Сирия алеппо до и после. Алеппо в фотографиях: Как выглядел самый большой город Сирии до войны, и какой он сейчас

АЛЕППО, СИРИЯ: Вид на город из цитадели в мирное время. До гражданской войны Алеппо был крупнейшим городом Сирии с населением около 2,5 миллионов человек. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Алеппо сегодня — это лоскутное одеяло. Город удерживают правительственные войска, ИГИЛ, еще какие-то повстанцы, они постоянно обстреливают друг друга… когда видишь это в новостях, то понимаешь, что в городе камня на камне не осталось. Это же Сталинград!

Центрировать карту

Движение

На велосипеде

Проездом

Дмитрий Воздвиженский, журналист, фотограф, путешественник.

В гостях у Сайта для любознательных путешественников — , мой давний коллега, журналист, фотограф, опытный путешественник. Этой статьей о сирийском городе Алеппо мы продолжим серию материалов под общим названием «Сирия до войны», расскажем о том, какой была эта страна еще совсем недавно, и о том какую Сирию мы безвозвратно потеряли.

«Алеппо я помню совсем другим, — говорит Дмитрий, — опрятные, одетые в школьную форму дети, идущие на экскурсию в музей, цитадель — возвышающуюся над городом средневековую крепость, помню улыбчивых студентов, мечтавших о своем будущем, молодые пары, беззаботно гулявшие по улицам, Великую мечеть и узкие улочки старого города, крестьян приехавших полюбоваться на местные красоты и, конечно, дружелюбных продавцов, ведь Алеппо всегда был царством торговцев! На протяжении многих лет это была торговая столица Сирии. Здесь можно было купить все! Однажды я целый день пробродил по местному базару, смотрел на все это, общался с людьми. В результате сделал зарисовку об Алеппо, которую хочу привести сейчас без изменений. Потому что менять что-либо тут бессмысленно. Ничего этого больше нет! Где теперь Адель и Ахмед? Что стало с этими людьми? Такие вопросы, думаю, уже можно не задавать, потому что ответа на них нет. Тени Алеппо не дадут ответа. Мой старый репортаж – вдруг стал документом, свидетельством военного преступления, совершенного под видом борьбы с «режимом» Башара Асада».

АЛЕППО, СИРИЯ: Ремесленник изготавливает медный чан. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Тот, кто впервые оказывался в Алеппо, бывал сильно поражен тем, что почти весь центр города – это один большой базар – сук. Одной стороной маленькие магазинчики выходят на крытые улицы, а другой упираются в бывшие караван-сараи. До войны их использовали как обычные склады. Раньше товары в них хранили только на первых этажах. На вторых размещались постоялые дворы, рестораны и гостиницы. А во внутренних двориках после дальних переходов через пустыни отдыхали верблюды. Сегодня, конечно, от верблюдов остались одни воспоминания.

В древности кроме торговцев в Алеппо процветали ремесленники, работавшие с медью. Традиции сохранились до 21 века. В старом городе было множество лавок и мастерских в которых трудились десятки жестянщиков, делавших металлическую посуду. Одна из версий названия города гласит, что оно произошло от слова «халеб», что значит «железо».


АЛЕППО, СИРИЯ: Двое пожилых мужчин в лавке. Фото: Дмитрий Воздиженский.

Да, колорит был уже не тот, что прежде, но страсть продавать и покупать, по признанию местных жителей, у них в крови. Только коммерция и позволяла им вести достойную жизнь. Адель когда-то учился в Советском Союзе, окончил институт культуры. Потом работал библиотекарем в Алеппо. Но, увы, библиотекари в Сирии до войны получали не больше российских. А у Аделя было двое сыновей и жена, кстати русская. Он познакомился с ней в Ленинграде. На скромную зарплату работника культуры семью не прокормишь. И тогда Адель занялся торговлей. В итоге у него было два магазина на центральном суке. В одном работал его сын, а в другом — он сам.

Адель, сириец, владелец магазина говорил: «Туристы, в основном, покупают вот эти платки, а местные жители покупают полотенца, халаты. Их мужчины одевают, есть зимние, есть летние. Зимнее плотнее, а летние легче».


АЛЕППО, СИРИЯ: Дети безмятежно играют в футбол на школьном дворе. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Конечно, мы не удержались от соблазна посмотреть, как на самом деле положено надевать настоящий мужской арабский платок. Адель с удовольствием согласился нам в этом деле помочь.

Потом он позвал своего сына, который, как и отец, прекрасно говорил по-русски, и пригласил нас к себе в лавку поговорить о жизни. За стаканчиком крепкого чая он с удовольствием рассказывал о сирийских нравах.

«Самое главное в Сирии — безопасность. Можете гулять, даже ночью, в три часа ночи, никто не тронет. Туристы приезжают с запада, из восточных стран. Все хвалят эту нашу особенность. Народ добрый. Туристов никто не трогает, наоборот хорошо принимают. Если надо показать дорогу, то продавец даже оставит свой магазин и пойдет показывать путь. У нас добрый, хороший народ».


АЛЕППО, СИРИЯ: Мужчины беседуют во дворе Великой мечети. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Потом наш разговор зашёл о политике и религии. Адель поделился своими мыслями об исламе. Он считал, что многие прикрываются им для осуществления своих личных целей. На самом же деле – это чистая и человечная религия.

Адель, сириец, владелец магазина: «Наша религия не против других религий. Вот, например, начало Корана, есть там сура, можно сказать часть. Наш бог говорит: Слава богу – Бог всех людей. Не мусульман только. Он Бог всех людей. Мы никогда не знали и не учили наших детей, чтобы быть расистами или быть агрессивными. Пожалуйста, мы живем с христианами в дружбе. Мы живем в одной стране, под одним мирным небом. Слава Богу. Как сказать, Слава Аллаху».


АЛЕППО, СИРИЯ: Женщины с детьми гуляют во дворе Великой мечети. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

После того, как Сирия стала независимой от Франции, началась теплая дружба с Советским Союзом. Многие люди до гражданской войны питали самые теплые чувства к России и искренно считали нашу страну Великой державой. Тогда в Алеппо было полным-полно вывесок на русском языке, хотя торговля шла в основном не с Москвой, а с Киевом. И не на государственном уровне. Новые коммерческие связи прочно связали Сирию с Украиной. Благодаря дешевизне сирийские товары пользовались большим спросом у украинских челноков.

Адель и другие торговцы Алеппо умели делать деньги практически из воздуха. Два небольших примера. Казалось бы, много ли можно заработать на семечках? Судя по нашим бабушкам, продающих их на рынках, не очень. Но все зависит от объемов продаж. На семечках и орехах можно заработать кучу денег.

АЛЕППО, СИРИЯ: Портрет мужчины в арабском платке во дворе Великой мечети. Фото: Дмитрий Воздвиженский. АЛЕППО, СИРИЯ: Мужчины беседуют на улице. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Ахмед Ассаб — хозяин лавки, оборот которой достигал впечатляющей цифры: 300 килограммов в день! Именно столько самых разных семечек и орехов ежедневно раскупали простые граждане Алеппо с восьми утра до пяти вечера.

Ахмед Асаб, хозяин магазина: «Не знаю, чтобы я делал без орехов. Мне кажется, что орехи – любимая еда множества самых разных людей. Все покупают – старые и молодые, женщины и мужчины. Орехи любят все».

Если передняя комната лавки, выходившая на улицу, была уставлена банками и мешками с товарами и выглядела вполне опрятно и благообразно, то заднее помещение, в котором готовили эти самые семечки, слегка смахивала на небольшую частную преисподнюю. Там было неимоверно жарко. В огромном котле, похожем на бетономешалку, прожаривали семечки. Процесс шел непрерывно. Один человек загружал и выгружал, другой просеивал, подносил в больших мешках сырые зерна или орехи и выносил готовую продукцию в переулок. Здесь она остывала и дожидалась покупателей. В маленькой каморке стоял постоянный чад, дым и пыль от сгоревшей шелухи. Проходя мимо подобного заведения даже с закрытыми глазами по одному запаху можно было определить, что здесь вам будут рады продать жареный миндаль, фундук, арахис, фисташки или какие-нибудь еще замысловатые орешки.

АЛЕППО, СИРИЯ: Улыбающиеся студенты на улице города. Фото: Дмитрий Воздвиженский. АЛЕППО, СИРИЯ: Школьная экскурсия у Цитадели Алеппо. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

На мыле сирийцы в Алеппо умудрялись тоже неплохо зарабатывать. В наши дни, когда этим простейшим гигиеническим средством никого не удивишь, придумать что-то новое довольно тяжело. Но сирийцы и не придумывали. Настоящее мыло должно быть таким, каким оно было изобретено. А изобрели его, по словам местных жителей, именно в Алеппо.

Захир, продавец: «Это наше знаменитое мыло. Делается очень долго. Особая смесь лаврового и оливкового масел заливается ровным слоем на герметичном полу. А потом нужно подождать несколько месяцев пока испарится влага. Тогда мы нарезаем загустевшую массу на куски и все, можно мыться».

По утверждениям сирийцев, мыло из Алеппо — лучшее в мире. Оно, как вино, с возрастом становится только лучше. Так что, если не хватало денег на старинные картины или коньяки, — до войны тут можно было купить немного выдержанного сирийского мыла.

Бассель, продавец: «Вот это мягкое однолетнее мыло. Стоит доллар за килограмм. Его можно разрезать проволокой. А вот это трехлетняя выдержка. А это пять лет. Его можно только пилить ножовкой. Стоит пять долларов за килограмм. А еще у меня есть для особых клиентов десятилетнее мыло!»


АЛЕППО, СИРИЯ: Вид на Алеппо из Цитадели.

До начала гражданской войны население Алеппо составляло два с половиной миллиона человек. Сегодня эта цифра уменьшилась более чем вдвое — менее одного миллиона человек. Началом боевых действий считается 10 февраля 2012 года, когда были взорваны два заминированных автомобиля. Уличные бои начались 19 июля и шли по нарастающей. Крупнейший в мире исторический рынок Сук-аль-Мадина , входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, был уничтожен в конце сентября. Более 500 магазинов были сожжены…

АЛЕППО, СИРИЯ: Уникальный минарет Великой мечети Алеппо 11 века. Уничтожен в ходе боев. Фото: Дмитрий Воздвиженский. АЛЕППО, СИРИЯ: Тени Алеппо. Тени людей в арке в цитадели Алеппо. Их судьба не известна. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Алеппо считается вторым городом Сирии (после Дамаска), но много лет он пытается оспорить у столицы звание города древнейшего. Поводом для этого служат древние легенды. Имея такое не слишком фундаментальное обоснование своей древней истории, жителям Алеппо трудно вести борьбу за звание старейшего города Сирии. Тем не менее, делают они это весьма успешно.

Занесенная в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО цитадель Алеппо, пожалуй, самая живописная средневековая крепость Ближнего Востока. Это внушительное сооружение возвышается над городом на холме высотой 50 м, причем часть руин датируют 1000 г. до н.э. Говорят, именно здесь Авраам доил своих коров. Город окружает ров шириной 22 м, а единственный вход расположен во внешней башне с южной стороны. Внутри находятся дворец XII в., построенный сыном Салах-ад-дина, и две мечети. Особенно прекрасна Большая мечеть с отдельным минаретом XII в., украшенным ажурной резьбой по камню.

Старый город вокруг цитадели - потрясающий лабиринт узких искривленных улочек и потайных двориков. Базар -самый большой крытый рынок на Ближнем Востоке. Кажется, что каменные арки тянутся вдаль на долгие километры, а на разнообразных прилавках продается все, что только можно себе представить.

Алеппо известен лучшими образцами исламской архитектуры в Сирии, город называют второй столицей страны. Это один из интереснейших городов на Ближнем Востоке.

Лучшее время для посещения

С марта по май или с сентября по октябрь.

Не пропустите

  • Археологический музей Алеппо.
  • Баб Антакия - старые западные ворота базара.
  • Собор маронитов.
  • Армянская церковь.
  • Церковь Св. Симеона - в 60 км от Алеппо, построена в 473 г. в честь Симеона Столпника, который провел 37 лет на вершине колонны, стремясь приблизиться к Господу.
  • Это одна из старейших церквей мира.

Следует знать

Несмотря на то что население Алеппо на 70% составляют арабы (мусульмане-шииты) и курды (сунниты), здесь проживает самая большая на Ближнем Востоке после Бейрута община христиан. После образования государства Израиль социально-политическая атмосфера «этнической чистки» привела к тому, что еврейская община численностью 10 тыс. человек была вынуждена эмигрировать, в основном в США и Израиль.

«Ближневосточные цивилизации всегда привлекали внимание европейских путешественников и исследователей красотой руин своих древних городов. Из всех стран региона именно Сирия может похвастаться изобилием памятников античности. Пальмира, Эбла (ныне Телль-Мардих), Дамаск, Алеппо (Халеб) – это лишь малый список древнейших городов на территории данной страны. До сих пор ученые со всего мира ведут научные споры на тему древнейшего городского центра Сирии. Это право оспаривают два соперника: Халеб и Дамаск.»

Большинство исследователей считают Алеппо (европейское название города) самым древним городом страны. Многие ученые утверждают, что первое поселение здесь было основано еще в VI тысячелетии до нашей эры. Город находился на пересечении важных торговых путей, связывающих Ближний Восток с Европой и Индией . Величие и богатство Алеппо делало его лакомым кусочком для его соседей. Не раз город переходил из рук в руки. На протяжении всей истории своего существования Халеб захватывался хеттами, ассирийцами, греками, римлянами, арабами и турками. На сегодняшний день - это один из крупнейших по численности населения городов Сирии, расположенный на северо-западе страны и заселенный преимущественно арабами.

Об истинном значении названия и первых жителях имеются довольно скудные сведения. Считается, что первое поселение было основано в 5000 году до нашей эры. Это подтверждают, обнаруженные на территории древнего города различные орудия труда. В некоторых записях соседних народов Халеб упоминается, как Халпе и Халибон . Истинное значение топонима до сих пор является загадкой для ученых. Некоторые из них утверждают, что название города имеет семитское происхождение и означает, или «железо», или «медь». Считается, что именно здесь первые металлурги научились добывать и обрабатывать эти металлы. Однако имеются и иные версии. Согласно другой гипотезе, поселившиеся во II тысячелетии до нашей эры в Сирии амореи, именовали город «Халаба», что с их языка переводится как «белый». В пользу данного предположения следует отметить, что почва в Халебе светлых оттенков, а также город с древности являлся основным центром региона по добыче мрамора. Еще одна версия основана на мифе, согласно которому Авраам угощал путешественников молоком своей рыжей коровы и поэтому топоним Халеб означает «дающий (преподносящий) молоко». О первых поселенцах города известно еще меньше. Этнический состав населения на протяжении всего периода существования Алеппо не раз менялся. Считается, что первые жители Халеба имели семитское происхождение. Затем на территории Сирии поселились указанные выше амореи, которые также являлись семитами. Дальнейшее завоевание страны хеттами, ассирийцами, греками и римлянами значительно повлияли на национальный состав населения. После арабского завоевания Сирии и перенесения столицы Омейядов в Дамаск, этнический баланс страны больше не изменялся. В городе есть небольшая армянская диаспора, сирийские православные христиане и католики, а также сравнительно мизерное количество сирийских иудеев.

Халеб, еще с древних времен славился как важный торговый центр, через который проходили караванные пути. Этот древний ближневосточный город, благодаря своему выгодному географическому расположению и богатству природных ископаемых, не мог не привлекать взоры соседних народов и не раз переходил из рук в руки. О нем сообщается в ранних хеттских анатолийских записях. Также город упомянут в древнем списке Мари – города, расположенного неподалеку от реки Ефрат на северо-востоке Сирии. Во второй половине II тысячелетии до нашей эры Халеб оказался в составе государства хеттов и довольно продолжительное время считался стратегически важным центром Хеттской державы на юге, а также местом пересечения караванных путей идущих преимущественно из Египта и обратно. Однако после нашествия, так называемых «народов моря», Хеттское государство пало. На некоторое время возрастает влияние другого древнего сирийского города – Дамаска , который подчиняет соседние территории своей власти. Однако, уже в IX веке до нашей эры вся Сирия оказывается в составе могущественной Ассирийской державы , в составе которой продержалась вплоть до VII века до нашей эры, когда столица ассирийцев Ниневия в 612 году до нашей эры была захвачена войсками Нововавилонского царства и Мидии, а подвластные ее территории поделены между союзниками. Первым досталась Сирия. Однако, в VI веке до нашей эры на горизонте объявился новый конкурент в лице резко возвысившейся державы Ахеменидов . Первый царь персов Кир II, основавший свое государство на месте Мидии, стремился к захвату соседних земель. В 539 году до нашей эры Вавилон пал под ударами персидской армии. Все ее прежние колонии перешли растущей Персидской империи. Следующими хозяевами Сирии стали македоняне. В 331 году до нашей эры Александр Македонский разгромил войска Дария III в битве при Гавгамелах. Некогда могущественная Ахеменидская держава пала. Все ее владения оказались в составе новой империи. После смерти великого полководца все завоеванные им территории были разделены между его соратниками. Халеб, как и вся Сирия вошла в состав державы Селевкидов. При первых царях Алеппо перестраивается и получает новое имя – Береа. Роль Халеба, как важного торгового центра вновь возрастает. Однако в это же время все более значимую роль приобретает его очередной конкурент в лице Пальмиры . Почти 3 столетия Сирия находилась в составе Селевкидов. В 64 году до нашей эры почти вся территория данной страны была захвачена римскими легионами Помпея. После полного подчинения Пальмиры в III веке, Халеб становится главным центром торговли на Ближнем Востоке, отобрав этот титул у давней соперницы. Свою значимость город сохранил и в составе Византийской империи . В 637 году Сирия пала под ударами новых завоевателей – арабов. Значимость страны подтверждается тем фактом, что один из ее центральных городов, а именно Дамаск, в 661 году стал столицей арабской династии Омейядов, продержавшейся у власти вплоть до 750 года. Халеб же продолжал оставаться значимым центром торговли. В 944 году правитель Хамадана, Саиф Аль-Дауль, воспользовавшись слабостью Аббасидов, захватил Алеппо. В этот период были построены крепостные стены и ворота. При нем город сохраняет статус одного из важнейших пунктов движения караванных путей. Однако, в 962 году, византийскому владыке Никифору Фоке удалось возвратить Халеб в состав империи. Начиная с конца XI века, на Ближний Восток осуществляют свой первый поход крестоносцы, движимые призывом папы римского. Второй крестовый поход не мог не затронуть Алеппо. Крестоносцы не смогли взять приступом крепость и вынуждены были отступить. Однако захват соседних территорий нанес удар по торговле Халеба. Еще до начала третьего крестового похода город был занят войском Салахаддина Айюбида, который превратил Алеппо в один из основных стратегических пунктов мусульман. При его преемниках ситуация не изменилась. При Айюбидах Халеб лишь потерял свой статус центра торговли. Теперь главным местом пересечения стала Антиохия, располагавшаяся южнее Пальмиры. Ситуация не изменилась, ни при монголах, ни при эмире Тимуре. Лишь после смерти последнего, Алеппо вернул себе титул торгового центра Ближнего Востока. В 1517 году Сирия вошла в состав Османской империи . Халеб, в период существования данного государства считался третьим после Стамбула и Каира крупным городом. Алеппо в составе Османской империи не раз переживал взлеты и падения. В 1832 году наместник османского султана в Египте Мухаммед Али захватывает Сирию и соседние территории и в течение 8 лет удерживает их под своей властью. С этого периода роль Халеба, как центра торговли на Ближнем Востоке, а также как стратегического пункта заметно уменьшается. Все это связано с возвышением старого конкурента Алеппо – Дамаска, а также с открытием в 1869 году знаменитого Суэцкого канала. Ситуация изменилась после первой мировой войны. В 1920 году Сирия была захвачена французской армией. В 1922 году Франция получила мандат на управление данной территорией. Во время французской эпохи управления страной Халеб вновь возрождается как центр торговли. В 1946 году Сирия добивается от Франции полной независимости и впервые за свою историю вступает в эпоху самостоятельного развития, продолжающегося уже 70 лет.

Несмотря на скудность сведений о Алеппо, сохранились некоторые письменные источники. Персидский исследователь XI века Насир Хосров , например, описал торговую жизнь города, а также пошлины, взимаемые с ввозимых иностранных товаров. В Халебе в разные эпохи жили и творили разные деятели науки и искусства: поэты Аль-Мутанабби и Абу Аль-Фирас, философы Аль-Фараби и Яхья ибн Хабаш Сухраварди, языковеды Ибн Калав и Иегуда Аль-Харизи. В Алеппо в свое время в 1447 году был казнен азербайджанский поэт Насими и здесь же он находятся его останки, захороненные на фамильном кладбище. Впоследствии данное место превращается в святилище и на данный момент является объектом паломничества. Стоит отметить и Бахаддина ибн Шаддада – религиозного деятеля и историка, автора «Жизни Салахаддина », а также описавшего в своих научных трудах Халеб, где долгое время был советником сына Салахаддина, Малика Аль-Захира. Нельзя не упомянуть и великого географа и путешественника Якута Ар-Руми Аль-Хамави, автора «Му"джама ал-булдана» («Словаря стран»), сына византийских греков, который большую часть своего творения написал в Халебе и Мосуле. Его труд включает в себя описание городов и стран Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.

Алеппо известен не только деятелями науки и искусства, но и великолепными архитектурными сооружениями. Дата постройки некоторых из них уходят в глубины мировой истории. В первую очередь следует упомянуть крепость Алеппо. Данная постройка располагается над Халебом, на 50-метровом холме. Многие ученые считают, что она была построена еще до нашей эры хеттами. Считается, что внутри находился храм хеттских божеств. При греках цитадель также служила, как религиозное святилище и лишь при арабах она стала использоваться в оборонительных целях с середины X века, когда ее обустроил Саиф Аль-Дауль. Султан Малик Аль-Захир, сын Салахаддина, практически полностью перестроил весь внутренний комплекс крепости. Старый город окружен широким 22-метровым рвом. В историческую часть Халеба можно лишь с юга, через мост, ведущий к внешней башне (Баб-Антакья или Антиохийские ворота). Внутри комплекса взору туриста открываются великолепные сооружения, относящиеся к различным архитектурным стилям. Особое внимание приезжих привлекает дворец Малика Аль-Захира (XII век) и расположенные поблизости 2 мечети. Огромный интерес вызывает Большая мечеть Омейядов аль-Джами аль-Кабир (или Великая мечеть Алеппо), построенная в 715 году и несколько раз восстанавливаемая разными мусульманскими руководителями города. Еще одной древнейшей мечетью Халеба является Джами ат-Тута (мечеть тутового дерева), сооруженная халифом Омаром в период ранних арабских завоеваний, которая тоже не раз реставрировалась. Мечеть Джами Кыкан (или Воронья мечеть), построенная в XIII веке представляет не меньший интерес у туристов. Во внешней стене сооружения имеется камень с хеттскими иероглифами. Именно благодаря этой надписи современные лингвисты сумели разгадать тайну хеттского письма. В Старом городе находится довольно большое количество мечетей и минаретов, сооруженных в разные исторические эпохи. Так, например, мечеть Аль-Руми построена при мамлюках в XIV веке. Мечети Аль-Бахрамия, Аль-Адилия, Аль-Саффахия были сооружены XV-XVI века во времена Османской империи. Наряду с мусульманскими религиозными учреждениями в Халебе имеются и великое множество (43 церкви) христианские сооружения. Армянская церковь Сорока Мучеников в христианском квартале Джейда, построена в XV веке и не раз реставрировалась. У сирийских католиков свое святилище – церковь святой Илии. Еще одной православной церковью, которая, к сожалению, плохо сохранилась, является церковь Святого Симеона Столпника. Среди не менее значительных архитектурных построек Халеба стоит отметить мавзолей Хейр Бей, национальную библиотеку и музей Алеппо, часовню Баб Аль-Фарадж и многие другие сооружения. В Старой части города имеется множество средневековых построек и кварталов, где наряду с мусульманами вполне мирно проживают и местные христиане. Некоторые из исторических сооружений входят в список мирового достояния ЮНЕСКО.

Халеб , пожалуй, является единственным городом в мире, в котором в хорошем состоянии сохранились постройки разных исторических эпох и различных архитектурных стилей. Алеппо – смесь восточной и западной школ искусства, которые замечательно дополняют друг друга. Для описания всей красоты города слов недостаточно. Именно поэтому в Халеб ежегодно приезжает множество туристов со всего мира. Старая часть Алеппо весьма хорошо сочетается с современными многоэтажными домами новой части. Благодаря хорошей сохранности архитектурных сооружений город даже сумел опередить своего старого конкурента в лице Дамаска – нынешнюю столицу Сирии.


До начала войны, в 2010 году сирийский город Алеппо был самым большим городов в стране. Здесь проживало более 4,6 миллионов жителей. В 2006 году город завоевал титул «Столица исламской культуры». В 2012 году во время Гражданской войны Алеппо стал ареной ожесточённых боёв. Как сильно изменилось это место и что произошло в ходе военных действий можно наглядно увидеть в нашей подборке фотографий.








Как можно увидеть на фотографиях, значительная часть города лежит в руинах. И это не просто мелкие повреждения отдельных зданий, а серьезные разрушения, многие из которых просто не подлежат реконструкции. В городе все еще проживают люди, однако их количество значительно сократилось. Войне уже пять лет, жертвы исчисляются десятками тысяч, миллионы людей были вынуждены бежать из своих домов, оставляя за плечами все нажитое своими семьями в течение нескольких поколений. Повреждения, нанесенные войной Алеппо были признаны катастрофическими.










Там, где раньше стояли древние церкви, мечети и крепости, теперь лежат руины. Почти все достопримечательности, которые находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО, были уничтожены или повреждены. Так, Великая мечеть Алеппо была сильно повреждена, и единственный минарет мечети был полностью разрушен. Стены Цитадели теперь пронизаны следами от пуль, а знаменитый рынок Аль-Мадина сгорел дотла. Этот некогда прекрасный шумный город стал символом ужасов последствия войны.







Христианский квартал, построенный в XVI веке и расположенный в Алеппо, берет свое начало от Старого города и простирается на север. В древние времена он был домом для христианских общин и сохранил до наших дней многочисленные церкви и прекрасные резиденции. Также квартал является отражением разнообразия культур и религий: православных, греко-православных, григорианцев и других.

Среди множества жилых помещений с заниженными фасадами заметно выделяется здание Музея народного искусства и традиций, раскрывающего ценные секреты страны.

Сегодня Христианский квартал удивляет своим очарованием, а некоторые из его старых домов были превращены в отели, бутики, торгующие западными брендами, и шикарные рестораны.

Цитадель в Алеппо

Цитадель – крепость в центре города Алеппо, которая возводилась в 944-967 годы.

Строительство первых укреплений проводилось основателем крепости, правителем Алеппо Саифом-аль-Долой. Во время крестовых походов крепость служила опорным пунктом как для одной, так и для другой стороны.

В самом начале XIII века крепость разрослась и превратилась в богатый город. На ее территории располагались мечети, дворцы, арсенал, склады и многие другие необходимые постройки. За пределы крепостных стен город стал развиваться только после 1516 года, когда город был захвачен Оттоманской империей.

К сожалению, крепость сильно пострадала от землетрясения в 1828 году, последствия которого пытаются устранить и в наше время.

Крепость внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

А какие достопримечательности Алеппо вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Город-призрак Расафа

Мертвый город Расафа - одна из самых интересных достопримечательностей Сирии. Город находится на востоке страны, неподалеку от города Ракка. Добраться до города отнюдь непросто -общественного транспорта здесь нет, а потому можно доехать на машине или такси по разбитой грунтовой дороге из Аль Мансура или Пальмиры, либо по современной трассе Ракка - Алеппо.

В древности город несколько раз менял названия. Последнее название города в статусе обитаемого - Сергиополис ("город Сергия"). Такое название он получил благодаря событиям, связанных с гибелью одного из христианских святых -преподобного Сергия, который был жестоко убит в Расафе во время диоклетиановых христианских гонений.

Сегодня этот город заброшен. В XIII веке его жители переселились в город Хама по приказу султана Бейбарса.

И хотя в наши дни город почти полностью скрыт под слоем песка,он производит неизгладимое впечатление. По праву его можно назвать одним из самых величественных, таинственных и прекрасных "мертвых городов" Сирии.

Город построен из мраморовидного известняка, похожего на розовую слюду, поэтому город просто сверкает и переливается в лучах заката.

Наиболее значимые и интересные памятники Расафы: городские ворота, кафедральный собор, базилика, античные цистерны для воды, городские стены и башни.

В Сирии не один музей мозаики, но музей, расположенный в городе Маарат ан-Нуман, заслуживает особого внимания. Он обладает наиболее разнообразной и богатой экспозицией по сравнению с другими. Примечательно здание, в котором он размещен – это построенный в 16 веке караван-сарай для путешественников и купцов.

Территория музейного комплекса занимает несколько гектаров. Здесь собраны римские и византийские мозаики с 6 века, привезенные из располагающихся поблизости мертвых городов, напольные, настенные, изображающие животных, мифологических героев и богов, бытовые сценки, а также редкие мозаичные иконы и орнаментальные фрагменты. Также здесь можно увидеть саркофаги и надгробия, глиняную посуду, каменные двери гробниц.

Съемка в помещениях музея категорически запрещена, фотографировать можно только те экспонаты, которые располагаются под открытым небом, причем обязательно без вспышки – по утверждению администрации музея, яркий свет неблагоприятно влияет на состояние мозаик.

Церковь святого Симеона

Церковь святого Симеона Столпника построил ученик Симеона – святой Даниил Столпник, который обратился к императору Льву Первому с просьбой увековечить память своего учителя.

Однако церковь была построена уже при другом императоре - Зиноне приблизительно в V веке. Здание построено в октогональной форме диаметром 30 метров с экседрами, а посреди здания располагается высокий столб, на котором подвизался святой Симеон последние 33 года из 47-ми лет нахождения на столпах. Здание перекрыто деревянным куполом в виде восьмигранной пирамиды высотой 40 метров.

В Х веке храмовый комплекс был окружен крепостными стенами с 27 башнями, которые стали началом возникновения крепости Симеона. В XII веке крепость захватили крестоносцы, а веком позже здание пришло в запустение. Многочисленные паломники всегда приходили сюда за кусочком колонны святого Симеона, которая, как считалось, помогала от болезней.

Археологический участок Серджилла

Мертвый город Серджилла (Серджилья) находится в 60 километрах от Алеппо, рядом с городом Маарат ан-Нуман. Кроме Серджиллы здесь разбросана целая сеть древних византийских поселений, по большей части хорошо сохранившихся. Первые дома относятся к 3-4 веку н.э., расцвет городов в этой местности приходится на 4-6 века.

Серджилла привлекает туристов и исследователей со всего мира. Здесь развернут масштабный архелогический участок, раскопки продолжаются по сей день. На относительно небольшой территории сохранились римские термы (бани), жилые виллы, церковь, выстроенная в 372 году (старейшая в этом регионе), некрополь, гробницы которого вырублены в камне, масличные прессы. Также здесь можно увидеть сторожевые башни и здание таверны. Причина, по которой город покинули жители, до сих пор неизвестна, но все постройки сохранились в почти неизменном виде – в некоторых отсутствуют только крыши и перекрытия между этажами.

В Серджилле проводятся организованные экскурсии с выездом от отеля, но можно приехать и побродить по улицам древнего города самостоятельно.

Рынок Аль-Мадина

Рынок Аль-Мадина, расположенный в сирийском городе Алеппо, считается самым крупным крытым рынком в мире, имеющим длинную историю. Большинство суков (крытых рынков) существуют здесь с XIV века. На рынке протяженностью 13 километров также находятся караван-сараи, предназначенные для проживания купцов и хранения товаров, многие из которых являются памятниками архитектуры.

Здесь продаются предметы роскоши из других стран и товары местного производства. Цены же значительно ниже, чем на знаменитом рынке Аль-Хамидия в Дамаске. На рынке Аль-Мадина можно купить все: от медных украшений до дорогих шелков. Лучшим сувениром из Алеппо считается натуральное оливковое мыло, которое производят местные мыловарни с 300-500-летними традициями. Найти его можно в одной из частей огромного рынка, которая называется Suq Al-Saboun.

С 1986 года в составе Старого города Алеппо рынок Аль-Мадина входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Во время минометных обстрелов в 2012 году многие части рынка сильно пострадали или были полностью уничтожены.

Армянская апостольская церковь Сорока мучеников

Собор Сорока мучеников, принадлежащий Армянской апостольской церкви, располагается на месте более ранней постройки (христианской часовни). Первые упоминания об этом соборе относятся к 1476 году, свой нынешний облик здание обрело в начале 17 века. Это один из многочисленных храмов Армянской апостольской церкви, расположенных в Сирии.

Собор Сорока мучеников примечателен иконами древнего и современного письма, особое место среди которых занимает «Страшный суд» (начало 18 века). Интересна конструкция собора – купола у него нет, но есть три алтаря. Интерьер храма Сорока мучеников отвечает традициям армянских церквей – строг, даже аскетичен, не отличается пышностью. Храм подвергался многочисленным перестройкам, долгое время он являлся духовным центром армянской диаспоры в Сирии. Вокруг него вырос даже целый армянский квартал, до недавнего времени оживленный и процветающий. Сейчас в связи с напряженной политической обстановкой многие жители его покинули. В настоящее время собор Сорока мучеников - одна из старейших церквей в Алеппо, здесь располагается музей.

Великая мечеть в Алеппо

Великая мечеть в городе Алеппо или Мечеть Омейадов была построена в 715 году. Здесь, по легенде, расположена могила отца Иоанна Крестителя Захария.

Великая мечеть – самая старая и крупная мечеть в Алеппо.

Особенно примечателен 45-метровый минарет, который был отреставрирован во времена Абул Хасана Мухаммада в 1090 году. К сожалению, за свою историю мечеть подверглась разрушению после пожара, что позволило султану Нур эд-Дину Зенгиду в 1169 году восстановить и несколько расширить ее площадь.

Минарет украшен резными надписями и орнаментом. Двор знаменит черно-белой каменной мостовой, которая образует различные геометрические фигуры.

Самые популярные достопримечательности в Алеппо с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Алеппо на нашем сайте.