Синтаксический строй сборника стихов Б. Пастернака "Когда разгуляется": перечислительные конструкции


МОУ «СОШ с.ПреображенкаПугачевского района
Саратовской области»
Исследовательский проект
Синтаксический строй предложения
как средство выразительности
(по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)
Выполнили учащиеся 9 класса
Иралиева Асель, Киселева Юлия.
Руководитель
учитель русского языка и литературы
Куркутова Е.А.
2011 – 2012 уч.г.
Оглавление.
Введение. Стр.2
Основная часть. Стр.3 – 8
Заключение. Стр.9
Список литературы. Стр.10
Введение.
Целью нашего исследовательского проекта являлось знакомство со средствами выразительности синтаксиса, анализ этих средств, поиск примеров в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Мы хотели проанализировать синтаксический строй этого произведения и определить, какие же синтаксические средства использовал писатель при его создании. Основополагающий вопрос звучал так: обладает ли синтаксический строй предложения выразительными средствами? После изучения теоретического материала и работы над повестью Н.М.Карамзина мы пришли к выводу: синтаксический строй предложения является ярким средством выразительности, с помощью которого писатель описывает события, передает переживания героини, выражает собственное отношение к происходящему, дает оценку поступкам героев.
Результаты исследования. Мы изучили теорию о средствах выразительности синтаксиса, проанализировали повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и пришли к выводу, что к синтаксическим средствам выразительности относятся различные стилистические фигуры, обороты, приемы.
Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия. Н.М.Карамзин использует его для изображения постоянства времени, когда он вспоминает о главной героине.
Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою.(стр.29)

Инверсия – стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов. Этот прием помогает акцентировать внимание читателя на главном в предложении.
Но чаще всего привлекает меня к стенам Си…нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. (стр.29)
Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом.(стр.42)
Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья.(стр.42)
Градация – фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). Эта фигура, использованная Н.М.Карамзиным в самом начале повести настраивает на грустный лад, как бы проецируя судьбу юного монаха на судьбу Лизы.
Он томится, вянет, сохнет – и унылый звон колокола возвещает мне безвременную смерть его.(стр.29)
Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею (стр.40)
Повтор - это общее название ряда приёмов, при которых повторение элемента служит средством усиления выразительности. Чаще всего повтор Н.М.Карамзин использует в диалогах, чтобы показать силу чувств героев.
Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы – одними ее любви исполненными взорами – одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями.(стр.38)
«Дай бог! Дай бог! Всякий день, всякий час буду о том молиться»(стр.39)
«Нет, береги себя, Лиза, береги для друга твоего».(стр.39)
Анафора (единоначатие) - это повторение элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы. Анафора усиливает динамику предложений, эмоциональное воздействие фразы на читателя.
Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей… Эраст чувствует в себе трепет…(стр.37)
Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?(стр.37)
«Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою!»(стр.38)
«Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!»(стр.42)
Многосоюзие (полисиндетон) – это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы. Такой повтор союзов Н.М.Карамзин использует очень редко, только в случае описания размеренности событий в жизни героини.
Они простились, поцеловались в последний раз и обещались всякий день ввечеру видеться или на берегу реки, или в березовой роще, или где-нибудь близ Лизиной хижины, только верно, непременно видеться.(стр.35)
Бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа. В повести очень часто встречается асиндетон, наверное, поэтому она имеет очеь четко выраженную динамику.
Услужливая Лиза…побежала в погреб – принесла чистую кринку… - схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем, налила и подала в окно…(стр.32)
Одна Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, - одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве.(стр.30)
Однородные члены предложения – важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов. Как и любой писатель, Н.М.Карамзин использует однородные члены предложения очень часто как при описании природы, событий, так и внутренних движений души героев. В одном предложении могут встречаться несколько рядов однородных членов.
Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окочин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась.(стр.29)
На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим.(стр.28)
Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою.(стр.33)
Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо бьющемуся сердцу, называла божеской милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери.(стр.30)
Умолчание – это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль. Используя умолчание только однажды, Н.М.Карамзин подчеркивает любовь Лизы к Эрасту, боль от его предательства, желание сохранить свою тайну от односельчан.
«Отнеси эти деньги к матушке – они не краденые – скажи ей, что Лиза против нее виновата, что таила от нее любовь свою к одному жестокому человеку, - к Э… На что знать его имя?»(стр.43);
Риторическое восклицание – это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации. В них писатель выражает свои чувства и переживания, привлекая внимание читателей именно к ним.
Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!(стр.29)
Риторический вопрос – стилистическая фигура, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Н.М.Карамзин несколько раз обращается с риторическими вопросами как к героям, так и к самому себе.
Что с тобою сделалось?(стр.33)
Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?(стр.36)
Ах! Для чего пишу не роман, а печальную повесть?(стр.41)
Но все сие может оправдать его?(стр.41)
Риторическое обращение – это обращение к неодушевлённым предметам, отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям. Повторяя несколько раз обращение к Лизе, писатель не дает читателю отвлечься от главной сюжетной линии – судьбы Лизы.
Ах, Лиза, Лиза!(стр.33,35,37)
Вопросно-ответное единство – стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает.
Итак, Эраст обманул Лизу, сказав ей, что едет в армию? Нет, он в самом деле был в армии, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение.(стр.41)
Синтаксический параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Этот прием использует Н.М.Карамзин при описании чувств героев.
«Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен.(стр.36)
«Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»(стр.35)
Неполное предложение – предложения, представляющие собой реплики и ответы в момент беседы, характерны только для синтаксиса устной речи. Они в повести передают полноту чувств героев, их любовь и взаимопонимание.
«Всегда ли ты будешь любить меня?» «Всегда, милая Лиза, всегда!» «И ты можешь дать мне в этом клятву?» «Могу, любезная Лиза, могу!»(стр.34);«Ничего, матушка, - отвечала Лиза робким голосом,- я только его увидела». – «Кого?» - «Того господина, который купил у меня цветы».(стр.31)
. Обращение – слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже – клички животных или названия неодушевленных предметов. Обращение не является членом предложения, сохраняя свою обособленность. Оно сопровождается присущей ему звательной интонацией.
«Милая Анюта, любезная подружка!»(стр.42)
«Эраст, Эраст! – сказала он. – Мне страшно! (стр.38)»
«Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» - «Ах, Эраст! Я плакала!»(стр.37)
Различные способы нарушения замкнутости предложения –яркий пример экспрессивного синтаксиса. Прежде всего, это смещение синтаксической конструкции: конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало. Этот прием н.М.Карамзин использует лишь однажды, изображая мечты Лизы о счастье.
«Он взглянул бы на меня с видом ласковым – взял бы, может быть, руку мою…Мечта!»(стр.34)
Авторские знаки препинания – тире на месте других знаков препинания, выражающее стремительность действия. Н.М.Карамзин одним из первых ввел тире в русскую речь. Он использует его в отрывке, изображающим падение Лизы, когда быстрота действия определяется чувствами героев. Здесь мы можем видеть авторскую позицию: писатель осуждает Эраста, поддавшегося минутной слабости и погубившего Лизу. Но и Лиза не оправдывается им.
Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей – никогда Лиза не казалась ему столь прелестною – никогда ласки ее не трогали его так сильно – никогда ее поцелуи не были столь пламенны – она ничего не знала, не подозревала, ничего не боялась – мрак вечера питал желания – ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения. – Эраст чувствует в себе трепет – Лиза также, не зная, отчего, не зная, что с нею делается…(стр.37)
Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил ее – она упала – стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся – воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.(стр.40)
Заключение.
Изучив теорию, мы пришли к следующим выводам: к синтаксическим средствам выразительности относятся антитеза, инверсия, градация, повтор, анафора, многосоюзие, бессоюзие, умолчание, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, вопросно-ответное единство, синтаксический параллелизм, Использование синтаксических средств выразительности позволяет Н.М.Карамзину оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, описывать внутренний мир и состояние души человека. Они помогают раскрыть отношение автора к своим героям. В своей повести писатель использовал, конечно, не все синтаксические средства выразительности, но и эти создали особый настрой произведения, когда читатель с грустью знакомится с историей бедной Лизы, сочувствуя ей, осуждая Эраста.
Мы считаем, что знание синтаксических средств выразительности поможет нам не только в изучении литературных произведений, их анализе, но и на выпускных экзаменах как в основной, так и средней школе по русскому языку..
Используемые ресурсы.
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. Учебное пособие М.: Неолит, 2000, 436 стр.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Москва. Просвещение. 1996, 357стр.
Карамзин Н.М. Бедная Лиза. Советская Россия. Москва.1976, 156 стр.
znaki-pr.spb.ru›texts/history_of_punctuation_…ru.wikipedia.org›wiki/

3. Развитие категории одушевленности привело к тому, что формы винительного падежа единственного и множественного числа имен существительных одушевленных стали совпадать с формами родительного падежа , и таким образом прямое дополнение в названиях предметов одушевленных совпало по форме с родительным падежом.

4. Удельный вес прилагательных именных (кратких) и местоименных (полных) был не таков в древнерусском языке , как в современном языке. Именные прилагательные выступали не только в качестве именной части составного сказуемого, но и в роли определения. Развитие местоименных форм прилагательных привело к тому, что они с течением времени вытеснили именные прилагательные в роли определения, и последние сохранились только в качестве именной части составного сказуемого, и то не в исключительной роли, так как местоименные формы прилагательных также могут выполнять функцию сказуемого.

5. Степени сравнения имен прилагательных в русском языке потеряли формы словоизменения и приобрели стабильный характер, и этому способствовало то, что эти формы стали выступать и в роли обстоятельственных слов при глаголах, где согласование не могло иметь места.

Связь морфологических и синтаксических явлений проявляется и в системе глагола:

1. Ранняя утрата связки есть в формах 3-го лица перфекта объясняется синтаксическим фактором - наличием подлежащего, именного слова, указывающего на предмет речи. Иное положение в формах 1-го и 2-го лица перфекта, где связка есмь, ecu задержалась в употреблении вплоть до XVI в. потому, что личные местоимения 1-го и 2-го лица при глагольных формах в древнерусский период были не обязательны, и постепенное расширение их употребления привело к устранению связки - излишнего показателя лица.

2. Образование новой категории деепричастия от именного действительного причастия, превращение изменяемого слова в неизменяемое связаны с синтаксическими процессами: отрывом причастия от имени существительного, при котором причастие выступало в роли определения, и развившимся тяготением его к сказуемому, где отпадала потребность в изменении слова по типу прилагательных.

Вопрос о взаимной связи морфологии и синтаксиса не может быть истолкован в том смысле, что какой-либо раздел грамматики поглощает другой. Каждый из этих разделов имеет свою задачу, свой объект изучения. В морфологии изучаются типы и формы слов в их системе, независимо от того, какую синтаксическую роль они играют в предложении. В синтаксисе же рассматриваются типы и формы сочетаний слов в предложении, а также типы и формы сочетания предложений.

В задачу исторического синтаксиса входит изучение изменений в синтаксическом строе русского языка на всем протяжении его истории, от XI в. до настоящего времени. Если сравнить синтаксический строй современного русского языка с древнерусским, то можно убедиться в том, что внутри современного простого предложения связь управления выступает чаще, чем в древнерусском языке. Самая структура современного предложения более выдержанная, устраняющая параллельное употребление неоднородных конструкций, что имело место в древнерусском языке. Современное сложное предложение обнаруживает более гибкие и дифференцированные средства связей отдельных предложений - членов сложного. Изменения и внутри простого и в сложном предложении происходили постепенно, они способствовали совершенствованию коммуникативной функции языка. Однако было бы ошибкой считать, что древнерусский язык не удовлетворял потребностей русских людей в общении. Он был достаточным средством не только для обычных житейских и производственных связей людей, но и средством создания высокохудожественных произведений.

Дальнейшее развитие общества в экономическом, политическом, социальном и культурном отношениях требовало развития языка в целом и его совершенствования в синтаксическом отношении. Одни синтаксические конструкции отмирали, заменяясь иными, другие конструкции приспосабливались для выражения новых значений.
В некоторых случаях новые оттенки значений получали новые средства выражения; но в большинстве случаев старые синтаксические конструкции устойчиво сохраняли и свою форму, и свое значение.

Изучение всех этих сторон в развитии русского предложения и составляет задачу исторического синтаксиса.

Односоставные предложения

В древнерусском языке существовало несколько типов односоставных предложений.

Широко представлены были в этот период так называемые определенно-личные предложения, в которых отсутствовало в качестве подлежащего 1-е или 2-е лицо личного местоимения, а глагол-сказуемое своей формой показывал, какому лицу принадлежит действие. Употребление в роли сказуемого личных глагольных форм 1-го и 2-го лица без сопровождения их местоимениями составляло норму в древнерусском языке даже в XV-XVI вв. (По-видимому, и в XVII в.).

В древнерусском языке существовал и такой тип односоставных предложений, которые называются неопределенно-личными. В таких предложениях сказуемое выражается чаще всего 3-м лицом множественного числа глаголов настоящего или будущего простого времени, а подлежащее отсутствует и остается неопределенным:

Реже встречаются примеры таких предложений со сказуемым в прошедшем времени: Того же лЬта придЬлаша притворъ камень къ святЬи Троицы .

К односоставным предложениям относятся, как известно, и безличные предложения, в которых сказуемое выражает процесс как таковой; в этих предложениях нет подлежащего, да оно и не мыслится говорящим: ... и озеро морози в нощь (Новг. 1 лет).

Сравнительно редко встречаются в древнерусских памятниках назывные предложения. В начале грамоты назывные предложения выражают приветствие или пожелание:

поклонъ и кназа и Михаила къ отьцю ко влЬцЬ (Дог. Тв. кн. с новг.,1294-1301);

поклонъ и благословлЬнье у Якова епискупа полотьского (Грам. еп. И.)

Назывными предложениями можно признать встречающиеся в древнерусских памятниках заглавия: Соудъ Ярославль володимирица. Правьда роусьская .
В дальнейшие периоды развития русского языка назывные предложения употребляются чаще.

Двусоставные предложения характеризуются наличием в них подлежащего и сказуемого: ... а язъ далъ роукою своюю (Грам. Мст.); ... зде починаються правда (Дог. Смол, с Ригою, 1229).

Выражение подлежащего в древнерусском языке не отличалось от способов выражения его в современном русском языке. Чаще всего в роли подлежащего выступало имя существительное в именительном падеже. Изредка находим в роли подлежащего звательную форму. Встречаются в древнерусских памятниках в роли подлежащего и субстантивированные прилагательные и причастия. В древнерусском языке личные местоимения 1-го и 2-го лица в роли подлежащего употреблялись сравнительно редко, так как личные глагольные окончания были показателями лица.

Однако в тех случаях, когда одно лицо противопоставлялось другому, когда на личное местоимение 1-го и 2-го лица падало логическое ударение, эти местоимения употреблялись.

Что же касается личных местоимений 3-го лица онъ, она, оно , то их употребление в качестве подлежащего, указывающего на имя существительное предшествующего предложения (как это характерно для современного русского языка), устанавливается в XV – XVI вв. Местоимения других разрядов также могли выступать в роли подлежащего. Уже в древнерусский период в роли подлежащего могло выступать также сочетание числительного с именем существительным.

Простое сказуемое в древнерусском языке, как и в современном русском языке, выражалось личной формой глагола (изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения). В формах настоящего времени личные окончания не смешивались. В аористе формы 2-го и 3-го лица единственного числа совпадали. В имперфекте также употреблялись идентичные формы во 2-м и 3-м лице единственного числа, хотя в древнерусских памятниках встречаются в 3-м лице и восточнославянские формы на -ть : писаше (-ть), писаху (-ть).

В формах перфекта, плюсквамперфекта и будущего сложного времени указателем действующего лица является вспомогательный глагол . В повелительном наклонении (в единственном числе) формы 2-го и 3-го лица совпадали и определялись на основе контекста и речевой обстановки.

В сослагательном наклонении 2-е и 3-е лицо единственного числа совпадали ввиду того, что в состав этого наклонения входили формы аориста вспомогательного глагола бы : бы ходилъ, - а, - о (2-е и 3-е л.).

Дальнейшие изменения в глагольных формах приводили к изменениям и в области отношений сказуемого к подлежащему. Не может быть речи о согласовании 1-го и 2-го лица при отсутствии в этих случаях подлежащего (на древнейшем этапе развития русского языка): в самом глаголе заключалось указание на лицо. Но уже в древнейший период в 3-м лице перфекта пропускается связка есть - суть и причастная форма согласуется с подлежащим.

Нет согласования сказуемого с подлежащим и в неопределенно-личном и безличном предложениях. Что же касается согласования в числе, то оно в основном не отличается от современного согласования.

При подлежащем - именном слове единственного числа сказуемое также ставилось в единственном числе: Изаславъ къназь правлюаше столъ дца своего (Остром, ев.).

Трудно переоценить значение работы по развитию синтаксического строя речи учащихся. Во-первых, осмысление детьми синтаксической системы родного языка, овладение богатством синтаксического строя русской речи значимо для развития всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма), воспитания культуры общения, поэтому имеет социальное значение. Во-вторых, практическое овладение синтаксисом является основой усвоения других разделов программы: лексики, морфологии, орфографии. Предложение является той основной единицей речи, на фундаменте которой школьники осознают роль в языке каждой части речи. Так, лексическое значение слова, особенности его употребления в речи раскрываются в контексте, так как вне предложения слово может иметь несколько значений. Таким образом, очевидно собственно учебное значение работы по развитию синтаксического строя речи учащихся.

Симптомы овладения синтаксисом выделены Е. Д. Божович, Е. И. Исениной. Первыми признаками являются ранние (в девять месяцев) реакции на интонационно-мелодическую сторону речи. Появление у ребенка модулированного лепета (повторения слогов с разнообразными интонациями) знаменует приобретение им особого способа эмоционального общения. Эта способность подготавливает следующую ступень овладения синтаксисом: к концу первого года жизни ребенок может распознать по ритмико-мелодическому оформлению вопрос, приветствие, побуждение .

На рубеже первого и второго годов жизни обнаруживает себя еще один важный симптом овладения синтаксисом - протоязык (первичный язык). Это система средств дословесной коммуникации (мимики, вокализации, движений, действий с предметами и др.), позволяющая еще не говорящему маленькому человеку строить развернутые "высказывания", достигать взаимопонимания с окружающими .

Периоды усвоения ребенком синтаксического строя языка до обучения в школе описаны Н. А. Гвоздевым . Первый период относится к раннему детству (от одного года до двух лет), когда ребенок начинает произносить первые однословные предложения (Мама! - номинативное, звательное, повелительное). Это исходный пункт развития предложения. Такое слово-предложение семантически равно развернутому предложению. Около полутора лет имеют место первые попытки связать два слова; усваивается двухсловное предложение: Даша - бах! Мама, кукла! Мама, куклу! С развитием конкретных видов деятельности (рисования, лепки) формируется эгоцентрическая речь, выполняющая ряд функций: планирование, контроль, констатация результата, управление собственным поведением. Второй период (от двух до четырех лет) характеризуется усвоением грамматической структуры предложения, интенсивным овладением разными типами простого и сложного (бессоюзного) предложений, в которых члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка. При этом удлинение предложения в речи является показателем формирования абстрактного мышления. Третий период (от четырех до шести лет) характеризуется тем, что "ребенок овладевает сложной системой грамматики... усваиваемый русский язык становится для него действительно родным". Дети в основном правильно согласуют слова, ставят управляемое слово в нужном падеже, строят предложения, выражают свои мысли понятно, пользуясь конструкциями, характерными для устно-разговорной речи. Достоянием ребенка предшкольного возраста становится полноценная связная речь.

М. Р. Львов указывает такую детскую особенность овладения синтаксисом: ребенок предшкольного возраста использует в своей речи предложения большего объема, нежели свойственный его возрасту объем упреждающего синтеза. Эта особенность объясняется не только потребностью ребенка выразить все более сложное содержание, но и влиянием речевой среды, содержащей весьма сложные синтаксические конструкции.

Показатели развития синтаксического строя речи первоклассников таковы: простых нераспространенных предложений в их речи - 15%; простых распространенных - 60; сложных предложений - 17; предложений с прямой речью - 8%.

Однако на этом этапе развития грамматического строя речи усвоение ребенком формального синтаксиса несколько обгоняет овладение его семантикой: Я побегу играть в другую комнату, чтобы солнышко не ушло. Там светло па полу.

Речь человека претерпевает изменения на протяжении всей жизни, однако самые важные для становления и развития речи возрастные периоды - дошкольный и школьный; при этом начальная школа занимает пограничное положение. Знание особенностей синтаксического строя речи младших школьников помогает учителю определить задачи, направления работы, построить для детей индивидуальные образовательные траектории.

Факторы развития синтаксического строя речи многообразны, они представляют ту движущую силу, которая во многом определяет эффективность процесса становления речи. В ряду важных факторов развития речи школьников Т. А. Ладыженская и Г. А. Фомичева называют образовательный процесс, так как при овладении элементарными предметными знаниями, общеучебными коммуникативными умениями речь ребенка обогащается за счет книжных синтаксических конструкций. На всех уроках младшие школьники слышат учебно-научную разновидность речи и, отвечая на вопросы учителя, выстраивают сложные синтаксические конструкции, выражая определительные, причинно-следственные и другие отношения. Таким образом, существенное воздействие школьного образования на развитие речи учащихся объясняется тем, что речь развивается в связи с учебной (ведущей) деятельностью; развитие речи поддерживается изучением грамматической теории .

Недостатки синтаксического строя речи младших школьников объясняются следующим противоречием: ребенок активно познает окружающий его мир, стремится выразить в речи все более глубокое содержание. Однако попытки использовать новые сложные синтаксические конструкции порождают ошибки, недостатки синтаксического строя речи па уровне словосочетания и предложения. Эти недостатки описаны Е. Д. Божович, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львовым, М. С. Соловейчик, Г. А. Фомичевой, С. Н. Цейтлин .

Наиболее распространенным недостатком детской речи является неоправданное однообразие используемых в творческих работах синтаксических конструкций, бедность синтаксического строя речи. Например: Щенок увидел жука. Щенок протянул лапу. Жук отлетел. Щенок прыгнул. Жук взлетел на ветку. Щенок заскучал. В данном тексте шесть предложений объемом от двух до трех слов; все предложения простые, достаточно однотипные.

В речи детей нередки ошибки, допускаемые в связи с употреблением однородных членов, например: В комнате стоят пуфы и мебель; Я люблю мультики и котлеты с пюре. Пример иллюстрирует типичную ситуацию: дети объединяют сочинительной связью слова, называющие логически несопоставимые понятия, а также родовые и видовые понятия.

В ряду частотных недостатков синтаксического строя речи младших школьников находится и нарушение порядка слов, которое затрудняет восприятие высказывания, изменяет его смысл: В клетке сидела рысь. Она сделана из стали. Она похожа на кошку.

При построении предложения школьники нарушают его границы, например: 1) Когда деревья качали ветками. Они скрипели; 2) Жара мы бежим; 3) Самолет летит. С юга.

У детей возникают затруднения при осознании словесного состава предложения. Например: "В предложении Мальчик бежит одно слово, потому что он один бежит".

Нередки композиционные недочеты: Во дворе гуляют девочки, я с ней дружу.

Частотным является усложнение подлежащего местоимением: Маруся, она хорошая.

При построении словосочетаний возникают ошибки: в глагольном управлении (Рад грозой. Доволен солнцу); в согласовании сказуемого с подлежащим (Детвора играли в прятки). Также к числу частотных недостатков речи школьников относится выбор ненормативного варианта из числа норм, предлагаемых системой. Например, система предлагает два способа обозначения места: в + Пл.; на + П.п.; при этом выбор определяется традицией (был на Кавказе, но был в Крыму; был на концерте, но был в театре). Неверный выбор предлога объясняется влиянием речевой среды, давлением языковой системы.

Необходимо вести работу по предупреждению и исправлению названных ошибок.

Цель и задачи работы по развитию синтаксического строя речи младших школьников определяются с позиций коммуникативного подхода. Цель - формирование умений построения собственных высказываний на основе осознания содержания, задач и условий речи, а также умений адекватного восприятия высказывания собеседника. Задачи речевой работы - совершенствование грамматической правильности построения синтаксических единиц; обогащение запаса синтаксических моделей; активизация запаса синтаксических моделей, используемых в речи; формирование навыков точного и целесообразного использования синтаксических средств языка в практике; овладение правильным интонированием предложений

Термин синтаксис (древнегреч. σύνταξις ‘построение, порядок, составление’) употребляется в трех значениях: 1) синтаксический строй языка; 2) раздел языкознания; 3) номинация отдельного издания.

Синтаксис языка – это правила сочетания слов и построения предложений. В синтаксисе как разделе лингвистики изучаются синтаксические связи, структура и грамматическое значение словосочетаний и предложений. В предложении завершается образование коммуникативной единицы, поэтому главный предмет синтаксиса – предложение. Центральной единицей синтаксиса является простое предложение как элементарная коммуникативная структура. Макросинтаксис изучает сверхфразовые единства – большие, чем предложение, фрагменты текста. Специальной дисциплиной является лингвистика текста.

Как и морфология, синтаксис занимается словом, которое рассматривается здесь как структурный компонент словосочетания и член предложения. Разница между словом морфологической и синтаксической сторонами слова состоит в следующем. Морфологические признаки слова присущи ему и вне предложения, а синтаксические реализуются только в предложении.

Синтаксис тесно связан с мышлением и экстралингвистической действительностью. Универсальная логика человеческой мысли отражает мир в языковой форме и получает в предложениях языков разных типов национально-специфическую окраску. Структура человеческой мысли имеет субъектно-предикатный характер. Предмет речи (субъект) составляет тему высказывания и выражается подлежащим. Приписанный субъекту признак называется предикатом и выражается сказуемым. Без субъекта и предиката предложения быть не может. Субъект есть даже в безличных предложениях, что хорошо обнаруживают трансформации их логического содержания: Мне холодно – Я испытываю холод; В лесу пахло грибами – Грибы пахли в лесу; Светает – Свет озаряется мир.

Синтаксис связан и с другими языковыми уровнями – с морфологией, лексикой и фонетикой. Можно сказать, что все уровни работают на синтаксис, подготавливая для предложения свои единицы. На синтаксическом уровне слова приобретают свойства, необходимые для их организации в коммуникативную единицу. Морфология придает словам соответствующую форму. Форма слова – кирпичик предложения, его минимальная строительная единица.

Слово в предложении становится семантико-синтаксической позицией – членом предложения. Замещение позиций определяется правилами языка и личными особенностями. Каждый говорящий обязан использовать одну из общих для всех схем предложения. Но то, каким лексическим материалом он ее наполнит, зависит от конкретных особенностей человека.

Фонетика участвует в общем деле построения высказываний своими интонационными конструкциями. Интонация – средство выражения грамматической категории коммуникативности. Интонация указывает на цель высказывания – сообщить, спросить, побудить к действию. Кроме того, высказывание любой коммуникативной направленности может сопровождаться выражением эмоций. Тогда на основную интонацию накладывается интонация восклицания. Чем больше выражены грамматические отношения, тем меньшее значение имеет интонация. При грамматической неопределенности роль ее возрастает. Бывают случаи, когда смысл фразы полностью зависим от интонации. Лексический материал Деньги пришли на телефон может быть оформлен в виде сообщения, просьбы и вопроса.

Еще по теме § 1. Общее понятие о синтаксическом строе:

  1. 3. «Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами) синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений» (Чеснокова Л.Д., с.6).

Аспекты человеческой индивидуальности

Творческую и вообще любую индивидуальность человека можно разделить на:

  • 1) психофизическую;
  • 2) социальную;
  • 3) профессиональную.

Под первым аспектом понимается неповторимость облика человека, его каких-то отличительных качеств, характеристик организма. В социальном аспекте - это какой-то опыт, который человек получает, взаимодействуя с общественностью. Это те же нормы поведения, гуманизм, идеалы, мораль. То есть, то, что он, человек, перенял у общества. Прошел процесс социализации. А если говорить о профессиональном аспекте, то здесь нужно рассматривать его деятельность.

Эти три аспекта характеризуют человека, они есть его составляющие. И в своем синтезе они дополняют друг друга.

Синтаксический строй и экспрессивный синтаксис

«Текст - это высшая форма системной организации, содержащая сообщение о фрагменте мира, созданная по замыслу автора, обладающая композиционным, семантическим, прагматическим единством, обработанная в соответствии со стиличстичесеими нормами и функциями языка…

Интерес к проблеме экспрессивности, вспыхнувший в последние десятилетия, объясняется вниманием к языковой личности, а точнее, к описанию языка как средства воздействия на языковую личность, на ее поведение и внутреннюю духовную деятельность.

Основной функцией экспрессивности как раз является усиление воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности реципиента. Экспрессивность изменяет эмоциональное состояние носителя языка, влияя таким образом на его целенаправленную деятельность.

Решение проблемы экспрессивности позволит повысить эффективность использования текстов в целях развития культуры, науки и искусства, в социальном регулировании поведения языковой личности.

Традиционно проблема экспрессивности рассматривалась риторикой, лингвистикой, стилистикой, причем основные знания об экспрессивности получены попутно с обсуждением другим проблем.

В основе почти всех концепций экспрессивности лежит «аффективная» теория стилистики, разработанная Ш. Балли во «Французской стилистике» еще в 1909 году.

Ш. Балли разделил все факты языка на факты с логической доминантой и факты с эмоциональной доминантой. В основу собственно стилистики он положил понятие эмоциональной окраски экспрессивных факторов, из которых слагается экспрессивная система языка. Эмоциональная окраска базируется на качественных и количественных различиях. Для качественных различий важно понятие субъективной оценки, оно связано с такими категориями, как величина, ценность, сила и тд. Количественные различия основаны на понятии интенсивности» .

Синтаксический строй публицистического текста направлен на простоту изложения мыслей, к упрощенной структуре синтаксических конструкций. Для ясной передачи своих мыслей, большей экспрессии автор использует вопросительно-побудительные элементы, повторы, вопросно-ответные формы и т.д.

Экспрессивные средства необходимы для создания политической и социальной напряженности, злободневности. Образные средства используются для прозрачной и трезвой оценки действительности.

Публицистика использует различные экспрессивные конструкции: номинативные, построения «вопрос-ответ», присоединительные. Иллюзия легкой и свободной речи, в подаче материала которого создает синтаксическая фрагментность, приводит к контактности речи.

Для синтаксиса характерны:

  • 1) Параллелизм;
  • 2) Периоды;
  • 3) Повторы;
  • 4) Расчлененные конструкции;
  • 5) Неполные конструкции;
  • 6) Осколочные конструкции.

Это как для возвышенной речи, так и для простого разговорного стиля. Публицистический текст многообразен и вмещает в себе сложную синтаксическую систему. Он может использоваться в разных целях, иметь различную содержательную основу и выполнять множество установленных на него(текст) функций. Все это сводится к тому, что текст может быть агитационным или доходить до обычного разговора, легкого и непринужденного. Поэтому различные синтаксические конструкции - инструмент для достижения определенных целей. И может выполнять множество функций. Но главная из них - дойти до понимания читателя и дать информацию именно в таком ключе.

«В публицистике широко представлены образные средства (тропы, фигуры), используются фразеологические обороты, пословицы, крылатые выражения, которые часто трансформируются, переосмысливаются в нужном для журналиста ключе. Приемы контаминации, столкновения смыслов, обновления устойчивых словосочетаний, привычных речевых формул имеют жанрово-композиционную обусловленность и делают речь выразительной, активно воздействующей на читателя. Все это связано с общей экспрессивной направленностью стиля.

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально - и экспрессивно - окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обуславливает использование конструкций с разговорной окраской: частиц, междометий, инверсий, бессоюзных предложений, пропуск того или иного члена предложения и др.

Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и активно используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется, как в и письменной, так и в устной формах. Характерной чертой газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций - тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере) » .

Фактор времени очень важен для актуальности информации. Ведь она должна передаваться в самые короткие сроки, а иначе не будет никому интересна. Хотя для официально-делового стиля это не носит столь важный характер. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя. Автор не только высказывает свое отношение к сообщаемой информации, а выражает мнение определенной социальной группы людей - партии, движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

«Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

Лексика газетно-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы, использует такие словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски: оболванивание, желтая пресса, пособник и т.п., которые показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи и содержат отрицательную оценку. Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении.

Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-. ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка - приватизация, электорат, деноминация и др.

Рассматриваемый стиль привлекает весь запас эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, включая в сферу оценочности даже имена собственные, названия литературных произведений (Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре). Стремление к выразительности, образности и, в то же время, краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому), что является неотъемлемой частью публицистической речи.

Экспрессивность как способность единиц выступать в коммуникативном акте в качестве средства субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи, улучшать форму высказываний - понятие динамическое. Это градуируемое свойство, которое зависит от мотивированности применения конструкций, характера их сочетаемости. При недостаточно мотивированном, концентрированном применении штампов одной модели, частотности употребления и повторяемости штампов на "малой площади" без изменения в семантике и внешней форме единиц их экспрессивные свойства деактуализируются. Но штампы становятся более экспрессивными при мотивированном включении в текст. Экспрессивные свойства речевых штампов в публицистическом тексте усиливаются с помощью обновления синтагматических связей единиц; изменений в семантике и внешней форме сочетаний слов и построения текстовых парадигм.

Для использования штампов в публицистических текстах характерен синкретизм собственно экспрессивной функции (выражения оценки и эмоций, стилистической дифференциации) и эстетической (употребление как характерологического средства, при индивидуализации речи персонажей, определения их социального статуса и т.п.). Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые предпринято комплексное исследование речевых штампов как конструкций с градуируемыми экспрессивными свойствами. Исследование проводится на основе примеров из словарей, художественной прозы и публицистики современных русских писателей, язык произведений которых мало изучен. Разработана типология речевых штампов по способу номинации, структуре значения, степени экспрессивности» .