическими формами и методами в сфере организации образования в России. С этой точки зрения, опыт организации голландской системы образования будет, на наш взгляд, чрезвычайно полезным.

Голландия многими из нас традиционно воспринимается как страна мельниц, велосипедов, тюльпанов и деревянных башмаков. Но, помимо всего прочего, Нидерланды считаются страной качественного образования, где ученики и студенты могут получить качественные знания, необходимые им для успешной профессиональной реализации.

Голландцы, несомненно, имеют право гордиться своей системой образования, так как являются той страной, где доля людей с высшим образованием наиболее велика.

В современной голландской системе начальное образование, предназначено для всех учеников в возрасте 4-12 лет; затем следует основное образование для учеников 12-15 лет; за ним - среднее образование в виде общего среднего и среднего профессионального для учеников 15-18 лет и, наконец, высшее образование, включая профессиональное и общее доуниверситетское для студентов 18 лет и старше.

Правительство согласилось с идеями относительно перемен и усовершенствования голландской образовательной системы. Был составлен проект нового закона об образовании. После тщательного обсуждения был опубликован Акт о начальном образовании 1986 г. в нем содержалось заявление об интеграции дошкольного и начального образования под общим названием «начальное образование». Акт об основном образовании, вступивший в силу в 1993 г., ввел объединенную базовую программу первых трех лет среднего образования, однако, с сохранением школ профессионального образования, нужных определенной категории учеников, и младшей ступени общего среднего образования. Остальные типы образования - старшее среднее профессиональное образование и образование взрослых - также, как и высшее профессиональное и университетское образование, будут интегрированы.

Долгий путь голландской образовательной системы сопровождался большими изменениями. Будет ли будущая голландская система школ интегрировать три ступени школьного образования - начальную, среднюю и высшую? Вопрос остается открытым.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать организацию системы образования в Голландии.

Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1. Охарактеризовать основы организации системы начального образования.

2. Описать систему образования второй ступени или среднего образования.

3. Охарактеризовать систему высшего образования.

Предмет исследования – процесс организации системы образования в Голландии.

Объект исследования – особенности организации голландской системы образования.

В процессе написания данной работы нами были использованы следующие методы:

1. Анализ источников и используемой литературы.

2. Сравнительный метод.

Данная работа была написана с использованием учебной и публицистической литературы.

I . Система начального образования

В Нидерландах все дети от 6 до 16 лет обязаны посещать школу.

Первая ступень обучения - базовая школа или начальная школа (большое количество детей посещают ее уже с 4 лет), где обучение проводится до 12-13 лет.

Эти школы невелики, с численностью от 100 до 500 учащихся .

Система реформирования начального образования в Голландии началась в восьмидесятых годах XX века.

Система начального образования в Нидерландах охватывает всех детей в возрасте от 4 до 12 лет.

Первые два года – детский сад, затем шесть лет урочной формы обучения. Численность учебных групп невелика – она варьируется от 5 до 20 учащихся в зависимости от типа населенного пункта и типа учебного заведения.

В Голландии развита система частных дошкольных учреждений, где ребенок может находиться с трех лет. Тем не менее, эта форма организации дошкольного образования в Голландии не пользуется особым успехом среди населения.

Менталитет голландца нацелен на приоритет домашнего воспитания с точки зрения образования и развития маленького ребенка, и, кроме того, в стране женщины традиционно зарабатывают меньше мужчин, поэтому приоритет домашнего воспитания очевиден.

Более развита, как мы уже сказали выше система начальных школ, где дети начинают свое обучение, уже с 4 лет.

Целью обучения в начальной школе, в первую очередь является развитие эмоциональной сферы ученика, затем развитие интеллекта и творческих способностей, и лишь затем, овладение адекватными социальными, культурными, а также физическими навыками.

Для детей в возрасте от 3 до 20 лет с отставанием в физической, умственной или социальной сфере имеется большое количество специальных школ, которые, наряду со стандартной программой обучения, обеспечивают индивидуальный подход к ребенку, направленный на возможно более скорый перевод его в обычную систему образования.

Осуществляя проект «Снова вместе в школу», государство стремится стимулировать взаимодействие между школами с обычным и специальным начальным образованием.

В начальной восьмилетней школе сначала обучают чтению, письму, арифметике (первые 2 года), а затем добавляют нидерладский язык, математику, историю, географию, физику, обществоведение и английский язык.

Общественные школы также дают ученикам религиозные или этические знания (до 120 часов в год), если это требуется родителями.

В школах установлен основном минимум – это совокупность знаний, которыми должен овладеть ученик по достижению определенного возраста.

Многочисленные учебники и учебные пособия были доступны всем.

Например, особенной популярностью пользовалась «Книга для раннего обучения», книги для развивающего обучения с привлекающими внимание названиями «Золотая пыль», «Весенний дождь».

Около середины XX в. большой интерес вызвала грамматика, которая была опубликована под названием «От детского языка к родному языку». Для обучения письму пользовались методикой «Движение руки», «Сначала понятно - потом быстро», «Блок правописания».

Для обучения арифметике была издана «Арифметика для начальной школы», затем «Основы арифметики», «Практическая арифметика».

Учить языки помогали «Наш язык», «Учитель практического языка». В 30-е годы XX в. была очень популярна книга «Язык». Географию и историю изучали по «Методике географии для начальной школы», «Знания об окружающей среде», «Ситуации и события», «Эра прогресса». Для обучения естественной истории использовалась книга «Живая природа».

Таким образом, учителя имеют большой выбор учебников.

Для каждого учащегося строится индивидуальный график учебных достижений, который с помощью наложения сопоставляется с общей динамикой достижений.

По уровню учебных достижений учащиеся разделяются на четыре группы по 25 % учащихся в каждой.

Наиболее сильные учащиеся относятся к группе А, следующая группа В. Группы С и D-E состоят из учащихся, чьи способности ниже средних по стране. Каждой группе соответствует определенная зона на общем графике способностей. Группа Е считается группой риска, для учащихся этой группы разрабатываются методики учебной коррекции .

В королевстве Нидерланды нет специальной программы по работе с одаренными детьми.

Многие учителя считают, что на этапе начального образования работа с одаренными детьми в компетенции каждой школы. Часть школ организует тематические кружки для работы с талантливыми школьниками, часть выстраивает индивидуальные учебные программы.

Это зависит от численности учащихся школы и ее возможностей .

Важной чертой является обязательная смена учителя в учебной группе начальной школы каждый год. Таким образом, исключается значительная субъективность оценки учащихся, усредняются обязательные результаты обучения, создается база для единого тестирования школьников по единым тестам.

Помимо постоянного мониторинга по заказу правительства раз в 5 лет CITO проводит Национальное тестирование начальной школы.

Тестирование проводится на группах учащихся последнего года начальной ступени и включает в себя оценки по всем предметам, даже тем, которые не входят в обычную совокупность оцениваемых предметов (математика, естествознание, родной язык, английский язык, второй иностранный язык). На основании анализа результатов Национального тестирования правительство королевства может судить об общем изменении образовательного уровня, тенденциях в начальной школе, которая является основой образовательной системы Нидерландов.

Заказчиком тестирования является правительство королевства, разработчиком тестов и организатором тестирования выступают частные компании, крупнейшей из которых является CITO.

Раз в несколько лет правительство объявляет конкурс среди частных образовательных компаний на разработку тестов для мониторинга начальной и средней школы на следующие несколько лет.

Тестирование всех учащихся производится на протяжении всех восьми лет начального образования дважды в год – в середине учебного года (тест М) и в конце учебного года (тест Е).

Тестирование проходят все учащиеся по всем предметам. В результате каждого тестирования учитель группы заполняет форму, которая передается специалистам в CITO.

II . Среднее образование

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика начального образования. Разработка тестов для мониторинга начальной и средней школы. Разделение учащихся на три направления обучения в средней школе по итогам национального тестирования. Три сегмента голландской системы высшего образования.

    реферат , добавлен 20.11.2009

    История развития начального профессионального образования. Профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат. План развития начального профессионального образования в национальном проекте "Образование". Задачи инновационных образовательных программ.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2011

    Развитие католических школ, их роль в образовании того времени. Распространение на восточных землях Беларуси протестанских школ. Образование православных и униатских школ. Деятельность выдающихся людей: С. Будного, Тяпинского, М. Смотрицкого, Я. Руцкого.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2010

    Концепция модернизации российского образования и создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2012

    Принципы, формы и методы и специфические особенности социально-педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования. Социально–профессиональная компетенция как критерий определения качества начального профессионального образования.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2011

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: определение, структура, цели. Учебно-методические комплексы начального образования. Понятие и классификации методов и форм обучения. Закономерности и принципы обучения.

    контрольная работа , добавлен 29.02.2016

    Система начального общего образования в РФ и Германии. Состояние действующей системы начального образования в Успенской общеобразовательной школе Татарского района. План-конспект интегрированных уроков русского языка с ИЗО и математики с конструированием.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2011

    Общая характеристика методов повышения эффективности профессиональной подготовки выпускников начального профессионального образования. Структура учебно-методического комплекса в учреждении начального профессионального образования, проверка его работы.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2015

Нидерланды – государство с высоким уровнем академической культуры. Обучение в этой стране и голландский диплом открывают широкие перспективы научно-исследовательской работы и последующего трудоустройства для студентов со всего мира.

Причинами, по которым учащиеся выбирают образование в Нидерландах, следующие:

  • Интеграция страны в Болонский процесс, что позволяет студентам активно участвовать в программах по обмену;
  • Высокое качество высшего образования и диплом мирового образца;
  • Удобное географическое расположение Голландии, членство в Европейском союзе и Шенгенском соглашении;
  • Возможность официальной подработки во время учебы;
  • Большое число англоязычных программ обучения, которые Нидерланды одними из первых в Европе внедрили в рутинную практику;
  • Значительная доля иностранных студентов и преподавателей со всего мира;
  • Возможность бесплатного образования, в т.ч. с возмещением расходов на питание и проживание за счет государства, вуза или различных фондов;
  • Практически повсеместное владение местным населением английским языком;
  • Качественная материально-техническая база вузов;
  • Низкий уровень преступности в стране;
  • Возможность официального проживания и трудоустройства в Голландии на протяжении 12 месяцев после окончания университета.

По индексу человеческого развития Нидерланды стабильно входят в первую десятку. Университеты ежегодно включаются в наиболее авторитетные академические рейтинги: QS, ARWU, THE. От 3 до 7 вузов входят в сотню лучших в мире. По версии Quacquarelli Symonds, Делфтский технический и Амстердамский университеты располагаются на 54 и 58 местах соответственно.

Важной чертой школьного образования является его подразделение на HAVO (основное среднее) и VWO (предуниверситетское). Аттестат стран СНГ соответствует HAVO и дает право на поступление в бакалавриат прикладных вузов без сдачи вступительных испытаний. Однако его недостаточно в случае академического университета: абитуриенту потребуется закончить 1 курс института у себя в стране, сдать экзамены или пройти подготовительные курсы.

Продолжительность обучения стандартна для участников Болонской системы:

  • Для большинства специальностей бакалавриата она составляет 3-4 года, магистратуры — 1-2 года.
  • Наиболее длительные образовательные программы на медицинских, фармацевтических, стоматологических факультетах.

Учебный год в Нидерландах длится с сентября по июнь и состоит из 2 семестров. Набор студентов на многие программы осуществляется в начале каждого из них. Занятия делятся на практические и лекционные. Экзаменационные сессии отсутствуют. Контроль знаний осуществляется непосредственно после изучения предмета в письменной форме. К окончанию обучения студент должен написать научную работу.

Диапазон оценок – от 0 до 10 баллов:

  • Минимальный удовлетворительный балл – 6;
  • 8 уже позволяет претендовать на получение стипендии;
  • Оценки ниже 6 и выше 8 выставляются крайне редко.

Типы вузов и программы образования

Система высшего образования в Нидерландах построена по англо-саксонской модели, в которой четко разделяются практическое и исследовательское направления.


Подавляющее большинство ВУЗов относятся к одному из следующих типов:

  1. Академические университеты: классические учреждения образования, которые большое внимание уделяют научной работе;
  2. Университеты прикладных наук: направлены на обучение студентов конкретной профессии.

Диплом о высшем образовании можно получить, закончив:

  • Высшую специализированную школу (с уклоном в практическую деятельность);
  • Институт международного образования (ориентированы на иностранных студентов);
  • Колледж;
  • Бизнес-школу.

Всего в Нидерландах функционирует около 70 вузов различных типов, 70% из которых находится в частной собственности.

Болонская система подразумевает 3-ступенчатую модель образования:

  1. Бакалавриат;
  2. Магистратура;
  3. Докторантура.

Задачей бакалавриата является овладение профессией практической направленности за 3-4 года. Для его окончания необходимо набрать 180 баллов по кредитной системе ECTS (1 балл – 36 часов изучения 1 дисциплины). На этом этапе свое обучение заканчивает около 60% студентов, остальные поступают на магистерские программы.

Магистратура позволяет заниматься научной деятельностью, получить углубленные знания по выбранной специальности. Продолжительность обучения в магистратуре составляет 1 год для гуманитарных, 2 — для естественнонаучных, 3 — для медицинских дисциплин.

Для получения степени магистра к баллам за бакалавриат нужно добавить еще 120 кредитов.

Условия для поступления

Претендовать на поступление в голландский вуз может любой абитуриент, закончивший 11 классов школы. Большинство университетов прикладных наук проводит конкурс аттестатов. В академических ВУЗах требования могут различаться. В некоторых случаях необходима справка об окончании первого курса местного института, в других – сертификат о сдаче ЕГЭ или прохождение вступительного испытания в самом университете.


Единственным экзаменом, который потребуется каждому абитуриенту, является языковой. При обучении на английском число баллов IELTS должно быть не менее 6, TOEFL – от 550 при стандартной версии теста. На специальности гуманитарной направленности требования строже. В случае нидерландского языка необходимо получить сертификат NT2.

Экзамены в магистратуру также отсутствуют. Зачисление абитуриентов проходит на основании диплома бакалавра, к которому приравнивается документ об окончании вуза страны-участницы СНГ. Решение о соответствии академических программ остается за приемной комиссией.

Перечень необходимых документов

Важно! Время приема документов устанавливается отдельно каждым университетом. Обычно их подача в бакалавриат начинается с началом учебного года в сентябре и продолжается до 1 мая. В магистратуру документы принимают до 1 июля.

Требования к перечню документов для поступления на 1 ступень образования незначительно различаются в зависимости от университета.

Примерный список:

  • Аттестат о среднем образовании или справка об окончании школы в текущем году с переводом;
  • Справка об окончании 1-го курса при поступлении в академический ВУЗ с переводом;
  • Сертификат, подтверждающий владение нидерландским или английским языком;
  • Копия паспорта;
  • Фотографии;
  • Мотивационное письмо.

При поступлении на 2 ступень образования к вышеуказанным документам необходимо добавить:

  • Диплом о наличии высшего образования по выбранной специальности с переводом;
  • Академическое резюме (с акцентом на исследовательской работе);
  • Резюме и портфолио;
  • Рекомендации от профессорского состава.

После поступления в университет студент должен подать документы на долгосрочную учебную визу и вид на жительство для учебы, который позволяет иностранцу пребывать на территории Голландии свыше 90 дней. Оформление этих документов потребует финансовых гарантий на сумму не менее 11000 € или наличия гранта/стипендии.

Стоимость обучения

Стоимость получения высшего образования в Голландии существенно отличается для граждан Евросоюза и иностранцев. Для вторых цену формируют сами университеты. Для бакалавриата в зависимости от специальности она колеблется от 6 до 10 тыс. евро в год. Получение степени магистра дороже: 7-20 тыс. евро. А стоимость некоторых курсов MBA доходит до 50 тыс. евро.

Помимо основной цены часто необходимо доплачивать за учебники, выездные семинары (до 1000 € в год).

Возможность бесплатного образования. Стипендии, гранты

С целью привлечения мотивированных студентов в Голландии предусмотрены различные виды спонсорской помощи, на которые вправе претендовать в т.ч. иностранные граждане.

Гранты (Holland Scholarship, Orange Tulip Scholarship) и стипендии (GoEuro, Erasmus) финансируются из различных источников:

  • За счет средств Евросоюза;
  • Правительством Нидерландов;
  • Университетом.

Грант не только может частично или полностью покрывать затраты на обучение, но и компенсировать повседневные расходы. Стипендии выдаются, как правило, на 1 год при отличных успехах в учебе или научных достижениях и продлеваются при хорошей успеваемости.

Справка! Еще одной возможностью русскому или украинцу компенсировать расходы на обучение является учебная ссуда, которая выдается некоторым студентам правительством Нидерландов.

Стажировка и учеба по обмену

Участие Голландии в Болонской системе и многочисленные межправительственные соглашения, в т.ч. с Россией и Украиной, позволяют студентам принимать участие в программах обмена.

Варианты проживания и питания студентов

Только 20% студентов обеспечивается жильем в университетских кампусах. Преимуществом пользуются учащиеся 1-го года и участники программ обмена. Остальные вынуждены решать жилищный вопрос самостоятельно. Минимальная стоимость аренды 1-комнатной квартиры в спальном районе Амстердама стартует от 400 €.

Средние расходы на питание составляют около 400 € в месяц.

Согласно данным иммиграционной службы Голландии, годовые затраты на проживание и повседневные нужды студента приближаются к 11000 €.

Лучшие университеты страны

В пятерку лучших университетов Голландии входят:

  1. (Universiteit van Amsterdam, UvA). Крупнейшее учебное заведение страны с 400-летней историей. Более 30 тыс. студентов обучаются на 7 факультетах. Ведущими направлениями являются гуманитарные, социальные науки и медицина.
  2. (Technische Universiteit Delft). Ведущий инженерный вуз Нидерландов, член IDEA League. Число студентов — около 15 тыс., преподавателей – 2,5 тыс. Университет разделен на 8 факультетов, среди которых архитектурный, аэрокосмический, факультет гражданского строительства и наук о Земле и др. С университетами Твенте и Эйндховена образуют Федерацию 3TU.
  3. (Universiteit Utrecht). Один из богатейших вузов Голландии: его годовой бюджет приближается к 1 млрд. евро. 30 тыс. студентов (около 2000 иностранных граждан) обучается на 10 факультетах. Ведущие направления образования – гуманитарные науки и творческие дисциплины.
  4. (Rijksuniversiteit Groningen). Ведет свою историю с начала XVII века. Член Коимбрской группы, состоит из 9 факультетов. Специализируется на исследованиях в области химии, экологии, биотехнологии, медицины. Общее число студентов — свыше 30 тыс.
  5. (Universiteit Leiden). Самый старый вуз Голландии, включает около 150 направлений обучения на 9 факультетах и 40 институтов. Известен своими исследованиями в области медицины, археологии, социальных наук.