Sid Meier’s Civilization VI: рецензия. Sid Meiers Civilization VI: Обзор известной информации Sid meier s civilization vi рецензия

Выход Civilization 6 нас немного удивил. Beyond Earth с единственным дополнением еще остыть не успела, а тут — продолжение. Однако если считать Civilization: Beyond Earth за ответвление (по аналогии с Sid Meier’s Alpha Centauri ), то все встает на свои места...

С релиза пятой части прошло добрых шесть лет. Но за эти годы Firaxis так и не выдумали никаких революционных идей: шестая часть будто тюнингует пятую, не смея переступать определенные границы.

«The sound of progress, my friend»

Смелее всего Firaxis поступили со структурой городов. Возможно, их внешний вид навеян перерисованными городами из Total War: Rome 2 : там тесные кучки зданий превратили в аппетитные такие блюдца, по фактуре куда более похожие на настоящие поселения. Однако суть все-таки совершенно иная.

Районы не только создают новую глубину застройки, но и усиливают внешнее сходство виртуальных городов с настоящими. А вон тот кампус пусть будет Оксфордом!

Вот команда поселенцев останавливается и выбирает место для привала. Появляется новый город. Все, что в нем сейчас есть, - это центр. И список зданий, которые разрешено строить, совсем короткий: амбар, водяная мельница, канализация, стены нескольких видов. Прочие архитектурные излишества требуют особых районов, возводимых силами горожан.

Вполне очевидно, что районирование - прямое следствие специализации городов, уже много лет преследующей Civilization: в столице собираем промышленную машину для строительства чудес, в другом городе обеспечиваем переизбыток пищи и плодим там поселенцев одного за другим, а третий закладываем посреди джунглей, чтобы устроить там научный бум спустя двести лет.

Военный лагерь способен сильно замедлить наступление врага - он огрызается не хуже отдельного города. Хорошо, что в Ливерпуле такого нет.

Эта парадигма теперь узаконена и в общем-то неизбежна: только самый быстрорастущий город осилит создание всех районов. А их полно: научный кампус, промышленный городок, военный лагерь, центр коммерции, театральная площадь, аэродром... Например, библиотека откроется только в кампусе, а поскольку район при строительстве требует много очков производства, какая-нибудь воинственная нация (типа коннолучных скифов) рискует вообще не увидеть ни одной библиотеки, кроме тех, что будут в захваченных городах неприятеля.

В современности поселенцы пересаживаются на симпатичный микроавтобус. Ну какой еще город они смогут основать, если не Сан-Франциско?

Логично? Пожалуй, а то прежде без библиотек не строились даже дикие необузданные гунны. Но игроку от того не легче, а гораздо тяжелее. Теперь, когда появляется шанс построить новый район, возникает вопрос - куда его воткнуть.

Следом, словно снежный ком, растут проблемы, и почти все порождены новыми геймплейными оговорками. Так, рабочие теперь не будут улучшать вам клетки местности от античности и до ядерной войны, потому что число их манипуляций конечно. Поначалу доступны три действия, а потом, благодаря технологиям и чудесам, несколько больше. И ладно если бы при этом строители «подешевели», так нет. Таким образом, обработка ландшафта (фермы, шахты, плантации и тому подобное) тоже упирается в городское производство. Поселение вынуждено регулярно отвлекаться на выпуск свежих работяг, иначе новым горожанам придется обрабатывать «неухоженную» клетку - считай, почти вхолостую.

Одноэтажная Пангея

Кстати, о горожанах - их нужно куда-то селить. Скорее всего, бурный рост вашего города, окруженного «месторождениями» пшеницы и скота, упрется в предел населения: нет новых жилищ - стало быть, и рожать новых дармоедов незачем. Проживает три человека, рождается четвертый, и рост города замедляется вдвое, потому что предел численности - пять персон. Дотянете-таки до пятого, достигнете предела, и рост все равно продолжится, но со штрафом в 75%, который нивелируется только в самом жирующем городе, где булками уже тротуары мостят.

Общего для всей страны уровня счастья или здоровья больше нет: каждый несчастный город горюет по-своему.

В начале игры решать квартирный вопрос нелегко. Можно добавить жилплощади путем улучшения клеток: фермы, например, дают половину жилого места. Некоторые здания приютят горожан: двух в амбаре (не спрашивайте как), одного в университете, еще двое влезут, если провести канализацию. Это все полумеры, а единственный эффективный инструмент для заселения - пригороды, районы, ни на что, кроме проживания, не годные. Зато плотность восхищает: до шести горожан, если район с высоким престижем (что-то вроде «элитности» клеток, и в первую очередь это влияет на туризм).

Но вдруг вы уже улучшили тот участок, куда так просится пригород? А если прямо под элитным поселком нашлись залежи бесценного урана? А если я вам скажу, что продуктивность ферм возрастает, когда они стоят рядом, и лучше бы их зазря не удалять?

ЭТО ВАЖНО: Firaxis основательно так потрудились над общей стилистикой игры. Пятая часть оглядывалась на ар-деко, а шестая тяготеет к эпохе великих географических открытий. В первую очередь это отражается на облике игрового мира: белые неизученные пятна стилизованы под старинные карты, равно как и места, что затянуты туманом войны. Изящно - не то слово, однако затрудняет чтение карты.

Шпионов следует беречь и не назначать на провальные операции: если его не убьют сразу, то придется платить выкуп.

Кстати, для чудес света тоже нужны отдельные участки - как правило, с драконовскими условиями: Великий Зимбабве требует наличия рядом центра коммерции (и рынка в нем), а с другой стороны - пастбище. Угораздит вас построить коммерческий округ достаточно далеко от скота - и плакал ваш Зимбабве.

А порой игра заставляет пересилить себя и вообще никак не улучшать территорию - чтобы основать там национальный парк. Парк - это вообще абсолютный антипод всего, что мы делали когда-либо в Civilization. Сначала покупаем натуралиста за очки веры (о, так вы наплевали на религию сразу после пантеона? Тогда дышите смогом, милейший), потом ищем участок в форме ромба и в четыре клетки площадью - и чтобы престиж там был высшего уровня. И все клетки при этом должны принадлежать одному городу.

Еще нужна гора или что-нибудь столь же живописное. И без единого улучшения! Тогда, и только тогда, натуралист откроет в этом чудном месте национальный парк. Чего ради такие жертвы? Парк привлекает бездну туристов, что критически важно для культурной победы: да, победа туризмом осталась почти неизменной.

Firaxis вновь отказались от художественных пейзажей с чудесами в пользу ускоренной анимации строительства. Вкупе со сменой дня и ночи оно смотрится очень даже ничего.

Никогда еще в серии Civilization планирование территории и застройки не значило так много.

Архитекторы душ

Не было еще Civilization, в которой заново не изобрели бы систему культуры. И вот опять! Впервые расценив ее значимость наравне с наукой, Firaxis выделили все гуманитарные идеи, открытия и достижения в отдельное древо. А рядом - научное, только «ободранное» немного. Покорение культурных вершин отличается немногим - вместо очков науки тратятся очки культуры, точно так же открываются всякие строения и чудеса света. Но есть еще и карточки политического курса. Политику Civilization тоже меняет с завидной регулярностью.

Будьте осторожны с великими писателями! Их бесчисленные шедевры до середины игры попросту некуда поместить, и бедолаги томятся в ожидании новой эпохи.

Теперь появились искусственные ограничители: в наличии десять схем управления, и чем ближе к современности, тем больше карт разрешено применить. Какой-нибудь фашизм позволяет держать три военных карты, но лишь одну экономическую. Демократия, напротив, - одну военную и три экономических.

И карты совсем не «косметические». Одни ускоряют обучение разных видов войск, иногда аж вдвое. Другие дают особые преимущества от торговых путей или от городов-государств. Третьи - очки великих людей, или дополнительные действия для рабочих, или мало ли что еще.

Карточки в умелых руках буквально порхают. Взяли одну - наняли армию, взяли другую - построили флот, взяли третью - сэкономили на переоснащении.

Карты не дефицитные, выдаются они по ходу культурного развития, поэтому разложенный «пасьянс» зависит от вашей стратегии игры, а не от предпочтений. Что еще важнее - курс легко изменить почти в любой момент, чем не мог похвастаться аддон Brave New World для Civilization 5 , где тоже внедрили политику. Там каждый выбранный «перк» оставался с вами навсегда... либо до революции, если давление других идеологий окажется слишком сильным. В Civilization 6 же все давление - это неприязнь коммунистической Испании, которую не устраивает ваша торговая республика.

Догнать Эйнштейна

Подковерная борьба перешла на иной уровень, туда, где ее не ждали, - в гонку за великими людьми! Впервые в серии они перестали быть унифицированными суперюнитами, и каждому, в зависимости от рода деятельности, дарованы свои умения. Ну разве что великие художники, писатели и музыканты просто заполняют амфитеатры и консерватории продуктами своего творчества.

То ли дело инженеры! Так, один мгновенно строит мастерскую и фабрику (последняя - с повышенным выхлопом) в промышленном районе, другой ускоряет возведение чудес света. И все они внесены в таблицу, где всякий мировой лидер видит, насколько он близок к получению нового гения. Насколько близки его конкуренты - тоже видно. Надо ли говорить, что в Civilization 6 борьба за светлые умы почти такая же напряженная, как за чудеса света?

Альтернатива гонке за гениями - скупить их с потрохами. Всего несколько тысяч золота либо веры - и новенький Альфред Нобель ваш уже сегодня!

ЭТО ЛЬСТИТ: хотя русских великих людей в Civilization 6 не так уж много, радует выбор чудес света, представляющих в игре нашу страну. Эрмитаж и Большой театр - будем считать, что это дань уважения российской культуре. А могли бы и Кремль вернуть, который изображают как собор Василия Блаженного. Или вообще ГУЛАГ какой-нибудь. Но черные страницы истории Civilization старается обходить.

Дипломатия - вечная проблема всех солидных стратегий. Civilization 6 зачем-то игнорирует достижения Civilization: Beyond Earth - Rising Tide , где удалось хоть как-то выйти из этого экзистенциального кризиса. Здесь же межгосударственные отношения пробуют привязать к неким переменным.

Что это значит? Так, Япония следует кодексу бусидо - на языке игры это значит, что ниппонцы уважают сильную армию, подкрепленную верой и культурой. Без оных солидные вооруженные силы кажутся Японии чем-то оскорбительным. Викинги (формально - Норвегия, но мы-то знаем) моментально разлюбят соседа, не контролирующего свои воды (читай - лишенного сильного флота).

Королева Виктория забирает награду за самую кислую мину в Civilization 6. Ее величество умудрилось поссориться со всеми известными нациями. Браво!

К чему это приводит? Вы не успеваете за всеми угнаться и всем угодить - возможно, поэтому в игре нет дипломатической победы. И большинство окружающих начинает вас тихо ненавидеть. Пусть вы вооружились до зубов - войны все равно не миновать. Принимать условия дружбы не станут даже те, кто настроен хорошо (это отражается смайликом у пиктограммы собеседника). Но стоит вам посягнуть на земли, которые ИИ «зарезервировал» для себя... Короче, однажды японцам хватило одного основанного мной города, чтобы тут же - без стандартной угрозы «селись подальше от меня» - объявить войну и позорно ее проиграть.

Самые главные изменения мы постарались детально описать в нашем превью, так что теперь, в рамках обзора, постараемся передать впечатление от игры в целом и влиянии геймплея на ощущения, вместо рассказа обо всех качественно-количественных улучшениях и переработках.

Цивилизация 6 - обзор игры

Первое впечатление - положительное!

Начнем с того, что для фанатов серии Sid Meier"s Civilization 6 покажется достаточно простой игрой, на освоение всех геймплейных деталей которой уйдет одна тестовая игра на дуэльной карте на низкой сложности. Если вы играли только в пятую часть или Beyond Earth , то освоение займет больше времени из-за действительно разительных изменений, как по части игрового баланса, так и по части управления.
Достаточно быстро приходит понимание, что игра сделала значимый переход от тактики к стратегии. Если раньше игрок мог позволить себе принимать сиюминутные решения, застраивать все подряд как ему угодно и в каком угодно порядке, а также объявлять и прекращать войны, когда ему заблагорассудится, то теперь нужно планировать развитие на 7-10 ходов вперед, составляя в своей голове чуть ли не последовательность действий - что и за чем идет.

Правильным решением разработчиков можно назвать развитие города при помощи кварталов. Только полное знание преимуществ каждого гекса, сообразное распределение районов, учет распределения ресурсов и стандартных лесопилок-полей-рудников на годы вперед может привести к доминированию. Ставить районы, улучшения и Чудеса вслепую будет бесполезным занятием, а то и вредным.

Цива – это такие шахматы от мира видеоигр. Игра вне времени. Простая с виду, но глубокая в своей сути. Игра с минимальным количеством графики, которая пожирает десятки часов свободного времени, короче, вы уже слышали все эти эпитеты.

Куда интереснее рассмотреть природу феномена “Цивилизации”. Это важно, хотя бы для понимания того, почему шестая часть стала настоящим триумфом серии, насчитывающей в своей истории 25 лет. Цивилизация всегда жила на стыке двух миров: настольного и компьютерного. Первая часть была почти прямой адаптацией одноименной настольной игры от Hartland Trefoil, а позже Сид Мейер выкупил у британцев право использовать это имя за фиксированную сумму. В этом плане “Цива” всегда кренилась больше к ходам, кубиками и прочим настольным заморочкам, лишь “одевая” совсем сложные вычисления в автоматические алгоритмы и превращая карточки и фишки в удобный игровой интерфейс. После легендарной первой “Цивы” успех серии напрямую зависел от того, насколько удачно Мейеру (а позже группе дизайнеров от его имени) удавалось сбалансировать “настольные” и “компьютерные” элементы.

Если уж честно, то удавалось это так себе. Хотя и сложно испортить столь идеальную базовую механику, но третья и четвёртая части игры, с оглядкой на время и опыт, ощущались очень надуманными и перегруженными. Да, они представили игрокам много интересных идей, которые надолго задержались в основной серии, но порой создавалось ощущение, что ты полностью теряешь нить происходящего. Сильнее всего в этом плане раздражала Civilization 4, первая трёхмерная игра серии. Ты мог сколь угодно хитро и умно выстраивать стратегию, но алгоритмы прятались за твоей спиной и ломали всю картину. Ты не мог уследить сразу за всем, настолько сильно “Цива” стала “компьютерной”. Особенно это касалось даже не экономики и катаклизмов, а войны. Боевые действия в Civ 4 превращались в затяжные баталии на тему “кто сложит больше юнитов в узком перешейке” и, как итог, ты старался отыграть любую победу, кроме завоевания. Если говорить коротко, то Civ 3 и Civ 4 сами диктовали тебе стиль игры. Да, они были увлекательны, но на последних годах жизни “четвёрки” стало возникать отчётливое ощущение, что серию сносит совсем далеко от настольных корней. Ну, знаете, в дебри Crusaders Kings 2 и прочих игр, где таблицы размером в три экрана – это даже по-своему весело.

Первой серьезной работой над ошибками стала Civilization 5. Да, жутко бедная на “фишки” релизная версия наломала множество дров и окончательно “пятерка” оформилась лишь после двух дополнений. Однако этой игре удалось сделать главное – вернуть Civilization на рельсы “компьютерных шахмат”, то есть восстановить баланс между “компьютерностью” и настольным наследием. Игровое поле расчертили на привычные для стола шестиугольники-гексы, война стала быстрой и даже весёлой, а древо социальных институтов обеспечивало гибкость. Хотите быть военной державой? Выбирайте нужные ветки развития. Колонист или торговец? Балансируете между войной и экономикой. Последующие дополнения сделали игру ещё послушнее и интереснее, а потому, изначально холодно принятая фанатами, Civilization 5 закончила свою эпоху на пантеоне 4Х стратегий. При этом, попытка перенести всю эту модель в космос большой популярности не снискала и Beyond Earth сейчас вспоминают только в контексте успеха Цивы номер пять (хотя автору рецензии BE очень понравилась).

Как вы можете понять из опуса выше – шестёрке предстоит прыгнуть выше головы, причём сделать это сразу на запуске. Вырезать второй раз к ряду интересные функции просто потому, что дизайнер не смог адаптировать всё в срок, было бы просто свинством. И? И как? Спойлер: выдыхайте.

На данный момент Civilization VI – это пик серии, кульминация усилий Сида Мейера и бессчетного числа дизайнеров, которые долгие 25 лет улучшали серию. В механику, эстетику и темп шестой части можно смотреться, как в зеркало, настолько отполированным получился практически каждый элемент. Взять ту же графику: по первым скриншотам нас пугали этакой ожившей версией Clash of Clans, тогда как в реальности картинка в Civilization 6 – самая красивая, чистая и приятная в жанре 4Х. Юниты здорово анимированы, игровые “гексы” пестрят детализированными моделями городов и ферм, а само игровое поле – вообще произведение искусства. Работает это так: пока ваш юнит находится на клетке – перед нами стандартная трёхмерная графика, но стоит ему уйти, как исследованная область превращается в нарисованный от руки участок средневековой карты. Это сложно описать, достаточно увидеть на YouTube или в игре самому.

Всё, что касается звука и внешнего вида в “шестёрке” сделано очень дорого, особенно на фоне откровенно спартанской пятой части. В меню тебя встречает величавая песня “Мечта о Полёте” за авторством лауреата “Грэмми” Кристофера Тина, в игре цитаты озвучивает Шон Бин, а каждое новое чудо света сопровождается сногсшибательным таймлапсом его постройки.

Но даже самая великолепная картинка не в состоянии спасти плохую игру. И здесь у Civilization VI всё настолько в порядке, что выйди она с 2D-графикой – в неё всё равно бы играли часами. Civilization VI продолжает взятый “пятой” частью дрифт в настолки, а в обучении даже честно говорит: “Civilization VI – это как настольная игра, в которую вы играете вместе с друзьями”. Изменения поверхностны с виду, но в сути своей настолько фундаментальны, что учиться играть приходится заново. Буквально.

Первое, на что стоит обратить внимание: под стать играм на столе Civ VI стала куда активнее использовать гексы игрового поля. Теперь развитие городов – ваш ключевой фокус. Исчезла “компьютерная” условность, при которой вы могли расширять город без оглядки на окружение и безнаказанно строить здания пачками. Теперь у каждого города есть ограниченное число районов, в которых вы можете строить строго определенные здания. Сами районы размещаются на близлежащих к городу клетках, а потому воткнуть что-то куда попало не выйдет. Как итог, это подталкивает к постоянному росту империи, так как один город может поддерживать всего лишь несколько районов. У городов появилась настоящая специализация: научная, культурная и промышленная. Комбинируя бонусы территории и городов можно получить настолько мощную империю, что не придется ни с кем воевать. Эта же система “районов” даёт игрокам в Civilization 6 невероятную гибкость при планировании типа своей победы. Фанаты науки заполнят свою империю кампусами, тогда как милитаристы сделают упор на военные кадры и производство.

Второе существенное отличие от пятой части – социальные институты. Теперь это не короткие ветки, способности в которых вы получаете за очки, а полноценное дерево исследований. Причём здесь всё тоже реализовано с оглядкой “на стол”: в качестве основного инструмента у игроков есть выбор социального строя: автократия, демократия, фашизм и так далее. По факту, строй представляет собой “рубашку” для карточек социальных свойств. Каждый тип правления отличается количеством карточек, которые выдаются на определенные цели. Карты могут улучшать военное дело, дипломатию или экономику. Так “фашизм” даёт больше слотов для карточек войны, но сильно снижает бонусы от экономики, а у “торговой республики” слотов под военные карточки просто нет. Исследования же в древе соц. институтов открывают новые карточки и рубашки (всего рубашек в игре 9). Звучит немного запутанно, зато в самой игре эта система позволяет перестраивать приоритеты вашей империи очень оперативно. Хотите торговать? Тасуйте карточки экономики! Хотите бонусы от войны? Просто перетащите в рубашку нужные карточки. Это чисто настольная система, но она просто великолепно адаптирована под нужды Civilization VI и работает с остальными механиками в полной гармонии. А главное – абсолютно прозрачна и понятна. При этом, у прилежных игроков появился шанс существенно форсировать своё продвижение по технологической и социальной веткам. Почти у каждой технологии есть бонусные условия, при которых разработка форсируется. “Орошение” ускоряется постройкой трёх ферм, “военная традиция” постройкой воинов, и так далее.

Война и институты религии тоже претерпели изменения, но поскольку они хорошо были реализованы ещё в Civilization 5, внимания заострять на этих аспектах не стоит. Основные отличия: теперь можно объединять войска в “корпуса” и “флоты” по максимум 3 юнита одного типа, а “великие люди” покупаются в том числе за деньги, а не только за очки веры.

Но будет не очень честно умолчать про минусы игры, особенно после такого вала эпитетов. Первое – ИИ. Ганди, конечно, не зашвыривает карту ядерными ракетами, но искуственный идиот “Цивилизации” не стал сговорчивее или умнее. Зачастую можно нарваться на агрессию какой-то нации без существенной причины или не получить поддержку от соседа, с которым ты дружил всю партию. Достаточно сказать, что автор материала за пять партий так и не смог заключить ни одного соглашения о дружбе с какой-то нацией, хотя и очень старался. Ещё одна беда (поправимая, однако, в ближайшие месяцы) – баланс. Варвары слишком агрессивны на первых этапах, условия научной победы безумны (по 40 ходов на каждый этап), да и экономика не так прозрачна, как хотелось бы. Ну и конечно баги, куда без них. Игра имеет свойство зависать и очень не любит ALT+TAB, а это серьезный недостаток для ПК-эксклюзива.

Однако едва ли эти огрехи омрачают то, чем является Civilization 6. На данный момент – это, повторюсь, пик культовой серии. Самая гибкая, послушная, понятная и прозрачная 4X-стратегия на земле, от которой ты получаешь тонны удовольствия. А главное – идеальный входной билет для новичков. А потом – бессонные ночи, красные глаза и “ещё один ход”…

Максим Зарецкий

У глобальных стратегий характер не подарок. Достаточно посмотреть на карту мира в Civilization VI: россыпь кукурузин и гаек, куча закладок, кнопок, надписей - поди разберись, куда жать, кого двигать и что за штуковина мигает в углу. Это кем надо быть, чтобы любить такое? Но почему тогда типичный отзыв об игре звучит примерно так: "Сел глянуть одним глазом, а очнулся за полночь"? Секрет "Цивилизации" в подаче сложных вещей доходчивым методом - через практику. Из-за чего они въедаются в память так же твёрдо, как правило про "жи-ши" или формула этанола. Иными словами, Firaxis работает для тех, у кого есть свободное время, но нет желания тратить его на всякую чушь.

Играй, как царь

Суть Civilization проста: берём любую из наций и приводим её к мировому господству. Способов показать, кто в доме хозяин, сразу несколько - здесь и завоевание, и обращение соседей в истинную веру, и покорение их культурой, и даже обустройство колонии на Марсе. Но путь к славе зависит от того, кем именно управлять. Скажем, Россия сильна духовно, а ума набирается от торговли с более развитыми странами. Римляне получают по бесплатному зданию в новых городах и с удвоенной прытью размножаются в банях. А французы коварны: их шпионы, образно говоря, не только просматривают историю браузера на компьютере врага, но ещё и взламывают его вебку. Есть варианты для милитаристов, пацифистов, великих комбинаторов, кандидатов наук, счетоводов, ветеранов труда, членов Четвёртого интернационала и адвентистов седьмого дня. Так что после нескольких партий у вас уже будут свои любимчики.

Остальные правила - общие для всех: прежде чем захватить мир, надо расширить империю за счёт колоний, развить города и толково распорядиться гражданами. С последними - тоже ничего сложного. Каждый из них как тамагочи, который вырос, но гадить не перестал. Строй мне, говорит, канализацию и акведук. Ещё подавай еду, жилплощадь и работу: один гражданин хорош как фермер, второй точит болванки на станке, третий ведёт исследования в университете, а кто-то проповедует буддизм, копает уран и жонглирует мячиками в цирке. Вместе они поддерживают среднюю температуру по палате, но стоит кому-то недоесть, остаться без квартиры или без чая с сахаром, как начинаются проблемы.

Однако самое занятное в управлении городами - не кадровые "пятнашки", а разметка районов. Если в предыдущих частях сериала все здания ютились на одной клетке, то теперь у нас есть центр города и стройплощадки вокруг него, где можно возводить кварталы разных специализаций.

Нужна наука - разбиваем кампус, чтобы затем воткнуть туда библиотеку, университет и лабораторию. Рынок пополняет бюджет, военный лагерь повышает защиту, театры с музеями не построишь без района культуры, а заводы - без промзоны. Всё бы ничего, но свободное место вокруг центра всегда ограничено. А где возводить чудеса с их конскими требованиями? Одно хочет стоять между рекой и горой, другое - строго рядом с кампусом, а это - вообще только в пустыне. Но не тут-то было: участок пустыни занят, там уже шахта и нефтяная вышка. Получается стратегия внутри стратегии, этакий симулятор города под девизом "семь раз отмерь - один отрежь".

Угнаться за двумя зайцами не получается и в политике. Она сделана на манер ролевой игры: у правительств есть набор пустых ячеек, куда надо вставлять карточки с теми или иными бонусами. Это создаёт массу вариантов внутри любого строя, будь то монархия, фашизм, коммунизм или демократия. Наука, хотя в целом она и ведёт от дубины до стелс-истребителя, тоже не позволяет решить все проблемы разом. Так, шаг за шагом, вы начинаете контролировать несколько механик, но голова при этом не дымится, как "Адмирал Кузнецов". Несмотря на порог вхождения - у нас тут всё-таки не легкомысленный жанр - нюансы схватываешь на лету. Это черта всех выпусков сериала, и шестой - не исключение.

Ума палата № 6

Древние римляне поняли жизнь - это ведь они говорили: "Хочешь мира - готовься к войне". И как бы Civilization VI ни выпячивала мирные способы победить, без драки дело не обходится. Сперва донимают варвары: если проворонить их лазутчика, тот убегает в свой лагерь и возвращается с подкреплением. Только отбился от диких орд, как приходят на огонёк соседи. Искусственный интеллект в игре прямолинеен - в том смысле, что если кто-то хочет с вами дружить, то он же первым и всадит нож в спину.

А начинается всё невинно: давайте обменяемся посольствами и дарами, только пропустите пару лучников - они так, мимо пройдут. И вот ещё несколько боевых колесниц. Осадные башни? Так это новый дизайн туристических автобусов.

Причём дипломатия выстроена таким образом, что чем внезапнее война, тем выше штраф за её объявление, вплоть до остановки производства и бунтов. То есть для бряцания оружием нужен формальный повод: например, если у вашей империи и страны противника разные религии, можно использовать это для уменьшения штрафа. Благое же дело - за истинную веру с еретиками боремся. Свою примитивность ИИ компенсирует мышечной массой, которая растёт вместе с уровнем сложности. Режим "князь" даёт равные шансы и потому не бросает вызова, зато на "божестве" враги на старте получат по два города и толпы воинов, а у вас - лишь поселенцы в драных портках. Круче только матчи против живых игроков, но перед ними стоит размяться с компьютером, иначе вы познаете все оттенки боли.

Firaxis и без того нашла способ доставить неприятные ощущения, ведь мимо геймерского дома авторы "Цивилизации" без шуток не ходят. Это касается не юмора как такового - у игры с ним полный порядок: открыв очередную технологию, вы можете прослушать цитату вроде "Излишества погубили Римскую империю. Вот, к примеру, кондиционеры, из-за которых все окна были закрыты, и никто не услышал, как приближаются варвары". Беда в другом: разработчики опять перегнули палку в экспериментах - к счастью, только в визуальных. Так что добро пожаловать в сон наркомана. Яркость на максимум, цвета кричат, нужного не разглядеть, а взгляд довольно быстро "замыливается". Даже персонажи напоминают карикатуры на самих себя: не спасают ни милашка Клеопатра, ни шумерский красавец Гильгамеш, похожий на борца из Дагестана.

Есть и локальные недостатки: хотя игра полностью переведена на русский, работа выполнена спустя рукава. В оригинале можно услышать звезду "Стрелка Шарпа" и "Властелина Колец" Шона Бина, зато здесь вы один на один с тусклым диктором, который заблудился в трёх интонациях. И готовьтесь к надписям вроде "хотят слухи, что Япония захватила хотят слухи, что" - это никакая не шутка, а позор в дистиллированном виде. Поэтому, если вы на "ты" с английским, выбор языковой версии очевиден.

И всё-таки она вертится

Поклонники сериала знают, что финальный лоск его выпускам придают DLC. Но даже без дополнений шестая "Цивилизация" - вещь комплексная и насыщенная. Одни найдут здесь повод интересно провести время, другие - островок контроля в океане хаоса, а для кого-то она превратится в конструктор, который можно собирать и разбирать, годами пробуя разные варианты.

Букет типичных для жанра эмоций полон: вот мучительные раздумья над очередным ходом, вот радость трудных побед и горечь внезапных поражений. А где ещё можно квалифицированно развалить державу после десятка напряжённых часов поднятия целины? Или найти в бездне вариантов тот самый, что "вытащит" безнадёжную партию? Civilization VI - из тех игр, которые поглощают всерьёз и надолго, которые хочется обсуждать с друзьями. Тут главное временем запастись: его потребуется немало.

Достоинства:

  • самая комплексная глобальная стратегия из современных;
  • геймплея здесь - на несколько игр и сотни часов;
  • системы политики и районов делают сериалу честь;
  • сочетание спокойного темпа и насыщенности событиями;
  • афоризмы лучших авторов - от Черчилля до Пратчетта.

Недостатки:

  • от графики устают глаза;
  • слишком много внимания в геймплее уделено религии;
  • злокачественная локализация;
  • балалаечный саундтрек России выводит из себя.

Огромное дополнение, которое хочется назвать «Цивилизация шесть с половиной»

Отправить

От каменного века до технологий будущего, от первых шагов человечества до первого полета в космос, от рассвета цивилизации до ее заката. На этом долгом пути придется пройти как через золотые века, так и через темные времена. Союзники станут врагами, а враги исчезнут с лица земли. В дополнении от ваших решений зависит как никогда многое. Сможете ли вы построить цивилизацию, которая пройдет испытание временем?

Серия Civilization — эталон пошаговых стратегий, несущий знамя прогресса в этом несколько стагнирующем жанре. Каждая новая игра неизменно привносила что-то свое, но при этом по-прежнему ощущалась как «Цивилизация». Разработчики никогда не боялись идти даже на радикальные изменения, такие как отказ от «настакивания» юнитов и переход от квадратных ячеек к шестиугольникам в . Но прогресс не ограничивается только переменами от части к части. Firaxis Games создает прекрасные аддоны, которые заметно видоизменяют игру. Шестая часть франшизы была принята несколько холодно фанатами серии, и всем было понятно, что разработчикам придется хорошенько постараться, дабы сделать игру лучше и изменить мнение публики. Удалось ли им это? Еще как!

Традиционно для серии, аддон добавляет в игру несколько новых цивилизаций и лидеров. Всего их девять: восемь новых и один альтернативный правитель — Чандрагупта Маурья — для Индии. Помимо него на выбор доступны вождь индейцев Кри Паундмейкер, царица Грузии Тамар, полулегендарная королева Кореи Сондок, военачальник Мапуче Лаутаро, великий хан Монголии Чингисхан, королева Нидерландов Вильгельмина, правитель КваЗулу Чака, и величайший монарх Шотландии Роберт I Брюс. Разумеется, стиль игры за каждого лидера существенно разнится, порой даже радикально; но также стоит отметить и то, что не все эти цивилизации одинаково сильны в любой отдельно взятой партии. Научно-ориентированная Корея из-за своих бонусов будет релевантна всегда, когда как, например, для использования всей заложенной в Грузию силы на небосклоне должно сойтись слишком много звезд. Ветераны будут рады комплексному и необычному стилю игры за Лаутаро. Но и новички в обиде тоже не остались: предводитель зулусов Чака идеально подходит для ознакомления с основами военного дела.


Главное и самое значимое нововведение, на что намекает название дополнения, это система золотых и темных веков. В оригинальной игре эры значили мало и служили лишь показателем, как далеко цивилизация продвинулась в древе технологий или социальных институтов. Теперь же они будут значить гораздо больше.

В зависимости от действий на протяжении целой эры, игроку начисляются «очки эпохи». Изучили значимую технологию? Десять очков Гриффиндору! Разорили лагерь варваров? Основали город на побережье моря? Построили чудо света? Рекрутировали уникальный юнит? Плюс к очкам, плюс к очкам, плюс к очкам. Список просто-напросто огромен. Вся информация об этих моментах хранится в меню хронологии: в любой момент можно посмотреть на славную историю вашей цивилизации.


В каждой эре есть два порога очков. Их достижение влияет на то, какой будет следующая эпоха — обычной или золотой. Если не удалось достичь даже первой отметки, то быть темному веку. Золотой век дает огромный бонус к лояльности (о ней ниже), а также один бонус устремления, который позволяет сфокусировать развитие и «бросить» его в нужное русло. Темный век, в свою очередь, уменьшает лояльность ваших городов, однако существенно увеличивает шанс достижения золотого века в будущем; он будет называться героическим, и даст выбрать на два бонусных устремления больше.

Помимо очевидных и осязаемых геймплейных плюсов, внедрением этой системы разработчики смогли сделать игру просто более интересной. Она сподвигает активно исследовать карту, искать новые пути зарабатывания очков (некоторые из них очень даже неочевидны!), и это в свою очередь, побуждает экспериментировать. Однако, есть подозрение, что со временем игроки просто-напросто выучат наизусть лучшие пути получения очков — какие технологии их дают, какие юниты лучше прокачивать и какие здания строить. Полную «автоматизацию» процесса, конечно же, в достаточной мере предотвращает случайная генерация мира при начале новой партии, но не полностью — ведь у каждой цивилизации закодирован предпочтительный ландшафт старта.


У городов появилось значение лояльности. Чем ближе город к столице или к границам цивилизации и чем дальше от поселений соперников, тем лояльнее и преданнее его население. Не стоит основывать свои поселения за тридевять земель: при падении лояльности до нуля город становится свободным, у него появляется свое подобие армии, и, если ничего не предпринять, он может примкнуть к империи соперника.

По своей сути, система лояльности создает еще одно поле боя. На нем можно и нужно тщательно думать, планировать наперед и быть внимательным. Цивилизации, вступившие в золотой век, не просто делают свои города более лояльными, они также становятся гораздо более привлекательными для городов соперников. На этом поле боя можно захватывать поселения без вооруженного конфликта.

Это все очень сильно напоминает так называемые «культурные бомбы» из , только отличие в том, что в шестой части под это есть собственная механика. Возвращение этой системы не может не радовать: ощущения от того, что вы переманили чужой город к себе только потому, что вы круче, просто непередаваемы.


Рука об руку с системой лояльности идут губернаторы. Да, теперь можно назначать людей руководить городом. Губернаторов всего семь, и на их наем тратятся те же очки, что на апгрейд. Поэтому остро стоит стратегический выбор: назначить как можно больше не прокачанных губернаторов или иметь всего пару-тройку, но со всеми возможными апгрейдами.

Предоставление выбора игроку — очень важное и хорошее решение. Радует, что ограничение тут существует не ради ограничения, как это часто бывает в играх, а привносит тактический элемент даже в управление городом. Например, есть социальный институт, который повышает лояльность в городах с губернатором, поэтому определенным цивилизациям стоит нанять их как можно больше. А вот империям, которые не простираются от одного края континента до другого, а фокусируются всего лишь на паре-тройке городов, стоит предпочесть улучшения.


Очень сильно поменялась система союзов. Теперь это не просто пакт невмешательства или взаимозащиты. Альянсы теперь имеют серьезные бонусы. Существует несколько разновидностей союзов — научный, военный, экономический, культурный и религиозный. И хотя каждый тип достаточно хорош сам по себе, стоит думать в долгосрочной перспективе: чем дольше действие союза, тем больше пользы. Поэтому опрометчивые решения могут выйти боком. Их также можно использовать тактически — для извлечения дипломатической выгоды. Действительный союз делает даже таких коварных махинаторов, как Екатерина Медичи, менее охочими на удар ножом в спину. И все же стоит помнить, что альянсы идут на пользу не только вам, но и союзнику тоже. Поэтому стоит тщательно выбирать друзей.


Помимо умышленных союзов, в империи могут стать по одну сторону баррикад по воле случая. Когда кто-то завоевал слишком много территорий или использовал ядерное оружие, наступает критическая ситуация. «Критические ситуации» как геймплейная механика выступают последним рычагом реагирования на чью-либо скорую победу. Когда срабатывает такой ивент, ИИ выбирает всех возможных участников, и им предлагается выбор — отложить все дела, встать на одну сторону и попробовать одолеть общего неприятеля, или отказаться от участия. Победа сулит огромную выгоду всем участникам, однако при неудаче доминирующий враг окажется еще сильнее. Занятность механики состоит еще в том, что все принимают решение самостоятельно, и тут открывается огромный простор для игр разума. Можно, например, отказаться от участия, а потом все равно открыть второй фронт неприятелю, но при этом удостовериться, что участники не добьются своей цели в установленных временных рамках. Таким образом можно одним махом подпортить малину сразу нескольким соперникам. И это лишь один пример хитрости. Сама по себе система тоже работает очень хорошо — игре нужна была функция «последнего рубежа», и она ее получила. Главное помнить, что это палка о двух концах: вы тоже можете оказаться жертвой.


К слову о городах-государствах. Очень печально видеть, что их ИИ не был доработан должным образом. Он все также спамит юнитов, которых потом бесцельно передвигает туда-сюда каждый ход. Он все так же не умеет защищаться против какой-либо организованной агрессии со стороны цивилизаций. В них просто-напросто слишком много статичности.

Как итог, можно смело сказать, что все ожидания оправданы. Разработчики явно прислушиваются к коммьюнити, не боятся признавать и исправлять свои ошибки и всегда стремятся сделать игру лучше. Все механики аддона взаимосвязаны, логичны, и отлично выполняют свои функции.

Не имеет значения, новичок ли вы в серии Civilization , или ветеран — это дополнение делает все возможное, чтобы понравиться любым игрокам. Вручает все ключи для успеха, дает фантазировать, размышлять, действовать, и, что самое главное, получать удовольствие от процесса. А теперь вперед — сражаться с испытаниями, которые приготовили пески времени!

А вы играли в эту легендарную стратегию? Какую часть предпочитаете остальным?