Сирия полное название. Где находится Сирия? Описание государства

СИРИЯ
Сирийская Арабская Республика, государство в Юго-Западной Азии. Сирия граничит с Ираком, Турцией, Иорданией, Израилем и Ливаном, на западе омывается Средиземным морем.

Сирия. Столица - Дамаск. Население - 16 673 тыс. человек (1998). Плотность населения - 90 человек на 1 кв. км. Городское население - 55%, сельское - 45%. Площадь - 185 180 кв. км. Самая высокая точка - гора Эш-Шейх (Хермон), 2814 м над у.м., самая низкая - 212 ниже у.м. Государственный язык - арабский. Основная религия - ислам. Административное деление - 13 мухафаз. Денежная единица - сирийский фунт. Национальный праздник: День эвакуации - 17 апреля. Государственный гимн: "Слава защитникам Отечества".











С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); } } if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive); } else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive); } })();


До 1920-х годов название "Сирия" использовалось для обозначение более крупного географического и исторического региона, который включал всю территорию Ливана, Иордании, Израиля, нынешних Западного берега р.Иордан и сектора Газа, а также небольшие районы на юге Турции и северо-западе Ирака. Этот регион, называвшийся иногда Великой Сирией, простирался от гор Тавр до Синайского п-ова и охватывал все восточное побережье Средиземного моря от Газы на юге до Антиохии (современная Антакья) на севере. Великая Сирия была важной частью древнего эллинистического мира, затем Римской и Византийской империй, а с распространением в 7 в. ислама стала центром арабо-мусульманской цивилизации. В течение 400 лет, вплоть до 1918, Великая Сирия входила в состав Османской империи. С ослаблением в 19 в. мощи Стамбула усилилось проникновение в регион европейцев и одновременно возникло арабское движение. После поражения султаната османов в Первой мировой войне бразды правления в регионе перешли к европейским державам. По мандату Лиги наций Франция установила административно-политическую границу между Сирией и Ливаном. То же самое сделала Великобритания в Трансиордании и Палестине, которую она открыла для крупномасштабной иммиграции евреев, ранее пообещав создать "еврейское национальное государство". В 1940-е годы, после заката колониальных империй во время и непосредственно после Второй мировой войны, эти арабские области получили независимость, и лишь большая часть Палестины вошла в состав государства Израиль. Площадь современной Сирии составляет 185 180 кв. км, численность населения - 16 673 млн. человек (1998). В 1990 на ее территории проживали также примерно 340 тыс. палестинских беженцев и их потомков. В 1967 ок. 1150 кв. км сирийской территории в районе Голанских высот, на юге Сирии, были заняты Израилем.
ПРИРОДА
Строение поверхности. На территории Сирии, которая простирается от Средиземного моря на восток через северную часть Сирийской пустыни, выделяют пять физико-географических областей: 1) Приморская низменность, 2) Западная горная цепь, 3) Рифтовая зона, 4) Восточная горная цепь, 5) Плато Восточной Сирии. Страну пересекают две крупные реки - Эль-Аси (Оронт) и Евфрат. Обрабатываемые земли приурочены в основном к западным районам - приморской низменности, горам Ансария и долине р.Эль-Аси, а также к долинам Евфрата и его притоков. Приморская низменность протягивается узкой полосой вдоль побережья. Местами она прерывается подходящими к берегу моря скалистыми мысами, представляющими собой отроги гор Ансария. В самом широком месте, в окрестностях Латакии, ее протяженность с востока на запад составляет 16-32 км.
Западная горная цепь. Между приморской низменностью и долиной р.Эль-Аси, приуроченной к рифтовой зоне, расположен сложенный известняками горный хребет Ансария (Эн-Нусайрия), идущий параллельно берегу моря от границы с Турцией на севере и почти до границы с Ливаном на юге. Этот хребет шириной ок. 64 км имеет средние высоты 1200 м. Его самая высокая точка - гора Неби-Юнес (1561 м). На западных сильно расчлененных склонах гор, открытых влажным воздушным потокам со стороны Средиземного моря, выпадает много осадков. В этих горах берут начало небольшие реки, имеющие сток в Средиземное море. Реки выработали глубокие долины с крутыми бортами. Многие реки летом пересыхают. На востоке горы Ансария резко обрываются, образуя уступ высотой ок. 900 м. Восточный склон обращен к горячим сухим воздушным массам и получает значительно меньше осадков. У южной оконечности хребта Ансария расположен Триполийско-Хомский межгорный проход. По нему пролегает дорога, соединяющая ливанский порт Триполи с городом Хомс; в западном направлении течет р.Эль-Кебир, которая за долгие годы отложила на днище своей долины плодородный слой аллювия.
Рифтовая зона. К востоку от хребта Ансария и к северу от Триполийско-Хомского прохода тянется Рифтовая зона, протяженностью 64 км и шириной 14,5 км, представляющая собой продолжение Восточно-Африканской рифтовой системы. К этой зоне приурочена долина среднего течения р.Эль-Аси. Плоское днище этого грабена, называемого Эль-Габ, раньше было местами заболочено, но к настоящему времени осушено. Благодаря высокому плодородию почв здесь развито орошаемое сельское хозяйство.
Восточная горная цепь. Непосредственно к Эль-Габу с востока примыкают горы Эз-Завия, представляющие собой всхолмленную поверхность со средними высотами 460-600 м. Ее максимальные отметки достигают 900 м. К югу от хребта Ансария простираются хребты Антиливан и Эш-Шейх (Хермон), по которым проходит граница между Сирией и Ливаном. Эти горы сложены пористыми известняками, которые впитывают небольшое количество атмосферной влаги, которое получает этот район. Однако у подножий на поверхность выходит множество источников, используемых для орошения земель в окрестностях столицы. В пределах хребта Эш-Шейх, на границе с Ливаном, находится самая высокая в Сирии одноименная гора (2814 м). Горы Антиливан и Хермон разделены р.Барада, которая используется в водоснабжении Дамасского оазиса.
Плато Восточной Сирии. Большая, восточная часть страны занята обширным Восточным плато. Его южная часть поднята на 300 м выше северной. Поверхность плато постепенно понижается к востоку примерно с 750 м восточнее хребта Антиливан до менее 300 м в пойме Евфрата. Южная часть плато сложена древними лавовыми полями. Самые впечатляющие формы рельефа - горы Эд-Друз, куполообразной формы, поднимающиеся до 1800 м. Большая часть окружающего их плато покрыта лавовым крупнообломочным материалом, образовавшимся из излившихся пород, что затрудняет хозяйственное использование этой территории. Лишь в области Хауран (юго-западнее Дамаска), где лавовые отложения сильно выветрены, сформировались плодородные мощные почвы. К востоку от гор Эз-Завия местность приобретает волнистый характер. Ее поверхность постепенно снижается приблизительно с 460 м на западе до 300 м у границы с Ираком. На северо-востоке страны выделяются средневысотные (более 500 м над у.м.) горы Абб-эль-Азис (максимальная высота 920 м), имеющие широтное простирание. Всю территорию плато с северо-запада на северо-восток пересекает р.Ефрат, врезающаяся в него на глубину 30-60 м. К северо-востоку от сирийской столицы через весь район протягивается цепь довольно низких кряжей, почти доходящих до Евфрата в районе города Дейр-эз-Зор. Их высота понижается к востоку от 2000 м в хребте Маалула (севернее Дамаска), до 800 м в горах Бишри (северо-западнее Дейр-эз-Зора). Для всех этих гор характерны дефицит атмосферных осадков и скудная растительность, что позволяет использовать их как зимние пастбища.
Климат. На большей части Сирии господствует аридный и семиаридный климат, осадков выпадает мало, и они приходятся в основном на зимний сезон. Характерна интенсивная испаряемость. Высокая влажность воздуха и выпадение значительных осадков свойственны только прибрежной низменности и западным склонам хребта Ансария.
Западная Сирия. Климат приморской полосы и наветренных склонов хребта Ансария - влажный средиземноморский. Среднее годовое количество осадков 750 мм, в горах оно увеличивается до 1000-1300 мм. Сезон дождей начинается в октябре и продолжается вплоть до марта - начала апреля, с максимумом интенсивности в январе. С мая по сентябрь осадки практически отсутствуют. На низких высотах в этот сезон климатические условия дискомфортны: днем воздух прогревается до 30-35° C при высокой влажности. Выше в горах летом много приятнее: дневные температуры там приблизительно на 5° C ниже, чем на побережье, а ночью - даже на 11° C. Средние температуры зимой составляют 13-15° С, температуры ниже 0° C бывают лишь на некотором удалении от прибрежной низменности. Иногда выпадают и твердые осадки, но снегопады обычны лишь для хребта Ансария, где снежный покров может держаться два-три месяца. Хотя зиму считают сезоном дождей, дождливых дней бывает немного, так что и в этот период стоит ясная погода, а температура поднимается до 18-21° С.
Восточная Сирия. Уже на восточных склонах хребтов Ансария, Антиливан и Хермон средняя сумма осадков уменьшается до 500 мм. В таких условиях господствуют степи и полупустыни. Почти все осадки выпадают зимой, так что озимые зерновые культуры можно выращивать без орошения. Сирийская пустыня, простирающаяся к востоку и югу от степной зоны, получает меньше 200 мм осадков в год. Амплитуда температур в пределах степей и пустынь больше, чем на средиземноморском побережье. Среднеиюльская температура в Дамаске, на западной оконечности степной зоны, составляет 28° С, как и в расположенном далее к востоку Халебе (Алеппо), тогда как в Дейр-эз-Зоре, находящемся в пустынной области, средняя температура июля 33° С. Дневные температуры в июле-августе часто превышают 38° С. После захода солнца температура резко падает, уменьшается влажность воздуха. Таким образом, несмотря на дневную жару, благодаря прохладным сухим ночам во внутренних районах страны в летнее время климатическая обстановка более комфортная, чем на побережье, где жарко и влажно. Зимой в степных и пустынных районах приблизительно на 5,5° С прохладнее, чем в прибрежной полосе. Средние зимние температуры Дамаска и Дейр-эз-Зоре 7° С, а Халеба - 6° С. На севере степной зоны часто бывают заморозки и выпадает снег, но в ее южных местностях, а также в пустыне эти климатические явления наблюдаются реже. Ночные температуры зимой опускаются значительно ниже 0° С.
Водные ресурсы. В районах с недостаточным увлажнением для орошаемого земледелия используют колодцы, родники, скопления подземных вод и реки, за счет которых в стране вырабатывается значительная доля электроэнергии. Орошением обеспечено ок. 12% посевного клина, причем примерно на 2/5 его площадей оно ведется благодаря колодцам. На остальных поливных землях ирригация зависит от водного режима Евфрата и его главных притоков - Белиха и Хабура. Но гидроресурсы Евфрата крайне важны также для энергетики и аграрного сектора Турции и Ирака, которые тоже предъявляют свои права на воды этой реки. Данное обстоятельство наряду с техническими и финансовыми проблемами самой Сирии и с засухами не позволили довести площади орошаемых земель и производство электроэнергии до уровня, который предусматривался строительством Евфратской плотины, завершившимся в 1978. Крупные ирригационные системы расположены также на реках Эль-Аси и Ярмук (воды последней используются совместно с Иорданией).
Естественная растительность. В далеком прошлом хребет Ансария и другие горы на севере страны были заняты лесами. Позже на смену им пришли низкорослые сообщества хвойных и лиственных пород в более влажных малонаселенных местностях и кустарники средиземноморского типа в тех прибрежных районах, где не было развито земледелие. На севере, а частично на восточных склонах горных цепей и в низкогорьях внутренних частей страны распространены типичные бобово-злаковые степи, которые служат кормовой базой пастбищного скотоводства. В пустынях ландшафт оживляется лишь после дождя, когда появляются молодые побеги трав и низкорослых кустарничков. Тем не менее даже такого бедного растительного покрова достаточно для прокорма верблюдов, которых разводят кочевники.
Почвы. Только 1/3 территории Сирии пригодна для земледелия. Плодородные почвы, позволяющие выращивать разнообразные культуры, занимают 10% ее площади. Самые продуктивные земли приурочены к приморской низменности и нижним склонам хребта Ансария.
НАСЕЛЕНИЕ
Этнические группы и языки. Подавляющее большинство жителей страны - арабоязычные сирийские арабы. Около 90% их по вероисповеданию мусульмане, 10% христиане. Крупнейшее национальное меньшинство образуют курды, которые составляют ок. 9% населения. Большинство курдов страны сосредоточены в предгорьях Тавра, к северу от Халеба, и на плато Эль-Джазира, на северо-востоке. Курды сформировали общины также в окрестностях Джераблуса и в предместьях Дамаска. Говорят они на родном курдском и на арабском языке и придерживаются, как и сирийские арабы, суннитского направления в исламе. Основная часть курдов живет в сельской местности, в городах они заняты прежде всего физическим трудом, хотя среди них есть также прорабы и мастера. Зажиточные курды получают доходы в первую очередь за счет владения недвижимостью, некоторые достигли высоких гражданских постов, но торговлей они практически не занимаются. Доля в населении армян, второго по численности национального меньшинства, равняется 2-3%. Многие армяне относятся к беженцам из Турции, прибывшим в конце 19 в., но большая их часть эмигрировала между 1925 и 1945. Армяне исповедуют христианство, смогли избежать арабизации и сохранили свои обычаи, школы и газеты. Почти все армяне проживают в городах, 75% их сосредоточено в Халебе, где им принадлежит видное место в экономической жизни, и 15% в Дамаске. Как правило, армяне являются торговцами, лицами свободных профессий, мелкими предпринимателями и ремесленниками, среди них также много специалистов с инженерно-техническим образованием и квалифицированных рабочих. В Сирии представлены также туркмены и черкесы. Туркмены исповедуют ислам, носят арабские одежды и говорят на арабском языке. Первоначально они вели кочевой образ жизни, но в настоящее время занимаются преимущественно полукочевым скотоводством на плато Эль-Джазира и по нижнему, в пределах Сирии, течению р.Евфрат или земледелием в районе Халеба. Черкесы относятся к потомкам кочевников-мусульман, которые перебрались в Сирию с Кавказа после его завоевания русскими в конце 19 в.; они сохранили большинство своих обычаев и родной язык, хотя говорят и на арабском. Около 1/2 всех черкесов проживало в мухафазе Эль-Кунейтра, но после разрушения израильтянами в октябре 1973 одноименного административного центра многие перебрались в Дамаск.
Демография. В Сирии были проведены три всеобщие переписи населения. Его численность, согласно первой переписи, организованной в 1960, составляла 4 565 тыс. человек, включая 126,7 тыс. палестинских беженцев. Соответствующие показатели переписи 1970 равнялись 6 294 тыс. и 163,8 тыс., переписи 1981 - ок. 9,6 млн. и ок. 263 тыс. человек беженцев. Как следствие быстрого демографического роста большую часть населения страны формирует молодежь: половина его не достигла еще 15 лет, а 2/3 имеют возраст до 25 лет. Девушки рано выходят замуж, и в среднем женщины рожают по 7 детей. Численность населения продолжает увеличиваться быстрыми темпами, которые в 1960-х годах составляли в среднем 3,2%, в 1970-х - 3,5%, в 1980-х - 3,6% в год. С 1950-х до конца 1980-х годов высоким был также уровень рождаемости: 45 новорожденных на 1 тыс. жителей. В то же время показатель смертности постепенно снижался с 2,1% в начале 1950-х годов до 0,7% в конце 1980-х годов, в основном благодаря резкому сокращению младенческой и детской смертности. В 1945-1946 несколько тысяч армян выехало из Сирии в СССР, а после создания государства Израиль в 1948 туда эмигрировало большинство из проживавших в стране 30 тыс. евреев. Около 100 тыс. палестинцев обосновались в Сирии после захвата Израилем Галилеи.
Города. Доля урбанизированного населения повысилась в стране с 40% в 1965 до 55% в 1998. Два главных города, Дамаск и Халеб, имеют соответственно 1,8 млн. и 1,3 млн. человек, по данным 1994. Другие крупные города (тыс. жителей): Хомс (750), Хама (450), Латакия (380), Дейр-эз-Зор (260), Хасеке (250), Ракка (230), Идлиб (200), Деръа (160), Тартус (150), Эс-Сувейда (75).
Конфессиональный состав. Не менее 85% населения Сирии - мусульмане, из которых 80-85% сунниты, 13-15 алавиты, ок. 1% исмаилиты и менее 1% шииты. Около 3% сирийцев принадлежат к секте друзов и сосредоточены в горном районе Эд-Друз, к юго-востоку от Дамаска. До 10% сирийцев исповедуют христианство. Наибольшим влиянием среди христиан страны пользуются православная и армяно-григорианская церкви. Сравнительно с приверженцами других религий в христианской общине выше доля горожан и солиднее прослойка людей, получивших высшее образование, а также представителей высокооплачиваемых "белых воротничков" и лиц свободных профессий.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Государственное устройство Сирии определяет сильно централизованная, строго иерархическая система, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках президента страны и высшего руководства Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас). Эта система была создана после захвата власти вооруженным путем сторонниками ПАСВ в 1963. С ноября 1970 главой государства стал генерал Хафез Асад, лидер военного крыла ПАСВ, который пришел к руководству в результате переворота, сместив гражданскую верхушку партии. Хафез Асад занимает посты президента, главнокомандующего вооруженными силами, генерального секретаря регионального руководства ПАСВ и председателя Прогрессивного национального фронта - коалиции партий, имеющей большинство в Народном совете, выполняющем функции парламента.
Центральные органы власти. Оказавшиеся у власти военные, верные генералу Асаду, вскоре созвали Народный совет, перед законодательным собранием была поставлена задача разработать проект постоянной конституции. Она была призвана заменить введенную ПАСВ в 1964 временную конституцию страны, действие которой было продлено в 1969. Депутаты в Народный совет отбирались президентом и его ближайшими советниками и должны были представлять ПАСВ и ее четверых главных левых союзников - Арабский социалистический союз, Сирийскую коммунистическую партию, Движение социалистов-юнионистов и Движение арабских социалистов. В Народный совет было также включено небольшое число членов от независимых и оппозиционных сил. В марте 1973 Народный совет представил на одобрение президенту проект Конституции, который затем был вынесен на всенародный референдум. Конституция 1973 предусматривает, что страну возглавляет президент, избираемый на семилетний срок. Кандидат на этот пост выдвигается руководством ПАСВ, одобряется Народным советом и утверждается абсолютным большинством голосов на общенациональном референдуме. Президент располагает правом назначать и смещать одного или более вице-президентов, премьер-министра и других членов правительства (Совета министров), которые осуществляют исполнительную власть. Он назначает также судей в высшие судебные органы и губернаторов мухафаз. Глава государства может распускать парламент и исполнять законодательные функции вплоть до созыва нового парламента, выносить на общенациональный референдум законопроекты, отклоненные Народным советом. Последнему предоставлено право накладывать вето или вносить (2/3 голосов) поправки в указы президента.
Органы местной власти. В административном отношении Сирия разделена на 13 мухафаз (провинций), во главе которых стоят губернаторы, утверждаемые президентом по представлению министра внутренних дел. При губернаторах действуют Советы мухафаз, 1/4 депутатов которых назначается губернатором и министром внутренних дел, а 3/4 избираются электоратом на четырехлетний срок. Министр внутренних дел назначает в эти Советы от 6 до 10 депутатов, которые входят в состав Исполнительных комитетов провинций, выполняющих каждодневный надзор за деятельностью местной администрации. Муниципальные Советы направляют деятельность городских служб, выдают лицензии на занятие предпринимательской деятельностью, устанавливают местные налоги. Во главе этих Советов стоят мэры, назначаемые губернаторами мухафаз, а в малых городах - главами округов. В 1987 Дамаск, имевший особый столичный статус, был объединен с прилежащей одноименной мухафазой в единую административную единицу.
Основные политические организации. С марта 1963 ведущей политической силой в Сирии стала Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас); до 1954 Партия арабского возрождения, созданная в 1947 молодыми интеллигентами во главе с Мишелем Афляком и Салах-ад-дином Битаром. В 1951 отделение Баас было учреждено и в Ираке. ПАСВ провозглашает своей целью создание единого арабского государства, куда должны войти все арабские страны, проведение экономических реформ, предусматривающих перераспределение богатства на основе равенства, установление демократического строя, при котором политика государства будет непосредственно определяться чаяниями народа и освободится от иностранного вмешательства. Программа ПАСВ была особенно привлекательна для промышленных рабочих, малоимущих крестьян из отдаленных районов страны и для слушателей военной академии в Хомсе, принадлежавших к различным меньшинствам, таким как алавиты, друзы и курды. Тесные связи Регионального руководства ПАСВ и сирийского офицерства с очевидностью проявились в череде военных переворотов, которые были осуществлены пробаасистски настроенными офицерами после выхода Сирии из Объединенной Арабской Республики в 1961. На протяжении 1970-х и в начале 1980-х годов основными политическими оппонентами ПАСВ выступали различные подпольные исламистские группировки. Большинство из них составляли филиалы базировавшегося в Египте Общества братьев-мусульман, которые обосновались в Сирии еще в конце 1930-х годов. "Братья-мусульмане" пользовались поддержкой мелких торговцев и ремесленников с городских базаров, чье благосостояние оказалось под угрозой в результате проводившихся после 1963 социалистических реформ. В конце 1960-х годов возникло воинствующее исламистское движение, возглавляемое Марваном Хадидом, которое вскоре смогло завоевать широкую поддержку в таких городах на севере страны, как Халеб, Хама и Хомс. Начиная с середины 1970-х годов эти воинствующие мусульмане создали сеть мелких подпольных ячеек и организовали ряд вооруженных выступлений против правящего режима. Однако после жестокого и кровавого подавления массового восстания, организованного ими в Хаме в 1982, и после выдачи властям три года спустя руководителя восстания Аднана Уклаха военное крыло исламистов распалось. В результате в Сирии осталось единственное, фактически аполитичное, объединение "братьев-мусульман" в Дамаске.
Судебная система. Судебная система состоит из трех уровней, а также включает суды государственной безопасности, которые рассматривают дела, подпадающие под законы и указы о чрезвычайном положении, и местные шариатские суды, разбирающие бытовые и семейные споры. Правонарушения поступают в производство в государственные суды. В их число входят Кассационный суд в Дамаске, который служит высшей судебной инстанцией, принимающей окончательные решения по протестам и жалобам, апелляционные суды в административных центрах мухафаз и дисциплинарные суды в округах, где председательствуют мировые судьи. Назначение, перемещение и смещение членов всех этих судов находится в компетенции Высшего совета судей, состоящего из старших гражданских судей. В стране действует Высший конституционный суд, включающий главу государства и четырех назначаемых им судей. Этой инстанцией рассматриваются вопросы, связанные с выборами и конституционностью законов и указов, принимаемых президентом и Народным советом. Высший конституционный суд не имеет права отменять законы, принятые на референдумах. Чрезвычайное положение было введено в Сирии в марте 1963 и все еще действовало в 1990-х годах. В этот период контроль за соблюдением законодательства о проведении общественных мероприятий, издании газет и журналов, торговли имуществом находился в ведении министра внутренних дел как второго по рангу лица, ответственного за выполнение законов о чрезвычайном положении. Дела лиц, нарушивших эти законы, рассматриваются в судах государственной безопасности, обычно в закрытых судебных заседаниях.
Вооруженные силы и полиция. В начале 1990-х годов сирийская армия включала ок. 300 тыс. человек и имела в своем составе шесть бронетанковых дивизий, на вооружении которых находилось до 1500 модернизированных танков Т-72, три механизированные дивизии и семь воздушно-десантных бригад. Военно-воздушные силы страны насчитывали 80 тыс. человек и располагали примерно 650 боевыми самолетами; кроме того, было создано несколько бригад противовоздушной обороны, оснащенных ракетами класса "земля-воздух". В сирийском военно-морском флоте числилось несколько ракетных катеров класса "Комар", минных тральщиков и легких патрульных катеров и служило 4 тыс. человек. С начала 1990-х годов приблизительно 30-тысячная сирийская военная группировка находится в Ливане, в основном в долине Бекаа и в районах близ Бейрута и Триполи. В 1980-1990-е годы вопросами государственной безопасности в Сирии занималось несколько самостоятельных спецслужб, во главе которых стояли доверенные лица президента. Крупнейшую из них олицетворяли элитные "бригады обороны" численностью 20-25 тыс. человек, расквартированные в окрестностях столицы. До 1984 ими командовал брат президента полковник Рифат Асад. Спецназ, включавший 8 тыс. командос и парашютистов, возглавлял полковник Али Хайдар. Кроме того, свои разведывательные подразделения имели сухопутные и военно-воздушные силы. В составе министерства внутренних дел действовали две отдельные разведывательные системы: "Мухабарат" и Служба политической безопасности. Все эти самостоятельные спецслужбы активно участвовали в подавлении исламистского движения в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Следствием борьбы за влияние между Рифатом Асадом и Али Хайдаром стало подчинение в марте 1984 "бригад обороны" командованию регулярных вооруженных сил.
Внешняя политика. Первое баасистское правительство (март 1963 - февраль 1966) следовало баасистским принципам неприсоединения, панарабского единства и строительства арабского варианта "социализма". В этом правительстве сохранялось своего рода равновесие между военными и гражданским крылом ПАСВ. Положение полностью изменилось в феврале 1966. Отцы-основатели Баас Мишель Афляк и Салах-ад-дин Битар были вынуждены бежать из Сирии, так как руководители переворота Салах Джадид и Хафез Асад вынесли им смертный приговор. Новый режим был нелегитимным и в целях самоутверждения предпринял ряд военных авантюр на границе с Израилем, приведших, в конечном счете, к арабо-израильской войне 5 июня 1967, в результате которой Сирия потеряла Голанские высоты. В ноябре 1970 министр обороны Хафез Асад стал абсолютным правителем Сирии. 6 октября 1973 Сирия вместе с Египтом предприняли скоординированное наступление на Израиль. В первые дни войны сирийская армия достигла некоторых успехов, вернув Голанские высоты, но в конечном итоге Сирия потеряла еще большую территорию. Благодаря активному американскому посредничеству Израиль вывел войска с новых оккупированных земель, а также из города Эль-Кунейтра на Голанских высотах, что было частью сирийско-израильского соглашения, подписанного 31 мая 1974. Этим соглашением фактически определялась граница между Сирией и Израилем. Сирийское военное вторжение в Ливан как продолжение конфронтации с Израилем было предопределено. В июне 1976 Асад ввел войска в Ливан Режим Хафеза Асада, несмотря на пацифистскую риторику, фактически был последовательным противником мирного урегулирования арабо-израильского конфликта путем переговоров, начавшихся в 1975. Асад выступил против визита президента Египта Садата в Иерусалим в ноябре 1977, египетско-израильского мирного договора в марте 1979, мирного плана, выдвинутого саудовским принцем Фахдом в ноябре 1981, ливано-израильского соглашения в мае 1983, иордано-палестинского соглашения в феврале 1985, первого соглашения, подписанного в Осло в сентябре 1993, иордано-израильского мирного договора в октябре 1994 и второго соглашения, подписанного в Осло в сентябре 1995. Продолжавшиеся три с половиной года, с 1993 по 1996, сирийско-израильские мирные переговоры окончились безрезультатно, хотя Израиль и предложил Асаду полностью вернуть Голанские высоты в обмен на заключение мирного договора. После распада СССР Асад потерял ценного союзника, но продолжает оставаться ближайшим партнером Ирана. См. далее

Часто люди интересуются, где находится Сирия. Достаточно открыть карту и тщательно поискать. Сирия — страна, находящаяся в Западной Азии, граничащая с Ираком, Иорданией, Турцией, Ливаном и Израилем. Её западную часть омывает Средиземное море. Территория государства возвышается над уровнем моря на 200-700 метров. Координаты: 35°18′00″ с. ш. и 38°38′00″ в. д.

Краткая характеристика Сирии

Площадь страны - 185, 2 тыс. км, численность населения равна 18,5 млн человек (по данным 2015 года), из которых 90% составляют сирийцы (арабы), 9% - курды, живущие в сельской местности и ведущие кочевой образ существования, 1% - армяне, обитающие в основном в городе Халебе. Для людей, которые узнают, где находится Сирия, сразу становится понятным их специфический уклад жизни. Во главе государства стоит президент, избирающийся на 7 лет. Арабский язык является официальным. Основная религия - мусульманство, количество верующих составляет 90% от всех проживающих в этой стране.

В основном сконцентрировано около Средиземноморского побережья. Климат тут тесно связан с местонахождением государства. Он здесь средиземноморский, субтропический, с преобладающей вечнозелёной растительностью. На протяжении всего побережья находится множество пляжей. Покрытие их, как правило, галечное или песчаное. Особенно красиво смотрится пляж Вади аль-Кандил с вулканическим чёрным песком. Восточная часть страны отличается очень засушливым климатом. Тут преобладают степи и пустыни, годовое количество осадков не превышает 150 мм, а летняя температура обычно составляет около 40 градусов. Западную и восточную части страны разделает гора Ансария.

История

Страна Сирия известна ещё с самых дальних времён. История зарождения государства берёт своё начало со времён до нашей эры. А её столица - город Дамаск - является одним из самых старинных городов в мире, который прославился изготовлением всемирно известной В Сирии зародилась одна из древнейших видов письменности - финикийская. На территории страны расположено большое количество культурно-исторических объектов, например, базилика святой Захарии, находящаяся в Дамаске или крупнейший древний театр в городе Босра.

Сирийская наука и искусство внесли в своё время огромный вклад в развитие не только арабской, но и византийской и римской культуры. Государство делится на 14 административных округов, которые называются - мухафазы. Одна из них - Кунейтра - начиная с 1973 года находится под оккупацией Израиля. В связи с этим на улицах Сирии запрещено появляться с символикой и вещами, связанными со страной-захватчицей.

Кухня

Постоянные вопросы о том, где находится Сирия, связаны и с их прекрасной кухней. Каждый хочет приехать сюда, чтобы отведать самые вкусные блюда. Население придерживается арабской, кавказкой и арамейской традиции. Отличительной чертой в приготовлении пищи является использование большого количества специй, оливкового масла, кисломолочных продуктов. Сирийцы не употребляют в пищу свинину и алкоголь, так как это запрещает ислам. К самым распространённым блюдам является лепёшка хобз, имеющая пресный вкус и употребляющаяся почти со всеми блюдами. Самый популярный десерт - пахлава.

Особенности уклада жизни

Узнавая, где находится Сирия, необходимо помнить, что государство имеет весьма странный уклад жизни, который местному населению страны кажется традиционным. Именно поэтому приезжим из Европы следует быть очень аккуратными и заранее изучить все необходимые правила поведения:


Однако, несмотря на такие жёсткие понятия, сирийцы отличаются гостеприимством. В основном это связано с расположением государства. Ведь выжить в суровой пустыне без взаимовыручки просто невозможно.

Перевод для – plagioclase

Британия предоставила арабам военную помощь, пообещав полную независимость по окончанию боевых действий. Шестого мая 1916 года турецкими властями в Дамаске и Бейруте были повешены десятки национальных сирийских лидеров.

В Ливане и Сирии этот день по сию пору вспоминают как «День мучеников». Арабские армии под предводительством шерифа Мекки — Хуссейна вскоре добились победы над турками, и в начале 1918 года арабо-британские силы заняли Дамаск, положив конец четырёх вековой турецкой оккупации.

Позже в 1918 году король Фейсал I — сын шерифа Хуссейна, объявил Сирию независимым королевством. Однако у Франции и Британии были свои планы. В соглашении Сайкса-Пико они поделили Ближний Восток на французские и британские «сферы влияния». Сирия оказалась во французской. В начале 1920 года французские войска высадились на сирийское побережье и, после нескольких сражений с плохо оснащёнными сирийскими частями, взяли страну под свой контроль. В 1923 году Лига Наций официально признала французский мандат над Сирией.

Сирийцы решили сопротивляться новым захватчикам. В 1925 году они подняли восстание против французского владычества. Несколько столкновений произошло в провинции Джабаль Аль-Араб и в Дамаске. Вследствие налётов французской авиации, последовавших в качестве ответа на поддержку повстанцев, столице был нанесён значительный ущерб. В 1936 году Франция всё же предоставила Сирии частичную независимость, подписав соответствующее соглашение в Париже, при этом французская армия оставалась на сирийской территории и продолжала оказывать политическое влияние.

Во время Второй мировой войны часть оккупационных войск поддержала правительство Виши, заключившее союз с Германией, в то время как другая встала на сторону Британии. В 1941 году страну заняла британская армия со своими французскими союзниками, пообещав Сирии полную независимость после войны.

Однако французы вновь нарушили своё слово. Сирийцы опять восстали, а 29 мая 1945 года французские войска атаковали здание сирийского парламента в Дамаске, вызвав ещё большее возмущение и новые демонстрации. Совет безопасности ООН, рассмотрев вопрос, вынес резолюцию, требующую полного вывода французских войск из Сирии. Французы были вынуждены подчиниться — последний французский солдат покинул территорию Сирии 17 апреля 1946 года. Этот день стал национальным сирийским праздником.

Первые годы независимости отличались политической нестабильностью. В 1948 году сирийская армия была направлена в Палестину, чтобы совместно с армиями других арабских государств противостоять недавно образованному Израилю. Арабы потерпели поражение, и Израиль занял 78 процентов области исторической Палестины. В июле 1949 года Сирия стала последней арабской страной, подписавшей мирное соглашение с Израилем. Однако это было лишь началом арабо-израильского конфликта.

В 1949 году национальное сирийское правительство было свергнуто в ходе военного переворота во главе с Хуссни Аль-Заимом. Позже в том же году сам Аль-Заим был сброшен другим военным — Сами Аль-Хиннави. Несколько месяцев спустя Хиннави был свергнут полковником Адибом Аль-Шешекли. Шешекли правил страной до 1954 года, пока рост общественного недовольства не вынудил его отказаться от власти и покинуть страну.

Сирию вновь возглавило национальное правительство, которому предстояло столкнуться с внешними проблемами. В середине 1950-ых на фоне укрепления советско-сирийской дружбы, отношения между Сирией и западом заметно ухудшились. В 1957 году Турция, верный союзник США и член НАТО, сосредоточила свои войска на сирийских границах, угрожая Сирии военным вторжением.

Угроза со стороны запада стала также одной из причин объединения Сирии и Египта в Объединённую Арабскую Республику под руководством египетского президента Гамаля Абделя Насера в феврале 1958 года. Насер согласился на объединение при условии роспуска всех сирийских политических партий. Это стало одной из многих причин, которые привели к развалу Объединённой Арабской Республики 28 сентября 1961 года в результате бескровного военного переворота в Дамаске.

Восьмого марта 1963 года, в результате переворота, получившего название «Мартовская Революция», власть в Сирии взяла Арабская Социалистическая Партия — «Баас». Сторонники «Баас» распустили парламент и ввели однопартийный режим, который также не достиг стабильности в виду противоречий внутри самой «Баас». В феврале 1966 года правое крыло «Баас» добилось лидерства в партии, провозгласив национальным лидером радикала — Салаха Джадида.

Весной 1967 года на границе Сирии и Израиля произошли серьёзные боевые столкновения. В апреле официальные представители Израиля в открытую угрожали Сирии военным вторжением. Данные угрозы наряду с другими важными событиями послужили причиной Шестидневной войны Израиля с соседними арабскими странами. Пятого июня 1967 года Израиль осуществил наступление на египетский Синайский полуостров, а также на западный берег реки Иордан. Затем, десятого июня, израильские соединения атаковали Голанские высоты, принадлежавшие Сирии. В результате двухдневных боёв

Сирия потеряла стратегический регион, включая важнейший город — Кунейтра. Одиннадцатого июня, по требованию ООН, противоборствующие стороны прекратили боевые действия. Позже в 1967 году Совет Безопасности ООН принял знаменитую резолюцию 242, требующую полного вывода израильских войск с оккупированных территорий, занятых во время шестидневной войны, в обмен на переговоры о мире и признание арабами права Израиля на существование.

16 ноября 1970 года Хафез Аль-Асад, занимавший пост министра обороны, возглавил «Движение Исправления», обеспечившее Сирии стабильность и безопасность после долгого неспокойного периода. Асад, избранный в 1971 году президентом подавляющим большинством голосов, начал готовить свою страну к борьбе за утраченные территории. Он объединил крупные политические силы страны в Прогрессивный Национальный Фронт и возродил Народный Совет (парламент).

Сирийцы не стали терять времени. Шестого октября 1973 года Сирия и Египет неожиданно атаковали израильские войска на Синае и Голанских высотах. За несколько дней сирийским войскам удалось практически полностью освободить оккупированные территории, однако, благодаря американскому «воздушному мосту», израильтянам удалось отбить позиции. Вскоре Сирия оказалась одна против США и Израиля. Учитывая прекращение боевых действий на египетском фронте, Сирийцы согласились с мирными инициативами ООН. Совет Безопасности выпустил новую резолюцию — 338, потребовав от Израиля вывода войск с арабских территорий, а также проведения мирных переговоров с целью достижения спокойствия на Ближнем Востоке.

По очевидным причинам, сирийцев не устраивал подобный исход событий. В начале 1974 года они начали войну на истощение с израильскими силами на Голанских высотах. Упорство и моральное превосходство арабов вынудили США к урегулированию отношений между Сирией и Израилем. При посредничестве госсекретаря США — Генри Киссинджера, было достигнуто соглашение о прекращении боевых действий между сирийскими и израильскими войсками на Голанских высотах.

В соответствии с достигнутыми договорённостями, Сирия восстанавливала контроль над частью территорий Голанских высот, включая крупный город Кунейтра. Президент Асад поднял сирийский флаг над освобождёнными землями 26 июня 1974 года, но сирийцы были неприятно удивлены, обнаружив, что Кунейтра и многие другие населённые пункты Голанских высот были сознательно разрушены израильтянами. Город так и не был восстановлен. С целью предотвращения нарушения перемирия, между позициями сирийской и израильской армий были размещены силы ООН.

В 1975 году началась гражданская война в Ливане. В 1976 году по просьбе ливанского правительства сирийские войска вошли в Ливан. В 1982 году ливанские войска противостояли израильскому военному вторжению с ведением полномасштабных боевых действий на земле и в воздухе. В 1990 году Сирия и её ливанские союзники положили конец 15-ти летней гражданской войне, а сирийские войска остались в Ливане для поддержания спокойствия и безопасности.

В 1978 году египетский президент Анвар Аль-Садат подписал сепаратное мирное соглашение с Израилем, нанеся серьёзным удар по арабскому единству. Сирия была среди других Арабских стран, осудивших решение Садата. По мнению Асада, для достижения мира, израильтянам необходимо было всего-навсего вернуть территории, оккупированные в 1967 году.

В 1980 году Ирак начал войну против Ирана. Ранее в 1979 году исламские революционеры в Иране разорвали союз с западом и объявили о поддержке Палестины. Сирия осудила эту войну, как несвоевременную и направленную в ложном направлении. Немногие из арабских стран разделяли сирийскую позицию. В августе 1990 года, по прошествии двух лет после окончания бесплодной и кровопролитной войны против Ирана, иракский президент — Саддам Хуссейн вторгся в Кувейт — небольшую арабскую страну Персидского залива, что вызвало волну осуждения по всему миру.

Сирия приняла участие в действиях международной коалиции, возглавляемой США, ради защиты Саудовской Аравии и освобождения Кувейта. Последовавшая за этими событиями война в Персидском заливе, окончилась поражением Ирака и наложением на него жёстких международных санкций. Ещё одно крупное арабское государство было фактически выбито из конфликта с Израилем.

После войны в Персидском заливе Сирия по приглашению США приняла участие в международной конференции по Ближнему Востоку. Конференция, проведенная в Мадриде в ноябре 1991 года, положила начало двусторонним арабо-израильским мирным переговорам. Основой для переговоров послужила резолюция ООН, требующая отказа Израиля от территорий, оккупированных в 1967 году, по так называемой формуле «территории в обмен на мир». Однако в течение многих лет эти переговоры были заморожены из-за отказа Израиля расстаться с какими бы то ни было арабскими территориями. Позиции арабов ещё более ослабели, когда палестинцы и иорданцы подписали сепаратный мир с Израилем в 1993 и 1994 годах.

Сирия и Ливан, однако, поклялись подписать мирные соглашения только вместе, либо не подписывать их вообще. Сирия продолжала оказывать поддержку ливанским борцам сопротивления во главе с «Хизболлой», противодействующим оккупационным израильским силам в Южном Ливане. В мае 2000 года «Хизболла» сумела освободить Южный Ливан от 22-х летнего израильского присутствия.

Сирийско-израильские переговоры о мире зашли в тупик в 1996 году, когда Израиль отказался обсуждать вопрос о полном освобождении Голанских высот. В конце 1999 года Израиль выразил желание возобновить переговоры. Они продолжились в США при участии министра иностранных дел Сирии — Фарука Аль-Сахара и премьер-министра Израиля — Эхуда Барака. Переговоры вновь зашли в тупик в 2000 году, когда Барак попытался исключить из договора восточный берег озера Тиберис. Сирия дала понять, что не уступит ни единой пяди своей земли.

Десятого июня 2000 года президент Асад умер от сердечного приступа. Десятого июля президентом Сирии был избран его сын — Башар Аль-Асад.

Глава 1. Древняя история Сирии

История Древней Сирии так перенасыщена событиями, что более-менее основательно изложить ее потребуется не меньше пяти увесистых томов. Посему мне придется начать ее с сухого и скучного перечня грандиозных и интересных событий.

Важно отметить, что Сирия как страна в современных границах сформировалась лишь в 20-х гг. ХХ века. А до этого она находилась в составе более чем двух десятков государств, и современники включали в состав Сирии многие города и территории, ныне находящиеся вне ее. Характерный пример: для греков, римлян, византийцев и крестоносцев Антиохия была классическим сирийским, а не чьим-либо иным городом.

Первые следы пребывания человека на территории нынешней Сирии относятся к эпохе раннего палеолита. В неолитическую эпоху и последующие тысячелетия страна являлась своего рода мостом между Междуречьем, Малой Азией, Аравией и Египтом. Туда неоднократно переселялись соседние народы и племена.

О древнейшем, досемитском населении Сирии известно очень мало. Первое переселение семитских племен (амореев) произошло в начале III тысячелетия до н. э. Тогда население уже занималось земледелием и скотоводством, а политическая власть находилась в руках племенных вождей. Через побережье современного Ливана в Сирию проникало египетское культурное влияние.

«На основе раскопок в районе Телль-Мардиха, в 40 км к югу от Халеба, установлено, что около 2500 г. до н. э. там располагалась столица богатого и сильного государства Эбла.

При раскопках была обнаружена дворцовая библиотека, состоящая из 17 тыс. глиняных табличек, среди них - самый ранний из известных в мире двуязычный словарь. Выборный глава и сенат Эблы, состоявший из знати, правили Северной Сирией, Ливаном и частью территории Северной Месопотамии. Его главным противником было царство Мари в долине Евфрата. Эбла вела активную торговлю древесиной, тканями и металлическими изделиями с небольшими государствами-городами долины Евфрата и северной Персии, а также с Кипром и Египтом. Между Эблой, с одной стороны, и ассирийским городом Ашшур на севере Месопотамии и городом Хамази на севере Персии - с другой, были заключены договоры о дружбе. В XXIII веке до н. э. Эбла была завоевана Аккадом, ее столица была стерта с лица земли.

После 2300 до н. э. в Сирию несколькими волнами вторглись ханаанские племена. В стране сложились многочисленные мелкие государства, а на побережье утвердились финикийские города (Угарит и др.). В последующие века ее территория стала объектом завоеваний со стороны соседних государств. Около 1760 г. до н. э. Сирию завоевал вавилонский царь Хаммурапи, уничтоживший государство Мари. В XVIII–XVII вв. до н. э. страна находилась под властью гиксосов, затем северными районами завладели хетты, а в 1520 г. до н. э. установилось господство царства Митанни. С 1400 г. до н. э. во внутренние районы Сирии стали вторгаться и переселяться семитские племена арамеев. На юге с XVI века до н. э. существовал город Дамаск, ставший крупным торговым центром. Первоначально он находился под властью египетских фараонов.

Ожесточенная борьба за Сирию развернулась между египетским Новым царством и державой хеттов. После 1380 г. до н. э. власть над Сирией принадлежала хеттам. Фараон Рамзес II пытался отвоевать ее, но не сумел добиться успеха в решающей битве при Кадеше (в окрестностях современного Хомса) в 1285 г. до н. э. Но после распада державы хеттов (около 1200 г. до н. э.) Сирия вновь распалась на ряд мелких государств, возглавлявшихся местными династиями.

В конце XI века до н. э. Дамаск и другие районы Южной Сирии были покорены царем Израильско-Иудейского государства Давидом. Однако уже во второй половине Х века до н. э. Дамаск вновь обрел независимость и стал самостоятельным арамейским царством. В IX–X веках до н. э. Сирия была завоевана ассирийцами, в 605 г. до н. э. - вавилонянами, в 539 г. до н. э. - персами».

12 ноября 333 г. до н. э. у города Исс состоялась решающая битва между войсками Александра Македонского и персидского царя Дария. Персы были наголову разбиты и бежали.

Стремительно наступавшая македонская конница без особого труда овладела Дамаском. Там был захвачен обоз с сокровищами Дария, который он всегда возил с собой.

Вместо того чтобы преследовать Дария, ушедшего в глубь Персии, Александр овладел всем средиземноморским побережьем вплоть до Газы, а затем двинулся в Египет.

13 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский умер в Вавилоне. Его полководцы начали делить огромную империю Александра. В 301 г. до н. э., после битвы при Ипсе, они разделили империю на несколько самостоятельных частей. Так, например, Кассандру достался трон Македонии, Лисимаху - Фракия и большая часть Малой Азии, Птолемею - Египет, Селевку достались обширные земли от Сирии до Инда.

Новые государства организовывались по особому принципу, получившему название эллинистической монархии, основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Появилась так называемая эллинистическая культура, представлявшая синтез греческих и восточных элементов.

Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие обычаи и активно насаждали их вокруг себя. Местная знать, желая быть ближе к правителю, подчеркнуть свой аристократический статус, стремилась подражать этой элите, простой же народ подражал местной знати. В результате эллинизация явилась плодом подражания пришлым со стороны коренных жителей страны. Этот процесс затронул, как правило, города, а сельское население, продолжавшее жить по-старому, медленно, через несколько поколений меняло свои обычаи.

Религия эллинистических государств - множество культов греческих и восточных богов, зачастую искусственно переплетенных друг с другом.

Замечу, что сами термины «эллинизм» и «эллинистические государства» были введены германским историком Иоганном Густавом Дройзеном, автором труда «История эллинизма», вышедшего в 1840 г. Термин прижился, и поэтому государства - наследники империи Александра стали называться эллинистическими.

Первоначально государство Селевкидов занимало огромную территорию и включало в себя регионы с древними цивилизациями - Вавилонию, Ассирию, Финикию, Пергам, и в то же время земли племен, находившихся на стадии родоплеменных отношений. Такой конгломерат народов и племен постепенно стал разрушаться. Сирия, как наиболее развитая в экономическом отношении территория и важная в геостратегическом отношении, играла важную роль в государстве. Недаром в титуле царей Селевкидов первым значился «царь Сирии».

Меняла свое место и столица государства. Первоначально это был Вавилон. В конце IV века до н. э. Селевк I основал в Месопотамии город Селевкию на Тигре и перенес туда свою резиденцию. Около 300 г. до н. э. в Сирии, в 20 км от побережья, была основана новая столица - Антиохия на реке Оронт. Еще раз повторяю: Антиохия во все века считалась сирийским городом. Но в 20-х гг. ХХ века вошла в состав Турецкой республики и находится там по сию пору под названием Антакья.

В эллинистические времена Антиохия делилась на 4 квартала, каждый из которых был окружен отдельной стеной, а вместе они были обнесены еще более высокой и укрепленной стеной. Находясь на перекрестке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек.

Во главе государства Селевкидов, как и других эллинистических государств, стоял царь. Власть царя была абсолютной. А сама его личность воспринималась как существо неземного порядка, почти бог. В документе, датированном 180 годом до н. э., в качестве главных божеств названы Зевс, Аполлон и… Селевк Никатор.

К началу II века до н. э. Сирия составляла большую часть территорию державы Селевкидов. После смерти последнего селевкидского царя Антиоха XIII римский полководец Гней Помпей осенью 64 г. до н. э. захватил Сирию и сделал ее римской провинцией.

Административным центром римской провинции Сирия стал город Антиохия. Первоначально в провинции дислоцировались три римских легиона, защищавших границы империи.

В I веке н. э. провинция Сирия занимала площадь 20 тыс. кв. км и имела население до 10 млн человек.

Римские императоры Марк Антоний и Тиберий застроили Антиохию улицами с рокошными домами из мрамора, театрами и стадионами.

Любопытно, что эпизодически Антиохия становилась столицей Римской империи. Так, с июля 362 г. по март 363 г. в Антиохии правил римский император Юлиан Отступник. В 371–378 гг. в Антиохии находился двор императора Валента (364–378), последнего римского императора - сторонника ариан.

Согласно преданию, первая христианская община в Сирии была основана около 37 года апостолом Павлом и Варнавой в Антиохии.

Епископом этой Церкви был «муж апостольский святой Игнатий Богоносец» (умер во II веке н. э.). Пресвитер Лукиан (умер в 312 г.) основал в Антиохии знаменитую Антиохийскую богословскую школу, которая способствовала систематизации христианского догматического учения и оставила богатое литературное наследие.

Из Антиохийской церкви вышли святые подвижники и защитники православия: святитель Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; преподобный Иоанн Дамаскин (умер около 780 г.), богослов, приведший в систему христианское учение веры, церковный писатель, защитник иконопочитания; преподобный Иларион Великий (умер около 371 г.), основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков, и многие другие.

На I Вселенском соборе, проходившем в Никее в 325 г., была подтверждена древняя традиция, в соответствии с которой епископ Антиохийский провозглашался главенствующим епископом своего округа. Тогда под юрисдикцией Антиохии находились Сирия, Финикия, Палестина, Аравия, Киликия, Кипр и Месопотамия.

После III Вселенского собора, проводившегося в Эфесе в 431 г., от нее откололись почти все восточные епархии, принявшие несторианство.

На IV Вселенском соборе, прошедшем в Халкидоне в 451 г., Антиохия получила статус патриархата, причем Антиохийский патриарх получил преимущество чести после патриархов Рима и Константинополя. По решению этого же собора 58 ее епархий были переданы Иерусалимской православной церкви.

Осуждение монофизитства на IV Вселенском соборе привело к разделению Антиохийской православной церкви на две части: оставшихся верными православию и склонившихся к монофизитству. Сохранившие православие получили название мелькитов (от слова «мельк» - император, то есть сторонников византийского императора), принявшие монофизитство - яковитов. Православные преобладали в эллинизированных прибрежных городах, монофизиты в небольших городах и сельской местности внутренней Сирии.

Свой отпечаток на развитие монофизитской смуты наложили противоречия, существовавшие между греками и семитским населением Антиохийского патриархата. Контроль над патриаршей кафедрой переходил попеременно от мелькитов к яковитам, а с 550 г. Антиохийская церковь официально разделилась на две части: православную и яковитскую церковь (при этом яковиты по-прежнему называют себя православными).

В период с 702 по 742 г. Антиохийский патриарший престол оказался вакантным, этим воспользовались монахи, чтившие отшельника Марона своим покровителем, и образовали свой собственный маронитский патриархат Антиохии.

Антиохия и ряд других городов Сирии серьезно пострадали в ходе землетрясений, происшедших там в 526 и 528 гг. Первое, по свидетельству современников, видимо, сильно преувеличенному, привело к гибели 250 тыс. человек. В ходе стихийных бедствий Антиохия была разрушена целиком, пострадали также Дафна, Лаодикия, Селевкия, Пиерия. Так же был разрушен Бейрут в результате землетрясений 50-х гг. VI века.

Огромный ущерб Антиохии наносили и непрерывные войны с Персией. Так, в 528 г. возобновились пограничные столкновения в Месопотамии, в 530 г. византийский полководец Велисарий отразил персидское наступление на Дару. На следующий год персы при поддержке своих арабских союзников обошли с юга византийские укрепления Месопотамии и вторглись в слабозащищенные местности Сирии на правобережье Евфрата. Осенью 532 г. между обоими государствами был заключен мир, оказавшийся, впрочем, недолгим, поскольку Персия была весьма обеспокоена военной экспансией Византии при Юстиниане.

Весной 540 г., когда лучшие войска империи были сосредоточены на западе, персидский шах Хосров I, опрокинув слабые византийские заслоны, вторгся в Сирию. Не пытаясь закрепиться на захваченных территориях, персы стремились нанести максимальный урон византийским землям. Иераполь, Вероя, Апамея, Эмеса были захвачены и обложены тяжелой контрибуцией. Антиохийцы оказали персам серьезное сопротивление. Тем не менее город был взят, методично разграблен и разрушен, множество жителей уведено в плен. Катастрофа 540 г. значительно пошатнула престиж византийской власти на Ближнем Востоке. Правительство Юстиниана предпринимало значительные усилия по восстановлению Антиохии, однако город не достиг и малой доли прежнего величия.

Тут волей-неволей придется вновь вернуться к истории различных течений в христианстве в Сирии и на Ближнем Востоке, начиная с IV века.

Монофизитство (евтихианство, произошло от греческого слова????? - «только один, единственный» + ????? - «природа, естество») - еретическая христологическая доктрина в христианстве, постулирующая наличие только одной-единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество. Приписывается авторству константинопольского архимандрита Евтихия (около 378–454).

На соборе 449 года в Эфесе (2-й Вселенский собор) Евтихий изложил свое исповедание, и поскольку в нем не было обнаружено никакой докетической ереси, константинопольский игумен был оправдан.

Церковь будоражило, царил «теологический хаос».

На Халкидонском соборе (Халкидон - предместье Константинополя), созванном императором Маркианом в 451 г., Евтихий был осужден.

«Чтобы успокоить империю, несколько императоров кряду издавали противоречащие друг другу документы, то отменяющие результаты Халкидонского собора, то их восстанавливающие. Наиболее значимым среди этих документов стал энотикон Зенона (482) - вероисповедальное послание императора, призванное примирить враждующие партии через возврат веры Церкви к временам трех Вселенских соборов. То есть предлагался отказ как от Второго Эфесского, так и Халкидонского соборов, равно претендующих на статус Четвёртого Вселенского. Соответственно главными еретиками объявлялись: с одной стороны, Несторий, с другой стороны - Евтихий. Это был компромисс, и миафизиты ради общецерковного отвержения Халкидонского собора подписывались под энотиконом, чем приносили Евтихия в жертву, признавая его еретиком-докетом, в чём он и обвинялся диофизитами. Невзирая на приведший к т. н. “Акакианской схизме” демарш Римской церкви, на основе энотикона было достигнуто единство восточных патриархатов. В самом конце V века, ради единства с церковью Византии, к энотикону присоединились и находящиеся вне империи церкви Армении, Грузии и Кавказской Албании. Так имя константинопольского игумена Евтихия попало в списки анафематствованных ересиархов и в этих церквях. В 519 году, ради устранения раскола между Константинополем и Римом, новый император Юстин I отверг энотикон Зенона и провозгласил Халкидонский собор святым и Вселенским.

Когда Армения немного пришла в себя после персидского разгрома, ей пришлось как-то ориентироваться в теологическом хаосе. Армяне поступили просто: они выбрали ту веру, которой придерживалась Византия, а Византия в те годы придерживалась энотикона Зенона, то есть фактически монфизитства. Через 40 лет Византия откажется от энотикона, а в Армении эта философия укоренится на века. Те армяне, что окажутся под контролем Византии, останутся православными - то есть, “халкидонитами”.

В 491 году собрался собор церквей Закавказья (Вагаршапарский собор), который отверг постановления Халкидонского собора, как слишком похожие на несторианство.

В 505 году собрался Первый Двинский собор Закавказья. Собор еще раз осудил несторианство и принял документ “Послание о вере”, который не сохранился до наших дней. В этом документе церкви Армении, Грузии и Албании осудили несторианство и крайнее монофизитство, признав основой веры умеренное монофизитство».

В итоге сейчас в большей или меньшей мере монофизитской является Армянская церковь, приверженцы которой и сейчас есть в Сирии, копты в Египте и какое-то число яковитов в Сирии.

В конце VII века, в связи с арабским завоеванием, марониты потеряли связь с Константинополем и поэтому в 687 г. избрали собственного патриарха - Иоанна Марона. Ему приписывается ряд важных для маронитской церкви сочинений, а также чин маронитской литургии. Избрание собственного патриарха вызвало конфликт маронитов с Византией и поддерживающими ее мелькитами и яковитами. В 694 г. войска Византии разорили монастырь св. Марона, убив при этом множество маронитских монахов.

В начале VIII века из-за непрекращавшихся преследований маронитские монахи вместе с группой своих последователей перебрались в отдаленную область горного Ливана, где несколько веков просуществовали в относительной изоляции. Именно в этот период они осознали себя особой Церковью и стали именовать своего епископа патриархом Антиохии и всего Востока. Дальнейшая миграция маронитов привела к их появлению на Кипре (XII век), Мальте и Родосе (XIV век).

В XII веке, когда крестоносцами было основано Антиохийское княжество, марониты вошли в контакт с латинской Церковью. В 1182 г. марониты формально подтвердили свое единство с Римом, однако большинство маронитов считают, что они никогда и не прерывали общения с Римской церковью. Существует мнение, что до контактов с крестоносцами марониты были монофелитами, последователями учения, основанного на сочинениях монофизитского патриарха Александрии Евтихия, однако оно опровергается самими маронитами. В любом случае не вызывает сомнений, что с 1182 г. марониты исповедуют ортодоксальную христологию.

Патриарх Иеремия I Аль-Амшитти (1199–1230) стал первым маронитским патриархом, посетившим Рим, где в 1215 г. он участвовал в работе 4-го Латеранского собора. Этот визит положил начало тесным связям с Римом и тенденции к латинизации Церкви.

В XVI веке родину маронитов завоевали турки, и начался длительный период владычества Османской империи. В конце XVI века маронитские патриархи созвали ряд синодов, на которых ввели в церковную жизнь постановления Тридентского собора и отчасти латинизировали литургию. В 1584 г. в Риме была основана Маронитская коллегия, в которой получили образование многие выдающиеся представители Маронитской церкви и которая способствовала более глубокому пониманию наследия маронитов на Западе. В 1606 г. в Маронитской церкви был введен григорианский календарь.

В 1736 г. на горе Ливан был созван главный собор этой Церкви, проведший важные реформы. Легатом папы римского был известный востоковед Иосиф Ассемани. На соборе приняли свод канонов Маронитской церкви, согласно которым Церковь впервые была разделена на диоцезы, были установлены правила церковной жизни, главные из которых сохранились по сей день. С начала XIX века западные государства, особенно Франция, стали поддерживать маронитов, входивших в состав Османской империи. Резня маронитов, которую учинили в 1860 г. друзы в союзе с турецкими властями, вызвала вооруженное вторжение французов.

Начиная с 1790 г. резиденция маронитского патриарха находится в Бкирки, в 25 милях от Бейрута.

В состав церкви входят восемь архиепархий - Антелиаса, Бейрута, Триполи и Тира (все в Ливане), Кипрская архиепархия, Алеппо, Дамаска (обе в Сирии), Хайфы (Израиль); 17 епархий и два патриарших экзархата. Церковь насчитывает 1033 прихода, 1359 священников и 41 епископа. Маронитская церковь - самая многочисленная в Ливане, в неё входит 37 % христиан и 17 % населения Ливана. К 2015 г. в Сирии насчитывалось до 50 тысяч маронитов.

Несколько слов стоит сказать и о культуре Сирии в IV–VI веках, когда она входила в состав Византии. Так, в Сирии и Палестине греческий язык был языком общения образованных слоев общества, а также науки и литературы. Латынь долгое время употреблялась в административной сфере. Богослужение велось на греческом и на сирийском. Сирийский был языком бытового общения для большинства населения.

«В Месопотамии существовала обширная литература на сирийском языке. Еще до византийского времени сирийский получил широкое распространение в Передней Азии в качестве торгового и дипломатического языка. В Хауране и Заиорданье развивалась арабоязычная культура, в первую очередь бедуинская поэзия, шло становление арабской письменности.

Для этого региона, особенно в IV–V веках, было характерно сосуществование христианства и античной языческой культуры, особенно сильной в больших эллинизированных городах. Театральные представления были широко популярны даже среди христиан, как свидетельствуют обличительные сочинения церковных авторов. В Антиохии в IV–VI веках проводились местные Олимпийские игры, постепенно, впрочем, приходившие в упадок в общем контексте ослабления сословия куриалов, все менее способных нести бремя расходов на муниципальные нужды. В сирийских городах жили философы-неоплатоники, софисты и риторы, самым знаменитым из них был Ливаний (Либаний) (314–393) - антиохийский оратор, преподаватель и государственный деятель, поклонник языческого прошлого, учитель императора Юлиана и святого Иоанна Златоуста. Уроженцем Антиохии был последний античный латинский историк Аммиан Марцеллин».

Однако христианство начало доминировать в сирийской культуре.

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

ГЛАВА 1 ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 1. Древняя история Северной Евразии

Из книги Славянское завоевание мира автора

Глава 5 Древняя Русь, всемирная история и всемирная география глазами средневековых скандинавских географических

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора

Глава I. Насколько достоверна древняя и средневековая история Китая? Для того, чтобы мои дальнейшие выводы не были еще более неожиданны для читателя, чем «Татарское иго», я должен показать фантастичность средневековой истории Китая раньше, чем в дальнейшем обработаю

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

I. Древняя история степей: скифы и гунны Античный мир степной цивилизации Первый евроазиатский путь, с которым мы сталкиваемся, является путем северных степей. Этим путем, начиная с эпохи палеолита, ориньякская культура распространяется в Сибири. "Ориньякская Венера"

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

1. Вступление. Древняя история и эпоха Талмуда Древнейший (библейский) период своей истории еврейский народ пережил среди народов Востока, в соседстве с Египтом, Сирией, Ассирией, Вавилонией и Персией. Вавилония и Персия одна за другой утверждали свое владычество в

Из книги Покорение Сибири. От Ермака до Беринга автора Ципоруха Михаил Исаакович

Древняя история якутов На северо-востоке Сибири ко времени прихода туда русских казаков и промышленников самым многочисленным народом, занимавшим видное место среди других народов по уровню развития культуры, были якуты (саха). К 30-м гг. ХVII в. основные племена их

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Азиатские Христы автора Морозов Николай Александрович

Глава VIII Древняя ли это история или просто современная литература гебров - парсов, выработанная под влиянием апокалипсиса? Если судить по суеверным обычаям и до сих пор существующим у немногочисленных и почти уже оевропеившихся гебров (или парсов) Индии, то момент смерти

Из книги Вопросы и ответы. Часть II: История России. автора Лисицын Фёдор Викторович

Древняя История ***>Увы, но после прочтения таких вот «перлов» из описания жизни древних славян: «Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов, но у них не было ни храмов, ни жрецов;, а потому их религия не могла иметь признаков повсеместности и

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Глава 1 ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Когда в 539 г. до н. э. Кир вошел в Вавилон, мир был древним. И что еще более важно, мир знал о своей древности. Его ученые составили длинные династические списки, и простое сложение, казалось, доказывало, что цари, памятники которым еще можно было

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 1 автора Погодин Михаил Петрович

ВВЕДЕНИЕ ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ИСТОРИЯ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ! Ведя свой род из крепостного крестьянства, спешу принести Освободителю дань сердечной, глубокой благодарности. Русское государство, в образе происхождения и в ходе событий, представляет совершенное различие

Из книги Возрождённая Русь автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Древняя история казачества Славьтесь, славьтесь, казаки, Удальцы природны, Славьтесь, храбрые донцы, Вы на все пригодны. Не страшат вас пуля, меч, Не страшат ядро, картечь, Горы и долины, Топи и стремнины. Казачья песня Действительно, ничто не страшно казаку, только страшны

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

Глава 1 Древнейшая и древняя история человечества

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи Murad ADZHITHE KIPCHAKS An Ancient Historyof the Turkic People and the Great SteppeThe Steppe is our Homelandand the Altai is our cradleIntroductionMany people, in fact billions of them around the Earth, speak Turkic languages today, and have done so since the beginnings of history, from snow-swept Yakutia in Northeast Asia to temperate Central Europe, from chilly Siberia to torrid India, and even in a

Из книги История под знаком вопроса автора Габович Евгений Яковлевич

Традиционная древняя и средневековая история неверна Она не отражает действительного положения в относительно давнем прошлом, отстоящем от нас на 5–7 столетий, не говоря уже о еще более ранних временах. Неверна в первую очередь номенклатура исторических эпох, событий,

Решили организовать отдых в Сирии? Ищите лучшие отели Сирии, горящие туры, курорты и горящие путевки? Интересует погода в Сирии, цены, стоимость путевки, нужна ли виза в Сирию и пригодилась бы подробная карта? Хотели бы посмотреть как выглядит Сирия на фото и видео? Какие экскурсии и достопримечательности в Сирии? Какие звезды и отзывы об отелях Сирии?

Сирийская Арабская Республика - государство на Ближнем Востоке, граничащее с Ливаном и Израилем на юго-западе, с Иорданией на юге, с Ираком на востоке и с Турцией на севере. Омывается Средиземным морем на западе.

Горная цепь Ансария разделяет страну на влажную западную часть и засушливую восточную. Плодородная прибрежная равнина расположена на северо-западе Сирии и простирается на 130 км с севера на юг вдоль берега Средиземного моря от турецкой до ливанской границы. Большая же часть сирийской территории расположена на засушливом плато, испещренном горными цепями Дажабль-ар-Рувак, Джабаль-Абу-Руджмайн и Джабаль-Бишри. Средняя высота плато над уровнем моря колеблется от 200 до 700 метров. К северу от гор расположена пустыня Хамад, к югу - Хомс. На востоке Сирию пересекает Евфрат.

Аэропорты Сирии

Аэропорт Алеппо (Aleppo International Airport)

Аэропорт Дамаск (Damascus International Airport)

Аэропорт Латакия Бассель Аль-Ассад (Latakia Bassel Al-Assad International Airport)

Отели Сирии 1 - 5 звезд

Погода Сирии

Климат субтропический, средиземноморский, во внутренних районах – континентальный, сухой. Средние температуры января от +4°С до +12°С, июля от +26°С до +33°С. Осадков 100 – 300 мм в год, в горах до 1000 мм в год.

Язык Сирии

Государственный язык: арабский

В северных регионах страны часто используется курдский язык. В число самых распространенных языков входят также армянский, адыгский (черкесский) и туркменский. В отдельных областях встречаются разнообразные диалекты арамейского. Среди иностранных языков самые популярные - французский и английский.

Валюта Сирии

Международное название: SYP

Фунт состоит из 100 пиастров (кыршей), хотя монеты-пиастры более не выпускаются. Имеют хождение: 1, 2, 5, 10, 25 (монеты) и 1, 5, 10, 25, 50, 100, 200, 500, 1000 (банкноты). Расплатиться иностранной валютой где-либо практически невозможно, единственным платежным средством в стране является фунт.

Обменять валюту можно в отелях и в обменных пунктах Коммерческого Банка Сирии. Частный обмен валюты официально запрещен, но распространен очень широко. Обратный обмен фунтов практически невозможен.

Кредитные карты принимают в достаточно ограниченном круге заведений - с их помощью можно приобрести авиабилеты, расплатиться в крупных магазинах, в некоторых офисах компаний по аренде автомобилей и крупных отелях. Получить наличные с кредитной карточки в Сирии практически невозможно, но сфера применения безналичных форм оплаты стремительно увеличивается. Трэвел-чеки принимают только в офисе Коммерческого Банка Сирии, при этом за обналичивание чеков берутся комиссионные.

Виза

Для граждан РФ, всех стран СНГ, а также многих других въезд в Сирию визовый. Визу можно получить в консульском отделе, а можно оформить непосредственно в аэропорту прибытия. Для этого необходимо заполнить въездную карточку с личными данными (фотографии и ваучер не требуются) и оплатить сбор в $20. По некоторым данным, для граждан государств, на территории которых есть консульства Сирии, обязательным является получение визы непосредственно в консульстве, а не на границе.

Часто в оформлении визы на границе бывает отказано без объяснения причин, иногда наблюдается произвол пограничников, отказывающихся выдавать визу под надуманными предлогами или требующих предоставить дополнительные документы. Поэтому рекомендуется оформлять визу через посольство страны.

Женщины в возрасте до 35 лет, въезжающие в страну с туристическими целями без сопровождения мужчины-родственника, должны предварительно получить специальное разрешение на въезд в Иммиграционном департаменте Сирии.

Виза не выдается лицам, имеющим в паспорте любые израильские отметки, штамп о выезде из пограничных с Израилем пунктов (Акаба, мост Короля Хусейна в Иордании, Таба, Рафах и т. д.). В некоторых случаях у сирийских таможенников вызывает подозрение загранпаспорт, полученный в Каире или Аммане.

При наличии визы никаких дополнительных разрешений для передвижения по стране не требуется. Запрещен въезд в районы вдоль сирийско-израильской границы.

Таможенные ограничения

Транзит валюты ограничивается суммой в 5 тыс. USD. Местную валюту ввозить и вывозить – запрещено.

Без наложения пошлины ввозятся: до 30 гр. духов для личного использования, до 0,5 л. лосьона и 0,5 л. одеколона, предметы личного пользования, подарки на сумму до 250 сирийских фунтов, до 0,57 л. алкогольных напитков, до 200 сигарет или 25 сигар или 50 сигарилл или 250 гр. табака.

Ввозить в страну запрещается: наркотики, оружие и боеприпасы, видео- и печатную продукцию, противоречащие нормам ислама и угрожающие общественному порядку.

Все ввозящие предметы нужно задекларировать. Можно ввозить золото, но в количестве 500 г. На предметы, купленные в стране, нужно предъявить квитанцию. Если же квитанции нет, то каждый товар облагается налогом в размере 10-25% стоимости товара.

Напряжение в сети

Чаевые

Чаевые принято давать только в дорогих отелях и ресторанах, обычно 5-10% от стоимости обслуживания.

Кухня

Обычный сирийский обед состоит из риса или плоской лепешки, мяса, овощей, фасоли, сладостей и фруктов. Национальное блюдо - burghol (бургуль), это пшеница, отваренная на пару, высушенная и перемолотая. Ее добавляют во многие блюда, включая национальный kibbeh, который готовят из бараньего фарша.

Покупки

Магазины работают обычно с субботы по четверг с 09.30 до 14.00 и с 16.30 до 21.00 летом, зимой - с 09.30 до 14.00 и с 16.00 до 20.00, крупные супермаркеты - до 20.00-22.00. Многие частные магазинчики работают по собственному расписанию.

Часы работы учреждений

Банки обычно работают с 8.30 до 13.00-14.00 с субботы по четверг (в четверг открыты только утром). Обменные пункты работают с 8.30 до 19.00-20.00 в эти же дни.

Фото и видео съемка

Фотографировать государственные учреждения, дворцы, военные и транспортные объекты запрещено. В христианских храмах перед съемкой следует спросить разрешения, обычно съемка не запрещена. В мечетях снимать нельзя. Не стоит без разрешения фотографировать местных женщин.

Традиции

Брать пищу, деньги и вещи следует также правой рукой.

Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону. Во время рукопожатия не следует смотреть в глаза собеседнику, также при этом нельзя держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею в воздухе (особенно с сигаретой). Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь.

Коран запрещает употребление спиртного, но в Сирии этот вопрос практически не стоит. Алкогольные напитки распивать на виду у всех не следует.

Одежда должна быть скромной. Женщинам не следует носить вызывающую одежду. Появление в общественных местах в спортивной или пляжной одежде считается крайне неприличным. Даже на пляже не рекомендуется появляться в обнаженном виде или "топлесс".

Код страны: +963

Географическое доменное имя первого уровня: .sy

Экстренные телефоны

Полиция (Дамаск) - 112.
Скорая медицинская помощь - 110.
Красный крест - 442-1600.