Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Правила определения синтаксической функции инфинитива

Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

Основные признаки имени существительного.

  • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

  • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

  • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
  3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
  4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
  5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
  • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

  • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи русского языка, которая отвечает на вопросы “Кто?” и “Что?”. Так какую роль выполняет существительное в устной и письменной речи: коммуникативную, изобразительную или номинативную и по каким признакам эта функция определяется?

Имена существительные в русском языке – это особый класс слов, которые обозначают предмет в широком значении и отвечают на вопросы – Кто? Что? (например: лампа, цыпленок, вьюга, собеседник, зерно ). Существительные указывают на род, число и одушевленность (неодушевленность) называемого предмета. Данная часть речи начинает изучаться в 4 классе.

Функции существительных в речи

Роль существительных в русском языке предполагает три основные функции, которые они выполняют в устной и письменной речи:

  • Коммуникативную – существительные используются в качестве инструмента для общения и передачи информации (например: Ребята договорились пойти в кино . У Кати есть запасной карандаш .).
  • Изобразительную – существительные употребляются как художественные элементы повествования, тропы, элементы сравнений, метафор и др. (например: Волосы блестят, как золото . Музыка затронула струны души ).
  • Номинативную (назывную) – существительные называют предметы, лица, явления (например: Это стол . Вон река Волга ).

Роль многозначных существительных

В русском языке существуют многозначные существительные, которые имеют несколько значений (сравните : Мама взяла малыша за ручку и Паша купил ручку с синими чернилами ). В зависимости от речевой ситуации такие слова могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении (например: Гималайские горы очень высокие. – После отдыха он готов горы свернуть ). Многозначные существительные обогащают речь, позволяют придать ей большей выразительности, создать особую стилистическую окраску сказанного либо написанного.

Роль существительных в предложении

Синтаксическая роль существительного зависит от того, какую функцию они выполняют в предложении. Как правило, слова данной части речи употребляются в качестве подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого, определения или обстоятельства.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Примеры употребления имен существительных в роли разных членов предложения:

  • Подлежащее Девочка весело смеется. Стол стоит у окна .
  • Дополнение Я дочитал книгу . Маше подарили мяч .
  • Сказуемое Ваня – студент .
  • Определение Учитель поставил четверку с плюсом .
  • Обстоятельство Лисенок спрятался в нору .

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ МЕЖДОМЕТИЕ


Некоторые ученые выделяют причастие, деепричастие и слова категории состояния (СКС) в отдельные части речи.

О любой части речи нужно рассказывать по следующему плану:

Общее значение (что обозначает и на какой вопрос отвечает)

Морфологические признаки (постоянные, непостоянные, а так же начальная форма)

Синтаксическая роль (чем является в предложении)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

(В грамматике предметом считается всё, чему наше созна­ние способно приписать различные признаки: качества, свой­ства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это ка­чества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто спо­собное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предмет­ности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существи­тельными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - пред­меты в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)

Начальная форма: (Н. ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) школа, дом, книга, тетрадь.

2.Постоянные признаки:

1) собственное (имена, клички, геогр. названия, названия книг, журналов, кинофильмов) или

нарицательное (все остальные)


неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )

3) склонение (определяется по ед. ч.) существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.

4) существительные имеют три рода:

мужской женский средний

он (мой) она (моя) оно (моё)

Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:

1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)

2) по падежам:

Падеж Вопрос Единственное число Множественное число
И. кто? что? друг, книга друзья, книги
Р. кого? чего? друга, книги друзей, книг
Д. кому? чему? другу, книге друзьям, книгам
В. кого? что? друга, книгу друзей, книги
Т.. кем? чем? другом, книгой друзьями, книгами
П. о ком? о чём? о друге, о книге о друзьях, о книгах

3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.

1.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? чей? и обозначает признак предмета.

Начальная форма (Н. ф.): И. п., ед. ч., м. р.

2.Постоянные признаки:

1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):

качественные относительные притяжательные
1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характе­ристику по внешнему виду, весу, вели­чине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не пря­мо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагатель­ные и прилагательные с приставкой не-. 1) отвечают на вопрос чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) лисий, Шкура лисья шарф (чей?) мамин, отцов, братов

Непостоянные признаки:

1. род (мужской, женский, средний),

2. число (единственное, множественное)

3. падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное

3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.

1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?

2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных


сравнительная превосходная
простая (из одного слова) составная (из двух слов) простая (из одного слова) составная (из двух слов)
образ. с помощью – ее (-ей), - е, -ше красивый + - ее = красивее (такие прил. не изменяются) с помощью слов-частиц: более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) образ. с помощью суффиксов – ейш- -айш-: красивейш ий, глубочайш ее составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. в обычной (исходной форме) самый глубокий

1. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? что сделать?

2. Постоянные признаки: 1 ) вид

совершенный несовершенный

(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)

2) переходность глаголов:

3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)

смеяться, улыбаться.

невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)

4) спряжение (1 или 2): (в рус. яз. есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)

–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.

глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.

Помни: брить, стелить → к І спр.

Непостоянные признаки: 1) наклонение:

2) время: будущее(что буду делать? что сделаю?)

настоящее (что делаю? что делают?)

прошедшее (что делал? что сделал?)

3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. ниже)

4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. р., м. р., ср.р.

шла шёл шло

5)число (ед.ч. или мн.ч.)


Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются

сказуемым.

Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом

предложения.

Образец морфологического разбора глагола:

Давно я так не смеялся.

1. (Не) смеялся – глагол, т. к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?

Н. ф.: смеяться.

2. Пост. признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.

Непост. признаки: в изъяв. накл., в прош. вр., в м. р., в ед. ч.

3. Синт. роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)

Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

Личные:безличные

Он не читает ему не читается (не читалось)

Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти

Река шумит в ушах шумит

Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками

Начнет холодать
7

1.МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?

Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) для местоимений указывающих на признаки

2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)

Разряд Местоимения (в И.п.) Как изменяются
Личные я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. в косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо По падежам, числам
Возвратные Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . По падежам
Вопросительные Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? По падежам
Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) По падежам
Неопределённые Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо По падежам
Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего По падежам
Притяжательные Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? По числам, родам, падежам
Указательные Этот, тот, такой, столько, таков По числам, родам, падежам
Определительные Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый По числам, родам, падежам

2) лицо НЕ ДЛЯ

3) род ВСЕХ

Непостоянные признаки:

1) падеж (кроме: каков, таков)

2) род у местоимений указывающих

3) лицо на признак.

3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.

Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) и указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. д.

Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) и указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.

Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящи­ков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).

Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.

Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.

Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.

Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.


1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)

2.Пост. пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.

Непост. пр.: падеж

3.Синт. роль: любым членом предложения

Правописание числительных

1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )

2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).

(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).

401 четыреста один (2 цифры 2 слова).

от 500 до 900

4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы

(кроме л).

NB! Полу... всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая

(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:

С гласной (пол-арбуза )

С прописной (пол-Европы )

Л (пол - лимона ).

Числительные Особенности склонения
1. 1,2,3,4. Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум.
2. от 5 до 20+30 Как существительные 3 склонения } ед. ч. И. п.: пять , Р. п.: пяти , Д. п.: пяти .
3. 40,90,100. 40- И., В. п,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. п.-о 40,90,100 -а.
4. 50-80 200-900 склоняется каждая часть в слове: пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам.
5. 1000 Как сущ. 1 склонения, но в Т. п. числ. тысячью сущ. тысячей.
6. 1000000 1000 000000 миллион склоняются как существительные миллиард 2 склонения.
7. составные числительные Склоняются все части по своему образцу.
8. порядковые числительные Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово.
9. числительные полтора-1,5 полтораста-150 И. п. - полтора, полтораста . Р. В. п. - полтора, полтораста. Д. полутора Т. полутораста П.

1. НАРЕЧИЕ – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? зачем? и почему? с какой целью? больно + ей = больней

с помощью слов: более (менее) + наречие = более тонко составная форма образуется с помощью местоимения всех + наречие в сравнительной степени Сделал лучше всех.

В предложении наречие бывает чаще всего:

1. обстоятельством

2. но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )

3. в безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .

Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.

Дефис пишется:

1. в наречиях с приставкой по- исуффиксами -ому, -ему. По -новому ,

по- осеннему

2. в наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски

3. в наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.

4. в наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.

5. внаречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь

ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:

бок о бок, точь-в-точь.

Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.


1. ПРИЧАСТИЕ – (особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.

Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).

2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.

обозначает признак, который обозначает признак, который

создается действием самого создается у одного предмета

предмета (летящий самолет, действием другово предмета.

упавший мяч).

2)вид (совершенный, несовершенный).

3)время (настоящее, прошедшее).

4)возвратное или невозвратное.

Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).

3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении

Цель: повторить изученное о морфологических признаках имени существительного, его роли в предложении;

формировать навыки правописания существительных;

воспитывать любовь к животным.

Оборудование: учебник, схемы, тексты, карточки со словами.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Слово учителя. Сообщение темы урока.

Добрый день, ребята. Сегодня я хочу начать наш урок со слов Евгения Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

Я произношу эти слова и вижу каждого из вас интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом своем уроке.

Из чего состоит наша речь? А каждое слово относится к какой-то части речи. Вот и сегодня мы поговорим об одной из частей речи.

Перед вами схемы, которые помогут нам вспомнить все, что мы изучили об имени существительном в начальных классах.

Что такое имя существительное? Какого рода бывают существительные?

Как изменяются?

Откройте учебник, прочитаем правило.

3. Закрепление изученного.

1. Работа с текстом.

Прочитайте текст, определите основную мысль. Откуда эти строки?

2. Словарная работа.

Армяк, желтизна, щедрость.

3 .Выборочный диктант.

Из 1 и 2 предложения выпишите сущ. Ж.р., м.р. и ср.р., определите число.

4. Физкультминутка .

А теперь, ребята, встали,

Дружно руки вверх подняли,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

5. Распределительный диктант.

Найти существительные в 1-го, 2-го и 3-го склонения в 3-ем предложении.

1скл. 2 скл. 3 скл.

Солома молоко кровать

Армяк

6. Самостоятельная работа.

(1)Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. (2)Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровать, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. (3)Осторожно откинув и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. (4)Бедной собачонке было всего недели три, глаза у нее прорезались недавно: один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась.

Выписать из 4-го предложения сущ., определить падеж.

Собачонке (Д.п.), глаза (И.п), из чашки (Р.п), недели

7. Синтаксическая пятиминутка.

Герасим взял собачонку за голову и пригнул ее мордочку к молоку.

Подчеркнуть сущ. Как члены предложения, (тест).

4. Итог урока.

Выставление оценок. Что узнали на уроке?

5. Домашнее задание.

Упр. 474.

6. Рефлексия.

Подчеркнуть нужное.

1.На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался интересным / скучным

4. Материал урока мне был понятен / не понятен

Главными членами в предложении или его основой являются подлежащее и сказуемое. Они тесно связаны друг с другом. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа: кто или что. Например: "Наступила (что?) осень". "Ученики (кто?) подготовились к уроку". Чаще всего подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже. "Густо пошел (что?) снег".

Сказуемое – второй главный член предложения, который, как правило, связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что предмет делает, что с ним происходит, кто он такой, каков он? Сказуемые бывают простыми глагольными и составными.

Составное именное сказуемое обычно состоит из глагола-связки и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.

В составном именная часть также может быть выражена существительным. Например: "Она моя ". "Она была моей сестрой". В первом предложении «сестра» стоит в именительном падеже и является сказуемым, а во втором предложении существительное в творительном падеже «сестрой» является именной частью составного сказуемого «была сестрой».

Сказуемым может быть существительное с или без, стоящее в косвенном падеже. К примеру: "Он без гроша". Здесь «без гроша» - сказуемое. Оно также может выражаться цельным словосочетанием, в котором главным словом является существительное в падеже (в значении качественной оценки). Например: "Этот юноша высокого роста". В этом предложении словосочетание «высокого роста» - сказуемое.

Второстепенные члены предложения, выраженные существительным

Слова, поясняющие в предложении главные и остальные члены, называют членами предложения. По грамматическим значениям выделяют дополнение, и обстоятельство.

Чаще всего существительное в предложении является дополнением. Это второстепенный член, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. К примеру: "Еще в школе я выбрала себе (что?) профессию". Существительное «профессию» в этом предложении стоит в винительном падеже и является дополнением.

Оно может также выражаться неделимым словосочетанием, в которое включаются существительные в косвенных падежах. К примеру: "На зимние каникулы Маша поехала к дедушке с ". Здесь словосочетание « с бабушкой» - дополнение.

Особый вид определения – приложение всегда выражается существительным, которое ставится в том же падеже, что и определяемое слово. Например: "На пороге появился сторож-старик". Существительное «старик» - приложение.

Другой второстепенный член предложения – определение, обозначая признаки предмета, отвечает на вопросы: какой и чей? Оно также может выражаться существительным или синтаксически цельным словосочетанием (существительного и прилагательного). Например: "Охота (какая?) с собакой прекрасна". Существительное «с собакой» в этом предложении является определением. Или: "В комнату вошла женщина (какая?) высокого роста". Здесь в роли определения выступает «высокого роста».

Обстоятельство отвечает на вопросы: как, почему, когда, отчего? Оно поясняет сказуемое или другие члены предложения и обозначает признак действия или другого признака. Оно также может выражаться существительным. К примеру: "Маша (как?) с любопытством рассматривала книгу". "Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком". "От радости (отчего?) она захлопала в ладоши".

Источники:

  • Имя существительное как часть речи

Существительное - одна из наиболее часто употребляемых частей речи в русском языке. Ее применяют для обозначения предметов, однако она может выполнять и другие функции. Какими признаками она может обладать?

Имя существительное, которое часто называют просто существительным, - особая часть речи, спектр применения которой в русском языке весьма широк. Достаточно часто оно применяется для обозначения различного рода предметов (например, ), но могут обозначать также действия (например, бег), состояния (например, страх) или качества (например, ) предметов и лиц. Все эти варианты имен существительные объединяет тот факт, что они должны отвечать на вопрос «Кто?» или «Что?».

Морфологические и синтаксические признаки существительного

К числу морфологических признаков этой части три основных категории - род, падеж и число. При этом каждый из этих признаков имеет вариативный характер, хотя степень этой вариативности может различаться. Так, в русском языке существительное может принадлежать к одному из трех родов (мужскому, женскому или среднему), находиться в одном из шести падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном или предложном), иметь форму одного из двух чисел (единственное или множественное). При этом изменение по падежам и числам принято называть склонением.

К числу синтаксических признаков этой части речи относятся позиции, которые имя существительное может занимать в предложении. Так, чаще всего оно выступает в качестве подлежащего, информируя о том, что или кто является субъектом совершаемого действия. Однако оно может выступать также в качестве дополнения, определения (в основном согласующегося с остальными членами предложения посредством предлогов), обстоятельства (например, обстоятельства места) и других членов предложения.

Прочие признаки существительного

Следующей группой признаков, которые принято выделять в отношении имени существительного, являются так называемые лексические признаки. Они подразделяются на две основные группы: имена собственные, обозначающие имена и названия уникальных предметов, и имена нарицательные, обозначающие общие категории предметов, сходных между собой. Так, примером имен собственных могут служить Мурка, Иван Иванович, Эльбрус, тогда как к числу нарицательных имен будут относиться кошка, человек и гора.

Кроме того, все предметы, обозначаемые именами существительными, разделяются на одушевленные, то есть являющиеся представителями живой природы, и неодушевленные, то есть относящиеся к неживой природе. Отличить их между собой достаточно легко: первые отвечают на вопрос «Кто?», вторые - на вопрос «Что?». Кроме того, существительные иногда подразделяют на конкретные, вещественные, абстрактные, собирательные и единичные в зависимости от класса предметов, которые они обозначают.

Видео по теме

Источники:

  • Каковы признаки имени существительного как части речи?