Синчук василий людвигович прокурор крыма. Василий людвигович синчук - биография, компромат, фотографии

Биография

Василий Синчук родился 31 марта 1960 г. в Хмельницкой области. Свои школьные и детские годы Василий Синчук описывает так: В школу я пошел в шесть лет. Мать с отцом решили, что ребенок моего роста и комплекции должен идти в школу, так как дети намного меньше меня ростом уже сидят за партой. В первом классе, когда учительница спросила, кем хочу быть, я ответил: Милиционером. Во втором - мечтал стать космонавтом. А уже ближе к окончанию школы - военным летчиком. Но все мои представления относительно будущей профессии были связаны с людьми в погонах. Погоны стали для меня атрибутом защитника Отчизны. Жил я в далеком маленьком подольском селе. Если была плохая погода, до школы невозможно было добраться. Всем известно, что наше сознание зависит от нашего быта. Уже в седьмом классе я понимал: чтобы достичь высоких вершин, надо выйти из той среды, в которой находился. Сельский труд меня не очень привлекал. В 1978 г. окончил Каменец-Подольский строительный технику: Вот я и решил поступить в строительный техникум. Так делали большинство из тех, кто хорошо учились в нашей школе. В техникуме было три факультета. Самым популярным и престижным считался факультет промышленного строительства. Я выбрал его. Не поступить не имел права, так как это был бы позор для родителей. Поступил. Это учебное заведение дало мне хорошее общее образование и две профессии: каменщика и плотника-бетонщика IV разряда. Эта работа, кстати, нравится мне и по сей день: кирпич к кирпичу - и вырастает дом. Однако у меня не было глубокого убеждения, что именно с этой профессией я свяжу свою судьбу. Потом была служба в армии. Служил я во Львове в роте почетного караула (Прикарпатский военный округ). Мы ежедневно маршировали по 10 часов (не могу сейчас смотреть, как ходят строем солдаты: это пародия).

Физическая нагрузка была очень серьезной. Помогло мне увлечение спортом - вольной борьбой. А знаковыми для меня стали учения международного уровня, на которых я обеспечил связь командиру батальона. Радиостанция, с которой следовало пробежать более 20 километров, весила 20 килограммов, плюс военная экипировка. После этих учений мне предложили стать кандидатом в члены Коммунистической партии. Это была высокая честь. На армейских соревнованиях по вольной борьбе меня заметили тренеры из Львовского спортивного общества Динамо. И как только я закончил службу - предложили перейти к ним на работу. Чтобы стать тренером, поступил на заочное отделение в институт физкультуры, учился и работал, меня приняли в партию.

Но уже тогда понял: быть тренером - это тоже не мое. Секретарь партийной организации Динамо посоветовал мне поступить в Харьковский юридический институт. Я прислушался к этому совету. И Львовский обком партии дал мне направление на учебу. в 1985 г. - Харьковский юридический институт. В органах прокуратуры - с 1985 г. В одном из интервью Синчук признался, что в выборе профессии сыграл роль его рост. В детстве он мечтал быть космонавтом, но когда ему сказали что с таким ростом космонавтов не бывает, таких больших ракет просто не строят, передумал и решил идти в правоохранительные органы. Сегодня прокурор области по-прежнему выше многих. Его рост - 1,98 метра.

С инчук Василий Прокофьевич - помощник командира 254-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (269-я истребительная Новгородская авиационная дивизия, 14-я воздушная армия, Волховский фронт), капитан.

Родился 15 февраля 1921 года в посёлке Херсон ныне Каргалинского района Актюбинской области (Казахстан) в семье рабочего. Украинец. В 1931 году с родителями переехал в Оренбургскую область, жил в Орске и Оренбурге. Окончил в Орске 7 классов неполной средней школы № 1 (ныне средняя школа № 10) и аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, призван Орским РВК. В 1939 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков (впоследствии - Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище летчиков имени И.С. Полбина). Служил на Дальнем Востоке в истребительном авиационном полку.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с сентября 1942 года, на Волховском фронте. Начал боевую деятельность в истребительной эскадрилье 622-го армейского смешанного авиационного полка 52-й армии. Летал на истребителях И-16 и И-153. 52-я армия вела оборонительные бои на территории Ленинградской и Новгородской областей. С середины августа 1942 года 622-й смешанный авиационный полк действовал в составе 14-й воздушной армии. Принимал участие в октябре 1942 года в Синявинской наступательной операции.

В январе 1943 года полк поддерживал войска фронта в ходе стратегической операции по прорыву блокады Ленинграда. Летая рядовым летчиком, а затем командиром разведывательного звена в 662-м смешанном армейском авиационном полку, В.П.Синчук зарекомендовал себя как один из лучших мастеров воздушного боя. С сентября 1942 по апрель 1943 года он произвёл 202 боевых вылета на разведку, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на штурмовку войск противника, на прикрытие своих войск и перехват самолётов противника.

В апреле 1943 года 622-й смешанный авиационный полк был расформирован. Эскадрилья, в которой воевал В.П.Синчук, была включена в 254-й истребительный авиационный полк. В.П.Синчук, который проявил себя отважным воздушным бойцом, был назначен командиром звена. Он быстро освоил новую материальную часть – самолёт Ла-5 и был назначен руководителем группы лётчиков–«охотников».

19 мая 1943 года он был назначен помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе. Командующий 14-й Воздушной армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Журавлёв счёл возможным повысить Синчука в должности сразу на две ступени, минуя должность командира эскадрильи.

В июле - августе 1943 года полк в составе 269-й истребительной авиационной дивизии 14-й воздушной армии обеспечивал боевые действия наземных войск в Мгинской наступательной операции.

В январе - феврале 1944 года полк участвовал в разгроме немецких войск под Ленинградом и Новгородом в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции.

За время пребывания на Волховском фронте капитан В.П.Синчук произвёл 305 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 15 самолётов противника, из них Ме-109 – 5; ФВ-190 – 2; Хнш-126 – 3; Ю-87 – 2; Фи-156 "Шторх" – 3.

Кроме того, при штурмовках противника уничтожил автомашин с грузом – 6; солдат и офицеров – до 150; паровозов – 1; цистерн с горючим – 1; аэростатов наблюдения – 1; мотоциклов – 1; вагонов железнодорожных – 9; парусных лодок – 6.

1 февраля 1944 года В.П.Синчук не вернулся из воздушного боя над железнодорожной станцией Передольская Новгородской области, в котором сбил один истребитель ФВ-190 и два бомбардировщика Ю-87. Кроме него, из этого боя не вернулся замполит полка майор М.П.Кольцов.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Синчуку Василию Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

В течение семи лет судьба Героя оставалась неизвестной. Летом 1951 года школьники Веня Желтов и Алёша Максимов из посёлка Уторгош Шимского района Новгородской области нашли в болоте в 7 километрах от посёлка затонувший советский самолёт. Истребитель Ла-5 был поднят на поверхность. В его кабине находились останки лётчика с пулевым ранением головы. По сохранившимся документам было установлено, что убитый лётчик – капитан В.П.Синчук.

Останки Героя были с почестями похоронены 26 августа 1951 года в посёлке Уторгош. На могиле установлен обелиск.

Награждён орденом Ленина (13.04.1944), двумя орденами Красного Знамени (03.11.1942; 23.08.1943), медалью «За оборону Ленинграда».

В сквере Славы в Орске установлен бронзовый бюст В.П.Синчука. Именем капитана Синчука назван переулок в Орске, где он жил до призыва. На здании в Орске по улице К. Маркса, 15, где в 1930-е годы располагалась средняя общеобразовательная школа № 1, в которой учились будущие Герои Советского Союза Н.Д. Авдеев, В.П. Синчук, В.А. Сорокин, А.М. Пузиков, установлена памятная доска. В Орском краеведческом музее хранится ряд документов, рассказывающих о жизни и подвигах Героя Советского Союза В.П.Синчука. Здесь же - шлем лётчика, обломки его самолёта. Именем Героя были названы также улица в совхозе «Восточный» Адамовского района Оренбургской области и школа на родине Героя.

Эпизоды боевой деятельности В.П.Синчука (по данным наградного листа и другим источникам)

25 октября 1942 года капитан Синчук при сопровождении штурмовиков на участке 52-й армии в районе Спасская Полисть при отражении атак истребителей противника в воздушном бою сбил один Ме-109. При возвращении с боевого задания обнаружил группу из трёх немецких самолетов целеуказания и связи Фи-156 «Шторх», напал на неё и тремя атаками сбил все три самолета. За это был награждён орденом Красного Знамени.

10 ноября 1942 года при вылете на перехват самолётов противника в район Копцы-Подберезье-Хутынь капитан Синчук обнаружил два самолёта Хеншель-126, корректировавших артиллерийский огонь. Заметив наши истребители, вражеские самолёты стали уходить под прикрытие зенитного огня своей артиллерии. Несмотря на сильный отсечный огонь зенитной артиллерии, капитан Синчук нагнал корректировщиков противника и атаковал их поочередно в хвост. Один из них был сбит и упал в районе Подберезье, второго В.П.Синчук сжёг в воздухе.

29 июля 1943 года при сопровождении группы самолётов Пе-2 в районе станции Мга истребители под командованием капитана Синчука встретили 4 истребителя противника, которые попытались атаковать наши бомбардировщики. Капитан Синчук, упредив атаки противника, зашёл в хвост ведущего пары ФВ-190. Немецкие лётчики заметили его и пытались выйти из атаки боевым разворотом. Капитан Синчук в момент зависания ведущего ФВ-190 на боевом развороте дал длинную очередь снизу, с расстояния 50-80 метров и сбил его. После этого он заметил, что два истребителя Ме-109 пошли в атаку на самолёты Пе-2, зашёл атакующим самолётам в хвост и с дистанции 30-50 метров сбил один Ме-109.

1 августа 1943 года группа в составе четырёх истребителей Ла-5 под командованием капитана Синчука вылетела на свободный поиск противника в район Карбусель – Сологубовка – Турышкино. В районе Карбусель на высоте 3000 метров группа встретилась с двумя «Мессершмиттами», которые попытались атаковать один из наших истребителей со стороны солнца, сверху. Капитан Синчук, увидев это, зашёл одному из «Мессершмиттов» в хвост и сзади-снизу длинной очередью сбил его. Набрав на боевом развороте высоту, с полупереворота атаковал оставшийся Ме-109 и, зайдя ему в хвост, с короткой дистанции сбил его.

4 января 1944 года северо - западнее Новгорода капитан Синчук и его ведомый лейтенант Иванов, "охотившиеся" за железнодорожными составами противника, обнаружили пару немецких истребителей ФВ-190, которая направлялась к линии фронта. Атака Ла-5 была мгновенной и результативной. Командир шварма (звена) оберлейтенант Отто Винсент (имевший 45 побед) и его напарник фельдфебель Курт Ихленфельд из эскадры JG 54 "Грюнхерц" были сбиты и погибли.

19 января 1944 года капитан Синчук, ведущий группы истребителей, обнаружив автоколонну врага северо-западнее Новгорода, вызвал по радио дополнительную группу истребителей, а сам до их прихода пушечным огнём уничтожил головные автомашины. В колонне противника возник пожар и поднялась паника. В это время подоспела другая группа истребителей, которая нанесла новые сильные удары. В результате активных действий истребителей были уничтожены 25 автомашин и до 100 солдат противника.

1 февраля 1944 года в группе из шести Ла-5 капитан Синчук вылетел на прикрытие поля боя наземных войск в район станции Передольская, Великое Село. При подходе к станции Передольская истребители встретили три группы Ю-87 общей численностью до 25 самолётов, которые под прикрытием двенадцати ФВ-190 производили бомбардирование наших войск. Капитан Синчук дал команду по радио атаковать группу из семи Ю-87. В этот момент шесть вражеских истребителей ФВ-190 пытались снизу-сзади атаковать наши самолёты. Капитан Синчук, увидев идущие в атаку немецкие истребители, с левым разворотом, с дистанции 50 метров в хвост атаковал и зажёг один ФВ-190, который врезался в землю и взорвался. После этого поочерёдно, заходя в хвост двум бомбардировщикам Ю-87, с дистанции 25 метров сбил их.

Синчук Василий Прокофьевич - помощник командира 254-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (269-я истребительная Новгородская авиационная дивизия, 14-я воздушная армия, Волховский фронт), капитан.

Родился 15 февраля 1921 года в посёлке Херсон Степного района Актюбинской области (Казахстан) в семье рабочего. Украинец. В 1931 году с родителями переехал в Оренбургскую область, жил в Орске и Оренбурге. Окончил в Орске 7 классов неполной средней школы № 1 (ныне средняя школа № 10) и аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, призван Орским РВК. В 1939 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков (впоследствии - Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище летчиков имени И.С. Полбина). Служил на Дальнем Востоке в истребительном авиационном полку.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с сентября 1942 года, на Волховском фронте. Начал боевую деятельность в истребительной эскадрилье 622-го армейского смешанного авиационного полка 52-й армии. Летал на истребителях И-16 и
И-153. 52-я армия вела оборонительные бои на территории Ленинградской и Новгородской областей. С середины августа 1942 года 622-й смешанный авиационный полк действовал в составе 14-й воздушной армии. Принимал участие в октябре 1942 года в Синявинской наступательной операции.

В январе 1943 года полк поддерживал войска фронта в ходе стратегической операции по прорыву блокады Ленинграда. Летая рядовым летчиком, а затем командиром разведывательного звена в 662-м смешанном армейском авиационном полку, В.П.Синчук зарекомендовал себя как один из лучших мастеров воздушного боя. С сентября 1942 по апрель 1943 года он произвёл 202 боевых вылета на разведку, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на штурмовку войск противника, на прикрытие своих войск и перехват самолётов противника.

В апреле 1943 года 622-й смешанный авиационный полк был расформирован.
Эскадрилья, в которой воевал В.П.Синчук, была включена в 254-й истребительный авиационный полк. В.П.Синчук, который проявил себя отважным воздушным бойцом, был назначен командиром звена. Он быстро освоил новую материальную часть – самолёт Ла-5 и был назначен руководителем группы лётчиков–«охотников».
19 мая 1943 года он был назначен помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе. Командующий 14-й Воздушной армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Журавлёв счёл возможным повысить Синчука в должности сразу на две ступени, минуя должность командира эскадрильи.

В июле - августе 1943 года полк в составе 269-й истребительной авиационной дивизии 14-й воздушной армии обеспечивал боевые действия наземных войск в Мгинской
наступательной операции.

В январе - феврале 1944 года полк участвовал в разгроме немецких войск под Ленинградом и Новгородом в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции.

За время пребывания на Волховском фронте капитан В.П.Синчук произвёл 305 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 15 самолётов противника, из них Ме-109 – 5; ФВ-190 – 2; Хнш-126 – 3; Ю-87 – 2; Фи-156 "Шторх" – 3.

Кроме того, при штурмовках противника уничтожил автомашин с грузом – 6;
солдат и офицеров – до 150; паровозов – 1; цистерн с горючим – 1; аэростатов наблюдения – 1; мотоциклов – 1; вагонов железнодорожных – 9; парусных лодок – 6.

1 февраля 1944 года В.П.Синчук не вернулся из воздушного боя над железнодорожной станцией Передольская Новгородской области, в котором сбил один истребитель ФВ-190 и два бомбардировщика Ю-87. Кроме него, из этого боя не вернулся замполит полка майор М.П.Кольцов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, Синчуку Василию Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

В течение семи лет судьба Героя оставалась неизвестной. Летом 1951 года школьники Веня Желтов и Алёша Максимов из посёлка Уторгош Шимского района Новгородской области нашли в болоте в 7 километрах от посёлка затонувший советский самолёт. Истребитель Ла-5 был поднят на поверхность. В его кабине находились останки лётчика с пулевым ранением головы. По сохранившимся документам было установлено, что убитый лётчик – капитан В.П.Синчук.
Останки Героя были с почестями похоронены 26 августа 1951 года в посёлке Уторгош. На могиле установлен обелиск. В сквере Славы в Орске установлен бронзовый бюст В.П.Синчука. Именем капитана Синчука назван переулок в Орске, где он жил до призыва. В Орском краеведческом музее хранится ряд документов, рассказывающих о жизни и подвигах Героя Советского Союза В.П.Синчука. Здесь же - шлем лётчика, обломки его самолёта. Именем Героя были названы также улица в совхозе «Восточный» Адамовского района Оренбургской области и школа на родине Героя.
Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалью «За оборону Ленинграда».

Родился 15 Февраля 1921 года в посёлке Херсонский Кост - Истеского района Актюбинской области (Казахстан), в семье рабочего. В 1931 году с родителями переехал в Оренбургскую область, жил в Орске и Оренбурге. Окончил 7 классов неполной средней школы № 1 (ныне № 10) и аэроклуб. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке в Краснознамённом истребительном авиационном полку.

С Сентября 1942 года Лейтенант В. П. Синчук на фронтах Великой Отечественной войны. По Май 1943 года сражался в составе 662-го ИАП; по Февраль 1944 года - в 254-м ИАП. Летая на И-16 и Ла-5, участвовал в обороне Ленинграда.

К Февралю 1944 года помощник командира 254-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе (269-я истребительная авиационная дивизия, 14-я Воздушная армия, Волховский фронт) Капитан В. П. Синчук совершил 305 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 15 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил до 150 солдат и офицеров противника. 1 Февраля 1944 года погиб в воздушном бою. Похоронен в посёлке Уторгош Шимского района Новгородской области.

13 Апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды); медалью. Именем Героя назван переулок в городе Орск, улица в совхозе "Восточный" Адамовского района Оренбургской области, школа на родине Героя.

* * *

Было это летом 1951 года. В поисках металлического лома школьники Веня Желтов и Алёша Максимов ушли километров за 7 от Уторгоша. Война разбросала здесь много железа и стали. То, что было на виду, давно уже было увезено на переплавку. Но немало всякой всячины лежало ещё подо мхом.

На болоте внимание ребят как раз и привлёк подозрительно вспучившийся мох. Ткнули острым щупом - твёрдо. Попробовали рядом - то же самое. Решили копать. В болоте оказалась кабина самолёта, а в ней по - зимнему одетый лётчик. Он сидел, склонясь к прицелу и казалось всё ещё ведёт огонь по врагу.

Лётчик был в кожаном шлеме, пробитом пулей. Защитные очки закрывали лицо, как полумаска, в меховых отворотах куртки желтели пуговки гимнастёрки. Ребята расстегнули медную пряжку пояса, осторожно извлекли из почерневшей кобуры пистолет. Под прозрачной пленкой планшета виднелась карта с пометками красным и синим карандашом. В кармане гимнастёрки находился бережно обернутые в целлофан две красные книжечки. В одной из них - партийном билете - нисколько не поблекшими чёрными чернилами было написано: "Синчук Василий Прокофьевич". В другом документе - орденской книжке - говорилось, что Капитан В. П. Синчук награждён орденом Красного Знамени.

Ребята передали документы лётчика в сельсовет, откуда они попали в военкомат. Вскоре стало известно, что Василий Синчук - известный лётчик, Герой Советского Союза. В городе Омске у матери отважного лётчика - Улиты Ивановны - сохранились письма и документы, по которым можно легко представить себе образ этого человека.

Рос в Орске мальчишка - весёлый, задиристый и с ранних лет влюблённый в небо. Мечта его сбылась. Попал Василий Синчук сначала в Орский аэроклуб, который с довоенных лет пользовался и продолжает пользоваться у молодёжи большой популярностью, затем учился в Оренбургском военно - авиационном училище. Уже здесь инструкторы и товарищи отмечали незаурядное мастерство Василия.

Синчук получил назначение на Дальний Восток, где и застала его Великая Отечественная война. Один за другим писал он рапорты с просьбой направить его на фронт, чтобы в небе громить ненавистных врагов. На первых 6-ти рапортах по диагонали написано твёрдым почерком: "отказать". Но Василий был настойчив и добился своего.

С Сентября 1942 года началась его служба в лётных частях Волховского фронта. Нелёгкая служба: бывали дни, когда он задерживался на аэродроме ровно столько времени, сколько нужно на технический осмотр самолёта, для заправки бензином и маслом, для получения боеприпасов. И снова в небо, в бой с врагом!

* * *

Отдельное разведывательное звено Лейтенанта В. П. Синчука присоединилось к 254-му истребительному авиаполку в Апреле 1943 года. Латанные и перелатанные "Ишачки" рядом с новыми мощными истребителями Ла-5 выглядели как старое, но грозное оружие. Эту истину наглядно подтверждали ордена и медали разведчиков.

Вот, к примеру, Вася Синчук - кто в полку мог сравниться с ним в искусстве воздушного боя, в стрельбе, в штурмовке? Должно быть, таким, как он, на роду написано быть лётчиками - истребителями. Кажется, только вчера прилетел он в полк с Дальнего Востока, а в бою не уступит бывалым фронтовикам. Храбрец, ничего не скажешь, но храбрецов в полку много, а вот такие виртуозы и снайперы наперечёт. Однажды за один день, 25 Октября 1942 года, сбил 4 вражеских самолёта! Да что за один день - за один вылет!

Первая схватка была с "Мессершмиттами", которые пытались прорваться к нашим штурмовикам. Отражая атаку, Василий сбил ведущего под ракурсом 4 / 4. Труднейшая задача. Ты мчишься на противника с фланга, под прямым углом к линии его полёта. Надо мгновенно прицелиться и пустить очередь с упреждением, то есть в ту точку неба, где через какие - то доли секунды окажется враг. Синчук решил эту задачу с блеском. Казалось, Ме-109 сам наткнулся на трассу...

На обратном пути Синчук, как бы шутя, расправился с тремя лёгкими немецкими самолётами Fi-156. Немцы называли их "Шторхами", по - русски "Аистами". Трёхместные, вооружённые пулемётами, они служили для различных целей. На свою беду вылетели в этот день "Шторхи". Синчук сбил их одного за другим тремя атаками. У всех, кто наблюдал за этим боем, возникло странное ощущение, будто "Аистов" вообще не было в небе, будто они растаяли, как мираж. За этот бой Василий Синчук командованием Волховского фронта был награждён орденом Красного Знамени.

У Синчука умные, проницательные, с весёлыми искорками глаза. Но самое главное - эти чуточку насмешливые глаза обладают способностью угадывать в угловатых новичках талант лётчика - истребителя.

Синчук - это атака. Он подавляет своей дерзостью и напором. Истребитель в его руках превращается в неуловимого, жалящего насмерть овода. Нередко немецкие пилоты предпочитают не связываться с "рот тейфель" (так они называли Синчука между собой по радио). Но если бы они увидели "красного дьявола" на земле, в кругу друзей, которые всегда окружают его плотным кольцом, услышали шутки, смех, они ни за что не поверили бы, что этот обаятельный Лейтенант, душа общества, и есть тот самый "дьявол", от которого шарахаются с перепугу бронированные, вооружённые до зубов "Фоккеры" и "Мессеры".

Возможно, они поняли бы кое - что, если бы им довелось увидеть пляшущего Синчука. При первых, ещё замедленных тактах "Цыганочки" он выходил в круг неторопливо, как бы с ленцой, показывая всем своим видом, что вообще - то ему не очень хочется плясать в данную минуту, но поскольку общество просит... А темп всё убыстряется, и в какое - то мгновение Вася превращается в вихрь, за которым едва поспевает баянист. В пляске Синчука - безудержная русская удаль. Характер этого человека, наверное, ярче всего проявлялся именно в двух этих стихиях: в воздушном бою и пляске.

В 254-м полку разведчики по - прежнему держались дружной сплочённой семьей. Но... уже давно мечтавший о новой, скоростной машине, Синчук обратился к командиру полка Подполковнику Косенко с просьбой перевести его на Ла-5 и сразу получил "добро". И вовсе не потому, что фронтовые газеты давно называли Василия "волховским асом". Бывалый вояка, встречавшийся с немцами ещё в Испании, Василий Васильевич Косенко по одной лишь посадке Синчука, когда он, по выражению лётчиков, "стриг винтом траву", определил, что отдельным разведывательным звеном командует прирождённый истребитель.

Синчук получил Ла-5 и, всем на удивление, освоил совершенно незнакомую ему машину в невероятно короткий срок. Уже на третий день после пробного боевого вылета на новом истребителе он меткой очередью из пушек записал на свой счёт 6-ю неприятельскую машину.

Его новый ведомый, Юрий Ершов, с восторгом рассказывал, как они встретились с двумя "Фокке - Вульфами", с какой отвагой ринулся в атаку Синчук, как они гнали "Фоккеров" от станции Сигалово до аэродрома Лезье. Приблизившись к вражеской машине на 50 метров, Василий открыл огонь из пушек, и новенький FW-190 врезался в землю посредине аэродрома.

Почему ты его на аэродром свалил? - спрашивали Синчука товарищи - Зачем было подвергать себя риску? Там зенитки, "Фоккеры". Надо было прикончить фрица до Лезье.

Ничего вы не понимаете - возразил Синчук. - Конечно, я мог разделаться с этим фрицем ещё до аэродрома. Но я хотел сбить его у немцев на виду, чтобы они своими глазами видели, как дерутся русские истребители.

Прошло несколько дней, и снова в землянках лётчиков только и разговору, что о Васе Синчуке.

17 Мая 1943 года истребители сопровождали "Илов" на штурмовку эшелона в Любани. Накрыли врага за разгрузкой. Штурмовики положили бомбы и снаряды точно. Несколько платформ с пушками и автомашинами охватило огнём. Но Синчук есть Синчук. Он истребитель и должен уничтожать врага всюду, где только ни встретит. Увидел стоящий на земле у деревни Ольховки двухмоторный бомбардировщик Ju-88 и тут же пошёл в атаку. Ну, а стрелок он отменный, настоящий снайпер. "Юнкерс" загорелся, а солдаты, которые копошились возле, разбежались.

Летят дальше. Скоро Волхов. Но Юра Ершов радирует, что слева от него корректирует стрельбу артиллерии "каракатица" - так называли они немецкий самолёт "Хеншель-126". Синчук стремительно атакует врага с пикирования и... "каракатица" рухнула в болото Гажьи Сопки.

Меньше двух недель понадобилось Синчуку, чтобы утвердить за собой славу лучшего пилота и в 254-м полку. 19 Мая 1943 года он был назначен помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе. Командующий 14-й Воздушной армии Герой Советского Союза генерал Журавлёв счёл возможным повысить Синчука в должности сразу на две ступени, минуя должность командира эскадрильи.

Тогда же в полку создали группу охотников, в которую вошли самые отважные и опытные лётчики. Вожаком этой ударной группы был назначен Синчук.

В Августе 1943 года парторг полка написал письмо матери героя. Вот короткая выдержка из него:

"Дорогая Улита Ивановна! Хочу порадовать Вас героическими делами Вашего сына Васи - любимца нашей части. Он с первых дней своих боевых действий показал мужество и отвагу... Ваш сын стал грозой для немецких оккупантов... Он сбил в ожесточённых боях 10 фашистских стервятников... Его заслуги перед Родиной велики... Он награждён высокой правительственной наградой - орденом Красного Знамени и медалью "За оборону Ленинграда".

4 Января 1944 года северо - западнее Новгорода лётчики 254-го истребительного авиаполка Капитан В. П. Синчук и его ведомый Лейтенант Иванов, "охотившиеся" за железнодорожными составами противника, обнаружили пару немецких истребителей FW-190, которая направлялась к линии фронта. Атака Ла-5 была мгновенной и результативной. Командир шварма оберлейтенант Отто Винсент (имевший 45 побед) и его напарник фельдфебель Курт Ихленфельд из прославленной эскадры JG 54 "Grunherz" были сбиты и погибли.

19 Января 1944 года помощник командира 254-го истребительного авиационного полка Капитан В. П. Синчук с группой истребителей, обнаружив автоколонну врага северо - западнее Новгорода, вызвал по радио дополнительно группу истребителей, а сам до их прихода пушечным огнём уничтожил головные автомашины. В колонне противника возник пожар и поднялась паника. В это время подоспела другая группа истребителей, которая нанесла новые сильные удары. В результате активных действий истребителей были уничтожены 25 автомашин и до 100 солдат противника.

Продолжая поддерживать наземные войска, авиация 14-й Воздушной армии после освобождения Новгорода наиболее активно действовала юго - восточнее Луги. Меткими бомбардировочными и штурмовыми ударами по врагу она способствовала пехоте и танкам в отражении контрударов противника и налётов его авиации. В этот период снова отличилась группа истребителей 269-й истребительной авиадивизии, руководимая Капитаном В. П. Синчуком. Будучи наведённой на бомбардировщиков противника, она смело их атаковала. В бою были уничтожены 4 неприятельских бомбардировщика и 1 истребитель.

В конце Января 1944 года командование полка отправило в штаб дивизии документы на представление Капитана В. П. Синчука к званию Героя Советского Союза, за 15 сбитых самолётов противника. В его наградном листе написано: "Капитан Синчук участвует в Отечественной войне на Волховском фронте с Сентября 1942 года. Прошёл путь от рядового лётчика до помощника командира истребительного полка. Зарекомендовал себя как один из лучших мастеров воздушного боя..."

А спустя буквально несколько дней, 1 Февраля 1944 года, Василий Синчук не вернулся с очередного боевого задания. Теперь, имея множество документов, можно с большой достоверностью проследить за событиями того трагического дня...

Сильную шестёрку выслал 254-й авиаполк на прикрытие пехоты и танков, пробивающихся от Новгорода к Луге. Уже одно то, что её вёл помощник командира полка Капитан В. П. Синчук, говорило о многом. В 23 года Василий стал наставником молодых лётчиков - истребителей. Его авторитет непререкаем. Он сбил уже 15 вражеских самолётов, двумя орденами Красного Знамени отмечены его подвиги.

В своём последнем бою Синчук сбил сначала истребитель FW-190, а вслед за тем одного за другим - два бомбардировщика Ju-87. Но тут к месту боя подоспела ещё одна шестёрка "Фоккеров". Им удалось отрезать и загнать в облака ведомых Синчука. Выйдя из облаков, они уже не увидели ни своих самолётов, ни немецких.

Иду в атаку! - эта команда была последней, которую они услышали по радио...

8 Февраля 1944 года в газете 14-й Воздушной армии "Бей врага" появилась статья "Врага не считают, а бьют". Её автором был начальник оперативного отдела 269-й истребительной авиационной дивизии Майор Н. Пёрышкин. Бой Синчука над Передольской он описал со слов вернувшихся лётчиков и по донесениям постов наземного наблюдения:

"Пятёрка самолётов Ла-5 под командой Капитана Синчука прикрывала наземные части в районе боев. Станция наведения радировала: "В воздухе самолёты противника".

Три группы бомбардировщиков типа Ju-87 численностью до 25 машин барражировали над нашими войсками. Капитан Синчук принял решение атаковать врага. Он подал команду: "Слева от нас самолёты противника. Иду в атаку!" Перестроившись в правый пеленг, истребители пошли за ведущим.

Бомбардировщики противника с высоты 1500 - 2000 метров производили бомбометание. Наши истребители, нарушив боевой порядок врага, начали преследовать "Юнкерсов". В этот момент на высоте появились 6 "Фокке - Вульфов". Два из них сразу атаковали ведущую пару Синчука и Кольцова. На них и обрушился Капитан Синчук. В упор он расстрелял и зажёг один самолёт. Не меняя курса, Синчук сблизился с "Юнкерсами" и с дистанции 50 - 30 метров длинной очередью поджёг бомбардировщик.

Расстроив боевые порядки бомбардировщиков, наши истребители повернули их вспять. Синчук снова приблизился на короткую дистанцию и длинной очередью сзади сверху сбил 3-й самолёт. Лётчики Серегин и Кольцов зажгли и пустили к земле ещё один немецкий самолёт.

Наши лётчики дрались до тех пор, пока в баках оставался бензин. Несмотря на численное превосходство истребителей противника и внезапное появление группы усиления, наши лётчики навязали бой первыми и вели его с нарастающей активностью, направляя главный удар по бомбардировщикам. В этом неравном сражении было сбито 5 пикировщиков Ju-87, 1 истребитель FW-190 и 1 пикировщик Ju-87 подбит.

Решающее значение в бою сыграли уменье и железная воля Капитана В. П. Синчука, который к уже имеющимся 15 воздушным победам добавил ещё 3 сбитых немецких машины".

К вышесказанному следует довавить кое - какие уточнения. Во - первых в этом бою нашими лётчиками было уничтожено 9 самолётов противника (7 непосредственно в самой схватке, 1 самолёт - Юрием Ершовым при посадке на аэродроме в Сольцах, 1 - сам разбился при посадке). Во - вторых на аэродром, кроме Синчука, не вернулся ещё один лётчик - замполит 254-го ИАП Майор М. П. Кольцов.

Михаил Павлович, сбитый в том памятном бою, выбросился с парашютом и оказался в плену. Вырваться из застенков лагеря ему удалось весной 1944 года. После войны он работал Директором картонажного комбината, дважды был награждён орденами "Знак Почёта", а за боевые действия получил орден Красного Знамени. Вспоминая уже после войны о той схватке, Кольцов признался, что весть о гибели Синчука он воспринял с удивлением. По его словам, опускаясь на парашюте, он видел самолёт Синчука, летящей на низкой высоте в направлении Новгорода. Его никто не атаковал. Кольцов был уверен, что "Лавочкин" командира группы благополучно доберётся до аэродрома. Шальную пулю он в расчёт не принимал, а она - то и погубила прославленного аса...

* * *

18 Апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Василию Синчуку посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

В эти дни 254-й истребительный авиационный полк сражался на подступах к Пскову. Десятками сбитых немецких самолётов, исковерканных орудий, сожжённых автомашин, повреждённых паровозов поминали своего доблестного однополчанина лётчики - истребители. Ко дню награждения Синчука "Золотой Звездой" полк сбил 110 вражеских самолётов. В дерзких атаках истребителей ясно прослеживался боевой почерк Василия Синчука.

Но тайна гибели отважного лётчика оставалась нераскрытой. Никто не видел, что случилось с Синчуком в последнюю минуту боя. Иногда лётчики попадали к партизанам и возвращались. Но время шло, а Синчук как в воду канул.

И тогда на фронте стали рождаться легенды о Синчуке. Будто бежавший из плена стрелок с "Ила" видел Синчука в плену, будто Василий попросил показать, кто его сбил. Привели какого - то невзрачного фрица - не то стрелка с "Юнкерса", не то зенитчика. Синчук будто бы свалил его могучим ударом кулака, отказался отвечать на какие бы то ни было вопросы и был расстрелян.

Все помнили, что Вася Синчук был скорее хрупкого, чем богатырского сложения. Силёнкой его бог не обидел, однако навряд ли он мог свалить ударом кулака фрица, хотя бы и невзрачного. Но именно такое поведение соответствовало героическому характеру Василия.

Всё стало понятным лишь спустя 7 лет, когда был найден самолёт с останками отважного лётчика. Тогда же отыскались и свидетели его гибели. Из письма свидетеля боя матери Героя:

"Прикрывая продвижение наших войск, несколько советских самолётов вступило в бой с десятками немецких машин. Это было над деревней Донец. Колхозники с земли следили за ходом боя. Наши истребители сбили 6 вражеских самолётов, а остальных обратили в бегство. В последнее мгновение боя одна наша машина была подбита и врезалась в болото. Трясина засосала её, и тогда не удалось отыскать следов падения самолёта. Теперь мы знаем, что погибший герой - Ваш сын Василий Синчук".

Останки Героя Советского Союза Капитана В. П. Синчука похоронены 26 Августа 1951 года в Уторгоше. И стоит теперь на могиле обелиск, а за ним выстроились в ряд, как солдаты в почётном карауле, сосны в зелёных касках. С Урала прилетел на Волхов Василий Синчук да так и остался здесь, неподалеку от легендарной реки, в которой столько раз отражались красные звёзды его боевой машины с номером "09" на тёмно - зелёном борту.

Решением исполкома Ленинского районного Совета депутатов трудящихся города Орска 1-й переулок, где жил Василий Прокофьевич Синчук, переименован в переулок Капитана В. П. Синчука. В Орском городском краеведческом музее хранится ряд документов, рассказывающих о жизни и подвигах Героя Советского Союза Василия Прокофьевича Синчука. Здесь же - боевые награды, шлем лётчика , обломки его самолёта, многочисленные письма, полученные за последние годы родителями Василия. Местные журналисты Л. Большаков и М. Лукерченко посвятили В. Синчуку книгу "Повесть о Герое". В 2008 году установлен бронзовый бюст на Аллее Героев.

Именем Героя названы также улица в совхозе "Восточный" Адамовского района и средняя школа в Актюбинской области.

* * *

Список всех известных побед Капитана В. П. Синчука:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 25.10.1942 г. 1 Ме-109 * Волховский фронт И-16, Ла-5
2 3 Fi-156 * Волховский фронт
3 08.11.1942 г. 2 Hs-126 * Волховский фронт
4 22.05.1943 г. 1 FW-190 (в группе - 1 / 3) болото Соколий Мох
5 29.07.1943 г. 1 FW-190 Вороново
6 1 Ме-110 Вороново
7 30.07.1943 г. 1 FW-190 (в паре - 1 / 2) зап. Карбусель
8 01.08.1943 г. 1 FW-190 Карбусель
9 1 Ме-109 Турышкино - Карбусель
10 02.08.1943 г. 1 FW-190 Погостье
11 01.02.1944 г. 1 FW-190 ст. Передольская
12 1 Ju-87 (сбит таранным ударом) ст. Передольская

Всего сбитых самолётов - 13 + 2; боевых вылетов - более 300; воздушных боёв - более 50.

[ * Информация взята из открытой печати, архивными документами не подтверждается. ]