Синонимы антонимы омонимы к слову склеены. Учим определения: синонимы, антонимы, омонимы

Что делает нашу речь богатой и красочной? Использование различных художественных и грамматических приемов. В этой статье мы рассмотрим следующие определения: омонимы. Что они обозначают и для чего используются в речи?

Лексика и лексикология

Лексика — это весь словарный состав отдельно взятого языка. Если мы обычно разговариваем и пишем на русском языке, то мы пользуемся лексикой русского языка.

Наукой, изучающей словарный состав языка, является лексикология. Основной единицей изучения этой отрасли знания является слово и его значения. Следовательно, эта наука не оставляет без внимания определения: синоним, антоним и омоним.

Определение понятия синоним

Злой, жестокий, недобрый, негуманный — синонимы. А что это такое? Определение "синоним" очень простое. Это слова, имеющие одинаковое или почти одинаковое значение.

То, что синонимы имеют в значении небольшие различия, помогает дать чему-либо наиболее точные определения. С помощью синонимов можно красочно, избегая повторений описать любое событие. Синонимы можно подобрать практически к любому слову, имеющему смысл, независимо от части речи.

Существительные:

  • дом - жилище - изба - квартира - коттедж - здание - пристанище - убежище - крыша над головой - жилье;
  • взятка - мзда - подкуп - магарыч;
  • глаза - очи - зенки - гляделки - бельма - шары;
  • друг - товарищ - приятель - кент.

Прилагательное:

  • старый - древний - пожилой - немолодой;
  • глупый - неумный - тупой - несообразительный;
  • грустный - печальный - подавленный - унылый - невеселый;
  • удивленный - пораженный - ошарашенный.
  • бежать - нестись;
  • слушать - внимать;
  • спрашивать - интересоваться - вопрошать - задавать вопрос;
  • пропадать - исчезать - скрываться - теряться.
  • хорошо - отлично - здорово - прекрасно;
  • быстро - споро - скоро - стремглав;
  • плохо - худо - неважно;
  • громко - шумно.

Антоним

Кроме в лексике русского языка встречаются антонимы — слова с противоположными значениями. Кстати, антонимы принадлежат к одной части речи.

Как вы думаете, являются ли антонимами слова вкусный и одинокий? Нет, не являются, потому что "антоним" предполагает противопоставление слов только по одному признаку.

Существительные:

  • здоровье - болезнь;
  • женщина - мужчина;
  • любовь - ненависть;
  • жара - холод;
  • тепло - прохлада;
  • ум - дурь;
  • потеря - находка.

Прилагательные:

  • взволнованный - спокойный;
  • нервный - уравновешенный;
  • виртуальный - реальный;
  • широкий - узкий;
  • редкий - частый;
  • сильный - слабый;
  • хитрый - наивный.

Глаголы:

  • продолжать - прекращать;
  • начинать - заканчивать;
  • руководить - подчиняться;
  • продавать - покупать;
  • спрашивать - отвечать;
  • выкапывать - закапывать;
  • зарабатывать - тратить.

Наречия:

  • хорошо - плохо;
  • нарочно - нечаянно;
  • правильно - неправильно;
  • прекрасно - ужасно;
  • очно - заочно;
  • сладко - горько;
  • быстро - медленно.

Омоним

Омонимы — это слова близнецы.

Однако не стоит путать значение этого понятия с определением синонима. Они только пишутся и произносятся одинаково, но означают совсем разные вещи.

Современный человек, слышащий или читающий существительное "ключ", скорее всего представит себе ключ от дверного замка; а, например, старец, живущий отшельником где-нибудь в лесной хижине, подумает, что имеется в виду родник, бьющий из-под земли.

Сравните предложения:

  1. Они заметили клуб дыма, поднимающийся над лесом. Девчонки, сходим в клуб после лекций?
  2. На день рождения Коле подарили таксу. Интересно какая сейчас такса у таксистов?
  3. Извини, я не смогу прийти, вечером лечу в Турцию. Работаю ветеринаром, лечу животных.
  4. Иллюзионист показывал простой фокус. Фотографу не удавалось навести фокус.

Итак, мы разобрали несколько основных лексикологических понятий: синоним, антоним, омоним. Все они играют значительную роль в языке: их использование в устной и письменной речи делает ее красивее, богаче и ярче, а нас красноречивее.

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

(УМК «Школа России)

Тип: повторение изученного материала

Цель:

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

Высказывать и обосновывать свое мнение

Осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками

Сличать способ действия и его результат с эталоном

Личностные:

Уважительно относиться к русскому слову

Межпредметные связи: чтение(обогащение словарного запаса)

Ресурсы урока: учебникКанакина «Русский язык», ч. 1; презентация, словарь синонимов, антонимов.

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

С домашним заданием возникли у кого-нибудь трудности? Объясните мне лексическое значение слов: капель, проталина, метель.

    Чистописание. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Лексическое царство , где живут все слова русского языка.

А прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем небольшую разминку. Запишем заглавную и строчную буку Ц, и соединения…

И место, куда мы отправляемся в путешествие… Лексическое царство.

На одной из улиц этого большого царства стоит дом в три этажа. Взгляните на него.(слайд) Кто же живёт в этом доме? На первом этаже расположились слова-друзья, на втором – слова-спорщики, а третий этаж заняли слова-близнецы.

Понятно ли вам, о каких словах идёт речь?

Конечно, непонятно, потому что в Лексике эти группы слов имеют научные названия:

VI . Самоопределение к деятельности

-Попробуйте сами угадать о каких словах идёт речь?

Послушайтеотрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел.Враг – друг)

Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)(слайд 4)

Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения). Какие?

Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

Давайте посмотрим, правильно ли мы назвали слова?

Определите сами тему урока ()и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

Именно с синонимами, антонимами и омонимами мы будем работать сегодня на уроке. Во время работы на уроке мы (слайд)

    вспомним, какие слова относятся к синонимам, антонимам, омонимам;

    выясним, для чего мы используем в своей речи синонимы, антонимы и омонимы;

    познакомимся со словарями синонимов и антонимов, научимся распознавать омонимы в толковом словаре.

Мотивация: ребята, а кто может сказать, для чего мы изучаем синонимы, антонимы и омонимы? (в течении урока мы ответим на этот вопрос)

    Работа по теме урока

Итак, идём в гости к словам-друзьям.

А познакомиться нам поможет следующее задание.

Задание

Прочитайте текст.

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

Обратите внимание на выделенные слова. В тексте повторяется одно и то же слово “старый”.

Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А вы в своей речи употребляете часто одно и тоже слово?

Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов.

Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов нужно использовать синонимы. Синонимы обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

Синонимы – слова одной части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Например : вьюга, метель, пурга; смелый, отважный, храбрый.

Вернёмся к тексту. Попробуйте подобрать синонимы к слову «старый».

Подобрать синоним к слову поможет словарь синонимов русского языка. Помним, что все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов-синонимов, их толкование и примеры из литературных произведений.

(показать словарь синонимов)

Давайте выберем наиболее подходящие синонимы к тексту.

Давний, старинный, ветхий, древний.(написать на доске слова)

Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его.

Проверь себя

Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше.

Задание “Найди друга”

Ребята, слова-синонимы вышли на прогулку. Но в Царстве Лексики столько всего интересного и занимательного, что друзья не заметили, как потерялись. Давайте поможем словам найти своих близких по значению друзей. К словам левой колонки подберите синонимы из правой колонки.

алфавит
огонь
опрятный

багаж
прыгать
бросать
сила

лес

оглавление

аккуратный

бор
мощь
скакать
азбука

содержание
пламя

вещи
кидать

Проверь себя

алфавит – азбука

огонь – пламя

опрятный – аккуратный

багаж – вещи

прыгать – скакать

бросать – кидать

сила – мощь

лес – бор

оглавление – содержание

Ну вот, все друзья нашли свою пару - синоним, поэтому самое время познакомиться с группой слов, которая разместилась на втором этаже. Это слова-спорщики. Они всё время о чём-то спорят: одни говорят, что сейчас зима, а вторые утверждают, что лето, третьи доказывают, что всё кругом белым-бело, а четвёртые уверяют, что черным-черно.

Как вы думаете, как такие слова называются в Лексике?

Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по значению.

Например: зима – лето, белый – чёрный, идти – стоять.

Задание

Выразительно прочитайте стихотворение. Выпишите антонимы.

ЯБЛОКО

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.

В этом стихотворении антонимы: низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий.

Работа со словарём

При затруднении подобрать слово с противоположным значением, найти образное противопоставление вам поможет словарь антонимов русского языка. Каждая словарная статья представляет собой пару антонимов.

Сказать - смолчать, промолчать. Антонимические пары расположены в словаре по алфавиту первого слова.

Сказать – выражать в речи какие-либо мысли, мнения, быть активным в разговоре.

Промолчать – не проявлять, не выражать своих мыслей, чувств, мнение, быть пассивным в разговоре.

Также приведеныпримеры из литературных произведений.

Задание

Подберите антонимы к следующим словам, используя словарь антонимов.(в учебнике или сами)

Проверь себя!

Грязный – чистый

Высокий – низкий

Зима – лето

Тяжёлый – лёгкий

Чёрный – белый

Бежать – идти

Далёкий – близкий

Сухой – мокрый

Внутри – снаружи

Тишина - шум

Как вы думаете, для чего нужно использовать антонимы в речи?

С помощью антонимов мы отличаем предметы по их признакам (напр.: большой – маленький, толстый – худой), противопоставляем их.

V .Физминутка

Игра «Топайте – хлопайте»

Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы - хлопаете……

Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ

А слова-близнецы с третьего этажа спешат с вами познакомиться сами.

Мы слова из русской речи,

из родного языка,
Одинаково нас пишут,

одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,

ты до смысла доберись.
Наподобие начинки

смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки

мы по смыслу далеки.

Как и настоящие близнецы, эти слова одинаковы внешне, но внутри абсолютно разные.

В Лексике их называют омонимами.

Омонимы – слова одной и той же части речи, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Например:

шишка – сосновая шишка; бугорок на голове, образованный от удара твёрдым предметом;

кран – подъёмный кран; водопроводный кран;

язык – орган в полости рта; часть обуви у ботинок;

ключ – родник; ключ к замочной скважине, скрипичный ключ.

Работа со словарем.

Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от

многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях.

Так в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова приводятся омонимы:

соль - вещество, соль- нота.

Найдите в словарях омонимы.(в учебнике)

Задание

Пользуясь словарем или самостоятельно, составьте словосочетания со словами-омонимами.

Например: коса – девичья коса, орудие для косьбы.

Проверь себя

Лук

зелёный лук, лук для стрельбы.

Очки

очки для зрения, количество очков,

Гусеница

гусеница бабочки, гусеница трактора

Кисть

кисть руки, кисть рябины, кисть для рисования

Месяц

первый месяц; месяц на небе

V. Закрепление изученного:

Следующее задание поможет нам закрепить дружбу с синонимами, антонимами, омонимами.

Задание

Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

Спишите предложения, где употреблены:

А) синонимы;(1 ряд)

Б) антонимы;(2 ряд)

В) омонимы.(3 ряд)

Подчеркните синонимы, антонимы, омонимы.

Проверь себя

а) синонимы

    Приятелей много, а друга нет.

    Спеши , не спеши, а поторапливайся .

б) антонимы

    Любишь брать – люби и отдавать .

    Человек от лени болеет , а от труда здоровеет .

    Корень учения горек , да плод его сладок .

в) омонимы

    Каков ни есть , а хочет есть .

На мирном поле и на поле брани умей командовать без брани .

Во время нашего путешествия по ЦАРСТВУ ЛЕКСИКИ мы запомнили, что в языке есть

слова-друзья – это синонимы,

слова-спорщики – это антонимы,

слова-близнецы – это омонимы.

Работа по учебнику

Упр. 72 (с. 48) по рядам (1 ряд предложения с синонимами, 2 ряд с антонимами, 3 ряд с омонимами)

Взаимопроверка.Взаимооценка.

VIII . Рефлексия

Презентация (картинки) (Слайды)

Определить, где слова синонимы, где антонимы и омонимы.

Коллективная проверка.

IX. Подведение итога

Так для чего же нам нужны слова синонимы, антонимы и омонимы?

Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? Приведите примеры.

X . Домашнее задание

Упр. 73 (с. 48)

Самоанализ

урока русского языка, проведённого в 4 классе учителем Г.Н.Сергеевой 01.10.2014г.

Тема урока: синонимы, антонимы, омонимы

Тип урока: повторение изученного материала

Данный урок 3 по теме « Лексика». Он связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний.

В ходе урока были учтены возможности данного класса.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Цель урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

Урок был направлен на выполнение следующих задач:

Образовательные задачи:

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

Различать синонимы, антонимы, омонимы

Подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы

Воспитывать интерес к русскому языку, творческую активность.

Воспитательные задачи: способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе. Прививать любовь к русскому языку.

Развивающие задачи: развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать умение работать со словарями; развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную, логическое мышление.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность.

Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.

В классе 12 учеников: 9 мальчиков и 3 девочки. На уроках ребята активны, готовы сами делать открытия, уровень самостоятельности - средний. Все ученики выполняют домашнюю работу.

Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровье- сберегающие технологии, игровые приемы.

Этапы урока:

1 этап: Организационный момент. Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся. Минута чистописания.

2 этап: Самоопределение к деятельности. Побуждала учащихся самих определять тему и задачи урока. Повышала интерес к уроку через мотивацию.

3 этап: Работа по теме урока: проводилась фронтальная форма работы, частично-посковая. Упражнения были в форме игры «Найди друга». Знакомились со словарями и учились с ними работать.

На 3 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки

учащиеся играли в игру « Хлопайте и топайте». В ходе этой физминутки у детей развивала внимание и в то же время закрепляли тему урока.

Применяла метод самостоятельной работы при выполнении упражнений. На протяжении всего урока учащиеся сами проверяли и оценивали свою работу.

4 этап: рефлексия. Цель этапа – проверка усвоения материала через картинный диктант (презентация).

На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.

Для достижения цели урока было использовано оборудование к уроку:

    Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран);

    Рабочее место ученика;

    Презентация к уроку: « Синонимы, антонимы, омонимы»;

    Учебник «Русский язык» 4класс;

    Толковые словари Ожегова С.И; словарь синонимов и антонимов

    Карточки для проведения рефлексии.

Учитель Г.Н.Сергеева

синонимы, антонимы, омонимы - правило. синонимы, антонимы, омонимы - правило


  1. Омонимы это слова, которые различны по значению, но одинаковы по написанию. Например: В полях, не кошенных косой, Все утро дождик шел косой. Синонимы это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения (пример): Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава. (М. Горький.) Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: лицо физиономия рожа. Могут включать в себя слова разных стилей. Синонимы, которые связывают части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, сближают по смыслу несинонимичные в языке слова (в условиях текста), называются контекстуальными синонимами, пример: http://uchim.org/russkij-yazyk/sinonimy-omonimy-antonimy-paronimy - uchim.org Проплывало голубое лето, Уходило лето голубое. Абсолютные синонимы это слова, которые полностью совпадают по значению. Антонимы это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения. Пример: Они сошлись. Вода и камень. Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой. (А. С. Пушкин.) Антонимы позволяют увидеть предметы, явления признаки по контрасту, как по крайней противоположности. Паронимы это однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию. В предложении выполняют одинаковые синтаксические функции: глубинный глубокий, геройство героизм. Смешение паронимов это очень грубое нарушение литературных форм словоупотребления.
    Источник: http://uchim.org/russkij-yazyk/sinonimy-omonimy-antonimy-paronimy
  2. Омонимы звучат одинаково но пишуца по разному
  3. авокадо
  4. Омонимы-одинаковые слово, а значения разные. Голубой, лисички, коса.
    Антонимы-слова с противоположны значением. Правда-ложь, хороший-плохой, добрый-злой.
    Синонимы-слова с одинаковым значением. Буря, штурм, ураган.
  5. Не буду отвечать на вопрос, так как ответов через чур много, а мой ни че не изменит 😀
  6. спасибки#160;
  7. Омонимы

    Паронимы

    Синонимы

    Антонимы

    Слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию

    Слова, разные по значению, но близкие по звучанию

    Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию

    Слова, противоположные по значению

    кран (подъемный)

    кран (водопроводный)

    дипломат дипломант

    вдохнуть вздохнуть

    искусный искусственный

    солнце светило

    смелый храбрый

    всесильный - всемогущий

    хороший плохой

    день ночь

  8. Омонимы - одинаковые слова но разные по значению (руки)
    Антонимы - это слова противоположности по значению (белый-черный)
    Синонимы-слова, которые отличаются но сходит по значению (красивый, превосходный)
  9. авакада
  10. Синонимы - это слова одинаковые по смыслу но разные по произношению! например (Бегемот - Гиппопотам)
    Антонимы- это слова разные по смыслу! например (Белый- Чрный)
    Омонимы - это слова одинаковые по произношению но разные по значению! Например Кисть (руки) Кисть (винограда)
  11. Синонимы - это слова одинаковые по смыслу но разные по произношению! например (Бегемот - Гиппопотам)
    Антонимы- это слова разные по смыслу! например (Белый- Чрный)
    Омонимы - это слова одинаковые по произношению но разные по значению! Например Кисть (руки) Кисть (винограда)
  12. Синонимы ето одной части речи по звучанию и написона но и близко или одиноковые по лексическому значению

— слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.

Синонимы могут быть лексическими (дом, здание; обязанность, долг, повинность ), словообразовательными (придуманный, выдуманный) и синтаксическими (соломенная шляпа, шляпа из соломы ).

Лексическими называются синонимы, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла, или сферой употребления, или экспрессивно-эмоциональной окраской (базар, рынок; быстрый, скорый, поспешный, торопливый, стремительный, борзый, проворный, молниеносный; будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий ).

Синонимы объединяют в синонимические ряды . Каждому из членов ряда присуще общее для всех значение. Общее значение выражает один из членов ряда, называемый доминантой. Как правило, доминанта - это слово с минимальной экспрессией и относительной стилистической нейтральностью. Например, для синонимического ряда: неприятный, отталкивающий, отвратительный, мерзкий, гадкий, скверный доминантой является слово неприятный , отражающее общий смысл: «Обладающий отрицательными свойствами ».

Каждое из слов-синонимов имеет свой оттенок значения . Поэтому не всегда можно легко заменить одно слово другим.

Синонимы могут быть абсолютными (осьминог - спрут, лингвистика- языкознание, доказательство - аргумент), но чаще всего слова в синонимическом ряду отличаются:

  • оттенками лексического значения (давний, старый, бывший, древний, старинный );
  • стилевой принадлежностью (смеяться, хохотать, хихикать, скалить зубы ).

Многозначные слова могут входить в несколько синонимических рядов. Например, слово тихий входит в состав 4-х синонимических рядов:

  • (звук, голос) негромкий, слабый, приглушённый, еле слышный;
  • (человек) нешумный, послушный, кроткий, спокойный, молчаливый, по­корный;
  • (сон) спокойный, беззаботный, мирный, сладкий, лёгкий;
  • (ход, походка) бесшумный, медленный, неторопливый, неслышный.

Члены разных синонимических рядов нередко синонимичны между собой. В состав синонимических рядов могут входить также фразеологизмы : очаровывать, околдовывать, пленять, покорять 0 сводить с ума; приукрашивать, лакировать 0 изображать в розовом свете; страстно, пламенно, жгуче 0 всем сердцем, всей душой, всеми фибрами души .

Антонимы

Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокорневыми (вход - выход, большой - небольшой, сжать - разжать) и разнокорневыми (атака - оборона, твёрдый - мягкий, терять - находить).

Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.

Омонимы

Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению:

Свет 1 — 1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет . 2. Тот или иной источник освещения. Принести свет. Подойти к свету. 3. Рассвет, восход солнца. Ни свет ни заря (очень рано) . Чуть свет (едва начало рассветать) . Ласковое обращение (устар.) Свет ты мой ясный!

Свет 2 — 1. Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю. Путешествие вокруг света. Произвести на свет (родить). Свет не без добрых людей . 2. Круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам. Высший свет. Выез­жать в свет. Вращаться в свете.

Свет 1 и Свет 2 совпадают в звучании и написании и относятся к одной части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Эти слова - лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений.

Существует несколько разновидностей омонимов.

Виды омонимов:

  1. Морфологические омонимы , или омоформы - слова, совпадающие по звуча­нию, но обладающие разными лексическими и грамматическими значениями. Например: три (количественное числительное в форме И. п.) - три (глагол тереть в форме повел, накл.), знать (существительное ж. р., в форме И. п.) - знать (глагол в неопр. форме).
  2. Фонетические омонимы , или омофоны - слова или формы слов с разны­ми значениями, имеющие одинаковое звучание, но различное написание. Например: костный - косный; лиса - леса; пруд - прут, кампания - компания .
  3. Графические омонимы , или омографы - слова или формы слов с разными значениями, отличающиеся друг от друга по звучанию только местом ударе­ния. Например: зАмок - замОк; бОльшим - большИм; крУжки - кружкИ; бЕлки - белкИ; пАрить - парИть.

Конспект урока «Синонимы, антонимы, омонимы «. Следующая тема:

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению. (Катастрофа, крушение, крах.)
Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – разговорное, просторечное).
Типы синонимов:
а) абсолютные – одинаковые по лексическому значению и стилистической окрашенности (лингвистика – языкознание);
б) стилистические (опыт – нейтральное, эксперимент – книжное);
в) смысловые: гнев – ярость (сильный гнев);
г) однокоренные (неграмотный – безграмотный) и разнокоренные (алый – красный).
Функции синонимов в речи:
а) замещение (чтобы избежать повторов: мальчик, Петя, он, школьник…);
б) уточнение (Полились алые, потом красные потоки молодого света);
в) экспрессивно стилистическая (наказание – нейтральное, возмездие – книжное).
Стилистическая функция синонимов выражается:
а) с точки зрения употребления в том или ином стиле (растратить – нейтральное, растранжирить – разговорное);
б) с точки зрения отношения к современному языку (вместе – совр., вкупе – устар.);
в) с точки зрения экспрессивно эмоциональной (наказание – нейтральное, возмездие – книжное).
Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению (правда – ложь).
Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).
Антонимы чаще всего называют:
– качественные признаки (добрый – злой);
– действия, состояния, оценки (приходить – уходить);
– количественные признаки (много – мало);
– временные или пространственные признаки (зима – лето, южный – северный).
В отличие от синонимов, антонимический ряд антонимов состоит из двух слов (плохой – хороший).
По морфемному составу антонимы бывают разнокоренные (злой – добрый, хороший – плохой) и однокоренные (грамотный – неграмотный).
Антонимы используют :
– как выразительное средство создания контрастных образов в художественной литературе и газетной публицистике («Ты богат, я очень беден». А.С. Пушкин);
– в качестве оксюморона (сочетание несочетаемых понятий): «скупой рыцарь»;
– в пословицах и поговорках (Мягко стелет, да жестко спать);
– в заголовках произведений («Отцы и дети», «Война и мир»).
Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но различны по значению (кок – род прически, кок – повар на судне).
Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же – разные слова, между которыми нет ничего общего.
Существуют различные разновидности омонимов:
– лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);
– омоформы (мой руки – мой пиджак);
– омофоны (леса – лиса);
– омографы (мУка – мукА).
Омофоны – одинаковые по звучанию, но разные по написанию слова (скосить луг – посадить лук).
Омографы – одинаковые по написанию слова, но разные по значению и звучанию (отличаются ударением: древний зАмок – открыть замОк).
Омоформы – одинаковые по звучанию и написанию формы разных слов (лечу в Москву – лечу зубы).
Стилистические функции омонимов:
а) используются в разных стилях речи для повышения ее выразительности: Миру – мир (призыв);

Правды не скроешь,
Знает весь свет:
Знания – сила!
Знания – свет!
(С. Маршак)

б) часто используются для создания каламбуров (игра слов): Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. (С.Я. Маршак);
в) используются в детских стихотворениях:

Ежик выбежал из норки
И спросил у серой норки:
«Где вы были?» – «У лисички!»
«Что вы ели там?» – «Лисички!»

Паронимы – это слова с различным написанием и схожим звучанием (рассвет – расцвет, весело провести время – мало весило; скрытый – скрытный).
Парономазия – это стилистическая фигура, заключающаяся в постановке рядом слов, близких по звучанию, но различных по значению («Тот не глуп, кто на слова скуп», «Бой вымучит, да бой и выучит»).
Паронимы примыкают к омонимам. Причиной возникновения паронимов является необходимость пополнения лексического состава для уточнения смысловых оттенков однокоренных слов.
Типы паронимов:
а) паронимы, синонимически близкие в одном из значений (проводить опыты – производить опыты);
б) стилистические паронимы (встать и стать – «перестать двигаться или действовать», в разг. – встать, стать – нейтр.).
Стилистические функции паронимов :
а) уточнение значения слова (Лицо его мне знакомо. Личность его мне знакома.);
б) большая экспрессивность, выразительность речи:

Меня тревожит встреч случайность,
Что и не сердцу, не уму,
И та не праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.
(Е. Евтушенко)

в) для речевой характеристики персонажа или для создания комического эффекта (Ему была поручена заглавная роль.)
Близость паронимов по своему звучанию и написанию может стать причиной их неправильного, неточного употребления и привести к лексическим ошибкам (Грушницкий принял эффективную позу – вместо эффектную).