Синонимы антонимы омонимы правила. Омонимы

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению. (Катастрофа, крушение, крах.)
Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – разговорное, просторечное).
Типы синонимов:
а) абсолютные – одинаковые по лексическому значению и стилистической окрашенности (лингвистика – языкознание);
б) стилистические (опыт – нейтральное, эксперимент – книжное);
в) смысловые: гнев – ярость (сильный гнев);
г) однокоренные (неграмотный – безграмотный) и разнокоренные (алый – красный).
Функции синонимов в речи:
а) замещение (чтобы избежать повторов: мальчик, Петя, он, школьник…);
б) уточнение (Полились алые, потом красные потоки молодого света);
в) экспрессивно стилистическая (наказание – нейтральное, возмездие – книжное).
Стилистическая функция синонимов выражается:
а) с точки зрения употребления в том или ином стиле (растратить – нейтральное, растранжирить – разговорное);
б) с точки зрения отношения к современному языку (вместе – совр., вкупе – устар.);
в) с точки зрения экспрессивно эмоциональной (наказание – нейтральное, возмездие – книжное).
Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению (правда – ложь).
Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).
Антонимы чаще всего называют:
– качественные признаки (добрый – злой);
– действия, состояния, оценки (приходить – уходить);
– количественные признаки (много – мало);
– временные или пространственные признаки (зима – лето, южный – северный).
В отличие от синонимов, антонимический ряд антонимов состоит из двух слов (плохой – хороший).
По морфемному составу антонимы бывают разнокоренные (злой – добрый, хороший – плохой) и однокоренные (грамотный – неграмотный).
Антонимы используют :
– как выразительное средство создания контрастных образов в художественной литературе и газетной публицистике («Ты богат, я очень беден». А.С. Пушкин);
– в качестве оксюморона (сочетание несочетаемых понятий): «скупой рыцарь»;
– в пословицах и поговорках (Мягко стелет, да жестко спать);
– в заголовках произведений («Отцы и дети», «Война и мир»).
Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но различны по значению (кок – род прически, кок – повар на судне).
Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же – разные слова, между которыми нет ничего общего.
Существуют различные разновидности омонимов:
– лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);
– омоформы (мой руки – мой пиджак);
– омофоны (леса – лиса);
– омографы (мУка – мукА).
Омофоны – одинаковые по звучанию, но разные по написанию слова (скосить луг – посадить лук).
Омографы – одинаковые по написанию слова, но разные по значению и звучанию (отличаются ударением: древний зАмок – открыть замОк).
Омоформы – одинаковые по звучанию и написанию формы разных слов (лечу в Москву – лечу зубы).
Стилистические функции омонимов:
а) используются в разных стилях речи для повышения ее выразительности: Миру – мир (призыв);

Правды не скроешь,
Знает весь свет:
Знания – сила!
Знания – свет!
(С. Маршак)

б) часто используются для создания каламбуров (игра слов): Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. (С.Я. Маршак);
в) используются в детских стихотворениях:

Ежик выбежал из норки
И спросил у серой норки:
«Где вы были?» – «У лисички!»
«Что вы ели там?» – «Лисички!»

Паронимы – это слова с различным написанием и схожим звучанием (рассвет – расцвет, весело провести время – мало весило; скрытый – скрытный).
Парономазия – это стилистическая фигура, заключающаяся в постановке рядом слов, близких по звучанию, но различных по значению («Тот не глуп, кто на слова скуп», «Бой вымучит, да бой и выучит»).
Паронимы примыкают к омонимам. Причиной возникновения паронимов является необходимость пополнения лексического состава для уточнения смысловых оттенков однокоренных слов.
Типы паронимов:
а) паронимы, синонимически близкие в одном из значений (проводить опыты – производить опыты);
б) стилистические паронимы (встать и стать – «перестать двигаться или действовать», в разг. – встать, стать – нейтр.).
Стилистические функции паронимов :
а) уточнение значения слова (Лицо его мне знакомо. Личность его мне знакома.);
б) большая экспрессивность, выразительность речи:

Меня тревожит встреч случайность,
Что и не сердцу, не уму,
И та не праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.
(Е. Евтушенко)

в) для речевой характеристики персонажа или для создания комического эффекта (Ему была поручена заглавная роль.)
Близость паронимов по своему звучанию и написанию может стать причиной их неправильного, неточного употребления и привести к лексическим ошибкам (Грушницкий принял эффективную позу – вместо эффектную).

Омонимия - это совпадение в звучании и написании языковых единиц, значения которых не связаны друг с другом.

Основным видом омонимов являются лексические омонимы - слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание, написание и грамматическое оформление, но разное значение. Если между значениями многозначного слова прослеживаются смысловые связи, основанные на разных типах переноса наименования, то у омонимов значения не связаны между собой, у них нет общих смысловых компонентов (в отличие от разных значений многозначного слова). Омонимы являются разными словами.

Лексические омонимы могут иметь одинаковое или разное количество грамматических форм; первые называются полными, вторые - неполными. Так, например, полными омонимами являются слова гриф («птица»), гриф («печать») и гриф («часть струнного инструмента»); мешать («перемешивать») и мешать («быть помехой»). Неполными омонимами являются слова лук «оружие» (I) и лук «растение» (II): у лук I есть формы и единственного, и множественного числа, у лук II формы множественного числа отсутствуют, но в единственном числе их формы полностью совпадают.

Возникновение омонимов может быть связано со случайным совпадением в языке исконно русского и заимствованного слова (клуб дыма - рус. и клуб «общество» - англ.) или нескольких заимствований из разных языков (фокус «трюк» - нем. и фокус оптический - лат.), а также с особенностями словообразования (критический от кризис и критический от критика ) и с распадением многозначности (слог «часть слова» и слог «стиль»).

В отличие от значений многозначного слова, которые помещаются в толковых словарях в одной словарной статье, омонимы, будучи разными словами, выделяются в разные словарные статьи.

От лексической омонимии следует отличать смежные с нею явления - фонетическую, грамматическую и графическую омонимию.

Фонетические омонимы (омоф́оны) - это слова, различно пишущиеся, но одинаково произносящиеся (за счёт редукции и оглушения/озвончения), например, код - кот, пруд - прут , обессилеть - обессилить, пребывать - прибывать .

Грамматические омонимы (омоф́ормы) - это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах. Так, например, глаголы лететь и лечить совпадают в форме 1 лица единственного числа настоящего времени - лечу ; мой - форма повелительного наклонения глагола мыть и притяжательное местоимение; печь - глагол и существительное.

Графические омонимы (ом́ографы) - слова, одинаково пишущиеся, но различно произносящиеся за счёт различия в ударении: з́амок - зам́ок, м́ука - муќа, п́арить - пар́ить.

В художественных произведениях (особенно в поэзии), а также в газетном заголовке, рекламе омонимия и смежные с ней явления зачастую используются как средство языковой игры для создания особой выразительности текста (напр.: Ноги давит узкий хром - В день обмозолишься и станешь хром . В. Маяковский; реклама ресторана: Время есть! ).

Синонимы

Синонимия - явление полного или частичного совпадения значения языковых единиц при различном их звучании и написании.

Лексические синонимы - это слова, по-разному звучащие, но имеющие близкие или совпадающие значения. В большинстве случаев синонимы, обозначая одно и то же, характеризуют его с разных точек зрения.

Не являются синонимами слова, обозначающие родо-видовые отношения: цветок - ромашка . Не являются синонимами и слова, обозначающие смежные понятия: дом - квартира .

Синонимы могут различаться:

1) компонентами лексического значения (например, жадный - скупой : общий компонент смысла - «одержимый страстью к деньгам», но жадный имеет ещё компонент «стремящийся захватить чужое», а скупой - «неохотно отдающий своё»); ср. также слова идти - брести, открыть - распахнуть ;

2) стилем употребления: у стилистически нейтрального слова могут быть книжные, высокие или, наоборот, сниженные синонимы, например: спать - почивать - дрыхнуть , есть - вкушать - жрать, здравствуй - привет - здорово ;

3) и тем и другим одновременно (например, разговор и болтовня : слово болтовня имеет оценочный компонент значения «пустой, несерьёзный», не содержащийся в слове разговор , при этом слово болтовня имеет сниженную по сравнению со словом разговор окраску); ср. также идти - тащиться - шествовать - переться ;

4) сочетаемостью с разными словами: сочетаемость может не совпадать частично (открыть глаза, рот, книгу и т. д. - разинуть рот ) или полностью (позиционные синонимы - слова с одинаковым понятийным содержанием, но с полным несовпадением лексической сочетаемости): совокупность животных в языке называется по-разному в зависимости от того, о каких животных идёт речь: стадо коров; отара овец; стая птиц, волков; косяк рыб; свора собак; табун лошадей ;

5) степенью современности: шея - выя, рыбак - рыбарь , вертолёт - геликоптер ;

6) сферой употребления: повар - кок (проф.), петух - кочет (диал.), родители - предки, шнурки (жарг.). Некоторые исследователи не считают слова, различающиеся степенью современности и сферой употребления, синонимичными;

7) управлением: характерный для кого / чего - свойственный кому / чему.

Синонимы, между которыми нет указанных различий, называются полными (абсолютными) синонимами, или дублетами (языкознание - лингвистика, бросать - кидать, тушить - гасить, в течение - в продолжение, бегемот - гиппопотам ). Полных синонимов в языке не очень много.

Синонимы объединяются в синонимические ряды, например: врач - доктор - лекарь - эскулап . В составе синонимического ряда выделяется доминанта - слово, по сравнению с другими членами ряда обладающее самым общим значением, стилистически нейтральное, обладающее наиболее свободной сочетаемостью (в данном синонимическом ряду это слово врач ). Синонимические ряды могут быть различны по количеству слов: от двух-трех до десятка и более. Слова могут иметь синонимичные им устойчивые сочетания - фразеологизмы: умереть - отдать богу душу . Фразеологизмы могут вступать в синонимические отношения не только со словами, но и между собой: отдать богу душу - отправиться на тот свет - сыграть в ящик - отбросить коньки .

Кроме языковых синонимов, о которых и говорилось выше, выделяются также контекстуальные синонимы - слова, которые вступают в синонимические отношения только в определённом контексте (например, сказать - прошепелявить - брякнуть - рявкнуть - заикнуться ).

Основными функциями синонимов являются уточнение, замещение, эвфемизация и противопоставление.

Уточнение основано на неполном совпадении значений синонимичных слов: синонимы позволяют «добавить» недостающие смыслы, вскрыть в обозначаемом новые стороны (Он бежал, вернее нёсся. ).

Замещение основано на том, что в ряде контекстов различия между синонимами стираются, и это позволяет избегать повторов одних и тех же слов (Он совершил ошибку, но его промах не был замечен ).

Эвфемизацией называется намеренно неточное обозначение реалии (начальник задерживается (= опаздывает ), он недалёк (= глуп ).

Противопоставление синонимов подчёркивает различия между синонимами (Она не шла, а шествовала ).

Синонимы фиксируются в специальных словарях - словарях синонимов.

Антонимы

Антонимы - слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения, например: молодой - старый, дружба - вражда, хорошо - плохо, уезжать - приезжать, от - к .

В этом определении важно обратить внимание на следующее:

1) антонимами называются слова одной и той же части речи, поэтому не будут антонимами такие выражающие противоположные понятия слова, как уродливый - красавец ;

2) антонимы должны иметь значения, соотносительные друг с другом; это означает, что антонимами являются слова, обозначающие логически совместимые понятия, имеющие в своих значениях общую часть, относительно которой противопоставлен ряд признаков. Так, например, антонимы подниматься и спускаться имеют общий элемент значения «двигаться по наклонной или вертикальной плоскости». Противопоставляются же эти слова элементами значения «вверх» и «вниз». Слова, не имеющие общего компонента значения, в языке не противопоставляются, Так, например, нелепо противопоставлять слова книга и ложка, сапог и таблица и т. д.

Таким образом, далеко не все слова имеют антонимы, а лишь те, которые имеют в своём значении качественный или количественный признак (как правило, слова с качественным, количественным, пространственным, временн́ым значением). Наиболее распространены антонимические отношения среди качественных прилагательных и качественных наречий, меньше - среди глаголов и существительных. Нет антонимов среди существительных с конкретным значением (дверь, телевизор ), числительных, большинства местоимений. Не имеют антонимов имена собственные.

Значения антонимов противоположны. Из этого следует, что антонимы взаимоисключают друг друга при характеристике одного и того же объекта: предмет не может одновременно быть, например, горячим и холодным , большим и маленьким , истинным и ложным .

По структуре антонимы могут быть однокорневыми (добрый - злой ) и разнокорневыми (приезжать - уезжать ).

Некоторые слова могут вступать в антонимические отношения только в определённом контексте, не являясь языковыми антонимами, не осознаваясь как слова с противоположным значением вне этого контекста. Такие антонимы называются контекстуальными , например: И ненавидим мы и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. / И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови (Лерм.); подчёркнутые слова вне данного контекста антонимами не являются: у слова любовь антоним ненависть , у слова жара - холод ; слова же ненавидеть и любить из первой приведенной строки - языковые антонимы.

Функции использования антонимов и антонимии в тексте таковы:

1) антитеза - противопоставление-контраст (Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая у М. И. Цветаевой) или в названии («Толстый и тонкий » А. П. Чехова, «Живые и мёртвые » К. М. Симонова).

2) оксюморон - соединение в целое противоположных по смыслу единиц разных частей речи (мёртвые души, живой труп, взрослые дети ).

Антонимы фиксируются в специальных словарях - словарях антонимов.

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

(УМК «Школа России)

Тип: повторение изученного материала

Цель:

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

Высказывать и обосновывать свое мнение

Осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками

Сличать способ действия и его результат с эталоном

Личностные:

Уважительно относиться к русскому слову

Межпредметные связи: чтение(обогащение словарного запаса)

Ресурсы урока: учебникКанакина «Русский язык», ч. 1; презентация, словарь синонимов, антонимов.

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

С домашним заданием возникли у кого-нибудь трудности? Объясните мне лексическое значение слов: капель, проталина, метель.

    Чистописание. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Лексическое царство , где живут все слова русского языка.

А прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем небольшую разминку. Запишем заглавную и строчную буку Ц, и соединения…

И место, куда мы отправляемся в путешествие… Лексическое царство.

На одной из улиц этого большого царства стоит дом в три этажа. Взгляните на него.(слайд) Кто же живёт в этом доме? На первом этаже расположились слова-друзья, на втором – слова-спорщики, а третий этаж заняли слова-близнецы.

Понятно ли вам, о каких словах идёт речь?

Конечно, непонятно, потому что в Лексике эти группы слов имеют научные названия:

VI . Самоопределение к деятельности

-Попробуйте сами угадать о каких словах идёт речь?

Послушайтеотрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел.Враг – друг)

Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)(слайд 4)

Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения). Какие?

Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

Давайте посмотрим, правильно ли мы назвали слова?

Определите сами тему урока ()и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

Именно с синонимами, антонимами и омонимами мы будем работать сегодня на уроке. Во время работы на уроке мы (слайд)

    вспомним, какие слова относятся к синонимам, антонимам, омонимам;

    выясним, для чего мы используем в своей речи синонимы, антонимы и омонимы;

    познакомимся со словарями синонимов и антонимов, научимся распознавать омонимы в толковом словаре.

Мотивация: ребята, а кто может сказать, для чего мы изучаем синонимы, антонимы и омонимы? (в течении урока мы ответим на этот вопрос)

    Работа по теме урока

Итак, идём в гости к словам-друзьям.

А познакомиться нам поможет следующее задание.

Задание

Прочитайте текст.

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

Обратите внимание на выделенные слова. В тексте повторяется одно и то же слово “старый”.

Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А вы в своей речи употребляете часто одно и тоже слово?

Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов.

Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов нужно использовать синонимы. Синонимы обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

Синонимы – слова одной части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Например : вьюга, метель, пурга; смелый, отважный, храбрый.

Вернёмся к тексту. Попробуйте подобрать синонимы к слову «старый».

Подобрать синоним к слову поможет словарь синонимов русского языка. Помним, что все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов-синонимов, их толкование и примеры из литературных произведений.

(показать словарь синонимов)

Давайте выберем наиболее подходящие синонимы к тексту.

Давний, старинный, ветхий, древний.(написать на доске слова)

Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его.

Проверь себя

Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше.

Задание “Найди друга”

Ребята, слова-синонимы вышли на прогулку. Но в Царстве Лексики столько всего интересного и занимательного, что друзья не заметили, как потерялись. Давайте поможем словам найти своих близких по значению друзей. К словам левой колонки подберите синонимы из правой колонки.

алфавит
огонь
опрятный

багаж
прыгать
бросать
сила

лес

оглавление

аккуратный

бор
мощь
скакать
азбука

содержание
пламя

вещи
кидать

Проверь себя

алфавит – азбука

огонь – пламя

опрятный – аккуратный

багаж – вещи

прыгать – скакать

бросать – кидать

сила – мощь

лес – бор

оглавление – содержание

Ну вот, все друзья нашли свою пару - синоним, поэтому самое время познакомиться с группой слов, которая разместилась на втором этаже. Это слова-спорщики. Они всё время о чём-то спорят: одни говорят, что сейчас зима, а вторые утверждают, что лето, третьи доказывают, что всё кругом белым-бело, а четвёртые уверяют, что черным-черно.

Как вы думаете, как такие слова называются в Лексике?

Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по значению.

Например: зима – лето, белый – чёрный, идти – стоять.

Задание

Выразительно прочитайте стихотворение. Выпишите антонимы.

ЯБЛОКО

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.

В этом стихотворении антонимы: низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий.

Работа со словарём

При затруднении подобрать слово с противоположным значением, найти образное противопоставление вам поможет словарь антонимов русского языка. Каждая словарная статья представляет собой пару антонимов.

Сказать - смолчать, промолчать. Антонимические пары расположены в словаре по алфавиту первого слова.

Сказать – выражать в речи какие-либо мысли, мнения, быть активным в разговоре.

Промолчать – не проявлять, не выражать своих мыслей, чувств, мнение, быть пассивным в разговоре.

Также приведеныпримеры из литературных произведений.

Задание

Подберите антонимы к следующим словам, используя словарь антонимов.(в учебнике или сами)

Проверь себя!

Грязный – чистый

Высокий – низкий

Зима – лето

Тяжёлый – лёгкий

Чёрный – белый

Бежать – идти

Далёкий – близкий

Сухой – мокрый

Внутри – снаружи

Тишина - шум

Как вы думаете, для чего нужно использовать антонимы в речи?

С помощью антонимов мы отличаем предметы по их признакам (напр.: большой – маленький, толстый – худой), противопоставляем их.

V .Физминутка

Игра «Топайте – хлопайте»

Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы - хлопаете……

Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ

А слова-близнецы с третьего этажа спешат с вами познакомиться сами.

Мы слова из русской речи,

из родного языка,
Одинаково нас пишут,

одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,

ты до смысла доберись.
Наподобие начинки

смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки

мы по смыслу далеки.

Как и настоящие близнецы, эти слова одинаковы внешне, но внутри абсолютно разные.

В Лексике их называют омонимами.

Омонимы – слова одной и той же части речи, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Например:

шишка – сосновая шишка; бугорок на голове, образованный от удара твёрдым предметом;

кран – подъёмный кран; водопроводный кран;

язык – орган в полости рта; часть обуви у ботинок;

ключ – родник; ключ к замочной скважине, скрипичный ключ.

Работа со словарем.

Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от

многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях.

Так в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова приводятся омонимы:

соль - вещество, соль- нота.

Найдите в словарях омонимы.(в учебнике)

Задание

Пользуясь словарем или самостоятельно, составьте словосочетания со словами-омонимами.

Например: коса – девичья коса, орудие для косьбы.

Проверь себя

Лук

зелёный лук, лук для стрельбы.

Очки

очки для зрения, количество очков,

Гусеница

гусеница бабочки, гусеница трактора

Кисть

кисть руки, кисть рябины, кисть для рисования

Месяц

первый месяц; месяц на небе

V. Закрепление изученного:

Следующее задание поможет нам закрепить дружбу с синонимами, антонимами, омонимами.

Задание

Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

Спишите предложения, где употреблены:

А) синонимы;(1 ряд)

Б) антонимы;(2 ряд)

В) омонимы.(3 ряд)

Подчеркните синонимы, антонимы, омонимы.

Проверь себя

а) синонимы

    Приятелей много, а друга нет.

    Спеши , не спеши, а поторапливайся .

б) антонимы

    Любишь брать – люби и отдавать .

    Человек от лени болеет , а от труда здоровеет .

    Корень учения горек , да плод его сладок .

в) омонимы

    Каков ни есть , а хочет есть .

На мирном поле и на поле брани умей командовать без брани .

Во время нашего путешествия по ЦАРСТВУ ЛЕКСИКИ мы запомнили, что в языке есть

слова-друзья – это синонимы,

слова-спорщики – это антонимы,

слова-близнецы – это омонимы.

Работа по учебнику

Упр. 72 (с. 48) по рядам (1 ряд предложения с синонимами, 2 ряд с антонимами, 3 ряд с омонимами)

Взаимопроверка.Взаимооценка.

VIII . Рефлексия

Презентация (картинки) (Слайды)

Определить, где слова синонимы, где антонимы и омонимы.

Коллективная проверка.

IX. Подведение итога

Так для чего же нам нужны слова синонимы, антонимы и омонимы?

Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? Приведите примеры.

X . Домашнее задание

Упр. 73 (с. 48)

Самоанализ

урока русского языка, проведённого в 4 классе учителем Г.Н.Сергеевой 01.10.2014г.

Тема урока: синонимы, антонимы, омонимы

Тип урока: повторение изученного материала

Данный урок 3 по теме « Лексика». Он связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний.

В ходе урока были учтены возможности данного класса.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Цель урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

Урок был направлен на выполнение следующих задач:

Образовательные задачи:

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

Различать синонимы, антонимы, омонимы

Подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы

Воспитывать интерес к русскому языку, творческую активность.

Воспитательные задачи: способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе. Прививать любовь к русскому языку.

Развивающие задачи: развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать умение работать со словарями; развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную, логическое мышление.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность.

Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.

В классе 12 учеников: 9 мальчиков и 3 девочки. На уроках ребята активны, готовы сами делать открытия, уровень самостоятельности - средний. Все ученики выполняют домашнюю работу.

Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровье- сберегающие технологии, игровые приемы.

Этапы урока:

1 этап: Организационный момент. Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся. Минута чистописания.

2 этап: Самоопределение к деятельности. Побуждала учащихся самих определять тему и задачи урока. Повышала интерес к уроку через мотивацию.

3 этап: Работа по теме урока: проводилась фронтальная форма работы, частично-посковая. Упражнения были в форме игры «Найди друга». Знакомились со словарями и учились с ними работать.

На 3 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки

учащиеся играли в игру « Хлопайте и топайте». В ходе этой физминутки у детей развивала внимание и в то же время закрепляли тему урока.

Применяла метод самостоятельной работы при выполнении упражнений. На протяжении всего урока учащиеся сами проверяли и оценивали свою работу.

4 этап: рефлексия. Цель этапа – проверка усвоения материала через картинный диктант (презентация).

На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.

Для достижения цели урока было использовано оборудование к уроку:

    Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран);

    Рабочее место ученика;

    Презентация к уроку: « Синонимы, антонимы, омонимы»;

    Учебник «Русский язык» 4класс;

    Толковые словари Ожегова С.И; словарь синонимов и антонимов

    Карточки для проведения рефлексии.

Учитель Г.Н.Сергеева

Омонимы – это слова, которые звучат одинаково, но имеют разные значения. Омонимы не имеют общих элементов смысла и ассоциативных связей:

1)Полные – имеют абсолютное совпадение форм при их изменении.

2)Неполные- совпадают не во всех формах.

3)Гомогенные – возникли вследствие распада одного слова на 2, обусловлен потерей связей между отдельными значениями, когда-то многозначного слова.

4)Гетерогенные – возникли вследствие совпадения этимологических разных слов.

Омоформы – это слова, в которых совпадают только определенные формы (три – терти)

Омофоны – слова, которые произносятся одинаково, но отличаются написанием (клинок- кленок)

Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по разному (мука- мука).

Междуязыковые омонимы – это слова 2ух языков, которые имеют одинаковую форму, но отличаются значением.

Паронимы – это слова разные по смыслу, но близкие по звучанию (база- базис, адресат-адресант).

26. Синонимы. Эвфемизмы.

Синонимы – слова, которые имеют значение, которое полностью или частично совпадают. (веселка, райдуга.)

1.Абсолютные – полностью совпадают по значению, не отличаются ни оттенком, ни окраской, ни сочетаемостью.

2.Частичные – полностью совпадают:

1) семантические – различают оттенками значений(шлях, дорога);

2) стилистические – отличаются эмоц-экспрессив окраской(есть-жрать);

3)семантико-стилистические – обьеденяет и 1 и 2и группу.

Синонимический ряд – это совокупность всех синонимов.

Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или выражение, иностранное слово или бессмысленное созвучие. Обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений (умер- отошел)

27. Антонимы

Это слова разные по звучанию, которые имеют противоположные, но соответственные значения (день-ночь)

1. Контрастные – выраж. качеств противопоставления и образуют градуальные оппозиции (молодой – нестарый – средних лет – в возрасте – старый)

2. Комплементарные – дополняют один другого до родового и явл. граничными со своим характером. Нет промежуточного члена (истинный – ложный)

3. Контрадикторные – один из членов образуются с помощью приставки – не- (молодой – немолодой)

4. Векторные – выражают противополож. направленность, признаков (въезжать- выезжать).

28. Основной лексический фонд. Слова активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Основной лексический фонд – это ядро лексики. Разделяют на активную и пассивную. А – слова повседневного употребления. П - устаревшие слова, или новые слова:

А)историзмы- название предметов и явлений исторического прошлого¸которые вышли из употребления вместе с этими предметами и явлениями и не имеют синонимов в современном языке(колхоз).

Б)Архаизмы- это слова вытесненные другими словами того же языка

В) неологизмы – это вновь образованные слова, которые еще не получили широкого распространения: 1 – лексические неологизмы – абсолютно новые слова, как по значению, так и по звучанию. 2- семантические – новые значения уже в существующих словах.

Изменение в словарном составе языка происходит в несколько этапов:

1) изобретение новых слов(может быть активным на раннем развитии языка)

2) морфологический – создание новых слов из существующих в языке морфем по моделям данного языка –ист-(программист) –щик- (электронщик)

3)заимствование слов

4) семантический – переосмысление слов, появление у них новых значений(утечка мозгов)

5)конверсия- переход слова из 1ой части речи в другую

29. Словарный состав языка изменяется непрерывно. Новых слов и новых значений слов появляется значительно больше. Существуют 3 пути обогащения словарного состава языка:

1) Морфологический – создание слов по существующим в языке моделям на базе существующих слов и морфем. Существуют виды морфологического (аффиксального словообразования:

А) суффиксальный: решить- решение- решиться…

Б) префиксальный: записать, написать;

В) суффиксально- префиксальный: подоконник, безрукий;

Г) безаффиксный: ходить- ход, тихий- тишь.

2) Семантический- переосмышление слов. появление у слов новых знчений. Историю имеют не только слова, но и их значения. Они изменяются по закономерностям семантических процессов и правил образования переносного значения. Также происходит расширение (увеличение обьёма обозначаемого понятия) и сужение (ограничение обьёма обозначаемого понятия).

3) Заимствование – яркий пример взаимодействия языков и культур. Оно увеличивает лексическое богатство, служит источником новых корней. Результат заимствования: образуются смешанные языки; в природном составе языка появляется заимствование элемента.

Ещё более удалены от языка – источника слова, возникшие путём калькирования- наморфемного перевода чужого слова- модели.

Освоение слова – это потеря им индивидуальности. Чтобы слово и значение были усвоены языком, необходимы общественная потребность в этом слове.

30 .В словарном составе любого языка выделяют: исконную лексику (слова, унаследованные от древних времён от яз. основы) и слова возникшие в процесе развития язика. Заимствованная лексика- указывает на генетическую принадлежность язика. Например: мать, око, вождь, отечество, монастырь, лат. Лекція, ізюм, каблук, утюг, базар,галстук.

Интернационализмы- слова, имеющие одинаковое или близкое звучание и одно и то же значение в различных языках мира.

Основным видом заимствования являються кальки(вид заимствования, когда иноязычное слово копируется и переводится по частям). Существуют словообразовательные и семантические кальки.

Словообразовательные кальки - это слова, полученные «поморфемным» переводом иностранного слова.

Семантические кальки-исконные слова,которые приобрели новые значения под влиянием иноязычных слов.

Этапы освоения взаимствованных слов:

1)фонетиграфическое освоение

2)морфологическое(слово может изменять род, перейти в другую часть речи)

3)семантическое

Варваризмы-слова с выраженой иноязычной окраской для создания определенного національного колорита.

31. По сфере употребления лексика делится на общенародную и лексику ограниченного употребления.(диалектизмы, жаргонизмы и професионализмы)

1 .Диалектизмы – слова местных говоров, ограниченных територией их употребления. Разделяется на лексико-семантические диалектизмы – одинаковые слова,но в диалекте др.. значение. Этнографизмы – предметы, которые употреблятся на определенной територии.

2 .Жаргонизмы – слова, употребление каких ограничено социальными группами.

3 .Проф. лексика - Это полуофициальные и неофициальные слова, употребляющиеся людьми определенной профессии для обозначения специальных предметов, понятий, действий, зачастую имеющих названия в литературном языке. Н: у шоферов: баранка – «руль», кирпич – знак, запрещающий проезд). Ядро профес.лексики составляют термины.

Термин-слово или словосочетание, являющееся точным названием понятий точной техничной или научной отросли.У терминов отсутствует стилистическая окраска и характерно четкое ограниченное значение

32. Лексика бывает:

1)межстилевая или стилистически нейтральна.Эти слова употребляются в любом виде речи, в любых стилях речи в художественной литературе и т.д. поэтому такая лексика называется межстилевой, т.е. обслуживающей всей стили речи или нейтральной. Нейтральной лексика называется потому, что лишена особой стилистической окраски. Сюда относятся большинство существительных, прилагательных, глаголы, наречия, местоимения. К межстилевым словам относятся все числительные. Только междометия не бывают межстилевыми словами(например: человек, дерево, стол, хороший, легко, просто, я, мой, сто и т.д)

2)стилистически маркирована: книжная и разговорная. Книжная(термины, поэтическая лексика, канцелярская лексика, варваризмы и экзотизмы)необходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном. Такая лексика находит применение в выступлениях ораторов, в поэтической речи, где оправдан торжественный, патетический тон.Книжные слова неуместны в непринужденной беседе Книжная лексика закреплена за научным, газетно-публицистическим и официально-деловым стилями, представленными обычно в письменной форме.

Разговорная лексика делится на собственно разговорную и разговорно-просторечные слова. Собственно разговорная лексика используется в бытовом общении (дома, на работе с друзьями, в неофициальной обстановке). Разговорные слова нельзя употребить в беседе с человеком, с которым мы связаны официальными отношениями, или в официальной обстановке. Разговорная лексика представляет преимущественно разговорный стиль речи.

Просторечная лексика обычно присутствует в речи малокультурных, малограмотных людей в сугубо бытовом общении.Не принадлежит ни к одному из стилей литературного языка.

33. Фразеологические единицы, из признаки. Виды фразеологизмов.

Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, обладающие постоянным целостным значением. Общие признаки фразеологизма и слова: 1) воспроизводится в готовом виде, а не строится; 2) устойчивый состав и структура; 3) имеют лексическое значение, могут иметь синонимы и антонимы; 4) соотносимы с частями речи. Пословный перевод фразеологизмов невозможен. Шарль Балли и Виноградов разработали учение о классификации фразеологизмов.

1. Фразеологические сращения или идиомы – устойчивые сочетания, составляющие неразделимую целостность, значение которых в современном языке не связано со значением компонентов (точить лясы, как пить дать).

2. Фразеологические единства могут пониматься буквально и переносно (выносить сор из избы, стреляный воробей, чем черт не шутит) – полусвободные, замкнутые ряды слов, среди которых обычно одно ограничено в своей сочетаемости, а второе нет; значение мотивировано;

3. Фразеологические сочетания – реализуются несвободные фразеологические значения слов (отвести глаза). Значение каждого компонента понятно, но связь не свободная(Краснеть от стыда).

34. Лексикография – это научная методика и искусство составления словарей, практическое применение лексикологической науки, чрезвычайно важное как для практики чтения иноязычной литературы и изучения чужого языка, так и для осознания своего языка в его настоящем и прошлом. Типы словарей весьма разнообразны.

Во-первых, следует различать энциклопедические словари и словари языковые, лингвистические. В энциклопедических словарях описываются и разъясняются не слова, а те явления, которые этими словами названы. Языковые же словари показывают именно слова с их значениями, употреблением, происхождением, грамматической характеристикой и фонетическим обликом.

Во-вторых, бывают словари одноязычные, двуязычные и многоязычные. Одноязычные словари – словари толковые, в задачу которых входит не перевод, а характеристика данного слова в современном языке или же в его истории и происхождении (исторические и этимологические словари).

Бывают специально областные словари, словари тех или иных диалектов, терминологические словари по отраслям техники и науки (в которых всегда есть элемент энциклопедических словарей); словари синонимов, словари омонимов, словари рифм; существуют также словари идиоматические, фразеологические, «крылатых с л о в», толковые и т. п. Наконец, орфографические и орфоэпические словари, где нет ни переводов, ни толкований слов, а указывается либо норма написания, либо норма произношения, – это словари чисто прикладного значения.

Что такое антоним и синоним. Синонимы, антонимы, паронимы, их образование и использование

Слово является основной единицей речи и изучается в различных отделах языкознания. Так, звуковая сторона слова изучается в разделе Фонетика. Тут рассматривается наличие в слове гласных, согласных, количество ударных и безударных слогов и т.д. Его принадлежность к той или иной части речи изучается в разделе Морфология. Роль слова в предложении рассматривает раздел языка Синтаксис. Значение же слова, его смысл, сферу его употребления, стилистическую окраску, его историческое происхождение изучает раздел Лексикология.

Лексические и грамматические значения слов взаимосвязаны. Поэтому когда меняется лексическое (или смысловое) значение слова, меняются и его грамматические функции. Узнать глубже о том, что такое антоним и синоним, пароним, их особенности вы можете в учебнике о языке. В данной же статье даются краткие сведения об этих понятиях.

Антонимы (из греч. anti – против + onuma – имя) - это слова, противоположные по значению. Они употребляются в языке для обозначения контраста:

добрый – злой;

красивый – страшный;

горячий – холодный;

лед - пламя;

высокий - низкий;

вежливый - грубый;

ненависть - любовь;

труд - безделье;

война - мир;

зима - лето и т.д.

В приведенных примерах заключены противоположные значения качества, состояния в свойствах предметов и явлений. Но нельзя сказать, что в русском языке у всех слов есть своя пара антонимов. Например: существительные с конкретным значением - стена, стол, окно - не имеют пары.

Антонимы могут быть:

  • С разными корнями: война - мир, медленно - быстро, черный - белый.
  • Однокоренные: честный - бесчестный, высокий - невысокий.
  • С приставками "за-" и "от-", "за-" и "вы-", имеющие противоположное значение: открыть - закрыть, зарыть - вырыть.

Антонимы украшают речь, делают ее яркой и выразительной. Широко используются антонимы в фольклоре, в пословицах и поговорках: "Далеко ли - близко ли, высоко ли - низко ли", в художественной литературе: "Быть может, все несчастья от почты полевой, его считали мертвым, а он пришел живой". (А. Твардовский).

Названия произведений иногда состоят из антонимов, " Домашние и дикие животные"; "Война и мир", "Дни и ночи".

Синонимы (от греческого слова synonymos – букв. одноименный) - слова, близкие по значению, отличающиеся написанием и произношением, а также различными оттенками. Делятся на идеографические (смысловые) и стилистические.

Идеографические (их еще называют смысловыми) синонимы

Сравните: большой дом, огромный дом, громадный дом.

Понятно, что говорится о большом доме, но с каждым словом оттенок меняется. В первом слове он большой, во втором уже больше первого, а в третьем больше первого и второго. Как видите, и написание у них разное.

Слова-синонимы - беспокойство, волнение, тревога - имеют общее близкое значение: тревога, отсутствие покоя.

Стилистические синонимы

Такие слова различаются стилистическими оттенками: палец - перст (уст.); будущий-грядущий (книжное) - наступающий.

Появление синонимов:

  • Сходство предметов и явлений, обозначение их новым словом. Например: весть, молва, слух, сообщение, известие.
  • Из перехода слов другого языка в русский: зародыш - эмбрион, проводник - гид.
  • Из устаревших слов поэтической речи: палец - перст, чело - лоб, глаз - око, берег - брег.
  • Из просторечной, разговорно-бытовой, диалектной речи и из устойчивых словосочетаний: глаза – гляделки, свирепый – лютый.
  • Из разных корневых слов: метель, вьюга, буран.
  • Из терминологических сочетаний слов: воздушный флот - авиация, зубной врач - дантист.

Несколько близких по значению слов синонимов образуют синонимический ряд.

Синонимы русского языка играют большую роль в речи. Они помогают четче передать мысль, избегают ненужных повторений, показывают различные оттенки слов, явлений, качеств. Широко применяются в художественной, научной и разговорной речи: "Я загнул такую крюку, я прошел такую даль, я видал такую муку, и такую знал печаль". (А. Твардовский).

Теперь у вас есть представление о том, что такое антоним и синоним. Перейдём к паронимам.

Паронимы (греч. para - возле, ohyma - имя) - слова одного корня, близкие по звучанию, но имеющие разные значения. Так же, как и синонимы, антонимы, паронимы обогащают речь, помогают точно и правильно выражать мысль. С ними создают много каламбуров. Например: "Однажды медник, таз куя, сказал жене, тоскуя: задам же детям таску я, и разгоню тоску я!". Похожее созвучие, но совершенно разное значение слов дает яркую словесную игру.

Паронимы могут отличаться суффиксами: пойка - поение, отварной - отваренный. Имеют созвучные приставки: поехал - подъехал.

Поупражняйтесь!

Перед вами картина. Назовем ее "Чудеса природы". Действительно, удивительное сочетание льда, снега с пламенем закатного солнца. Попробуйте с помощью антонимов и синонимов составить красивый текст. Сделайте синтаксический разбор предложений, посмотрите, какими членами предложения они могут быть.

Знать, что такое антоним и синоним, пароним, умение употреблять их, украшать ими эмоциональную художественную, научную, разговорную речь дает вам широкие возможности. Они являются очень интересной особенностью любого языка.

Синонимы антонимы омонимы паронимы

Настя

Сино́нимы в лингвистике - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы) , но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение (ср. антонимы)

//////////////////////

//////////////////////////



////////////////////////////

Ангелина жарикова

Омонимы – это слова, разные по значению, но одинаковые по написанию:
В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.
(Л. Кондырев.)
Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения:
Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава. (М. Горький.)
Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: лицо – физиономия – рожа. Могут включать в себя слова разных стилей.
Синонимы, которые связывают части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, сближают по смыслу несинонимичные в языке слова (в условиях текста), называются контекстуальными синонимами:
Проплывало голубое лето,
Уходило лето голубое.
(М. Исаковский.)
Абсолютные синонимы – это слова, которые полностью совпадают по значению.
Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значение.
Они сошлись. Вода и камень.
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А. С. Пушкин.)
Антонимы позволяют увидеть предметы, явления признаки по контрасту, как по крайней противоположности.
Паронимы – это однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию. В предложении выполняют одинаковые синтаксические функции: глубинный – глубокий, геройство – героизм.
Смешение паронимов – грубейшее нарушение литературных форм словоупотребления.

Ян заматорин

Настя Просветленный (42790) 5 лет назад
Сино́нимы в лингвистике - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы) , но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение (ср. антонимы)

Примеры: кавалерия - конница, смелый - храбрый

Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать однообразия речи.

Следует различать синонимы и номинальные определения - последние представляют полную тождественность.

//////////////////////

Анто́нимы (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать.

//////////////////////////

Омо́нимы (от греч. ὁμός - одинаковый и ονομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию единицы языка (слова, морфемы и др.) . Термин введён Аристотелем. Не путать с омофонами. (ср. Пароним)

Омонимы полные (абсолютные) - омонимы, у которых совпадает вся система форм. Например, наряд (одежда) - наряд (распоряжение) , горн (кузнечный) - горн (духовой инструмент) .
Омонимы частичные - омонимы, у которых совпадают не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа (ласок - ласк) .
Омонимы грамматические, или омоформы - слова, совпадающие лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи) . Например, числительное три и глагол три совпадают лишь в двух формах (к трём - мы трём) .

////////////////////////////

Пароними́я (от греч. возле, при + имя) - частичное звуковое сходство слов при их семантическом различии (полном или частичном) .

Также термином паронимия принято называть такое явление в речи, когда два слова, в какой-то мере сходно звучащие, но имеющие разное значение, ошибочно употребляются одно вместо другого. Например, употребление слова адресат вместо адресанта; боцман вместо лоцман; кремень вместо кремний является паронимией, а слова, составляющие такие пары, называются паронимами.

Употребление одного слова вместо другого, сходнозвучного, объясняется недостаточно твёрдым знанием значения одного из слов или даже обоих, некомпетентностью говорящего (пишущего) в той сфере деятельности человека (наука, техника, искусство, ремесло) , откуда взято слово.

Некоторые паронимии широко распространяются в языке и находят отражение в словарях. Например, глагол «будировать» (от фр. bouder), означающий «дуться» , «сердиться» , «быть настроенным против чего-либо» , очень часто употребляется вместо сходного глагола «будоражить» , и это значение занесено в словари.

Синонимы - это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению (катастрофа, крушение, крах).

Существуют следующие виды синонимов:

Смысловые (отличающиеся оттенками значения): гнев - ярость;

Стилистические (отличающиеся экспрессивной окраской, принадлежностью к определенному стилю): смотреть - зырить;

Абсолютные (не отличающиеся экспрессивной окраской, оттенками лексического значения и стилевой закрепленностью): бегемот - гиппопотам.

По морфемному составу синонимы могут быть од­нокорневыми (неграмотный - безграмотный) и раз- нокорневыми (плохой - ужасный, отвратитель­ный).

Несколько слов-синонимов образуют синонимиче­ский ряд, в котором слова различаются оттенками лек­сического значения (смотреть, глядеть - нейтральное, взирать - книжное, зырить - разговорное, простореч­ное).

Функции синонимов в речи:

Уточнение;

Замещение;

ЭкСпрессивно-стилистическая.

Антонимы - это слова, противоположные по лекси­ческому значению (правда - ложь).

Антонимы лежат в основе антитезы (противопо­ставление).

Виды антонимов:

Качественные (плохой - хороший);

Количественные (много - мало);

Временные (рано - поздно);

Пространственные (далеко - близко);

Отвлеченные понятия (добро - зло);

Действия, состояния (приходить - уходить; за­болеть - выздороветь).

Омонимы - это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но раз­личны по значению (кок - род прически, кок - повар на судне). Лексические значения омонимов не связаны между собой.

Омонимы в языке появляются в результате:

Заимствования слов из других языков (кок);

Превращения одного из лексических значений многозначного слова в самостоятельное (коса - «за­плетенные волосы»; коса - «сельскохозяйственное ору­дие»);

Словообразования (посол - «должность диплома­та»; посол - «соление чего-либо»).

Существуют следующие разновидности омонимов:

Лексические омонимы (косить траву косой - де­вичья коса);

Омоформы (мой руки - мой пиджак);

Омофоны (леса - лиса);

Омографы (мука - мука).

Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же - разные слова, между которыми нет ни­чего общего (норка - «животное семейства куньих», норка - жилище животного).

К омонимам примыкают паронимы - слова с раз­личным написанием и схожим звучанием (рассвет - расцвет, весело провести время - мало весило). Бли­зость паронимов по звучанию и написанию может при­вести к лексическим ошибкам (Сравните: «утверждаю­щий ответ» вместо правильного: «утвердительный от­вет»).

1. В каких рядах не все слова являются синонимами?

а) красивый, великолепный, привлекательный

б) добросердечный, милосердный, гуманный

в) решительный, настойчивый, вызывающий

г) смелый, отважный, храбрый

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) деспот

в) самодержец

г) узурпатор

3. -Укажите в синонимическом ряду слова, которые являются разговорными.

а) бежать

б) мчаться

в) нестись

г) лететь

4. Какая пара слов не является антонимами?

а) хитрый, настойчивый

б) заботливый, равнодушный

в) настойчивый, безынициативный

г) редкий, частый

5. Укажите слово, имеющее омонимы.

б) печать

в) теплый

6. Укажите, чем являются данные пары слов: рас­свет - расцвет.

а) синонимами

б) антонимами

в) омонимами