Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.
Основные признаки имени существительного.
- Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:
1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );
2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );
3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );
4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );
5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );
6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).
- Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.
Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).
Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).
Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).
Свекла из огорода - самая полезная (определение ).
Мама-кулинар
умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг
умеет выслушать и утешить
(приложение
).
Также существительное в предложении может выступать в роли обращения
:
Мама , мне нужна твоя помощь!
- По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:
1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.
2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.
Особенности имён собственных в русском языке:
- Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
- Имена собственные имеют только одну форму числа.
- Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
- Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
- Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
- По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:
1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.
2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.
- По значению существительные можно разделить на четыре вида:
Вещественные
- вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки
и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр
и др.
Конкретные
- имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь
. Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.
Собирательные
- это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва
и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.
Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи русского языка, которая отвечает на вопросы “Кто?” и “Что?”. Так какую роль выполняет существительное в устной и письменной речи: коммуникативную, изобразительную или номинативную и по каким признакам эта функция определяется?
Имена существительные в русском языке – это особый класс слов, которые обозначают предмет в широком значении и отвечают на вопросы – Кто? Что? (например: лампа, цыпленок, вьюга, собеседник, зерно ). Существительные указывают на род, число и одушевленность (неодушевленность) называемого предмета. Данная часть речи начинает изучаться в 4 классе.
Функции существительных в речи
Роль существительных в русском языке предполагает три основные функции, которые они выполняют в устной и письменной речи:
- Коммуникативную – существительные используются в качестве инструмента для общения и передачи информации (например: Ребята договорились пойти в кино . У Кати есть запасной карандаш .).
- Изобразительную – существительные употребляются как художественные элементы повествования, тропы, элементы сравнений, метафор и др. (например: Волосы блестят, как золото . Музыка затронула струны души ).
- Номинативную (назывную) – существительные называют предметы, лица, явления (например: Это стол . Вон река Волга ).
Роль многозначных существительных
В русском языке существуют многозначные существительные, которые имеют несколько значений (сравните : Мама взяла малыша за ручку и Паша купил ручку с синими чернилами ). В зависимости от речевой ситуации такие слова могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении (например: Гималайские горы очень высокие. – После отдыха он готов горы свернуть ). Многозначные существительные обогащают речь, позволяют придать ей большей выразительности, создать особую стилистическую окраску сказанного либо написанного.
Роль существительных в предложении
Синтаксическая роль существительного зависит от того, какую функцию они выполняют в предложении. Как правило, слова данной части речи употребляются в качестве подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого, определения или обстоятельства.
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
Примеры употребления имен существительных в роли разных членов предложения:
- Подлежащее – Девочка весело смеется. Стол стоит у окна .
- Дополнение – Я дочитал книгу . Маше подарили мяч .
- Сказуемое – Ваня – студент .
- Определение – Учитель поставил четверку с плюсом .
- Обстоятельство – Лисенок спрятался в нору .
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ МЕЖДОМЕТИЕ
Некоторые ученые выделяют причастие, деепричастие и слова категории состояния (СКС) в отдельные части речи.
О любой части речи нужно рассказывать по следующему плану:
Общее значение (что обозначает и на какой вопрос отвечает)
Морфологические признаки (постоянные, непостоянные, а так же начальная форма)
Синтаксическая роль (чем является в предложении)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
(В грамматике предметом считается всё, чему наше сознание способно приписать различные признаки: качества, свойства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это качества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто способное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предметности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существительными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - предметы в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)
Начальная форма: (Н. ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) школа, дом, книга, тетрадь.
2.Постоянные признаки:
1) собственное (имена, клички, геогр. названия, названия книг, журналов, кинофильмов) или
нарицательное (все остальные)
неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )
3) склонение (определяется по ед. ч.) существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.
4) существительные имеют три рода:
мужской женский средний
он (мой) она (моя) оно (моё)
Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:
1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)
2) по падежам:
Падеж | Вопрос | Единственное число | Множественное число |
И. | кто? что? | друг, книга | друзья, книги |
Р. | кого? чего? | друга, книги | друзей, книг |
Д. | кому? чему? | другу, книге | друзьям, книгам |
В. | кого? что? | друга, книгу | друзей, книги |
Т.. | кем? чем? | другом, книгой | друзьями, книгами |
П. | о ком? о чём? | о друге, о книге | о друзьях, о книгах |
3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.
1.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? чей? и обозначает признак предмета.
Начальная форма (Н. ф.): И. п., ед. ч., м. р.
2.Постоянные признаки:
1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):
качественные | относительные | притяжательные |
1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характеристику по внешнему виду, весу, величине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. | 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-. | 1) отвечают на вопрос чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) лисий, Шкура лисья шарф (чей?) мамин, отцов, братов |
Непостоянные признаки:
1. род (мужской, женский, средний),
2. число (единственное, множественное)
3. падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное
3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.
1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?
2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени
СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных
сравнительная | превосходная | ||
простая (из одного слова) | составная (из двух слов) | простая (из одного слова) | составная (из двух слов) |
образ. с помощью – ее (-ей), - е, -ше красивый + - ее = красивее (такие прил. не изменяются) | с помощью слов-частиц: более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) | образ. с помощью суффиксов – ейш- -айш-: красивейш ий, глубочайш ее | составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. в обычной (исходной форме) самый глубокий |
1. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? что сделать?
2. Постоянные признаки: 1 ) вид
совершенный несовершенный
(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)
2) переходность глаголов:
3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)
смеяться, улыбаться.
невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)
4) спряжение (1 или 2): (в рус. яз. есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)
–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.
глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.
Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.
Помни: брить, стелить → к І спр.
Непостоянные признаки: 1) наклонение:
2) время: будущее(что буду делать? что сделаю?)
настоящее (что делаю? что делают?)
прошедшее (что делал? что сделал?)
3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. ниже)
4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. р., м. р., ср.р.
шла шёл шло
5)число (ед.ч. или мн.ч.)
Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются
сказуемым.
Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом
предложения.
Образец морфологического разбора глагола:
Давно я так не смеялся.
1. (Не) смеялся – глагол, т. к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?
Н. ф.: смеяться.
2. Пост. признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.
Непост. признаки: в изъяв. накл., в прош. вр., в м. р., в ед. ч.
3. Синт. роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)
Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.
Личные:безличные
Он не читает ему не читается (не читалось)
Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти
Река шумит в ушах шумит
Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками
Начнет холодать
7
1.МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?
Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) для местоимений указывающих на признаки
2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)
Разряд | Местоимения (в И.п.) | Как изменяются |
Личные | я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. в косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо | По падежам, числам |
Возвратные | Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . | По падежам |
Вопросительные | Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? | По падежам |
Относительные | Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) | По падежам |
Неопределённые | Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо | По падежам |
Отрицательные | Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего | По падежам |
Притяжательные | Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? | По числам, родам, падежам |
Указательные | Этот, тот, такой, столько, таков | По числам, родам, падежам |
Определительные | Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый | По числам, родам, падежам |
2) лицо НЕ ДЛЯ
3) род ВСЕХ
Непостоянные признаки:
1) падеж (кроме: каков, таков)
2) род у местоимений указывающих
3) лицо на признак.
3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.
Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) и указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. д.
Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) и указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.
Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящиков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).
Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.
Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.
Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.
Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.
1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)
2.Пост. пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.
Непост. пр.: падеж
3.Синт. роль: любым членом предложения
Правописание числительных
1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )
2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).
(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).
401 четыреста один (2 цифры 2 слова).
от 500 до 900
4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы
(кроме л).
NB! Полу... всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая
(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:
С гласной (пол-арбуза )
С прописной (пол-Европы )
Л (пол - лимона ).
Числительные | Особенности склонения |
1. 1,2,3,4. | Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум. |
2. от 5 до 20+30 | Как существительные 3 склонения } ед. ч. И. п.: пять , Р. п.: пяти , Д. п.: пяти . |
3. 40,90,100. | 40- И., В. п,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. п.-о 40,90,100 -а. |
4. 50-80 200-900 | склоняется каждая часть в слове: пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам. |
5. 1000 | Как сущ. 1 склонения, но в Т. п. числ. тысячью сущ. тысячей. |
6. 1000000 1000 000000 | миллион склоняются как существительные миллиард 2 склонения. |
7. составные числительные | Склоняются все части по своему образцу. |
8. порядковые числительные | Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово. |
9. числительные полтора-1,5 полтораста-150 | И. п. - полтора, полтораста . Р. В. п. - полтора, полтораста. Д. полутора Т. полутораста П. |
1. НАРЕЧИЕ – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? зачем? и почему? с какой целью? больно + ей = больней
В предложении наречие бывает чаще всего:
1. обстоятельством
2. но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )
3. в безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .
Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.
Дефис пишется:
1. в наречиях с приставкой по- исуффиксами -ому, -ему. По -новому ,
по- осеннему
2. в наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски
3. в наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.
4. в наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.
5. внаречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь
ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:
бок о бок, точь-в-точь.
Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.
1. ПРИЧАСТИЕ – (особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.
Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).
2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.
обозначает признак, который обозначает признак, который
создается действием самого создается у одного предмета
предмета (летящий самолет, действием другово предмета.
упавший мяч).
2)вид (совершенный, несовершенный).
3)время (настоящее, прошедшее).
4)возвратное или невозвратное.
Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).
3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении
Цель: повторить изученное о морфологических признаках имени существительного, его роли в предложении;
формировать навыки правописания существительных;
воспитывать любовь к животным.
Оборудование: учебник, схемы, тексты, карточки со словами.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя. Сообщение темы урока.
Добрый день, ребята. Сегодня я хочу начать наш урок со слов Евгения Евтушенко.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Какие ассоциации рождают у вас эти строки?
Я произношу эти слова и вижу каждого из вас интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом своем уроке.
Из чего состоит наша речь? А каждое слово относится к какой-то части речи. Вот и сегодня мы поговорим об одной из частей речи.
Перед вами схемы, которые помогут нам вспомнить все, что мы изучили об имени существительном в начальных классах.
Что такое имя существительное? Какого рода бывают существительные?
Как изменяются?
Откройте учебник, прочитаем правило.
3. Закрепление изученного.
1. Работа с текстом.
Прочитайте текст, определите основную мысль. Откуда эти строки?
2. Словарная работа.
Армяк, желтизна, щедрость.
3 .Выборочный диктант.
Из 1 и 2 предложения выпишите сущ. Ж.р., м.р. и ср.р., определите число.
4. Физкультминутка .
А теперь, ребята, встали,
Дружно руки вверх подняли,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
5. Распределительный диктант.
Найти существительные в 1-го, 2-го и 3-го склонения в 3-ем предложении.
1скл. 2 скл. 3 скл.
Солома молоко кровать
Армяк
6. Самостоятельная работа.
(1)Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. (2)Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровать, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. (3)Осторожно откинув и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. (4)Бедной собачонке было всего недели три, глаза у нее прорезались недавно: один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась.
Выписать из 4-го предложения сущ., определить падеж.
Собачонке (Д.п.), глаза (И.п), из чашки (Р.п), недели
7. Синтаксическая пятиминутка.
Герасим взял собачонку за голову и пригнул ее мордочку к молоку.
Подчеркнуть сущ. Как члены предложения, (тест).
4. Итог урока.
Выставление оценок. Что узнали на уроке?
5. Домашнее задание.
Упр. 474.
6. Рефлексия.
Подчеркнуть нужное.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался интересным / скучным
4. Материал урока мне был понятен / не понятен
Главными членами в предложении или его основой являются подлежащее и сказуемое. Они тесно связаны друг с другом. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа: кто или что. Например: "Наступила (что?) осень". "Ученики (кто?) подготовились к уроку". Чаще всего подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже. "Густо пошел (что?) снег".
Сказуемое – второй главный член предложения, который, как правило, связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что предмет делает, что с ним происходит, кто он такой, каков он? Сказуемые бывают простыми глагольными и составными.
Составное именное сказуемое обычно состоит из глагола-связки и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.
В составном именная часть также может быть выражена существительным. Например: "Она моя ". "Она была моей сестрой". В первом предложении «сестра» стоит в именительном падеже и является сказуемым, а во втором предложении существительное в творительном падеже «сестрой» является именной частью составного сказуемого «была сестрой».
Сказуемым может быть существительное с или без, стоящее в косвенном падеже. К примеру: "Он без гроша". Здесь «без гроша» - сказуемое. Оно также может выражаться цельным словосочетанием, в котором главным словом является существительное в падеже (в значении качественной оценки). Например: "Этот юноша высокого роста". В этом предложении словосочетание «высокого роста» - сказуемое.
Второстепенные члены предложения, выраженные существительным
Слова, поясняющие в предложении главные и остальные члены, называют членами предложения. По грамматическим значениям выделяют дополнение, и обстоятельство.
Чаще всего существительное в предложении является дополнением. Это второстепенный член, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. К примеру: "Еще в школе я выбрала себе (что?) профессию". Существительное «профессию» в этом предложении стоит в винительном падеже и является дополнением.
Оно может также выражаться неделимым словосочетанием, в которое включаются существительные в косвенных падежах. К примеру: "На зимние каникулы Маша поехала к дедушке с ". Здесь словосочетание « с бабушкой» - дополнение.
Особый вид определения – приложение всегда выражается существительным, которое ставится в том же падеже, что и определяемое слово. Например: "На пороге появился сторож-старик". Существительное «старик» - приложение.
Другой второстепенный член предложения – определение, обозначая признаки предмета, отвечает на вопросы: какой и чей? Оно также может выражаться существительным или синтаксически цельным словосочетанием (существительного и прилагательного). Например: "Охота (какая?) с собакой прекрасна". Существительное «с собакой» в этом предложении является определением. Или: "В комнату вошла женщина (какая?) высокого роста". Здесь в роли определения выступает «высокого роста».
Обстоятельство отвечает на вопросы: как, почему, когда, отчего? Оно поясняет сказуемое или другие члены предложения и обозначает признак действия или другого признака. Оно также может выражаться существительным. К примеру: "Маша (как?) с любопытством рассматривала книгу". "Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком". "От радости (отчего?) она захлопала в ладоши".
Источники:
- Имя существительное как часть речи
Существительное - одна из наиболее часто употребляемых частей речи в русском языке. Ее применяют для обозначения предметов, однако она может выполнять и другие функции. Какими признаками она может обладать?
Имя существительное, которое часто называют просто существительным, - особая часть речи, спектр применения которой в русском языке весьма широк. Достаточно часто оно применяется для обозначения различного рода предметов (например, ), но могут обозначать также действия (например, бег), состояния (например, страх) или качества (например, ) предметов и лиц. Все эти варианты имен существительные объединяет тот факт, что они должны отвечать на вопрос «Кто?» или «Что?».
Морфологические и синтаксические признаки существительного
К числу морфологических признаков этой части три основных категории - род, падеж и число. При этом каждый из этих признаков имеет вариативный характер, хотя степень этой вариативности может различаться. Так, в русском языке существительное может принадлежать к одному из трех родов (мужскому, женскому или среднему), находиться в одном из шести падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном или предложном), иметь форму одного из двух чисел (единственное или множественное). При этом изменение по падежам и числам принято называть склонением.
К числу синтаксических признаков этой части речи относятся позиции, которые имя существительное может занимать в предложении. Так, чаще всего оно выступает в качестве подлежащего, информируя о том, что или кто является субъектом совершаемого действия. Однако оно может выступать также в качестве дополнения, определения (в основном согласующегося с остальными членами предложения посредством предлогов), обстоятельства (например, обстоятельства места) и других членов предложения.
Прочие признаки существительного
Следующей группой признаков, которые принято выделять в отношении имени существительного, являются так называемые лексические признаки. Они подразделяются на две основные группы: имена собственные, обозначающие имена и названия уникальных предметов, и имена нарицательные, обозначающие общие категории предметов, сходных между собой. Так, примером имен собственных могут служить Мурка, Иван Иванович, Эльбрус, тогда как к числу нарицательных имен будут относиться кошка, человек и гора.
Кроме того, все предметы, обозначаемые именами существительными, разделяются на одушевленные, то есть являющиеся представителями живой природы, и неодушевленные, то есть относящиеся к неживой природе. Отличить их между собой достаточно легко: первые отвечают на вопрос «Кто?», вторые - на вопрос «Что?». Кроме того, существительные иногда подразделяют на конкретные, вещественные, абстрактные, собирательные и единичные в зависимости от класса предметов, которые они обозначают.
Видео по теме
Источники:
- Каковы признаки имени существительного как части речи?