Система образования в голландии. Шесть причин учиться в голландии


Население:

16 955 444

Амстердам

Качество

Дипломы голландских вузов неизменно высоко ценятся работодателями во всём мире, потому что являются гарантом хорошего образования

Английский язык

На английском языке обучают и в детских садах, и в университетах. К тому же, голландцы – одни из лучших знатоков английского языка в мире

Доступность

Получение образования в Нидерландах обходится в сравнительно небольшие деньги, но по качеству не уступает другим европейским странам

Языки преподавания:

    30 %

    70 %

Мнение

Александра Горшкова, Студентка магистратуры Reinwardt Academie, AHK

Все, что вы знали о Голландии – правда. Голландцы высокие и светловолосые, они ездят на велосипедах даже в снег и лютый мороз, а по выходным покупают на рынке вкусный сыр и луковицы самых красивых тюльпанов. Национальные праздники отмечаются весело и с размахом, а кофешопы действительно имеются на каждой улице (особого интереса к ним местные жители не испытывают, это чисто туристическое развлечение). Если что-то будет потрясением для студентов из России, то это удивительная либеральность голландцев. В университете на лекции спокойно обсуждаются вещи, о которых у нас публично, а тем более в высшем учебном заведении, никогда не говорят.


При этом голландцы отличаются скромностью, видимо, исторически обусловленной протестантской этикой, хотя сейчас к религии относятся не очень. Но по-прежнему считается, что трудиться надо упорно и не хвалиться успехами.
В университетах принята 10-балльная шкала оценок, но десятку получить невозможно в принципе, эта «оценка для Бога». Получить девять будет радостью и крайней редкостью, об учебе «с отличием» придется забыть. Образование в Нидерландах имеет и другие особенности. Начиная с того, что эта страна объявила образование национальным приоритетом и вкладывает в высшие учебные заведения сумасшедшие по нынешним временам инвестиции.
Они приносят плоды - в Голландии самый большой процент программ магистратуры на английском языке в Европе, сюда едут студенты со всего мира, а голландские университеты неоднократно признавались лучшими по своим направлениям.
Именно наличие моей специальности на английском языке и повлияло на выбор страны обучения. Я поступила в школу искусств Амстердама (AHK) на магистерскую программу. Мой факультет специализируется на музейном деле и культурном наследии: тут учатся будущие реставраторы, кураторы, хранители и специалисты по охране памятников. Специальность редкая, и подходящую программу я нашла только в Голландии.
Остальные плюсы учебы здесь - умение рассматривать различные точки зрения, широкий круг профессиональных связей, прекрасные возможности для стажировки - я открыла чуть позже.
Учеба в Голландии тесно связана с практикой, часто в качестве задания необходимо написать конкретный проект, заказанный реальным музеем. Благодаря такой тесной связи, многие студенты к концу программы уже представляют себе, где и как будут работать.
Начинать учить голландский язык без лишней необходимости не стоит – местное население свободно говорит на английском и охотно помогает приезжим.
Голландия – одна из самых самобытных стран Европы, которая смогла не только сохранить удивительное множество традиций, но и совместить их с современностью. Учеба в Нидерландах станет возможностью по-другому увидеть мир и открыть в себе новые качества.

Образование в Голландии

Съездить в Нидерланды хотят сегодня многие, и на то есть причины. Любителям кулинарных изысков по вкусу придутся знаменитые голландские молочные продукты, свежие фрукты и овощи, изысканные десерты и морепродукты. Стране, которая является второй (после США) по экспорту продуктов в мире, уж точно есть чем удивить и порадовать вкусовые рецепторы самых строгих гурманов.

Если вы увлекаетесь искусством, то с удовольствием побродите по голландским музеям и выставкам. Именно здесь творили Вермеер, Рембрандт, Ван Гог.
Бескрайние разноцветные поля тюльпанов, бесконечные ряды ветряных мельниц, уютные узкие городские улочки - всё это вы можете увидеть, взяв напрокат (или купив) велосипед, при этом чувствуя себя в полной безопасности, ведь Нидерланды – одна из самых «велосипедных» стран в мире! Кстати, интересный факт: в столице страны, Амстердаме, велосипедов больше, чем людей.

Однако одним из самых важных достоинств этой страны является образование. Нидерланды известны своей любовью к разного рода образовательным экспериментам, что сделало эту страну одной из самых прогрессивных и либеральных в плане образования (и не только). Именно Нидерланды, первыми из всех неанглоговорящих стран, ввели образование на английском языке, что и сегодня привлекает огромное количество иностранных студентов. Больше 90% голландцев владеют английским языком на приличном уровне. В этом их опережают только шведы.

Сравнительно недорогое, но качественное образование; возможность обучаться на английском языке на всех уровнях образовательной системы; безопасность и благополучие – всё это причины выбрать именно Нидерланды для вашего обучения или обучения ваших детей!

Среднее образование

Образование в Нидерландах обязательно для детей с 5 до 16-18 лет.

Голландская система отличается тем, что в ней отсутствует привычная нам промежуточная ступень между начальной и старшей школой. Соответственно, школа делится всего на 2 этапа:

  1. Младшая школа (8 классов, 1 – необязательный)
  2. Средняя\старшая школа (4, 5 или 6 лет обучения)
В Голландии школы могут быть государственными, специальными, обще-специальными и частными. Первые 3 вида финансируются государством и являются бесплатными. Учеба в Голландии в частных школах- редкость.

Специальные школы – это школы с особым религиозным уклоном. Хотя, на практике, они мало чем отличаются от обычных. Обще-специальные – школы с нейтральным отношением к религии (все религии равны).

В конце обучения в младшей школе дети сдают экзамен СITO (Citotoets), на базе результатов которого преподаватели дают рекомендации ученикам, какую учебную программу им выбрать дальше. Нужно заметить, что это только рекомендации и финальное решение принимают родители и сам ребёнок.

Вот программы, из которых можно выбрать:

  1. VWO (6 лет, напрямую ведёт к поступлению в университет)
  2. HAVO (5 лет, напрямую ведёт к поступлению в институт прикладных наук)
  3. VMBO (4 года, ведёт к поступлению в профессиональное учебное заведение)
Первые два типа программы являются подвидами общего среднего образования, а третий – единственный вид среднего профессионального.

Все 3 вида программ объединяет то, что первые 2 года дети изучают базовый набор общих предметов, а на 3 год учёбы выбирают профиль.

В случае с VWO и HAVO можно выбрать из 4 профилей:

С VMBO ситуация немного иная: там школьники выбирают профиль и тип программы.

Из профилей есть выбор из 4 видов:

Учеба в Нидерландах отличается от нашей - есть программы 2 видов: обычная и продвинутая. Каждый ученик выбирает в соответствии с индивидуальными способностями и дальнейшими планами. По окончании средней школы дети сдают выпускные экзамены и получают соответствующие аттестаты, с которыми они могут пойти учиться дальше или устроиться на работу.

Высшее образование

Голландское высшее образование отличается высоким качеством. Высшие учебные заведения предлагают больше 2000 программ для студентов, из которых почти все доступны на английском языке.
Университеты в Нидерландах есть 2 видов:

  • Исследовательские университеты
  • Университеты прикладных наук
Первый тип доступен только голландским выпускникам с дипломом VWO, второй – ещё и обладателям HAVO дипломов.

С 2002 года Нидерланды перешли на 3-ступенчатую систему высшего образования: бакалавриат, магистратура, докторантура. Диплом голландского университета гарантированно сделает вас конкурентоспособным на мировом рынке труда, так как учеба в Голландии – это образование под знаком «качество».

Бакалавриат в Нидерландах

Для получения степени бакалавра в Нидерландах вам нужно проучиться всего 3 года, а по окончании написать исследовательскую работу.

Так как стоимость обучения в разы ниже, чем в других европейских странах, сюда съезжаются выпускники со всей Европы, что делает Нидерланды удивительно международным местом. Программы бакалавриата предлагают и университеты, и институты прикладных наук. Во втором случае ваше обучение продлится на год дольше (не 3, а 4 года).

Самыми популярными среди студентов считаются бакалаврские программы в сфере бизнеса, инженерного дела, науки об окружающей среде, финансов, международных отношений.

Магистратура в Голландии

После получения степени бакалавра есть возможность продолжить своё образование и пойти в магистратуру. Голландские программы магистратуры ещё более популярны, чем программы бакалавриата.

Магистратура, как правило, занимает 1-2 года, но это зависит от выбранной специальности. Например, студенты медицинских направлений традиционно учатся дольше, а получение степени магистра музыки займёт 2 года.

Преимущества обучения и жизни в Нидерландах

  • Любовь к иностранцам вообще и к международным студентам - в частности. Голландцы – дружелюбный народ и с каждым годом они стараются предоставить как можно более комфортные условия жизни и работы для молодых людей, приезжающих из других стран.
  • Глобальная перспектива. Нидерланды уже давно слывут одной из самых свободомыслящих стран во всём мире, они открыты для всего нового и необычного, они ценят людей, мыслящих иначе.
  • Велосипеды. В этой стране на 1 человека, в среднем, приходится по 2-3 велосипеда. Если вы заботитесь об окружающей среде и своём здоровье – это идеальный вариант передвижения.
  • Тюльпаны. Самые красивые в мире тюльпаны – здесь. Уехать из Голландии в апреле-мае будет с вашей стороны преступлением, потому что такого тюльпанного сумасшествия вы не сможете увидеть больше нигде на планете.

Стоимость образования в Голландии

Средние школы в Нидерландах бесплатные. За исключением частных, среди которых школ-пансионов почти нет. Цена за год обучения в частных школах может начинаться от €40000.

В Нидерландах также есть выбор из подготовительных программ, цены на них от €1250 до €15300.

Стоимость бакалаврских программ, в среднем, €6000-€12000, а магистерских - €8000 - €20000.

Зачисление в учебные заведения Нидерландов

Allterra Education оказывает услуги по подбору учебных заведений и зачислению студентов. Мы проконсультируем по всем вопросам, связанным с образованием в Голландии, подготовим необходимые документы и оформим студенческую визу.

Специалисты Allterra Education сделают всё, чтобы вы чувствовали себя комфортно, выбрав Нидерланды в качестве страны для получения образования и добились поставленной перед собой цели! Наши офисы находятся на территории Санкт-Петербурга и Москвы.

Голландия - одна из наиболее популярных среди иностранных студентов неанглоязычных стран Европы, предлагающая высшее образование на английском языке. Существует ряд причин популярности обучения в Голландии, среди которых - безупречная репутация голландского образования, высокое качество и гибкость университетских программ, относительно невысокая стоимость учебы и жизни в стране, отличные возможности для трудоустройства, международная среда, обогащающая личный опыт студента. Кроме того, Голландия имеет очень выгодное географическое положение - из нее легко доехать до любой западноевропейской страны.

Образовательная система Голландии имеет древние традиции: уже в V в на территории современных Нидерландов велось школьное обучение, а к XVIII в. страна имела один из самых высоких показателей грамотности населения в Европе.

История высшего образования в Голландии началась в конце XVI века с открытия первого в стране Лейденского университета . Немногим более полувека спустя начали работу и другие известные вузы страны в городах Утрехт, , Гронинген (Университет Гронингена), а также Амстердамский университет . Эти университеты и в наши дни являются крупнейшими и наиболее успешными в стране, а голландская высшая школа - одна из самых сильных в Европе.

О качестве инфраструктуры и образовательных ресурсов голландских университетов свидетельствуют стабильно высокие места в рейтингах вузов мира . В зависимости от типа выбранного университета и программы учеба в Голландии позволяет получить глубокие знания в области фундаментальной науки в исследовательских университетах или профессиональные знания в университетах прикладных наук , а также навыки и опыт работы, которые обеспечивают быстрый старт карьеры.

Образование в Голландии для иностранцев

Образование за границей в Голландии, на английском пользуется спросом у иностранных студентов. В этой относительно небольшой по площади стране работают более 60 вузов, в которых обучаются студенты со всего мира: почти .

Русских студентов в Голландии пока относительно немного, порядка 800 человек, но их количество растет - во многом из-за отличного качества голландского высшего образования, невысокой в сравнении с англоязычными странами стоимости обучения в Голландии и привлекательным карьерным перспективам. Выпускник голландского вуза может по окончании учебы найти работу в Нидерландах, а потом и получить голландский вид на жительство.

Самые распространенные языки для учебы в Голландии - голландский, английский и немецкий. Наибольшее число программ в университетах Нидерландов, конечно же, преподается на голландском. Несмотря на то, что обучение на этом языке обойдется студентам совсем недорого, далеко не все готовы выучить его - тем более на уровне, достаточном для получения университетского образования.

Значительное количество программ на немецком языке в университетах Нидерландов объясняется тем, что эта страна очень популярна у немецких студентов - не в последнюю очередь благодаря географической близости. Ну а обучение на английском, языке международного общения, правительство Нидерландов объявило одним из приоритетов развития высшего образования в Голландии.

Обучение в Голландии на английском языке

Английский язык очень широко распространен в Нидерландах, его хорошо знает большинство населения. Неудивительно, что и вузы этой страны предлагают значительное число программ бакалавриата и магистратуры на английском. Самыми сильными направлениями профессионального обучения в Нидерландах традиционно считают: дизайн и все творческие профессии, инженерные и технические специальности, транспорт и логистику, сельское хозяйство и садоводство и ряд других. Подробнее об этом читайте в материале о перспективах трудоустройства в Голландии.

Система высшего образования в Нидерландах

Важнейшие особенности системы высшего образования в Нидерландах - международная образовательная среда, проблемно-ориентированный подход к обучению, предполагающий высокую активность студента в процессе получения знаний: совместный поиск решения проблем в группе, где преподаватель только направляет дискуссию, но не дает готовых рецептов, публичные выступления и презентации идей, умение формировать и аргументированно защищать свою точку зрения.

Неудивительно, что при таком ультрасовременном подходе и наличии лучших образовательных ресурсов качество программ и в целом обучения в Голландии на английском языке, стабильно высокое, - его обеспечивает многоступенчатая система аккредитации и контроля, разработанная государством специально для привлечения иностранных студентов.

Главной особенностью системы образования Нидерландов является разделение высших учебных заведений на научные и профессиональные - исследовательские университеты и университеты прикладных наук (политехнические институты).

Ступени и степени высшего образования в Нидерландах

Высшее образование Нидерландов разделено на научное и профессиональное. Научное образование студенты получают в университетах, которые ведут фундаментальные исследования и занимают высокие места в мировых рейтингах лучших вузов. Профессиональное высшее образование можно получить в университетах прикладных наук - иначе их называют политехнические институты. В том и другом случаях высшее образование Нидерландов включает три ступени обучения:

  • бакалавриат - длительность учебы 3 года в исследовательских университетах, степени BA, BS или 4 года в университетах прикладных наук, профессиональные степени BEng, BArch и аналогичные;
  • магистратура - 1 год в исследовательских университетах, степень MRes или 2 года в университетах прикладных наук, степени MA, MS;
  • аспирантура (докторантура) - 4 года только в исследовательских университетах; степени - PhD, DPhill, DSc.

Трудоустройство, работа, стажировки в Голландии для студентов и выпускников университетов

В Голландии высоко ценят специалистов с высшим образованием, знанием иностранных языков и международным опытом. Несмотря на то, что этапы трудоустройства приблизительно похожи во всех странах, в Голландии сформировалась собственная бизнес- культура и деловая этика, которые необходимо изучить, чтобы получить работу своей мечты в Голландии.

К числу обязательных требований к соискателям и критериев отбора, которые применяют голландские работодатели, относятся краткость и четкость формулировки карьерных целей и причин, по которым кандидат считает работу подходящей, открытость, проактивность - голландские компании приветствуют инициативных соискателей, которые активно контролируют процесс своего трудоустройства, звонят, чтобы выяснить интересующие их моменты, задают уточняющие вопросы как во время интервью, так и и до него.

Выпускники голландских университетов прикладных наук гарантированно имеют опыт работы - они получают его в ходе обязательной стажировки во время обучения. Для работодателя же такая стажировка зачастую становится этапом поиска и отбора подходящих кандидатов -- соответственно шансы студента на получение постоянной работы после стажировки очень высоки.

Обучение в Голландии - отзывы и личный опыт студентов

Конечно, студенческая жизнь в Нидерландах – это не только посещение занятий и библиотек, но и приобретение профессионального опыта во время стажировки, семестр учебы за границей, дающий потрясающий международный опыт, а также спорт, путешествия, участие в сотнях тематических мероприятий, студенческих клубах и организациях. По отзывам многих студентов, учеба в Голландии стала для них ярким личным опытом, а голландское образование - важной ступенью в карьере. Посмотреть

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика начального образования. Разработка тестов для мониторинга начальной и средней школы. Разделение учащихся на три направления обучения в средней школе по итогам национального тестирования. Три сегмента голландской системы высшего образования.

    реферат , добавлен 20.11.2009

    История развития начального профессионального образования. Профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат. План развития начального профессионального образования в национальном проекте "Образование". Задачи инновационных образовательных программ.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2011

    Развитие католических школ, их роль в образовании того времени. Распространение на восточных землях Беларуси протестанских школ. Образование православных и униатских школ. Деятельность выдающихся людей: С. Будного, Тяпинского, М. Смотрицкого, Я. Руцкого.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2010

    Концепция модернизации российского образования и создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2012

    Принципы, формы и методы и специфические особенности социально-педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования. Социально–профессиональная компетенция как критерий определения качества начального профессионального образования.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2011

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: определение, структура, цели. Учебно-методические комплексы начального образования. Понятие и классификации методов и форм обучения. Закономерности и принципы обучения.

    контрольная работа , добавлен 29.02.2016

    Система начального общего образования в РФ и Германии. Состояние действующей системы начального образования в Успенской общеобразовательной школе Татарского района. План-конспект интегрированных уроков русского языка с ИЗО и математики с конструированием.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2011

    Общая характеристика методов повышения эффективности профессиональной подготовки выпускников начального профессионального образования. Структура учебно-методического комплекса в учреждении начального профессионального образования, проверка его работы.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2015

Система образования Голландии

Введение

I. Система начального образования

II. Среднее образование

III. Система высшего образования

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Рассматриваемая нами тема является чрезвычайно актуальной для современной педагогической науки, с точки зрения обмена прогрессивными педагогическими формами и методами в сфере организации образования в России. С этой точки зрения, опыт организации голландской системы образования будет, на наш взгляд, чрезвычайно полезным.

Голландия многими из нас традиционно воспринимается как страна мельниц, велосипедов, тюльпанов и деревянных башмаков. Но, помимо всего прочего, Нидерланды считаются страной качественного образования, где ученики и студенты могут получить качественные знания, необходимые им для успешной профессиональной реализации.

Голландцы, несомненно, имеют право гордиться своей системой образования, так как являются той страной, где доля людей с высшим образованием наиболее велика.

В современной голландской системе начальное образование, предназначено для всех учеников в возрасте 4-12 лет; затем следует основное образование для учеников 12-15 лет; за ним - среднее образование в виде общего среднего и среднего профессионального для учеников 15-18 лет и, наконец, высшее образование, включая профессиональное и общее доуниверситетское для студентов 18 лет и старше.

Правительство согласилось с идеями относительно перемен и усовершенствования голландской образовательной системы. Был составлен проект нового закона об образовании. После тщательного обсуждения был опубликован Акт о начальном образовании 1986 г. в нем содержалось заявление об интеграции дошкольного и начального образования под общим названием «начальное образование». Акт об основном образовании, вступивший в силу в 1993 г., ввел объединенную базовую программу первых трех лет среднего образования, однако, с сохранением школ профессионального образования, нужных определенной категории учеников, и младшей ступени общего среднего образования. Остальные типы образования - старшее среднее профессиональное образование и образование взрослых - также, как и высшее профессиональное и университетское образование, будут интегрированы.

Долгий путь голландской образовательной системы сопровождался большими изменениями. Будет ли будущая голландская система школ интегрировать три ступени школьного образования - начальную, среднюю и высшую? Вопрос остается открытым.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать организацию системы образования в Голландии.

Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1. Охарактеризовать основы организации системы начального образования.

2. Описать систему образования второй ступени или среднего образования.

3. Охарактеризовать систему высшего образования.

Предмет исследования – процесс организации системы образования в Голландии.

Объект исследования – особенности организации голландской системы образования.

В процессе написания данной работы нами были использованы следующие методы:

1. Анализ источников и используемой литературы.

2. Сравнительный метод.

Данная работа была написана с использованием учебной и публицистической литературы.

I . Система начального образования

В Нидерландах все дети от 6 до 16 лет обязаны посещать школу.

Первая ступень обучения - базовая школа или начальная школа (большое количество детей посещают ее уже с 4 лет), где обучение проводится до 12-13 лет.

Эти школы невелики, с численностью от 100 до 500 учащихся .

Система реформирования начального образования в Голландии началась в восьмидесятых годах XX века.

Система начального образования в Нидерландах охватывает всех детей в возрасте от 4 до 12 лет.

Первые два года – детский сад, затем шесть лет урочной формы обучения. Численность учебных групп невелика – она варьируется от 5 до 20 учащихся в зависимости от типа населенного пункта и типа учебного заведения.

В Голландии развита система частных дошкольных учреждений, где ребенок может находиться с трех лет. Тем не менее, эта форма организации дошкольного образования в Голландии не пользуется особым успехом среди населения.

Менталитет голландца нацелен на приоритет домашнего воспитания с точки зрения образования и развития маленького ребенка, и, кроме того, в стране женщины традиционно зарабатывают меньше мужчин, поэтому приоритет домашнего воспитания очевиден.

Более развита, как мы уже сказали выше система начальных школ, где дети начинают свое обучение, уже с 4 лет.

Целью обучения в начальной школе, в первую очередь является развитие эмоциональной сферы ученика, затем развитие интеллекта и творческих способностей, и лишь затем, овладение адекватными социальными, культурными, а также физическими навыками.

Для детей в возрасте от 3 до 20 лет с отставанием в физической, умственной или социальной сфере имеется большое количество специальных школ, которые, наряду со стандартной программой обучения, обеспечивают индивидуальный подход к ребенку, направленный на возможно более скорый перевод его в обычную систему образования.

Осуществляя проект «Снова вместе в школу», государство стремится стимулировать взаимодействие между школами с обычным и специальным начальным образованием.

В начальной восьмилетней школе сначала обучают чтению, письму, арифметике (первые 2 года), а затем добавляют нидерладский язык, математику, историю, географию, физику, обществоведение и английский язык.

Общественные школы также дают ученикам религиозные или этические знания (до 120 часов в год), если это требуется родителями.

В школах установлен основном минимум – это совокупность знаний, которыми должен овладеть ученик по достижению определенного возраста.

Многочисленные учебники и учебные пособия были доступны всем.

Например, особенной популярностью пользовалась «Книга для раннего обучения», книги для развивающего обучения с привлекающими внимание названиями «Золотая пыль», «Весенний дождь».

Около середины XX в. большой интерес вызвала грамматика, которая была опубликована под названием «От детского языка к родному языку». Для обучения письму пользовались методикой «Движение руки», «Сначала понятно - потом быстро», «Блок правописания».

Для обучения арифметике была издана «Арифметика для начальной школы», затем «Основы арифметики», «Практическая арифметика».

Учить языки помогали «Наш язык», «Учитель практического языка». В 30-е годы XX в. была очень популярна книга «Язык». Географию и историю изучали по «Методике географии для начальной школы», «Знания об окружающей среде», «Ситуации и события», «Эра прогресса». Для обучения естественной истории использовалась книга «Живая природа».

Таким образом, учителя имеют большой выбор учебников.

Для каждого учащегося строится индивидуальный график учебных достижений, который с помощью наложения сопоставляется с общей динамикой достижений.

По уровню учебных достижений учащиеся разделяются на четыре группы по 25 % учащихся в каждой.

Наиболее сильные учащиеся относятся к группе А, следующая группа В. Группы С и D-E состоят из учащихся, чьи способности ниже средних по стране. Каждой группе соответствует определенная зона на общем графике способностей. Группа Е считается группой риска, для учащихся этой группы разрабатываются методики учебной коррекции .

В королевстве Нидерланды нет специальной программы по работе с одаренными детьми.

Многие учителя считают, что на этапе начального образования работа с одаренными детьми в компетенции каждой школы. Часть школ организует тематические кружки для работы с талантливыми школьниками, часть выстраивает индивидуальные учебные программы.

Это зависит от численности учащихся школы и ее возможностей .

Важной чертой является обязательная смена учителя в учебной группе начальной школы каждый год. Таким образом, исключается значительная субъективность оценки учащихся, усредняются обязательные результаты обучения, создается база для единого тестирования школьников по единым тестам.

Помимо постоянного мониторинга по заказу правительства раз в 5 лет CITO проводит Национальное тестирование начальной школы.

Тестирование проводится на группах учащихся последнего года начальной ступени и включает в себя оценки по всем предметам, даже тем, которые не входят в обычную совокупность оцениваемых предметов (математика, естествознание, родной язык, английский язык, второй иностранный язык). На основании анализа результатов Национального тестирования правительство королевства может судить об общем изменении образовательного уровня, тенденциях в начальной школе, которая является основой образовательной системы Нидерландов.

Заказчиком тестирования является правительство королевства, разработчиком тестов и организатором тестирования выступают частные компании, крупнейшей из которых является CITO.

Раз в несколько лет правительство объявляет конкурс среди частных образовательных компаний на разработку тестов для мониторинга начальной и средней школы на следующие несколько лет.

Тестирование всех учащихся производится на протяжении всех восьми лет начального образования дважды в год – в середине учебного года (тест М) и в конце учебного года (тест Е).

Тестирование проходят все учащиеся по всем предметам. В результате каждого тестирования учитель группы заполняет форму, которая передается специалистам в CITO.

II . Среднее образование

Школьное образование

В Голландской системе образования этап дошкольного обучения детей как бы обойден и полнее интегрирован в школьный курс. Закон требует, чтобы все дети в возрасте 5 лет поступили в 1 класс (Groep 1) начальной школы (Basisschool), но большинство детей начинает обучение уже в возрасте 4 лет. Фактически, первые 2 класса начальной школы представляют собой детский сад (Kleuterschool) и обучения как такового не происходит — обучаться письму, чтению и арифметике дети начинают лишь с 3 класса. С 7 класса в образовательную программу вводится английский язык. По завершении обучения в 8 классе ученики должны держать экзамен Citotoets, от результатов которого, а так же от мнения учителя, ученику будет выдана рекомендация о наиболее предпочтительном выборе дальнейшего направления обучения.

С 9 класса начинается обучение в средней школе. Так как в системе образования Голландии нет разделения средней школы на младшую и старшую ступень, 9 класс считается «переходным» (brugklas) между начальной и средней школой. Первые 2 года обучения в средней школе так же считаются ориентационными и позволяют ученикам сменить профиль по их окончании.

VMBO - voorbereidend middelbaar beroepsonderwijs - четырехгодичный курс профессионального обучения, в ходе которого помимо изучения общеобразовательных предметов значительная часть времени уделяется профессиональной подготовке и стажировке. Этот профиль подразделяется на 5 подпрофилей: Theoretische Leerweg и Kaderberoepsgerichte Leerweg - направления обучения с сильным упором на теоретические предметы, основной задачей которых является подготовка менеджеров среднего звена. Gemengde leerweg — нечто среднее между первыми двумя профилями. Basisberoepsgerichte Leerweg и Praktijkonderwijs — профили, полностью ориентированные на подготовку квалифицированных рабочих. После 4 лет выпускникам выдается диплом VMBO, или они могут перевестись на курс HAVO и доучится на нем еще 1 год.

HAVO - hoger algemeen voortgezet onderwijs - общее среднее образование. Курс общей продолжительностью 5 лет состоит из 2 фаз — первой, Basisvorming, продолжительностью 3 года, с одинаковой для всех учеников программой и второй, Twede fase, в ходе которой начинается разделение по подпрофилям. Подпрофилей всего 4: Cultuur en Maatschappij («культура и общество» - искусства и языки), Economie en Maatschappij («экономика и общество» - социальные науки, история и экономика), Natuur en Gezondheid («природа и здоровье» - естественные науки и последующее медицинское образование на стадии HBO), Natuur en Techniek («природа и технология» - естественные науки). Студенты, окончившие 5 лет могут получить диплом HAVO, открывающий им доступ к высшему профессиональному образованию, или доучиться 1 год на профиле VWO.

VWO - voorbereidend wetenschappelijk onderwijs — подготовительное научное образование — предлагает ученикам более углубленную учебную программу с изучением латинского и греческого языков, а так же возможностью брать дополнительные занятия по философии и иностранным языкам. В конце 6-летнего пути выпускники получают дипломы VWO, дающие возможность поступления в исследовательские университеты и, при желании, в университеты прикладных наук.

Учреждения дополнительного профессионального обучения MBO (middelbaar beroepsonderwijs) не относятся к системе высшего образования и предлагают курсы продолжительностью от 1 до 4 лет обладателям дипломов VMBO. По окончании 4 лет обучения выпускники могут поступать в университет прикладных наук.

Высшее образование

Высшее образование в Голландии можно получить в 2 типах учебных заведений — исследовательских университетах (universiteiten) и университетах прикладных наук (hogescholen). Эта страна присоединилась к Болонскому процессу в 2002 году и тогда же приняла Европейскую Систему Перезачета Зачетных Баллов (ECTS). Таким образом весь этап высшего образования состоит из 3 циклов — бакалавриат,а магистратуры, докторантуры.

Для получения степени бакалавра в исследовательском университете студенту понадобится преодолеть 3 года обучения и заработать 180 зачетных баллов (по 60 за год). В зависимости от выбранной учебной программы выпускнику будет присвоена степень бакалавра искусств или бакалавра наук (BA/BSc). Для получения же степени бакалавра в университете прикладных наук потребуется на 1 год и 60 баллов больше. По завершении обучения выпускникам будет присвоена степень бакалавра с упоминанием области специализации (инженерии, медицины, и.т.д.)

Получение степени магистра займет от 1 до 2 лет, что в соответствии с ECTS потребует получения от 60 до 120 зачетных баллов. Выпускникам исследовательских университетов присуждаются степени магистра искусств и магистра наук (MA/MSc), а выпускникам университетов прикладных наук — степени магистров в выбранной сфере.

Степень доктора наук является наивысшей ученой степенью. Ее получение займет от 2 до 4 лет и в обязательном порядке потребует написания и защиты диссертации.

Высшее образование в Голландии является платным, причем стоимость обучения для студентов не из стран, входящих в Евросоюз, несколько выше. В значительной степени стоимость зависит и от учебного заведения, и от изучаемой области знаний. Вот средние цифры:

· компьютерные технологии (бакалавриат, магистратура) - ̉€6000-€8000,€8000-€9000;

· инженерия (бакалавриат, магистратура) - €3000-€7000, €7000-€9000;

· медицина (бакалавриат, магистратура) - €3000-€32000, €7000-€17000.

· BBA, MBA - € 3500-€7500, €25000-€36000.

Поступление

Требования, предъявляемые к абитуриенту тем или иным высшим образовательным учреждением Голландии зачастую достаточно сильно разнятся. Вообще, для поступления необходимо лишь иметь аттестат или диплом, эквивалентный диплому HAVO или VWO. В случае отсутствия такового возможно зачисление по результатам вступительных экзаменов. В зависимости от того, на каком языке будет вестись преподавание на выбранном курсе, необходимо предоставить документальное подтверждение уровня владения языком. Для английского языка это TOEFL не ниже 550 или IELTS не ниже 6.

Наиболее предпочтительным методом получения визы является так называемый «быстрый путь». Чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо связаться с отделом по работе с иностранными студентами в интересующем ВУЗе. В зависимости от загруженности посольства в родной стране срок оформления визы может варьироваться, но, как правило, он значительно меньше срока оформления при личном обращении.

Иностранные студенты из стран, не принадлежащих к Европейскому союзу, могут получить разрешение на работу совершенно бесплатно, однако нужно будет выбрать одну из опций — либо разрешение работать по 10 часов в неделю круглый год, либо работать с полной занятостью на протяжении всего лета.

В зависимости от города, в котором расположен университет, а так же в зависимости от района, в котором расположено съемное жилье, рента может значительно варьироваться. Приблизительная минимальная граница стоимости одного месяца аренды жилья - €800-900. Кроме того, различного рода расходы могут достигать €1000-€1500 в месяц. Стоимость продуктов питания может составить до €400-€500 в месяц в зависимости от вкусов и аппетитов. От семидесяти до ста евро придется отдать за услуги кабельного телевидения, интернет-провайдера и оператора сотовой связи. Обед в ресторане средней руки обойдется в €10-€30. Пиво - €3-€5. Пачка сигарет — €2-€3.