Синдром торренса. Особенности проведения процедуры тестирования

Построение образа на основе графического стимула

Невербальный буклет «А»

Субтест 1. Нарисуй картинку

Тестовый материал: а) фигура овальной формы (рис. 4) из цветной бумаги. Цвет фи­гуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные ка­рандаши.

Инструкция. Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую кар­тину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ.

С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам боль­ше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами кар­тина.

Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Допол­няйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную историю.

Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы луч­ше рассказать придуманную вами историю.

Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю.

Комментарий. На девятой минуте напомните детям, что нужно закончить и подписать название рисунка, а также свою фамилию и класс. По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу над заданием субтеста 1.

Субтест 2. Закончи рисунок

Тестовый материал: а) простой карандаш; б) тестовый бланк, состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы (рис. 5).

Инструкция. На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь при­думать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Сде­лайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки. (если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, скажите следующее: «Вы все рабо­таете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».) По истечении десяти минут выключите секун­домер и остановите работу.

Субтест 3. Линии

Инструкция. Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каж­дой пары линий (рис. 6). Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисо­вать между линиями, над линиями, вокруг линий - где угодно.

Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав название.

По истечении десяти минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них названия сразу после тестирования.

Словесно-звуковое творческое мышление

Диагностика словесно-звукового творческого мышления состоит из двух тестов, проводи­мых при помощи магнитофонной записи.

Б первом тесте - «Звук и образы» - используются в качестве акустических стимулов для узнавания и ассоциирования знакомые и незнакомые звуки (используются естествен­ные, синтетические и музыкальные звуки).

Второй тест - «Звукоподражание и образы» - содержит различные слова, интонации, напоминающие различные содержательные знаки (скрип, треск), имитирующие естествен­ные звуки, присущие какому-то объекту, музыкальные интонации, интонационные комп­лексы, смоделированные на синтезаторе.

В обоих тестах испытуемый после прослушивания звуковой записи пишет, на что по­хож тот или иной звук. При ответах дается полная свобода воображению ребенка.

Звуковые последовательности предъявляются четыре раза.

Обработка экспериментальных данных

Характеристика основных показателей творческого мышления

1. Легкость (беглость) - количественный показатель, отражающий способность к порож­дению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов. 2. Гибкость - отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.

    мир природы;

    животный мир;

  • механическое;

    символическое;

    декоративные элементы;

    видовое (город, дом, шоссе, двор);

    искусство;

    динамические явления.

    Оригинальность - характеризует способность к выдвижению идей, отличных от оче­видных, нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся отве­тов, образов, идей.

    Разработанность (тщательность, детализация образов) - фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных деталей при разработке основной идеи.

При обработке экспериментальных данных необходимо иметь в виду, что причины низких и высоких показателей по всем когнитивным параметрам креативности могут быть различными. Так, низкие показатели по фактору «беглость» могут быть связаны с высо­кой детализацией, разработанностью идей. Высокие показатели по данному фактору мо­гут свидетельствовать об импульсивности или поверхностности мышления. Низкие пока­затели по фактору «гибкость» свидетельствуют о ригидности мышления или низкой информированности, слабой мотивации. Чрезвычайно высокие показатели имеют «нега­тивный оттенок» и могут свидетельствовать о неспособности к единой линии в мышлении. Высокий коэффициент оригинальности иногда наблюдается при психических и невроти­ческих расстройствах.

Поэтому при обработке эмпирических данных существенным является не только ко­личественный результат (баллы), но и причины этого результата.

Невербальный буклет «А»

Построение образа на основе графического стимула. Адаптация теста осуществлена со­трудниками центра «Творческая одаренность» НИИ ОПП АПН СССР Н. В. Шумаковой, Е. И. Шелбановой, Н. П. Щербо.

Оценка выполнения задания по субтесту 1 «Нарисуй картинку»

Оригинальность. При обработке используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно часто­те встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5% и более случаев, получают 0 баллов. Так же оцениваются и очевидные ответы, вроде «капля», «груша», «яйцо».

Ответы, встречающиеся в 4,00-4,99%, оцениваются 1 баллом, в 3,00-3,99% - 2 баллами, в 2,00-2,99% - 3 баллами, в 1,00-1,99% - 4 баллами. Все другие ответы получают 5 баллов.

Не засчитываются ответы, которые не соответствуют заданию, если рисунок не связан с цветной фигурой.

Тщательность разработки. В основе обработки этого показателя лежат два положения: первое включает понятие простейшего ответа - минимального и первичного. Во втором - придумывание и изображение деталей относится к проявлению творческой способности, определяющей уровень разработанности идей.

При оценке тщательности разработки баллы даются за каждую значимую деталь (су­щественную идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее кон­тура, так и за ее пределами. При этом основной простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за каждую существенную деталь общего ответа (при этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается);

    цвет, если он дополняет основную идею;

    штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

    украшение, если оно имеет смысл;

    каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значи­мую по отношению к основному ответу;

    каждую подробность в названии сверх необходимого. Если линия разделяет рису­нок на две значимые части, подсчитываются баллы в обеих частях рисунка. Если линия обозначает определенный предмет (пояс, шарф...), она оценивается одним баллом.

Оценка выполнения задания по субтесту 2 «Закончи рисунок»

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Макси­мальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категорий могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает).

Оригинальность и тщательность разработки оценивается аналогично обработке зада­ния субтеста 1.

Оценка выполнения задания по субтесту 3 «Линия»

Производится аналогично первым двум технологиям.

Дополнительные премиальные баллы за оригинальность идеи.

Такие баллы даются:

1, За нестандартность мышления и отклонение от общепринятого, которая проявляет­ся в объединении нескольких исходных повторяющихся фигур (пар параллельных линий) в единый рисунок. П. Торренс относит это к проявлениям высокого уровня творческих способностей. Такие дети видят возможности там, где они скрыты от других.

В связи с этим необходимо присуждать дополнительные баллы за объединение в бло­ки исходных фигур: объединение двух пар линий - 2 балла; трех - пяти пар - 5 баллов, шести - десяти пар - 10 баллов, одиннадцати - пятнадцати пар - 15 баллов, более пят­надцати пар - 20 баллов.

Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по все­му третьему заданию.

2. За эстетические художественные компоненты воплощения идеи. Экспериментальные исследования показали, что художественно одаренные дети включают эстетические и худо­жественные элементы в выполнение заданий. К этим элементам относятся прежде всего:

а) эмоциональная выразительность воплощения (экспрессия);

б) целостность композиции при высоком уровне разработанности.

Эти проявления творческих способностей стандартизировать чрезвычайно сложно, так как они отражают индивидуальные характеристики личности; поэтому оценка в баллах - прерогатива экспериментатора совместно с экспертной группой - специалистов в облас­ти эстетического воспитания и художественного образования.

Индивидуальный лист оценок (по тесту Торенса фигурная форма А построение образа на основе графического стимула)

ФИО ______________________________________________________________

Дата проведения _______________________ Возраст ______________________

Класс _________________________ Пол _________________________________

Задание 1

Задание 2

Задание 3

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность


Тест творческого мышления П. Торренса

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, - получить модель твор­ческих процессов, отражающую их природную сложность.

В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление , вторая - образное творческое мышление, третья - словесно-звуковое творче­ское мышление.

Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных ва­риантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптиро­ванных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П. Торренса.

Подготовка к тестированию

Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы.


  1. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие "импро­визации" требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные дан­ные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

  2. Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмо­сферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обста­новке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.

  3. Оптимальный размер группы - 15-35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10-15 человек, а для дошкольников предпочтитель­ но индивидуальное тестирование.

  4. Бремя выполнения фигурной формы теста - 30 минут, Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.

  5. Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.
Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это при­водит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях - количества ответов.

Вербальное творческое мышление (методика П.Торренса)

Вербальный буклет «А»

Задания 1-7

Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы полу­чился интересный рассказ-картинка.

Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его ис­пользовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени - сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы , молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти зада­ния позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых со­бытиях, их причинах и последствиях.

Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью ска­зать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?


Рис.1

Задание 1. Задай вопросы

Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к это­му и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик про­ставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взгля­нув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.

Задание 2. Отгадай причины

Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изоб­раженного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся стро­ить догадки.

Задание 3. Отгадай последствия

Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображен­ного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.

Задание 4. Результаты усовершенствования

Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки - слона (рис. 2). Приду­май, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.

Рис.2

Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки)

Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничи­вай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.

Задание 6. Необычные вопросы

Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о кар­тонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопро­сы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.

Задание 7. Давайте представим

Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким возмож­ным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.

Изобразительное творческое мышление (методика П.Торренса)

Построение образа на основе графического стимула

Невербальный буклет «А»

Субтест 1. Нарисуй картинку

Тестовый материал: а) фигура овальной формы (рис. 4) из цветной бумаги. Цвет фи­гуры может быть любой, но такой насыщенности , чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные ка­рандаши.

Инструкция. Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую кар­тину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ.

С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам боль­ше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами кар­тина.

Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Допол­няйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную историю.

Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы луч­ше рассказать придуманную вами историю.

Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю.

Комментарий. На девятой минуте напомните детям, что нужно закончить и подписать название рисунка, а также свою фамилию и класс. По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу над заданием субтеста 1.

Субтест 2. Закончи рисунок

Тестовый материал: а) простой карандаш; б) тестовый бланк, состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы (рис. 5).

Инструкция. На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь при­думать такие картинки или историю , которые никто больше придумать не сможет. Сде­лайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки. (если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, скажите следующее: «Вы все рабо­таете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».) По истечении десяти минут выключите секун­домер и остановите работу.

Субтест 3. Линии

Инструкция. Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каж­дой пары линий (рис. 6). Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисо­вать между линиями, над линиями, вокруг линий - где угодно.

Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав название.

По истечении десяти минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них названия сразу после тестирования.


Словесно-звуковое творческое мышление

Диагностика словесно-звукового творческого мышления состоит из двух тестов, проводи­мых при помощи магнитофонной записи.

Б первом тесте - «Звук и образы» - используются в качестве акустических стимулов для узнавания и ассоциирования знакомые и незнакомые звуки (используются естествен­ные, синтетические и музыкальные звуки).

Второй тест - «Звукоподражание и образы» - содержит различные слова, интонации, напоминающие различные содержательные знаки (скрип, треск), имитирующие естествен­ные звуки, присущие какому-то объекту, музыкальные интонации , интонационные комп­лексы, смоделированные на синтезаторе.

В обоих тестах испытуемый после прослушивания звуковой записи пишет, на что по­хож тот или иной звук. При ответах дается полная свобода воображению ребенка.

Звуковые последовательности предъявляются четыре раза.

Обработка экспериментальных данных

Характеристика основных показателей творческого мышления

1. Легкость (беглость) - количественный показатель, отражающий способность к порож­дению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов. 2. Гибкость - отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.

Измеряется числом категорий. Категории:


  • мир природы;

  • животный мир;

  • человек;

  • механическое;

  • символическое;

  • декоративные элементы;

  • видовое (город, дом, шоссе, двор);

  • искусство;

  • динамические явления.

  1. Оригинальность - характеризует способность к выдвижению идей, отличных от оче­видных, нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся отве­тов, образов, идей.

  2. Разработанность (тщательность, детализация образов) - фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных деталей при разработке основной идеи.
При обработке экспериментальных данных необходимо иметь в виду, что причины низких и высоких показателей по всем когнитивным параметрам креативности могут быть различными. Так, низкие показатели по фактору «беглость» могут быть связаны с высо­кой детализацией, разработанностью идей. Высокие показатели по данному фактору мо­гут свидетельствовать об импульсивности или поверхностности мышления. Низкие пока­затели по фактору «гибкость» свидетельствуют о ригидности мышления или низкой информированности, слабой мотивации. Чрезвычайно высокие показатели имеют «нега­тивный оттенок» и могут свидетельствовать о неспособности к единой линии в мышлении. Высокий коэффициент оригинальности иногда наблюдается при психических и невроти­ческих расстройствах.

Поэтому при обработке эмпирических данных существенным является не только ко­личественный результат (баллы), но и причины этого результата.

Невербальный буклет «А»

Построение образа на основе графического стимула. Адаптация теста осуществлена со­трудниками центра «Творческая одаренность» НИИ ОПП АПН СССР Н. В. Шумаковой, Е. И. Шелбановой, Н. П. Щербо.

Оценка выполнения задания по субтесту 1 «Нарисуй картинку»

Оригинальность. При обработке используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно часто­те встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5% и более случаев, получают 0 баллов. Так же оцениваются и очевидные ответы, вроде «капля», «груша», «яйцо».

Ответы, встречающиеся в 4,00-4,99%, оцениваются 1 баллом, в 3,00-3,99% - 2 баллами, в 2,00-2,99% - 3 баллами, в 1,00-1,99% - 4 баллами. Все другие ответы получают 5 баллов.

Не засчитываются ответы, которые не соответствуют заданию, если рисунок не связан с цветной фигурой.

Тщательность разработки. В основе обработки этого показателя лежат два положения: первое включает понятие простейшего ответа - минимального и первичного. Во втором - придумывание и изображение деталей относится к проявлению творческой способности, определяющей уровень разработанности идей.

При оценке тщательности разработки баллы даются за каждую значимую деталь (су­щественную идею), дополняющую исходную стимульную фигуру , как в границах ее кон­тура, так и за ее пределами. При этом основной простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за каждую существенную деталь общего ответа (при этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается);


  • цвет, если он дополняет основную идею;

  • штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

  • украшение, если оно имеет смысл;

  • каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значи­мую по отношению к основному ответу;

  • каждую подробность в названии сверх необходимого. Если линия разделяет рису­нок на две значимые части, подсчитываются баллы в обеих частях рисунка. Если линия обозначает определенный предмет (пояс, шарф...), она оценивается одним баллом.
Оценка выполнения задания по субтесту 2 «Закончи рисунок»

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Макси­мальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категорий могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает).

Оригинальность и тщательность разработки оценивается аналогично обработке зада­ния субтеста 1.

Оценка выполнения задания по субтесту 3 «Линия»

Производится аналогично первым двум технологиям.

Дополнительные премиальные баллы за оригинальность идеи.

Такие баллы даются:

1, За нестандартность мышления и отклонение от общепринятого, которая проявляет­ся в объединении нескольких исходных повторяющихся фигур (пар параллельных линий) в единый рисунок. П. Торренс относит это к проявлениям высокого уровня творческих способностей. Такие дети видят возможности там, где они скрыты от других.

В связи с этим необходимо присуждать дополнительные баллы за объединение в бло­ки исходных фигур: объединение двух пар линий - 2 балла; трех - пяти пар - 5 баллов, шести - десяти пар - 10 баллов, одиннадцати - пятнадцати пар - 15 баллов, более пят­надцати пар - 20 баллов.

Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по все­му третьему заданию.

2. За эстетические художественные компоненты воплощения идеи. Экспериментальные исследования показали, что художественно одаренные дети включают эстетические и худо­жественные элементы в выполнение заданий. К этим элементам относятся прежде всего:

а) эмоциональная выразительность воплощения (экспрессия);

б) целостность композиции при высоком уровне разработанности.

Эти проявления творческих способностей стандартизировать чрезвычайно сложно, так как они отражают индивидуальные характеристики личности; поэтому оценка в баллах - прерогатива экспериментатора совместно с экспертной группой - специалистов в облас­ти эстетического воспитания и художественного образования.

Многие хотят узнать, насколько они креативны и развиты интеллектуально по отношению к окружающим людям. Сделать это можно благодаря разным тестам, одним из которых является тест Торренса на творческое мышление.

Данный тест очень прост. Он состоит из трех этапов, адаптированных под людей любого возраста, начиная от 5 лет. Естественно, что если вы хотите узнать свой относительный результат, то необходимо протестировать несколько человек вашего возраста. Ранее мы рассказывали вам и о других тестах , которые также могут подсказать вам уровень вашей креативности.

Тест Торренса

Этап первый: нарисовать картинку. В данном случае вам понадобится овал, схожий по размерам с куриным яйцом. Цвет его определять только вам самим, но лучше, чтобы он был одинаковый у всех испытуемых. В связи с этим, проще всего будет взять белый цвет, сделав овал из обычной бумаги.

Испытуемый должен нарисовать что-то в овале, чтобы овал превратился в нечто конкретное благодаря вашей дорисовке. Обязательно нужно дать этому рисунку название. Рисовать можно все, что придет вам в голову. Время теста — 1 минута.

Этап второй: ассоциативность мышления. По приведенной ниже таблице нужно сделать следующее. Дорисуйте каждую картинку так, как вы ее видите и дайте ей название. Время теста — 3 минуты.

Этап третий: регулярное мышление. Распечатайте снова картинку, которая приведена ниже. К каждому одинаковому элементу (в данном случае, это пара горизонтальных кругов) необходимо дорисовать что-либо уникальное, чтобы получилось нечто самобытное, осмысленное и понятное. Грубо говоря, рисунки и их интерпретации не должны повторяться. Всего может получиться 30 рисунков. Время теста — 5 минут.

Подсчет баллов

Креативность оценивается в 5 этапов: продуктивность, оригинальность, продуманность, открытость, логика.

Продуктивность. Оценивается по 2 и 3 этапам. Подсчитайте общее количество ответов испытуемого — сколько он дорисовал картинок, столько и получит баллов. Балл не засчитывается, если:

  • исходная часть рисунка не была использована;
  • если нет смысла в рисунке или его названии;
  • повторения.

Оригинальность. Оценивается по всем трем заданиям теста. Тут самое главное, чтобы любые ваши рисунки не повторялись. Если статистические данные, но разновидностей теста очень много, поэтому предлагайте его проходить многим людям, чтобы было с чем сравнивать. Именно поэтому сначала попробуйте дать этот тест пройти хотя бы 40-50 людям, чтобы потом увидеть свои результаты. На основе всех тестов выбираются одинаковые рисунки. Это сделать нетрудно, если проводить тест в аудитории, где все испытуемые сидят вместе и находятся в равных условиях.

Каждый оригинальный ответ — это один балл. Оригинальность определяется следующим образом: если рисунок из любого задания есть хотя бы у 50% испытуемых, то он уже не оригинален. Все остальные варианты считаются оригинальными и дают вам 1 балл. Если рисунка и названия как у вас нет ни у кого, то это дает вам сразу 5 баллов. Если испытуемых больше 100, то 10 баллов вы получите за оригинальный ответ.

Продуманность. За каждый продуманный рисунок в любом из двух последних тестов дается по 1 баллу. Продуманность заключается в наличии не только контурных дорисовок, но и мелких деталей внутри каждого рисунка. В первом рисунке каждый дополнительный балл начисляется за деталь рисунка, которая не меняет смысла, но дополняет его и делает рисунок более понятным, точным и разборчивым. Хотелось бы отметить, что в случае с испытуемыми детьми, рисунки из первого задания могут также многое рассказать об их внутреннем мире - в этом вам поможет другая .

Открытость. Оценка проводится только по второму тесту. Если фигура не превращается в замкнутый рисунок, то вы получаете 0 баллов. Если, например, нос превратился в часть головы, то вы получите 2 балла за каждый такой рисунок. Если вы нарисовали усы без лица — это 0, а вот если эти усы являются частью полного лица, то это 2 балла.

Логика. Подсчитывается в тестах № 1 и № 2. Тут важно уловить суть названия — насколько оно соответствует рисунку.

  • Если название нелогично или состоит из одного слова, которое ясно описывает картинку, то вы получаете 0 баллов.
  • Название со свойствами, например: горячая булочка или красивые усы, приносят по 1 баллу.
  • Любые абстрактные названия, отражающие какой-то смысл, приносят 3 балла. Примеры: Тщетность бытия, грустный весельчак и так далее.

Итог

Подсчитайте количество баллов. Если верить статистике и взять средние показатели по похожим тестам, то у вас должно получиться 40-50 баллов. Это норма. Всё, что больше это уже хорошо, ведь говорит о вашем нестандартном мышлении.

Любые подобные тесты относительны. Они не до конца объективны, поэтому требуют огромного количества испытаний и анализа. Чтобы узнать более точный результат, проведите тест над 100 людьми, а только потом проводите анализ, поскольку в обратном случае вам придется после каждого нового испытуемого проверять результаты на оригинальность и пересчитывать баллы.

Мы желаем вам удачи в тестировании. Суть заключается в быстром принятии решений - делать все необходимо максимально быстро и вдумчиво. Чтобы улучшить свои навыки в эффективном принятии важных и правильных решений, обратитесь за помощью к другой нашей статье . Будьте счастливы, успешны и не забывайте нажимать на кнопки и

Приложение № 7.

Методика Торренса

Ф . И . О . ___________________ _ Дата .___________________

Возраст Класс Пол __________

Вырази свои идеи

с помощью рисунков !

Тебе предстоит выполнить три увлекательных задания . Тебе по - требуются воображение и творческие способности для того , чтобы придумать новые идеи и выразить их с помощью рисунков , изобра - жений . При выполнении каждого задания попробуй придумать что - то интересное и необычное , чего бы не смог придумать никто другой , кроме тебя . Постарайся дополнить и развить свои идеи так , чтобы у тебя получились интересные рассказы - картинки . Ты сможешь хоро - шо справиться с этими заданиями . Но главное , что ты получишь при этом настоящее удовольствие .

Время выполнения заданий будет ограничено , поэтому старайся работать быстро , но без лишней спешки . Если у тебя появятся вопро - сы во время выполнения заданий , не задавай их с места . Подними руку , и ведущий к тебе подойдет .

СОЗДАНИЕ РИСУНКА

Возьми цветную фигуру . Придумай любое изображение , частью которого могла бы стать эта фигура . Ты можешь нарисовать любой предмет или целый рассказ .

Приклей эту фигуру на листе в любом месте - там , где тебе больше нравит­ся . А затем дорисуй ее карандашами или фломастерами так , чтобы получилась задуманная тобой картинка . Рисовать можно и внутри , и за пределами наклее­ нной фигуры .

Постарайся придумать такую картинку , которую никто другой придумать не сможет . Дополни ее разными деталями так , чтобы получилась как можно более интересная и увлекательная история .

Когда ты закончишь свой рисунок , придумай к нему название и запиши его внизу страницы . Постарайся , чтобы название было интересным , необычным и помогало понять то , что ты нарисовал .

На выполнение задания отводится 10 минут . Старайся работать быстро , но без лишней спешки . Если у тебя возникли вопросы , задай их сейчас .

Начинай работать над рисунком . Сделай его не похожим на другие , пусть он расскажет увлекательную и необычную историю .

3

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ФИГУРЫ

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры . Если ты доба­ вишь к ним дополнительные линии , у тебя могут получиться интересные пред­ меты или истории .

Старайся нарисовать такие картинки , которые бы не смог придумать никто , кроме тебя . Делай каждую картинку подробной и интересной , добавляя к ней разные детали .

Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу .

На выполнение задания отводится 10 минут . Старайся работать быстро , но без лишней спешки . Если у тебя возникли вопросы , задай их сейчас .

Начинай работать над рисунками .

4

5

ПОВТОРЯЮЩИ ЛИНИИ

На этих трех страницах изображены пары прямых линий . Нарисуй как можно больше предметов или историй , используя эти линии .

Прямые линии должны быть основной частью того , что ты хочешь нарисо­вать . К каждой паре линий с помощью карандашей или фломастеров добавь другие линии так , чтобы получились законченные изображения . Можно рисо­ вать между линиями , над линиями - везде , где ты захочешь .

Старайся придумать такие рисунки , которые бы не смог придумать никто , кроме тебя . Нарисуй как можно больше различных картинок , вырази все идеи , которые у тебя появятся .

Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу .

На выполнение задания отводится 10 минут . Старайся работать быстро , но без лишней спешки . Если у тебя возникли вопросы , задай их сейчас .

Начинай работать над рисунками .

6

7

ТЕСТ ТОРРЕНСА

Образная батарея

Б ЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф . И . О ._____________________ _ Дата ____________________

Возраст Класс _______________ Пол __________

Таблица 1. Суммирование первичных результатов . Стандартные баллы

субтеста

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Название

Замыкание

Образная креативность

Сумма баллов

Расчет стандартных баллов :


Таблица 2. Таблица перевода сырых баллов в обобщенные сырые баллы по фактору «Разработанность» .

1.

0-5

6-12

13-19

20-26

27-33

> 34

2.

0-8

9-17

18-28

29-39

40-50

> 51

3.

0-7

8-16

17-27

28-37

38-47

> 48

Графическое представление результатов


Заключение

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГ___________________

ТЕСТ ТОРРЕНСА

Вербальная батарея

Б ЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф . И . О ._____________________ _ Дата ____________________

Возраст Класс _______________ Пол __________

Таблица 1.

ответа

Номер субтеста

1

2

3

4

5

6

7

Вопросы

Причины

Следствия

Улучшение предмета

Необычное использование

Необычные вопросы

Необычные ситуации

0

Кат

0

Кат

0

Кат

0

Кат

0

Кат

0

0

Сдвиг

Расчет стандартных баллов:

Таблица 2. Результаты первичной обработки

Беглость

Гибкость

Оригинальность

ВК

1

Вербальная креативность

2

3

4

5

6

7

Сумма баллов

Т-баллы

Заключение

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГ ________________________

ТЕСТ ТОРРЕНСА

Вербальная часть

Б ЛАНК ОТВЕТОВ

Ф . И . О ._____________________ _ Дата ___________________

Возраст Класс _______________ Пол __________

Перед тобой - несколько увлекательных заданий. Тебе потребуются воображение и творческие способности. С их помощью ты сможешь придумать новые идеи и выразить их словами.

У этих заданий нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно, чтобы ты приду­ мал как можно больше идей и получил от этого настоящее удовольствие. Постарайся, чтобы твои идеи получились интересными и необычными - такими, которые не придумал бы ни­ кто, кроме тебя!

Время выполнения каждого задания будет ограничено. Постарайся работать быстро, но без лишней спешки.

Если ты напишешь все свои идеи, а время выполнения задания еще не кончится, жди сле­ дующей инструкции. Иногда во время такого спокойного ожидания в голову приходят но­ вые идеи, которые ты сможешь добавить к уже имеющимся.

Если у тебя появятся вопросы во время выполнения заданий, не задавай их с места. Под­ ними руку, и ведущий к тебе подойдет.

Задания №№ 1-3: Вопросы, Причины, Следствия.

В первых трех заданиях тебе необходимо показать, насколько хорошо ты умеешь задавать вопросы, когда хочешь выяснить что-либо, насколько хорошо ты умеешь догадываться о причинах и последствиях различных событий.

Посмотри на картинку на следующей странице. Что на ней происходит? О чем ты можешь сказать с уверенностью? Какой информации тебе не хватает, чтобы понять, что происходит? Что могло быть причиной поведения героя? Что из этого может получиться дальше?

Теперь переверни страницу и выполни задания. На каждое задание отводится 5 минут. Начало работы над каждым заданием будет объявлять ведущий.

Задание №1: Вопросы

На Бланке ответов запиши как можно больше вопросов, которые помогли бы тебе точно понять, что происходит на картинке.

Не задавай таких вопросов, на которые легко найти ответ в самом рисунке.

Задание №2: Причины

Почему, как ты думаешь, произошло то, что изображено на рисунке? Придумай как мож­ но больше причин происходящего.

Это могут быть события, произошедшие недавно. А также события, случившиеся очень давно. Главное, что они послужили причиной того, что изображено на рисунке.

Перечисли все возможные причины на Бланке ответов. Будь смелым в своих догадках и предположениях.

Задание №3: Следствия

Что может произойти потом? Придумай как можно больше последствий изображенного на рисунке.

Это могут быть события, которые произойдут сразу после изображенной ситуации, или события далекого будущего. Главное, что они будут результатом того, что нарисовано.

Перечисли все возможные последствия на Бланке ответов. Будь смелым в своих догадках и предположениях.


Задание №4: Улучшение предмета

Как можно изменить этого игрушечного слона для того, чтобы детям (например, твоей младшей сестре или брату) стало интереснее играть с ним?

Придумай самые удачные, оригинальные и необычные способы изменения слона. Не бес­ покойся о том, насколько сложно будет осуществить твои изменения. Думай только о том, как можно улучшить эту игрушку.

Перечисли все возможные изменения слона на Бланке ответов.


Задание №5: Необычное использование

Почему люди выбрасывает пустые картонные коробки? Ведь можно придумать тысячи интересных и необычных способов их использования!

Попробуй это сделать! Придумай, как можно интересно и необычно использовать пустые картонные коробки - любого размера и в любом количестве. Не ограничивай свою фанта­ зию тем, что ты когда-то слышал или видел.

Придумай столько способов использования коробок, сколько ты сможешь, и запиши их на Бланке ответов.

Задание №6: Необычные вопросы

А теперь попробуй придумать как можно больше вопросов про эти картонные коробки. Придумай самые разнообразные вопросы, которые бы вызывали интерес к картонным ко­ робкам у окружающих. Постарайся, чтобы вопросы касались таких свойств картонных ко­ робок, о которых никто никогда не задумывался.

Запиши все придуманные тобой вопросы на Бланке ответов.

Задание №7: Необычная ситуация

Эта ситуация, скорее всего, никогда не произойдет. Однако тебе надо представить, что это все-таки случилось. Пофантазируй. Какие удивительные вещи произошли бы тогда? Какие последствия могла бы иметь эта ситуация?

Посмотри на картинку внизу. На ней нарисована эта невероятная ситуация: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до самой поверхности земли. Что может произой­ти в этом случае?

Предложи как можно больше вариантов и запиши их на Бланке ответов.